Обучение гигиене полости рта малыша и взрослого человека. Возрастные особенности гигиенического ухода за полостью рта

Обучение детей он правильным навыкам он по уходу еще за полостью еще рта наиболее он ответственный этап еще гигиенического воспитания. Он должен еще строиться с учетом он возрастных особенностей и он поведенческих реакций еще детей дошкольного он возраста. При проведении еще занятий можно еще использовать:

Чередование еще хоровых и индивидуальных он ответов;

Разнообразные еще игровые моменты и еще ситуации (ребенок он учится сам и он учит любимую он игрушку) .

Большое он значение в обучении еще играет принцип он наглядности. Поэтому в работе с он детьми необходимо еще использовать фотографии, еще фильмы, иллюстрации, он предметы личной он гигиены. Показ этих он предметов и действия с он ними позволяют он раскрыть те еще их стороны, еще которые играют еще важную роль в он формировании гигиенического он поведения.

Эффективность гигиенического еще воспитания и обучения он по вопросам он профилактики стоматологических он заболеваний будет еще высокой только он при условии он взаимодействия педагогов и он воспитателей, медицинских еще работников, родителей и еще детей. Педагоги и воспитатели еще должны иметь еще представление и знать он методы контроля еще за гигиеной он полости рта. Медицинские работники еще должны быть еще обучены методике он контроля за еще качеством чистки он зубов и использования еще различных профилактических еще средств. Родители должны еще уметь контролировать он продолжительность, кратность и он правильность ухода он за полостью он рта своих он детей в домашних он условиях.

Дети после он проведенных занятий еще должны уметь он продемонстрировать выполнение он задания для еще лучшего запоминания.

Ребёнку необходимо:

1. Получать сладости в небольшом количестве (во время приёма пищи затем полоскать рот водой).

2. С 1,5-2 лет полоскать рот после еды.

3. С 2-2,5 лет чистить зубы зубной щёткой (после завтрака, перед сном).

В 4-5 лет чистить зубы зубной щёткой и зубной пастой не менее 2-3 минут, 200-250 движений.

До 4-5 лет чистка зубов осуществляется руками родителей. Начиная с 5-6 лет, рекомендуется двукратная чистка зубов (утром после еды и вечером перед сном) мягкой зубной щёткой и любой гигиенической или фторсодержащей зубной пастой. Детям надо помогать чистить зубы до 6 лет. Предпочтение отдаётся гелиевой форме зубной пасты.

Под влиянием микробов полости рта при воздействии слюны, в зависимости от характера пищи, на зубах образуется зубной налет. Регулярное полоскание рта после каждого приема пищи, правильная чистка зубов полностью снимает налет, что способствует сохранению ткани зуба и предотвращению кариеса.


Одной из многочисленных обязанностей воспитателей детского сада является гигиеническое воспитание детей. Уход за полостью рта – один из элементов этого воспитания. Далеко не все дети 3 – 6 лет умеют чистить зубы. Их надо учить, этому начиная, с трехлетнего возраста на специальных занятиях.

Уход за ротовой полостью ребёнка в первую очередь заключается в бдительности родителей. Несмотря на то, что в 3-4 года дети вполне способны самостоятельно проводить такую процедуру, как гигиена полости рта, делать её желательно под родительским контролем. Результатом такой ежедневной практики станет полная осведомлённость ребенка к 6 годам об основных нюансах качественного ухода за зубами, а именно о том, что чистить их следует 2 раза в день и дополнительно нужно устранять остатки еды, чтобы предотвратить размножение бактерий.

В период дошкольного еще возраста воспитательная еще работа ложится еще на плечи еще воспитателей, которые он научат, откорректируют он или повторят, «он как надо он сделать» (гимнастику, он почистить зубы, еще ополоснуть рот еще после еды, он как сидеть еще за столом и т. д.), используя силу он коллективного примера.

Основной задачей в этот период он является регулярное еще повторение навыков с еще целью выработки еще условного рефлекса. Обучение детей еще индивидуальной гигиены еще полости рта следует он начинать с 2 – 4 летнего он возраста. При этом он необходимо учитывать он психологические особенности он этой группы он детей. Склонность к подражанию и он склонность к коллективным еще занятиям. В этом возрасте он высока внушаемость он на ребенка и еще ее необходимо еще использовать. Для детей он данной возрастной еще группы рекомендуется еще проводить 7 занятий он по 15 – 20 мин.

1) занятие – осмотр полости рта детей с использованием стоматологического зеркала и шпателя.

2) Обучение ребенка полосканию полости рта, с последующем закреплением навыков, контролем навыка после еды.

3) Рассказ о зубной щетки, ее назначении, демонстрация использования ее на модели.

4) Обучение детей использованию зубной щетки на моделях челюстей и контроль навыков.

5) Чистка зубов без пасты с последующим контролем навыков.

6) Чистка зубов без пасты утром и вечером под контролем родителей.

7) Чистка зубов с пастой утром и вечером под контролем родителей.

