Типы социальных взаимодействий. Социальные взаимодействия: типы, виды

Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп, образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Социальное взаимодействие – один из видов социальной связи – взаимонаправленного процесса обмена социальными действиями между двумя и более индивидами. Связь всегда взаимна, налична и осуществима (хотя бы в воображении). Есть два типа связей: непосредственные (как правило, визуальные, межличностные) и опосредованные (когда связь осуществляется через посредников; при этом возникает явление деиндивидуализации – иллюзия, что все социальные отношения существуют независимо от воли и желания людей).

Существует три основные формы социального взаимодействия: 1) сотрудничество нескольких индивидов ради решения общей цели; 2) конкуренция (индивидуальная или групповая борьба) за обладание необходимыми ресурсами; 3) конфликт между конкурирующими сторонами. Черты социального взаимодействия: 1) сопряженность действий обоих партнеров; 2) возобновляемость действий; 3) устойчивый интерес к ответным действиям партнера; 4) координация действий партнеров.

Типы социальных взаимодействий: 1) жесткий обмен (обмен на основе определенных договоренностей (чаще всего в экономической сфере, во взаимоотношениях руководитель–подчиненный, в политической жизни)); 2) диффузный (нежесткий) обмен (преимущественно в морально-этических взаимодействиях: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство) ; 3) прямые–косвенные интеракции (прямые – непосредственные (двусторонние) взаимодействия между индивидами, косвенные – сложные, опосредованные через 3–4 лица (в современном обществе преобладают косвенные интеракции)); 4) индивидуальные–групповые интеракции (индивид–индивид, индивид–группа, группа–группа).



И. Гоффман в рамках феноменологической перспективы предлагает несколько иной взгляд на социальные взаимодействия. Для их анализа он использует "драматургический подход", основанный на посылке, что индивиды – это актеры, играющие социальные роли. Соответственно, интеракция – это "представление", "актерская игра", сконструированная актером с целью "произвести впечатление", соответствующее его целям. Действия актера, по мнению И. Гоффмана, соответствуют концепции "презентации себя и управления впечатлением". "Презентация себя" включает жесты, интонации, одежду, с помощью которых индивид стремится произвести на партнера определенное впечатление, вызвать у него ту или иную реакцию. При этом индивид в процессе интеракции, как правило, предоставляет о себе лишь избранную, частичную информацию, стремясь управлять впечатлением, которое он производит на других.

П. Блау, опираясь на теорию обмена и структурный функционализм, утверждает, что далеко не все социальные взаимодействия могут быть рассмотрены как процессы обмена. К последним можно отнести лишь те из них, которые ориентированы на достижение целей, реализация которых возможна только в процессе взаимодействия с другими людьми и для достижения которых необходимы средства, доступные и другим людям. Та часть поведения человека, которая управляется правилами обмена, лежит в основании образования социальных структур, но сами правила обмена недостаточны для объяснения сложных структур человеческого общества.

Тем не менее, именно социальный обмен в значительной степени определяет взаимодействия каждого индивида. Успех или неудача наших взаимодействий в конечном счете зависят от знания и умения (или незнания и неумения) практически использовать принципы их регуляции, сформулированные в рамках теории обмена.

Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие).

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов.

Взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы. Понятие «социальная структура» есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента – социальный состав и социальные связи. Социальный состав – это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой – социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Деятельность, активность и действия, как атомы, соединяются в сложные молекулы, которые на языке психологии и социологии именуются социальным взаимодействием.

В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это - акты социального взаимодействия или социального поведения.

Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп.

Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где ему заблагорассудиться. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе - он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин. В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Арбитром в их взаимодействии нередко выступает милиционер.

Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормах перехода проезжей части, приоритетах человека и автомобиля и т.п. Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду. Но это не значит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей.

Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

Поведение - совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Оно может быть индивидуальным и коллективным (массовым). Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивация, ожидания.

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.

Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естественен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Поступок, как правило, ориентирован сразу на две цели - на соответствие своим нравственным принципам и на положительную реакцию других людей, оценивающих наш поступок извне. Спасти утопающего, рискую жизнью, это поступок, ориентированный на обе цели. Пойти против общего мнения, отстаивая собственную точку зрения, это поступок, ориентированный только на первую цель. Думается, вы сами сможете привести примеры поступков, ориентированных только на вторую цель.

