В какой форме может быть представлено исследование. Формы представления результатов научных исследований в экономике

Завершением любой исследовательской работы является представ­ление результатов в той форме, которая принята научным сообще­ством. Следует различать две основные формы представления ре­зультатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа - курсовая работа, дипломная рабо­та, диссертация и т.д. - служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, предоставив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результа­тов изложены в инструкцияхВАК, положениях, принятых учеными советами, и в других столь же солидных документах. Нас интересует вторая форма - представление результатов научной работы.

Условно виды представления научных результатов можно разде­лить еще на три подвида: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) компьютерные версии. Но все они относятся к тем или иным вари­антам представления текстовой, символической и графической ин­формации. Поэтому разговор о способах оформления и представле­ния научных результатов целесообразно начать с характеристики методов описания данных.

Наиболее детально этот вопрос рассмотрен в работе В.А. Ганзена "Системные описания в психологии" (1984). Под описанием пони­мается любая форма представления информации о полученных в исследовании результатах. Различают следующие варианты представ­ления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметно-образ­ная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

В человеческом сообществе основным способом передачи инфор­мации является слово. Поэтому любое научное сообщение - это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке ("природном", обыденном) и научном языке. Любое представление результатов ис­следования по сути своей является текстом "смешанного" вида, где в естественно-речевую структуру включены "куски", сформулиро­ванные настрого понятийном языке. Эти языки нельзя строго раз­граничить, ибо все время происходит взаимопроникновение языков житейского и научного: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обо­значения вновь открытых сторон реальности. Например, мы свобод­но употребляем в повседневной речи слова, изобретенные учеными:

"кислород" (М. Ломоносов), "экстраверсия" (К. Юнг), "условный рефлекс" (И. Павлов), "кварк" (Д. Геллман). С другой стороны, в теорию элементарных частиц вошли слова "цвет", "очарованность", "странность" для обозначения состояний кварков. В психологии в качестве научных терминов употребляются такие слова: "память", "мышление", "внимание", "чувство" и т.д. И вместе с тем, в отли­чие от обыденного языка, научный термин имеет однозначное пред­метное содержание. А главное - значение научного термина опре­деляется его местом в системе терминов данной науки, теории или модели. В психологии грань между научной и обыденной термино­логией весьма тонка, поскольку читатель всегда может привнести значение из обыденного языка в свою интерпретацию психологи­ческого научного текста. Это порождает дополнительную трудность для автора-психолога.

Главное требование к научному тексту - последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры и "лирические отступления" для того, чтобы привлечь вни­мание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст, в отличие от литературного текста или повседнев­ной речи, очень клиширован - в нем преобладают устойчивые струк­туры и обороты. В этом он сходен с "канцеляритом" - бюрократическим языком деловых бумаг. Роль этих штампов чрезвычайно важ­на - внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой ин­формации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. "Наукообразные" штампы на самом деле играют важную роль "рамок", стандартной установки для нового научного содер­жания. Конечно, встречаются ученые - великолепные стилисты (ка­кими, например, были Б.М. Теплов и А.Р. Лурия), но этот дар все же часто украшает произведения литераторов и философов (вспомним Ортегу-и-Гассета, А. Бергсона и многих других).

Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет оп­ределенную логическую форму. Причинная зависимость, например, выражается импликативной формой "если А, то В", хотя, как пока­зал Пиаже, в психологии импликативное объяснение и причинное объяснение отнюдь не тождественны. Существуют основные логи­ческие формы высказывания: 1) индуктивное - обобщающее неко­торый эмпирический материал; 2) дедуктивное -логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия - "трансдукция"; 4) толкование или комментарий - "перевод", раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Следующая форма описания результатов - геометрическая. Гео­метрические (пространственно-образные) описания являются тра­диционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно "привя­зано" к языковому описанию. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений меж­ду отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Ин­формационная емкость геометрического описания очень велика.

В психологии используется несколько основных форм графичес­кого представления научной информации: опирающиеся на харак­теристики топологические и метрические. Один из традиционных способов представления информации, использующих топологичес­кие характеристики, - это графы. Напомню, что графом является множество точек (вершин), соединенных ребрами (ориентирован­ными или неориентированными отрезками). Различают графы: планарные и пространственные, ориентированные (отрезки-векторы) и неориентированные, связные и несвязные. В психологических исследованиях графы используются очень часто при описании ре­зультатов. Многие теоретические модели исследователи представ­ляют в виде графов. Примеры: иерархическая модель интеллекта Д. Векслера или модель интеллекта Ч. Спирмена; они представлены в форме дендритных несимметричных графов. Схема функциональной системы П.К. Анохина, схема психологической функциональ­ной системы деятельности В.Д. Шадрикова, модель концептуальной рефлекторной дуги Е.А. Соколова - примеры ориентированных гра­фов.

Вернемся к описанию результатов. Чаще всего ориентированные графы используются при описании системы причинных зависимос­тей между независимой, дополнительными и зависимой перемен­ными. Неориентированные графы применяются для описания сис­темы корреляционных связей между измеренными свойствами пси­хики. "Вершинами" обозначаются свойства, а "ребрами" - корре­ляционные связи. Характеристика связи обычно кодируется разны­ми вариантами изображения ребер графа. Положительные связи изо­бражаются сплошными линиями (или красным цветом), отрицатель­ные связи - пунктиром (или синим цветом). Сила и значимость связи кодируются толщиной линии. Наиболее весомые признаки (с мак­симальным числом значимых связей с другими) помещаются в цент­ре. Признаки, имеющие меньший "вес", располагаются ближе к пе­риферии.

От системы корреляционных связей можно перейти к отображе­нию "расстояний" между признаками на плоскости. Расстояние вычисляется по известной формуле:

d -расстояние,

r- корреляция.

Расстояния отражают сходства-различия признаков. В этом слу­чае от топологического описания мы переходим к метрическому, по­скольку расстояния между вершинами графа (свойствами) становятся пропорциональными величинам корреляций с учетом знака: при r=-1 расстояние максимально: d = 1, при r = 1 расстояние мини­мально: d=0.

Ориентированные и неориентированные графы часто применя­ются при описании результатов личностных и социально-психоло­гических исследований, в частности социометрических: социограмма - это ориентированный граф.

