Поволжье: природные ресурсы, географическое положение, климат. Поволжье состав

Как вы уже знаете, в Поволжье - три города-миллионера

: Казань, Самаре и Волгоград. Давайте присмотримся получше к их экономико-географическому положению - не подскажет ли оно нам, почему именно эти городе стали самыми крупными? Казань находится на повороте Волги, которая почти здесь же принимает свой крупнейший левый приток Каму.

Основанный булгарами о 1177 г. город вначале служил пограничной крепостью, на защищавшей северо-западные границы Волжско-Камской Булгарии После разгрома Булгарии монголо-татарами {в XIII в.) город становится частью Золотой Орды, а после ее распада - центром Казанского ханства (XV-XVI вв.). В 1552 г. Казань берут штурмом войска Ивана Грозного, и с тех пор это один из крупнейших городов России.

В 1804 г. в Казани основывается один из первых российских университетов; здесь учились Лев Толстой и Владимир Ульянов (Ленин): из профессоров наибольшую известность получил Н. И. Лобачевский - создатель неевклидовой геометрии.

В 1930-1960-х гг. в Казани строятся крупные промышленные предприятия: авиа-, вертолете- и моторостроения; меховой комбинат (самый крупный в России) и т. д. Город становится одним из крупнейших центров высшего образования (более 15 вузов). Особенность Казани как культурного центра - «обслуживание» всего татарского населения России и СНГ. Издание литературы на татарском языке, радио- и телевещание, подготовка учителей языка и литературы для татарских школ - всем этим Казань обеспечивает все другие регионы России, где проживают татары.

Самара возникла в 1586 г. как сторожевая крепость в месте, где Волга делает большую дугу, максимально уходя к востоку. Поэтому уже самим географическим положением городу суждено было стать базой освоения огромных пространств Заволжья, тем более что впадающая в Волгу река Самара (по имени которой назван город) позволяет добраться но ней почти до реки Урал.

Город развивался прежде всего как центр торговли лошадьми, скотом, кожами, салом, шерстью, позже зерном (в начале XX в. это крупнейший центр мукомолья в России). Губернским центром он стал в 1851 г. В конце XIX в. через город проходят железные дороги в Сибирь и Среднюю Азию. Таким образом, Самара оказывается на пересечении главной реки России и главных железных дорог. В 1941 г. в Самару (вернее, в Куйбышев - так город назывался с 1935 по 1990 г.) эвакуировали московский авиазавод, два подшипниконых завода, многие другие предприятия из западных районов страны. Сюда переехали правительство СССР и иностранные посольства.

Сейчас Самара - один из крупнейших промышленных центров России с развитым ВПК, производством гражданских самолетов и двигателей, станков и многого другого. После начала добычи нефти в Поволжье в Самаре возникла и нефтепереработка. Широко известна продукция кондитерской фабрики «Россия» - одной из лучших в стране.

Царицын, как и Самара, возник как деревянная сторожевая крепость в 1589 г. Здесь Волга более всего приближается к Дону, и в этом месте издавна существовал волок. Царицынская крепость должна была служить для обороны волжского пути и «переволоки» от кочевников и разбойников.

В конце XIX в. начинается бурное торгово-промышленное развитие города. В 1862 г. построена самая первая на юге России железная дорога Царицын - Калач-на-Дону (почти по линии древнего волока), соединившая бассейны Волги и Дона. Позже построены дороги на Москву и на Северный Кавказ. Царицын становится центром торговли бакинской нефтью, зерном, рыбой, солью, арбузами, лесом. В 1918 г., во время Гражданской войны, Царицын оказался важнейшим звеном транспортного маршрута, снабжавшего хлебом Северного Кавказа Центральную Россию (поскольку путь через Ростов был перерезан), поэтому оборона Царицына (от донских казаков, выступавших на стороне белых) сыграла решающую роль в кампании 1918 г.

В советский период (1920 г.) Царицын становится губернским центром (в 1925 г. город переименован в Сталинград, а в 1961 г. - в Волгоград). В 1930-е гг. в нем начинается строительство новых крупных заводов, в том числе тракторного - одного из крупнейших в мире.

Тракторный завод должен был быть построен в стенной зоне (где наибольшая нужда в тракторах), в районе с наилучшей транспортной доступностью (значит - на одной из магистралей, проходящих через степную зону, например на крупнейшей реке) и желательно в том месте, которое ближе всего к сырьевой базе, то есть к центру производства металла. Таким местом на Волге, максимально приближенным к Донбассу, был Сталинград. По словам H. Н. Баранского, -так. почти математически точно, мы приходим к единственной наилучшей точке строительства завода. Мировую известность Сталинград получил во время Великой Отечественной войны, когда победа в продолжавшейся полгода битве стала поворотной в судьбе всей войны. Для немецко-фашистских войск было необходимо захватить город на Волге, перекрыть важнейший водный путь. Сталинград стал последней точкой, куда смогли дойти фашисты в своем продвижении на восток.

