Методы прогнозирования в политике. Прогнозирование политическое

Политическое прогнозирование – опережающее отражение политической действительности . Политическое прогнозирование- форма гипотетического отражения политики будущего, раскрывающая совокупное влияние тех факторов, которые в данное время влияют на развитие объекта государственного регулирования. Иначе , прогнозирование – это разновидность гипотетической и проектной методики отражения будущего. Такой характер “заглядывания” в будущее основывается на стремлении учесть как научные рекомендации, так и накопленный практический опыт в той или иной области жизни, а также данные о тех людях, которые будут реализовывать эти проекты. При прогнозировании используются разнообразные методы, но главным является построение сценариев развития , которые могут иметь форму эссе ,аналитического исследования или краткого описания основных структурных параметров ситуации и тенденций их развития, а также формализованного сообщения , сделанного на основе обобщения количественно обоснованных суждений. Практика показывает, что чем выше уровень прогнозирования политических событий, тем эффективнее, результативнее планирование и управление ими. Для органов политич. руководства иметь научно обоснованные прогнозы, значит, предвидеть ход развития политич. событий. Основная причина, побуждающая политич. деятеля заниматься прогнозированием, состоит в том, чтобы просчитать и смоделировать результаты принимаемых решений на опред. отрезке времени. = что прогнозы должны:- предоставить инф-цию о том, какие конкретные политические цели возможны и достижимы для субъекта политики;- помочь разъяснить, какие из этих целей в наибольшей степени соответствуют интересам общества на данном этапе развития;- прогнозы должны дать основу для принятия решения при наличии альтернативных политических целей, которые в равной степени соответствуют интересам общества;- прогнозы должны помочь найти правильное соотношение между текущими и современными задачами, между ближайшими и дальними целями, между минимальными и максимальными требованиями, между целями и средствами;- прогнозы имеют задачу вскрыть последствия принимаемых сегодня политических решений

В зависимости от практических задач можно выделить четыре основных типа политических прогнозов.1. Поисковые прогнозы, которые составляются для практических целей. Типичным примером могут быть периодически публикуемые прогнозы ООН, некоторые прогнозы, составленные Всемирным банком и др.2.Аналитические прогнозы, составители которых разрабатывают и совершенствуют научный арсенал социально-политического прогнозирования. К этой группе прогнозов можно отнести работы Дж. Форрестера (“Мировая динамика”).3.Нормативные прогнозы, решающие задачу дать изображение определенного будущего в качестве наиболее желаемого или, по крайней мере, предпочтительного в сравнении с иными альтернативами.4.Прогнозы-предостережения . Авторы таких прогнозов стремятся предупредить общественное мнение с помощью мрачных картин будущего с целью предотвращения его наступления. Такими стали работы членов Римского клуба “Пределы роста”, “Человечество на поворотном пункте” и др. По промежуткам времени, на который рассчитан прогноз, различаются текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и сверхдолгосрочные прогнозы. По проблемно-целевому критерию прогнозы делятся на два типа – поисковые и нормативные . Различаются также внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование. В сферу внутриполитического входит все содержание внутренней политики, но здесь следует различать два аспекта. Один связан с прогнозными оценками конкретных политических событий, другой – охватывает деятельность политических институтов общества. В основе такого различения лежат применяемые методики и методологии. На основе внешнеполитического прогнозирования оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются тенденции, направления развития и определяющие их факторы, делаются попытки оценить новые возможные факторы изменения действительности. Западная научная политическая мысль достигла больших успехов в разработке методов и исследовательских техник в области прогнозирования. Известны более 150 методов , используемых при анализе проблем будущего. Некоторые авторы сводят их в три группы: методы изыскательского, методы нормативного прогнозирования и методы обратной связи.

Под методами политического прогнозирования мы понимаем систему правил и методических приемов, используемых для комплексного получения прогностических выводов относительно будущего развития политических событий (ситуаций). В фундаменте любого метода должна лежать какая-либо теоретическая основа - систематизированная определенным образом совокупность специальных знаний (теория, гипотезы, эмпирические модели и т.д.)

Изучение сложных социально-политических явлений определяет и сложный характер научных методов, необходимых для этого. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должны быть истинными. Качество принятого прогноза, степень его научной обоснованности всецело зависит от того, какой метод или система методов лежат в основе прогностического исследования. В современной России расширение поля прогнозирования в связи с модернизацией всего жизненного уклада ведет к росту числа используемых в исследованиях будущего методов прогнозирования.

К настоящему времени в мировой практике сформировалось более 150 методов прогнозирования, носящих как общий, так и частный характер. Сложность состоит в том, чтобы определить возможную область использования каждого метода и выбрать наиболее эффективный. Рассмотрим более подробно некоторые прогностические методы. Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития внутренней или внешней политики, сформулированных ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом).

