Развитие познавательных способностей обучающихся. Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Развитие познавательных способностей младших школьников

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни предполагают гуманизацию образовательного процесса, обращение к личности ребенка, направленность на развитие его лучших качеств. В связи с этим обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей. Труд ученика должен стать для него источником умственного удовлетворения и душевной радости. А основными мотивами у учащихся должны стать мотивы собственного роста и самосовершенствования. Ведь еще В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к бесконечному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире.»

Идеи о возможности и целесообразности развивающего обучения нашли воплощение в технологии развивающего обучения по системе Л.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, а также в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Работая по системе Л.В. Занкова, я на собственном опыте убедилась, что развивающее обучение соответствует природе ребенка, его общительности, стремлению к самоутверждению через общение. Мне импонирует доброжелательный стиль общения учителя и ученика на уроке, доверительная атмосфера снимает внутреннее напряжение. Мне нравится выступать на уроке в роли помощника и приучать детей в процессе обучения помогать друг другу. Таким образом, стиль общения учителя и ученика по системе Л.В. Занкова является важным фактором в развитии познавательной активности учащихся. Этому эффективно способствует также и многообразие упражнений, направленных на организацию продуктивной деятельности детей. Упражнения на классификацию, сравнение, выделение лишнего направлены на развитие умственных способностей детей. Большой познавательный интерес вызывают эти упражнения на уроках русского языка. При изучении нового материала я использую упражнения, которые дают возможность наблюдать те или иные языковые явления, а затем выявлять закономерность, обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

Активизации познавательной деятельности, по моему мнению, способствуют также упражнения, направленные на развитие творческих способностей детей. Особенно эффективно мне удается организовать творческую работу на уроках литературного чтения, окружающего мира, гражданского образования. Эта работа организуется в следующей последовательности: создание творческой атмосферы на уроке, доброжелательное отношение к фантазии детей; воспитание у детей чувства любви, сострадания; обучение сравнивать и наблюдать, выражать чувства словами, рисунками, эпитетами; подбирать слова, фразы, образы; обучение детей сочинять загадки, стихи; на уроках литературного чтения и окружающего мира, писать сочинения, составлять и разгадывать кроссворды.

Выполнение творческих заданий предполагает формирование умения работать с дополнительной литературой, что в свою очередь прививает любовь к чтению. Также организацией творчества на уроке я решаю ряд воспитательных задач: формирование гражданской идентичности, развитие потребности в познании культурно-исторических ценностей, воспитание любви и сострадания к окружающему миру, привлечение к сохранению и преумножению духовно-нравственных ценностей.

Полюбилась и мне, и моим ребятам проектная деятельность , которая также способствует развитию креативного мышления, фантазии, воображения, формирует интерес к окружающему миру, литературе, искусству. Эта деятельность привлекает детей, многие из них открывают в себе необыкновенные способности к сочинительству, рисованию.

Очень оживляет учебную деятельность, а, значит, и способствует развитию познавательных способностей использование нетрадиционных форм проведения уроков. Я считаю, что целесообразно проводить их во время обобщения изученного материала. Каким бы ни был нетрадиционный урок: урок-путешествие, урок-сказка, урок-викторина, урок-конференция, урок-исследование - ведущим приемом здесь является ситуация игры и поиска . Эти уроки отвечают возрастным возможностям детей, действуют на них вдохновляюще.

Игровая деятельность на уроке создает обстановку, когда учащиеся хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Поэтому именно на нетрадиционных уроках я пытаюсь формировать учебную самостоятельность, развивать умение самоконтроля и самооценки . Уже в первом классе при организации самостоятельной работы настраиваю детей не спешить выполнять учебное задание, стараюсь приучать сначала планировать ход его выполнения, спрогнозировать результат. Примером организации такой работы может служить самостоятельная работа вариативного характера, работа в баллах, когда среди нескольких предложенных заданий у ученика есть возможность самостоятельно выбрать посильные задания, что в свою очередь стимулирует учащихся к выбору задания высокого уровня сложности.

На уроках русского языка для создания положительной мотивации, я успешно использую способ, разработанный талантливым педагогом и ученым К.А. Москаленко. Он предложил необычные методические приемы и решения: слияние процессов обучения с выявлением знаний, комментированные упражнения, которые органически объединяют повторение и закрепление учебного материала с систематической работой над ошибками.

Я ввожу комментирование постепенно с терпением и тактом на уроках обучения грамоте. Положительные эмоции, которые получают дети от безошибочного письма, способствуют личностному развитию. По мере продвижения от первого класса к четвертому классу, комментированное письмо переходит в доказательное комментирование- рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий.

Развитию познавательных интересов способствует также организация разноуровневой формы обучения - дифференцированное обучение . Я использую его на своих уроках при организации как фронтальных, так и самостоятельных работ. При организации фронтальной работы на уроке математики, например, над текстовой задачей, я использую индивидуальные карточки- задания в трех вариантах. Карточки содержат системы заданий, связанных с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях. Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, я осуществляю дифференциацию поисковой деятельности при решении задач. Иногда выбираю другой вариант: руковожу работой учащихся одного из уровней, в то время как другие работают самостоятельно. Использую дифференцированные задания и при организации самостоятельной работы.

