Интеллектуальная игра «самый умный. Интеллектуальная игра в начальных классах "самый умный"

Васильева Любовь Александровна,
воспитатель группы продленного дня
ГБОУ лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга

Леванова Елена Николаевна,
у
читель начальной школы высшей категории
ГБОУ лицей №384 Кировского района Санкт-Петербурга

Согласно ФГОСу современный урок, занятия внеурочной деятельностью должны способствовать развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, формировать жизненно важные нравственно-этические представления в доступной для данного возраста форме. Этому как нельзя лучше способствует интеллектуальная игра «Самый умный», которую мы проводим совместно с воспитателем группы продленного дня в конце четверти и по окончании учебного года. Приводим пример такой игры, которая была проведена в конце 1 класса.

Мы начинаем игру «Самый умный». Вначале я напомню правила игры. Я задам 14 вопросов. К каждому вопросу предлагаются 4 варианта ответов. Вам нужно выбрать единственно правильный ответ, показав нужную цифру.

Например:

Итак, начинаем игру. Тот, кто наберёт наибольшее количество очков, выходит в полуфинал.

Какой месяц по числу дней короче других?

Какое из этих растений - кустарник?

4. Жимолость

Какой из этих музыкальных инструментов имеет наименьшее количество струн?

3. Пианино

Как вы думаете, какое из предлагаемых слов нужно убрать, когда рассказываешь о безопасности движения?

3. Светофор

4. Тротуар

Из неё делают попкорн.

1. Морковь

2. Кукуруза

Этот овощ, с которым в песне сравнивают кузнечика, люди едят более 6000 лет.

1. Морковь

Герой произведения А. Л. Барто, которому оторвали лапу.

Море есть - плавать нельзя, дорога есть - ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя. Что это?

Какое из этих растений - комнатное?

1. Василёк

2. Ромашка

3. Бегония

Какое из этих животных - насекомое?

2. Стрекоза

Какое из этих растений - ягода?

3. Помидор

Из какого из перечисленных растений получают пшено?

4. Пшеница

Какой из этих месяцев не относится к осени?

Кто написал такое поздравление: «Про зря вля сдине мраш деня»?

1. Винни-Пух

Дополнительные вопросы.

В каком слове допущена ошибка?

1. Спасиба

2. Пожалуйста

3. Аппетит

4. Здравствуйте

Какое из этих имён - полное?

В каком из этих слов все согласные звуки - твёрдые?

Перед вами полуфиналисты (3 - 5 человек). Они показали лучшие результаты на первом этапе. Прежде чем определить, в каком порядке они будут играть дальше, мы проведём небольшой конкурс. Игроки - полуфиналисты, вам необходимо будет связать попарно понятия. Например:

На доске прикреплены темы, которые могут выбрать игроки во время игры:

Дети - полуфиналисты выбирают тему, на вопросы которой будут отвечать.

Сказочные животные.

1. Как зовут пса Дяди Фёдора? (Шарик)

2. Артемон. Чей это пудель? (Мальвины)

3. Как зовут собаку доктора Айболита? (Авва)

4. Как зовут пёсика Элли из повести - сказки «Волшебник Изумрудного города»? (Тотошка)

5. Собачка, которая помогала деду и бабке репку из земли тащить? (Жучка)

6. Черепаха из сказки «Золотой ключик»? (Тортилла)

7. Удав из «Маугли»? (Каа)

8. Пантера из «Маугли»? (Багира)

9. Курочка (Ряба)

10. Крыса старухи Шапокляк. (Лариска)

11. Поросёнок - друг Винни-Пуха. (Пятачок)

12. Друг Чебурашки. (Крокодил Гена)

13. Кот из деревни Простоквашино. (Матроскин)

14. Муха из сказки К. Чуковского. (Цокотуха)

15. Корова из Простоквашино. (Мурка)

16. Ослик. (ИА)

17. Сказочный конёк. (Горбунок)

18. Подруга кота Базилио. (Лиса Алиса)

19. Вожак волчьей стаи, приютившей Маугли. (Акела)

20. Котёнок, который забрался в шляпу и напугал Володю и Вадика. (Васька)

Общие знания.

1. Этого мальчика воспитали звери. (Маугли)

2. Как называется детский киножурнал? («Ералаш»)

4. Сказочная шапка. (невидимка)

5. Этот продукт делают из молока, едят обычно с блинами.(сметана)

6. Как назвать одним словом и апельсин, и яблоко. И мандарин? (фрукт)

7. Каким другим словом называют с сказках добрую или злую волшебницу? (фея)

8. Он боится всего на свете? (трус)

9. В свой дом на крыше он добирается с помощью моторчика на спине. (Карлсон)

10. Внутри он холодный-холодный, его открывает голодный. (холодильник)

11. Чем ловил Волк рыбу в сказке «Лисичка-сестричка и серый Волк»? (хвостом)

12. Как называется низ обуви? (подошва)

13. Сколько месяцев в году? (12)

14. Какой продукт всему голова? (хлеб)

15. Какой месяц заканчивает осень? (ноябрь)

17. Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка)

19. За что Чиполлино посадили в тюрьму? (наступил на мозоль принцу)

20. Закончи пословицу «Не имей сто рублей, а имей …» (сто друзей)

Вопросы - шутки.

1. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)

2. Что стоит между горой и долиной? (и)

3. Какой месяц самый короткий? (май, февраль)

4. Шли 7 братьев, у каждого по одной сестре. Сколько шло человек? (8)

5. Наступил декабрь, распустились 3 василька, потом ещё один. Сколько васильков распустилось? (нисколько)

6. По чему часто ходят и никогда не ездят? (по лестнице)

7. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (2)

8. Что легче: 1 кг железа или 1 кг сена? (одинаково)

9. Ребёнок моего отца, но мне не брат. Кто это? (сестра)

10. Сколько орехов в пустом стакане? (нисколько)

11. Кому не нашлось работы на земле? (космонавту)

12. Какой ключ не бьёт и не отмыкает? (нотный)

13. Кто с головой окунается в воду? (водолаз)

14. У бабушки Паши внук Саша, кот Рыжик, собака Пыжик. Сколько внуков у бабушки? (1)

15. Может ли кит назвать себя рыбой? (нет, он не умеет говорить)

16. Без чего человеку нельзя жить? (без имени)

17. Когда машина едет, какое колесо у неё не вертится? (запасное)

18. На что брат купил шапку? (на деньги)

19. Ватрушку разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)

20. Чего нет в реке, но есть в озере, море, океане? (буквы О)

Окружающий мир.

1. Что такое окружающий мир?

2. Что такое природа?

3. Какая бывает природа? (живая и неживая)

4. Назови предметы живой природы.

5. Назови предметы неживой природы.

6. Для чего служит термометр? (для измерения температуры)

7. Сколько пятнышек на спине божьей коровки? (7)

8. Какой породы эта кошка? (показать иллюстрацию)

9. Собака какой породы больше всего похожа на предка собак - волка? (овчарка)

10. Из чего делают резину? (из каучука)

11. Как иначе можно назвать «живой музей растений? (Ботанический сад)

12. Как называется подземная часть растений? (корень)

13. Какое хвойное растение осенью сбрасывает свои иголки? (лиственница)

14. Из чего получают сахар?

15. Кто основал наш горол?

16. Как называется главная песня страны? (гимн)

17. Какие цвета есть на флаге России? (белый, синий, красный)

18. Чем покрыто тело рыб? (чешуёй)

19. Чем покрыто тело зверей? (шерстью)

20. Почему нужно есть много овощей и фруктов? (кладовая витаминов)

Мультфильмы.