Метод коллективной экспертной оценки предполагает четыре действия:

  • * для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы. В их функции входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, они дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития тех или иных направлений внутренней или внешней политики (количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 100-150 человек, в зависимости от сложности объекта);
  • * перед тем, как организовать опрос экспертов, необходимо уточнить основные направления развития политических процессов, событий, а также составить матрицу, отражающую генеральную цель, подцели и средства их достижения. Под средствами достижения цели понимаются направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения политических целей;
  • * данный метод предполагает обязательно разработку вопросника для экспертов, который должен быть составлен по определенной структурно-иерархической схеме, а именно: от широких вопросов к узким, от сложных к простым;
  • * в ходе опроса экспертов необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов, а также независимость суждений экспертов. Давление "руководящего" мнения должно быть исключено;
  • * на заключительном этапе проводится обработка материалов экспертной оценки, которые характеризуют обобщённое мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов;
  • * выводы экспертов служат исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития политических событий.

Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценок.

Коллективная генерация идей - метод "мозговой атаки" - широко применяемый способ при исследовании будущего. Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при "мозговой атаке" проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее их разрушение, критику этих идей с формулированием контридей. Метод "мозговой атаки" называют ещё методом деструктивной отнесённой оценки. Можно выделить ряд этапов работы по этому методу.

Первый этап - формирование группы участников "мозговой атаки" (не более 15 человек). Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем общей эрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.

Второй этап - составление группой анализа проблемной записки участника "мозговой атаки", которая включает описание метода деструктивной отнесенной оценки и сущности проблемной ситуации.

Третий этап - генерация идей. Он начинается с того, что ведущий раскрывает содержание проблемной записки и концентрирует внимание участников на правилах проведения "мозговой атаки": высказывания должны быть ясными и сжатыми; критика предыдущих выступлений не допускается (говори своё); не разрешается выступать много раз подряд, зачитывать список идей, который может быть подготовлен участниками заранее. Основная задача ведущего состоит в поощрении высказываний по проблемной ситуации. Главное его правило не объявлять ложной, не осуждать и не прекращать исследование любой идеи, даже если она кажется абсурдной. Запись высказываемых идей лучше всего вести на магнитофон, чтобы не пропустить ни одну идею и иметь возможность систематизировать их для следующего этапа.

Четвертый этап - систематизация идей группой анализа.

Пятый этап - разрушение систематизированных идей. Каждая идея подвергается критике со стороны участников "мозговой атаки", число которых доводится до 25-30 человек. На этом этапе действует основное правило - рассматривать каждую из систематизированных идей только с точки зрения препятствий на пути к её осуществлению, т.е. участники атаки не отвергают предварительно выдвинутые идеи, а выдвигают доводы, отвергающие систематизированную идею. Продолжительность этапа до двух часов, а этапа генерации идей до одного часа.

Шестой этап - оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей.

Метод сценариев. В последние годы он получил широкое распространение. Политический процесс может быть представлен как смена различных политических ситуаций, через которые проходит в своем движении политическая система, её отдельные институты и другие компоненты. В этом аспекте можно утверждать, что политика движется от ситуации к ситуации, а ситуация - элементарный "шаг" политического процесса.

Политическая ситуация может развиваться по нескольким сценариям.

Сценарий - это способ установления логической последовательности событий с целью определения альтернатив развития политических реалий (международных отношений, национальной экономики, социальной политики, конфликтов и т.п.). Рассматриваемый метод является наиболее эффективным при анализе политической ситуации в современной России. Подтверждением этого являются исследования: С. Кургиняна - "Седьмой сценарий"; Института социально-политических исследований РАН - "Реформирование России: мифы и реальность": исследования теологов, например, "Сценарии смуты" в книге "Выбор судьбы"; Л.И. Абалкина “К самопознанию России”. Следует обратить внимание также на специальные рубрики "Сценарии" в печатных изданиях (журналах, газетах).

В сценарии используются заранее подготовленные аналитические материалы. Он должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы в свете политических задач на определенный период времени. Поэтому сценариями и называют различные (воображаемые, но правдоподобные) последовательности действий и вытекающие из них события, которые могут произойти в будущем в исследуемой ситуации. Эти последовательности имеют общее начало (настоящее состояние), но затем возможные состояния могут различаться всё значительнее, что и приводит к проблеме выбора.

Как практически использовать метод сценариев?

Метод составления сценариевследует реализовывать на практике с помощью двух последовательных этапов:

  • 1) Описание структуры системы в заданный момент времени и проверка ее внутренней согласованности в этот момент.
  • 2) Эволюция во времени от одного описания к другому под естественным воздействием тенденций или под сознательным воздействием решений, соответствующих определенному курсу действий.