Город был практически полностью разрушен, его пришлось отстраивать заново. После войны в городе продолжилось новое промышленное строительство: вводятся в строй мощная ПЭС. алюминиевый завод, нефтеперерабатывающий завод, несколько оборонных предприятий, расширяется передельный металлургический завод, строится Волго-Донской канал и т. д.

Таким образом, каждая из "ключевых" точек на Волге вызвала к жизни развитие крупного города. Каждый из них стал городом-миллионером, в каждом сейчас представлены различные функции: промышленные, транспортные, торговые, административные, научные, культурные, образовательные и другие. Но история."утих городов складывалась по-разному, и в результате в каждом из них образовалось свое специфическое сочетание этих функций, каждому стала свойственна разная степень их развития. «Самым промышленным», позже всех получившим административные функции, оказался Волгоград; «культурно-образовательные» функции в наибольшей степени оказались развитыми у Казани - самого старого из рассмотренных городов и давно уже выполнявшего «столичную» роль (центра ханства, затем губернии, затем одной их крупнейших республик России).

Поволжье - густонаселенный староосвоемный район с мозаичным многонациональным населением, район мощной многоотраслевой промышленности, развитого сельского хозяйства и разветвленной транспортной системы. Основу хозяйства района составляют взаимосвязанные производства машиностроительного. топливно-энергетического, химического и агропромышленного комплексов. В Поволжье много крупных городов, возникновение и развитие которых во многом обусловлено выгодным экономико-географическим положением.

Среднее Поволжье занимает южную часть Приволжского федерального округа: Республика Татарстан, Самарская, Саратовская, Ульяновская и Пензенская области. Это экономически развитая и плотно заселенная территория. Подрайон имеет благоприятное географическое и транспортное положение, развитую сеть железных дорог, автодорог общего использования с твердым покрытием и водного транспорта.

Основными отраслями специализации Поволжья являются машиностроение (особенно автомобилестроение), нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и химическая промышленность. В районе производятся синтетический каучук, синтетические смолы, пластмассы и волокна.

Природно-ресурсный потенциал

Территория Среднего Поволжья вытянулась по обоим берегам Волги. Поволжье располагает значительными запасами минерального сырья. Основными полезными ископаемыми являются нефть и газ. Крупнейшие месторождения находятся в Татарстане: Ромашкинское, Альметьевское, Елабужское, Бавлинское. Первомайское и др. Имеются ресурсы нефти в Самарской (Мухановское месторождение) и Саратовской областях. Основные месторождения газа находятся в Саратовской области — Курдюмо-Елшанское и Степановское.

Население и трудовые ресурсы

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Структура экономики образована межотраслевыми комплексами. Среди них ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу, в котором занята большая доля трудовых ресурсов и который занимает первое место в Поволжье по объему производства. Особенно выделяется транспортное машиностроение, а из его подотраслей — автомобилестроение. Крупный автомобильный комплекс КамАЗ в Нижнекамском районе Татарстана (его центр — г. Набережные Челны) включает группу заводов.

В группу компаний КамАЗ входит 96 предприятий, включая ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ОАО «НЕФАЗ» (г. Нефтекамск) и ОАО «Автоприцеп-КАмАЗ» (г. Ставрополь).

Центром автомобилестроения является г. Тольятти (Самарская область), где размещается ОАО «АВТОВАЗ», выпускающий легковые автомобили.

Грузовые автомобили малого класса и полноприводные микроавтобусы производит автомобильный завод ОАО «УАЗ», расположенный в Ульяновске.

Предприятиями, входящими в группу компаний «СОЛЛЕРС» (SOLLERS-Елабуга, SOLLERS-Набережные Челны, ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Заволжский моторный завод» и др.), осуществляется выпуск автомобилей Fiat Ducato, г рузовых автомобилей ISUZU. внедорожников SsangYong.

Заводы по обслуживанию автомобилей находятся в городах Самаре. Энгельсе. Завод по производству троллейбусов размещен в Энгельсе (ЗАО «Тролза»).

Крупными центрами авиастроения являются Самара (авиационный завод АО «Авиакор», выпускающий самолеты «Ту-154», космические ракеты и аппараты), Саратов (производство самолетов ЯК-42).

Центры точного машиностроения — Казань. Пенза, Ульяновск. Заводы сельскохозяйственного машиностроения работают в Саратове, Сызрани, Каменке (Пензенская область). По разнообразию машиностроительной продукции Поволжье уступает только Центральному району.

