Существенные признаки духовных традиций как детерминанты жизнедеятельности российского общества. Отличительные признаки психических процессов Признаки духовных явлений

Шевченко Ольга Викторовна 2010

Шевченко О. В.

СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Духовные традиции являются одним из важнейших факторов стабильности, преемственности и упорядоченности жизни социума. Как любое общественное явление, они обладают большим количеством свойств и признаков: главных, второстепенных, общих, единичных, специфических и т.д. Анализ духовных традиций позволяет выделить их наиболее существенные признаки.

Одним из важных признаков является преемственность - способность духовных традиций передаваться от поколения к поколению, которая выражает собой механизм трансляции социального опыта. В этой способности традиций отражается диалектический процесс их развития, выраженный в законе отрицания отрицания, который предполагает сохранение накопленного опыта, передачу его новому поколению и воспроизведение этого опыта на новом витке развития общества с учетом реалий обновленной действительности. Например, духовная традиция православия, которая была заложена в 988 г. князем Владимиром, существенно определила культуру, уклад общественной жизни и мироощущение русского человека.

Преемственность является способом, механизмом передачи ценного и значимого для жизнедеятельности российского общества и армии опыта предыдущих поколений своим потомкам.

Другим существенным признаком духовных традиций выступает повторяемость, которая сопровождает любое развитие. В данном случае повторяемость понимается не как бессмысленное и обязательное повторение прошлого, а как необходимое для социального развития обращение к прошлому опыту в современных условиях деятельности Российского государства. Это особенно актуально в наше время, когда мы пытаемся найти в прошлом пути и способы разрешения сегодняшних проблемных ситуаций в целях успешной модернизации российской государственности.

Следует отметить, что изменение социокультурных форм бытия человеческого общества ведет к переосмыслению традиций, но оно не может уничтожить традиции вообще, а только придает им новое содержание методом аксиологической интерпретации.

Так, представитель феноменологического направления философии П. Рикер определяет традицию как некую живую бытийственность, развивающуюся благодаря непрекращающемуся процессу интерпретации. Непрерывность традиции допустима только как возможность ее интерпретации, как непрекра-щающаяся работа с традицией. Он считает, что если передается лишь формальная сторона традиции, без осмысления ее содержания, с учетом современных реалий или настоящего времени, то это приводит к гибели традиции. «Традиция, понятая даже как перемещение депозитного вклада, остается мертвой традицией, если не является непрерывной интерпретацией этого вклада: «наследие» есть не запечатанный пакет, который, не вскрывая, передают из рук в руки, но сокровищница, из которой можно черпать пригоршнями и которая лишь пополняется в процессе этого исчерпания. Всякая традиция живет благодаря интерпретации -такой ценой она продлевается, то есть остается живой традицией» .

Другими словами, новшества входят в традицию посредством переосмысления прошлого опыта и придания первичным традициям нового смысла, который органически вплетается в бытие традиций современного российского социума.

Например, укоренена духовная традиция сострадательного отношения к ближнему, который нуждается в помощи. Причем помощь человеку, попавшему в беду, могут оказывать совершенно посторонние для него люди. Устоявшаяся духовная традиция совместно переживать чье-то горе, проявлять сочувствие к чужой физической или душевной боли, сострадать, готовность «отдать последнюю рубаху» имеет глубокие исторические корни и берет свое начало в общинном быте народа.

В современный период развития общества действие данной духовной традиции проявляется с особенной силой, чаще всего в дни социальных потрясений. Так, террористические акты 29 марта 2010 г. в Московском метро объединили людей общим горем. Лесные пожары летом этого же года и их последствия для населения многих областей России в значительной мере способствовали проявлению таких духовных традиций, как жертвенность, милосердие, сострадание, взаимопомощь и др.

Повторяемость духовных традиций отражает потребность общества в преемственности необходимых ему норм поведения, духовных качеств, ценностей, которые позволят ему выжить в периоды катастрофических потрясений и сохранить духовную целостность.

Значимым признаком духовных традиций выступает их устойчивость, которая определяется закрепленностью и живучестью различных духовных образований в данной социокультурной среде. Традиции становятся устойчивыми при условии обретения формы массовых привычек и поддержки их общественным мнением. Они проявляются в общественной и индивидуальной жизни людей и регулируют взаимоотношения и быт людей. Именно в традиции человек во многом находит ответы на те вопросы, которые стояли перед предшествующими поколениями и которые ему самому предстоит решать на протяжении всей своей жизни .

Одной из важных для социального единства духовных традиций является долготерпение как разумное спокойствие и способность выживать в самых сложных условиях.

Например, филолог А.В. Сергеева, проводя компаративистский анализ ментальных особенностей русских и французов, отмечает, что сервильную (чинопо-читательную) психологию русских можно осуждать, «но можно попытаться понять это как вынужденную модель поведения, как результат фаталистического отношения к жизни и конформизма русских» . Она предлагает задуматься над тем, «почему в современной России, несмотря на ужасающие условия труда и несправедливую систему жизни, несмотря на невыплаты зарплаты, несмотря на явную деформацию отношений между работником и работодателем (какая и не снилась западному человеку), крайне редки выступления с социальными протестами? Вот, например, аргентинские граждане в начале 2002 г. из страха перед девальвацией своей валюты на 50% устроили по всей стране погромы и заставили уйти в отставку одного за другим пятерых (!) президентов. А в России после кризиса 1998 г., когда рубль обесценился на 400% и миллионы людей потеряли свои сбережения, рабочие места и надежду вернуть свой прежний материальный статус, никому в голову не пришло идти на баррикады или легально использовать существующие инструменты демократии: например, отозвать своего депутата, потребовать от него хоть каких-то действий...» . Такая безынициативность снова и снова воспроизводит в либеральной прессе штамп об извечной покорности русских.