Применяя разнообразные методы и приемы, направленные на развитие познавательных способностей детей, я стараюсь планировать свою работу с учетом сохранения и укрепления их здоровья. Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий , в основу которых положены идеи о взаимосвязи умственной и физической деятельности и развивающего обучения. Прежде всего, это организация подвижных игр с дидактической направленностью. И в заключение хочется отметить: планируя свою работу, я всегда помню девиз «Учение с увлечением, воспитание любовью и радостью» . Ведь именно урок сотрудничества , на котором все получается, рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать все более трудные задачи, идти вперед по дорогам знаний. Систематическая работа по развитию познавательных способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться .

Шишкина Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Таремское


Отчет по теме самообразования

"Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Выполнила:

учитель начальных классов

Раменская И.А.

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка.

С введением ФГОС педагог должен полностью пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Федеральный государственный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз самостоятельная активная личность.

Самая главная задача - наметить образовательный маршрут для своего подопечного лежит на плечах учителя. Задача учителя, формирующего познавательную активность:

Быть внимательным к каждому ребенку;

Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;

Создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

Важно ставить перед учениками проблемное обучение. Ведь «задача» часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это заставляет ребёнка «напрягать» мысль, думать. Замечательные слова по этому поводу сказал Б.Паскаль: «Опираться можно только на то, что сопротивляется». При таком условии развивается умение преодолевать трудности как главное качество мыслящего человека.

Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.

Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Познавательный интерес стал потребностью общества потому, что дидактика, а вслед за нею и практика обучения всё больше обращаются к личности обучающихся.

Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач.

Исследовательская и проектная деятельность.

Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям. Данный вид деятельности открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста.

Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления,

умений ориентироваться в информационном пространстве. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:

Самостоятельному, критическому мышлению,

Принимать самостоятельные аргументированные решения,

Размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы

Учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Учителю начальных классов надо лучше понять природу интеллекта учащихся и применить полезную ориентацию интеллекта в продуктивных направлениях. Интеллектуальный акт в отношении разных людей и социокультурных условий, в которых они живут, может варьировать от одного человека к другому. Новизна и автоматизация значимы для каждого учащегося. И значимость этих двух аспектов для интеллекта полагается универсальной. Реакция на новизну и автоматизация обработки информации в условиях реализации стандартов нового поколения ФГОС – составляют часть того, что делает такое поведение учащихся “интеллектуальным”. В ходе их применения происходит адаптация каждого ребёнка к социальной и практической реальности мира и развитие его интеллектуальных способностей. Обращение к новым образовательным технологиям позволяет учителю начальных классов осуществить данные цели и пользоваться ими как рычагом интеллектуального развития своих учеников. И чтобы определить, насколько успешным окажется подход с точки зрения процессов выполнения, учителю необходимо с первого года обучения детей поставить перед собой определённые задачи. Я поставила перед собой следующие задачи:

На этапе поступления в школу выявить у учащихся уровень интеллектуальных, творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

Разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

Определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения каждого ребёнка;

Организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

Проводить уроки творчества (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям).

Каждый современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции. От этого зависит повышение качества образования, что является одной из актуальных проблем современного общества.

Теоретики- психометристы, например, такие как Бине и Векслер, рассматривали интеллект на основе адаптивного поведения в реальном окружении. Они уяснили, что окружение формирует интеллектуальное поведение и само формируется тем, что составляет такое поведение в конкретных социокультурных условиях.

Опираясь на развитие интеллекта в реальном окружении, я применяла способы группового обучения, непосредственно с применением на уроках мультипликационной анимации. Такая технология является интерактивным средством обучения. Она стала для меня одной из ключевых помощников при обучении школьников по целому ряду учебных дисциплин, так как позволяла применять новые методы и приемы в моей профессиональной деятельности, а также сделала для учеников более доступную форму изучения и понимания любой информации на уроках.

Применение мультипликационной анимации на уроках создало возможность использовать и различные игры, позволяющие обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем или одноклассниками.

Используя технологию свободного перемещения объектов, создавались тренажёры по математике для отработки навыков счёта в пределах 5-10, в которых учащиеся, работая в группах или индивидуально, должны выполнить элементарные арифметические действия в уме и получив результат, перетащить какие-либо предметы с правильным ответом в корзинку или на грибочки, цветочки и т.д. При этом в случае неправильного ответа предметы возвращаются обратно.

Исследователи, стремящиеся понять и описать интеллект на основе процессов выполнения, пытаются выявить процессы, используемые людьми при решении задач, начиная с момента ознакомления с задачей и кончая моментом формулирования ответа на нее. Рассмотрим, к примеру, аналогию как широко используемую задачу в разнообразных исследованиях. В типичной теории умозаключения по аналогии выполнение задачи раскладывается на составляющие процессы, такие как выведение отношения между первыми двумя членами аналогии, отображение отношения более высокого порядка, связывающего первую половину аналогии со второй, и применение отношения, выведенного в рамках первой половины аналогии ко второй половине задачи. Стимулирующая идея заключается в том, что умение учащихся решать такие задачи производно от их способности быстро исполнять эти процессы. Кроме того, как было доказано, процессы, составляющие решение задач на аналогии, являются общими для широкого множества задач индуктивного умозаключения. Таким образом, эти компоненты представляют интерес в силу того, что используются в решении различных типов мыслительных задач, а не только какого-то специфического их класса, где схожая логика применяется к другим видам сложных задач.

В нём идёт переход от простого к сложному. Это моделирование краткой записи к задаче, наиболее трудной для понимания и исполнения. И это помогает учащимся более точно представить краткое условие к задаче, особенно в виде чертежа. Такого рода проекты достаточно удобны в использовании и позволяют создавать задания с разным уровнем трудности. Выбранный подход к обучению математики в начальной школе позволяет:

Стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;

Повышать уровень активности и самостоятельности у учащихся;

Развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;

Изменение установок и социальных ценностей;

Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с учителем и другими участниками образовательного процесса.