В районе сформировался нефтегазохимический комплекс. Нефтеперерабатывающие заводы размещаются в Самарской. Саратовской областях. Центры нефтехимии — Новокуйбышевск (Самарская область) и Нижнекамск (Татарстан).

Электроэнергетические ресурсы района вырабатываются Жигулевской, Саратовской, Волжской гидроэлектростанциями. В районе действуют также тепловые электростанции: Кармановская ГРЭС, Заикинская ГРЭС, ряд крупных ТЭЦ.

В АПК Поволжья выделяются отрасли рыночной специализации пищевой промышленности — мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная и рыбная.

Транспорт и экономические связи

Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно и т.д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.

Основную роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва — Казань — Екатеринбург; Москва — Сызрань — Самара — Челябинск; Ртищево — Саратов — Уральск (связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза — Ульяновск — Мелекес — Уфа; меридиональная дорога Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля.

В районе развиты и другие виды транспорта: речной, автомобильный, авиационный, трубопроводный. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Европы.

Внутрирайонные различия

На территории Самарской области и Татарстана формируется Нижнекамский промышленный комплекс. В отличие от других ТПК он занимает сравнительно небольшую территорию — 5 тыс. км 2 , отличается выгодностью географического положения, через ею территорию протекает судоходная Кама, проходит железная дорога Акташ — Миннибаево — Круглое Поле, дающая выход на магистраль

Москва — Ульяновск — Уфа. Транспортные связи Нижнекамского ТП К дополняют нефтепроводы из Альметьевска.

Татарстан — одна из наиболее экономически развитых республик России, что подтверждается многими статистическими показателями (объем производимой промышленной продукции, валовой региональный продукт надушу населения и т.д.).

На территории Елабужского района Республики Татарстан создана ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга» для оказания содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства. Промышленно-производственная направленность ОЭЗ включает в себя производство автокомпонентов, полный цикл производства автомобилей, химическую и нефтехимическую промышленность, обрабатывающую промышленность, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели и многое другое.

Отрасли специализации Саратовской области — машиностроение, легкая и пищевая промышленность. На территории области расположена крупнейшая Балаковская АЭС.

Основные проблемы и перспективы развития

На побережье Волги и ее притоков размешены многочисленные предприятия нефтегазохимического комплекса, что приводит к необратимой деградации экологической системы.

В целях сохранения природно-хозяйственного потенциала региона была принята федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (программа «Возрождение Волги»).

Экологическая обстановка в бассейне реки Волги остается неблагополучной, цели, поставленные при утверждении программы, не достигнуты. Постановлением Правительства «О завершении реализации отдельных подпрограмм, входящих в ФЦП «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)» реализация программы «Возрождение Волги» завершена в 2004 г.

Экономика и хозяйство Среднего Поволжья

Этот район занимает южную часть Приволжского федерального округа: Республика Татарстан, Самарская, Саратовская, Ульяновская и Пензенская области. Это экономически развитая и плотно заселенная территория. Подрайон имеет благоприятное географическое и транспортное положение, развитую сеть железных дорог, автодорог общего использования с твердым покрытием и водного транспорта.

Основными отраслями специализации Поволжья являются машиностроение (особенно автомобилестроение), нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и химическая промышленность. В районе производится синтетический каучук, синтетические смолы, пластмассы и волокна.

Природно-ресурсный потенциал. Территория Среднего Поволжья вытянулась по берегам Волги. Поволжье располагает значительными запасами минерального сырья. Основными полезными ископаемыми являются нефть и газ. Крупнейшие месторождения находятся в Татарстане: Ро- маиткинское, Альметьевское, Елабужское, Бавлинское. Первомайское и др. Имеются ресурсы нефти в Самарской (Мухановское месторождение) и Саратовской областях. Основные месторождения газа находятся в Саратовской области — Курдюмо-Елшанское и Степановское.

Отраслями специализации округа можно считать топливную промышленность, в том числе нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую, химическую и нефтехимическую, машиностроение и металлообработку, стекольную и фарфоро-фаянсовую и мукомольную отрасли промышленности.

Вблизи Сызрани расположено Кашпировское месторождение горючих сланцев.

Население. Наиболее густо заселены территории долины Волги в Самарской, Ульяновской областях и в Татарстане.

Население Поволжья отличается пестротой национального состава. При преобладающем русском населении значительный удельный вес в структуре населения занимают татары, калмыки.

Для населения Поволжья характерна высокая его концентрация в областных центрах и столице Татарстана. Численность населения Казани, Самары превышает миллион жителей.

