Типичные нарушения поведения. Причины и типы нарушений поведения у младших школьников консультация на тему

Пояснительная записка ……………………………………………………………………... 4

Современные классификации нарушений поведения ………………………………….... 5

Виды нарушений поведения ……………………………………………………………………. 5

Типология агрессивного поведения ……………………………………………………....…... 6

Регуляция агрессивного поведения …………………………………………........................... 7

Социализация агрессивности …………………………………………………………………. 8

Ситуативные социально-психологические предпосылки агрессивности……………… 10

Психологическая характеристика детей с агрессивным поведением ………………….. 12

Мотивационная сфера ………………………………………………...………………………… 12

Эмоциональная сфера …………………………………………………………..............……… 12

Волевая сфера …………………………………………………………………………..………. 15

Нравственная сфера ………………………………………………………………..…………… 16

Сфера межличностных отношений ………………………………………………...………….. 16

Методы диагностики агрессивного поведения ………………………………….………… 18

Наблюдение ………………………………………………………………………...………….. 18

Интервью …………………………………………………………………………………..……. 20

Проективные методы……………………………………………………………………………. 22

Опросники ………………………………………………………………………………..…….. 24

Методики диагностики компонентов регуляции агрессивного поведения …………….….. 24

Взаимодействие педагога с агрессивным ребенком …………..………………………..... 28

Направления психосоциальной помощи ………………………………………………........... 28

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения …………………….. 30

Способы конструктивного взаимодействия с агрессивным ребенком ……………………… 39

Заключение ……………………………………………………………………………………... 46

Список использованной литературы …………………………………………………….... 47

Пояснительная записка

Согласно многочисленным исследованиям, проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится сталкиваться взрослым: педагогам и родителям. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия: от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии, как косвенной, так и прямой. Подобное агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда опасно для окружающих и потому требует грамотной коррекции. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Следует отметить, что в психологической науке советского периода проблема агрессивности не изучалась. Публикации на эту тему были единичны и представляли собой главным образом обзор зарубежных исследований.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. В настоящее время начинает складываться общая психологическая теория нарушений поведения (агрессивности, негативизма), состоящая из трех компонентов:

феноменология нарушений поведения, этиология нарушений поведения, профилактика и коррекциянарушений поведения.

В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции.

Данные методические рекомендации углубляют представления педагогов о причинах возникновения детской агрессивности, типологии агрессивного поведения, социализации агрессивности, обозначают основные направления и задачи коррекционного воздействия, знакомят с когнитивным, поведенческим, гештальт-подходами к решению данной проблемы.

В методических рекомендациях изложены основы психокоррекционной работы с детьми и подростками с агрессивным поведением и негативизмом. В рекомендациях рассматривается апробированный комплексный подход к управлению агрессивным поведением, включающий одновременную работу с ребенком, педагогом, родителем, разработанный И.А. Фурмановым (авторская психокоррекционная программа «Тренинг модификации поведения»).

Современные классификации нарушений поведения

Психологические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Согласно справочной психиатрической литературе, поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной и асоциальной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения. Они проявляются либо в игнорировании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил.

Виды нарушений поведения

С точки зрения деструктивной направленности предлагаем рассмотреть три типа нарушений поведения.

· Нарушения поведения – одиночный агрессивный тип. У детей доминирует агрессивного поведения в физическом или вербальном плане, преимущественно направленное против взрослых и родственников. Такие дети склонны к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизму по отношению к взрослым, постоянной лжи, прогулам и вандализму.

Дети с данным типом нарушений не стараются скрыть свое антисоциальное поведение. Рано начинают вовлекаться в сексуальные отношения, употребляют табак, алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму хулиганств, физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. В тяжелых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие.

У многих нарушаются социальные связи, что проявляется в невозможности установить нормальные контакты со сверстниками. Такие дети могут быть аутичными или держаться изолированно. Некоторые из них дружат с более старшими или более младшими, чем они, или же имеют поверхностные отношения с другими антисоциальными молодыми людьми.

Для большинства детей, отнесенных к одиночному агрессивному типу, свойственна низкая самооценка. Характерно, что они никогда не заступаются задругих, даже если это им выгодно. Их эгоцентризм проявляется в готовности манипулировать другими в свою пользу без малейшей попытки добиться взаимности. Дети не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей. Редко испытывают чувство вины или угрызения совести за свое бездушное поведение и стараются обвинить других. Эти дети имеют гипертрофированную потребность в зависимости, совершенно не подчиняются дисциплине. Их недостаточная адаптированность проявляется не только в чрезмерной агрессивности почти во всех социальных аспектах, но и в недостаточности сексуального торможения. Частые наказания почти всегда усиливают выражение ярости и фрустрации, носящие дезадаптивный характер, и не способствуют решению проблемы.

Основной отличительной особенностью такого агрессивного поведения является одиночный, а не групповой характер деятельности.

· Нарушения поведения – групповой агрессивный тип. Характерной доминирующей особенностью является агрессивное поведение, проявляющееся в основном в виде групповой активности в компании сверстников обычно вне дома, которое включает прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную физическую агрессию или выпады против других. Прогулы, воровство, незначительные правонарушения и антисоциальные поступки являются скорее правилом, чем исключением.

Важной и постоянной динамической характеристикой такого поведения являются значительное влияние группы сверстников на поступки подростков и их чрезвычайная потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости быть членом группы. Поэтому дети обычно дружат со сверстниками. Часто обнаруживают интерес к благополучию своих друзей или членов своей группы, не склонны обвинять или доносить на них.

· Нарушения поведения в виде непокорности и непослушания. Существенной особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослушанием является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, часто направленное против родителей или учителей. Эти действия, встречающиеся при других формах расстройств поведения, однако не включают более серьезных проявлений в виде насилия над другими людьми. Диагностическими критериями для такого типа нарушений поведения являются: импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозрительность, недоброжелательность и мстительность.

Дети с указанными признаками поведения часто спорят со взрослыми, теряют терпение, легко раздражаются, бранятся, сердятся, возмущаются. Они часто не выполняют просьб и требований, чем провоцируют конфликт с окружающими. Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях. Это почти всегда проявляется дома и в школе при взаимодействии с родителями или взрослыми, сверстниками, которых ребенок хорошо знает.

Нарушения в виде непослушания и непокорности всегда препятствуют нормальным взаимоотношениям с другими людьми и успешному обучению в школе. У таких детей часто нет друзей, они недовольны тем, как складываются человеческие отношения. Несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе или не успевают, поскольку не хотят ни в чем участвовать, сопротивляются требованиям и хотят решать свои задачи без посторонней помощи.

Социализация агрессивности

Социализацией агрессииможно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в формах, приемлемых в определенном обществе, цивилизации.

