Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества. Социальная роль маргиналов

Контрольная работа

«Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры»

Волгоград 2004

Введение

1. Понятие «маргинальность»

2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества

Заключение

Список литературы


Введение

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по от­ношению к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, куль­турным).

Маргинальный человек (от лат.Margo – край) - человек:
- находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур; и
- испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.

Маргинал, просто говоря,- «промежуточный» человек. Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала - человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена. Главный признак маргинализации - разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем установление социальных и ду­ховных связей как, правило, сильно отстает от установления связей экономиче­ских. Тот же самый мигрант, став рабочим и приспособившись к новым ус­ловиям, еще длительное время не может слиться с новой средой.

В отличии от «классической» возможна и обратная последовательность маргинализации. Объективно все еще оставаясь в рамках данного класса, человек теряет его субъективные признаки, психологически деклассирует­ся. Ведь деклассирование - понятие прежде всего социально-психологическое, хотя и имеющее под собой экономические причины. Воздействие этих причин не является прямым и немедленным: объективно выброшенный за пределы проле­тариата безработный на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет психологию класса и прежде всего его трудовую мораль. У нас в стране нет безработицы, но есть деклассированные представители рабочих, колхозников интеллигенции, управленческого аппарата. В чем их выделяющий признак? Прежде всего- в отсутствии своего рода профессионального кодекса чести. Профессионал не унизится до плохого выполнения своего дела. Даже при отсутствии материальных стимулов настоящий рабочий не сможет работать плохо - скорее он отка­жется работать вообще! Физическая невозможность халтурить отличает кадрово­го рабочего-профессионала (так же как и крестьянина, и интеллигента) от дек­лассированного бракодела и летуна.

В данной работе будет рассмотрена роль маргиналов в формировании социальной структуры общества.

1. Понятие «маргинальность»

Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной ситуации при характеристике "личности на рубеже культур" .

Применительно к целям и задачам исторического анализа необходимо учитывать следующие моменты. Во всяком обществе, в том числе и российском, накануне и после революции в силу объективных и субъективных причин существовали и воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество. Иначе говоря, во всяком обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном имеются периферийные группы с относительно схожими источниками формирования, обликом и психологией. Различным может быть только удельный вес этих групп.

Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. Например, еще в дореволюционном обществе проводилась осознанная политика маргинализации в отношении политических противников режима (революционеров), а также тех, кто подвергался дискриминациям и ограничениям по национальным или религиозным признакам. Однако в послереволюционном обществе искусственная маргинализация коснулась целых категорий и групп населения. Шло разделение общества на противников и сторонников режима. Возникали и искусственно поддерживались режимом такие группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не имели аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с 1930 по 1955 гг., то есть четверть века. Никогда ранее не было такой труппы, как тылоополченцы – дети "лишенцев", достигшие призывного возраста и призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение – аналог будущего стройбата. Группа существовала с 1930 по 1937 год. Таким образом, искусственная маргинализация приобрела в сталинском обществе колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже экономических проблем (создание системы принудительного труда).

К сожалению, тема "Маргинальность и маргинальные группы" применительно к российской истории ХХ века недостаточно разработана.

Следует прежде всего выделить работы социологов, в которых рассматриваются проблемы теории и отчасти истории маргиналов первой половины ХХ века. Наиболее полно и квалифицированно теория вопроса вместе с экскурсами в нашу историю изложена в публикациях Е. Старикова. Ему принадлежит приоритет в постановке этой проблемы как исследовательской и важнейшей для понимания изменений в социальной структуре российского общества в нынешнем веке. Он же поставил вопрос о глубине и масштабах процессов рефеодализации послереволюционного общества. Так, Е. Стариковым сформулирована гипотеза о том, что при разрушении традиционного общества, если новые структуры не сумеют быстро сконсолидироваться, то обломки традиционного общества отструктурируются раньше, а вновь возникшая социальная система окажется на порядок ниже разрушенной, то есть более архаичной. И это касается всех элементов структуры. Он же первым среди отечественных обществоведов выдвинул гипотезу о воссоздании после революций 1917 года в России сословной модели общества, хотя и в новом, советском обличии.

В подобном же русле написаны работы М. Восленского, посвященные рассмотрению становления и развития номенклатуры как особого слоя. Восленский прямо утверждает, что номенклатура – продукт деклассированного общества и номенклатура сама по сути является маргинальной группой.

Ряд отечественных исследователей (Н. Иванова, В. Жир омская и др.), анализируя соцструктуру начала века и послереволюционных лет, также приходят к выводам о том, что при описании модели структурных изменений и сдвигов без учета процессов массовой маргинализации понять характер изменений социальной структуры невозможно.

