Митоз – значение и стадии. Деление клетки

Биология 9 класс

Тема урока: «Деление клетки. Митоз»

Тип урок а : комплексное применение знаний и способов деятельности.

Цели :
- сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом;
- рассмотреть механизм митоза;
- охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла;
- выявить биологическое значение митоза.

Развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления), умение находить достоверную информацию в учебнике, анализировать, определять понятия, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде схемы при изучении темы;

Осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Обеспечение урока: учебник, компьютер, интерактивная доска, тестовые задания.

Ход урока:

1.Организационный момент (1 мин.).

2. Актуализация знаний. Слайд 1 с темой урока не открывать, открыть слайд 2.

Для выяснения степени усвоения учащимися пройденного учебного материала и определения пробелов в знаниях проводит тест с последующей проверкой (вопросы выводятся на экран – слайд 3 ):

    Какие органоиды обозначены цифрами?

Ответ: 1- ЭПС, 2 – комплекс Гольджи, 3 – рибосомы, 4 – ядро, 5 – митохондрии.

2. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками? (5)

3 . Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках? (3)

4. Какой органоид контролирует жизнедеятельность клетки? (4)

5. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и

животных? (слайд 4)

1) наличием клеточной стенки 2) отсутствием рибосом

3) наличием цитоплазмы 4) отсутствием оформленного ядра

3. Актуализация субъектного опыта учащихся (слайд 5)

Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока. Беседа с учащимися.

В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма. Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.

Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:


1. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?

Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.

2. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений? (размножение – воспроизведение себе подобных) (слайд 6)

Какие типы размножения вы знаете? (половое и бесполое)

Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока?

Деление клетки. Митоз (слайд 7)

Деление соматических, т.е. неполовых, клеток называется митозом.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»?

Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: (слайд 7)

Жизненный цикл клетки, интерфаза, митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь, используя материал учебника. Вам нужно их выучить.

Работа с текстом учебника . Найти определение жизненного цикла клетки и

митотического цикла

Жизненный цикл любой клетки представляет собой совокупность событий, протекающих в клетке с момента её возникновения в результате деления и до гибели или последующего митоза. Жизненный цикл клетки включает в себя стадию подготовки к митозу – интерфазу , во время которой клетка выполняет свои специфические функции.

Процессы, происходящие в клетке в стадию интерфазы (слайд 8) – подготовка клетки к построению второй хроматиды каждой хромосомы; повышается активность ферментов, клетка приступает к синтезу ДНК (новая молекула ДНК идентична старой, т.к. нарушение структуры ДНК приводит к искажению генетического кода, что делает невозможным сохранение и передачу наследственной информации). Кроме того:

Синтез белков ферментов,

Синтез рРНК, иРНК и тРНК,

Образование рибосом,

Синтез АТФ,

Рост клетки и другие немаловажные процессы.

Продолжительность интерфазы всегда больше, чем само деление (у бактерий – несколько минут, у млекопитающих – 6 – 12 часов).

Митоз, фазы митоза – слайд 9

Работа с текстом учебника. Заполнить таблицу (слайд 10): (проверка по слайдам 11 -15 презентации)

Процесс, происходящий в клетке

Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза

По окончании проверки заполнения таблицы, если позволяет время, можно просмотреть видеоролик «Митоз. Анимация».

Беседа с учащимися: Биологическое значение митоза (слайд 16 )

4. Этап контроля и самоконтроля.

Выберите один верный ответ (слайды 17, 18)

1. Сколько хромосом будет содержаться в клетках печени у сына, если у его папы в этих клетках содержится 46 хромосом?

1) 0 2) 23 3) 46 4) 92

2. Что такое клеточный, или жизненный, цикл клетки?

а) жизнь клетки в период ее деления;
б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти;
в) жизнь клетки в период интерфазы.

3.Митоз – это основной способ деления:

а) половых клеток; б) соматических клеток; в) а + б.