1. Как звали главного героя м/ф «Самый маленький гном»? (Вася)

2. В кого влюбилась Бэлла? (в чудовище принца)

3. Как зовут жену Шрэка? (Фиона)

4. Сколько детей у Шрэка? (3)

5. Кто помощник Чёрного плаща? (Зигзаг, утка)

6. Кого захватила в плен повелительница жуков? (Таракана)

7. Как зовут зебру в м/ф «Мадагаскар»? (Марти)

8. Как зовут собаку в м/ф «Сезон охоты»? (Сосиска)

9. Как зовут льва из м/ф «Мадагаскар»? (Алекс)

10. Сколько динозавров вылупилось из яиц в м/ ф «Ледниковый период. Эра динозавров»? (3)

11. Как зовут девушку, у которой длинные волшебные волосы? (Рапунцель)

12. За кем гонялся кот Том? (за мышонком Джерри)

13. Чем пожертвовала Русалка, чтобы получить взамен ноги? (своим голосом)

14. В каком мультфильме цирковой и дикий медведи поменялись местами? («Сезон охоты»)

15. Какой собачьей породы был тренер из м/ф «Белка и Стрелка»? (овчарка)

16. На каких персонажей менялась Ворона в м/ф «Пластилиновая ворона»? (собаку и корову)

17. Какому персонажу м/ф «Алиса в Стране чудес» принадлежат слова: «Я опаздываю, королева будет очень недовольна»? (Белый заяц)

18. В чём застряла повелительница жуков? (в собственной паутине)

Пословицы.

1. Не за то волка бьют, что сер …

2. Скучен день до вечера …

3. Ученье - свет, а …

4. Без труда не выловишь …

5. Что с воза упало, то …

6. Семь раз отмерь, …

7. Рыбак рыбака..

8. Нет друга - ищи, а …

9. Любишь кататься, люби и …

10. Не рой другому яму …

11. Рано пташечка запела …

12. Готовь сани летом, а …

13. Старый друг …

14. Правда в огне не горит и …

15. Не место красит человека, а …

16. Не плюй в колодец …

17. Поспешишь - …

18. Чтобы рыбку съесть, надо …

19. Труд человека кормит, а …

20. От добра добра …

21. Под лежачий камень …

22. Как на охоту идти, так …

23. Отольются кошке …

24. Были бы кошки, а …

Загадки.

1. Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (книга)

2. Растянулась, как гармошка, чудо-печка у окошка. (батарея)

3. В ней стоит стекло в окне и картина на стене. (рама)

4. Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище. (кошка)

5. Весь я сделан из железа, у меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, а по мне всё тук да тук. (гвоздь)

6. Заворчал живой замок, лёг у двери поперёк, две медали на груди, лучше в дом не заходи. (собака)

7. Два конца, два кольца, в середине гвоздик. (ножницы)

8. Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, упадёт - почернеет. (лист)

9. Зимой и летом одним цветом. (ель, сосна)

10. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (дерево)

11. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (сова)

12. Ползун ползёт, иглы везёт. (ёж)

13. Не птичка, а с крыльями. (бабочка)

14. Вьётся верёвка, на конце головка. (змея)

15. Летом - гуляет, зимой - отдыхает. (медведь)

16. Какой малыш рождается с усами? (котёнок)

17. Кто ходит сидя? (шахматист)

18. Что за братец? Вот загадка! У него за носом - пятка! (башмак)

19. Катался колобком, пока не стал носком. (клубок)

20. Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (мел)

Ребусы.

Русский язык.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько звуков в русском алфавите? (47)

3. О чём можно спросить: «Гласный или согласный»? (о звуке)

4. Сколько звуков в слове «осень»? (4)

5. Какую букву напишем в слове «гараж»? (ж)

6. Какой знак нужно написать в слове «подъезд»? (ъ)

7. Назовите отчество от имени Вова.

8. Закончи пословицу: «Семь раз отмерь, один раз …» (отрежь)

9. Что хотела написать Сова ослику Иа: «Про зря вля с дине мраш деня»?

10. Какое слово говорят, когда благодарят? (спасибо)

11. Назови слово к данной схеме:

12. Используя буквы слова КАРП, образуй новое слово. (парк)

13. Сколько звуков в слове «поёт»? (5)

14. Собери пословицу из слов: слова, пустые, что, без, орех, ядра . (Пустые слова, что орех без ядра.)

15. Назови слово противоположного значения (антоним):небрежный . (аккуратный)

16. Как называется страна, в которой ты живёшь? (Россия)

17. Сколько гласных букв в алфавите? (10)

18. Какая буква пятая по счёту в алфавите? (д)

19. Сколько слогов в слове «игрушка»? (3)

20. Сколько гласных звуков в слове «ребята»? (3)

Математика.

1. Сколько здесь треугольников? (8)

2. Сколько углов у прямоугольника? (4)

3. 10 - это 3 и ещё сколько? (7)

4. 4 увеличить на 5. (9)

5. На платье 7 пуговиц, а на кофточке на 4 пуговицы меньше. Сколько пуговиц на кофточке?

6. Что тяжелее: 1 кг пуха или 1 кг железа?

7. Сколько здесь отрезков?

8. 6 - 2+10. Сколько это? (14)

9. Какое число следует за числом 15?

10. Какое число предшествует числу 20?

11. 11+7. Сколько это?

12. 18 - 4. Сколько это?

13. Игорь нашёл 9 белых грибов, это на 6 меньше, чем подосиновиков. Сколько подосиновиков нашёл Игорь?

14. В коробке было столько фломастеров, сколько карандашей. Ваня взял из коробки 6 карандашей и 4 фломастера. Чего в коробке осталось больше и на сколько?

15. Сравни: 1 дм 2 см … 20 см.

16. 13 уменьшить на 6. Сколько это?

17. Замени многоточие знаками «+» или «-» так, чтобы получилась верная запись:

10 … 9 … 8 = 2

18. Что больше: сумма чисел 20 и 10 или их разность?

19. 8 и ещё столько же. Сколько это?

20. 1 дес. 7 ед. Какое это число?

Набравший наибольшее количество баллов выходит в финал и становится победителем игры «Самый умный».

Интеллектуальная игра «Самый умный»

(2 класс)

Игра построена на основе детской интеллектуальная ы , выходящей в России с 2003 года «Самый умный». Её постоянной ведущей была Тина Канделаки. Игру можно проводить в конце года.

Добрый день! Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Самый умный». Узнаем: кто же в нашем классе «самый умный».

Участвуют все дети. Первый тур «Разминка». Я задам несколько вопросов, те игроки, которые сумеют ответить на вопросы «разминки» и станут участниками нашей игры. Для основной игры нам нужно 6 человек. Готовы? Приступим.

I тур «Разминка»

ВОПРОСЫ:

    Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

    За чем во рту язык? (За зубами)

    Висит сито, не руками сшито. (Паутина)

    Как звали девочку, которая была ростом в дюйм? (Дюймовочка)

    Скажите быстро, сколько будет 48+24? (72)

    Какое животное носит детей в сумке? (Кенгуру)

    Сколько звуков в слове ель? (3 звука)

    Что можно увидеть закрытыми глазами? (Сон)

    Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются. (Санки)

Игроков мы нашли. Определим их очередность: кто за кем будет вступать в игру, с помощью игры «Дешифровщик» - задание, в котором игрокам нужно отгадать слово, зашифрованное с помощью буквенно-цифрового кода, где каждая буква заменена соответствующей цифрой.

1 2 3

4 5 6

7 8 9

По номеру определите букву и угадайте школьный предмет. Чем раньше участник справится с заданием, тем раньше он будет стартовать непосредственно во втором раунде.

Музыка

II тур

Перед вами поле, на котором 12 тем. Один игрок может самостоятельно выбрать только одну тему. В каждой области по 15 вопросов, ваша задача в течение одной минуты дать, как можно больше, правильных ответов. У каждого участника есть возможность выбрать 2 темы. Уже использованные разделы выбирать нельзя. Набравшие наибольшее количество баллов участники проходят в третий тур.

Участники готовы? Тогда начнем. Право выбрать первый раздел (тему) предоставляется нашему первому участнику …

Загадки

Эти забавные животные

Профессии

Математика

Правила дорожного движения

Герои мультфильмов

Музыка

Страны

Удивительный мир растений

Сказки

Языкознание

Нам космос покоряется

Выбираются 3 победителя – участники третьего тура.

Вопросы к разделу «Загадки».

- Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт. А ты любишь отгадывать загадки или загадывать? Почему? Внимательно слушай, не торопись, подумай над каждым признаком отгадываемого предмета. Удачи!

1. Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.

Что сложу из них сломаю, все сначала начинаю. (Кубики)

2. Из меня куличик печь удобно, только есть его нельзя, дружок.

Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, что я? Я … (Песок)

3. Все белым-бело сегодня, и светло, хоть солнца нет.

