Реабилитация детей с нарушением зрения. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями зрения Реабилитация пациента с ограниченными возможностями по зрению

Несмотря на достигнутые успехи в борьбе с заболеваниями и повреждениями глаз, инвалидность при этой форме патологии значительна, и поэтому реабилитация инвалидов вследствие глазной патологии остается актуальной проблемой. Самым трагическим финалом тяжелых заболеваний органа зрения является слепота. Причиной слепоты в прошлом были такие заболевания, как оспа, трахома, бленнорея, в настоящее время врожденные и наследственные заболевания глаз, заболевания зрительно-нервного аппарата.
Основными инвалидизирующими заболеваниями являются глаукома, миопия, заболевания хрусталика, атрофия зрительного нерва и сосудистые нарушения. Глаукома характеризуется тем, что не только часто приводит к инвалидности, но и является основной причиной полной слепоты (инвалидность 1-й группы). Миопия (близорукость) характеризуется тем, что приводит к инвалидности преимущественно в молодом возрасте. Самой частой причиной инвалидности при миопии является отслойка сетчатки. Причиной реабилитации при сосудистых заболеваниях чаще всего является тромбоз и эмболия центральной артерии, вены сетчатки и их ветвей.
Система социально-трудовой реабилитации и адаптации слепых разработана Всероссийским обществом слепых (ВОС). В этой организации занимаются всеми сторонами жизни слепого человека и в разные периоды его жизни. Воспитание слепого ребенка, его школьное образование, получение профессии и трудоустройство - это направление деятельности общества, если слепота была врожденной или приобретенной в детстве. Общество способствует проведению лечения больных, финансируя программу реабилитации. Реабилитация больных с патологией органа зрения находится также в сфере деятельности медико-социальных экспертных комиссий. Обязанностью этих комиссий является не только определение трудоспособности больных, но и разработка для них программ реабилитации, контроль за реализацией этих программ.
Инвалиды 1 или 2 группы вследствие заболевания и травмы органа зрения получают права и льготы, установленные специально для слепых - возможность раньше получить пенсию по старости (мужчины - по достижении 50 лет и стажа работы не менее 15 лет, женщины - по достижении 40 лет и стажа работы не менее 10 лет). Слепые освобождаются от уплаты подоходного налога по месту работы, им установлен 6-часовой рабочий день, они имеют право бесплатного проезда внутригородским транспортом.
Основной метод социальной реабилитации больных - рациональное трудовое устройство, при котором условия труда не только соответствуют возможностям организма больного, но и способствуют благоприятному протеканию восстановительных процессов в поврежденном органе и в организме в целом. Противопоказаниями для слепых являются виды труда, разрушающие такой важный путь компенсации дефекта, как тактильную чувствительность. К таким видам относятся работы, приводящие к огрублению кожы пальцев и снижению осязания. Противопоказанными условиями труда для слепых и слабовидящих являются и те, которые связаны с токсическими воздействиями на орган зрения, центральную нервную систему. На МСЭК лежит и обязанность проведения профориентации больного с патологией органа зрения, с тем чтобы он получил специальность, труд по которой был бы адекватен его возможностям, с учетом характера главной патологии, и соответствовал его способностям и склонностям. Такой труд, обеспечивающий социально-трудовую реабилитацию слепых и слабовидящих инвалидов по зрению, организован в учебно-производственных предприятиях ВОС (УПП ВОС). В России действуют более 200 УПП ВОС. Рациональное трудоустройство инвалидов по зрению в УПП ВОС обеспечивается специальным перечнем показаний и противопоказаний для выполнения ими различных видов производственной деятельности, в зависимости от характера инвалидизирующего заболевания, его течения, степени утраты зрения, особенностей конкретного производства. Перечень разработан ЦИЭТИНом.


После диагностического этапа приступают к реализации медицинских, образовательных, психологических, социальных, социальных, трудовых и технических мероприятий.

Предоставление реабилитационных услуг осуществляют федеральные, областные и муниципальные организации социальной сферы (системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, спорта, государственной службы занятости), а также негосударственные организации.

По данным Всероссийского общества слепых и Федерального бюро медико-социальной экспертизы в медицинской реабилитации нуждаются 94% инвалидов по зрению, в профессиональной – 83%, социально-средовой и социально-бытовой – 65%, в социо-культурной – 93%, в физкультурно-оздоровительной – 100%.

1. Медицинская реабилитация:

· медикаментозное лечение - назначается комплексное лечение, направленное на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функции. Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорасширяющие и другие препараты.

· Оксигенотерапия – лечение кислородом

· Физиотерапия

· Активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение

· Лазеротерапия - для консервативного лечения;

· ЛАЗЕРНАЯ ХИРУРГИЯ

· лечение на специальных аппаратах, тренажерах, выполнение упражнений для развития зрения - ВИДЕОКОМПЬЮТЕРНАЯ КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ – уникальная технология лечения амблиопии у детей и взрослых;

· Очковая коррекция - необходим ранний и правильный подбор очков, динамическое наблюдение за состоянием зрения и систематическое лечение.

· лечебная физкультура.