В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования, вандализм и другие тактические приемы. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.

Основные механизмы научения формам поведения:

Имитация – отражение мимических и пантомимических движений (высовывание языка, открывание/закрывание рта, сжимание кулаков, стучание, бросание предметов и т.д.), воспроизведение предречевых и речевых вокализаций (интонации, темпа, громкости, ритма речи и т.д.). Чаще всего осуществляется на основе механизма заражения. Появляется уже в возрасте до пяти месяцев, когда ребенок может вообразить себя на месте модели.

Копирование – воспроизведение специфических движений взрослого или движений, входящих в состав действий с определенными предметами. Для эффективного копирования необходимо соблюдение определенных условий:

· многократная демонстрация модели (образца);

· обозначение модели (образца) речевой меткой;

· предоставление ребенку возможности манипулировать (поэкспериментировать) с образцом;

· эмоционально насыщенное одобрение со стороны взрослого за воспроизведение (оперантное подкрепление).

Появляется во второй половине младенческого возраста.

Подражание – активное воспроизведение ребенком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения, пример как в предметной, так и в межличностной сфере (отношения, оценки, эмоциональные состояния и пр.). В целом, это следование какому-либо примеру, образцу в большей мере осознанное, поскольку требует выделения не только образца, но и его отдельных сторон, черт, манеры поведения.

Подражание, являясь особой формой научения в условиях общения, когда одно существо подражает другому, появляется у ребенка в раннем возрасте и разделяется на две категории:

– инстинктивное подражание – возникает как взаимная стимуляция (паника, агрессивное поведение в группе, погромы футбольных фанатов на стадионах и пр.);

– имитационное подражание – способ расширения и обогащения форм поведения (адаптации) путем заимствования чужого опыта.

Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В наиболее общем представлении это психологический процесс (полностью бессознательный), посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества, атрибуты другого человека и преобразует себя (целиком или частично) по его образцу. Появляется в раннем дошкольном возрасте, достаточно часто используется в более поздние возрастные периоды и охватывает три пересекающиеся области психической реальности:

1. процессы объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании устойчивой эмоциональной связи, когда человек начинает себя вести так, как если бы он сам был тем другим, с которым данная связь существует, а также некритического и целостного включенияв свой внутренний мир и принятия как собственных норм, ценностей и образцов поведения другого человека;

2. восприятие субъектом другого человека как продолжения самого себя и проекция, т.е. наделение его своими чертами, чувствами и желаниями;

3. постановка субъектом себя на место другого, что выступает в погружение и перенесение индивидом себя в пространство и время другого человека, которые позволяют осваивать и усваивать «чужие» личностные смыслы и опыт.

Возникновение агрессии во многом обусловлено ролью родителей и семьи в целом в научении паттернамагрессивного поведения. Существуют неопровержимые доказательства того, что если ребенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов формирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители.

Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению ко взрослому, чем по отношению к другому ребенку, особенно, если последний действительно заслужил это.

Приведенная таблица иллюстрирует зависимость санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте.

Таблица 1.

Зависимость санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте

Поведение родителей Реакции ребенка в более зрелом возрасте
Агрессивность по отношению к родителям или другим взрослым разрешается Не испытывает какой–либо вины (или испытывает в незначительной степени) за агрессивное поведение по отношению к старшим
Агрессивность по отношению к старшим не разрешается Испытывает чувство вины при проявлении агрессивности по отношению к старшим
Агрессивность по отношению к «заслуживающим этого» сверстникам разрешается Не испытывает чувства вины (или испытывает в незначительной степени) при проявлении агрессивности по отношению к сверстникам
Агрессивность по отношению к сверстникам не разрешается Испытывает чувство вины при проявлении агрессивности по отношению к сверстникам
Агрессивность по отношению к младшим разрешается Не испытывает чувства вины (или испытывает в незначительной степени) при проявлении агрессивности по отношению к младшим
Агрессивность по отношению к младшим не разрешается Испытывает чувство вины при проявлении агрессивности по отношению к младшим

Исследованиями Р. Сирса, Е. Маккоби и Х. Левина доказано, что в социализации агрессии присутствуют два важных момента: снисходительность (степень готовности родителей прощать поступки ребенка) и строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка. При этом снисходительность рассматривается как поведение родителя до совершения поступка (ожидания родителя, предостерегательная тактика в отношении появления агрессии и др.), а строгость наказания – после совершения поступка (сила наказания за проявленную агрессию).

В процессе онтогенеза ребенок осваивает более эффективные агрессивные действия: чем чаще он их использует, тем совершенней становятся эти действия. Вместе с тем существенное значение имеет успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся неуспех – силу тенденции торможения.

Согласно теории социального научения, формирование агрессивного поведения может происходить несколькими путями:

1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно либо показывают пример соответствующим поведением по отношению к другим и к окружающей среде. Дети, наблюдающие агрессивность взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают эту форму поведения.

2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности:

– очень резко подавляющие агрессивность у своих детей воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы;

– разумно подавляющим агрессивность у своих детей удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

Мотивационная сфера

Дифференциация мотивации, разработанная А.Маслоу, выделяет мотивы «дефицита» и мотивы «роста».

Мотивы «дефицита» возникают, когда человек испытывает неудовлетворенность, недостаток в определенных условиях существования и функционирования. Удовлетворение мотива влечет за собой снижение напряжения, достижение эмоционального равновесия. Неудовлетворение влечет еще большее напряжение, нарастание чувства дискомфорта. Наиболее характерными мотивами дефицита являются мотивы, связанные с жизнеобеспечением, комфортом и безопасностью, а также условиями специального существования и взаимодействия с окружающими. Реализация мотива дефицита в некоторой степени зависит от среды и осуществляется достаточно однообразно, чаще всего стереотипными путями. Стремление устранить существующий дефицит потребностей нацелено на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Агрессия в этом случае используется как способ удовлетворения потребностей и последующего снятия напряжения.

Возникновение мотивов роста не связано с ощущением недостатка. Наиболее типичные мотивы «роста» связаны с творческими процессами, потребностями самореализации и самоактуализации. Удовлетворение таких мотивов длительно и чувство удовлетворения включено в структуру активности. Появляющееся в ходе реализации мотива напряжение воспринимается как естественное. Реализация мотива в значительной степени определяется индивидуально-психологическими характеристиками человека и совершается разнообразными средствами. В результате неудовлетворения мотивов роста могут возникать такие состояния, как апатия, отчуждение, депрессия, цинизм. Для людей с неудовлетворенными мотивами роста характерны гневливость, скептицизм, ненависть, безответственность, утрата смысла жизни.