Однако подобное поведение русского народа объяснимо его стремлением к устойчивому, стабильному развитию, так как объективные условия для развития социума самые неблагоприятные: экономическая нестабильность, духовный нигилизм, значительное социальное расслоение, устаревший и изношенный материально-технический комплекс, неблагоприятные природные условия и др.

Таким образом, устойчивость духовной традиции определяется ее значимостью и необходимостью для общественной жизни, укорененностью в массовом сознании и сознании личности, в том числе и военнослужащих Российской армии.

Существенным признаком духовных традиций выступает также массовость их распространения, которая определяется количеством носителей - представителей единой социокультурной среды.

Так, возникший еще в языческий период праздник Масленицы, который символизировал для арийских и славянских племен новый год с проводами зимы и встречей весны, с чествованием бога весны - Ярилы (Яра, также он именуется и как Купала - божество жизни и плодородия). «Масленица - праздник, мистерия, действо, служба (и жертва) во имя Яра. Блины - образ Солнца, образ бога Ярилы, икона Богу, предметное, живое слово древнего русича, молитва ему. Человек вкушал ярые блины в масле - хлебное тело Бога Ярилы, с глубокой верой в причащение к мировому светилу, животворящему Солнцу, Мужу Земли, ее оп-лодотвлорению» .

С принятием христианства на Руси праздник Масленицы получил новую аксиологическую интерпретацию. Празднование его проводится в последнюю седмицу перед Великим постом. Это не просто дозволение употребления блинов, масла, сыра, яиц и других продуктов. Каждый день Масленицы имеет свое назначение: понедельник - встреча; вторник - заигрыш; среда - перелом, разгул, лакомка; четверг - широкий, разгуляй-четверток; пятница - тещины вечера; суббота - проводы, золовкины посиделки; воскресенье - прощеный день .

Практически в каждом крупном городе России имеется традиционное место для проведения Масленицы, которая перерастает в массовые народные гуляния. В Москве традиционно праздник проводится на Васильевском спуске, куда приезжает немало иностранцев. Все чаще звучат мысли о том, что празднование Масленицы должно стать визитной карточкой России, а блины как символ праздника - ее брендом.

Следует отметить, что степень распространения традиций зависит от их общественной признанности и личной значимости. Передаваясь из поколения в поколение и адаптируясь в больших группах в новых исторических реалиях, традиции приобретают массовый характер.

Выразительным признаком духовных традиций является высокая эмоциональность их проявления. Для превращения традиции в массовый символ, кроме ее понимания и признания, необходимо, чтобы она вызывала положительные эмоции у ее носителя - субъекта. Это достигается путем проведения соответствующих обрядов, церемоний и ритуалов. Например, свадебный ритуал, крещение ребенка, венчание. Эмоциональный компонент духовных традиций проникает глубоко в души людей, что делает духовные традиции привлекательными для них и способствует осознанному исполнению ритуальных предписаний.

Существенным признаком духовных традиций российского общества и армии является их социальная детерминированность, то есть зависимость от совокупности факторов общественного развития. Можно назвать две основные группы факторов: внешние, к которым относятся государственная политика, идеология, согласованные с ними цели воспитания подрастающего поколения и духовной направленности развития социума, и внутренние, которые фиксируют в традициях «причинно-следственную связь между утверждаемыми действиями и формируемыми этими действиями духовными качествами» .

Если рассмотреть сегодняшнюю жизнедеятельность социума, то необходимо отметить, что прежняя идеологическая и основанная на ней мировоззренческая система, на которой воспитывалось не одно поколение граждан, оказалась невостребованной, а новая, которая имела бы не декларированный, а действеннопрактический характер, пока еще не создана. Это существенное обстоятельство затрудняет построение жизненной перспективы в сознании молодежи и ведет к утрате ее социальной активности.

Наконец, важным признаком духовных традиций выступает их ценностный характер, который проявляется в том, что в содержании любой традиции заложена значимая для жизни личности и общества ценность. Например, любовь к Родине на личностном уровне выражается в любви к «маленькой» Родине, а на общественном - в любви к Отечеству. Это связано прежде всего с психологическими особенностями сознания человека, в памяти которого в первую очередь удерживаются конкретно-предметные понятия и глубоко - психологические явления, процессы и события. Этим обусловливается то обстоятельство, что ценно-

стный характер духовных традиций является их ядром и во многом определяет мотивы действий и поступки людей.

В структурном плане духовные традиции, пользуясь терминологией И. Лакатоса , можно определить двумя взаимосвязанными элементами. Во-первых, это жесткое ядро, куда включены ментальные ценности россиян, такие как патриотизм, толерантность к представителям других национальностей и вероисповеданий, патернализм, гостеприимство, сострадательность к людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и др. Во-вторых, защитный пояс - это исторически подвижная составляющая, служащая для аксиологической интерпретации духовных ценностей в те или иные исторические периоды развития общества на основе господствующей идеологии и востребованности социумом.

Необходимо заметить, что некоторые духовные образования, заложенные в жестком ядре, приобретают в современный период противоположный характер. Например, духовная традиция честности и порядочности, которая в советский период поддерживалась не только идеологией, но и обществом в целом, выражалась в том, что предприимчивость, принимавшая форму перепродажи материальных ценностей и предметов первой необходимости, считалась спекуляцией и была государственно-наказуемым явлением. В условиях рыночного общества такая форма деятельности называется предпринимательством и поощряется государством. Рыночное общество проводит идеологию социал-дарвинистического плана, основанную на приспособляемости и выживаемости, в которой названная духовная традиция не может реализоваться в должной мере.

Однако в современный период предпринимательство в некоторых сферах деятельности вызывает озабоченность у российского руководства. Так, в фармацевтической сфере наблюдается необоснованное многократное повышение цен на лекарственные средства жизненно необходимые для граждан. Зачастую отрасль контролируется антимонопольной службой государства.