С неба сыплется холодный, белый-белый мягкий … (Снег)

4. Стоит толстячок, подбоченя бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

5. Тонгоногая Ненила, всех одела, нарядила.

На самой бедняжке, нет даже рубашки. (Иголка)

6. Поплясал по всей избе и в угол спрятался. (Веник)

7.Дашь есть – плачет и ворчит,

Ничего не дашь – она молчит. (Сковородка)

8. Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)

9. Конь стальной, овса не просит,

А и пашет он, и косит. (Трактор)

10. Ящик на коленях пляшет – то поет, то горько плачет. (Гармонь)

11. Плывет лебедь без крыльев. (Пароход)

12. Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.

А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. (Мяч.)

13. Шевельнулись у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

14. В красных тапочках хожу, за собой подруг вожу,

Надоест гулять в саду – я поплаваю в пруду. (Гусь)

15. Не лает, не жужжит – жук по улице бежит,

И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль)

Вопросы к разделу «Математика»

- Математика – царица наук. Без нее не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии. С математикой дружишь? Какие у тебя оценки? Уверен(а) в своих силах? Поехали!

1. Записи, между которыми ставится знак «больше» или «меньше». (Неравенство)

2. Матроскин научил Гаврюшу 3 командам весной и 6 командам летом. Сколько команд умеет выполнять Гаврюша? (9)

3. Результат сложения. (Сумма)

4. Назови четырехугольник, у которого противоположные стороны равны. (Прямоугольник)

5. К Даше на день рождения пришли 15 гостей, 7 из них пьют чай с сахаром, остальные с вареньем. Сколько нужно поставить розочек под варенье? (8)

7. Результат вычитания. (Разность)

8. К неизвестному числу прибавили 48 и получили 63. Назовите неизвестное число. (15)

9. В комнате горело 6 свечей. 3 погасли. Сколько свечей осталось? (3)

10. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Прямоугольник)

11. Результат деления. (Частное)

12. Выражение с неизвестным числом. (Уравнение)

13. Какого угла не бывает: прямой, кривой, тупой, острый. (Кривой)

14. Неизвестное слагаемое можно найти действием: сложением, вычитанием, умножением. (Вычитанием)

15. Две матери, две дочери, да бабушка со внучкой. Сколько всех? (3)

Вопросы к разделу «Музыка»

- Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. Слушая любимую мелодию, мы улыбаемся ей как хорошему другу. Вот и сейчас нужно прислушаться к вопросу и правильно ответить на вопросы. Желаю удачи!

1. Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка. (Ноты)

2. Назови три кита в музыке. (Песня, танец, марш)

3. Назовите фамилию композитора песни «Чунга-чанга». (В.Шаинский)

4. Угадай песню. (Звучит фонограмма)

5. Какую ноту кладут в суп? (Соль)

6. Определи, к какому жанру относится мелодия (Звучит марш)

7. Назовите человека на портрете. (Д.Кабалевский - композитор)

8. Сверху кожа, снизу тоже. На весь дом голосит. (Барабан)

9. Умеет он играть и «форте» и «пиано».

Поэтому назвали его … (Фортепьяно)

10. Определи, к какому жанру относится мелодия (Звучит танец)

11. Назовите овощ из двух нот. (Фасоль)

12. Определи, к какому жанру относится мелодия (Звучит песня)

13. Какой ключ не бьет из-под земли и ничего не открывает? (Скрипичный

ключ)

14. Кто пишет музыкальные произведения? (Композитор)

15. Какими нотами не измерить пространство? (Ми-ля-ми)

Вопросы к разделу «Языкознание»

- Его величество Русский язык. Могуч и прекрасен он. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками». Проверим твое отношение к нашему языку. Как ты думаешь, на все вопросы ты сумеешь ответить? Попытаешься? Тогда, начали!

1. Сколько букв в русском языке? (33)

2. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (имя существительное)

3. На какие две группы делятся гласные? (ударные и безударные)

4. Как пишется слово «воробей»?

5. Сколько гласных букв в русском языке? (10)

6. Изменяемая часть слова. (Окончание)

7. Какого рода слово «кофе»? (мужского рода)

8. Сколько звуков в слове «яма»? (4)

9. Общая часть родственных слов. (Корень)

10. Антоним слова «храбрый»? (Трусливый)

11. Сколько гласных звуков в слове «ворона»? (один)

12. Назови количество слогов в слове «находиться». (4)

13. Определи род слова «радио» (средний род)

14. В каком числе находится слово «молодеет». (ед.число)

15. Сколько звуков [с] в словосочетании «мороз не страшен» (два)

Вопросы к разделу «Сказки»

- Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир сказок. Помните, как Юнна Мориц писала:

Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка - умница и прелесть,

С нами рядышком живёт.

Ты любишь сказки. А много сказок знаешь? Готов(а) отвечать на вопросы? Тогда вперед!

1. Жилище Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках)

2. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)

3. Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)

4. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники)

5. назови лису – спутницу кота Базилио. (Лиса Алиса)

6. Медведь, обучающий Маугли Закону Джунглей. (Балу)

7. Кукла из театра Карабаса Барабаса. (Мальвина)

8. Художник из Цветочного города. (Тюбик)

9. Веселый человечек – луковка. (Чиполлино)

10. Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)

11. Мальчик, у которого самый лучший в мире друг. (Малыш)

12. Кто поймал необыкновенную щуку? (Емеля)

13. Какой волшебный предмет был у Алладина? (Лампа с джином)

14. Крыса старухи Шапокляк. (Лариска)

15. Кем стал гадкий утенок? (Лебедем)

Вопросы к разделу «Эти забавные животные»

- Заглядывая в мир животных поражаешься его разнообразию. Мир полон удивительных существ. Природа некоторых из них кажется невероятной. Отдельные животные своей необычной биологией привлекают особое внимание. Какие-то известны уже несколько веков, другие обнаружены совсем недавно. Я предлагаю открыть некоторые тайны из жизни животных. Готов(а)? Начали!

1. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным. Жир греет и питает спящего медведя)

2. Всегда ли рак движется назад? (Плавает рак, действительно, всегда назад, но к пище всегда устремляется вперед)

3. Какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева и вниз и верх головой? (В любом направлении по стволу дерева может двигаться только поползень)

4. У какого насекомого органы слуха расположены на ногах? (У кузнечика орган слуха расположен не на голове, а в голени передней пары ног)

5. Что случится с пчелой, если она потеряет жало? (Она погибнет)

6. Зрячими или слепыми родятся зайчата? (Зрячими)

7. У каких птиц самка больше и сильнее самцов? (У хищных)

8. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет. Только в ответ на боль)

9. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка)

10. Куда зайцу удобнее бежать – с горы или в гору? (На гору. У зайца передние ноги короткие, а задние – длинные)

11. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)

12. Какие птицы наших мест не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи)

13. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

14. Назови самую большую птицу в мире. (Африканский страус, а самая маленькая птичка в мире - колибри)

15. У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются – листопаднички)

Вопросы к разделу «Правила дорожного движения»

- Чтобы сохранить свою жизнь – необходимо хорошо знать правила дорожного движения. Их еще называют – правила безопасного поведения. Весь год мы говорили о них, теперь пришло время узнать, насколько хорошо вы овладели данными знаниями. А ты нарушал(а) хоть раз правила дорожного движения или всегда действуешь только по правилам?

1. В каких местах разрешаются переходы проезжей части? (На перекрестках, по пешеходной дорожке)

2. По какой стороне дороги идти, когда нет тротуара? (На встречу транспорту)

3. Что означает красный сигнал светофора? (Проезд или проход запрещен)

4. Какой формы предупреждающие знаки? (Как правило, треугольные, а стороны треугольника красного цвета)

5. У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди ими сверху смотрит на меня. (Светофор)

6. Что такое зебра? (Пешеходный переход)

7. Часть дороги, по которой движется транспорт. (Проезжая часть)

8. Кем были изданы первые правила дорожного движения? (Петром I , в 1683 году)

9. Какого знака не бывает: предупреждающие, запрещающие, разрешающие, предписывающие, информационно-указательные)

10. Почему для запрещающего сигнала выбрали красный цвет? (Хорошо виден и днем, и ночью)

11. Часть дороги, по которой движутся пешеходы. (Тротуар)

12. С какого возраста можно выезжать на велосипеде на проезжую часть улицы? (С 14 лет)

13. Чем отличаются дорожные знаки? (Формой и цветом)

14. Почему нельзя играть на проезжей части? (Создается аварийная ситуация)

15.Как следует вести себя, если ты вышел из автобуса и тебе нужно перейти на другую сторону? (Внимательно посмотреть по обеим сторонам дороги и затем переходить. Если рядом есть пешеходный переход, надо переходить только по нему)

Вопросы к разделу «Страны»

- Изучая окружающий мир, знакомишься со странами нашей планеты. Если бы тебе предложение совершить кругосветное путешествие, с какой бы страны хотел(а) бы начать? Почему?

