Потребительская психология. Ты — мне, я — тебе

«Сегодня приходится буквально выживать. Одноклассники от тебя ждут каких-то авансов, ты должен заслужить хорошее отношение к себе, место за партой, а также право идти со всеми в кино …» «Ты одеваешься хуже, не имеешь модных шмоток, или, например, мобильного телефона, если с тебя «нечего взять», и ты не танцуешь под чужую дудку — тебя прогоняют и портят жизнь… »

На фоне социальных проблем и духовного упадка, как на неухоженном поле, пышным цветом расцветают иждивенческие, потребительские ожидания и настроения, которые неизбежно формируют поведение и стиль жизненных отношений. Взаимоотношения типа «Ты — мне, я – тебе» легко устанавливаются потребителем с подобными любителями наживы, некой «легкой и красивой жизни», их связи строятся на взаимной выгоде, корысти, и хуже — на пренебрежении, унижении, угнетении тех, кто не входит в их круг интересов. Зайдем в современную школу и понаблюдайте за учениками: кто, прячась в укромных уголках, тихонько обменивается всяким мелочью (преимущественно в младших классах), а кто-то (старшие) явно, открыто требует у своего одноклассника или испуганного малыша деньги, диски с популярными играми, модные вещи. Как видно из откровений девятиклассниц, потребительские настроения в ученической среде искажают взаимоотношения между детьми, негативно влияя на каждого из них.

У ребенка, подростка, стремящегося только своей выгоды, наблюдаются существенные изменения личности. Преувеличивается значение собственной персоны, особое , школе, среди сверстников во дворе. Сосредоточенность на себе, самовлюбленность порождают неспособность или нежелание понимать потребности, радости и печали других людей. А значит, препятствуют установлению человечных, гуманных отношений с окружающими.

Потребительская психология может формироваться не только в обеспеченных семьях, где дети свободно пользуются преимуществами и вещами, недоступными их сверстникам, чьим капризами, «прихотям», требованиям безоговорочно потакают («Хочешь новый телефон — пожалуйста», «Не хочешь идти в школу? Отдохни денек-другой, папа подарит для класса телевизор»). Потребительство может проявляться и у детей с тяжелым детством, которым не хочется отставать от более богатых. Получается, что желание «жить лучше, чем другие», иметь больше, чем кто-либо, и больше, чем реально нужно человеку, может стать основой развития потребности в накоплении, неправильном «умении жить». На фоне меркантильности формируются угодничество, лицемерие, жадность, зависть, процветает духовная черствость, холодная расчетливость. Для потребителя вещь, которая призвана облегчить жизнь и украсить быт, становится целью жизни.

Развитие потребности учиться, работать, познавать себя и окружающий мир, воспитание интереса и любви к знаниям, к людям уже отошли на второй план. Понимание самоценности каждого отдельного человека, поиск высоких мгновенных смыслов, творчество — непременные условия предотвращения у детей потребительской психологии. Это возможно только тогда, когда мы сами не хотим жить по законам холодного расчета и жесткой конкуренции: по типу «ты мне — я тебе» и «кто — кого». Оглядываясь и равняясь на нас, дети будут думать и жить так же.

Вся история человечества неотделима от природы. Человек как биологический вил животного мира является частью биосферы, а не чем-то пренебрежительным. 1 много веков человеческий род жил в уважении (и даже в страхе) к природной среды, понимая его решающее значение для себя. Психологический перелом произошел после индустриальной революции. Принципы "Человек - царь природы", "Земля - для людей" и подобные управляют современным обществом. НТП породил у людей ощущение мощи, возможность достаточно легко удовлетворять свои потребности за счет природных ресурсов. Философы обосновали "объективность" постоянного роста человеческих материальных потребностей, а политики взялись воплотить этот "закон" в практику. Жизнь большинства современных людей построено не на идее естественных человеческих потребностей, а на потребительских принципах, на философии наслаждения. С детства человека приучают, что ценность вещи зависит не от ее удобства, необходимости, состояния, а от модности, престижности. 1 что добиваться материального благосостояния надо всякими средствами, не обращая внимания на окружающую среду - ни на природу, ни на людей. Эта философия проявляется и на общественном уровне в виде государственной политики большинства стран (прежде всего США).

Сейчас благодаря НТП возможности мировой экономики превышают человеческие потребности. Поэтому заинтересована (относительно небольшая) доля человечества искусственно стимулирует потребительский спрос. Экономика работает не на удовлетворение естественных потребностей потребителя (людей), а на искусственно созданный спрос. За счет целенаправленной пропаганды, реализуемой через рекламу, кинофильмы, статьи, телепередачи и т.д., потребителю постоянно прививается философия объективной потребности в постоянном изменении вещей, приборов, техники, сооружений.

