Социальный работник. Специальность социальная работа

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • История - профильный предмет, по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

Современное общество - это живой организм, который развивается по определенным законам. Именно поэтому на повестке дня решение задач, которые связаны с индивидуальными либо социальными трудностями. Их способен благополучно решить профессионал, освоивший специальность 39.03.02 «Социальная работа».

Такая деятельность неразрывно связана с внутренней политикой государства. Поскольку без работы в этом направлении нарастает напряжение в обществе, которое выливается в актах агрессии и прочих неприемлемых формах поведения. Своевременное решение комплекса проблем помогает избегать таких инцидентов, что способствует всестороннему развитию страны.

Условия поступления

Этот курс предназначен для воспитания специалиста, который имеет наклонности и к гуманитарным, и к техническим наукам. Он хорошо оперирует точными цифрами, умеет работать с техникой, владеет социокультурными навыками. Исходя из такого направления в обучении, становится ясным, какие предметы сдают абитуриенты при поступлении:

  • история (профильный экзамен),
  • русский язык,
  • обществознание или иностранный язык (на выбор).

Будущая профессия

Получив диплом бакалавра, молодой специалист сможет реализовывать себя в разных сферах. Одно из направлений деятельности - непосредственное участие в решении проблем социального рода. Для этого придется прибегать к анализу сложившейся ситуации, прогнозировать дальнейшее развитие событий, искать альтернативные пути. В работе профессионал учитывает различные факторы, начиная от национальной принадлежности индивида, положения и заканчивая состоянием здоровья, особенностями пола и возраста.

Куда поступать

Такая специальность является весьма востребованной, поэтому освоить ее можно во многих вузах Москвы и России в целом:

  • Российский новый университет;
  • Московский социально-педагогический университет;
  • Московский гуманитарный университет;
  • Институт международных социально-гуманитарных связей;
  • Социальная гуманитарная академия.

Срок обучения

Выпускник одиннадцатого класса имеет возможность выбрать любую форму обучения, в зависимости от которой меняется и длительность курса. Очное отделение предполагает освоение программы за четыре года. Выбирая заочную, смешанную либо вечернюю форму, студенту предстоит учиться в течение пяти лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Программа бакалавриата включает в себя многие предметы, обязательные к освоению:

  • социология;
  • соц. политика;
  • социальная педагогика;
  • психология, теория и технология социальной работы;
  • информационные технологии и базы данных;
  • социальная сфера и информационные технологии.

Приобретаемые навыки

Выпускник курса - это специалист, который имеет широкий круг профессиональных компетенций:

  • предоставление социальной защиты и услуг;
  • разрешение конфликтов любого уровня;
  • профилактика социально опасных явлений;
  • консультации по социальным, психологическим, правовым, педагогическим вопросам;
  • разработка социальных программ разного уровня;
  • создание социальных проектов и участие в пилотных программах;
  • оказание психологической, первой доврачебной помощи;
  • исследовательская деятельность в сфере социологии и психологии.

Перспективы трудоустройства по профессии

Молодой специалист такого направления сможет реализовывать себя в разных сферах человеческой деятельности. Профессионалы востребованы и в государственном секторе, и в бизнес-среде.

Например, они могут заниматься государственной социальной политикой. В их ведении решение комплексных задач по организации работы предприятий разных форм собственности. В том числе, многие выпускники курса реализовывают себя в бизнесе, умея руководить коллективом. Это может быть предприятие, которое работает в сфере соц. услуг либо занимается исследовательской деятельностью и экспертизой.

Кем работают бакалавры:

Уровень оплаты труда такого специалиста зависит напрямую от места трудоустройства. Государственные органы не могут предложить высоких ставок, предлагая достойный уровень социального обеспечения. Средний уровень зарплаты - 30000. Но можно развиваться в направлении экспертизы, социальной и правовой оценки в частных структурах, зарабатывая куда больше.

Преимущества обучения в магистратуре

Чтобы освоить сферу в полной степени и рассчитывать на высокое материальное вознаграждение за свои труды, стоит поступить в магистратуру. Здесь программа дает более широкое представление о разных методах и способах получения, обработки и хранения информации по смежным вопросам. В том числе, обязательно происходит знакомство с опытом работы в социальной сфере в регионе, стране и за ее пределами.