Если социологические теории развиваются кумулятивно, то они не должны использовать обыденный язык. Это значит, что предметом социологии не может быть социальный мир, описываемый обыденным языком, как все привыкли считать. Теоретические конструкты в социологии не являются абстрактными двойниками обыденных явлений. Они описывают возможное положение дел.
Theoretical Methods in Sociology / Ed. by L. Freese. Pittsburg.
1980. P. 331

В коллективе или в малой группе, которая состоит из людей знакомых и постоянно с тобой взаимодействующих, поведение существенно отличается от того, что можно наблюдать в толпе, состоящей из незнакомых, случайных людей. Отличие базируется на соблюдении правила: веди себя с другими (на научном языке «значимыми другими») так, как хотел бы, чтобы они себя вели с тобой. Прохожему можно нагрубить, его больше не встретишь, а товарищу по работе? Среди знакомых люди стараются выглядеть так, как они хотели бы выглядеть, или такими, какими хотели бы, чтобы другие их видели. Большинство хотят, чтобы их считали великодушными и интеллигентными. Они хотят быть предупредительными, учтивыми и требуют того же от других. Они понимают, что если сами такими не будут, то и с других не смогут потребовать того же.

Действия, поступки, движения и акты - строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение - две стороны одного явления, а именно человеческой активности.

Поступок возможен только при наличии свободы действий. Если родители обязывают вас рассказать им всю правду, пусть и неприятную для вас, то это еще не поступок. Поступок - лишь те действия, которые вы совершаете добровольно.

Свобода выбора необходима человеку на каждом шагу. Даже для того чтобы сходить в магазин или выпить чашку чая, требуется свобода действий. Еще больше она необходима в высших сферах человеческой деятельности, прежде всего в творчестве. Ученый, художник, актер не могут ничего создать, если их принуждать, указывать, мешать. Когда мы рассматриваем всемирную историю как продвижение человечества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу, то говорим о возросшем значении в современную эпоху научных знаний, информации, интеллектуального труда, а также досуга и творчества. Когда ученые именуют постиндустриальное общество обществом досуга, то подчеркивают важную деталь: степень свободы действий сегодня должна быть неизмеримо большей, чем прежде.

Если внимательно проанализировать статистику, то вот что обнаружится: в современном обществе увеличился объем интеллектуальных нагрузок и продолжительность жизни людей. Случайной ли является связь двух явлений?

Говоря о поступке, мы невольно подразумевали действие, ориентированное на других людей. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект) и вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие. Взаимодействие - двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами.

В науке принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

Социальное взаимодействие состоит из множества отдельных социальных действий. Их именуют массовыми. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет.

Формы социальных взаимодействий

Понятие социальных связей, их виды

Очевидно, что человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности.

Центральной идеей социологического реализма Э. Дюркгейма, ко­торой было, по существу, посвящено все его научное творчество, высту­пает идея общественной солидарности - вопрос о том, каков характер тех связей, которые объединяют, притягивают людей друг к другу. Стремление любого человека к контактам с другими людьми обусловлено базовыми потребностями человека . К ним относятся: половая (размножения); групповой самозащиты; общения с себе подобными; интеллектуальной деятельности; чувственно-эмоциональных переживаний. Вне контактов удовлетворение этих потребностей невозможно.

В течение всей жизни человек связан с другими людьми посредством социальных связей, которые проявляются в различных видах и формах.

Социальные взаимосвязи между членами общества или социальной группы крайне разнообразны. В процессе общения с другими людьми человек постоянно отбирает из большого количества разнообразных связей именно те, которые он считает нужным усиливать и развивать. В связи с этим каждый индивид проходит несколько этапов в освоении социальных связей, прежде чем достигает состояния социальных отношений.

Кроме того, именно социальные связи являются основой группообразующих процессов , первым шагом в образовании социальных групп (Рис. 1).

Рис.1. Виды социальных связей

Итак, рассмотрим основные виды социальных связей:

Социальные контакты. Самым простым видом связей следует признать социальные контакты. Эти контакты являются максимально простыми, элементарными связями между отдельными индивидами.

Первым шагом в построении социальных связей являются пространственные контакты. Они отражают ориентацию людей в социальном пространстве, при которой индивиды представляют себе, где находятся другие люди и сколько их. Они могут предполагать наличие других людей или видеть их. Уже предположение о наличии некоторого количества других людей может изменять поведение индивидов в обществе. Отметим, что при пространственном контакте индивид не может выделить из общего количества окружающих его людей никаких отдельных обособленных объектов. Он оценивает окружающих людей как некоторое целое.

Выделение из пространственного окружения некоторых особенных объектов может происходить только при контакте заинтересованности. При таком контакте индивид выделяет из своего социального окружения определенного индивида или социальную группу, на которую он обращает свое внимание, которых он может использовать для углубления социальных связей.

Последним видом контактов являются контакты обмена. В ходе таких контактов происходит кратковременный обмен ценностями между отдельными индивидами. Я.Щепаньский, описывая контакты обмена, отмечает, что они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов. Это означает, что в ходе подобных спорадических и кратковременных обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде, вступающем в обмен. Примером такого контакта может служить покупка газеты, когда покупатель, не обращая внимания на продавца, отдает деньги и получает газету.

