Индивидуальное развитие человека. Основные периоды развития организма человека

Согласно наиболее распространенной классификации, жизнь и развитие ребенка начинаются не после рождения, а с момента зачатия.

Выделяют семь возрастных этапов развития ребенка:

  • внутриутробный этап – от зачатия до рождения;
  • период новорожденности – от рождения до конца первого месяца;
  • период грудного возраста – с первого месяца до 1 года;
  • ранний возрастной этап развития – от 1 года до 3 лет;
  • дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет;
  • младший школьный возрастной этап развития – от 7 до 12 лет;
  • этап старшего школьного возраста – от 12 до 16–18 лет.

На каждом из этих этапов развития организм ребенка имеет особенности, которые требуют различного подхода к уходу за ним и воспитанию.

Этапы развития ребенка в утробе

Основных этапов развития ребенка в утробе три: начальный, эмбриональный и фетальный. Начальный этап длится с момента оплодотворения до двух недель беременности. На этом этапе происходит соединение яйцеклетки и сперматозоида и образование зиготы, которая затем прикрепляется в стенке матки. Эмбриональный период внутриутробного развития длится с 3 до 12 недели беременности. В это время происходит формирование органов и систем будущего ребенка. Начиная с 12 недели наступает фетальный период развития, на протяжении которого плод будет активно расти и набирать вес, а его органы будут активно развиваться.

Периоды новорожденности и грудного возраста

В первый месяц своей жизни малыш очень уязвим, а потому требует особенного ухода. В период грудного возраста ребенок постепенно учится управлять своим телом и изучает окружающий мир: учится поднимать головку, сидеть, ползать, ходить. В возрасте 6 месяцев он начинает достаточно хорошо различать цвета, кроме того, у него развивается восприятие пространства. На этом этапе развитие речи ребенка происходит постепенно: примерно в 3–4 месяца он неосознанно произносит гласные звуки, тренируя речевой аппарат, к 8 месяцам учится осознанно повторять звуки, а в 10 месяцев уже способен произнести вместе несколько одинаковых слогов.

Ранний возрастной этап развития ребенка

В возрасте от года до 3 лет ребенок продолжает совершенствовать навыки, позволяющие ему взаимодействовать с окружающим миром: развиваются его речь и мышление, он учится общаться со сверстниками и взрослыми. Примерно с года начинается важный этап развития речи ребенка: обычно годовалый ребенок может повторять за взрослыми слоги и отдельные слова, а к 2,5–3 годам он уже умеет составлять простые предложения из 3–4 слов. Ближе к концу этого периода малыш начинает проявлять стремление к независимости и самостоятельности. В этом возрасте нормальному развитию ребенка лучше всего способствуют активное общение и игра. В 3 года у ребенка происходит кризисный период, в течение которого он может вести себя агрессивно и проявлять упрямство. Каждый малыш переживает кризис трех лет по-разному. В это непростое время родителям рекомендуется поддерживать ребенка и стараться не проявлять отрицательных эмоций в ответ на его агрессию и капризы.

Период дошкольного возраста

Считается, что с трехлетнего возраста начинается формирование характера ребенка, а также личностных механизмов поведения. В этот период на дальнейшее развитие ребенка сильно влияют его взаимоотношения с близкими людьми и атмосфера в семье. Трехлетний малыш уже осознает себя как отдельную личность, но при этом копирует поведение взрослых, поэтому в этом возрасте для развития у ребенка положительных качеств и правильных механизмов поведения очень важен положительный пример. Основным способом познания для малыша остается игра. С 3 до 6 лет у ребенка активно развиваются мышление, внимание, память, воображение, а также социальные навыки. В 6 лет полностью заканчивается формирование речи. Ребенка следует учить основам счета, чтения и письма, а также развивать его словарный запас и прививать правильные нормы поведения в обществе.

Младший школьный этап развития ребенка

В этом возрасте ребенок учится планировать свою деятельность, выполнять правила, нести ответственность, а также принимать социальные нормы поведения. В этот период заниматься его воспитанием следует с особенным вниманием, так как от знакомства с учебным процессом во многом зависят развивающиеся способности ребенка к учебе в целом. Все дети при поступлении в первый класс проходят период психологического и физического напряжения, который обычно длится в течение одного–полутора месяцев. Родителям необходимо внимательно относиться к режиму дня и питанию ребенка, так как у многих школьников в это время ухудшаются сон и аппетит. Также следует оказывать маленькому ученику моральную поддержку, которая поможет ему быстрее адаптироваться к новым условиям.4.6 из 5 (7 голоса)

Введение

Физическое развитие человека - это комплекс морфологических и функциональных свойств организма, которые определяют форму, размеры, массу тела и его структурно-механические качества.

Признаки физического развития изменчивы. Физическое развитие человека - это результат влияния наследственных факторов (генотип) и факторов внешней среды, а для человека - и всего комплекса социальных условий (фенотип). С возрастом значение наследственности уменьшается, ведущая роль переходит к индивидуально приобретенным особенностям.

Физическое развитие детей и подростков связано с ростом. Каждый возрастной период - грудной, детский, подростковый и юношеский - характеризуется специфическими особенностями роста отдельных частей тела. В каждом возрастном периоде организм ребенка обладает рядом характерных особенностей, присущих только этому возрасту. Между организмом ребенка и взрослого существуют не только количественные различия (размеры тела, его масса), но и, прежде всего, качественные.

В настоящее время наблюдается ускорение физического развития человека. Это явление получило название акселерации.

В своей работе я постараюсь кратко охарактеризовать каждый из основных этапов индивидуального развития человека.

Основные этапы индивидуального развития человека

При изучении развития человека, его индивидуальных и возрастных особенностей в анатомии и других дисциплинах руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации. Схема возрастной периодизации развития человека, учитывающая анатомические, физиологические, социальные факторы, была принята на VII конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965). В ней выделяется двенадцать возрастных периодов (табл.1).

Таблица 1

1. Внутриутробный

эмбриональный

9 нед - 9 мес

2. Новорожденный

3. Грудной возраст

10 дней - 1 год

4. Раннее детство

5. Первое детство

6. Второе детство

8-12 лет (мальчики) 8-11 лет (девочки)

7. Подростковый возраст

13 - 16 лет (мальчики) 12-15 лет (девочки)

8. Юношеский возраст

17-21 год (юноши) 16-20 лет (девушки)

9. Зрелый возраст 1-й период

2-й период

22-35 (мужчины) 21-35 (женщины) 36-60 (мужчины) 36-55 (женщины)

10. Пожилой возраст

61-74 года (мужчины) 56-74 года (женщины)

11. Старческий возраст

75-90 лет (мужчины и женщины)

12. Долгожители

90 лет и старше

Индивидуальное развитие, или развитие в онтогенезе, происходит во все периоды жизни - от зачатия до смерти. В онтогенезе человека выделяют два периода: до рождения (внутриутробный, пренатальный - от греч. natos - рожденный) и после рождения (внеутробный, постнаталъный).