Например, к 2000 году сложилась ситуация, развитие которой могло быть описано тремя сценариями:

  • * катастрофическим, предполагавшим полный провал правительства в экономической сфере;
  • * промежуточным, когда центральная власть лишь частично теряет контроль над негативными процессами и нарастания кризисных явлений;
  • * оптимистическим, когда правительство овладевает ситуацией и положение в стране постепенно нормализуется.

Теперь, спустя время, можно убедиться, что в этих сценариях присутствовала вполне определенная доля достоверности развития событий.

Используя сценарный анализ, следует всегда иметь в виду существование факторов вероятного развития политических событий. Эти факторы могут быть объективными и субъективными, внутренними и внешними, постоянными и временными, необходимыми и случайными, общими, особенными и единичными, способствующими прогрессу и препятствующими ему.

Матричный метод прогнозирования и планирования служит для оценки относительного влияния взаимосвязанных факторов на достижение намеченных целей. Суть метода - в получении комплексных оценок путём преобразований матриц результатов экспертных оценок взаимного влияния отдельных факторов. Метод позволяет:

  • * провести анализ различных вариантов развития событий и проранжировать их по степени важности для достижения поставленной цели;
  • * выявить наиболее значимые области политики, имеющие наибольшее значение в решении поставленных задач;
  • * определить наиболее важные отрасли социальной сферы, развитие которых обеспечивает достижение желаемых результатов;
  • * выбрать наиболее эффективные политические технологии;
  • * обосновать оптимальное размещение ресурсов власти.

Дельфийская техника (метод Дельфи) - последовательное анкетирование мнений экспертов о перспективах какого-либо объекта с целью выявления преобладающего суждения специалистов. Анкетирование исключает прямые дебаты, но позволяет экспертам периодически корректировать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег. Название метода восходит к оракулу при храме Аполлона в Дельфах (древний религиозный центр в Греции). С вопросами к дельфийскому оракулу обращались как отдельные граждане, так и представители государств. Прорицательница Пифея в состоянии экстаза изрекала ответы вопрошавшим, которые облекались кем-либо из жрецов в стихотворную форму и имели значение пророчеств, данных Апполоном. Прорицания дельфийского оракула сохранились у Геродота и в других источниках.

Метод экстраполяции. Экстраполяция логическая - это перенесение выводов, правомерных внутри пространственного или временного отрезка, наблюдения за пределы этого отрезка. Экстраполяционные методы прогнозирования лежат в основе всех исследовательских прогнозов. Экстраполяция математическая - процедура установления значения функции f(x) в точках х, лежащих вне интервала {х0, хn}, по известным значениям функции в точках х0 < хi … < хn, лежащих внутри интервала [х0, хn].

Прогнозирование на основе метода моделирования. Моделирование означает материальное или мысленное имитирование реально существующей (натуральной) системы путём специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы; исследования в моделях или на реальных объектах проводятся с применением методов теории подобия. Подобными называются явления, при которых все параметры (полное подобие) или наиболее существенные при данном исследовании (локальное подобие) в любой момент времени и в любой точке пространства отличаются от соответственных параметров другого явления в определённое (постоянное в течение всего исследования) число раз. Выделяют два типа моделирования. В первом случае - это конструкция, изоморфная моделируемой системе. Используется в чистой математике и при математическом описании общественных систем.

Смысл такого описания состоит в том, что отношения между элементами системы выражаются с помощью уравнений, причем так, чтобы каждому термину содержательного описания системы соответствовала какая-либо величина (константа, переменная) или функция, фигурирующая в уравнении. Сами уравнения называются при этом моделью. Важным гносеологическим условием такого моделирования является измеряемость всех описываемых процессов. Второй тип моделирования основан на понятии «черный ящик». В кибернетике этим термином называют объект, внутренняя структура которого недоступна для наблюдения, и о котором можно судить, в частности, по тому, как он преобразует приходящие на вход сигналы.

Кроме названных методов в прогнозировании используются: индивидуальные экспериментальные оценки, прогнозирование по аналогии, интерполяционные методы, интуиция, корреляционный анализ, морфологический анализ, эвристический метод, прогнозирование на основе историко-логического анализа, прогнозирование на основе теорий принятия решений, прогнозирование на основе систем "профайл", "скор", "фэйм", прогнозирование на основе индивидуальных выводов и т.д.

Использование того или иного метода или группы методов зависит от сложности и специфики конкретного объекта исследования.