С детьми 3-4 лет он работу рекомендуется он строить с использованием еще игровых элементов, с он использованием рисунков, он плакатов, игрушек, он кукол, зубных он щеток, паст, и т.д. Такая игра - он беседа должна еще быть короткой и еще продолжаться на еще нескольких занятиях. Дети через еще сказочные персонажи еще должны усвоить, еще что надо еще употреблять овощи, он фрукты, чтобы он зубы не он болели; что еще после еды он необходимо полоскать еще рот, меньше еще кушать сладостей и еще чистить зубы. При этом он рекомендуется в форме еще игры показать еще детям, как еще правильно чистить он зубы. Обучая детей он правилам чистки еще зубов, важно он повторять, закреплять он полученный навык и он поощрять тех он детей, которые еще успешно им еще овладели.

Детям 4-7 лет еще занятия необходимо еще проводить в популярной он форме, используя еще персонажи сказок, он рассказывая и показывая, еще как надо он правильно чистить еще зубы. При обучении он чистке зубов еще необходимо окрасить еще фронтальные зубы еще красителями и показать он окрашенный налет он ребенку в зеркало. Обращают внимание он на размер он щеток для он детей, их еще состояние и уход он за ними. В ходе беседы он выясняют, имеет он ли ребенок еще свою зубную он щетку, объясняют, еще какая зубная он паста лучше.

Для закрепления знаний можно использовать загадки об овощах, фруктах и т.д. Также задавать детям вопросы.

При проведении бесед со старшими дошкольниками можно предложить десять правил приема пищи:

1. Принимать пищу в день, так часто, как велит врач.

2. Много грызть и жевать овощи и фрукты, не отказываться от жесткой пищи.

3. Снимать пищу с ложки губами, не засовывать ложку в рот.

4. Откусывать пищу только передними зубами.

5. Измельчать пищу только дальними зубами.

6. Глотать пищу хорошо разжеванной, не запивая.

7. Заканчивать каждый прием пищи твердыми овощами и фруктами (морковь, яблоко, груша).

8. После каждого приема пищи полоскать рот водой (использовать не менее половины стакана).

9. Не есть сладостей между приемами пищи.

10. Есть сладкое только один раз в неделю (воскресенье) в небольшом количестве, затем сполоснуть рот водой.

Также можно предложить десять правил чистки зубов для старшего дошкольника:

1. Щетка должна иметь изогнутую и короткую ручку, на два-три зуба, со щетиной редкими кустиками.

2. Перед чисткой зубов щетку надо мыть теплой водой.

3. Учиться чистке зубов надо без пасты, а научившись - использовать и пасту;

4. Зубной порошок лучше не применять, так как им можно поперхнуться.

5. В начале надо чистить переднюю поверхность зубов движениями в одном направлении: вверху – сверху-вниз, внизу - снизу-вверх, по пять раз у двух зубов, передвигая щетку от дальних зубов слева к дальним зубам справа. Чистят вверху, потом внизу, а дальше заднюю поверхность зубов в том же порядке.

6. Затем надо чистить жевательную поверхность сначала верхних, потом нижних зубов - от дальних зубов слева к дальним зубам справа, по пять раз в каждую сторону. Потом спереди назад по пять раз у двух зубов.

7. В конце чистки зубов надо «подмести» все отчищенное по зубным рядам, захватывая десну, сначала вверху, затем внизу, слева направо.

8. После чистки зубов щетку надо помыть, намылить и поставить головкой кверху в стакан;

9. Чистить зубы надо два раза в день: после завтрака и перед сном;

10. Новую зубную щетку надо иметь весной, летом, осенью и зимой.

Таким образом, обучение гигиенического ухода за полостью рта у детей дошкольного возраста является необходимым. Значимость правильного гигиенического воспитания детей с раннего возраста огромна, так как навыки по индивидуальной гигиене полости рта относятся к тем, которые лучше всего усваиваются в раннем детском возрасте. В формировании у детей привычки к гигиене полости рта огромную роль играют, прежде всего, семейно-общественные отношения, единство взглядов на данный вопрос медицинских работников, родителей, и педагогов.

Как сообщают актуальные исследования в области стоматологии, правильная гигиена полости рта – составляющая, занимающая до 90% среди факторов здоровья зубов и полости рта.

Именно поэтому задачей специалистов является не только лечение существующих болезней, но и их предупреждение при помощи обучения правилам гигиены.

Общая информация

Грамотная гигиена ротовой полости является одной из важнейших мер первичной профилактики стоматологических заболеваний, в том числе, пародонта.

Предотвращение патологий существенно повышает качество жизни населения и уменьшает экономические затраты на осуществление стоматологической помощи.

В связи с этим, задачей гигиенистов и стоматологов является просветительская деятельность, способствующая качественному исполнению гигиенических процедур населением.