Урок. Развитие человека после рождения

Грудной возраст (1-й год жизни). Первый месяц жизни считается периодом новорожденности . Поза новорожденного напоминает положение плода в матке. Большую часть суток он спит, просыпаясь лишь ко времени кормления. Уход за новорожденным требует соблюдения особой чистоты, поддержания температуры не ниже 20 °С и строгого соблюдения времени кормления. Несоблюдение режима кормления нарушает сон, делает ребенка беспокойным, расстраивает его пищеварение. Гармоничное развитие ребенка обеспечивается при получении им молока матери непосредственно из груди. Новорожденные дети лучше всего усваивают белки, жиры и углеводы женского молока.

С двухмесячного возраста в рацион добавляют овощные и фруктовые соки. Прикармливают легко переваривающейся пищей. На протяжении 1-го года жизни в организме ребенка происходит много изменений в двигательной системе. В конце 1-го месяца жизни он пытается распрямлять ножки; на 6-й неделе поднимает и удерживает головку; на 6-м месяце сидит; в конце 1-го года пытается делать первые шаги.

Е менее интенсивно в этот период развивается и психика ребенка. На 2-м месяце ребенок улыбается при показе ярких картинок, при появлении матери; к 4-му месяцу берет в рот игрушки, исследуя их, начинает различать взрослых людей. Во второй половине грудного возраста у ребенка появляется способность реагировать более сложным поведением на присутствие матери, он начинает понимать многие фразы родителей.

Дети грудного возраста особенно восприимчивы к воздействиям внешней среды. Следует помнить, что правильное и систематическое физическое воспитание ребенка оставляет след в его организме на всю жизнь. Активные движения способствуют росту и развитию мышц, укреплению костной системы, лучшему обеспечению организма питательными веществами и кислородом, а главное, они нормализуют деятельность нервной системы. В основе физического воспитания грудных детей должны лежать три правила: постепенность, повторяемость, систематичность.

Эффективным средством закаливания является свежий воздух. Его влияние заключается в обеспечении организма кислородом и повышении устойчивости к простудным заболеваниям. Наиболее действенное средство закаливания - водные процедуры. Они усиливают обмен веществ, регулируют функции нервной системы, стимулируют и усиливают защитные функции крови.

Хорошее физическое и психическое развитие ребенка определяется рациональным режимом. Четкий режим жизни ребенка вырабатывает у него условные рефлексы, связанные с приемом пищи, ее перевариванием, своевременным засыпанием и т.д. Образование этих рефлексов дает возможность родителям выработать у ребенка необходимые жизненные навыки. Закрепление этих навыков делает их прочными. Они остаются на всю жизнь и обеспечивают высокую устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов.

Раннее детство. В возрасте от 1 до 3 лет ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые, у него проявляется стремление к самостоятельному познанию мира, тяга к самоутверждению. В этом возрасте ребенок начинает ходить и овладевает различными способами манипулирования с предметами. Появляется много новых двигательных навыков. В процессе игры ребенок подражает действиям взрослых. В этот период важно не подавить стремления ребенка к самостоятельности, чтобы у него не сформировались такие черты характера, как упрямство и капризность.

Дошкольный период. Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) проявляют большой интерес к окружающему миру. Любознательность ребенка так велика, что этот период называется стадией вопросов. Отвечая на вопросы, необходимо придерживаться тактики правдивых, но доступных для понимания ребенка ответов. Неправильные объяснения, попытки отмахнуться от вопросов ребенка могут привести к потере интереса и доверия его к окружающим.

В этот период у детей продолжает расти головной мозг и формируется внутренняя речь. Внешним проявлением этого служат разговоры ребенка с самим собой. Умственное и физическое развитие ребенка, познавание окружающего мира во многом определяются игрой. Для ребенка игра имеет такое же важное значение, как для взрослого работа, спорт. В игре ребенок познает первые радости победы, в ней же он получает первые нравственные уроки: сострадания, мудрости, честности, справедливости. Подвижные игры, особенно на чистом воздухе, совершенствуют мышечный аппарат. Игры способствуют развитию воображения и фантазии, побуждают ребенка к творчеству. Дошкольники обладают богатыми эмоциями и фантазиями.

Школьный период. В возрасте от 7 до 17 лет происходит перестраивание деятельности всех органов и систем. Поступление в школу является наиболее трудным этапом в жизни ребенка. Если до школы основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь он обязан регулировать свою жизнь по требованиям строгой школьной дисциплины. Учение - это серьезный, напряженный и достаточно упорный труд. В учебе младшие школьники постепенно овладевают письмом, узнают много нового об окружающем мире, усваивают опыт, накопленный многими поколениями людей. Обучение в школе шестилетних детей ускоряет развитие у них новых навыков и способностей по сравнению с теми одногодками, которые посещают детские сады. В школе ребенок впервые ощущает на себе влияние коллективного воздействия - в учебе, общественной работе, трудовом воспитании, спорте. Все это способствует гармоничному умственному, физическому, волевому развитию школьников.

С 11 лет начинается новый возрастной период. Бывших детей мы уже называем подростками. У них происходит глубокая перестройка деятельности всех органов и физиологических систем. Эта перестройка связана с интенсивным образованием половых гормонов и с половым созреванием. У мальчиков в возрасте 13-15 лет происходит развитие мускулатуры спины и груди, увеличивается масса тела, уменьшается толщина подкожного жирового слоя. Формируется брюшной тип дыхания: у мальчиков вдох происходит в основном за счет сокращения мышц диафрагмы живота. Ломается голос, пробиваются усы и борода, волосы на лобке и в подмышечной впадине. У мальчиков в ночное время начинает происходить извержение семени из мочеиспускательного канала - поллюция. Промежутки между поллюциями обычно составляют 7-14 дней.

У девочек в возрасте 11-14 лет, наряду с развитием мышечной системы, равномерно увеличивается подкожный жировой слой, формируется грудной тип дыхания, т. е. вдох происходит в основном за счет сокращения межреберных мышц. У девочек развиваются грудные железы, начинается менструальная функция. Внешне она проявляется в периодических, возникающих через равные промежутки времени кровотечениях из матки (менструации). По существу же это - отражение сложного физиологического процесса, который состоит в регулярно повторяющихся глубоких изменениях в женском организме. Они вызваны тем, что в женском организме периодически созревает яйцеклетка. Если она не оплодотворяется, возникает менструация.