Капиталистическо-рыночное общество стремится к максимальной выгоде и сверхприбыли, что было подмечено еще древними греками в афоризмах: «Для кого война, а для кого - мать родная»; «Для кого смерть - горе, а для кого - бизнес» и др. Экономический базис общества определяют общественные отношения и, если некоторые компании стремятся получить максимальную экономическую прибыль, за счет ущемления интересов народа, и это одобряется правительством, то происходит утрата духовных ценностей. Такая нездоровая ситуация заметно усложняет жизнь социума и способствует социальной напряженности, так как

значительная часть общества надеется на социальную и материальную помощь со стороны государства.

В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. жесткое ядро духовных традиций российского социума и армии подверглось существенной деформации под натиском «шоковой вестернизации» времен перестройки. Однако уже к концу 90-х гг. произошло «возрождение» традиционализма. Разочаровавшись в размытых и имеющих двойственный характер «общечеловеческих ценностях американского образца», российское общество, в особенности его интеллектуальная составляющая, находясь на социальном изломе, почувствовали насущную потребность обратиться к отечественным ментальным духовным ценностям россиян и по-иному взглянуть на механизм передачи значимых для российского общества ценностей, т.е. по существу на духовные традиции как фактор национальной самоидентификации и жизнеспособности социума. Другими словами, деструктивный духовный релятивизм подтолкнул общество к обращению к духовным традициям, которые соответствуют российской ментальности и обеспечивают духовное оздоровление нации.

Необходимо отметить, что традиции по своей сути имеют конструктивный и позитивный характер, проявляющийся в онтологическом существовании человека и социума. История развития любого общества без учета традиционного начала немыслима, иначе личность не может полноценно сформироваться в отсутствие государственно-признанных и общественно значимых и личностнонеобходимых идеалов, которые определяют ее национальную идентичность и способствуют самоконтролю человека: «Обращение к традиции, рассмотрение ее как онтологического основания бытия человека позволяет найти в его потоке стабильное, непреходящее, устойчивые, значимые ценности. Традиции в этом случае становятся тем духовно-практическим онтологическим полем, в пределах которого жизнь, бытие отдельного индивида приобретает свою стабильность, способность проявляться в качестве необходимого» .

В настоящее время традиционалистская парадигма мышления находит свое воплощение в проектах духовного и социального ориентира развития общества. Так, президент России Д.Медведев и российское правительство, реализуя духовную традицию уважительного отношения к ветеранам, в частности Великой Отечественной войны, стремится выполнить те социальные проекты, которые должны подчеркнуть значимость их подвига во имя России. Например, в честь Великой Победы каждый ветеран войны, нуждающийся в жилье, должен его получить

вне зависимости от имеющихся формальных условий, например от времени постановки на учет для получения жилплощади.

Конечно, если данная духовная традиция будет продолжена и ветераны других войн (афганской и чеченской), смогут иметь такую же социальную защищенность, и это будет поддержано политической элитой страны и освещаться в средствах массовой информации, если об их подвигах будут говорить с «высоких трибун», а не извиняться за непродуманные со стороны политического и военного руководства ошибки, уважение со стороны общества к военному труду и к человеку в погонах будет только расти. В свою очередь, это будет влиять на готовность военнослужащих самоотверженно служить Отечеству.

Таким образом, существенными признаками духовных традиций, составляющими их содержание как социокультурного феномена, обеспечивающего стабильность жизни российского социума являются преемственность, повторяемость, устойчивость, массовость их распространения, высокая эмоциональность проявления, социальная детерминированность и ценностный характер.

1. Андреев В. Современный этикет и русские традиции. М., 2005.

2. Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002.

3. КаировВ.М. Традиции и исторический процесс. М., 1994.

4. Лакатос И. Фальсификация и методология исследовательских программ. М., 1995.

5. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике /пер. с фр. И. Вдовиной. М., 2002.

6. Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М., 2005.

7. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согла­сия между научными направлениями исследования психиче­ских явлений даже в том, что такое психика.

Существует большое разнообразие психических явлений, которые может наблюдать каждый человек с достаточно раз­витым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой точки зрения. Чаще всего указывается, что:

    психические явления могут существовать только в форме процессов, которые даны субъекту непо­средственно – в самонаблюдении,

    психические явления не имеют физических характеристик, которые присущи материальным явлени­ям,

    объективно могут быть измере­ны только некоторые временные параметры психических процессов: например, время решения определенной зада­чи, время, затрачиваемое на подготовку и выполнение определенного действия и т. д.

Феноменологические признаки психических явлений, данных субъекту в самонаблюдении по Л.М. Веккеру:

    предметность : психический процесс объек­тивно протекает в своем органе-носителе – нервной и мы­шечной системах организма, – а в своих конечных, резуль­тативных параметрах строится субъективно и только в тер­минах (образах, понятиях) свойств и отношений внешних объектов;

    неявность нейрофизиологического субстрата, необходимогого для реализации психических процессов: носителю пси­хики не представлена внутренняя динамика изменений со­стояний собственных органов, которые обеспечивают реа­лизацию психического процесса;

    чувственная недоступность : психические процессы недо­ступны прямому чувственному наблюдению; человеку непосредственно открываются лишь результаты их реализации – образы предметного мира, понятия, цели, а также связанные с ними переживания;

    спонтанная активность психики , которая не всегда подчи­нена контролю со стороны субъекта и прямо не вытекает из физических, физиологических, биологических, социо­логических и других законов.

Этот список возможных отличительных признаков психи­ческих явлений может быть продолжен:

    Л.С. Выготский : психика человека исходно формируется во внешних формах общения и деятельности с другими людьми.

    А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин : исходно все формы психики либо в эволюционном плане, либо в онтогенезе формируются между субъектом и объективным предметным миром как ре­зультат ориентировочных составляющих выполняемых дей­ствий. Основной признак психики – ее функциональная направленность на обеспече­ние активной ориентировки субъекта во внешней среде оби­тания или внутренней среде собственного организма.

