Предпринимательская деятельность(образовательного учреждения). Коммерческая и некоммерческая деятельность в сфере образования

В соответствии со ст. 47 Закона об образовании, образовательное учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. К ней относятся реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения, торговля товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений и организаций, приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов по ним, а также ведение иных внереализационных операций, приносящих доход.

Образовательное учреждение может также вести приносящую доход деятельность по реализации производимой продукции, работ и оказанию услуг. Причем эта деятельность относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от нее доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в этом учреждении, включая расходы на заработную плату персонала.

Образовательное учреждение в своей предпринимательской деятельности приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства в области предпринимательской деятельности. При этом практический интерес вызывает вопрос о том, почему приносящая доход деятельность образовательного учреждения подвергается различной правовой оценке в зависимости от направления реинвестирования полученных средств.

Критерий реинвестирования специалисты считают спорным. Соглашаясь с тем, что его можно использовать при налогообложении с целью установления льготного налогового режима, они признают, что с гражданско-правовой точки зрения это вряд ли оправдано. «Во-первых, в области предоставления платных образовательных услуг (основных или дополнительных) образовательное учреждение – это профессионал, что является предпосылкой его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Во-вторых, для контрагентов учреждения не важно, на какие цели будут израсходованы доходы от договоров купли-продажи, производства работ, оказания услуг и иной приносящей доходы деятельности, перечисленной в п. 2 ст. 47 Закона «Об образовании», однако регулирование отношений по однородным сделкам будет различно. Так, если сделка заключается с целью непосредственного реинвестирования доходов от нее в образовательную деятельность, то она не требует признания за образовательным учреждением статуса предпринимателя и не распространяет на него действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. Если аналогичная сделка заключается с целью опосредованного реинвестирования или иной целью, то, соответственно, она свидетельствует о предпринимательской деятельности учреждения, которое должно быть зарегистрировано в качестве предпринимателя и его отношения будут регулироваться иначе. В частности, учреждение по данной сделке будет нести повышенную ответственность как любой предприниматель, действующий на условиях риска, т. е. независимо от вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ). В первом же случае ответственность строится на общих основаниях – при наличии вины. Нетрудно увидеть по данному примеру, что положение контрагента существенно меняется, его права лучше защищены во втором случае, хотя в обоих случаях он имеет дело с одним и тем же контрагентом» 74 .

Необходимо также учитывать, что с принятием Налогового кодекса, а именно, его главы 25 «Налог на прибыль» в нем не были воспроизведены действовавшие ранее специальные нормы об освобождении от налогообложения доходов, реинвестированных в образование. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривал, что бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении. В период действия указанных норм позиция налоговых органов относительно их применения не всегда была последовательной. Освобождение образовательных учреждений от уплаты налога на прибыль рассматривали как льготу по налогообложению, которая не согласуется с общими принципами налогового законодательства. В других отраслях экономики внутренне инвестирование также применяется, причем с точки зрения социальной значимости реинвестирование в здравоохранении, в области культуры не менее важно, чем в образовании. Однако законодатель установил такой льготный режим лишь для образовательных учреждений. Интересно и то, что для граждан-предпринимателей, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность, такие механизмы освобождения от налогообложения не применялись, хотя и они тоже работали в сфере образования и удовлетворяли потребности граждан в дополнительных образовательных услугах.

В главе 25 НК РФ упоминание о реинвестировании доходов в образование отсутствует. Можно сделать вывод, что налогообложение образовательных учреждений осуществляется на общих основаниях. Это означает, что объектом налогообложения, т. е. прибылью, признается доход, уменьшенный на сумму произведенных расходов. К доходам относятся как доходы от реализации, под которыми понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных (применительно к обсуждаемой проблеме - доходы от предоставления платных образовательных услуг), так и внереализационные доходы (п. 2 ст. 47 Закона об образовании). Особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков устанавливаются положениями главы 25 НК РФ. Не учитываются доходы, полученные организациями в рамках целевого финансирования. При этом ведется раздельный учет таких доходов и расходов, иначе они включаются в налогооблагаемую базу. К средствам целевого финансирования относятся средства бюджетов всех уровней, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов, грантов, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда (ст. 251 НК РФ). Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Это могут быть расходы, связанные с производством и реализацией (в частности, с оказанием услуг), расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, на научные исследования, на оплату труда и т. д. Таким образом, любая организация, уплачивая налог на прибыль, уменьшает подлежащий обложению доход на произведенные расходы, и эти расходы тоже могут рассматриваться как внутреннее инвестирование, или реинвестирование.

С другой стороны, налоговые нормы могут содержаться не только в Налоговом кодексе, но и в других законодательных актах, регулирующих определенные области общественной жизни, например, в Законе об образовании. Ст. 6 НК РФ закрепляет общие правила разрешения коллизий налоговых норм, содержащихся в данном кодексе и других нормативных актах. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим кодексу в том случае, если он издан органом, не имеющим права издавать подобные акты либо издан с нарушением законодательства; отменяет или ограничивает права налогоплательщиков либо запрещает их действия, разрешенные кодексом; противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений кодекса и в других случаях. Признание нормативного акта противоречащим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено самим кодексом. Поскольку нормы Закона об образовании не содержат положений, противоречащих Налоговому кодексу, они подлежат применению, что подтверждается и сложившейся судебной практикой. Образовательные учреждения налог на прибыль не уплачивают при условии реинвестирования дохода в образовательную деятельность. Финансовое и материальное положение образовательных учреждений в нынешних условиях таково, что они вынуждены все получаемые доходы направлять непосредственно на нужды образования, на совершенствование образовательного процесса, поэтому имеет место практически полное реинвестирование.

Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных его уставом продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от нее доход не реинвестируется непосредственно в данное учреждение и (или) непосредственно на нужды образования. В соответствии со ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке.

Учреждение – это некоммерческая организация, которая не преследует основную цель – извлечение прибыли. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 ГК РФ). Таким образом, налицо двойственность правового статуса учреждения, который обусловлен возможностью выступать в роли предпринимателя. По мнению специалистов, необходимо строго соотносить данную форму с социальной значимостью функций, для которых эта форма предназначена 75 . Однако государство и муниципальные образования сегодня не в состоянии финансировать деятельность созданных ими образовательных учреждений в полном объеме, поэтому последние вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью и оказанием платных услуг.

По нашему мнению, деятельность образовательного учреждения по предоставлению платных образовательных услуг не отвечает всем признакам предпринимательства, поскольку осуществляется особым субъектом – учреждением, по обязательствам которого субсидиарную ответственность несет собственник-учредитель.

Рассмотрим понятие образовательных услуг и порядок их предоставления. Услуга является одним из объектов гражданских прав и обязанностей (статьи 1, 128 ГК РФ), однако в гражданском законодательстве определения услуги не содержится. Е.Г. Шаблова предлагает определять услугу как «способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности, достигается в результате деятельности, допускаемой действующим правопорядком на возмездных началах» 76 . Как видим, все ученые сходятся во мнении о том, что основным признаком услуги является отсутствие овеществленного результата деятельности, своеобразная «неосязаемость» услуги. Это обусловливает сложности при определении качества услуги, особенно той, объектом воздействия которой является человек (например, медицинских, духовных, образовательных и др.). «В подобных случаях типизация критериев оценки качества и в целом удовлетворения потребностей гораздо сложнее, нежели определение и формализация, например, показателей качества товара (продукции). Переменчивость качества услуги и зависимость ее от ряда внешних (в том числе субъективных) обстоятельств требуют создания адекватного правового режима оценки качества услуг, в том числе совершенствования правовых основы сертификации услуг и выработки правовых моделей условий о качестве в обязательственном правоотношении об оказании услуг» 77 .

Все сказанное относится и к образовательным услугам , которые В.И. Шкатулла определяет как «экономическую деятельность образовательного учреждения, удовлетворяющую спрос человека на обеспечение образовательных потребностей» и подчеркивает такие их отличия от товаров, как неосязаемость, неотделимость услуги (ее производство и потребление происходит, как правило, в одно и то же время) и др. 78 . Главное, что необходимо учитывать при определении качества образовательной услуги, заключается в том, что оно не может быть обеспечено только усилиями исполнителя. Достижение запланированного результата возможно лишь при условии активного участия обучающегося в образовательном процессе. Что касается качества образовательной услуги, оно может определяться с разных точек зрения: содержательной (насколько услуга соответствует требованиям государственного образовательного стандарта); психологической (оказывается ли она в условиях психологического комфорта, исключающих насилие над личностью обучающегося); гигиенической (оказывается ли она в условиях, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям). Безусловно, перечень таких показателей можно продолжить. Мы назвали лишь основные, без достижения которых сама постановка вопроса о качестве услуги была бы бессмысленна.

Образовательные услуги могут предоставляться в различных режимах. Они могут оказываться юридическими лицами, которые не являются субъектами образовательных отношений. Так, например, коммерческая организация занимается розничной торговлей компьютерной техникой и предлагает клиентам, не обладающим навыками пользователя, курс обучения работе на приобретенном компьютере. Аналогичные услуги могут предлагать консультационные, аудиторские и другие фирмы. Обучение в данном случае не является обязательным и представляет собой некую дополнительную услугу.

Образовательные услуги в собственном смысле слова оказывают только субъекты, наделенные специальной правоспособностью, например, граждане, занимающиеся индивидуальной педагогической деятельностью и имеющие статус предпринимателя. В последнее время стали востребованными такие услуги, как репетиторство, деятельность домашнего учителя или гувернера. Эта деятельность в части реализации обучающих программ является предпринимательством в сфере образования. Она подлежит государственной регистрации и контролю. Доходы от такой деятельности облагаются соответствующими налогами. Регулирование педагогических отношений осуществляется в полном соответствии с Законом об образовании. Но, в отличие от образовательной деятельности коммерческих и некоммерческих юридических лиц, данная деятельность признается предпринимательством независимо от направления реинвестирования дохода.

Платные образовательные услуги могут предоставляться как государственными и муниципальными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Но объем таких услуг в названных видах образовательных учреждений различается. Так, ст. 45 Закона об образовании предоставляетгосударственным и муниципальным учреждениям право оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и образовательными стандартами. Это могут быть обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов и другие услуги. Стороной договора о платных образовательных услугах могут быть как юридические, так и физические лица, но получателем образовательной услуги всегда является физическое лицо, являющееся обучающимся. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, иначе заработанные средства изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд.Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения между учреждением и обучающимся (его законными представителями) регулируются договоров (ст. 46 Закона об образовании).

Правовое регулирование платных услуг различается также в зависимости от того, в какой подсистеме образования они оказываются – общего или профессионального. Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. 79 . Они распространяются на государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации и граждан, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью. При этом государственные и муниципальные учреждения могут оказывать за плату дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, в то время как негосударственные образовательные организации и граждане, занимающиеся частной педагогической практикой, вправе предоставлять платные услуги в пределах государственных образовательных стандартов.

Перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления должны закрепляться в уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций. При этом государственные и муниципальные учреждения в качестве платных образовательных услуг могут обеспечивать обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов и другие услуги. Не могут быть отнесены к платным образовательным услугам снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом, а также факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

В подзаконном акте воспроизводится общее правило предоставления платных образовательных услуг в государственных и муниципальных учреждениях, которое заключается в том, что они не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.

Если за плату оказывается дополнительная образовательная услуга, то требования к содержанию образовательных программ, специальных курсов определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами.

Организация платных образовательных услуг должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом и законом о защите прав потребителей. Образовательное учреждение, выступающее в качестве исполнителя, обязано предоставить потребителю достоверную информацию об оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Исполнитель должен сообщить необходимую информацию о себе, указать наименование (фамилию, имя и отчество – для индивидуального предпринимателя), место нахождения (юридический адрес), а также сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием их реквизитов. Потребитель должен быть осведомлен об уровне и направленности реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формах и сроках их освоения, а также о перечне оказываемых образовательных услуг и их стоимости. Кроме того, ему должны быть разъяснены порядок приема и требования к поступающим и предоставлена информация о форме документа, выдаваемого по окончании обучения. По требованию потребителя предоставляются также устав государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, другие локальные нормативные акты, основные и дополнительные образовательные программы и др.

При предоставлении платных образовательных услуг государственные и муниципальные учреждение, негосударственные образовательные организации обязаны соблюдать установленный им учебный план, согласованный с органами местного самоуправления, и расписание занятий.

Правоотношения между исполнителем и потребителем платной образовательной услуги возникают на основании заключаемого ими в письменной форме договора . Он должен содержать указания на стороны договора, условия, определяющие виды и характер услуг, сроки их предоставления, их стоимость и порядок оплаты. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой – у потребителя.

Примерная форма договора утверждается федеральным органом управления образованием. Так, примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования была утверждена приказом Минобразования РФ от 15 марта 2002 г. В случае, если обучающийся достиг возраста 14 лет, он именуются в договоре потребителем и на него возлагаются определенные обязанности, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса. Родители (иные законные представители) обучающегося именуются заказчиками. Примерная форма договора содержит перечень прав и обязанностей исполнителя, заказчика и потребителя. Так,исполнитель обязан организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг в условиях, соответствующих санитарным и гигиеническим требованиям; проявлять уважение к личности потребителя, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия. Образовательное учреждение обязано сохранить за обучающимся его место в случае болезни, лечения, карантина, отпуска

родителей, каникул и в других случаях пропуска занятий по уважительным причинам. Образовательный процесс должен быть организован с учетом индивидуальных особенностей обучающегося. Исполнитель должен уведомить заказчика о нецелесообразности оказания потребителю образовательных услуг в объеме, предусмотренном договором, вследствие его индивидуальных особенностей, делающих невозможным или педагогически нецелесообразным оказание данных услуг.

Заказчик обязан своевременно вносить плату за предоставленные услуги, сообщать руководителю учреждения об изменении контактного телефона и места жительства, а также об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях, проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу. Родители (иные законные представители) должны обеспечить обучающегося за свой счет предметами, необходимыми для надлежащего восприятия образовательных услуг, в количестве, соответствующем его возрасту и потребностям. По просьбе администрации образовательного учреждения они обязаны приходить для беседы, если имеются претензии к поведению обучающегося или его отношению к получению дополнительных образовательных услуг.

Потребитель обязан посещать занятия, указанные в учебном расписании, выполнять задания по подготовке к занятиям, соблюдать учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу и другим обучающимся, не посягать на их честь и достоинство, бережно относиться к имуществу учреждения.

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем. По требованию потребителя или исполнителя составляется смета, которая становится частью договора.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и потребитель несут ответственность , предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.

Потребитель , обнаружив недостатки оказанных ему образовательных услуг, вправе по своему выборупотребовать :

а) безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;

б) соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Если в установленный договором срок недостатки не были устранены либо имеют существенный характер, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.

Если исполнитель своевременно не приступил к оказанию образовательных услуг или если во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что оно не будет осуществлено в срок, а также в случае просрочки оказания образовательных услуг потребитель вправе по своему выбору:

а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг;

б) поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

Практические все, изложенное выше, может быть отнесено к платным образовательным услугам, оказываемым в системе профессионального образования . Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 16 декабря 1998 г. «О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ» 80 . Все учебные мероприятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами среднего и высшего профессионального образования, включая ликвидацию академической задолженности, пересдачу контрольных работ, коллоквиумов, зачетов, курсовых и государственных экзаменов, лабораторных, практических работ, прохождение производственной (профессиональной) и научно-исследовательской практик, относятся к основной деятельности учреждений профессионального образования.

Также не могут рассматриваться в качестве платных услуг проведение вступительных испытаний, оформление документов при проведении вступительных испытаний и зачисление в средние специальные и высшие учебные заведения, перевод из одного образовательного учреждения в другое, с одной формы обучения на другую, с одной образовательной программы на другую, восстановление, психологическая аттестация. Поэтому взимание платы за все вышеперечисленные услуги не допускается.

Государство регулируется платные образовательные услуги в системе профессионального образования, в том числе посредством их квотирования, предусмотренного п. 10 ст. 41 Закона об образовании. Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Прием обучающихся в такие учреждения для подготовки специалистов в области юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления на платной основе не может составлять более 50 процентов приема обучающихся по каждому направлению подготовки (специальности). При этом прием на платное обучение иностранных граждан не ограничивается. Подчеркнем, что до 28 июня 2002 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 25 июня 2002 г. о внесении изменений в образовательное законодательство, указанная квота составляла 25 %. Итак, квотирование касается только государственных и муниципальных учреждений, которые осуществляют подготовку по наиболее престижных направлениям и специальностям (юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление) по договорам с гражданами и негосударственными организациями.