В это время у подростков увеличивается возбудимость, возникает повышенная раздражительность, наблюдаются расстройства сна. Разумные советы родителей и учителей, тактичное отношение подростков друг к другу, внимательное и заботливое отношение к девочкам помогают тому, чтобы переходный период проходил без серьезных расстройств и осложнений. Усиленное выделение гормонов у подростков, в особенности из коры надпочечников, поддерживает в организме подростка состояние высокой активности. Могут возникнуть резкие колебания артериального давления, неприятные ощущения в различных частях тела, снижение аппетита, частые смены настроения. Такое напряжение снимается во время занятий различными видами спорта, участием в кружках самодеятельности, моделирования, выполнением интересных общественных дел, приобщением к домашнему труду.

В подростковом возрасте заканчивается развитие речи, происходит становление характера, а также нравственное формирование личности. Этому способствует правильный, здоровый режим, спокойная обстановка, доброжелательность со стороны окружающих людей, интересные для подростка занятия, воспитание в себе высоких моральных качеств.

В последние десятилетия во всех экономически развитых странах ускорились темпы физического и полового развития детей, получившего название акселерация . Приведем некоторые показатели роста и массы тела, характеризующие процесс акселерации за последние 50 лет. В 20-х годах нашего века рост 14-летних мальчиков достигал в среднем 145,4 см, в 70-е годы рост достиг 162,6 см, масса тела в среднем возросла на 13,5 кг. Также заметно увеличились средние показатели роста и массы тела девочек. Причины акселерации сложны, многообразны и до конца не изучены. Установлено, что более раннее физическое развитие современных детей автоматически не влечет за собой ускорения их нравственного и социального созревания.

Разграничивают физиологическую, психологическую и социальную зрелость. Физиологическая зрелость - этап полового созревания организма. Срок достижения физиологической зрелости индивидуален. Он зависит от климатических, наследственных и других факторов. Ошибочно думать, что с момента наступления физиологической зрелости юноши и девушки становятся взрослыми. Раннее начало половой жизни приводит к задержке роста, физического и психического развития. Наиболее частым проявлением ранних половых связей оказывается ослабление половых функций. Беременность, возникшая от случайных половых связей, может завершиться рождением физически и умственно неполноценных детей.

Непоправимый вред организму девушки наносят употреблением спиртных напитков и курением. Женский алкоголизм заключает в себе серьезную опасность для наших потомков. Это проявляется не только в неспособности пьющих женщин вскармливать детей грудью, в появлении на свет детей с заболеваниями внутренних органов, уродствами, психическими расстройствами. Женщине, готовящейся стать матерью, лучше отказаться от употребления алкоголя и курения. Она обязана постоянно помнить, что алкоголь и никотин, которые попадают в ее организм, легко проникают в кровеносную систему зародыша, приводя к формированию неполноценного плода. Вред может принести и увлечение кофе и крепким чаем.

Психологическая зрелость - этап развития, в течение которого юноши и девушки приобретают нравственную устойчивость, достаточный самоконтроль поведения в семье и обществе.

Социальная зрелость - формирование сознательного полноценного члена общества. По времени она не совпадает с физическим созреванием. Социальная зрелость человека определяется целым рядом условий: завершением образования, началом трудовой деятельности, экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершенствованием, службой в армии и т.д.

Основные термины и понятия:

Грудной период. Раннее детство. Дошкольный период. Школьный период. Акселерация. Физиологическая зрелость. Психологическая зрелость. Социальная зрелость.

Карточка у доски:

    Какое время продолжается грудной возраст?

    Сколько времени продолжается период новорожденности?

    Какое время у ребенка продолжается период раннего детства?

    Какой период времени у ребенка продолжается дошкольный период?

    Когда начинается подростковый период?

    Какой тип дыхания формируется у мальчиков? У девочек?

    Что такое акселерация?

Письменные карточки:

    Грудной возраст в жизни человека.

    Характеристика дошкольного периода.

    Школьный период в жизни человека.

    Дайте определения или раскройте понятия: Грудной период. Раннее детство Акселерация. Физиологическая зрелость. Психологическая зрелость. Социальная зрелость.

Компьютерное тестирование:

Тест 1 . Какое время продолжается грудной возраст:

Тест 2 . Сколько времени продолжается период новорожденности:

Тест 3 . Какое время у ребенка продолжается период раннего детства:

    До 1 года.

    От одного года до 3 лет.

    От 3 лет до 7 лет.

    От одного года до 7 лет.

Тест 4 . Какой период времени у ребенка продолжается дошкольный период:

    До 1 года.

    От одного года до 3 лет.

    От 3 лет до 7 лет.

    От одного года до 7 лет.

Тест 5 . Когда начинается подростковый период:

Тест 6 . Какой тип дыхания формируется у мальчиков?

    Грудной тип.

    Брюшной тип.

Тест 7 . Что такое акселерация?

    Быстрый рост подростков.

    Ускоренное половое созревание подростков.

    Ускоренное физическое и половое развитие подростков.

    Ускоренное нравственное и социальное развитие подростков.

Тест 8 . Что такое физиологическая зрелость организма?

    Возраст, когда заканчивается рост организма.

    Возраст, когда наступает половая зрелость организма.

Тест 9

    Возраст, когда подростки становятся взрослыми.

    Возраст, когда подростки приобретают нравственную устойчивость, достаточный самоконтроль поведения в семье и обществе.

Тест 10 . Что такое психологическая зрелость организма?

    Возраст, когда заканчивается школьный период в жизни подростка.

    Возраст, когда подростки становятся взрослыми.

    Возраст, когда подростки приобретают нравственную устойчивость, достаточный самоконтроль поведения в семье и обществе.

    Возраст, который характеризуется завершением образования, началом трудовой деятельности, экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершенствованием, службой в армии и т.д.

