«Перелётные птицы»конспект интегрированного занятия в подготовительной подгруппе. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Перелетные птицы

Надежда Чушенкова
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Перелетные птицы»

Цель : Познакомить детей с перелетными птицами , выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные» , «водоплавающие» , развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.

Образовательная область :

Познавательное развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие.

Задачи :

Обучающие :

Расширить знания детей о птицах .

Закрепить знания о перелетных птицах .

Закрепить обобщающие понятия.

Обучать развернутому высказыванию.

Расширить представление детей о перелётных птицах , их внешнем виде, образе жизни.

Развивающие :

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные :

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Методы и приемы :

Наглядные;

Словесные;

Игротерапия;

Словарь :

Активизировать в речи детей следующие слова : перелет- стаей , вереницей, поодиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Предварительная работа :

Наблюдение за птицами во время прогулки ; чтение стихов, рассказов о птицах . Рассматривание иллюстраций с различными ви-дами птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц .

Оборудование :

Плакат с изображением природы, перелетных птиц .

Мультимедийная установка;

Презентация по теме : «Перелетные птицы » ;

Угощения для детей (конфеты «Ласточка» );

Шапочки для детей с героями сценки.

Ход занятия.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

Сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море,

И деревья блистают

В разноцветном уборе.

(«Осень.» К. Бальмонт)

Воспитатель читает рассказ Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают » .

Птиц на земле , конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие , чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы , которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни. птицы питаются рыбой , другие – насекомыми. Есть хищные птицы , которые поедают других зверей и птиц , а есть «вегетарианцы» , которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах , а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. Воспитатель. Как называют птиц , которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы ) .

Загадки :

Кто эта птица ? Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Всех перелетных птиц черней ,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне скачет ,

А зовется птица (Грач)

Эту птицу всякий знает :

На шесте ее дворец,

Червяков домой таскает

Да трещит весь день… (Скворец)

Спереди – шильце ,

Сзади – вильце.

Сверху – черное суконце,

А снизу – белое полотенце. (Ласточка)

Воспитатель : Каких перелетных птиц вы знаете ?

Дети : Перелетные птицы (грачи, ласточки, аисты, соловьи,ку-кушки,чижи; скворцы; белая трясогузка; черные стрижи).

Воспитатель : А вы знаете, каким образом птицы летят к нам ? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, кли-ном. Гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы – стаей; журавли – клином; кукушки – поодиночке. (Вос-питатель на доске схематически изображает, как улетают птицы .)

Загадки :

Он живет на крыше дома-

Это старый наш знакомый :

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Кто без нот и без свирели

Кто же это (Соловей)

Воспитатель : Правильно вы отгадали, эти птицы тоже отно-сятся к перелетным .

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение , ма-ленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица , но круп-нее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц , никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета , с большим клювом.

Воспитатель : Назовите, пожалуйста, части тела птиц . /Туло-вище, голова, хвост, клюв/.

У всех птиц одинаковое строение , но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению , внешнему виду, величине/.

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

Воспитатель : А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью , другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкре-питься негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на маг-нитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» , все вместе; некоторые, например, журавли, выстраи-ваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «це-почкой» , в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц : не-которым птицам нужны вожаки , которые показывают дорогу.

Воспитатель : Раньше всех нас покидают насекомоядные пти-цы. В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите : насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Воспитатель : Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. По-вторите : водоплавающие.

Игра «У кого какое тело?»

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Зна-чит, скворец какой? (Короткохвостый.)

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

Молодцы, ребята, правильно.

Воспитатель : Давайте вспомним, покажем и назовем, части тела всех птиц (лапы, шея, голова, клюв, хвост) . Чем покрыто тело птиц ? Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом, формой, размером крыльев.)

Конкурс «Прилетели птицы » .

Я сейчас буду перечислять птиц , но если вы услышите что-ни-будь другое, хлопайте в ладоши!

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, ма-кароны.

Прилетели птицы : голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы : голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.

Прилетели птицы : голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Упражнение «Скажи наоборот» : Закончи предложения.

Аист большой, а соловей….

У аиста длинная шея, а у кукушки….

У соловья серая грудка, а у ласточки…

Аист белый, а грач…

Физминутка.

