Морально-этические качества медицинской сестры. Психологические аспекты профессиональной деятельности медицинской сестры «Плюсы» и «минусы» такой работы

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Болезнь — большое несчастье в жизни человека, и для каждого медика, сознательно выбравшего свою профессию, смысл и сча-стье жизни состоит в том, чтобы побеждать недуги, облегчать стра-дания людей, спасать их жизнь. Уже само название «медицинская сестра» (раньше говорили «сестра милосердия») говорит о том, что больной ждет именно сестринского отношения к себе. Медсе-стра часто общается с больным, и характер ее поведения ощуща-ется им непосредственно. Хотя условия работы сестер весьма труд-ны, многие из них самоотверженно окружают больного теплом и заботой, аккуратно выполняют свои обязанности, стараются об-легчить страдания. А известный хирург Н.Н. Петров утверждал, что «старшая операционная сестра накладывает отпечаток своей личности на работу своего учреждения и вместе с ведущим хи-рургом отражает в своей работе деонтологическую душу этого уч-реждения».

Если сестра выполняет свои обязанности автоматически, огра-ничиваясь выдачей лекарств, проведением инъекций, измерени-ем температуры и т.п., то при всей важности и необходимости данных манипуляций доминирует технический подход к работе в ущерб контакту с больным. В таких случаях отношения между сестрои и пациентом носят формально-официальный характер, ли-шены личностного аспекта. Больному дается все необходимое, но при этом отсутствует благоприятное психологическое воздействие, в котором человек нуждается ничуть не меньше.

Конечно, о психологической работе с больным можно вести речь лишь тогда, когда медицинский работник обладает глубоки-ми знаниями и практическими навыками ухода за пациентом. Именно физический уход за больным человеком является осно-вой контакта между ним и сестрой, служит прочной связующей нитью. Добросовестная работа медсестры по уходу за больным придает ему уверенности в выздоровлении, формирует благопри-ятное психологическое взаимодействие между ними и таким об-разом повышает эффективность лечения. Забота и внимание важ-ны как в чисто физическом, так и в психологическом аспекте; эти две сферы воздействия невозможно отделить друг от друга. Пациент всегда стремится освободиться от болезни, выздороветь, ожидает помощи, поддержки, заботы. Нереализованность этих ожиданий, накладывающаяся на само болезненное состояние, вы-зывает повышенную обидчивость, избыточную чувствительность больных.

То, как медсестра подает больному лекарство, как обращается с ним при выполнении процедур, может передавать всю гамму чувств, связывающих ее с больным. Слова и действия медсестры имеют не только конкретное содержание, но и эмоциональный контекст, и несут в себе определенное психологическое воздей-ствие. Мягкость, ласковость, терпеливость, вежливость — основные элементы хорошего стиля работы среднего медицинского персо-нала. Важно не только то, что делает медсестра, но и как она это делает. Постоянство, ровность поведения, хорошее настроение сестры помогают установить контакт с больными.


Служебная этика предполагает сохранение медицинской тай-ны, проявление уважения к пациенту, корректность, отсутствие фамильярности. Это повышает доверие больных. Сестры, не вла-деющие служебной этикой, могут рассказывать, что случилось в палате, отделении, больнице, распространять ненужные сведе-ния, вызывая страх и беспокойство у больных и их родственни-ков, т. е. оказывать ятрогенное воздействие. При общении с паци-ентом не следует использовать слово «больной» (лучше называть его по имени и отчеству, в крайнем случае по фамилии).

Способы и формы выражения заботы и внимания зависят от конкретного больного и ситуации, в которой осуществляется уход за ним. Забота и любовь медсестры будут проявляться по-разному, если пациент — ребенок, взрослый или пожилой человек. Мед-сестра должна хорошо контролировать ситуацию и избегать не-формальных отношений с пациентами. Понимание страхов, надежд, сомнений больного помогает пси-хологически правильно влиять на его общее эмоциональное со-стояние, вселять в него уверенность в успешности лечения. По-этому важными качествами медсестры являются эмпатия и про-фессиональная наблюдательность. Внимательная, чуткая медсест-ра заметит малейшие изменения как в худшую, так и в лучшую сторону в самочувствии, настроении, поведении, состоянии боль-ного и сможет предпринять необходимые действия. Больные це-нят серьезных, вежливых, внимательных, вдумчивых и заботли-вых медсестер. Напротив, грубая, небрежная, раздражительная и вспыльчивая сестра производит на них тяжелое впечатление.

Каждая профессия может способствовать развитию человека и совершенствовать его личные качества на пользу общества, но может также вызывать и негативные изменения характера. Работа с больными как вариант коммуникативной деятельности связана с опасностью профессиональной психологической деформации, ко-торая у медсестер определяется, в частности, обладанием трудно-контролируемой и трудноограничиваемой властью над людьми (больными) и наличием стрессовой ситуации, связанной с ре-альной угрозой жизни человека, вызванной болезнью. Медсестра зачастую играет роль промежуточного звена между врачом и боль-ным. Усталость и раздражительность медсестры часто бывают выз-ваны не количеством выполненной работы, а эмоциональной на-грузкой, которой она сопровождается.

На фоне воздействия этих факторов у медсестер нередко на-блюдаются возникновение «чувства собственности» и гиперопеки по отношению к пациентам, несоблюдение организационных тре-бований, нарушение дистанции между собой и пациентами, ятрогенные воздействия, вытеснение субъективно тягостных пере-живаний.

Источники информации:

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей/ Н.Н.Петрова. - М., 2007
Александер Ф. Психосоматическая медицина / Ф.Александер. - М., 2000
Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей / А.Л. Гройсман. - М., 1998
Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику / В.В. Николаева - М., 1987

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»

Психологические аспекты

профессиональной деятельности

медицинской сестры

Подготовила: Смутчак И.А.