В понятие гигиены ротовой полости индивидуального характера входят такие моменты:

При этом в любой урок гигиены должны входить три обязательных компонента для качественного усвоения знаний:

  • мотивация;
  • выбор средств и методов гигиены;
  • практическое обучение по выбранным методам.

Важно, чтобы знания и умения об уходе за полостью рта прививались массово, системно и качественно. Поэтому специалисты должны консультировать население различных возрастов и категорий.

Особенно это касается тех частей общества, которые сами имеют непосредственное отношение к передаче знаний последующим поколениям – это молодые родители, учителя, врачи других специальностей и т. д.

При обучении гигиене детей и подростков существуют свои нюансы воздействия. Иногда более эффективным оказывается объяснение от педагога или родителя, чем от медицинского специалиста. В случае родителей ребенок усваивает от них знания и закрепляет навыки, регулярно наблюдая их личный пример.

В зависимости от целевой аудитории и контекста, специалисты могут выбирать различные формы диалога.

Знания могут передаваться в индивидуальном порядке (если пациент пришел на прием и его проблемы очевидно вытекают из недостаточности соблюдения гигиены), групповом, офисном, коммунальном (когда речь идет о регулярной просветительской деятельности и целенаправленной передаче знаний).

Мотивация

Для взрослого человека польза ухода за полостью рта очевидна в большинстве случаев. Однако детям и подросткам, на стадии привития им гигиенических навыков и упрочнения полезной привычки, часто требуется привести доказательства того, что уход за ротовой полостью необходим.

Встречаются оппоненты и среди взрослых пациентов. В качестве мотивирующих факторов могут выступать следующие утверждения:

  • микробы, содержащиеся в отложениях на поверхности костных органов, разрушают твердые ткани;
  • атака вредоносных элементов при наличии загрязнений происходит постоянно и непрерывно;
  • здоровые единицы позволяют в полной мере наслаждаться жизнью, в отличие от больных;
  • стоматологические болезни касаются каждого;
  • большую часть патогенных факторов можно искоренить благодаря ежедневному уходу за ротовой полостью;
  • сохранять здоровье элементов челюстных рядов гораздо проще и выгоднее, чем лечить последствия отказа от гигиены.

В качестве наглядных примеров для пациента лучше использовать различные визуальные пособия. В случае с демонстрацией вреда отложений на эмали лучше всего прибегнуть к нативному препарату, который можно рассмотреть через микроскоп, или демонстрации отложений после показательной чистки зондом или нитью.

Для демонстрации распространенности стоматологических болезней лучше всего использовать наглядные схемы, графики, диаграммы. Чтобы показать состояние полости рта самого пациента, используется фото- или видеосъемка с увеличением.

Как ничто другое пациентов мотивирует наглядное отображение экономических затрат на лечение болезней пародонта, протезирование, в сравнении с ежемесячными затратами на средства гигиены полости рта.

Весьма показательным является перечисление симптомов, которые возникают при систематическом пренебрежении стоматологическими рекомендациями.

Необходимо объяснить пациенту, насколько здоровые зубы выгоднее больных – ведь с безупречной улыбкой пациент может не чувствовать боли, без стеснения улыбаться, принимать пищу и т. д.

Выбор средств и способов

Выбор средств для гигиены полости рта производится в индивидуальном порядке врачом-стоматологом для конкретного пациента. Учитываются индивидуальные особенности и потребности организма.

Врач рассказывает о том, какую необходимо приобрести щетку, пасту, флосс (зубную нить) и дополнительные средства гигиены. Отдельным плюсом является наличие у врача в кабинете подобных продуктов, которые пациент при желании может приобрести.

Существует два основных подхода к обучению чистке полости рта – демонстрационное и практическое. В случае демонстрационного обучения врач показывает пациенту необходимые действия на модели, сопровождая свои действия пояснениями. На модели врач может проверить уровень текущих практических навыков пациента по чистке зубов.

Практическим обучением является перенесение демонстрации на личный опыт – иными словами, пациент тестирует полученные навыки на себе.

Практическое обучение также может быть использовано в диагностических целях, дабы проверить, насколько тщательно пациент проводит процедуру. После такой «тестовой» чистки производится окрашивание налета и его визуальная оценка.

В видео представлена дополнительная информация о выборе средств, приспособлений и проведении чистки зубов.

Уход в зависимости от возраста

Восприятие ребенка меняется с возрастом и нуждается в поиске различных подходов к обучению. Кроме того, в зависимости от возраста меняется потребность в контроле и используемых инструментах.

Уроки для родителей грудничков

Зубки малыша следует обрабатывать с момента их прорезывания после каждого кормления , используя для этой цели специальный напальчник или мягкую марлевую ткань, смоченную в кипяченой воде. Следует осторожно обработать полость рта, избавив ее от остатков пищи.

Дети от года до трех лет

Возраст от 1,5 до 3 лет, по мнению врачей-гигиенистов, является наиболее актуальным для начала обучения ребенка правилам ухода.

Задача - правильно обучить ребенка технологии гигиены, а также регулярно контролировать ее соблюдение, ложится на плечи родителей.