Саморазвитие и развитие достигается в процессе коллективной деятельности и на уроках литературного чтения в процессе работы над любым произведением. А для учеников начальной школы развитие познавательных способностей достигается в полной мере при изучении сказок, когда идёт работа над характеристиками героев, раскрытием сюжета, кульминации и развязки,формируются общеучебные умения осознанного, правильного, выразительного чтения, чтения по ролям, идет работа над выразительностью, а именно подбором темпа, интонации чтения, умением ставить логическое ударение. Эти задачи я решаю тоже с помощью анимационных фильмов.

Так в процессе методики работы с бытовой сказкой в 1-м классе, когда удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика, рассматривая иллюстрации к сказкам «Репка» и «Колобок» и восстанавливая последовательность событий, учащиеся создают свои собственные мультфильмы, с помощью которых приобщаются к устному народному творчеству.В этом случае аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве… и т.д. Детям с ранних лет необходимо прививать любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре - фольклору, искусству.

Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа - она учит добру и справедливости. «Сказка, - писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать»

Сказки привлекают своим певучим языком, особым слогом речи, композицией. Недаром большой любитель сказок, великий А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкину также принадлежат слова: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка». Но мы живём в современном обществе и детям хочется не ущемляя интересов русского народного творчества создать своё что-то более современное.

Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Так возникла «Новогодняя сказка», в которой олицетворяя лесную ёлочку и других героев сказки, дети помогают героине найти своё душевное равновесие.

Развивающий аспект урока литературного чтения:

Развитие интереса к предмету;

Развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с устаревшей лексикой;

Развитие эмоциональной сферы личности ребенка;

Формирование действий контроля и оценки.

Воспитательный аспект:

Воспитание познавательной активности;

Воспитание культуры восприятия нового произведения (анимационного фильма);

Формирование межличностных отношений, учащихся в групповой работе.

Учащиеся становятся активными участниками творческого процесса: например, чтение по ролям предполагает разбор особенностей интонации персонажей, манеры поведения.

Рассмотрим теперь требования к уровню сформированности литературоведческих представлений и понятий. В обязательный минимум содержания входит литературоведческая пропедевтика следующих понятий:

Жанры произведений - рассказ, сказка (народная или литературная), басня, стихотворение, повесть, пьеса;

Жанры фольклора: загадки, скороговорки, песенки, пословицы и поговорки;

Тема произведения;

Основная мысль;

Герой-персонаж, его характер, поступки;

Средства художественной выразительности в тексте - эпитеты, сравнения; в стихах - звукозапись, рифма.

Далее объект исследования: работа над стихотворным текстом в начальной школе. В процессе опроса выявляется уровень умения анализа текста у учащихся, умения работать с литературным текстом. На этом этапе хорошо применить методику Матвеевой Е.И., которая подходит всем учителям начальной школы, вне зависимости от того, по какой системе начального образования работает учитель. В ней указываются учебные задачи, возраст учащихся, перечень знаний, умений, приобретаемых в ходе разборов произведений.

Формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения произведения опять-таки происходит в процессе анимационного фильма.При работе с рассказом А. Куприна «Слон» у детей рождается сюжет следующего мультфильма «Цирк», где прежде всего проявляется практическая деятельность. Дети становятся инициаторами, организаторами, исполнителями фрагмента урока. Я стимулирую учащихся к достижению поставленной цели, обеспечиваю эмоциональную поддержку детей в ходе работы, создаю ситуацию успеха для каждого ребенка, поддерживаю общий позитивный эмоциональный фон, обеспечиваю коммуникативную направленность. Подведение итогов работы и анализ ее результатов также провожу совместно с учащимися, обсуждая получившийся мультфильм.

На этапе разработки и создания персонажей из чего угодно (из пластилина, крупы, бумаги ит. д.), фонов, бутафории дети осваивают традиционные и современные изобразительные техники, и приемы. Так детям очень понравилась работа по подготовке манки, когда они осваивали технику окрашивания крупы в разные цвета. А затем создавали из крупы предметы: бабочку (повторялась тема «Насекомые»), цветок (повторялась тема «Части растений»), солнышко и облака (повторялась тема «Неживая природа»).

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организую учебно-воспитательный процесс в соответствии с поставленными целями и задачами. Он построен на деятельно-практической основе и даёт более прочные знания учащимся, развивает познавательный интерес к учебным предметам и формирует интеллектуальное развитие младших школьников. С помощью организации разных видов деятельности школьников, в которых дети не только активно участвуют сами, но и часто являются инициаторами, организаторами, исполнителями фрагментов урока или коллективных творческих дел, в ходе совместной деятельности развиваю познавательные способности своих учеников, приобщаю детей к социокультурным нормам, развиваю интерес и мотивацию к познанию мира и творчеству, внедряю инновационные образовательные технологии в образовательный процесс, способствую развитию гармонично развитой, инициативной, эмоционально стабильной, самостоятельной и социально активной личности, любящей свою Родину. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия, результатом своего труда.

«Развитие познавательных способностей младших школьников»

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».

Ш.А. Амонашвили.

В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации», то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том числе и познавательной активности.

Что же такое познавательная активность? Обратимся к словарю.

« Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности».
Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития.

Существуют объективные показатели уровня познавательной активности. К ним относятся: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д.