Любая граф-схема изоморфна матрице (предположений, корре­ляций и т.д.). Для удобства восприятия не рекомендуется использо­вать при описании результатов графы более чем с 10-11 вершинами.

Наряду с графами в психологии применяются и пространствен­но-графические описания, в которых учитывается структура параметров и отношения между элементами (либо метрические, либо топологические. Примером является известное описание структуры интеллекта – «куб» Д.Гилфорда. Другой вариант применения пространственного описания - пространство эмоциональных состояний по В. Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку («круг Айзенка»).

В случае если в пространстве признаков определена метрика, то используется более строгое представление данных. Положение точ­ки в пространстве, изображенном на рисунке, соответствует реаль­ным координатам ее в пространстве признаков. Таким способом представляются результаты многомерного шкалирования, фактор­ного анализа, латентно-структурного анализа и некоторых вариан­тов кластерного анализа.

Каждый фактор отображается осью пространства, а параметр по­ведения, измеренный нами, - точкой в этом пространстве. В других случаях, в частности при описании результатов дифференциально-психологических исследований, точками изображаются испытуемые, осями - главные факторы (или латентные свойства).

Для первичного представления данных используются другие гра­фические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распреде­ления, а также различные графики.

Первичным способом представления данных является изображе­ние распределения. Для отображения распределения значений из­меряемой переменной на выборке используют гистограммы и полигоны распределения. Часто для наглядности распределение по­казателя в экспериментальной и контрольной группах изображают на одном рисунке.

Гистограмма - это "столбчатая" диаграмма частотного распре­деления признака на выборке. Используется декартова система ко­ординат. При построении гистрограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат - частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величи­ны в выборке. Если на гистрограмме отображены относительные час­тоты, то площадь всех столбиков равна 1.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интер­вал величины), обозначают точкой с координатами: Х - градация признака, Y- частота (количество людей) конкретной градации или относительная частота (отнесение количества людей с этой града­цией признака ко всей выборке). Точки соединяются отрезками пря­мой. Перед тем, как строить полигон распределения, или гистрограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на рав­ные отрезки. Рекомендуют использовать не менее 5, но не более 10 градаций. В случае использования номинальной или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.

Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например, доли испытуемых с раз­ными качественными особенностями (количество мужчин и жен­щин в выборке, число давших разные типы ответов в эксперименте и т.д.), то ему выгоднее использовать диаграмму. В секторной кру­говой диаграмме величина каждого сектора пропорциональна величи­не встречаемости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака.

Вариантом отображения информации, переходным от графичес­кого к аналитическому, являются в первую очередь графики, пред­ставляющие функциональную зависимость признаков. Собственно говоря, полигон распределения - это и есть отображение зависи­мости частоты встречаемости признака от его величины.

Идеальный вариант завершения экспериментального исследова­ния - обнаружение функциональной связи независимой и зависи­мой переменных, которую можно описать аналитически.

Условно выделим два различных по содержанию типа графиков:

1) отображающие зависимость изменения параметров во времени;

2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных). Классическим вариантом изобра­жения первой зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания. Аналогичны многочисленные "кри­вые научения" или "кривые утомления", показывающие изменение эффективности деятельности во времени.

Графики функциональной зависимости двух переменных также не редкость в психологии: законы Фехнера, Стивенса (в психофизи­ке), Йеркса-Додсона (в психологии мотивации), закономерность, описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в ряду (в когнитивной психологии), и т.д. и т.п.

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен "сам по себе" и включать все не­обходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квад­ратами и треугольниками.

Если есть необходимость на том же графике представить величи­ну разброса данных, то их следует изображать в виде вертикальных отрезков, чтобы точка, обозначающая среднее, находилась на отрез­ке (в соответствии с показателем асимметрии).

Видом графиков являются диагностические профили, которые характеризуют среднюю выраженность измеряемых показателей у группы или определенного индивида.

Наиболее важный способ представления результатов научной ра­боты - числовые значения величины: 1) показатели центральной тен­денции (среднее, мода, медиана); 2) абсолютные и относительные частоты; 3) показатели разброса (стандартное отклонение, диспер­сия, процентильный разброс); 4) значения критериев, использован­ных при сравнении результатов разных групп; 5) коэффициенты ли­нейной и нелинейной связи переменных и т.д. и т.п. Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов: по строкам - испытуемые, по столбцам - значения измеренных параметров. Ре­зультаты математической статистической обработки также сводятся в таблицы.

Существующие компьютерные пакеты статистической обработ­ки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

Итогом обработки данных "точного" эксперимента является ана­литическое описание полученных зависимостей между независимы­ми и зависимыми переменными. Если до недавних пор в психоло­гии для описания результатов использовались преимущественно эле­ментарные функции, то сегодня исследователи работают практически со всем аппаратом современной математики. К числу простейших аналитических выражений, описывающих эмпирически полученные зависимости, относятся, например, психофизические "законы" Г. Фехнера или С. Стивенса. Не меньшую известность получили за­коны У. Хика и Р. Хаймета, по которым определяется зависимость времени реакции выбора от числа альтернатив:

t=k log(n+ 1) и

t = а +b log n,

t - время реакции выбора,

n - число стимулов,

a, b и k - константы.

Аналитические описания, как правило, итоговое обобщение не одного, а серии исследований, проведенных разными авторами. Поэтому они редко являются завершением отдельной эксперимен­тальной работы.

Конкретный вид функциональной зависимости выступает в ка­честве содержания гипотезы, которую проверяют в критическом экс­перименте.

Итак, представление научной информации должно определяться следующим алгоритмом:

Научно-исследовательская форма представления результатов

Все виды представления научных результатов можно разделить на три подвида :

1) устные изложения;

2) публикации;

3) компьютерные версии.

Характеристики методов описания данных (см. работа В.А. Ганзена "Системные описания в психологии" (1984).

Описание - любая форма представления информации о полученных в исследовании результатах.

Варианты представления информации:

  • вербальная форма (текст, речь),
  • графическая (схемы, графики),
  • символическая (знаки, формулы),
  • предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).
  • Вербальная форма представления информации. Основной способ передачи информации - слово.

Любое научное сообщение - это, прежде всего, текст, организованный по определенным правилам .

