Гармонизации жизни: Ведение дневника по методу Айры Прогоффа. Дневниковый метод в изучении пользовательского опыта

Название

Принцип

Опосредственное – Непосредственное

(Косвенное - Контактное)

По форме контакта

Полевое - Лабораторное

(Естественное - Экспериментальное)

По условиям деятельности

Открытое - Скрытое (Инкогнито)

По характеру взаимо­действия с объектом

Включенное - Невключенное

Случайное - Целенаправленное

Сплошное - Выборочное

По упорядоченности

Произвольное - Структурированное

Констатирующее - Оценивающее

По фиксации результатов

Преимущества метода заключаются в том, что

1) собираются факты естественного поведения человека;

2) человек воспринимается как целостная личность;

3) отражается контекст жизни субъекта.

Недостатками являются:

1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями,

2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию,

3) отсутствие возможности повторного наблюдения,

4) фиксация результатов в описательной форме.

Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить объективность по­средством нескольких одновременных фиксаций, систематич­ность, стараясь избегать больших перерывов и маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, или in пользуя технику фиксации наблюдаемых явлений. В возраст­ном психологии наблюдение часто оказывается основным методом исследования.

В психологии вариантом наблюдения является самонаблю­дение (см. ниже Интроспективные методы).

Эксперимент - метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. В отличие от наблюдения, эксперимент изучает не спонтанные, а реактивные проявления человека. Особенность эксперименталь­ного метода в психологии состоит в невозможности прямого изу­чения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. Т.е., что бы мы ни пытались из­мерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъектив­ных реальностей, проецируемых на результаты по крайней мере тре­мя людьми: самим испытуемым, экспериментатором-интерпрета­тором и создателем используемой методики (теста).

Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психиче­ский процесс; 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

К недостаткам относятся 1) исчезновение естественности про­цесса, 2) отсутствие целостной картины личности человека, 3) необходимость специальной техники, 4) отрыв от естествен­ного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор боль­ше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.).

Существует несколько видов эксперимента. Лабораторный, как правило, проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии. Лабораторные опыты чаще касают­ся физиологических или нейропсихологических переменных. Естественный эксперимент, введенный в научный обиход А.Ф. Лазурским, максимально приближен к условиям обычной деятель­ности человека, который может и не знать о факте своего участия в опыте. Например, З.М. Истомина, изучая объем кратковремен­ной памяти дошкольников, получала существенно различные результаты в случае прямой инструкции (вспомнить слова, которые были названы), и в условиях игровой деятельности («ку-! пить в магазине» различные овощи) .

Камерный эксперимент занимает промежуточное положение между лабораторным и естественным 13 .

Формирующий эксперимент подразумевает не только конста­тацию некоторого положения дел, но и его изменение (например, удостоверившись, что высокая тревожность связана с низкой ус­певаемостью школьников, для них проводят тренинг увереннос­ти в себе, который может быть отнесен к формирующим экспе­риментам). Вариантом формирующего является психолого-педа­гогический эксперимент, направленный чаще всего на апробацию метода обучения (после этой апробации метод начинает называть­ся программой).

Эксперимент может проводиться индивидуально или в груп­пе, краткосрочно или длительно.

Моделирование - воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть инду­цирование настроения: изменение фона настроения испытуемо­го посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр.

"Так, например, Е.В. Субботский, используя этот метод, успешно исследо­вал развитие морального поведения дошкольников. Для этой цели ребенка приглашали в комнату методиста-психолога в детском саду и рассказывали ему следующую историю. «Как-то раз в детский сад пришел дядя, позвал к себе маленького мальчика и попросил переложить шарики от пинг-понга лопаткой из ведерка в банку, пообещав ему за это конфету. А сам ушел в другую комнату. Мальчик хотел переложить шарики лопаткой, но у него не получилось. Тогда он переложил шарики рукой, хоть это и было запрещено, потом съел конфету. Как ты думаешь, правильно ли поступил мальчик?». Затем ребенок помещался в аналогичную описанной ситуацию, а экспери­ментатор осуществлял наблюдение через дырочку в экране, закрывавшем вход в комнату . В отличие от описанных ниже дилемм Ж. Пиаже, это эксперимент, а не моделирование, поскольку ребенок не воображает неко­торую ситуацию, а реально попадает в нее.

Другим примером моделирования в психологии является при­менение дилемм (незавершенных историй), в которых испытуе­мый предположительно идентифицируется с героем рассказа, с последующим обсуждением сюжета. Так, в одной из историй, ис­пользуемых в исследованиях великим швейцарским психологом Ж. Пиаже, один из персонажей, маленький Жан, нечаянно раз­бил поднос, на котором стояло десять чашек. А другой мальчик, Анри, вопреки запрету взрослых полез в буфет и тоже разбил чаш­ку. Вопрос состоит в том, кого нужно сильнее наказать: Жана, который разбил десять чашек, или Анри, который разбил только одну, но зато нарушил запрет взрослых? .

Методы изучения высшей нервной деятельности детей

Для изучения индивидуальных и возрастных особенностей не­редко используются психофизиологические и нейропсихологические методы. Среди них можно выделить несколько приемов, зарекомендовавших себя как наиболее авторитетные (однако ред­ко применяющихся психологами общего профиля) .

Условный рефлекс, основанный на глотательных движениях (аналог слюнного рефлекса у собак), был использован учеником И.П. Павлова Н.И. Красногорским для изучения детей первого и второго года жизни (поскольку традиционная техника регистра­ции слюноотделения требовала выведения наружу протока слюн­ной железы).

А.Г. Иванов-Смоленский в качестве индикатора условных рефлексов использовал хватательное движение руки младенца (в ответ на условный раздражитель ребенку предлагалась сколь­зящая по баллону конфета). Им же была предложена методика исследования двигательных условных рефлексов на ориентиро­вочном подкреплении (правильное нажатие на баллон сопровожда­лось появлением картинки) и методика, основанная на подкрепле­нии словом (в ответ на условный раздражитель испытуемый нажимает на баллон при команде «нажми!», а затем - только на условный раздражитель, без словесного подкрепления командой)!

Для младенцев и детей раннего возраста являются адекватными методика исследования сосательных пищевых рефлексов и методика оборонительных защитных движений глаза, использу­ющиеся Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой.

О.П. Капустник использовала также замену непосредствен­ною раздражителя его словесным обозначением, что имеет большое значение для изучения взаимоотношений первой и второй сигнальной систем .

Психогенетические методы

Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств .

Генеалогический метод - метод исследования семей, родо­словных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений». Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то, чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образую­щих нуклеарную семью (это пары родитель-потомок и сиблинг-сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

Существуют определенные правила составления генеалоги­ческих древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. der Proband - испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети in, же располагаются внутри одной строки по порядку рождения.

Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фикси­руют отношения психологической близости (тесные - отдален­ные), конфликтности, а также семейные сценарные установки.

Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социаль­ной наследуемости).

Метод приемных детей состоит в том, чтобы включить в исследование детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приемных и биологических родителей. Поскольку с биологическими родителя­ми дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но раз­деляют средовые характеристики жизни, то возможно разведе­ние качеств, обусловленных наследственностью или средой. Ин­тересующий признак изучается попарно (ребенок-биологиче­ский родитель, ребенок-приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.

Наследуемость признака распознается по наличию корреляции между по­казателями биологических родителей и детей, а не по сходству абсолютного значения показателей. Предположим, что в результате исследований об­наружилось сходство между характеристиками темперамента биологических родителей и их отданных на усыновление детей. Скорее всего, в прием­ных семьях дети будут испытывать влияние общих и различающихся средовых условий, в результате чего по абсолютным показателям они станут также похожими и на приемных родителей. Однако корреляции отмечать­ся не будет.

Несмотря на многочисленные критические замечания по по­воду операциональной валидности метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.

Близнецовый метод использовался Э. Торндайком, Р. Заззо, результаты его применения изложены в работах Д.Б. Эльконина. Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из од­ной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно).

1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутри-парно монозиготных и дизиготных близнецов.

2. Метод близнецовой пары заключается в изучении распреде­ления ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную личность».

3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на друго­го - нет, и фиксируют время появления навыка. Если в ко­нечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т. Бауэром.

4. Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоя­тельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором на­следственности, различие - с фактором среды.

Исторические методы (методы анализа документов)

Исторические методы, представляющие собой вариант метода отдельного случая, предназначены для изучения жизненного пути человека, особенностей среды и наследственности, которые по­служили импульсами для его духовного становления. Как правило эти методы выбирают своим объектом исторического ин­дивида - человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако исто­рический метод может быть применен и для подробного изуче­ния вполне ординарных людей. К этой группе относят биогра­фические, дневниковые, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий.

Биографический метод - использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпре­тации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Если психолог заинтересовался душевным устройством выдающегося человека, он может соста­вить его жизнеописание и раньше официального биографа, со­средоточиваясь на психологических характеристиках; в этом слу­чае он проводит «психографию». Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П. Мебиусом (описание болезней выдающихся людей). В отечественной науке патографический метод использовался известным генетиком В.П. Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности .

Дневниковый метод - вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни ординарного человека, содер­жит описание его развития и поведения, произведенное в тече­ние длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой). Дневниковый метод основан на наблюдении (в сущ­ности, представляет собой протокол наблюдений). Этот метод признан в психологии развития весьма авторитетным - многие известные психологи прошлого, например, Ж. Пиаже, В. Штерн, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, создали свои теории, основы­ваясь почти исключительно на наблюдениях за собственными детьми и внуками .

Для того чтобы дневниковый метод сделать более валидным, необходимо, устанавливая контроль за побочными переменны­ми, соблюдать технику ведения дневника: поддерживать неведе­ние объекта наблюдения, фиксировать результат наблюдения воз­можно скорее после того как оно было осуществлено, разделять фак­ты и толкования, описывать сопутствующие обстоятельства .

Автобиография - это жизнеописание, основанное на непос­редственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Научная ценность применения данного метода ограниченна: процессы личностной динамики (психологические защиты) могут приво­дить к существенным искажениям в изложении фактов. Новей­шие методы фиксации фактов биографии связаны с возможнос­тями видеозаписи, что делает результаты более достоверными.

Собственно психологические методы

Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) от­крывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используют­ся чаще всего на предварительном этапе исследований.

1. Самонаблюдение служит констатации актуального признака - феномена, имеющегося в данный момент у осуществляющей интроспекцию личности. К недостаткам метода относится факт разрушения значительной части психических феноме­нов (например, аффектов) в процессе интроспекции, быстрое вытеснение феноменов в мир бессознательного и, как след­ствие, низкая надежность получаемых данных. Поэтому, от­мечал В. Штерн, в интроспекции нельзя принимать отрица­тельное экзистенциальное решение (утверждать, что не было образа или переживания, так как они могли редуцироваться при самовоспоминании) . Источниками искажений явля­ются речь (которая отстает от психического феномена), тен­денция к логической связанности (в то время как психичес­кие феномены часто фрагментарны) и внушение, осуществ­ляющееся через ожидания. Таким образом, интроспекция дает более или менее надежные данные о познаваемых элементах психики у специально обученных испытуемых. Интроспек­ция не может применяться при исследовании маленьких де­тей.

2. Самооценка, в отличие от самонаблюдения, отражает не толь­ко актуальные феномены, но и более стабильные психичес­кие качества. К недостаткам метода относятся поверхност­ность суждений (за внешне схожими симптомами могут скры­ваться разные свойства), ценностность большинства изучаемых свойств (в результате чего может наблюдаться стремление их преуменьшить или усилить), присутствие пси­хического стыда (т.е. противодействия тому, чтобы раскры­вать перед собой и другими сущностные свойства индивиду­альности).

Сделать самооценку более достоверным методом могут соблюдение анонимности и контроль за способностью испытуемого к самооценке.

Социально-психологические методы (ранее называвшиеся коллективными методами исследования) включают опросы и со­циометрию. Опросы опираются на данные самоотчета респонден­тов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновидностя­ми опросов являются беседа, интервью, анкетирование.

1. Беседа - метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. В беседе роли распределя­ются симметрично. Беседа часто применяется в педагогичес­кой практике.

2. Интервью - особая форма беседы, при которой один из парт­неров является лидером, а другой - ведомым, и вопросы за­даются односторонне. Вариантом является стандартизирован­ное интервью, содержащее строго определенный набор воп­росов, которые должны быть заданы, но, впрочем, могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки. Вариант интервью - учебный экзамен.

3. Анкетирование - получение информации на основании отве­тов на специально подготовленные вопросы. Анкеты разли­чаются по а) содержанию вопросов, б) их форме - открытые и закрытые, в) формулировке вопросов, г) количеству и по­рядку следования вопросов.

Анкетирование бывает устным и письменным, индивиду­альным и групповым. В работе с детьми анкетный метод при­меняют обычно начиная с возраста десяти лет, а до тех пор ответы могут фиксироваться интервьюером.

4. Социометрия изучает положение (статус) человека в группе и может использоваться в качестве экспертной оценки по при­знакам, выделяемым в качестве социометрического критерия (например, по социометрическому индексу можно судить о том, насколько человека считают альтруистичным, дружелюб­ным, ответственным и т.д. его коллеги по группе). Вариантом социометрии в дошкольном возрасте является известная ме­тодика «Два домика» .