4.Единицей размножения организмов является:

1) ядро 3) клетка 2) цитоплазма 4) ткань

5. Сущность митоза состоит в образовании двух дочерних клеток:

а) одинаковым набором хромосом, равным материнской клетке

б) увеличенным вдвое набором хромосом

в) различающимся между собой набором хромосом

г) уменьшенным вдвое набором хромосом

5. Этап информации о д/з

6. Этап рефлексии

Самоанализ обучающихся:

1. Что полезного вы узнали сегодня на уроке?

2. Что для вас было наиболее интересным?

3. Что бы вы изменили в сегодняшнем уроке?

4. В чем испытывали трудности?

Самооценка обучающихся:

Игра «Что я за птица?» Учитель при помощи проектора выносит на экран (слайд 19)

критерий

3 балла

2 балла

1 балл

Активность на уроке

высокая

средняя

низкая

Материал урока усвоил

хорошо

частично

слабо

Тему могу объяснить

Могу сам

Могу, но с подсказкой

Затрудняюсь

3 - 5 баллов воробей (собирает знания по крупицам)

6 - 7 баллов соловей (поведай свои знания другим)

8 - 9 баллов орел (открывает тайны бытия).

Онлайн тесты.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Презентация к уроку




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • усвоение учащимися фаз митоза и понимание его биологического значения;
  • формировать умение последовательно выстраивать процессы митоза.

Задачи:

  • Развивающая
    • продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации;
    • оформлять работу в виде таблицы;
  • Воспитательная
  • Дидактическая
    • создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, таблица “Деление клетки. Митоз”.

План урока:

  • Организационный момент, сообщение учащимися целей и задач урока.
  • Повторение пройденного материала. Тестирование «Обмен веществ и энергии».
  • Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.
  • Изучение нового материала (беседа с использованием мультимедийной презентации).
  • Закрепление изученного материала (самостоятельная работа учащихся, работа по таблице).
  • Выводы урока и запись домашнего задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка изученного материала (2-3 слайд)

(Учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа).

Тестовый контроль “Обмен веществ и энергии”

1. Универсальным источником энергии является:

а) глюкоза б) жир в) АТФ

2. В процессе фотосинтеза кислород образуется при расщеплении:

а) СО2, б) Н2О в) АТФ

3. Процесс расщепления высокомолекулярных органических веществ до низкомолекулярных называется:

а) диссоциацией б) ассимиляцией в) диссимиляцией

4. Наибольшее количество АТФ образуется в результате:

а) спиртового брожения б) дыхания в) молочнокислого брожения

5. Процессы анаэробного окисления протекают:

а) в митохондриях б) в пластидах в) в цитоплазме

6. Что происходит в темновую фазу фотосинтеза?

а) образование АТФ б) образование НАДФ · Н 2 в) образование углеводов

7. Образуют органические вещества из неорганических, используя неорганический источник углерода и энергию света:

а) гетеротрофы б) фотоавтотрофы в) хемоавтотрофы

8. Как называется 1-й этап биосинтеза белка?

а) транскрипция, б)трансляция, в) элонгация.

9. Где происходит непосредственное образование полимерной цепи белка?

а) в ядре, б) в клеточном центре, в) в рибосоме.

10. Где происходит копирование генетической информации ДНК?

а) в цитоплазме, б) вне клетки, в) в ядре.

III. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.

Прочитайте высказывания. Выполните задания (4 слайд)

1. Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает – от других организмов, от болезней или просто от старости. Но тем не менее численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет.

2. Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки-зиготы.

Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:

1. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
2. Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов.
– Ребята, кто сможет определить тему сегодняшнего урока? (Деление клетки. Митоз) (5 слайд)
– Теперь запишите тему урока.

IV. Изучение нового материала (беседа с использованием мультимедийной презентации)

Что же такое размножение?Прочитайте материал учебника стр.77 §2.14 1-2 абзац и сформулируйте ответ на наш вопрос.

Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: (7 слайд)

– Жизненный цикл клетки и митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь. Вам нужно их выучить.