Психология человеческого эгоизма приводит к значительно больших затрат природных ресурсов, чем это необходимо для цивилизованного существования человечества, не говоря уже о режиме бережливого, ограниченного естественными потребностями, образа жизни. Использование природных ресурсов увеличивается с годами за експотенцийним законом, то есть по закону роста населения планеты, но более быстрыми темпами. Например, за последние сто лет количество людей увеличилось в четыре раза, а потребление воды - в семь, добыча природных энергоносителей - в десять раз.

Учитывая неизбежный рост количества людей на Земле, сохранения потребительской психологии неизбежно приведет к быстрому истощению природных ресурсов и увеличение до недопустимого уровня загрязнения окружающей среды. Необходима срочная переориентация человечества на психологию бережливости, ограниченности спроса естественными потребностями. Потребности людей надо привести в соответствие с возможностями природной среды.

В связи с этим в документе ООН "Повестка дня на XXI век" (Рио-де-Жанейро, 1992) отмечено: "Одной из основных причин постоянной дефадации окружающей среды во всем мире является структура потребления и производства, которые не обеспечивают устойчивости - особенно в промышленно развитых странах. Чрезмерные претензии, расточительный образ жизни наиболее богатой части человечества огромным бременем ложатся на окружающую среду. Мы должны рассмотреть вопрос о новых концепциях богатства и процветания ".

Оценка влияющих факторов

Оценку влияния рассмотренных причин на состояние окружающей среды рекомендуется выполнять по следующей зависимости:

где ШПРи- вред окружающей среде в результате использования i-го природного ресурса; СnПРи - потребление i-го природного ресурса; ККПРи - коэффициент концентрации i-го ресурса в среде; Кn- коэффициент обновления ресурса в природе.

В свою очередь потребление ресурса определяется потребностями людей и эффективностью использования

где Ч - численность потребителей (людей); КВПРi- коэффициент использования природного ресурса; Плi и Пки- потребности i-го природного ресурса - индивидуальные (человека) и коллективные; m - количество индивидуальных человеческих потребностей, для удовлетворения которых используется l-й природный ресурс; z - количество потребностей коллективного характера.


Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое психология потребителя
  • Где используют психологию потребителя
  • Какие различают принципы психологии потребителя
  • Как использовать психологию потребителя на практике в свою пользу

Существует две модели поведения покупателя. Первая – это направленность потребителя на удовлетворение своих нужд, вторая – стремление клиента воплотить свои желания в жизнь. Вряд ли необходимо подробно рассматривать, что такое психология потребителя, если в основе его мотивации лежит исключительно желание удовлетворить свои нужды. В этом случае достаточно узнать когда, где и какие именно покупки он совершил. Если мы ищем ответ на вопрос о том, почему были сделаны именно эти приобретения, то уже рассматриваем более сложный феномен мотивации. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Теоретические аспекты изучения поведенческой психологии потребителя

Желания во многом определяют поведение потребителя. Материальные и психологические факторы представлены в книге «Могущественный потребитель», которую написал Джордж Катона. В оригинале этот труд называется «The powerful consumer». Венгерский психолог утверждал, что спад, изобилие и инфляция могут рассматриваться и как следствие, и как причина поведения покупателя. Для понимания причин, которые кроются за склонностью потребителя к совершению определенного выбора, выражением его желаний, а также его предпочтениями, необходимо использовать знания таких дисциплин, как экономика, антропология и психология.

Термином «психология поведения» можно назвать все, что мы знаем о поведении потребителя, но вернее использовать его в тех ситуациях, когда вопрос касается причин, по которым потребитель поступает так, а не по-другому. Ответы, которые даются на вопрос «Почему?», обычно относятся к желаниям, а не к потребностям.

Для более полного понимания психологии поведения надо учесть несколько основных положений.

  1. Принцип Гештальта.

Чтобы ответить на вопрос, почему потребителем выбран конкретный товар, нужно рассмотреть эту проблему более широко. Так, если нам необходимо разобраться, почему человек приобрел мыло конкретной марки, разумнее будет изучить гештальт поведения, который связан как с купанием, так и с мытьем. Таким образом, к изучению многих вопросов, касающихся психологии потребителя, приступают после глубокого анализа его поведения.

  1. Принцип «айсберга».

Этот принцип говорит нам о том, что нужная информация не всегда открыта нам как «на ладони». Учитывая это, выясняется, что в большинстве своем поведение покупателя, а также его социальное поведение, включая такие поступки, как участие в голосовании на выборах или отказ от употребления алкоголя, объясняется причинами, которые глубоко скрыты. Ученые, исследуя мотивы поведения потребителя, не задают напрямую вопрос: «Почему?», так как в этом случае респонденту придется объяснить личные мотивы того или иного приобретения, а это чаще всего сделать невозможно.