Все эти особенности психики предопреде­ляют ряд гносеологических (познавательных) иллюзий, кото­рые могут возникать в процессах рефлексивной ориентировки субъекта в особенностях собственных психических функций. Субъективные затруднения и ошибки, которые могут возникать при анализе субъектом собственных психических особенностей и возможностей:

    Иллюзия бессубстратности психического процесса: психика рассматривается субъектом как не имеющая ма­териальных причин активность души.

    Иллюзия непосредственной данности психических явлений их но­сителю: у человека возникает ощущение, что психику он на­блюдает в себе самом такой, какая она и есть «на самом деле».

    Иллюзия спонтанной активности : у человека возникает ощущение полной свободы воли – убеждение субъекта, что его действия и поведение полностью могут определять­ся его собственными целями, желаниями и мотивами.

«Прозрачность», невоспринимаемость образа, сквозь ко­торый человеку дан объект, в различных ситуациях может вес­ти к двум формам искажений ориентировки субъекта в мире:

    иллюзия отождествления образа с объектом : то, что пред­ставляется («кажется»), принимается за реальность;

    иллюзия отождествления объекта с его образом : реальность принимается за то, что только «кажется», представляется.

Таким образом механизм психического процесса относится к органам в которых он протекает а его результат к внешнему миру. Субъектность – итоговый результат психического процесса не может быть сформулирован на физиологическом языке внутренних явлений в органеносителе то есть по физиологическим изменениям невозможно понять на что реагирует организм. ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО Предметность.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


  1. Отличительные признаки психических процессов

Психические процессы выделяются из совокупности всех физических явлений рядом признаков

  1. Предметность (феномен психической проекции) - механизм любого психического процесса описывается в терминах физиологии, однако результат психического процесса можно описать только словами, которые обозначают признаки внешнего мира. Например, ощущение можно описать лишь через признаки объекта, которые его вызывает: форма, цвет, размеры, запах, вкус. Таким образом, механизм психического процесса относится к органам, в которых он протекает, а его результат - к внешнему миру. То есть в психике пространственно … место, где формируется психический образ, и место, куда он проецируется. Правильная локализация – результат работы парных анализаторов.
  2. Субъектность – итоговый результат психического процесса не может быть сформулирован на физиологическом языке внутренних явлений в органе-носителе, то есть по физиологическим изменениям невозможно понять, на что реагирует организм. Фактически субъектность является оборотной стороной предметности.
  3. Чувственная недоступность – психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению. Внешнему наблюдению доступны только физиологические процессы, проходящие в органе. Самому субъекту открыты только результаты физиологических процессов.
  4. Спонтанная активность – поведение не может быть непосредственно выведено из физиологических сдвигов внутри организма или из физических свойств, воздействующих на него стимулов, то есть психическая активность производит впечатление свободной, независимой от внешних и внутренних факторов. Чем психика проще, тем меньше степень свободы и чем психика сложнее, тем свободнее особь в своих поступках.

ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО

  1. Предметность.

Исходный признак какого-либо акта как психического эмпирически выражается прежде всего в существовании двух рядов фактов, совершенно по-разному выражающих отношение этого акта к внутренней динамике процессов, протекающих в его органе.

  1. – механизм любого психического процесса в принципе описывается в той же системе физиологических понятий и на том же общефизиологическом языке, что и механизм любого физического акта жизнедеятельности.
  2. – конечные, итоговые характеристики любого психического процесса в общем случае могут быть описаны только в терминах свойств и отношений внешних объектов, физическое существование которых с органом этого психического процесса совершенно не связано и которые составляют его содержание.

Так, восприятие или представление, являющиеся функцией органа чувств, нельзя описать иначе, чем в терминах формы, величины, твердости и т.д. воспринимаемого или представляемого объекта. Мысль может быть описана лишь в терминах признаков тех объектов, отношения между которыми она раскрывает, эмоция – в терминах отношений к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают, а произвольное решение или волевой акт не могут быть выражены иначе, чем в терминах тех событий, по отношению к которым соответствующие действия или поступки совершаются. Таким образом, процессуальная динамика механизма и интегральная характеристика результата в психическом акте отнесены к разным предметам: первая – к органу, вторая – к объекту.

  1. Субъектность.
  2. – в картине психического процесса, открывающей носителю психики свойства ее объектов, остается совершенно скрытой, не представленной вся внутренняя динамика тех сдвигов в состояниях органа-носителя, которые данный процесс реализуют.

Итоговые, конечные параметры психического процесса не могут быть сформулированы на собственно физиологическом языке тех явлений и величин, которые открываются наблюдению в органе-носителе. Эта неформулируемость характеристик психических процессов на физиологическом языке внутренних изменений в их субстрате является оборотной стороной их формулируемости лишь на языке свойств и отношений их объекта.

  1. Чувственная недоступность.
  2. – психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению.

Своему носителю-субъекту психический процесс (восприятие или мысль) открывает свойства объекта, оставляя совершенно скрытыми изменения в субстрате, составляющие механизм этого процесса. Но, с другой стороны, изменения в субстрате, открытые с той или иной степенью полноты для стороннего наблюдателя, не раскрывают перед ним характеристик психического процесса другого человека.

Человек не воспринимает своих восприятии, но ему непосредственно открывается предметная картина их объектов.

Внешнему же наблюдению не открывается ни предметная картина восприятии и мыслей другого человека, ни их собственно психическая "ткань", или "материал". Непосредственному наблюдению со стороны доступны именно и только процессы в органе, составляющие механизм психического акта.

  1. Спонтанная активность.

Следующая специфическая характеристика психического процесса, в отличие от предшествующих, определяет не прямое отношение к объекту или к его непосредственному субстрату, а выражение в поведенческом акте, во внешнем действии, побуждении, направляемом при посредстве психического процесса. Эта особенность, истоки которой глубоко скрыты под феноменологической поверхностью и связаны с далекими опосредствованиями во времени и пространстве, заключает в себе совершенно особое своеобразие активности психического процесса.