Общая направленность мотивации детей с нарушениями поведения вне зависимости от пола и возраста имеет четко выраженные регрессивные тенденции, т.е. характеризуется доминированием поддерживающих «дефицитарных» мотивов над развивающими. Это свидетельствует о неудовлетворенности потребностей в безопасности (стремлении к защите от неустроенности, страха и гнева) и в социальных связях (стремлении к социальной присоединености, идентификации, насыщении желаний любви и нежности). Такой тип мотивации характерен для детей, нуждающихся в стабильности, предсказуемости событий, защите от угрожающих жизненных ситуаций. Дети постоянно пребывают в состоянии тревожности, недоверчивости, беспомощности и зависимости от взрослых. Другой особенностью является дефицит отношений привязанности и любви, что сопровождается ощущением одиночества, отверженности, отсутствия дружеских связей.

Эмоциональная сфера

В психологии эмоции рассматриваются как реакции человека на ту или иную ситуацию. Подавляющее большинство детей отличают серьезные отклонения в эмоциональной сфере в виде расстройств невротического, депрессивного характера. Установленные между ними связи свидетельствуют об устойчивых симптомокомплексах эмоциональных нарушений, в рамках которых наблюдается парадоксальное сочетание стенических (аффективность, раздражительность, несдержанность) и астенических (тревожность, фобии, ипохондрия) реакций. Такая смешанная картина является не только причиной эмоциональной нестабильности или низкой фрустрационной толерантности, но и признаком неврастенического состояния, сильно выраженной психической неуравновешенности.

В зависимости от отклонений и особенностей эмоциональной сферы выделяют следующие категории детей.

Общей характеристикой детей с невротическими тенденциями является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, вызывающая неадекватные аффективные вспышки, проявляющиеся в реакциях возбуждения, раздражения и гнева, направленных против кого-либо из ближайшего окружения.

1. Дети с эмоциональной нестабильностью, которые отличаются переживаниями астенического типа (астенические эмоции связаны с чувствами, переживание которых окрашены негативными тонами чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха), проявляющимися в хроническом чувстве тревоги, беспокойства, наклонности к сомнениям, крайней нерешительности.

Неумение владеть собственными эмоциями, низкая фрустрационная толерантность (устойчивость психики индивида к воздействию тяжелых неблагоприятных стимулов, способность переносить жизненные трудности без срывов и психических сдвигов), неуверенность в собственных силах приводят к появлению тревоги и страха, что в нужный момент не хватит внутренних ресурсов, чтобы справиться с существующими трудностями. В связи с этим выбор цели деятельности, принятие какого-либо решения или выбор эффективного способа достижения цели для этих детей почти всегда является трудной задачей. Поэтому они чаще предпочитают отказаться от деятельности, чем осуществить какое-либо действие. Однако, если они принимают решение действовать, то ведут себя очень рассудительно, обдумывая каждое свое действие и сознательно контролируя выполнение намеченного плана. Вместе с тем плохо переносят отсрочки и отклонения от сконструированных ими правил и стратегий, испытывая при этом сильное беспокойство, сопровождающееся раздражением, страхом и гневом. Неудержимое стремление удовлетворить потребность, воплотить принятое решение в жизнь любым способом является основным мотивом избавления от тревожности.

2. Дети с низкой фрустрационной устойчивостью отличаются активными, деятельными, эмоциональными переживаниями, но неустойчивыми, неуправляемыми реакциями в трудных ситуациях. Способны выбирать и ставить адекватные цели, продумывать до мелочей способы их достижения, а также доводить начатое дело до конца, несмотря на помехи. Дети данной группы более адаптивны. Проявляют большую гибкость поведения при изменении ситуации. Из-за повышенной импульсивности, легкомысленности, беззаботности «сначала делают, а потом думают». Неспособность контролировать эмоции и импульсивность внешне выражаются в неумении выразить чувства в социально-приемлемой форме.

Отличительной особенностью детей с психотическими тенденциями являются психическая неадекватность личности. Они характеризуются аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира. Все их поступки, чувства, переживания в большей степени подчинены внутренним, эндогенным законам, чем влияниям со стороны окружающих. Вследствие этого их мысли, чувства и поступки часто возникают немотивированно и кажутся странными и парадоксальными.

Регуляции собственного поведения очень сложна. Ситуативно возникающие эмоции, из-за низкого контроля над ними, смешиваются с фоновыми переживаниями или другими ситуативными эмоциями. Любое событие, связанное с психическим напряжением, может породить у них одновременно несколько противоречивых чувств и эмоций, которые они не считают нужными сдерживать и скрывать от окружающих. Поэтому психотическая личность находится в постоянном внутреннем конфликте с собой, постоянно напряжена и возбуждена вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации. Это хроническое напряжение может без внешнего повода прорываться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха.

Еще одной существенной особенностью детей данной группы является их интровертированность, свидетельствующая о затруднениях в межличностных контактах, замкнутости, необщительности, скрытности, отрицательными отношением к людям, подозрительностью, враждебностью.

– дети с астеническим эмоциональным профилем, характеризующимся преобладанием астеничности как в показателях эмоциональных переживаний, так и фрустрационных реакциях. Особенности эмоционально-волевой регуляции состоят в неумении владеть собственными эмоциями, фрустрационной неустойчивости, плохом самообладании, стремлениях к гомеостатическому комфорту, эмоциональном переживаниям гедонистического типа.

– дети со смешанным астеническим эмоциональным профилем характеризующимся преобладанием стенической эмоциональности и одновременно астеническим фрустрационным поведением. Эти подростки эмоционально стеничны, однако, им трудно управлять собственным эмоциональным состоянием в трудных ситуациях.

– дети со смешанным стеническим эмоциональным профилем, характеризующимся астеничностью эмоциональных предпочтений и стенически не фрустрационным поведением. Особенности эмоционально-волевой сферы является разноплановость регулятивных механизмов. С одной стороны, это неумение владеть собственными эмоциями, плохое самообладание, низкая уверенность в своих силах в обычной ситуации, с другой – в ситуации фрустрации более эффективное регулирование эмоциональной сферы, проявление выдержки и самообладания, выбор конкретных целей и продуктивных способов их достижения.

Отличительной особенностью детей с депрессивными тенденциями является тоскливое настроение, угнетенное состояние, подавленность, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая адаптация к ситуационым событиям, всевозможным психотравмирующим переживаниям. Любая напряженная деятельность трудна, неприятна, протекает с чувством чрезмерного психического дискомфорта, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения. Дети с депрессивными нарушениями отличаются непослушанием, леностью, неуспеваемостью, драчливостью, часто убегают из дома. Наряду с постоянной внутриличностной конфликтностью, напряженностью и возбужденностью, наблюдается общая психомоторная заторможенность, сопровождающаяся снижением настроения, медлительностью, отсутствием настойчивости и решительности. В ситуации фрустрации они не способны к длительному волевому усилию, при невозможности преодолеть трудности часто впадают в отчаяние. При субъективно непереносимых обстоятельствах могут предпринимать попытки уйти из жизни.