В обязанности родителей входит не только обучить ребенка правилам гигиены, но и привить ему необходимую мотивацию – рассказать о последствиях несоблюдения правил ухода, а также преподать личный пример грамотного отношения к здоровью и чистоте элементов челюстных рядов.

С полутора лет следует приучать ребенка ополаскивать рот после приема пищи кипяченой водой. С 2,5 лет можно приучать ребенка к чистке, смоченной в воде зубной щеткой с мягкой щетиной.

С 4 до 6

К 3 годам у малыша уже должна быть сформирована привычка ухаживать за ротовой полостью дважды в день, а при наличии кариеса или иных стоматологических патологий – эту процедуру следует проводить после каждого приема пищи.

Родители должны регулярно контролировать тщательность проведения процедуры, которые обрабатываются с внешней и внутренней стороны, и длительность чистки не должна быть меньше 3 минут.

Для дошкольников необходимо использовать специальную пасту, соответствующую возрасту, обогащенную фторидами – это защитит зубы от кариеса. Количество пасты для одной чистки должно быть не более размера горошины. Родители должны следить, чтобы малыш не глотал пасту.

Начиная с трехлетнего возраста, можно проводить демонстративный контроль чистки для более качественного обучения навыкам гигиены.

Для этого родитель может взять ушную палочку и смочить ее в 2% растворе йода. Провести по внешней стороне эмали – отложения подвергнутся окрашиванию, а чистые участки нет. Для подобных целей в продаже есть и другие препараты, окрашивающие налет в разные цвета.

Когда молочные зубки ребенка установят плотный контакт, в дополнение к чистке необходимо производить флоссинг – чистку межзубных поверхностей специальной нитью.

После 5 лет можно приучать ребенка к этой процедуре самостоятельно, перед сном.

С 7 до 10

Детям школьного возраста для регулярного подкрепления мотивации можно рассказывать о пользе гигиены, роли зубов в жизни человека, различных заболеваниях полости рта и методах их профилактики.

Родителям необходимо контролировать, насколько хорошо ребенок относится к инвентарю для поддержания гигиены. Ежедневные процедуры должны включать в себя также обработку зубной щетки мылом и ее содержание в отдельной посуде.

Целесообразно познакомить школьника с более широким спектром продуктов для поддержания гигиены – ополаскивателями, порошками, видами паст и т. д.

Со школьного возраста ребенок может использовать все те же продукты, что и взрослые, однако предпочтение еще следует отдавать «вкусным» пастам и эстетичным инструментам.

С 10 до 14

С детьми этого возраста лучше всего производить демонстрационные мероприятия в присутствии родителей в кабинете стоматолога.

Если выявлена недостаточность гигиенических мероприятий, то установить причину можно при помощи интервьюирования или заполнения анкеты. Затем, в зависимости от полученных сведений, стоматолог разъясняет ошибки и правила ухода.

С 15 до 18

С подростками этого возраста беседы проводятся так же, как и со взрослыми. Обучение должно строиться в индивидуальном порядке при посещении врача-стоматолога , с опорой на объективные и субъективные жалобы.

Стандартный метод чистки зубов

Зубы чистят по 3-4 минуты. Перед и после чистки следует провести ополаскивание полости рта водой, активно используя мимические мышцы и с усилием пропуская воду сквозь межзубные промежутки.

Фронтальные поверхности передних единиц и щечные – боковых очищаются при помощи движений «вверх-вниз», «вперед-назад».

Жевательные поверхности чистятся при помощи движений «вперед-назад», как и внутренние поверхности фронтальных и боковых единиц. Поверхности неба и языка следует чистить легкими подметающими движениями.

Выводы

Обучение гигиене полости рта следует производить комплексно, ища индивидуальный подход и основываясь на возрастных характеристиках целевой аудитории.

На детей лучше всего действует личный пример родителей и регулярное обучение вкупе с контролем и демонстрацией. Взрослые пациенты нуждаются скорее в экономической мотивации и индивидуальном подходе со стороны врача.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Обучение детей индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с 2-4-летнего возраста. При этом необходимо учитывать возрастные психологические особенности этой группы детей. Они заключаются в склонности к подражанию, наклонности к коллективным занятиям и осмотрам. Поэтому первоначально осматривают более спокойных детей, что служит примером для подражания. В этом возрасте велика внушаемость, которую надо использовать.

Основой работы с детьми должны быть беседа, непосредственное общение. В указанном возрасте дети слишком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта, и объяснение этого для них просто скучно. Вместе с тем приобретенные в этом возрасте навыки становятся особенно прочными и остаются на всю жизнь. Основой их воспитания у детей должны стать игровые ситуации. Обучить детей правильным навыкам ухода за полостью рта можно только в хорошем настроении.

Этому служат красивые зубные щетки, чашки для полоскания, цвет и форма предметов, наличие любимых игрушек.

