Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда. Обязан ли работодатель предоставлять гарантии и компенсации новым работникам, если аттестация рабочих мест закончилась, а специальная оценка условий труда не проведена

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Истечение срока действия аттестации рабочих мест, условия труда на которых по результатам такой аттестации были признаны вредными и (или) опасными, само по себе не освобождает работодателя от обязанности предоставлять работникам, в том числе и вновь принимаемым на работу, предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с занятостью на работах в таких условиях.

Обоснование вывода:
До 01.01.2014 наличие на рабочих местах вредных и (или) опасных условий труда устанавливалось по результатам аттестации рабочих мест. С 01.01.2014 аттестацию рабочих мест по условиям труда заменила специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).
В соответствии с частью первой ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В рамках выполнения этих обязанностей работодатель должен обеспечить в том числе проведение специальной оценки условий труда (часть вторая ст. 212 ТК РФ).
Частью первой ст. 219 ТК РФ закреплено право работника на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Та же норма предусматривает, что каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно части второй ст. 219 ТК РФ размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст.ст. 92 , и ТК РФ.
Частью четвертой той же статьи определено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Таким образом, трудовое законодательство предусматривает предоставление работникам гарантий и компенсаций в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Такие гарантии и компенсации не устанавливаются в случае, если по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах подтверждено наличие безопасных условий труда.
Статьей 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения в связи с введением специальной оценки условий труда как правового механизма определения условий труда на рабочих местах. Согласно ч. 4 этой статьи в случае, если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 того же федерального закона. При этом для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу этого федерального закона порядком.
На наш взгляд, по смыслу этой нормы она предписывает проведение специальной оценки условий труда не позднее чем по истечении пяти лет со дня завершения аттестации рабочих мест по условиям труда, но не указывает на то, что по окончании этого срока результаты такой аттестации не могут использоваться для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (п. 6 упомянутой статьи). Заметим, что ранее действовавший Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н) также не содержал положений, из которых следовало бы, что квалификация условий труда на рабочих местах как вредных или опасных утрачивает силу по истечении пятилетнего срока с даты завершения проведения предыдущей аттестации.
Приведенные нормативные правовые акты связывают предоставление работникам гарантий и компенсаций, обусловленных работой во вредных или опасных условиях, не непосредственно со сроком действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а с признанием условий труда на рабочих местах вредными и (или) опасными. Как мы уже отметили, такие гарантии и компенсации не предоставляются лишь в случае подтверждения безопасности условий труда на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда.
Как следует из изложенного, квалификация условий труда на рабочих местах как вредных и (или) опасных в равной мере приводит к необходимости предоставления работникам соответствующих гарантий и компенсаций и к возникновению у работодателя иных обязанностей, предусмотренных законодательством в связи с занятостью его работников на работах с вредными и (или) опасными условиями. Истечение срока действия результатов аттестации рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными, не может привести, например, к освобождению работодателя от обязанности обеспечивать работников необходимыми средствами индивидуальной защиты (часть первая ст. 221 ТК РФ) или соблюдать нормативные ограничения на привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 224, часть первая ст. 265, часть пятая ст. 282 ТК РФ), если работники фактически трудятся на таких рабочих местах и в отношении этих рабочих мест не подтверждено наличие безопасных условий труда.
В письме Минтруда России от 26.12.2014 N 15-0/10/В-9074 также указывается, что в целях определения объема и фактического предоставления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда необходимо использовать имеющиеся у работодателей действующие результаты ранее проведенной в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда до даты завершения процедуры специальной оценки условий труда вне зависимости от того, когда завершился пятилетний срок действия карт ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.
Вывод о том, что истечение срока действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда само по себе не приводит к прекращению предоставления работникам гарантий и компенсаций, связанных с работой во вредных и (или) опасных условий, содержится и в разъяснениях специалистов Роструда (смотрите ответ на вопрос 1, ответ на вопрос 2, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
В решении Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918 применительно, в частности, к положениям ст. 27 Закона N 426-ФЗ отмечается, что пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.
В рассматриваемом случае, как мы поняли из вопроса, в отношении рабочих мест, по которым ранее было установлено наличие вредных и (или) опасных условий труда, безопасность условий труда по результатам специальной оценки условий труда не подтверждена. Следовательно, до момента проведения такой оценки работникам, которые трудятся на этих рабочих местах, в том числе и вновь принятым на работу, должны предоставляться предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, несмотря на истечение срока действия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом , который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной , который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России ).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении ():

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям ().