Лебеди летят,

Крыльями машут.

Прогнулись над водой

Качают головой

Прямо и гордо

Умеют держаться

И очень бесшумно

На место садятся.

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц , если вы услышите название зимующей птицы , то присядьте; а если название перелетной , то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, жу-равль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы , которые питаются на-секомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что … /он до-стает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад , потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Воспитатель : Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают , а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы . Как же удалось это сделать? Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам . На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица . Когда кто-то в дргой стране встречал окольцованную птицу , он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы .

Воспитатель : Какие вы знаете сказки с названием птиц ?

«Гуси-лебеди» , «Серая шейка» , «Путешествие Нильса с дикими гусями» , «Гадкий утенок» , «Дикие лебеди» . (Ответы детей) .

Воспитатель : Сценка «осенние разговоры»

Черепаха.

Слышишь, улитка?

В дальние страны

Ветер уносит птиц караваны .

Видишь их? Взмыли они в небеса.

Тихими станут наши леса.

Как хорошо нам без их трескотни

В долгие ночи, зимние дни!

Что ж ты, Улитка? Что ты молчишь?

Спряталась в домик. О чем ты грустишь?

Нет, Черепаха, зимою и летом

Я не скучаю в домике этом.

Скромно живу и не знаю, бывает,

Кто улетает, а кто прилетает.

Что ж тут грустить? Но другие иначе…

Слышишь, Лягушка об Аисте плачет?

Вот насмешили! Вот чудаки!

Аист меня сторожил у реки.

Он улетел, и, скажу вам, друзья,

Только теперь успокоилась я.

Квакаю громко и не боюсь,

Что у него в животе окажусь.

Слышите, каркает Ворон на ели?

Ворон жалеет, что все улетели.

Мне ли жалеть? Мне ли плакать о том?

Здесь я остался лучшим певцом.

Слушайте дивную песню мою.

Ворон, эх, Ворон! Что каркаешь в чаще?

Певчие птицы нам пели послаще .

Только они улетели на юг,

Голо и тихо стало вокруг.

Грустная осень пришла на поля,

Снегом покроется наша земля.

Лес золотой осыпает листву.

Я одиноко и скучно живу.

Птицы ! Прошу, возвращайтесь скорей,

С вашими песнями станет теплей.

Итог занятия .

Воспитатель : Ребята, наше занятие подошло к концу . Вы узнали много нового из жизни птиц . К сожалению, очень долго че-ловек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной дея-тельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, живот-ные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на ги-бель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.

Воспитатель : Не забывайте, что птицы- наши друзья , младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять.

Все наши перелетные птицы улетели , но чтобы вы их не забыли до весны, они передали вам угощение с названием перелетной птицы «Ласточки» .

Ирина Бычкова
Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень. Перелётные птицы» (подготовительная группа детей с ОНР)

Тема занятия : «Осень . Перелётные птицы »

Цель : расширить имеющиеся у детей знания о перелётных птицах .

Задачи :

Образовательные :

Закреплять представления детей о внешнем виде перелётных птиц ;

Дать представления об особенностях отлёта перелётных птиц .

Развивающие :

Формировать навык словообразования при работе с уменьшительно-ласкательным значением слов;

Корригировать и развивать связную устную речь детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

Формировать художественно-эстетического восприятие детей на основе прослушивания текста рассказа, на основе рассматривания иллюстраций по теме ;

Пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.

Воспитательные :

Формировать навыки учебной деятельности;

Формировать бережное отношение к природе.

Оборудование : демонстрационные и силуэтные картинки с изображением перелётных птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц , животных, рыб, насекомых.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия .

III. Артикуляционная гимнастика.

IV. Изучение нового материала.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

VII. Подведение итогов занятия .

I. Организационный момент

Действия педагога Действия детей Примечания

Ребята, а какое время года сейчас за окном?

Посмотрите в окно. Назовите признаки осени ? - Сейчас за окном осень .

- Осенью становится холоднее , часто идет дождь.

II. Сообщение темы занятия

Действия педагога Действия детей Примечания

Сегодня мы с вами поговорим о перелётных птицах . Как вы думаете, почему их так называют?

