Песочная терапия в коррекции развития детей с овз. Использование песочной терапии для повышения интеллектуального развития детей с овз

Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ.

«Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка - это куча песка».

К. Д. Ушинский

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла?

Да, есть такая игра!

Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра .

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель - один жизненный сюжет меняет другим, следуя законом бытия: все уходит и приходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, швейцарским психотерапевтом, сначала он рекомендовал использовать песок в целях диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г.М. Грабенко и Г.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для сказкотерапии, назвав из коррекционно-развивающими.

Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки и т.д. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фонтазирует, и в то же время, учится работать и добиваться цели .

В современном обществе все чаще возникает проблема воспитания и обучения детей, имеющих особенности в развитии. В нашей школе есть дети с задержкой психического развития, речевого развития, аутисты, дауны и т.д. Для таких детей характерны снижения познавательной активности, бедность запаса сведений об окружающем мире, это приводит к тому что школьники не приобретают многих самых элементарных знаний и представлений. С ними наиболее важно использовать нетрадиционные формы работы .

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др). Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия .

«Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир - это мир под контролем.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт - Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме - Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи коррекции, и главную задачу развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления :

Обучающие игры.

Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие
различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму и чтению.

Познавательные игры.

С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Игры на знакомство с окружающим миром (тем, что рядом с нами: животные, насекомые, моря, транспорт и т.д.)

Проективные игры.

Направлены на коррекцию и развитие ребенка.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

На стадии "хаоса" ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия "хаоса" может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.

Стадию "борьбы" можно наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

На стадии "разрешения конфликта" можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Основные принципы игр на песке:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Игры в песочной стране:

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее - холодное», «сухое - мокрое», «твердое - мягкое», «гладкое - острое».

Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.

Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Игры на развитие диафрагмального дыхания:

«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»

От детской машинки воспитатель проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«ЯМКА»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«ПОМОГИ ЗАЙЦУ»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«ДОРОГА К ДРУГУ»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«СЕКРЕТ»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Использование песочной терапии имеет много положительных моментов:

. существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

. в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»;

. в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;

. совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;

. песок, как и вода, поглощает отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, актуальность использования игр с песком определяется, во-первых, решением речевых задач; во-вторых, развитием связной речи; в-третьих, развитием мелкой моторики кисти руки; в-четвёртых, коррекцией психических процессов детей с ОНР и ЗПР.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.

Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области

«Качканарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании школьного

методического объединения

« »____________20 г.

Согласовано заместитель директора

__________________

/_______________/

Утверждаю: приказ №

« »______________20 г.

Директор школы:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

« Песочная терапия как средство к оррекции и развития эмоциональной сферы

у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

Составитель: Макушина Ю.Н.

педагог-психолог


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

ФГОС для умственно отсталых обучающихся;

Учебный план ОУ.

II . Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-4 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

для 1 сд. класса – 34 часа;

для 2 сд. класса – 34 часа;

для 3 сд. класса – 34 часа;

для 4 сд. класса – 34 часа;

Продолжительность занятий 15-20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

III . Пояснительная записка.

Одним из методов психокоррекции является игротерапия. Игры оказывают огромное влияние на развитие личности любого ребенка. Пескотерапия - одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга, о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии психологи используют при коррекции замкнутости, необщительности, фобиях, эмоциональных перегрузках, психотравмах.

Психопрофилактический и развивающий аспекты песочной терапии проявляются в постановке сказок, историй в песочнице.

Для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, раскрыть свои страхи и избавится от них, а также снять эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, природная и любимая деятельность.

Игра ребенка, имеющего умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, имеет огромное значение, т.к. является ведущим видом деятельности. Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка форма деятельности. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь

приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с

этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Важное значение работы с песком имеет развитие мелкой моторики у детей. Тактильная форма ощущений является у детей с ОВЗ очень значимой. Это одна из форм познания окружающего мира.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество.

Радость и успех необходимы детям-инвалидам гораздо в большей степени, чем другим воспитанникам, поскольку достижения и продвижения даются несравнимо большими усилиями, и поддержать их может только чувство радости и удовлетворения.