Магистерская программа включает в себя множество практических заданий. Например, студент будет самостоятельно заниматься исследовательской деятельностью, он научится основам консультирования по профильным проблемам.

Главная задача каждого социального работника - решение конфликтных ситуаций, предоставление социальной помощи, защиты и поддержки. Получить высшееиобразование по специальности "социальная работа" можно после обучения в ВУЗе. Продолжительность и стоимость обучения зависит от выбранного учебного учреждения, формы. Код специальности "социальная работа" в программах - 39.03.02.

Специальность "специалист по социальной работе"

Включается специальность социальная работа в программы многих государственных ВУЗов, техникумов и колледжей России. Их приблизительное количество составляет порядка 210 учреждений. Поступление проводится на базе 11-ти классов. При подаче документов абитуриент должен представить сертификаты ЕГЭ по обществознанию (либо иностранному языку, либо географии), истории, русскому языку. Проходной балл может составлять от 35 до 80 (обычно 50-60). Предлагают специальность социальная работа ВУЗы по следующим направлениям:

  • Организация социального обеспечения (нормативные и правовые основы);
  • Социальная работа (общие аспекты);
  • Работа с молодежью.

Специальность "социальная работа" - ВУЗы

Поступить на специальность абитуриенты могут в такие ВУЗы:

  • Магнитогорский государственный университет,
  • Уральский колледж недвижимости и управления,
  • Екатеринбургский экономико-технологический колледж,
  • Московский гуманитарный университет и другие учреждения.

Основные направления, дисциплины специальности "социальная работа", срок и стоимость обучения

Обучаться абитуриенты могут в любой форме: очной/заочной, вечерней. Форма оплаты может быть как бюджетной (бесплатной), так и контрактной. Примерная стоимость за прохождение 4-годичных программ составляет от 40 до 120 тысяч рублей. Получить специальность специалист социальной работе бесплатно могут от 8 до 25 студентов на курсе. Объем бюджетных мест определяется количеством студентов на потоке.

Практически все дисциплины специальности социальная работа посвящены ознакомлению с правилами обеспечения поддержки и помощи населению. Поэтому по завершению обучения из ВУЗа будут выпускаться социальные психологи, конфликтологи , инспекторы, сотрудники служб помощи пенсионерам, мигрантам, детям и сложным неблагополучным семьям. Выбирая колледж специальность социальная работа, нужно помнить об особенностях программ и отличии получаемых профессий.

Программы специальности "социальная работа"

Получая высшее образование специальности социальная работа, студенты должны узнать о правилах работы с представителями разных социальных слоев. От качества обучения, умения решать сложные конфликтные вопросы, определять помощь и поддержку зависит качество работы будущего специалиста. Поэтому социальная работа специальность кем работать должна определятся студентом еще при поступлении. А сами программы должны включать и общие курсы, и специальные программы для получения узкопрофильного образования. В процессе обучения студенты будут изучать следующие дисциплины:

  1. Социальная педагогика, политика.
  2. Технологии работы и психология.
  3. Информационные технологии и базы данных (в общем).
  4. Проблемы морали и нравственности в соц. работе.
  5. Правовая основа соц. работы.

При выборе ВУЗа для поступления нужно помнить, что код специальности социальная работа 39.03.02 является общим для рассмотренных ранее профессиональных направлений.

Специальность "социальная работа" - где и кем работать

Практическая отработка осуществляется для закрепления знаний, полученных во время теоретических занятий. Проводится в государственных учреждениях, документально подтверждается договорами (заключаются между ВУЗом и организацией, в которой выполняется практика). Продолжительность занятий составляет 72 часа и состоит из трех этапов: ознакомительного, рабочего, итогового. При прохождении производственной практики студенты обязаны заполнять отчеты, дневники.

После того как студентом получена специальность социальная работа, где работать - основной вопрос многих выпускников. Специалисты могут устроиться в медицинские учреждения, центры социальной помощи, реабилитационные центры, фонды. При этом получить высшее образование дистанционно специальность "социальная работа" может каждый желающий. Стоимость семестра составит порядка 15-20 тысяч рублей. По завершению обучения студенту выдается диплом.

Возможно Вас заинтересуют.

Профессия соцработника благородна, но часто неблагодарна. Таким трудом может заниматься только психологически устойчивый человек, который готов творить добро за очень скромную плату .