  1. Динамический принцип.

Человек постоянно себя мотивирует на что-то. На его поведение оказывают влияние социум, а также экономические и психологические установки. Методы сбора информации, ориентированные на получение данных о поведении в то время, когда проводится опрос, зачастую игнорируют наиболее значимую информацию.

Задавая человеку вопрос о том, сколько он получает, мы не интересуемся, насколько стабильно его материальное положение в данный момент, растут доходы этого потребителя, остаются неизменными или уменьшаются, а эти тонкости намного важнее, чем информация о его уровне доходов на момент опроса. С точки зрения психологов, покупатели, финансовое положение которых ухудшается, улучшается или неизменно, на самом деле относятся к трем абсолютно разным категориям, даже если на момент опроса их заработок одинаков.

  1. Образ и символика.

В основе производства любой продукции лежит определенный замысел. Так, после просмотра рекламы у потребителя в голове остается некий расплывчатый образ, который образуется из мелодии, фона, ритма, страны или кандидата, общей конфигурации. Результаты многих научных исследований подтверждают нашу склонность к моментальному изменению своего мнения и новому толкованию нейтрального утверждения, если узнаем, что с ним связан симпатичный или неприятный нам человек. Наша реакция связана скорее с сигнатурой (идентификационная характеристика) полученной информации, а не с тем, что она несет.

Именно эти четыре положения (сформированные на тезисах антропологии, глубинной психологии, футурологии и символизма) в качестве важнейших методов лежат в основе нововведений в психологии поведения потребителя как науки. Применение этих принципов помогает более осознанно подойти к пониманию мотивов поведения покупателя. Необходимо различать исследования интерпретационные (на основе генетического и структурного методов) и дескриптивные (при которых используют методы описания и объяснения, а также прогнозирования поведения субъекта).

Разумеется, данные, которые получаем при применении последних методов, очень важны, но они не лежат в основе всего исследования. Если наша цель – мотивировать клиента, определять его действия, то мы должны уметь объяснить его поведение, так сказать, интерпретировать. Вот когда мы сможем различать и исключать умышленную ложь наших респондентов, тогда и сумеем построить верную модель поведения потребителя.

Сегодня при изучении психологии поведения применяется метод, при котором респондентам дают возможность наиболее полно рассказать о своем поведении, но при этом исключив попытку «самодиагностики». Интервьюер не спрашивает человека о том, почему он приобрел тот автомобиль, а не другой, а специально подводит опрашиваемого к тому, чтобы тот рассказал в деталях о том, какие жизненные обстоятельства подтолкнули его к принятию решения о покупке машины, – это помогает исследователю сделать достоверный анализ реальных мотивов такого поведения потребителя.

В начале изучения психологии поведения потребителя выдвигаются конкретные и разумные предположения касательно поведения покупателя. Они могут базироваться на знаниях таких дисциплин как культурология, глубинная психология, футурология или символизм. И вопрос о том, отчего клиент приобретает только это мыло и никакое другое вполне может лежать в основе анализа психологии его поведения. Обращаясь к первому принципу, изучаем устоявшиеся нормы поведения (ритуалы, привычки) потребителя, связанные с использованием этого продукта.

Так, если речь идет о мыле, то рассматриваем связи, существующие между этим товаром и непосредственным процессом купания или мытья. У покупателя мыло может ассоциироваться не только с ощущением того, что он физически чистый, но и с совершением обрядовых церемоний религиозного характера (крещением и омовением), когда тело очищается от вины и всего порочного (принцип «айсберга»).

Следуя динамическому принципу, исследователь психологии поведения потребителя может выявить в нем наиболее важные перемены. Последние могут быть связаны с уровнем дохода: он растет, падает или остается на прежнем уровне. Ведь даже при одинаковом достатке поведение покупателей может различаться.

В процессе коммуникации (проще говоря, в общении) люди постоянно обмениваются какой-либо информацией, и важная роль здесь отводится символизму. Чаще всего происходит так, что покупателю проще уловить невербальный образ, чем вполне определенное речевое сообщение. Когда говорят, «разбуди в себе зверя», люди понимают его в переносном смысле, т. е. «ощути в себе силу», но дословное его восприятие будет казаться абсурдным. Чаще потребитель покупает именно образ предлагаемого товара, а не конкретные его достоинства, или отдает свой голос не за ту программу, которую обещает реализовать кандидат, а за его имидж.