Каждый раз, когда индивид начинает общение с другими людьми, он обязательно должен пройти все эти три вида контактов, для того чтобы перейти к более сложным социальным связям.

Более сложный вид социальных связей – это социальное действие . Его значение обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Впервые в социологию понятие «социальное действие» было введено и научно обосновано Максом Вебером.

В понимании М. Вебера социальное действие имеет, по крайней мере, две особенности: во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным, и во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей.

Социальные действия - это определенная система по­ступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп.

Любое социальное действие представляет из себя сис­тему, в которой можно выделить следующие элементы:

ü субъект действия, воздействующий индивид или об­щность людей;

ü объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;

ü средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое измене­ние;

ü результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.

Следует различать два следующих понятия: «поведе­ние» и «действие». Если поведение - это ответная реак­ция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или на­меренным, осознанным), то действие - это только неко­торые виды поведения.

Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями или социальное взаимодействие.

Социальное взаимодействие - это систематически ус­тойчивое выполнение каких-то действий, которые на­правлены на партнера для того, чтобы вызвать определен­ную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, кото­рая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего.

Наиболее детально социальное взаимодействие изучил П. Сорокин. По его мнению, отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной «социальной клетки» или простейшего социального явления.

В своей работе «Системы социологии» он отметил: «…индивид как индивид – никоим образом не может считаться микрокосмосом социального макрокосмоса. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить того, что называется «обществом», ни того, что носит название «общественных явлений»… Для последних требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере два». Однако чтобы два и более индивидов можно было бы рассматривать как элемент общества, необходимо, чтобы они вступали во взаимодействие между собою.

Условиями возникновения любых социальных взаимодействий Сорокин называет:

ü наличие двух или более индивидов , обуславливающих поведение и переживания друг друга;



ü совершение ими каких-то действий , влияющих на взаимные переживания и поступки;

ü наличие проводников , передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга (например речевых сигналов или различных материальных носителей).

Социальные связи человека представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. В процессе этих взаимодействий могут складываться социальные отношения.

Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (формальными и неформальными).

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл. Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Причиной того, что подчас сходные взаимодействия отличаются друг от друга по содержанию являются ценности. Ценность в данном контексте можно определить как целевое желательное событие. Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Если один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в их приобретении, то в этом случае возможен лишь один тип отношений - независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие.

Например случай когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем и царь.

В системе отношений можно выделить следующие элементы:

ü субъекты связи - два индивида, две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

ü связующее их звено, которым может быть какой-ни­будь предмет, интерес, общая ценность, создающие осно­ву отношения;

ü определенная система обязанностей и долженствова­ний или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Среди всего разнообразия социальных отношений существуют такие, которые присутствуют во всех остальных отношениях и являются их основой. Это, прежде всего, отношения социальной зависимости и власти.

Например, если рассматривать отношения любви, то очевидно, что любовь двух людей друг к другу предполагает взаимные обязательства и зависимость одного человека от мотивов и действий другого. То же можно сказать о дружбе, уважении, управлении и руководстве, где отношения зависимости и власти наиболее очевидны.

Формы социальных взаимодействий

Социальные взаимодействия в обществеможно рассматривать с точки зрения способов достижения желаемых ценностей . Здесь мы имеем дело с такими категориями, как кооперация, конкуренция и конфликт. Первые два понятия детально разработаны американскими социологами Робертом Парком и Эрнстом Берджесом.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "co " - "вместе" и "operari " - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация, прежде всего, связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии (социальном альтруизме). Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, желания или нежелания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, как правило, в обоюдной пользе.

Конкуренция (от лат. concurrere – бежать вместе)- это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов).

Эксперименты, проведенные в группах, показывают, что если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы.

Конфликт. Анализ конфликтов (от лат. conflictus - столкновение) полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей , набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности Абрахам Маслоу (1908 – 1970) подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности ; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции ; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребность в творчестве).

Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями. Следовательно, все социальные взаимодействия человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели.

"Социология конфликта" была разработана Рэндаллом Коллинзом как обобщающая теория. В отличии от К. Маркса и Р. Дарендорфа, которые основное внимание сконцентрировали на макротеории конфликта, Коллинз сосредоточил внимание на повседневных взаимодействиях. С его точки зрения, конфликт - это единственный центральный процесс социальной жизни. Коллинз перенес свой анализ стратификации (как явления, порождающего конфликт) на отношения между полами и возрастными группами.

Он встал на позицию, согласно которой семья - это арена конфликта полов, в котором мужчины выходят победителями, а женщины подавляются мужчинами и подвергаются различным видам несправедливого обращения. Коллинз обратился к рассмотрению ресурсов, которыми обладают различные возрастные группы.