И. Павловой поставлен вопрос о роли сталинских репрессий в социальном преобразовании советского общества. Исходя из масштабов и последствий государственных репрессий, которыми оказалась напрямую затронута треть дееспособного населения и с учетом того, что значительные группы общества обеспечивали деятельность карательной машины, исследователь делает вывод о насильственной криминализации и люмпенизации советского общества.

В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни, падения нравственных ценностей наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным, их общее количество составляет в настоящее время более 700 тысяч человек. При этом лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к так называемым "социальным сиротам", то есть являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Ребёнок, который не получает достаточно тепла, любви, заботы, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боль, унижение, насилие, начинает отстаивать своё право на выживание и существование собственными способами, часто незаконными. Это приводит к побегам, девиантным и делинквентным формам поведения.

Наряду с этим, можно отметить, что социализация человека в процессе его развития проходит ряд этапов, которые он успешно или неуспешно может преодолевать. Так, Р.М. Грановская и И.М. Никольская выделяют три основные формы адаптации человека к внешней среде: - поиск человеком той среды, которая благоприятна для его функционирования; - изменения, которые он совершает в среде для приведения её в соответствии со своими потребностями; - внутренние психические изменения человека, с помощью которых он приспосабливается к среде.

Эти формы можно рассматривать как определённый момент в развитии защитного поведения человека.

С помощью механизмов психологической защиты, по мнению Р. Плутчика, которые формируются на непроизвольном уровне, происходит успешная адаптация человека к общим и специфическим условиям его жизни и деятельности. Условно-компенсаторный характер психологической адаптации придаёт её преимущественная нацеленность на сохранение субъективного комфорта личности, а не на объективные задачи деятельности. Своевременное обнаружение действия защитных механизмов, установление причин их запуска служат предпосылками повышения эффективности деятельности при сохранении целостности и гармоничности "Я".

Нарушению процесса адаптации способствуют различные виды депривации, которые влияют на адаптационную способность человека.

Перечень причин такого явления довольно разнообразен. Главная причина заключается в том, что в момент выявления детей, которые оказались в тяжёлых жизненных ситуациях, значительно отстаёт от самой возможности оказания им помощи. Несвоевременность выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, а также семей группы риска затрудняет процесс реабилитации, как самого ребёнка, так и его семьи, в результате чего родителей лишают родительских прав и помещают ребёнка в государственные учреждения разного типа или пытаются найти ему новую семью. При этом поступающий ребёнок имеет целый комплекс последствий позднего выявления семейного неблагополучия, наличие комплекса проблем, связанных с его психическим и физическим развитием, обучением, воспитанием, социализацией.

Мы неоднократно подчеркивали, что общество как система норм, ролей, статусов, институтов выступает условием человеческого существования. Что же происходит, когда нарушается причастность к этой системе. Давайте познакомимся еще с одним своеобразным фактом человеческого бытия. Это маргинальность . Этим словом обозначают выключение индивида или группы из одной социальной среды и неспособность или нежелание войти в другую. Ситуация или состояние маргинальности предполагает, что связь человека или группы людей с системой социальных норм, ролей, статусов, общественных ценностей нарушена. Таких людей называют маргиналами.

Не надо путать их с низшими классами общества. Последние являются частью общества. Для них существует система ролей и статусов, внутри которой они живут. В обществе они выполняют определенные функции. Маргиналами становятся те, кто не могут приспособиться к существующей социальной среде, или те, для кого у общества не нашлось подходящих ролей и статусов. Не надо также смешивать маргиналов с преступниками. Преступником является тот, кто нарушает соответствующие правовые нормы. Маргиналами становятся те, кто не участвуют в выполнении социальных функций, не сумели к ним приспособиться, не нашли себе в обществе подходящие статусы и роли.

Маргиналы не однородны. Можно выделить категорию людей, выброшенных из какой-либо социальной среды или попавших в какую-то уже сложившуюся социальную систему помимо своей воли. Их принято называть статусными маргиналами . Например, безработные и беженцы.

Но маргинальность может быть результатом активного неприятия существующих социальных отношений или традиций, сложившихся в той или иной области общественной жизни. Люди такого типа - их называют нормативными маргиналами – могут считать свой образ жизни нормальным и не желают его менять (к примеру, те бомжи, которые вполне довольны своей жизнью). Они хотят быть маргиналами.

Но есть люди, которые не удовлетворены существующим состоянием общества и хотят его изменить. Это новаторы в науке, искусстве, да и в любой другой сфере общественной жизни. Как правило, свое сообщество их не принимает, потому что они выдвигают идеи, которые никак не согласуются с общепринятыми представлениями. Таких людей называют культурными маргиналами.