Трудовые ресурсы Поволжья имеют высокую квалификацию, что определяется специализацией регионов. В промышленных центрах развиты научные исследования как фундаментального, так и прикладного характера.

Хозяйство. Хозяйственный комплекс Среднего Поволжья начал складываться еще в дореволюционные годы, причем это развитие в значительной мере обусловливалось Волгой, на пути которой возникали крупные перевалочные и торговые пункты.

В структуре хозяйства выделяются сложившиеся межотраслевые комплексы. Среди них ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу, в котором занята большая доля трудовых ресурсов и который занимает первое место в Поволжье по объему производства. Особенно выделяется транспортное машиностроение, а из его подотраслей — автомобилестроение. Крупный автомобильный комплекс «КамАЗ» в Нижнекамском районе Татарстана включает группу заводов. Центр — г. Набережные Челны.

Центром автомобилестроения является Тольятти (Самарская область), где размещается «АвтоВАЗ», производящий легковые автомобили. Автомобильный завод «Авто- УАЗ» размещен в Ульяновске — производитель грузовых автомобилей малого класса, полноприводных микроавтобусов. Заводы по обслуживанию автомобилей находятся в

Самаре, Энгельсе. Завод по производству троллейбусов размещен в г. Энгельсе. В Елабуге построен комплекс по производству легковых автомобилей «Ока».

Крупными центрами авиастроения являются Самара (авиационный завод АО «Авиакор», выпускающий самолеты «Ту-154», космические ракеты и аппараты), Саратов (производство самолетов «ЯК-42»).

Центры точного машиностроения — Казань, Пенза, Ульяновск. Заводы сельскохозяйственного машиностроения работают в Саратове, Сызрани, Каменке (Пензенская область). По разнообразию машиностроительной продукции Поволжье уступает только Центральному району.

В районе сформировался пефтегазохимический комплекс. Нефтеперерабатывающие заводы размещаются в Самарской, Саратовской областях. Центры нефтехимии — Новокуйбышевск (Самарская область) и Нижнекамск (Татарстан).

Электроэнергетика района представлена гидроэлектростанциями, работающими в объединенной системе: Самарская, Саратовская, Нижнекамская. В районе действуют также тепловые электростанции: Кармановская ГРЭС, Заикинская ГРЭС, ряд крупных ТЭЦ.

Отраслью рыночной специализации Поволжья является производство строительных материалов, особенно цемента. В поволжских городах и пригородах издавна развито лесопиление и деревообрабатывающая промышленность.

В Поволжье развивается легкая промышленность: в Казани расположен крупнейший меховой комбинат, в Ульяновске и Пензе — предприятия шерстяной промышленности.

Агропромышленный комплекс имеет всероссийское значение. Району принадлежит ведущее место в России по производству зерна, в том числе ценной зерновой культуры — пшеницы, а также риса, бахчевых культур, овощей, горчицы, мяса. Поволжье также является производителем подсолнечника, молока, шерсти. Сельское хозяйство характеризуется высокой эффективностью, что связано с весьма благоприятными природными условиями. Основным резервом развития АПК является углубление его специализации с учетом экологической обстановки.

В АПК Поволжья выделяются отрасли рыночной специализации пищевой промышленности — мукомольно- крупяная, маслобойная, мясная и рыбная.

Транспорт . Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно и т.д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетыо, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.

Основную роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва — Казань — Екатеринбург; Москва — Сызрань — Самара — Челябинск; Ртищево — Саратов — Уральск (связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза — Ульяновск — Мелекес — Уфа; меридиональная дорога: Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля. В районе развиты и другие виды транспорта: речной, автомобильный, авиационный, трубопроводный. Нефте- и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Европы.

Внутрирайонные различия. На территории Самарской области и Татарстана формируется Нижнекамский промышленный комплекс. В отличие от других ТПК, он занимает сравнительно небольшую территорию — 5 тыс. км 2 . ТПК отличается выгодностью географического положения, через его территорию протекает судоходная Кама, проходит железная дорога Акташ — Миннибаево — Круглое Поле, дающая выход на магистраль Москва -

Ульяновск — Уфа. Транспортные связи Нижнекамского ТПК дополняют нефтепроводы из Альметьевска.

Татарстан — одна из наиболее экономически развитых республик России, что подтверждается многими статистическими показателями (объем производимой промышленной продукции, валовой региональный продукт на душу населения и т.д.).

В Пензенской и Ульяновской областях развиты машиностроение, легкая, пищевая промышленность и сельское хозяйство. Ульяновск — крупный промышленный центр, в городе работают автомобильный завод, завод тяжелых станков, развита электротехническая промышленность. Пенза — центр машиностроения, заводы которого производят вычислительную технику, часы, технологическое оборудование.

