Оценка сестринского процесса позволяет определить. Определение эффективности сестринского вмешательства


К соответствии с концепцией непрерывного улучшения качества Деминга основной задачей пятого этапа сестринского процесса является оценка качества рсатизованного плана ухода за пациентом и при необходимости его коррекция (рис. К.8). Оценка
Оценка эффективности сестринского процесс
Изучение исходов заболевания по остаточным проблемам, в том числе с использованием набора анкет, шкал, тестов
и опросников
Система внутреннего аудита:
оценка сестринского ухода пациентом и его родственниками;
удовлетворенность пациента обучением приемам самоухола:
самооценка медицинской сестрой своих действий по отношению
к данному больному
Система внешнего аудита - оценка действий медицинской сестры руководителем ц* 1 И экспертами
У
Заполнение итоговой части карты сестринского процесса и другой медицинской документации
Общая оценка деятельности и при необходимости корректировка плана
Рис. 8.8. Оценка результатов и коррекция планов сестринских вмешательств
проводится для определения степени достижения поставленных целей, поэтому предварительно следует определить:
кто будет оценивать желаемые результаты ухода;
сами цели;
условия, при которых эти цели будут достигнуты;
критерии, применяемые для оценки цели; >
« период времени, за который цели должны быть достигнуты. Для оценки качества сестринских вмешательств и ухода необходимо учитывать три элемента: структуру, процесс и результат.
Оценка структуры подразумевает оценку предпосылок ухода за пациентом (заболевания, травмы, изменения среды обитания и др.), физических: удобств, организации отделения или учреждения, в котором находится пациент, и ресурсов (человеческих и др.).
Оценка процесса означает контроль за выполнением ухода, поведением медицинской сестры по отношению к пациенту, его родственникам и другим медицинским работникам. Оценивакгг-
99
ся те действия, за которые медицинская сестра несет ответственность.
При оценке результата определяется конечное состояние пациента, эффективность сестринского ухода. Конечный результат ухода сравнивается с ожидаемым, чтобы оценить, насколько состояние пациента соответствует намеченной цели.
Основой определения степени реализации намеченного плана является соответствие критериев стандартам. Примерами критериев сестринской практики, например, являются регуляция функции мочевого пузыря или кишечника, боль, личная гигиена. Если взять критерий «личная гигиена», стандартом может быть следующее положение: «пациент чистый и сообщает, что чувствует себя уютно».
Основным методом оценки яатяется аудит (от лат. аис1Шш - слушание). Ранее понятие «аудит» означало слушание фактов и аргументов для установления правды. Однако со временем оно утратило широкое значение и стало означать проверку финансовых счетов (документов).
Сестринский аудит подразумевает сравнение практической деятельности медицинской сестры со стандартом или алгоритмом выполнения сестринских манипуляций. По традиции он проводится централизованно. Сестринский аудит включает проверку данных, записанных медицинскими сестрами в документации. Его задачами являются:
оценка работы медицинской сестры;
определение компетентности медицинской сестры;
определение путей улучшения работы в будущем, если необходимо.
Существует два метода оценки - текущий и ретроспективный. Первый проводится в процессе осуществления ухода, второй - при анализе выполненной сестринской работы.
Текущую оценку проводят на основе непосредственного наблюдения за осуществлением ухода, интервью с пациентом и его родственниками, определения компетентности медицинской сестры, аудита текущих записей в сестринской документации.
Ретроспективную оценку можно провести, организуя интервью с пациентом, его анкетирование, конференцию для персонала, аудит записей в сестринской документации после реализации плана ухода.
Компетенция медицинской сестры определяется по ее умению планировать уход, основываясь на анализе ситуации. Компетентная медицинская сестра способна устанавливать приоритеты и организовывать свою работу. Главным, хотя и не единственным, критерием компетенции является безопасность. Методом оценки компетенции является наблюдение и анкетирование или шкала для подсчета баллов.
Если за запланированный срок цель сестринского ухода не достигнута, следует выяснить причины неудачи, внести необходимые коррективы и составить новый план сестринского процес-са, начиная с первого этапа.
Контрольные вопросы
Дайте определение сестринскому процессу.
Сформулируйте цель сестринского процесса.
Перечислите этапы сестринского процесса и дайте им характеристику.
Какие документы необходимы для осуществления сестринского процесса?
Назовите преимущества внедрения сестринского процесса в практическое здравоохранение.

ЦЕЛЕЙ И ПЛАНИРОВАНИЕ СЕСТРИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПАЦИЕНТА И ПОСТАНОВКА СЕСТРИНСКИХ ПРОБЛЕМ.

ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА

2.1. ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ: дышать, есть, пить, выделять, двигаться, поддерживать положение тела в пространстве, поддерживать нормальную температуру тела, спать, отдыхать, одеваться, раздеваться. Быть чистым, избегать опасности, общаться, иметь жизненные ценности (материальные), работать (играть, учиться), быть здоровым.

2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКИХ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА.

2.2.1. Выявление настоящих проблем пациента.

2.2.2. Выявление приоритетных проблем пациента: приоритеты 1 порядка, приоритеты 2 порядка и т.д.

2.2.3. Выявление потенциальных проблем пациента.

III. 3 ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА - ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3.1. Определение цели сестринских вмешательств согласно каждой выявленной проблемы пациента:

§ краткосрочные

§ долгосрочные

3.2. Планирование сестринских вмешательств относительно каждой выявленной проблемы пациента и поставленных целей.

IY. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА СЕСТРИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ.

Подробное описание всех действий медицинской сестры. В этом разделе студент должен описать алгоритмы действий медицинской сестры согласно плана сестринских вмешательств с детальным описанием организации и проведения всех мероприятий, включая беседы, лекции и рекомендации.

Выполняя этот этап сестринского процесса студент должен дать ответы на следующие вопросы:

§ как подготовить пациента к назначенным лабораторным и инструментальным исследованиям? Что рассказать пациенту об этих исследованиях, как подготовиться к ним;

§ как провести те или иные сестринские манипуляции?

§ как организовать и осуществить каждый пункт плана сестринских вмешательств.

§ Что студент будет рассказывать пациенту и его родственникам о данном заболевании?

Оценить изменения проблемы пациента и результат, который получен в результате сестринских вмешательств.

Таблица 1.

Карта сестринского процесса

Таблица 2.

Сестринский уход при терапевтическом заболевании.

