План-конспект занятия (8 класс) на тему: занятие толерантность. Тренинговые упражнения по толерантности для подростков

Цели тренинга:

  • обучение различным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
  • развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию;
  • развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.

Возраст участников: 14-16 лет.

Продолжительность занятия: 45-60 минут (всего в тренинге 5 занятий).

Формы работы: игровые упражнения, дискуссии, рисование, ролевые ситуации и др.

Занятие первое. «Это сложное слово - толерантность».

Цель: познакомить учащихся с понятиями "толерантность", "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости; показать значение толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми.

Вводный этап. Упражнение «Чем мы похожи».

Задача упражнения: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.

Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Анна, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Анна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т.д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Как вариант этого упражнения можно использовать высказывание друг другу комплиментов. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: " Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его и также говорит комплимент другому участнику.

Обучающий этап. Работа с термином «толерантность». «Эмблема толерантности».

Задача: знакомство с определениями толерантности.

Материалы: бумага, фломастеры, маркеры.

Составляющие толерантности (написаны на доске, а учащимся предлагается объяснить их значение):

  1. Сотрудничество, партнерство.
  2. Готовность мириться с мнением другого человека.
  3. Уважение чувства человеческого достоинства.
  4. Уважение прав других.
  5. Принятие другого таким, какой он есть.
  6. Способность поставить себя на место другого.
  7. Уважение права быть другим.
  8. Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д..
  9. Признание равенства других.
  10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
  11. Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.

«Мозговой штурм». Работа с понятием «толерантная личность».

Задача: знакомство со свойствами толерантной личности.

Свойства толерантной личности:

  • признание равноправия всех людей (независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
  • доброжелательность и терпимое отношение к людям (инвалидам, беженцам и др.);
  • уважение культурной самобытности и языков других наций;
  • сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
  • позитивное отношение к людям других национальностей.

Необходимо также проговорить с участниками группы о противоположном типе поведения – интолерантности и сопоставить свойства двух типов личности.

Свойства интолерантной личности:

  • ставить себя выше остальных;
  • отсутствие чувства солидарности;
  • неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе;
  • пренебрежительное отношение к другим людям

Важно объяснить подросткам, что нетерпимость может проявляться достаточно широко: от обычной невежливости или раздражения - до геноцида, умышленного уничтожения людей.

Дискуссия. Какие проявления нетерпимости могут иметь место в отношениях не только между людьми, но и между государствами? (в этом случае необходима работа по трактовке того или иного понятия, они могут быть записаны на доске, а участники по очереди пробуют объяснить их значение).

  • оскорбления, насмешки;
  • игнорирование (отказ в беседе, в признании);
  • негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
  • преследования, запугивания, угрозы;
  • дискриминация (отрицание прав человека, изоляция в обществе);
  • расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
  • мигрантофобия (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");
  • национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
  • фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
  • империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
  • осквернение религиозных или культурных символов;
  • религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
  • изгнание (официальное или насильственное);
  • репрессия (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Заключительный этап. Упражнение «Синквейн "Толерантность"».

Задача упражнения: способность обобщить информацию после определенной вдумчивой рефлексии. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза полученной информации. Происходит от французского слова "5". Таким образом, синквейн – это 5 строк: 1 – тема существительное, 2 – два прилагательных, которые подходит к теме существительного, 3 – три глагола по теме, 4 – осмысленная фраза на данную тему, 5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Индивидуально или в парах участники пишут синквейны.

Занятие второе. "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"

Цель: помочь участникам определить главную причину нетерпимости в мире - различие между людьми и понять, что «отличный от меня» не значит «плохой».

Вводный этап. Упражнение «Приветствия».

Задача: познакомиться с приветствиями в разных культурах и сломать стереотипные формы поведения.

Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:

  • сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).

Участники приветствуют друг друга способом, указанным на их карточках.

Обсуждение упражнения: какую роль играют приветствия в нашей жизни? попробуйте догадаться, из каких стран пришли ваши приветствия? было ли трудно здороваться каким-то способом? показались ли какие-то из приветствий смешными?

Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться не только высказывать собственное мнение, но и принимать мнение другого. Ведь один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.

Упражнение « А я считаю …».

Задача: осознать возможность сосуществования различных мнений.

Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс ("согласен"), с другой - минус ("не согласен"). Сама черта означает отсутствие мнения. Участники после зачитывания утверждений должны стать на сторону "плюса" или " минуса". Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Примеры утверждений:

  • Самый важный предмет - математика.
  • Играть "в компьютер" лучше, чем смотреть телевизор.
  • Самое прекрасное домашнее животное - кошка.
  • Не иметь высшего образования - стыдно.
  • Самая классная музыка - рэп.
  • «Кока-кола» вкуснее «Фанты».
  • Изучать иностранный язык легче, чем физику.

Обсуждение упражнения:

Был ли кто-нибудь прав в этих ситуациях? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства? На все ли вопросы, о которых люди спорят, можно ответить однозначно? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

А теперь давайте попробуем создать своеобразный словарь слов, которые так или иначе связаны с понятием «толерантности».

Упражнение «Толерантный словарь».

Задача занятия: исследовать понятия, имеющие отношение к проблеме толерантности и разницу восприятия одних и тех же слов разными людьми

Оборудование: список понятий, бумага и фломастеры или карандаши для каждой команды.

Разделите участников на небольшие группы (по 3-4 человека). Дайте каждой группе несколько листов бумаги и карандаши. Ведущий вызывает к себе по одному представителю от каждой группы и сообщает им слово-задание. Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют это слово. Цель группы - догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. И так работаем с каждым участником.

Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, родина и другие слова, имеющие отношение к нашей теме.

После завершения игры и подсчета баллов, попросите участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова: было ли трудно угадывать? а рисовать? какие слова удались легче, какие - труднее? почему разные люди рисуют одни и те же слова по-разному?

Занятие третье. «Нетерпимости – нет!».

Цель: дать возможность подросткам попробовать на себе роль дискриминируемого и того, кто осуществляет дискриминацию.