Все это дает возможность выделить следующие уровни проявления активности: нулевой, относительно-активный, исполнительно-активный и творческий. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на относительно-активный и т.д..

Учащимся с нулевым уровнем познавательной активности несвойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой учеников нужно помнить о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно. В момент ответа не стоит перебивать их или задавать неожиданные каверзные вопросы.

Для учащихся с относительно-активным уровнем познавательной деятельности характерна заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приемами преподавания. Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, однако, при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Стратегия учителя в работе с относительно активными учащимися заключается в том, чтобы помочь им включиться в учебную деятельность. Но и поддерживать для них эмоционально-актуальную атмосферу на протяжении всего урока.

Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Они всегда выполняют домашние задания, помогают учителям, главное в них - стабильность и постоянство. Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой (непростой) темы; именно эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях (открытые уроки). Однако и у этих учащихся есть свои проблемы. Их называют “зубрилками” за усидчивость и прилежание. Кажущаяся легкость, с которой им дается учеба – результат более ранних усилий ученика: умение сосредоточиться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить всю эту цепочку. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост. Если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Основная стратегия учителя в работе с учащимися высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к самоактивности в учении.

Педагогическая работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, ориентирована на специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность учащихся в целом.

Основная задача учителя, формирующего познавательный интерес:
- быть внимательным к каждому ребенку;

Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;

Создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

Условия, соблюдение которых способствует развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:

Первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся.

Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом.
Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса -
третье важное условие .

Четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив».
Учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения, материал должен быть доступным детям. Важно, чтобы ученики поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Важно организовать дифференцированный подход к учащимся, именно он способствует раскрытию способностей каждого из них.

Метод проектов – одна из эффективных форм развития познавательных способностей

Первые проекты, которые осуществляем мы в 1 классе, были: «Моя семья», «Растительный мир. Сходства и различия», «Кто такие насекомые? (пчелы, муравьи, божьи коровки)», «Живая азбука».

«Мозговая гимнастика» 2 -3 минуты.

« Качания головой» (дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед; позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону)

«Ленивые восьмерки» Нарисуйте в воздухе восьмерки по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Зоркие глазки» Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами» Двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

«Письмо носом» Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе.

14 слайд:

Нестандартные задачи. Для решения нестандартных задач ученик должен:

Провести анализ исходных данных,

Выстроить последовательность действий,

Получить искомый результат.

Умение ориентироваться в тексте задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений.

Пример:

Брат и сестра пришли в школу одновременно. Брат шел быстрее. Кто из них вышел раньше?

Порядок рассуждения:

Поскольку брат шел быстрее, а в школу они пришли одновременно, то сестра вышла раньше.

Во втором классе нас заинтересовала тема в программе литературного чтения «Детские журналы» и мы занимались проектом «Мой журнал». На уроках русского языка- «Этот занимательный русский язык!»

Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность.

ИГРЫ

Веселый счет

Развития мышления и внимания у школьников .

Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула.

Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат, выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

Нелогичные парные ассоциации

В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями.

"Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации, дайте волю своему воображению. Пусть, например, даны слова "волосы" и "вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют? Постарайтесь нарисовать как можно более яркую картинку".

Примерные пары для тренировки:

Горшок - коридор Солнце - палец
Ковер - кофе Двор - ножницы
Кольцо - лампа Котлета - песок
Сначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары - они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат.

Ключ к неизвестному

Детям предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства? Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Детям предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

В течение года дети принимали участие во Всероссийской олимпиаде по математике, игре-конкурсе «Русский медвежонок», «Кенгуру», в Московской онлайн-олимпиаде по математике «Олимпиада «Плюс», онлайн-олимпиаде «Русский с Пушкиным».

И хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной активности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Система занятий и упражнений по работе над развитием познавательных способностей у младших школьников обеспечивает эффективное усвоение программного материала. Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах.


Актуальность. Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.

Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е.А., Коломинский Я.Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Основная идея опыта заключается в том, что психолого — педагогическое обеспечение процесса развития познавательных способностей в дошкольном детстве должно происходить в наиболее важных сферах деятельности (познавательной, коммуникативной, художественной). Важными моментами при этом являются:

  • сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
  • активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.

Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста нами были определены следующие задачи:

1. Создать предметно – развивающую среду — единое пространство, в котором происходит процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, единые подходы, единую цель совместной деятельности воспитателей и родителей, единые оценочные взгляды и действия для всех участников педагогического процесса.

2. Заинтересовать, воспитать тягу к знаниям, вызвать желание действовать, дать понимание того, что ошибаясь, ты все равно получаешь знания, поэтому всегда твори, экспериментируй, познавай.

3. Создать соответствующую атмосферу, в которой реально проявляют себя взаимодействие, взаимодоверие, взаимопомощь, гуманность.

4. Обеспечить климат личностной безопасности для каждого ребенка и возможности всестороннего стимулирования, их творческую инициативу.

Научно — методической почвой нашей деятельности является применение методов современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста.

В организации работы с детьми мы используем следующие методы:

  • методы ТРИЗ, в которых успешно решаем задачи проблемного и развивающего обучения, побуждаем детей к поиску, моделированию, экспериментированию. Дети работают в атмосфере свободы мышления и творчества;
  • наглядные методы: опорные схемы, таблицы, карты, эйдетика, в которых развиваем память, мышление; формируем навыки объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждаем детей к размышлению;
  • методы проектных технологий , в которых формируем умение конструировать свою деятельность, использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми;
  • методы экспериментально — исследовательской деятельности, в которых опираемся на опыт ребенка, формируем сенсорно — перцептивную сферу у детей, представление о предметах, явлениях природы.