Выключение из социальной среды создает особое психологическое состояние. Это чувство неудовлетворенности. Возникает оно потому, что старые модели поведения уже не обеспечивают нормальной жизни, а новая социальная среда или отторгает пришельца или остается для него какое-то время непривычной. Человек не понимает новых правил игры или не еще умеет ими руководствоваться. Обычно говорят, что люди в таком положении находятся на границе между двумя мирами. Неудовлетворенность вызвана этим состоянием неопределенности своего положения. Неопределенность, в свою очередь, рождает такие психологические состояния, как неуверенность, беспокойство, тревогу, страх, озлобленность.

Неудовлетворенность вызывает определенное социальное поведение. Растет недоверие к сложившимся социальных отношениям, тоска по прошлому, желание быстрых изменений. Становятся частыми случаи нарушения социальных норм. Для тех, кто недавно перешел в новую социальную группу, маргинальность проявляется в повышенном и даже чрезмерном следовании всей сумме предписаний, действующих в этой группе. Такие люди начинают весьма дотошно следовать всем без исключения правилам. Причина такого поведения лежит в боязни, что иначе их как новичков могут не признать своими.

Откуда берутся маргиналы? Как не удивительно, но их порождает само общество. Ведь маргинальность есть только там, где возникли и начинают действовать нормы. Существование социальных норм создает условия для разделения людей на тех, кто им соответствует и кто – нет. Последняя категория людей получает статус маргиналов.

Чем общество динамичнее, чем чаще возникают ситуации, когда людям приходится перемещаться из одной социальной среды в другую. Например, вы попали в среду обитания других социальных групп с иными эталонами поведения: район города, где живут представители другой национальности, вероисповедания, статуса. Это может быть переход в иную социальную среду, например, переезд в другой город, брак с представителем иной веры, национальности, культуры, переход в новую социальную группу и т.д. В результате возникает ситуацияи даже состояние маргинальности. Понятно, что его периодически может испытать каждый человек.

Наконец, достаточно типичны случаи, когда сами люди не способны или не желают войти в сложившуюся социальную среду. Тогда ситуация маргинальности перерастает в маргинальное положение .

Попробуем дать оценку данному явлению и определить его место в жизни общества. Прежде всего, не надо считать маргинальность исключительным, нетипичным и даже отрицательным явлением. Скорее она является симптомом состояния общества . Чем более усложняется социальная структура или общество становится более динамичным, состояние маргинальности становится весьма распространенным. В разной степени его испытывает каждый, поскольку всем приходится часто перемещаться и сталкиваться с представителями разных социальных групп. К тому же современное общество само ориентирует на рост и стремление переходить из одной группы в другую. Поэтому возникновение и усилие состояния маргинальности можно считать своеобразным индикатором способности и готовности общества к изменениям.

Кроме того, мы видим, что маргинальность часто создается самим обществом. Чем жестче оно формулирует систему норм и идеалов, чем меньше выбора предоставляет людям, тем более вероятность возникновения маргиналов. Поэтому маргинальность является показателем наличия проблем в обществе, а многообразие социальных норм, ролей и статусов становится условием ее преодоления.

Наконец, маргинальность даже необходима обществу, которое ориентировано на изменения. Ведь такое общество постоянно нуждается в новых идеях, новых формах жизни, а найти их можно в среде культурных маргиналов.

ВЫВОДЫ

1. В обществе человек ведет себя иначе, чем в межличностных отношениях. Поэтому социальные отношения являются отношениями особыми. Они определяются общественным интересом и социальными нормами, ориентированностью на других и статусно-ролевой системой.

2. Положение человека в обществе принято определять его статусом. Статус предполагает существование шкалы ценностей, степень обладания которыми показывает высоту статуса и наделяет их обладателя совокупностью прав и обязанностей. Причина возникновения статусной системы лежит не только в личных желаниях людей достичь высокого положения и закрепить его, но и в общественном интересе.

3. Обладание статусом или стремление его достичь требуют от каждого человека определенной линии поведения, которая обозначается словом «социальная роль». Исполнение роли предполагает наличие ролевой дистанции, организацию всего своего поведения, умение произвести впечатление и ожидание соответствующей реакции окружающих. Ролевая система выполняет в обществе функции коммуникации, социализации и самореализации.

4. Показателем стабильности и устойчивости общества является наличие системы социальных институтов, которые представляют собой совокупность отношений, регулируемых социальными нормами, выполняющих в обществе функции коммуникации, интеграции и трансляции и обладающих легитимным характером.

5. Выпадение индивида или группы из системы социальных норм порождает ситуацию маргинальности. Маргиналами становятся индивиды или группы, которые по своей воле или из-за особенностей устройства общества не способны или не желают приспособиться к существующей социальной среде.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят особенности социальных отношений?