На планете есть определенные зоны межэтнической напряженности, зараженные этническим насилием, которые порождают потоки мигрантов. Мы с вами можем наблюдать таких людей, которые вынуждены покидать свою родину и жить в другой стране. Нередко представители других национальностей подвергаются насилию, унижению, известны молодежные группировки, построенные по избирательному принципу и выдвигающие профашистские лозунги. В обществе существуют негативные стереотипы и предубеждения по отношению к таким людям.

Мы с вами сейчас выполним упражнения, которые помогут нам осознать себя в разных ролях. Способность ставить себя на место другого человека является основой толерантности, поэтому, испытав однажды неожиданные для себя чувства, вы сможете иначе отнестись к проявлениям нетерпимости и их жертвам.

Упражнение «Ярлыки».

Задача: дать участникам возможность почувствовать себя на месте отмеченных "ярлыком" людей; помочь увидеть недостатки такого подхода к людям.

Оборудование: наклейки с надписями "ленивый", "умный", "лидер", "равнодушный" и т.д.

Подойдите к каждому из участников и наклейте на грудь одну из наклеек (выбор наклеек должен быть случайным). Попросите участников не говорить друг другу, какие наклейки на них наклеены и запретите смотреться в зеркало. Дайте всей группе какое-нибудь интересное задание (например, нарисовать или сочинить что-нибудь). Скажите, что участники должны вести себя друг с другом так, как будто бы написанное на наклейках - правда.

Обсуждение: Что вы чувствовали, когда с вами вели себя неадекватно тому, как вы себя ощущаете? Всем ли досталась одинаковая работа? Как это связано с наклейками? Существуют ли "наклейки" в реальной жизни? Всегда ли наше мнение о других людях соответствует реальному? Влияет ли наше мнение на поведение в отношении этих людей? Если бы наклеек не было, группа бы работала лучше или хуже?

Упражнение «Разный старт».

Задача: познакомить участников с чувствами, которые испытывает человек, попавший в чуждую ему культуру; обсудить возможные реакции человека на такую ситуацию.

Оборудование: журналы для коллажа, ножницы, клей, бумага.

Вам потребуется придумать составить коллаж фотографий из старых журналов. Разделите группу на четыре подгруппы. Раздайте материалы. Рассадите группы в разных частях класса. Подойдите к первой команде и тихо скажите задание – сделать коллаж о весне. Также тихо попросите вторую группу изобразить осень, третью - лето. Подойдите к четвертой группе и скажите: "Од авдарку мо парстахи кам". Не отвечайте ни на какие вопросы представителей последней группы. Охотно помогайте остальным участникам.

Через какое-то время подойдите к каждой подгруппе. Посмотрите на работу первых трех групп. Дайте несколько советов. Похвалите работу участников. Подойдите к 4-й группе. Искренне возмутитесь, что они еще ничего не сделали или сделали неправильно. Поругайте участников.

Когда первые три группы закончили работу, похвалите их. В течение всего занятия члены групп не имеют права общаться друг с другом.

Обсуждение.

Начните обсуждение с чувств участников четвертой группы, позвольте им выразить свои все чувства. Что они чувствовали, когда получили непонятное задание? когда их ругали и игнорировали? Как развивались события, как менялись их ощущения в связи с этим? Как чувствовали себя члены остальных групп? Хотелось ли им возмутиться против несправедливости, или, наоборот, было приятно, когда их хвалили, а другую группу ругали? Почему никто не нарушил запрет на общение между группами и не помог членам четвертой группы (в этом вопросе присутствует элемент провокации)? Можно ли было нарушить запрет? Если кто-то все же решился помочь 4й группе, спросите, что его заставило так поступить? Как себя чувствуют люди, приехавшие к нам из другой страны и не понимающие правил нашей культуры и слов нашего языка? Как ведут себя члены общества по отношению к ним? Можно ли что-то изменить в нашем обществе, чтобы сделать жизнь этих людей легче? Кто является "четвертой группой" в реальном мире (напомните о людях, происходящих из деревни и приехавших в город, о беженцах, о людях из других республик, приехавших в наш город на работу (гастарбайтерах) и т.д.)?

Занятие четвертое. «Разрушь пирамиду ненависти».

Цель: познакомить учащихся с основными видами проявления нетерпимости – стереотипами и предрассудками; обсудить проблемы нашего общества (отношение к национальным и религиозным меньшинствам, беженцам).

На этом занятии мы с вами попытаемся разрушить пирамиду ненависти, которая строится из предрассудков и стереотипов, дискриминации и насилия. Порой очень сложно распознать эти «кирпичи пирамиды» в себе и окружающих людях. А еще сложнее понять их вред, который они приносят обществу и каждому из нас. Стереотипы есть у каждого из нас и это – естественный способ познания мира. Но эти стереотипы не должны быть ложными и приносить другому человеку зло и жестокость.

Стереотипы. Дать понятие «стереотипа». Стереотипы – это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Человеческий мозг устроен таким образом, что он постоянно классифицирует все, что встречает в реальности. Когда у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Так мы решаем, что «все русские много пьют», а «все подростки хоть в малых количествах да употребляют наркотики».

Упражнение «Христиане – мусульмане».

Задача: исследовать стереотипы по отношению к различным этническим и религиозным группам, их содержание, виды их проявления в жизни.

Оборудование: листы - опросники. (Приложение 1 ).

Разделите участников на несколько групп. Каждая группа будет работать с одним из листов - опросников. Каждый участник самостоятельно заполняет рабочий лист. Снова соберитесь в единую группу. Обсудите ответы.

Обсуждение. Было ли трудно заполнять рабочие листы? Если каким-то группам это было легче, а каким-то - труднее, то почему это произошло? Совпадают ли мнения всей группы? Действительно ли все мусульмане/ русские / евреи такие, как написано в рабочих листах? Каким образом у вас сформировалось именно такое мнение? Влияют ли на ваше мнение стереотипы?

Предрассудки. Дать понятие «предрассудка». Предрассудок - негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, даже инвалидностью человека.

Задача: познакомить подростков с различными видами предрассудков.

Разделить участников на подгруппы (2-4 человека). Раздать сценарии. (Приложение 2 )

Вы можете придумать ситуации, более актуальные для вашего города, школы.