1. Сколько континентов на земном шаре? (6)

2. Назови самый большой материк. (Евразия)

3.На каком материке находится Канада? (Северная Америка)

4. Пять веков назад одним из первых там побывал русский купец Афанасий Никитин. (Индия)

5. Самый необычный материк земного шара. Только здесь водятся кенгуру, коала и другие сумчатые звери. (Австралия)

6. Какого океана не бывает: Тихого, Северного Ледовитого, Индийского, Восточного, Южного? (Восточного)

7. На этом материке самая длинная в мире река Нил, и египетские пирамиды, и глубочайшие озера, и алмазные копи… (Африка)

8. Столица Великобритании. (Лондон)

9. Какой материк делят на две части света? (Евразия)

10. Очень древнее государство, в котором проживает более миллиарда людей, за многовековую историю народ этой страны создал богатую культуру. (Китай)

11. Столица Франции. (Париж)

12. Куда спешил доктор Айболит, чтобы помочь больным зверюшкам? (В Африку)

13. На каком материке находится наша страна – Россия. (Евразия)

14. История этой страны насчитывает тысячи лет. В глубине страны расположены древние крепости, храмы, города, и среди них столица – Дели. (Индия)

15. Он был основан в середине 15 века. Современный город восхищает и поражает сочетанием памятников старины и прекрасных старых парков с самыми современными кварталами и зданиями, нередко высотой в 40-60 этажей, потоками машин. (Столица Японии – Токио)

Вопросы к разделу «Профессии»

- У каждого человека с детства есть мечта, желание чему-то научиться, приобрести профессию, на его взгляд необычную. Еще в 20-м веке В. Маяковский написал произведение под названием «Кем быть?» и многие, прочитав его задумывались о выборе профессии. А ты задумывался о своем будущем? Кем ты хотел бы стать?

1. Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты? (Повар)

2. Кто снимается в кино или выступает на сцене? (Артист)

3. Кто строит нам жильё? (Строитель)

4. Встаём мы очень рано, ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу. (Шофёр)

5. Руководитель оркестра? (Дирижёр)

6. Кто дарит нам сказки, рассказы и басни,

Кто мир для читателя делает прекрасней? (Писатель)

7. Кто рано встаёт и коров выгоняет,

Чтоб вечером мы напились молока? (Пастух)

8. Детский врач? (Педиатр)

9. Продолжи поговорку: «Все работы хороши…» («… выбирай на вкус»)

10. Специалист, отвечающий за постановку фильмов, спектаклей? (Режиссёр)

11. Кто нас одевает в красивые платья,

Кто шьёт нам наряды,

Чтоб было приятно? (Швея)

12. Кто делает и продаёт лекарства в аптеке? (Фармацевт)

Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

14. Кем по профессии был коротышка Тюбик в произведении про Незнайку

(Художник)

15. Кто знает дороги отлично воздушные

И нас перевозит туда, куда нужно? (Лётчик)

Вопросы к разделу «Герои мультфильмов»

- Все дети любят смотреть мультфильмы. Герои их нас веселят, смешат, а есть и такие за которых мы волнуемся и переживает. Смотреть мультфильмы нам доставляет огромное удовольствие. Какие мультфильмы любишь ты смотреть? Расскажи, пожалуйста.

1. В каком мультфильме поют песенку про облака? (Трям… Здрасвтвуйте!))

3. Назовите главных героев выдающегося мультфильма «Ну, погоди!» (Волк и заяц)

4. Любимая поговорка Дружка Барбоскина? («Гвоздь мне в кеды»)

5. О ком сказали продавцы магазина, что он чебурахнулся? (О Чебурашке)

6. В каком мультфильме живет девочка, потерявшая туфельку? (Золушка)

7. Сколько попугаев в длине удава? (33 попугая и одно крылышко)

8. Кто перевел сказку Алана Милна,Вини-пух и его друзья”? (Б. Заходер)

9. Как зовут мальчика, который жил среди зверей в джунглях? (Маугли)

10. В каком мультфильме цветок, у которогостолько лепестков, сколько цветов у радуги? (Цветик-семицветик)

11. В Диснеевском мультфильме живет селезень, у которого талисман монета – 10 центов. (Скрудж Магдак)

12. Как называется лодка капитана Врунгеля? (Беда)

13. Без хозяйки плохо быть, а она обещала их не пачкать и не бить. Как зовут хозяйку? (Федора)

14. Лучший друг Винни-Пуха. (Пятачок)

15. В каком мультфильме живет богатырь из города Мурома? (Илья Муромец и Соловей-разбойник)

Вопросы к разделу «Удивительный мир растений»

- Представить жизнь человека без растений невозможно. От растений мы получаем пищу, лекарственные средства, сырье для изготовления одежды, строительный материал; растения служат кормом для травоядных животных. Словом, без них не обойтись. Использовать растения люди начали еще в глубокой древности, выделяя среди них съедобные и ядовитые. Накопленные знания о растениях люди передавали из поколения в поколение. А ты любишь растения? Назови самые любимые. Много уже успел(а) узнать о растениях? Проверим? Готов(а)?

1. Название какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник)

2. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)

3. Дерево – символ нашей Родины. (Береза)

5. Трава от 99 болезней. (Зверобой)

6. Какие ягоды применяют при простуде? (Малина)

7. Какие ягоды можно собирать из-под снега? (Брусника, клюква)

8. Назови растение, плоды которого напоминают «парашютики». (Одуванчик)

9. Хвойное дерево, которое сбрасывает на зиму хвою. (Лиственница

10. Какая ягода заменяет лимон? 9Клюква, она содержит лимонную кислоту)

11. Из древесины какого дерева делают пианино? (Из ели)

12. Назови траву, любимую кошками. (Валериана)

13. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника)

14. Из какого дерева делают спички? (Из осины)

15. Весной на проталинах появляются цветы с желтой корзинкой. После цветения появляются листья. Верхняя сторона листа на ощупь производит впечатление более холодной, чем нижняя. (Мать-и-мачеха)

Вопросы к разделу «Нам космос покоряется»

- С глубокой древности звездное небо манило человека. Долог и тернист был путь человека в космос. Протянулся этот путь через тысячи лет. И мечта людей осуществилась – человек покорят космос. А вы интересовались жизнью космоса? Он вас привлекает? Хотел(а) бы ты полететь в космос? Почему? Открой нам свою тайну.

2. Солнце – это звезда? (Да)

3. Назовите первого космонавта. (Юрий Гагарин)

4. Первая женщина-космонавт – Светлана Савицкая? (Нет, Валентина Терешкова, а С.Савицкая – первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос)

6. На луну уже летали американцы? (Да)

7. Сколько времени длился полет Ю.Гагарина? (108 минут)

8. Назовите человека, совершившего первым в мире выход в открытый космос. (Леонов, советский космонавт)

9. В каком месяце года Земля находится ближе всего к Солнцу? (В январе)

10. Наука, изучающая небесные тела. (Астрономия)

11. Сколько планет Солнечной системы можно увидеть невооруженным глазом? (Пять)

12. Космонавты летали на Марс? (Нет)

13. Что такое планета? (Планета – это небесное тело)

14.Только Земля имеет спутники? (Нет)

15. Сколько планет вращается вокруг Солнца? (Вокруг нашего Солнца вращаются девять небесных тел)

III тур

Игра «Дешифровщик» снова поможет нам выбрать очередность игры.

Назовите школьную принадлежность.

Точилка

Каждому игроку я задам по 6 вопросов на различные темы. Если игрок ответил верно – зарабатывает 1 балл, если ответил другой игрок, то за вопрос соперника получает 2 балла. Тот, кто по истечении 6 вопросов наберёт наибольшее количество баллов, становится победителем игры.