Песочная терапия это необычная техника, благодаря которой ребенок, или группа детей строят собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Они с удовольствием используют миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры дети могут смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыши выражают на песке то, что спонтанно возникает в их сознании. Игра с песком предоставляет детям возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики.

Важнейшая роль в организации песочной игротерапии отводится индивидуальному подходу к каждому играющему. Дети-инвалиды остро чувствуют интерес к себе, к своим возможностям и достижениям, поэтому нужно находить такие педагогические средства, которые позволяют уделить внимание персонально каждому, осуществляя при этом глубоко личностный подход. Разнообразие песочных игр открывает путь к индивидуальному подходу, и это оказывается важным педагогическим условием эффективности песочной терапии.

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);

Эпилепсия или шизофрения;

Дети с очень высоким уровнем тревожности;

Детям с аллергией на пыль и мелкие частицы;

Кожные заболевания и порезы на руках.

IV . Основные задачи программы:

Развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук;

Формирование у ребенка представлений об окружающем мире;

Снятие эмоционального напряжения;

Снижение агрессии и тревожности;

Воспитание чувства успешности и уверенности в себе;

Коррекция самооценки, преодоление комплекса «плохого художника», с помощью композиций из песка при помощи готовых фигурок;

Развитие зрительного восприятия, память, внимания, речи, творческого мышления, воображения и фантазии;

Совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, речевые возможности;

IV . П редметно-пространственная среда.

Для организации игр с песком требуется специальная предметно-пространственная среда:

Специальная парта-песочница, оборудованная экраном со светодиодной подсветкой, карманом для песка. Преимущество такой парты, что за ней могут заниматься сразу несколько детей.

Предметы, используемые в процессе создания песочных картин:

Люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям;

Наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

Летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

Обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

Жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

Домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

Деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

Транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастический;

Объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

Аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

Естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, стеклышки и пр.);

Фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

Злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

V . Результативность программы

В результате работы на занятиях с песком обучающиеся, с интеллектуальной недостаточностью, должны научиться:

Моделировать различные истории, сказки, с использованием мелких игрушек;

Уметь контролировать свои внутренние побуждения;

Верить в свои силы;

Устанавливать дружеский контакт с другими детьми в игре;

В процессе реализации программы у детей должен снизиться уровень тревожности и агрессивности; должны развиться моторные навыки, расширится кругозор и словарный запас.

III . Методы и средства оценки результативности программы.

Влияние проведенных песочных игротерапевтических занятий на отношения между школьниками с нарушениями интеллекта возможно проверить социометрическим исследованием.

Отслеживание уровня благополучия взаимоотношений детей (принятые, популярные, не популярные, отвергнутые) в классном коллективе.

Методика эмоционально-цветовой аналогии А.Н.Лутошкина, предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния ребенка;

- Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния;

Рисуночный тест Дж.Бука "Дом. Дерево.Человек" позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности.

IV . Список используемой литературы:

    Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под редА. А. Бадхена, В. Е. Кагана. М., 1997.

    Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - М.: Речь, 2003.

    Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.

    Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб..Речь, 2006.

VI . Анализ эффективности песочной терапии в коррекции межличностных отношений умственно отсталых школьников.

В результате песочных игротерапевтических занятий детей, имеющих умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, наблюдается повышение уровня благополучия взаимоотношений как в группе сверстников, так и в общении со взрослыми.

Статус «отверженных», «непринятых» в детском коллективе к концу учебного года не имеет ни один испытуемый.

Коэффициент взаимности (KB) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. В классах где проводились песочные игротерапевтические занятия, дети стали более сплоченные, не смотря на то, что в группах наблюдаются несколько лидеров. Наладились достаточно тесные связи между членами группы.

Дети стали замечать и выделять лучшие человеческие качества при выборе друзей и товарищей: «Я дружу с ним, потому, что он веселый, добрый, честный».

Повышенный уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные. Все это имеет огромное значение в развитии межличностных отношений детей с интеллектуальной недостаточностью, имеющих грубые нарушения ЭВС.

