Требования к организации современного урока технологии. Современные требования к организации и проведению учебного занятия (методические рекомендации)

Современные требования

к организации и проведению учебного занятия

Из цикла: «В помощь

преподавателю и мастеру

производственного обучения»

Составитель: ,

УО ГГПК

Данные методические рекомендации предназначены для оказания помощи преподавателям и мастерам производственного обучения при подготовке к проведению различного вида учебных занятий. В данном издании рассматриваются вопросы дидактических и психологических требований к занятиям, методы и способы организации познавательной деятельности учащихся. Для педагогов предложена методика анализа занятия с позиции личностно-ориентированного образования.

Предлагаемый материал может быть использован в работе преподавателями и мастерами производственного обучения для организации и проведения занятий, соответствующих современным требованиям образовательного стандарта.

DIV_ADBLOCK185">

· определение оптимального содержания занятия в соответствии с требованием учебной программы и целями занятия, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

· прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на занятии, так и на отдельных его этапах;

· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе занятия, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на занятии и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

· реализация на занятии всех дидактических принципов;

· создание условий успешного учения учащихся.

2. Психологические требования к занятию

Психологическая цель занятия:

· проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретной учебной дисциплины и конкретного занятия;

· учет в целевой установке занятия психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

· предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль занятия

1) Определение содержания и структуры занятия в соответствии с принципами развивающего обучения:

· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

· планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов педагога, учебника, пособия и т. д.) и в процессе самостоятельного поиска;

· выполнение педагогом и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, кто формирует-формулирует, кто решает);

· учет контроля, анализа и оценки деятельности учащихся, осуществляемых педагогом, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

· соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации и т. п.).

2) Особенности самоорганизации педагога:

· подготовиться к занятию и главное – осознание психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению;

· рабочее самочувствие педагога в начале занятия и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью занятия, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему предстоящему, педагогическая находчивость и др.);

· педагогический такт (случаи проявления);

· психологический климат на занятии (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт или др.).

Организация познавательной деятельности учащихся

1) Определение мер для обеспечения условий для продуктивной работы мышления и воображения:

· планирование путей восприятия учащимися изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

· использование установок в форме убеждения, внушения ;

· планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

· использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для восприятия новых (индивидуальный опрос, беседа, тесты по повторению).

2) Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

· определение уровня сформированности знаний и умений учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т. п.);

· опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации деятельности мышления и воображения учащихся;

· планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и «лишними» данными, организация поисковой, исследовательской работы на занятии и др.);

· руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного, к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

· использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение темы и цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

3) Закрепление результатов работы:

· формирование навыков путем решения задач;

· обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

· отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

· возможные группы учащихся по уровню обученности, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на занятии.

Учет индивидуальных особенностей учащихся:

4. Требования к технике проведения занятия:

· занятие должно быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

· темп и ритм занятия должны быть оптимальными, действия педагога и учащихся завершенными;

· необходим полный контакт во взаимодействии педагога и учащихся на занятии, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

· доминировать должна атмосфера доброжелатель-ности и активного творческого труда;

· по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

· обеспечить соблюдение единого орфографического режима учебного заведения;

· педагог должен обеспечить активное учение каждого учащегося.

2. Формы организации деятельности учащихся на занятии

Недостатки

Фронтальная (групповая)

Форма нацелена на некоего абстракт­ного учащегося, т. е. на «среднего» уча­щегося (учащиеся с низкими учебными возможностями не успевают, а сильные учащиеся нужда­ются в более слож­ных заданиях).

Достоинства

Способствует уста­новлению довери­тельных отношений и общения между педагогом и учащи­мися;

Воспитывает чув­ство коллективизма;

Позволяет учить учащихся рассуж­дать;

Формирует устой­чивые познаватель­ные интересы;

Педагог получает возможность изла­гать материал всей группе и свободно влиять на весь коллектив.

В ходе объяснения нового материала.

В ходе самостоя­тельной работы учащихся, когда многие сделали одну и ту же ошибку, и преподаватель (мас­тер) останавливает работу для проведе­ния повторного объ­яснения всем.

Во время подведе­ния итогов в конце занятий.

Особенности, при­знаки

Преподаватель (мастер) ра­бо­тает сразу со всей группой. Учебная цель и за­дачи для всех об­щие. Рабо­тают по принципу «каждый за себя». Одни внима­тельно слу­шают, дру­гие от­вле­каются. Одни от­вечают на во­просы, другие не слы­шат ни вопро­сов, ни отве­тов. Одни выпол­няют уп­ражнения быстро и ка­чест­венно, другие не ус­певают, третьи бы­стро и некачест­венно.

Недостатки

Индивидуальная

Форма несколько ограничивает обще­ние между учащи­мися, их стремление передавать свои зна­ния другим, участ­вовать в коллектив­ных достижениях.

Достоинства

Способствует воспита­нию самостоятельности учащихся, организован­ности, настойчивости в достижении цели;

Позволяет вырабаты­вать необходимые уме­ния и навыки, опыт по­знавательной деятельно­сти;

Способствует форми­рованию у учащихся по­требности в самообразо­вании.