– Деление соматических, т.е. неполовых, клеток называется митозом. Этот процесс проходит в несколько этапов. (8 слайд) сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза.

Ребята, сейчас начертите в тетради таблицу из 3 колонок, как показано на 9 слайде .Дальше, работая по презентации, мы заполним эту таблицу. (10-14 слайды)

V. Релаксационная физминутка

VI. Закрепление изученного материала (самостоятельная работа учащихся).

  • Теперь, ребята, проверим, как вы усвоили тему урока. Выполните задание по рисунку. (16-17 слайд).
  • Рассмотрите таблицу «Деление клетки». Охарактеризуйте каждый этап деления клетки. (Ответы учащихся).

VII. Вывод. Итог урока. (19 слайд)

– Что такое митоз?
– Какое значение имеет митоз?

VIII. Запишите домашнее задание: (20 слайд)

§ 2.14, вопросы и задания стр. 77, 81; повторить 2 главу.

Одним из важнейших процессов в индивидуальном развитии живого организма является митоз. В данной статье мы кратко и понятно постараемся объяснить, какие процессы происходят во время деления клетки, расскажем о биологическом значении митоза.

Определение понятия

Из учебников за 10 класс по биологии мы знаем, что митоз – деление клетки, в результате которого из одной материнской клетки образуются две дочерние с тем же самым набором хромосом.

В переводе с древнегреческого языка термин «митоз» обозначает «нить». Это как связующее звено между старыми и новыми клетками, в которых сохраняется генетический код.

Процесс деления в целом начинается от ядра и заканчивается цитоплазмой. Именуется он как митотический цикл, который состоит из стадии митоза и интерфазы. В результате деления диплоидной соматической клетки образуется две дочерние клетки. Благодаря такому процессу происходит увеличение числа клеток тканей.

Стадии митоза

Исходя из морфологических особенностей, процесс деления распределяют на такие стадии:

  • Профаза ;

На данном этапе ядро уплотняется, внутри него конденсируется хроматин, который закручивается в спираль, под микроскопом просматриваются хромосомы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Под влиянием ферментов ядра и их оболочки растворяются, хромосомы в этом периоде беспорядочно располагаются в цитоплазме. Позднее происходит разделение центриолей к полюсам, образовывается веретено деления клеток, нити которого крепятся к полюсам и хромосомам.

Для данной стадии характерно удвоение ДНК, но пары хромосом ещё держатся друг друга.

Перед стадией профазы у растительной клетки идёт подготовительная фаза - препрофаза. В чём заключается подготовка клетки к митозу можно понять на данном этапе. Для него характерными являются образование препрофазного кольца, фрагмосомы, а также нуклеация микротрубочек вокруг ядра.

  • Прометафаза ;

На этом этапе хромосомы приходят в движение и направляются к ближайшему полюсу.

Во многих учебных пособиях препрофазу и прометофазу относят к стадии профазы.

  • Метафаза ;

На начальном этапе хромосомы находятся в экваториальной части веретена, так что давление полюсов действует на них равномерно. В ходе данной стадии число микротрубочек веретена постоянно растёт и обновляется.

Хромосомы выстраиваются парами в спираль вдоль экватора веретена в строгом порядке. Хроматиды постепенно отсоединяются, но ещё держатся за нити веретена.

  • Анафаза ;

На этом этапе происходит удлинение хроматид, которые постепенно расходятся к полюсам, так как нити веретена сокращаются. Образуются дочерние хромосомы.

По времени это самая короткая фаза. Сестринские хроматиды внезапно разделяются и отходят к разным полюсам.

  • Телофаза ;

Является последней фазой деления, когда хромосомы удлиняются, и формируется новая ядерная оболочка около каждого полюса. Нити, из которых состояло веретено, полностью разрушаются. На этом этапе делится цитоплазма.

Завершение последней стадии совпадает с разделением материнской клетки, которое называется цитокинезом. Именно от прохождения этого процесса зависит, сколько клеток образуется при делении, их может быть две и более.