Различают следующие периоды постэмбрионального развития ребенка: период новорожденности, грудной период, раннее детство (ясельный период), дошкольный и школьный периоды. Формирование организма заканчивается к 22–25 годам.
- Период новорожденности (первые 4 недели жизни). Поза новорожденного напоминает положение плода в матке. Большую часть суток он спит, просыпаясь лишь ко времени кормления. Наиболее гармонично ребенок развивается при естественном грудном вскармливании.
- Грудной период (с 5-й недели до конца 1-го года жизни). В двигательной системе ребенка происходит много изменений: в конце 1-го месяца жизни он пытается распрямить ножки, на 6-й неделе поднимает и удерживает головку, на 6-м месяце сидит, в конце 1-го года жизни пытается делать первые шаги. Интенсивно развивается и психика ребенка. На 2-м месяце он улыбается при виде ярких предметов, при появлении матери, к 4-му месяцу берет в рот игрушки, исследуя их, начинает различать взрослых людей. К концу 1-го года жизни ребенок начинает понимать многие фразы родителей.
- Период раннего детства (от 1 до 3 лет). У ребенка активно развиваются двигательные навыки. Он начинает ходить, овладевает различными способами манипулирования предметами. В этот период у ребенка появляется стремление к познанию мира, тяга к самоутверждению.
- Дошкольный период (от 3 до 6 лет). Дети проявляют огромный интерес к окружающему миру – это стадия вопросов, или «почемучный» возраст. Для развития мышления, речи и трудовой деятельности особенно важен период от 2 до 4 лет. Если он упущен, то возникает отставание психического и физического развития.
- Школьный период (от 6 до 17–18 лет), включающий период полового созревания. Происходит качественное изменение всей деятельности человека. Школьники младших классов медленно и с трудом выполняют сложные и точные движения. Окончательное формирование двигательной деятельности заканчивается к 18 годам. Физиологической особенностью сердечно-сосудистой системы подростка является отставание роста сосудов (их поперечного сечения) от роста сердца, что нередко приводит к расстройствам кровообращения, возникают головокружение, повышенное кровяное давление, нарушения работы сердца. Особенно сильно это проявляется в период полового созревания: у подростков увеличивается возбудимость, возникает повышенная раздражительность, наблюдается расстройство сна. Усиленное выделение гормонов поддерживает в организме состояние высокой активности. Происходят серьезные изменения в строении и функционировании организма. К 18 годам большинство физиологических функций молодого человека приближается по показателям к функциям взрослого.

Министерство Образования Российской Федерации

Брянский Государственный Университет

"Возрастные периоды развития человека"

Брянск, 2007 г.

Введение. 3

1. Основные этапы индивидуального развития человека. 4

2. Пренатальный онтогенез. 5

Первая неделя. 6

Вторая неделя. 7

Третья неделя. 9

Четвертая неделя. 10

2.1 Пятая-восьмая недели. 13

2.2 Третий-девятый месяцы.. 14

2.3 Критические периоды онтогенеза. 14

3. Постнатальный онтогенез. 16

3.1 Период новорожденности. 16

3.2 Грудной период. 16

3.3 Период раннего детства. 17

3.4 Период первого детства. 17

3.5 Период второго детства. 17

3.6 Подростковый период. 18

3.6 Юношеский возраст. 19

3.7 Зрелый, пожилой, старческий возраст. 19

4. Индивидуальные различия в процессе роста и развития. 20

4.1 Факторы, влияющие на индивидуальное развитие. 20

4.2 Размеры и пропорции, масса тела. 21

5. Акселерация. 24

Заключение. 27

Литература и интернет-источники. 29

Введение

Физическое развитие человека - это комплекс морфологических и функциональных свойств организма, которые определяют форму, размеры, массу тела и его структурно-механические качества.

Признаки физического развития изменчивы. Физическое развитие человека - это результат влияния наследственных факторов (генотип) и факторов внешней среды, а для человека - и всего комплекса социальных условий (фенотип). С возрастом значение наследственности уменьшается, ведущая роль переходит к индивидуально приобретенным особенностям.

Физическое развитие детей и подростков связано с ростом. Каждый возрастной период - грудной, детский, подростковый и юношеский - характеризуется специфическими особенностями роста отдельных частей тела. В каждом возрастном периоде организм ребенка обладает рядом характерных особенностей, присущих только этому возрасту. Между организмом ребенка и взрослого существуют не только количественные различия (размеры тела, его масса), но и, прежде всего, качественные.

В настоящее время наблюдается ускорение физического развития человека. Это явление получило название акселерации.

В своей работе я постараюсь кратко охарактеризовать каждый из основных этапов индивидуального развития человека.

1. Основные этапы индивидуального развития человека

При изучении развития человека, его индивидуальных и возрастных особенностей в анатомии и других дисциплинах руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации. Схема возрастной периодизации развития человека, учитывающая анатомические, физиологические, социальные факторы, была принята на VII конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965). В ней выделяется двенадцать возрастных периодов (табл.1).

Таблица 1

Период Возраст

1. Внутриутробный

эмбриональный

9 нед - 9 мес

2. Новорожденный 1 - 10 дней
3. Грудной возраст 10 дней - 1 год
4. Раннее детство 1-3 года
5. Первое детство 4-7 лет
6. Второе детство 8-12 лет (мальчики) 8-11 лет (девочки)
7. Подростковый возраст 13 - 16 лет (мальчики) 12-15 лет (девочки)
8. Юношеский возраст 17-21 год (юноши) 16-20 лет (девушки)

9. Зрелый возраст 1-й период

2-й период

22-35 (мужчины) 21-35 (женщины) 36-60 (мужчины) 36-55 (женщины)
10. Пожилой возраст 61-74 года (мужчины) 56-74 года (женщины)
11. Старческий возраст 75-90 лет (мужчины и женщины)
12. Долгожители 90 лет и старше

Индивидуальное развитие, или развитие в онтогенезе, происходит во все периоды жизни - от зачатия до смерти. В онтогенезе человека выделяют два периода: до рождения (внутриутробный, пренатальный - от греч. natos - рожденный) и после рождения (внеутробный, постнаталъный).

2. Пренатальный онтогенез

Для понимания индивидуальных особенностей строения тела человека необходимо познакомиться с развитием человеческого организма во внутриутробном периоде. Дело в том, что каждый человек имеет свои индивидуальные особенности внешнего облика и внутреннего строения, наличие которых определяется двумя факторами. Это наследственность, черты, унаследованные от родителей, а также результат влияния внешней среды, в которой человек растет, развивается, учится, работает.

Во внутриутробном периоде, от зачатия и до рождения, в течение 280 суток (9 календарных месяцев) зародыш (эмбрион) располагается в теле матери (от момента оплодотворения и до рождения). В течение первых 8 недель происходят основные процессы формирования органов, частей тела. Этот период получил название эмбрионального (зародышевого), а организм будущего человека - эмбрион {зародыш). С 9-недельного возраста, когда начинают обозначаться основные внешние человеческие черты, организм называют плодом, а период - плодным (фетальным - от греч. fetus - плод).

Развитие нового организма начинается с процесса оплодотворения (слияния сперматозоида и яйцеклетки), которое происходит обычно в маточной трубе. Слившиеся половые клетки образуют качественно новый одноклеточный зародыш - зиготу, обладающую всеми свойствами обеих половых клеток. С этого момента начинается развитие нового (дочернего) организма.