2. Что такое «ориентированность на других»: стремление быть как все или что-то еще?

3. Зачем нужны статусы?

4. Почему люди в обществе играют роли?

5. Если во взаимоотношениях людей сформировались устойчивые связи, привычки поступать определенным образом, значит ли это, что возникли социальные институты?

6. Откуда берутся маргиналы?

СЛОВАРЬ

Социальный статус – это позиция, которую человек (или группа) занимает в обществе относительно других людей (или групп) и которая определяет его права и обязанности в обществе

Приписанный статус – это статус, которым человек обладает вне зависимости от своих усилий и заслуг (пол, возраст, этническая принадлежность, например)

Достигаемый статус – это статус, который человек приобретает своими усилиями

Социальная роль – это поведение, определяемое статусом, или поведение, которое человек должен осуществлять, если желает быть понятым и принятым обществом

Ролевая дистанция – осознание своего отличия от исполняемых ролей и способность это показать

Социальный институт – комплекс отношений (статусов и ролей) или организаций, которые выполняют в обществе определенные функции и признаны им (носят легитимный характер)

Легитимность – это признанность обществом или государством тех или иных человеческих действий, отношений, объединений

Маргинальность – положение и состояние человека вне сложившейся социальной структуры или утрата места в одной социальной структуре и неспособность (или нежелание) занять место в другой

(отвечать только «да» и «нет»)

1. Социальными отношения становятся тогда, когда начинает взаимодействовать много людей

2. В обществе люди ведут себя иначе, чем наедине с собой, потому что общество всегда носит принудительный характер по отношению к отдельным людям

3. Социальными отношения становятся, когда начинают строиться на основании общепринятых норм

4. В социальных отношениях люди ориентируются не на собственное мнение, а на мнение других людей, а на соответствие своих действий общезначимым нормам

5. Роль – это совокупность статусов

6. Нельзя играть роль взрослого или пожилого человека, потому что это природные, а не социальные качества людей

7. Люди разыгрывают роли, потому что это обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий

8. Статус - это человек, занимающий высокое или низкое положение в обществе

9. Власть, богатство и престиж - это основные показатели высокого или низкого социального статуса

10. Социальный статус – это идеал, который человек ставит перед собой

11. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее

12. Если окружающие не оказывают внимания, соответствующего занимаемому положению, то определить высоту статуса очень трудно

13. В индустриальном обществе преобладают приписанные статусы, а в в традиционном – достигаемые

14. Статусно-ролевая система возникает только там, где между людьми возникает неравенство, вражда и конфликты

15. В первобытном обществе не существовало статусно-ролевой системы, потому что отношения между людьми были очень просты и направлены на помощь друг другу

16. Социальный институт – это любая группа людей, регулируемая привычками, обычаями и нравами

17. Функция социальных институтов состоит в том, чтобы сделать наше поведение стандартным, поэтому социальные институты душат творческую личность

18. Социальный институт – это высшее учебное заведение

19. Маргиналы – это люди, которых общество выбросило из своих рядов

20. Маргиналы – это представители низших классов общества

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. «Индивид, видя перед собой предмет, скажем в 30 см длиной, постепенно меняет исходную правильную оценку в экспериментальной группе, все члены которой упорно уверяют, что длина предмета не более двадцати см. Следует ли удивляться, что групповые мнения по политическим, этическим или эстетическим вопросам оказывают гораздо большее воздействие…» П. Бергер. Это происходит потому, что

а) нет под рукой линейки или мерки, которой можно подтвердить правильность представлений или опровергнуть неправильные представления

б) человеку просто легче согласиться, чтобы не тратить время на споры

в) человек боится стать чужим в группе

2. Какие действия можно отнести к социальному взаимодействию

а) пошел дождь, и люди открыли зонтики

б) в переполненном автобусе один человек толкнул другого

в) начальник сделал выговор подчиненному за ошибки в работе

3. Социальный статус личности – это

а) совокупность юридических прав и обязанностей человека

б) уважение со стороны жены

в) место человека в системе общественных отношений

4. Место, которое индивид занимает в социальной структуре, обозначается как

а) социальный статус

б) социальная роль

в) социальный институт

г) социальная стратификация

5. Поведение, которое ожидается от человека, когда он занимает определенное место (позицию) в обществе, обозначается как

а) социальный статус

б) социальная роль

в) социальный институт

г) социальная стратификация

д) обладание престижем

6. Социальный статус – это

а) человек, занимающий в обществе высокое положение

б) идеал, к которому должен стремиться любой человек в обществе

в) позиция, которую занимает человек как член общества

7. Женщина, англичанка, 50 лет, член королевской семьи. Эти черты относятся к

а) достигаемому статусу

б) приписанному статусу

8. К достигаемому статусу личности не относится

а) фермер, протестант

б) предприниматель, член либеральной партии

в) мужчина, 30 лет, белорус

г) преподаватель, кандидат физических наук, председатель профсоюзной организации

9. К достигаемому статусу в традиционном обществе относится.