Вопросы 1 участнику:

1. Кто на своей голове дом носит? (Олень)

2. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

3. По каким полям нельзя ходить и ездить? (По тетрадным или полям шляпы)

4. Что произойдет в неживой природе, если муравьи ползут к муравейнику и заделывают входы в него? (Будет дождь)

5. Что «находится» между небом и землей? (Союз И)

6. Карета Золушки. (Тыква)

Вопросы 2 участнику:

1. На одной ноге цапля весит16 кг. Сколько килограммов цапля весит на двух ногах? (16кг)

2. Какая перелетная птица не строит собственного гнезда? (Кукушка)

3. Чем заканчивается ДЕНЬ и НОЧЬ? (Мягким знаком)

4. Назови самое прожорливое насекомое. (Стрекоза)

5. Летательный аппарат Бабы Яги. (Ступа, метла)

6. Каким гребнем не расчешешься? (Гребешком петуха)

Вопросы 3 участнику:

1. Посмотрите на портрет. Назови, кто здесь изображен. (А.С.Пушкин)

2. Одно яйцо варится 15 минут. Сколько минут нужно варить 3 яйца? (15 минут)

3. В лесу вы слышите, как кукует кукушка. Кто кукует: самец или самка? (Самец. Самки куковать не умеют)

4. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (На конце иглы)

5. Кто «видит» ушами? (Летучая мышь)

6. Что «находится» в середине ЗЕМЛИ? (Звук М)

Подводятся итоги. Выбирается победитель. Проводится награждение.

Марина Халимова
«Самый умный». Интеллектуальная игра для старших дошкольников

«САМЫЙ УМНЫЙ »

Интеллектуальная игра для старшей и подготовительных групп ДОУ.

Цель : Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, творчества. Выявить способности детей в разных областях познания.

Ход игры

Ведущий :

День не обычный сегодня у нас

Мы искренне рады приветствовать вас!

Для умной игры собрались снова детвора

Конкурс начинать нам пора.

Ведущий : Мы приветствуем зрителей и участников игры "Самый умный "! Здесь нет слабых соперников, а есть решительные и эрудированные, остроумные и находчивые игроки . Я с удовольствием представляю вам участников игры.

Представление участников

Ведущий : А оценивать наших игроков будет справедливое жюри.

Представление членов жюри

Мы начинаем игру. Вначале несколько слов о её правилах. Игра состоит из 4 раундов. Лучшие игроки проходят в следующие туры. В каждом туре остаются сильнейшие. И в последнем раунде определятся победитель.

Внимание! Вы готовы? Итак, начинаем 1-й тур!

Я буду задавать вопросы, и давать два варианта ответа. Карточка с цифрой 1 обозначает первый вариант ответа, с цифрой 2 – второй вариант. Игроки, ответившие правильно на все вопросы переходят во второй тур. Готовы?

Вопросы :

1. Какой цветок мог выполнить только 7 желаний?

(ромашка, цветик - семицветик)

2. как называется период времени из 12 месяцев?

(год, неделя)

3. как называют человека, который придумывает здания и выполняет их чертежи?

(архитектор, строитель)

4. Как называется второй месяц весны

(март, апрель)

5. Что похоже на квадрат?

(куб, кирпичик)

6. Какой первый день недели?

(понедельник, воскресенье)

7. Какая птица относится к хищным?

(сова, воробей)

8. У кого 6 лапок?

(у паука, у пчелы)

9. За кого ухватилась кошка в сказке «Репка» ?

(за внучку, за жучку)

10. Как называется место в природе, где много солнца и мало воды?

(джунгли, пустыня)

11. В какое время года с теплых стран к нам прилетают птицы?

(весной, осенью)

12. Как называется домик для птиц, сделанный человеком?

(скворечник, гнездо)

13. Какую книгу папа Карло купил Буратино?

(азбуку, энциклопедию)

14. Любимое лакомство Карлсона?

(мед, варенье)

Вед. Ну что, молодцы. Приступаем к следующему заданию. Сейчас я каждому по порядку буду загадывать загадки, вы внимательно смотрите на экран и попытайтесь дать правильный ответ.

Презентация загадок.

Вед : Настало время слова жюри. Сейчас мы узнаем, кто пройдет в следующий тур.

Слово жюри

Музыкальная пауза

Итак, 2 тур.

Вам нужно назвать имена героев из разных сказок. Готовы? Тогда начали.

1. Девочка, которая дружила с семью гномами? (Белоснежка)

2. Сын папы Карло? (Буратино)

3. Маленькая красавица, родившаяся в цветке? (Дюймовочка)

4. Веселый шалун, побывавший на Луне и в Солнечном городе? (незнайка)

5. Всех излечит, исцелит это… (Доктор Айболит)

6. Девочка, которая несла корзинку с гостинцами (Красная шапочка)

7. У него было 40 разбойников? (Али - баба)

8. Ее карета превратилась в тыкву? (золушка)

9. Он бегает по Африке и кушает детей. (Бармалей)

10. Кто купил на базаре самовар? (Муха - цокотуха)

11. Она проснулась от поцелуя принца (Спящая красавица)

Вед : Хорошо, с половиной заданий вы уже справились. Для вас уже готово следующее испытание. Вам нужно внимательно послушать звук и назвать, чей он. Называем по очереди.

Звучат звуки

Вед : А пока наше жюри подводит итоги второго тура, мы поиграем с нашими болельщиками. Предлагаю послушать отрывки из детских песен, а вам нужно догадаться из какого она мультфильма. (Сказать название)

Звучат фрагменты песен из известных мультиков

Слово предоставляется жюри.

В третий раунд проходят 6 участников.

Вед : Дети, которые прошли в третий тур очень серьезные игроки. Это уже маленькая ступенька к победе, но мы должны определить, кто сегодня окажется самым умным . Каждому игроку я буду задавать по 5 вопросов, вы должны дать как можно больше правильных ответов.

1игрок :

1. Что ест крокодил на Северном полюсе? (он там не живет)

2. Береза – это дерево, самолет – это? (транспорт)

3. Какое слово лишнее : слон, тигр, воробей, лиса? (воробей)

4. У нее две лапы, хвост и перья, умеет летать. Кто это? (птица)

5. Как ты называешь папу твоего папы? (дедушка)

1. Трава – это растение, весна это-? (время года)

2. Кого в лесу больше : птиц или воробьев? (птиц)

3. Назови одним словом : тетрадь, ручка, портфель – это? (школьные принадлежности)

4. На столе лежат 2 груши и 2 яблока, сколько овощей лежит на столе? (нисколько)

5. У бабушки Маши есть внучка Даша, кот Пушок и собака Жучка. Сколько у бабушки внуков? (1)

1. У собаки Альмы родились котята : один беленький, другой - черненький. Сколько котят у Альмы? (нисколько)

2. Какого цвета волосы у колобка? (нет волос)

3. Сколько орехов в пустом стакане? (стакан пустой, нисколько)

4. Как зовут маму теленка? (корова)

5. Чего больше на Земле воды или суши? (воды)

1. Какие птицы не умеют летать? (пингвины, страусы)

2. У какого дерева белый ствол? (береза)

3. Волк – хищное или травоядное животное? (хищное)

4. ворует кур в деревне? (лиса)

5. Эта птица, которая охотится на лягушек. (цапля)

1. Какое дерево наряжают на новый год? (елку)

2. Ищет желуди под дубом. (кабан)

3. Когда от нас улетают птицы в теплые страны? (осенью)

4. Как называется страна, где мы живем? (Россия)

5. Назовите выходные дни недели. (суббота, воскресенье)

1. Назовите президента нашей страны. (Путин)

2. какая птица не высиживает своих птенцов? (кукушка)

3. Полосатое насекомое, которое может ужалить? (оса)

4. какую птицу спасла Дюймовочка? (ласточка)

5. Какая цифра получиться, если перевернуть шестерку? (9)

Пантомима

С вопросами справились. В следующем задании вам нужно изобразить (показать движениями) животного, который нарисован на картинке (лиса, заяц, медведь, лягушка, птица, цыпленок) . Или действие : мыть посуду, подметать пол, забивать гвоздь, рубить топором, стирать белье, пилить пилой.

