Сферы жизни общества. Социальная сфера общества определяет отношения между

Введение 2

Подходы к определению социальной сферы 3

Структура социальной сферы 6

Социальная сфера общества и социальная политика 9

Заключение 12

Список использованной литературы 13

Введение.

Социальная сфера представляет собой сложную систему, единую в своем качестве и назначении и многофункциональную в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства, дифференцированных субъектов жизнедеятельности с их потребностями, способностями, многообразием интересов. Она является самоорганизующейся и организуемой системой одновременно, многосубъектной и многоуровневой системой. Это делает ее весьма сложным объектом для теоретического и эмпирического анализа.

Несмотря на огромную роль, которую социальная сфера играет в жизни общества, до сих пор среди ученых нет единогласия в определении социальной сферы.

В своей работе, я представлю несколько точек зрения на этот вопрос. Так же я опишу основные подходы к структуризации социальной сферы и критерии, на которых они основываются. В последней части моей работы представлены основные черты социальной политики, как инструмента управления социальной сферой.

Подходы к определению социальной сферы общества.

Традиционно обществоведами выделяются следующие основные сферы общества - экономическая, духовная, политическая и социальная. Под экономической сферой понимается система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества составляет духовную сферу. Политическая сфера включает в себя систему политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти.

Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений. К социальной сфере относят образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание. Она обеспечивает воспроизводство, развитие, совершенствование общественных групп и индивидов. Несмотря на это до сих пор идут споры об определении социальной сферы и о выделении ее в качестве основной сферы общества.

Развитие теоретического осмысления социальной сферы началось с появлением философии и каждое поколение ученых, рассматривая проблемы общественного жизнеустройства через призму требований своего времени, выстраивало различные концепции и модели социального бытия.

В литературе можно выделить несколько подходов к сущности понятия «социальная сфера». Первый определяет ее через совокупность больших социальных групп классов, наций, народов и так далее. Этот подход закрепляет разделение общества на различные социальные группы, но при этом социальная сфера утрачивает свои функциональные признаки, главный из которых обеспечение воспроизводства общества. Например: «центральным звеном социальной сферы являются социальные общности и взаимосвязи». Понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. «Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы объединяемые на основе одного или нескольких признаков. Основными элементами являются социальные общности».

Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию «социальная сфера», они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг. Например, Райзберг Б.А. дает следующее определение: «к социальной сфере принято относить экономически е объекты и процессы, виды экономической деятельности непосредственно касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп общества в целом». . Л.Г. Судас и М.Б.Юрасова под социальной сферой понимают «сферу жизнедеятельности общества, в которой обеспечивается определенный уровень благосостояния, качества жизни населения вне непосредственной сферы материального производства». В этих определения социальная сфера выступает как синоним социальной инфраструктуры. Под последней подразумевается «взаимоувязанный комплекс отраслей хозяйства, которые обеспечивают общие условия производства и жизнедеятельности людей. К социальной инфраструктуре относятся: торговля, здравоохранение, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и др.». Эти определения представляют социальную сферу только как систему взаимосвязанных обслуживающих структур, не учитывая деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.

Также некоторые ученые считают что социальная сфера находиться между политической и экономической сферами, и является их связующим звеном, поэтому ее выделение как отдельной сферы общества неправомерно. Опять же теряется ее основная функция - деятельность по воспроизводству населения и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности.

Еще одна группа авторов под социальной сферой понимает специфическую область общественных отношений, охватывающую систему социально-классовых, национальных отношений, связи общества и личности, например - «социальная сфера общества, охватывая интересов классов и социальных групп, наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, охраны здоровья и организации досуга, ориентирована на запросы и потребности каждого члена общества». Но это определение не обеспечивает целостного подхода к анализу социальной сферы.

И, наконец, последний подход к определению социальной сферы, который на мой взгляд наиболее полно охватывает все ее составляющие и связывает ее с социальным воспроизводством населения. С точки зрения Г.И. Осадчей «социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека».

Структура социальной сферы общества.

Социальная сфера существует не изолированно, но во взаимосвязи с другими сферами общества. «Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности».

Социальная сфера может быть структурирована по различным критериям. Например, С.А. Шавель представляет структуру социальной сферы как сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:

1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.

2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.

3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления. [цит по 4, 28].

Эффективное функционирование социальной сферы обеспечивает развитая социальная инфраструктура, устойчивая совокупность материально вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекта потребностей в целях воспроизводства человека и общества.

Более реальное представление о структуре социальной сферы дает классификация отраслей:

    образование – дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования;

    культура – библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музей, художественные галереи и выставочные залы, театры, концертные организации, парки культуры и отдыха, цирки, зоопарки, кинотеатры, памятники истории и культуры, выпуск книжной журнальной и газетной продукции;

    охрана здоровья человека – статистика здравоохранения, статистика заболеваемости населения, инвалидности, производственного травматизма;

    здравоохранения – суть и деятельность учреждения здравоохранения, их размещение, состояние и оснащенность, кудры врачебного и младшего медицинского персонала;

    социальное обеспечение – стационарные учреждения (учреждения, предназначенные для постоянного и временного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном социально-бытовом и медицинском обслуживании и уходе)

    жилищно-коммунальное хозяйство - жилой фонд, его благоустройство, жилищные условия населения, производственная деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом, гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов;

    физкультура и спорт – сеть спортивных сооружений, их размещение, кадры, численность людей, занимающихся физической культурой и спортом.

Структура социальной сферы может быть рассмотрена и как структура сферы услуг: общественные услуги в чистом виде, частные услуги в чистом виде, смешанные услуги.

Производство и потребление чистых общественных услуг подразумевает удовлетворение общественных потребностей – общенационального, локального и регионального масштаба. Эти услуги невозможно сделать исключительно объектами индивидуального пользования. Неисключаемость таких услуг из потребления дает возможность индивидам потреблять их не оплачивая. Государство гарантирует доступность таких услуг и минимальный социальный стандарт их предоставления. Финансирование производства чистых общественных услуг осуществляется за счет регионального бюджета, или бюджета страны. Отмеченные свойства чистых общественных услуг делают невозможным их включение в рыночные отношения.