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; и письмо Минтруда России ).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)


Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий ():

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России ).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России или .

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. , можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки ();
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года ( , утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах ()

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера ()

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда ():
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки ( «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить .
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по .

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. Ф.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены ()

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога ().
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН ().
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу ()

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены . Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте .
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено , который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу.
    О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте .

Многие уже знают, что аттестация рабочих мест кардинально изменилась. Причиной этого стало принятие нового федерального закона и поправки к Трудовому кодексу РФ. Стоит обратить внимание и на то, что изменилось и само название процедуры. Теперь вместо аттестации проводится специальная оценка условий труда. Новые правила вступили в законную юридическую силу с января 2014 года .

Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.

Последние изменения в законе

Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих . Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

По статистике, 35% всех нарушений – это допуск тех сотрудников к рабочим местам, которые не прошли инструктаж по охране труда.

Некоторые просто расписались, не уделив внимания изучению правил техники безопасности. Чуть меньше процентов набрало отсутствие у работников средств индивидуальной либо коллективной защиты. Тройку «лидеров» замыкает непроведение аттестации.

Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки . Данное требование предъявлено с 1 января 2015 года . По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд. Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фонд Соцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения : и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима. До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Для проведения данной спецоценки привлекается специальная организация, эксперты которой профессионально проводят оценку условий труда.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2018 года . Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости. Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном Письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая . Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении . Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.

Повторное нарушение грозит ИП штрафом в тридцать-сорок тысяч рублей, юрлицам – от ста до двухсот тысяч рублей.

Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда. В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.

Здравствуйте! Как поступать тем организациям, у которых истек срок предыдущей аттестации рабочих мест? Поскольку не утверждена методика проведения специальной оценки условий труда, никакие организации не осуществляют до сих пор данные работы (даже при наличии договора с ними). Прекращать выплаты? Имеется ли информация о том, когда данная методика будет утверждена?

Ответ

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанная Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" и находится на государственной регистрации в Минюсте России. Есть вероятность, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен, поэтому на данный момент указанная методика не подлежит применению. Нужно дождаться регистрации документа в Минюсте.

Что же касается компенсаций, применявшихся на основании результатов аттестации рабочих мест, нужно учесть следующее.

Основанием для пересмотра размеров компенсаций могут быть только результаты оценки условий труда. До ее проведения оснований для прекращения выплат и отмены иных компенсаций не имеется. Все компенсации надо предоставлять в прежнем объеме.

Кроме того, следует учесть, что в ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421- ФЗ заложен принцип неухудшения положения работника. Если на 1 января 2014 года ему предоставляются гарантии и компенсации в большем размере, чем это предусмотрено новой редакцией Трудового кодекса РФ, то их размеры не могут быть снижены при условии сохранения соответствующих условий труда.

Подробности в материалах Системы:

СПЕЦИФИКА

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест. Плюсы и минусы новых правил

    В каких случаях работодатель вправе не проводить спецоценку условий труда

    Как можно сэкономить на оценке офисных рабочих мест

    Нужно ли предоставлять работникам с вредными условиями труда все три вида компенсаций одновременно

С января 2014 года вступил в силу порядок оценки условий труда на рабочих местах, который заменил ранее действовавшую систему аттестации рабочих мест. Во многом обе процедуры совпадают: работодателю также придется привлечь специальную организацию, которая вместе с представителями компании установит степень воздействия вредных и опасных факторов на работников. По общему правилу полученные результаты будут действительны в течение 5 лет, после чего процедуру придется повторить. Но если компания провела аттестацию рабочих мест до 31.12.2013 (включительно), то при прочих равных оценку можно отложить на 5 лет со дня завершения аттестации. Поскольку все эти мероприятия платные и осуществляются за счет работодателя, то очевидно, что компания заинтересована провести их с минимальными затратами, особенно в отношении тех рабочих мест, где вредные или опасные факторы на сотрудников не воздействуют. Речь идет об офисных рабочих местах. Новый закон формально такую возможность дает. Он предусматривает процедуру идентификации, в рамках которой сравниваются условия работы в компании с перечнем опасных и вредных факторов, который утвержден Минтрудом России. Если такие факторы не будут выявлены, то компания сможет подать декларацию соответствия рабочего места государственным нормативным требованиям. Это существенно сэкономит деньги и время. Если же вредные и (или) опасные факторы в компании есть, то после дополнительных исследований и (или) измерений работникам нужно установить и повышенную зарплату, и (или) дополнительный отпуск, и (или) сокращенный рабочий день. Все три вида компенсаций предоставляются работникам, занятым на опасных работах, и тем, у кого повышенные классы вредности. Отметим, что если компания будет проводить оценку в будущем, то за работниками все равно сохраняются компенсации, установленные после ранее проведенной аттестации рабочих мест, если размеры таких компенсаций выше, чем полагается по результатам оценки.