Нуждаемся ли мы в новых товарах? Психология поведения потребителя изучает и такие ситуации, как «выбор из двух зол меньшего», когда перед клиентом стоит вопрос: «Купить или не купить?», и в этих случаях он руководствуется в том числе и моральными аспектами. Пока мы стараемся только понять поведение покупателя, все кажется нормальным. Но есть компании, которых интересует не только конкретное поведение потребителя. Они буквально навязывают ему ту или иную продукцию, подталкивают на совершение тех или иных действий.

Экономисты, вероятно, чаще всего берут за основу далекую от практики модель желаний и потребностей покупателя, которая напоминает пирог. Чем больше кусочков отрезали от него, тем меньше осталось. По их мнению, потребности и желания человека ограничены. Однако результаты современных исследований психологии поведения потребителя свидетельствуют о том, что, напротив, желания и нужды людей неизменно растут.

После создания радио сразу же начала развиваться индустрия звукозаписи. Теперь человек может пользоваться не одним каналом, а множеством разных. Это, казалось бы, должно уменьшить размер «пирога». Но здесь действуют правила психологии другого качества: чем больше музыкальных и иного рода развлечений доступно потребителю, тем большее их количество ему хочется заполучить.

Растущая популярность изучения психологии поведения потребителя имеет положительное влияние на чересчур рационально-логические теории, которым следуют экономисты и маркетологи. К примеру, признанным фактом является то, что во время экономического кризиса потребление предметов роскоши возрастает, хотя, в принципе, должно быть наоборот. Объяснения такой ситуации с позиции логики здесь явно мало.

Все дело в том, что в подобные периоды у человека возникает чувство незащищенности, и ему хочется иметь вещи, символизирующие высокое качество и стабильность. Поэтому, несмотря на то, есть у него такая возможность или нет, он все равно приобретает более дорогостоящий товар (драгоценный камень, путевку на Мальдивские острова или «Toyota Land Cruiser»).

5 советов о том, как использовать психологию потребителя в свою пользу

Совет 1. Процесс оплаты должен быть простым и безболезненным.

Доказано на практике, что люди с большей охотой тратят безналичные средства. Объясняется это особенностью психологического восприятия: «боль платежа» (неприятные ощущения при расставании с деньгами) приходит позднее, уже после оплаты. По словам исследователей психологии поведения потребителей, расплачивающийся с помощью банковской карты клиент испытывает положительные эмоции от покупки, у него не возникают негатива, свойственного ситуациям, когда он расстается с наличкой.

Применение на практике. Предоставьте на сайте или в офисе компании возможность оплачивать товары или услуги с помощью банковской карты. Еще лучше, если вы предусмотрите услугу «Автоплатеж». В этом случае клиент не будет каждый месяц испытывать стресс, оплачивая кредит наличными деньгами.

Совет 2. Предоставьте возможность клиентам платить по частям.

В своем исследовании профессор Гарвардской школы бизнеса Джон Гурвиль сравнил два метода сбора денег на благотворительную деятельность. Первый – это разовый платеж в размере 350 долларов. Второй – в форме ежедневных платежей, которые составляли один доллар. В итоге выяснилось, что человеку проще отдать деньги, если его каждодневный платеж не выше суммы суточного расхода (четыре доллара в 2003 году).

Применение на практике. Например, провайдер предлагает тариф с ежемесячной оплатой, размер которой составляет 900 рублей. Разделим эту сумму на количество дней в месяце (30) и получим 30 рублей – плата за каждый день пользования тарифом. Она небольшая, хотя общая сумма останется неизменной. Для усиления эффекта можно сопоставить эту сумму с какой-то совсем незначительной, к примеру, с ценой за один коробок спичек.

Совет 3. Применяйте «эффект привязки».

Израильско-американский психолог Даниэль Канеман вкупе с израильским психологом Амосом Тверски провели эксперимент, в ходе которого рулетка с разметкой от нуля до ста была подкручена ими так, чтобы указатель стрелки всегда падал на цифры 10 и 65. Тех, кто участвовал в исследовании, просили записать выпавшую цифру и спрашивали:

Ответы участников были различными, но средняя оценка (после того как они увидели числа 10 и 65), составила 25 % и 45 %. Этот феномен назвали «эффектом привязки», и он дает о себе знать в тех случаях, когда людям приходиться сталкиваться с числами произвольного характера до того, как им надо оценить какое-то неизвестное им значение.

Применение на практике. При выборе потребителем товара предложите ему принять участие в маркетинговом исследовании, где его ответ заранее привязан к большей цене за услугу. Важно, чтобы в этом вопросе прозвучала выгодная фирме сумма.