Правильно, потому что они улетают в тёплые края. А в какое время года это происходит? - Эти птицы улетают в тёплые края.

Это происходит осенью .

III. Артикуляционная гимнастика

Действия педагога Действия детей Примечания

Выполним несколько упражнений : надуть/сдуть щёчки; улыбка/трубочка.

«Часики» : Тик – так, тик – так.

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

«Орешки» : Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

«Качели» : На качелях

Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И всё выше поднимаюсь,

А потом вниз опускаюсь.

А теперь повторяйте за мной :

ЛИ-ЛИ-ЛИ – улетели журавли,

ОЛ-ОЛ-ОЛ – сильный дождь пошёл,

АЙ-АЙ-АЙ – зонт скорее открывай. Дети выполняют действия по инструкции педагога.

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики - «орешки» .

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

IV. Изучение нового материала

Действия педагога Действия детей Примечания

А вы знаете, каким образом птицы летят в тёплые края ?

Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином.

Рассказ педагога.

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите : «насекомоядные» . Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают ласточки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы - гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова - плавать в воде. Повторите : «водоплавающие» . - Птицы летят стаей .

На доске появляются картинки с изображением птиц .

V. Физкультминутка

Действия педагога Действия детей Примечания

Осень-непогодушка ,

Тополь пожелтел.

Вдруг на ветке скворушка

Песенку запел.

Ветка чуть качается,

Дождик не кончается.

С нами старый скворушка

До весны прощается.

Подняли руки вверх;

наклоны туловища влево-вправо;

руки в стороны;

повороты туловища влево-вправо;

руки вытянули вперед ;

наклоны вперёд-назад;

приседания.

VI. Закрепление изученного материала

Действия педагога Действия детей Примечания

1. Упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений) .

За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…

Первыми улетают на юг ласточки, потому что…

Последними улетают осенью лебеди , гуси, утки, потому что…

- Птиц нужно любить и охранять, потому что…

2. Игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) .

Птица - .

Крыло - …

Голова - …

Хвост - …

3. Игра «У кого какое тело?»

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост?

Значит, скворец какой?

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?

Это грач, у него острый клюв. Какой грач?

– У него чёрное крыло? Значит, он…

4. Развитие мелкой моторики и внимания. Дорисовывание недостающих частей тела птиц , закрашивание.

Физкультминутка

Лебеди летят,

Крыльями машут.

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо

Умеют держаться,

И очень бесшумно

На место садятся.

5. Развитие навыка связной речи . Загадывание загадок.

Это старый наш знакомый.

Он живет на крыше дома –

Длинношеий, длинноклювый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Всех перелетных птиц черней ,

Он чистит пашню от червей.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

На шесте дворец.

Во дворце – певец.

6. Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладошки» .

7. Игра «Птицы , животные, рыбы, насекомые» .

Посмотрите, у нас есть картинки, на них изображены животные, птицы , рыбы и насекомые. Сейчас мы с вами их перемешаем . Каждый должен взять себе по одной карточке. Я буду называть группу , и те ребята, у кого есть кто-то из этой группы , должны быстро выложить их на стол.

…наступила осень .

… они питаются насекомыми.

… водоёмы долго не замерзают и дают им пищу.

… они приносят большую пользу.

…крылышко

…головка

…хвостик

Короткий.

Короткохвостый.

Длиннохвостая.

Остроклювый.

…чернокрылый.

Скворец. Дети повторяют фразу и договаривают ее до конца.

Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель оказывает помощь.

Педагог вывешивает на доске соответствующие картинки.

Каждому ребенку воспитатель предлагает силуэт птицы с недостающей частью тела.

Действия детей согласно стихотворному тексту.

После каждой загадки дети объясняют : Как догадались?

Дети выхлопывают слоговые структуры слов грач, лас-точ-ка, ле-бедь и т. д.

В ходе игры нужно проговаривать названия групп животных , обсуждать, правильно ли получилась группа .

VII. Подведение итогов занятия

Действия педагога Действия детей Примечания

Какие птицы называются перелетными ?

Каких вы знаете перелётных птиц ?

Каким образом птицы улетают в тёплые края?

Тема: « Перелетные птицы»

Задачи:

· Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

· Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

· Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

· Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки).

· Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

· Упражнение детей в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закрепление гигиенических правил письма.