Под методами политического прогнозирования мы понимаем систему правил и методических приемов, используемых для комплексного получения прогностических выводов относительно будущего развития политических событий (ситуаций). В фундаменте любого метода должна лежать какая-либо теоретическая основа – систематизированная определенным образом совокупность специальных знаний (теория, гипотезы, эмпирические модели и т.д.)
Изучение сложных социально-политических явлений определяет и сложный характер научных методов, необходимых для этого. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должны быть истинными. Качество принятого прогноза, степень его научной обоснованности всецело зависит от того, какой метод или система методов лежат в основе прогностического исследования. В современной России расширение поля прогнозирования в связи с модернизацией всего жизненного уклада ведет к росту числа используемых в исследованиях будущего методов прогнозирования.
К настоящему времени в мировой практике сформировалось более 150 методов прогнозирования, носящих как общий, так и частный характер. Сложность состоит в том, чтобы определить возможную область использования каждого метода и выбрать наиболее эффективный. Рассмотрим более подробно некоторые прогностические методы. Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития внутренней или внешней политики, сформулированных ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом).
Метод коллективной экспертной оценки предполагает четыре действия:
· для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы. В их функции входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, они дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития тех или иных направлений внутренней или внешней политики (количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 100-150 человек, в зависимости от сложности объекта);
· перед тем, как организовать опрос экспертов, необходимо уточнить основные направления развития политических процессов, событий, а также составить матрицу, отражающую генеральную цель, подцели и средства их достижения. Под средствами достижения цели понимаются направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения политических целей;
· данный метод предполагает обязательно разработку вопросника для экспертов, который должен быть составлен по определенной структурно-иерархической схеме, а именно: от широких вопросов к узким, от сложных к простым;
· в ходе опроса экспертов необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов, а также независимость суждений экспертов. Давление "руководящего" мнения должно быть исключено;
· на заключительном этапе проводится обработка материалов экспертной оценки, которые характеризуют обобщённое мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов;
· выводы экспертов служат исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития политических событий.
Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценок.
Коллективная генерация идей – метод "мозговой атаки" – широко применяемый способ при исследовании будущего. Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при "мозговой атаке" проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее их разрушение, критику этих идей с формулированием контридей. Метод "мозговой атаки" называют ещё методом деструктивной отнесённой оценки. Можно выделить ряд этапов работы по этому методу.
Первый этап – формирование группы участников "мозговой атаки" (не более 15 человек). Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем общей эрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.
Второй этап – составление группой анализа проблемной записки участника "мозговой атаки", которая включает описание метода деструктивной отнесенной оценки и сущности проблемной ситуации.
Третий этап – генерация идей. Он начинается с того, что ведущий раскрывает содержание проблемной записки и концентрирует внимание участников на правилах проведения "мозговой атаки": высказывания должны быть ясными и сжатыми; критика предыдущих выступлений не допускается (говори своё); не разрешается выступать много раз подряд, зачитывать список идей, который может быть подготовлен участниками заранее. Основная задача ведущего состоит в поощрении высказываний по проблемной ситуации. Главное его правило не объявлять ложной, не осуждать и не прекращать исследование любой идеи, даже если она кажется абсурдной. Запись высказываемых идей лучше всего вести на магнитофон, чтобы не пропустить ни одну идею и иметь возможность систематизировать их для следующего этапа.
Четвертый этап – систематизация идей группой анализа.
Пятый этап – разрушение систематизированных идей. Каждая идея подвергается критике со стороны участников "мозговой атаки", число которых доводится до 25-30 человек. На этом этапе действует основное правило – рассматривать каждую из систематизированных идей только с точки зрения препятствий на пути к её осуществлению, т.е. участники атаки не отвергают предварительно выдвинутые идеи, а выдвигают доводы, отвергающие систематизированную идею. Продолжительность этапа до двух часов, а этапа генерации идей до одного часа.
Шестой этап – оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей.
Метод сценариев. В последние годы он получил широкое распространение. Политический процесс может быть представлен как смена различных политических ситуаций, через которые проходит в своем движении политическая система, её отдельные институты и другие компоненты. В этом аспекте можно утверждать, что политика движется от ситуации к ситуации, а ситуация – элементарный "шаг" политического процесса.
Политическая ситуация может развиваться по нескольким сценариям.
Сценарий – это способ установления логической последовательности событий с целью определения альтернатив развития политических реалий (международных отношений, национальной экономики, социальной политики, конфликтов и т.п.). Рассматриваемый метод является наиболее эффективным при анализе политической ситуации в современной России. Подтверждением этого являются исследования: С. Кургиняна – "Седьмой сценарий"; Института социально-политических исследований РАН – "Реформирование России: мифы и реальность": исследования теологов, например, "Сценарии смуты" в книге "Выбор судьбы"; Л.И. Абалкина “К самопознанию России”. Следует обратить внимание также на специальные рубрики "Сценарии" в печатных изданиях (журналах, газетах).