Оптимальные условия для взаимодействия сперматозоида и яйцеклетки обычно создаются в течение 12 ч после овуляции. Объединение ядра сперматозоида с ядром яйцеклетки приводит к образованию в одноклеточном организме (зиготе) характерного для человека диплоидного набора хромосом (46). Пол будущего ребенка определяется комбинацией хромосом в зиготе и зависит от половых хромосом отца. Если яйцеклетка оплодотворена сперматозоидом с половой хромосомой X, то в образующемся диплоидном наборе хромосом появляется две Х-хромосомы, характерные для женского организма. При оплодотворении сперматозоидом с половой хромосомой Y, в зиготе образуется комбинация половых хромосом ХY, характерная для мужского организма.

Первая неделя развития зародыша - это период дробления (деления) зиготы на дочерние клетки (рис.1). Непосредственно после оплодотворения в течение первых 3-4 дней зигота делится и одновременно продвигается по маточной трубе в сторону полости матки. В результате деления зиготы образуется многоклеточный пузырек - бластула с полостью внутри (от греч. blastula - росток). Стенки этого пузырька образованы клетками двух видов: крупными и мелкими. Из наружного слоя мелких клеток формируются стенки пузырька - трофобласт. В дальнейшем клетки трофобласта образуют внешний слой оболочек зародыша. Более крупные темные клетки (бластомеры) образуют скопление - эмбриобласт (зародышевый узелок, зачаток зародыша), который располагается кнутри от трофобласта. Из этого скопления клеток (эмбриобласта) развиваются зародыш и прилежащие к нему внезародышевые структуры (кроме трофобласта).


Рис.1. Дробление зиготы и образование зародышевых листков А - оплодотворение: 1 - сперматозоид; 2 - яйцеклетка; Б; В - дробление зиготы, Г - морубластула: 1 - эмбриобласт; 2 - трофобласт; Д – бластоциста: 1-эмбриобласт; 2 - трофобласт; 3 - полость амниона; Е - бластоциста: 1-эмбриобласт; 2-полость амниона; 3 - бластоцель; 4 - эмбриональная энтодерма; 5-амнионитический эпителий - Ж - И: 1 - эктодерма; 2 - энтодерма; 3 – мезодерма.

Между поверхностным слоем (трофобластом) и зародышевым узелком скапливается небольшое количество жидкости. К концу 1-й недели развития (6 - 7-й день беременности) зародыш попадает в матку и внедряется (имплантируется) в ее слизистую оболочку; имплантация продолжается около 40 часов. Поверхностные клетки зародыша, образующие пузырек, - трофобласт (от греч. trophē - питание), выделяют фермент, разрыхляющий поверхностный слой слизистой оболочки матки, которая подготовлена к внедрению в нее зародыша. Формирующиеся ворсинки (выросты) трофобласта вступают в непосредственный контакт с кровеносными сосудами материнского организма. Многочисленные ворсинки трофобласта увеличивают поверхность его соприкосновения с тканями слизистой оболочки матки. Трофобласт превращается в питательную оболочку зародыша, которая получила название ворсинчатой оболочки (хорион). Вначале хорион имеет ворсинки со всех сторон, затем эти ворсинки сохраняются только на стороне, обращенной к стенке матки. В этом месте из хориона и прилежащей к нему слизистой оболочки матки развивается новый орган - плацента (детское место). Плацента - орган, который связывает материнский организм с зародышем и обеспечивает его питание.

Вторая неделя жизни зародыша - это стадия, когда клетки эмбриобласта разделяются на два слоя (две пластинки), из которых образуется два пузырька (рис.2). Из наружного слоя клеток, прилежащих к трофобласту, образуется эктобластический (амниотический) пузырек. Из внутреннего слоя клеток (зачатка зародыша, эмбриобласта) формируется эндобластический (желточный) пузырек. Закладка ("тело") зародыша находится там, где амниотический пузырек соприкасается с желточным. В этот период

зародыш представляет собой двухслойный щиток, состоящий из двух листков: наружного зародышевого (эктодерма), и внутреннего зародышевого (энтодерма).


Рис.2. Положение эмбриона и зародышевых оболочек на разных стадиях развития человека:

А - 2-3 нед; Б - 4 нед: 1 - полость амниона; 2 - тело эмбриона; 3 - желточный мешок; 4 - трофоласт; В - 6 нед; Г - плод 4-5 мес: 1 - тело эмбриона (плода); 2 - амнион; 3 - желточный мешок; 4 - хорион; 5 - пупочный канатик.

Эктодерма обращена в сторону амниотического пузырька, а энтодерма прилежит к желточному пузырьку. На этой стадии можно определить поверхности зародыша. Дорсальная поверхность прилежит к амниотическому пузырьку, а вентральная - к желточному. Полость трофобласта вокруг амниотического и желточного пузырьков рыхло заполнена тяжами клеток внезародышевой мезенхимы. К концу 2-й недели длина зародыша составляет всего 1,5 мм. В этот период зародышевый щиток в своей задней (каудальной) части утолщается. Здесь в дальнейшем начинают развиваться осевые органы (хорда, нервная трубка).

Третья неделя жизни зародыша является периодом образования трехслойного щитка (зародыша). Клетки наружной, эктодермальной пластинки зародышевого щитка смещаются к заднему его концу. В результате образуется клеточный валик (первичная полоска), вытянутый в направлении продольной оси зародыша. В головной (передней) части первичной полоски клетки растут и размножаются быстрее, в результате чего образуется небольшое возвышение - первичный узелок (узелок Гензена). Место первичного узелка указывает на краниальный (головной конец) тела зародыша.

Быстро размножаясь, клетки первичной полоски и первичного узелка прорастают в стороны между эктодермой и энтодермой, так образуется срединный зародышевый листок - мезодерма. Клетки мезодермы, расположенные между листками щитка, называются внутризародышевой мезодермой, а выселившиеся за его пределы - внезародышевой мезодермой.

Часть клеток мезодермы в пределах первичного узелка особенно активно растет вперед от головного и хвостового конца зародыша, проникает между наружным и внутренним листками и образует клеточный тяж - спинную струну (хорду). В конце 3-й недели развития в передней части наружного зародышевого листка происходит активный рост клеток - образуется нервная пластинка. Эта пластинка вскоре прогибается, образуя продольную борозду - нервную бороздку. Края бороздки утолщаются, сближаются и срастаются друг с другом, замыкая нервную бороздку в нервную трубку. В дальнейшем из нервной трубки развивается вся нервная система. Эктодерма смыкается над образовавшейся нервной трубкой и теряет с ней связь.

В этот же период из задней части энтодермальной пластинки зародышевого щитка во внезародышевую мезенхиму (в так называемую амниотическую ножку) проникает пальцевидный вырост - алантоис, который у человека определенных функций не выполняет. По ходу алантоиса от зародыша к ворсинкам хориона прорастают кровеносные пупочные (плацентарные) сосуды. Содержащий кровеносные сосуды тяж, соединяющий зародыш с внезародышевыми оболочками (плацентой), образует брюшной стебелек.