Человеческий мозг так устроен, что при возможности старается не делать лишних вычислений. Таким образом, опция «По умолчанию», то есть отказ от совершения какого-либо выбора, рассматривается в психологии поведения потребителя как оптимальный вариант решения. У этого явления существует научное объяснение. В исследовании возможности управления поведением покупателя психологи Эрик Джонсон и Даниэл Голдштейн разделили участников произвольным образом на три группы. Каждой предложили представить, что они поселились в стране, в которой установлена политика донорства. Только 42 % участников первой группы изъявили желание стать донорами, 82 % членов второй группы также решили поддержать эту политику, у третьей группы этот показатель составил 79 %.

Применение на практике. Предоставьте вашим новым клиентам возможность первую неделю бесплатно пользоваться высокоскоростным интернетом (100 Мбит/с). Кроме того, предложите им возможность отказаться от этой услуги в удобное для них время. С восьмого же дня, если абонент ничего не предпринял, переведите его на платный тариф с сохранением скорости, а если он откажется – поменяйте тариф на тот, что он выберет со следующего дня. Так сделала одна из российских компаний. В итоге большинство клиентов согласились с выбором по умолчанию, а средняя цена тарифа увеличилась на 18 %.

Совет 5. Используйте конфликт интересов.

Автор статьи «Бремя раскрытия: увеличение принятия сомнительных рекомендаций» профессор Гарвардского университета Сунита Сах и ее коллега описывают опыт, касающийся изучения психологии поведения потребителя. Испытуемым предлагали сделать выбор между кубиками А и Б, у каждого из которых имелся свой набор призов. Причем призы, которые получали люди при выборе кубика А, были лучше, чем призы, соответствующие кубику Б. Из всех участников 92 % без сторонних подсказок выбирали кубик А.

В том же случае, когда испытуемых вводили в заблуждение, говоря о том, что лучшие призы у кубика Б, 52 % испытуемых делали выбор в его пользу. Но если консультант, предлагая кубик Б, говорил о том, что материально заинтересован в их выборе, то показатель возрастал до 81 %.

Применение на практике: во время разговора с клиентом упомяните о том, что при выборе потребителем определенного продукта, менеджеру будет выплачена премия. Этот прием действует в любой сфере бизнеса, но у него есть и побочный эффект: у клиентов может возникнуть чувство, что на них давят, и это способно отразиться на их лояльности к компании.

Потребитель всегда смеется последним.

Новая русская мудрость

Предмет психологии потребления (психологии потребителя, психологии потребителей)

Производителю и коммерсанту, чтобы рассчитать количество единиц и видов товара, приходится изучать как объективные стороны формирования спроса на товар, так и субъективные факторы, определяющие желания и систему оценок потребителей – психологию потребителя.

Психология потребления (в других версиях название науки иное: психология потребителя, психология потребителей, но суть от этого не меняется) – область экономической психологии, изучающая психологические особенности поведения потребителей и отношения к товарам и услугам. Обратим внимание, что некоторые ученые рассматривают это направление в русле социальной психологии другие – экономической. Но разница лишь в угле зрения, а не результатах анализа. В частности, психология потребления изучает потребительский цикл, главным элементом которого считается потребительский выбор; отношение к товару или его атрибутам и потребительские предпочтения как особая форма этого отношения; психологические факторы потребительского поведения; факторы, влияющие на субъект-объектное отношение к товарам и услугам.

В России психология потребления находится лишь в начале своего развития и разрабатывается в рамках как социальной психологии, так и экономической психологии. В Америке психология потребления существует как самостоятельная отрасль психологии . В Европе – является разделом экономической психологии .

Концептуальной основой для психологии потребления являются общая психология, социальная психология, маркетинг, культурология, экономика.

Объект психологии потребления – потребление как социальный процесс. Мы не рассматриваем в качестве объекта потребителя, так как потребитель – это одна из социальных ролей человека, а на потребление влияет тот же комплекс факторов, что и на другие социальные процессы, только в иной степени и иным образом.

Предмет психологии потребления – психологические закономерности потребления. На наш взгляд, центральной темой психологии потребления является отношение к товару или услуге. Потребительское поведение само по себе не может быть предметом психологии потребления, поскольку любое поведение есть лишь проявление психических процессов, существенно детерминируемое социальными (в том числе – финансовым) факторами (поведение потребителей является предметом социологии потребления). Отметим, что мы рассматриваем потребительское поведение как социальное поведение. Некоторые (Позняков В.П. и соавторы) считают потребительское поведение видом экономического поведения, а его, в свою очередь, – видом социального. Поведение потребителей - это социальная активность, непосредственно вовлеченная в обретение, использование и избавление от продуктов, услуг, идей (включая процессы решений, предшествующие этой активности и следующие за ней).

Безусловно, потребление осуществляет потребитель.

