«Перелётные птицы»конспект интегрированного занятия в подготовительной подгруппе. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Перелетные птицы
Надежда Чушенкова
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Перелетные птицы»
Цель : Познакомить детей с перелетными птицами , выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные» , «водоплавающие» , развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.
Образовательная область :
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие.
Задачи :
Обучающие :
Расширить знания детей о птицах .
Закрепить знания о перелетных птицах .
Закрепить обобщающие понятия.
Обучать развернутому высказыванию.
Расширить представление детей о перелётных птицах , их внешнем виде, образе жизни.
Развивающие :
Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Воспитательные :
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.
Методы и приемы :
Наглядные;
Словесные;
Игротерапия;
Словарь :
Активизировать в речи детей следующие слова : перелет- стаей , вереницей, поодиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.
Предварительная работа :
Наблюдение за птицами во время прогулки ; чтение стихов, рассказов о птицах . Рассматривание иллюстраций с различными ви-дами птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц .
Оборудование :
Плакат с изображением природы, перелетных птиц .
Мультимедийная установка;
Презентация по теме : «Перелетные птицы » ;
Угощения для детей (конфеты «Ласточка» );
Шапочки для детей с героями сценки.
Ход занятия.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
Сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
И деревья блистают
В разноцветном уборе.
(«Осень.» К. Бальмонт)
Воспитатель читает рассказ Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают » .
Птиц на земле , конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие , чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы , которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни. птицы питаются рыбой , другие – насекомыми. Есть хищные птицы , которые поедают других зверей и птиц , а есть «вегетарианцы» , которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах , а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. Воспитатель. Как называют птиц , которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы ) .
Загадки :
Кто эта птица ? Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
Всех перелетных птиц черней ,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне скачет ,
А зовется птица (Грач)
Эту птицу всякий знает :
На шесте ее дворец,
Червяков домой таскает
Да трещит весь день… (Скворец)
Спереди – шильце ,
Сзади – вильце.
Сверху – черное суконце,
А снизу – белое полотенце. (Ласточка)
Воспитатель : Каких перелетных птиц вы знаете ?
Дети : Перелетные птицы (грачи, ласточки, аисты, соловьи,ку-кушки,чижи; скворцы; белая трясогузка; черные стрижи).
Воспитатель : А вы знаете, каким образом птицы летят к нам ? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, кли-ном. Гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы – стаей; журавли – клином; кукушки – поодиночке. (Вос-питатель на доске схематически изображает, как улетают птицы .)
Загадки :
Он живет на крыше дома-
Это старый наш знакомый :
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Кто без нот и без свирели
Кто же это (Соловей)
Воспитатель : Правильно вы отгадали, эти птицы тоже отно-сятся к перелетным .
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение , ма-ленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица , но круп-нее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц , никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета , с большим клювом.
Воспитатель : Назовите, пожалуйста, части тела птиц . /Туло-вище, голова, хвост, клюв/.
У всех птиц одинаковое строение , но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению , внешнему виду, величине/.
Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
Воспитатель : А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью , другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкре-питься негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на маг-нитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» , все вместе; некоторые, например, журавли, выстраи-ваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «це-почкой» , в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц : не-которым птицам нужны вожаки , которые показывают дорогу.
Воспитатель : Раньше всех нас покидают насекомоядные пти-цы. В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите : насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.
Воспитатель : Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. По-вторите : водоплавающие.
Игра «У кого какое тело?»
Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Зна-чит, скворец какой? (Короткохвостый.)
Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)
Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
Молодцы, ребята, правильно.
Воспитатель : Давайте вспомним, покажем и назовем, части тела всех птиц (лапы, шея, голова, клюв, хвост) . Чем покрыто тело птиц ? Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом, формой, размером крыльев.)
Конкурс «Прилетели птицы » .
Я сейчас буду перечислять птиц , но если вы услышите что-ни-будь другое, хлопайте в ладоши!
Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, ма-кароны.
Прилетели птицы : голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.
Прилетели птицы : голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.
Прилетели птицы : голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
Упражнение «Скажи наоборот» : Закончи предложения.
Аист большой, а соловей….
У аиста длинная шея, а у кукушки….
У соловья серая грудка, а у ласточки…
Аист белый, а грач…
Физминутка.
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо
Умеют держаться
И очень бесшумно
На место садятся.