Это форма активности, которая не только "оживляет", но и "одушевляет" физическую плоть организма. Не что иное, как именно особый характер активности, лежит в основе первичного эмпирического выделения "одушевленных" существ (животных) как частной формы живых организмов.

Особенность: на всех уровнях поведения – от простейшего локомоторного акта до высших проявлений разумности и нравственности в произвольном человеческом поступке – конкретные параметры структуры и динамики этого акта не могут быть непосредственно выведены ни из физиологических сдвигов внутри организма, ни из физических свойств воздействующих на него стимулов. Это и делает такую активность психической именно потому, что она прямо не вытекает ни из физиологии внутренних процессов организма, ни из физики, биологии и социологии его непосредственного внешнего окружения. Но вместе с тем, поскольку эта активность не является однозначной равнодействующей физиологических и физических сил, в ней нет жестко предзаданной и фиксированной во всех ее конкретных реализациях и деталях программы, и субъект может действовать "на много ладов"; психическая активность проявляется и эмпирически различается как активность свободная.

  1. Психофизическая и психофизиологическая проблема. Закон Вебера-Фехнера.

Психофизическая проблема – вопрос о взаимоотношении психического и физического.

Психофизиологическая проблема – проблема связи психических явлений с физиологическими процессами, происходящими в организме. Другими словами, почему мы видим мир таким, каким мы его видим, а не как комбинацию электромагнитных полей, которые изучает физика, и не как ряд электрических импульсов в нейронных цепях или распределение электрических потенциалов в различных частях коры, предмет изучения физиологии. То есть психофизическая и психофизиологическая проблемы заключаются в изучении феномена проективности и субъективности.

При разрешении психофизической проблемы, с одной стороны, необходимо вскрыть зависимость психики от мозга, от нервной системы, от органического «субстрата», с другой – необходимо учесть зависимость её от объекта, который она отражает. Материализм пытается свести решение психофизической проблемы к одной лишь первой зависимости и рассматривает психику, как нечто производное; идеализм, напротив, утверждает первенство и независимость психики. В традиционной психологии господствовали дуалистические теории, разъединявшие, противопоставлявшие друг другу психику и организм. Современная психология исходит из принципа психофизиологического единства, внутри которого и психическое, и физическое сохраняют свои специфические свойства.

Одной из открытых закономерностей между психическим и физическим является закон Вебера-Фехнера.

В ряде экспериментов, начиная с 1834 г., Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они ощущались как разные. Это соотношение выражено в законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной (Δу/Δу=к ). Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы между ощущениями можно рассматривать как равные, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (интеграл) едва заметных увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. Отношение между величиной раздражителя и величиной ощущения он выразил в логарифмической формуле: E = k , где k и С – некоторые константы. Это и есть психофизический закон Вебера-Фехнера. Однако ряд открытых явлений не укладывается в закон Вебера – Фехнера. В частности, это касается протопатической чувствительности, когда прикосновение либо не вызывает ощущения вообще, либо вызывает боль.

В 20 веке Стивенс уточнил закон Вебера-Фехнера, заменив логарифмическую функцию степенной: S = k

Ю. М. Забродин предложил свое объяснение психофизического соотношения, сформулировав обобщенный вариант основного психофизического закона, в котором объединены логарифмический закон Фехнера и степенной закон Стивенса.

Весьма сложна, и до сих пор нет ее окончательного и общепринятого решения. Формально она может быть выражена вопросом : как соотносятся процессы физиологические и психические? В широком смысле это - вопрос о месте психического в природе; в узком - проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае ее правильнее называть психофизиологической.

Предлагалось два основных варианта решения, получивших названия принципа взаимодействия психофизического и принципа параллелизма психофизическо го. Однако оба они наталкиваются на существенные трудности.

Можно предложить иное решение проблемы психофизической. Оно схоже с монистическим вариантом параллелистического решения: имеется единый материальный процесс, а физиологическое и психологическое - просто две его различные стороны. Но требуется глубже и четче понять, что это за единый процесс и что представляют собой его различные стороны. С гносеологических позиций, в любой науке вырабатывается некая система представлений о закономерностях мира, но далее происходит онтологизация этих представлений: объект объявляется тем, что о нем сейчас думают. Можно говорить о реальном мире и мире наших представлений, теорий о нем - модельном мире. Тогда процесс онтологизации описывается как превращение модельного мира в мир реальный; ошибка, в которую при этом впадают, называется синдромом Пигмалиона. Сама онтологизация - процесс естественный и необходимый в науке. Но в критические периоды ее развития - в периоды смены теорий - разграничение реального и модельного миров полезно и даже необходимо. К таким критическим проблемам и относится проблема психофизическая. Что же это за единый процесс, сторонами коего являются процессы физиологические и психические? И в каком смысле нужно понимать их как стороны единого процесса? Строго говоря, ответить на этот вопрос невозможно, ибо для описания некоего процесса нужно выбрать согласованную систему понятий - уже выделить какой-то аспект, какую-то сторону процесса. Для частичного преодоления этой трудности можно взглянуть на вещи с возможно более общей и непривычной позиции-с позиции «марсианина», глядящего на со стороны и обладающего к тому же необыкновенными возможностями. Наблюдая один и тот же процесс - жизнедеятельность людей - через разные «фильтры», он мог бы видеть то эмоциональные состояния, то потоки и скопления информации, то биохимические процессы, то математические формулы модельного мира... Итак, мозговые и психические «процессы» (не имеющие самостоятельного существования) оказываются лишь двумя сторонами из многих сторон, выделяемых из процесса жизнедеятельности. «Фильтры», выделяющие эти стороны - это прежде всего методы познания. Следует только опасаться онтологизации этих сторон.

ЗАКОН ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА

- основной психофизический закон, определяет связь между интенсивностью ощущения и силой раздражения, действующего на какой-либо орган чувств. Основан на наблюдении немецкого физиолога Э. Вебера, который установил (1830—34), что воспринимается не абсолютный, а относительный прирост силы раздражителя (света, звука, груза, давящего на кожу, и т.п.)