Обсуждение: Что общего во всех проигранных сценках? Познакомьте участников с предрассудком в вашей сценке? Почему в сценках люди ведут себя именно таким образом? Как чувствуют себя жертвы предрассудков? Как можно предотвратить подобные ситуации?

Занятие пятое. «От слов – к делу».

Цель: помочь подросткам понять и решить, какие конкретные действия может предпринять каждый человек в собственной жизни, чтобы не допустить проявлений нетерпимости по отношению к другим людям в окружающем мире.

Мы понимаем, что в нашем мире действительно много насилия и жестокости и нам просто необходимо учиться быть толерантными во всём. И прежде всего, необходимо не просто говорить об этом, а переходить от слов к делу, мы должны научиться не допускать проявления нетерпимости вокруг себя. Это занятие поможет вам исследовать ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в их повседневной жизни.

Упражнение «Ролевые ситуации».

Оборудование: карточки по числу подгрупп (Приложение 3 ), разные предметы для костюмов.

Разделите участников на пары. Каждая пара получает одну карточку. Участники должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения. Затем пара делает презентацию своей ситуации. После этого вся группа должна ответить на вопросы: что выиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию? что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию? могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?

Обсуждение: попросите участников вспомнить подобные ситуации, случавшиеся с ними в жизни.Как они вели себя в таких случаях? Что мешает нам иногда поступать так, как мы считаем правильным? Что можно сделать, чтобы такие ситуации вообще не возникали вокруг нас?

Заключение к тренингу. В триумфальном ритуале римских полководцев есть такие слова: «Помни, что ты только человек». Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Это было своеобразное предостережение против установления диктатуры и тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Будьте толерантными!

Список использованной литературы.

  1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – 1999.
  2. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.
  3. Сериков Г.В. Мир различий/ Сборник упражнений для учащихся образовательных школ.
  4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. - М., 2003.
  5. Веб - сайт «А.Я. Психология» .http://azps.ru/.
  6. Веб – сайт «Толерантность». http://www.tolerance.ru/.

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является развитие у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию учащихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.

Цель занятия: развитие толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей и уважения.

Воспитательные:

  1. Развитие толерантных установок по отношению к людям;
  2. Развитие основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Развивающие:

  1. Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
  2. Развитие творческого потенциала учащихся.

Обучающие:

  1. Знакомство детей с понятием “толерантность” и историей его происхождения.

Возраст участников: учащиеся 4-го класса.

Материалы и оборудование:

  1. Мультимедийная презентация.
  2. Музыкальное оформление.
  3. Фломастеры и цветные карандаши для творческого задания.
  4. Раздаточный и наглядный материал.

Ход занятия

1. Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня.

Давайте мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом: возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу, поздороваемся локтями, поздороваемся пятками.

2. Разминка.

Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…” – умеет веселиться? – у кого есть старший брат или сестра? – кто умеет дружить? – у кого сейчас хорошее настроение?

3. Введение в тему.

– Здорово, что у вас хорошее настроение и столько общего.

А сегодня мы отправимся в путешествие в страну своего Я. Совсем недавно – 16 ноября – весь мир отметил Международный день … ой, - ребята, я забыла, как называется этот волшебный день. Помогите мне. У каждого из вас есть карточка– билетик на наше занятие с цифрами (от 1 до 13). Задание:- встаньте так друг за другом, чтобы числа были расположены в порядке возрастания.

(Дети выстраиваются и показывают карточки.) А теперь переверните карточки и (имя ребенка) прочитает слово, которое получилось: “толерантность”.

– Ребята, откуда пришло к нам это загадочное слово и что оно означает, давайте заглянем в историю. (Обращение к презентации)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран-Перигор, князь Беневентский . Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Вот почему его имя было использовано для названия такого понятия в психологии, как толерантность.

– Посмотрите, ребята что же вкладывают в это понятие люди в разных странах:

(Дети по очереди читают)

– Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

английском языке)

– Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.

(Во французском языке)

– Прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим.

арабском языке)

– Означает “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

(В китайском языке)

Как вы думаете, что значит слово толерантность в русском языке? (ответы детей)

Толерантность - означает уважение, принятие и признание другого- человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.

4. Рисунок “Цветок моего Я”

– Ребята, представьте свой внутренний мир в виде необычного цветка. Каким он будет, решать вам самим. Главное, чтобы он отражал то, что вам нравится, какой вы по характеру, что вы любите, к чему стремитесь. Ваши цветки мы посадим на нашу поляну и представим свои рисунки. – Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась. Пусть сейчас каждый расскажет о себе по своему рисунку (дети рассказывают о себе). Молодцы, посмотрите, какие мы все разные, но в то же время имеем и некоторые общие черты.

5. Работа со сказкой.

– Ребята, я хочу рассказать вам “Сказку о Необычном цветке” В одной стране, где днем светит яркое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жили цветы. Они все были разные по характеру, но каждый из них был хорош по-своему. (Слайд) Королевские лилии – всегда стремились во всем быть первыми, любили давать советы и делать замечания другим цветам (Слайд), дикий шиповник – был слегка застенчив, но всегда доводил начатое дело до конца (Слайд), а желтые ноготки очень дружелюбны и жизнерадостны, любили веселые приключения (Слайд). Но в этой чудесной стране жил один необычный цветок – Синецветик, который боялся подружиться с остальными цветами, он считал себя некрасивым и безликим. И от этого он чувствовал себя несчастным, у него всегда было грустное настроение. (Слайд) Однажды древний мудрый цветок, который рос высоко в горах, сказал Синецветику: “Ты очень красивый и необычный цветок! Посмотри, какие у тебя прекрасные лепестки, какой ты добрый и отзывчивый, у тебя все получится и все будет хорошо!” (Слайд) Синецветик, услышав эти слова, расправил свои лепестки и широко улыбнулся всем другим цветам – жителям этой страны. Они тоже улыбнулись ему в ответ, и Синецветик был просто счастлив. (Слайд)

– Что делало Синецветика несчастным в начале сказки?

– Как вы думаете, что ему помогло стать счастливым?

– Да, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека. Каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие. И я хочу вам открыть секрет: Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

6. Упражнение “Волшебный стул”.