Н.Н. Тарусина расценивает это квотирование как «безусловное и вопиющее ограничение правоспособности государственного вуза; ограничение конституционного права на высшее образование по своему выбору и на конкурсной основе». Кроме того, нарушается законодательство о свободе конкуренции. Она делает вывод, что квотирование образовательных услуг в данном случае является «откровенно протекционистской мерой в пользу частного (исключительно платного) образования» 81 .

Введение таких ограничений обусловлено, скорее всего, желанием оптимизировать ситуацию на профессиональном рынке труда по соответствующим специальностям, на котором наблюдается превышение предложения над спросом. С другой стороны, подготовка по данным специальностям открывает широкие перспективы самостоятельной занятости, поэтому в течение последних нескольких лет на рынке образовательных услуг держится повышенный, если не сказать ажиотажный спрос на данные направления подготовки. Объем платных услуг, оказываемых государственными вузами по указанным специальностям, резко возрос, а доходы от их оказания стали превышать, а в ряде случаев замещать бюджетное финансирование. Поэтому данные ограничения на практике реализуются крайне редко 82 .

Увеличение объема платных образовательных услуг вызвано еще и тем, что по названным престижным направлениям и специальностям подготовки контрольные цифры по приему на обучение с финансированием его из бюджета были сокращены. Сработал один из основных законов рынка – спрос рождает предложение. Вузы начали вести прием на коммерческое обучение, зачастую нарушая при этом лицензионные требования о предельной численности обучающихся. Это во многих случаях приводило к ухудшению качества образовательных услуг, обостряло проблему нехватки учебных площадей, библиотечного фонда, мест в общежитиях, создавало трудности при составлении расписания занятий. Проблема кадрового обеспечения учебного процесса решалась либо за счет увеличения нагрузки штатных преподавателей, либо за счет привлечения совместителей и почасовиков, которые в среднем имеют более низкую квалификацию. В связи с чем цели, которые, возможно, преследовал законодатель при введении ограничений на предоставление платных услуг в системе среднего и высшего профессионального образования, могли быть достигнуты иными способами, которые в большей степени соответствовали бы духу и букве закона. В частности, можно было бы усилить контроль за соблюдением лицензионных требований и обеспечением качества образовательных услуг, одновременно с этим сохраняя число бюджетных мест для подготовки по престижным специальностям. Кроме того, надо учитывать, что оптимизации ситуации мог бы способствовать механизм саморегулирования на рынке труда (хотя, конечно, не стоит преувеличивать его эффективность). В условиях возрождения производственных предприятий нашей страны все более востребованными становятся специалисты технических профессий, поэтому спрос на гуманитарные и технические специальности в ближайшие годы будет выравниваться, и в квотировании образовательных услуг отпадет необходимость.

Анализируя проблемы, возникающие при оказании платных образовательных услуг, нельзя обойти вопрос об использовании получаемых образовательными учреждениями средств. В большинстве случаев договоры на предоставление платных образовательных услуг составляются с предельно общими формулировками. «Руководство образовательных учреждений сосредоточивает средства, полученные от оказания платных образовательных услуг, в своем распоряжении, нередко направляя их мимо клиентов, т. е. не только на возмещение затрат по обучению конкретного студента (слушателя) (улучшение материальной базы, доплаты работникам, не связанным с организацией учебного процесса). Это противоречит самому существу договора и является основанием для соответствующих внесудебных или судебных гражданско-правовых притязаний заказчика» 83 . Качество услуги от этого может снижаться.

Развитию платных образовательных услуг должно способствовать не только повышение их качества, но и предоставление определенных налоговых льгот физическим и юридическим лицам, которые заключают соответствующие договоры. В частности, такого рода поддержка направлена на развитие дополнительного образования в форме подготовки и переподготовки кадров организаций. Так, например, согласно ст. 264 НК РФ, расходы налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями учитываются при уменьшении доходов при обложении налогом на прибыль. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

1) образовательные услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими лицензию) или иностранными, имеющими соответствующий статус;

2) подготовку или переподготовку проходят работники, состоящие в штате;

3) программа подготовки способствует повышению квалификации и более эффективному использования специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика. Не признаются расходами на подготовку кадров расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, а также расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг, с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования.

Физическим лицам предоставляется социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной ими в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, а также за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях. Такой вычет производится в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 тыс. рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (ст. 219 НК РФ). Условиями его предоставления являются наличие у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, и представление налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение. Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения. Основанием для его предоставления является письменное заявление налогоплательщика, поданное в орган Министерства по налогам и сборам одновременно с налоговой декларацией по окончании налогового периода. Кроме того, к заявлению необходимо приложить справки о доходах родителя-налогоплательщика и об оплате обучения (по форме, утвержденной приказом Министерства по налогам и сборам, согласованным с Минобразованием от 27 сентября 2001 г.), а также копии договора с образовательным учреждением, платежных документов, подтверждающих внесение или перечисление денежных средств по данному договору и свидетельства о рождении ребенка 84 .

Вопросы для контроля

    Каким образом осуществляется финансирование образовательных учреждений?

    Какое значение для финансирования образовательного учреждения имеет факт его государственной аккредитации?

    Возможна ли приватизация образовательных учреждений? Дайте комментарии действующего законодательства по данному вопросу.

    Сформулируйте определение образовательной услуги.