В сценарии используются заранее подготовленные аналитические материалы. Он должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы в свете политических задач на определенный период времени. Поэтому сценариями и называют различные (воображаемые, но правдоподобные) последовательности действий и вытекающие из них события, которые могут произойти в будущем в исследуемой ситуации. Эти последовательности имеют общее начало (настоящее состояние), но затем возможные состояния могут различаться всё значительнее, что и приводит к проблеме выбора.
Как практически использовать метод сценариев?
Метод составления сценариевследует реализовывать на практике с помощью двух последовательных этапов:
1) Описание структуры системы в заданный момент времени и проверка ее внутренней согласованности в этот момент.
2) Эволюция во времени от одного описания к другому под естественным воздействием тенденций или под сознательным воздействием решений, соответствующих определенному курсу действий.
Например, к 2000 году сложилась ситуация, развитие которой могло быть описано тремя сценариями:
· катастрофическим, предполагавшим полный провал правительства в экономической сфере;
· промежуточным, когда центральная власть лишь частично теряет контроль над негативными процессами и нарастания кризисных явлений;
· оптимистическим, когда правительство овладевает ситуацией и положение в стране постепенно нормализуется.
Теперь, спустя время, можно убедиться, что в этих сценариях присутствовала вполне определенная доля достоверности развития событий.
Используя сценарный анализ, следует всегда иметь в виду существование факторов вероятного развития политических событий. Эти факторы могут быть объективными и субъективными, внутренними и внешними, постоянными и временными, необходимыми и случайными, общими, особенными и единичными, способствующими прогрессу и препятствующими ему.
Матричный метод прогнозирования и планирования служит для оценки относительного влияния взаимосвязанных факторов на достижение намеченных целей. Суть метода – в получении комплексных оценок путём преобразований матриц результатов экспертных оценок взаимного влияния отдельных факторов. Метод позволяет:
· провести анализ различных вариантов развития событий и проранжировать их по степени важности для достижения поставленной цели;
· выявить наиболее значимые области политики, имеющие наибольшее значение в решении поставленных задач;
· определить наиболее важные отрасли социальной сферы, развитие которых обеспечивает достижение желаемых результатов;
· выбрать наиболее эффективные политические технологии;
· обосновать оптимальное размещение ресурсов власти.
Дельфийская техника (метод Дельфи) – последовательное анкетирование мнений экспертов о перспективах какого-либо объекта с целью выявления преобладающего суждения специалистов. Анкетирование исключает прямые дебаты, но позволяет экспертам периодически корректировать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег. Название метода восходит к оракулу при храме Аполлона в Дельфах (древний религиозный центр в Греции). С вопросами к дельфийскому оракулу обращались как отдельные граждане, так и представители государств. Прорицательница Пифея в состоянии экстаза изрекала ответы вопрошавшим, которые облекались кем-либо из жрецов в стихотворную форму и имели значение пророчеств, данных Апполоном. Прорицания дельфийского оракула сохранились у Геродота и в других источниках.
Метод экстраполяции. Экстраполяция логическая – это перенесение выводов, правомерных внутри пространственного или временного отрезка, наблюдения за пределы этого отрезка. Экстраполяционные методы прогнозирования лежат в основе всех исследовательских прогнозов. Экстраполяция математическая – процедура установления значения функции f(x) в точках х, лежащих вне интервала {х0, хn}, по известным значениям функции в точках х0 Прогнозирование на основе метода моделирования. Моделирование означает материальное или мысленное имитирование реально существующей (натуральной) системы путём специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы; исследования в моделях или на реальных объектах проводятся с применением методов теории подобия. Подобными называются явления, при которых все параметры (полное подобие) или наиболее существенные при данном исследовании (локальное подобие) в любой момент времени и в любой точке пространства отличаются от соответственных параметров другого явления в определённое (постоянное в течение всего исследования) число раз. Выделяют два типа моделирования. В первом случае – это конструкция, изоморфная моделируемой системе. Используется в чистой математике и при математическом описании общественных систем. Смысл такого описания состоит в том, что отношения между элементами системы выражаются с помощью уравнений, причем так, чтобы каждому термину содержательного описания системы соответствовала какая-либо величина (константа, переменная) или функция, фигурирующая в уравнении. Сами уравнения называются при этом моделью. Важным гносеологическим условием такого моделирования является измеряемость всех описываемых процессов. Второй тип моделирования основан на понятии «черный ящик». В кибернетике этим термином называют объект, внутренняя структура которого недоступна для наблюдения, и о котором можно судить, в частности, по тому, как он преобразует приходящие на вход сигналы.
Кроме названных методов в прогнозировании используются: индивидуальные экспериментальные оценки, прогнозирование по аналогии, интерполяционные методы, интуиция, корреляционный анализ, морфологический анализ, эвристический метод, прогнозирование на основе историко-логического анализа, прогнозирование на основе теорий принятия решений, прогнозирование на основе систем "профайл", "скор", "фэйм", прогнозирование на основе индивидуальных выводов и т.д.
Использование того или иного метода или группы методов зависит от сложности и специфики конкретного объекта исследования.
Семинарское занятие:
"Прогнозирование в политической деятельности: понятие, назначение, особенности, принципы, методы"