Осуществив сестринский уход при терапевтическом заболевании, студент должен оценить изменения в субъективном и объективном статусе, а также лабораторных и инструментальных обследованиях соответственно всем этапам сбора информации о больном: жалобы, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация. Также изменения в нарушении потребностей пациента и проблемах пациента.



В конце сестринской истории болезни студент должен поставить свою подпись.

ПРИМЕР НАПИСАНИЯ СЕСТРИНСКОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ .

СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПАЦИЕНТЕ.

1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ (паспортная часть).

· Ф. И. О.: Иванов Сергей Петрович

· Возраст – 60 лет

· Пол - мужской

· Национальность - русский

· Образование - среднее

· Место регистрации –Киров, ул. Ленина, д.2, кв5.

· Место жительства- Киров, ул. Ленина, д.2, кв5.

· Место работы - пенсионер

· Профессия (должность) шофер

· Кем направлен пациент участковым врачом.

· Непереносимость лекарственных препаратов - нет

· Дата поступления 1.01.08.

· Дата выписки - 30.01.08.

Диагноз при поступлении: хронический бронхит, ДН II степени.

Клинический диагноз: ХОБЛ: хронический обструктивный смешанный бронхит (бронхитический и эмфизематозный вариант), средней степени тяжести, фаза обострения, ДН II степени. Хроническое легочное сердце, стадия компенсации, ХСН 0. Полицитемия.

Основные:

§ Кашель с отделением вязкой мокроты до 30 мл в сутки,

§ Одышка при незначительной физической нагрузке.

Общие: слабость, быстрая утомляемость, невозможность выполнять обычную физическую нагрузку, работать, самостоятельно, без помощи родственников гулять.

ИСТОРИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Считает себя больным более 20 лет, когда впервые после продолжительного курения закашлял по утрам. Этому не придал никакого значения. К врачу не обращался, не лечился, к советам жены прекратить курение не прислушивался. Через 6 лет присоединилась одышка, которая появлялась при значительной физической нагрузке: быстрой ходьбе по ровной поверхности на 300 метров. Продолжал курить. Начал часто простывать в связи с работой на улице. Считает, что в связи с простудными заболеваниями и частыми острыми бронхитами его состояние и ухудшилось. Усилился кашель по утрам и сохранялся в течение дня, увеличилось количество мокроты. Несмотря на это, больной продолжал курить до 2-х пачек в день. Одышка нарастала в течение последующих 2-х лет, и в прошлом году она стала появляться в покое.

Пациент обратился к терапевту, был обследован: рентгенография легких от 2007 года показала значительное расширение корней легких и повышение воздушности легочной ткани. Общий анализ мокроты показал: количество 30 мл, серая, без запаха вязкая, лейкоцитов до 5 в поле зрения, эритроциты не выявлены, атипичные клетки отсутствуют. При обследовании ФВД: ЖЕЛ- 3,4 л при норме 5,0 ОФ выд 1 ˝ - 2,2л (значительно уменьшен).

В 2007 году пациент лечился в пульмонологическом отделении. Северной городской клинической больницы дважды. Чем лечился не знает, документы предъявить не может. Со слов больного гормоны он не получает.

Последнее обострение 01.01.08 года, после ходьбы около 1 км усилился кашель и одышка. ЧДД была до 30 в минуту и сохранялась более 3 часов. Пациент принимал теофедрин 2 таблетки, 2 ингаляции сальбутамола, однако, состояние не улучшилось. Была вызвана скорая помощь, которая и доставила пациента в стационар.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ

Родился в Кировской области, рос и развивался соответственно возрасту.

В армии служил 2 года в танковых войсках.

Бытовые условия хорошие, живет в благоустроенной квартире с женой и сыном, питается хорошо: еженедельно мясо, фрукты, овощи.

Работал шофером большегрузного автомобиля в течение 40 лет.

Среди перенесенных заболеваний отмечает частые острые респираторные заболевания, в 1990 году перенес перелом 2-х ребер справа (5 и 6) в связи с падением.

Наследственность не отягощена.

Аллергологический анамнез спокоен.

Гемотрансфузии отрицает.

Вредные привычки: курит с 17 лет по 1-1,5 пачки в день, последние 2 года до 2-х пачек в день. Спиртные напитки употребляет умеренно.

Психологический статус: отмечает чувство тревоги перед будущим в связи с усилением кашля и одышки.

Духовный статус: неверующий. Отдыхает пассивно, спортом не занимается, увлечен чтением художественной литературы, предпочитает исторические романы.

ОСМОТР, ПАЛЬПАЦИЯ ПЕРКУССИЯ, АУСКУЛЬТАЦИЯ

Состояние средней тя­жести. Сознание ясное.

Положение активное. Осанка сутулая.

Антропометрические данные вес 70кг, рост 180см.

Индекс Кетле = вес/рост 2 (в м)=21,6.

Лицо одутловатое. Волосы седые.

Акроцианоз мочек ушей. Кожные покровы цианотичны.

Подкожно-жировой слой развит слабо.

Лимфотические узлы не увеличены. Отеки на ногах отсутствуют.

При осмотре грудная клетка эмфизематозная: переднее - задний размер приближается к боковому. Над- и подключичные ямки выбухают, ребра имеют горизонтальное направление, эпигастральный угол острый. Угол Людовика выражен.

Вспомогательные мышцы участвуют в акте дыхания, ЧДД 24 в 1 минуту. Дыхание глубокое.

Перкуторный тон над симметричными участками легких коробочный.

Дыхание ослабленное везикулярное. Выдох свистящий, удлинен, над всей поверхностью легких выслушиваются сухие рассеянные хрипы.

Границы сердца: правая на 2 см кнаружи от правого края грудины. Верхняя и левая границы сердца не изменены. Тоны сердца приглушены, ритмичные, выслушивается акцент 2 тона над легочной артерией (2 межреберье слева). Над мечевидным отростком 1 тон ослаблен, выслушивается убывающий систолический шум. АД 125/80мм рт ст. Пульс 90 в 1 минуту.

Печень не увеличена. Живот мягкий, безболезненный. Отеков нет.

ЛАБОРАТОРНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Общий анализ крови: эритроциты – 5,5 х 10 12 /л, Нв-170 г/л, лейкоциты 9,5 х 10 9 /л, СОЭ 24 мм в час. Заключение: Синдром плеторы, лейкоцитоз увеличение СОЭ.

общий анализ мокроты: вязкая, серозная, лейкоциты 2-5 в поле зрения, эритроциты отсутствуют.