Потребитель – индивид или организация, покупающие, использующие, владеющие и утилизирующие товар или услугу. Потребителями могут являться люди, группы людей, а так же организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары, услуги, идеи.

Роль бизнесменов и психологов в организации состоит в том, (1) чтобы товары удовлетворяли потребности покупателей во благо и покупателей, и продавцов; (2) в своеобразном направлении потребностей покупателя; (3) в создании новых потребностей путем выпуска новинок (например, еще в 80-е годы не было потребности в моющих средствах и губках для посуды, а создали их именно маркетологи).

Экономическое сознание

Поскольку представляется лишним введение термина «потребительское сознание», то для рассмотрения сознания человека в процессе потребления мы пользуемся термином «экономическое сознание».

Экономическое сознание – содержание и продукт отражения человеком экономических отношений, выступающие в виде системы представлений человека об экономике как фрагменте социальной реальности и сфере человеческой деятельности (по Вахитовой З.З., Доценко Е.П., 2004). О.С. Дейнека под экономическим сознанием понимает системную составляющую сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком. О.С. Дейнека выделяет следующие компоненты экономического сознания: экономические эмоции и чувства, окрашивающие процесс приобретения, коллекционирования, заготовок и т.п.; перцептивная сфера экономического поведения; экономические представления и экономическое мышление; волевые компоненты экономического сознания .

Вахитова З.З., Доценко Е.П. считают, что экономическое сознание выступает как сложное образование, несущее в себе, во-первых, когнитивный компонент, выступающий в виде представлений, идей, взглядов, стереотипов; во-вторых, аффективный компонент, выражающийся через эмоциональное отношение человека к фактам и явлениям экономической жизни, существующий в виде оценок, настроений, эмоций; в-третьих, поведенческий компонент в виде норм и стратегий экономического поведения и деятельности людей.

Изучение экономического сознания ведется в двух плоскостях:

Изучается динамика экономических представлений под влиянием изменения социально-экономических условий (Дейнека О.С., 1999; А.Л. Журавлев 1999-2002; Позняков В.П., 2001, 2002);

Создаются типологии экономического сознания в соответствии с отношением людей к экономическим преобразованиям (Б.З. Докторов, 1992; Н.А. Нечаева, 1992 и др.).

Экономическое сознание – это система, которая наряду с объективными условиями жизни, формирует цели трудовой и социальной деятельности того или иного рода, мотивы социального и экономического поведения. Являясь подструктурой общественного сознания, экономическое сознание оказывает влияние на другие его подструктуры: экологическое, политическое, правовое и.т.д.

Экономический социолог А.В. Данильченко из МГУ (2003) использует понятие «экономический менталитет», но не определяет его.

Потребительское поведение

Выделяются следующие виды потребительского поведения:

1. Циклические, повторяющиеся действия и поступки личности (например, в ситуации повседневной покупки)

2. Маргинальные акты потребительского поведения (например, при переходе потребителя от одного статуса к другому)

3. Акты потребительского поведения как результаты влияния потребительских схем и стереотипов, которые формируются вследствие социокультурных образцов, элементов субкультуры.

4. Спонтанные потребительские акты и реакции под влиянием тех или иных обстоятельств или спровоцированные эмоциональным состоянием.

5. Уникальные действия и поступки, которые являются результатом индивидуального опыта личности.

У потребительского поведения, независимо от того, покупательское оно или пользовательское, наблюдается три компонента , характерные для экономического поведения (по О.С. Дейнеке) и для социального. (Экономическим поведением называют поведение, вызванное экономическими стимулами, и деятельность хозяйствующего субъекта)

Аффективный компонент потребительского поведения включают эмоции, чувства, эмоциональные оценки товаров и услуг.

Когнитивный компонент составляют мнения, суждения, сравнения, рациональные оценки товаров и услуг.

Мотивационно-волевой компонент представляет собой желание и стремление купить или использовать товар/услугу.

Психолог из МГУ О.Т. Мельникова отмечает, что существуют и другие социальные явления, похожие на потребительское поведение по форме своего существования и по характеру интереса, проявляемого к ним со стороны социальной психологии. Так, закономерности, характерные для потребителей, часто оказываются характерными и для избирателей. Между потребительским, электоральным, миграционным и другими видами поведения существует подобие именно потому, что они являются различными аспектами одного и того же целостного процесса социальной жизни общества.