а) крестьянин

б) феодал

д) испанец

10. Социальные роли существуют в обществе, прежде всего, потому, что

а) это выгодно господствующим социальным группам

б) люди до сих еще не нашли настоящий естественный способ взаимоотношений друг с другом

в) так легче контролировать поведение людей

г) это единственный способ обеспечить взаимопонимание и взаимосогласованность действий в обществе

д) люди любят создавать привлекательный имидж себя

11. Ролевая дистанция – это

а) способность отделять себя от исполняемых ролей

б) недоверие к исполняемым ролям

в) неумение эффективно выполнять социальные роли

г) нежелание исполнять социальные роли

12. Легитимация – это

а) создание правовых норм, регулирующих те или иные социальные отношения

б) формирование законопослушных граждан

в) признанность обществом тех или иных социальных отношений или объединений

г) действия государственных властей

13. Маргиналы – это, прежде всего

а) представители низших классов

б) люди, покинувшие свою страну

в) люди, оказавшиеся за пределами статусно-ролевой системы

г) люди, лишившиеся средств к существованию

д) люди, нарушившие закон

14. Социальные институты – это

а) любая большая группа людей

б) социальные отношения, характерные для индустриального общества

в) социальные отношения, признанные обществом и выполняющие в нем определенные функции

г) это совокупность норм права, регулирующих те или иные отношения

1. Если общество формирует мировоззрение людей, предписывает, как они себя должны вести в нем и наказывает за несоблюдение правил, означает ли это, что общество – это фактически «тюрьма» для личности?

2. «Возможно истинное преступление афериста не в том, что он отнимает у людей деньги, а в том, что он крадет у всех веру, будто манеры и облик, характерные для среднего класса, способны показать только основательные люди из среднего класса, на деле принадлежащие к нему» И. Гофман. Как истолковать эту мысль? О каких особенностях социальной жизни она говорит?

3. Французский антрополог Ф. Боас приводит такой случай из жизни североамериканских индейцев. Один молодой индеец по имени Квесалид не верил в могущество шаманов. Чтобы их разоблачить, он начал бывать у них и обучаться их ремеслу, а затем и сам начал заниматься им практически. Через некоторое время он обнаружил, что больные, для лечения которых он применял шаманские приемы, выздоравливают. В следующий свой приезд Ф. Боас обнаружил, что Квесалид начал верить в то, что не все шаманы являются обманщиками. О каких особенностях социальной жизни говорит этот пример?

4. «Если один из участников игры в карты сознательно и преднамеренно играет наперекор воспринятому им смыслу правил игры, то есть играет «неправильно», он, тем не менее, остается «участником» общества игроков, в отличие от того, кто выходит из игры, совершенно также как вор или убийца, скрывая совершенное им преступление или скрываясь сам, все-таки ориентирует свое поведение на те установления, которые он субъективно сознательно нарушает» М. Вебер. О каких чертах общественной жизни говорит это рассуждение?

5. «Необходимо различать два понятия – престиж и статус. Рейган и Джонсон – президенты США. У них одинаковый статус, но разный престиж» Е. Бергель. А в чем разница?

6. Сравните два этих высказывания. В чем разница? Попробуйте использовать для их анализа знания, приобретенные в данном разделе. Можно ли говорить о том, что эти высказывания характеризуют различные типы общественной жизни? Если можно, то определите – какие?

А) «Таким образом, в культуре приняты три следующие аксиомы: 1) «Все должны бороться за достижение всем доступных одинаково высоких целей», 2) «Сегодняшняя неудача есть нечто иное, как промежуточный пункт на пути к полному успеху», 3) «Настоящая неудача состоит лишь в уменьшении притязаний или полном отказе от них» Р. Мертон.

Б) «Тот остается не у дел,

Кто восстает на свой удел,

А твой удел – крестьянский плуг,

Не выпускай его из рук.

Хватает знати без тебя!

Свое сословье не любя,

Ты только попусту грешишь,

Плохой от этого барыш.

Клянусь, что подлинная знать

Тебя лишь может осмеять»

7. «Дикарь» знает неизмеримо больше об экономических и социальных условиях своего существования, чем «цивилизованный» человек в обычном смысле слова. И совсем не всегда действия «цивилизованного» человека субъективно носят более рациональный характер» М. Вебер. Но, тем не менее, слово «рациональный» употребляют для характеристики не первобытных, а современных обществ. А почему?