Рентгенография грудной клетки: корни легких расширены легочные поля повышенной прозрачности.

ФВД: ОФВ 1 /ФЖЕЛ) х 100%= 57% Тест Тиффно значительно снижен что соответствует тяжелой степени ДН.

ЭКГ: Отклонение оси сердца вправо. Амплитуда зубца Р =3мм, зубец Р остроконечный. В I отведении глубокий зубец S. В отведениях V 1 -V 2 высокий зубец R. . Заключение: Р-pulmonale.

Ультразвуковое исследование сердца: давление в легочной артерии 30 мм.- повышено, что свидетельствует о формировании хронического легочного сердца.

Функциональные медикаментозные пробы: проба оценивается как отрицательная, т.к. ОФВ 1 после применения м-холинолитика не изменился.

Бронхоскопическое исследование

Исследование газового состава крови: Р а О 2 = 56 мм рт. Ст. или SaO 2= 89%

II.2 ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА

При оценке ухода важно учитывать мнение пациента об оказываемой ему помощи, о выполнении плана и об эффективности сестринских вмешательств.

В идеальном случае итоговую оценку должна осуществлять сестра, проводившая первичную оценку состояния пациента. Сестра должна отметить любые побочные действия и неожиданные результаты при выполнении плановых сестринских вмешательств.

В том случае, если цель достигнута, следует уточнить, произошло это в результате планового сестринского вмешательства или здесь оказал влияние какой-либо другой фактор.

На оборотной стороне листа плана ухода для решения конкретной проблемы записывается текущая и итоговая оценка результатов сестринского вмешательства.

Дата/время:

Оценка (текущая и итоговая) и комментарии:

Подпись:

Определяя эффективность сестринского вмешательства, следует обсудить с пациентом его собственный вклад, а также вклад членов его семьи в достижение поставленной цели.

Переоценка проблем пациента и новое планирование ухода

План по уходу целесообразен и даёт положительный результат только в том случае, если он подвергается коррекции и пересматривается каждый раз, когда в этом есть необходимость.

Это особенно актуально при уходе за тяжелобольными, так как их состояние быстро изменяется.

Основания для изменения плана:

Цель достигнута и проблема снята;

Цель не достигнута;

Цель достигнута не полностью;

Возникла новая проблема и/или прежняя проблема перестала быть столь актуальной в связи с возникновением новой проблемы.

Сестра, проводя текущую оценку эффективности сестринских вмешательств, должна постоянно задавать себе следующие вопросы:

Имеется ли у меня вся необходимая информация;

Правильно ли я определила приоритетность действующих и потенциальных проблем;

Может ли быть достигнут ожидаемый результат;

Правильно ли выбраны вмешательства для достижения поставленной цели;

Обеспечивает ли уход положительные изменения в состоянии пациента.

Таким образом, итоговая оценка - последний этап сестринского процесса. Она так же важна, как и все предыдущие этапы. Критическая оценка письменного плана по уходу гарантирует повышение качества стандартов по уходу и более чёткое их выполнение.

Запомните! При ведении документации сестринского процесса необходимо:

Документировать все сестринские вмешательства в самые короткие сроки после их выполнения;

Записывать жизненно важные вмешательства незамедлительно;

Соблюдать правила ведения документации, принятые данным лечебно-профилактическим учреждением;

Всегда записывать любые отклонения от нормы состояния пациента;

Расписываться чётко в каждой указанной для подписи графе;

Документировать факты, а не собственное мнение;

Не использовать «туманные» термины;

Быть точным, описывать кратко;

Ежедневно сосредоточиваться на 1-2 проблемах или важных событиях дня, чтобы описать, чем отличается ситуация на данный день;

Записывать фактически неточное соблюдение пациентом предписаний врача или отказ от них;

При заполнении документации записать оценку, проблему, цель, вмешательства, оценку результатов ухода;

Не оставлять свободные графы в документации;

Записывать только выполненные сестрой вмешательства.


ГЛАВА 8 ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ АВТОРАМИ МОДЕЛИ УХОДА В. ХЕНДЕРСОН

Прочитав эту главу, Вы узнаете:

О проведении первичной сестринской оценки состояния пациента по каждой из 10 фундаментальных потребностей;

О проблемах жизнеобеспечения в терминологии фундаментальных потребностей;

О планировании сестринского ухода (цели, вмешательства и периодичность оценки);

О текущей и итоговой оценке результатов сестринского ухода.

Понятия и термины:

Альцгеймера болезнь - слабоумие в результате возрастных изменений головного мозга;

аналгезия - потеря болевого чувства;

аутизм (от греч. autos - сам) - психическое состояние рефлексии, отчуждённости от коллектива;

аутизм (ранний детский) - синдром, характеризующийся нарушением социальных взаимоотношений, расстройством речи и понимания, неравномерностью интеллектуального развития;

афазия - расстройство (полное или частичное) речи вследствие поражения головного мозга;

гемиплегия - односторонний паралич мышц;

дефекация - опорожнение кишечника;

инсульт - внезапное нарушение мозговой деятельности из-за недостаточности мозгового кровообращения;

кахексия - истощение;

контрактура (от лат. contractura - стягивание, сокращение) - нарушение подвижности;

метаболизм - обмен веществ;

ОСТ - отраслевой стандарт;

параплегия - паралич обеих (нижних или верхних) конечностей;

парез - неполный паралич;

пикфлоуметрия - определение пиковой скорости выдоха;

постуральный дренаж - положение тела, способствующее улучшению отхождения мокроты;

синдром ночного апноэ - кратковременная остановка дыхания во сне;

тетраплегия - паралич верхних и нижних конечностей;

тремор - непроизвольно возникающее дрожание;

эйфория - повышенное, радостное настроение;

электроэнцефалография (ЭЭГ) - запись электрических импульсов коры головного мозга.

Сестринский процесс, разработанный Сестринской школой Йельского университета в 1960-е годы, базируется на системном подходе к оказанию медсестринской помощи, направленной на обеспечение потребностей пациента.