О.Т. Мельникова считает, что понятие «потребительское поведение», несмотря на свою видимую фактурность, в действительности является научной абстракцией . В реальности есть просто поведение людей. Потребительским оно становится лишь под особым углом зрения исследователя, выделяющего в целостном комплексе поступков человека только те действия, которые касаются потребления. Для самого же потребителя эти действия вплетены в общий контекст его поведения и наполнены совсем другим «непотребительским» смыслом. Покупка одной и той же простой вещи может оказаться проявлением гедонистического импульса, а может стать реализацией гражданского долга, иметь разный смысл для себя и для других, быть в различной степени осознанной, приятной, служить причиной для гордости либо стыда. Покупка вообще может замещать другое действие, например, трудное или неприятное.

Американские ученые имеют совершенно противоположную точку зрения и создали целую науку «поведение потребителей», в которой изучаются особенности покупок и использования. Наука «психология потребителя» оперирует не только термином «потребительское поведение», но даже и «потребительское сознание». Действительно, потребитель не рефлексирует особенности своего потребительского поведения и не отделяет его в жизни от других видов поведения, но это не повод для отсутствия рефлексии у психологов, изучающих потребление.

Формы власти рынка над человеком

Некоторые формы власти рыночного общества над личностью :

- навязывание потребности – рынок посредством рекламы формирует все новые и новые потребности или формы их удовлетворения.

- ускоренное потребление – вещи проживают все более короткую жизнь по технологически спланированным причинам, или по причинам, связанным с модой.

- опережающее потребление или кредит – жизнь в кредит усиливает психологическое напряжение, тревогу, и, как правило, увеличивает стоимость вещи.

- выбор из маргинальных, то есть несущественных различий – нарастающий поток вещей различается несущественно, а это усложняет и психологически отягощает выбор нужной альтернативы.

Модель современного потребителя представили В.Е. Хруцкий и И.В. Корнеев, обобщая ответы на вопрос, чего ждут сегодня потребители :

1. Потребители хотят спокойствия и безопасности буквально во всем.

2. Они благодарны тому, кто может позаботиться об их жизненных проблемах, с которыми им самим трудно справиться.

3. Потребители хотят персонального внимания и общения.

4. Потребители хотят качества, соответствующего новым технологиям, уровню техники и науки.

5. Иногда потребители хотят быть партнерами производителей и продавцов.

6. Они ждут, что им будет предоставлена возможность посетить предприятие, и надеются, что их мнения и пожелания станут учитывать.

7. Потребители хотят, чтобы им доставляли радость и удовольствие.

8. Потребители хотят жить в атмосфере предсказуемости рынка товаров и услуг.

Общество потребления

После «общества изобилия» (по Гелбрейту Дж., 1958) американское общество стало еще и «обществом потребления» (по Брентано Л., 1977). Общество потребления изучали Л. Брентано, Ф. Бродель, Х. Винтерберг, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон, М. Фридмен, И.В. Алешина, Л.И. Ростовцева и др. Каждое цивилизованное общество не свободно ни от потребления, ни от производства. Обществом потребления становится такое общество, в котором наличествует культ потребления. Это считалось недостатком в советской идеологии, когда «потребительское отношение» являлось непростительным. Но культ потребления обеспечивает клиент-ориентированность производства и коммерции, высокую конкуренцию, активный шоппинг – явные преимущества и детерминанты социального развития.

Психология потребителя – это отрасль психологии, изучающая особенности мышления и поведения индивида как потребителя товаров и услуг, субъекта и объекта рекламы, а также занимающаяся исследованием психологических особенностей потребительского рынка.

Зная характер среднестатистического покупателя, легче разрабатывать более эффективную рекламу, предугадывать спрос, выдвигать новые предложения, которые наверняка будут востребованы, прогнозировать моду и прочее. Сегодня ни один товар не продается без учета психологии потребителя.

Как маркетологи узнают, чего хочет потребитель и как он на самом деле относится к имеющимся товарам и услугам? Есть несколько методов исследования мнения потребителей:

  • наблюдение,
  • опросы,
  • проективные методики,
  • фокус-группы (специально созданные для исследования группы).

Например, существует такая проективная методика как «Персонификация ». Она помогает оптимизировать дизайн товара, сделать его как бы более человечным, одушевленным, коммуникабельным. В ходе персонификации товар визуализируется как антропоморфное существо, то есть представляется как человек, которым мог бы быть. Так появляются разговаривающие, имеющие руки, ноги и лицо зубные щетки, жевательные резинки, моющие средства и прочее. На полке в магазине такой товар, словно говорит покупателю: «Возьми меня к себе! У нас много общего!».

  • возраст,
  • социальный статус,
  • нравственность,
  • настроение,
  • привычки,
  • субъективная приемлемость цены,
  • время, которое отводится на покупки,
  • цель покупки.