Так, старшее поколение владеет разнообразными ресурсами, в том числе опытом, влиянием, силой и способностью удовлетворять физические потребности молодых. В противоположность этому, один из немногочисленных ресурсов молодежи - физическая привлекательность. Это означает, что взрослые, как правило, главенствуют над юными. Однако по мере взросления человек приобретает больше ресурсов и более способен сопротивляться, в результате чего усиливается конфликт поколений.

С точки зрения конфликта Коллинз рассматривал и формальные организации. Он считал их сетями межличностных влияний и аренами конфликтующих интересов.

Типы социального взаимодействия :

- Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, политический союз между партиями, государствами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи и взаимоподдержки.

- Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. (Вспомните, что такое конкуренция, какие виды конкурентной борьбы вам известны.) Подчеркнем, что при конкуренции соперники, как правило, стремятся опередить друг друга при достижении своих социальных интересов. Напомним, что конкуренция предполагает обязательное признание прав одной из сторон кем-то третьим. Конкуренция не всегда предполагает знание конкретного соперника. Например, конкурс при поступлении в вуз вызван тем, что претендентов на место гораздо больше, чем число предоставляемых вузом мест. Абитуриенты, как правило, не знают друг друга. Их действия направлены на то, чтобы добиться признания своих усилий кем-то третьим (в данном случае со стороны приемной комиссии), т. е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба и т. п.), а демонстрацию перед третьим своих возможностей

Конфликт - скрытое или открытое столкновение конфликтующих сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии, которые стремятся навязать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга. Конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.Конфликт считают необходимой движущей силой перемен. С помощью политической демократии и различного типа договоров промышленные конфликты можно регулировать или предотвращать.

Формы социального взаимодействия

Стихийные, неорганизованные: -Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха; Паника - это форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Паника случается в экстремальных условиях, когда действуют силы, неподвластные человеку.

-Погро м - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Это спонтанный кратковременный всплеск насилия, подогреваемый страстями.

- Бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо

Подготовленные :-Демонстрация - временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то.

Социальное движение - самая организованная и массовая форма поведения больших социальных групп. Социальные движения отличаются вовлеченностью в них значительных масс, отстаивающих необходимость социальных изменений. Социальные движения представляют собой действия, растянутые во времени

Социальное взаимодействие представляет собой неотъемлемую частью общества, потому как любое объединение подразумевает что субъекты этого объединения взаимодействуют друг с другом, иначе это не объединение, а лишь разрозненные объекты.

Обращение к научной литературе, изучение передового отечественного и зарубежного опыта деятельности социального педагога, обобщение и анализ собственного опыта как школьного социального педагога дают основание вывести принципы технологии его деятельности в системе взаимодействия с семьёй, что обусловлено задачами данного исследования.

Основополагающими принципами деятельности социального педагога по взаимодействию с семьёй являются следующие: гуманистический, личностно-деятельностный, принцип целостности жизнедеятельности и воспитания, принцип развивающего общения, принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье, принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества; принцип милосердия. Их реализация является важнейшим условием высокой результативности взаимодействия социального педагога и семьи.

Остановимся несколько подробнее на сущности этих принципов, которые позволяют социальному педагогу профессионально взаимодействовать ссемьёй, регулировать взаимоотношения в системе «личность - семья -общество», обеспечивать интеграцию усилий целенаправленной помощи семье и детям.

Вся суть принципа гуманизма (от лат. - humanitas - человечность) заключается в признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Согласно этому принципу вся деятельность специалиста строится на поддержке человеческого достоинства, понимании его личностных проблем и готовности содействовать в их разрешении.

Личностно-деятельностный подход - не просто учёт индивидуальных особенностей ребёнка в воспитании. Это, прежде всего последовательное отношение к нему, как субъекту взаимодействия в контексте всей деятельности, в процессе которой осуществляется социализация личности, и отношение к семье как самоценности, защита создавишхся доверительных отношений, сохранение тайны. Все направления в системе взаимодействия социального педагога и семьи необходимо соотносить с таким показателем: в какой степени они способствуют развитию индивидуальности и защите прав и интересов ребёнка через побуждение его к деятельности, чтобы личность реализовала себя в деятельности, соответствующей её индивидуальным возможностям.

Сущность культурологического принципа заключается в целостности формирования человека как биопсихосоциокультурного существа- Сегодня происходит принципиальная переориентация общественного сознания на более углубленное понимание самоценности человека. Социальный педагог, делающий упор в своей работе на семью, способствует организации культуры жизнедеятельности, начиная от элементарных форм до сложных социальных и высших духовных

Освоение духовного опыта человечества, одухотворённость собственной жизни - это то, что наряду с интересами и склонностями, увлечениями и профессией придаёт смысл человеческому существованию. Воспитание при таком подходе понимается как культурологическое осознание личности.