Вопросы для обсуждения:
1. Дайте несколько трактовок понятий «прогноз» и «прогнозирование». Какая трактовка, на Ваш взгляд, наиболее удачна и почему? В чём сущность политического прогнозирования?
2. Представьте, что Вы известный политик. Насколько широко вы будете опираться на прогноз в своей деятельности и почему?
3. На каких принципах должно основываться политическое прогнозирование?
4. В чём суть методов "коллективной экспертной оценки" и "мозговой атаки"? Подумайте, каковы преимущества и ограниченность этих методов?
5. В чём суть и значение метода сценариев в политике? От каких факторов, на Ваш взгляд, зависит его эффективность? Почему сценарный анализ в политическом прогнозировании самый распространённый?
6. Что Вы знаете о "методе Дельфи"?
7. В каких случаях используется метод экстраполяции? В чём его особенность?
8. Расскажите о методе имитационного моделирования. В связи с чем этот метод приобрёл популярность?
9. Есть ли различия между прогностикой и футурологией? Дайте обоснованный ответ.
10. В чём Вы видите разницу между понятиями "прогноз" и "утопия"?
11. Проанализируйте цепочку понятий: прогноз – предвидение – гипотеза – план. Что между ними общего и в чём различие?
12. Что Вы знаете о представителях "Римского клуба". Какие доклады ими опубликованы?