На поэтапную специальную оценку условий труда отводится 5 лет

Ранее условия труда на рабочих местах оценивались на основании проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. (далее - ). И при реализации данного Порядка работодатели на практике нередко сталкивались со сложностями при определении сроков ее проведения.

Теперь неясности сняты, так как достаточно четко устанавливает соответствующие сроки, включая сроки проведения оценки ранее не аттестованных рабочих мест (см. таблицу № 1 на стр. 40).

Можно выделить три вида специальной оценки труда: первоначальную, очередную и внеплановую.

Первоначальная оценка условий труда. В связи с вступлением в силу многие компании ожидает первичная оценка условий труда на рабочих местах по новым правилам. Ранее вредные факторы выявлялись аттестацией рабочих мест. Оценивать условия труда будет работодатель и специальная организация, отвечающая определенным требованиям, с которой работодатель должен заключить гражданско-правовой договор ( , Закона № 426- ФЗ).

Если организация провела аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, то оценку можно отложить на 5 лет со дня завершения аттестации (). Исключение составляют ситуации, перечисленные в ст. 17 указанного закона, когда условия труда нужно оценить внепланово, например, при введении в эксплуатацию нового рабочего места или после несчастного случая.

Оценивать условия труда сразу на всех рабочих местах в большинстве случаев не обязательно. Это можно сделать поэтапно: в первую очередь уделить внимание производственным подразделениям, а затем административно-управленческому персоналу. Такая возможность предусмотрена ст. 27 Закона № 426- ФЗ. Главное - уложиться в срок до 31 декабря 2018 года.

Впрочем, указанной нормой сделано исключение. Если сотрудник трудится во вредных или опасных условиях труда (по результатам ранее проведенной аттестации), либо его профессия включена в список работ, на которых пенсия назначается досрочно, то можно сделать вывод о том, что оценка должна проводиться сразу, без разбивки на этапы. Такое рабочее место подлежит оценке через 5 лет после аттестации.

На практике возможна ситуация, когда работодатель, несмотря на требование закона об обязательной аттестации рабочих мест, ее не провел (например, этому помешали финансовые трудности). В этом случае специальную оценку рабочих мест, созданных до 01.01.2014, можно проводить поэтапно до 2018 года.

Очередная оценка условий труда. Как и ранее, условия труда на рабочих местах, по общему правилу, нужно оценивать периодически, как минимум один раз в 5 лет (). Конечно, компания вправе организовывать проверку и чаще. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей специальной оценки условий труда. В силу ст. 8 Закона № 426- ФЗ полномочия по разработке методики ее проведения возложены на Минтруд России. Методика утверждена 24.01.2014.

Таблица № 1. Сроки проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест

* Распространяется на рабочие места, существующие по состоянию на 01.01.2014.

** Отсутствие вредных и опасных факторов позволяет задекларировать условия труда как допустимые.

До проведения оценки работодателю нужно выполнить следующие подготовительные мероприятия ():

    создать комиссию. В ее состав можно включить любое количество членов, но их должно быть нечетное число. Конкретный состав комиссии и порядок ее деятельности утверждается приказом;

    утвердить перечень рабочих мест, на которых будет осуществляться оценка условий труда, и график ее проведения. В перечне нужно отметить аналогичные рабочие места, то есть однотипные по условиям размещения в помещении выполняемым работниками функциям, и некоторым другим факторам. Определение таких рабочих мест приведено в ст. 9 Закона № 426- ФЗ.