В противоположность им чистые частные услуги целиком и полностью включены в рыночные отношения, и обладают следующими свойствами индивидуальных характер потребления, исключаемость, их производство полностью осуществляется на основе частной собственности и конкуренции.

Большая часть социальных услуг носит смешанный характер, обладая свойствами и чистых частных и чистых общественных услуг.

На основе выше приведенной классификации социальных услуг как экономических благ в книге Л.Г.Судас и М.В.Юрасовой выделяются различные секторы в структуре социальной сферы, в которых производятся услуги разных типов:

    государственный, где производятся чистые общественные блага и социально значимые блага, обеспечивающие систему ГМСС;

    добровольно – общественный, где производятся смешанные общественные блага ограниченного доступа (муниципального уровня, спортивные клубы, федерации и т.д.);

    смешанный, где производятся смешанные общественные блага, в том числе социально значимые услуги. Он представлен организациями смешанных форм собственности;

    частный коммерческий, где производятся частные блага на коммерческой основе.

Социальная сфера общества и социальная политика

В пространстве социальной сферы реализуется социальная политика государства, социальные и гражданские права человека.

Наиболее значимой детерминантой самодвижения социальной сферы, особенно в период интенсивной структурной перестройки, ломки старых механизмов саморегуляции общества, является социальная политика, поскольку возникает необходимость целенаправленных воздействий на социальную среду, чтобы избежать огромных социальных издержек, характерных для экономических и политических реформ. Именно социальная политика призвана решать проблему соотношения экономического развития и сохранения социальных гарантий, уменьшая противоречия в экономических и социальных процессах, протекающих в большей или меньшей мере стихийно.

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. С течением времени социальная политика расширяла не только объекты своего влияния но и свое содержание. Также росли масштабы государственного вмешательства в общественные процессы. «Ограниченный взгляд на социальную политику как систему мер помощи социально слабым группам сложился еще в Советском Союзе. Доминирует такой подход и в современной России. Однако необходимо более широкое осмысление данного вопроса. » Теперь социальная политика не ограничивается отдельными категориями населения, ее объектом выступают жизненные условия практически всех социальных и демографических групп.

Шкартан представляет следующее определение «Социальная политика в любом обществе - это деятельность по установлению и поддержанию неравного положения социальных групп. Качество социальной политики определяется достижением относительного баланса интересов групп, мерой согласия основных социальных сил с характером распределения ресурсов общества, и, наконец, чрезвычайно важное - с возможностями реализации человеческого потенциала перспективными социальными сегментами общества, в том числе и лишь нарождающимися группами. Успешная социальная политика - это политика, приносящая социальный и экономический эффекты».

Социальную политику принято рассматривать в широком и узком смысле. В широком – социальная политика охватывает все решения, затрагивающие те или иные стороны жизни населения страны. Социальная политика в узком смысле «есть ни что иное, как перераспределение (на основе действующего законодательства) финансовых ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства с использованием механизмов государственной налоговой и бюджетной системы» .

Гуляева Н.П. пишет что «Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология».

Исходя из вышеперечисленного задачами социальной политики являются:

    распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения;

    ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства;

    обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает;

    предоставление медицинских, образовательных, транспортных услуг;

    оздоровление окружающей среды.

В обществе социальная политика выполняет следующие основные функции. Во-первых, функция перераспределения доходов. Эта функция особенно важна в условиях рыночной экономики, так как развитие рыночных отношений ведет к такому распределению доходов и ресурсов в целом, которое противоречит не только общепринятым нормам справедливости, но и экономической эффективности, поскольку ограничивает потребительский спрос и разрушает инвестиционную сферу. Во-вторых, стабилизационная функция, которая способствует улучшению социального положения большинства граждан. В-третьих, интеграционная функция, которая обеспечивает единство общества на принципах социального партнерства и социальной справедливости.

Заключение.

Социальная сфера представляет собой особую область отношений, связывающих субъекты общественной жизнедеятельности. Она обладает относительной самостоятельностью, имеет специфические закономерности своего развития, функционирования и строения. Включает в себя всю совокупность условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие, совершенствование индивидов и групп. Социальная сфера, опираясь на собственную инфраструктуру функционально обеспечивает воспроизводство трудового ресурса, регулирует потребительское поведение тех или иных социальных субъектов, способствует реализации их творческого потенциала, самоутверждению личности.

Социальная сфера в идеале призвана обеспечить достаточный уровень благосостояния, доступность основных жизненных благ для большинства населения. Она призвана создавать возможности социальной мобильности, перехода в более высокую доходную, профессиональную группу, гарантировать необходимый уровень социальной защиты, развитие социальной, трудовой и предпринимательской активности, обеспечивать возможность самореализации человека. Оптимальная модель социальной сферы связана с обеспечением защиты экономических интересов каждого гражданина, гарантий общественной стабильности и опирается на принципы социальной справедливости и государственной ответственности за социальное воспроизводство человека. Именно это призвана реализовать социальная политика.

Список использованной литературы:

    Барулин В.С. «Социальная философия», М., Фаир-пресс, 2002

    Гуляева Н.П. «Социальная сфера как объект управления и социальное развитие», http://zhurnal.lib.ru/n/natalxja_p_g/tema3-1.shtml

    Гуляева Н.П. «Социальная политика», http://zhurnal.lib.ru/n/natalxja_p_g/tema9.shtml

    Осадчая Г.И. «Социология социальной сферы», М., Изд-во МГСУ «Союз», 1999

    «Рабочая книга социолога», М., Едиториал УРСС, 2003

    Райзберг Б.А. «Основы экономики и предпринимательства», М., МП «Новая школа», 1993

    Судас Л.Г., Юрасова М.В. «Маркетинговые исследования в социальной сфере», М., Инфа-М, 2004

    «Философия, политология, экономика, словарь», Ярославль, Академия развития, 1997

    Шкартан И.О. «Декларируемая и реальная социальная политика»// Мир Poccuu. 2001. №2

сферу общества , необходима также система показателей, относящихся...
  • Социальная структура общества (8)

    Конспект >> Социология

    Большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества , которые... формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов...