Направления нашей работы с детьми:

  • развитие познавательных способностей детей;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие речевых способностей;
  • воспитание патриотизма и человечности у детей дошкольного возраста.

Указанные направления мы реализуем в различных формах работы:

  • групповые, индивидуальные, подгрупповые занятия;
  • проекты, конкурсы, праздники, развлечения, тренинги, кружковая работа, опыты и наблюдения, «исследовательский фартук»;
  • поисковые сообщения, использование опорных карт, схем, моделей;
  • изготовление коллективных панно, газет, детских книг, коллажей.

В нашей практической деятельности с детьми мы видим, что основным условием развития познавательных способностей дошкольников является включение их в такие виды деятельности:

  • игровую;
  • учебно – познавательную;
  • продуктивную (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
  • двигательную;
  • трудовую.

Поэтому организованную и самостоятельную деятельность детей мы осуществляем на основе включения детского экспериментирования во все сферы жизнедеятельности дошкольников. Учебный процесс организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь совершить ошибку. Дети любят экспериментировать. В экспериментальной деятельности работа детей осуществляется самостоятельно, раскрывает перед ними новые стороны и свойства объекта, пронизывает все сферы детской жизнедеятельности, в том числе и игру.

Большое значение мы придаем использованию исследований и опытов в интегрированных занятиях. Нами разработаны циклы занятий для детей, которые включают в себя экспериментальную и исследовательскую деятельность:

«Круговорот воды в природе»;

«Необычные гости»;

«Дети и солнце»;

«Какая вода вкуснее?»;

«Воздушные шарики»;

«Тайны профессий»;

«Наш уголок природы»;

«Моя семья»;

«Мое семейное дерево»;

«История моего города»;

« Мой родной город ».

С постановки проблемной задачи начинаются почти все наши занятия с детьми. Для стимулирования познавательной активности используются приемы сомнения, размышления («А может ли такое быть?», «Возможно ли это?», «Было как-то иначе?», «А могло ли быть иначе?», «Как ты думаешь, что будет потом?», «Что могло случиться?»).

Вопросы проблемного характера побуждают детей к поиску способов решения, обоснования собственных мыслей и деятельности.

Одной из наиболее прогрессивных в развитии самостоятельного мышления и познавательных способностей является технология ТРИЗ, описанная в работах Г. С. Альтшуллера.

Детям нашей группы для решения противоречий предлагаем следующие задачи: «Сделай заранее», «Преобразовать вред в пользу», «Цепочка слов», «Ассоциации», «Хорошо — плохо», «Решение противоречий», «Сказки по — новому», «Преобразование красок», «Веселые человечки», «Дорисуй», «Придумай костюм для героя сказки».

Значительное внимание уделяем индивидуально — дифференцированному подходу к обучению детей. В центре нашего внимания личность ребенка, его индивидуальный уровень подготовки, желание и способность работать на занятии. Это позволяет организовать работу детей таким образом, чтобы каждый ребенок был приобщен к творчеству не только по желанию, но и с учетом собственных возможностей. Мы убеждены, что развитию детей способствует как индивидуальная работа, так и доброжелательность, спокойный микроклимат, сотрудничество воспитателя и ребенка.

Значительное внимание в работе с детьми уделяется применению проектных технологий. Развития познавательных способностей способствует участию детей в совместных групповых проектах, например: изготовление наборных коллективных панно, детских книг, газет, подготовка праздников и представлений. Участвуя в такой деятельности, дошкольники имеют возможность планировать, распределять свою работу, обобщать, классифицировать материалы, сравнивать качество выполнения работы. За прошедший учебный год были созданы вместе с детьми такие проекты:

  • «Путешествие по странам и континентам»,
  • «Родная Украина»,
  • «Русский сувенир»,
  • «Загадочная Тироль»,
  • «Цвета Севера»,
  • «Путешествие по Египту»,
  • «Профессии нашего города»,
  • «Семья»,
  • «Уроки Православия»,
  • «Юный ресторатор»,
  • «Уроки королевы Кисточки»,
  • «По страницам любимых сказок»,
  • «Весна — Красна»,
  • «Кондитеры».

Для нас стало традицией проведение различных интеллектуальных конкурсов с детьми: КВН, турниры эрудитов, знатоков, «Джунгли зовут », « Почемучки », а также совместно с родителями брейн — ринги, игра «О чем говорят дети», «Вечера загадок и отгадок». Организация этих конкурсов способствует тому, что ребенок из пассивного, бездействующего наблюдателя превращается в активного участника.

Для развития познавательных способностей используем разнообразные развивающие игры и упражнения, в частности игры Б.П. Никитина, содержащие чрезвычайно широкий спектр задач, как по сложности, так и по разнообразию характера.

Познавательные способности развиваются с помощью художественной речевой деятельности, что является одним из путей совершенствования детской речи. Дети с увлечением разыгрывают сказки с заместителями (геометрическими фигурками) (Гавриш Н.В.). Речевую творческую деятельность мы организуем с опорой на иллюстрации или схематические рисунки, широко применяем метод эйдетики, при составлении рассказов, описаний, придумывании сказок, загадок, чистоговорок т.д..