В чем заключаются обязанности такого специалиста? Куда он может поступить на работу? Обязательна ли для него какая-то профильная подготовка?

Как стать социальным работником

Чтобы получить эту профессию, вовсе необязательно заканчивать вуз либо техникум. Конкуренция среди соискателей в данной сфере деятельности невелика, и работодатели обычно с удовольствием принимают желающих в штат без квалификационных «корочек».

В подобных обстоятельствах обучение ограничивается короткими курсами, реже — несколькими неделями стажировки под присмотром опытного куратора.

Обращаться нужно либо в государственные организации (местные комплексные центры по социальному обслуживанию населения, центры помощи семье и детям), либо в какие-то структуры.

Иногда соцработник может относительно удачно трудоустроиться в частный дом престарелых, в платный хоспис.

При желании, конечно, можно и поучиться. Данная специализация есть в некоторых медицинских академиях, в гуманитарных вузах

Круг обязанностей соцработника

Обязанности определяются тем, в каком учреждении трудится человек и какую именно должность он имеет.

Самый частый случай — социальная работа с выходом на дом к клиентам. В качестве клиента может выступать пожилой человек, не способный к полноценному самообслуживанию, или семья, в которой воспитывается ребенок-инвалид.

Пенсионерам и взрослым инвалидам соцработники:

  • приносят продукты на заказ;
  • прибирают в квартире;
  • готовят либо доставляют горячую пищу;
  • помогают получить и принять необходимые лекарства;
  • оплачивают коммунальные услуги.

Родителям малышей с ограниченными возможностями специалист помогает не столько участием в бытовых делах, сколько рекомендациями. Подготовленные сотрудники делают ребятам лечебный массаж, проводят для них развивающие занятия.

Социальные работники, которые не ходят на дом, отвечают за реализацию каких-либо программ непосредственно на базе центра — например, ведут клубы по интересам для пожилых людей, отвечают за программу арттерапии, организуют школу для родителей детей с психическими отклонениями.

Важнейшим плюсом профессии является ее гуманистическая ценность. Соцработник может уверенно сказать, что его жизнь есть служение людям, а не бессмысленное зарабатывание и проедание денег. Однако выдержать столь тяжелый труд удается немногим.

Далеко не все умеют преодолеть брезгливость (спросите себя, способны ли вы менять памперсы лежачему паралитику или вытирать слюнки ребенку с тяжелой формой ДЦП).

Не любому соцработнику хватает физических сил на регулярное курсирование между супермаркетами и доставку тяжелых сумок с продуктами в разные концы города.

Социальный труд предполагает постоянный стресс.

Больные и слабые клиенты порою бывают капризны. Они далеко не всегда говорят проникновенное «спасибо» за помощь.

Кем работать по выпуску из ВУЗа? В действительности, ответить на этот вопрос бывает очень трудно. Ведь даже многие преподаватели не могут однозначно ответить студентам, что ждет их впереди. Тем не менее для некоторых построение карьеры в данной области - дело довольно интересное и даже успешное. К сожалению, разных альтернатив тут мало. Вот такая жестокая специальность "Социальная работа". Кем работать после окончания ВУЗа? Давайте попытаемся разобраться в этом как можно скорее. Ведь предлагаемых вакансий не так уж и много, хотя места на должности, как правило, постоянно пустуют.

Социальный работник

Разумеется, первое место, которое только можно посоветовать - это работа социальным работником. Дело все в том, что данная вакансия не пользуется особой популярностью в России, хотя она играет важную роль для общества.

Вы закончили специальность "Социальная работа". Кем работать? Как уже было сказано - социальным работником. Что тут делать? Вы должны будете помогать людям, нуждающимся в а также выявлять и ставить их на учет. Иными словами, находиться на государственной службе по "слежке" за социальным развитием населения.

Специалист по социальной работе - это далеко не самая перспективная должность. Это показала практика. Ведь стать начальником не получится - для этого у вас должны быть связи. А вот "рядовым" сотрудником может стать каждый. Только уровень зарплат с учетом ответственности и эмоциональной нагрузки очень и очень маленький.

Политика

Работа может также заключаться и в политике. Дело все в том, что очень многие выпускники данной специальности имеют огромные перспективы личностного роста. А это, как ничто другое, поможет им добиться успехов в политике.