Саратовскую область иногда относят к Нижнему Поволжью, отрасли специализации — машиностроение, легкая и пищевая промышленность. На территории области расположена крупнейшая Балаковская АЭС.

Основные проблемы и перспективы развития. Экологические проблемы проявляются в нарушении земель горными разработками, вторичным засолением почв. Большой экологический ущерб нанесен промышленными выбросами и транспортом водным и рыбным ресурсам региона.

На побережье Волги и ее притоков размещены многочисленные предприятия нефтегазохимического комплекса, что приводит к необратимой деградации экологической системы.

В целях сохранения природно-хозяйственного потенциала региона принята федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (программа «Возрождение Волги»).

Наверное, многие неоднократно слышали такое название, как Поволжье. Совершенно неудивительно, поскольку этот географический район обладает большой территорией и занимает важное место в жизни всей страны. Крупные города Поволжья также являются лидерами по многим показателям. Промышленность и экономика в этом районе отлично развиты. В статье будет подробно рассказано о крупнейших населенных пунктах Поволжья, об их размещении, экономике и других важных моментах.

Поволжье: общие сведения

Для начала необходимо получше познакомиться с самим районом. Если давать определение Поволжью, то можно сказать, что оно включает территории, прилегающие к реке Волге. Они издавна были заселены, поскольку река считалась важным транспортным и торговым путем. Большая часть Поволжья состоит из равнинного рельефа. Здесь часто встречаются низины и небольшие холмистые местности. Климат этих мест - умеренно-континентальный, а в некоторых местах континентальный. Погодные условия здесь не слишком суровые, однако зима бывает довольно холодной. Лето в этом районе теплое, средняя температура в июле месяце обычно находится на уровне +22-25˚ С.

Крупные города Поволжья представляют особый интерес. Сейчас этот район является густонаселенным. Здесь активно развивается промышленность, сельское хозяйство, транспортная система. Особенность размещения крупных городов Поволжья во многом связана с выгодным положением с точки зрения экономики и географии. Издавна населенные пункты в основном появлялись рядом с крупными торговыми путями (в данном случае - рядом с Волгой).

Самые значимые города этого района

Итак, мы немного познакомились с самим Поволжьем. Теперь стоит рассказать о его населенных пунктах. Самые крупные города Поволжья - это Казань, Самара и Волгоград. Они имеют население более 1 млн человек. Эти города стали настоящими промышленными центрами, в данный момент они продолжают активно развиваться. Не стоит обделять вниманием и другие крупные города Поволжья. Среди них обязательно нужно сказать о Саратове, Ульяновске, Пензе, Астрахани, Нижнем Новгороде.

Многих также интересует вопрос о том, какой крупнейший город Поволжья. На данный момент таким населенным пунктом является Казань. Теперь стоит подробнее рассмотреть важнейшие города этого района.

Казань

Итак, необходимо побольше узнать об этом замечательном городе. Он расположен в Республике Татарстан и является ее центром. Интересно, что здесь функционирует довольно большой порт, где осуществляется постоянный грузооборот. Город известен на всю страну и занимает важное место в области экономики, науки, политики, культуры.

Казань является очень древним городом. Ее основание, по некоторым данным, относится к 1005 году. Таким образом, становится понятно, что город обладает поистине древней историей. Изначально здесь была образована крепость. Однако уже в XIII веке Казань начала активно развиваться и расти. Постепенно она превратилась в важный центр в составе Золотой Орды. А уже в XV веке она стала центральным городом которому платила дань даже Москва. Однако Иван Грозный взял этот город, все сопротивления были подавлены. Таким образом, Казань вошла в состав Российского государства.

Сейчас Казань является городом-миллионником, в 2016 году ее население составило 1216965 человек. Также это крупный промышленный центр. Здесь широко развито машиностроение, легкая промышленность, а также химические и нефтехимические производства.

Самара

Многим интересно, какой же населенный пункт находится на втором месте по величине. Мы уже выяснили, что крупнейшим городом Поволжья является Казань. Следующий населенный пункт - это Самара. Она также занимает важное место в Поволжском экономическом пространстве. По данным на 2016 год, население города составляет около 1170910 человек.

Сначала здесь находилась крепость. Она была заложена в 1586 году. Основная цель такой постройки состояла в том, чтобы контролировать перемещения по Волге и не допускать набегов кочевников и других врагов по водным путям. Самара обладает богатой историей. Например, в XVII-XVIII веках город стал центром восстания крестьян. Одно время он даже был захвачен войсками, подчинявшимися Степану Разину. В середине XIX века была создана Самарская губерния. Таким образом, этот населенный пункт также стал ее центром. В то время количество населения в этих местах заметно возросло.