Один из участников садится на этот стул в центр круга, остальные делают ему комплименты. Он благодарит всех, затем на стул садится следующий участник и т. д. Рефлексия: Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:

  • Какие чувства вы испытывали, когда оказывали друг другу знаки внимания?
  • Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывались вам?
  • Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания? Почему?

7. Давайте попробуем почувствовать друг друга…

Возьмите за руки своих товарищей по команде, сядьте удобно, закройте глаза и… постарайтесь расслабиться,.. посчитайте мысленно до пяти.. Послушайте своё дыхание,.. а теперь прислушайтесь к звукам, доносящимся из класса.. и снова послушайте своё дыхание… теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа… почувствуйте свою левую руку, а в ней руку соседа слева… представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла… почувствуйте это… постарайтесь запомнить это ощущение надолго… а теперь мысленно мы считаем до пяти… и.. открываем глаза.. мы вернулись в наш светлый класс.

– Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих товарищей по команде? (ответы детей)

– Итак, мы продолжаем путешествие по планете толерантности: и сейчас мы выполним творческое задание.

– У вас на столах лежат кусочки нашей планеты, но для того, чтобы всю планету соединить надо каждому из вас оставить на ней частичку себя. Ведь мы все разные, но мы вместе и будем жить на одной планете толерантности. У вас есть разноцветные фломастеры, нарисуйте на своих частях планеты частичку себя, пусть это будут улыбающиеся лица, если занятие вам понравилось, и грустные, если нет.

А теперь мы соберем нашу планету.

Посмотрите, какая она у нас получилась веселая и счастливая!

(Звучит музыка)

– Ребята, чтобы завершить наше занятие, давайте все вместе споем песенку, тоже веселую.

– Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и тогда сможешь достичь успеха.

Психологическое занятие «Толерантность»

(для учащихся 3-4 классов)

Цель : формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие.
Задачи:

Образовательная: уточнить представление детей о понятии «толерантность». Развивающая: развивать толерантное мышление, способствовать осознанию неодинаковости людей, научить принимать различия между людьми как положительный факт.

Воспитательная: воспитывать чувство терпимости.


Материалы: мультимедийная презентация; фломастеры; магнитофон; клей; заготовки – цветы; жетоны – “смайлики” - бабочки; музыка для релаксации.


Ход занятия


1. Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Давайте мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом: возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу, поздороваемся локтями, поздороваемся пятками.


2. Упражнение “Снежный ком” , либо построиться по росту, по цвету глаз и т.д.


3. Разминка.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» – умеет веселиться? – у кого есть старший брат или сестра? – у кого голубые глаза? – кто любит животных? – кто умеет дружить? – кто любит спортивные игры? – у кого сейчас хорошее настроение?


Здорово, что у вас хорошее настроение и столько общего. А сегодня мы отправимся в путешествие в страну своего «Я! и поговорим с вами о толерантности.

Толерантность - означает уважение, принятие и признание другого человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности


4. Рисунок “Цветок моего Я”

– Ребята, представьте свой внутренний мир в виде необычного цветка. Каким он будет, решать вам самим. Главное, чтобы он отражал то, что вам нравится, какой вы по характеру, что вы любите, к чему стремитесь. Ваши цветки посадите на нашу поляну (прикрепляют на магнитную доску)

Представление рисунков.

– Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась. Пусть сейчас каждый расскажет о себе по своему рисунку (дети рассказывают о себе) . Молодцы, посмотрите, какие мы все разные, но в то же время имеем и некоторые общие черты.


7. Работа со сказкой.

– Ребята, я хочу рассказать вам “Сказку о Необычном цветке” (автор Лебедева Елена Николаевна).

В одной стране, где днем светит яркое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жили цветы. Они все были разные по характеру, но каждый из них был хорош по своему. Королевские лилии – всегда стремились во всем быть первыми, любили давать советы и делать замечания другим цветам, дикий шиповник – был слегка застенчив, но всегда доводил начатое дело до конца, а желтые ноготки очень дружелюбны и жизнерадостны, любили веселые приключения. Но в этой чудесной стране жил один необычный цветок – Синецветик, который боялся подружиться с остальными цветами, он считал себя некрасивым и безликим. И от этого он чувствовал себя несчастным, у него всегда было грустное настроение. Однажды древний мудрый цветок, который рос высоко в горах, сказал Синецветику: “Ты очень красивый и необычный цветок! Посмотри, какие у тебя прекрасные лепестки, какой ты добрый и отзывчивый, у тебя все получится и все будет хорошо!” Синецветик, услышав эти слова, расправил свои лепестки и широко улыбнулся всем другим цветам – жителям этой страны. Они тоже улыбнулись ему в ответ. Вскоре цветы подружились, а Синецветик был просто счастлив.

– Что делало Синецветика несчастным в начале сказки?

– Как вы думаете, что ему помогло стать счастливым?

– Да, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека.

– Я хочу открыть вам секрет успеха:

– каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие.

Секрет: Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.


8. Упражнение “Река Ласки и Доброты”

Все участники образуют два берега реки – две шеренги, встают лицом друг к другу. Один из участников проходит (проплывает) по реке с закрытыми глазами, а берега дарят ему хорошие и добрые прикосновения. (Каждый из участников должен проплыть по реке)


9. Упражнение “Волшебный стул”. Один из участников, садясь на этот стул в центр круга, наделяется самыми положительными качествами и чертами, остальные делают ему комплименты. Он благодарит всех, затем на стул садится следующий участник и т. д.

Рефлексия .

Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:

Какие чувства вы испытывали, когда оказывали друг другу знаки внимания? Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывались вам?

Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему?


10. Итог занятия.

– Что запомнилось на занятии?

– Что такое наше Я?

– Я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и тогда сможешь достичь успеха.


11. Оцени занятие .

Я хочу узнать, понравилось ли вам занятие. Сделайте свой выбор при помощи «смайликов» - бабочек, прикрепив их на плакат.

Алла Шевчук
Тренинг толерантности

Цель : формирование у обучающихся установки на толерантное поведение .

Задачи :

1. Обучающая :

Познакомить учащихся с понятием «толерантность » .