  • Основные элементы социальной структуры общества (1)

    Реферат >> Социология

    Молодежь); национальные общности. По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода: классовый...

  • Социальная сфера жизни общества - это совокупность индивидов, которые объединены исторически сложившимися связями и отношениями, а также обладающая признаками, которые придают ей самобытность. Это понятие напрямую связано с удовлетворением А возможности, благодаря которым можно получить желаемый результат, зависят от:

    1. субъекта и его принадлежности к определенной общественной группе.
    2. Уровня развития государства и его места на мировой политической арене.

    Заметим, что общество - это не просто количество людей. В нем действуют некие совокупность которых и составляет социальное бытие. В основе их классификации может лежать классовая принадлежность, национальные, возрастные или профессиональные характеристики. Разделение может проводиться также на основе территориальной принадлежности. Именно поэтому социальная состоит из классов, слоев, профессиональных и территориальных общностей, а также производственных коллективов, семей и институтов. Также в этой сфере выделяют макро- и микроструктуру, которая включает семьи, трудовые и учебные коллективы и прочее.

    Заметим, что все составляющие здесь находятся во взаимодействии, которое основано на реализации основных потребностей и интересов. Они вступают в определенные отношения, видов которых может быть несколько: экономические, социальные, духовные и политические.

    Социальная сфера общества включает в себя следующие структурные компоненты:

    1. Этническая структура. Изначально самой малой группой считалась семья, из которой состоял род. Если их объединялось несколько, тогда образовывалось племя. Позже образовалась народность, в основу которой были положены территориальные связи между людьми. Когда начинает развиваться феодализм, стартует процесс становления нации.
    2. Демографическая структура. Генеральной общностью этой структуры выступает народонаселение - совокупность людей, которая непрерывно воспроизводит себе подобных.

    Социальная сфера общества имеет определенный характер отношений, которые формируются между ее членами. Их специфика зависит от позиции, которую они занимают в структуре, а также от роли, которая им отведена в рамках совместной деятельности. Как правило, позиционирование индивидов не является равнозначным. Это неравенство выражается в той социальной дистанции, которая существует между членами общества.

    Социальная сфера общества характеризуется главенствующей ролью отношений, что неукоснительно приводит к развитию нового вида сознания представителей социума, которое носит название общественного. Его структурной особенностью является то, что общность людей думает и действует совершенно в ином ключе, не таком, как отдельные ее члены, если бы они находились в состоянии разобщенности.

    Заметим, что эта сфера жизни людей является структурой, которая находится в беспрерывном развитии. В ее рамках всегда происходят те процессы, которые способны изменить характер отношений между индивидами, а также их содержание. Они способны повлиять на суть социальной структуры и

    Социальная сфера общества постоянно исследуется, потому что вместе с этим мы постигаем специфику человеческих отношений, а также особенности деятельности и поведения членов социума, социальных структур и их элементов.

    Заметим, что изучение всех этих составляющих возможно только в рамках социологии. Конечно же, эта сфера изучается многими науками, но благодаря социологии мы получаем более полное представление обо всех аспектах ее существования и функционирования.

    Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

    Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

    Каждая сфера включает в себя:

    определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

    социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

    сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

    Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

    экономическую (производительные силы, производственные отношения)

    политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

    духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

    Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества - это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

    Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1.2. Центральное место человека символично - он вписан во все сферы жизни общества.

    Социальная сфера

    Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

    Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии - это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении - это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

    Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты

    На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

    Лекция № 1. Социальная сфера как объект социальной политики

    План

    1. Понятие социальной сферы и ее отрасли.

    2. Социальная структура современной России и тенденции ее развития.

    3. Трудности реализации социальных программ.

    Понятие «социальное» употребляется в науке в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле слова «социальное» употребляется как синоним «общественный». Методологическую основу такого понимания «социального» составили идеи классиков зарубежной и российской социальной мысли: К. Маркса, Р. Мюнха, Н. Луманна, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса, а также Н. Я. Данилевского, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского и др.

    В узком смысле слова «социальное» употребляется как относительно самостоятельная сфера общественной жизни наряду с материально-производственной, политической, культурно-духовной сферой. Социальная сфера представляет собой специфическую область связей и отношений, складывающихся между людьми, и включает в себя всю совокупность условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие и совершенствование общественных групп и индивидов.

    Чтобы жить, трудиться, творить, человеку необходимо постоянно восстанавливать свои силы, энергию (т. е. он должен воспроизводить сам себя). Так осуществляется простое воспроизводство. Но для того чтобы общество не стояло на месте, а постоянно двигалось вперёд, человек должен заботиться не только о себе, но и о своей семье (воспроизводство детей), а также помогать жить своим родственникам и ближайшему окружению. То есть для нормального функционирования общества требуется не простое, а расширенное воспроизводство. Социальная сфера призвана обеспечить воспроизводство человека и удовлетворить постоянно растущие потребности людей в жизненных благах.

    Отсюда «социальное» в узком смысле слова – это сфера общественных отношений, регулирующая отношения между людьми, классами, социальными группами, слоями по поводу получения и перераспределения материальных благ, удовлетворения постоянно растущих жизненных потребностей населения.

    Поскольку человек по натуре существо общественное и не может жить в одиночестве, а объединяется в различные группы и слои, то большинство этих групп (семья, слои, классы и т. д.) возникают объективно в силу разделения труда, демографических, природных факторов, региональных и национальных особенностей. Эти объективно создающиеся людьми группы принято называть социальными группами (слоями). Их совокупность образует социальную структуру общества.

    Социальная структура общества – это совокупность всех социальных групп, слоёв, классов и других социальных общностей, возникающих объективно 1 , а также их связи и взаимоотношения. Социальная структура – это ядро социальной сферы.