Большинство потребителей – женщины , так как они в семье, как правило, занимаются закупками и именно на женское восприятие большей степени ориентирована реклама. Но, кроме пола, огромное значение играет возраст покупателя: если продать нужно детские товары или кондитерские изделия, маркетологи ориентируются на психологию детей; модную одежду и гаджеты – на подростков; продукты питания и бытовую технику – на взрослых людей; лекарственные средства – на пенсионеров.

Состоятельные люди ориентируются на качество товара, не обращая внимания на дороговизну. Люди с достатком ниже среднего обращают внимание на цену, а потом уже на качество, но выбор все равно осуществляют, ориентируясь на стоимость.

Покупатель, который зашел в магазин после работы, чтобы просто купить хлеб – это один тип покупателя, а тот, кто пришел в выходной день, скорее чтоб развлечься – совершенно другой тип. Если время на покупку ограничено, а цель конкретна, покупатель быстро возьмет знакомый, привычный продукт, тот который обычно приобретает, и уйдет. Если же время неограниченно, покупатель рассмотрит разные варианты товара и «приценится».

Когда нет четкой цели , соблазн купить ненужную, но привлекательную вещь гораздо выше. Люди, которые ходят в магазин со списком необходимым покупок, реже приобретают ненужные товары, так как записывают свою цель на листе бумаги и держат ее все время перед глазами. Это простое действие позволяет сэкономить деньги и не купить лишнего, если, конечно, получится устоять перед соблазном.

Мотивы потребительского поведения

Кроме личностных особенностей покупателя, психология потребителя учитывает два значимых аспекта его поведения :

  • стремление удовлетворять потребности,
  • жажда исполнения желаний.

Когда человек покупает продукт ради удовлетворения потребностей, его мотивы предельно ясны. Если же потребителем руководит некое желание, выявить его мотивы сложнее.

Мотивировать потребителей приобретать тот или иной товар призвана реклама . Реклама всегда соблазнительна и нередко обманчива, отчего часто считается неэтичной и негуманной. Она обещает, что вместе с покупкой индивиду достанется какое-либо благо (любовь, уважение, престиж) или, напротив, пугает неприятностями в случае, если рекламируемая продукция не будет куплена.

Мотивы стимулируют человека к деятельности. Те мотивы, которые побуждают приобрести товар, психологи организовывают в несколько групп :

  1. Эстетические. Это самые сильные и долговременные мотивы. Человека привлекает то, что красиво, ново, свежо, гармонично, ярко, хорошо сочетается с уже имеющимися в обиходе вещами, чем можно украсить себя или дом.

Потребитель всегда обращает внимание на объем, цвет и форму товара. Помятые и испачканные вещи никто не захочет покупать, а привлекательная обертка, этикетка или упаковочная коробка способны компенсировать многие недостатки товара.

  1. Утилитарные . Ответы на вопросы «Как пользоваться вещью?», «Как долго она прослужит?» и «Можно ли отремонтировать, в случае поломки?» определяют желание или нежелание приобрети товар. Психология потребителя такова, что ему всегда хочется простой в эксплуатации, качественный, способный прослужить долго и быстро ремонтируемый товар.
  2. Мотивы престижа . Чем выше уровень материального благополучия человека, тем чаще он стремится покупать вещи и услуги, способные подчеркнуть его статус. Эти мотивы очень сильны, поэтому производители не бояться повышать стоимость статусных товаров и делать их максимально дорогими.

Дорогая покупка повышает положение человека в обществе, даже если его социальный статус не слишком высок. Люди, ведомые мотивом престижа, могут долгое время ограничивать себя в еде, предметах первой необходимости и отдыхе ради того чтобы приобрести желанную, дорогую, престижную вещь.

  1. Мотивы достижений . Эти мотивы пробуждаются, когда в рекламе товара задействован успешный и популярный человек. На многих знаменитых личностей люди равняются, хотят быть похожими, достичь подобных или идентичных карьерных высот. Кажется, что рекламируемый кумиром товар залог успеха, поэтому его значимость (а вместе с ней и желание купить) возрастает в разы.
  2. Мотивы традиций. Такая мотивация возникает на фоне ассоциаций с государственной символикой, родиной, домом, родителями, традициями народа. Например, глядя на товар в цветовой гамме государственного флага, у потребителя с большей долей вероятности возникнут положительные эмоции, чувства патриотизма и причастности и, следовательно, желание купить «родную» вещь.

Психология потребителя, как и любая другая область психологических знаний, хоть и поддается изучению и анализу, не является точной наукой. В ней много нелогичного и противоречивого. Но именно эти противоречия и поддерживают строго рациональную экономику. Если бы человеку не было свойственно поддаваться влиянию рекламы и осуществлять порой совершенно необдуманные траты, потребительский рынок был бы в значительной степени ограничен.