В дальнейшей работе психолог и педагоги не должны оставлять без внимания непопулярных детей. Необходимо выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1-4 сд.класс)

Дата занятия

часы

Раздел. Тема.

Коррекционная направленность

Учебно-методическое, материально-техническое

обеспечение

Обследование детей. Входящая диагностика.

Методики :

Цветовой тест Люшера ;

Рисуночный тест Дж.Бука

"Дом. Дерево. Человек"

Тема: Введение ребенка в песочную среду. Ознакомление с песком, правилами поведения в песочнице.

Снижение психофизического напряжения.

Развитие тактильных ощущений.

Игра «Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности песка дети и психолог по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Упражнения:

- «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения,

Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

- «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),

- «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).

Игра « Волшебная поляна».

Дети строят в песке вымышленную ими страну.

Игра «Что же спрятано в песке?»

Игра «Отгадай загадку»

Детям читают загадки и просят их отгадать, но ответ не просто сказать вслух, а найти его в песке

Игра «Узоры на песке»

Игра « Песочные строители»

Игра «Мы создаем мир»

Построение в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ - город, деревня, лес, река, озеро, остров.

Игра «Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели»

Игра «Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели»

Игра « Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы».

Игра «Четвертый урок волшебства: деревня и его жители»

Игра « Космическое путешествие»

Игра « Большой дом»

Упражнения для развития мелкой моторики; Пальчиковая гимнастика.

«Здравствуйте ручки».

«Червячки».

«Паучок».

«Рыбки»».

«Апельсин».

«У кошечки».

«Маленькая мышка».

«Похлопаем в ладоши».

«Мои вещи».

«Поросята».

«Капуста».

«Обезьянки» и т.д.

Аудиозапись «Звуки природы»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок.

Тема: «Знакомство с мокрым песком»

Снижение психофизического напряжения, усталости. Развитие тактильных ощущений.

Игра «Свойство мокрого песка»

Игра « Сказочный город»

Игра « Нападение пиратов»

Игра «Морское путешествие»

Игра «На дне морском»

Игра «Волшебный остров»

Игра «Загадочные обитатели океанов»

Упражнения для релаксации (расслабление мышц)

Упражнение «Сосулька»
Упражнение «Шалтай-Болтай»

Этюд «Котята»

Этюд «Что слышно?»

Этюд «Скучно, скучно так сидеть» и т.д.

Аудиозаписи «Звуки окружающего мира»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода.

Тема: «Путешествие в сказку»

Развитие воображения, речи, развитие коммуникативных навыков, межличностных отношений.

Игра «Отгадай загадку»

Игра « Выбери правильно фигурки»

Психолог читает детям сказку и по ходу прочтения и появления в сказке героев, начинает их выставлять в песочнице, затем просит детей самостоятельно из предложенного набора сказочных фигурок продолжать выставление их в песочнице.

Игра « Нарисуйте сказку»

Игра «Чудная полянка»

Игра «Времена года»

Игра « Построй волшебную страну»

Игра « Угадай, чей след»

Упражнения для коррекции речи: «Скажи наоборот»

«Составь новые слова»

«Составь предложение» и т.д.

Деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок,

Тема: « Наше творчество»

Реализации творческого потенциала, развитие коммуникативных навыков, развитие межличностных отношений в группе.

Игра « Маленькие картины» Рисование различных картин на песке.

Игра «Страна настроения»

Игра « Подарок для товарищей»

Игра «Большая семья»

Игра « Дружный зоопарк»

Просто свободное творчество детей.

Деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок

Обследование детей. Итоговая диагностика.

Исследование психоэмоционального состояния детей.

Методики :
- эмоционально-цветовой аналогии А. Лутошкина;

Цветовой тест Люшера ;

Рисуночный тест Дж.Бука

"Дом. Дерево. Человек"

Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье будут рассматриваться две формы работы с песком: занятия в песочнице и рисование песком на световом планшете. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей. Терапия песком (или как ее еще называют sandplay) является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество. Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении.Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта – образов, миров, ситуаций, построенных определенным образом в песочнице или на световом столе с песком.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения рисунков, городов, миров и т.д.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия одинаково успешно применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми. В качестве материала для манипуляций выбран песок, - это обуславливается его особыми свойствами. Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает манипулировать с самого раннего возраста. В каждом дворе есть песочницы и малыши с удовольствием в нем возятся. Ребенок словно становится завороженным, пересыпает струйки в руки, делает домики, куличики, возит машинки, закапывает сокровища и многое другое. Являясь регрессивным материалом, песок способен проникать сквозь те защитные механизмы, которые при обычной терапии приходится преодолевать различными, порой долгосрочными, методами. Это ускоряет и облегчает процесс психокоррекции. Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу.