В. Хендерсон, наиболее известная исследовательница сестринского дела того времени, указывала, что люди, как здоровые, так и больные, имеют определённые жизненные потребности. В список жизненно важных потребностей она включила пищу, жильё, любовь и признание окружающих, востребованность, чувство принадлежности к сообществу людей и независимость от них. Она детально разработала положение об основных действиях медицинской сестры по удовлетворению потребностей пациента и предложила список мероприятий, которые, по её мнению, охватывают наиболее важные направления деятельности медицинской сестры по отношению к пациенту:

Обеспечение нормального дыхания;

Обеспечение нормального питания и питья;

Обеспечение удаления из организма продуктов жизнедеятельности;

Помощь в поддержании правильного положения тела, перемене положения;

Обеспечение сна и отдыха;

Помощь в подборе необходимой одежды и её надевании;

Помощь в поддержании нормальной температуры тела;

Помощь в поддержании чистоты тела и защите кожи;

Помощь в предупреждении всевозможных опасностей извне и наблюдение за тем, чтобы пациент не нанёс вреда другим;

Помощь в поддержании контактов с другими людьми, выражении своих желаний и чувств;

Содействие отправлению религиозных обрядов пациентом;

Помощь в поиске возможности заниматься каким-либо делом;

Содействие развлечениям пациента;

Содействие обучению пациента.

Каждый из перечисленных пунктов В. Хендерсон иллюстрировала различными примерами. В одних случаях медицинская сестра действует по собственной инициативе, в других выполняет предписания врача .

В модели В. Хендерсон в большей степени учитываются физиологические нужды человека, в меньшей - психологические, духовные и социальные потребности.

Адаптируя к современным российским условиям модель, предложенную В. Хендерсон в книге «Основные принципы деятельности по уходу за пациентами», авторы данного учебного пособия несколько изменили перечень фундаментальных потребностей человека, сократив и объединив некоторые из них. Это обусловлено уровнем развития сегодняшнего сестринского дела и сестринского образования в РФ, реформа которого началась недавно, а также современным запросом населения в той или иной (новой по содержанию) сестринской помощи.

Так, например, в обязанности медицинской сестры входит помощь пациентам и их родственникам в отправлении религиозных обрядов в соответствии с их вероисповеданием. Для этого медицинской сестре нужны знания в области обычаев и обрядов различных конфессий. Понимание и уважение чувств человека, исповедующего ту или иную религию, помогут медицинской сестре завоевать доверие пациента и членов его семьи, а значит, сделать сестринскую помощь более эффективной.

Человек должен быть уверен, что и при его жизни, и в случае его смерти медицинская сестра будет осуществлять уход, учитывая существующие религиозные обряды и обычаи.

Потребность человека в «удовлетворении своей любознательности» (14-я потребность по В. Хендерсон) не выделена авторами в качестве самостоятельной потребности, однако вопросы, связанные с мотивацией и обучением пациента здоровому образу жизни, рассматриваются в рамках 10 потребностей (а также в главе 10):

Нормальное дыхание;

Адекватное питание и питьё;

Физиологические отправления;

Движение;

Одежда: способность одеваться, раздеваться, выбирать одежду;

Личная гигиена;

Поддержание нормальной температуры тела;

Поддержание безопасной окружающей среды;

Общение;

Труд и отдых.

8.1. ПОТРЕБНОСТЬ В НОРМАЛЬНОМ ДЫХАНИИ

Первичная оценка

Факторами риска нарушения функции дыхания являются хроническая обструктивная болезнь лёгких, трахеостомия, назогастральный зонд, рвота, травмы или операции на шее, лице, в полости рта ит.п.

Для оценки удовлетворения потребности в нормальном дыхании (обеспечение достаточным количеством кислорода) медицинская сестра должна уметь провести как субъективное (расспрос), так и объективное (осмотр) обследование пациента.

Наиболее часто встречающимися признаками, свидетельствующими о недостаточном обеспечении организма человека кислородом, являются одышка, кашель, кровохарканье, боль в груди, тахикардия.

Одышка - субъективное ощущение затруднения дыхания. Пациент, как правило, говорит, что ему не хватает воздуха, нечем дышать. Признаками одышки являются учащение дыхания, изменение его глубины (поверхностное или, наоборот, более глубокое) и

Рис. 8-1. Патологические типы дыхания.

а - нормальное дыхание; б - дыхание Чейна-Стокса; в - дыхание Биота; г - дыхание Куссмауля

ритма. Следует обязательно уточнить, при каких обстоятельствах появляется одышка. Одышка может быть физиологической, если она появляется после физической нагрузки или в стрессовой ситуации, и патологической (при заболеваниях органов дыхания, кровообращения, головного мозга, крови и др.).

В некоторых случаях медицинская сестра может выявить патологическое нарушение ритма и глубины дыхания, которое наблюдается при заболеваниях головного мозга и его оболочек (кровоизлияние в мозг, опухоль и травма мозга, менингит и др.), а также при тяжёлых интоксикациях (уремическая, диабетическая кома идр.).

В зависимости от изменения глубины дыхания может увеличиваться или уменьшаться дыхательный объём лёгких, дыхание может быть поверхностным или глубоким. Поверхностное дыхание часто сочетается с патологическим учащением дыхания, при котором вдох и выдох становятся короче. Глубокое дыхание, наоборот, в большинстве случаев связано с патологическим урежением дыхания. Иногда глубокое дыхание с большими дыхательными движениями сопровождается громким шумом - большое дыхание Куссмауля (рис. 8-1), характерное для глубокой комы (длительной потери сознания).

При отдельных видах одышки может нарушаться ритм дыхательных движений. Нарушение функции дыхательного центра вызывает такой вид одышки, при которой через определённое число дыхательных движений наступает заметное на глаз (от нескольких секунд до минуты) удлинение дыхательной паузы или кратковременная задержка дыхания (апноэ). Такое дыхание называется периодическим. Известно два вида одышки с периодическим дыханием.

Дыхание Биота характеризуется ритмичными движениями, которые чередуются через равные отрезки времени с продолжительными (до 30 с) дыхательными паузами.

Дыхание Чейна-Стокса отличается тем, что после продолжительной дыхательной паузы (апноэ) сначала появляется бесшумное поверхностное дыхание, которое быстро нарастает по глубине, становится шумным и достигает максимума на 5-7-м вдохе, а затем в той же последовательности убывает до очередной кратковременной паузы. Пациенты во время паузы иногда плохо ориентируются в окружающей обстановке или полностью теряют сознание, которое восстанавливается при возобновлении дыхательных движений.

Кашель - защитно-рефлекторный акт, направленный на выведение из бронхов и верхних дыхательных путей мокроты и инородных тел. Кашлевой толчок - фиксированный звучный выдох.

Кашель может быть сухим (без выделения мокроты) и влажным (с выделением мокроты). Мокрота может различаться по консистенции (густая, жидкая, пенистая), цвету (прозрачная, жёлто- зелёная, с кровью) и запаху (без запаха, зловонная, гнилостная).