Социометрия часто используется в изучении подростковых групп и их динамики.

Анализ продуктов деятельности (творчества) - опосредстванное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату) . Этот метод очень часто используется в психологии развития в различных формах и вариантах в зависимости от того, какого рода Продуктивная деятельность сформирована у субъекта. В психолого-педагогическом исследовании метод принимает форму различных видов контроля знаний (сочинения, диктанты, конт­рольные работы), которые позволяют воспроизвести динамику учебной деятельности человека. В практической психологии ус­пешно используется работа с графической или сказочной про­дукцией человека, а также как вспомогательный метод в модели­ровании (жизненного пространства, семейных отношений, внутриличностного конфликта и т.д.). Вариантами являются методики «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Звезды и волны». Для применения сказкотерапевтических приемов можно использовать систему сказочных зачинов, предложенных Б. Шелби.

Тестирование - краткое, стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Тестирование чаще используют в психодиагностике, чем в научном исследовании (для установления интеллектуальных способностей человека или его профессиональных склонностей). Использование тестов дол­жно отвечать требованиям Декларации о правах человека и Конвенции о правах ребенка.

В зависимости от изучаемой реальности тесты можно услов­но объединить в следующие группы (классификация имеет эм­пирический характер, классы пересекаются): 1. Тесты способностей; 2. Тесты умений и навыков; 3. Тесты восприятия; 4. Мне­ния (интересы, социальные установки); 5. Эстетические тесты; 6. Проективные тесты; 7. Ситуационные тесты (выполнение заданий в разных условиях); 8. Игровые тесты. Существуют стандартизованные критериально-ориентиро­ванные батареи тестов, разработанные для решения конкретных практических задач (например, для диагностики психологичес­кой готовности к школе, школьных умений и навыков, нейропсихологических особенностей детей) .

Тесты очень экономичны, однако мало надежны и легко под­даются фальсификации (особенно в компьютеризованной фор­ме, где число случайных ответов достигает иногда 30%).

Психосемантические методы (личностный дифференциал Ч. Осгуда, методика репертуарных решеток Дж. Келли) представ­ляют собой группу максимально индивидуально-оринтированных методов, позволяющих определить бессознательно действу­ющие измерения (конструкты) в отношении к миру и самому себе. Эти методы часто используются для изучения самосознания лич­ности, требуют компьютерной обработки и показаны только в работе с респондентами старше подросткового возраста.

Итак, методы психологии развития служат задаче изучения генезиса психических проявлений и их источников, они отлича­ются большим разнообразием в контексте изучаемой возрастной стадии и частно-психологической проблемы.

Вопросы и задания

1. В чем состоит специфика психологических фактов и какие ме­тодологические трудности это вызывает?

2. Как трансформируются общенаучные методы в психологии раз­вития?

3. Какие заимствованные из других наук методы использует пси­хология развития?

4. Попробуйте составить психологический портрет кого-либо из выдающихся писателей а) по впечатлению от его творчества, б) по его биографии. Постарайтесь обнаружить причины рас­хождений ваших заключений, полученных с применением ме­тода анализа продуктов творчества, и метода биографии; аргу­ментируйте их. Каково влияние, на ваш взгляд, событий дет­ства писателя на его творчество и биографию?

5. Что такое идиографический и номотетический подходы; какой из них более адекватен предмету психологии развития на раз­ных этапах ее становления?

6. Каковы основные трудности, возникающие при изучении пси­хики ребенка?

7. Каковы особенности и ограничения исследования младенцев?

8. Почему в психологических исследованиях ребенка особое мес­то занимает метод анализа продуктов деятельности? С какого возраста он может применяться?

9. Каким образом метод тестирования может вступать в противо­речие с Конвенцией о правах ребенка?

10. О чем позволяют судить данные тестирования - о статисти­ческой, социальной или индивидуальной норме?

11. Можно ли использовать тесты умений, разработанные в Евро­пе, для исследования детей-африканцев?

12. Дайте определение валидности.

13. Что такое репрезентативность?

14. В чем смысл метода предпочтения? Каковы его недостатки?

15. Что такое контекстуальность психологического явления?

16. Перечислите качественные методы психологии развития. Ка­ковы достоинства и недостатки этих методов?

17. Что такое лонгитюд?

18. В чем смысл формирующих методов?

19. Какие группы методов, использующихся в психологии разви­тия, вы можете назвать?

20. Дайте определение наблюдения. Каковы границы его примене­ния? Что составляет его достоинства?

21. Что изучает психологический эксперимент? Чьи субъективные особенности влияют на возможные искажения результатов эк­сперимента?

22. В чем особенности психолого-педагогического эксперимента?

23. Приведите примеры психологического моделирования.

24. Как используется метод дилемм? Приведите примеры.

25. Перечислите методы исследования высшей нервной деятель­ности детей.

27. В чем общность психогенетических методов?

28. В чем суть метода приемных детей?

29. Сравните метод контрольных близнецов и метод близнецовой пары, метод контрольных близнецов и метод контрольного близ­неца.

30. Что такое исторические методы в психологии?

31. Раскройте суть патографического метода, проиллюстрируйте его.

32. Приведите примеры использования дневникового метода. Как можно повысить его валидность?

33. Каковы недостатки автобиографического метода? Как можно увеличить его достоверность?

34. Почему интроспекцию нельзя использовать при исследовании маленьких детей?

35. С какого возраста можно использовать методы анкетирования в работе с детьми?

36. В чем разница использования метода анализа продуктов дея­тельности в педагогике и психологии развития?

37. Приведите примеры использования сказочных зачинов в пси­хологической практике.

38. Какие виды тестов вы знаете? Каковы недостатки тестовых ме­тодов?

Одним из методов сбора качественных данных является дневниковый метод исследования (diary study), позволяющий узнать, как изменяется поведение и опыт потребителей с течением времени (от нескольких дней до нескольких месяцев, или даже дольше). С помощью специального дневника или другого инструмента участники исследования фиксируют все свои взаимодействия с тем или иным продуктом/услугой.

Контекст и период времени сбора данных — это то, что отличает данный подход от других распространенных методов исследования аудитории (user-research methods), таких как (surveys, сбор информации о предпочтениях и опыте пользователей) или (usability tests, наблюдение за конкретными моментами или взаимодействиями в лабораторных условиях). Эти все так называемые бюджетные версии полевого исследования (field study) вряд ли предоставят столь же подробные и глубокие результаты наблюдений, как истинное полевое исследование, и могут служить лишь для приблизительной оценки.

Когда использовать дневниковый метод?