Таким образом, к концу 3-й недели развития зародыш человека имеет вид трехслойной пластинки, или трехслойного щитка. В области наружного зародышевого листка видна нервная трубка, а глубже - спинная струна, т.е. появляются осевые органы зародыша человека. К концу третьей недели развития длина зародыша составляет 2-3 мм.

Четвертая неделя жизни - зародыш, имеющий вид трехслойного щитка, начинает изгибаться в поперечном и продольном направлениях. Зародышевый щиток становится выпуклым, а его края отграничиваются от окружающего зародыш амниона глубокой бороздой - туловищной складкой. Тело зародыша из плоского щитка превращается в объемный, эктодерма покрывает тело зародыша со всех сторон.

Из эктодермы в дальнейшем образуются нервная система, эпидермис кожи и ее производные, эпителиальная выстилка ротовой полости, анального отдела прямой кишки, влагалища. Мезодерма дает начало внутренним органам (кроме производных энтодермы), сердечно-сосудистой системе, органам опорно-двигательного аппарата (костям, суставам, мышцам), собственно коже.

Энтодерма, оказавшаяся внутри тела зародыша человека, свертывается в трубку и образует эмбриональный зачаток будущей кишки. Узкое отверстие, сообщающее эмбриональную кишку с желточным мешком, в дальнейшем превращается в пупочное кольцо. Из энтодермы формируются эпителий и все железы пищеварительной системы и дыхательных путей.

Эмбриональная (первичная) кишка вначале замкнута спереди и сзади. В переднем и заднем концах тела зародыша появляются впячивания эктодермы - ротовая ямка (будущая ротовая полость) и анальная (заднепроходная) ямка. Между полостью первичной кишки и ротовой ямкой имеется двухслойная (эктодерма и энтодерма) передняя (рото-глоточная) пластинка (мембрана). Между кишкой и заднепроходной ямкой имеется клоакальная (заднепроходная) пластинка (мембрана), также двухслойная. Передняя (рото-глоточная) мембрана прорывается на 4-й неделе развития. На 3-м месяце прорывается задняя (заднепроходная) мембрана.

В результате изгибания тело зародыша оказывается окруженным содержимым амниона - амниотической жидкостью, которая выполняет роль защитной среды, предохраняющей зародыш от повреждений, в первую очередь механических (сотрясения).

Желточный мешок отстает в росте и на 2-м месяце внутриутробного развития имеет вид небольшого мешочка, а затем полностью редуцируется (исчезает). Брюшной стебелек удлиняется, становится относительно тонким и в дальнейшем получает название пупочного канатика.

В течение 4-й недели развития зародыша продолжается дифференцирование его мезодермы, начавшейся на 3-й неделе. Дорсальная часть мезодермы, расположенная по бокам от хорды, образует парные утолщенные выступы - сомиты. Сомиты сегментируются, т.е. делятся на метамерные участки. Поэтому дорсальную часть мезодермы называют сегментированной. Сегментация сомитов происходит постепенно в направлении спереди назад. На 20-й день развития образуется 3-я пара сомитов, к 30-му дню их уже 30, а на 35-й день - 43-44 пары. Вентральная часть мезодермы на сегменты не подразделена. Она образует с каждой стороны две пластинки (несегментированную часть мезодермы). Медиальная (висцеральная) пластинка прилежит к энтодерме (первичной кишке) и называется спланхноплеврой. Латеральная (наружная) пластинка прилежит к стенке тела зародыша, к эктодерме, и получила название соматоплевры (рис.3). Из спланхно- и соматоплевры развиваются эпителиальный покров серозных оболочек (мезотелий), а также собственная пластинка серозных оболочек и подсерозная основа. Мезенхима спланхноплевры идет также на построение всех слоев пищеварительной трубки, кроме эпителия и желез, которые формируются из энтодермы. Пространство между пластинками несегментированной части мезодермы превращается в полость тела зародыша, которая подразделяется на брюшинную, плевральную и


перикардиальную полости.

Рис.3. Поперечный разрез через тело зародыша (схема): 1 - нервная трубка; 2 - хорда; 3 - аорта; 4 - склеротом; 5 - миотом; 6 - дерматом; 7 - первичная кишка; 8 - полость тела (целом); 9 - соматоплевра; 10 – спланхноплевра.

Мезодерма на границе между сомитами и спланхноплеврой образует нвфротомы (сегментарные ножки), из которых развиваются канальцы первичной почки, половые железы. Из дорсальной части мезодермы - сомитов - образуется три зачатка. Переднемедиальный участок сомитов (склеротом) идет на построение скелетной ткани, дающей начало хрящам и костям осевого скелета - позвоночника. Латеральнее него лежит миотом, из которого развивается скелетная мускулатура. В заднелатеральной части сомита находится участок - дерматом, из ткани которого образуется соединительнотканная основа кожи - дерма.

В головном отделе на каждой стороне зародыша из эктодермы на 4-й неделе формируются зачатки внутреннего уха (вначале слуховые ямки, затем слуховые пузырьки) и будущий хрусталик глаза. В это же время перестраиваются висцеральные отделы головы, которые вокруг ротовой бухты образуют лобный и верхнечелюстные отростки. Кзади (каудальнее) этих отростков видны контуры нижнечелюстной и подъязычной (гиоидной) висцеральной дуг.

На передней поверхности туловища зародыша видны возвышения: сердечный, а за ним - печеночный бугры. Углубление между этими буграми указывает на место образования поперечной перегородки - одного из зачатков диафрагмы. Каудальнее печеночного бугра находится брюшной стебелек, содержащий крупные кровеносные сосуды и соединяющий эмбрион с плацентой (пупочный канатик). Длина зародыша к концу 4-й недели равна 4-5 мм.

2.1 Пятая-восьмая недели

В период с 5-й по 8-ю неделю жизни эмбриона продолжается формирование органов (органогенез) и тканей (гистогенез). Это время раннего развития сердца, легких, усложнение строения кишечной трубки, формирования висцеральных дуг, образование капсул органов чувств. Нервная трубка полностью замыкается и расширяется в головном отделе (будущий головной мозг). В возрасте около 31-32 дней (5-я неделя) длина зародыша равна 7,5 мм. На уровне нижних шейных и 1-го грудного сегментов тела появляются плавниковоподобные зачатки (почки) рук. К 40-му дню образуются зачатки ног.

На 6-й неделе (теменно-копчиковая длина зародыша - 12 - 13 мм) заметны закладки наружного уха, с конца 6-7-й недели - закладки пальцев рук, а затем ног.

К концу 7-й недели (длина зародыша - 19-20 мм) начинают формироваться веки. Благодаря этому глаза обрисовываются более четко. На 8-й неделе (длина зародыша 28-30 мм) заканчивается закладка органов зародыша. С 9-й недели, т.е. с начала 3-го месяца, зародыш (теменно-копчиковая длина 39-41 мм) принимает вид человека и называется плодом.