Следует знать, что эффективность кашля зависит от нескольких факторов: вязкости мокроты, смыкания голосовой щели, способности пациента сделать глубокий вдох и напрячь вспомогательные дыхательные мышцы для получения в дыхательных путях высокого давления.

При повреждении нервных центров, мышечной слабости, парезе кишечника, болевом синдроме, наличии интубационной трубки или трахеостомы, а также несмыкании голосовых связок очистка лёгких с помощью кашля невозможна.

Кровохарканье - выделение крови или мокроты с кровью во время кашля.

Боли в грудной клетке возникают обычно при вовлечении в патологический процесс листков плевры. Следует уточнить у пациента:

Локализацию боли;

Интенсивность и характер боли;

Причину усиления или уменьшения (например, он лежит на больном боку или прижимает больной бок рукой) боли.

Признаками любой (по локализации) боли могут быть:

Выражение лица (гримаса боли, стиснутые зубы, наморщенный лоб, крепко зажмуренные или широко раскрытые глаза, стиснутые зубы или широко раскрытый рот, прикусывание губ и т.д.);

Телодвижения (беспокойство, неподвижность, напряжение мышц, непрерывное покачивание вперёд-назад, почёсывание, движения с целью защитить болезненную часть тела и т.д.);

Снижение социальных взаимодействий (избегание разговоров и социальных контактов, осуществление только тех форм активности, которые облегчают боль, сужение круга интересов).

Курение, особенно в течение продолжительного времени и большого количества сигарет, вызывает хроническую обструктивную болезнь лёгких и рак лёгких. Эти заболевания приводят к нарушению обеспечения организма кислородом, т.е. нарушают удовлетворение потребности в нормальном дыхании. Подобное действие может оказывать неблагоприятная окружающая среда (загазованность, запылённость, табачный дым и т.д.).

Оценивая состояние пациента, необходимо обратить внимание на его положение (например, вынужденное положение сидя - ортопноэ, вынужденное положение на больном боку, высокое положение Фаулера), цвет кожных покровов и слизистых оболочек (цианоз, бледность).

Оценивая потребность в нормальном дыхании, необходимо определить частоту, глубину и ритм дыхательных движений, а также исследовать пульс. В норме дыхательные движения ритмичны. Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16-20 в 1 минуту, причём у женщин на 2-4 больше, чем у мужчин. В положении лёжа число дыхательных движений обычно уменьшается (до 14-16 в 1 минуту), а в вертикальном положении увеличивается (18-20 в 1 минуту). Поверхностное дыхание обычно наблюдается в покое, а при физическом или эмоциональном напряжении оно более глубокое.

Следует помнить, что в тех случаях, когда потребность в дыхании не удовлетворена вследствие какого-либо острого заболевания и острой дыхательной недостаточности (ОДН), при оценке состояния пациента можно выявить ряд характерных признаков. Одним из них является тахипноэ (учащение дыхания) до 24 в 1 минуту и более. Изменяется поведение человека: появляется беспокойство, иногда эйфория, многословие, возбуждение. Многословие вызвано страхом смерти.

Говорить на фоне учащения дыхания всегда очень трудно. При высокой степени ОДН человек постепенно утрачивает сознание и впадает в кому.

Изменяется и цвет кожных покровов. Чаще всего развивается цианоз, но ещё более опасной является серая бледность, так называемый землистый цвет холодной, покрытой липким потом кожи. ОДН сопровождается учащением пульса (тахикардия), иногда пульс становится частым и неаритмичным(тахиаритмия)или редким (брадикардия). Артериальное давление вначале повышается (гипертензия), затем понижается (гипотензия).

В практике российского здравоохранения наиболее распространены следующие определения (понятия) качества медицинской помощи:

· Совокупность свойств и характеристик услуг, которые - определяют их способность удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям;

· Совокупность результатов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, определяемых установленными требованиями на основе достижений медицинской науки и практики.

Ряд ученых определяют иные характеристики качества медицинской помощи: адекватность, доступность, преемственность и непрерывность, действенность, результативность, эффективность, безопасность, своевременность, способность удовлетворять ожиданиям и потребностям стабильность процесса и результата, постоянное совершенствование и улучшение.

Таким образом, медицинская помощь должна быть оказана с максимально возможным эффектом (то есть ее результаты должны максимально соответствовать научно прогнозируемым), при этом - иметь минимальную стоимость, быть обоснованной, законной, соответствовать ожиданиям пациента и инвесторов и распределяться по справедливости.

Важнейшим шагом в решении проблем реформирования сестринского дела являются изучение опыта других ЛПУ по внедрению новой концепции сестринского дела, создание в коллективе доброжелательного психологического микроклимата по ее восприятию, изучение заведующими отделениями и старшими медицинскими сестрами, содержания и путей реформирования сестринского дела.

Исключительно большое значение для повышения качества сестринской помощи населению имеет определение и осуществление целей, связанных с выполнением обычных рабочих обязанностей. Определение этих целей должно базироваться на итогах работы ЛПУ, материалах контроля качества сестринской помощи, требованиях вышестоящих органов управления здравоохранением.

Главные медицинские сестры, определяя эти цели, должны сосредоточить свое внимание:

· на совершенствовании должностных инструкций среднего и младшего медицинского персонала и контроле за их безусловным выполнением;

· разработке и использовании, стандартов деятельности среднего и младшего медицинского персонала и контроле за их; выполнением, добиваясь унификации и единообразия в выполнении, одних и тех же сестринских манипуляций;

· повышении культуры поведения сестринского персонала при обслуживании пациентов;

· соблюдении принципов инфекционной безопасности для пациентов и персонала;

· экономичном использовании материальных ресурсов сестринским персоналом, рациональном использовании коечного фонда, повышении качества оказания сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Определение цели в управлении сестринским делом важно, так как позволяет осуществлять планирование работы, как на отдаленную перспективу, так и на ближайший период времени. Это придает управленческой деятельности четкость, целенаправленность и позволяет определять этапы в достижении конечной цели.

Документом, определяющим порядок и последовательность работы медицинского персонала, является план. Различают несколько видов планирования, определенных временными интервалами и содержанием целей, задач и контрольных сроков исполнения.

На основании годового плана составлять квартальные и месячные планы. В них включают те мероприятия, которые по годовому плану должны быть выполнены в соответствующий планируемый период. Для квартальных и месячных планов характерна большая детализация, чем в годовом плане.