Раскрыть характеристики .

Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;

Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.

2. Воспитательная :

Воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;

Воспитывать внимательное отношение к себе и другим.

3. Развивающая :

Развивать навыки рефлексии;

Развивать способность осознавать свои чувства;

Развивать навыки саморегуляции;

Развивать коммуникативные навыки.

Методы : групповой дискуссии, игрового моделирования, рисуночный.

Возраст участников : 12-14 лет.

Материалы : цветные стики, клей, фломастеры, ручки, ватман, рисунок Дерево толерантности , бумажный скотч. Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Структура занятия :

1. Первый этап - организационный : создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.

2. Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей;

3. Третий этап - игровой : система упражнений.

4. Заключительная часть : рефлексия занятия.

Ход занятия:

Первый этап – организационный.

Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу) . Педагог-психолог представляется.

Игра «Имена» .

Вспомните, как вас называли в детстве, как сейчас зовут и скажите, как будут звать вас, когда вы станете взрослыми.

(Пояснение для учителя : учащиеся говорят по цепочке. Например : «Когда я был маленький, меня звали Вовочка, сейчас зовут Володя, а когда вырасту, будут звать Владимир Михайлович».)

А как ещё вас называют одноклассники, родители?

(учитель делает вывод)

Всем нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли по имени. Но для этого надо стараться и самим никого не обижать, исключить из общения клички, прозвища, особенно те, которые касаются физических недостатков и те, которые нам неприятны. Все мы разные и внешне, и по характеру, одинаковых людей нет, да и очень скучно бы было, если бы люди все были абсолютно одинаковыми.

Психолог делает акцент на важности называть людей по именам (одно из известных правил общения) .

Ведущий - рассказывает о правилах поведения на занятиях.

Правила поведения :

Доверительный стиль общения;

Общение по принципу "Здесь и теперь";

Искренность в общении;

Конфиденциальность всего происходящего в группе;

Активное участие в происходящем;

Оцениваем не участника, а его действия и поступки;

Уважение говорящего.

Второй этап : - формулирование темы занятия, основных целей.

Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия – толерантность . Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя : уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.

Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (ответы : языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).

Показ презентации - «Планета толерантности » .

Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

психолог : На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

Толерантность – это уважение , принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность слово заимствованное,а поэтому мало понятное.

Подберите ближайшие синонимы к этому слову. (Ответы воспитанников)

Есть вещи в мире, которые мы любим, которые нам приятны. Что вы, ребята, любите на Земле? (ответы воспитанников) . Это вкусные конфеты, прекрасные пейзажи, мамина ласка, футбол…

Скажите, какие животные вам нравятся (ответы воспитанников) .

Каких животных вы не любите или даже боитесь? (Ответы воспитанников) .

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все – мы разные, все мы – равные!

Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Предлагаю поиграть в игру «Мы – разные»

Хлопают в ладоши те, у кого светлые волосы

Хлопают те, у кого темные волосы

Хлопают те, у кого длинные волосы

Хлопают те, у кого короткие волосы

Хлопают те, у кого вьющиеся волосы

Слайды 13, 14, 15

Люди на свет рождаются разными : непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

На нашей большой планете Земля живут разные люди, непохожие друг на друга. У них разные культуры, разные языки, разный цвет кожи. Мы поем разные песни и играем в разные игры.

Игра ПРИВЕТСТВИЕ

А сейчас я предлагаю поприветствовать друг друга так, как это делают жители разных стран.

(Поочередно демонстрируются иллюстрации к портретам народов разных стран)

В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

Самоанцы, жители острова Самоа, при приветствии обнюхивают друг друга.

Латиноамериканцы – обнимаются.

Лапландцы, жители Крайнего севера – трутся носами.

Японцы – кланяются.

Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык.

Представьте, если мы высунем язык при приветствии, то вряд ли захотят поздороваться с нами в следующий раз. А для тибетцев – это вежливая форма приветствия.

Русские, англичане, американцыв качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатие.

Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. В нее играют ребята из Африки, из страны Конго.

Создаём колаж толерантного человека , участники делятся на две команды и из молодёжных журналов делают колаж толерантного человека . Потом должны объяснить, что они сделали.

Третий этап - игровой

Упражнение «Линейка»

Цель : осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека .

Психолог : Давайте посмотрим, поняли ли вы, что такое толерантность . У двери класса встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу (учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора).

Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.

А как ведет себя не толерантный человек ? Он позволяет себе : оскорбления, насмешки, предубеждение.

Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах :

«Я хороший – ты плохой» ;

«Я плохой – ты хороший» ;

«Я плохой – ты плохой» ;

«Я хороший – ты хороший» .

Последний вариант отражает позицию толерантного человека . То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе , своей стране, своим традициям.

Толерантность - это милосердие .

Толерантность - это сострадание .

Толерантность - это уважение .

Толерантность - это доброта души .

Толерантность - это терпение .

Толерантность - это дружба .

Толерантность - это гармония в многообразии.

Заключительное задание “Дерево толерантности”

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности , то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными .

В конце мне хочется сказать, что школа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Четвертый этап - рефлексия.

Упражнение на рефлексию "Клубок"

Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.

Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является психолог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие занятия.

Итог занятия.

Ведущий благодарит за работу всех детей и подводит итог :

«Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми

Литература

1. Девина, И. Мы с тобой одной крови [Текст] / И. Девина // Школьный психолог – 2009.- №20 – 46-47 с.

2. Казарова, Е. Эмблема толерантности [Текст] / Е . Казарова // Школьный психолог – 2009.- №23 – 8-9 с.

3. Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими : тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова – М : Генезис, 2000.

4. Харрис, Т. Э. Я – ОК, ты – ОК. [Текст] / Т. Э. Харрис – М : Академия, 2006.

5. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я : Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О. В. Хухлаева - М.: Генезис, 2001.