Принцип целостности жизнедеятельности и воспитания включает в себя целостность развития самой личности ребёнка и предусматривает согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей, и лиц, призванных оказывать своевременную помощь детям. Этот принцип предполагает объединение усилий администрации школы, учителей, социальных педагогов, школьных психологов, врачей, юристов для создания воспитательной социокультурной среды, адекватной потребностям личности ребёнка, выработку непредвзятых рекомендаций, быстрое нахождение средств квалифицированной помощи семье, ребёнку по защите их личностных прав и предупреждению их нарушения.

Принцип развивающего общения - принятие человека другим, признание того, что другой имеет право быть таким, какой он есть, что позволяет социальному педагогу, работающему с семьёй, строить профессиональные отношения на партнёрской основе, формирует способность выдерживать и разрешать противоречия повседневности.

Принцип сочетания терпимости , уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье. Предъявлять требования к человеку - это значит уважать его и верить в него, видеть его сильные и слабые стороны, понимать его и помогать ему. Полное восприятие ребёнка, семьи социальным педагогом непременно выражается в доброжелательности, чуткости, внимании и теплоте отношений.

Принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума , обеспечения допустимого и целесообразного посредничества в системе взаимодействия личности, семьи, общества.

И заключительным в ряду этих принципов является принцип милосердия , связанный с духом социальности, благотворительности, сострадания, с возможностью изменить ситуацию, стремлением защитить ребёнка, помочь ему утвердиться в жизни. Социальному педагогу необходимо проявлять терпимость, бескорыстность, доброту, веру во внутренние силы ребёнка.

Следование вышеизложенным принципам способствуетразрешению воспитательных противоречий, смягчению и устранению проблем, снятию трудностей в социуме, обеспечивает душевный комфорт ребёнку, помогает ему усваивать положительный социальный опыт, содействует воспитательной функции семьи.

Вопросы для самопроверки (с. 13)

Основные термины и понятия (с.12-13).

Тема (модуль) 3. Социальные взаимодействия и социальные отношения.

1.Социальное взаимодействие (с.1-9):

а) социальный механизм взаимодействия, его основные элементы (с.1-3);

б) типология социальных взаимодействий (с.3-4);

в) социальная коммуникация и её модели; типология коммуникационных взаимодействий (с.4-7);

г) массовая коммуникация и её основные функции (с.7-9).

2. Структура социальных отношений (9-12):

а) понятие социальных отношений (с.9-10);

б) уровневая типология социальных отношений (с.10-11);

в) официальные и неофициальные отношения, основные различия между ними (с.11-12).

а) социальный механизм взаимодействия, его основные элементы.

Общаясь со сверстниками, знакомыми, родственниками, сослуживцами, просто со случайными попутчиками, каждый человек осуществляет различные взаимодействия. В любом из таких взаимодействий он одновременно проявляет своё индивидуальное своеобразие в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны он выступает как исполнитель определённых ролевых функций: муж или жена, начальник или подчинённый, отец или сын и т.д. С другой стороны – в любой из выполняемых им ролей он одновременно взаимодействует с другими людьми как уникальная, неповторимая личность.

Когда индивид выполняет определённую роль, он действует в качестве специфической единицы вполне определённой социальной структуры – директор завода, начальник цеха, мастер, рабочий, заведующий отделением, преподаватель, куратор, учащийся и т.п. В обществе, в каждой его структуре – будь это семья, школа, предприятие – существует определённое согласие, нередко зафиксированное документально (правила внутреннего распорядка, устав, кодекс офицерской чести и др.), относительно вклада, который должен вносить в общее дело, следовательно, в процессе взаимодействия с другими, каждый исполнитель такой роли. В таких случаях выполнение определённых ролей вовсе не обязательно должно сопровождаться какими либо чувствами, хотя проявление последних отнюдь не исключается.

Но во взаимодействиях между людьми существует гораздо более обширный и разнообразный класс межличностных отношений, в которых существуют специфические, эмоционально очень насыщенные роли (друг, отец, соперник и т.п.), неразрывно связанные с чувствами симпатии или антипатии, дружбы или неприязни, уважения или презрения.

Индивидуальные взаимные реакции людей друг на друга в таких взаимодействиях могут резко варьироваться в очень широком диапазоне: от любви с первого взгляда до внезапной неприязни к другому человеку. В процессе такого взаимодействия, как правило, осуществляется не только восприятие людьми друг друга, но и взаимная оценка друг друга, неизбежно включающая в себя не только познавательные, но и эмоциональные компоненты.