    В процессе жизнедеятельности люди вступают в отношения между собой, в том числе и социальные отношения. Социальные отношения (в узком смысле слова) – это отношения людей и их социальных групп по поводу получения и перераспределения материальных и жизненных благ, необходимых для самореализации человека (или группы) как творческого субъекта. Структурно эти социальные отношения можно классифицировать по спектру потребностей, которые люди призваны удовлетворять, чтобы жить. Таким образом, социальную сферу общества как относительно самостоятельную можно представить в виде схемы.

    Социальная сфера общества

    Отраслями социальной сферы являются:

    1. Сфера демографических процессов (рождение и смертность населения, половозрастная характеристика населения, процессы миграции и брачности населения и т. д.).

    2. Сфера труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда, занятость населения, социальное страхование).

    3. Продовольственный сектор (удовлетворение потребностей людей в еде, пище высокого качества и необходимого количества).

    4. Социально-экологическая сфера (поддержание окружающей среды на уровне, обеспечивающем и сохраняющем здоровье населения, потребность в воде, воздухе, солнечной энергии; предотвращение природных катаклизмов).

    5. Система доходов населения и их регулирование (жизненный уровень, благосостояние, пенсионное обеспечение).

    6. Система социальной инфраструктуры (жилье, связь, транспорт, торговое и бытовое обслуживание населения).

    7. Социально-культурная сфера (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм).

    8. Система социальной защиты населения (поддержка нетрудоспособных, малоимущих граждан, всех категорий лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации).

    Степень развитости социальной сферы определяется системой социальных индикаторов (показателей):

    1. Рождаемость.

    2. Детская смертность.

    3. Средняя продолжительность жизни.

    4. Величина прожиточного минимума.

    5. Доля населения, находящаяся за порогом бедности.

    6. Величина поляризации доходов богатых и бедных

    слоев населения.

    7. Доля безработных в общей численности трудоспособного населения.

    8. Число лиц, получающих образование.

    9. Перечень медицинских услуг, доступных всему населению.

    Для законодательных и исполнительных органов власти, а также для органов местного самоуправления эти показатели выступают как социальные нормативы, на достижение которых должна быть ориентирована экономика страны. Эти социальные индикаторы положены в основу интегрированного показателя, введённого ООН и получившего название ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала). В настоящее время по данному показателю лидируют следующие страны: Норвегия, Канада, Япония, Бельгия, США, Нидерланды. Из 177 стран, в настоящее время участвующих в определении индекса развития человеческого потенциала, Россия (РФ) занимает 67-е место 2 , в то время как ещё в 1970 г. она занимала 33-е место.

    Рассмотрим ядро социальной сферы – социальную структуру общества. Социальная структура общества не является постоянной, она всё время изменяется вместе с обществом. Эти изменения особенно заметны в России, так как в связи с переходом к рынку появились не только новые классы и социальные группы общества, но существенные изменения произошли и внутри тех классов и социальных групп, которые функционировали еще в советский период. В социальной структуре современного российского общества можно выделить два уровня: макроструктуру и микроструктуру (см. схему).

    Социальная структура России

    Макроструктура Микроструктура

    Макроструктура – это основные классы и социальные слои современного российского общества. К ним относятся:

    1. Бизнес-слой. Это новый класс, который еще окончательно не сформировался, находится в процессе становления и оформления (предприниматели, бизнесмены, банкиры, чиновники, менеджеры и управленцы крупных фирм).

    2. Средний класс (слой). Это высококвалифицированные работники с высшим и средним специальным образованием, работающие в крупных фирмах и имеющие доход выше средней зарплаты по стране или одновременно с постоянной работой ведущие свой небольшой личный бизнес.

    3. Народная интеллигенция (бюджетники: учителя, врачи, работники культуры, государственные служащие, работающие по договору трудового найма и получающие доход, не превышающий уровень средней заработной платы по стране).

    4. Рабочие предприятий различных форм собственности, занятые индустриальным трудом и живущие на зарплату.

    5. Крестьяне, занятые преимущественно сельскохозяйственным трудом и работающие в хозяйствах различных форм собственности и живущие на зарплату.

    6. Безработные. Временно не занятые трудом граждане, ищущие работу, получающие пособие по безработице или живущие случайными заработками (или находящиеся на иждивении членов своей семьи).

    Микроструктура – это более мелкие социальные группы по сравнению с классами, не имеющие, как правило, классовых признаков (прежде всего главного из них – отношение к средствам производства). К микроструктуре можно отнести такие социальные группы, как:

    1. Социально-демографические группы (ветераны, молодежь, женщины, дети и др.). Основным критерием для этой группы является половозрастной признак.

    2. Социально-этнические группы, т. е. нации, народности, этносы. В соответствии с итогами переписи 2002 г. в России насчитывается более 160 этносов и этнических групп.

    3. Социально-профессиональные группы (инженеры, строители, учителя, врачи, энергетики).

    4. Социально - территориальные общности и группы (люди города и деревни; жители Дальнего Востока, жители Нечерноземья и др.).

    Таким образом, социальная структура современного российского общества весьма сложна и неоднородна. В ней можно проследить ряд новых отличительных от советского времени тенденций:

    1. Усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых классов и социальных слоёв (например, бизнес-слой, средний класс, безработные).

    2. Социальная дифференциация российского общества. Сегодня российское общество не является однородным, внутри каждого класса, слоя, группы наблюдается социальное расслоение. Расслоение и дифференциация осуществляется по разным основаниям:

      по доходам (богатые и бедные);

      по религиозной принадлежности;

      по уровню и качеству образования;

      по партийной принадлежности;

      по отношению к власти;

      по участию в предпринимательской деятельности и т. д.

    При этом у каждого слоя, группы имеются свои интересы, которые зачастую противоречивы, что ведёт порой к конфликтам и взаимной нетерпимости.