Долгое время, с 1935 года, город носил другое название - Куйбышев. Однако в 1991 году было принято решение вернуть ему прежнее название. Особый интерес представляет тот факт, что здесь расположена самая длинная в нашей стране набережная. Еще один рекорд - в городе находится самое высокое сооружение вокзала во всей Европе.

Что касается экономической составляющей города, она по большей части представлена различной промышленностью. Наиболее развито здесь машиностроение и металлообработка. Также в городе расположено множество предприятий пищевой промышленности.

Волгоград

Еще один крупный город Поволжья - это Волгоград. Этот населенный пункт также играет важную роль в экономической, культурной, научной и других сферах всего района. Население города в 2016 году составило 1016137 человек. Такой показатель свидетельствует о том, что это действительно крупный населенный пункт.

История этих мест богата различными событиями. Он появился, как и многие другие города Поволжья, рядом с торговым путем, проходившим по Волге. Эти земли долго находились под властью Золотой Орды. Однако с начала XV века она распалась на несколько отдельных ханств. Постепенно Московское княжество смогло победить их. Первое упоминание о городе (тогда он назывался Царицын) относится к 1579 году. Город пережил большое количество разгромов и каждый раз восстанавливался. Например, в 1607 году, когда в Царицыне признали власть город был взят штурмом по приказу Василия Шуйского. Также в середине XVII века здесь происходили крестьянские восстания.

С XVIII по начало XX века город активно развивался в промышленной сфере и постепенно стал центром всего региона. Сейчас наиболее развиты здесь оборонное производство, машиностроение и металлургия.

Саратов

Обязательно стоит отметить и такой город, как Саратов. Он также является крупной экономической составляющей Поволжья. Население его на 2016 год составляет 843460 человек. Интересно, что этот населенный пункт входит в число 20 крупнейших городов страны, однако не является городом-миллионником.

Относится к 1590 году. Тогда здесь была заложена крепость. Ранее здесь располагались поселения Золотой Орды. Уже в XVIII веке город стал крупным центром, где была организована торговля. В начале XX века Саратов стал самым крупным по количеству жителей.

Таким образом, был рассмотрен не только самый крупный город Поволжья, но и другие масштабные населенные пункты. Мы познакомились с их историей и различными интересными фактами о них.

Поволжский экономический район является одним из 12 аналогичных областей России. Он является одним из крупнейших районов страны, входящим в ось «Центр-Урал-Поволжье».

Состав района

В состав Поволжья входят 8 субъектов Центрально части государства:

  • 2 республики – Татарстан и Калмыкия;
  • 6 областей – Пензенская, Саратовская, Самарская, Ульяновская, Волгоградская и Астраханская.

Рис. 1 Поволжский район. Карта

Расположение

Если следовать карте, то расположение Поволжского экономического района таково:

  • Среднее Поволжье ;
  • Нижние Поволжье ;
  • Бассейн реки Сура (Пензенская область);
  • Прикамье (большая часть Татарстана).

Его площадь около 537,4 тысяч км². центральной географической осью (и экономической) является река Волга.

Рис. 2 Волга

Район граничит с:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Волго-Вятским районом (север);
  • Уральским районом (восток);
  • Казахстаном (восток);
  • Центрально-Чернозёмным районом (запад);
  • Северным Кавказом (запад).

Район имеет выход к внутреннему Каспийскому морю, что позволяет ему вести успешную торговлю и осуществлять морское транспортное сообщение с такими странами, как Туркмения, Иран, Азербайджан. Через систему каналов регион имеет выход к Чёрному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Через эти моря регион налаживает связи с государствами Азии, Ближнего Востока и Европы.

В состав района входит 94 крупных города, три из которых – миллионники: Казань, Самара, Волгоград. Также крупными городами являются Пенза, Тольятти, Астрахань, Саратов, Ульяновск, Энгельс.

С географической точки зрения район занимает обширные зоны

  • лесов (север);
  • полупустынь (юго-восток);
  • степей (восток).

Население Поволжского экономического района

Население района – 17 миллионов человек, то есть практически 12% от всего населения РФ (с плотностью населения – 1 человек на 25 квадратных метров). 74% населения проживает в городах, таким образом, доля урбанизации значительная. Этнический состав населения:

  • русские ;
  • татары ;
  • калмыки ;
  • малые этнос ы : чуваши, мордва, марийцы и казахи (последних больше всего в Астраханской области).