Два вида текстов:

  • на естественном языке ("природном", обыденном),
  • на научном языке.

Любое представление результатов исследования - текст "смешанного" вида. Эти языки нельзя строго разграничить, ибо все время происходит взаимопроникновение языков житейского и научного: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности.

Главное требование к научному тексту:

  • последовательность и логичность изложения,
  • не загружать текст избыточной информацией,
  • можно использовать метафоры, примеры и "лирические отступления" для того, чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений.
  • в научном тексте, в отличие от литературного текста или повседневной речи, много клише -преобладают устойчивые структуры и обороты (сходен с "канцеляритом" - бюрократическим языком деловых бумаг - внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах.
  • текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Основные логические формы высказывания: 1) индуктивное - обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное - логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия - "трансдукция"; 4) толкование или комментарий - "перевод", раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Графическая форма описания результатов . Графическое (пространственно-образные) описания - традиционный способ кодирования научной информации. Геометрическое описание наглядно и позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте.

Основные формы графического представления научной информации:

  • топологические,
  • метрические.

Графы - один из традиционных способов представления информации, использующих топологические характеристики. Граф - множество точек (вершин), соединенных ребрами (ориентированными или неориентированными отрезками).

Виды графов:

  • планарные,
  • пространственные,
  • ориентированные (отрезки-векторы),
  • неориентированные,
  • связные,
  • несвязные.

При описании результатов психологических исследований графы используются очень часто. Примеры: иерархическая модель интеллекта Д.Векслера или модель интеллекта Ч.Спирмена; они представлены в форме дендритных несимметричных графов. Схема функциональной системы П.К.Анохина, схема психологической функциональной системы деятельности В.Д. Шадрикова, модель концептуальной рефлекторной дуги Е.А.Соколова - примеры ориентированных графов .

Социограмма - это ориентированный граф.

Наряду с графами в психологии применяются и пространственно-графические описания, в которых учитывается структура параметров и отношения между элементами (либо метрические, либо топологические).

"Куб" Д. Гилфорда - пример - известное описание структуры интеллекта

Пространство эмоциональных состояний по В.Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку ("круг Айзенка" ).

Другие графические формы:

  • диаграммы,
  • гистограммы,
  • полигоны распределения,
  • также различные графики.

Диаграммы (используются главным образом для изображения соотношений между величинами) - это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны этим величинам.

Секторная диаграмма - диаграмма в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов, имеющих такие площади.

Первичный способ представления данных - изображение распределения (используют гистограммы и полигоны распределения).

Гистограмма - это "столбчатая" диаграмма частотного распределения признака на выборке. По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат - ее частости (отношение числа наблюдений, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков. В результате получаем ступенчатую линию. Площадь, заключенная под всеми прямоугольниками для любой гистограммы, равна 1 или сумме всех частот (общему числу случаев). Таким образом, на гистограмме высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответствует числу наблюдений, которые попали в этот интервал.

Графики - вариант отображения информации, переходный от графического к аналитическому.

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен "сам по себе" и включать все необходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.

Числовые значения величины - наиболее важный способ представления результатов научной работы:

1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);

2) абсолютные и относительные частоты;

3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия, процентильный разброс);

4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;

5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т.д. и т.п.

Существующие компьютерные пакеты статистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.Allbest.ru/

Размещено на http://www.Allbest.ru/

Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова

Формы и виды оформления результатов научных исследований

Выполнил студент: Аманкулов М.А.

Руководитель работы: Мендекеев Р.А.

Бишкек - 2017

ВВЕДЕНИЕ

1. Основные виды

2. Научная работа

3. Приложения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Для начинающих исследователей очень важно иметь представления о методологии и методах научного творчества, поскольку именно на первых шагах к овладению привычками научной работы более всего возникает вопросов именно методологического характера. Прежде всего не хватает опыта в использовании методов научного познания, применении логических законов и правил, новых средств и технологий.

Поэтому есть смысл рассмотреть эти вопросы подробнее. Нельзя игнорировать факты только потому, что их тяжело объяснить или найти им практическое использование. Содержание нового в науке не всегда видит сам исследователь. Новые научные факты и даже открытие, значение которых плохо раскрыто, могут продолжительное время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике. При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать побочные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначащими. Тем не менее, именно такие факты могут скрывать в себе начало важных открытий.

Для исследователя недостаточно установить новый факт, важно даты ему объяснение из позиций современной науки, раскрыть его общепознавательное, теоретическое или практическое значения. Изложение научных фактов может осуществляться в контексте общего исторического процесса, истории развития определенной области, быть многоаспектным, с учетом как общих, так и специфических особенностей.

1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

1. Аннотирование

Аннотация - это краткая общая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей, носящая пояснительный характер. Бывают краткими или развернутыми (справочными/рекомендательными).

Основными функциями являются:

1. сигнальная - аннотация представляет информацию о документе и дает возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

2. поисковая - аннотация используется в информационно-поисковых, в том числе в автоматизированных системах для поиска документов.

Аннотация включает:

o указание на объект исследования и его краткую характеристику;

o цель исследования, его новизну, указание на методологию исследования;

o основные результаты исследования.