Далее выполняется идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Впрочем, в некоторых случаях она не требуется, например, если должность предполагает досрочное назначение пенсии (). Идентификация представляет собой процедуру, которая выявляет наличие на рабочем месте факторов, указанных в классификаторе как вредные и (или) опасные. Если идентификация выявила вредные или опасные производственные факторы, то их исследуют и измеряют в порядке, установленном Закона № 426- ФЗ.

По результатам оценки организация, которая ее проводила, составляет отчет. В него включаются сведения, определенные Закона № 426- ФЗ, например, перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, протоколы проведения исследований, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников и др. Отчет подписывают все члены комиссии. После этого работодателю нужно ознакомить работников под роспись с результатами оценки и разместить сводные данные об этих результатах на официальном сайте (при наличии) в сети Интернет. На это отводится 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении оценки (части , ст. 15 Закона № 426- ФЗ).

Внеплановая оценка условий труда. Случаи, когда проводится внеплановая оценка условий труда, перечислены в Закона № 426- ФЗ. Необходимые мероприятия проводятся в течение 6 месяцев со дня наступления любого случая из указанной нормы. Внеплановая оценка потребуется, если:

    введено в эксплуатацию вновь организованное рабочее место;

    получено предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки. Его выдадут, если в ходе проверки вскроются нарушения требований ;

    заменено производственное оборудование, сменился состав используемых материалов или сырья либо изменились средства индивидуальной и коллективной защиты. Оценка нужна, если подобные изменения могут сказаться (положительно или отрицательно) на условиях труда работника;

    произошел несчастный случай на производстве или у работника выявлено профессиональное заболевание из-за воздействия на него вредных и (или) опасных производственных факторов. Исключение - несчастный случай по вине третьих лиц; в таком случае внеплановая оценка не требуется;

    внесено мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников о проведении внеплановой оценки.

Отдельно стоит отметить последнюю ситуацию. Из формулировки этого условия следует, что профсоюз должен обосновать свое предложение. Отметим, что ранее в силу Порядка проведения аттестации профсоюз не обязан был обосновывать свое обращение к работодателю.

Вместе с тем не ясно, какие причины послужат достаточным основанием для проведения внеплановой оценки, и как работодатель сможет определить, является ли предложение профсоюза мотивированным. При этом предложения могут выдвигать любые первичные профсоюзные организации независимо от количества их участников. Очевидно, что указанные широкие права профсоюза могут привести к злоупотреблениям с его стороны и, как следствие, серьезным затруднениям в деятельности предприятия и дополнительным затратам со стороны работодателя.

В то же время стороны не лишены возможности самостоятельно определить порядок действий в случае возникновения подобной ситуации. Чтобы минимизировать разногласия по указанным вопросам, детализированный порядок подачи мотивированного предложения можно включить, например, в коллективный договор.

Офисные рабочие места можно оценить по упрощенной системе

Несмотря на то, что специальная оценка условий труда - это целый комплекс мероприятий, в некоторых случаях количество процедур можно сократить и, как следствие, минимизировать свои затраты. А иногда оценка не проводится совсем.

В частности, организация освобождается от специальной оценки условий труда, если сотрудник выполняет работу на дому или на условиях дистанционной работы (). Более того, не подлежат оценке условия труда на всех рабочих местах работодателя - физического лица, который не является индивидуальным предпринимателем.

Подобное послабление вполне логичное и объясняется объективными сложностями по проведению оценки в отношении таких категорий работников и работодателей, а также отсутствием практических возможностей у государства контролировать соблюдение требований по оценке.

До 01.01.2014 компания также могла не аттестовывать отдельные рабочие места (). Такое исключение было сделано для случаев, когда работник исключительно трудился за компьютером и (или) эксплуатировал офисную технику, в частности копировальный аппарат, либо использовал бытовую технику, не задействованную в технологическом процессе производства.

Несмотря на эту норму, для большинства офисных компаний ничего не изменилось. Аттестацию, как и прежде, приходилось проводить на рабочих местах бухгалтеров, кадровых работников, секретарей, администраторов, редакторов и корректоров, чьи обязанности, на первый взгляд, не связаны с вредной работой. На эту необходимость неоднократно указывал Минтруд России в своих письмах ( , ). Чиновники поясняли, что поскольку работа за компьютером более 50% рабочего времени означает обязательный медицинский осмотр, то и аттестация такого рабочего места нужна. В качестве основания приводили п. 8 Порядка проведения аттестации, Перечня (утв. ).