· Воспитывать доброе и бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

· Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

· Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.

· Активизировать словарь по теме: «Перелетные птицы».

· Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

· Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.

· Развивать у детей объяснительную речь

· Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.

· Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей

Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

(подготовительная группа)

Ознакомление с окружающим миром

беседа на тему: «Перелетные птицы»

Составитель:

Кузина Ольга Андреевна

БРЯНСК 2016 г.

Тема: « Перелетные птицы»

Задачи:

В образовательной области «Познавательное развитие»

  • Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
  • Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
  • Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
  • Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки).
  • Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
  • Упражнение детей в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закрепление гигиенических правил письма.
  • Воспитывать доброе и бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
  • Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

В образовательной области «Развитие речи»

  • Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.
  • Активизировать словарь по теме: «Перелетные птицы».
  • Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
  • Развивать у детей объяснительную речь

В образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

  • Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.

В образовательной области «Физическое развитие»

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей

Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Словарь : Грач, скворец, соловей, кукушка, ласточка, журавль, аист, лебедь, дикие утки и гуси, проворные, быстрые, ловкие, пестрые, заботливые, смелые, радостные, вить, строить (гнезда), заботиться, ухаживать, выводить (птенцов), кричать, щебетать, порхать, кружить.

Предварительная работа: Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо?», «Кто лишний?», «Поймай и назови», «Право - лево»; «Мнемотаблицы»; моделирование; выполнение упражнений в тетрадях в летку.

Методы и приёмы : звуковое письмо, слайды с изображением перелетных птиц, загадки, художественное слово, вопросы, запись с голосами птиц, мнемотаблицы, дерево с гнездами, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, листы бумаги в клетку, простые карандаши, мяч, медали «Друг птиц», Д\игра «», Д\игра «», итог.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка.

Индивидуальная работа: учить Никиту Б., Никиту Л. отвечать полным предложением.

Дифф. подход: для 2 подгр-. Предложить Д\игру «Назови ласково»

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель :
-Здравствуйте, ребята! Какие все бодрые, веселые!
Ой, а солнышко наше спит.
Давайте его разбудим потешкой (музыкальное сопровождение ):

Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц, - полукругом.
Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)
Солнце красное, нарядись.
Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку,
мальчики – руки на пояс.)
Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)
(Переворачиваем солнышко), слайд 1 – «Солнышко»

Солнышко проснулось? Тепло на улице стало?

К нам пришла весна. слайд 2 – «Весна»
-Назовите признаки весны. слайды
-Кто весной прилетает с юга?
-Давайте под чудесное пение птиц займем свои места для занятия.

(Включаем музыку).

Слайд с письмом -

- Ребята, к нам пришло звуковое письмо. Послушайте пожалуйста его.

- «Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите! Пожалуйста, расколдуйте птиц!»

От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная

Умна, хитра, нахальна и шумна, -
Заглушит стая, кОлокола звоны.
В народе ж говорят, что - вор она!
И кто же это? Ясно, что… (Ворона) Слайд с вороной

Поможем расколдовать птиц?

Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.

Основная часть

Беседа «Перелетные птицы»

Воспитатель :

Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)

А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)

В какое время года птиц больше? (летом)

Почему? (оседлые+перелетные)

Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)

В какое время года они возвращаются? (весной)

Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?

Д.И. с мячом «Поймай и назови»(воспитатель подбрасывает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу)

Проверьте, правильно ли подобраны птицы?

Воспитатель:

Весной перелетные птицы возвращаются к нам, а чем они заняты весной?

(Они вьют гнезда).

Воспитатель:

А для чего птицы вьют и строят гнезда?

(Для того чтобы выводить птенцов)

Воспитатель:

- А вы хотели бы узнать, как выглядят гнезда у птиц?

Воспитатель :

Слайд с изображением грача, кто на нем изображен?(Грач)

Воспитатель :

–Грач большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.(слайд)

Воспитатель:

Итак, на кого похож грач? (Грач похож на ворону).

Воспитатель :

Чем питается грач весной?(Грач питается червяками, жуками, личинками).

Воспитатель :

Где грач строит своё гнездо? (Грач строит своё гнездо на верхушке дерева)

Воспитатель :

Как вы понимаете поговорку « Если вернулись грачи – жди схода снегов»?