8. «Сказать «я мужчина» – значит, сделать такую же заявку на роль, как если заявить «я полковник американской армии» П. Бергер. Как понять это высказывание? Разве быть мужчиной или женщиной – это не природное качество человека?

9. «Однажды, когда я был еще молодым, я возвращался на большом лайнере из Буэнос-Айреса в Испанию. Среди моих попутчиц было несколько североамериканок в полном расцвете молодости и красоты. …Я разговаривал с ними так, как любой мужчина разговаривает с цветущей молодой женщиной… И американка сказала мне буквально следующее: «Я настаиваю, чтобы вы говорили со мной как с человеком». Мне оставалось лишь ответить: «Сеньора, я не знаю, кого именно вы называете «человеком». Для меня существуют только женщины и мужчины» Х. Ортега-и-Гассет. Как вы поняли, в чем состоит проблема?

10. «Ребенок обнаруживает, кто он есть, постигая, что есть общество» П. Бергер. Какую мысль хотел выразить автор высказывания? Что, для того, чтобы узнать, кто я есть, нужно изучить курс обществознания?

11. «Офицер может быть офицером только там, где другие соглашаются признать его таковым». П. Бергер. Как это понять?

12. Означает ли ролевая теория общества, что в нем «все только и делают, что плетут интриги и заговоры и вовсю рядятся в личины, чтобы одурачить других» (П. Бергер)? А какие задачи выполняет представление об обществе как совокупности ролей?

13. «Брак – это не инстинкт, а институт. Хотя то, как он направляет поведение в определенное русло весьма сходно с действием инстинктов» П. Бергер. Какую мысль хотел выразить автор?

14. Как вы думаете, религия в обществе является социальным институтом? Что нужно, чтобы религия стала социальным институтом? Можно ли привести примеры, когда религия не являлась социальным институтом?

15. В коллективе выработалась привычка все праздники отмечать коллективно. Как вы думаете можно ли считать, что эта привычка приобрела характер социального института? Что для этого нужно?

16. Благодаря удачному браку, человек попал в высший цвет общества и изо всех сил старается следовать нравам этого общества. Как вы думаете, можно ли его считать маргиналом и по каким признакам?

17. Как вы думаете, рабы были маргиналами или нет?


2.5. Социальная структура общества

2.5.1. Понятие социальной структуры

2.5.2. Социальная стратификация общества

2.5.3. Понятие социального неравенства. Виды социального неравенства

2.5.4. Причины возникновения и существования социального неравенства

2.5.5. Роль социального неравенства в жизни современного общества

Цели и задачи темы

1. Сформировать понятие социальной структуры.

2. Показать в чем особенности социальной стратификации как наиболее существенного вида социальной структуры.

3. Дать представление о социальном неравенстве как сложном явлении, выявив виды социального неравенства и причины его возникновения и существования.

4. Дать представление об особенностях функций социального неравенства в современных индустриальных обществах.

Описание.

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным).

Выдержка из работы.

Социальная роль маргиналов

Контрольная работа

На тему:

«Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры»

Волгоград 2004

Введение

1. Понятие «маргинальность»

2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского

общества

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности,

периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным

общностям (национальным, классовым, культурным).

Маргинальный человек (от лат.Margo – край) - человек:

Находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур; и

Испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.

Маргинал, просто говоря,- «промежуточный» человек. Маргинальность

(позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие,

обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между

какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на

его психику.

Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала - человек,

пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не

рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура

еще не усвоена. Главный признак маргинализации - разрыв социальных связей,

причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические,

социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную

общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем

установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от

установления связей экономических. Тот же самый мигрант, став рабочим и

приспособившись к новым условиям, еще длительное время не может слиться с

новой средой.

В отличии от «классической» возможна и обратная последовательность

маргинализации. Объективно все еще оставаясь в рамках данного класса,

человек теряет его субъективные признаки, психологически деклассируется.

Ведь деклассирование - понятие прежде всего социально-психологическое, хотя

и имеющее под собой экономические причины. Воздействие этих причин не

является прямым и немедленным: объективно выброшенный за пределы

пролетариата безработный на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет

психологию класса и прежде всего его трудовую мораль. У нас в стране нет

безработицы, но есть деклассированные представители рабочих, колхозников

интеллигенции, управленческого аппарата. В чем их выделяющий признак?

Прежде всего- в отсутствии своего рода профессионального кодекса чести.

Профессионал не унизится до плохого выполнения своего дела. Даже при

отсутствии материальных стимулов настоящий рабочий не сможет работать плохо

Скорее он откажется работать вообще! Физическая невозможность халтурить

отличает кадрового рабочего-профессионала (так же как и крестьянина, и

интеллигента) от деклассированного бракодела и летуна.