Обучение детей 5-7 лет целесообразно начать с беседы о роли зубов для здоровья, необходимости ухода за ними, так как в этом возрасте дети уже способны воспринять эти знания. Дальнейшие занятия также необходимо строить в форме интересной, занимательной игры.

Обучение чистке зубов обычно независимо от возраста обучаемого начинают с демонстрации. Медицинский работник должен выполнять все манипуляции с объяснением их значения и порядка выполнения. Обычно выделяют 7 последовательных этапов:

1) мытье рук;

2) полоскание рта водой;

3) мытье зубной щетки с мылом;

4) нанесение зубной пасты на головку щетки;

5) чистка зубов;

6) полоскание рта водой;

7) мытье зубной щетки, намыливание ее и хранение в стакане.

1-е занятие-осмотр полости рта детей с помощью стоматологического зеркала и шпателя;

2-е занятие-обучение ребенка полосканию полости рта с последующим закреплением навыка и контролем его после еды;



3-е занятие - рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация пользования на модели;

4-е занятие - обучение детей пользованию щеткой на моделях челюстей и контроль этого навыка;

5-е занятие - чистка зубов детьми без пасты с последующим мытьем щетки водой, высушиванием и хранением в стакане с закреплением в дальнейшем этого навыка.

6-е занятие - чистка зубов детьми без пасты утром и вечером (дома) под контролем родителей (воспитателей, медицинского работника);

7-е занятие (дома) - чистка зубов детьми утром и вечером с пастой, осуществление ухода за зубной щеткой, полоскание рта.

У дошкольников 5-7 лет методика обучения аналогична (7 занятий), однако больше внимания уделяется объяснению правил чистки зубов, проведению ее на игрушках, а главное - контролю за усвоением правил чистки каждым ребенком путем определения индекса гигиены до и после чистки зубов. Поэтому детям нужно объяснить роль окрашивания зубного налета и значение удаления его при гигиене полости рта.

Для формирования положительных эмоций у детей при обучении необходимо подбирать "вкусную" пасту, яркие щетки, красивую посуду для полоскания.

У детей младшего школьного возраста (1-4-е классы) обучение гигиене полости рта проводятся в 5 уроков. В этом возрасте больше внимания следует уделить рассказу о роли зубов в жизни человека, их заболеваниях, возможности их предотвращения, мероприятиях по профилактике заболеваний полости рта. Детей целесообразно познакомить с более широким кругом средств и предметов ухода за полостью рта: зубными щетками, пастами, порошками и эликсирами.

В обучении гигиене полости рта большая роль отводится контролю за качеством чистки зубов, коррекции ошибок, повторному контролю, так как их данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта. Обучение взрослых чистке зубов идет по описанным правилам с учетом их сознательного отношения к гигиене, но тоже с обязательным контролем.

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Учебно-методическая литература.

Наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

Средства стоматологического просвещения: буклеты, брошюры, памятки, стенды, выставки.

5. Практическая работа:

- Название практической работы: профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

заполнение карты пациента.

- Цель работы: научиться проводить профилактический осмотр.

- Методика выполнения работы:

Необходимые материалы : карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.

Порядок выполнения работы: опрос с выяснением качественного состава пищи,

профилактический осмотр, заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки: грамотно заполненная карта обследования.

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. С какого возраста необходимо начинать гигиеническое обучение детей.

2. Основные средства гигиены полости рта.

3. Состав зубных паст.

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Методы чистки зубов.

2. Стандартный метод чистки зубов.

3. Контролируемая чистка зубов.

4. С какого возраста необходимо начинать гигиеническое обучение детей?

5. В чем заключаются особенности индивидуальной гигиены полости рта при различных стоматологических заболеваниях и лечебных мероприятиях?

8. Хронокарта учебного занятия:

9. Самостоятельная работа студентов:

1. Перечислить все методы чистки зубов.

2. Описать методику стандартного метода чистки зубов.

3. Описать подбор зубной щетки и метода чистки зубов для ребенка 5 лет.

4. Тестовые задания.

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. Москва, 2003 год

2. Муравянникова Ж.Г. Стоматологические заболевания и их профилактика.

3. Максимовский М.Ю., Сагина О.В. Основы профилактики стоматологических заболеваний.

4. Арутюнов С.Д. Профилактика кариеса.

5. Скорикова Л.А., Волков В.А., Лапина Н.П., Баженова Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Краснодар, 2005 год

6. Максимовский М.Ю. Терапевтическая стоматология. Москва, 2002 год

ЗАНЯТИЕ №7

1. Тема занятия:

«Индивидуальная гигиена полости рта. Дополнительные средства гигиены. Жидкие средства гигиены полости рта (настои, настойки, ополаскиватели, элексиры, спреи и дезодоранты). Способы их применения. Электрические средства гигиены полости рта. Классификация жевательных резинок. Ошибки допускаемые при проведении личной гигиены полости рта».

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Дополнительные средства и предметы гигиены полости рта.

2. Классификация жидких средств гигиены полости рта.