Особое значение для организации работы главной медицинской сестры имеют ежедневные планы. В ежедневном плане по часам (а при необходимости и по минутам) расписывают все планируемые дела на предстоящий день. План на следующий день составляется с вечера. Первым делом подводятся итоги за прошедший день, а невыполненные, но сохраняющие актуальность дела переносятся на последующие дни. С учетом месячного плана и регламента составляется план работы на следующий (и последующий) день. Целесообразно, чтобы в ежедневном плане были указаны необходимые справочные данные: фамилии, имена, отчества, телефоны, адреса и др. лиц, с которыми надлежит встретиться, позвонить и т. д.; виды работ, которые надлежит выполнить (подготовить документы, принять сотрудников и т. д.).

Организационная структура сестринского процесса включает пять основных этапов: сестринское обследование, диагностирование состояния пациента, планирование помощи, выполнение плана необходимых сестринских вмешательств и оценка полученных результатов с их коррекцией при необходимости.

1 этап -- обследование пациента. Для принятия профессиональных решений и решения проблем пациента медицинская сестра руководствуется в своих действиях схемой, соответствующей последовательности этапов сестринского процесса. На всех этапах обязательными условиями для действий медсестры должны быть профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общения, анализа и интерпретации данных, достаточное время и доверительная обстановка, конфиденциальность, согласие и участие пациента, при необходимости участие других медицинских работников.

Целью первого этапа является получение информации для оценки состояния пациента в гинекологическом отделении или сбор и анализ объективных и субъективных данных о состоянии здоровья. В основе сестринского обследования лежат принципы целостного подхода к личности пациента с учетом не только физических, но и психологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных и духовных потребностей. Качество проведенного обследования и полученная в его ходе информация определяют успех последующих этапов сестринского процесса. Субъективные данные о состоянии пациента медицинская сестра получает в ходе беседы, в первую очередь пациенты гинекологического отделения делятся собственными представлениями о состоянии здоровья и связанных с ним проблема, субъективные данные зависят от эмоций и чувств пациента. Необходимую информацию сестра получает от родственников, друзей, коллег пациента, происходит это в тех случаях, когда пациент дезориентирован или в бессознательном состоянии, объективные данные о состоянии пациента медицинская сестра получает в результате осмотра (пальпации, перкуссии, аускультации), при определении артериального давления, пульса, частоты дыхания и изучении данных лабораторных исследований. Эти данные медсестра заносит в сестринскую историю болезни.

2 этап - диагностирование пациента. Определение потребностей и выявление проблем. Данный этап определяется как постановка сестринского диагноза, целью этого этапа является установление существующих и потенциальных проблем, возникающих у пациента как своего рода реакции организма на его состояние, в том числе на болезнь. Выявление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем, а также сильные стороны пациента, которые могли бы помочь в предупреждении или разрешении данных проблем. Фактически существующими называют проблемы, которые есть у больного в настоящее время. Потенциальные (вероятные) - это те проблемы, которые могут возникнуть с течением времени, но в настоящий момент их нет. Сестринские диагнозы в гинекологическом отделении - это основа для построения плана оказания сестринской помощи и если врачебный диагноз связан, как правило, с возникшими патофизиологическими изменениями в организме, то сестринский диагноз часто связан с представлениями пациента о состоянии своего здоровья.

3 этап - планирование ухода. Цель данного этапа - определение ожидаемых результатов сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств, направленных на их достижение. С целью реализации данной цели к ней предъявляют определенные требования:

· достижимость;

· диагностичность (возможность проверки достижения);

· временные пределы (указание сроков достижения целей).

По видам различают краткосрочные (до 2 недель) и долгосрочные (более 2 недель) цели. В структуре целей должны быть отражены конкретные действия, критерий времени (дата, время) и условие - с помощью кого или чего будет достигнут результат.

4 этап - выполнение плана сестринских вмешательств. Цели данного этапа - выполнение медицинской сестрой гинекологического отделения действий в соответствии с намеченным планом врача и обязательное их документирование. Существуют три вида сестринских вмешательств. Независимые вмешательства - действия, которые медсестра выполняет без прямого назначения врача, руководствуясь самостоятельными профессиональными решениями. Зависимые вмешательства - действия, выполняемые сестрой на основании письменного предписания врача или под его непосредственным наблюдением. Взаимозависимые вмешательства - действия медицинской сестры совместно с врачом, родственниками или другими работниками здравоохранения или социальных служб.

Заключительный этап сестринского процесса - оценка его эффективности.

1. Оценка действий медсестры;

2. Мнение пациента и/ или его семьи;

3. Оценка действий медицинской сестры руководителем (старшей и главной медицинскими сестрами).

Целями пятого этапа являются оценка реакции пациента на сестринские вмешательства, анализ качества предоставленной помощи и оценка полученных результатов. К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся прогресс в достижении целей, ответная реакция на вмешательства, соответствие полученного результата ожидаемому. Таким образом, оценка результатов сестринского вмешательства дает возможность медицинской сестре определить сильные и слабые стороны в своей профессиональной деятельности. Может показаться, что сестринский процесс и сестринский диагноз - это формализм и лишние бумаги, но за всем этим стоит пациент, которому в государстве должна быть гарантирована эффективная, качественная и безопасная медицинская помощь, включая сестринскую. Несомненно, об этом свидетельствует мировой опыт, внедрение сестринского процесса в работу медицинских учреждений обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки и позволит сестринскому делу в нашей стране оформиться в качестве самостоятельной профессии.

Одной из важнейших проблем в управленческой деятельности руководителей медсестринских служб является обеспечение высокого качества медсестринского ухода. Как указывают эксперты ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), при определении задач и содержания деятельности по обеспечению качества медицинской помощи следует ориентироваться на четыре компонента:

· выполнение профессиональных функций медицинским работником;

· использование ресурсов;

· риск для пациента в результате медицинского вмешательства;

· удовлетворенность пациента медицинским вмешательством.

Все эти компоненты имеют прямое отношение к деятельности сестринского персонала и руководителей сестринских служб по обслуживанию пациентов, поскольку от уровня профессиональной подготовки сестринского персонала, правильности выполнения сестринских манипуляций в надлежащих условиях и уровня общения с пациентами зависит оценка качества медицинской помощи, оказываемой медицинскими сестрами. Умелая организация сестринского процесса помогает достижению квалификации такого рода. Одна из сложных задач в здравоохранении - формирование сестринского персонала и удержание его в системе здравоохранения. Высокий профессиональный уровень, качество медицинской помощи может сохраняться при условии хорошо функционирующей системы обучения, наличия профессиональной практики, контроля за проведением медицинских мероприятий и за деятельностью персонала. Именно на главную медицинскую сестру и возлагаются задачи управления и выполнения всего вышеперечисленного.