Слово жюри

Вед : Ну вот и наши финалисты, один из них займет первое место и получит звание «Самого умного» игрока.

Для каждого участника предлагаются вопросы. Вам нужно вспомнить и назвать имена героев сказок и сказочных предметов. Я проговариваю первую часть имени или названия, а вы - вторую. Например, Кощей …. Бессмертный

Василиса – (прекрасная)

Мальчик – (спальчик)

Иван – (Царевич)

Змей – (Горыныч)

Крошечка – (Хаврошечка)

Сестрица – (Аленушка)

Скатерть – (самобранка)

Гуси – (лебеди)

Конек – (Горбунок)

Цветик – (семицветик)

Правильные ответы защитаны. И последнее решающее задание «Что Не так?» . Надо посмотреть внимательно на картинку и сказать, что не так. Отвечать надо быстро, и не раздумывая.

Игра «Что лишнее»

Подводятся итоги.

Награждение грамотами.

Ведущий : Вот и подошел к концу наш конкурс, вы ребята достойно выдержали испытания

Молодцы! Мы говорим вам до свидания, до новых встреч!

Цель: популяризация детской литературы.

расширить кругозор детей;

воспитывать интерес к литературному творчеству;

в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании литературных произведений.

Ведущий: Я приветствую зрителей и участников клуба “Самый умный”. Да, да, не удивляйтесь – сегодня все желающие станут участниками интеллектуальной литературной игры “Самый умный”. На игровой подиум выйдут все ребята, но по мере прохождения игры в ней останется только несколько участников, которые и поборются за почётное звание “Самый умный”.

Вначале – несколько слов о правилах нашей игры.

Игра состоит из 5 раундов. В отборочном раунде участвуют все ребята. В первый раунд пройдут только те, кто правильно ответит на несколько моих вопросов. Таким образом, переходя из раунда в раунд, останется только один участник – “Самый умный”. Следить за ходом игры будет строгое жюри.

Хочу напомнить, что все вопросы, которые вы сегодня услышите – из области литературы. Итак, мы начинаем.

ОТБОРОЧНЫЙ РАУНД.

С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела).

Эта героиня пришла к нам из сказки Г.-Х. Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как ее зовут? (Дюймовочка).

В какой сказке действуют ожившие фрукты и овощи? (“Приключения Чиполлино”).

Игрушка – главный герой книги и мультфильма, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка).

С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла).

Назовите личный транспорт Бабы-Яги? – Ступа / Помело.

Как звали отца деревянного мальчика, героя известной сказки? – Папа Карло.

Волшебная скатерть, на которой сама появляется еда? – Самобранка.

В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? (“Двенадцать месяцев”).

У этого героя на голове зелёный хохолок, подёргав за который можно вдоволь наплакаться. (Чиполлино.)

Как звали девочку-куклу, волосы которой были необычного голубого цвета? (Мальвина)

Героиня этой английской книжки побежала за белым кроликом, а оказалась в необычной стране (Алиса).

Эта героиня не выходила из дома без шапочки (Красная шапочка)

Ведущий: Сейчас жюри назовёт 6 участников сегодняшней игры. Я приглашаю их в центр нашего зала.

I РАУНД “ВСПОМИНАЙ-КА”

(6 участников)

Ведущий: Ребятам предстоит вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, вообразили, что вы в сказочной стране? Я задаю вопрос по очереди каждому участнику игры, если он не отвечает, ход переходит следующему игроку. В игре останется только 5 участников.

Итак, какие слова надо произнести, чтобы:

Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим, Сим, откройся!)

Сварить кашу в волшебном горшочке? ((Раз, два, три, горшочек, вари!)

Исполнить повеление волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)

Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)

Какие слова говорила Машенька из русской народной сказки “Маша и медведь”, обращаясь к медведю? (Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.)

Благодаря этим словам козлята отворяли дверь своей маме-козе (Козлятушки, ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка. Ваша мама пришла, молочка принесла.)

II РАУНД – “СКАЗОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ”

(5 участников)

Ведущий: Итак, осталось 5 участников. Я буду называть каждому участнику вопрос. Он должен на него ответить – отгадать сказочное животное, т. е. героя-животное из сказки (по 3 вопроса каждому)

Пудель Мальвины (Артемон)

Собака доктора Айболита (Авва)

Пёс дяди Фёдора (Шарик)

Черепаха, которая дала Буратино золотой ключик (Тортилла)

Курочка, которая снесла яичко (Ряба)

Друг Чебурашки (крокодил Гена)

Кот из деревни Простоквашино (Матроскин)

Ослик из сказки про Вини-Пуха (Иа-Иа)

Конёк - ... (горбунок)

Слепой кот из сказки “Приключения Буратино” (Базилио)

Кошка, которая помогала бабке вытянуть репку (Мурка)

Крыса старухи Шапокляк (Лариска)

Подруга кота Базилио (лиса Алиса)

Кому попала стрела Ивана? (лягушке)

В кого превратился гадкий утёнок? (лебедя)

Кого встретила Красная шапочка в лесу? (волка)

В кого превратился братец Иванушка, выпив водицы из копытца? (в козлёнка)

От кого не удалось уйти Колобку? (от лисы)

Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас жюри объявит 4 участников, которые продолжат борьбу за звание “Самый умный”.

III РАУНД – “ВЫБИРАЙ-КА”

(4 участника)

Ведущий: Я предлагаю всем участникам обратить внимание на экран. В этом раунде каждому игроку нужно выбрать из предложенных вариантов правильные ответы на мои вопросы. Для этого каждый участник получает 4 карточки с буквами а, б, в, г.

Слайд 2 - 3

Какой персонаж произведения К.И. Чуковского был “умывальников начальник”?

а) Бибигон;

б) Айболит;

в) Бармалей;

г) Мойдодыр.

Слайд 4 - 5

Кто из указанных героев сказки “Приключения Буратино” является куклой из театра Карабаса-Барабаса?

а) Папа Карло;

б) Тортила;

г) Дуремар.

Слайд 6 - 7

За какими цветами мачеха отправила в лес падчерицу в сказке “Двенадцать месяцев”?

а) ландышами;

б) тюльпанами;

в) подснежниками;

г) розами.

Слайд 8 - 9

Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка?

г) четыре.

Дополнительные задания

Слайд 10 - 11

За что Чиполлино посадили в тюрьму?

а) перешёл улицу на красный свет;

б) дёрнул Вишенку за косичку;

в) наступил на мозоль принцу Лимону;

г) рассказал плохой анекдот.

Слайд 12 - 13

Кого маленькая разбойница дала в помощь девочке Герде в сказке “Снежная королева”?

а) Жар-птицу;

б) северного оленя;

в) Сивку Бурку;

г) Конька-горбунка.

Слайд 14 - 15

Кого обманула лиса в басне Крылова?

а) ворону;

б) стрекозу;

г) мартышку.

Слайд 16 - 17

Кто из персонажей стихотворения А.Л. Барто всё время вздыхал?

в) лошадка;

IV РАУНД - ДЕТЕКТИВНЫЙ

(3 участника)

(звучит музыкальная заставка композитора В. Дашкевича к телефильму “Приключения Шерлока Холмса....)

Ведущий: Вы слышали когда-нибудь эту музыку? Она звучит в детективном фильме “Приключения....”. А вы знаете, что такое детектив? Это жанр литературы, в котором описываются разные преступления и то, как сыщики их раскрывают по самым незначительным деталям, по отпечаткам пальцев и т.д. Вот и сейчас я предлагаю нашим участникам побыть в роли детективов. Объявляю следующий раунд – детективный.

Вам предстоит по описанию определить литературного героя. Ведь у каждого уважающего сыщика есть картотека, в которую он заносит приметы интересующих его людей. Такие приметы есть и у нас. Сейчас каждому участнику по очереди будут предложены приметы, по которым он должен будет определить героя и назвать произведение. Если участник отгадывает героя с первой подсказки он получает 5 баллов, если со 2-ой – 4 б., если с 3-ей – 3 б., с 4-ой – 2 б., с 5-ой – 1 б. Если кто-то из ребят так и не определит литературного героя, то ответ могут дать остальные участники игры.

Слайд 18 - 19

Подсказки:

Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.

У неё появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы.

Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас её.