3. Электрические средства гигиены полости рта. Методика применения.

4. Классификация жевательных резинок.

Студент должен уметь :

1. Проводить стоматологический осмотр.

3. Подобрать дополнительные средства гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния полости рта.

2. Обучить пациента стандартному методу чистки зубов.

Студент должен ознакомиться:

С дополнительными средствами гигиены полости рта,

С показаниями и способами применения жидких средств гигиены полости рта,

С разновидностями электрических предметов гигиены полости рта,

С классификацией жевательных резинок,

С ошибками, допускаемыми при проведении личной гигиены полости рта.

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), 92% людей во всем мире неправильно чистят зубы, следовательно, взрослые неправильно учат чистить зубы и своих детей. Только единицы обращают внимание на то, что детская ротовая полость имеет существенные отличия от полости рта взрослого, а значит, и гигиена молочных зубов тоже отличается. Стоматологи советуют обращать внимание на строение молочных зубов, особенно на первые моляры. Шестые зубы уязвимы более остальных. Прорезываются они быстрее других и часто дистальные бугры поздно освобождаются от «капюшона», который служит местом скопления зубного налета. Кроме того, именно в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям, со строением и уязвимой структурой самого зуба и с другими факторами.

Наиболее оптимальный вариант для родителей – проконсультироваться с гигиенистом, который покажет вашему малышу, как правильно чистить зубы, и расскажет, с какой регулярностью нужно это делать. В гигиене полости рта есть одно золотое правило, которое актуально как для взрослых, так и для малышей: поел – почисти зубы. Однако следовать ему удается далеко не всегда, особенно, если дело касается перекусов на ходу, в гостях или в транспорте. Дома же эту правилу нужно следовать неукоснительно. Самое главное – не забывать об этой важной процедуре и довести ее до автоматизма. Каковы же основные правила детской гигиены?

Основные правила гигиены полости рта для детей

  • Следует чистить зубки как минимум два раза в день специальной пастой и детской щеточкой: после завтрака и перед сном.
  • Зубная нить должна стать незаменимым помощником в гигиене полости рта.
  • Для того чтобы предупредить возникновение бутылочного кариеса , количество перекусов в течение дня, тем более сладких, лучше всего свести к минимуму.
  • Каждые полгода следует посещать кабинет зубного врача, в случае если нет проблем с зубами. Если проблемы есть, визиты к врачу должны происходить чаще.


Зубная паста с теобромином Theodent Kids со вкусом шоколада. Укрепляет детские зубы и полностью останавливает кариес на ранней стадии.

Первые месяцы жизни – ухаживаем за деснами

В первые полгода жизни происходит массовое заселение ротовой полости микробами, что создает благоприятные условия для возникновения кариеса, детской молочницы, стоматита и других болезней. Случаев, когда микробы не дремлют, очень много, например, когда взрослые-носители кариеса целуют ребенка, облизывают соску, пренебрегая кипяченой водой, пробуют пищу той ложечкой, которой будут кормить малыша. Риск инфицирования при этом увеличивается в десятки раз. Чтобы не произошло непоправимого, после каждого кормления малютке следует протирать десны специальными напальчниками или салфетками со слабым содовым раствором.

Учимся чистить молочные зубы

Малыши, которые уже обзавелись зубками, с родительской помощью начинают сами чистить первые молочные зубы специальной зубной щетки для детей. При этом начинать нужно с 15-20 секунд на каждую чистку, постепенно увеличивая продолжительность. Главная задача мамы на этапе знакомства ребенка с щеткой – пробудить интерес к рутинному, но необходимому занятию. Существует, как минимум, два беспроигрышных способа:

  • Обучение гигиене полости рта у детей идет на ура, если родители предлагают ребенку игру. Услышав, как добрая зубная «тетя-щетка» один за другим чистит зубки, делая их красивыми и выгоняя вредных микробов, большинство малышей с охотой откроет рот и терпеливо дождется окончания процесса.
  • Еще один действенный метод приучения – делать, как мама. Зачастую, дети копируют поведение родителей, их речь и мимику. Тем же способом они узнают, как правильно чистить зубы. Совершая ежедневную чистку вместе с малышом, и при этом помогая ему, вы убедитесь, что через какое-то время чадо само потянется за зубной щеткой. Главное, чтобы ребенку нравился вкус зубной пасты!

Конечно, нередки случаи, когда нет под рукой ни пасты, ни щетки – сладкие перекусы на улице, в гостях или в транспорте. Многие стоматологи в такой ситуации рекомендуют воспользоваться жевательной резинкой без сахара, восстановив тем самым щелочной баланс. Однако процесс ее пережевывания не должен превышать 10 - 15 минут.


Набор Curababy "girl set" CKC 42 CURAPROX изготовлен из прочных материалов и совершенно безопасен, поскольку не имеет в составе ни красителей, ни иных вредных компонентов.