В каком случае вы­бираем форму

В ходе самостоя­тельной работы учащихся, когда проводится пись­менный опрос по карточкам-заданиям, при выполнении контрольных, рас­четно-графических и других видов работ по индивидуальным заданиям.

В ходе практиче­ской работы, когда все выполняют оди­наковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого.

Особенности, при­знаки

Учебная цель для всех общая, но работают все самостоятельно в инди­видуальном темпе, ка­ждый на своем месте.

Недостатки

Парная

Учащиеся не всегда в состоянии само­стоятельно разо­браться в сложном учебном материале.

Достоинства

Способствует установ­лению доверительных отношений и формиро­ванию умения сотруд­ничать при выполнении общего дела;

Способствует воспита­нию взаимоконтроля и взаимопомощи .

В каком случае вы­бираем форму

В ходе актуализа­ции опорных знаний, когда предстоящая практическая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуж­дают предстоящее задание.

В ходе лабора­торно-практической работы возможна организация взаимо­контроля и взаимо­помощи.

Во время подведе­ния итогов возможна организация взаим­ной оценки работ.

Особенности, при­знаки

Преподаватель (мастер) организует выполнение работы парами: силь­ный – слабый учащийся или два равных по ус­певаемости.

Недостатки

Коллективная (бригада, звено)

Трудности при комплектовании групп и организации работы в них;

В группах учащиеся не всегда в состоя­нии самостоятельно разобраться в слож­ном учебном мате­риале и избрать са­мый экономный путь его изучения.

Достоинства

Способствует воспита­нию у учащихся актив­ности и самостоятельно­сти;

Способствует форми­рованию умения со­трудничать с другими при выполнении общего дела;

Способствует форми­рованию социальных качеств личности.

В каком случае вы­би­раем форму

Во время формиро­вания новых заданий могут быть органи­зованы зве­нья, игро­вые команды для об­суждения проблем, поиска решений.

В ходе самостоя­тельной работы мо­гут быть орга­низо­ваны постоянные или временные бри­гады, звенья для вы­полнения работ, тре­бующих коопе­рации и разделения труда.

Во время подведе­ния итогов может быть орга­низована деловая игра , когда команды оцени­вают уровень знаний и умений соперников по итогам рабочего дня.

Особенности, при­знаки

Цель общая только для членов ко­манды (бри­гады, звена). Зато за­дачи в этой бригаде у всех могут быть раз­ные, так как возможно разделе­ние труда и коопе­рация. В таких кол­лективах возникают отношения взаим­ной ответственно­сти и за­висимости.

Контроль частично осуществляется чле­нами коллек­тива, хотя ведущая роль остается за преподавателем (мастером).

3. Методика анализа занятия с позиции

личностно-ориентированного образования

1. Подготовка педагога к занятию:

· Какую роль педагог отводит занятию в личностном развитии учащихся.

· Задачи занятия, их связь с задачами образовательной области дисциплины и темы.

· Проводилась ли диагностика личностного развития обученности, воспитанности учащихся, как использовались результаты диагностики при постановке задач занятия и определение его содержания.

· Какая индивидуальная работа проектировалась педагогом на занятии.

· Как педагог оценивает результаты работы отдельных учащихся на занятии (в чем продвинулись на занятии сильные, слабые учащиеся).

2. Организация занятия

· Какие задачи были поставлены на занятии педагогом перед учащимися, удалось ли привлечь учащихся к реализации поставленных задач, как учащиеся поняли задачу занятия, как педагог выяснил степень понимания учащимися задач предстоящей работы.

· Была ли создана мотивация деятельности учащихся, как был разбужен интерес, возникло ли у них желание овладеть новыми знаниями и продвинуться в развитии.

· Как учащиеся участвовали в организации занятия, имело ли место взаимное обучение, коллективный или взаимный контроль и оценка. Какие роли выполняются учащимися на занятии. Кто принял на себя ответственность за организацию, порядок и дисциплину.

· Какова организационная структура занятия, можно ли выделить этапы занятия на пути движения учащихся к цели. Как изменяется деятельность учащихся на каждом этапе, какие задачи они решали.

· Организация рефлексии учащихся по поводу услышанного на занятии.

· Какие ценности были положены в основу содержания обучения и стали ли они предметом обсуждения с учащимися.

· Какие глобальные (планетарные) и более частные проблемы развития человечества были включены в содержание занятия.

· Какими способами личностного развития овладели учащиеся: умением ставить перед собой задачи и добиваться их реализации; коммуникативными умениями; умением сотрудничества и взаимопомощи; умением саморегуляции, самоконтроля и самодисциплины; умением самопознания, рефлексии и др.

· В чем состоял развивающий характер содержания обучения на занятии.

· Имели ли место дифференциация и интеграция содержания.

4. Технология обучения:

· Как была организована самостоятельная, творческая работа учащихся.

· Какими методиками педагог приводил учащихся в состояние активности.

· Имело ли обучение диалогический характер. Возникали ли у учащихся вопросы к педагогу, друг к другу, к учебнику.

· Какими средствами и способами педагог осуществлял поддержку учащихся на занятии. Была ли индивидуальная поддержка.

· Как осуществлялось развитие гуманитарного мышления учащихся.

· Как предупреждались затруднения учащихся и устанавливалась обратная связь.