Преподаватель сестринского

Ухода в терапии

г.Симферополь 2018

Труд медицинской сестры как общественное явление имеет свои специфические особенности.

Прежде всего, он предполагает процесс взаимодействия людей.

«Чтобы стать медиком - надо быть безукоризненным человеком » - говорили наши выдающийся предшественники. Нужно соблюдать такие этические категории, как долг, совесть, справедливость, любовь к человеку, обладать знаниями в области психологии.

Известно, что профессия медицинского работника является творческой. Он не может догматически следовать определенным постулатам и предписаниями, не учитывая характера.

Творческий характер труда обусловлен также индивидуальными особенностями как умение наладить взаимосвязь с пациентами, их родственниками. При этом. медицинская сестра использует свой личный опыт,авторитет, человеческие качества.

Психология общения с больными заключается в умении подойти к больному, найти ключ к его личности,установить контакт с ним.

Практикующие специалисты давно используют данные научных наблюдений для решения вопросов делового общения. Есть наблюдения, которые в совокупности со всеми остальными данными о том или оном человеке могут оказаться полезными для первого делового знакомства.

Психология учит, что человек представляет собой не только организм,но и личность, поэтому учитывать все ее особенности необходимо как при лечении,так и в процессе предупреждения заболеваний как психогенной этиологии,так и соматического характера. И их излечение самым непосредственным образом связаны с особенностями личности,а иногда даже определяются этими особенностями.

Тактика общения с помощью жестов

Наблюдение №1

Если ваш собеседник откровенен с вами, он открывает свои ладони полностью или частично. Если же он обманывает, то скорее всего спрячет ладони или за спиной, или в карманах, или скрестит руки на груди. Ваш собеседник может конечно обманывать с открытыми ладонями,но вы скорее всего заметите неестественность его позы.

Совет : Выработайте у себя привычку при беседе держать ладони открытыми, так как это поможет искренне разговаривать с вашим собеседником. А так же этот жест поможет вашему собеседнику быть с вами честным и открытым.

Наблюдение №2.

Если ладонь выглядит как рука просящего,то человек воспринимает ваше желание как просьбу, доверительное пожелание. Если ладонь находится снизу,такой жест воспринимается как покровительствующий или указание, иногда жестоко. Если при этом используется указательный палец, то такой жест вызывает желание защиты от подавляющей руки.

Совет: Старайтесь высказывать свои указания и пожелания с помощью жеста, когда ладонь находится вверху. Не используйте ” указующий ” жест, т.е. с помощью указательного пальца,так как это всегда приводит к негативной реакции.

Наблюдение №3

Установлено, что существуют три типа рукопожатий.

1.Одно из них является доминирующим: ваш собеседник при таком рукопожатии держит руку ладонью вверх, а вы являетесь доминирующим.

2.При другом рукопожатии ваша ладонь обращена кверху – это покорное рукопожатие.

3. Оптимальный вариант – равноправное рукопожатие, где обе ладони находятся в одинаковых позициях.

Исследователи также заметили,что покорное рукопожатие часто встречается у людей, которые берегут руки – это хирурги, художники, артисты,музыканты. А так же у людей, руки которых отражают болезнь – артрит

Совет: Не пользуйтесь доминирующим рукопожатием, так как можете потерять партнера. Старайтесь изменить положение.если сами попали под доминирующее рукопожатие.Сделайте шаг левой ногой вперед,затем правой, вторгаясь в интимную зону человека и разворачивайте руку в вертикальное положении.

Если вы пришли в гости, первым руку для рукопожатия предлагает хозяин дома. Если он этого не делает - не настаивайте, ограничьтесь кивком головы.

Наблюдение №4

Если пальцы рук сцеплены, то это показывает разочарование и желание его скрыть. Отрицательное отношение выражают все три способа сцепление пальцев. Разница только в силе разочарования.

Совет: Если ваш собеседник таким образом сложил руки, попробуйте

расслабить ” его жест, покажите свои ладони открыто,спокойно измените позу на располагающую.

Наблюдение №5

Кисти рук сложены в фигуру, похожую на шпиль башни. Такое положение рук используют уверенные в себе люди, которые закрепили свои позиции и не боятся промаха. Мужчины чаще используют шпиль вверх, а женщины шпиль вниз.

В целом этот жест рассматривается как положительный,а в определенном контексте может быть и отрицательным.Но везде он обозначает уверенность в себе.

Совет: При толковании этого жеста вспомните предшествующие жесты. Если они положительные шпиль - жест закрепляет, а если отрицательные – обозначает негативное отношение к происходящему.

Наблюдение №6

Если ваш собеседник делает акцент на большом пальце, т.е. отставляет его на одежде или на скрещенных руках, то это тоже говорит об уверенности в себе. Но этот жест необходимо рассматривать в совокупности с другими жестами. Такой жест при скрещенных руках – жест отрицательный, так как оборонительное скрещивание рук плюсуется к чувству превосходства больших пальцев. Это может быть и насмешка и неуважение к собеседнику.

Прикосновение рук

Наблюдение №1

Прикосновение к ушам или к уху чаще всего предполагает, что ваш собеседник устал слушать. Он не хочет больше выслушивать те или иные сведения и у него появилось желание высказаться. Этот жест пришел к нам из детства, замаскированный в прикосновении к мочке уха, в потирании ушной раковины, в сверлении уха пальцем. В детстве дети затыкают уши, чтобы не слышать наставлений и упреков взрослых.

Совет: Дайте возможность вашему собеседнику высказаться или переведите разговор на другую тему.