· Дети регулярно осматриваются врачом-офтальмологом

1. Образовательная реабилитация:

Дошкольное образование детей с нарушением зрения:

· Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей (наполняемость групп 10 человек);

· Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей (наполняемость групп 10 человек);

· Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией (наполняемость групп 10-12 человек);

· Специальные дошкольные учреждения комбинированного вида

· При ДОУ открываются консультативные группы для детей, не посещающих сад. Эти группы могут также открываться и при общественных организациях, при частных ДОУ. Цель создания данных групп – помощь родителям в воспитании детей с нарушением слуха, обучение их методам и приемам, наблюдение за динамикой развития такого ребенка и т.д.

В ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования на ПМПК.

Цель данных учреждений - обеспечение лечения, возможного восстановления и развития нарушенных зрительных функций у детей, а также создание коррекционно-компенсаторных условий с целью предупреждения вторичных отклонений и устранение недостатков познавательной деятельности и нежелательных личностных качеств ребенка.

Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы. Разработана специальная программа для обучения и воспитания данной категории детей – Л.И. Плаксиной.

Общие положения организации коррекционно-педагогического процесса:

· В работе всегда учитываются общие и индивидуальные специфические особенности нарушения зрения у детей;

· Модифицируют учебные планы и программы, увеличивают срок обучения и перераспределяют материал, изменяют темп его прохождения;

· Дифференцированный подход в условиях уменьшенной наполняемости групп;

· Осуществляется работа по социально-бытовой адаптации и самореализации личности ребенка с нарушением зрения;

· Создаются офтальмогигиенические условия в учебных классах. Особые требования к освещенности, к организации режима с максимальным использованием дневного света.

В процессе обучения развиваются все элементы зрительного восприятия :

· способность видеть вблизи и вдаль,

· наблюдать за движущимися предметами,

· способность различать форму предметов, краски, рассматривать картинки,

· ориентироваться в пространстве.

· Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и осязания.

Для слабовидящих разрабатывают различные приспособления: очки, оптические средства (лупы, проекторы, линзы), телескопические очки, учебники с крупным шрифтом, тетради со специальной разлиновкой.

- ответственность за лечебный процесс несет министерство здравоохранения.

Школьное образование детей с нарушением зрения

· Специальные коррекционные школы III вида для незрячих детей с остаточным зрением (0, 08 – 0, 04 и ниже). Наполняемость классов – до 8 человек. Общий срок обучения – 12 лет.

· Специальные коррекционные школы IV вида для слабовидящих детей с остротой зрения (0, 05 – 0, 04 на лучше видящем глазу). А также принимаются дети с косоглазием и амблиопией для продолжения лечения. Наполняемость классов – до 12 человек. Общий срок обучения – 12 лет.

Школьное обучение . – часто совмещают 3 и 4 вид.

Виды задач школьного обучения детей с нарушением зрения:

· учебно-воспитательные задачи;

· коррекционно-развивающие;

· санитарно-гигиенические;

· лечебно-восстановительные;

· социально-адаптационные;

· профориентационные.

Цель – обеспечить детям с нарушением зрения знания, умения и навыки в объеме программы общего образования,

· обеспечить профилактику, лечение и развитие остаточного зрения,

· компенсировать в определенной мере недостаточный зрительный опыт и психологические особенности, обусловленные заболеваниями.

3 ступени образования:

I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 6 лет);

III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

В школе-интернате обучение осуществляется по учебникам массовой школы:

· печатаются более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия слабовидящего ребенка

· учебники с рельефно-точечным шрифтом (по системе Брайля) для незрячего.

С целью компенсации зрительного дефекта используют тифлотехнические и аудиовизуальные средства обучения: специальные приборы для письма, преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные.

Выпускники школы-интернаты получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании государственного образца и могут на общих основаниях поступать в высшие, средние специальные и технические учебные заведения по доступным им специальностям или работать в отраслях народного хозяйства по их физическим возможностям.

2. Социально-бытовая реабилитация инвалидов по зрению имеет существенную специфику.

Им необходимо научиться обслуживать себя без зрительного контроля или при минимальном контроле. Она включает базовую элементарную реабилитацию и ориентировку в замкнутом и открытом пространстве.

Базовая элементарная реабилитация связана с умением следить за своим внешним видом, принимать пищу, общаться согласно правилам этикета, быть независимым в проживании (уметь найти упавшую вещь, воспользоваться сантехникой, приготовить еду и прочее) и умением ориентироваться в пределах помещения. а также умение пользоваться бытовыми электроприборами: плитой, чайником, миксером, стиральной машиной и т.д.

Ориентировка в замкнутом и открытом пространстве предполагает безопасное перемещение инвалида по зрению от места проживания до объекта (магазин, почта, поликлиника..) и ориентирование внутри данного объекта. Без навыков самостоятельной ориентировки в пространстве мобильность инвалида всегда будет зависеть от зрячего сопровождающего. У больных формируют навыки использования сохранных анализаторов и оптических средств пространственном ориентировании, обучение комплексному восприятию сигналов разной модальности, формирование навыков ориентирования по типу карта-путь и карта-обозрение. А также обязательное обучение приемам передвижения с помощью ориентировочной трости.

Еще одним важным компонентом социально-бытовой реабилитации является компьютерная грамотность, которая в настоящее время становится для невидящих и средством общения и средством удовлетворения информационных и других потребностей.

Социокультурная реабилитация обеспечивает доступ к культурному наследию человечества и возможность личного творчества, а также открывает доступ к различным видам отдыха и развлечений. Это становится возможным благодаря обучению чтению и письму по рельефно-точечной системе Брайля.