Реферирование
Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа. Изложение материала не ограничивается только описательным подходом к раскрытию выбранной темы. Необходимо отразить авторскую аналитическую оценку состояния исследуемой проблемы и собственную точку зрения на возможные варианты ее решения.
По структуре реферат состоит из 3-х частей:
· введение (обоснование выбора темы, ее актуальность, основные цели и задачи исследования);
· основная часть состоит из 2-3 параграфов, в которых раскрывается суть исследуемой проблемы, дается оценка существующих в литературе основных теоретических подходов к ее решению, изложение собственного взгляда на проблему и пути ее решения и т.д.;
· заключение (краткая формулировка основных видов и результатов, полученных в ходе исследования).
Необходимой частью структуры реферата является также список литературы, использованной в ходе работы над выбранной темой.
Конспектирование
Конспект - это краткое изложение или краткая запись наиболее важных моментов книги, лекции, статьи и т.д. В конспекте произведения должны быть зафиксированы название работы, ее автор, полные выходные данные.
Основные требования к написанию конспекта включают системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность. Полезно составить глоссарий (от греч. glossa - объяснение непонятной фразы или слова) - словарь, объясняющий малоизвестные термины, употребленные в данной работе.
Порядок работы над конспектом:
o определение структуры конспектируемого материала;
o отбор и последующая запись наиболее существенного содержания оригинального текста в соответствии со структурой конспекта (в форме цитат или близком к оригиналу изложении);
o формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общего вывода по всему конспекту.
Составление тезисов
Тезис - это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он подводит.
Работа над тезисами требует, прежде всего, умения выделить главную информацию из исходного текста и передать содержание исходного текста кратко, обобщенно.
Требования к содержанию тезисов как жанру письменной научной речи:
o тезисы передают суть уже существующего текста;
o каждый тезис должен быть доказательно обоснован, аргументирован в двух-трех следующих предложениях;
o формулировки тезисов должны быть предельно четкими, следует избегать цитирования;
o в конце тезисов необходимо сделать краткий вывод.
Подготовка доклада
Доклад - это результат самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть изучаемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Докладчик должен показать свое умение провести самостоятельное исследование, преподнести его результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы. Доклад на семинаре не должен превышать 15 минут. Рекомендуется визуальное сопровождение доклада слайдами, презентацией или изложенными на доске основными тезисами.
Этапы работы над докладом:
o подбор и изучение основных источников по теме (не менее трех различных концепций);
o обработка и систематизация материала;
o составление глоссария малоизвестных терминов;
o подготовка выводов и обобщений;
o разработка плана доклада;
o тезисное изложение основных моментов доклада.
Подготовка презентации
Электронная презентация должна быть выполнена на основе материала подготовленного доклада и должна использоваться как визуальная иллюстрация.
Презентация должна быть выполнена в приложении MS Power Point и сдана в электронном виде (прислана по электронной почте) преподавателю за 3-5 до предполагаемого выступления с докладом.
Требования к оформлению:
o электронная презентация должна содержать не более 10 слайдов, включая текстовую и графическую информацию по теме доклада.
o первый слайд презентации должен содержать фамилию, имя, отчество докладчика, указание на факультет, курс и группу, название доклада;
o не рекомендуется использовать встроенные шаблоны слайдов и стили оформления презентации, а также эффекты мультипликации;
o переход от слайда к слайду должен осуществляться по щелчку мыши;
o слайды должны быть пронумерованы;
o желательно избежать вставки в презентацию больших по объему графических файлов;
o оригинальные шрифтовые и оформительские решения приветствуются.
Подготовка научной статьи
Научная статья - законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретному вопросу. Она раскрывает наиболее значимые результаты исследований, требующие развернутого изложения и аргументации. научный статья доклад тезис
Среди основных требований к научной статье выделяют достоверность, аргументированность выводов, строгую логику, последовательность изложения, его целостность и завершенность.
Состав аспектов статьи:
o актуальность, степень изученности темы;
o указание на цель, задачи, предмет исследования;
o описание исследования;
o полученные результаты, выводы, область применения результатов.
Подготовка творческой работы (эссе)
Жанр эссе предполагает свободу творчества. Это размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.
Эссе (с фр. еssai «попытка, проба, очерк») - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.
Основные требования:
o предмет исследования должен быть четко обозначен темой и содержанием работы;
o текст работы должен быть авторским; плагиат, компиляция не совместимы с жанром этой работы;
o при цитировании и ссылках на точки зрения необходимо оформлять ссылки;
o объем работы должен составлять 6-10 страниц машинописного текста.
Критерии оценки творческой работы:
o умение самостоятельно работать с информацией;
o связанность, логичность и красота изложения;
o оригинальность мышления и анализ проблемы.
Рецензирование
Рецензия (от лат. recensio - рассмотрение) - отзыв, разбор и оценка произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.
Рецензию характеризует небольшой объём и краткость. В рецензии должны присутствовать информационная и оценочная части.

Составные части рецензии:

o объект анализа;

o анализ актуальности темы, краткая общая характеристика содержания и структуры произведения;

o развернутый и последовательный анализ и комментарии частей произведения с указанием их достоинств и недостатков;

o общая оценка произведения, оценка вклада автора, выводы и рекомендации.

2. НАУЧНАЯ РАБОТА

Научная работа должна иметь следующую структуру:

1. Титульный лист

3. Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Список использованных источников

7. Приложения

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. Далее в именительном падеже указывается фамилия, имя и отчество автора работы.

Ниже дается заглавие работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать основному содержанию работы. Для конкретизации заглавия возможно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.

В нижнем поле указывается место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»).

Введение к работе. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, приводится характеристика источников, использованных для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы, формулируется объект и предмет исследования, указываются избранные методы исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Рекомендуется уделить особое внимание следующим аспектам. Освещение актуальности должно быть немногословным. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

От формулировки научной проблемы и доказательства необходимости ее более тщательного и всестороннего изучения, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью.

Обязательным элементов введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта.

В заключении приводятся основные выводы исследования.

3. ПРИЛОЖЕНИЯ

Правила оформления текстовых документов по ГОСТ 7.32-2001 Изложение текста и оформление работ следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001

Текст работ следует печатать, соблюдая следующие требования:

текст набирается шрифтом Times New Roman кеглем не менее 12, строчным, без выделения, с выравниванием по ширине;

абзацный отступ должен быть одинаковым и равен по всему тексту 1,27 см;

строки разделяются полуторным интервалом; поля страницы: верхнее и нижнее не менее 20 мм, левое не менее 30 мм, правое не менее 10 мм;

полужирный шрифт не применяется; разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры; · введение и заключение не нумеруются.

Основную часть работы следует делить на разделы и подразделы:

разделы и подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений;

нумеровать их следует арабскими цифрами;

номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой;

после номера раздела и подраздела в тексте точку не ставят;

разделы и подразделы должны иметь заголовки;

заголовки разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая;

если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой;

переносы слов в заголовках не допускаются;

Нумерация страниц текстовых документов:

страницы работ следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работ;

титульный лист включают в общую нумерацию страниц работ;

номер страницы на титульном листе не проставляют;

номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.