ТРЕНИНГ

«Повышение толерантности в молодежной среде»
Общие рекомендации по проведению тренинга:

Периодичность – 1-2 раза в неделю

Число участников – не более 15 человек

Ведущий несет ответственность за подбор участников в группу

Ведущему следует помнить об основных принципах групповой работы: полнота информации (о целях работы группы, задачах, требованиях предъявляемых к участникам, о том, что может происходить), конфиденциальность, добровольность участия, искренность, пунктуальность, доброжелательность (участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки, в первую очередь негативные, поведению и высказываниям друг друга).
Структура занятий:

- Разминка. (Упражнения, способствующие активизации участников, созданию непринужденной атмосферы, повышению сплоченности и подготовке к основному содержанию)

- Основное содержание . (Может включать следующие формы: лекции, игры, мозговой штурм, групповые дискуссии, упражнения и задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия)

- Рефлексия / «Заминка».
Для оценки эффективности тренингов возможно использовать опросник «Индекс толерантности» (Солдатова, Шайгерова, Прокофьева, Кравцова, 2003). Оценка осуществляется дважды: до участия в тренинге и после его завершения.

МОДУЛЬ 1
КТО Я? ТРЕНИНГ ИДЕНТИЧНОСТИ

ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ, ИЛИ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я

Цели:


  • знакомство участников;

  • формирование позитивной идентичности;

  • осознание участниками своей идентичности, принадлежности к различным культурным, этническим, религиозным группам;

  • осознание и более глубокое понимание особенностей своей культуры, своих корней и истоков;

  • понимание влияния идентичности на восприятие мира и ее роли в социальном взаимодействии;

  • осознание многообразия внутри собственной культурной группы;

  • понимание феномена и причин этноцентризма.

Перед началом тренинга ведущий рассказывает участникам о том, что сегодня они начинают цикл из пяти тренингов, объединенных общей центральной темой – толерантность. Далее ведущий говорит: « Каждое занятие будет касаться одного из аспектов толерантности. Сегодняшнее занятия называется "Кто Я?" и посвящено оно толерантности к себе и своей, а точнее – своим группам. В психологии то, о чем мы будем говорить сегодня, называется идентичностью – личностной и социальной. Тренинги толерантности традиционно начинаются этой темой, поскольку позитивная идентичность, является той основой, без которой формирование толерантного мировоззрения практически невозможно. Кроме того, исследуя собственную идентичность, мы сможем с вами познакомиться, ведь нам предстоит провести вместе немало времени. Итак, давайте начнем».

Разминка
Упражнение «Имя – качество»

Необходимое время: 5 минут.

Вспомогательные материалы : небольшой мячик.

Процедура проведения. Один из участников, держа в руках мячик, называет свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и его имя, например: Саша – смелый, Оля – общительная и т.д. Затем мяч передается следующему участнику, и тот называет свое имя и качество. Упражнение продолжается до тех пор, пока мяч, обойдя круг, не побывает у каждого участника.
Упражнение «Превращения»

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: «Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком стихов…)», «Если бы я был едой, то я был бы… (кашей, пирожком, картошкой)», «Если бы я был (другие варианты – животным, песней или музыкой, явлением природы, видом транспорта и т.д.), то я был бы…». Все отвечают по кругу. Рекомендуется сделать 3 круга.

Вопросы для обсуждения:


  • Как вам понравился такой необычный способ знакомства?

  • Легко ли вам было подобрать ассоциацию? В чём преимущество такого способа знакомства? (Оригинальность, неформальность, глубина, безопасность ).

Основное содержание занятия
Упражнение «Кто Я?»

Задачи:


  • знакомство участников;

  • осознание своей уникальности и одновременно общности с другими;

  • актуализация представлений о собственной идентичности, осознание своей принадлежности к различным социальным группам.
Необходимое время: 30 минут.

Вспомогательные материалы: ручки, листы бумаги по числу участников.
Процедура проведения. Ведущий говорит участникам: «Мы увидели сейчас, что каждый из нас является уникальной, интересной личностью, наделенной совершенно особой совокупностью личностных черт. Но наша неповторимость и наше мировоззрение определяются не только особенностями нашей личности. Огромное влияние на нас оказывает то, к каким группам общества мы принадлежим. Давайте поговорим об этом». Далее ведущий просит каждого подумать и 10 раз письменно ответить на вопрос «Кто Я?». При этом важно, чтобы участники отвечали именно на вопрос «Кто Я?» (например, человек, русский, мужчина, православный), а не «Какой Я?» (умный, красивый, веселый).

Затем участникам предлагается объединиться в тройки таким образом, чтобы в их списках совпал хотя бы один из 10 пунктов. В течение одной-двух минут тройки должны выписать по пять качеств-признаков или важных атрибутов, характерных для этой группы.

Затем тройки озвучивают результаты своей работы. Далее ведущий предлагает, объединиться в новые тройки уже с другими участниками и на основании других пунктов списка. Дальнейшая работа ведётся по той же схеме, что в первом выборе. Аналогичным образом можно провести ещё один-два выбора.

Вопросы для обсуждения:


  • Как вы думаете, про что это упражнение? Легко ли было объединиться в группы? (Выход на то, что каждый из нас является членом множества групп. Это упражнение – действующая модель, метафора того, как мы становимся членами той или иной социальной группы. В упражнении мы объединялись двигательно, но в реальтной жизни это не всегда происходит на основе физического объединения, а зачастую на основании внутреннего выбора, совершив который мы автоматически становимся членом группы).

Упражнение «Эмблема»

Задачи:


  • осознание собственной групповой идентичности;

  • понимание сложности идентичности каждого человека и многочисленности его референтных групп;
Необходимое время: 35 минут.

Вспомогательные материалы: бумага и принадлежности для рисования для каждого участника.
Процедура проведения. Ведущий обращается к участникам: «Мы только что пришли к выводу, что каждый из нас является членом какой-то группы – возрастной, профессиональной, мировоззренческой, этнической, религиозной, расовой, национальной. Таких групп, к которым мы себя причисляем, с которыми себя ассоциируем, может быть великое множество, например, человек может одновременно ощущать свою принадлежность к группам россиян, женщин, водителей, психологов, матерей, собаководов, любителей книг, любителей растений – это далеко не полный список. И членство в каждой из этих групп автоматически предполагает принятие тех ценностей, норм и атрибутов, которые есть у этой группы. Давайте поговорим об этом. Подумайте о том, к каким группам принадлежите вы? Среди этих групп выберите одну, которая является для вас наиболее актуальной».