Социальные услуги включают семейную реабилитацию, предполагая помощь незрячим в создании семьи, поддержании в ней благоприятного климата, работу со зрячими родственниками.


Тема: Структурная и функциональная организация слуховой сенсорной системы.

1. Роль слухового анализатора в жизнедеятельности человека – эссе.

2. Анатомическое строение слухового анализатора – актуализация знаний, самостоятельная подготовка студентов.

3. Психофизические показатели слуха.

Проблемы формирования личности незрячего неотделимы от воп­росов практики социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов по зрению. В теории и практике социальной реабилитации сформулирован принцип: реабилитация слепого - это, прежде всего, реа­билитация его как личности.

Однако, как отмечает Д.Э.Урлакис, исследований, в которых непосредственно изучались бы вопросы социализации и формирования лич­ности слепых и слабовидящих, чрезвычайно мало. В основном усилия различных авторов направлены на анализ различных аспектов реабили­тации взрослых инвалидов по зрению и исследований их личностных осо­бенностей в связи с проблемой реабилитации.

Социально-психологическая реабилитация рассматривается как вос­становление психических функций, процессов целостного адекватного поведения и личности врожденноослепшего и взрослоослепшего, нарушенных в результате потери зрения, осуществляемое психологическими средствами и методами1. Речь идет о том, что реабилитация направлена на адаптацию незрячего к своему окружению, и эта адаптация связана в первую очередь с особенностями личности незрячего. Выделяются три следующих аспекта. В первом случае речь идет о достижении мобильно­сти, самостоятельности, уверенности, т.е. выделяется операционально-деятельностная сторона реабилитации, связанная с формированием или восстановлением утраченных умений и навыков, необходимых незряче­му для самостоятельной жизни. Второй аспект связан с взаимодействи­ем незрячего со своим социальным окружением, с активностью этого ок­ружения по вовлечению его в коллективную и трудовую жизнь, т.е. в первую очередь со взаимоотношением зрячих и незрячего, с общением и др. Третий аспект адаптации связан с оценкой собственного положе­ния в обществе, с отношением к своему дефекту, с переживанием свое­го «Я». В целом же реабилитация в личностном плане выступает как про­блема становления внутренней саморегуляции личности.

О чрезвычайной важности выделенных аспектов адаптации личнос­ти для решения вопросов формирования личности детей и подростков с глубокими нарушениями зрения говорит тот факт, что по данным Т.С.Шалагиной, психолога школы восстановления трудоспособности (г. Волоколамск), 50% учащихся ШВТС - это выпускники школ для сле­пых детей. Они плохо обучены ориентировке в пространстве, стесняются использовать трость. Причиной неподготовленности к самостоятельной жизни этих людей является система обучения детей в интернате для сле­пых детей, создающая условия замкнутости, оторванности детей от реаль­ных жизненных проблем. Нарушено и их психо-сексуальное развитие, что связано с нивелирующими тенденциями воспитания мальчиков и де­вочек и ведет к маскулинизации черт характера у девочек и феминиза­ции черт характера у мальчиков.

Как показало исследование контингента учащихся IHBTC, имеющих врожденную слепоту, с помощью адаптированного личностного опрос­ника MMPI, можно выделить две группы лиц с различной степенью пси­хологической адаптации. Лица, относящиеся к первой группе, обладают хорошей психологической адаптацией. Они обладают приподнятым на­строением, повышенной словоохотливостью, разговорчивостью. Обычно

им свойственна переоценка своих сил и возможностей, что часто отра­жается в завышенной самооценке. Это тот тип личности, в структуре ко­торого выделяется фактор эмоциональной подвижности. Это выражается в том, что такие люди адекватно и гибко реагируют на изменения в со­циальной сфере и на отношение к ним окружающих. Они общительны, готовы помогать другим. В то же время в структуре их личности присут­ствует такой компонент, как ригидность. Это выражается в определен­ной стойкости аффекта.

В поведении этих лиц можно отметить черты обидчивости, повы­шенной психологической ранимости.

Вторая группа характеризуется как неадаптированная или малоадаптированная. Эти лица живут в состоянии внутреннего дискомфорта и конфликта, не поддающегося разрешению собственными силами. На пер­вый план у них выступают факторы тревожности и неуправляемости по­ведением. Эти люди часто застенчивы, скованны, «закомплексованы», у них отмечаются чувство страха, порождаемое внешними обстоятельства­ми, неуверенность в себе, своих силах и возможностях.

Психологические проблемы лиц этих групп связаны, по-видимому, с таким психологическим качеством, как тип каузальной атрибуции. В исследовании Г.Пуочяускене изучались типы каузальной атрибуции и степень реадаптации незрячих в их реальной деятельности: ориентация в пространстве, мобильность, самообслуживание, общение. Было обна­ружено, что средний и низкий уровни адаптации связаны с внешним типом каузальной атрибуции, а высший уровень адаптации - с внешним вариативным и внутренним (вариативным и стабильным) типами кау­зальной атрибуции.