На практике, если честно, такая ситуация прослеживается очень редко. Ведь стандартное описание специальности не включает в себя никаких упоминаний о политической деятельности. Как правило, выпускникам говорят о том, что им удастся устроиться только в качестве рядового социального работника на каком-нибудь предприятии и работать там чуть ли не всю жизнь.

Так что, не стоит думать, что "Социальная работа" - это приговор. Вы легко сможете стать успешным политиком. Только для этого придется приложить немалые усилия. Зато результат сможет вас порадовать во всех смыслах.

Педагог

Очень распространена нынче такая вакансия, как социальный педагог. Если честно, то данная должность чаще всего встречается в детских садах. Там воспитателями зачастую становятся выпускники специальности "Социальная работа". Почему так получается?

Дело все в том, что такие сотрудники, как правило, очень быстро определяют социальные проблемы у малышей и их родителей. И при надобности ставят их на учет в качестве неблагополучной семьи. Это, в свою очередь, помогает устранить проблемы и улучшить атмосферу. И, разумеется, благоприятно влияет на ребенка.

Только вот социальная работа с детьми не особо пользуется популярностью среди выпускников и молодых сотрудников. Дело все в том, что тут вы не сможете получать высокую заработную плату. Да и с карьерным ростом дела обстоят очень туго. Таким образом, работать педагогом (социальным) способны только те, у кого "душа лежит" к данной профессии.

Сиделка

Вы закончили специальность "Социальная работа". Кем работать после выпуска? Например, у таких выпускников имеется возможность работать профессиональной сиделкой для инвалидов. Перспектива не самая лучезарная, зато вакансия данная пустует практически всегда.

Тем не менее сиделкой работать согласится далеко не каждый. Особенно если учесть, что опять же вы будете получать низкую заработную плату, зато во время рабочего дня придется выкладываться по полной программе. Зачастую сиделки к концу недели выглядят словно выжатый лимон.

Поэтому молодые выпускники не особо заинтересованы в данной вакансии. У них больший интерес вызывает вакансия "воспитатель общежития". Только вот на практике на такую должность принимают людей с огромным жизненным опытом. Обычно данная вакансия занимается исключительно женщинами после 50 лет. Так что у молодых выпускников шансов устроиться на данную вакансию крайне мало.

Психолог

Социолог-психолог - это еще одно место, которое доступно выпускникам. Но здесь дела обстоят чуть получше, чем с предыдущими вакансиями. Дело все в том, что социологом-психологом можно работать как в государственном учреждении, так и в частном. В первом случае вы будете на госслужбе, но заработная плата у вас будет мизерная. А работы - много.

Во втором же случае у вас не будет государственной службы в стаже, зато вот уровень заработной платы окажется в несколько раз выше. Кроме того, клиентура также отличается в этих двух местах. В первом случае вам, скорее всего, придется работать с неблагополучными семьями, а во втором - обслуживать элитных клиентов.

Разумеется, каждый сам выбирает, что для него лучше. Только вот на практике доказано, что социолог-психолог довольно часто выбирается в качестве частной работы, нежели государственной. И это понятно - для молодых сотрудников очень важен карьерный рост, а также уровень заработной платы, которые не удовлетворяют в государственных учреждениях.

Медицина

У вас в дипломе написана специальность "Социальная работа". Кем работать? Например, помимо всех перечисленных вакансий, вы также можете в медицинские учреждения. И тут существует несколько вариантов развития событий. Каких именно? Давайте разбираться.

К примеру, выпускники нашей сегодняшней специальности могут работать так называемым социальным медицинским работником. Данная вакансия подразумевает поддержку и помощь больным людям. К примеру, работу с алкоголезависимыми и наркозависимыми людьми, а также с инвалидами разных категорий. Это далеко не самое лучшее место для работы молодых и перспективных выпускников ВУЗов.

Также можете работать психологом в медицинском учреждении. Это более хорошее место. Обычно именно на данную должность и нанимаются сотрудники, которым важно работать в медицине, но при этом иметь диплом социолога.

Заключение

Сегодня мы с вами разобрались, что за специальность "Социальная работа", кем работать, а также какие места выбираются выпускниками чаще всего. Если честно, то на практике получается так, что по диплому данного направления мало кто работает.