Рис. 1. Стадии митоза

Значение митоза

Биологическое значение процесса деления клеток неоспоримо.

  • Именно благодаря ему возможно поддержание постоянного набора хромосом.
  • Воспроизведение идентичной клетки возможно только путём митоза. Таким способом заменяются клетки кожи, эпителия кишечника, кровяных клеток эритроцитов, жизненный цикл которых составляет всего 4 месяца.
  • Копирование, а значит и сохранение генетической информации.
  • Обеспечение развития и роста клеток, благодаря чему многоклеточный организм образуется из одноклеточной зиготы.
  • При помощи такого деления возможна регенерация частей тела у некоторых живых организмов. Например, у морской звезды восстанавливаются лучи.

Рис. 2. Регенерация морской звезды

  • Обеспечение бесполого размножения. Например, почкование гидры, а также вегетативное размножение растений.

Рис. 3. Почкование гидры

Что мы узнали?

Деление клеток называется митозом. Благодаря ему копируется и сохраняется генетическая информация клетки. Процесс происходит в несколько этапов: подготовительная фаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза. В результате образуется две дочерние клетки, которые полностью похожи на первоначальную материнскую клетку. В природе значение митоза велико, так как благодаря ему возможно развитие и рост одноклеточных и многоклеточных организмов, регенерация некоторых частей тела, бесполое размножение.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 462.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Деление клеток. Митоз Период существования клетки от момента ее образования путем деления материнской клетки (включая само деление) до собственного деления или смерти называют жизненным (клеточным) циклом. Митотический цикл наблюдается у клеток, которые постоянно делятся, в этом случает цикл состоит из интерфазы и митоза.

Митоз (греч. « митос » – нить)- непрямое деление, при котором из одной диплоидной клетки (материнской) образуются такие же дочерние клетки. Открыт с помощью светового микроскопа в 1874 г. русским учёным И. Д. Чистяковым в растительных клетках. В 1878 г. В. Флемингом и русским учёным П. И. Перемежко в животных клетках.

Интерфаза (лат. « интер » – между и греч. «фазис» - период) 1) Метаболизм 2) Синтез ДНК – репликация-хромосома двухроматидная 3) Синтез белков 4) Рост 5) Синтез АТФ 6) Построение органелл

I. Профаза (2 n4c) (первая фаза деления) 1) Исчезает мембрана ядра и ядрышки; 2) Хромосомы спирализуются; 3) Хромосомы состоят из двух хроматид, соединенных в зоне центромеры; 4) Центриоли участвуют в образовании веретена деления. веретено деления центромеры

II. Метафаза (2 n4c) (фаза скопления хромосом на экваторе клетки) сестринские хроматиды центриоль центромеры тянущие нити опорные нити 1) Хромосомы достигают наибольшей конденсации; 2) Хромосомы располагаются строго по экватору клетки своими центромерами и образуют митотическая пластинку; 3) Нити веретена деления прикрепляются: один конец к центромерам хромосом на экваторе, а другой к центриоле на полюсе.

III. Анафаза (4 n 4 c) (фаза расхождения хромосом) центромера сестринские хромосомы центриоль нити веретена деления 1) Делятся центромеры хромосом и у каждой хроматиды появляется своя центромера 2) Нити веретена деления сокращаются растаскивают за центромеры дочерние хромосомы к полюсам клетки 3) Количество хромосом и ДНК уравниваются 4n4c , т.к. хромосома стала однохроматидная

IV. Телофаза (2 n 2 c) (фаза окончания деления, прямопротивоположна Профазе) дочерние клетки центриоль хромосомы 1) На каждом полюсе хромосомы деспирализуются, появляется ядерная мембрана, появляются ядрышки, исчезает веретено деления. 2) Происходит цитокинез-деление цитоплазмы клетки. - у животных в виде перетяжки; - у растений на месте митотической пластинки образуется клеточная стенка. ядерная оболочка дочерние ядра ядрышко

Значение митоза 1) В результате митоза образуются клетки с полным набором хромосом материнской клетки, т.е. сохраняется генетический материал. Это способствует сохранению видов; 2) Необходим для роста организма и замены умерших клеток; 3) Регенерация утраченных частей (гидра, планария, у ящерицы хвост).