Дело кончилось свадьбой.

Самым ценным достоянием главной героини был самовар.

Ответ: Муха-Цокотуха. К.И. Чуковский.

Слайд 20 - 21

Подсказки:

Этот герой любит полакомится рыбкой.

Этот герой достался в наследство одному бедному юноше, младшему брату, братья которого получили после смерти отца мельницу и осла.

Нашему герою удалось обмануть короля, великана-людоеда.

Наш герой называл всем своего бедного хозяина как Маркиза де Карабаса.

Первое, что он попросил у бедного юноши – это мешок и сапоги.

Ответ: Кот в сапогах. Ш. Перро.

Слайд 22 - 23

Подсказки:

Его голова набита опилками.

Он любит ходить на дни рождения своих друзей, в гости, а особенно по утрам.

Его увлечение - сочинять вопилки, пыхтелки и сопелки.

Его любимые блюда - варенье и мёд.

Самый большой его друг - Пятачок.

Ответ: Винни-Пух. “Винни-Пух и все, все, все” А. Милн.

V РАУНД - УГАДАЙ-КА

(2 участника)

Ведущий: Остались самые находчивые, и самые знающие участники. Они показали наилучшие результаты. И сейчас самый трудный раунд – финальная игра.

Я прочитаю каждому участник отрывок из литературного произведения, вы должны назвать произведение и его автора.

1. “- Бабушка, почему у вас такие большие руки?

Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

Бабушка, почему у вас такие большие уши?

Чтобы лучше слышать, дитя мое.” (“Красная Шапочка”. Шарль Перро)

2. “Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днём она играла на столе”. (“Дюймовочка”. Г.-Х. Андерсен.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

3. “Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем их рассказывал”. (Н.Носов. “Приключения Незнайки и его друзей”)

Награждение победителя

Ведущий: В заключение нашей игры я хочу напомнить нашим ребятам пословицы. Помните, как в народе говорят:

Учиться никогда не поздно.

Век живи – век учись.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Ведущий: А моя самая любимая пословица такая:

Книгу прочитал – умнее стал.

И действительно, почётное звание “Самый умный” в нашей интеллектуальной игре получил тот, кто много читает! Чтение – вот лучшее учение. Желаю всем остальным ребятам не огорчаться, а читать больше интересных книг!

Интеллектуальная неделя «Самый умный»

Цели и задачи:

Развитие коммуникативных качеств личности, интеллектуальной грамотности, сообразительности, быстроты реакции в принятии решений;

Привитие интереса к приобретению знаний в различных областях, воспитание интереса к истории своей страны, народному творчеству, народной мудрости, заложенным в сказках разных народов;

Развитие креативных способностей младших подростков.

Предварительная работа. Шоу готовится и проводится по принципу популярной телеигры для одаренных детей «Самый умный».

В ход игры можно внести изменения, которые будут отражать степень подготовленности классного коллектива (учебной группы, кружка, студии, клуба) и общий интеллектуальный уровень младших подростков.

Из группы учащихся (классного коллектива, кружка) предварительно выбирается особо интеллектуальная группа в количестве 8 человек. Игра проходит в 6 туров: в первом туре учащимся предлагаются вопросы, оценивающиеся в 5 баллов, во втором — 10, в третьем — 15 баллов и т. д. В каждом туре ведущий (учитель) в быстром темпе задает по одному вопросу каждому ученику. Время на обдумывание отводится не более 20—30 секунд. За правильный ответ ученик получает 1 балл (в первом туре за правильный ответ 5 баллов). В 1—4-х турах каждому ученику задаются по 2 вопроса, т. е. можно «заработать» в первом туре 10 баллов, во втором — 20, в третьем — 30 и т. д.

В 5—7-х турах, когда уже останется небольшое количество игроков, игра обостряется и участникам задается только по одному вопросу в каждом туре.

Если же ответ неправильный, то можно предложить болельщикам (остальным членам классного коллектива) ответить на него. За каждый правильный ответ учеников — присуждается жетон с баллом данного тура. По окончании игры среди зрителей будет определен «Самый умный» по количеству набранных баллов в ходе игры.

Из основных же 8 участников в каждом туре определяется «слабое звено», т. е. ученик, набравший наименьшую сумму баллов. Он выбывает из основной игры и присоединяется к зрителям. После четвертого тура можно провести музыкальную паузу, чтобы все участники не устали от «интеллектуального прессинга».

Победителю игры, а также победителю из зала обязательно присуждается «титул» «Самого умного ученика класса» и вручаются подарки.

Описание интеллектуального шоу

Учитель: Дорогие ребята и наши гости! Сегодня у нас необычная встреча — мы постараемся выявить в нашем классе (кружке, клубе) самого интеллектуального пятиклассника (шестиклассника). Конечно же, это всего лишь игра, проигравшим нечего расстраиваться, мы ведь хорошо знаем, что в нашем классе (кружке, клубе) много способных и талантливых ребят. А победитель нашей игры хотя бы несколько дней сможет гордо носить титул «Самого умного» ученика нашего класса (кружка, клуба).

Порядок проведения шоу вам уже знаком по известной детской телепередаче. Мы только не имеем возможности так красиво оформить нашу аудиторию, да и некоторые условия игры мы немного изменили. А вот реальные знания, которые вы приобрели за четыре года обучения в школе, вам здесь пригодятся.

Итак, мы приглашаем всех на интерактивное шоу «Самый умный»!

1-й тур. От простого к сложному

(5-балльные вопросы)

1. Какое самое большое озеро в мире? (Каспийское море)

2. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)

3. Закончи пословицу: «Из огня, да.» (в полымя)

4. Как называется прибор для измерения сторон горизонта? (Компас)

5. Какой самый крупный город на Дону? (Ростов)

6. Как можно назвать объем, широту интересов, знаний? (Кругозор)

7. Как именовалось древнее осадное орудие? (Таран)

8. Как называется популярный греческий танец? (Сиртаки)

9. Назовите фамилию немецкого изобретателя книгопечатания. (И. Гутенберг)

10. Как называется путь, по которому движется любая планета? (Орбита)

11. Как называется созвездие на небосклоне, имеющее форму «инструмента для питья»? (Большая Медведица)

12. Что несла бабушке Красная Шапочка? (Пирожок и горшочек масла)

13. Что больше всего любил Карлсон? (Варенье и печенье)

14. Где баба взяла муку на колобок? (По амбарам помела, по сусекам поскребла)

15. Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)

16. Как звали пуделя в сказке «Приключения Буратино»? (Артемон)

17. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)

18. Назовите имена друзей Незнайки (Пончик, Сиропчик, Винтик, Шпунт и к)

2-й тур. Обо всем понемногу

(10-балльные вопросы)

1. Сколько меридианов можно провести через одну точку? (Множество)

2. Какой самый большой остров в мире? (Гренландия)

3. Назовите «цветные» моря мира. (Красное, Желтое, Черное)

4. Назовите самый маленький материк. (Антарктида)

5. Сколько вы знаете материков? (Шесть)

6. Назовите самую полноводную реку Африки. (Конго)

7. Назовите героя популярного научно-фантастического романа Алексея Толстого, создавшего лазерный луч. (Гарин)

8. Как назывался народ женщин-воительниц в греческой мифологии? (Амазонки)

9. Как называется зимнее логовище медведя? (Берлога)

10. Как можно назвать неповторимый, единственный в своем роде предмет? (Уникум)

11. Назовите фамилию первой в мире женщины-посла (A.M. Коллонтай)

12. Как называется высшее, воинское звание? (Генералиссимус)

13. Как можно назвать проявление нежности, уважения, любви? (Ласка)

14. Как называется красивая, гладкая, мягкая, слегка блестящая ткань? (Атлас)

15. Как именуется медицинское учреждение в воинских частях? (Лазарет)

16. Как называется подвесная сетка для отдыха? (Гамак)

17. Как называется искусство составления цветочных композиций? (Икебана)

18. Кто отлил знаменитую Царь-пушку в Москве? (А. Чохов)

3-й тур. Подумай и отгадай

(15-балльные вопросы)

1. Какой великий русский ученый был поэтом и художником, химиком и географом, геологом и сталеваром? (М.В. Ломоносов)

2. Как именовался военачальник или правитель у славянских народов? (Воевода)