Изучить поведение и опыт пользователей в динамике довольно трудно в лабораторных условиях. Дневниковый же метод исследования без труда позволяет вам осуществить это и узнать, как изменяются:

  • Привычки: В какое время суток люди взаимодействуют с продуктом? Делятся ли они контентом с другими, и как именно?
  • Сценарии (usage scenarios): Как часто пользователи взаимодействуют с продуктом? Каковы их основные операции и рабочие процессы (workflows) для выполнения долгосрочных задач?
  • Отношение и мотивация: Что побуждает людей к выполнению определенных операций? Каковы их мысли и чувства?
  • Поведение и восприятие: Насколько легко система поддается изучению? Как меняется лояльность клиентов с течением времени? Как они воспринимают бренд после взаимодействия с соответствующей компанией?
  • Путь клиента (customer journey): Что из себя представляют типичный и многоканальный пользовательский опыт, учитывая, что люди взаимодействуют с вашей организацией посредством различных устройств и каналов, таких как электронная почта, телефон, веб-сайт, мобильное приложение, социальные медиа и онлайн-чат? Каков кумулятивный эффект предоставления комплексных услуг?

Дневниковый метод исследования, как правило, концентрируется на чем-то одном, а именно:

  • Продукт/Веб-сайт. Изучение всех взаимодействий с сайтом (например, интранетом) на протяжении месяца.
  • Поведение. Сбор общей информации о поведении (например, использование смартфона, паттерны при посещении веб-сайтов определенными категориями лиц).
  • Действия общего характера. Как пользователи справляются с основными действиями (например, обмен информацией посредством социальных инструментов или онлайн-шопинг).
  • Конкретные действия. Как люди выполняют определенные действия (например, покупка нового автомобиля или планирование отпуска).

Методология

Дневниковый метод исследования обычно состоит из пяти этапов:

1. Планирование и подготовка. Определите объект исследования и анализируемое поведение. Составьте план-график, выберите инструменты для сбора данных, произведите набор участников и подготовьте инструкции/вспомогательные материалы.

2. Предварительный инструктаж. Запланируйте личную встречу или телефонный разговор с каждым из участников для обсуждения деталей исследования. Обсудите инструменты для сбора данных и убедитесь, что каждый из участников ознакомлен с технологией; ответьте на все имеющиеся у них вопросы до начала исследования.

3. Заполнение журнала. Для обеспечения эффективного ведения журнала участниками обеспечьте им простой фреймворк. Будьте как можно более конкретными касаемо того, какая именно информация требуется от них. Предоставьте четкие и подробные инструкции с примерами записей для понимания пользователями требуемой от них степени детализации. Существует два распространенных метода сбора дневниковых данных:

Запись данных на месте — наиболее простой метод сбора данных. Участников просят фиксировать всю информацию о своих действиях непосредственно в момент их совершения. Он идеален тогда, когда не предвидится огромного количества записей. Передача данных осуществляется посредством каналов и устройств, способных обеспечить ввод структурированного длинного текста (электронная почта, анкетные формы, традиционные бумажные дневники, или цифровые инструменты). Также, как вариант, можно использовать аудио- или видео-дневники, однако их анализ может потребовать расшифровки.

Сниппет-техника — участники изначально записывают кратко только самую основную информацию о своих действиях и передают ее посредством электронной почты, текстовых сообщений, Twitter или Facebook. Затем уже, в конце дня или когда у них находится время, они подробно останавливаются на каждой записи. Такой 2х-этапный метод гарантирует, что вся релевантная информация будет зафиксирована (и таким образом не будет забыта участником), но в то же время от людей не требуется предоставления большого количества подробностей, что может быть утомительным и неестественным в определенных ситуациях.

4. Интервью после проведения исследования. Оцените информацию, предоставленную каждым участником, и запланируйте интервью для обсуждения записей в деталях. При необходимости задайте пользователям уточняющие вопросы и попросите их оставить отзыв о своем опыте участия в исследовании, чтобы в следующий раз вы смогли скорректировать какие-то моменты.

5. Анализ данных. Поскольку дневниковый метод исследования относится к разряду длительных, он генерирует довольно большого количества качественных данных. Оцените поведение пользователей на всем протяжении исследования. Как оно развивается и изменяется со временем? Что способствует такому поведению? Если объектом вашего исследования является конкретный продукт или услуга, взгляните на весь путь пользователя.

Мотивирование участников исследования

Дневниковый метод исследования требует от участников определенного внимания и временных затрат. Чтобы получить необходимый уровень вовлеченности, у участников должен быть некий стимул, привязанный к определенному объему работ. Вознаграждение может быть поделено на несколько частей, соответствующих этапам исследования (например, 3 дня ведения дневника).

В недавно проведенном подобном исследовании Nielsen Norman Group, где участниками являлись студенты из различных регионов США, компания заплатила каждому из них по $275. Для этого пользователи должны были установить специальное ПО на несколько персональных устройств, записывать сниппеты в течение 2-х недель, заполнять дневниковые веб-формы по каждому сниппету и принять участие в двух телефонных разговорах (предварительный инструктаж и интервью после проведения исследования).

Вознаграждение было разделено на 3 части, соответствующих определенным этапам исследования. В результате показатель выполненных работ был (completion rate) 90%.

Несколько важных советов

Продолжительность исследования. Убедитесь, что продолжительность вашего исследования достаточна, чтобы собрать всю необходимую информацию. При этом слишком затягивать его также не стоит — участники могут стать менее вовлеченными, что негативным образом отразится на точности полученных данных.

Произведите тщательный отбор участников. У них должно быть четкое понимание, о чем идет речь и что от них требуется. Предусмотрите такие отборочные вопросы (screening questions), которые помогут оценить уровень потенциальной отдачи от людей в ходе исследования, а также убедитесь, что они будут доступны в течение всего периода исследования.

Контролируйте входящие данные. Старайтесь сразу же оценивать информацию по мере ее поступления. Это позволит вам задать уточняющие вопросы при необходимости и узнать дополнительные детали, пока участники еще помнят их.

Проведите пробное исследование. Оно не должно длиться столько же, сколько и настоящее, а его данные — предназначаться для анализа. Его цель в том, чтобы протестировать ваш план и связанные с ним материалы. Попросите участников пробного исследования оставить отзыв о материалах и о самом опыте участия, и внесите затем соответствующие коррективы.

Экология сознания: Психология. Жизнь с годами стала похожа на плотно утоптанную почву, которую давно не рыхлили. Впечатления падают друг на друга так быстро, что у нас нет ни времени, ни возможности поразмыслить об их последствиях, о возможностях - мы не успеваем занять позицию по отношению к ним.