Упражнение «Отгадай и присядь»
Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц , если вы услышите название зимующей птицы , то присядьте; а если название перелетной , то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, жу-равль, воробей, цапля и др.
Упражнение «Скажи одним словом»
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы , которые питаются на-секомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что … /он до-стает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад , потому что … /им нужно выводить птенцов/.
Воспитатель : Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают , а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы . Как же удалось это сделать? Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам . На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица . Когда кто-то в дргой стране встречал окольцованную птицу , он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы .
Воспитатель : Какие вы знаете сказки с названием птиц ?
«Гуси-лебеди» , «Серая шейка» , «Путешествие Нильса с дикими гусями» , «Гадкий утенок» , «Дикие лебеди» . (Ответы детей) .
Воспитатель : Сценка «осенние разговоры»
Черепаха.
Слышишь, улитка?
В дальние страны
Ветер уносит птиц караваны .
Видишь их? Взмыли они в небеса.
Тихими станут наши леса.
Как хорошо нам без их трескотни
В долгие ночи, зимние дни!
Что ж ты, Улитка? Что ты молчишь?
Спряталась в домик. О чем ты грустишь?
Нет, Черепаха, зимою и летом
Я не скучаю в домике этом.
Скромно живу и не знаю, бывает,
Кто улетает, а кто прилетает.
Что ж тут грустить? Но другие иначе…
Слышишь, Лягушка об Аисте плачет?
Вот насмешили! Вот чудаки!
Аист меня сторожил у реки.
Он улетел, и, скажу вам, друзья,
Только теперь успокоилась я.
Квакаю громко и не боюсь,
Что у него в животе окажусь.
Слышите, каркает Ворон на ели?
Ворон жалеет, что все улетели.
Мне ли жалеть? Мне ли плакать о том?
Здесь я остался лучшим певцом.
Слушайте дивную песню мою.
Ворон, эх, Ворон! Что каркаешь в чаще?
Певчие птицы нам пели послаще .
Только они улетели на юг,
Голо и тихо стало вокруг.
Грустная осень пришла на поля,
Снегом покроется наша земля.
Лес золотой осыпает листву.
Я одиноко и скучно живу.
Птицы ! Прошу, возвращайтесь скорей,
С вашими песнями станет теплей.
Итог занятия .
Воспитатель : Ребята, наше занятие подошло к концу . Вы узнали много нового из жизни птиц . К сожалению, очень долго че-ловек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной дея-тельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, живот-ные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на ги-бель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.
Воспитатель : Не забывайте, что птицы- наши друзья , младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять.
Все наши перелетные птицы улетели , но чтобы вы их не забыли до весны, они передали вам угощение с названием перелетной птицы «Ласточки» .
Ирина Бычкова
Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень. Перелётные птицы» (подготовительная группа детей с ОНР)
Тема занятия : «Осень . Перелётные птицы »
Цель : расширить имеющиеся у детей знания о перелётных птицах .
Задачи :
Образовательные :
Закреплять представления детей о внешнем виде перелётных птиц ;
Дать представления об особенностях отлёта перелётных птиц .
Развивающие :
Формировать навык словообразования при работе с уменьшительно-ласкательным значением слов;
Корригировать и развивать связную устную речь детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;
Формировать художественно-эстетического восприятие детей на основе прослушивания текста рассказа, на основе рассматривания иллюстраций по теме ;
Пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.
Воспитательные :
Формировать навыки учебной деятельности;
Формировать бережное отношение к природе.
Оборудование : демонстрационные и силуэтные картинки с изображением перелётных птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц , животных, рыб, насекомых.
Ход занятия
II. Сообщение темы занятия .
III. Артикуляционная гимнастика.
IV. Изучение нового материала.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
VII. Подведение итогов занятия .
I. Организационный момент
Действия педагога Действия детей Примечания
Ребята, а какое время года сейчас за окном?
Посмотрите в окно. Назовите признаки осени ? - Сейчас за окном осень .
- Осенью становится холоднее , часто идет дождь.
II. Сообщение темы занятия
Действия педагога Действия детей Примечания
Сегодня мы с вами поговорим о перелётных птицах . Как вы думаете, почему их так называют?
Правильно, потому что они улетают в тёплые края. А в какое время года это происходит? - Эти птицы улетают в тёплые края.
Это происходит осенью .
III. Артикуляционная гимнастика
Действия педагога Действия детей Примечания
Выполним несколько упражнений : надуть/сдуть щёчки; улыбка/трубочка.