    3. Снижение жизненного уровня основной массы населения. Как показывают результаты социологических исследований, у 60% населения жизненный уровень снизился (по сравнению с 1990 г.), у 25–30% населения жизненный уровень изменился незначительно, у 15–20% он заметно вырос, а у 3–5% населения он вырос значительно – в 5–100 раз. По расчетам академика Д. С. Львова, 15% населения РФ сосредоточили в своих руках 85% всех банковских вкладов и 92% собственности 1 .

    4. Вырождение русского этноса как государственно-образующей нации. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., русские составляют 84% населения России, но именно у русского этноса в постсоветское время наблюдаются наиболее негативные тенденции:

      рост смертности превышает рождаемость в 2 раза (эта тенденция впервые была зарегистрирована в 1992 г. и не прекратилась до настоящего времени);

      рост суицидов (Россия в настоящее время занимает 2-е место в мире по их количеству);

      около 60% детей в России рождаются с патологией, а по прогнозам демографов, лишь половина из тех, кому от 0 до 16 лет, доживут до пенсии;

      рост убийств и автомобильных аварий. В них ежегодно погибает в 2 раза больше людей, чем составили потери во время войны в Афганистане;

      рост наркомании в 7 раз по сравнению с 1990 г., рост пьянства – в 2 раза за этот же период.

    5. Тенденция рурализации (от англ. Rural – село, деревня). Эта тенденция прямо противоположна урбанизации, она стала проявляться лишь в последнее время и действует не на всей территории РФ, а лишь в южных регионах европейской части России. Там можно наблюдать некоторое увеличение сельского населения за счёт притока населения городов. Происходит это за счёт таких групп населения, как многодетные семьи, которым в рыночных условиях легче выживать на селе, чем в городе; военнослужащих, которым в результате сокращения численности армии и отсутствия средств для приобретения жилья пришлось поехать на местожительство в сельскую местность, а также русскоязычного населения бывших союзных республик, которым пришлось переехать в Россию из-за притеснений и нарушения их прав.

    6. Усиление региональных противоречий. Уровень жизни населения в регионах-донорах резко отличается от уровня жизни населения дотационных регионов. Так, по оценкам социологов, эта разница в среднем составляет 1:10. Различия имеются даже по уровню средней зарплаты. Если средняя зарплата по стране на 1.06.06 составляла 10300 руб. в месяц, то, например, у жителей Кировской области она не превышала 7463 руб. 2

    К числу регионов доноров сегодня можно отнести такие регионы, как Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Пермская область, Коми Республика, Северная Осетия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Самарская область, Республика Татарстан, г. Москва и г. Санкт-Петербург.

    Таким образом, в социальной структуре российского общества за последние 10–15 лет нарастают негативные тенденции, преобладая над позитивными. Отсюда важнейшей задачей социальной политики государства является преодоление негативных тенденций и разрешение основного противоречия социальной сферы – между постоянно растущими потребностями людей и возможностями их удовлетворения.

    Однако разрешение противоречий и негативных тенденций социальной сферы сопровождается определёнными трудностями как объективного, так и субъективного характера.

    Каковы же трудности реализации социальных программ?

    1. Финансирование социальных программ, как и финансирование социальной сферы, по-прежнему осуществляется по остаточному принципу (так, даже президентская программа «Дети России» финансируется лишь наполовину).

    2. Неразработанность (или отсутствие совсем) государственных социальных стандартов применительно к новым условиям рыночной экономики (вряд ли можно согласиться, что детское пособие в 70 рублей в месяц является научно обоснованным социальным стандартом, тем более что даже такое низкое пособие получают не все семьи с детьми, а лишь 54% семей).

    3. Низкий научный уровень проработки социальных служб. Социальные службы постсоветской России существуют сравнительно недавно (лишь 10–15 лет), и хотя они успели накопить определённый опыт и имеют некоторые успехи в социальной сфере, но им явно пока не хватает научной обоснованности многих социальных программ, умения грамотно претворять в жизнь рекомендации учёных. Одновременно и научные разработки пока ещё слабы и явно отстают от жизни, тем более что сама социология социальной сферы в нашей стране делает лишь первые шаги.

    4. Слабая законодательная база социальной политики. Так, до сих пор в нашей стране нет Социального кодекса, который был бы способен создать единую законодательную базу для социальной сферы. Существующее ныне социальное законодательство весьма противоречиво, разрозненно и далеко не всегда отвечает требованиям современного этапа развития российского общества. Принятые в разное время, по линии разных министерств и ведомств, часто изменяющиеся, порой не соответствующие нормам международного права, эти нормативно- правовые акты скорее вредят регулированию процессов социальной политики, нежели приносят пользу. Все это создает неразбериху, вызывает недоверие граждан к социальной политике государства и вынуждает население всё чаще обращаться в суд или устраивать протестные акции.

    5. Недостаточно хорошая и серьёзная подготовка кадров (особенно высшей квалификации) для управления социальной сферой. Хотя в начале 90-х гг. XX в. были приняты правильные и своевременные решения по подготовке социальных работников, но, к сожалению, квалифицированных кадров высшего звена (регионального и федерального уровня) оказалось явно недостаточно. В лучшем случае это были специалисты лишь в какой-то одной отрасли социальной сферы (образовании, медицине, культуре, страховом деле). А для управления социальными процессами требовались специалисты широкого профиля, одинаково хорошо знающие социальное законодательство, управление и менеджмент, владеющие новыми информационными технологиями, умеющие самостоятельно анализировать, систематизировать, направлять и прогнозировать социальные процессы не только на уровне региона, но и страны в целом. Не случайно принятие «знаменитого» федерального закона № 122 о монетизации льгот, приведшего к массовым акциям протеста ветеранов и льготников в начале 2005 г., во многом было связано с некомпетентностью министра здравоохранения и социального развития РФ М. Зурабова.

    6. Социальное иждивенчество, которое до сих пор преобладает среди населения (особенно старшего поколения). Люди всё ещё предпочитают надеяться на государство в защите своих социальных прав и пока не научились в полной мере бороться за себя самостоятельно и зарабатывать себе на жизнь.

    7. Отсутствие социальной солидарности и индивидуализм.