З : логарифмическая зависимость силы ощущения (Е) от физической интенсивности раздражителя (Р): Е=klogP + c, где k и с - некоторые постоянные, определяемые данной сенсорной системой.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

8910. Общие положения семиотики психических расстройств и методы исследования в психиатрии. Классификация психических расстройств 14.17 KB
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекции по психиатрии 1. Тема Общие положения семиотики психических расстройств и методы исследования в психиатрии. В лекции освещаются следующие вопросы указанной темы: Понятие симптома и синдрома в психиатрии нозологическая специфичность симптомов и синдромов.
5587. Эпидемиология психических расстройств 19.79 KB
Знание о целях и направлениях эпидемиологических представлений и методов в психиатрии. Представление о способах получения сведений о частоте и распространенности психических расстройств, а также трудностях и границах применения эпидемиологических методов в психиатрии.
13444. Нейродинамическое описание природы психических явлений 79.24 KB
Предполагается что детальное изучение активности индивидуальных нейронов должно прояснить как они осуществляют кодирование и декодирование информации и в конце концов позволить получить исчерпывающие представления о механизмах информационных процессов мозга. В наиболее общем виде она сводится к тому что нейрон является не только морфологической но и функциональной единицей нервной системы связанной с кодированием и декодированием воспринимаемой информации ее запоминаем воспроизведением и т. Не останавливаясь в деталях на этих...
5774. Основные отличительные черты приключенческих романов Т. М. Рида 21.6 KB
Перу Майна Рида принадлежит также целый ряд книг описывающих путешествия растительный и животный мир Азии Африки и Америки Охотники за растениями Ползуны по скалам. Успешно выступал Майн Рид и в роли популяризатора научных достижений своего времени Зоология для детей Популярное описание различных человеческих рас.
19246. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ 38.38 KB
Этапы и особенности англосаксонской системы права. Характеристика основных черт англосаксонской системы права. Англосаксонскую правовую семью часто называют еще семьей общего права common lw.
18275. Процесс и отличительные черты адаптации ребят детского возраста к дошкольному учреждению 133.05 KB
Поступление малыша в дошкольное учреждение и изначальный период нахождения его в группе характеризуются существенными переменами находящейся вокруг среды его стиля жизни и работы и способно вызвать чувственный стресс. Поступление малыша ранешнего возраста в ДОУ сможет быть сопровождаемым задачей его адаптации к свежим условиям т. Зарождение у малыша так именуемого адаптационного синдрома считается прямым следствием его эмоциональной неготовности к выходу из семьи. Долгое присутствие малыша в стрессовом состоянии сможет привести к развитию...
15731. Учебники по истории образовательной системы «Школа 2100» для старших классов, их отличительные особенности 91.01 KB
Российский опыт создания школьных учебников по истории. Анализ школьных учебников истории ОС «Школа 2100» для старших классов. Методика работы с учебников по истории 10-го и 11-го классов ОС «Школа 2100»...
7575. Исследование взаимосвязи акцентуации характера и психических состояний подростков с успешностью обучения в школе 42.36 KB
Характер и его акцентуации влияют на отношения человека к окружающему миру, к людям и к общению с ними, а также к той деятельности которой человек занимается. Это в полной мере относится к такой специфической деятельности, как учебная деятельность.
4342. Понятие государства и его признаки 4.48 KB
Понятие государства и его признаки. В самом общем виде понятие государства представляет собой особую организацию власти которая осуществляет управление обществом обеспечивает в нем порядок в интересах всех его членов но может при этом преимущественно защищать интересы господствующих классов. Ему присущи следующие признаки: Территория – это пространственная основа государства его физическая материальная опора. На территории государства проживает население где в полной мере действует власть политическая.
4767. Понятие и признаки преступления 37.31 KB
Материальным признается такое определение преступления, в признаки которого включаются блага и ценности, защищаемые уголовным законом путем угрозы применения уголовного наказания. В соответствии с этим определением преступление - это деяние, которое опасно для общества при посягательстве на указанные объекты
A5 Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является:

1) проявление активности;

2) целеполагание;

3) приспособление к среде обитания;

4) взаимодействие с окружающим миром.

А9 Духовной культурой называется

1)культура чтения

2)религиозный культ

3)процесс и результат жуховного производства

4)устройчевое приобладание духовных потребностей над материальными

А10 Рынок регулирует экономику,через механизм

1)налогооблажение

2)свободных цен

3)государственного заказа

4)государственного планирования

Свободный план сбора доходов в государство и использование полученных средств на покрытие всех видов его расходов называется:

1)финансовым планом

2)бухгалтерским отчетом

3)государственным бюджетом

1)всенародная слава

2) открытие памятника

3)всеобщее уважание

4)лестные отызывы читателей

По какому признаку выделены социальные группы: род, племя,народность?

1)демографическому

2) территориальному

1.К социальным качествам человека относятся 1) разрез и цвет глаз 2) расовые признаки 3) память, быстрота реакции 4) ценностные ориентации.2.Присущий тольк