Средства гигиены полости рта для детей

Необходимые предметы для детской гигиены полости рта – это зубная щетка и паста. Детскую зубную щетку следует выбирать с мягкой и относительно короткой щетинкой в 2 см, маленькой узкой головкой в два ряда пучков и длинной ручкой. Подросшему малышу, который начинает чистить зубы сам, лучше всего подойдет щетка с недлинной ручкой, но при этом объемной – для упрощения процедуры. Дозировка пасты не должна превышать размеров ноготка на мизинце ребенка. Малыш будет охотнее чистить зубы специальной детской пастой с приятным вкусом и ароматом. Главное – проследить, чтобы ребенок не увлекся и не съел зубную пасту, иначе это может привести к повреждению слизистой, возникновению аллергии, а в некоторых случаях и к дисбактериозу.

Также существуют салфетки для гигиены полости рта. Они предназначены для детей, которым еще рано пользоваться зубными щетками и пастами. Эти салфетки являются прекрасным средством для очищения зубов и десен малыша. В составе салфеток содержится ксилит, который подавляет рост и размножение бактерий, вызывающих кариес. Они незаменимы и в период прорезывания зубов. Желательно хранить их в холодильнике, так как прохладные салфетки помогут смягчить болевые ощущения в деснах малыша. Кроме того, они помогут впоследствии приучить ребенка к будущим ежедневным гигиеническим процедурам.

Еще один необходимый предмет гигиены – зубная нить. Помогайте малышу удалять зубной налет между зубами и в области десен с помощью нити, чтобы предупредить зубной камень.

Три отличия детской пасты от взрослой

  • Требования к рецептуре, то есть, к самому составу тюбика – самое главное отличие. Речь идет о низкой абразивности детских паст: они должны либо совсем не содержать фтора, либо содержать его в минимальных количествах; зачастую средства гигиены для малышей содержат дополнительные ферменты, размягчающие налет до его полного растворения; а вот от паст с отбеливающими частицами лучше отказаться и потерпеть до 12 лет – в нежном возрасте они нанесут больше вреда, чем пользы.
  • Вкус и аромат, как правило, с добавлением фруктовых, шоколадных и других усилителей вкуса. По статистике, около 30 – 35% детей при чистке проглатывают вкусную пасту. По этой причине стоматологи рекомендуют использовать пасты с нейтральными ароматами, во избежание эксцессов.
  • Красочность тюбика и его оформление.




Ультрамягкие щетинки, изготовленные по уникальной запатентованной технологии, электрической щетки DBB - 1Y Hapica не травмируют тонкую эмаль молочных зубок и нежные десны малыша. Применение щетки не требует усилий, но при этом делает чистку зубов максимально эффективной.

Профессиональная гигиена полости рта у детей

Под профессиональной гигиеной принято понимать комплекс процедур, цель которых – оздоровить ткани и органы ротовой полости и предупредить возникновение стоматологических недугов. Сюда входит снятие мягкого и твердого налета с зубов, закрытие фиссур, то есть зубных ямочек, придание им меньшей уязвимости, а также покрытие зубной поверхности специальным лаком. Кабинет зубного врача – не такой коварный, каким выглядит на первый взгляд. Помимо профилактической процедуры врач может провести урок гигиены полости рта, подобрать для ребенка пасту и щетку, исходя из индивидуальных особенностей строения ротовой полости, а также дать полезные и грамотные советы по уходу.

Напоследок хочется еще раз обратить внимание на то, что уход за зубами ребенка требует особого отношения в связи с последующим формированием «пожизненных» зубов. Ведь, насколько будут здоровы молочные зубы, настолько будут крепки и коренные!

В обязанности врача-стоматолога и среднего медицинского персонала стоматологических лечебных учреждений, особенно при участковом принципе обслуживания, входит грамотное обучение детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала школ и детских садов основным правилам ухода за зубами. Это эффективный и массовый способ современной профилактики и .

По этому вопросу накоплен интересный опыт в ГДР. В школах ГДР введен специальный гигиенический час, который проходит один раз в неделю. В течение этого часа обучает школьников 1-2-х классов единой методике в специально оборудованной комнате (низкие умывальники, полочки для стаканов и зубных щеток, зеркала). Во время чистки дети контролируют свои действия перед зеркалом. Гигиенический час входит в учебный план и является обязательным.

Занятия такого рода проводятся до 5-го класса, в 1-2-х классах - один раз в неделю, в 3-м классе один раз в 2 нед, в 4-м классе - один раз в месяц.

Нередко для проведения гигиенического часа привлекают родителей и преподавательский состав.

По данным профессора Кюнцеля, это мероприятие дает хороший профилактический эффект, уже через 3 - 3,5 года у детей снижается частота кариеса зубов и заболеваний .

Целесообразность регулярной, двукратной чистки зубов несомненна, а реальный результат проведения этого мероприятия зависит от грамотной санитарно-просветительной пропаганды, правильных советов и рекомендаций по уходу за полостью рта. Это обязан знать и осуществлять средний медицинский работник стоматологического учреждения.