Нарушение депрессивного характера могут сопровождаться идеями самообвинения, самоунижения, суицидальными мыслями и действиями, аутоагрессией.

Все обозначенные группы агрессивных детей имеют ярко выраженные нарушения в нравственной сфере. Дети с психотическими тенденциями склонны к непостоянству, уклонению от выполнения своих обязанностей, игнорированию социальных правил, требований и норм, пренебрежительно относятся к моральным ценностям. У детей с невротическими и депрессивными тенденциями существует внутриличностный конфликт внутри «Сверх–Я» самостоятельно сформированными и конвенциональными моральными критериями поведения (совестливостью и чувством вины).

Ведущей особенностью детей с психотическими и невротическими тенденциями является «мимозоподобность», болезненная ранимость и впечатлительность. Робкие, стеснительные и боязливые, они постоянно испытывают страхи и беспокойство, не верят в свои силы, не умеют налаживать контакты с окружающими, отстаивать свои интересы и добиваться поставленных целей. Спасаясь от ранящей действительности, они полностью уходят в мир вымыслов и фантазий, тем самым стремясь компенсировать себя за неудачи в реальной жизни

Могут встречаться два различных эмоциональных профиля, определяющие их состояние и поведение:

– смешанный астенический эмоциональный профиль (фоновая активность и апатия, пассивность в трудной ситуации);

– смешанный стенический эмоциональный профиль (фоновая тревожность, неуверенность в себе и активность, настойчивость, самообладание в ситуации фрустрации).

Особенностью детей экстровертированного типа является активность, честолюбие, стремление к общественному признанию, лидерству. Их отличает неиссякаемая энергия, стеничность, предприимчивость, активное достижение целей, высокая адаптивность и гибкость поведения. Привлекает активная, предпочительно физическая деятельность. Дети общительны, имеют много друзей, в дружбе заботливы и отзывчивы, легко адаптируются в любом коллективе, охотно берут на себя роль лидера, умеют сплотить людей, увлечь за собой. Обычно их слушаются и подчиняются их требованиям.

Для них характерно стремление к праздности и развлечениям, тяга к острым, возбуждающим впечатлениям. Часто рискуют, действуют импульсивно и необдуманно, легкомысленно и беззаботно из-за низкого самоконтроля влечений. Поскольку контроль над желаниями и поступками ослаблен, они часто бывают агрессивны и вспыльчивы. Вместе с тем обладают неплохой способностью к волевой регуляции эмоций: даже при встрече со значительными трудностями они могут проявить выдержку и самообладание, умеют «настроиться и собраться», когда это необходимо.

Главной чертой детей с гипертимными тенденциями является постоянно повышенный фон настроения. Их отличает активность энергичность, предприимчивость, целеустремленность, инициативность, общительность.

Вместе с тем дети с гипертимными особенностями личности склонны к риску, плохо переносят любую гиперопеку, не терпят и бурно реагируют на нотации нравоучения и призывы к дисциплине. Им чужды скромность и угрызение совести, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань «между дозволенным и запрещенным». Высокое самомнение приводит к тому, что любая критика, особенно со стороны старших, чаще всего вызывает раздражение и обиду. В коллективе сверстников стремятся занять лидирующее положение, однако из-за своего легкомыслия, неустойчивости интересов и высокомерия не могут удержаться в роли лидера.

Дети с высоким уровнем активности. К этой категории относятся дети предприимчивые, деятельные, активные, инициативные, постоянно стремящиеся к достижениям и успеху. Они с трудом переносят пассивность, их тянет к любой, предпочтительно физической деятельности. Обладают высокой фрустрационной толерантностью и сильной волей.

Волевая сфера

Неблагоприятное или благоприятное эмоциональное состояние у детей с нарушениями поведения связано с проблемами в сфере волевой регуляции. Нарушения в механизмах волевой регуляции наблюдаются у всех агрессивных детей вне зависимости от пола, возраста и модальности агрессивности. К нарушениям в волевой сфере при предрасположенности к физической агрессии относят импульсивность, несдержанность в проявлении эмоций, низкую фрустрационную толерантность, трудности в процессе целеполагания, плохое самообладание, нерациональность действий и поступков. При склонности к вербальной и косвенной агрессии – эмоциональная нестабильность, низкая фрустрационная толерантность, неустойчивость поведения (при негативных эмоциональных состояниях), импульсивность, низкий самоконтроль влечений (в случае позитивных эмоциональных состояний). При расположенности к негативизму у мальчиков наблюдается несдержанность и плохое самообладание, у девочек – эмоциональная нестабильнолсть и низкая фрустрационная толерантность.

В большинстве случаев дети не способны к длительному волевому усилию. В связи с этим любые отсрочки служат поводом для новых тревог и волнений, снижения позитивного фона настроения. Низкая фрустрационная толерантность приводит к парадоксальным реакциям в критических ситуациях: гнев и раздражение возникают внезапно и быстро прекращаются, сменяясь раскаянием, угнетенностью, слезами. Поэтому стереотипный образ жизни, ригидность поведения являются наиболее типичным способом компенсации и защитного поведения.

Нравственная сфера

Различные виды нарушений поведения обнаруживаются в поведении трех категорий детей, имеющих специфические особенности механизмов нравственной регуляции.

Первая – это дети (мальчики с физической агрессией, девочки с физической, вербальной и косвенной агрессией), не имеющие собственных устойчивых моральных принципов, этических стандартов поведения и нравственных ограничителей агрессивного поведения. У них фактически отсутствуют внутренние регуляторы их поведения (слабое «Я» подчиненное инстинктам «Оно»).

Вторая категория – это дети (мальчики с косвенной агрессией, юноши с вербальной агрессией, а также все половозрастные группы детей с негативизмом), имеющие конфликтные взаимоотношения между внутренними и внешними регуляторами поведения, а именно их отличает несформированность собственных моральных норм и необходимость подчиняться требованиями окружающих. Единственным фактором, сдерживающим их агрессивность, является страх наказания, отраженный в высоком чувстве вины (слабое «Я», находящееся между конфликтующими «Оно» и «Сверх-Я»). Таким образом, для них характерен постоянный конфликт между совестливостью и чувством вины, который приводит к усилению негативных эмоциональных состояний.