Сказанного достаточно, чтобы определить рассматриваемый социальный процесс. Социальное взаимодействие это обмен действиями между двумя и более индивидами. Может протекать на микроуровне – между людьми, малыми группами, и макроуровне – между социальными группами, классами, нациями, социальными движениями. Это система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, когда поведение одного из участников является одновременно стимулом и реакцией на поведение остальных и выступает в качестве причины последующих действий.

В процессе взаимодействия происходит разделение и кооперация функций, а, следовательно, взаимное согласование совместных действий. Скажем, в футболе, согласованность действий вратаря, защитников и нападающих; на заводе – директора, главного инженера, начальника цеха, мастера, рабочего и т.д.

Можно выделить четыре основных признака социального взаимодействия:

1. Предметность – наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цели, осуществление которой предполагает необходимость объединения усилий, будь это тот же футбол или работа какого либо цеха Минского автозавода.

2. Ситуативность – достаточно жёсткая регламентация конкретными условиями той ситуации, в которой протекает процесс взаимодействия: если мы находимся в театре, то реагируем на происходящее совсем иначе, чем в том случае, когда бываем на футбольном матче или загородном пикнике.

3. Эксплицирование – доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это игра, танцы или работа на заводе.

4. Рефлексивная многозначность – возможность для взаимодействия быть проявлением как особых субъективных намерений, так и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного участия людей в различных видах деятельности (игра, работа, например).

Процесс взаимодействия имеет две стороны – объективную и субъективную. Объективная сторона взаимодействий – это связи, не зависящие от отдельных личностей или групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на предприятии). Субъективная сторона – это сознательное, нередко эмоционально насыщенное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен. В простейшем случае он включает в себя следующие компоненты: 1) индивидов (или их группы), совершающих определённые действия по отношению друг к другу; 2) изменения во внешнем мире, совершаемые этими действиями;

3) изменения во внутреннем мире участвующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оценках и т.д.); 4) влияние этих изменений на других индивидов; 5) обратная реакция последних на такое влияние.

б) типология социальных взаимодействий.

Специфическая черта взаимодействия – это обмен действиями. Его структура достаточно проста:

- агенты обмена – два или более человека;

- процесс обмена – совершаемые по определённым правилам действия;

- правила обмена – устные или письменные предписания, допущения и запреты;

- предмет обмена – товары, услуги, подарки и т.д.;

- место обмена – заранее установленное или спонтанно возникшее место встречи.

Действия подразделяются на четыре вида:

1) физическое действие , пощёчина, передача книги, запись на бумаге;

2) вербальное действие , оскорбление, приветствие;

3) жесты , рукопожатие;

4) мысленное действие , внутренняя речь.

Социальное взаимодействие включает первые три, и не включает четвёртый вид действия. В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам):

1) физическое;

2) вербальное;

3) жестовое.

Вторая типология социального действия (по сферам, как системам статусов):

1) экономическая сфера , где индивиды выступают как собственники и наёмные работники, предприниматели, рантье, безработные;

2) профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водители, строители, шахтёры, врачи;

3) семейно-родственная сфера , где люди выступают в роли отцов, матерей, детей, родственников;

4) демографическая сфера , являются членами политических партий, общественных движений, судьями, полицейскими, дипломатами;

5) религиозная сфера подразумевает контакты между представителями различных религий, одной религии, верующими и неверующими;

6) территориально-поселенческая сфера - столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими и т.д.;

Принято различать три основные формы взаимодействия (по способам согласования своих целей, средств их достижения и результатам):

1. Кооперация – сотрудничество разных индивидов (групп) для решения общей задачи.

2. Конкуренция – индивидуальная или групповая борьба (соперничество) за обладание дефицитными ценностями (благами).

3. Конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции.

В общем виде социальное взаимодействие – сложная система обменов, обусловленная способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, если их к тому не принуждают.

В идеале обмен действиями должен происходить на эквивалентной основе, но в действительности происходят постоянные отклонения от этого. Это создаёт сложнейший узор человеческого взаимодействия: обман, личная выгода, бескорыстие, справедливое вознаграждение и т.п.

в) Социальная коммуникация и её модели. Типология коммуникационных взаимодействий.

В социальных взаимодействиях огромную роль играют различные виды коммуникации (от лат. communicatio – сообщение, передача), т.е. общения между людьми и их общностями, без чего не может быть ни групп, ни социальных организаций и институтов, ни общества в целом.

Коммуникация – это передача информации от одной социальной системы к другой, обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков, образов.Коммуникация между отдельными людьми, их группами, организациями, государствами, культурами, - осуществляется в процессе общения как обмен специальными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон.

Коммуникационный процесс – необходимая предпосылка становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

В процессе исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации.

1. Кто? (передаёт сообщение) – коммуникатор.

2. Что? (передаётся) - сообщение.

3. Как? (осуществляется передача) – канал.