Зачастую достаточно просто получить хоть какое-нибудь высшее образование, чтобы работать в том или ином месте. Например, социологи очень часто встречаются в качестве менеджеров, официантов и кассиров. То есть с данным дипломом вы можете трудоустроиться туда, куда пожелаете. Но в большинстве случаев только рядовым сотрудником.

ВВЕДЕНИЕ

Профессия -- род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы.

Логика развития профессий такова, что первоначально они возникают из конкретных потребностей людей. Затем происходит накопление практического опыта и его глубокое осмысление. Формируется теоретическая база профессиональной деятельности. Решается задача подготовки кадров. Практической деятельности специалиста дается научное обоснование, что внешне выражается в появлении профессиональных журналов, монографий, учебно-методической литературы; создаются профессиональные организации.

Профессия социального работника, имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и разные культуры. Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. В это время в Вавилоне создавались коды справедливости -- гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. В Древней Греции социальная работа была известна как "филантропия" (что в переводе с греческого означает "проявление любви в отношении человечества"), в Риме -- как "народная традиция". Древние инки процесс помощи определяли как "минка", языческие славянские племена как "слепня". Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению (призрение -- от "призреть, призревать", т. е. обратить взор) слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от знаний, жизненного опыта и профессионального мастерства этих людей.

Обучение социальной работе как профессии в Украине началось в конце 80-х гг. XX века. Тогда же появилась новая интегративная профессия "социальная работа" с множеством специализаций в зависимости от ведомственной подчиненности.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИЯ

Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза и выбора методов и средств социальной работы руководствуются не общими моральными критериями, а научно обоснованным профессиональным подходом. Социальная помощь стала рассматриваться как комбинация мер, результатом которых являются изменения как самого человека, так и социального окружения. В течение всего XIX века устанавливалось понимание социальными работниками главного тезиса: для лечения социальных болезней человека необходимо высвободить и развить, преумножить ресурсы личности и ее социального окружения, прежде всего семьи.

Современный подход в мировой практике заключается в ясном понимании того, что социальная работа является одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений. С этих позиций социальная работа является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Следовательно, применительно к современной Украине, ввергнутой в социальный передел без предварительной подготовки и добровольного согласия большей части общества, стремительное развитие социальных служб, включение в социальную работу общественных объединений, благотворительных фондов, творческих и профессиональных союзов, конфессий есть вопрос политический и один из приоритетных в сфере национальной безопасности.

Для практики социальной работы в нашей стране с момента ее зарождения и по настоящее время характерна доминирующая роль социальной педагогики. При этом важно пояснить, что понятие "социальная педагогика" нетождественно понятию "школьная социальная работа". Социальная педагогика, или педагогика отношений в социуме, рассматривается как научная основа в системе служб социальной помощи населению, позволяющая своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме.

Проблемное поле социальной работы и социальной педагогики огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения.

Профессии "социальный работник", "социальный педагог" и "специалист по социальной работе" созданы для решения социальных проблем человека и общества:

Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;

Эмоциональные и психологические проблемы;

Нужда и бедность;

Алкоголизм и наркомания;

Насилие и дискриминация;

Этнические и национальные проблемы;

Преступления и правонарушения;

Безработица и профессиональная адаптация;

Инвалидность и одинокая старость;

Жилищная проблема;

Опекунство, попечительство, усыновление;

Родительская жестокость и др.

Ошибочно полагать, будто социальная работа исчерпывается оказанием помощи людям, попавшим в беду. Вместе с тем она представляет собой и один из наиболее тонких инструментов социального контроля. Противоречие между функциями заботы и контроля, неизбежное присутствие элементов контроля в любом виде помощи -- одна из дилемм, с которой социальные работники сталкиваются повсеместно. Дилемма эта непосредственно связана с еще одной серьезной проблемой, а именно: чьи интересы социальный работник представляет в первую очередь -- государства, работодателя, клиента или общества в целом? С точки зрения системы профессиональных ценностей, социальный работник должен представлять интересы прежде всего клиента, затем -- общества и уже потом -- своей организации и государства. Такую систему приоритетов не всегда легко претворять в жизнь. Нередко социальным работникам приходится бороться за нее, опираясь на поддержку коллег и профессионального сообщества в целом.