Третья – это дети (с физической агрессией, девочки с вербальной и юноши с косвенной агрессией) более зрелые в нравственном плане. Однако для них характерен конфликт между собственными нормами поведения и чрезмерно завышенными морально-этическими стандартами окружающих или неприемлемыми конвенциональными нормами (зрелое «Я», испытывающее значительные трудности в реализации «принципа реальности»).

Таким образом, отсутствие внутренних моральных оценочных критериев и неадекватные (завышенные/заниженные) нравственному развитию ребенка требования со стороны окружающих приводят к возникновению различных видов нарушений поведения.

Наблюдение

Метод наблюдения наиболее часто используется в педагогической практике для составления характеристики учащегося. Этот метод позволяет, во-первых, получить богатую информацию для предварительного психологического анализ

3. Виды нарушения поведения

Существуют следующие виды нарушения поведения:

Агрессивное

Деликвентное

Зависимое

Суицидально

Агрессивное поведение. Как известно, деструктивность (разрушительность), тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия. В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты , такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, негативизм, ярость, бешенство и ненависть, интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией 2 .

Из сказанного выше можно заключить, что агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий). Ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:

Выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

Тенденцию к разрушению;

Направленность на причинение вреда окружающим людям;

Склонность к насилию (причинению боли) 1.

Деликвентное поведение. Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

Под этим термином понимают противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях . Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - деликтами.

Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества 1.

Зависимое поведение. Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений.

Зависимое поведение, таким образом, оказывается тесно c вязанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности - аддиктивное поведение. Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти.

Зависимое (аддиктивное) поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности - химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.

В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:

Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

Гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

Сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм (см. глоссарий));

Религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

По мере изменения жизни людей появляются новые формы зависимого поведения, например, сегодня чрезвычайно быстро распространяется компьютерная зависимость.

Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования, например, курильщик с многолетним стажем, отказавшись от сигарет, может испытывать постоянное желание есть. Человек, зависимый от героина, часто пытается поддерживать ремиссию с помощью употребления боле легких наркотиков или алкоголя 1.

Суицидальное поведение. Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400-500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток - в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах приме в три раза превышает число убийств.

Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») - это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни . В структуре рассматриваемого поведения выделяют:

Собственно суицидальные действия;

Суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.

Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид - действия, завершенные летальным исходом.

Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия), например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться».

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное на строение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечав. Другой особенностью истинного суицида являются размышления, переживания по поводу смысла жизни.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (косвенное самоубийство) - вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смерть, чем на уход из жизни 1.

4. Формы девиантного поведения

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

Преступность . Изучение проблем преступности выявляет большое количество факторов, воздействующих на ее динамику: социальное положение, род занятий, образование, нищета как самостоятельный фактор, деклассирование, т. е. разрушение или ослабление связей между индивидом и социальной группой.

Основные качественные показатели роста преступности в России приближается к общемировым. Причем на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям, характеризуемым появлением таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Специалисты отмечают, что уже заметны процессы, говорящие об «индустриализации» девиантности.

Алкоголизм. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, способов времяпрепровождения и решения личных проблем. Однако эта социокультурная традиция дорого обходится обществу.

По статистике, 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50 % всех разводов также связаны с пьянством.

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий представляет большую сложность.

В модели алкогольного потребления учитываются следующие характеристики:

    показатель уровня потребления алкоголя в сочетании с данными о структуре потребления;

    регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи;

    численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно;

    распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам;

    поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения в социокультурных и этнических группах.

Наркомания (от греч. narke – оцепенение и mania – бешенство, безумие). Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма. Всего насчитывается около 240 видов наркотических веществ растительного и химического происхождения. Международная Конвенция о психотропных веществах 1977 г. в качестве наркотиков рассматривает вещества, вызывающие зависимость (привыкание) на основе возбуждения или угнетения центральной нервной системы, нарушение моторных функций, мышления, поведения, восприятия, галлюцинации или изменение настроения.

Точное количество россиян, злоупотребляющих наркотиками в нашей стране, определить вряд ли возможно из-за несовершенства системы социального контроля; но по некоторым оценкам, в 1994 г. их число могло составить от 1,5 до 6 млн человек, т. е. от 1 до 3 % всего населения. Подавляющее большинство наркоманов (до 70 %) – молодые люди в возрасте до 30 лет. Соотношение мужчин и женщин составляет примерно 10:1 (на Западе 2:1). Более 60 % наркоманов впервые пробуют наркотики в возрасте до 19 лет. Таким образом, наркомания – это прежде всего молодежная проблема, тем более что значительная часть наркоманов, особенно тех, кто употребляет так называемые «радикальные» наркотики (производные опийного мака), не доживает до зрелого возраста.

Суицид – намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых жизненных проблем, от самой жизни.

Соотношение между самоубийцами мужчинами и женщинами примерно 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2 при попытках, т. е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу. Отмечено, что вероятность проявления этой формы отклонений зависит и от возрастной группы; так, самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10-12-летние дети. Мировая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии.детей нарушений поведения у детей , особенно подростков: побегов... М.: «Издательство АСТ», 2004. - 635 с. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения . / И. А. Фурманов. – М. : Гуманистический издательский центр «ВАЛДОС» ...

  • Формирование самооценки детей в неблагополучных семьях

    Курсовая работа >> Психология

    Проблем, с которыми сталкиваются психологи , является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений. Неблагоприятный... родителей. М., 2003-365с. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов. М., 2004. - 351 ...

    • Нарушения поведения - – класс психиатрических (клинически значимых поведенческих) нарушений, включающий в себя различные анормальные модели поведения, при которых индивид периодически или постоянно нарушает неотъемлемые права, законные и заслуженные привилегии других… …

      НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ - Общий психиатрический класс нарушений, включающий в себя различные модели поведения, при которых индивид постоянно нарушает права, привилегии других людей, вмешивается в их личную жизнь. Было выделено множество различных подтипов. Некоторые из… …

      Нарушения поведения ребёнка - – общее название клинически значимых нарушений поведения, наблюдаемых в детстве и юности и связанных с наследственным, врождёнными и/или вызванных неблагоприятными воздействиями социальной среды нарушениями личностного развития. Модели поведения … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА - Общее психиатрическое название для ряда нарушений поведения, наблюдаемых в детстве и юности. Синдромы этой группы нарушений менее серьезны, чем при психозах, но считаются достаточно серьезными, чтобы проводить терапию. Модели поведения, обычно… … Толковый словарь по психологии

      Нарушения Личности - системные нарушения поведения, прежде всего социального, характерные для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга. При этом происходят: снижение уровня активности, исчезновение критичности, изменение… … Психологический словарь

      Нарушения умственного развития - Умственная отсталость МКБ 10 F70. F79. МКБ 9 317 … Википедия