При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, маленькие фигуры побуждают детей с задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью. После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными.

Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Как правило, это классическая музыка, которая стимулирует воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией (список см. в Приложении). Первоначально для работы с песком использовали ящики размером 50х72х8 см, дно которых было выкрашено в голубой цвет, моделирующий воду и небо, однако сейчас с развитием этого вида терапии специалисты все чаще экспериментируют с различными формами песочниц для работы. Поверхность светового стола, на которой происходит рисование, представляет собой деревянный стол с подсветкой, то есть ребенок окружен максимально природными и близкими для его развития материалами. Помещение затемняется, чтобы на подсветке максимально были видны песочные следы и фактуры. Рисование песком сильно отличается от обычного рисования, для него не требуются специальные навыки и умения. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью рисования на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Мощно развивается тактильная чувствительность. Выполняя задания на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро. Таким образом, сочетания природных материалов и уникальных методов дает огромные возможности для коррекционно-развивающей деятельности, развития воображения.

Особо хочется отметить роль песочной терапии в коррекции когнитивных навыков у детей с ОВЗ. Работа в песочнице с небольшими фигурками дает много возможностей для: - развития памяти. Пример: специалист ставит перед ребенком от 4 до 7 фигур в зависимости от возраста и уровня развития, затем ребенок закрывает глаза, в это время специалист прячет какую-либо фигуру, ребенок открывает глаза и называет недостающую фигуру, вынимает ее из песка. Упражнение можно усложнять, пряча несколько фигур. - развития внимания. Пример: на световом столе рисует рубашку с оторванной пуговицей и рядом много пуговиц разных размеров. Ребенок должен понять по пуговицам на одежде, какая подходящая и пальцем соединить ее с рубашкой. - восприятия. Пример: высыпаем в песочницу различные цветные предметы, перемешиваем их. Ребенок должен найти и положить каждый предмет в ведерко соответствующего цвета. - мышление. Пример: игра в «3 лишний» или «4 лишний». Рисуем на столе 3 или 4 предмета, объединенных по одному признаку, и один предмет, отличный от остальных. Ребенок должен сказать, какой предмет отличается и почему. Далее по такому же принципу водит сам ребенок. - воображение. Пример: даем ребенку простую инструкцию «Построй свой мир». Этот метод является проективным, и зачастую такие постройки являются дополнительной диагностикой внутрисемейных взаимоотношений, а так же пополняет темы работы с родителями. Занятия песочной терапией являются эффективными в детском развитии, особенно среди детей с ОВЗ, однако они довольно быстро устают, песок поглощает много сил. Поэтому рекомендовано заниматься по 40 минут 2 раза в неделю, чередуя песочницу и световой стол.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список произведений:

1) П. И. Чайковский. Музыка из балета «Щелкунчик». 2) А. Л. Вивальди. Времена года. 3) П. И. Чайковский. Времена года. 4) В. А. Моцарт. Симфонии и серенады. 5) В. Шуман. Сонаты и пьесы. 6) Л. Бетховен. Лунная соната. 7) Н. Паганини. Каприччо. 8) М. Мрвица. Хорватская рапсодия. 9) И. С. Бах. Арии. 10) Р. Вагнер. Полет валькирии. 11) П. И. Чайковский. Музыка из балета «Лебединое озеро». 12) К. Дебюсси. Лунный свет. 13) А. Корелли. Симфонии и сонаты.

Список литературы: 1) Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. . – СПб.: «Речь», 2007. 2) Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: «Речь», 2008. 3) Сакович Н. А. Игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: «Речь», 2008. 4) Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб.: Питер, 2001.