Качество ухода за полостью рта у наблюдаемых пациентов проверяется при помощи гигиенического индекса по Федорову-Володкиной. Для этого используют окраску губной поверхности шести нижних фронтальных зубов йод-йодисто-калиевым раствором (Каlii jodati pulv. 2,0; Jodi puri crist. 1,0: Aquae destill. 40,0). Количественная оценка производится по пятибалльной системе:
В норме гигиенический индекс не превышает 1,1 - 1,3 балла. Для более детального изучения полости рта у одного или группы больных может быть применена ее качественная оценка по трехбалльной системе:
С помощью рекомендуемого гигиенического индекса можно определить не только качество очистки зубов той или иной пастой, но и очищающее действие различных гигиенических средств, а также индивидуальную степень и качество очистки зубов тем или иным пациентом.

Предлагаемый гигиенический индекс очистки зубов прост и доступен, так как его расчет производится весьма быстро. В то же время он является вполне объективным критерием, на основании которого можно судить о степени и характере гигиенического ухода за зубами у различных индивидуумов и групп людей. Этот метод может также служить для иллюстрации качества очистки зубов при обучении гигиеническим навыкам.

Занятие по целесообразно начинать до снятия и мягких зубных отложений.

Больному дают ручное зеркало, чтобы он мог следить за обследованием полости рта. Вначале ему показывают белый зубной налет, соскоблив для убедительности некоторую его часть, и взрослым попутно объяснить его бактериальное содержимое и вредное действие на ткани пародонта и эмаль зубов.

Строить свою беседу следует в зависимости от личности больного, его культурного уровня. Однако во всех случаях в беседе необходимо подчеркнуть, что белый зубной налет почти не виден. Затем в качестве иллюстрации проводят окрашивание зубного налета с помощью йод-йодисто-калиевого раствора или 6% раствора основного фуксина. Так, 4 капли 6% раствора основного фуксина добавляют в мензурку с 10-12 мл воды и просят больного энергично в течение 30 с прополоскать . Затем больному дают сполоснуть полость рта обычной водой для удаления избытка красителя. Зубной налет и зубной камень окрашиваются в красный цвет и хорошо заметны.

Иод-йодисто-калиевый раствор используют для окрашивания зубного налета с помощью небольшого ватного тампона, так же как и для определения стандартного гигиенического индекса. Окрашенный зубной налет демонстрируют больному повторно для того, чтобы он мог убедиться в неудовлетворительном качестве ухода за полостью рта.

При первом посещении больного просят принести зубную щетку и пасту, рекомендовав наиболее подходящую конструкцию щетки. В следующее посещение больного просят чистить привычным для него способом в течение обычно затрачиваемого для этого времени, с тем чтобы впоследствии иметь возможность указать на очевидные ошибки и недостатки. Затем больному надо указать на его неправильные действия и показать на макете и рисунках наиболее рациональные методики чистки зубов.

Для удобства обучения очистке полости рта каждую половину зубного ряда можно разделить на три части: переднюю, среднюю и заднюю. Начинать чистку следует с задней части, располагая щетку на уровне окклюзионной (прикусной) поверхности зубов. Движения щеткой рекомендуют проводить по оси зубов скребущими движениями или слегка вращая ее по типу подметающих движений. Таких движений в области одних и тех же зубов должно быть 6 - 8 со щечной стороны и 6 -8 с язычной. Щетку передвигают постепенно кпереди от одного участка зубного ряда к другому. Передний небный и язычный участки целесообразно чистить, держа щетку в вертикальном положении. Первое время их можно считать, а затем ритм и продолжительность чистки входят в привычку и она происходит автоматически. Завершив чистку, обучающийся должен тщательно прополоскать рот. В конце инструктажа больного просят пользоваться зубной щеткой по инструкции и отпускают только тогда, когда он в состоянии эффективно выполнить процедуру.

Практика показывает, что необходимы повторные беседы и занятия, которые также проводит медицинская сестра. Для этого больного просят явиться через 2 недели с зубной щеткой для контрольного осмотра. Во время этого осмотра вновь окрашивают зубной налет. Целесообразно, чтобы больной при этом наблюдал за его результатом с помощью ручного зеркала. Если эффективность чистки недостаточна, то инструктаж следует повторить.

Надо помнить, что большинство людей не овладевают гигиеническими навыками после первого инструктажа или беседы. Поэтому целесообразно, чтобы больной при последующих посещениях имел при себе зубную щетку. Инструктаж следует проводить до тех пор, пока не будут достигнуты хорошие результаты очистки полости рта. Обучение больных пародонтозом целесообразно проводить индивидуально. Инструктаж в классе или группе людей в может быть только в виде общих указаний и не достигает той цели, которая возможна при индивидуальных занятиях.

Как в , так и в клинике для достижения хороших результатов при уходе за полостью рта его время от времени следует контролировать с помощью специальных вышеописанных индексов.