Сегодня профессию "социальная работа" представляет веер специализаций, разновидностей: социальный педагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальный аниматор, геронтолог, социальные работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, с "группами риска", медицинский социальный работник и др.) или работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с детьми, с престарелыми и др.), либо в определенных учреждениях (социальный работник в школе, на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работник в общине, на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстремальных ситуациях, организация социальной работы).

Главная цель социальной работы -- забота о благосостоянии и раскрытие возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию. Социальные педагоги, социальные работники стремятся сделать всё необходимое для того, чтобы люди были счастливыми, довольными своей жизнью (семьей, работой, образованием, здоровьем, заработком, жильем, отдыхом и т. п.).

Пути достижения цели:

Знакомство с клиентом ("клиентом" может выступать и общество, и социальная группа, и человек), диагностика ситуации;

Выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд;

Помощь в решении проблем, реализация возможностей;

Наблюдение и забота.

Специфические ценности социальной работы:

Любовь к ближнему, сочувствие, сопереживание;

Участие;

Вера во внутренние силы клиента, в возможность изменить ситуацию;

Желание помочь и пожертвовать;

Накопление знаний;

Приобретение опыта;

Социальное творчество.

Социальный педагог, социальный работник, оказывая помощь клиенту, реализует при этом следующие функции (по В.Г. Бочаровой) :

Диагностическая -- специалист ставит "социальный диагноз", изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия его жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы;

Организаторская -- специалист организует ту или иную деятельность, влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями и благотворительными организациями;

Прогностическая -- специалист участвует в программировании и прогнозировании процесса социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе;

Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая -- специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социотерапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;

Организационно-коммуникативная -- специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом;

Охранно-защитная -- специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов.

Работник, занятый в сфере организации и управления социальной работой, обычно имеет дело с самыми разнообразными учреждениями социальной помощи, с разнопрофильной социальной работой. Имеется и специфика работы организаторов социальной помощи в различных учреждениях, прежде всего по важнейшим направлениям социальной работы:

а) помощь семье;

б) работа в экстремальных ситуациях и с "группами риска";

в) работа в здравоохранении;

г) работа в сфере образования;

д) работа в службах занятости.

Будучи сотрудниками соответствующих служб, социальные работники и социальные педагоги должны чувствовать себя в первую очередь защитниками социально уязвимых групп населения. Для того чтобы профессионально реализовать свое призвание, им необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учатся, реагируют на трудности и проблемы, как общественные условия влияют на жизнь отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием их собственной активности.

Для того чтобы помочь оказавшимся в трудном положении людям высказать свои чувства, найти возможные пути выхода из кризиса, принять соответствующее решение и провести его в жизнь, требуется не только отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает пять основных стадий (по Э. Зееру) :

1) оптация -- формирование профессиональных и личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

2) профессиональная подготовка -- формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;

3) профессиональная адаптация -- вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

4) профессионализация -- формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;

5) профессиональное мастерство -- полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности.

В настоящее время в большинстве стран мира выделяются следующие профессиональные роли социального работника :

Определитель клиента: устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности или находящихся в состоянии риска. Цель -- обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблемы;

Оцениватель: собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель -- сбор и обработка информации;

Менеджер информации: классифицирует и анализирует полученные о клиенте данные. Цель -- помощь в принятии решений для действия;

Брокер: направляет людей в службы, решающие проблемы клиента. Цель -- скоординировать работу социальных служб, дать возможность людям использовать их потенциал;

Посредник, буфер: находится между конфликтующими сторонами: двумя людьми, человеком и группой или двумя группами. Цель -- снять разногласия и научить людей работать вместе продуктивно;

Мобилизатор: организует действие групп людей для решения проблем. Цель -- объединение усилий клиентов в решении проблем;

Адвокат, защитник: борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель -- повысить качественное обслуживание, помощь клиентам, внесение изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы;

Учитель: передает людям информацию и знания. Цель -- помощь людям в развитии умения самостоятельно решать свои проблемы;

Корректор поведения: вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп. Цель -- психолого-педагогическая поддержка клиента;

Проектант сообществ: помогает в планировании групп, агентств, служб, правительств; разработке и реализации программ их деятельности. Цель -- программирование социальной работы;

Консультант: оказывает помощь другим социальным работникам или службам. Цель -- помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов;

Администратор: обеспечивает организационную и финансовую помощь учреждению или сообществу. Цель -- принятие управленческих решений.