Специализация Поволжского района

Поволжский район характеризуется развитой промышленной и сельскохозяйственной сферой. Промышленная специализация:

  • нефтедобыча и нефтепереработка (Самарская область и Татарстан, Каспийские шельфы);
  • газодобыча (шельфы Каспийского моря и Астраханская область; по данным мировой статистики в Астраханской области находится 6% всего мирового запаса газа);
  • химическая промышленность (добыча и переработка сланца, брома, йода, марганцевой соли, самородной серы, стекольного песка, гипса, мела);
  • соледобыча и солепереработка (в озёрах; Прикаспийской низменности содержится более 2 миллионов тонн природной соли, что составляет 80% всех запасов России);
  • машиностроение (в частности, автомобилестроение: ВАЗ в Тольятти, КАМАЗ в Набережных Челнах, УАЗ в Ульяновске, завод троллейбусов в городе Энгельс; судостроение: в Волгограде и Астрахани; самолётостроение: Казань, Пенза, Самара).

Рис 3. ВАЗ в Тольятти

В промышленном плане Поволжье делится на два больших района (промышленные зоны):

  • Волго-Камскую (Татарстан, Самарская и Ульяновская область) – центр в Казани;
  • Нижневолжскую (Калмыкия, Астраханская, Пензенская, Саратовская и Волгоградская области) – центр в Волгограде.

По данным статистики Поволжье занимает четвертое место в России по выпуску промышленной продукции, второе по добыче и переработке нефти, второе по машиностроению. Что касается нефтепереработки, то именно в Поволжье сосредоточили свои основные мощности такие мировые гиганты, как «ЛУКойл», «ЮКОС» и «Газпром», разрабатывающие северные шельфы Каспийского моря.

Рис. 4 Добыча нефти в Каспийском море

Сельскохозяйственная специализация:

  • выращивание масленичных культур;
  • выращивание зерновых культур;
  • выращивание овощебахчевых культур;
  • животноводство (молочное скотоводство, овцеводство, свиноводство);
  • рыбная промышленность (Волгоград и Астрахань).

Особую роль в сельскохозяйственной жизни региона играет Волго-Ахтубинская пойма с мощными речными «насосами», создающими благоприятные условия для развития всех видов сельского хозяйства.

Главный экономический центр района – город Самара.

Что мы узнали?

Характеристика Поволжского экономического района довольно сложная. Это связано с тем, что он является связующим звеном центра России и её азиатской части. В состав района входят такие крупные и быстро развивающиеся субъекты как Республика Татарстан (титульной нацией в которой являются татары). Район развит как в промышленном, так и в сельскохозяйственном отношении. Основной транспортной, экономической и географической осью является река Волга.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 459.

Численность населения Поволжья - 16,9 млн. человек; район располагает значительными трудовыми ресурсами Средняя плотность населения 32 человека на 1 км2, но размещено оно неравномерно. Более половины населения приходится на Самарскую, Саратовскую области и Татарстан.

В национальной структуре населения преобладают русские. Компактно проживают татары и калмыки. Заметна доля чувашей и марийцев среди жителей района.

Поволжье - район урбанизированный. В городах и поселениях городского оживает 73% всех жителей. Подавляющая часть городского населения сконцентрирована в областных центрах, столицах национальных республик, крупных промышленных городах. Среди них выделяются города миллионеры - Самара, Казань, Волгоград.

Хозяйство. По уровню развития ряда отраслей промышленности район мало чем уступает высокоиндустриальным районам, таким как Центральный и Уральский, а в некоторых случаях даже превосходит их. Это один из ведущих нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Поволжье - крупнейший район многоотраслевого сельского хозяйства.

На долю района приходится 20% валового сбора зерна. Поволжский экономический район отличается большой активностью во внешнеэкономических связях России.

Основные отрасли специализации промышленности Поволжья - нефтяная, нефтеперерабатывающая, газовая и химическая, а также электроэнергетика, сложное машиностроение и производство строительных материалов.

Поволжье занимает 2-е место в России после Западно-сибирского экономического района по добыче нефти и газа. Количество добываемых топливных ресурсов превышает потребности района.

На нефтеперерабатывающих заводах района (Сызрань, Самара, Нижнекамск, Новокуйбышевск и др.) перерабатывают не только свою нефть, но и нефть Западной Сибири. Наряду с нефтью добывают и перерабатывают попутный газ, который используют в химической промышленности.

Химическая промышленность Поволжья представлена горной химией (добыча серы и поваренной соли), химией органического синтеза, производством полимеров. Крупнейшие центры; Нижнекамск, Самара, Казань, Сызрань, Саратов, Волжский, Тольятти. В промышленных узлах Самара-Тольятти, Энгельс, Волгоград-Волжский сложились энергетический и нефтегазохимический циклы производства.