Дневник - это возможность в спокойной обстановке взглянуть на свою жизнь

Доктор Айра Прогофф (Ira Progoff (2.08.1921 - 01.01.1998), американский социальный работник и психотерапевт, был учеником К.Г. Юнга. Свой подход он называл "гуманистической глубинной психологией". Прогофф поставил себе задачу разработать экономичный и эффективный метод психологической самопомощи и решил ее, создав "структурированный дневник". Упражнения дневника служат в качестве системы опор для самоисследования, при этом укрепляется восприимчивость к собственному "внутреннему процессу" и происходит настройка на диалогическое измерение жизни.

Сейчас интенсивная дневниковая терапия Прогоффа применяется в групповой и индивидуальной работе с людьми, переживающими жизненные кризисы и переходные периоды.

Особенно полезным этот метод оказался в работе с одинокими, застенчивыми людьми, а также с больными, безработными или находящимися в местах лишения свободы.

ОБЫЧНОЕ ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА

Огромное количество людей в разных культурах, в разные исторические периоды, в то или иное время своей жизни вели дневник. Обычный дневник - это хроника внешних или внутренних событий. В последнем случае есть тенденция к рефлексии, наблюдениям, образам фантазии (иногда).

Это неструктурированный дневник, систематизированный либо по датам, либо используемый «по наитию». Люди, склонные писать много, будучи оставлены один на один с неструктурированным дневником, начинают повторяться, и круг, по которому они ходят, превращается в глубокую колею, из которой трудно выбраться.

Дневник часто ведут люди, стремящиеся достичь определенной цели, - в особенности, если на пути к цели им приходится преодолевать трудности.

Тогда в дневнике человек отмечает, чего хотелось достичь, что получилось, а что - нет, каковы возможные причины трудностей и способы их преодоления. Однако оценочный характер такого дневника может усугублять у человека чувство вины за «недостижение». Если дневник должен помочь человеку достичь определенной цели, то сама определенность этой цели ограничивает пространство движения внутреннего процесса, а значит, и самого человека. В таком случае рано или поздно дневник оказывается заброшенным, и на его месте в опыте человека остается вакуум.

СПЕЦИФИКА СТРУКТУРИРОВАННОГО ДНЕВНИКА

Прогофф много экспериментировал в своей терапевтической работе с разными формами ведения дневника, и обнаружил, что неструктурированный дневник не выполнял возложенных на него функций - служить отражающей поверхностью для внутреннего процесса любого человека.

Как же сделать так, чтобы дневник работал независимо от терапевта?

Дневник должен обладать достаточно четкой структурой, чтобы можно было выделить, описать и передать конкретные процедуры.

С другой стороны, равно важно, чтобы эта структура находилась в гармонии с естественным потоком человеческой жизни, чтобы переживания не надо было силой втискивать в формат дневника, как в прокрустово ложе.

Работа с дневником как метод психологической самопомощи выходит за пределы медицинской модели психотерапии, не требует анализов и диагнозов.

Дневник становится своего рода портфолио личностного и духовного развития, отражающей поверхностью, на которой проявляется форма тонких душевных движений, и их специфика и направление становятся видимыми для человека.

Жизненные события оказываются связанными с нашими ценностями, намерениями, желаниями и т.п. во временной последовательности нашей предпочитаемой истории.

Пересматриваются также события прошлого. По мере этой работы в жизни появляется дополнительный смысл, «нечто большее». Человек осознает то, что прежде выходило для него за пределы зоны ближайшего развития, то, что раньше не было возможно знать. Это часто проявляется в различных поэтических формах.

ЦЕЛИ РАБОТЫ С ДНЕВНИКОМ

Начиная работать с дневником, люди достигают двух целей: размещают момент настоящего в более широкой перспективе прошлого и будущего, и одновременно устанавливают контакт с ценностями, смыслами и руководящими принципами нашей жизни.

При этом, размещая себя подобным образом по отношению к потоку своей жизни, осваивая различные приемы и техники работы с дневником, люди получают инструмент, который смогут применять в дальнейшем.

Становится доступной более широкая, многомерная перспектива, открывающая пространство возможностей. Размещая себя по отношению к собственной жизни, люди отмечают подъемы и спады, циклы, и тем самым создается контекст длящейся тождественности, преемственности существования.

Работая с дневником, каждый человек может продвигаться с комфортной ему скоростью, в своем темпе. Осваивая работу с дневником, человек пересматривает свою жизненную историю и устанавливает контакт с «внутренним движением жизни» и настраивает себя на его гармонию.

Дневник - это инструмент для гармонизации жизни человека и настройки на его уникальную ноту. Этот инструмент «заточен» под каждого, кто им пользуется, это открытие собственной внутренней правды и настройка на нее.

Дневник может стать спутником, переносным «альтер эго». Отношения с дневником у пишущего сродни отношениям музыканта с инструментом. Это помогает принимать решения в сложных жизненных ситуациях.

РАБОТА С ДНЕВНИКОМ В ГРУППЕ

Работать с дневником можно в любых жизненных обстоятельствах: в одиночку и в группе, в бурные периоды жизни и в относительно спокойные.

Семинар по работе с дневником - это безопасная ситуация, защищенная от внешнего давления «мира за стенами комнаты», в которой человек может в спокойной обстановке взглянуть на свою жизнь.

Есть вещи, о которых невозможно говорить в группе, потому что это было бы нарушением права на частную жизнь и личную тайну самого человека или других людей.

Некоторые переживания настолько хрупки, что разрушаются, если говорить о них вслух. Есть некоторые вещи, говорить о которых - значит, отступаться от ценностей и руководящих принципов собственной жизни.

СТРУКТУРА ДНЕВНИКА

Самое главное в структурированном дневнике, разработанном Прогоффом, - нелинейность. Дневник должен быть устроен так, чтобы можно было свободно добавлять листы в любой раздел. Разделы составляют четыре так называемых «измерения»:

1. Жизненное время. Сюда входят такие разделы, как «Период настоящего», «Запись ежедневного», «События жизненной истории», «Вехи», «Перепутья: дороги, выбранные и не выбранные», «Открытость будущему».

2. Диалоги. В это измерение входят такие разделы, как: «Диалог с людьми», «Диалог с проектами», «Диалог с телом», «Диалог с событиями, ситуациями и обстоятельствами».

3. Поток символов. В этом измерении - разделы «Запись сновидений», «Расширение сновидений», «Сумеречные образы», «Расширение образов».

4. Внеличностные смыслы. В этом измерении - разделы «Диалог с обществом» и «Диалог с внутренней мудростью».

ДНЕВНИК И РАБОТА С ЖИЗНЕННОЙ ИСТОРИЕЙ

Настраиваясь на свой уникальный темп и ритм, люди начинают лучше чувствовать, когда в жизни именно для них наступает благоприятный момент.