4. Кому? (направлено сообщение) – аудитория.

5. С каким эффектом? - эффективность.

Недостаток модели – акцент делается на активности коммуникатора, а реципиент (аудитория) оказывается только объектом коммуникационного воздействия.

Интеракционистская модель (автор Т. Ньюкомб).Исходит из того, что субъекты коммуникации – коммуникатор и реципиент – равноправны, связаны как взаимными ожиданиями, так и общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как средство реализации такого интереса. Эффект коммуникационного воздействия – в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет.

Такой подход к коммуникации выдвигает на первый план достижение согласия между партнёрами по коммуникации.

Он считает, что развитие коммуникативных средств определяет как общий характер культуры, так и смену исторических эпох. В первобытную эпоху общение людей было ограничено рамками устной речи и мифологическим мышлением.

С появлением письменности изменился и тип коммуникации. Письменность стала служить надёжному сохранению прошлого опыта, значений, знаний, представлений, а также дала возможность дополнять прежний текст новыми элементами или интерпретировать его. В итоге общество получило мощное оружие введения в оборот новых значений, образов, что обеспечивало интенсивное развитие художественной литературы и науки.

Третий этап усложнения коммуникационных взаимодействий начался с изобретением книгопечатания, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, распространению рационализма.

Новым этапом в коммуникативных процессах стало широкое распространение современных аудиовизуальных средств коммуникации. Телевидение и другие средства радикально преобразовали среду в которой живёт и общается современное человечество, резко расширили масштабы и интенсивность его коммуникационных связей.

Основу коммуникационных взаимодействий составляют мощные потоки информации, зашифрованные в сложных компьютерных программах.

Эти программы создают новую «инфосферу», приводят к возникновению новой «клип-культуры», которая приводит одновременно и к массовизации коммуникационных взаимодействий и к их демассовизации, индивидуализации. Каждый из реципиентов может избирательно настроиться на один из многих телекоммуникационных процессов или выбрать коммуникационный вариант по собственному заказу. Это новая коммуникационная ситуация, для которой характерно постоянно меняющееся разнообразие новых культур и возникновение множества разнообразных коммуникативных взаимодействий.

Согласно Луману именно с помощью коммуникации общество самоорганизует и самореференцирует себя, т.е. приходит к самопониманию, к различению себя и окружающей среды, а также самовоспроизводится, то есть является аутопойетической системой. Это означает, что понятие коммуникации становится определяющим для определения понятия «общество». «Лишь с помощью понятия коммуникации, - подчёркивает Луман,- социальную систему можно мыслить как аутопойетическую систему, которая состоит из элементов, а именно: из коммуникаций, производящих и воспроизводящих себя, посредством сети коммуникаций».

Важное значение имеет типология коммуникационных взаимодействий.

Она может производиться по нескольким основаниям. В зависимости от содержания этих процессов они подразделяются на:

1) информативные , имеющие целью передачу информации от коммуникатора к реципиенту;

2) управленческие , ориентированные на передачу управляющей системой указаний управляемой подсистеме, с целью выполнения управленческих решений;

3) акустические , рассчитанные на слуховое восприятие реципиентом информационных потоков, поступающих от коммуникатора (звуковая речь, радиосигналы, аудиозаписи) и на получение аудиальных реакций на звуковые сигналы;

4) оптические , ориентированные на визуально-зрительное восприятие информации, поступающей от коммуникатора к реципиенту и соответствующее реагирование последнего;

5) тактильные , включающие в себя передачу и восприятие информации путём воздействия на тактильную чувствительность индивидов (прикосновение, давление, вибрация и т.д.);

6) эмотивные , связанные с возникновением у субъектов, участвующих в коммуникациях, эмоциональных переживаний радости, страха, восхищения и т.д., способных воплощаться в различные формы активности.

По формам и средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно разделить на:

1) вербальные , воплощаемые в письменной и устной речи;

2) символически-знаковые и предметно-знаковые , выражаемые в произведениях изобразительного искусства, в скульптуре, архитектуре;

3) паралингвистические , передаваемые посредством жестов, мимики, пантомимики;

4) гипносуггестивные – процессы влияния – воздействия коммуникатора на психическую сферу реципиента (гипноз, кодирование);

В соответствии с уровнем , масштабами и контекстом коммуникацию подразделяют на следующие типы:

1. Традиционная коммуникация , осуществляемая главным образом в локальной сельской среде: общения отличается постоянством

2. Функционально-ролевая коммуникация , развивающаяся в городской среде, в условиях значительной дифференциации видов деятельности и образа жизни.