· Какие из современных технологий обучения использовал преподаватель.

· Каков эффект технологий, использованных преподавателем.

5. Экология занятия:

· Состояние здоровья учащихся группы, его учет на занятии.

· Какое настроение было у учащихся. Не возникали ли акты агрессии, подавленности, неудовлетворительности, пассивности. Что было причиной и не переутомились ли учащиеся.

· Достаточно ли были загружены учащиеся и пережили ли они радостное чувство успеха.

· Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимная забота педагога и учащихся – с каким настроением ушли с занятия педагог и учащиеся.

6. Педагогическая культура и профессионализм педагога на занятии:

· Проявлялись ли в поведении и общении педагога с учащимися любовь, доброта, уважение независимо от их успехов в обучении.

· Понимает ли педагог психологию учащихся, понимает ли поведение учащихся и все ли поступки педагога были педагогически целесообразны и справедливы.

· Хорошими ли профессиональными знаниями владеет преподаватель, может ли выстроить свою систему доказательств и умеет ли увлечь своей дисциплиной учащихся.

· Были ли на занятии педагогические находки, вдохновение педагога, фантазия, импровизация, артистизм, индивидуальный почерк.

· Умеет ли педагог гибко ставить проблемные вопросы по ходу изучения темы. Обладает ли способностью вести занятия на уровне эвристической беседы.

· Не проявляет ли педагог раздражительности и недовольства учащимися, не повышал ли на них голос, не нарушал ли норм общей и педагогической этики.

· Как педагог относится к неверным ответам учащихся, вовлекает ли в их опровержение других учащихся. Не допускает ли пренебрежения или невнимания к вопросам учащихся.

7. Общая оценка занятия как элемента системы личностно-ориентированного образования:

· Занятие было хорошо подготовлено (или нехорошо подготовлено) для решения задач развития учащихся. Обеспечило (не обеспечило) учащихся в продвижении и усвоении знаний.

· Занятие полностью отвечало (не отвечало) принципам природосообразности, культуросообразности и индивидуальному подходу к учащемуся.

· Учащиеся чувствовали (не чувствовали) себя хозяевами занятия, его соавторами и проявили ли свои субъектные свойства, активность, ответственность, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию.

· Преподаватель использовал (не использовал) гуманистическую педагогическую технологию, реализовал (не реализовал) стратегию сотрудничества. Сочетал (не сочетал) фронтальную работу группы с индивидуальной работой. Поощрял (не поощрял) индивидуальные достижения.

· Общая атмосфера и образовательная среда занятия способствовали (не способствовали) саморазвитию, самообразованию, самовыражению, самоопределению учащихся; использование их жизненного опыта и стимулирование личностного смысла учения.

Анкета

Преподаватель глазами учащегося:

Позволяют ли занятия приобрести необходимые знания и умения по дисциплине. Последовательны ли и логичны занятия. Имеется ли хороший подбор примеров и иллюстраций. Содержат ли занятия информацию, которую можно получить только в аудитории. Вызывают ли занятия интерес к изучаемой дисциплине. Стимулируют ли занятия активную и творческую работу.

Оценка личности педагога:

Уверенно ли держится педагог перед аудиторией. Владеет ли высокой культурой речи и соблюдает ли должный темп изложения. Считается ли с мнением учащихся. Требователен ли. Объективен ли в оценке знаний и умений. Корректен ли и практичен.

4. Педагогический анализ занятий теоретического обучения

Причины недостатков

Другие причины

подго-товился

Не имеет возмож-

ности

Знает, но не умеет

Не знает как

Организация заня­тия: нерацио­наль­ная структура; не­правильно опреде­лено время на эле­менты занятия (подчеркнуть).

Методы и методические приемы активизации учащихся не при­меняются; применяются недос­таточно (подчеркнуть).

Контроль знаний учащихся: не проводится; не применяются фронтальные формы; прово­дится формально (подчеркнуть).

Самостоятельная работа уча­щихся по ходу изучения мате­риала: не проводится; прово­дится неэффективно (подчерк­нуть).

Причины недостатков

Другие причины

подго-товился

Не имеет возмож-

ности

Знает, но не умеет

Не знает как

Типичные недос­татки при прове­дении занятия

Самостоятельная работа по за­креплению знаний: не прово­дится; проводится неэффек­тивно (подчеркнуть).

Наглядные пособия: не приме­няются; применяются педагоги­чески неправильно (подчерк­нуть).

Технические средства обучения: не применяются; применяются педагогически неправильно (подчеркнуть).

Не осуществляются межпред­метные связи.

Не отражаются современные достижения науки и техники.

Причины недостатков

Другие причины

подго-товился

Не имеет возмож-

ности

Знает, но не умеет

Не знает как

Типичные недос­татки при прове­дении занятия

Использование воспитательных возможностей материала заня­тия: не используются; исполь­зуются недостаточно (подчерк­нуть).

Закрепление материала занятия: не проводится; носит формаль­ный характер (подчеркнуть).

Домашние задания: не выда­ются; выдаются формально без инструктажа; не содержат эле­ментов творческой работы уча­щихся (подчеркнуть).