Наблюдение №2

Прикосновение к шее, почесывание боковой ее части или оттягивание воротничка говорит, что ваш собеседник не согласен с вами. Таким образом он протестует.

Жест «оттягивание воротничка » может быть использован также, если ваш собеседник расстроен или сердиться. Бывает, что человек оттягивает воротничок, когда лжет или боится,что обман будет раскрыт.

Наблюдение №3

Если человек держит пальцы во рту или старается грызть карандаш, если он подносит ко рту разные предметы (ручки, сигареты, фломастеры) , то скорее всего ваш собеседник расстроен и требует одобрения и поддержки. Такой жест тоже пришел из детства, когда ребенок чувствовал себя в безопасности, если держал во рту соску.

Совет: Когда у вашего собеседника появится такой жест, необходимо поддержать его или заверить,что все идет хорошо.

Наблюдение №4

Существуют жесты, которые обозначают скуку. Все они сводятся к одному – подпиранию подбородка рукой. Если голова полностью лежит на руке, то скорее всего человек давно заскучал. Если при этом он другой рукой постукивает по столу пальцами или под столом ногами, то это свидетельствует о нетерпении, о нежелании слушать. Такой человек ничего не воспринимает и не старается понять. Чем быстрее постукивание, тем нетерпеливее становится человек.

Наблюдение №5

Агрессивное отношение человек чаще всего передает с помощью позы

«руки на поясе» .

Такой человек готов действовать,но действие это будет связано с агрессией. Это наступательная позиция,которую используют мужчины и женщины. В данном жесте скрыто бесстрашие, открыты живот и грудная клетка.

Наблюдение №6

Существуют жесты готовности к действиям сидящего человека: корпус подается вперед, а руки лежат на коленях.

Что представляет собой структура психиатрического стационара?

Обычное отделение психиатрической больницы состоит из двух половин: беспокойной и спокойной, или санаторной. На беспокойной половине находятся больные в остром состоянии с психомоторным возбуждением или ступором, неправильным поведением, с галлюцинациями и бредом. В этом состоянии больные представляют опасность для себя и окружающих и в силу этого нуждаются в круглосуточном надзоре. Некоторых из них помещают в наблюдательную палату, где имеется постоянный пост, состоящий из санитара (санитарки) и медицинской сестры. На спокойную (санаторную) половину больных переводят в период выздоровления, когда они уже способны себя обслуживать и не представляют опасности для себя и окружающих.

Двери психиатрического отделения постоянно закрыты на специальный замок, ключи от которого имеются только у врачей и медицинского персонала. На окнах - решетки, сетки или небьющиеся стекла. Окна открываются только при наличии решетки, а форточки должны быть расположены за пределами досягаемости больных.

Каковы основные требования к среднему медицинскому персоналу?

Следует избегать яркой косметики и украшений, в особенности бус и серег. Медицинская сестра в отделении носит халат и шапочку или косынку. В отделении одновременно находятся несколько сестер, которые выполняют разные функции. Существуют общие правила, которые обязательны для всего медицинского персонала независимо от выполняемых ими обязанностей. Прежде всего, необходимо терпеливое, доброжелательное и внимательное отношение к больным даже в тех случаях, когда они проявляют агрессивные тенденции. Вместе с тем медицинская сестра должна быть бдительна и постоянно помнить о том, что поступки психически больных бывают неожиданны и вследствие этого иногда приводят к трагическим последствиям. Необходимо следить за тем, чтобы все двери оставались закрытыми, а ключи не попадали в руки больных и их родственников. Больные часто пытаются открывать двери с помощью черенков ложек, щепок, проволоки. Поэтому медицинская сестра периодически проверяет содержимое карманов больных, их прикроватных тумбочек, постелей. Кроме того, все двери отделения должны находиться в поле зрения персонала.

Медицинская сестра должна следить за тем, чтобы в отделении не оставались без присмотра ножницы, лезвия и другие режущие и колющие предметы.

Как распределяются обязанности медицинских сестер психиатрического стационара?

Обязанности сестер в отделении распределяются следующим образом: процедурная, инсулиновая (см. «Инсу-линотерапия»), аминазиновая и постовая сестры.

В обязанности процедурной сестры входит выполнение терапевтических назначений, получение и хранение лекарств, вызов консультантов.


Инсулиновая сестра проводит инсулинотепию - один из методов лечения шизофрении.

Что входит в обязанности аминозиновой сестры стационара?

Аминазиновая сестра раздает психотропные средства. Раздача производится в специальной комнате, оборудованной вытяжным шкафом, в котором хранятся уже открытые коробки с лекарствами, там же подготавливаются лекарства для раздачи больным, наполняются шприцы для инъекций. Перед раздачей лекарств, в особенности перед наполнением шприцев, сестра надевает резиновый фартук, поверх него еще один халат и марлевую маску. После окончания раздачи верхний халат, фартук и маску сестра снимает и хранит в специальном шкафу. Шприцы и посуду моют в резиновых перчатках. По окончании работы аминазиновый кабинет тщательно проветривают. Желательно раздачу лекарств и инъекций психотропных средств производить только в пределах специальной аминазиновой комнаты. Больные не должны заходить в нее в отсутствие сестры. Не следует отворачиваться от лотка с лекарствами при их раздаче или разрешать больным самостоятельно брать себе таблетки. Необходимо проверить, проглотил ли больной лекарство. Для этого следует попросить его открыть рот и приподнять язык или шпателем проверить полость рта. Накопленные больным лекарства могут быть использованы с целью самоубийства. Сестра должна следить за тем, чтобы больные не собирали марлю и бинты в тех случаях, когда им накладывают компрессы и повязки. Перевязочный материал также может использоваться для суицидальных попыток.

Что входит в обязанности постовой сестры стационара?