Затем ведущий говорит: «А теперь представьте себе, что эта группа поручила вам создать ее эмблему – рисунок, который отражал бы ее основные ценности. Подумайте, что бы вы изобразили на этом рисунке? Возьмите бумагу и карандаши и создайте эмблему. На это отводится 7 минут».

Упражнение завершается краткой презентаций эмблем участников в кругу и обсуждением результатов.

Вопросы для обсуждения:


  • Легко ли было выделить какую-то одну группу, которая является наиболее актуальной? Как думаете – почему?

  • Какое влияние на нас оказывает причисление себя к той или иной группе?

  • Что дает нам сама возможность такого причисления? Для чего нам нужно чувствовать себя членом какой-то группы?

  • В данном упражнении мы подошли к такому определяющему для нашей личности и мировоззрения понятию, как «идентичность». В психологии оно имеет множество определений, в одном из них идентичность определяется как результат осознания и переживания индивидом личностного "Я" и группового "Мы" в системе межгрупповых отношений. Это научное определение, но легче уловить смысл какого-либо понятия помогают метафоры, например, если представить личность как компьютер, то идентичностью будет софт – программа, которая направляет и обуславливает деятельность компьютера и без которой он не сможет корректно работать. А с чем бы вы сравнили идентичность? Попробуйте найти свои метафоры.

Упражнение «Откуда Я родом»

Задачи:


  • актуализация знаний о своих истоках;

  • понимание многообразия генетических, этнических и исторических связей каждого отдельного человека.
Необходимое время: 30 минут.

Вспомогательные материалы: карта мира, маркеры.
Процедура проведения. Ведущий предлагает группе поговорить об истоках идентичности. Он предлагает участникам посмотреть на карту и вспомнить, откуда родом их родители, бабушки, дедушки. Затем каждый участник по очереди подходит к карте, называет и маркером отмечает место, откуда он сам родом, а также те регионы (города, области, республики или даже страны), где родились отец, мать, бабушки, дедушки. Участники могут также отметить те места, которые для них самих и членов их семей имеют значение, например, где прошла большая часть их жизни или жизни их родителей. Каждый участник сопровождает комментариями отмечаемые пункты – кто из его родных там родился, что его связывает с этими местами.

Подводя итоги упражнения, ведущий отмечает, насколько широка география мест, с которыми связаны участники группы, сколько представлено городов, республик, а, возможно, и стран. Таким образом, составляется своеобразная географическая карта группы.

Вопросы для обсуждения:


  • Каким образом места, обозначенные вами на карте, повлияли на ваше формирование и развитие? (На этот вопрос участники отвечают в ходе выполнения задания).

  • Какие мысли и чувства у вас возникают, когда вы смотрите на географический ареал нашей группы?

  • Был ли в вашей жизни опыт, когда посещение какого-либо нового уголка мира способствовало расширению вашей собственной идентичности? Каким образом география влияет на формирование нашей идентичности? (Выход на мысль о том, что чем больше мы путешествуем, чем с большим количеством мест себя ассоциируем, тем шире и многомернее наша идентичность, тем легче мы воспринимаем различия… ).

Упражнение «Истоки»

Задачи:


  • актуализация представлений участников о своем происхождении, своей культуре, истоках, корнях, истории своей семьи;

  • осознание того, что каждый человек может одновременно принадлежать к различным культурным, этническим, религиозным группам;

  • самопрезентация участников.
Необходимое время: 30 минут.

Приложения: бланк с перечнем вопросов (Приложение 1.1).
Процедура проведения. Ведущий просит участников ещё раз вспомнить о своих предках – родителях и прародителях. Каждый участник получает бланки (Приложение 1.1) и самостоятельно отвечает на следующие вопросы:

1) К каким этническим, культурным, расовым, религиозным группам вы себя относите (какими словами вы описываете свою принадлежность: россиянин, москвич, русский, православный и т.д.)?

2) К каким этническим, культурным, расовым, религиозным группам принадлежат ваши родители?

3) К каким этническим, культурным, расовым, религиозным группам принадлежат ваши прародители – бабушки, дедушки?


  • Каких записей у вас получилось больше – про ваших прародителей, родителей или про вас самих? Как вы думаете, с чем это связано?

  • Есть ли такие записи, которые фигурируют во всех трех графах? Что это за группы? Как вы думаете, какие именно составляющие идентичности мы получаем от наших далеких предков? Почему?

  • Какие составляющие нашей идентичности приходят к нам из нашей семьи, от наших родителей? Как именно мы усваивает этот опыт?

  • Есть ли такие записи, которые вы написали только о себе, которые отсутствуют и у ваших родителей, и у ваших прародителей? (Это те составляющие нашей идентичности, которые сложились у нас на основании нашего личного опыта). Что это за группы? Можете ли вы вспомнить, что повлияло на ваше осознание себя как части этих групп?

  • Глядя на ваши записи, можете ли вы сказать, что ваша идентичность складывалась под влиянием не одной, а многих культур?

Упражнение «Этноцентризм»

Задачи:


  • осознание предрасположенности в пользу своей культуры, своего народа;

  • знакомство с феноменом этноцентризма;

  • понимание психологического механизма этноцентризма.
Необходимое время: 20 минут.

Вспомогательные материалы: две прозрачные пластиковые коробки одинакового размера, по 10 пустых карточек на каждого участника.
Процедура проведения. Ведущий говорит участникам, что на занятии мы уже много говорили про идентичность и выяснили, что наша идентичность сложна, многомерна и комплексна. Обычно мы идентифицируем себя с большим количеством групп, но сейчас мы обратимся к одному из аспектов идентичности, возможно одному из самых значимых – этнической идентичности. Каждый участник получает десять карточек и записывает на них те десять качеств, которые наиболее характерны для его этнической группы – по одному качеству на каждой карточке. Затем ведущий просит подумать, какие из этих качеств относятся к позитивным, а какие – к негативным. В одну коробку участники складывают листочки с позитивными качествами, в другую – с негативными. Когда эта работа проделана, ведущий пересчитывает количество карточек в каждой коробке и объявляет результат, который затем обсуждается с группой. Как правило, позитивных качеств получается намного больше, чем негативных. Ведущий должен подчеркнуть эту разницу и объяснить участникам, что такой результат – проявление этноцентризма. Этот феномен, с одной стороны, помогает этнической группе поддерживать свою культуру, а с другой, если он чрезмерно выражен, определяет восприятие других культур сквозь призму собственной, которая позиционируется как исключительная и наиболее достойная. Подобная позиция приводит к ощущению национального превосходства и высокомерию.