3. Как называется вид местности, открывающийся обычно с высоты? (Панорама)

4. Какую батальную картину и под каким названием создал М.В. Ломоносов со своими учениками? (Мозаичную картину «Полтавская баталия»)

5. Кто был первым русским ученым, удостоенным Нобелевской премии? (И. П. Павлов)

6. Назовите фамилию известного русского художника, автора картины «Купчиха за чаем». (Кустодиев)

7. Назовите бога сновидений в греческой мифологии. (Морфей)

8. Руководитель факультета в вузе. (Декан)

9. Как еще можно назвать тонкую, твердую баранку? (Сушка)

10. Назовите имя главной героини знаменитого романа М. Булгакова. (Маргарита)

11. Как назывался на Востоке выкуп, вносимый женихом родственникам невесты? (Калым)

12. Как именуется мастер по изготовлению художественных гончарных изделий? (Керамист)

13. Назовите имя мифологического древнегреческого певца и музыканта. (Орфей)

14. Как можно назвать резное украшение на крыше избы или верхнюю часть палатки? (Конек)

15. Назовите фамилию популярного героя-сыщика романов Ж. Сименона. (Мегрэ)

16. Как назывался вид общественного транспорта в городе до введения трамвайного движения? (Конка)

17. Как именовалась третья буква в славянском алфавите? (Веди)

4-й тур. От смекалки до сообразительности

(20-балльные вопросы)

1. Где прятал ключи синьор Помидор? (В чулке)

2. Как звали шакала? (Тобаки)

3. Откуда взялась в «Руслане и Людмиле» Голова? (Это Черномор обезглавил сказочного великана)

4. Какие акции продавал Незнайка на Луне? (Семена гигантских растений)

5. Как назывался летающий остров? (Лапуту)

6. Как назывались политические партии у лилипутов? (Остроконечники и тупоконечники)

7. Кем был отец жены брата Али-Бабы? (Судьей)

8. Что послужило причиной конфликта Чиполлино с синьором Помидором? (Домик Тыквы)

9. Титулы Апельсина, Лимона, Мандарина и Вишни? (Барон, принц, герцог и графиня)

10. Какое слово Кай выкладывал из льдинок? (Вечность)

11. Как называются молодые рога оленей, используемые для приготовления лекарств? (Панты)

12. Как долго продолжалась борьба украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого, начавшаяся восстанием 1648 года? (Шесть лет, до 1654 года)

13. Как называется знаменитый японский театр, иногда называемый «молчаливым»? (Кабуки)

14. Когда появились первые люди на Дону? (100—150 тысяч лет назад)

15. Как долго держалась опричнина на Руси, учрежденная Иваном IV в 1565 году? (Семь лет, до 1572 года)

16. Кто был издателем русских сатирических журналов «Трутень», «Живописец»? (Н.И. Новиков)

17. Как именуется знак, употребляемый при разделении слова на части? (Дефис, тире)

5-й тур. От сообразительности до знаний

(25-балльные вопросы)

1. Кто такой Генри Пушель? (Пятачок после помывки)

2. Сколько детей было в семье Малыша? (Трое, еще брат и сестра)

3. Для кого рыли яму в «Винни-Пухе» и кто туда попал? (Для Слонопотама, а попал Пятачок)

4. Как называлось собрание лунных капиталистов? (Большой Бедлам)

5. Что за дорога вела в Изумрудный город? (Желтая кирпичная дорога)

6. Назовите имя сапожника в сказке «Приключения Чиполлино». (Мастер Виноградинка)

7. Что сделал Хоттабыч, чтобы аннулировать результаты футбольного матча? (Все футболисты заболели корью)

8. Как называлась первая столица донских казаков? (Черкасский городок)

6-й тур. Диалог призеров

(30-балльные вопросы)

1. При виде чего Пятачок так разволновался, что его пришлось укладывать в постель? (При виде голубых помочей Кристофера Робина)

2. Кто такой Сашка-Букашка? (Самый маленький родственник Кролика)

3. Как назывались лунные деньги? (Фартинги и сантики)

4. Когда борода старика Хоттабыча не работала? (Когда намокала)

5. Немецкий конец сказки «Золушка»? (Летела голубка — выклевала по глазу у мачехи и дочерей)

6. Как Нильсу Хольгерсену снова удалось стать большим? (Сделав доброе дело)

7. Какой травки не хватало в «Пироге Королевы»? (Чи- хай-на-здоровье)

8. Что случилось с Козликом в ночлежке? (Крыса укусила его за шею)

7-й тур. Конкурс болельщиков

Учитель: Итак, мы определили призеров нашей игры. Перед объявлением победителя я приглашаю всех участников нашего шоу принять участие в конкурсе болельщиков.

Конкурс этот немного необычный. Участник (победитель), набравший наибольшее количество баллов в ходе конкурса болельщиков, будет иметь возможность отдать 1 балл одному из наших претендентов, т. е. свой голос, как член жюри, своему «кумиру». Понятно условие?

А теперь об условиях конкурса болельщиков. Задания конкурса связаны с историей древнего мира. Здесь вам понадобятся знания истории Древнего Рима, Древней Греции и Древнего Египта.

Я предлагаю вам прослушать названия нескольких животных, пресмыкающихся и птиц. Вспомните, какие истории в древнем мире связаны с этими животными.

Итак, вот эти животные: волчица, гуси, конь, слоны, змеи, коза, павлин; змея, обвившая посох; паук, дельфин, черепаха, конь крылатый. (Термины можно называть после объяснения ребят.)

Правильные ответы

Волчица («капитолийская»). Статуя ее установлена в Риме в Капитолии за то, что, по легенде об основании города, она якобы выкормила братьев-близнецов Рема и Ромула, основателей Рима в 753 г. до н. э.

Гуси . Есть крылатое выражение: «Гуси Рим спасли», связанное с тем, что якобы гуси разбудили своим криком римских воинов в момент начала штурма Капитолия при нападении галлов на Рим в 390 г. до н. э.

Конь . Конь-сенатор — это почетное звание своему любимому коню по кличке Инцитатус Быстроногий присвоил римский император Гай Юлий Цезарь (Калигула) (37— 41 гг. н. э.), прославившийся за три года своего правления растратой казны, кровожадностью, казнями, убийствами и непомерным восхвалением своей личности и обожествлением при жизни.

Слоны карфагенского вождя Ганнибала, прославились в войнах, особенно в походе 218 г. до н. э.

Змеи , убившие жреца и прорицателя Трои Лаокоона и двух его сыновей. Эта трагическая гибель была уготована ему за то, что он призывал сограждан уничтожить деревянного троянского коня, не ведая, что гибель Трои была предрешена самими богами.

Коза. Есть миф, рассказывающий о том, что молоком божественной козы Амалфеи нимфы, охранявшие покой младенца Зевса на о. Крите, вскормили будущего громовержца.

Павлин священная птица богини Геры. Легенда гласит, что Гера, обуреваемая ревностью, заставила Аргуса — стоглазое чудовище — днем и ночью стеречь любимицу Зевса Ио. Рассерженный Зевс поручил богу Гермесу убить ненавистного стража, что тот и сделал, усыпив предварительно все глаза чудовища. Опечалилась Гера, собрала все сто глаз убитого и разместила их на хвосте павлина.

Змея , обвившая посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа), считалась символом обновления (выздоровления), так как она ежегодно меняла кожу.

Паук . Разгневанной богиней Афиной была превращена в паука Арахна — смертная девушка из Лидии. Эта кара постигла ее за то, что она, будучи превосходной ткачихой, бросила вызов самой Афине, научившей людей этому ремеслу.

Дельфин — священное животное, по одной из легенд, он был первым свидетелем рождения из морской пены у берегов Кипра прекраснейшей из богинь — Афродиты.

Черепаха. Среди многочисленных животных, посвященных Афродите, черепаха — символ целомудрия.

Конь (белый, крылатый) Пегас, ударом копыта выбивающий глубокий след — «источник коня» — Гипокрену. Пегас — олицетворение поэтического вдохновения.

Определяется победитель конкурса болельщиков. Затем слово предоставляется членам жюри и объявляется победитель шоу. Учитель благодарит всех за активное участие и награждает победителя символической медалью. По окончании игры можно послушать аудиозаписи или поиграть в веселые мини-игры.