Повторение В профазу происходят процессы: Происходит спирализация хромосом. Формируется веретено деления. Начинает растворяться ядерная оболочка. В метафазу происходят процессы: Хромосомы выстраиваются в плоскости экватора. Нити веретена прикрепляются к центромерам хромосом. В анафазу происходят процессы: Делятся центромеры хромосом. Нити веретена растаскивают за центромеры дочерние хромосомы к полюсам клетки.

Повторение В телофазу происходят процессы: Хромосомы деспирализуются; Образуется ядерная оболочка; У растений формируется клеточная стенка между дочерними клетками, у животных – перетяжка, которая углубляется и делит материнскую клетку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

презентация по биологии для учащихся 9 классов "Деление клетки. Митоз" знакомит учащихся с жизенным циклом клетки, процессами, предшествующими делению и фазами деления, биологическим значением митоза. в конце приведены тестовые задания. презентацию очень удобно использовать при проведении урока (есть цели, задачи, новый материал, тесты и лабораторная работа для закрепления и проверки усвоения материала)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Актуализация знаний. 1. Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки – зиготы. 2. Большинство клеток организма имеет набор хромосом, идентичный набору хромосом в зиготе. Проанализируйте эти факты и ответьте на вопрос: 1. Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов. 2.Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?

Тема урока: «Деление клетки. Митоз». Все клетки многоклеточного организма можно разделить по набору хромосом на 2 группы: Соматические – имеют двойной набор хромосом (диплоидный 2п) Половые – имеют одинарный набор хромосом (гаплоидный 1п)

Митоз - (от греч. mitos – нить) способ деления клетки, в результате которого образуется две абсолютно одинаковые клетки с набором хромосом, идентичным родительской клетке. 2 n 2 n 2 n Материнская клетка Дочерние клетки Какие процессы должны произойти в клетке перед делением и как происходит сам процесс деления?

Цель: - сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом; - рассмотреть механизм митоза; - охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла; - выявить биологическое значение митоза.

Клеточный (жизненный) цикл – период существования клетки от момента ее образования путем деления исходной (материнской) клетки, включая само деление, до собственного деления или смерти. Это интересно Известно, что клетки со временем стареют (в них накапливаются ненужные им продукты обмена) и отмирают. Подсчитано, что у взрослого человека общее количество клеток составляет более 10 15 . Из них ежедневно отмирает около 1–2% клеток. Так, клетки печени живут не более 18 месяцев, эритроциты – 4 месяца, клетки эпителия тонкого кишечника – 1–2 дня. Только нервные клетки живут на протяжении всей жизни человека и функционируют, не заменяясь. Все остальные клетки человека заменяются новыми приблизительно каждые 7 лет.

Ткани нервная мышечная образовательная эпителиальные Клетки глубоко специализированны. Утрачивают способность к делению. Функционируют на протяжении всей жизни организма. Клетки не являются специализированными. Сохраняют способность размножаться. Продолжительность жизни разная. Вывод: Таким образом, жизнь одних клеток складывается из периода деления и последующей специализации, других – из периода деления и подготовки к нему.

Митотический цикл состоит из трех главных стадий: Интерфаза – период интенсивного синтеза и роста клетки между двумя ее делениями; Митоз (кариокинез) – процесс деления ядра; Цитокинез – процесс разделения цитоплазмы между двумя дочерними клетками. Какие процессы должны предшествовать делению клетки, чтобы дочерние клетки были точной копией родительской клетки (по наследственной информации)

Что такое редупликация (репликация)? Какой принцип лежит в основе редупликации?

Схема строения хромосом.