Педагогическая техника препо­давателя: слабо владеет техни­кой речи; нарушения педагоги­ческого такта; нет установивше­гося стиля в работе (подчерк­нуть).

Другие недостатки занятия.

Литература

1. Дереклева завуча. – М., «ВАКО», 2008.

2. Журнал «Завуч». № 7, 2005.

3. Ильин к современному уроку. – Мн., РИПО, 2005.

4. Онищук в современной школе. – М., Просвещение, 1981.

5. Педагогический анализ урока: пособие. / . – 2008.

6. Скакун и анализ уроков по специальным и общетехническим предметам. – М., «Высшая школа», 1984.

7. Хуртова профессионального обучения педагогов. – Волгоград, «Учитель», 2008.

8. Яночкина -методическая литература для педагогических работников учреждений ПТО и ССО. – Мн., РИПО, 2007.

; г. Гродно, УО ГГПК, методический кабинет

Основные требования к проведению урока по ФГОС

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.

Требования к современному уроку по ФГОС

    Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

    В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

    Осуществляется практический, деятельностный подход.

    Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Требования к подготовке, организации и содержанию урока Готовясь к уроку, современный учитель не должен упускать из виду следующие моменты: здоровье каждого школьника на уроке превыше всего. Каждое занятие должно являться частью системы занятий по данной теме. Для более эффективного усвоения материала должен на уроке присутствовать раздаточный демонстрационный материал. Сухое объяснение не даст никакого результата.

На уроке педагог должен быть неким проводником в мир знаний, а не простым оратором. Необходимо создать такие условия, чтобы учащиеся самостоятельно могли получать знания. В учебном процессе должны присутствовать воспитывающие моменты, но не в виде назиданий, а в завуалированной форме: на примере ситуаций, случаев из жизни, посредством подачи определенной информации. Особенно если это начальная школа, уроки по ФГОС в этом случае требуют особой подготовки и отбора информации. На занятиях учитель должен формировать у ребят умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, с достоинством признавать свое поражение. Упорство в достижении поставленных целей – это очень пригодится во взрослой жизни.

Основные типы уроков в школе по ФГОС

Новые образовательные стандарты предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная : научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная : формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.


Тип №3. Урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.


Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная : научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Структура урока по ФГОС

1.. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.

5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.

6. Первичное закрепление 4-5 минут.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.

8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Формы (виды) уроков для каждого типа

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного вида.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.


Послднее, на что хотелось бы обратить внимание, это дидактические требования к уроку . И заодно раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода.


Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.

Современные требования к уроку бывают трёх видов:

1. Дидактические

Чёткое определение места урока среди других уроков,

Соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,

Учёт принципов целостного педагогического процесса,

Выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,

Наличие межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие методы.

Формирование памяти, внимания и мышления школьников,

Воспитание нравственных качеств личности,

Развитие познавательного интереса и мотивов,

Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,

Развитие творческих способностей,

Создание проблемной ситуации.

3. Организационные требования к уроку.

Наличие продуманного плана проведения урока,

Чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),

Создание рабочеё дисциплины,

Использование средств обучения и информационных технологий,

Завершённость урока, его гибкость и подвижность.

Планирование учебного процесса и подготовка учителя к уроку.

В практике школы сложились два основных вида планирования:

1. календарно - тематическое,

2. поурочное.

В календарно - тематическом планировании указывается:

1. темы и разделы курса,

2. количество учебных часов для каждой

2,10 Подготовка учителя к уроку

Подготовка к уроку - это постоянный необходимый элемент профессиональной деятельности учителя.

Учитель должен хорошо представлять содержание всех преподаваемых в школе предметов, последовательность их изучения, так как только при этом условии можно осуществлять межпредметные связи, практическую направленность обучения, что особенно важно в условиях вспомогательной школы.

Планирование урока

Один из этапов подготовки учителя к уроку - тематическое планирование. Краткое содержание учебных тем дается в программе предмета. Учитель распределяет материал темы на определенное количество уроков. Намечает последовательность изучения темы по урокам. Определяет цели и задачи каждого урока, его примерное содержание и предполагаемые методы работы. При тематическом планировании в содержании темы нужно определить наиболее общие и главные задачи, выделить теоретические и практические положения, найти наиболее адекватные методы закрепления знаний, умений и навыков. На этой основе распределяется материал темы по урокам. Учителю должно быть заранее известно, какой урок имеет более выраженное теоретическое содержание, на каком уроке лучше провести самостоятельную работу или упражнения, какой урок посвятить отработке определенных навыков и т. д.

Тематическое планирование обычно включает следующие пункты: название темы каждого урока; образовательные, воспитательные и коррекционные цели и задачи; основное содержание материала; способы изложения; возможные наблюдения; использование наглядных пособий, технических средств обучения; предполагаемые формы контроля усвоения материала; календарные сроки проведения уроков.

Тематическое планирование создает возможность комплексного подхода к изучению учебных предметов, помогает и облегчает подготовку учителя к каждому уроку.

Поурочное планирование зависит от тематического и представляет собой разработку конкретного плана проведения отдельного урока. В поурочном планировании прежде всего уточняется тема и содержание материала; ставятся конкретные образовательные, воспитательные и коррекционные задачи; определяется тип и структура урока. Ход урока планируется исходя из его этапов и структурных элементов. План урока включает следующие пункты: дата, название темы; цели и задачи урока; оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами обучения; ход урока (по этапам в соответствии с типом урока); анализ результатов урока (итоги, выводы, возможные проверочные); задание на дом.