Управление сестринским персоналом - это целенаправленная деятельность руководителей сестринских служб лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их подразделений, использующих различные механизмы управления и каналы связи для обеспечения слаженной, квалифицированной работы сестринского персонала по оказанию пациентам сестринской помощи соответствующего количества и качества.

На пятом этапе сестринского процесса оценивают достижение поставленной цели,

результат предварительной деятельности (определение критериев и кратности оценки

результата), а также деятельности сестринского ухода. Оценка эффективности сестринского ухода складывается:

Из определения состояния пациента на текущий момент;

Оценки достижения целей;

Определения аспектов, влияющих на достижение целей;

изменения в случае необходимости сестринского диагноза, цели и/или плана

сестринского ухода.

Оценивать сестринскую помощь на этом уровне должны обе стороны: и медицинская

сестра, и пациент.

I этап сестринского процесса - сбор информации.

(СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ)

Сестринский процесс - это метод организации и оказания сестринской помощи. Суть

сестринского дела состоит в уходе за больным человеком и в том, каким образом сестра

осуществляет этот уход. Независимо от формы план сестринского ухода должен

предусматривать непрерывность сестринского процесса. Помимо плана сестринская

документация содержит биографические данные пациента и результаты сестринской оценки его состояния.

Делая записи, следует излагать информацию кратко, четко и недвусмысленно, используя

только общепринятые сокращения.

При первом же контакте с пациентом сестра начинает собирать информацию. В

кратчайшие сроки после поступления человека в систему медико-санитарной помощи

проводится начальная оценка ситуации и ее документирование. В идеале эта начальная

оценка включает в себя подробную историю болезни. Где это возможно, пациента просят

выразить свое собственное суждение и рассказать об имеющихся потребностях. Затем

полученная информация анализируется и кладется в основу определения потребностей

человека в уходе. Сбор информации очень важен. Неправильная информация влечет за собой ошибочные действия. Недостаточная информация сопровождается неадекватными

действиями.

Стратегия общения с пациентом

Субъективное обследование:

 Вы должны быть уверены, что ваша беседа будет проходить в тихой неофициальной обстановке без отвлечения и не будет прерываться.

 Для установления доверительных отношений с пациентом медицинская сестра должна представиться, назвав свое имя, положение и сообщить цель беседы.

 Называйте пациента по имени и отчеству, и на «Вы». Проявляйте дружелюбие, участие и заботу.

 Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Будьте спокойны и неторопливы. Не проявляйте досады, раздражения.

 Говорите ясно, медленно, отчетливо. Используйте понятную пациенту терминологию. Если Вы сомневаетесь в том, что он Вас понимает, спросите, что он вкладывает в то или иное понятие. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

 Позвольте пациенту закончить фразу, даже если он излишне многословен. Если необходимо повторить вопрос, перефразируйте его для лучшего понимания.

 Не начинайте разговор с личных, деликатных вопросов.

Чтобы составить заключение о проблемах пациента и заполнить сестринскую историю

болезни с картой сестринского процесса, по которой Вы будете работать. Спросите: «Что

привело Вас в наше лечебное заведение?». Внимательно выслушайте его мнение о своем

состоянии, как он его оценивает. Считает ли себя тяжело больным, легкобольным, насколько сосредоточен на своих проблемах, какого ожидает результата от пребывания в данном лечебном заведении (надеется, выздороветь, не ждет улучшения состояния и решения своих проблем, думает, что его состояние будет без изменений).

Затем спросите: «Что Вас беспокоит?»

Жалобы пациента определяются в настоящий момент, ему предоставляется возможность

самостоятельно изложить свои ощущения. Затем студент задает вопросы, позволяющие

систематизировать и детализировать жалобы. Если у пациента есть боли, Вы должны

выяснить:

 Локализацию;

 Иррадиацию;

 Время появления;

 Характер (ноющая, колющая, давящая);

 Длительность (постоянная, приступообразная);59

 Причины вызывающие или усиливающие боль (движение, прием пищи);

 Сопутствующие явления (слабость, тошнота).

Особое внимание следует обратить на раздел «История болезни». Необходимо уточнить с

какого времени он считает себя больным (первые признаки заболевания). Следует обратить внимание на состояние больного непосредственно перед заболеванием, имелись ли психические травмы, переутомление, переохлаждение, погрешности в еде.

Начало заболевания: когда и как появились первые проявления, их характер.

При хроническом течении заболевания необходимо выяснить, как оно протекало в течении этого времени, чем проявлялось, были ли обострения, их периодичность, продолжительность ремиссий.

Проводимые исследования (перечислить какие).

Лечение и его эффективность (группы лекарственных средств, эффект от применения).

Ответы на вопросы раздела История болезни» должны быть записаны в сестринской

истории болезни коротко, ясно, по существу.

Вопросы о сексуальной жизни, гинекологическом анамнезе следует задавать в тактичной форме, не привлекая внимания окружения больного.

При выяснении аллергоанамнеза следует отметить, какие конкретно лекарственные средства, пищевые продукты, бытовые вещества не переносит больной.

При выявлении духовного статуса не следует выражать свое мнение по поводу

моральных ценностей больного.

В социальном статусе больного внимание уделяют здоровью его близких родственников

(родителей, братьев, сестер), акцентируя внимание на патологии, имеющей значение для

заболевания, данного пациента.

Объективное обследование.

Измерьте артериальное давление, температуру тела, исследуйте пульс, частоту дыхательных движений, определите состояние кожных покровов. Для объективного обследования сестра использует свое зрение, слух, осязание, обоняние.

Дополнительным источником информации могут служить данные лабораторных и

инструментальных исследований.

Проводя обследование пациента, надо выяснить:

 состояние его здоровья с учетом каждой из 14 фундаментальных потребностей,

 что этот человек считает нормальным для себя в связи с каждой указанной

потребностью;

 что этот человек делает или какая помощь ему нужна для удовлетворения каждой

потребности;

 как и в какой степени, нынешнее состояние здоровья человека или его социальные

потребности мешают ему осуществлять самоуход или помощь на дому;

 какие потенциальные трудности или проблемы можно предвидеть в связи с изменением

его здоровья;

 способность человека к самоуходу, какую помощь человеку могут оказать его друзья и

родственники;

 врачебный диагноз, принципы лечения и прогноз;

 предыдущие заболевания и социальные проблемы.