Интерфаза Пресинтетический период (период до удвоения хромосом) Синтетический период (период удвоения хромосом) Постсинтетический период(период после удвоения хромосом) Продолжительность от 10 ч. до нескольких суток) Продолжительность от 6 до 10 часов. Самый короткий период интерфазы: от 3 до 6 часов. Клетка интенсивно растет, в ней синтезируется РНК и различные белки, увеличивается число рибосом и митохондрий. Клетка готовится к удвоению хромосом Происходит удвоение хромосом, в основе которого лежит процесс удвоения (репликации) ДНК, в результате каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид Клетка готовится к делению, синтезируются белки, из которых будет сформировано веретено деления, запасается энергия за счет синтеза АТФ.

Профаза Увеличивается объем ядра; Ядерная мембрана распадается; Хромосомы спирализуются, укорачиваются, становятся четко различимыми в микроскоп, они состоят из двух хроматид, соединенных в зоне центромеры; Микротрубочки и центриоли участвуют в образовании веретена деления (в клетках животных).

Метафаза Нити веретена деления прикрепляются к центромерам Хромосомы располагаются в районе экватора клетки

Анафаза Центромеры делятся Хроматиды транспортируются с помощью прикрепленных к центромерам нитей веретена деления к противоположным полюсам клетки

Телофаза Хромосомы деспирализуются Формируются новые ядра Вновь появляется ядрышко и образуется ядерная оболочка В области экватора образуется перетяжка и формируются две дочерние клетки

Фазы митоза

Биологическое значение митоза Биологическое значение митоза огромно. Постоянство строения, а также правильность функционирования органов и тканей многоклеточного организма невозможно без сохранения идентичного набора генетического материала в бесчисленных клеточных поколениях. Митоз обеспечивает такие важные процессы жизнедеятельности как: эмбриональное развитие; рост; восстановление органов и тканей. В случае нарушения нормального хода митоза, а также при неравномерном распределении хромосом, происходит гибель клетки или возникают мутации. Так выглядит эмбрион человека в возрасте шести недель при нормальном ходе митоза.

Микропрепарат «Митоз в корешке лука» 400 Х

Лабораторная работа 1. вспомните правила техники безопасности и работы с микроскопом 2. подготовьте микроскоп к работе 3. рассмотрите предложенный препарат (определите увеличение микроскопа) 4. с помощью учебника определите стадию митоза в клетках

Тестовое задание А 1 . Какие структуры клетки распределяются строго равномерно между дочерними клетками в процессе митоза? 1) рибосомы 2) митохондрии 3) хлоропласты 4) хромосомы А 2. В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает такой же набор хромосом, как и материнская, потому что 1)В профазе происходит спирализация хромосом 2) происходит деспирализация хромосом 3) в интерфазе ДНК удваивается, в каждой хромосоме образуется по две хроматиды 4) каждая клетка содержит по две гомологичные хромосомы. А 3. Митоз в многоклеточном организме составляет основу: 1) гаметогенеза, 2) роста и развития, 3) обмена веществ, 4) процессов саморегуляции. А 4. По каким признакам можно узнать анафазу митоза? 1) беспорядочному расположению спирализованных хромосом в цитоплазме 2) выстраиванию хромосом в экваториальной плоскости клетки 3) рахождению дочерних хроматид к противоположным полюсам клетки 4) деспирализации хромосом и образованию ядерных оболочек вокруг двух ядер.

Выводы: В основе роста и размножения организма лежит процесс деления клетки. Жизненный цикл клетки включает интерфазу, митоз и цитокинез. Интерфаза – период, в течение которого синтезируются вещества, удваиваются хромосомы. Митоз – процесс деления ядра соматических клеток. Митоз включает 4 фазы: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. В процессе митоза хроматиды равномерно распределяются между дочерними клетками, благодаря чему дочерние клетки получают такой же набор хромосом какой был в материнской клетке.

Рефлексия Ответить на вопросы: «Знания полученные на уроке мне необходимы…» «Я получил информацию о том, что…»

Домашнее задание Выучить параграф 2.14, ответить на вопросы на стр.81. Прочитать краткое содержание главы на стр.81-82. Подготовиться к контрольной работе