2. Джуринский К. Как написать научную статью? Советы начинающему автору / Методика написания научной статьи

4. Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя. М.: Наука. 1969.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности научной продукции: тезисов, докладов, выступлений, научных статей. Структура и роль методических рекомендаций и программ учебных курсов. Требования к составлению и содержанию учебных пособий. Подготовка материалов к опубликованию в печати.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2012

    Методика подготовки доклада и научного сообщения для выступления на научной конференции. Структура статьи и требования к ней. Публикация тезисов, основные части реферата. Сущность кандидатской диссертации и монографии. Виды учебно-методических изданий.

    лекция , добавлен 23.03.2014

    Порядок сбора информации в торговой организации. Классификация научных документов по форме, характеру обработки данных и читательскому назначению. Описание основных видов изданий - монографии, автореферата диссертации, тезисов докладов конференции.

    реферат , добавлен 23.12.2011

    Виды общения. Виды речевой деятельности и их особенности. Взаимодействие устной и письменной речи. Функционально-стилистические разновидности речи. Развитие устной и письменной речи у детей. Психологические различия в природе письменной и устной речи.

    реферат , добавлен 12.10.2008

    Назначение дипломной работы студентов юридического факультета. Методические указания по выбору темы. Контроль кафедры за ходом подготовки дипломной работы и прохождением преддипломной практики. Правила ее оформления, сроки защиты, критерии оценки.

    методичка , добавлен 29.04.2009

    Основные виды студенческих учебно-научных и творческих работ. Термины и определения, общие требования к оформлению работ. Правила цитирования, составления списка использованных источников. Виды библиографического описания документов. Оформление ссылок.

    методичка , добавлен 07.05.2011

    Рассмотрение целей написания курсовой работы, составления плана, правил оформления и написания введения, заключения, основного текста, таблиц, списка использованной литературы. Ознакомление с процедурой сдачи, защиты работы и критериев ее оценивания.

    методичка , добавлен 14.03.2010

    Работа над дипломным исследованием, составление плана дипломной работы, изучение литературы и нормативно-правовых источников. Структура дипломной работы, основные требования к оформлению текста, ссылок, таблиц, сносок и библиографических источников.

    методичка , добавлен 18.11.2009

    Структура и оформление работы студентов специальностей "Менеджмент организации" и "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Требования к оформлению элементов курсовой (контрольной) работы: иллюстраций, таблиц, формул, ссылок, списка использованной литературы.

    методичка , добавлен 16.09.2010

    Рассмотрение методических вопросов разработки дипломных работ и методов решения научных задач. Определение основных понятий "научная задача", "верификация результатов", "компиляция". Основные требования к дипломным работам и регламенты их выполнения.

Результаты научного исследования обобщаются с целью превращения их в источник информации. Формой обобщения результатов исследования может быть устное изложение или печатная работа. Устное изложение представляет собой сообщение или выступление перед аудиторией. Печатной работой может быть реферат, статья, научный отчет, диссертация, монография. По результатам исследования его авторы также могут подготовить к печати учебное или методическое пособие.

Устное изложение

С устным изложением ученый может выступить на научной совещании, семинаре, конференции, симпозиумы и др. Обычно, время выступления ограничено. Поэтому сообщение, а тем более доклад, должны быть краткими, конкретными, четкими и наиболее полно отражать суть выступления. Для достижения этого выступление целесообразно строить по следующей схеме:

Исходные позиции. Показывается, какую научную концепцию положен в основу научного исследования. Кратко дается изложение состояния исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы исследования и ее актуальность.

Гипотеза, задачи и цель исследования.

Методы исследования. Показывается, какие методы были выбраны для решения конкретных задач исследования.

Основные аргументированные результаты исследования. Дается изложение основных количественных результатов исследования, обосновывается их достоверность, приводится краткая интерпретация и обоснование этих результатов.

Выводы и предложения. Приводятся основные выводы из результатов исследования и выдвигаются предложения по совершенствованию объекта исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования и его новизна. Показывается, что нового вносят результаты исследования в научную отрасль, к которой оно относится, какую практическую ценность имеют эти результаты, неизвестные ранее науке факты открыты в процессе исследования.

Внедрение результатов исследования в практику. Дается изложение того, как результаты исследования отражены в публикациях, докладе сделан на совещаниях, семинарах, конференциях.

Перспективы исследования. Открываются перспективы дальнейших исследований в данной работе.

Следует подчеркнуть, что устное выступление должно раскрывать только основную идею проведенного исследования и ни в коем случае не детализировать отдельные его положения. Для этого исследователь должен глубоко осознавать полученные результаты, найти найдоцільнішу форму их изложения, глубоко аргументировать и обосновать их как фактическим материалом, так и логическими соображениями. Главным в научном выступлении должна быть его содержательность и научная аргументация. Лишние слова, малоизвестные термины только снижают качество сообщения или выступления.

При написании доклада надо учесть, что значительная часть материала может быть изложена на плакатах (слайдах). На плакатах обычно подают: статистические материалы, графическую интерпретацию взаимосвязей между элементами некой системы, структуру системы, алгоритмы, схему эксперимента, выявленные зависимости в табличной или графической форме и др. Поэтому в докладе выкладывают комментарии (но не повторения!) до иллюстративного материала. Это дает возможность на 20-30% сократить ее.

Следует также иметь в виду, что за 10 минут человек может прочитать материал, размещенный на 4 страницах машинописного текста (через два интервала), поэтому объем доклада обычно меньше объема статьи. Кроме того, докладчик должен реагировать на предыдущие выступления по теме его доклада. Полемический характер доклада вызывает интерес слушателей и повышает их активность.

Часто выступления участников научных собраний публикуют в виде тезисов докладов. Объем тезисов доклада обычно не превышает 1-2 друкованих1 страниц текста. Поэтому тезисы доклада должны отразить только главные мысли выступления.

Реферат является одним из простейших форм обобщения результатов исследования в письменной форме. Рефератом2 называют краткое и сжатое изложение основных положений исследования. В реферате чаще всего раскрывается теоретическое и практическое значение исследуемой темы, анализируются имеющиеся публикации по данной теме, делается оценка и формулируются выводы относительно проанализированного научного материала. Реферат должен отразить его эрудицию автора, умение самостоятельно проанализировать, систематизировать и обобщить существующую научную информацию.