    Является ли деятельность образовательного учреждения по оказанию платных образовательных услуг предпринимательской?

    Назовите известные вам особенности налогообложения образовательных учреждений.

    Как вы относитесь к проблеме квотирования образовательных услуг?

Тема 5

Организация образовательного процесса

    Понятие образовательного процесса и основные требования к его организации.

    Прием в образовательные учреждения.

    Аттестация обучающихся.

    Единый государственный экзамен.

    Документы об образовании.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие бюджетного учреждения, его правовой статус и особенности финансирования. Характеристика бюджетных учреждений в качестве плательщиков налогов и сборов. Анализ практики финансирования бюджетных учреждений на примере ГОУ "Детский сад № 2240".

    дипломная работа , добавлен 22.07.2010

    Общее понятие казенных и бюджетных учреждений. Особенности налогообложения государственных и муниципальных учреждений НДС. Специфика применения налога на прибыль. Порядок составления налоговых деклараций и отчета о целевом использовании имущества.

    реферат , добавлен 16.09.2014

    Структура Отделения Пенсионного фонда. Задачи и функции его служб и отделов. Квалификация доходов бюджетных учреждений в законодательстве. Целевые средства и поступления, которые не облагаются налогом на прибыль и доходы, подлежащие налогообложению.

    отчет по практике , добавлен 26.11.2013

    Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений. Анализ финансирования общеобразовательного учреждения МОУ "Лицея" в современных условиях. Разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2010

    Понятие бюджетного учреждения. Основные источники формирования и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений. Социальная политика в Хабаровском крае как важная часть деятельности бюджетных учреждений. Анализ доходной части организации.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2014

    Сущность, значение бюджета и принципы его формирования. Закономерности функционирования бюджетных учреждений. Порядок финансирования расходов учреждений в условиях казначейской системы. Динамика и структура доходов и расходов бюджетных учреждений.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Понятие и сущность бюджетных учреждений, сущность и классификация их расходов, подходы к планированию. Анализ общих показателей результативности использования бюджетных средств в исследуемом учреждении, разработка предложений по оптимизации расходов.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2016

Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений
в свете нового бюджетного законодательства

Приоритетным правовым ориентиром в деятельности бюджетных учреждений всегда было бюджетное законодательство. Государственной Думой 13 апреля 2007 года был принят Федеральный закон от 26.04.2006 N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации“ (далее - Закон 63-ФЗ). Основные положения закона вступают в силу с 1 января 2008 года, за исключением отдельных положений, действующих со дня официального опубликования закона, и ряда положений, которые начнут действовать в более поздние сроки.

В данной статье рассмотрены нормы БК РФ о платных услугах бюджетных учреждений на основе сравнения с действующими нормами бюджетного законодательства.

Бюджетное законодательство состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах соответствующих субъектов, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и правовых актов представительных органов муниципальных образований. Общие принципы бюджетного законодательства устанавливает БК РФ, поэтому федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, не должны ему противоречить. Это положения ст. 2, 3 БК РФ, которые не претерпели смысловых изменений.

Бюджетное учреждение

Сначала следует указать, что несколько видоизменилось определение бюджетного учреждения. Из ст. 161 “Бюджетное учреждение“ БК РФ действующей редакции оно перекочевало в новую редакцию ст. 6 “Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе“.

Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Новое определение отличается формулировкой функций бюджетного учреждения. Так, согласно действующей редакции БК РФ бюджетные учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Цель создания учреждений (осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера) и лица, которыми оно может быть создано (в том числе Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием), указаны в ст. 120 “Учреждения“ ГК РФ. Поэтому новое определение бюджетного учреждения в БК РФ указывает только на его основную функцию (оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам) и основание ее осуществления (государственное либо муниципальное задание). В ст. 6 БК РФ, соответственно, приведено понятие государственных (муниципальных) услуг и государственного (муниципального) задания.

Государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам - услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления). Отсюда следует, что отличительной особенностью государственных (муниципальных) услуг является их безвозмездный характер оказания. Допускается предоставление платных услуг, но по ценам, которые устанавливает государство. И в том и в другом случае они должны быть оказаны в рамках государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг.

Также в новой редакции кодекса унифицировано положение о праве бюджетных учреждений получать кредиты. Действующая редакция БК РФ гласит, что бюджетное учреждение не может получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы РФ. Новая редакция БК РФ запрещает бюджетным учреждениям получать кредиты вообще и предоставлять им субсидии и бюджетные кредиты в частности (п. 4 ст. 161 новой редакции БК РФ).


Смета доходов и расходов
по предпринимательской деятельности

Статья 161 БК РФ в новой редакции посвящена особенностям правого положения бюджетных учреждений. С 1 января 2008 года бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящем Кодексом (абз. 2 п. 1 ст. 16 новой редакции БК РФ).

Понятие “бюджетная смета“ также дано в ст. 6 БК РФ.

Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

Заметим, что новая редакция ст. 161 БК РФ не содержит обязательства отражения в смете доходов и расходов бюджетного учреждения доходов, полученных от предпринимательской деятельности, в том числе от оказания платных услуг, других доходов, полученных от использования государственной или муниципальной собственности, как указано в п. 3 ст. 161 действующей редакции БК РФ. Среди понятий и терминов новой редакции кодекса (ст. 6 БК РФ) также отсутствует понятие “смета доходов и расходов по внебюджетной деятельности“ или “смета доходов и расходов по предпринимательской деятельности“. Однако это не означает, что с 2008 года можно будет не составлять смету доходов и расходов по платным услугам. В настоящее время для федеральных государственных учреждений обязанность представления сметы доходов и расходов по предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности в ОФК закреплена не только в БК РФ, но и в Постановлении Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2007 год“.