От ведения записей что-то меняется внутри, люди могут переживать это как прорыв или высвобождение чего-то. Поначалу это может казаться странным, потому что мы, как правило, привыкли к гораздо меньшей гибкости в жизни.

Жизнь с годами стала похожа на плотно утоптанную почву, которую давно не рыхлили. Впечатления падают друг на друга так быстро, что у нас нет ни времени, ни возможности поразмыслить об их последствиях, о возможностях, которые они могли бы нам открыть.

Мы не переживаем во всей полноте ни радость, ни боль, не успеваем занять позицию по отношению к ним , и из них не успевает развиться новое.

Работая с дневником, мы постепенно разрыхляем эти слежавшиеся слои. Внутри нас появляется новое чувство пространства и мягкости, открывающее новые возможности. Мы обретаем способность более свободно передвигаться в нашем внутреннем пространстве, исследуя территории воспоминаний и надежд, пробираясь в те уголки опыта, куда у нас раньше вовсе не было доступа.

В конце концов весь опыт становится доступным нам, как добрая мягкая почва, сквозь которую так приятно пропускать пальцы, наслаждаясь ее прикосновением. Когда мы обретаем эту мягкость и открытость любому внутреннему опыту, никакие внешние обстоятельства уже не способны сбить нас с курса. В достижении этого нам помогают упражнения по работе с жизненной историей.

«РАСТЯГИВАНИЕ ВРЕМЕНИ»

Упражнения на «растягивание времени» очень полезны для людей, переживающих переходный период в своей жизни. Представление о «растягивании времени» основывается на фундаментальном различии между хронологическим временем и качественным временем.

Хронологическое время - это объективная последовательность событий, как они разворачиваются для постороннего, эмоционально не вовлеченного в них наблюдателя. Качественное время, напротив, - это субъективное переживание событий, их смысла и ценности для человека, который их переживает.

Самое сложное для человека время - переход между двумя большими периодами жизни.

Когда прежний период завершился, а в новом очень много неопределенности, это может быть тяжело и даже убийственно. В этот момент очень важно иметь метод для того, чтобы позволить новой жизни выстроиться в гармонии с ритмом и тоном внутренних душевных движений.

Еще одна сложная ситуация - когда человек стоит на распутье и должен совершить выбор между двумя важными направлениями, которые одновременно присутствуют в его жизни и уже составляют ее важную часть и многого требуют.

Может показаться, что человек «зажрался», но в такой ситуации он действительно испытывает колоссальное напряжение. При работе с дневником, если со-присутствует больше, чем одна история, каждой из них будет предоставлено пространство, чтобы проявить силу своих корней и показать, какие возможности она могла бы открыть.

Иногда дело не в выборе или конфликте направлений, а просто в смене акцента , когда в жизни человека сменяется ведущая деятельность. Как правило, так называемое «новое» направление в жизни, по сути, не совсем новое, у него есть предпосылки в прошлом опыте человека, просто события, принадлежащие к этому направлению, пока еще не оказывались в фокусе осознавания.

Прежде подавленная история выходит на первый план и становится доминирующей. Иногда «новый» протагонист хочет по возможности противопоставиться прежнему. В какой-то момент человек может научиться больше отождествляться с более широким и многомерным аспектом себя, и это позволяет принять сосуществование различных, порой противоречащих друг другу, хоть и равно предпочитаемых, протагонистов.

ЖИЗНЕННОЕ ВРЕМЯ

При работе с дневником в центр помещается «период настоящего». Человека просят определить границы того настоящего времени, в котором он живет: какое событие стало границей между прежней жизнью и нынешней?

Каково содержание нынешнего периода жизни?

На что похоже его течение?

Период настоящего рассматривается как с рациональной, так и с внерациональной точки зрения.

Далее человеку, ведущему дневник, предлагается параллельно вести два процесса: делать упражнения в разных разделах и вести ежедневные записи внутренних событий и состояний. Упражнения в разделах направлены на реконструкцию жизненной истории, насыщение ее смыслом, «население» разными значимыми людьми и фигурами, прослеживание возможных направлений развития в прошлом, настоящем и будущем.

Жизненная история реконструируется путем составления списка этапов-вех, осмысленно приводящих к периоду настоящего, который выступает в качестве кульминации сюжета. Далее подробно исследуется один из этапов, содержащий большой смысловой потенциал в контексте настоящего. Всплывающие воспоминания о прошлом записываются в раздел «События жизненной истории», а возможные направления развития, проявившиеся в точках выбора, в разделе «Перепутья: дороги выбранные и не выбранные».

Со временем жизненная ситуация человека меняется, и он может заново и иначе выделить «период настоящего», и в соответствии с этим переписать вехи. На поверхность в качестве значимых могут выйти совсем другие периоды и события. Это дает человеку непосредственное переживание полиисторичности жизни и возможности переписать собственную жизненную историю. Это особенно важно при работе с людьми, пережившими травмирующий опыт.

ДИАЛОГИ

Принцип диалога - еще один важный аспект работы со структурированным дневником Прогоффа. Очень трудно в повседневной жизни, а также при чрезвычайных обстоятельствах сохранить напряжение диалога между двумя субъектами. Мы либо готовы превратить в объект, послушный чужой воле, либо себя, либо Другого (в качестве Другого может выступать любой аспект нашего бытия, вплоть до Мира в целом).

В упражнениях дневника предлагается проследить жизненную историю того, с кем или с чем мы стремимся вступить в диалог: другого человека, нашего собственного тела, какого-то важного для нас проекта и пр. Далее человек настраивается на осмысленную преемственность течения этой жизненной истории, и представляет себе своего собеседника как бы присутствующим рядом. Между ними происходит спонтанный диалог, позволяющий понять что-то новое и важное о собственной жизни.

ПОТОК СИМВОЛОВ

При работе со структурированным дневником никакие жизненные переживания не оказываются проигнорированными. В этом измерении особое внимание уделяется потоку сновидений и фантазий. А. Прогофф исходит из соображения, что поток образов и символов течет постоянно, но во время бодрствования он скрыт под «слоем» рационального мышления.

Важно не толкование каждого конкретного сновидения, а движение потока сновидений. Когда людям удается сопоставить поток событий и переживаний, происходящих во время бодрствования, с потоком сновидений и образов фантазии, открываются возможности понимания, и жизненный процесс обретает многомерность.

Запись сновидений и дневных грез помогает отстраниться от них, одновременно уделяя им должное внимание. Этот прием полезен при работе с людьми, страдающими от кошмаров и навязчивых состояний.

ВНЕЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ

Человек в современной культуре и в медицинской психотерапевтической модели часто конструируется как некое изолированное, автономное «я», «изнутри» которого происходят личностные черты, особенности характера и поступки.

При этом игнорируется тот факт, что человек никогда не существует в социальном вакууме, он - часть сообщества, конструирующего смыслы посредством языка. Ценности, интересы, намерения, принципы и другие интенциональные категории бытия человека существуют не «внутри» него, а в культуре.

Работа со структурированным дневником помогает восстановить контакт с внеличностными источниками смысла - с искусством, общественными движениями, духовными учениями и практиками, измерением священного. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

Радиозамеры. Что представляет собой исследование радиослушания в Украине?

Какие существуют методы исследования радиослушания, и почему в Украине радио измеряется по методике DAR CATI.

В январе 2012 года украинские радиокомпании получили наконец-то заветный инструмент для предметного разговора с потенциальными рекламодателями - новое, прозрачное, устраивающее всех игроков, исследование радиослушания по методике DAR CATI. Инициатором запуска исследования стала отрасль, а именно: два крупнейших радиохолдинга - ТАВР Медиа и радиогруппа УМХ и три сетевых рекламных агентства - Publicis Groupe, Группа АДВ Украина, GroupM. При поддержке Независимой ассоциации телерадиовещателей (НАМ) они консолидировали усилия в составе Радиокомитета и создали этот проект. Почему же им не жилось спокойно, и они решили вкладывать средства и усилия в запуск нового исследования радиослушания?

До 2012 года снабдить потенциального рекламодателя максимально полной информацией по смотрению и составу аудитории из электронных СМИ могло только телевидение. Рекламодатель, ставший особенно требовательным в период кризиса и ограниченных рекламных бюджетов, требовал аналогичной информации и по другим медиа. У радио на тот момент не было отдельного индустриального исследования, которое давало бы однородные данные по всей стране.

В 2011 году Радиокомитет объявил тендер на проведение нового исследования, параметры которого определили компании-участники комитета. Оно охватывало более широкую аудиторию в возрасте от 12 до 65 лет, включало информацию по всем городам Украины с населением 50 тыс. + и т.д. Методика исследования - DAR CATI. Тендер выиграла исследовательская компания GfK. А с декабря 2012 года начался новый этап развития рынка радио в Украине - новое исследование было запущено, еще один огромный шаг к более цивилизованным взаимоотношениям на рынке сделан. Оставалось дождаться, чтобы весь рынок принял предложенные лидерами изменения.


Дневники, звонки или браслеты?

Из чего же нам приходилось выбирать при запуске исследования радиоаудитории в Украине? Выбирая методику исследования радиослушания, мы изучали опыт европейских стран и США. И получилось достаточно интересно. США и Великобритания до сих пор меряют радио дневниковым методом, а вот Франция и Германия выбрали, как и мы, САTI.


Дневниковые исследования

Дневниковые исследования - один из наиболее традиционных методов измерения медиа аудитории. Он дает вполне точную и достаточно адекватную картину. Для организации такого исследования набираются люди, которые согласны за определенную сумму каждый день с точностью до 15 минут заполнять онлайн или в бумажной версии анкету-дневник, отмечая, какую радиостанцию они слушали, где и т.д.

Дневниковое исследование может проводиться от 1 до 12 раз в год, однако практика показывает, что в среднем речь идет обычно о трех-четырех волнах за год. К примеру, в США основной национальный проект - RADAR (Radio’s All Dimension Audience Research) использует метод однонедельной дневниковой панели, и сегодня данные поставляються четыре раза в год. Выборка (12+) -395 тыс. респондентов в год. В Великобритании с 1992 года существует RAJAR (Radio Joint Audience Research), данные этого исследования также поставляются четыре раза в год. Организаторы - BBC и CRCA (Commercial Companies Radio Association) Метод - все та же однонедельная дневниковая панель. Выборка (15+) - 110 тысяч человек в год.

Как уже говорилось, дневники можно вести в бумажном варианте, онлайн и даже давать информацию по телефону(исследование Day-After-Recall). Но здесь с участника исследования снимается ответственность и добавляется работа оператором колл-центра исследовательской компании: дозвониться до человека каждый день в одно и то же время бывает проблематично. Как результат - пробелы в данных.

Следующая вариация дневникового исследования - панельное, при котором делается все то же самое, только в течение длительного времени - месяца, квартала, полугодия. Однако я не знаю стран, где такие исследования бы проводились сегодня. Дело в том, что люди устают заполнять дневники каждый день и уже на второй неделе качество заполнения существенно падает.

При помощи этого метода радиоаудитория измерялась до 2012 года в рамках проекта ММІ Украина. Однако в данном случае большую роль играет человеческий фактор: далеко не все, кто согласился принимать участие в исследовании, каждый день заполняет дневник, аккуратно вносит данные по месту прослушивания и радиостанции. Кроме того, метод не позволял достигать наиболее «желанную» социально активную аудиторию с доходом выше среднего, представители которой не хотели проделывать возиться с заполнением дневников.

Еще одним минусом дневников является низкая возможность контроля качества исследования. Проверить, кто именно, как и когда заполнял дневник почти не возможно, особенно когда речь идет о бумажной версии.

Метод общей оценки аудитории

Данное исследование относится также к опросным и используется для исследования конкурентной ситуации и оценки профиля аудитории радиостанций. Сразу оговорюсь, что такой метод наиболее эффективен и чаще всего используется для исследования недавно вышедшей на рынок радиостанции.

Путем личного (face-to-face) интервью или интервью по телефону (CATI - Computer Assisted Telephone Interview), исследователь собирает информацию по общему охвату радиостанции или радио в целом в разные периоды времени. Типичный вопрос звучит так: "Слушали ли Вы радио вчера (в течение последней недели, месяца)?" Как правило, используется для сбора данных по той или иной радиостанции.

Метод CАТI, как я уже говорила, сегодня используется для исследования радиослушания во Франции. Его ведет компания «Médiamétrie». В ней за измерения радиоаудитории отвечает Comité Radio. Национальная выборка (13+) - 126 тысяч человек в год. В Германнии измерение аудитории радио ведется под руководством организации AGMA (Arbeitsgemeinschaft Media Analyse).

С 1972 по 1999 использовался метод дневниковых исследований и личного интервью(face to face). С 1999 года по данное время используется метод CATI. Национальная выборка (немецкоязычное население в возрасте 10+) до 65 тысяч респондентов за волну. За год - три волны исследования.

Recency-Frequency

"Как часто Вы слушаете эту радиостанцию?" (Frequency); "Когда в последний раз слушали эту радиостанцию?" (Recency) - эти вопросы включаются в опросник при использовании данного метода исследования помимо упомянутых выше.