2,11 Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого - своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо. Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств. Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. Но именно в связи с этим наступает период сомнений и смятений: главная гуманистическая ценность - возможность выбирать - оборачивается необходимостью размышлять, к чему наши учителя не предрасположены. У них нет времени и нет желания выбирать, поскольку основания для выбора - это уже методология, которая в педагогической подготовке учителя занимает крайне незначительное место. Тем не менее, у методологически грамотного учителя такая возможность присутствует в виде преддеятельности педагогического сознания, которая "настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор. Для такого выбора схемы анализа урока достаточно знать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Но это - особая тема, речь о которой может вестись с учителями, самостоятельно выбравшими личностно ориентированную парадигму образования. Этому посвящен и особый раздел нашего пособия.

2,12 Внутришкольный контроль - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу Методы контроля: анкетирование, тестирование, социальный опрос, мониторинг, письменный и устный опросы, контрольная работа, комбинированная проверка, наблюдение, изучение документации, анализ самоанализа уроков, беседа о деятельности обучающегося, хронометраж, результаты учебной деятельности обучающихся.

Основания для организации внутришкольного контроля: - Закон РФ "Об образовании" - Типовое положение об общеобразовательном учреждении - Письмо Министерства образования РФ от 10.09.1999 г. № 22-06-874 "Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности" -Устав ОУ -Правила внутреннего распорядка для работников школы -Положение о ВШК (локальный акт ОУ)

Контроль должен быть: Многоцелевой – то есть направлен на проверку различных вопросов (учебно-воспитательная, методическая, научно – исследовательская и экспериментальная деятельность, совершенствование учебно-материальной базы школы, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.); Многосторонний – означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т.п.); Многоступенчатый – контроль одного и того же объекта различными уровнями управления (например, работу учителя в ходе образовательного процесса контролирует директор, заместители директора, председатели методических объединений и т.д.). Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются: Наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать); Анализ (разбор с выявлением причин, определение тенденции развития); Беседа (деловой разговор на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями); Изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо); Анкетирование (способ исследования путем опроса); Хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций); Устная или письменная проверка знаний (испытание для выявления уровня обученности).

Пояснительная записка

Изучение дисциплины «Методика обучения младших школьников предмету «Окружающий мир» требует от студентов овладения навыками проведения уроков, экскурсий, внеурочной и домашней работы по изучению окружающего мира. Это осуществляется в период прохождения педагогической практики.

Цель педпрактики: формирование специальной компетентности бакалавров педагогики применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования в профессиональной деятельности.

В процессе педагогической практике у студентов формируются следующие профессиональные компетенции :

· способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

· готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

· способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

· способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

· В период прохождения педагогической практики будущие учителя должны научиться:

· осуществлять отбор содержания материала по темам программы в соответствии с ФГОС НОО;

· выбирать и разрабатывать структурную форму проведения занятий, организовывать педагогическое сотрудничество на уроке;

· грамотно использовать методы и методические приемы обучения, помогающие осознанному усвоению детьми естественнонаучных представлений и понятий, формированию практических умений;

· использовать ИКТ для проведения занятий по «Окружающему миру»;

· осуществлять экологическое образование младших школьников;

Должны овладеть:

· навыками работы с программами, учебниками и учебными пособиями по предмету «Окружающий мир»;

· навыками составления календарно-тематических планов в соответствии с содержанием ФГОС НОО и учебных программ по предмету;



· навыками составления конспектов, технологической карты урока и проведения занятий по «Окружающему миру» в начальной школе;

· навыками проведения уроков и экскурсий по предмету «Окружающий мир»

· навыками организации внеурочных форм естественнонаучной деятельности младших школьников;

В данном пособии даются рекомендации студентам по организации учебного процесса с использованием различных форм, методов и средств обучения младших школьников предмету «Окружающий мир». Приводятся примеры уроков, экскурсий и внеурочной работы, критерии оценивания учебных достижений учащихся.

Формы организации обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»

Можно выделить следующие формы организации обучения в начальной школе: урок; экскурсия; внеурочная работа; домашняя работа; внеклассная работа. В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт требует организации проектной деятельности школьников.

Методические требования к подготовке и проведению урока по предмету «Окружающий мир»

Урок – основная форма организации учебной работы по естествознанию, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени.

Главные требования к современному уроку:

1. Общая дидактическая целенаправленность урока. Часто учитель недооценивает специальное продумывание цели урока. В то же время постановка учебной задачи, диктующей формулировку целей (планируемых результатов) урока, помогает выбрать рациональную структуру и методы проведения урока. На современном уроке познавательная задача формулируется совместно с обучающимися, которые хотят разрешить проблемную ситуацию, созданную учителем на уроке. Этот методический прием влияет на мотивационную сферу детей, побуждая их к действию.

2. Достаточная материальная оснащенность . Вреден как недостаток, так и избыток наглядных пособий на уроке. Некомпетентное их применение тормозит развитие личности ребенка. Учителю важно рационально, обоснованно и целесообразно использовать на уроке средства обучения.