В данной работе будет рассмотрена роль маргиналов в формировании

социальной структуры общества.

1. Понятие «маргинальность»

Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии.

Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и

использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной

ситуации при характеристике "личности на рубеже культур".

Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной

принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего

вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности

служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней

средой. Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и

ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или

промежуточности по отношению к любым социальным общностям. Классический тип

маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не

рабочий. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно

преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения

новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что

состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется

надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского,

результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е.

последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности. Следует также

учитывать, что в социологии разработано понятие типов общества: открытые,

закрытые и переходного типа. Считается, что в открытых обществах

мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее

движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В

обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и

масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах

переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие

годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений

внутри общества.

Применительно к целям и задачам исторического анализа необходимо

учитывать следующие моменты. Во всяком обществе, в том числе и российском,

накануне и после революции в силу объективных и субъективных причин

существовали и воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может

быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О

естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам

экономического, социального или культурного характера, в силу которых во

всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся

элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает

само общество. Иначе говоря, во всяком обществе, открытом или закрытом,

стабильном или переходном имеются периферийные группы с относительно

схожими источниками формирования, обликом и психологией. Различным может

быть только удельный вес этих групп.

Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а

маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным

явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной

устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит,

как правило, в результате сознательно проводимой властью политики

искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное,

дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже

миллионов людей. Например, еще в дореволюционном обществе проводилась

осознанная политика маргинализации в отношении политических противников

режима (революционеров), а также тех, кто подвергался дискриминациям и

ограничениям по национальным или религиозным признакам. Однако в

послереволюционном обществе искусственная маргинализация коснулась целых

сторонников режима. Возникали и искусственно поддерживались режимом такие

группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не имели

аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с 1930

по 1955 гг., то есть четверть века. Никогда ранее не было такой труппы, как

тылоополченцы – дети "лишенцев", достигшие призывного возраста и

призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение –

аналог будущего стройбата. Группа существовала с 1930 по 1937 год. Таким

образом, искусственная маргинализация приобрела в сталинском обществе

колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим

элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже

экономических проблем (создание системы принудительного труда).

К сожалению, тема "Маргинальность и маргинальные группы" применительно

к российской истории ХХ века недостаточно разработана.

Следует прежде всего выделить работы социологов, в которых

рассматриваются проблемы теории и отчасти истории маргиналов первой

половины ХХ века. Наиболее полно и квалифицированно теория вопроса вместе с

экскурсами в нашу историю изложена в публикациях Е. Старикова. Ему

принадлежит приоритет в постановке этой проблемы как исследовательской и

важнейшей для понимания изменений в социальной структуре российского

общества в нынешнем веке. Он же поставил вопрос о глубине и масштабах

процессов рефеодализации послереволюционного общества. Так, Е. Стариковым

сформулирована гипотеза о том, что при разрушении традиционного общества,

если новые структуры не сумеют быстро сконсолидироваться, то обломки

традиционного общества отструктурируются раньше, а вновь возникшая

социальная система окажется на порядок ниже разрушенной, то есть более

архаичной. И это касается всех элементов структуры. Он же первым среди

отечественных обществоведов выдвинул гипотезу о воссоздании после революций

1917 года в России сословной модели общества, хотя и в новом, советском

обличии.

В подобном же русле написаны работы М. Восленского, посвященные

рассмотрению становления и развития номенклатуры как особого слоя.

Восленский прямо утверждает, что номенклатура – продукт деклассированного

общества и номенклатура сама по сути является маргинальной группой.

Ряд отечественных исследователей (Н. Иванова, В. Жир омская и др.),

анализируя соцструктуру начала века и послереволюционных лет, также

приходят к выводам о том, что при описании модели структурных изменений и

сдвигов без учета процессов массовой маргинализации понять характер

изменений социальной структуры невозможно.

И. Павловой поставлен вопрос о роли сталинских репрессий в социальном

преобразовании советского общества. Исходя из масштабов и последствий

государственных репрессий, которыми оказалась напрямую затронута треть

дееспособного населения и с учетом того, что значительные группы общества

обеспечивали деятельность карательной машины, исследователь делает вывод о

насильственной криминализации и люмпенизации советского общества.

Среди западных исследователей проблемы следует выделить переведенные и

оригинальные работы Ш. Фитцпатрик, где ставятся проблемы связей

рефеодализации и маргинальности с состоянием общества и сталинской

политикой. В частности, ею уделено особое внимание осуществлению сталинским

режимом социальной политики насильственного переструктурирования общества

путем использования прежней феодальной практики "приписывания" тех или иных

групп к разряду "своих" или "чужих". При оценке тенденций изменения

социальной структуры постреволюционного общества она убедительно доказывает

несоответствие марксистских доктринальных установок о классовом характере

общества реальной практике, воспроизводившей сословную иерархическую

систему отношений.