По мнению автора статьи, в будущем ее тоже необходимо составлять. Дело в том, что заключительная статья Закона N 63-ФЗ содержит упоминание о федеральном законе, определяющем особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности (п. 10 ст. 5 Закона N 63-ФЗ). А это значит, что в скором времени должен появиться закон (назовем его законом о платных услугах бюджетных учреждений), в котором должны быть сформулированы правовые основы оказания платных услуг бюджетными учреждениями. Соответственно, такой закон может содержать нормы о смете доходов и расходов по внебюджетной деятельности. К заключительной статье 5 Закона N 63-ФЗ мы еще вернемся. Здесь же отметим, что до вступления в силу федерального закона, упомянутого в п. 10 ст. 5 Закона N 63-ФЗ (закона о платных услугах бюджетных учреждений), бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать в целях обеспечения своей деятельности полученные от оказания платных услуг денежные средства, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения (пп. 3 п. 11 ст. 5 Закона N 63-ФЗ).

То есть, для того чтобы бюджетное учреждение могло использовать денежные средства, полученные от оказания платных услуг, необходимо внести это положение в устав и получить генеральное разрешение главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Но и это еще не все. Главное - бюджетное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения (пп. 4 п. 11 ст. 5 Закона N 63-ФЗ).

В заключение этого раздела обращаем внимание читателей на то, что положения о самостоятельности бюджетных учреждений в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, в новой редакции БК РФ нет.


Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений

Доходы (результаты) предпринимательской деятельности бюджетных учреждений относятся к не налоговым доходам бюджетов. В списке не налоговых доходов действующей редакции БК РФ не значатся доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности. Им посвящена отдельная ст. 43 БК РФ, по смыслу которой они также учитываются в доходах соответствующих бюджетов и относятся к не налоговым доходам. Поэтому она в новой редакции кодекса признана утратившей силу, а перечень не налоговых доходов содержится в ст. 41 БК КФ, изложенной в новой редакции.

Обратите внимание: вопрос, подлежат ли доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений налогообложению, решен однозначно. Все перечисленные ниже доходы учитываются в составе неналоговых доходов бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Об этом говорится в отношении каждого вида указанных ниже доходов (п. 3 ст. 41 новой редакции БК РФ).

Кроме того, пунктом 5 названной статьи установлено, что при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности об его исполнении доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности включаются в состав доходов бюджета с учетом п. 3 ст. 41 БК РФ, то есть после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством. Однако при этом следует иметь в виду, что в соответствии с заключительной статьей Закона N 63-ФЗ п. 5 ст. 41 БК РФ (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального имущества) имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениями, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности) применяется со дня вступления в силу федерального закона о платных услугах бюджетных учреждений.

В соответствии со ст. 41 новой редакции БК РФ к не налоговым доходам бюджетов в части предпринимательской деятельности бюджетных учреждений*(1) относятся:

Доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности;

Доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и камней), находящихся в государственной или муниципальной собственности;

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

Отдельно приведен перечень доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 42 БК РФ). Перечень указанных доходов остался прежним, однако их формулировка стала более четкой:

доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными кредитами;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Из приведенного списка для бюджетных учреждений актуальны доходы в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества. Дело в том, что ст. 33 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“ и постановление правительства, принятое в исполнение указанного закона, предписывают учитывать доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания российских академий наук, образовательным и архивным учреждениям, в полном объеме в доходах федерального бюджета и отражать в сметах доходов и расходов указанных учреждений. Поступившие средства отражаются на лицевых счетах бюджетных учреждений, открытых в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Минфином*(2). Указанные средства направляются на содержание учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования и развития их материально-технической базы. Поскольку на практике доходы от сдачи в аренду имущества сразу поступают на бюджетные лицевые счета, учреждения не имеют возможности уплатить налог на прибыль с указанных доходов. Здесь и лежит камень преткновения, ведь в соответствии с налоговым законодательством доходы от сдачи имущества в аренду учитываются в составе внереализационных доходов и подлежат обложению налогом на прибыль (п. 4 ст. 250 НК РФ). Кроме того, положения БК РФ и до внесения в него изменений предписывали учитывать доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (в том числе средства в виде арендной или иной платы), в составе доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов (абз. 9 п. 1 ст. 42 действующей редакции БК РФ).

Как уже указывалось, бюджетное законодательство состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, которые не должны противоречить БК РФ. В случае противоречия между кодексом и принятыми нормативными правовыми актами применяются положения Бюджетного кодекса. Следовательно, в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством доходы от предоставления государственного имущества в аренду подлежат обложению налогом на прибыль.

Однако можно предположить что словосочетание “в полном объеме“, указанное в Федеральном законе “О федеральном бюджете на 2007 год“, не исключает уплату налогов с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление соответствующим федеральным государственным учреждениям. При изучении Закона N 63-ФЗ обращает на себя внимание тот факт, что, в частности, в новой редакции изложен абз. 2 п. 1 ст. 51 БК РФ в отношении источников формирования не налоговых доходов федерального бюджета. С 2008 года он будет формироваться, в том числе, за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100%.

Действующая редакция указанного абзаца гласит, что не налоговые доходы федерального бюджета формируются также за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности (за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений), доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме.