Воспитатель :

Слайд с изображением ласточки, кто на ней изображен?(На картинке изображена ласточка).

Воспитатель :

Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.

Воспитатель:

А кто изображен на этом слайде? (скворец)

Воспитатель:

Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. А как вы понимаете вот такую примету: « Увидал скворца-знай, весна у крыльца».

Воспитатель:

Посмотрите, какое большое гнездо у аиста. Аист крупна птица, чем он отличается от других птиц?(У него длинные ноги, клюв, шея)- слайд с аистом

Воспитатель :- Но есть птица, которая не вьет гнезда не высиживает яйца, может кто-нибудь знает? (Это кукушка) – слайд кукушка

Воспитатель :

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Воспитатель:

- А что общего у всех этих птиц?

(Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище)

Воспитатель :

А что они умеют делать?(Кричать, щебетать, порхать, кружить)

Воспитатель :

Но все эти птицы не умеют плавать.

Воспитатель :

Но есть перелетные птицы, которые умеют плавать, назовите мне их.

(Лебедь, дикие гуси и утки) – общий слайд

Воспитатель :

Рассмотрите их, что у них общего?

(Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище)

Воспитатель:

- А почему они от нас улетают осенью?

(Потому что реки и озера замерзают, нет корма).

Физкультминутка «Хочу стать птичкой»


Я по улице гулял,
Галок и ворон считал.
1,2,3,4,5.
Буду их считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо.
Влево, вправо. Я там не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Крылья вверх и крылья вниз,
Только ветра слышен свист.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.

Д. И. «Кто лишний?» (на магнитной доске среди изображений перелетных птиц плакат с картинками с изображением зимующих птиц, дети убирают лишнее с помощью указки)

Итак, пришло время расколдовать наших птиц .

Работа у доски:

Пришло время расколдовать наших птиц.

На магнитной доске изображены 3 дерева, дети выбирают гнезда и закрепляют их с помощью магнита (гнездо грача, скворца, жаворонка).

Воспитатель :

А для чего птицам нужны гнезда? Правильно, откладывать яйца из которых вылупятся птенцы.

Ребята, мы с вами птиц расколдавали? В гнезда посадили? А вы слышите птиц? (Нет).

Что же делать? Кто нам поможет?(Звучит музыка, появляется ученая птица, машет крыльями, в руке портфель)

Ученая птица:

Здравствуйте дети! Я слышала о вашей проблеме и могу вам помочь.

Воспитатель :

Кто вы такой?

Ученая птица: Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в питчей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?(Птенцами).

Ученая птица:

Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему? (Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики)

Ученая птица:

Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.

Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам. Если вы выполните мое задание, то птенцы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?

С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? (С юга)

У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опешите этот путь.

(Сначала птицы летят прямо, потом повернули на право, налево, еще раз направо и прилетели на родину.)

Ученая птица:

Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги. Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Из скворечника торчат (Соединяют большой палец с указательным)

Клювы маленьких скворчат (Соединяют большой палец со средним)

Клювик раз (Соединяют большой палец с безымянным)

Клювик два (Соединяют большой палец с мизинцем)

Лапки, лапки (Сжимают и разжимают кулачки)

Голова (Рисуют в воздухе руками круг).

Работа с раздаточным материалом

Раздает листы, простой карандаш для выполнения упражнения. В процессе выполнения упражнения подходи к каждому ребенку, проверяет правильно ли держит простой карандаш, осанку, хвалит за аккуратность и т. д.

Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами. (Звучат голоса птиц: кукушки, скворца, соловья)

Беседа «Птицы и люди»

Воспитатель :

Какую пользу человеку приносят птицы? (Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

Как надо относиться к птицам? (Птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово написанное с помощью букв азбуки, узнаете про награду.

Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.