    Социальная политика как главный инструмент преобразований социальной сферы призвана реализовать социальные права человека и способствовать созданию благоприятной окружающей среды для раскрытия творческого потенциала каждой отдельной личности и общества в целом.

    Лекция № 2. Содержание социальной политики

    План

    1. Понятие, цели и содержание социальной политики.

    2. Принципы и приоритеты социальной политики.

    3. Функции социальной политики.

    Современная социальная политика России стала складываться с 1992 г. Это связано с тем, что рыночные реформы и «шоковая терапия», приведшие к резкому взлету цен, резко ухудшили социальное положение россиян. Отсюда возникла необходимость смягчить негативные последствия реформ. Постепенно стала складываться структура органов социальной защиты, призванная оказывать социальную поддержку населению.

    Вместе с тем создание новой системы социальной защиты привело в литературе к путанице понятий «социальное обслуживание»; «социальная защита»; «социальная политика».

    Эти понятия нередко отождествлялись или получали не совсем верную трактовку, поэтому важно разобраться с содержанием каждого из понятий.

    Наиболее узким является понятие «социальное обслуживание». Содержание этого понятия раскрывается ст. 1. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1 . Она гласит: «Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Под трудной жизненной ситуацией обычно понимаются случаи: 1) болезнь; 2) старость; 3) инвалидность; 4) безработица; 5) потеря кормильца; 6) стихийное бедствие; 7) потеря жилья.

    Понятие «социальная защита» впервые появилось за рубежом и получило официальное закрепление сначала в законе о социальной защите, принятом в рамках политики нового курса Ф. Д. Рузвельта в 1935 г., а позднее, в 40-х гг., в документах Международной организации труда. По определению МОТ, социальная защита – это «защита, которую общество обеспечивает своим членам посредством набора общественных мер от экономических и социальных бедствий, которые обусловлены прекращением или существенным снижением заработков в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, старости и смерти; обеспечение медицинской помощи; обеспечение субсидий семьям с детьми» 2 . Таким образом, понятие «социальная защита» – это более широкое понятие, оно включает в себя не только социальное обслуживание, но и систему социального обеспечения. Для России это понятие достаточно новое, оно появилось с началом перехода России от плановой экономики к рыночным отношениям, а потому в нашей стране пока ещё не сложилось общепринятого понятия социальной защиты в том смысле, как оно используется в странах с развитой рыночной экономикой.

    Учитывая все сложности и особенности использования данного понятия в нашей стране, мы будем руководствоваться определением понятия «социальная защита», данным в работе В. В. Антропова 3: «Под системой социальной защиты следует понимать совокупность институтов и мероприятий, направленных на защиту индивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия». В этом случае под социальными рисками понимаются риски, возникающие по причинам общественного характера и мало зависящие от воли отдельного человека.

    Понятие «социальная политика» по своему объёму ещё шире, чем социальная защита. Социальная политика – это комплекс мер, осуществляемых государственными и негосударственными организациями и направленных на защиту и соблюдение экономических, социальных и правовых интересов населения.

    Цель социальной политики – удовлетворение постоянно растущих потребностей граждан и создание достойных условий жизни.

    Исходя из данной цели, содержанием социальной политики являются направления социальной политики (в соответствии с отраслями социальной сферы), в которых реализуется всё богатство жизненных потребностей населения:

    1. Демографическая политика (т. е. регулирование численности населения через стимулирование рождаемости, сокращение смертности, в том числе и детской; эффективное управление миграционными потоками и т. д.).

    2. Продовольственная политика (политика, направленная на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании в соответствии с требованиями медицинской науки и с учетом традиций, привычек и экономического положения).

    3. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда, занятость населения, разрешение трудовых споров и конфликтов, социальное партнёрство).

    4. Политика регулирования доходов населения (улучшение жизненного уровня, благосостояния населения).

    5. Социально-экологическая политика (охрана окружающей среды, соответствие её санитарно-эпидемиологическим нормам).

    6. Развитие социально-культурной сферы (образования, здравоохранения, культуры, спорта, туризма).

    7. Развитие социальной инфраструктуры (жилищная политика, торговое и бытовое обслуживание населения, развитие транспорта и связи).

    8. Социальная защита населения (защита социальных групп и отдельных индивидов от социальных рисков, которые могут привести к потере экономической самостоятельности и ухудшению социального благополучия; защита малоимущих слоёв населения и отдельных категорий граждан, уязвимых в социальном плане: дети, молодежь, инвалиды, пенсионеры и т. д.).

    Проводя социальную политику, важно держать в поле зрения все её направления, не оставляя без внимания ни одного из них. Вряд ли можно признать сильной и правильной такую социальную политику, в рамках которой отдаётся предпочтение развитию образования, культуры в ущерб решению проблем занятости населения или пенсионного обеспечения.

    Сущность социальной политики выявляется через взаимоотношения элементов социальной структуры – социальных слоёв, классов и групп. Они могут быть активными или пассивными, осознавать или не осознавать свои интересы, быть организованными или быть политически не организованными, но в любом случае устойчивость таких социальных групп будет зависеть от комплекса общественных условий их существования и развития, от того, насколько полно и грамотно удовлетворяются их жизненные потребности.

    Социальная политика как целенаправленная и сознательная деятельность по управлению социальной сферой строится на определённых принципах:

    1. Принцип гуманизма. Поскольку главной ценностью любого общества является человек, то его благополучие, удовлетворение его жизненных потребностей находится в центре социальной политики любого государства. В нашей стране этот принцип нашёл конституционное закрепление 1 .

    2. Принцип равных возможностей. Современная Россия нацелена на строительство правового государства, что закреплено в ст. 1 Конституции РФ 2 . В правовом государстве гарантируется «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» 3 . Отсюда и в социальной политике этот принцип должен выполняться неукоснительно и обеспечивать всем гражданам равные возможности для получения социальных благ, предусмотренных законодательством.

    3. Принцип законности и соответствия государственным стандартам. Он предусматривает предоставление гражданам в соответствии с законом гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству. Их объём, виды и качество должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Этот принцип предусматривает сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики.