Внутренняя каузальная атрибуция характеризуется как отношение субъекта к успехам и неудачам своей деятельности; локализация препят­ствий для успешного осуществления деятельности происходит внутри са­мой личности, а не вовне, в независимых от нее обстоятельствах. Г.Пуо­чяускене показывает, что именно развитие внутренней каузальной ат­рибуции является тем решающим условием, которое обеспечивает бла­гоприятное течение процесса реадаптации. Добавим, что указанное по­нимание внутренней каузальной атрибуции соответствует определенным структурам «образа Я» (в частности, переживанию своего дефекта) и свя­зано с таким личностным образованием, как уровень притязания.

Конечную цель психологической реабилитации сформулировал Т.Руппонен2. Ссылаясь на высказывание американского педагога, он сказал, что конечной целью реабилитации является достижение такого пси­хического состояния, когда человек воспринимает свой зрительный де­фект как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную ха­рактеристику, отличающую его от других, но не более того. Но дости­жение такого состояния возможно не только при определенной психо­логической работе с индивидом, а и при формировании адекватного от­ношения к нему со стороны социального окружения, что также требует определенной психологической поддержки широкого круга людей.

Вопросы отношений незрячего со своим социальным окружением в рамках проблемы социально-психологической реабилитации являются довольно острыми и не получившими еще своего разрешения. В.П.Гудонис вообще рассматривает отношение зрячих к слепому как основ­ную проблему социальной реабилитации именно в аспекте формирова­ния отношения зрячих к слепым. В массе зрячих (около 80% по дан­ным автора) бытует мнение, что незрячий - это обездоленный судьбой, беспомощный человек. По мнению В.П.Гудониса, такое восприятие не­зрячих связано с их изолированностью в обществе. Взрослые слепые объе­динены сетью УПП общества слепых, дети находятся в системе специа­лизированных учебно-воспитательных учреждений. Вследствие этого и в силу ряда других причин (в частности, отсутствие информации о жиз­ни слепых) у зрячих нет адекватного представления о возможностях сле­пых и элементарных знаний и навыков оказания конкретной помощи слепому человеку.

Особенностям межличностного восприятия слепых и зрячих было посвящено исследование В.Петренко и В. Вайшвилайте методами сис­тематического дифференциала Осгуда. Было установлено, что существу­ет связь между стереотипным восприятием слепого зрячими и теми оцен­ками, которые слепые ожидают от зрячих. В то же время слепые не иден­тифицируют себя со «стереотипным образом слепого», имеющимся у зря­чих. Сравнение представлений слепых и зрячих о мотивах поведения дру­гих людей также показало расхождение. Было обнаружено, что для не­зрячих категория альтруизма является более важной, чем для зрячих.

Исследованию социальных установок слепых по отношению к зря­чим и к себе было проведено А.Суславичюс3. Было показано, что имеет

место различие установок зрячих и слепых. Так, у зрячих можно выде­лить три группы социальных установок: 1) социальная установка игно­рирования слепых, избегания контактов с ними. Многие зрячие исхо­дят при этом из суждения, что слепым неприятен контакт со зрячи­ми; 2) псевдоположительная установка, которая сводится к тому, что зря­чие снисходительны в своем отношении к слепым, исходя из которой зрячие снижают требования к слепым, что может вести к ограничению активности слепых со стороны зрячих. Это часто отмечается в родительс­ких установках. Другим проявлением псевдоположительной установки яв­ляется нетактичное отношение зрячих, когда в присутствии слепого его начинают жалеть, расспрашивают его о дефекте и пр.; 3) адекватная со­циальная установка, которая включает в себя правильную оценку реаль­ных возможностей слепого, создание для него благоприятных условий раз­вития его способностей и достижения своих жизненных целей.

Установки слепых по отношению к зрячим также могут быть разде­лены на три типа: 1) социальная установка зависимости, т.е. с точки зре­ния слепого зрячие обязаны помогать слепому и многое делать за него; 2) установка избегания зрячих, предпочтение отдается общению с себе по­добными; 3) адекватная социальная установка, когда общение с други­ми людьми строится не на основе наличия или отсутствия у них зри­тельного дефекта.

Установка лиц с нарушением зрения по отношению к себе имеет свои особенности. В первую очередь это связано с оценкой своей вне­шности. При этом самооценка незрячими именно этого фактора зави­сит от критерия, который они используют: либо за точку отсчета берет­ся свое собственное представление о себе, построенное исходя из оцен­ки своего положения, либо происходит ориентация на внешние оценки, идущие от зрячих.

Оценка своей внешности является составной частью интегративной оценки самого себя. В этой связи очень важной является ссылка А.Сус­лавичюс на исследование Д.Джервиса (1960) самооценки слепых, пока­завшего, что слепые склонны относить себя к крайне положительным или крайне отрицательным значениям на шкале самооценки. Либо сле­пые считают себя неспособными к выполнению своих жизненных за­дач, либо их самооценка завышена, что проявляется в игнорировании факта слепоты и ее последствий.

Как отмечает Т.Руппонен, изменение в самооценке связано с адап­тацией к своему состоянию, а также с тем, что в процессе своего разви­тия дети с врожденной слепотой переживают несколько психологичес­ких кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие, как мно­гие их сверстники. Особенно остро этот кризис переживается в подрос­тковом возрасте. Об этом же свидетельствуют и данные Т.Маевского, ко­торый показал, что в подростковом возрасте имеет место обострение нарушений социальных отношений в связи с тем, что дети начинают осоз­навать свой зрительный дефект.