Надо заметить, что не у всех дошкольников отчетливо проявляются наклонности и предпочтения. Дети способны часто менять свои интересы, а некоторые вообще их не проявляют. Основная причина этого явления — недостаточная сформированность некоторых средств познания. Результаты диагностики показали, что значительно уменьшилось количество детей с низким уровнем познавательной активности.

Еще один важный аспект: наши многолетние наблюдения свидетельствуют, что довольно часто основной причиной низкого уровня интереса к окружающей действительности является слабое физическое здоровье. Особенно это проявляется в старшем дошкольном возрасте, когда умственный труд становится напряженный в связи с активизацией подготовки к обучению в школе.

В этом случае мы прибегаем к индивидуальной работе. Практикуем занятия с подгруппами детей, держим под контролем личный интерес к выполнению задания каждым ребенком. Прибегаем к игровым приемам и применению игровых форм: игры — эксперименты, игры — путешествия, игры — этюды, создаем проблемные игровые, поисковые ситуации и ситуативные задачи.

Только поощрения, интерес, неравнодушное отношение и эмоциональная поддержка со стороны взрослых дает положительный результат. Немаловажно тесный контакт с родителями: консультации, беседы, заседания круглого стола, вечера вопросов и ответов. В родительских уголках создан раздел, где размещается информация о нашей деятельности с детьми, советы родителям, что прочитать детям, рассказать и вообще как помочь маленьким «почемучкам ».

Интерес, новизна, неожиданность это стимул познавательной деятельности, своеобразный трамплин к познавательной активности, опора для эмоциональной памяти, стимул для повышения эмоционального тонуса, средство мобилизации внимания и волевых усилий ребенка. Длительный эксперимент грузинского психолога Ш. А. Амонашвили убедительно свидетельствует, что даже самых пассивных детей можно сделать активными. Метод очень прост: дать ребенку радость познания, радость преодоления трудностей; научиться ждать ответа от него, переживать вместе с ним счастье интеллектуальной победы.

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования

Н.Г. ПЕЛЕВИНА,
учитель начальных классов, школа № 7, г. Киров

Педагогический стаж моей работы 40 лет, из них 25 лет я работаю учителем начальных классов. Работала по УМК «Начальная школа XXI века (два выпуска), а сейчас работаю по УМК «Школа России».
Ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и выстраивать информацию адекватно к конкретной ситуации. На уроках и внеклассных занятиях формируется умение работать самостоятельно и оказывать помощь товарищам. Обучаясь общению, школьники учатся учиться, компенсируют собственную неумелость с помощью других людей: учителя, одноклассников, родителей. В процессе совместной деятельности формируются такие качества, как доброжелательность, взаимопомощь, добросердечность, навыки самоконтроля, развивается ученическое самоуправление.
Личностное развитие означает, что растущий человек постепенно учится управлять своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути их решения, то есть становиться субъектом учебной деятельности, а потом и собственной жизни.
Развитие личности - это процесс становления готовности человека (его внутреннего потенциала) к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими или поставленными задачами различного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее достигнутого.
В период модернизации образования процесс обучения должен строиться на других психологических основаниях: необходим не только учет возрастных и типологических особенностей школьников, но и конкретные условия для самораскрытия заложенных в них природных сил и возможностей.

В современных условиях учителю начальных классов приходится решать целый комплекс профессиональных и около профессиональных проблем. С одной стороны - надо добиться соответствия знаний, умений и навыков школьников требованиям учебных программ, независимо от спо-собностей их усвоения, с другой - создать комфортность пребывания школьника в классе, школе, оптимальные возможности для интеллектуального развития всех учеников в классе.
Полноценное развитие ученика обеспечивают: изучение его индивидуальных характеристик и включение в процесс управления собственными физиологическими и психическими состояниями саморегуляция; предоставление возможностей для личностного самоопределения - высказывание собственного мнения и формирования отношений к себе самому, другим людям, явлениям природы и общественной жизни; раскрытие индивидуальности - осознание человеком себя, своих особенностей (самосознание - в творчестве); признание ученика субъектом, то есть способным ставить цели и осуществлять их (обучение способам деятельности)
Организуя учебный процесс, нужно постоянно иметь в виду следующее: учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения, материал должен быть доступным детям. Важно, чтобы ученики поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Важно организовать дифференцированный подход к учащимся, именно он способствует раскрытию возможностей каждого из них.

Дифференцированный подход создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Главная цель моей работы с детьми - научить их мыслить. Именно поэтому стараюсь научить своих учеников выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников. Мои ученики с удовольствием принимают участие в спорах по тем или иным вопросам как с преподавателем, так и с классом.
Материал для уроков и внеклассных занятий подбираю так, чтобы он развивал мышление, как логическое, так и творческое. Особое внимание уделяю развитию пространственного мышления. Развитие словесно-логического мышления, отработка операций сравнения, обобщения, выделения существенных признаков происходит в течение всего обучения в начальной школе. Усложнение происходит за счет материала: от игрового к учебному, от простого к сложному, от репродуктивного воспроизведения к творческому самовыражению.
Продуктивным считаю метод чередования задач, решаемых разными способами, составление задач, различные преобразования, приводящие к упрощению и усложнению. Стараюсь не «разжевывать», а создавать проблемные ситуации, ориентирующие учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывающего для себя новые знания.