    4. Принцип адресности и доступности. В отличие от советской модели социальной политики, где социальные блага получали все граждане через общественные фонды потребления, в рыночных условиях государство оказывает социальную поддержку адресно , т. е. не всем гражданам, а преимущественно тем категориям и группам, которые в ней больше нуждаются: малоимущие, инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей и т. д., т. е. наиболее социально уязвимым категориям. При этом государство исходит из того, что эта социальная помощь должна быть доступна. Гражданин не должен неделями и месяцами обивать пороги кабинетов чиновников, чтобы получить пособие или компенсацию, которые ему причитаются по закону.

    5. Принцип индивидуальной социальной ответственности. Он требует от личности, семьи, группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения, содействия и помощи самому себе в социальной реабилитации и адаптации. Многолетнее существование государственного патернализма и государственной опеки привело к тому, что многие люди пассивно ожидают поддержки от государства, не задумываясь о своём вкладе в организацию собственной судьбы.

    6. Принцип социального партнёрства. Это система взаимоотношений между работниками, работодателями и органами государственной власти, направленная на обеспечение и сбалансирование противоречивых интересов различных социальных слоёв, групп, государства с целью разрешения социальных конфликтов и обеспечения поддержания социального развития.

    В документах МОТ 4 были выработаны общие принципы социального партнерства, а затем получили дальнейшее развитие в Трудовом Кодексе РФ 5 . К числу важнейших из них относятся:

      равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;

      обязательность выполнения договорённостей и соглашений;

      равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;

      принцип трипартизма (т. е. участие в переговорах трёх сторон: государственной власти, работников и работодателей).

    7. Принцип субсидарности (поддержки). Он предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с государственными органами при финансировании мероприятий в области социальной политики. Реализация принципа субсидарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы граждан и привлекать их самих к решению социальных проблем.

    В процессе реализации социальной политики важно правильно выстраивать ее приоритеты . Они различаются в зависимости от конкретных этапов и условий развития, региональных и корпоративных аспектов и особенностей. Если же говорить о приоритетах применительно к тем или иным социальным группам, то они были направлены прежде всего на наиболее уязвимые и социально менее защищенные группы.

    К таким приоритетным группам относятся:

      несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации 6 (в случае потери кормильца, потери или угрозы потери жилья, нарушение права на получение бесплатного общего образования);

      граждане, находящиеся в ситуации, угрожающей их здоровью и жизни (например, инвалиды, беженцы, чернобыльцы) 7 ;

      граждане, рискующие своей жизнью и здоровьем при защите Отечества или защищавшие независимость Родины 2 ;

      семьи с низким доходом и многодетные семьи, неполные семьи;

      граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы и склонные к суициду.

    Социальная политика выполняет ряд важнейших функций (главных задач). От полноты и качества выполнения этих функций зависит степень социальной защищённости населения в целом и каждой группы в отдельности. Каковы же основные функции социальной политики ?

    1. Обеспечение социальной устойчивости и стабильности общества. Социальная политика должна осуществляться таким образом, чтобы не допускать крупных социальных взрывов, уметь вовремя разрешать назревшие противоречия между социальными группами, находить эффективные способы и средства разрешения социальных конфликтов. В связи с этим важно уметь избегать открытых проявлений антагонизмов, включая войны между странами и гражданские войны.

    2. Обеспечение политической устойчивости власти. Социальная политика должна быть настолько эффективной, чтобы обеспечивать распределение и участие социальных групп в политических решениях, чтобы удерживать влияние во власти господствующей политической элиты. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования.

    3. Обеспечение социальной справедливости. Социальная политика призвана обеспечить такое распределение собственности, которое бы признавалось большинством справедливым и не требующим борьбы за передел.

    4. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

    5. Обеспечение достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из социальных групп, максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны.

    Таким образом, поле социальной политики имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества – инвалидов, престарелых, беженцев и т. д., – до обеспечения функционирования и развития общества в целом.

    Лекция № 3. Социальная политика современных государств

    План

    1. Социальное государство: понятия и критерии.

    2. Модели социальной политики современных государств.

    3. Особенности социальной политики современной России.

    Любое государство обязано заботиться о благополучии своих граждан, в этом состоит смысл социальной функции любого государства. Но не любое государство является социальным.

    Под социальным государством понимается государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищённости, соучастия в управлении производством.

    Впервые понятие «социальное государство» было введено в начале XIX в. английским философом и юристом Иеремия Бентамом, основоположником направления утилитаризма. Он понимал под социальным государством государство, которое заботится о благе народа. Эта идея была взята на вооружение и марксизмом. И хотя К. Маркс редко употребляет понятие социального государства, идея о том, что государство будущего должно ставить цель – «развитие каждого есть условие развития всех» – занимает центральное место в его работах.

    В России идею социального государства успешно развивал профессор Московского университета П. И. Новгородцев. Он считал, что свобода возможна только при наличии материальных условий существования, а потому право на достойное человеческое существование должно быть гарантировано государством.

    Впервые некоторые идеи социального государства попытался воплотить в жизнь канцлер Германии О. Бисмарк, который в 80-х гг. XIX в. издал ряд законов о социальном страховании, направленных на выдачу пособий по утере трудоспособности, болезни и старости. В результате положение немецких рабочих несколько улучшилось, но считать Германию конца XIX в. социальным государством было бы преждевременно. Но заслуга Бисмарка состоит в том, что он впервые попытался идеи социального государства осуществить на практике.

    Наиболее полно идеи социального государства были воплощены в жизнь в СССР, где к середине 30-х гг. были заложены основы социального государства. Это нашло отражение в следующих результатах:

    1. Отсутствие безработицы, т. е. право на труд не только провозглашалось, но и гарантировалось государством.

    2. Ликвидация социального неравенства между богатыми и бедными, которое существовало в царской России.

    3. Создание государственной системы социального обеспечения (пособия по беременности и родам; оплачиваемые больничные листы по временной нетрудоспособности; пенсии; пособия инвалидам и т. д.).