2.2 Третий-девятый месяцы

Начиная с трех месяцев и в течение всего плодного периода происходят дальнейший рост и развитие образовавшихся органов и частей тела. В это же время начинается дифференцирование наружных половых органов. Закладываются ногти на пальцах. С конца 5-го месяца (длина 24,3 см) становятся заметными брови и ресницы. На 7-м месяце (длина 37,1 см) открываются веки, начинается накапливаться жир в подкожной клетчатке. На 10-м месяце (длина 51 см) плод рождается.

2.3 Критические периоды онтогенеза

В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития. Такими наиболее опасными периодами являются:

1) время развития половых клеток - овогенез и сперматогенез;

2) момент слияния половых клеток - оплодотворение;

3) имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

7) момент рождения ребенка и период новорожденности - переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8) период раннего и первого детства (2 года - 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

9) подростковый возраст (период полового созревания - у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет).

Одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

3. Постнатальный онтогенез

3.1 Период новорожденности

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности. Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней. Новорожденные в начальном периоде приспособления к условиям внеутробной жизни разделяются по уровню зрелости на доношенных и недоношенных. Внутриутробное развитие доношенных детей длится 39-40 нед., недоношенных - 28-38 нед. При определении зрелости учитывают не только эти сроки, но и массу (вес) тела при рождении.

Доношенными считаются новорожденные с массой тела не менее 2500 г (при длине тела не менее 45 см), а недоношенными - новорожденные, имеющие массу тела меньше 2500 г. Кроме массы и длины, учитывают и другие размеры, например обхват груди в соотношении с длиной тела и обхват головы в соотношении с обхватом груди. Считается, что обхват груди на уровне сосков должен быть больше 0,5 длины тела на 9-10 см, а обхват головы - больше обхвата груди не более чем на 1-2 см.

3.2 Грудной период

Следующий период - грудной - продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию "зрелым" молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела утраивается. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы. В грудном возрасте ярко выражена неравномерность в росте тела. В первом полугодии грудные дети растут быстрее, чем во втором. В каждом месяце первого года жизни появляются новые показатели развития. В первый месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 4 мес. настойчиво пытается встать на ножки (при поддержке), в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 - делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.

3.3 Период раннего детства

Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

3.4 Период первого детства

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти.

Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

3.5 Период второго детства

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек - с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом - в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем - полового члена.

3.6 Подростковый период

Следующий период - подростковый - называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста - пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела - между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела - между 14 и 15 годами. Особенно велика скорость роста длины тела у мальчиков, в результате чего в 13,5-14 лет они обгоняют девочек по длине тела. В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.

В подростковый период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. К 13 годам у них происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. В 14-15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы).

У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.

3.6 Юношеский возраст

Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек - от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.

В юношеском возрасте завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщины, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчины.

3.7 Зрелый, пожилой, старческий возраст

В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происходят постепенные инволютивные изменения организма.

4. Индивидуальные различия в процессе роста и развития

Индивидуальные различия в процессе роста и развития могут варьироваться в широких пределах. Существование индивидуальных колебаний процессов роста и развития послужило основанием для введения такого понятия, как биологический возраст, или возраст развития (в отличие от паспортного возраста).

Основными критериями биологического возраста считаются:

1)"скелетная зрелость" (порядок и сроки окостенения скелета);

2)"зубная зрелость" (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов);

3) степень развития вторичных половых признаков. Для каждого из этих критериев биологического возраста - "внешнего" (кожные покровы), "зубного" и "костного" - разработаны оценочные шкалы и нормативные таблицы, позволяющие определить хронологический (паспортный) возраст по морфологическим особенностям.

4.1 Факторы, влияющие на индивидуальное развитие

Факторы, влияющие на индивидуальное развитие (онтогенез), подразделяются на наследственные и средовые (влияние внешней среды).

Степень наследственного (генетического) влияния неодинакова на разных этапах роста и развития. Воздействие наследственных факторов на тотальные размеры тела усиливается от периода новорожденное™ ко второму детству с последующим ослаблением к 12-15 годам.

Влияние факторов внешней среды на процессы морфофункционального созревания организма отчетливо прослеживается на примере сроков менархе (менструации). Исследования процессов роста у детей и подростков в различных географических зонах показали, что климатические факторы почти не оказывают влияние на рост и развитие, если условия обитания не являются экстремальными. Адаптация к экстремальным условиям вызывает столь глубокую перестройку функционирования всего организма, что не может не сказаться на процессах роста.

4.2 Размеры и пропорции, масса тела

Среди размеров тела выделяют тотальные (от фр. total - целиком) и парциальные (от лат. pars - часть). Тотальные (общие) размеры тела - основные показатели физического развития человека. К ним относятся длина и масса тела, а также обхват груди. Парциальные (частичные) размеры тела являются слагаемыми тотального размера и характеризуют величину отдельных частей тела.

Размеры тела определяются при антропометрических обследованиях различных контингентов населения.

Большинство антропометрических показателей имеет значительные индивидуальные колебания. В табл.2 приведены некоторые Усредненные антропометрические показатели в постнатальном онтогенезе.

Пропорции тела зависят от возраста и пола человека (рис.4). Длина тела и ее возрастные изменения, как правило, индивидуальны. Так, например, различия в длине тела новорожденных при нормальной по срокам беременности лежат в пределах 49-54 см. Наибольший прирост длины тела детей наблюдается на первом году жизни и составляет в среднем 23,5 см. В период от 1 до 10 лет этот показатель постепенно уменьшается в среднем на 10,5 - 5 см в год. С 9-летнего возраста начинают появляться половые различия в скорости роста. Масса тела с первых дней жизни и примерно до 25 лет у большинства людей постепенно увеличивается, а затем остается без изменений.



КМ - средняя линия. Цифры справа показывают соотношения частей тела у детей и взрослых, цифры внизу – возраст.

После 60 лет масса тела, как правило, начинает постепенно уменьшаться, главным образом в результате атрофических изменений в тканях и уменьшения содержания в них воды. Общая масса тела складывается из ряда компонентов: массы скелета, мускулатуры, жировой клетчатки, внутренних органов и кожи. У мужчин средняя масса тела 52-75 кг, у женщин - 47-70 кг.

В пожилом и старческом возрасте прослеживаются характерные изменения не только размеров и массы тела, но и его строения; эти изменения изучает специальная наука геронтология (gerontos- старик).

Следует особо подчеркнуть, что активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процессы старения.