В обязанности постовой сестры входит круглосуточное наблюдение и уход за больными. Она следит за выполнением распорядка дня, длительностью ночного сна и послеобеденного отдыха, лечебного труда, приема пищи, санитарно-гигиеническими мероприятиями.

Как осуществляется уход и наблюдение за больными в психиатрическом стационаре?

Раз в неделю больные принимают ванну и меняют постельное белье. Особое внимание уделяется ослабленным больным, а также больным с суицидальными тенденциями. Ежедневно под наблюдением персонала больных выводят на прогулку в сад, огороженный забором с хорошо запирающейся калиткой, около которой остается пост. Медицинская сестра обязана знать число больных, выводимых на прогулку, и уделять особое внимание тем, кто склонен к побегу и имеет суицидальные мысли. Ежедневно родственники передают больным передачи и в установленные дни и часы приходят на Ой*-дания. Медицинская сестра проверяет все, что передается больным. Она не имеет права, минуя врача, передавать записки, разрешать свидания и телефонные раз»Щ| воры. В передачах и на свиданиях больным не должны передаваться режущие и колющие предметы, продукты в стеклянных банках, возбуждающие напитки, спички, сигареты.

Все продукты сестра хранит в специальном шкафу и выдает больным по мере необходимости. Свои наблюдения за больными сестра заносит в постовой журнал, который передается по смене. В журнале отражаются изменения состояния больных, особенности их поведения и"высказываний. В детских и старческих отделениях работа медицинского персонала имеет особенности, Связанные с возрастом больных. В этих случаях основное значение приобретают уход и кормление больного.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И
СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Сибирский государственный медицинский университет
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
(ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава)

Кафедра организации здравоохранения
и общественного здоровья

Тема «Правовые аспекты деятельности медсестринской службы»

Г. Томск 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …….. 3
1. Влияние реформы сестринского дела в России на правовой статус медицинской сестры ……………………………………………………... 4
2. Правовые аспекты деятельности медицинских сестер……………… 7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… ……………… 10

ВВЕДЕНИЕ
Темы многих конгрессов, научно-практических конференций, семинаров включают вопросы истории развития сестринского дела, его философию, методологию, критерии оценки качества сестринской деятельности и медицинских услуг и другие направления, связанные с профессиональной деятельностью специалиста со средним медицинским образованием.
Однако практически не освещаются исследования социально-правового статуса медицинской сестры в современном российском обществе, а также не исследуется особенности и специфика профессиональной деятельности как специалиста в системе разделения труда.
Развитие социально-правового статуса медицинской сестры в России имеет свои особенности и принципиально отличается от статуса медицинской сестры любого европейского государства, отличается в первую очередь по двум направлениям: 1) по уровню социального положения медицинской сестры в гражданском обществе; 2) по степени социально-экономической защищенности.
Сложившийся образ медицинской сестры в российском обществе, можно условно разделить на две составляющие. Это требования, предъявляемые обществом и профессиональным сообществом к медицинской сестре как специалисту, т.е. деловые - профессиональные знания и компетенции. Второе направление - это развитие личностных качеств медицинской сестры, которые должны соответствовать морально-этическим нормам, принятым в обществе, и не противоречить требованиям Этического кодекса медицинских сестер России.

1. Влияние реформы сестринского дела в России на правовой статус медицинской сестры
Начало реформы в области сестринского дела положило создание Ассоциации медицинских сестер России в 1992 году. В ходе реформирования предполагалось:

      Осуществить ряд изменений в кадровой политике на основе научно-обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров;
      обеспечить рациональное соотношение и партнерство между врачами и средним медперсоналом;
      возродить категорию младшего медицинского персонала;
      Организовать новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья.
      Повысить социально-правовой статус сестринского персонала.
По мнению специалистов сестринского дела, с 1993 года стали происходить заметные изменения в организации сестринского дела, созданы и приняты философии сестринского дела. В учебных и лечебно- профилактических учреждениях стали рассматриваться такие понятия, как "сестринский процесс", "сестринский диагноз", "сестринская история болезни", "потребности пациента".
Исходя из собственного опыта, могу смело утверждать, что данные понятия рассматриваются исключительно в образовательных учреждениях. Содержание образовательных программ по специальности "Сестринское дело" постоянно претерпевает изменения. Выпускники медицинских колледжей и училищ имеют более высокий уровень образованности, чем их коллеги, получившие образование 15 - 20 лет назад. Однако правовой статус медицинской сестры на конкретном рабочем месте и в конкретном лечебно-профилактическом учреждении в понимании коллег, имеющих высшее медицинское образование, практически не изменился. Данный факт объясняется тем, что административно-управленческий персонал учреждений здравоохранения не всегда ориентирован, а точнее, не заинтересован в расширении социально-правового статуса медицинской сестры. Это связано с тем, что многие руководители лечебно-профилактических учреждений не видят в разделении труда самостоятельное направление - сестринское дело, специалист которого - профессионал, имеющий специальное образование по сестринскому делу.
Кроме того, если обратиться к социологическим исследованиям последних лет, то можно обнаружить тенденцию ухудшения социально-экономического статуса медицинской сестры. Это обстоятельство объясняется отсутствием специальных научных исследований, изучающих вопросы нормирования труда и рабочего времени, затраты и нагрузки на одну медицинскую сестру в зависимости от специализации.
На мой взгляд, повысить и укрепить социально-правовой статус медицинской сестры в трудовом сообществе возможно при выполнении ряда условий:
1. Конкурентоспособная заработная плата – кроме повышения социально-правового статуса медицинской сестры, позволит руководителю создавать кадровый резерв, проводить отбор на конкурсной основе наиболее достойных кандидатур, что максимально исключит попадание в профессию случайных людей;
2. Формирование отношения врача к медицинской сестре, как к равноправному коллеге/партнеру, начиная со студенческой скамьи – совместное обсуждение проблем пациента (современное образование в медицинских колледжах делает это возможным) пойдет только на пользу пациенту. Так как, медицинская сестра проводит с пациентом больше времени – она больше информирована об эмоциональном статусе пациента, знает его текущие проблемы, что поможет врачу принять правильное решение в выборе лечения. Кроме того, знание и понимание, выбранных методов лечения позволит медицинской сестре быть участником лечебного процесса, а не просто техническим исполнителем. Это, в свою очередь, даст возможность медицинской сестре грамотно информировать пациента о его состоянии, методе лечения, не ссылаясь постоянно на врача, снимая с себя всю ответственность за состояние больного.
3. Юридически закрепить статус старшей медицинской сестры отделения, например, дать право требовать соблюдения санэпидрежима не только со среднего и младшего, но и с врачебного медперсонала. Так как, на сегодняшний день сложилась противоречивая ситуация – ответственность за санэпидрежим есть, а прав его требовать нет.
Таким образом, несмотря на утверждения специалистов сестринского дела о достижении определенных результатов в ходе реформы, с уверенностью об этом можно утверждать только в части образования. Так, в 1996 году сформировалась многоуровневая система подготовки высшего сестринского, среднего медицинского и фармацевтического образования, которое предполагает:
    базовый (основной) уровень подготовки (МУ);
    повышенный (углубленный) уровень подготовки (колледж);
    высшее сестринское образование (ВСО);
    послевузовское образование (интернатура, ординатура, аспирантура).
Созданная многоуровневая система подготовки сестринских кадров является важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи.
Также, нельзя не отметить, что большую часть ответственности за юридическую грамотность медицинских сестер несут именно учебные заведения.