Научная статья считается самой распространенной формой печатной продукции исследователя. Статьи публикуются в научных журналах, научных или научно-методических сборниках. Объем статьи обычно составляет 10-12 страниц печатного текста. Текст статьи дополняется иллюстративными материалами-таблицами, графиками, диаграммами, рисунками и тому подобное.

Для будущего ученого важно овладеть техникой написания статей и подготовки докладов на конференциях не только с точки зрения удовлетворения требований относительно количества и уровня публикаций, но и с позиций восприятия их слушателями и читателями. Это обязывает к определенной логики построения доклада или статьи, высокой требовательности к их формы, стиля и языка.

Следует избегать как преждевременных публикаций, так и промедление с публикациями. У Фарадея был девиз: to work, to finish, to publish, то есть работай, заканчивай, оприлюднюй, потому что это предоставляет приоритет в авторстве и практически неограниченную аудиторию.

Обычно, перед написанием статьи нужно составить ее план, который чаще всего включает:

1) вступление - постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными практическими задачами (5-10 строк);

2) последние исследования и публикации, на которые опирается автор, выделение нерешенных частей общей проблемы, которым посвящается данная статья (обычно эта часть статьи составляет около 1/3 страницы); ее можно назвать "исходные предпосылки";

3) формулировка целей статьи (постановка задачи); этот раздел весьма важен, потому что из него читатель определяет полезность для себя данной статьи; цель статьи следует из постановки общей проблемы и обзора ранее выполненных исследований, то есть данная статья имеет целью ликвидировать какие-то "белые пятна" в общей проблеме (объем этой части статьи 5-10 строк);

4) изложение собственно материала исследования. Небольшой объем статьи требует выделения главного в материалах исследования; иногда можно ограничиться только формулированием цели исследований, кратким упоминанием о методе решения задачи и изложением полученных результатов; если на объем статьи нет строгих ограничений, то целесообразно описать методику исследования полнее;

5) в окончании приводятся выводы из данного исследования и кратко представляются перспективы дальнейших исследований в этом направлении.

Мнения автора статьи должны быть понятными, точными и короткими. Особое внимание должно быть уделено синтаксису и редакции текста. Совсем ошибочно считать, что только сложная лексика и частое употребление заимствованных слов придает научности статьи.

Для научного стиля неуместны высокопарные высказывания, чрезмерные подчеркивания мелочей. Каждое предложение в научной статье должно иметь конкретный смысл - голослів"я далекое от научного стиля.

Особое значение в научной статье приобретает изложение научных выводов и предложений. Заключительная часть статьи должна быть слишком четкой, краткой, научно подчеркивать существенные аспекты результатов исследования и раскрывать пути их практической реализации.

В научно-методической статье главными являются методические советы с какого-либо конкретного вопроса. Фактический материал, полученный на основе исследования, в следующей статье носит иллюстративный характер.

Научный отчет представляет собой документ, в котором содержатся исчерпывающие сведения о выполнении исследования. Любой научный отчет должен соответствовать определенным требованиям, к которым относят: четкость построения; логичность построения и изложения материала; убедительная аргументация; краткость и точность формулировок; конкретность и доказательность изложения результатов исследования; обоснованность предлагаемых рекомендаций.

Конкретное содержание отчета зависит от области науки, в которой проводилось исследование, и от целей и задач самого исследования. Но обобщенная структура научного отчета должна включать следующие составные части: титульный лист установленного образца, список исполнителей проведенного исследования; реферат, содержание, основную часть (изложение результатов исследования), список литературы и приложения. При необходимости прилагается также перечень сокращений, символов и специальных терминов с их определениями.

Реферат отчет должен отражать основные сведения об отчете: объем, количество и характер иллюстративных материалов и таблиц, перечень ключевых слов, сущность выполненной работы, методы исследования, краткие выводы и возможности применения результатов исследования. Цель реферата - кратко и конкретно передать сущность проведенного исследования.

Основная часть отчета включает: введение; аналитический обзор; обоснование выбранного направления исследования; разделы отчета, отражающие методику, содержание и результаты проведенного исследования (их количество определяется логикой проведенного исследования); заключительная часть (выводы и предложения).

Во введении кратко характеризуют состояние проблемы на момент начала исследования, цель, новизну и актуальность исследования, целесообразность его проведения.

В аналитическом обзоре систематизированы и критически анализируют состояние вопроса, которому посвящено исследование. Сюда включают только те сведения, которые имеют непосредственное отношение к теме отчета и, в первую очередь, новые идеи и проблемы, а также возможные подходы к решению этих проблем. Противоречивые сведения, полученные из разных источников, должны быть проанализированы и оценены особенно тщательно. Иногда аналитический обзор составляют и как самостоятельный отчет.

Обоснование выбора темы исследования вытекает из аналитического обзора, на основе которого сделаны аргументированные и убедительные выводы. Не следует смешивать обоснование выбора темы исследования и обоснования целесообразности (необходимости) самого исследования. Ведь последнее определяется заданием на проведение исследования, о чем идет речь еще в поступлении отчета.

В разделах отчета дается подробное и последовательное изложение содержания проведенного исследования, приводятся полученные результаты, в том числе и негативные. До разделов включают теоретический анализ литературных источников, методику исследования. По результатам экспериментальных исследований раскрывают цель и сущность экспериментов, оценивается точность и достоверность полученных данных, приводят анализ этих данных, интерпретируют их и сравнят с теоретическими данными. Завершают эти разделы отчета трактовкой полученных результатов исследования и описанием их возможного применения.

В заключительной части (выводы и предложения) включают оценку результатов проведенного исследования с точки зрения их соответствия требованиям задач исследования. Здесь также могут рассматриваться пути и цель дальнейшей работы, а также отмечается научная и практическая ценность результатов исследования в целом.

В список литературы включают все использованные источники, в том числе и малотиражные ведомственные документы и отчеты. Библиографическое описание использованных источников составляют в соответствии с существующими требованиями (об этом будет идти речь дальше).

Приложения могут включать разнообразные дополнительные материалы отчета: промежуточные математические расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; описания аппаратуры и приборов, использованных в процессе исследования; примеры анкет, тестов, инструкций, контрольных работ, разработанных для данного исследования; иллюстративные материалы вспомогательного характера. Размещают дополнительные материалы в последовательности их появления в тексте основных разделов содержания.