3. Концентрация внимания на главном , существенном, на усвоении основных понятий урока, ведущих воспитательных идеях учебного материала. Иногда на уроке наблюдается перегруженность учебного материала дополнительными сведениями, конкретными фактами. Учитель необоснованно стремится отойти от содержания учебника. При этом за деталями теряется суть урока. Необходимо во время объяснения выделять главные мысли голосом, опорными знаками на доске. Рекомендуется выписать на доску тему и задачи (или план) урока.

4. Систематичность, последовательность, преемственность и логическая завершенность учебных операций . Учитель, следуя замыслу урока, должен быть готов быстро перестроить его ход при изменении ситуации. Стремление любой ценой выполнить намеченный план вне зависимости от возникших на уроке обстоятельств часто приводит к формализму в обучении. У хорошего учителя всегда есть запасные методические варианты ведения урока.

5. Обязательное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной работы на уроке. Учитель должен стремиться к организации учебного труда как коллективной деятельности детей. На различных этапах урока следует давать задания не только всему классу, но и отдельным ученикам, парам или небольшим группам. Такие задания могут быть общими или дифференцированными в зависимости от учебных возможностей учащихся и содержания учебного материала. Коллективная деятельность развивает коммуникативные качества личности, усиливает взаимозависимость детей в классе.

6. Оптимальный психологический режим на уроке. Для этого нужно поддерживать познавательный интерес детей, использовать приемы активизации учебной деятельности. В современной школе в основе построения уроков лежит учебное сотрудничество учителя и учащихся, при котором происходит общение на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности. Нельзя недооценивать гигиенические и эстетические условия в классной комнате.

7. Экономия и рациональное использование времени на уроке. Учителю следует правильно определить тип урока и выбрать его рациональную структуру. Грамотный расход времени на различных этапах урока позволяет проводить его в оптимальном для конкретного класса темпе.

8. Восстановление делового равновесия при его нарушении. В классном коллективе с самого первого урока должны формироваться дисциплинарные традиции, помогающие учителю наладить деловую обстановку на уроке.

9. Непрерывный контроль и самоконтроль; закрепление и совершенствование знаний учащихся. Любой вид учебной работы на уроке должен завершаться первичным закреплением, помогающим учителю контролировать усвоение новых знаний и умений школьниками. Во время закрепления учитель может давать задания для самопроверки и взаимопроверки детей.

10. Межпредметные и внутрипредметные связи изучаемого на уроке материала. Любой урок является частью темы, раздела и поэтому должен быть их логической единицей. Важно знать, какую систему научных понятий дает программа, и встраивать новые понятия в эту систему, формировать ассоциативные связи с понятиями, полученными на уроках по другим предметам. В то же время каждый урок должен дать хотя бы небольшое, но целостное знание .

Чтобы сложилась система, состоящая из взаимосвязанных уроков, необходимо использовать преемственные и перспективные связи, знать место каждого урока в теме, его связь с другими. Без такой системы курс «Окружающий мир» не может быть логичным и целенаправленным.

Большинство методистов в начальной школе выделяют следующие типы уроков:

1) вводные; 2) предметные; 3) комбинированные; 4) обобщающие.

Каждый тип урока имеет определенную структуру, которая зависит от его целей, содержания учебного материала, методов проведения и определяется последовательностью взаимосвязанных этапов урока.

Вводные уроки проводятся в начале изучения курса, раздела или большой темы.По небольшим темам учитель дает введение в начале первого урока.

Основные дидактические цели таких уроков следующие:

1. Установить уровень подготовки учащихся к восприятию новых знаний, систематизировать имеющиеся знания.

2. Сформировать общие представления о содержании учебного материала, который предстоит изучать детям на последующих уроках.

3. Познакомить учащихся с особенностями построения и методами изучения новой темы (раздела, курса) в учебнике.

4. Возбудить интерес детей к новой теме (разделу, курсу). Поставить несколько новых проблем и оставить их открытыми.

Вводные уроки могут иметь следующую примерную структуру:

1) организация класса;

2) постановка учебных задач;

3) ознакомление с целями, содержанием, структурой раздела (темы) в учебнике;

4) актуализация имеющихся знаний;

5) формирование новых представлений и понятий;

6) отработка приемов работы с учебником;

7) домашнее задание;

8) итог урока.

Примервводного урока по теме «Что такое природа» (программа «Окружающий мир» 3 кл. 1 ч. А.А. Плешакова) см. в приложении 2.1

Предметные уроки предполагают работу учащихся с предметами природы или учебными приборами. На таких уроках всегда присутствует практическая работа. Выделение этого типа урока обусловлено спецификой содержания начального курса естествознания.

Цели предметного урока:

1. Добиться усвоения новых знаний путем непосредственной работы учащихся с объектами природы.

2. Развивать практические умения по проведению простейших естественно-научных исследований.

Этот тип урока требует серьезной предварительной подготовки. Учитель должен заранее подобрать раздаточный материал. Если требуется, то заложить опыты (например, при изучении развития растения из семени). Следует фронтальные опыты предварительно проделать самому, чтобы отследить, сколько времени тратится на их проведение.