2. Правовые аспекты деятельности медицинских сестер
Деятельность специалистов сестринского дела в современных условиях тесно связана с неизбежными вопросами юридического характера, возникающими как закономерное проявление нормально функционирующей медицинской отрасли.
Неосведомленность сестринского персонала в вопросах современного законодательства приводит к беззащитности сестер в трудовых спорах и в случаях предъявления судебных исков со стороны пациентов.
Надзорными органами и средствами массовой информации все больше внимания уделяется качеству здравоохранения, а также повышается
требовательность населения к соблюдению прав пациентов, гарантиям и объему медицинской помощи. В этой связи, правовая подготовка и умение применять знания является залогом успешной деятельности и защищенности не только руководителей сферы здравоохранения и социального развития, но и каждого специалиста сестринского дела.
Существуют следующие правовые проблемы регламентации деятельности медицинских сестер.
1. Сегодня практически вся документация, касающаяся сестринской деятельности, носит рекомендательный характер.
2. Отсутствуют профессиональные стандарты деятельности сестринского персонала и правовые механизмы организации контроля за их соблюдением.
Следствием недостаточной разработки нормативно-правовой базы
регулирования деятельности специалистов имеющих среднее,
повышенное и высшее сестринское образование являются:
- отсутствие четко прописанных типовых обязанностей;
- отсутствие стандартов оснащения рабочих мест;
- размытые границы компетенции специалистов сестринского дела, что в свою очередь приводит к выполнению сестрой не свойственных ей обязанностей, к возрастающим моральным и физическим нагрузкам, отсутствию мотивации к повышению профессионального уровня;
3. Законодательно не определены границы уголовной и административной ответственности в действиях, за которые несет ответственность медицинская сестра и врач. Этому весьма способствует не гласный, не закрепленный законодательно запрет на самостоятельную деятельность без назначения врача сестринского персонала. В тоже время получаемый объем знаний позволяет действовать самостоятельно, что и выполняется в ряде стран.
4. Пробел правовых знаний у сестринского персонала, приводит к беззащитности в трудовых спорах, в необоснованных претензиях пациентов так называемый потребительский экстремизм, к несогласованным действиям при различного рода проверках;
5. Отсутствие единой базы данных судебной практики обо всех фактах
некачественного оказания медицинской помощи.
6. Не решен вопрос об учете медицинского стажа специалистам в
профессиональных общественных организациях и частных медицинских организациях.
7. Страхование профессиональной деятельности сестринского персонала имеет также полностью не урегулированный правовой аспект.
Миф второй. Медицинские сестры хорошо знают свой правовой статус. Правовая культура работника со средним профессиональным медицинским образованием предполагает юридически значимое поведение, т.е. умение специалиста воспользоваться предоставленными ему законом правами в профессиональной деятельности без нарушения прав и свобод другого человека, в данном случае - пациента.
Медико-правовая компетентность специалиста со средним профессиональным медицинским образованием определяется:
Во-первых, как совокупность профессионально значимых умений и навыков, необходимых для полноценного выполнения функциональных обязанностей медицинского работника на основе нормативно одобренных технологий, способов и приемов медицинской деятельности и правового допуска к ней;
Во-вторых, как способность строить эффективную медицинскую деятельность в строгом соответствии с принятыми в государстве и обществе социальными и несоциальными нормами, регулирующими профессиональную деятельность работника со средним профессиональным медицинским образованием.
В-третьих, правовая компетентность специалиста со средним профессиональным медицинским образованием включает в себя несколько компонентов: общемедицинскую и клиническую образованность, правовые знания и умения, профессиональную и правовую культуру специалиста.
В свою очередь, правовая культура работника со средним профессиональным медицинским образованием предполагает юридически значимое поведение, т.е. умение специалиста воспользоваться предоставленными ему законом правами в профессиональной деятельности без нарушения прав и свобод другого человека, в данном случае - пациента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.В.Дружинина, Н.Н.Володин. Система дополнительного профессионального образования в здравоохранении // Сестринское дело - 2000- №1.
2. http://mosmedsestra.ru/ Региональная общественная организация медицинских сестер// Современный этап развития сестринского дела – 2010.
3. www.srooms.ru Правовые аспекты деятельности сестринского персонала.
4. www.clinica7.ru Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения.