      Нарушения, обусловленные след. осн. факторами: дефект речевой функции, нарушения структурно семантического (внутреннего) оформления высказывания, мутизм, ограничение возможности О. у больных с тяжелыми дефектами двигательных, сенсорных и др.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

      Категория. Системные расстройства личности. Специфика. Характерны для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга. При этом происходят: снижение уровня активности, исчезновение критичности, изменение направленности… … Большая психологическая энциклопедия

      Нарушения пищевого поведения - Содержание 1 Определение 2 Виды НПП 3 Что делать, если я (или близкий человек) страдаю от лишнего веса? … Википедия

      Нарушения интеллекта - (умственная отсталость) Понятие умственная отсталость в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или… … Педагогический терминологический словарь

    Книги

    • Нарушения поведения и развития у детей. Книга для хороших родителей и специалистов , Анисимова Татьяна Игоревна, Защиринская Оксана Владимировна, Сурушкина Светлана Юрьевна. В пособии представлены подходы к выявлению и коррекции наиболее частых поведенческих нарушений детского возраста: синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, тиков, тревожных расстройств,… Купить за 482 руб
    • Нарушения поведения учеников вспомогательной школы , Шипицына Л.М., Иванов Е.С.. Тираж 2000 экз. Нарушения поведения детей и подростков является актуальной проблемой и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и…

    Гиперактивное поведение (обусловленное, как уже было сказано, преимущественно нейродинамическими особенностями личности). Пожалуй, гиперактивное поведение детей, как никакое другое, вызывает нарекания и жалобы родителей, воспитателей, учителей.

    Такие дети отличаются повышенной потребностью в движении. При блокировке этой потребности правилами поведения, нормами школьного распорядка (т.е. в ситуациях, в которых требуется контролировать, произвольно регулировать свою двигательную активность) у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Возникающая вслед за этим эмоциональная разрядка является защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное перенапряжение и выражается неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, квалифицируемых как дисциплинарные проступки.

    Основные признаки гиперактивного ребёнка - двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребёнок совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть спокойно, часто вмешиваться в игры и занятия других детей.

    Демонстративное поведение.

    При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

    Одним из вариантов демонстративного поведения - детское кривляние, которое имеет следующие особенности:

    • ребенок кривляется только в присутствии взрослых и только тогда, когда они обращают на него внимание;
    • когда взрослые показывают ребёнку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается.

    Что же побуждает ребёнка использовать демонстративное поведение?

    Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители общаются с ними мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведёт и его следует отругать, наказать. Не имея приемлемых форм контакта со взрослыми, ребенок использует парадоксальную, но единственно доступную ему форму - демонстративную выходку, за которой незамедлительно следует наказание. Т.о. «общение» состоялось. Но также случаи кривляния бывают в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. В этом случае кривляние, само чернение ребенка «Я плохой» является способом выйти из-под власти взрослых, не подчиняться их нормам и не дать им возможным осудить (поскольку осуждение - самоосуждение - уже состоялось). Такое демонстративное поведение преимущественно распространено в семьях (группах, классах) с авторитарным стилем воспитателя, авторитарными родителями, воспитателем, учителем, где дети постоянно подвергаются осуждению.

    Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы - плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание «взять верх» над взрослыми. Капризы сопровождаются двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей. Эпизодически капризы могут возникать в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребёнка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.

    От эпизодических капризов, следует отличать закрепившиеся капризы, превратившиеся в привычную форму поведения. Основная причина таких капризов - неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

    Протестное поведение:

    Формы протестного поведения детей - негативизм, строптивость, упрямство.

    Негативизм- такое поведение ребёнка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом просили; это реакция ребёнка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.

    Типичные проявления детского негативизма - это беспричинные слёзы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость

    «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своём. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что ещё недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребёнка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению детской потребности к самостоятельности. Т.о., негативизм - это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним. «Упрямство- такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал… мотивом упрямства является то, что ребёнок связан своим первоначальным решением» (Л.С. Выготский)

    Причины упрямства разнообразны:

    • это может быть следствие неразрешимого конфликта взрослых;
    • упрямство может быть обусловлено общей перевозбудимостью, когда ребёнок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых;
    • а может быть причиной упрямства длительный эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребёнком самостоятельно.

    Строптивость отличает от негативизма и упрямства то, что она безлична, т.е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребёнку образа жизни.

    Агрессивное поведение- это целенаправленное разрушительное поведение, ребёнок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленность и неодушевленность), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх).Агрессивные действия ребёнка могут выступать в качестве:

    • средства достижения значимой для него цели;
    • как способ психологический разрядки;
    • замещения блокированной, неудовлетворенной потребности;
    • как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

    Причины агрессивного поведения разнообразны:

    • драматическое событие или потребность во внимании взрослых, других детей,
    • неудовлетворенная потребность в том, чтобы почувствовать себя сильным, или желание отыграться за собственные обиды,
    • проблемы, которые появляются у детей вследствие обучения,
    • снижение эмоциональной чувствительности к насилию и повышение вероятности формирования враждебности, подозрительности, зависти, тревожности - чувств, провоцирующих агрессивное поведение, вследствие воздействия средств массовой информации (систематический просмотр фильмов со сценами жестокости);
    • авторитарный стиль воспитания;
    • деформация системы ценностей в семейных отношениях;
    • дисгармоничные взаимоотношения родителей, агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям.

    Инфантильное поведение.

    Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка сохраняются черты, присущие более раннего возраста.

    Нередко во время урока такой ребёнок, отключаясь от учебного процесса, незаметно для себя начинает играть (катает по карте машинку, запускает самолетики). Такой ребёнок неспособен самостоятельно принять решение, выполнить какое-нибудь действие, испытывает чувство незащищенности, требует повышенного внимания к собственной персоне и постоянной заботы других о себе; у него понижена самокритичность.

    Конформное поведение- такое поведение полностью подчинено внешним условиям, требованиям других людей. Это сверхдисциплинированные дети, лишенные свободы выбора, самостоятельности, инициативы, навыков творчества (потому что приходится действовать по указанию, инструкции взрослого, потому что взрослые всегда и всё делают за ребёнка), приобретают негативные личностные особенности. В частности, им присуща тенденция менять самооценку и ценностные ориентации, свои интересы, мотивы под влиянием другого, значимого для них человека или группы, в которую они включены. Психологической основой конформности являются высокая внушаемость, непроизвольное подражание, «заражение». Конформное поведение во многом обусловлено неправильным, в частности авторитарным или гиперопехающим, стилем воспитания.

    Симптоматическое поведение.