5. Акселерация

Нельзя не отметить, что за последние 100-150 лет отмечается заметное ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков - акселерация (от лат. acceleratio - ускорение). Другой термин для обозначения той же тенденции - "эпохальный сдвиг". Акселерация характеризуется сложным комплексом взаимосвязанных морфологических, физиологических и психических явлений. К настоящему времени определены морфологические показатели акселерации.

Так, длина тела детей при рождении за последние 100-150 лет увеличилась в среднем на 0,5-1 см, а масса - на 100-300 г. За это время увеличилась и масса плаценты у матери. Отмечается и более раннее выравнивание соотношений обхватов груди и головы (между 2-м и 3-м месяцем жизни). Современные годовалые дети на 5 см длиннее и на 1,5-2 кг тяжелее, чем их сверстники в XIX в.

Длина тела детей дошкольного возраста за последние 100 лет увеличилась на 10-12 см, а у школьников - на 10-15 см.

Помимо возрастания длины и массы тела, акселерация характеризуется увеличением размеров отдельных частей тела (сегментов конечностей, толщины кожно-жировых складок и т.д.). Так, увеличение обхвата груди по отношению к возрастанию длины тела было небольшим. Наступление сроков полового созревания современных подростков происходит примерно на два года раньше. Ускорение развития коснулось и двигательных функций. Современные подростки быстрее бегают, дальше прыгают в длину с места, большее число раз подтягиваются на перекладине (турнике).

Эпохальный сдвиг (акселерация) затрагивает все этапы человеческой жизни, от рождения до смерти. Например, длина тела взрослых людей также увеличивается, но в меньшей степени, чем у детей и подростков. Так, в возрасте 20-25 лет длина тела мужчин стала больше в среднем на 8 см.

Акселерация охватывает весь организм, отражаясь на размерах тела, росте органов и костей, на созревании половых желез и скелета. У мужчин изменения в процессе акселерации выражены сильнее, чем у женщин.

Мужчину и женщину отличают половые признаки. Это первичные признаки (половые органы) и вторичные (например, развитие волос на лобке, развитие молочных желез, изменение голоса и др.), а также особенности телосложения, пропорции частей тела.

Пропорции тела человека вычисляются в процентах по данным измерения продольных и поперечных размеров между пограничными точками, установленными на различных выступах скелета.

Гармоничность пропорций тела является одним из критериев при оценке состояния здоровья человека. При диспропорции в строении тела можно думать о нарушении ростовых процессов и обусловивших его причинах (эндокринных, хромосомных и др.). На основании вычисления пропорций тела в анатомии выделяют три основных типа телосложения человека: мезоморфный, брахиморфный, долихоморфный. К мезоморфному типу телосложения (нормостеники) отнесены люди, анатомические особенности которых приближаются к усредненным параметрам нормы (с учетом возраста, пола и т.д.). У людей брахиморфного типа телосложения (гиперстеники) преобладают поперечные размеры, хорошо развита мускулатура, они не очень высокого роста. Сердце расположено поперечно благодаря высоко стоящей диафрагме. У гиперстеников легкие более короткие и широкие, петли тонкой кишки расположены преимущественно горизонтально. Лица долихоморфного типа телосложения (астеники) отличаются преобладанием продольных размеров, имеют относительно более длинные конечности, слабо развитые мышцы и тонкую прослойку подкожного жира, узкие кости. Диафрагма у них расположена ниже, поэтому легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально. В табл.3 приведены относительные размеры частей тела у людей разных типов телосложения.


Таблица 3.

Пропорции тела (по П.Н. Башкирову)


Заключение

Какой итог можно подвести сказанному выше?

Рост человека идет неравномерно. Каждая часть тела, каждый орган развивается по своей программе. Если сравнить рост и развитие каждого из них с бегуном на длинную дистанцию, то нетрудно обнаружить, что в период этого многолетнего "бега" лидер соревнования непрерывно меняется. В первый месяц зародышевого развития лидирует голова. У двухмесячного плода голова по величине превосходит туловище. Это и понятно: в голове находится головной мозг, а он является важнейшим органом, согласующим и организующим сложную работу органов и систем. Так же рано начинается развитие сердца, кровеносных сосудов и печени.

У новорожденного ребенка голова достигает половины своего окончательного размера. До 5-7-летнего возраста идет быстрый прирост массы и длины тела. При этом руки, ноги и туловище растут поочередно: вначале - руки, затем - ноги, потом - туловище. Размер головы в этот период увеличивается медленно.

В младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет рост идет медленнее. Если раньше более быстро росли руки и ноги, то теперь лидером становится туловище. Оно растет равномерно, так что пропорции тела не нарушаются.

В подростковом возрасте руки растут так интенсивно, что организм не успевает приспособиться к их новым размерам, отсюда некоторая неуклюжесть и размашистость движений. После этого начинают расти ноги. Только когда они достигнут своего окончательного размера, включается в рост туловище. Сначала оно растет в высоту, а уже затем начинается рост в ширину. В этот период окончательно формируется телосложение человека.

Если сравнить части тела новорожденного и взрослого человека, то окажется, что размер головы вырос всего в два раза, туловище и руки - стали больше в три раза, длина же ног увеличилась в пять раз.

Важным показателем развития организма является появление менструаций у девушек и поллюций у юношей, оно говорит о наступлении биологической зрелости.

Наряду с ростом тела идет его развитие. Рост и развитие человека у разных людей происходят в разные сроки, поэтому анатомы, врачи, физиологи различают календарный возраст и биологический возраст. Календарный возраст исчисляется с даты рождения, биологический отражает степень физического развития субъекта. Последний для каждого человека свой. Может случиться, что люди, находящиеся в одном и том же биологическом возрасте, календарно могут различаться на 2-3 года, и это совершенно нормально. Девочки, как правило, развиваются быстрее.

1. Медицинский научный и учебно-методический журнал № 28 [Октябрь 2005]. Раздел – Лекции. Название работы - ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. Автор - П.Д. Ваганов

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4.

3. Выготский Л.С. статья "Проблемы возрастной периодизации детского развития"

4. Обухова Л.Ф. учебник "Детская (возрастная) психология". Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред.А.Г. Камкина и А.А. Каменского. - М.: "Академия", 2004.

5. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: Пер. с англ. – М.: Мир, 1996.

6. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. – 2-е изд., переработ. – М.: Вентана-Граф, 2004.

7. Сапин. М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

8. Чусов Ю.Н. Физиология человека: Учеб. пособие для пед. Училищ (спец. № 1910). – М.: Просвещение, 1981.

9. Энциклопедия "Кругосвет": http: // www. krugosvet. ru/

10. Сайт "Русмедсервис": www. rusmedserv. com/endocrinology/

11. Энциклопедия "Википедия": http: // ru. wikipedia. org/wiki/