Бучкин Денис Александрович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Медицинский колледж № 2"
Населённый пункт: Санкт – Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Этико–деонтологические аспекты деятельности медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии
Дата публикации: 07.04.2019
Раздел: среднее профессиональное

ЭТИКО – ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОТДЕЛЕНИЯ

РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

ВВЕДЕНИЕ

Медицинская

приобретении

независимости пациента в процессе лечения, так как она должна сочетать в

себе аккуратность, приветливость, милосердие, трудолюбие, а самое главное

образование, интеллект, организаторские навыки, порядочность, творческое

мышление и профессиональную компетентность.

соблюдение

этических

является

проблемой.

Актуальность

соблюдения

повседневной

практической

деятельности

медсестер ОАР (ОРИТ) обусловлена:

Спецификой деятельности медсестер в ОАР (ОРИТ);

Недостаточным

этических

юридического

сестринской деятельности, нарушением прав больных;

Неправильным выбором пределов сестринской помощи;

Осложнениями и неблагоприятными исходами;

Подверженностью

профессиональному

эмоциональному

«выгоранию» медсестер;

Профессиональной

вредностью

отсутствием

правовой

медицинских работников.

Специфика деятельности медсестер:

экстремальность

ситуации

необходимость

быстрого

принятия

решения и его реализации;

сокращение или отсутствие психологического контакта медсестры с

больными;

использование

инвазивность

диагностики и лечения;

наличие у многих больных полиорганной недостаточности;

необходимость

сотрудничества

специалистами

специальностей;

ятрогенные поражения;

недо ст аточно е

кадрово е,

материа льно

техниче ско е

медикаментозное обеспечение;

психоэмоциональные

персонала,

подверженность

эмоциональному «выгоранию» медсестер.

Выбор пределов сестринской помощи.

Важной составной частью любых сестринских вмешательств должен

быть рационализм. Каждому больному необходимы сестринские действия,

направленные

ликвидацию

физических

страданий;

восстановление

нормального

эмоционального

состояния;

оптимальную

интенсивную

умирающих

называемый

комфортный

поддерживающий уход: тщательный гигиенический уход, включая обработку

полости рта, адекватная аналгезия (независимо от требуемых доз), адекватное

возможности

зондовое),

психологический

(родственники, психотерапевт, транквилизаторы, священник). Комфортный

поддерживающий

преимущественно

сестринский

контролем врача.

Медсестра, не имея страховки и плохо ориентируясь в современных

юридических

нормативно

правовых

остается

незащищенной

пациентов,

родственников

страховых

компаний.

Поэтому она должна знать и соблюдать основные этико-правовые нормы при

оказании анестезиологической и реаниматологической помощи.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

разберем

основные

дальнейшей

качественной работы с пациентами и медперсоналом.

Этика – это наука о нравственности, принципах, которыми должны

руководствоваться люди в своих поступках. Термин введен Аристотелем,

философию

нравственного,

морального

поведения людей.

А Медицинская этика – совокупность этических норм и принципов

поведения

медицинских

работников

выполнении

профессиональных

обязанностей,

необходимых

успешного

пациента.

Основными принципами медицинской этики являются:

Уважение к жизни;

Запрет на причинение вреда больному;

Уважение к личности больного;

Врачебная тайна;

Уважение к профессии.

Кодекс профессиональной этики медсестер (принят Международным

советом медсестер).

Так как многие медсестры не знакомы с ним, одними из важных

являются:

Этические основы сестринского дела

Потребность

медсестры

универсальна.

Сестринское

подразумевает уважение к жизни, достоинству и правам человека. Оно не

имеет ограничений по национальным или расовым признакам, по признаку

вероисповедания,

возраста,

политического

социального

положения.

Медсестры

оказывают

медицинскую

отдельным

семьям и сообществу и координируют свою деятельность с работой других

Медсестра и пациенты

Основную

ответственность

медсестра

нуждается

Оказывая

медсестра

старается

атмосферу уважительного отношения к пациентам, обычаям и духовным

убеждениям

пациентов.

Медсестра

полученную

конфиденциально

информацию и делится ею с большой осторожностью.

1.2ДЕОНТОЛОГИЯ

Принципы

медицинского

персонала

практической

деятельности рассматриваются медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология – это принципы поведения медперсонала,

направленные

максимальное

повышение

эффективности

устранение

последствий

неполноценной

медицинской

медицинской

деонтологии

отражает

конкретные

стандарты, обязательные для врачей и медсестер.

Деонтология

отождествляется

поступать в той или иной ситуации и как поступать нельзя.

Основные

медицинской

деонтологии.

Проблемы

взаимоотношений

больного,

среднего

медицинского

работника

больного, вокруг которой вращаются также вопросы взаимоотношений врача

(среднего

медицинского

работника)

окружающих

больного

(родственников, близких, знакомых и др.) врачей друг с другом и иного

медицинского и парамедицинского персонала (т.е. взаимоотношений внутри

медицинской

медицинских

работников

отдельными

группами общества. Иными словами, современная медицинская практика –

сложная система, в которой медики и пациенты могут находиться в самых

разных формах социального взаимодействия.

Пациент, доверяющий свое здоровье медицинской сестре, хочет и

должен быть уверен не только в профессиональном владении навыками, но и

следовании

моральным

нравственным

принципам.

Медицинская сестра должна быть порядочной и честной, чуткой и доброй,

милосердной и отзывчивой.