    Симптом - это признак болезни, какого-либо болезненного (разрушаемого, негативного, тревожного) явления. Как правило, симптоматическое поведение ребёнка - признак неблагополучия в его семье, в школе, это своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что сложившаяся ситуация далее невыносима для ребёнка. Например, 7 летняя девочка пришла из школы, разбросала книги и тетради по комнате, через некоторое время собрала их и села за уроки. Или, рвота - как отторжение неприятной, болезненной ситуации в школе, или температура в день, когда должна состояться контрольная работа.

    Если взрослые ошибаются в интерпретации детского поведения, остаются равнодушными к переживаниям ребёнка, то конфликты ребёнка загоняются вглубь. И ребёнок бессознательно начинает культивировать в себе болезнь, так как она дает ему право требовать повышенного к себе внимания. Совершая подобное «бегство в болезнь», ребёнок, как правило «выбирает» именно ту болезнь, то поведение (иногда одновременно и то и другое), которое вызовет крайнюю, наиболее острую реакцию взрослых.

    Татьяна Фокина
    Консультация «Характеристика нарушений поведения и деятельности у детей»

    Введение

    Нарушение поведения у детей может проявляться в непослушании, в неадекватных реакциях на замечания, снижение успеваемости при обучении, как правило, родители и воспитатели в первую очередь замечают именно эти изменения.

    Если близкие не справляются с ребенком, то обращаются к специалистам (психологам, психотерапевтам) .

    Нарушения поведения у детей могут быть обусловлены :

    Особенностями воспитания (социально-педагогическая запущенность) .

    Врожденными личностными (характерологическими ) особенностями и связанные с этим развитие акцентуаций характера и психопатии , как правило, выражается в девиантном поведении .

    Невротическими расстройствами (тики, энурезы, фобии, т. е. навязчивые страхи, и т. д.) после перенесенных перинатальных энцефалопатий или минимальных мозговых дисфункций, либо после перенесенного психологического стресса (например : потеря близкого человека, особенно родителя) .

    Тяжелыми эндогенными психическими заболеваниями, т. е. заболеваниями центральной нервной системы связанные с нарушением обменных процессов в головном мозге.

    Хотя некоторые из этих вариантов могут проявляться одновременно, или могут быть похожи друг на друга, здесь-то и необходима консультация специалиста , чтобы вовремя распознать нарушение и если есть необходимость назначить лечение.

    1. Понятие и особенности нарушения поведения и деятельности у детей

    Поведение – реакции и действия человека и животных, выражающие их отношения с внешней средой. Первые значительные работы по обусловленному поведению принадлежат И . П. Павлову.

    В результате ряда исследований он пришел к выводу, автономные функции животных, например, слюноотделение, могут быть обусловлены не пищей, а другими раздражителями (светом) . Таким образом, ученый не только мог наблюдать и предсказывать, но и вызывать требуемое поведение животных .

    Исследования Павлова натолкнули психолога Скиннера Б. Ф. на лабораторные эксперименты с животными, среда обитания которых ограничена определенными условиями, что дает возможность получать хорошо воспроизводимые результаты.

    Скиннер пришел к заключению, что законы поведения , значимые для всех представителей вида, могут быть обнаруживаемыми , а индивидуальные различия – контролируемыми.

    По мнению Скиннера, поведение при всей его сложности и изменчивости – это именно то, что наблюдаемо и исследуемо. Именно поведение является той частью функционирования организма, которая взаимодействует с внешним миром и воздействует на него.

    Поведение человека составляет одну из важных областей психологических и социологических исследований.

    Скиннер различает следующие типы поведения : реактивное – рефлекторное поведение , оно легко прививается и легко исключается, оно управляется тем, что ему предшествует. И оперативное поведение – управляется теми событиями, которые следуют за поведением , т. е. последствиями. Такие последствия Скиннер называет подкреплениями.

    В психологии понятие «поведение » , чаще всего, определяется как внешне наблюдаемая система действий, поступков людей, в которой реализуются внутренние побуждения человека.

    Различают вербальное поведение – система суждений , высказываний и доказательств, и невербальное поведение , т. е. систему практических действий.

    С. Л. Рубинштейн различал инстинктивное, разумное поведение и навыки . А. Адлер считал, что поведение человека определяют представления о мире, поскольку чувства человека не воспринимают реальные факты, а получают их субъективные образы.

    К примеру, если человек испытывает чувство страха, он видит опасность там, где ее может не быть. Адлер подчеркивал, что человеческое поведение социально , поскольку личность развивается и формируется в социальном окружении. Кроме того, поведение человека определяется его жизненными целями, обеспечивающими направление деятельности . Привычки и черты поведения необходимо рассматривать в контексте жизненной цели индивидуума, формирование которой начинается с детства. А.Адлер выделяет три основные задачи : работа, дружба, любовь.

    Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение , не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.

    Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения , рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой) .

    Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

    Во-первых, это поведение , отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое) .

    Во-вторых, это антисоциальное поведение , нарушающее какие-то социальные , культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями , а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении .

    С. А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом :

    Социальные отклонения :

    корыстной ориентации : правонарушения , проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.) ;

    агрессивной ориентации : действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования) ;

    социально-пассивного типа : стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

    Таким образом, асоциальное поведение , различающееся и содержанием, и целевой направленностью,может проявляться в различных социальных отклонениях : от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений .

    Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне , но и в деформации внутренней регуляции поведения : социальных нравственных ориентации и представлений.

    Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность) .

    Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных , социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения , развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

    Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.

    Следовательно, придавая поступкам, поведению ребенка , подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целенаправленное влияние на развитие этих процессов или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка.

    Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению , мы создаем помеху, задерживаем развитие соответствующих свойств и качеств личности ребенка, подростка.

    Таким образом, отклоняющееся поведение детей и подростков , с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т. е. воспитательного средства) .

    Рассматривая поведение как феномен , свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах , происходящих в психике индивида, и наоборот.

    Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения ученика как отклонение, мы должны учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер , возраст ученика и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия.

    В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) .

    Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило,двумя факторами :

    1) ошибками воспитания или

    2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.

    Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения , и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями.

    Очень важно, поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка , тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним.

    Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей , знание которой позволит педагогу совместно с психологом не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.

    Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность психологической помощи – главное условие ее успешности и эффективности.

    Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации. Нарушение , недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания.

    Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.

    Как было установлено в предыдущем разделе, в качестве универсального, собирательного, применяемого в широком смысле термина, обозначающего недостаток физической или психической сферы человека, сегодня принят термин ограничение (возможностей, в англоамериканской профессиональной речевой среде – handicap (ограничение, препятствие) .

    Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием : в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации.

    Наиболее распространенными основаниями являются следующие : причины нарушений ; виды нарушений с последующей конкретизацией их характера ; последствия нарушений , которые сказываются в дальнейшей жизни.

    В основе последней педагогической классификации лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.