Указанные факторы несовпадения социальных установок зрячих и слепых, их самооценки ставят особую проблему - выяснение положения незрячего в системе социальных межличностных отношений. Как пока­зало исследование Р.Бандзявичене, нарушение общения, вызванное сле­потой, является наиболее стрессогенным фактором, вызывающим к тому же наибольшее отрицательное переживание. Особенно затруднено обще­ние слепых со зрячими вследствие недостаточной психологической ком­петенции слепых и отсутствием у них необходимых навыков общения.

Приведенные выше факты особенностей личностного развития не­зрячих в аспекте их социально-психологической реабилитации ставят проблему предельно ранней реабилитации и проведения необходимой работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, в тот период, когда происходит активное формирование их личности. В этой связи, скорее речь должна идти не о реабилитации как таковой, т.е. восстанов­лении статуса инвалида по зрению, а о предупреждении возможных не­гативных изменений, о последовательной подготовке детей к самостоя­тельной жизни, т.е. речь должна идти об абилитационной работе.

Успешность социальной реабилитации (или абилитации, если вести речь о раннем процессе реабилитации) во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих глубокие на­рушения зрения, к моменту их выхода в самостоятельную жизнь.

Как показывают вышеприведенные исследования, речь все же скорее должна идти не о качествах личности, а о целостной системе отношений личности. В нее включаются: 1) представления о себе самом, отношение к своему дефекту, отношение к другим людям; 2) отношение к жизненным целям, отношение к прошлому и будущему, отношение к жизненным цен­ностям; 3) отношение к непосредственному социальному окружению, от­ношения с другим полом. Указанные сферы отношений находят свое вы­ражение в формировании базовых структур личности: образа себя, направ­ленности личности и ее временной перспективы, отношений с другими.

Формирование этих основных личностных структур невозможно без самого главного и основного условия формирования личности ребенка -наличия возможностей для приобретения широкого социального опыта. В первую очередь получение такого опыта возможно лишь в широком коммуникационном пространстве ребенка со взрослым. Взаимодействуя со взрослым, а потом и со сверстниками, ребенок получает разнообраз­ный опыт, который приводит к формированию дифференцированной системы отношений личности.

Особое значение в формировании личности имеет система отноше­ний к ребенку в раннем и дошкольном детстве.

Влияние различных типов отношений в семье на развитие личност­ных качеств слепого и слабовидящего ребенка изучалось Г.А.Буткиной и С.М.Хорош.

Из всего многообразия возможных типов взаимоотношений в семье, создавших как благоприятные, так и неблагоприятные условия для оп­тимального развития ребенка, мы выделяем для рассмотрения три типа неблагополучно складывающихся внутрисемейных отношений, воспиты­вающих у ребенка нежелательные личностные качества.

Существенную психолого-педагогическую проблему представляет воспитание слепого ребенка в атмосфере чрезмерной заботы. Взрослые члены семьи его ни к чему не приучают, предохраняют от малейшего усилия, предупреждая любое его желание. Довольно часто излишняя опе­ка сопровождается и чрезмерным проявлением любви к слепому ребен­ку, захваливанием, переоценкой способностей ребенка.

При таком характере взаимоотношений не авторитет взрослых, ра­зумно учитывающих волю и желания слепого ребенка, руководит им, а наоборот, ребенок начинает вести взаимоотношения, диктуя свою волю. Слепой ребенок превращается в избалованное, эгоистичное существо, совершенно не готовое к будущей самостоятельной жизни. У него фор­мируется чисто потребительская психология, тормозится образование не­обходимых качеств личности, таких как трудолюбие, самостоятельность, чувство личной ответственности и инициативы, возникают препятствия для формирования важнейших личностных образований: воли и эмоци­ональной сопротивляемости к различным жизненным препятствиям.

Второй вариант внутрисемейного общения, приводящий к формиро­ванию негативных качеств личности слепого, определяется чрезмерно по­давляющим, деспотическим поведением родителей в отношениях со своим ребенком. На первое место родители ставят строгость, твердость и жест­кость. При этом они, как правило, игнорируют трудности детей, вызван­ные нарушениями зрения. Практика наказаний, угроз держит детей в по­стоянном напряжении, подавляет и травмирует их. Покоряясь воле взрос­лого, у ребенка развивается чувство скрытой или открытой неприязни и, если он чувствует свою безнаказанность, переходит к открытому неповино­вению. Другие замыкаются, предаются мечтаниям и фантазиям. Авторитар­ные родители страдают эмоциональной «глухотой», что делает их неспособ­ными к сопереживанию детского горя или радости и существенно затруд­няет их понимание той субъективной жизненной ситуации, в которой нахо­дится слепой ребенок, а также понимание его потребностей и интересов.

Ребенок либо растет несамостоятельным, подавленным, часто задер­ганным и малоинициативным, либо вступает на путь непрерывного хро­нического конфликта, у него развивается открытая или скрытая агрес­сивность.

Третий тип неблагополучного внутрисемейного общения характери­зуется общим эмоциональным отчуждением членов семьи и родителей к ребенку с нарушениями зрения, что приводит к отсутствию взаимопо­нимания между ними, к разрыву их духовной близости. Слепой ребенок в такой семье живет узкими интересами, замкнувшись в своем внутрен­нем мире, в который он не допускает родителей. У него не формируется потребность в общении как с членами семьи, так и с другими окружаю­щими людьми.