Особенно выделяется в Поволжье автомобилестроение. Наиболее известны заводы в городах Ульяновск (автомобили марки "УАЗ"), Тольятти («Жигули"), Набережные Челны (грузовые автомобили "КАМАЗ"), Энгельс (троллейбусы).

Сохраняется значение пищевой отрасли промышленности, потребности которой удовлетворяет развитое сельское хозяйство. К тому же Каспий и устье Волги - это важнейший внутренний рыбопромысловый бассейн России.

На территории района, расположенной в лесной и полупустынной природных зонах, ведущая роль в сельском хозяйстве принадлежит животноводству, лесостепной и степной зоне - растениеводству (в первую очередь зерновому хозяйству). Выращивается рожь, озимая пшеница. Распространены посевы технических культур, например, посевы горчицы составляют 90% посевов этой культуры в России.

Здесь же развито животноводство мясомолочного направления.

К югу от Волгограда расположены овцеводческие хозяйства. В междуречье Волги и Ахтубы (в нижнем течении рек) выращивают овощи и бахчевые культуры, а также рис.

Район полностью обеспечен собственными топливными ресурсами (нефть и газ). Энергетика района имеет республиканское значение. Поволжье специализируется на производстве электроэнергии (более 1,0% общероссийского производства), которой снабжает и другие районы России.

Основу энергетического хозяйства составляют ГЭС Волжско-Камского каскада (Волжская около Самары, Саратовская, Нижнекамская, Волжская около- Волгограда и др.).

Действует также Балаковская АЭС (Саратовская область).

Транспорт. Транспортную сеть района формируют Волга и пересекающие ее автомобильные и железные дороги, а также сеть трубопроводов и ЛЭП. Волго- Донской канал соединяет воды крупнейших рек европейской части России - Волги и Дона (выход в Азовское море).

7. Северо-Кавказский экономический регион

Состав: Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия (Алания) и Чеченская (Ичкерия).

Экономико-географическое положение. Северный Кавказ - крупный экономический район РФ. Площадь - 355,1 тыс. км2. Район занимает юг Европейской равнины, Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа.

ЭГП - выгодное. Имеется выход к трем морям. Через этот район осуществляет связи с государствами Закавказья.

Природные условия благоприятны для проживания населения и сельского хозяйства. Имеются разнообразные полезные ископаемые.

Природные условия и природные ресурсы . Природные ландшафты Кавказа многообразны. Здесь есть горные хребты и степные равнины, горные реки и пересыхающие реки и озера, оазисы.

Район обладает плодородными землями (на равнинах) и пастбищами (в предгорьях). Горные реки имеют большой гидроэнергетический потенциал, а воды равнинных рек используются на орошение. Водные распространены неравномерно Лучше обеспечена влагой западная часть, особенно Черноморское побережье и склоны гор. Северо-восток и восток- безводны, засушливы.

Велика роль района как основной рекреационной зоны России (курорты Черноморского побережья и Кавказских минеральных турбазы в горах Кавказа).

Предгорья Большого Кавказа - кладовая химического, металлургического и строительного сырья, энергетических ресурсов (в том числе топливных и газа).

Природный газ имеется в Краснодарском и Ставропольском краях, в Чеченской Республике и Адыгее. Руды цветных и редких металлов (цинк, вольфрам, молибден) добываются в горных республиках (Северная Осетия, Кабардино-Балкария), уголь - в Ростовской области (российская часть восточного крыла Донбасса).

Население Северного Кавказа составляет 17,7 млн. человек. Темпы роста населения заметно превышают среднероссийские (высокий естественный прирост). Район обладает избытком трудовых ресурсов. Размещено население крайне неравномерно. Средняя плотность населения - 50 человек на 1 км2. Краснодарский край и Ростовская область сосредоточивают в своих пределах почти 3/5 населения района.

Национальный состав населения отличается исключительной пестротой. Среди них по численности выделяются группы осетин, кабардинцев, чеченцев и др., проживающих в основном в пределах своих республик.

Северный Кавказ не относится к высоко урбанизированным регионам. Доля городского населения здесь ниже среднероссийского (55%).

Хозяйство. Северный Кавказ выделяется высокоразвитым и многоотраслевым хозяйством, из отраслей промышленности - машиностроением, топливной и пищевой промышленностью. Среди других отраслей заметна роль цветной металлургии и производства цветных материалов.

Особенно развито хозяйственное машиностроение (Ростов-на-Дону, Таганрог, Миллерово, Новочеркасск, Кропоткинск, Краснодар), так как имеется собственная металлургическая база (Ростовская область), развито сельское хозяйство и есть удобные транспортные пути.