Реализовать такую возможность компании смогут на основании утверждаемых Минтрудом России классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, а также формы и порядка подачи декларации соответствия.

Срок действия декларации - 5 лет. Исчисляется он со дня утверждения отчета о проведении оценки (). В большинстве случаев этот срок будет автоматически продлен еще на 5 лет, но некоторые обстоятельства могут этому помешать. Действие декларации прекратится, если:

а) с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация соответствия нормативам, произошел несчастный случай на производстве. Отметим, что действие декларации прекратится даже если такой случай произойдет не по вине компании, а из-за небрежного поведения самого сотрудника, (например, случайное падение и получение повреждения из-за невнимательности). В тоже время декларация останется в силе, если несчастный случай на производстве произойдет по вине третьих лиц;

б) у работника выявлено профессиональное заболевание по причине воздействия на него вредных и (или) опасных производственных факторов.

Помимо прекращения действия декларации, в обоих случаях на основании ст. 11 Закона № 426-ФЗ придется провести внеплановую специальную оценку условий труда.

Не исключено, что внеплановая оценка не выявит вредные и опасные факторы. В таком случае работодатель снова сможет задекларировать условия труда на соответствующем рабочем месте без проведения дополнительных затратных процедур (измерений, исследований, испытаний). Оформить результаты этой оценки можно в упрощенном порядке, указав только минимум необходимой информации.

Таким образом, декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда поможет снизить финансовую нагрузку на работодателей за счет уменьшения количества процедур, предусмотренных для оценки условий труда.

Таблица № 2. Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам

в зависимости от класса (степени) условий труда, которые установлены по результатам оценки

* При сокращенной продолжительности рабочей недели также устанавливается сокращенная предельная продолжительность ежедневной работы или смены (ч. 2 ст. 94 ТК РФ).

За опасную работу и (или) повышенную вредность полагается три вида компенсаций

Несомненно, что не все рабочие места можно задекларировать как соответствующие нормативам. В отношении условий труда на остальных рабочих местах придется проводить исследования и измерения. Какие именно вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса надлежит проверить, указано в Закона № 426- ФЗ. Соответствующие критерии и параметры вредности должны быть раскрыты в подзаконных актах.

Специалистами отмечается, что новые нормативы, например по световой среде, являются более либеральными и приближенными к параметрам, установленным в развитых странах. Другими словами, происходит отход от теоретической концепции абсолютной безопасности рабочего места.

После исследований условия труда относят к одному из четырех классов ():

    1 класс - оптимальные условия;

    2 класс - допустимые условия;

    3 класс - вредные условия. Этот класс имеет четыре степени, из которых 1 степень означает увеличение риска повреждения здоровья сотрудника, а 4 степень - возможность потери общей трудоспособности;

    4 класс - опасные условия. Подобная работа грозит острым профессиональным заболеванием либо гибелью.

Напомним, что 2 класс устанавливается на рабочих местах, которые работодатель декларирует как соответствующие нормативам и при этом не проводит исследования (испытания) и измерения.

До внесения изменений в Трудовой кодекс РФ на практике возникали вопросы, касающиеся гарантий и компенсаций работникам, если на их рабочих местах были выявлены вредные и (или) опасные факторы. В частности, существовали различные подходы к тому, какие гарантии и компенсации должны предоставляться, и положены ли они до момента уточнения их конкретного размера применительно к различным классам и подклассам.

Теперь объем гарантий зависит от класса и степени, присвоенной условиям труда на конкретном рабочем месте (см. таблицу № 2 на стр. 42).

Рабочие места с условиями труда 1 и 2 класса не предусматривают компенсаций. Например, подача декларации соответствия по рабочим местам кадровой службы, бухгалтерии и секретариата означает, что их сотрудникам не положен ни дополнительный оплачиваемый отпуск, ни увеличение оплаты, ни сокращение рабочего времени.

Между тем труд во вредных и (или) опасных условиях позволит работникам воспользоваться следующими гарантиями и компенсациями.

Оплата в повышенном размере. Работа во вредных (независимо от степени) и (или) опасных условиях труда предусматривает повышенную оплату. Такое требование установлено ст. 146 ТК РФ.

Оклад работника нужно увеличить как минимум на 4 % по сравнению с различными видами работ с нормальными условиями труда ().