Диссертация (от латинского - разведка, исследование) представляет собой квалификационную научную работу, выполненную лично соискателем научной степени в виде специально подготовленной рукописи. Она содержит выдвинутые автором для публичной защиты научно обоснованные теоретические или экспериментальные результаты, научные положения, а также характеризуется единством содержания и свидетельствует о личном вкладе соискателя в науку.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна содержать проведенные автором исследования, которые отвечают одному из следующих требований:

получение новых научно обоснованных результатов, которые в совокупности решают конкретное научное задание, которое имеет существенное значение для определенной отрасли науки;

получения новых научно обоснованных теоретических или экспериментальных результатов, которые в совокупности являются существенными для развития конкретного направления определенной области науки.

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна содержать проведенные автором исследования, которые отвечают одному из следующих требований:

получение новых научно обоснованных результатов в определенной области науки, которые в совокупности решают важную научную проблему;

осуществление новых научно обоснованных разработок в определенной отрасли науки, которые обеспечивают решение значительной прикладной проблемы.

Диссертация должна отразить общую научную эрудицию исследователя, его знания теории и истории исследуемой проблемы, его личный вклад в науку, его качества как ученого.

Диссертацию можно признать как специальную форму научного отчета. Поэтому в целом диссертация должна отвечать общим требованиям к научного отчета и состоять из введения, разделов, в которых раскрывается содержание диссертационного исследования, выводов, списка использованной литературы и приложений. Объем диссертации, так же как и требования к ее оформлению определяются действующими в Украине положениями "Порядка присуждения научных степеней и присвоения ученого звание старшего научного научного сотрудника".

Монография - основательная печатная научная работа, в которой один изучаемый предмет, процесс или явление рассматриваются достаточно разносторонне и вместе с тем целостно и углубленно. Авторство монографии может принадлежать одному лицу или коллективу исследователей.

В монографии всегда раскрывается состояние исследуемой проблемы, дается анализ того, как она решается на момент начала проведения исследования. Далее раскрывается сущность теоретических и практических идей авторов исследования, дается изложение методики исследования, приводятся результаты экспериментальных исследований. Результаты исследования подробно систематизируются и теоретически анализируются. На основе этого делаются аргументированные выводы и приводятся обоснованные рекомендации по практической реализации полученных в процессе исследования результатов. В конце приводят список использованных литературных источников.

В законченном виде монография представляет собой научную книгу.

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследователь-скую.

Квалификационная работа – курсовая работа, дипломная работа, диссертация и т. д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в инструкциях ВАК, положениях, принятых учеными советами, и в других столь же солидных документах. Нас интересует вторая форма – представление результатов научной работы.

Условно вид представления научных результатов можно разделить еще на три подвида: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) компьютерные версии. Но все они относятся к тем или иным вариантам представления текстовой, символической и графической информации. Поэтому разговор о способах оформления и представления научных результатов целесообразно начать с характеристики методов описания данных.

Наиболее детально этот вопрос рассмотрен в работе В. А. Ганзена «Системные описания в психологии» (1984). Под описанием понимается любая форма представления информации о полученных в исследовании результатах. Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

В человеческом сообществе основным способом передачи информации является слово. Поэтому любое научное сообщение – это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и научном языке. Любое представление результатов исследования по сути своей является текстом «смешанного» вида, где в естественноречевую структуру включены «куски», сформулированные на строго понятийном языке. Эти языки нельзя строго разграничить, ибо все время происходит взаимопроникновение житейского и научного: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности. Например, мы свободно употребляем в повседневной речи слова, изобретенные учеными: «кислород» (М. Ломоносов), «экстраверсия» (К. Юнг), «условный рефлекс» (И. Павлов), «кварк» (Д. Геллман). С другой стороны, в теорию элементарных частиц вошли слова «цвет», «очарованность», «странность» для обозначения состояний кварков. В психологии в качестве научных терминов употребляются такие слова: «память», «мышление», «внимание», «чувство» и т. д. И вместе с тем, в отличие от обыденного язык, научный термин имеет однозначное предметное содержание. А главное – значение научного термина определяется его местом в системе терминов данной науки, теории или модели. В психологии грань между научной и обыденной терминологией весьма тонка, поэтому читатель всегда может привнести значение из обыденного языка в свою интерпретацию психологического научного текста. Это порождает дополнительную трудность для автора-психолога.

Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения . Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры и «лирические отступления» для того, чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст, в отличие от литературного текста или повседневной, речи, очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты. В этом он сходен с «канцеляритом» – бюрократическим языком деловых бумаг. Роль этих штампов чрезвычайно важна – внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные» штампы на самом деле играют важную роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания. Конечно, встречаются ученые – великолепные стилисты (какими, например, были Б. М. Теплов и А. Р. Лурия), но этот дар все же часто украшает произведения литераторов и философов (вспомним Ортегу-и-Гассета, А. Бергсона и многих других).

Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Причинная зависимость, например, выражается импликативной формой «если А, то В», хотя, как показал Пиаже, в психологии импликативное объяснение и причинное объяснение отнюдь не тождественны. Существуют основные логические формы высказывания: 1) индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия – «трансдукция»; 4) толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Следующая форма описания результатов – геометрическая. Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к языковому описанию. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика.

Рис. Разновидности структурных моделей семантической памяти, создаваемых на основе

анализа матриц близости

В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации: опирающиеся на характеристики топологические и метрические. Один из традиционных способов представления информации, использующих топологические характеристики, – это графы. Напомним, что графом является множество точек (вершин), соединенных ребрами (ориентированными или неориентированными отрезками). Различают графы планарные и пространственные, ориентированные (отрезки-векторы) и неориентированные, связные и несвязные. В психологических исследованиях графы используются очень часто при описании результатов. Многие теоретические модели исследователи представляют в виде графов. Примеры: иерархическая модель интеллекта Д. Векслера или модель интеллекта Ч. Спирмена; они представлены в форме дендритных несимметричных графов. Схема функциональной системы П. К. Анохина, схема психологической функциональной системы деятельности В. Д. Шадрикова, модель концептуальной рефлекторной дуги Е. Н. Соколова – примеры ориентированных графов.