Предметные уроки имеют следующую примерную структуру:

1) организация класса;

2) определение темы и постановка учебных задач;

3) актуализация опорных знаний;

4) проведение практической работы;

5) закрепление;

6) домашнее задание;

7) итог урока.

Пример предметного урока на тему: «Какие бывают почвы»(программа А.А.Плешакова, четвертый класс) см. в приложении 2.2

Комбинированные уроки самые распространенные в практике обучения. Это уроки такого типа, на которых изучается и закрепляется новый материал, устанавливается преемственность с ранее изученным. Они комбинируют несколько равных по своему значению дидактических целей:

1. Повторить и систематизировать ранее изученный материал.

2. Добиться усвоения новых представлений и понятий.

3. Развивать практические умения.

4. Закрепить полученные знания и умения.

На таком занятии можно применять комбинации структурных элементов различных типов уроков.

Пример комбинированного урока на тему: «Водоем – природное сообщество»(программа А.А. Плешакова, четвертый класс) см. в приложении 2.3

Обобщающие уроки проводятся в конце изучения большой темы или раздела.

Цели обобщающего урока:

1. Обобщить и систематизировать знания детей.

2. Отработать полученные умения и навыки.

3. Научиться применять знания и умения в новых ситуациях.

4. Установить уровень усвоения программного материала и овладения практическими умениями.

Традиционная структура такого урока следующая:

1) организация класса;

2) обобщение и систематизация знаний по изученной теме;

3) отработка умений и навыков в процессе самостоятельной работы;

4) использование знаний и умений в новой учебной ситуации;

5) обобщающая беседа;

6) итог урока.

Обобщающие уроки часто проводятся в нетрадиционной форме. Это уроки-конкурсы («Что, где, когда», «КВН» и т.п.) уроки-путешествия («Путешествие по природным зонам России», «Геологические экспедиции по родному краю» и т.п.), деловые игры («Экологическая конференция», «Если бы я был руководителем предприятия» и т.п.). На них рекомендуется организовывать групповую или индивидуальную самостоятельную работу учащихся. При организации уроков последнего типа учитель должен помнить, что для обобщения материала необходимо выделить в нем главное; охарактеризовать ведущие понятия; сравнить их между собой; установить причинно-следственные связи; найти общие закономерности; сформулировать выводы.

Пример обобщающего урока по теме «Полезные ископаемые своего края» (программа А.А. Плешакова, четвертый класс) см. в приложении 2.4

Характеристика уроков естествознания будет неполной, если мы не остановимся подробнее на особенностях их структуры в различных образовательных системах.

Требования к организации урока (занятия).

1. Первое, с чего нужно начать урок – зажечь доминанту – очаг активного внимания, добиться чтобы у ребенка возник интерес к уроку, возник рефлекс «Что такое?».

2. Продолжительность одного вида умственного труда (чтения, письма, счета, объяснение нового материала и др.) в каждой возрастной группе не должна превышать длительности активного внимания. Особенно это относится к дошкольникам и учащимся I-IV классов. Структура урока (продолжительность этапов, частей его) должна соответствовать динамике умственной работоспособности в течение урока (период врабатываемости, оптимум работоспособности, время появления первой фазы утомления, после которой необходимо менять вид умственного труда).

Продолжительность счета для учащихся 1 класса не должна превышать 5-7 мин, письма - 10 мин, чтения - 15 мин.

3. Учитель должен уметь во время переключить активное внимание детей, включить в работу другую группу нервных центров. Особое место при смене вида деятельности во время урока занимают физкультминутки, которые предоставляю учащимся возможность отдохнуть от умственной работы, переключиться на другой вид деятельности. Проводить их необходимо на всех уроках в течение 1,5-2 минут в виде небольшого комплекса - трех, четырех простых физических упражнений, повторяющихся четыре, пять раз. Физкультминутки целесообразно проводить на 20-25 минуте урока или два раза (в начальных классах) в течение одного урока (на 15 и 30 мин).

4. Урок должен проходить эмоционально, не монотонно, с положительными эмоциями (чтобы не вызвать охранительного торможения) и обязательно на чувственном восприятии, т.е. с использованием наглядных пособий, чтобы были задействованы все анализаторы. Особенно это важно для младших школьников при организации урока необходимо использовать наглядные пособия, раздаточный материал, постановку опытов, так как у них первая сигнальная система преобладает над второй и поэтому необходимо рассчитывать в первую очередь на чувственное восприятие предмета.

5. Непосредственное отношение к психогигиене имеет ряд положений учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, из которых вытекает, что:

а) количество новой информации, поступающей в большие полушария, должно соответствовать функциональным и возрастным возможностям школьников;

б) количество информации должно уменьшаться к концу каждого урока, к концу учебного дня, учебной четверти и учебного года.

Если первое положение в основном учитывается педагогами при составлении учебных программ, продолжительности урока, учебного дня, учебной четверти и учебного года, то второе практически не учитывается. Количество информации в последние минуты урока не меньше, чем в начале урока, в конце учебного дня не меньше, чем в начале его, и в конце учебной недели не меньше, чем в начале ее.

6. Отсюда особое значение приобретает правильное составление расписания уроков .