Приведу конкретные примеры таких задач: «Выбери нужное число», «Найди недостающее число», «Что должно быть нарисовано?», «Какая буква лишняя?», «Не вопрос, а... Какие числа и почему вы поставите вместо вопросов?», «Сколько квадратов?», «Сколько треугольников?», «Какое слово лишнее?» и другие. Подобные задания ставят детей в ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Особенная ценность таких задач состоит в том, что при их решении стимулируется мыслительная деятельность, ведь задача часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это заставляет ребенка думать. Замечательные слова по этому поводу сказал Б. Паскаль: «Опираться можно только на то, что сопротивляется». При таком условии развивается умение преодолевать трудности, а это главное качество мыслящего человека.
Большое внимание уделяю тренингу мышления, он полезен всем учащимся, а особенно тем, которые испытывают трудности в учебе. Осуществляю на практике подбор нестандартных заданий (ошибки-невидимки, задачи в стихах, игры, логические цепочки, зашифрованные слова, арифметические ребусы).
Большой наблюдательности требуют от учащихся логические цепочки, которые нужно продолжить вправо и влево, если это возможно. Для этого нужно установить закономерность. Например:
а) ...6, 12, 18...(6, 12, 18, 24, 30, ...)
б) ...6, 12, 24...(6, 12, 24, 48, 96 ...)
Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие младшего школьника, а значит, качество работы учителя.
Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе, является творческая работа детей. Творческие задания, при выполнении которых дети что-то придумывают, составляют, изобретают, должны использоваться учителем систематически. «Творческую личность может воспитать только творческая личность» - для педагога эта истина является и девизом, и руководством к действию.
Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности. При их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Примером таких заданий могут упражнения: «Прочитай пословицу, используя соответствие знаков и букв», «Арифметика по-марсиански».

В работе часто использую развивающие игры. Они создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способ-ность создавать новые комбинации из имеющихся элементов, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, творческим складом мышления.
Большой интерес у младших школьников вызывают анаграммы, в которых нужно после их прочтения выделить «лишнее» слово, группируя слова по какому-то признаку.
Например: навес - (весна), сосна - (насос), мышка - (камыш), банка - (кабан).

Большой азарт испытывают дети при выполнении заданий вида «Отними букву»: «Из каждого слова удали одну букву, а остальные переставь так, чтобы получились названия различных животных. Например: купол-клоп; бульдог - (птица) голубь; береза - (африканское непарнокопытное) зебра; Калуга - (морская рыба-хищник) акула; шарлотка - (кит) кашалот; короста - (птица) сорока; кабель - (пушной зверь) белка; воронка - (домашнее животное) корова; крупа - (насекомое) паук.

Среди задач проблемного характера ввожу в уроки так называемые «философские задачи».
Например:
1. Дополни высказывания
Труд - награда, а лень - _______________.
Ночь - тишина, а день - _______________.
Весна - рассвет, а осень - ______________.

2. Соедини линиями слова, противоположные по значению.
доброта трудолюбие
справедливость трусость
честность лживый
правдивый несправедливость
леность бесчестный
смелость злой

3. Соедини линиями начало и конец пословиц.
Любишь кататься... ... имей сто друзей.
Труд человека кормит, а … … люби и саночки возить.
Не имей сто рублей, а... ... лень портит.

4. Соедини русскую народную пословицу с подходящей по смыслу немецкой.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. С красноречивым языком не пропадёшь.
Язык до Киева доведет. Тухлое яйцо портит все тесто.
Молчание - знак согласия. Кто много начинает, очень мало осуществляет.
Ложка дегтя портит бочку меда. Отсутствие ответа тоже ответ.

Характер таких заданий должен соответствовать знаниям и уровню интеллекта детей.
На уроках и внеклассных занятиях применяю задачи, в которых содержится увлекательная головоломка, разгадывание фокуса. Они обладают особой, притягательной силой, ибо с ними связано нечто загадочное, поражает воображение.
Уделяю большое внимание развитию зрительного и слухового восприятия. Зрительное восприятие детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение материала, считываемого с доски, учебника или других пособий. От уровня зрительного восприятия детей зависят методы работы учителя: количество и характер наглядных пособий, правильный их подбор, время и место их применения на уроке.
Дети очень любят фокусы, рады любому случаю научиться этому ис-кусству. Я очень люблю давать математические фокусы, так как они содержат интересный и доступный детям познавательный материал.
Вот один из таких фокусов «Предсказывание суммы».
Предлагаю кому-либо написать число из нескольких знаков. Это число переписываю на бумагу, предварительно отняв от единицы 2 и поставив двойку спереди. Листок с цифрой кладу на стол чистой стороной вверх.
Пусть ученик записал число 4725, на бумаге я записываю ответ 24723.
Предлагаю кому-либо написать под первым числом еще одно, состоящее из такого же количества знаков. (Пусть он запишет число 5891.)
Под ним ставлю сама третье число так, чтобы цифра дополняла стоя-щую под ней до 9. В данном случае под 5 - 4, под 8 - 1, под 9 - 0, под 1 - 8 (4108).
Четвертое число пишет ученик (пусть он записал 9810), пятое число пишет учитель, записывая цифры по тому же правилу, что описано выше. Если крайняя цифра слева была 9, то под ней ничего писать не надо (поэтому будет число 189).
Затем предлагаю сложить столбик из пяти чисел (ребята проверяют правильность решения).
Когда их сумма будет найдена, беру со стола лист с цифрой и показываю ребятам.

Каждый из вас писал числа какие хотел. Этих чисел я знать не могла. Тем не менее - сумму я предсказала.