Эти данные важны для составления портрета аудитории радиостанций для одного дня. Анкету можно усложнять дополнительными пунктами по каждому дню недели, разбивая день на части и т.д. Но чем больше вопросов и чем меньше интервал (30 минут, 15 минут), тем с большей неохотой отвечает человек и тем больше он ошибается.

Методика Day After Recall (DAR)

Если скрестить «плюсы» двух предыдущих методов, мы получим описание методики DAR. Опрос проводится в течение нескольких недель, временные промежутки - 15 минут, опрос - за вчерашний день. В итоге мы получаем полную картину по аудитории на каждый день недели и на конкретную дату за бОльший, необходимый нам, промежуток времени.

Достоверности полученной информации способствует 100% запись всех интервью, а также аудит качества исследования со стороны заказника исследования. Именно высокая контролируемость, возможность работать с 15 минутными интервалами и достижимость аудитории с доходом выше среднего стали главными аргументами в пользу этого метода

Автоматизированные методы

На них остановлюсь детальнее и вот почему. Радиокомитет часто спрашивают, иногда с доброй долей ехидства - мол, метод исследования у вас не лучший. Вот в развитых странах используют автоматизированные методы - так называемые, «радиобраслеты». Они одеваются на руку слушателя и автоматически отсылают информацию о том, что слушает и слышит человек в течение дня в исследовательскую компанию. Данные обрабатываются, сверяются с эфиром радиостанций. Многие уверенны, что это более современно и качественно.

Да, отвечаем мы. Продвинуто, современно, модно и пока мало изучено с точки зрения плюсов и минусов. Мы, со своей стороны, для себя в этой системе нашли серьезные недостатки. Человек в течение дня слушает радио при помощи приемника в машине, через телефон, интернет и так далее- то есть, использует разные точки доступа к эфиру любимой радиостанции. А «браслет» ловит только внешние шумы. Когда вы в наушниках, как зафиксировать слушание? А ведь это - одно из наиболее качественных потреблений продукта, по сравнению с фоновым слушанием в магазине или маршрутке. При использовании автоматизированных методов исследовательской компании нужно договориться с каждой радиостанцией и установить оборудование, которое специальным образом кодирует сигнал. Пока 100% станций не закодировано полной картины по слушанию радио в целом получить невозможно. Закодировать же небольшие региональные станции, например, очень тяжело.

Конечно, очень удобная вещь мобильный, переносной PM - Роrtable People Meter (PPM) - что-то вроде напульсника или наручных часов. Да, человеку не нужно запоминать или вспоминать, что слышал в течение дня, достаточно просто носить PPM. Однако наиболее она эффективна, когда один и тот же исследователь использует ее и для исследования ТВ и для исследования радио, то есть, один и тот же прибор PPM замеряет все электронные медиа. Будет необходимость в PPM - уверена, что отрасли радио и ТВ сядут за стол переговоров и договорятся, однако, по моим ощущениям, пока обе индустрии к этому не готовы.

На сегодня PPM используют Норвегия, Швейцария, Дания, Исландия, Бельгия, Канада, Казахстан. Норвегия была первой, здесь портативные пиплметры используют с середины 2006 года. Основной метод - «Arbitron PPM». Оператор - TNS Gallup Национальная выборка (12+) - 500 человек непрерывно. Однако в Норвегии параллельно долгое время шло и исследование методом CATI.

В Швейцарии в 2007 году создана специальная отраслевая структура - «Mediapulse». В исследованиях используется метод «Radiocontrol», однонедельная автоматизированная панель, сбор данных при помощи радиочасов. Национальная выборка - граждане страны и резиденты в возрасте 15 тыс. +, более 26 тысяч человек в год.

Да, из последних новостей. Относительно недавно ВЦИОМ презентовал в России методику измерения радиослушания при помощи смартфонов и технологи Audio Signaturе. Сегодня этот метод планируют использовать и Чехии, однако, не как основной, а как дополнительный, наряду с традиционными телефонными опросами. Вне зоны исследования с использованием смартфонов оказываются, и будут оказываться некрупные радиостанции, о чем в интервью российскому РадиоПорталу рассказал Томаш Говорски, технический директор чешской компании «Медиан». И снова возвращаемся к тому. Что сегодня отрасль не готова резко менять устойчивое уже хорошее, на модное, но мало эффективное пока в наших условиях.

Стабильно и успешно

Прошло почти два года с начала запуска исследования. Что мы получили на сегодняшний день? Исследование признали даже наиболее критично настроенные изначально игроки. Первой нашей победой было присоединение к исследованию BRG(Business Radio Group) и Радио «Эра» в начале 2013 года. Второй важный этап - в сентябре участниками исследования стали две региональных радиостанции - «FM Галичина» из Львова и «РадиоМикс» из Днепропетровска. То есть, работать цивилизованно на рекламном рынке теперь хотят не только крупнейшие игроки. Надеемся, что это только начало и в 2014 году участие в исследовании примет значительно больше региональных радиостанций. А мы - только за цивилизованный поход и развитие индустрии как на общенациональном, так и на региональном уровнях.

В итоге, сегодня участниками исследования являются (а, значит, фигурируют в публичных данных) радиостанции:

  • ТАВР Медиа («Русское радио», «Хіт FM», «KISS FM», радио «Relax», радио «Мелодия», радио ROKS),
  • радиогруппа УМХ («Авторадио», «Наше радио», «Ретро FM», Europa Plus, «Голос Столицы», «Джем FM», Lounge FM),
  • Бизнес радио групп (радио «Шансон», «Шарманка», «Бизнес радио», «Ренессанс», «Dj FM»);
  • Радио «Ера»;
  • «Люкс ФМ»;
  • Super Radio;
  • Просто Радио;
  • Народное радио;
  • «Европа Плюс»;
  • «Радио 24»
  • «Галичина FM»
  • «РадиоМикс»

Исследование сегодня включает несколько групп данных: по всей Украине (города с населением 50 тысяч+), по Киеву и отдельно - по городам - миллионникам (куда и войдет информация по нашим двум региональным участникам). Наша задача на ближайшие пару лет - чтобы исследование стало привычным инструментом для региональных игроков. Это сделает наш рынок прозрачнее, понятнее для рекламодателя, а, значит, и привлекательнее.

В 2013 году запланировано 5 поставок данных. Мы обнародовали результаты трех из них, и можем сказать, что, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, по данным второй волны исследования, аудитория радио в Украине выросла практически на полмиллиона слушателей. Все это дает нам повод смотреть в будущее радио с оптимизмом и работать над продвижением исследования и радио как медианосителя и дальше.

Катерина Мясникова, руководитель Радиокомитета, исполнительный директор НАМ