Результаты, полученные в процессе сестринского обследования, фиксируют в

сестринской истории болезни.

Информация о физическом состоянии может отражать как нормальные проявления

жизнедеятельности, так и изменения, связанные с определенной стадией развития

(например, младенец, взрослый, престарелый человек) и изменения, вызванные

заболеванием.

Информация о душевном состоянии позволяет дать оценку эмоционального здоровья и

изменения поведения в связи с заболеванием.

Информация о социальном здоровье позволяет дать оценку возможности пациента

осуществлять самоуход в домашних условиях.

II этап сестринского процесса - сестринская диагностика.

После первичной оценки состояния пациента и записи полученной информации сестра

обобщает, анализирует полученные результаты и делает определенные выводы. Они 60

становятся теми проблемами, т.е. сестринскими диагнозами, которые являются предметом

сестринского ухода.

Вы должны выделить сестринские диагнозы:

1. Настоящие, те, которые имеют место у пациента сегодня, будут завтра и в продолжение

всего времени осуществления сестринского ухода в стационаре.

2. Потенциальные - проблемы, которые могут возникнуть у больного в процессе ухода за

ним или быть обусловлены основным заболеванием.

Сестринские диагнозы записываются в сестринской истории болезни после раздела

«Сестринский анализ лабораторных и инструментальных данных». Затем Вы приступаете к работе по карте сестринского процесса. Заполняете выделенные в ней графы. Особое

внимание уделяете планированию ухода за больным и его реализации.

III этап сестринского процесса - планирование сестринских вмешательств

целей, сосредоточенных на пациенте и установлении стратегии для достижения целей. Во

время планирования устанавливаются приоритеты, определяются цели, ожидаемые

результаты и формируется план сестринского ухода. Помимо общения с пациентом и его

семьей сестра консультируется с коллегами, изучает соответствующую литературу. После

установления специфических медицинских диагнозов сестра определяет приоритеты в

соответствии с серьезностью диагноза. Установление приоритетов - это метод, по которому пациент и сестра вместе устанавливают диагнозы, основываясь на желаниях, нуждах и безопасности пациента. Поскольку у пациента несколько диагнозов, сестра не может приступить к осуществлению ухода по всем ним одновременно после их установления.

Сестра выбирает приоритетные диагнозы в зависимости от срочности, природы

предписанного лечения, взаимодействия между диагнозами. Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные. Сестринские диагнозы, которые могут повлечь гибель пациента, если не оказать срочную помощь, обладают первичным приоритетом.

Сестринские диагнозы с промежуточным приоритетом включают не экстремальные и

неопасные для жизни нужды пациента. Сестринские диагнозы вторичного приоритета:

нужды пациента, которые не имеют прямого отношения к заболеванию или его прогнозу.

Существует два вида целей, выделенных для пациентов: краткосрочные (меньше одной

недели); долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки).

Краткосрочными являются цели, которые должны быть выполнены за короткий период

времени, обычно меньше, чем за неделю.

Долгосрочными являются цели, которые могут быть достигнуты за более длительный

период времени, в течение недель и месяцев.

Эти цели могут быть определены при выписке пациента, при его возвращении домой.

Они направлены на предотвращение, реабилитацию, приобретение знаний о здоровье. Если долгосрочные цели не выделены, это лишает пациента и медсестру возможности

планировать продолжение сестринского уход при выписке. Ожидаемый результат является особым ступенчатым понятием, который ведет к достижению целей и определению причины заболевания для проведения диагностики. Результатом является изменение поведения пациента, как реакции на сестринский уход. Под результатом подразумевают изменения состояния пациента с точки зрения физиологии, социального, эмоционального и духовного состояния. Ожидаемые результаты вытекают из кратко и долгосрочных целей, сосредоточенных на пациенте, и основываются на сестринских диагнозах.

IY этап сестринского процесса - реализация плана ухода. После формулировки целей

медсестра составляет план ухода за больным, т. е. письменное руководство по уходу,

представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры,

необходимых для достижения целей ухода. План ухода координирует сестринский уход,

обеспечивает продолжение ухода и перечисляет критерии результатов, по которым

оценивается уход.

Y этап сестринского процесса - оценка эффективности ухода. Систематический

процесс оценки требует от медсестры мыслить аналитически при сравнении ожидаемых

результатов с достигнутыми. Хода стремление к цели постигает неудача, медсестра должна выявить причину, для чего весь сестринский процесс повторяется с начала в поисках допущенной ошибки.

Например:

Цель: Пациент будет сам себе вводить инсулин к 7.05.99

Оценка : 7.05.99 Пациент приготовил дозу правильно и сам себе ввел инсулин

Функция совпала со всеми критериями целевой установки, цель достигнута.

Подпись медсестры.

План ухода за больным должен отражать принципы ухода, т. е. основные мероприятия по

уходу за больным, направленные на решение данной проблемы больного. Фиксируйте их в графе «Характер сестринского вмешательства».

В графе «Реализация плана сестринского ухода» Вы пишите, что конкретно сделали,

реализуя план ухода за больным, перечисляя все свои действия.

Оценку результатов Вы должны производить в соответствии с поставленными целями.

Краткосрочные цели - ежедневно или ежечасно (в экстренных ситуациях), долгосрочные

В сроки, указанные в соответствующей графе.

Так как Вы во время учебной практики будете курировать больного 3-5 дней, в графе

«Оценка» у Вас должно быть 3-5 записей, указывающих есть ли прогресс в уходе за больным или нет. Если цели ухода достигнуты, Вы фиксируете в данной графе, ставите дату, свою подпись. Если, несмотря на весь Ваш уход, цели не достигнуты, то необходимо выяснить причины неудачи, повторить сестринский процесс с 1 этапа.

После работы по карте сестринского процесса приступаете к работе с «Листом динамической оценки пациента», делая соответствующие отметки в его графах. Вес, суточный диурез, пульс, артериальное давление, число дыхательных движений отмечаются цифрами. Остальные графы «+» и «-»

Затем приступаете к работе с листом лекарственных препаратов. В него выписываете из

листа врачебных назначений все получаемые больным лекарственные препараты, указываете их фармакологическое действие, показания, побочные действия, дозу, для чего используете справочную и дополнительную литературу.