Опыт повторяется несколько раз, можно брать первоначально числа, состоящие из любого количества цифр.
Если в арифметических действиях не будет ошибок, то результат сложения обязательно совпадет с числом, которое было записано ранее на бумажке.
Ребята настолько увлекаются этим фокусом, что каждому хочется быть в роли ведущего. Опыт повторяем в парах, а потом дети дома рассказывают его родителям и знакомым, сами выполняя роль ведущего.
Такие примеры ребята решают с увлечением, при этом хорошо отрабатываются вычислительные навыки ребят, быстрота счета.
На уроках математики включаю арифметические ребусы, головоломки, в которых требуется восстанавливать неизвестные цифры в тех или иных записях вычислений.
Арифметические ребусы принадлежат к одному из типов логических задач. Учащиеся начальных классов отличаются любознательностью и для них решение логической задачи - это поиск. Задач подобного типа для учащихся этого возраста в математической литературе недостаточно, поэтому я сама подбираю необходимый материал для своей работы.
Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда еще формируются, а иногда только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.
Поэтому я подбираю такие задания, которые имеют непосредственную связь с другими предметами. Например, ввожу такие логические упражнения, которые не требуют сложных вычислений, а иногда и вычислений вообще. Но каждое из упражнений вынуждает производить сравнения, делать выводы, заставляет мыслить правильно, то есть последовательно, доказательно.
В последнее время я сама увлекаюсь разгадыванием венгерских кроссвордов, обучаю этому и своих учеников. Расшифровав ребус, ребята объясняют значение трудных слов, проводится словарная работа. Учащиеся с удовольствием разгадывают такие кроссворды на уроках и во внеурочное время, привлекают к их решению своих родителей и знакомых. Удачно проходит работа по кроссвордам «Волга - Волга», «Сам себе мастер» (ребята находят дюжину разных полезных в хозяйстве инструментов), «Федорино горе», «Виды транспорта», «Все слова - на букву «3» и стоит она первой», «Зарница» (предстоит отыскать дюжину «военных» слов, «Морские жители» (их 14) и др.
Большое внимание на уроках и внеклассных занятиях уделяю решению заданий по выбору учащихся, так как такие задания - это один из видов дифференциации.
Для выбора задания модно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разной умственной деятельности. Чтобы выбор задания учеником был сделан осознанно, у него должна быть сформирована правильная самооценка (Кому было интересно на уроке и что именно заинтересовало? Кто считает, что понял этот материал? Кто научился решать такие уравнения, дай словесную оценку своей домашней работы) и т.д.
На уроках использую и другие формы оценивания детей: взаимооценка при работе в парах («Кому понравилось работать в паре? Кому скажем «спасибо» за помощь?»).
Такая работа по формированию оценки, взаимопомощи, самооценки важна дифференцированного обучения.
Различают внутреннюю и внешнюю дифференциации. Внешняя дифференциация - это разделение детей по классам разных уровней (выделение классов коррекции, классов одаренных детей и т.д. или по группам в одном классе (сильных, средних, слабых).
Внутренняя дифференциация - это создание условий для свободного выбора задания. Когда каждый день ведется работа по формированию правильной самооценки, ученик может взять нагрузку по силам, привыкает за годы обучения в начальной школе рассчитывать свои возможности и использовать их в полной мере. Перейдя в среднюю школу, он будет готов к осознанным действиям по выбору факультативов, программ, специализации.
Безусловно, к такому выбору ученика, надо специально готовить. Нужна постоянная воспитательная работа, в результате который ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.
В классе на первых порах приходится помогать детям в выборе заданий. Некоторые переоценивают свои возможности, другие тратят много времени на выбор. Но так как упражнения на выбор можно давать почти на каждом уроке и по любому предмету, то постепенно сам выбор начинает происходить достаточно быстро и все более правильно.
Сначала объясняю, какое задание попроще, какое посложнее, но со временем дети сами оценивают трудность задания себя, т.е. определяют к выполнению какого задания они более подготовлены, какое не вызывает у них затруднений и ошибок.
Если ученики выберут более трудное задание и сделают не так много, это следует оценить положительно, так как желание сделать, азарт, интерес, с которыми ученики работают, приносят больше пользы, чем общая обязательная для всех, но безрадостная работа.
Не надо бояться того, что дети будут выбирать только легкие задания, наоборот, они стремятся выбрать задания посложнее, и учителю приходится либо тактично помогать в выборе, либо без упреков и назиданий помогать выполнять выбранное задание (помощь оказываю не только я, но и ученики-помощники учителя). Важно предлагать задания на выбор не только для работы в классе, но и дома.
Если задания на выбор предлагаются систематически на всех уроках, то у детей вырабатывается способность не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работы по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи, без обид, которые возникают при делении класса на различные группы самим учителем.
Процесс овладения учебными предметами может быть интересным, увлекательным и очень эффективным. Этому в немалой степени способствует и методика обучения средствами субъективизации, разработанная Г.А. Бакулиной.
Труд учителя - тяжелый труд, но труд радостный, когда видишь добрые плоды своей работы. Заложишь прочный фундамент знаний, научишь любить учиться, разовьешь мыслительные способности, значит, можно быть спокойной. Я верю, что мои дети будут всегда стремиться учиться хорошо.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Волина В. Занимательное азбуковедение. М., 1997.
Сухих И. 800 загадок, 100 кроссвордов. М., 1996.
Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. Киров, 2000.
Арасланова Е.В., Селиванова О.Г. Образовательный проект «Способный ребенок». Развитие познавательных способностей младших школьников. Теоретический аспект. Киров, 2006.
Кордемский В.А. Математическая смекалка. М., 1994.