Практические занятия
Практикум 1
Прогностический дебют

1. Опишите сегодняшнюю социально-политическую ситуацию в России.
2. Назовите те общественные силы (персоналии), которые, по Вашему мнению, будут оказывать наибольшее влияние на развитие событий в промежуток времени до конца текущего года.
3. Назовите ключевые события, которые с наибольшей вероятностью должны произойти в этот период.
4. Определите те элементы общественной жизни в России, которые, скорее всего, прекратят свое существование в ближайшем будущем, а также новые элементы, которые придут на смену исчезнувшим.
5. Назовите главные проблемы, с которыми столкнется общество при наиболее вероятном развитии событий и от решения (или нерешения) которых, будет зависеть дальнейший ход политического процесса.
6. Опишите наиболее желательную, наимение желательную и катастрофическую политическую ситуацию в России.
7. Опишите наиболее реальную политическую ситуацию к концу текущего года.
8. Укажите какие меры необходимо предпринять, чтобы добиться наиболее благоприятной политической обстановки в ближайшее время.
9. Опишите, какие международные факторы могут оказать наибольшее воздействие на развитие политических событий в России в ближайшем будущем.
Вариант ответа студента на поставленные вопросы, исходя из сложившейся ситуации, сложившейся к лету 2001г.

Сегодняшняя социально-политическая ситуация в России достаточно определенна. С одной стороны, наметился ряд позитивных сдвигов: достигнута отосительная политическая стабильность; снята острая напряженность в вопросе противоречий между региональными и федеральным законодательствами; положено начало реформированию законодательной и судебной властей; парламентом принимаются значимые законодательные акты. Однако, во-первых, это видимое благополучие может быстро закончиться, так как в России существует множество нерешенных проблем (в социальной, политической, экономической и военной сферах), которые могут в любой момент перейти в разряд катастрофических. Во-вторых, все позитивные изменения выглядят достаточно несистемно. Страна не может четко определить, куда ведет ее нынешняя элита – к авторитаризму, к «управляемой демократии» или развитой демократии по западному типу.
Естественно, что наибольшую роль в развитии политических событий в рассматриваемый период будет играть вся «верхушка» политической власти России. В первую очередь речь идет о Президенте, Президентской администрации, представителях исполнительной и законодательной властей, региональных лидерах, бизнес элите, а также СМИ и различных персонах, не относящихся непосредственно к политической власти (Алексий II и др.).
Анализируя политическую обстановку, следует признать, что промежуток времени от сегодняшних дней до конца 2001 г., будет насыщен различными важными событиями. Именно в это время должны быть решены такие ключевые вопросы как принятие законов о партиях, о земле, нового КЗОТа, вполне вероятно, что решение этих вопросов может повлечь за собой политические кризисы, в первую очередь, из-за непримиримой позиции КПРФ. Вряд ли стоит ждать решения Чеченской проблемы, однако проблемы беженцев и переселенцев могут быть положительно решены волевым усилием Президента.
Одним из ключевых событий является поднятие подводной лодки «Курск», так как в случае неудачи, это может повлечь за собой цепочку политических кризисов.
Будут приняты важные внешнеполитические решения, касающиеся проблемы долга России, отношений со странами ближнего зарубежья, «восьмерки», проблемы Курильских островов (хотя полное решение этой проблемы следует ожидать в более далеком будущем) и др. Особое место во внешней политике России занимает проблема договора по ПРО.
Прогнозируемый период достаточно небольшой, поэтому сомнительно, что какие-либо важные элементы общественной жизни прекратят свое существование. Однако, вполне возможно, что уже к концу этого года произойдет реструктуризация и уплотнение министерств, а также комитетов в Государственной Думе, что повлечет за собой исчезновение некоторых из них, хотя такой вариант наиболее вероятен в более отдаленном будущем. Что же касается новых элементов общественно-политической жизни страны, то их появление до конца этого года оцениваются скептически.
Основные проблемы, от решения или нерешения которых будет зависеть наше дальнейшее развитие общеизвестны: проблема консолидации и осознания невозможности дальнейшего внутреннего противостояния, для решения которой возможно заключение некоего «пакта о согласии» общественных сил; проблема Чечни; долговые проблемы; решение вопроса о роли и месте политических партий и парламента в России; решение земельного вопроса.
Наиболее желательный вариант для России, связывается с консолидацией политической элиты. В этом случае могут быть решены самые серьезные политические и социально-экономические проблемы без потрясений для страны. Однако, следует признать, что это скорее всего идеальный вариант развития событий. Наимение желательным сценарием следует признать вариант, при котором Российское общество не сможет консолидироваться, и все важные решения, которые планируется принять (подробнее о них говорилось выше) будут сильно затягиваться и сопровождаться постоянными политическими кризисами.
На международной арене Россия будет вести себя вяло и не сможет добиться серьезных положительных сдвигов. Многие внутренние проблемы вообще не будут решены, например, проблема Чечни, повышение зарплат и пенсий, проблемы с теплом и светом, замедление темпов экономического роста и др., что может привести к серьезному кризису. Возможен и катастрофический вариант, если Кремль будет «продавливать» свои политические решения вопреки интересам людей труда, что, возможно, приведет к роспуску Думы и беспорядкам. Ситуация в Чечне и, в целом, на Кавказе может стать неуправляемой, что приведет к возобновлению широкомасштабных военных действий. Во внешней политике будут совершены грубейшие ошибки (во взаимоотношениях с США, ЕС и СНГ), которые приведут к международной изоляции России и потери всех основных рынков сбыта.
Однако, наиболее вероятный сценарий политического развития России следующий:
· Никакого заключения соглашения о приоритетных целях государства и средствах их достижения между всеми политическими силами достигнуто не будет. Другими словами, не произойдет консолидации политической элиты. Это, естественно, не поставит нашу страну на грань катастрофы, но и не повысит наши потенциальные возможности для достижения стратегических целей.
· Основные важные законопроекты будут приняты.
· Ситуация в Чечне не претерпит значительных изменений, не улучшится и не ухудшится.
· Во внешнеполитической сфере будут достигнуты определенные успехи (налаживание партнерских отношений с Евросоюзом, взаимоприемлемое решение проблемы ПРО, налаживание отношений со странами Латинской Америки и Африки, недопущение военных конфликтов на Балканах и Ближнем Востоке). В целом, год может получиться успешным.
Если касаться международных факторов, которые будут оказывать наибольшее влияние на развитие политических событий в России, то здесь выделяются несколько. Во-первых, проблема внешнего долга. Во-вторых, - взаимоотношения с США, связанные с проблемой международной безопасности, изменениями договора по ПРО. Также следует отметить взаимоотношения со странами СНГ и прежде всего с Украиной и Белоруссией, здесь особое место занимает Союз Белоруссии и России.

Задание:
Дайте Ваш вариант ответа, исходя из сложившейся ситуации на сегодняшний день.

Практикум 2
Заполните таблицу "Общественно-политическая обстановка в России на современном этапе и в перспективе".

Сферы общества Негативные тенденции Позитивные тенденции Ваш прогноз на ближайшее будущее
Экономическая сфера
Политическая сфера
Социальная сфера
Духовно-идеологическая сфера

Практикум 3
Составьте сценарий развития социально-политической ситуации на основе анализа событий сегодняшнего дня:

Элементы сценария
· политические события;
· текущая динамика политического положения;
· партии и общественные движения;
· уровень социальной напряжённости в стране и др.

Темы докладов, рефератов, сообщений
· Прогностика и структура её предмета.
· Диалектика "вызова и ответа" и её эвристическое значение в прогностике.
· “Четвёртая мировая война”: её характер и цели. Прогностический вариант.
· Проблемы конкретности и точности прогноза;
· Футурология в ХХ веке;
· Роль оперативных прогнозов в политической жизни;
· Прогноз, гипотеза, план: сходство и различия;
· Долгосрочный прогноз в политическом процессе;
· Политический прогноз и формирование общественного сознания.
· Место и роль прогнозирования в системе функций управления.
· Глобальное политическое прогнозирование.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.

1.Сущность политического прогнозирования..

2.Объективные основы политического прогнозирования.

3.Некоторые формы политического прогнозирования.


I. Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.

Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова «в самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности».

Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.

Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на определенной теории. Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.

Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика. Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей политики имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое.

Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.

Объект политического прогнозирования очень широкий и сложный по структуре. Поэтому понятие «политическое прогнозирование» означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной.

Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.

В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.

По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).

II. Каждый, кто разрабатывает научные прогнозы и применяет их в практической политике, так или иначе, вольно или невольно руководствуется принципом познаваемости действительности. Следовательно, методологической основой прогнозирования служит материалистическая гносеология.

Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности. Поэтому научные прогнозы политических событий, явлений и процессов - это осмысленные, осознанные возможности развития политической жизни общества, взятые в их теоретической обоснованности.

Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Поэтому иного пути для прогнозирования будущего нет, кроме познания возможностей, тенденций, заключенные в настоящем состоянии политической системы. Таким образом, научный прогноз раскрывает будущее политическое событие как нечто объективно обусловленное предыдущим ходом вещей, то есть нечто детерминированное, предопределенное законами развития и функционирования политической системы.

Обычно считается, что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее. Однако утверждать это с достоверностью можно лишь с учетом действия вскрытых наукой законов развития объектов политического прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой прогнозирования является действие объективных законов определенной области действительности, в данном случае политической.

Политическая жизнь представляет собой одну из сфер жизнедеятельности людей, общества. И ей так же, как и другим сферам, присущи существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи и отношения, то есть объективные закономерности.

Законы, действующие в социально-политической области, проявляются как тенденции или возможности, которые не всегда превращаются в действительность. Это, естественно, затрудняет разработку политических прогнозов.

Объективной основой прогнозирования является и системное строение политической сферы общества. Любая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность, единство. Свойства системы не сводятся к сумме свойств ее компонентов. Система активно воздействует на свои компоненты и преобразует их сообразно собственной природе. В то же время изменение каких-то элементов может привести к определенному изменению всей системы. Система иерархична по своей сущности: каждый ее элемент в свою очередь может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет лишь один из компонентов более широкой системы. Все это необходимо учитывать при постановке целей и задач прогнозирования в рамках функционирования и развития политической системы, при разработке прогнозов и их использовании в практической политике.

III. Практика прогнозирования и ее теоретическое осмысление показали, что при осуществлении этой деятельности необходимо руководствоваться определенными принципами. Важнейшими из них являются принципы альтернативности и верификации.

Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность.

Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация – это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.

В настоящее время политическое прогнозирование располагает целым рядом методов. Среди них – экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы, а также другие группы методов. Каждая группа содержит несколько способов разработки прогнозов.

Некоторые политологи подразделяют методы политического прогнозирования на объективные и спекулятивные. Объективные – это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях. В данном случае и решение принимается на этой же основе. К таким методам относятся экстраполяция, моделирование, экспертиза и некоторые другие. Спекулятивные – это такие методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры. К подобным методам относятся коллективная генерация идей («мозговая атака»), написание сценариев, прогнозные графы и многие другие.

Рассмотрим кратко некоторые группы методов того и другого типа.

Одним из важнейших способов современного социально-экономического и политического прогнозирования является экстраполяция. Ее сущность заключается в том, что достоверные выводы по одной части какого-либо явления распространяются на другую часть, на явление в целом, на будущее данного явления. Экстраполяция – это ведущий метод прогнозирования будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.

Моделирование – это метод исследования объектов познания, то есть явлений, процессов, систем, на их моделях. Возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит, моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования базируется на том, что модель имеет теоретическую основу. При отсутствии теории, которая послужила бы основой для разработки предположения о будущих отношениях, одной информации о настоящем для этого недостаточно. Из числа спекулятивных методов рассмотрим брейнсторминг, то есть метод внезапных идей (по отечественной терминологии «мозговая атака»). Первая ступень брейнсторминга – это генерация большого количества идеей в небольшой период времени и в небольшой группе (5-12 человек). На данной ступени не делается оценки или комментариев насчет осуществимости этих идей, что могло бы привести к преждевременному отрицанию. После того, как эта творческая стадия завершена, идеи объединяются и оцениваются, создаются дополнительные возможности к вариантам вероятных событий, затем наиболее важные прогностические идеи выделяются.

Голосование»). В современное литературе, ориентированной на анализ эмпирического материала, чаша весов, похоже, склоняется в сторону первой позиции. 3. Проблемы прогнозирования электорального поведения избирателей 3.1. Параметры электоральной конкуренции и зарубежный опыт Среди основных параметров избирательных систем обычно выделяют электоральную формулу (способ перевода полученных...

То есть, не только система дает исходные данные для политического прогнозирования, но и сам прогноз может влиять на систему, становясь еще одним фактором, действующим в цепи событий. 2. Основные методы предвидения и прогнозирования в политике Одним из достаточно широко применяемых в политическом прогнозировании методов является экстраполяция – мысленное продолжение в будущее тех или иных...