    Итак, в педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения , недостатка.

    Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями :

    Слабослышащие;

    Позднооглохшие;

    Незрячие;

    Слабовидящие;

    Лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

    Лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

    Лица с нарушением интеллекта ;

    Дети с задержкой психического развития (труднообучаемые) ;

    Лица с тяжелыми нарушениями речи ;

    Лица со сложными недостатками развития.

    Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма :

    Телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания) ; сенсорные нарушения (слух, зрение) ;

    нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений , психические и речевые нарушения ).

    Данная классификация значима для педагогики лишь как обобщенная системная организация всей совокупности нарушений развития . Для медицинской сферы эта классификация более значима, она имеет в медицине более тонко дифференцированную классификацию.

    В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является классификация по причинам возникновения нарушения , недостатка.

    Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др. :

    Врожденное нарушение развития ;

    Несчастный случай, стихийное бедствие;

    Производственная травма;

    Профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;

    Дорожно-транспортное происшествие;

    Участие в боевых действиях;

    Экологические преступления;

    Болезнь;

    Прочие причины.

    Классификация по причинам нарушений имеет значение и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недостатка развития, в том числе его биологической или социальной обусловленности, а также времени и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи.

    Значимой для социальной сферы и для педагогики является классификация по последствиям недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека – на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной, уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др. Английские специалисты предложили перекрестную классификацию, в которой указаны не только нарушенные сферы организма и функций человека, но и степень их поражения.

    Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каждого конкретного человека с проблемами в развитии.

    Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально и образовательно-значимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и соответственно направления коррекционно-образовательной деятельности : ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности , возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально- экономической независимости.

    Свои, частные классификации имеет каждая предметная область специальной педагогики.

    2. Классификация различных нарушений поведения и деятельности у детей

    нарушение поведение акцентуация характер

    Специфика современной общественно-экономической ситуации, ее сложность и напряженность создают условия, в которых ребенок довольно часто подвергается вредным воздействиям, вызывающим стойкие отклонения в его развитии.

    Эти отклонения, касающиеся как физической, так и психической сфер, могут привести к нарушению поведения ребенка в повседневной жизни.

    Специалисты условно выделяют три вида «неправильного» поведения .

    Кратко остановимся на каждом из них.

    1. Девиантное поведение («отклонение» ) – стереотип поведенческого реагирования , который связан с нарушениями определенных возрастных социальных норм и правил поведения , характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп, что приводит к социальной дезадаптации. Примеры поведения : срыв занятий, прогулы.

    Одним из важнейших факторов, определяющих формирование и развитие «трудного» поведения у подростков , является собственно период полового развития (пубертат) . В силу динамики анатомо-физиологических и психологических особенностей подростка именно в этот период формируются предпосылки становления девиантного поведения . В это время для подростков характерными являются поведенческие реакции группирования, оппозиции и т. д., которые служат основой «трудного» поведения .

    2. Делинквентное поведение («правонарушение » ) – стереотип поведенческого реагирования , связанный с нарушениями правовых норм , не влекущими за собой уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или того обстоятельства, что делинквент не достиг возраста уголовной ответственности. Примеры поведения : мелкое хулиганство, драки без нанесения тяжких телесных повреждений.

    3. Криминальное поведение («преступление» ) – поступки, подлежащие наказанию в уголовном порядке по статьям УК при условии достижения возраста уголовной ответственности.

    Криминальному поведению , как правило, предшествуют временные периоды, в течение которых проявляются различные формы девиантного и делинквентного поведения . Пример поведения : нанесение тяжких телесных повреждений.

    Заметим, что практически в каждой группе детского сада есть дети, ведущие себя неадекватно. К подростковому возрасту количество «трудных» детей увеличивается в 3–5 раз. К сожалению, «трудные» дети продуцируют себе подобных «нарушителей » в 3 раза активнее, чем послушные дети. По данным ВНИИ МВД России, за истекшие 5 лет количество преступлений, связанных с вовлечением подростков в преступную деятельность , увеличилось на 165,5%.

    К основным факторам, ведущим к формированию и развитию «трудного» поведения у ребенка ,относятся : фактор родительской семьи и биологические факторы. В наибольшей степени влияет на становление девиантных форм поведения фактор родительской семьи, т. е. дезадаптированная, дисгармоничная семья, в которой растет ребенок. По наблюдениям специалистов.

    Второе место среди причин и факторов, ведущих к формированию и развитию «трудного поведения » у ребенка,занимают биологические факторы : пре-, интра- и постнатальные вредности (токсикоз, патология родов, гипоксия плода, кесарево сечение и пр., душевные заболевания, генетические предрасположенности.

    Отметим, что в 95% случаев гиперактивные дети имели ранние органические поражения мозга, ведущие к мозговой истощаемости, снижению внимания, неусидчивости и т. п.

    У многих из «трудных» детей исходными , базовыми нарушениями являются задержка темпов психомоторного развития, речевого, эмоционального и когнитивного развития, глубокая социально-педагогическая запущенность в сочетании с такими системными расстройствами, как энурез, тик, заикание. Достаточно высокий процент среди «трудных» детей составляют депрессивные расстройства.

    Все это свидетельствует о ранней церебрально-органической (мозговой) недостаточности, частота встречаемости которой у детей с девиантными формами поведения составляет 95% .

    Заключение

    Для большинства детей полезна понятная система правил, определяющих границы приемлемого поведения и допустимой деятельности . Каждая семья имеет собственные стандарты поведения и языка ; поведение , не приемлемое а одной семье, вполне допускается в другой.

    Будучи родителями, вы должны отдавать себе отчет, почему вы устанавливаете то или иное правило – по причинам ли безопасности или из соображений общепринятых норм поведения .

    И вам следует сделать правильный выбор между преимуществом строгого следования стандартам поведения и возможностью периодических столкновений с детьми при проведении этих правил в жизнь.

    Старайтесь предоставить ребенку возможность свободно принимать решения в рамках ваших правил, иначе вы рискуете подорвать инициативу и уверенность ребенка в себе или спровоцировать непослушание.

    К нарушениям поведения относится группа расстройств, для которых характерно наличие вызывающего , агрессивного или диссоциального поведения .

    В зависимости от возраста ребёнка, это может быть хулиганство или чрезмерная драчливость, грубое или жестокое поведение , лживость, вспышки агрессии и гнева, провокационное поведение и непослушания .

    Все виды нарушений поведения можно условно разделить на несоциализированные и социализированные формы.

    Несоциализированные нарушения поведения являются патологическими формами, их основными диагностическими критериями можно назвать патохарактерологический синдром , девиантное поведение в микросоциальных группах, патологическая трансформация личности и наличие невротических расстройств.