Вернемся к описанию результатов. Чаще всего ориентированные графы используются при описании системы причинных зависимостей между независимой, дополнительными и зависимой переменными. Неориентированные графы применяются для описания системы корреляционных связей между измеренными свойствами психики. «Вершинами» обозначаются свойства, а «ребрами» – корреляционные связи. Характеристика связи обычно кодируется разными вариантами изображения ребер графа. Положительные связи изображаются сплошными линиями (или красным цветом), отрицательные связи – пунктиром (или синим цветом). Сила и значимость связи кодируются толщиной линии. Наиболее весомые признаки (с максимальным числом значимых связей с другими) помещаются в центре. Признаки, имеющие меньший «вес», располагаются ближе к периферии.

От системы корреляционных связей можно перейти к отображению «расстояний» между признаками на плоскости. Расстояние вычисляется по известной формуле:

d = (1-r)/2,

где d – расстояние, r – корреляция.

Расстояния отражают сходства – различия признаков. В этом случае от топологического описания мы переходим к метрическому, поскольку расстояния между вершинами графа (свойствами) становятся пропорциональными величинам корреляций с учетом знака: при r =- 1 расстояние максимально: d = 1, при r = 1 расстояние минимально: d = 0.

Ориентированные и неориентированные графы часто применяются при описании результатов личностных и социально-психологических исследований, в частности социометрических: социограмма – это ориентированный граф.

Любая граф-схема изоморфна матрице (предположений, корреляций и т. д.). Для удобства восприятия не рекомендуется использовать при описании результатов графы более чем с 10-11 вершинами.

Наряду с графами в психологии применяются и пространственно-графические описания, в которых учитывается структура параметров и отношения между элементами (либо метрические, либо топологические). Примером является известное описание структуры интеллекта – «куб» Д. Гилфорда. Другой вариант применения пространственного описания – пространство эмоциональных состояний по В. Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку («круг Айзенка»).

В случае если в пространстве признаков определена метрика, то используется более строгое представление данных. Положение точки в пространстве, изображенном на рисунке, соответствует реальным координатам ее в пространстве признаков. Таким способом представляются результаты многомерного шкалирования, факторного анализа, латентно-структурного анализа и некоторых вариантов кластерного анализа.

Каждый фактор отображается осью пространства, а параметр проведения, измеренный нами, – точкой в этом пространстве. В других случаях, в частности при описании результатов дифференциально-психологических исследований, точками изображаются испытуемые, осями – главные факторы (или латентные свойства).

Для первичного представления данных используются другие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.

Первичным способом представления данных является изображение распределения. Для отображения распределения значений измеряемой переменной на выборке используют гистограммы и полигоны распределения. Часто для наглядности распределение показателя в экспериментальной и контрольной группах изображают на одном рисунке.

Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. Используется декартова система координат. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке. Если на гистограмме отображены относительные частоты, то площадь всех столбиков равна 1.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интервал величины), обозначают точкой с координатами: X– градация признака, У – частота (количество людей) конкретной градации или относительная частота (отнесение количества людей с этой градацией признака ко всей выборке). Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить полигон распределения, или гистограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на равные отрезки. Рекомендуют использовать не менее 5, но не более 10 градаций. В случае использования номинальной или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.

Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенностями (количество мужчин и женщин), то ему выгоднее использовать диаграмму. В секторной круговой диаграмме величина каждого сектора пропорциональна величине встречаемости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака.

Вариантом отображения информации, переходным от графического к аналитическому, являются в первую очередь графики, представляющие функциональную зависимость признаков. Собственно говоря, полигон распределения – это и есть отображение зависимости частоты встречаемости признака от его величины.

Идеальный вариант завершения экспериментального исследования – обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически.

Условно выделим два различных по содержанию типа графиков: 1) отображающие зависимость изменения параметров во времени; 2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных). Классическим вариантом изображения первой зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания. Аналогичны многочисленные «кривые научения» или «кривые утомления», показывающие изменение эффективности деятельности во времени.

оРис. Гистограмма и полигон распределения. Кривая полигона частот и гистограмма

Графики функциональной зависимости двух переменных также не редкость в психологии: законы Фехнера, Стивенса (в психофизике), Йеркса–Додсона (в психологии мотивации), закономерность, описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в ряду (в когнитивной психологии), и т. п.

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.

Если необходимо на том же графике представить величину разброса данных, то их следует изображать в виде вертикальных отрезков, чтобы точка, обозначающая среднее, находилась на отрезке (в соответствии с показателем асимметрии).

Видом графиков являются диагностические профили, которые характеризуют среднюю выраженность измеряемых показателей у группы или определенного индивида.

Наиболее важный способ представления результатов научной работы – числовые значения величины: 1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана); 2) абсолютные и относительные частоты; 3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия, процентильный разброс); 4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп; 5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т. д. и т. п. Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов: по строкам – испытуемые, по столбцам – значения измеренных параметров. Результаты математической статистической обработки также сводятся в таблицы.

Существующие компьютерные пакеты статистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

Итогом обработки данных «точного» эксперимента является аналитическое описание полученных зависимостей между независимыми и зависимыми переменными. Если до недавних пор в психологии для описания результатов использовались преимущественно элементарные функции, то сегодня исследователи работают практически со всем аппаратом современной математики. К числу простейших аналитических выражений, описывающих эмпирически полученные зависимости, относятся, например, психофизические «законы» Г. Фехнера или С. Стивенса. Известность получили законы У. Хика и Р. Хаймета, по которым определяется зависимость времени реакции выбора от числа альтернатив:

t = k log (n + 1) и t = a + b log n

где t – время реакции выбора, n – число стимулов, а, Ь и k – константы.

Аналитические описания, как правило, итоговое обобщение не одного, а серии исследований, проведенных разными авторами. Поэтому они редко являются завершением отдельной экспериментальной работы.

Конкретный вид функциональной зависимости выступает в качестве содержания гипотезы, которую проверяют в критическом эксперименте.

Итак, представление научной информации должно определяться следующим алгоритмом:

Текст Пространственный образ Аналитическое описание

(слова, числа, символы) (график, схема, рисунок) (формулы, программы и пр.)