«Часики» : Тик – так, тик – так.
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
«Орешки» : Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.
«Качели» : На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И всё выше поднимаюсь,
А потом вниз опускаюсь.
А теперь повторяйте за мной :
ЛИ-ЛИ-ЛИ – улетели журавли,
ОЛ-ОЛ-ОЛ – сильный дождь пошёл,
АЙ-АЙ-АЙ – зонт скорее открывай. Дети выполняют действия по инструкции педагога.
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики - «орешки» .
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
IV. Изучение нового материала
Действия педагога Действия детей Примечания
А вы знаете, каким образом птицы летят в тёплые края ?
Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином.
Рассказ педагога.
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите : «насекомоядные» . Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают ласточки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы - гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова - плавать в воде. Повторите : «водоплавающие» . - Птицы летят стаей .
На доске появляются картинки с изображением птиц .
V. Физкультминутка
Действия педагога Действия детей Примечания
Осень-непогодушка ,
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.
Ветка чуть качается,
Дождик не кончается.
С нами старый скворушка
До весны прощается.
Подняли руки вверх;
наклоны туловища влево-вправо;
руки в стороны;
повороты туловища влево-вправо;
руки вытянули вперед ;
наклоны вперёд-назад;
приседания.
VI. Закрепление изученного материала
Действия педагога Действия детей Примечания
1. Упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений) .
За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…
Первыми улетают на юг ласточки, потому что…
Последними улетают осенью лебеди , гуси, утки, потому что…
- Птиц нужно любить и охранять, потому что…
2. Игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) .
Птица - .
Крыло - …
Голова - …
Хвост - …
3. Игра «У кого какое тело?»
Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост?
Значит, скворец какой?
Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?
Это грач, у него острый клюв. Какой грач?
– У него чёрное крыло? Значит, он…
4. Развитие мелкой моторики и внимания. Дорисовывание недостающих частей тела птиц , закрашивание.
Физкультминутка
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо
Умеют держаться,
И очень бесшумно
На место садятся.
5. Развитие навыка связной речи . Загадывание загадок.
Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома –
Длинношеий, длинноклювый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Всех перелетных птиц черней ,
Он чистит пашню от червей.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
На шесте дворец.
Во дворце – певец.
6. Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладошки» .
7. Игра «Птицы , животные, рыбы, насекомые» .
Посмотрите, у нас есть картинки, на них изображены животные, птицы , рыбы и насекомые. Сейчас мы с вами их перемешаем . Каждый должен взять себе по одной карточке. Я буду называть группу , и те ребята, у кого есть кто-то из этой группы , должны быстро выложить их на стол.
…наступила осень .
… они питаются насекомыми.
… водоёмы долго не замерзают и дают им пищу.
… они приносят большую пользу.
…крылышко
…головка
…хвостик
Короткий.
Короткохвостый.
Длиннохвостая.
Остроклювый.
…чернокрылый.
Скворец. Дети повторяют фразу и договаривают ее до конца.
Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель оказывает помощь.
Педагог вывешивает на доске соответствующие картинки.
Каждому ребенку воспитатель предлагает силуэт птицы с недостающей частью тела.
Действия детей согласно стихотворному тексту.
После каждой загадки дети объясняют : Как догадались?
Дети выхлопывают слоговые структуры слов грач, лас-точ-ка, ле-бедь и т. д.
В ходе игры нужно проговаривать названия групп животных , обсуждать, правильно ли получилась группа .
VII. Подведение итогов занятия
Действия педагога Действия детей Примечания
Какие птицы называются перелетными ?
Каких вы знаете перелётных птиц ?
Каким образом птицы улетают в тёплые края?
Тема: « Перелетные птицы»
Задачи:
· Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
· Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
· Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
· Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки).
· Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
· Упражнение детей в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закрепление гигиенических правил письма.
· Воспитывать доброе и бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
· Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.
· Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.
· Активизировать словарь по теме: «Перелетные птицы».
· Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
· Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
· Развивать у детей объяснительную речь
· Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.
· Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
(подготовительная группа)
Ознакомление с окружающим миром
беседа на тему: «Перелетные птицы»
Составитель:
Кузина Ольга Андреевна
БРЯНСК 2016 г.
Тема: « Перелетные птицы»
Задачи:
В образовательной области «Познавательное развитие»
- Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
- Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
- Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
- Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки).
- Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Упражнение детей в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закрепление гигиенических правил письма.
- Воспитывать доброе и бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
- Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.
В образовательной области «Развитие речи»
- Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.
- Активизировать словарь по теме: «Перелетные птицы».
- Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
- Развивать у детей объяснительную речь
В образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
- Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.
В образовательной области «Физическое развитие»
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.
Словарь : Грач, скворец, соловей, кукушка, ласточка, журавль, аист, лебедь, дикие утки и гуси, проворные, быстрые, ловкие, пестрые, заботливые, смелые, радостные, вить, строить (гнезда), заботиться, ухаживать, выводить (птенцов), кричать, щебетать, порхать, кружить.
Предварительная работа: Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо?», «Кто лишний?», «Поймай и назови», «Право - лево»; «Мнемотаблицы»; моделирование; выполнение упражнений в тетрадях в летку.
Методы и приёмы : звуковое письмо, слайды с изображением перелетных птиц, загадки, художественное слово, вопросы, запись с голосами птиц, мнемотаблицы, дерево с гнездами, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, листы бумаги в клетку, простые карандаши, мяч, медали «Друг птиц», Д\игра «», Д\игра «», итог.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка.
Индивидуальная работа: учить Никиту Б., Никиту Л. отвечать полным предложением.
Дифф. подход: для 2 подгр-. Предложить Д\игру «Назови ласково»
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель
:
-Здравствуйте, ребята! Какие все бодрые, веселые!
Ой, а солнышко наше спит.
Давайте его разбудим потешкой (музыкальное сопровождение
):
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц, - полукругом.
Солнце ясное, покажись,
(Руки вытянуты вперед.)
Солнце красное, нарядись.
Платье алое надень,
(Девочки берутся за юбку,
мальчики – руки на пояс.)
Подари нам красный день.
(Хлопают в ладоши.)
(Переворачиваем солнышко),
слайд 1
– «Солнышко»
Солнышко проснулось? Тепло на улице стало?
К нам пришла весна.
слайд 2
– «Весна»
-Назовите признаки весны. слайды
-Кто весной прилетает с юга?
-Давайте под чудесное пение птиц займем свои места для занятия.
(Включаем музыку).
Слайд с письмом -
- Ребята, к нам пришло звуковое письмо. Послушайте пожалуйста его.
- «Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите! Пожалуйста, расколдуйте птиц!»
От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная
Умна, хитра, нахальна и шумна, -
Заглушит стая, кОлокола звоны.
В народе ж говорят, что - вор она!
И кто же это? Ясно, что…
(Ворона)
Слайд
с вороной
Поможем расколдовать птиц?
Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.
Основная часть
Беседа «Перелетные птицы»
Воспитатель :
Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)
А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)
В какое время года птиц больше? (летом)
Почему? (оседлые+перелетные)
Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)
В какое время года они возвращаются? (весной)
Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?
Д.И. с мячом «Поймай и назови»(воспитатель подбрасывает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу)
Проверьте, правильно ли подобраны птицы?
Воспитатель:
Весной перелетные птицы возвращаются к нам, а чем они заняты весной?
(Они вьют гнезда).
Воспитатель:
А для чего птицы вьют и строят гнезда?
(Для того чтобы выводить птенцов)
Воспитатель:
- А вы хотели бы узнать, как выглядят гнезда у птиц?
Воспитатель :
Слайд с изображением грача, кто на нем изображен?(Грач)
Воспитатель :
–Грач большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.(слайд)
Воспитатель:
Итак, на кого похож грач? (Грач похож на ворону).
Воспитатель :
Чем питается грач весной?(Грач питается червяками, жуками, личинками).
Воспитатель :
Где грач строит своё гнездо? (Грач строит своё гнездо на верхушке дерева)
Воспитатель :
Как вы понимаете поговорку « Если вернулись грачи – жди схода снегов»?
Воспитатель :
Слайд с изображением ласточки, кто на ней изображен?(На картинке изображена ласточка).
Воспитатель :
Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.
Воспитатель:
А кто изображен на этом слайде? (скворец)
Воспитатель:
Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. А как вы понимаете вот такую примету: « Увидал скворца-знай, весна у крыльца».
Воспитатель:
Посмотрите, какое большое гнездо у аиста. Аист крупна птица, чем он отличается от других птиц?(У него длинные ноги, клюв, шея)- слайд с аистом
Воспитатель :- Но есть птица, которая не вьет гнезда не высиживает яйца, может кто-нибудь знает? (Это кукушка) – слайд кукушка
Воспитатель :
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Воспитатель:
- А что общего у всех этих птиц?
(Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище)
Воспитатель :
А что они умеют делать?(Кричать, щебетать, порхать, кружить)
Воспитатель :
Но все эти птицы не умеют плавать.
Воспитатель :
Но есть перелетные птицы, которые умеют плавать, назовите мне их.
(Лебедь, дикие гуси и утки) – общий слайд
Воспитатель :
Рассмотрите их, что у них общего?
(Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище)
Воспитатель:
- А почему они от нас улетают осенью?
(Потому что реки и озера замерзают, нет корма).
Физкультминутка «Хочу стать птичкой»
Я по улице гулял,
Галок и ворон считал.
1,2,3,4,5.
Буду их считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо.
Влево, вправо. Я там не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Крылья вверх и крылья вниз,
Только ветра слышен свист.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.
Д. И. «Кто лишний?» (на магнитной доске среди изображений перелетных птиц плакат с картинками с изображением зимующих птиц, дети убирают лишнее с помощью указки)
Итак, пришло время расколдовать наших птиц .
Работа у доски:
Пришло время расколдовать наших птиц.
На магнитной доске изображены 3 дерева, дети выбирают гнезда и закрепляют их с помощью магнита (гнездо грача, скворца, жаворонка).
Воспитатель :
А для чего птицам нужны гнезда? Правильно, откладывать яйца из которых вылупятся птенцы.
Ребята, мы с вами птиц расколдавали? В гнезда посадили? А вы слышите птиц? (Нет).
Что же делать? Кто нам поможет?(Звучит музыка, появляется ученая птица, машет крыльями, в руке портфель)
Ученая птица:
Здравствуйте дети! Я слышала о вашей проблеме и могу вам помочь.
Воспитатель :
Кто вы такой?
Ученая птица: Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в питчей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?(Птенцами).
Ученая птица:
Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему? (Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики)
Ученая птица:
Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.
Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам. Если вы выполните мое задание, то птенцы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?
С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? (С юга)
У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опешите этот путь.
(Сначала птицы летят прямо, потом повернули на право, налево, еще раз направо и прилетели на родину.)
Ученая птица:
Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги. Перед работой разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Из скворечника торчат (Соединяют большой палец с указательным)
Клювы маленьких скворчат (Соединяют большой палец со средним)
Клювик раз (Соединяют большой палец с безымянным)
Клювик два (Соединяют большой палец с мизинцем)
Лапки, лапки (Сжимают и разжимают кулачки)
Голова (Рисуют в воздухе руками круг).
Работа с раздаточным материалом
Раздает листы, простой карандаш для выполнения упражнения. В процессе выполнения упражнения подходи к каждому ребенку, проверяет правильно ли держит простой карандаш, осанку, хвалит за аккуратность и т. д.
Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами. (Звучат голоса птиц: кукушки, скворца, соловья)
Беседа «Птицы и люди»
Воспитатель :
Какую пользу человеку приносят птицы? (Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
Как надо относиться к птицам? (Птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)
Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово написанное с помощью букв азбуки, узнаете про награду.
Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.
Сивова Светлана Ивановна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ ЦРР - д/с №21
Населённый пункт:
г. Балашиха, микр. Павлино
Наименование материала:
конспект
Тема:
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ "Перелетные птицы"
Дата публикации:
03.10.2016
Раздел:
дошкольное образование
Секция №5
Педагогические работники дошкольных образовательных организа-
ций
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием
ИКТ «Перелетные птицы»
Сивова Светлана Ивановна
Воспитатель
МБДОУ ЦРР – д/с №21
Цель: Пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные
птицы».
Задачи:
1.
Уточнение и расширение представлений о перелётных пти-
цах.
2.
Учить разгадывать кроссворд, ребусы.
3.
Дать сведения о видах перелета, о видах гнёзд и их размеще-
нии.
4.
Учить детей отвечать полным ответом, словообразованию, об-
разовывать слова из разрозненных слогов и читать их.
Материалы и оборудование: презентация занятия.
Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки «Грачи весну
открыли», «Лесные домишки», заучивание стихотворения В. Жуковского
«Жаворонок», беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображе-
нием перелётных птиц.
Ход занятия:
1
Организационный момент:
- Ребята, утром ко мне ко мне в окно постучался голубь и принес
письмо. Давайте мы его сейчас откроем и посмотрим, что в нём. А в нём –
загадка.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла...