Обстановка эмоционального отчуждения ранит слепого ребенка не меньше, а даже больше, чем явная открытая неприязнь к своему ребен­ку из-за его слепоты, своей ложно понимаемой вины перед ним и т.д. Такой тип общения со взрослыми создает и обостряет у ребенка чувство неполноценности и ненужности, создает у него раннюю глубокую тре­вожность и такой ребенок в конце концов не сможет развить в себе адек­ватное чувство собственного достоинства. Его самооценка неадекватно

занижена.

Условия жизни слепых детей, которые в период обучения долгое вре­мя проживают в школе-интернате, соответствуют жестко ограниченной и структурированной коммуникационной среде. Они характеризуются чрезвычайно стабильной по составу, устойчивой по распределению со­циальных ролей средой сверстников, ограниченным числом взрослых, с которыми может взаимодействовать слепой ребенок. Общение взрослых и детей в этих условиях скорее строится по формальным принципам, а не по индивидуально варьирующимся эмоциональным.

Таким образом, психолого-педагогические условия, в которых ока­зывается ребенок, имеющий глубокие нарушения зрения, влияют на про­цесс формирования его личности.

Исследования глубинных структур личности подростков и старших школьников с нарушением зрения (Р.А.Курбанов, А.М.Виленская) про­водились по проективным методикам: метод неоконченных предложе­ний, метод самооценки Дембо-Рубинштейн и метод определения уров­ня притязаний. Результаты анализа материалов показывают много об­щего и различного между подростками и старшеклассниками. Анализ уровня притязаний подростков показывает тенденцию занижения уров­ня притязаний по сравнению с нормально видящими. Это же характер­но и для незрячих старшеклассников. При этом среди группы подрост­ков с нарушением зрения имеется большой диапазон колебаний в уров­нях притязаний, отмечается также тенденция снижения числа адекват­ных выборов при переходе от идеального к реальному уровню притязаний. К тому же их уровень притязаний менее устойчив. Стратегия ис­следования уровня притязаний у старших школьников позволяла про­следить, как испытуемый строит свое поведение при движении от од­ной промежуточной цели к другой и как на него влияет успех или неуспех.

Незрячие старшие школьники лучше всего выполняли задание на запоминание и испытывали серьезные трудности при решении задач, тре­бующих общих знаний. Это свидетельствует о неумении незрячих школь­ников пользоваться информацией, содержащейся в книгах, журналах, радиопередачах, неумении найти в своей памяти необходимый материал для решения задач.

Уровень притязаний незрячих учащихся оказался несколько ниже, чем у нормально видящих школьников. Кроме того, если наибольшее число выборов зрячих лежит в зоне максимально сложных задач, то у незрячих - в зоне наименьшей сложности при достаточно высокой са­мооценке. Это говорит об их неуверенности в себе, о неблагоприятном личностном развитии. Сочетание невысокой самооценки и уровня при­тязаний свидетельствует также о том, что незрячих в большинстве слу­чаев удовлетворяет средний уровень развития.

Внутренняя картина личности незрячих старшеклассников выяв­ляется при сложившемся анализе системы ценностей, представлений о себе и своем дефекте о месте среди зрячих. Большинство неадекватно относится к своему дефекту, игнорируя или вытесняя его.

Для незрячих подростков личностно значимыми являются сферы отношения к сверстникам, своим соученикам, отношение к близким взрослым, отношение к своему дефекту.

Особое место занимают сферы, отношение к которым еще не сформировалось или же оно противоречиво, амбивалентно, так что суммарная оценка этой сферы составляет ноль. Для незрячих подро­стков такими сферами были сферы отношения к семье, отношения к прошлому, к друзьям.

Особое внимание было уделено результатам, полученным по шкале «здоровье», поскольку при обсуждении с испытуемыми этой шкалы зат­рагивались вопросы, связанные с отношением к своему дефекту, с от­ношением к зрячим и своему месту в среде зрячих.

Результаты анализа этой методики показывают, что дети этих воз­растов еще недостаточно адекватно оценивают себя и свое место в среде зрячих. Имеется тенденция к завышению самооценки по этой шкале, когда подросток помещает себя значительно выше середины, а в беседе признается, что нарушение зрения не связано со здоровьем, либо резко занижает самооценку, помещая себя на шкале ниже середины и моти­вируя это тем, что нарушение зрения является серьезнейшей помехой для улучшения здоровья.

Следует отметить, что для незрячих подростков характерна та же тен­денция занижения самооценки в связи с наличием у них зрительного дефекта и при оценивании себя по другим шкалам, особенно по шкале «счастье».

Наибольшую ценность для незрячих старшеклассников представля­ют такие качества, как целеустремленность, умение добиваться постав­ленной цели. Однако, называя их, они не раскрывают и не формули­руют пути и способы их достижения. Привлекательными чертами харак­тера в людях и в себе они считают терпимость, умение сдерживать себя в конфликтных ситуациях.

Результаты исследования показали также, что у незрячих старшек­лассников значительное место занимают сознание вины, страхи и опа­сения. У большинства они связаны с «социальными страхами» общения с другими людьми.