Морально-нравственной основой, эталоном и стандартом поведения

медицинских

является

«Этический

медицинской

(Приложение 1).

1.3 БИОЭТИКА

Задача современной медицины состоит в том, чтобы сделать жизнь

человека долгой и счастливой, без болезней и страданий.

Однако на пути добра и прогресса часто становятся люди, одержимые

жаждой власти, наживы и исключительно собственных интересов. Это и

причиной

возникновения

медицинской

биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.

Биоэтика – современная модель биомедицинской этики. Основной

принцип - «уважение прав и достоинств человека». Философское знание во

взаимодействии

научными,

техническими

технологическими,

информационными и генетическим достижениями современной медицины.

Все меры направлены на сохранение и поддержание жизни пациента.

Медицинская

биоэтика

выполняет

медицинского работника как личности, позволяя медику поступать не только

по существующим законам, но и по собственной совести при выполнении

профессионального долга.

Современная

медицинская

биоэтика

сталкивается

множеством

противоречивых

искусственное

оплодотворение,

клонирование, сексология, эвтаназия (ст. 45 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗОб

основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Медицинским

работникам

запрещается

осуществление

эвтаназии,

ускорение

просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или

средствами,

прекращение

искусственных

мероприятий

поддержанию жизни пациента.). В этих случаях возникает так называемый

конфликт прав.

К примеру, право плода на жизнь и право женщины на прерывание

беременности

Искусственное

прерывание

беременности.

самостоятельно

материнстве.

Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины

при наличии информированного добровольного согласия.).

Так же одним из факторов, влияющих на возможное ограничение

медицинского

работника

является

религиозно-культуральная

сформировано

сознание

пациента.

Без знания культурных особенностей, невозможно грамотное оказание

медицинской

многоконфессиональной

Оказание

медицинской

религиозно-культуральных

особенностей

индивидуума

привести

негативным

последствиям.

Следует особенно отметить, что при оказании медицинской помощи в

чрезвычайных

ситуациях

условиях

массовых

катастроф

(особенно

транснациональных)

необходимо

соблюдать максимальную осторожность

оказании

медицинской

объяснять

родственникам

необходимость

медицинского

вмешательства

целесообразность проведения подобного лечения. При оказании медицинской

территории

зарубежных

государств

желательным

является

присутствие местных врачей, знакомых с культуральными особенностями

оказания медицинской помощи населению.

Соблюдение профессиональной тайны касается не только врачей, но и

медсестер.

Информация

обращения

медицинской

состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения,

полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну;

гражданину

подтверждена

гарантия

конфиденциальности

передаваемых им сведений - данные положения закреплены ч. 1 ст. 61 Основ

законодательства

Российской

Федерации

здоровья

(Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗОб основах охраны здоровья

Российской

Федерации

допускается

разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым

известны

обучении,

исполнении

профессиональных,

служебных и иных обязанностей (ч. 2 Основ).

УСТАВ МЕДСЕСТРЫ

Медицинская сестра - первый помощник в лечении больного. Точно и

вовремя выполнять лечебные назначения - твой долг.

Внимательность

страданиям

больного

облегчает

самочувствие. Относись к больному так, как хотела бы ты, чтобы

относились к тебе, немедленно реагируй на каждую новую жалобу

больного, не малейшее изменение его самочувствия.

поведение

состояние

больного

вызывает

беспокойство за его состояние, тотчас же сообщи об этом врачу.

Слово - лечит, слово - ранит. Будь сдержана в разговорах с больным.

Вежлива, внимательна. О его здоровье сообщай ему только то, что по

убеждению, не наносит вред психике больного.

важнейших

больного.

Всячески

оберегай лечебно-охранительный режим в отделении.

работников - половина успеха.

Будь чистоплотна и аккуратна, подтянута и одета по форме, больному

будет приятно получить помощь из твоих рук.

Профилактика - основа медицины, повседневно разъясняй больным

правила гигиены и меры предупреждения болезней.

внимательна

родственникам

необходимые требования, чтобы по своему назначению они не нанесли

вред больному, словом или запрещенными лекарствами.

10.Чтобы сознательно участвовать в лечении больных, нужно много знать,

постоянно повышать свои медицинские знания.

11.Мастерски проведенная лечебная манипуляция избавляет от лишних

болезней, а иногда и от опасности. Учись отлично владеть медицинской

техникой.

12.Оберегай

имущество,

медикаменты,

инструментарий,

пользуешься.

Разумная экономия позволяет теми же средствами оказать помощь.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ОТДЕЛЕНИЯ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

Медицинский

корректности

отношениях

между всеми членами коллектива, невзирая на чины и звания. Почтительное

обращение

коллегам,

медицинского

подчеркивает чистоту и высокий смысл профессии. Особенно строго этого

принципа следует придерживаться, если общение происходит в присутствии

больного (см. Приложение 1).

Следует обращать внимание на:

Внешний вид:

соблюдение

применение косметики должно быть умеренным, не должны исходить резкие

запахи духов, табака и т.п.);

достаточно

прикрывать полностью одежду, рукава халата должны прикрывать рукава

Под халат необходимо одевать легко стирающуюся одежду, лучше

из хлопчатобумажных натуральных тканей;

Волосы должны быть убраны под шапочку;

Обувь должна быть легко моющаяся, поддающаяся дезинфекции

и позволяющая бесшумно передвигаться.

Отношения медсестры с врачом:

Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;

Исполнять

врачебные

назначения

своевременно,

профессионально;

информировать

внезапных

изменениях

состоянии больного;

При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных

назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии

больного.