(Весна)
- О каком времени года говорится в письме? (В письме говорится о
весне). Правильно, о весне. (Слайд №1)
(Весна)
- Я для вас приготовила кроссворд с загадками. Давайте попробуем
его разгадать. (Слайд №2)
2
(Кроссворд)
1. Кто над окном, под нашей крышей
Маленький слепил домишко.
На лету хватает мошек,
Предсказать погоду может. (Ласточка)
2. На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется... (Синица)
3. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тюкнет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
4. Вместе с этой черной птицей
3
К нам весна в окно стучится.
Огороду, полю - врач,
Кто по пашне скачет? (Грач)
5. Кто два раза родится:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий? (Птица)
После
разгадывания
кроссворда,
дети
читают
ключевое
слово
«ПТИЦА» и определяют тему занятия. (Слайд №3)
(Перелетные птицы)
В природе существует большое разнообразии птиц.
– А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей,
но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (Слайд №4)
4
(Стая)
(Вереница)
(Клин)
5
(Одиночный перелет)
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насеко-
моядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные.
Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти пти-
цы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Рань-
ше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки,
овсянки, скворцы.
Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водо-
плавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже
прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
Физкультминутка
Подвижная игра «Улетает, не улетает»
(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бега-
ют и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если
услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.
Игра «Определи, чьё гнездо?»
(Слайд №5)
6
(Игра «Определи, чье гнездо?»)
- А ещё я для вас приготовила ребус. Давайте мы с вами его разгада-
ем и узнаем, кто из птиц первым прилетает к нам весной. (Слайд №6)
(Ребус «ГРАЧ»)
- Правильно, ребята, это – грач. (Слайд №7)
7
(Грач)
Посмотрите на изображение. Грач – большая птица. Она похожа на
ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач
питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких
прутиков на самой верхушке дерева.
- Итак, на кого похож грач? (Грач похож на ворону)
- Чем питается грач весной? (Грач питается червяками, жуками,
личинками)
- Где грач строит своё гнездо? (Грач строит своё гнездо на верхушке
дерева)
- Если вернулись грачи – жди схода снегов. К дружной весне грачи
не задерживаются в пути, спешат к своим гнёздам. Ну а если грачей не
видать, то и весна не спешит теплом порадовать. Заранее извещают грачи
и о дне грядущем. Об улучшении погоды, прибавке тепла и солнца можно
узнать по их весёлому гомону, играм. К похолоданию, студёному ветру,
дождю, снегу, белоклювые чёрные птицы начинают волноваться: подни-
мутся в воздух целой ватагой и давай кружиться с тревожным граем над
гнёздами. Затем спикируют на деревья и снова ввысь…
8
- Игра «У кого кто?»
У грача – грачонок, грачата.
У соловья – соловьёнок, соловьята.
У аиста – аистёнок, аистята.
У скворца – скворчонок, скворчата.
У журавля – журавлёнок, журавлята.
У чижа – чижонок, чижата.
У лебедя – лебедёнок, лебедята.
У утки – утёнок, утята.
У дрозда – дроздёнок, дроздята.
- Игра «Кто на дереве живёт?»
(Слайд №8)
(Игра «Кто на дереве живет»)
- На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочи-
таете слоги и поменяете их местами.
- Итог занятия.
Цели занятия:
Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);
Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);
Учить согласовывать имена существительные с числительными;
Учить согласовывать имена существительные с глаголами;
Развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?
Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.
Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.
2. Беседа.
В природе существует большое разнообразии птиц.
Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.
Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.
Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.
Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.
Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?
Дети.(Делают предположения)
Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.
Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?
Дети. Да. Можно.
Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.
Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?
Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.
Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.
Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).
Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?
Дети. В тёплые страны, на юг.
3. Физкультурная минутка
Подвижная игра «Улетает, не улетает»
Правила игры:воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.
Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.
Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),
Журавль… (курлычет),
Ворона … (каркает),
Кукушка… (кукует),
Утка…(крякает),
Курица…(квохчет),
Голубь…(варкует),
Воробей…(чирикает).
5. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»
Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.
Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.
6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это – зяблик, это – стриж,
Это развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам! (И. Токмакова)
7. Словесная игра «Считай и называй»
Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».
8. Итог занятия
Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?
(Ответы детей).
Я хочу подарить вам вот эту книгу - «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.