В сфере личности незрячих старшеклассников проявляется двой­ственное отношение к половой жизни. Оно связано со страхами и опа­сениями, с сознанием вины и поэтому является источником сильных внутренних конфликтов.

При анализе отношения к своему дефекту учащиеся сравнивают себя со зрячими, хотят доказать, что они лучше их. В этом также проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.

Таким образом, исследования показали, что уровень притязаний и самооценки незрячих школьников несколько ниже и менее устойчив по сравнению со зрячими, не сформировано адекватное отношение к свое­му дефекту, общение протекает в форме монолога, что затрудняет их кон­такты с другими людьми; основными смысловыми сферами личности яв­ляются сознание вины, отношение к половой жизни. Это с большой обоснованностью позволяет ставить вопрос о необходимости проведения се­рьезной психокоррекционной работы.

Абилитация и реабилитация слепых и слабовидящих детей в пер­вую очередь требует умений, навыков, способностей детей к работе в среде зрячих. Уже это с необходимостью потребовало усилить вни­мание к обучению слепых и слабовидящих, к умениям не только ори­ентироваться в ограниченном знакомом пространстве, но и свобод­но и самостоятельно осваивать новые и незнакомые пространства, ис­пользуя специальные знания, которым их необходимо научить в шко­ле. Особого внимания заслуживает проблема ориентации среди лю­дей и в быту.

Значительно больше внимания должно уделяться формированию целого ряда свойств личности: упорства в преодолении трудностей, на­стойчивости в достижении цели. Чрезмерная опека как дома, так и в интернате способствовала формированию черт иждивенчества.

Воспитанием и обучением лиц с нарушением зрения занимается тифлопедагогика. В зависимости от степени нарушения зрения дети делятся на:

1) слепых (незрячих), у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение. По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, силуэты предметов;

2) слабовидящих – могущих иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето-светоощущений, периферического и бинокулярного зрения).

Слепота и слабовидение – категории психофизических нарушений, проявляющиеся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушением зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении, своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. Врожденная слепота обусловлена повреждением и заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота – следствие заболевания органов зрения (сетчатки, роговицы) и заболеваний центральной нервной системы (менингита, опухоли мозга), осложнений после общих заболеваний организма (кори, гриппа, скарлатины), травматических повреждений мозга или глаза.

Время наступления нарушения зрения существенно для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности психофизического развития. Отсутствие визуальной тренировки у слепорожденных сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Основным фактором ориентировки для таких детей становится звуковой раздражитель.

У детей с нарушением зрения возникают трудности в игре, учении, овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. У слепых в одних случаях могут развиться отрицательные черты характера: неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других случаях – повышенная возбудимость, раздражительность, переходящие в агрессию.


Развитие внимания, логического мышления, памяти, речи у слепорожденных протекает нормально, хотя проявляется некоторое своеобразие мыслительной деятельности с преобразованием развития абстрактного мышления.

У ослепших детей: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если этого не делать, происходит постепенное стирание зрительных образов.

Социально-реабилитационная и коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения прежде всего состоит в организации компенсаторной перестройки анализаторов слухового, кожного, вибрационного и других. Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохраненности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лица с глубокими зрительными нарушениями.

Реабилитационная работа при полном отсутствии зрения должна быть направлена на использование специальных приемов и способов наблюдений явлений и предметов с порой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности. Большое значение в восприятии и познании окружающей среды у слепых и слабовидящих имеет осязание, которое помогает определять форму, размеры предмета.

Наряду с осязанием большое значение имеет слух. С помощью звуков дети с нарушениями зрения могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Высокий уровень развития слуха у слепых и слабовидящих обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля. Поэтому в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями зрения проводятся упражнения на дифференциацию – различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.

Реабилитационная работа с детьми с нарушениями зрения в школе при обучении и воспитании предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности. Сохранность речи и мышления, достаточный уровень компенсаторного развития у большинства слепых и слабовидящих детей позволяют овладеть высоким уровнем образования, разбить мышление, восприятие, память и т.д. Для развития у слепых и слабовидящих детей познавательно-образного мышления используют игру, учение, труд, которые можно рассматривать как познавательно-оценочную, преобразующую деятельность, в которой отображается взаимодействие с окружающей действительностью.

На формирование личностных качеств у детей с нарушением зрения значительное влияние оказывает социально-психологический микроклимат в семье, школе, ближайшем окружении, который характеризуется сочувственным отношением, созданием щадящего режима. Поэтому весь комплекс воспитательных мероприятий при коррекционной и реабилитационной работе должен быть направлен на раскрытие широких возможностей слепых и слабовидящих детей, формирование у них активной жизненной позиции, предполагающей возможно полное участие в жизни, полноценный труд, независимую жизнь.

Итак, социально-реабилитационная работа с детьми с нарушениями зрения направлена на гармоничное социальное развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психологическое и физическое развитие ребенка.

С каждым днем в список запрещенных лекарств попадают все новые и новые препараты. Это не может не вызывать возмущения в связи с вопросом «А что делать, если спортсмен принимал «допинговое» лекарство и раньше, не для улучшения своих результатов, а для поддержания своего здоровья?» Одним из таких лекарств стал «Мельдоний», включенный в список допинга 1 января 2016 года. Сам по себе милдронат является жизненно-необходимым сердечным лекарством, который принимают миллионы людей, и спортсмены тоже. Такой спортсменкой стала известная теннисистка Мария Шарапова, уличенная в приеме допинга. Теннисистка принимала допинг в качестве лекарства, так как с детства имела проблемы с сердцем.