Вопросы для обсуждения:


  • Почему своя национальность и своя культура обычно оцениваются позитивно, какое значение имеет для человека высокая оценка собственной этнической группы?

  • Этноцентризм как предпочтение собственной этнической группы – это естественный эволюционный механизм или групповой эгоизм и переоценка качеств своей группы?

  • Почему важно осознавать этот феномен?

  • Всегда ли позитивная оценка собственной группы автоматически означает негативное отношение к другим группам? (Подводим к позитивной идентичности, позитивная оценка одновременно и своей и других групп – это единственно возможный вариант построения толерантных отношений и с собой и с другими).

Рефлексия


  • Какое значение имеет для вас ваша идентичность?

  • Приходилось ли вам раньше задумываться о том, что личность каждого человека формируется под влиянием людей, принадлежащих не к одной группе, а к разным – исповедующих разную религию, относящимся к разным народам и этносам?

  • Какие преимущества есть у мультикультурной личности? Есть какие-либо сложности у мультикультурной личности?

  • Что важного и полезного каждый из вас узнал сегодня на тренинге, что вы поняли, какие открытия для себя сделали? Опишите это буквально в одном-двух предложениях.

МОДУЛЬ 2
Я, МЫ И ДРУГИЕ:

ТРЕНИНГ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ

Цели:


  • знакомство с феноменом ксенофобии, ее проявлениями, психологическими и социальными механизмами;

  • осознание психологической альтернативы «мы»-«они», и ее роли в социальном взаимодействии;

  • осознание собственных стереотипов, предубеждений в отношении «других»;

  • развитие социальной чувствительности и социального интереса;

  • поиск способов позитивного взаимодействия с «другими».

Ведущий сообщает группе, что сегодняшний тренинг носит название "Я, Мы и Другие" и посвящен он ксенофобии. Далее ведущий говорит: «Ксенофобия – страх и отвращение по отношению к чужим, непохожим. Когда-то этот термин был исключительно плодом пера писателей-фантастов. Но сегодня ксенофобия, к сожалению, уверенно вышла за пределы страниц фантастической литературы и прочно поселилась в нашем обществе. Объектами ксенофобии сегодня являются не вымышленные инопланетяне. Чужими сегодня становятся иностранцы (в первую очередь – мигранты), люди, исповедующие другую религию, или попросту имеющие другое мировоззрение. Страх перед чужаками приводит к защитной агрессии, а она, в свою очередь, не только является причиной роста социальной напряженности, но и приводит к войнам и межнациональным конфликтам. Давайте попробуем разобраться сегодня в том, как проявляется ксенофобия, какие психологические механизмы и закономерности лежат в ее основе, а также в том, что мы можем сделать для снижения уровня ксенофобии в обществе и в самих себе».

Разминка
Упражнение «Поздороваться локтями»

Задачи:


  • формирование интереса к теме занятия;

  • мобилизация участников на дальнейшую работу;

  • повышение групповой сплоченности;

  • понимание роли различий в межличностном и межкультурном взаимодействии;

  • осознание условий для позитивного восприятия различий;

  • развитие социальной чувствительности и социального интереса.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения. Ведущий говорит участникам, что тема сегодняшнего занятия – отношения с другими, незнакомыми, непохожими, с людьми, которые по каким-то значимым признакам отличаются от нас. В качестве введения и разминки к данной теме он предлагает участникам представить, что есть некий остров, где живут четыре древних племени – мумба, юмба, мамба, джамба. Эти племена отличаются между собой. Например, они по-разному ходят: мумба держат руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; юмба все время держат руки на талии; мамба кладут левую руку на левое колено, правую руку на правое колено (локти отведены в стороны) и так передвигаются; джамба ходят, держа скрещенные руки на груди, локти отведены в стороны. Затем ведущий просит участников рассчитаться по кругу на мумбу, юмбу, мамбу, джамбу и попробовать передвигаться в соответствии с тем, как это принято в их «племени». После недолгого передвижения по комнате каждый из жителей острова объединяется с себе подобными и племена расходятся по разным углам.

Ведущий говорит, что у всех жителей острова есть не только различия, но и общее. Так, все жители острова приветствуют друг друга при помощи локтей – локоть одного человека соприкасается с локтем другого. Сначала ведущий просит поздороваться локтями с членами своего племени. Затем ведущий предлагает участникам представить и продемонстрировать, как происходит общая встреча племен: сначала мумба здоровается с юмба, затем мамба с джамба, мумба с мамба и так далее. Затем представители разных племен перемешиваются и стараются в течение одной минуты поприветствовать как можно больше жителей острова.

Вопросы для обсуждения:


  • Как вы думаете, какие вопросы, проблемы затрагивает это упражнение?

  • Как ваши различия сказались на контакте? Они мешали или помогали контакту? Какие у вас возникли трудности и как вы их преодолевали? Что способствовало эффективному взаимодействию (мотивация на взаимодействие), что мешало? Какие у вас возникли чувства?

  • Как вы думаете, основываясь на опыте, полученном в ходе упражнения, и на вашем реальном опыте, каким образом в жизни различия влияют на эффективность взаимодействия?

  • Чаще всего различия воспринимаются как помеха контакту, как источник трудностей, но в них содержится и источник дополнительных возможностей и перспектив, например, в данном упражнении можно было при помощи наклонов, в качестве бонуса получить хорошую разминку для позвоночника. Как вы думаете, от чего зависит чем именно в конкретном взаимодействии будут являться различия - источником трудностей или новых возможностей? (Подводка к роли мотивации на взаимодействие и к толерантности. Для толерантной личности различия – это возможности) .