Смысл этого абзаца в новой редакции такой же, как и прежде: не налоговые доходы от использования государственного имущества учитываются в доходах федерального бюджета по нормативу 100%, то есть указанные доходы не должны распределяться между бюджетами бюджетной системы РФ. И выражение “в полном объеме“ в действующей редакции указанного абзаца ст. 51 БК РФ означает лишь то, что доходы от использования государственного имущества идут исключительно в федеральный бюджет, и совсем не означает, что они не должны облагаться налогами. Возможно, именно такой смысл словосочетания “в полном объеме“ заложен законодателями в Федеральном законе “О федеральном бюджете на 2007 год“.

Кроме того, зададимся вопросом: может ли бюджетное законодательство регулировать вопросы налогообложения субъектов бюджетного процесса? За ответом обратимся к ст. 1 “Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации“ БК РФ в новой редакции. К бюджетным правоотношениям относятся:

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности
Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Таким образом, вопросы налогообложения бюджетных организаций БК РФ не регулирует. Общие принципы налогообложения устанавливает Налоговый кодекс. Кроме того, в ст. 53 БК РФ указано, что установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

По Закону РФ об образовании (1992) образовательные учреждения вправе вести П.д., предусмотренную его уставом. В своей П.д. они приравниваются к предприятиям и попадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. К П.д. относятся: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, торговля покупными товарами, оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений (в т.ч. образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним и др. Учредители или органы местного самоуправления вправе приостановить П.д., если она идёт в ущерб образовательной деятельности, до суда по этому вопросу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 212-213)

  • - - группа работников школы, основной профессиональной функцией которых является управленческая деятельность...
  • - - в Рос. Федерации осн. форма государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Введена по Закону об образовании РФ...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - По Закону РФ об образовании негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с учащихся за образовательные услуги, в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - педагогически и гигиенически обусловленная организация труда и отдыха учащихся и педагогического коллектива в интересах эффективного образовательного процесса...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - документ, определяющий порядок деятельности образовательного учреждения. В У. указываются: наименование, место нахождения, статус, учредитель и организационно-правовая форма образовательного учреждения...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - организации или отдельные лица, выступающие официальными организаторами данного образовательного учреждения...

    Педагогический терминологический словарь

  • - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли...

    Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или...

    Словарь юридических терминов

  • - по законодательству РФ в обяза- тельном порядке должен содержать: 1) наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения; 2) наименование учредителя...

    Финансовый словарь

  • Большой бухгалтерский словарь

  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО...

    Большой экономический словарь

  • - инициативная самостоятельная хозяйственная деятельность граждан, имеющая целью получение дохода...

    Экономический словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

"Предпринимательская деятельность(образовательного учреждения)" в книгах

Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения

Из книги Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Коллектив авторов

Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и

1.1. Выбор образовательного учреждения: необходимая информация

Из книги Защита интересов школьников и студентов при получении образования автора Агешкина Наталья Александровна

1.1. Выбор образовательного учреждения: необходимая информация Престиж образования в нашей стране с каждым годом неуклонно возрастает. Большинство работодателей предпочитают видеть на рабочих местах квалифицированных специалистов, имеющих как минимум среднее

автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 11. Учредитель образовательного учреждения (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Учредителем образовательного учреждения (далее – учредитель) могут быть:(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1) органы государственной власти, органы местного

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 13. Устав образовательного учреждения 1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;2) учредитель;3) организационно-правовая форма

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 03.11.2006

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 43. Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами 1. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.(п. 1 в ред.

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 46. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения 1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 47. Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его

8.3. Разработка плана маркетинга образовательного учреждения

Из книги Маркетинг образования автора Ванькина Инна Вячеславовна

8.3. Разработка плана маркетинга образовательного учреждения План маркетинга – это комплекс базовых маркетинговых решений, вытекающих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей образовательного учреждения и направленных на достижение его главных целей.

3.3. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения. Социальная защита и самозащита учащихся

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

3.3. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения. Социальная защита и самозащита учащихся Профессиональная деятельность педагога-психолога предполагает обеспечение гармонизации социальной среды образовательного учреждения, социальную защиту

1.2. Практикум «Анализ внешнего окружения деятельности частного образовательного учреждения»

автора Мансуров Руслан Евгеньевич

1.2. Практикум «Анализ внешнего окружения деятельности частного образовательного учреждения» В качестве примера реализации предлагаемого алгоритма анализа внешнего окружения рассмотрим деятельность Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и

2.2. Практикум «Анализ ресурсов и способностей частного образовательного учреждения»

Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич

2.2. Практикум «Анализ ресурсов и способностей частного образовательного учреждения» Итак, переходим от слов к делу! Или от конкретных, но все же теоретических выкладок о том, как проводить анализ возможностей организации, к примеру их практической реализации.В качестве

3.2. Практикум «Применение SWOT-анализа к деятельности частного образовательного учреждения»

Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич

3.2. Практикум «Применение SWOT-анализа к деятельности частного образовательного учреждения» Ну, а теперь на практике, возвращаясь к нашей исследуемой организации, в качестве которой был выбран частный вуз – «Институт экономики, управления и права». Отметим, что все

4.6. Практикум «Пример формирования стратегии развития частного образовательного учреждения»

Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич

4.6. Практикум «Пример формирования стратегии развития частного образовательного учреждения» 4.6.1. Идентификация вариантов стратегии развития На основе проведенного стратегического анализа текущей ситуации сформулируем основные варианты стратегического развития

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ

В. СЕМЕУСОВ

В. Семеусов, заведующий кафедрой Иркутской государственной экономической академии, доктор юридических наук, профессор.