Другое такое лекарство - Эритропоэтин. Данный препарат был изобретен в 1983, и является практически полной копией природного почечного гормона. Долгое время препарат не входил в список запрещенный лекарств, как и мельдоний. Данный препарат повышает выносливость организма, за счет чего был широко применим в спорте до момента включения препарата в список допинга.

Многие спортсмены для повышения выносливости также принимали анаболики. Тестостерон и прочие анаболические препараты внесены в список допинга достаточно давно. В народе эти препараты называют «строительными гормонами.

Споры о применении допинга в спорте никогда не прекратятся. Однако и без применения различных фармакологических «стимуляторов» спортсмены способны на соперничество и победу. Список использованной литературы:

1. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник для вузов «Физ. Культура» - 2013.-480 с.

2. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для вузов - 2012. - 512 с.

3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для пед. спец. Вузов - 2012. - 480 с.

© Диярова С В., Иванова Е.В., 2016

Э. Р. Кильсенбаев

Студент 4 курса факультета философии и социологии Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматриваются некоторые технологии социальной реабилитации инвалидов, а именно: протезирование глаза, тифлотехнические средства, спорт.

Ключевые слова

Инвалид, нарушение зрения, протезирование, тифлотехнические средства, спорт.

Одним из средств реабилитации инвалидов с нарушениями зрения является протезирование глаза. Протезирование глаза уменьшает психологическую травму, способствует быстрейшей реабилитации инвалидов с данной патологией. Число нуждающихся в глазопротезной помощи в РФ составляет более 320 тыс. чел. Можно увидеть, что протезирование глаза, в какой-то мере, может уменьшить последствия инвалидности.

Необходимо отметить, что качество глазных протезов в нашей стране не вполне соответствует международным стандартам.

Отставанию в деле глазного протезирования способствует тот факт, что в отличие от большинства стран в РФ проблемой глазного протезирования занимаются лечебно-профилактические, а не специализированные центры протезирования. Все это обусловливает недостаточность обеспечения нуждающихся в протезировании: так, удовлетворение заявок на простые стандартные протезы не превышает

30-35%, а на индивидуальное протезирование - только 2,5%. Хотя с точки зрения косметического эффекта нуждаются в нем практически все 100% пациентов .

Реализация мер по реабилитации предусматривает использование инвалидами специальных технических средств. Тифлотехнические средства предоставляются инвалидам по зрению 1-2 групп, а так же детям-инвалидам дошкольного, школьного и подросткового возрастов со стойкими выраженными и значительно выраженными нарушениями функции зрения, обуславливающими ограничения основных категорий жизнедеятельности для полной или частичной компенсации способности к передвижению, самообслуживанию, ориентации.

Применение тифлотехнических средств, наряду с другими реабилитационными мерами, формирует предпосылки для достижения слепыми и слабовидящими лицами равных (со зрячими) возможностей для получения общего и профессионального образования, разностороннего развития, повышения культурного уровня, активного участия инвалидов по зрению в современном производстве и общественной жизни . Как видим, как в процессе реабилитации инвалидов других категорий, так и в процессе реабилитации слабовидящих инвалидов, также могут применяться различные технические средства.

Для незрячих спорт представляет собой прекрасное реабилитационное средство и служит основой для развития и совершенствования таких важнейших показателей жизнедеятельности человека как способность к передвижению ориентировке, развитию компенсаторных и сенсорных систем, преодолению страха. В настоящее время крупные международные соревнования среди слепых и слабовидящих проводят по следующим видам спорта: легкая атлетика, плавание, борьба вольная и дзюдо, лыжный спорт, мини-футбол. Занятия спортом, физическими упражнениями, а также танцетерапия улучшают координацию движений, помогают быстрому обучению ориентации и владению телом. Было отмечено, что физический потенциал выше у тех, кто совмещает физическую культуру с занятиями танцами. Особенность этого синтеза -гармоническое развитие тела и слуха. Те незрячие, которые занимаются физической культурой и танцами, заметно выделяются среди других. Они более общительны, раскованы, их движения более свободны, пластичны и выразительны. Это касается как слабовидящих, так и тотально слепых . Как можно увидеть, занятия спортом, физической культурой и танцами, также могут принести массу положительных результатов в процессе реабилитации, развивая как способности к ориентации и передвижениям, так и волю, целеустремленность и т.д.

Список использованной литературы:

1. Диденко Л.Н., Малюков П.И., Азанова Л.Е., Лаврентьева И.Л. Особенности реабилитации инвалидов с нарушением зрительных функций // Медико-социальные проблемы инвалидности. 2012. № 4. - С. 73-76.

2. Разумовский М.И., Кожушко Л.А., Разумовская А.М., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е. Медико-социальные проблемы офтальмопротезирования // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2014. №

3. Шурыгина Ю.Ю. Об особенностях организации социально-медицинской реабилитации // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 6. - С. 104-115.

© Кильсенбаев Э. Р., 2016

Кильсенбаев Э.Р.

Студент 4 курса факультет философии и социологии, Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВАЛИДНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация

В статье предпринимается попытка дать характеристику инвалидности как социальной проблемы.