В рамках изучения отдельных маргинальных групп следует отметить

появление первых исследовательских работ, посвященных "лишенцам" (А.

Добкин, М. Саламатова, Т. Славко, спецпереселенцам (В. Земсков, Н.

Ивницкий, В. Данилов и др.), заключенным (В. Земсков, А. Гетти, Г.

...

Похожие работы:

Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры

2. Проблема маргинальности

Социальную трансформацию общества сегодня характеризуют не только появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде всего класса крупных и средних собственников, слоя "новых бедных", маргиналов, безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности.

Акцент в разные годы делался на различных аспектах структурного неравенства, на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества, на интеграции и дезинтеграции социального пространства; на проблемах формирования среднего класса; властных отношениях; автономии труда в социально-производственных структурах. Чтобы составить достаточно полное представление о процессах, происходящих в социально-структурной сфере российского общества, надо рассмотреть тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей, динамика которых детерминирована качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки хозяйства и занятости населения. Известно, что определенная часть занятого населения в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась вне сферы занятости, приобрела статус безработных. На сегодня это 8% активного населения России. Появление этого слоя существенно влияет вообще на качество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости, эта часть населения сформировала черты групповой определенности со своими ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями. Таким образом, произошла реализация целого комплекса новых социально-групповых процессов, становление феномена группового сознания и групповой консолидации и интеграции.

Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. Проблема углубления социального неравенства в мировой литературе получила название "бразилификации". Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, "поколения икс") наблюдается и в российском обществе. Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей Социальная стратификация российского общества. Ред. д.филос.н., проф. Голенкова З.Т. "Летний сад" Москва 2003. С. 9 .

Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент: продолжая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно расшатанные экономическими процессами. В тираж выходят теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои - те, кто поражен поселившемся в нашем обществе раком. Отверженность выступает как продукт распада общества, пораженного кризисом. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления, так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума, не сами делают это выбор - они незаметно вытесняются в это состояние, так и не приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности.

Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и как падают маргиналы.

Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных - человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.

Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.

Ученые обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что «маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество и материально и духовно.

Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос. институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.). Именно в этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений - просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной общественной жизни именно маргинализированных групп.

География межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве

Статус Крыма - это особый вопрос сейчас, который грозит еще более обособиться в будущем. Нынешняя трактовка места Крыма в политической системе Украины как автономной республики является уже сейчас компромиссом. Как известно...

Изучение образа представителей маргинальных субкультур в общественном сознании (методом семантического дифференциала)

Современные российские маргиналы - это не традиционные типажи - выходцы из иной культурной среды, эмигранты и пр. Сегодняшние маргинальные группы в России сконструированы социальными переменами последних десятилетий. Как правило...

Маргинамл, маргинамльный человемк, маргинальный элемент (от лат. margo -- край) -- человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д...

Маргиналы в современном российском обществе

Сегодня происходит последовательное углубление на разных этапах этих процессов и тенденций. Оценки ученых -- их современников вряд ли можно считать только лишь мрачными метафорами. Как отметил Н.И. Лапин...

маргинальность адаптация личность...

Маргинальность в современной России

Возникнув в 30-е годы в США как теоретический инструмент для исследования особенностей протекания культурного конфликта двух или более вступающих во взаимодействие этнических групп...

Маргинальность в современной России

В контексте современной социальной реальности можно говорить о всеобщей маргинализации. Чем выше дифференциация общества, чем больше плохо отграниченных друг от друга "групп" создают свои условия жизни, свои особые "социальные логики"...

Концепция маргинальности сыграла важную роль в социологической мысли, однако до сих пор в определении содержания понятия маргинальности имеется немало трудностей. Во-первых...

Маргинальный слой в российском обществе

Подход к решению проблемы маргинальности в обществе должен основываться на том, что маргинальность рассматривается прежде всего как объект контроля и управления на общегосударственном уровне...

Понятие маргинальной личности

Понятие маргинальности (от франц. marginal - побочный, на полях) используется в различных областях научного знания - экономике, психологии, философии, медицине. Социологи под «маргинальностью» понимают промежуточность положения индивида или группы...

Социальная работа в предотвращении бедности

Социология конфликта

Понятию «конфликт» очень сложно дать определение, сам конфликт - это сложное явление, которое проявляется в различных сферах деятельности людей, с помощью разных механизмов и в разных формах. Конфликт чаще всего непостоянен...