Отношения медсестер между собой:

Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;

Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;

Опытные медсестры должны делиться с молодым своим опытом;

В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Отношения медсестры с младшим медперсоналом:

Соблюдать взаимоуважение;

Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего

медперсонала;

Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;

допустимо

замечания

присутствии

посетителей.

Отношение медсестры к больным:

Существует несколько моделей взаимоотношений медработников и

пациентов (Роберт Вич, 1992 год).

Патерналистская

латинского

характеризуется тем, что медперсонал относится к пациентам так же, как

родители относятся к своим детям. При этом они берут большую часть

ответственности на себя.

Инженерная – модель характеризуется тем, что выявляются и

восстанавливаются какие-то функции и устраняются поломки в организме

пациента. Межличностный аспект здесь почти целиком игнорируется.

Коллегиальная

характеризуется

взаимным

доверием

медперсонала

пациентов.

Стремясь

медсестра становятся «друзьями» больного.

Контрактная

выглядит

юридически

оформляемый

пациентом.

предполагает

последовательное уважение прав пациента.

Кроме этого отношение медсестры к больным всегда должно быть

доброжелательным,

недопустимы

замечания,

учитывать

индивидуальные

психологические

особенности,

выслушать,

переживания

пациента.

тяжелыми

болезненными

процедурами

медсестра

разъяснить

доступной

значение,

необходимость

успешного

психоэмоциональное

напряжение.

Отношения медсестры с родственниками и близкими больного:

Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;

ухаживающим

тяжелобольными

разъяснять

правильность выполнения процедур и манипуляций;

Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право

рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к

лечащему врачу);

Отвечать

спокойно,

неторопливо,

правильному уходу за тяжелобольными.

Клинический этикет в ОРИТ (соблюдение традиционных внешних

поведения

медицинского

персонала

медицине

критических

состояний) повышает эффективность реаниматологической помощи.

нахождении

пациента

бессознательном

состоянии

помнить об имплицитной памяти: неприятный разговор может запечатлеться

в имплицитной памяти и проявиться, в последствии, в самый неожиданный

медицинская

юридическую

ответственность за те действия, которые согласно нормативным документам

входят в их обязанности и компетенцию. При развитии опасных для жизни

пациента последствий интенсивной терапии виновный в этом медицинский

персонал привлекается к административной и уголовной ответственности в

соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Среди 16 медицинских сестер ОАР-I ГБ№15 было проведено

анкетирование из 8 вопросов (Приложение 2).

Стаж работы:

До 3 лет - 4 (32%)

3-5 лет - 6 (24%)

5-10 лет - 2 (8%)

10-20 лет - 4 (36%)

12 (75%) опрошенных довольны своей работой.

На вопрос, «какие трудности возникают при общении с пациентом» 2

медбрата

отметили

трудности

пациентом

возникают, а большинство ответили 14 (88%), что трудности возникают, если

пациент агрессивен и поступил в отделение в нетрезвом состоянии.

респондентов

нормальная, ощущают значительную перегрузку 5 (32%) медсестер, а 2 (12%)

затруднились ответить.

16 (100%) медсестер в своей профессиональной деятельности всегда

руководствуются

принципами

профессиональной

медицинской

деонтологии.

У 10 (63%) опрошенных медсестер никогда не возникали моменты

профессиональной деформации, а у 6 (37%) иногда случались конфликтные

ситуации.

На вопрос «как Вы справляетесь со стрессами» медицинские сестры

слушают музыку - 4 (25%), тренинг - 1 (6%), читают - 3 (19%), у остальных 8

Для развития реализации медицинской этики и деонтологии, 13 (82%)

респондентов предлагают проводить семинары и конференции, 2 (12%) -

буклетов

периодичных

ведущими

специалистами из разных стран - 1 (6%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, в повседневной деятельности

медицинской сестры ОРИТ необходимы следующие компоненты:

Индивидуальный подход к каждому пациенту, обращение по имени

и отчеству, подробное информирование пациента о правилах приема

лекарственных средств, целях и задачах манипуляций.

Тщательное выявление проблем пациентов ОРИТ.

Быстрота

четкость

процессе

принятия

своевременного

принятия

четкости

действий

жизнь пациента.

Простота изложения при общении с пациентом.

Соблюдение

медицинской

деонтологии

осуществлении сестринского ухода за пациентами.

Уважительное отношение и стремление помогать. Немаловажную

роль играют - внешний вид, выражение лица, речь медсестры.

Внимательность и интерес к проблемам пациента.

Умение справляться со стрессами, конфликтными ситуациями для

профилактики профессиональной деформаций у медсестер.

этико-деонтологические

принципы

медицинского

персонала

условиях

являются

полноценного

качественного

оказания

специализированной

помощи. Средний и младший медицинский персонал является незаменимой

составляющей учреждений здравоохранения.

Профессиональное мастерство медицинской сестры, которая найдет

добрые слова, сумеет успокоить пациента, отвлечь его внимание от болезни,

Работа медицинских сестер очень важна и несет особый вклад на пути

к выздоровлению пациентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анестезиология

реаниматология: руководство

анестезистов / [Александрович Ю.С. и др.] ; под ред. Ю.С. Полушина. –

М. : СИМК, 2016. – 784 с.

А. И. Левшанков, А. Г. Климов Сестринское дело в анестезиологии и

реаниматологии . Современные аспекты: учеб. пособие. - 2-е издание,

перераб. и доп. / под ред. проф. А. И. Левшанкова. - СПб.: СпецЛит,

Биоэтика: учебно-методическое пособие / Е.А. Нагорнов, Д.А. Изуткин,

И.И. Кобылин, А.А. Мордвинов; под ред. А.В. Грехова. - Н.Новгород:

НижГМА, 2014.

Езова, С.А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты :

научно-практическое пособие / С.А. Езова. - М.: Либерея-Бибинформ,