    4. Введение бесплатного 7-летнего образования.

    5. Бесплатная медицинская помощь.

    6. Бесплатное получение жилья и доступная плата коммунальных услуг 3 .

    7. Организация системы дошкольного воспитания (открытие детских садов и яслей).

    8. Рабочий контроль на производстве, рабочее самоуправление.

    Эти преобразования, осуществляемые в СССР, оказались привлекательными и для рабочих Запада, которые стремились сделать, как в России. Под давлением профсоюзов и массовых выступлений рабочего класса правящие круги Запада были вынуждены также осуществлять социальные реформы. Но темпы социальных преобразований в разных странах были различны. Особенно активно эти преобразования начались после Второй мировой войны. Этому способствовали два главных фактора:

      начавшиеся в Западной Европе процессы интеграции.

    Не случайно, что в Конституции ФРГ, принятой в 1949 г., не только закрепляется термин «социальное государство», но и подчеркивается, что его создание является целью социальной политики страны.

    С созданием Совета Европы процессы европейской интеграции активизировались, и европейские государства пришли к выводу, что необходим единый документ, в котором бы закреплялись обязательства государств по обеспечению своему населению улучшения уровня жизни и социального благополучия и были сформулированы основные социальные права граждан 4 .

    В итоге 18.10.1961 г. в Турине (Италия) была подписана Европейская социальная хартия, которая была открыта для подписания всеми европейскими государствами. Принципы социального государства были зафиксированы позднее в Европейском кодексе социального обеспечения (1968 г.); Хартии основных социальных прав трудящихся, Зелёной (1992 г.) и Белой (1994 г.) книгах о европейской социальной политике. В 1996 г. была обновлена и дополнена Европейская социальная хартия (новая редакция). В этих документах были сформулированы основные принципы социального государства, а также зафиксирован набор социальных прав в условиях социального государства. Опираясь на эти документы, можно сформулировать главные признаки социального государства:опейской со 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Белой (1994 г.) оциальных прав трудящихся, Зелёной (1992 г.) я (1968 г.);анчению своему населению улучшения уровня жизни и соц

    1. Социальное государство обеспечивает каждому гражданину достойный уровень жизни (т. е. уровень жизни гражданина в социальном государстве не может быть ниже прожиточного минимума).

    2. Социальное государство заботится о предоставлении каждому человеку работы (т. е. в социальном государстве уровень безработицы не должен превышать 1,5%).

    3. Социальное государство сглаживает имущественное неравенство (т. е. осуществляет перераспределение доходов от богатых к бедным, а соотношение 10% богатых к 10% бедных не может превышать пропорцию 1:7).

    4. Социальное государство выравнивает возможности граждан независимо от физической силы, здоровья, возраста, места жительства.

    5. Социальное государство помогает бедным и обездоленным, т. е. функционирует эффективная система социальной защиты населения.

    6. Социальное государство заботится о мире и благоприятной среде обитания.

    Таким образом, социальное государство обеспечивает социальную безопасность, материальные условия свободного и достойного существования каждого человека.

    Вместе с тем социальное государство нельзя отождествлять и смешивать с правовым государством (см. таблицу).

    Одной из основных подсистем общества является социальная сфера. В этой статье мы познакомимся с характеристикой социальной сферы жизни общества, узнаем о её составляющих аспектах и существующих проблемах.

    Элементы социальной структуры

    Понятие «социальная подсистема» имеет несколько значений:

    • это всевозможные отношения между субъектами общества;
    • пенсионное обеспечение, социальная защита части населения.

    Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что социальная сфера общества охватывает всю жизнь человека, начиная от условий быта, работы, здоровья, досуга, заканчивая национальными и социально-классовыми отношениями.

    Элементами структуры являются:

    • Территория ;

    Каждая общность людей проживает на определённой территории (город, посёлок, страна).

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    • Демографическая составляющая ;

    К ней относится уровень рождаемости, смертности, процентное соотношение полов, половозрастной состав, учёт численности населения.

    • Этническая ;

    Древними формами считаются род, племя, переходящие в народность и нацию. В современном мире особой общностью является народ.

    • Профессионально-образовательная ;

    Различие между людьми по уровню образованности (среднее, высшее) и социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд).

    • Классовая ;

    Неравенство доходов, уровня жизни, разделение труда порождают появление классов общества. В современности понятие «класс» заменено на «социальные группы».

    В древние и средневековые времена существовали касты и сословия. Примером неравенства между разделением привилегий являются дворянство и крестьяне. В Индии каста «неприкасаемых» не могла стать полноправной частью общины.

    • Семейно-брачная;

    Одним из институтов социальной сферы является семья, которая основывается на браке, общей бытовой жизни, взаимопомощи, ответственности.

    • Экономическая ;

    Основывается и регулируется степенью доходов членов общества.

    Проблемы и функции социальной сферы

    Главной проблемой общества во все времена считается неравенство доходов. С развитием общества появились два пути решения данной задачи:

    • предоставление равных возможностей каждому субъекту для обустройства своей жизни;
    • предоставление определённых благ для создания достойной жизни (успех зависит от личных стараний и усилий).

    Немаловажной проблемой в последние годы стало равноправие мужчин и женщин. Однако, двойная нагрузка на женщин (работа и дом) оборачивается для общества ослаблением семейного уклада (сокращение рождаемости, отсутствие должного контроля родителями за поведением детей).

    Основной функцией подсистемы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности субъектов. Являясь самостоятельной сферой, социальная подсистема пребывает во взаимодействии с экономической, политической и духовной сферами. В совокупности все вышеперечисленные подсистемы существуют, как среда для развития и воспроизводства общества.

    Помимо этого функциями социальной сферы являются :

    • регулирование распределения, потребления и обмена производимого совместного блага или продукта;
    • обеспечение взаимодействия между социальными институтами;
    • предоставление субъекту минимально необходимых потребностей;
    • формирование и развитие творческих качеств;
    • охрана безопасности, оказание помощи, поддержка нетрудоспособных слоёв населения, социальное обслуживание.

    Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 153.