Сивова Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - д/с №21
Населённый пункт: г. Балашиха, микр. Павлино
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ "Перелетные птицы"
Дата публикации: 03.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Секция №5
Педагогические работники дошкольных образовательных организа- ций
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием

ИКТ «Перелетные птицы»
Сивова Светлана Ивановна Воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с №21 Цель: Пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы». Задачи: 1. Уточнение и расширение представлений о перелётных пти- цах. 2. Учить разгадывать кроссворд, ребусы. 3. Дать сведения о видах перелета, о видах гнёзд и их размеще- нии. 4. Учить детей отвечать полным ответом, словообразованию, об- разовывать слова из разрозненных слогов и читать их. Материалы и оборудование: презентация занятия. Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки «Грачи весну открыли», «Лесные домишки», заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок», беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображе- нием перелётных птиц. Ход занятия: 1

Организационный момент:
- Ребята, утром ко мне ко мне в окно постучался голубь и принес письмо. Давайте мы его сейчас откроем и посмотрим, что в нём. А в нём – загадка. Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла... (Весна) - О каком времени года говорится в письме? (В письме говорится о весне). Правильно, о весне. (Слайд №1) (Весна) - Я для вас приготовила кроссворд с загадками. Давайте попробуем его разгадать. (Слайд №2) 2
(Кроссворд) 1. Кто над окном, под нашей крышей Маленький слепил домишко. На лету хватает мошек, Предсказать погоду может. (Ласточка) 2. На кормушку возле нашей форточки Села удивительная птица: В чёрной шапочке и желтой кофточке. Птица называется... (Синица) 3. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тюкнет клювом наугад - Ищет в речке лягушат. (Цапля) 4. Вместе с этой черной птицей 3
К нам весна в окно стучится. Огороду, полю - врач, Кто по пашне скачет? (Грач) 5. Кто два раза родится: В первый раз гладкий, Во второй раз мягкий? (Птица) После разгадывания кроссворда, дети читают ключевое слово «ПТИЦА» и определяют тему занятия. (Слайд №3) (Перелетные птицы) В природе существует большое разнообразии птиц. – А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (Слайд №4) 4
(Стая) (Вереница) (Клин) 5
(Одиночный перелет) Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насеко- моядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти пти- цы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Рань- ше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водо- плавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
Физкультминутка
Подвижная игра «Улетает, не улетает» (Звучит аудиозапись «Голоса птиц») Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бега- ют и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.
Игра «Определи, чьё гнездо?»
(Слайд №5) 6
(Игра «Определи, чье гнездо?») - А ещё я для вас приготовила ребус. Давайте мы с вами его разгада- ем и узнаем, кто из птиц первым прилетает к нам весной. (Слайд №6) (Ребус «ГРАЧ») - Правильно, ребята, это – грач. (Слайд №7) 7
(Грач) Посмотрите на изображение. Грач – большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева. - Итак, на кого похож грач? (Грач похож на ворону) - Чем питается грач весной? (Грач питается червяками, жуками, личинками) - Где грач строит своё гнездо? (Грач строит своё гнездо на верхушке дерева) - Если вернулись грачи – жди схода снегов. К дружной весне грачи не задерживаются в пути, спешат к своим гнёздам. Ну а если грачей не видать, то и весна не спешит теплом порадовать. Заранее извещают грачи и о дне грядущем. Об улучшении погоды, прибавке тепла и солнца можно узнать по их весёлому гомону, играм. К похолоданию, студёному ветру, дождю, снегу, белоклювые чёрные птицы начинают волноваться: подни- мутся в воздух целой ватагой и давай кружиться с тревожным граем над гнёздами. Затем спикируют на деревья и снова ввысь… 8

- Игра «У кого кто?»
У грача – грачонок, грачата. У соловья – соловьёнок, соловьята. У аиста – аистёнок, аистята. У скворца – скворчонок, скворчата. У журавля – журавлёнок, журавлята. У чижа – чижонок, чижата. У лебедя – лебедёнок, лебедята. У утки – утёнок, утята. У дрозда – дроздёнок, дроздята.
- Игра «Кто на дереве живёт?»
(Слайд №8) (Игра «Кто на дереве живет») - На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочи- таете слоги и поменяете их местами.
- Итог занятия.

Цели занятия:

Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

Учить согласовывать имена существительные с числительными;

Учить согласовывать имена существительные с глаголами;

Развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

2. Беседа.

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети.(Делают предположения)

Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Дети. Да. Можно.

Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети. В тёплые страны, на юг.

3. Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

Правила игры:воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(варкует),

Воробей…(чирикает).

5. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

7. Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».

8. Итог занятия

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

(Ответы детей).

Я хочу подарить вам вот эту книгу - «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.