К расписанию уроков предъявляется ряд требований. Прежде всего количество уроков в неделю по каждой учебной дисциплине в каждом классе должно строго соответствовать учебному плану.

Другим основным валеологическим требованием к составлению расписания уроков является учет динамики умственной работоспособности школьников в течение учебного дня и учебной недели.

Наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается с 9 до 11 ч у младших школьников и с 8 до 12 ч у старших школьников. Затем начинается снижение работоспособности. В 15-17 ч у младших школьников и в 16-18 ч у старших школьников наблюдается второй, относительно меньший, подъем работоспособности, который по продуктивности значительно уступает первому.

У младших школьников уроки должны начинаться не ранее 8 ч 30 мин, а заканчиваться в 12ч. У старших школьников уроки должны начинаться не ранее 8 ч, а заканчиваться в 13 ч. У младших школьников умственная работоспособность увеличивается от 1-го ко 2-му уроку, а у старших от 1-го к 3-му уроку (период врабатывания и оптимум работоспособности). Начиная с 3-го урока у младших школьников и с 4-го урока у старших, работоспособность начинает снижаться, но остается еще выше, чем была на 1-м уроке. На 4-м уроке у младших школьников и на 5-м уроке у старших школьников умственная работоспособность уже ниже, чем была на 1-м уроке. Если вводится 5-й урок у младших школьников, а 6-й урок у старших, то на этих уроках работоспособность снижается на 50 % по сравнению с 1-м уроком. 6-е уроки у младших школьников и 7-е уроки у старших школьников педагогически неэффективны, так как к этому времени развивается третья фаза утомления.

Аналогичная динамика умственной работоспособности наблюдается в течение учебной недели. Если принять нормальную работоспособность за 100 %, то в понедельник она будет равняться 98 % (период врабатывания), во вторник (105 %) и среду (109 %) наблюдается наибольшая работоспособность (оптимум), в четверг работо­способность начинает снижаться (96 %), в пятницу она еще ниже (95 %) и в субботу самая низкая (94 %).

В соответствии с динамикой умственной работоспособности необходимо трудные уроки, т.е. требующие абстрактного внимания (математика, физика, иностранный язык, русский язык, контрольные работы) ставить в период наибольшей работоспособности, т. е. 1- 2-ми у младших школьников и 1-3-ми у старших школьников.

К моменту начала снижения работоспособности, т. е. 3-ми уроками у младших школьников и 4-ми уроками у старших (или предпоследними) надо ставить труд, физкультуру, ИЗО, музыку и другие уроки не связанные с интенсивным умственным трудом (уроки качественно иной деятельности).

Последними уроками надо ставить уроки, не требующие большого умственного напряжения (природоведение, биология, история, география и др.). Однако нельзя ставить все уроки по данной дисциплине последними. Если у младших школьников 5 уроков, а у старших 6 уроков, то лучше после 3-го урока у младших школьников и 4-го урока у старших школьников проводить час здоровья (с 11 ч 30 мин до 12 ч 30 мин) на открытом воздухе.

В понедельник и субботу расписание должно быть облегчено за счет уменьшения количества часов и включения в него более легких уроков. Запрещено сдваивать уроки. (Раньше, как исключение, разрешалось сдваивать урока труда. Это было связано с дефицитом преподавателей труда.) Необходимо следить, чтобы в какой-нибудь день не скапливались уроки, /требующие много времени для выполнения домашних заданий. На выходные и праздничные дни запрещено давать домашние задания, поэтому на понедельник надо ставить уроки, не требующие подготовки дома.



В соответствии с недельной динамикой умственной работоспособности в четверг надо делать "разгрузочный" день с уменьшенным объемом учебной нагрузки, с экскурсиями, и прогулками.

7. Наряду с расписанием уроков имеет большое значение и организация перемен с введением подвижных игр.

Подвижные игры на переменах способствуют повышению умственной работоспособности на следующих уроках. Игры должны организовываться переменах, незанятых завтраком или переодеванием детей (урок физкультуры, экскурсия и т. п.). Если позволяет погода, то лучше их проводить на открытом воздухе и отдельно с каждым классом. За 10-15-минутную перемену дети могут поиграть в 2-3 игры.

Школьники начальных классов нуждаются в руководстве играми. Руководитель должен вносить поправки, устранять конфликты, подбадривать, следить за правилами игры. Учащиеся старших классов играют самостоятельно.

Следует поощрять самостоятельно возникающие игры. В этих случаях, как правило, не требуется прямого руководства, но наблюдение обязательно. При организации самостоятельных игр надо использовать не приказную, а товарищескую форму общения в виде совета: "В какую игру будем играть?",. "Давайте поиграем в...", "Знаете ли вы игру..." и.т. п.

Как бы правильно не был организован урок и правильно составлено, расписание уроков, как бы не отвечал учебный процесс валеологическим требованиям охраны нервной системы школьника, учебная нагрузка неизбежно представляет определенные трудности, в преодолении которых и происходит умственное развитие учащихся. Умственная работа всегда должна доводиться до утомления. Важно только, чтобы утомление не переходило допустимые пределы и не превращалось в переутомление. Отсюда огромная роль принадлежит отдыху. Правильная организация отдыха не менее важна, чем организация учебной деятельности.