3. Межличностная коммуникация – такой тип коммуникационного взаимодействия, при котором в роли, как отправителя, так и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Различают личностную и ролевую межиндивидную коммуникацию. Содержание и форма личностной коммуникации не связаны строгими правилами, а имеют индивидуализированный неформальный характер. Ролевая разновидность межличностной коммуникации более формализована, а процесс передачи информации ориентирован на достижение определённого результата, например, на выполнение задания, которое поручает руководитель подчинённому или преподаватель студенту.

4. Групповая коммуникация представляет собой такой тип коммуникационного взаимодействия, в процессе которого общение происходит между двумя или большим количеством членов определённой группы (территориальной, профессиональной, религиозной и т.п.) в целях организации взаимозависимых действий. Составляет основу коммуникационных взаимодействий в социальных организациях.

5. Межгрупповая коммуникация – это такой тип коммуникационного взаимодействия, в процессе которого потоки информации циркулируют между двумя и большим количеством социальных групп, в целях осуществления совместной деятельности либо противодействия друг другу.

Такая коммуникация может выполнять информационную либо обучающую функцию (перед группой студентов выступает группа преподавателей), развлекательную или воспитательную функцию (перед людьми в зрительном зале выступает театральный коллектив), мобилизационно-организующую функцию (перед собравшимися людьми выступает пропагандистская группа), подстрекательскую функцию (перед толпой выступает группа демагогов).

6. Массовая коммуникация – (см. следующий вопрос).

г) массовая коммуникация и её основные функции.

Массовая коммуникация – это такой тип коммуникационных процессов, которые на основе использования технических средств тиражирования и передачи сообщений охватывают большие массы людей, а в качестве коммуникаторов в них выступают СМИ (средства массовой информации) – пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение. Это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Главная особенность массовой коммуникации заключается в соединении институционально организованного производства информации с её рассредоточением, массовым распространением и потреблением.

(Информация - сообщение о каком-либо событии; сведения,

совокупность каких-либо данных. Термин «информация» в переводе с

латинского означает «изложение», «разъяснение».

В обыденной жизни под этим словом понимают сведения, передаваемые

людьми устным, письменным или другим образом. Научные дисциплины

используют этот термин, вкладывая в него своё содержание.

В математической теории информации под информацией понимаются не

любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают

существующую до их получения неопределённость. То есть информация –

это снятая неопределённость. Современные философы определяют

информацию как отражённое разнообразие.

Что даёт человеку обладание информацией? Ориентацию в происходящем, определение направления собственной деятельности, возможность принимать правильные решения.

Массовая информация – печатные, аудиовизуальные и другие

сообщения и материалы, публично распространяемые через СМИ;

социальный и политический ресурс).

Материальная предпосылка возникновения массовых коммуникаций – изобретение на рубеже 19-20 вв. телеграфа, кино, радио, техники звукозаписи. На основе этих изобретений сформировались СМИ.

СМИ стали в последние годы одним из наиболее эффективных способов формирования общественного мнения и организации контроля над массовым сознанием и поведением (массовое сознание – сознание классов,

социальных групп; включает в себя распространённые в обществе идеи, взгляды, мифы; формируется как целенаправленно (СМИ), так и стихийно).

Основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе являются: 1) информирование о происходящих событиях; 2) передача знаний об обществе от одного поколения к другому через социализацию и обучение; 3) целенаправленное влияние на формирование определённых стереотипов поведения людей; 4) помощь обществу в осмыслении и решении актуальных проблем; 5) развлечения.

Итак, СМИ оказывают мощное целенаправленное влияние на людей, на их предпочтения и жизненные позиции. Однако проведённые социологами разных стран исследования показали, что воздействие массовой коммуникации на индивидов и социальные группы носит опосредованный некоторыми промежуточными социальными переменными характер. К наиболее важным из них относятся: позиция группы, к которой принадлежит реципиент; селективность, т.е. способность и стремление человека отбирать ту информацию, которая согласуется с его ценностями, мнениями и позициями. Поэтому, в процессе массовой коммуникации многие реципиенты выступают не в качестве пассивного получателя информации, а в качестве активного фильтра. Они осуществляют отбор определённых видов сообщений СМИ, чтобы удовлетворить те или иные свои потребности.

Нельзя оставить в стороне ещё одну острую проблему, связанную с функционированием массовой коммуникации: проблему негативного её воздействия на некоторые группы людей. Чрезмерно концентрированное воздействие массовой коммуникации способно отрицательно повлиять на содержательность, качество межличностного общения как взрослых, так и (особенно!) детей; снизить интерес к активным формам усвоения ценностей культуры, увести человека от проблем и трудностей реальной жизни, усугубить его одиночество, дезадаптацию к изменяющимся условиям жизнедеятельности и окружающей социальной среды.

Разумеется, массовая коммуникация оказывает и позитивное воздействие на человека. Она способствует повышению любознательности, осведомлённости, эрудиции, росту политической культуры, соблюдению социальных норм и правил.