о человеку способ взаимодействия с окружающим миром,в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, называют 1) деятельностью 3) активностью 2) наблюдательностью 4) интересом.3.Девятиклассник Роман любит химию. Он много занимается, успешноучаствует в конкурсах и олимпиадах, занимает призовые места. Какиекачества Романа проявились в данной ситуации?1) способности 3) потребности 2) особенности темперамента 4) задатки.4. свободе человека?А. Свобода предполагает возможность определять цели, выбирать модельповедения, средства и способы деятельности.Б. Свобода выражения своих мыслей, чувств, ценностных установок – важное условие творчества.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.5.Истинным можно считать лишь то знание, которое 1) имеет практическую значимость 2) имеет теоретическое обоснование 3) соответствует предмету познания 4) поддерживается авторитетным мнением.6.Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?1) объяснение сущности явлений природы и общества 2) оценка поступков людей с точки зрения добра и зла 3) использование художественных образов 4) обращение к сверхъестественным силам.7.Верны ли следующие суждения о познании?А. Рациональное познание позволяет выявить существенные свойства ифункции объекта познания.Б. Функционирование органов чувств – необходимая объективная предпосылка познания.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.8.К социальной подсистеме общества относятся 1) отношения людей по поводу власти 2) взаимодействия общества и природы 3) отношения людей в процессе материального производства 4) взаимодействия людей в малых группах и групп между собой.9. С помощью такого критерия, как развитие науки и техники, можно показать прогрессивный характер 1) отказа от смертной казни за совершение преступлений 2) успехов в развитии средств связи и коммуникаций 3) сглаживания социального неравенства в обществе 4) развития правового государства.10. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?А. Социальный институт – исторически сложившаяся форма организациилюдей, регулирующая их деятельность.Б. Социальные институты призваны удовлетворять те или иные фундаментальные потребности человека.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Социальными нормами являются:а) традиции,б) документы,в) нравы,г) контракты,д) законы природы.2. Определите признак, свойственный постиндустриальному

обществу.1) появление массовой культуры;2) в экономике преобладают отрасли тяжёлой промышленности;3) основными критериями стратификации общества является профессионализм иуровень образования;4) структура общества является жёсткой и закрытой.3. В отличие от природы, общество:1) является системой;2) находится в развитии;3) выступает в качестве творца культуры;4) развивается по собственным законам.4. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилищачеловека от несанкционированного вторжения?1) познавательную;2) прогностическую;3) объяснительную;4) социальную.5. Какой из перечисленных элементов не относится к структуре познания?1) субъект; 3) средства;2) объект; 4) потребности.6. Верны ли следующие суждения об истине?А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемогомира.Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностейчеловека.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.7. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:1) уровень воспитанности;2) вся преобразовательная деятельность человека;3) производство материальных ценностей;4) художественное ремесло.8. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование:а) понятий;б) суждений;в) представлений;г) умозаключений.9. Четыре фактора производства - это:а) производство, распределение, обмен, потребление;б) земля, капитал, производительность труда, прибыль;в) труд, земля, капитал, предпринимательство;г) труд, товары, деньги, земля.10. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,психической и социальной. К психической составляющей относятся:1) интересы и убеждения;2) физиологические признаки;3) половые особенности;4) типы нервной системы.11. Верны ли следующие суждения об обществе?А. Общество представляет собой часть материального мира.Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникать новые иотмирать старые элементы.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.12. Общим для науки и художественного творчества является:1) обоснованность предположений;2) стремление к познанию мира;3) выражение эмоций;4) формирование чувства прекрасного.13. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?1) экономическую;2) социальную;3) политическую;4) духовную.14. Популярный композитор работает над новой песней. Какой виддеятельности иллюстрируется этим примером?1) духовная;2) экономическая;3) политическая;4) социальная.15. Верны ли суждения о средствах массовой информации (СМИ)?А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются воздействием на неё СМИ.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.16. Какое суждение является верным?А. Брокеры - это лица или фирмы, специализирующиеся на посредническихбиржевых операциях.Б. Дилеры – это государственные чиновники, контролирующие куплю-продажуиностранной валюты.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны

1. Что такое духовная жизнь общества? Какие компоненты она включает в себя?

2. Что такое культура? Расскажите о происхождении этого понятия.

3. Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре?

4. Опишите основные функции культуры. На примере одного из явлений культуры раскройте её функции в обществе.

5. Какие вы знаете «культуры в культуре»? Опишите ситуацию, в которой проявилось бы взаимодействие нескольких культур.

6. Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и
взаимопроникновения различных национальных культур, используя знания,
полученные в курсах истории и географии.

7. С чем связана интернационализация культуры? В чём её проблемы?

8. Опишите проявления народной культуры.

9. Что такое массовая культура? Расскажите о её признаках.

10. Какова роль средств массовой информации в современном обществе?
Какие проблемы и угрозы могут быть связаны с их распространением?

11. Что такое элитарная культура? Каким образом происходит её диалог с массовой?

Выделяя основные элементы

общества, их взаимосвязь и
взаимодействие, учёные
характеризуют общество как
1) систему 2) часть
природы 3) материальн
мир
К глобальным проблемам
современного мира относится
1)
возникновение новых
межгосударственных
объединений
2) завершение промышленного
переворота
3)
существенный разрыв между
уровнями развития регионов
планеты
4) интенсивное развитие науки
Всё то, что создано человеком, в
своей совокупности называется
1) обществом 2) культурой 3) искусс
Верны ли следующие суждения о
различных типах обществ?
А.
В индустриальном обществе
высоко ценятся
индивидуальные особенности
человека, поощряются
инициатива и
предприимчивость.
Б.
Уважение к обычаям, веками
складывавшимся нормам,
преобладание коллективного
начала над частным отличают
постиндустриальное общество
от индустриального.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4) оба
суждения неверны
Какой из признаков присущ
традиционному обществу?
1) развитое фабричное
производство
2) создание основного продукта в
сельском хозяйстве
3) завершение промышленного
переворота
4) высокоразвитая
инфраструктура
В отличие от природы, общество
1) является системой
2) находится в развитии
3) выступает в качестве творца
культуры
4) развивается по собственным
законам
Верны ли следующие суждения о
взаимосвязи сфер общественной
жизни?
А.
Рост государственных
ассигнований на производство
новых видов вооружения
является примером связи
политической и экономической
сфер общества.
Б.
Финансирование меценатом
деятельности музея является
примером связи экономической
и духовной сфер общества.
1)верно только А 2)верно
только Б 3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что из нижеприведенного является
особенностью постиндустриального
общества?
религиозный характер культуры
переход от натурального к товарному
производству
завершение промышленного
переворота
развитие информационных
технологий
9. В целях поддержки отечественного
производителя правительство
страны ограничило ввоз
иностранных молочных продуктов и
мяса. К каким сферам общественной
жизни относится данный факт?
1) экономической и социальной
2) политической и экономической
3) социальной и духовной
4) экономической и духовной
10 Быстрый скачкообразный переход
от одного общественно-
политического строя к другому
называется
1) прогрессом 2) революцией 3)
контрреформой 4) эволюцией
В1 . Установите соответствие между
терминами и определениями. Одному
элементу левого столбика
соответствует один элемент правого.
1) эволюция А) радикальное,
коренное, глубокое качественное
изменение, скачок в развитии
природы,
общества или познания
2) революция Б) преобразование,
изменение, переустройство какой-
либо стороны общественной жизни
(экономики), порядков (институтов,
учреждений)
3) реформа В) процессы изменения
(преимущественно необратимые) в
природе и обществе
Ответ: 1 2 3
В2. Ниже приведён ряд терминов.
Все они, за исключением двух,
характеризуют социальную
динамику.
1) прогресс, 2) структура, 3)
эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6)
стратификация.
Найдите два термина,
«выпадающих» из общего ряда, и
запишите цифры, под которыми они
указаны.
С1 Укажите и проиллюстрируйте
примерами любые три критерия
общественного прогресса.
С2 Вам поручено подготовить
развернутый ответ по теме
«Традиционное общество и его
особенности ». Составьте план, в
соответствии с которым вы будете
освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более
детализированы в подпунктах.