А. Эйнштейн заметил, что все в этом мире меняется быстро, кроме сознания и психологии людей. Сравнительно недавно на вопрос "Может ли университет заниматься торговлей или предпринимательством?" ответ был категоричным и резко отрицательным. Вспоминали, что еще Иисус Христос изгнал торговцев из храма. А университет, образно говоря, - храм науки и знаний. И это мнение было основано на законе. Но пришли другие времена, появились иные правила, а правовое сознание по инерции консервативно. Известно, конечно, что принят новый Гражданский кодекс РФ, и по этому Кодексу высшие учебные заведения, будучи учреждением, т.е. особым субъектом права, признаются некоммерческими организациями. Последние в отличие от коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК).

Правовой стереотип - вузы не вправе заниматься бизнесом - был поколеблен, но не разрушен, поскольку установлены ограничения для ведения предпринимательской деятельности. Критерии, правда, весьма абстрактные, а потому на практике трудно различимые. Этим, в частности, можно объяснить и тот факт, что в последнее время нередки случаи привлечения руководителей вузов к уголовной ответственности в связи с заключенными ими сделками. Но для правильной квалификации необходимы познания в области хозяйственного права, ибо установление объективной стороны каждого конкретного хозяйственного преступления, коррупции предполагает тщательный анализ и толкование хозяйственного законодательства.

При раскрытии хозяйственных (экономических) преступлений следователи все чаще назначают научную хозяйственно - правовую, цивилистическую экспертизу. Она необходима, например, при уголовно - правовой оценке сделок, совершаемых руководителем вуза при занятии предпринимательской деятельностью и попавших в поле зрения правоохранительных органов.

Насколько применимы здесь общие гражданско - правовые нормы? Недоразумения, а порой и ошибки, начинаются с того, что казусы из практики хозяйственной, предпринимательской деятельности вузов пытаются решать, ссылаясь на общие законы, на ГК РФ. Между тем законодательство в области высшего образования именуется вузовским законодательством. Оно состоит из федеральных законов о высшем образовании, правовых актов Минобразования, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской федерации. Отсюда следует, что правовой статус образовательного учреждения определяется специальным законодательством, сочетающим элементы публичного и частного права.

В соответствии с вузовским законодательством образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. Так, в соответствии со ст. 47 Закона "Об образовании" к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; ведение приносящих доход иных предусмотренных уставом работ, услуг.

Вправе ли вуз предусмотреть в своем уставе занятие такими видами предпринимательской деятельности, которые не названы в законе? Иначе говоря, вправе ли учреждение, коим несомненно является вуз, заниматься любыми иными видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом? Очевидно, нет. И вот почему. Образовательное учреждение обладает специальной (уставной) правоспособностью. Это означает, что оно вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в его уставе. В свою очередь в этом документе могут быть зафиксированы только такие виды предпринимательской деятельности, которые прямо разрешены законом. Так, если заходит речь о внешнеэкономической деятельности образовательного учреждения, упоминают законоположение: образовательные учреждения имеют право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями (ст. 57 Закона "Об образовании"). Его трактуют в том смысле, что в данном случае имеется в виду установление "связей" в области науки, образования и в иных сферах интеллектуальной деятельности, где действуют авторское, патентное право и право интеллектуальной собственности.

Но к этому нужно добавить, что согласно ст. 58 Закона "Об образовании" образовательные учреждения имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской федерации. Валютные средства, полученные образовательным учреждением от внешнеэкономической деятельности, принадлежат ему на праве собственности или поступают в его оперативное управление и изъятию не подлежат.
Юристы полагали, что финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах только с разрешения собственника. Однако в настоящее время такое разрешение не требуется для образовательного учреждения, которое вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций только своей собственностью (п. 4 ст. 43 Закона "Об образовании").

Соучредителем и пайщиком банков вправе быть учреждение (вуз) как юридическое лицо, интересы которого представляет его руководитель. Однако известны случаи участия в числе учредителей, в совете директоров, в уставном капитале коммерческого банка персонально руководителей вуза с использованием денежных или иных средств учреждения и получающих за счет этого личные доходы, не передаваемые учреждению. Такая "изобретательность" граничит с преступлением.

Государственное высшее учебное заведение с согласия Минобразования сдает в аренду имущество и получает доход. Обязано ли оно передавать часть дохода министерству? Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что правоположение в п. 5 ст. 43 Закона "Об образовании" изложено так: образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода, и в этом случае собственник получает право на часть дохода.

Между тем деятельность учреждения, как и любой иной коммерческой организации, должна подчиняться следующему принципу: тот, кто учредил данную организацию, наделив ее имуществом и утвердив устав, не вправе прямо или косвенно участвовать в ее доходах. Иными словами, учредитель некоммерческой организации не выступает по отношению к ней в качестве предпринимателя. В ГК вуз признается некоммерческой организацией. Казалось бы, логично считать, что этот принцип функционирования некоммерческой организации применяется к вузу, так как оно такой организацией и является. Но согласно ст. 48 ГК к юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, относятся: общественные и религиозные организации (объединения); благотворительные и иные фонды; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Что касается образовательных учреждений, то их учредители имеют право собственности и иное вещное право. Значит, собственник вправе претендовать на часть дохода.

Еще один спорный вопрос. Нарушает ли вуз Закон, когда создает в своей структуре юридические лица под различными фирменными наименованиями? Ответ можно дать отрицательный. По Закону "Об образовании" в своей предпринимательской деятельности вуз приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. Это означает, что к такой деятельности образовательных учреждений применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Последние же вправе создавать другие юридические лица.

Таким образом, учреждение вправе само создавать другие юридические лица, но лишь на базе обособленного, персонифицированного имущества, полученного на доходы от предпринимательской деятельности и имеющего вследствие этого особый правовой режим. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность вуза, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.