(отрывок из книги Тозера, перевод В.П. Зинченко)
Понятия о духовности у различных христиан разные.
В некоторых кругах считается наиболее духовным человек с хорошими речевыми способностями, который может без умолку говорить на религиозные темы; другие считают признаком духовности шумную возбужденность, а некоторые думают, что самый духовный в церкви тот, кто молится всегда первым, длиннее и громче всех остальных.
И действительно, энергичное свидетельство, частые молитвы и громкое славословие могут вполне совмещаться с духовностью, но мы должны понимать, что эти качества сами по себе еще ничего не доказывают. Истинная духовность проявляется в некоторых преобладающих желаниях. Эти постоянные, глубокие желания становятся столь сильными, что оказывают побуждающее влияние и контролируют весь ход жизни. Я перечислю их, хотя и не ручаюсь, что порядок перечисления будет соответствовать степени важности.

1. Первое - это желание быть прежде всего святым, а потом уже счастливым. Жажда счастья среди христиан настолько превосходит стремление к святости, что часто показывает фактическое отсутствие святости. Истинно духовный человек знает, что Бог дает избыток радости лишь после того, как мы станем способны ее воспринять, не повредив нашим душам, и не раньше. Джон Уэсли сказал о членах одной из первых методистских общин, что он сомневается, будут ли они совершенными в любви, потому что они посещают собрания для того, чтобы приобщаться к религии, а не для того, чтобы стать святыми.

2. Человека можно считать святым, если он желает видеть славу Христа, умножающуюся во всей его жизни, даже если ради этого ему придется потерпеть на какое-то время бесчестье или лишение. Такой человек молится: «Да святится имя Твое» и про себя добавляет: «Чего бы это мне ни стоило, Господи». Жить для славы Божьей стало для него своего рода духовным рефлексом. Он уже сделал выбор во всем, в чем затрагивается слава Божия, еще до того, как наступит сам момент выбора. Он не торгуется со своим сердцем по данному вопросу. Слава Божья - это его жизненная необходимость, он жадно глотает ее, как задыхающийся - воздух.

3. Духовный человек желает нести свой крест. Многие христиане принимают несчастье или скорби со вздохами и называют это своим крестом, забывая, что такие вещи встречаются одинаково и у святых и у грешников. Крест - это несчастья сверх обычных, которые приходят к нам, как результат нашего послушания Христу. Этот крест не возлагается на нас насильно, мы берем его добровольно, вполне осознавая все возможные последствия. Мы выбираем для себя послушание Христу, и таким образом выбираем несение креста. Нести крест - значит быть привязанным к Личности Христа, подчиненным Христу, как Господу и послушным заповедям Христа. Человек, который таким образом привязан, подчинен и послушен и есть духовный человек.

4. Далее, христианин является духовным тогда, когда он видит все с Божьей точки зрения. Способность все взвешивать на Божественных весах и оценивать так, как оценивает это Бог, является признаком жизни в Духе. Бог смотрит не только снаружи, но также и насквозь. Его взгляд не останавливается на поверхности, но проникает в истинную суть вещей. Плотской христианин смотрит на предмет или на ситуацию снаружи и, поскольку он не видит дальше этого, то все его радости и горести зависят только от видимого. Духовный человек способен смотреть насквозь, как смотрит Бог, и думать о вещах так, как думает Бог. Он стремится видеть все так, как видит Бог, даже если при этом приходится смиряться и с мучительной болью осознавать свое невежество.

5. Следующее желание духовного человека - лучше праведно умереть, чем неправедно жить. Признак истинной зрелости человека Божьего - его равнодушие к земным благам. Христианин, сознание которого порабощено любовью к земному и телесному, смотрит на смерть с замирающим от ужаса сердцем, но живущий по Духу становится все более безразличным к числу своих земных лет и, в то же время, все более озабоченным тем, какой образ жизни он здесь ведет. Он не покупает себе немногие счастливые дни жизни ценой компромисса или падения. Он не боится в любой момент умереть, потому что пребывает во Христе, зато боится позволить себе неправедные поступки, и это сознание, словно гироскоп, держит в равновесии его мысли и дела.

6. Желание видеть успех других за свой счет - еще один признак духовного человека. Он желает видеть других христиан выше себя и счастлив, когда они идут на повышение, а его самого обходят. В его сердце нет зависти, и ему приятно, когда его братья в почете, потому что такова воля Божия, а воля Божья - это для него небо на земле. Если так угодно Богу - значит, и ему хорошо, и если Бог желает возвысить над ним кого-либо другого, он этим вполне доволен.