Например, в организации работают водители на различных марках машин. Условия труда одного из них отнесены к 3 классу (1 степени) из-за превышения нормативного требования по уровню вибрации и температуры воздуха в салоне старого автомобиля. Следовательно, его заработная плата должна быть выше по сравнению с остальными водителями, у которых автомобили соответствуют нормативным требованиям.

Сокращение времени работы. Продолжительность рабочего времени сотрудника, который трудится в опасных и (или) вредных (3 и 4 степень) условиях необходимо сократить как минимум до 36 часов в неделю. Это положение закреплено в ч. 1 ст. 92 ТК РФ. Ежедневно такой работник сможет трудиться:

    8 часов - при 36-часовой рабочей неделе;

    6 часов - при 30-часовой работе в неделю.

Впрочем, ежедневная и еженедельная продолжительность работы может быть увеличена до 12 или 8 часов в день и до 40 часов в неделю на основании норм отраслевого или межотраслевого соглашения и коллективного договора ( , ТК РФ). Закрепить подобное условие нужно в трудовом договоре путем заключения дополнительного соглашения.

За увеличение времени работы сотруднику полагается денежная компенсация. Если работодатель не присоединился к отраслевому соглашению (направил мотивированный отказ) и в организации нет коллективного договора, то он автоматически лишается права на замену сокращенного рабочего времени денежной компенсацией.

Предоставление дополнительного отпуска. Работнику полагается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия его работы оценены как опасные и (или) вредные и при этом им установлена 2, 3 или 4 степени. В силу ст. 117 ТК РФ минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней.

Если дополнительный оплачиваемый отпуск превышает 7 дней, то часть отдыха можно заменить денежной компенсацией, но только с письменного согласия работника. Такая возможность предусмотрена ст. 117 ТК РФ. Например, у работника дополнительный отдых составляет 10 календарных дней. Получить деньги он сможет за 3 календарных дня, а остальные нужно отгулять. Порядок, размер и условия подобной компенсации устанавливаются отраслевым или межотраслевым соглашением и коллективным договором. Если коллективный договор не заключен, а соглашения в отношении работодателя не действуют, то монетизация льготы невозможна.

В силу норм Трудового кодекса РФ продолжительность сокращенной рабочей недели и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого или межотраслевого соглашения и коллективного договора с учетом результатов оценки условий труда. В связи с этим возможно два толкования указанных положений:

а) до заключения соглашений и коллективных договоров указанные гарантии предоставляться не должны (в том числе, для целей избежания дискриминации работников);

б) до определения конкретных размеров гарантии должны предоставляться в минимальном размере.

Представляется, что на практике может возобладать второе толкование.

Как было сказано, объем гарантий и компенсаций определяется по результатам специальной оценки условий труда. Но даже если она запланирована на 2015 или 2017 год, то работнику все равно нужно компенсировать работу во вредных или опасных условиях. Для определения их объема стоит использовать результаты ранее проведенной аттестации ().


Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».
  • Запретные документы в кадровой службе
    Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.

Мы частное учреждение дополнительного профессионального образования учебный центр (УСН доходы минус расходы), закончился срок аттестации рабочих мест, как заполнять таблицу 10 формы 4-ФСС?

Ответ

Из текста вопроса следует, что спецоценку рабочих мест Вы не проводили, в таком случае таблицу 10 все равно нужно заполнить. В графе 3 укажите общее количество рабочих мест, а в графах 4, 5 и 6 проставьте прочерки.

Отметим, что, начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда, но в отношении некоторых рабочих мест её можно проводить поэтапно. Это рабочие места:

Как составить и сдать расчет взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев (форма 4-ФСС)

Сведения о специальной оценке условий труда

Для установления скидки (надбавки) к тарифу взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний организация обязана информировать ФСС России о результатах специальной оценки условий труда и проведении обязательных медосмотров сотрудников (). Необходимые сведения отражаются в раздела II , утвержденной .

Таблица 10 является обязательной в форме 4-ФСС. Ее должны заполнять все страхователи. Если страхователь еще не проводил специальную оценку условий труда, указывайте в таблице данные о действующих результатах аттестации рабочих мест, проведенной в предыдущие годы. Об этом сказано в Порядка, утвержденного .

Если организация не проводила ни специальную оценку условий труда, ни аттестацию рабочих мест, таблицу 10 все равно нужно заполнить. В таком случае в графе 3 укажите общее количество рабочих мест, а в графах 4, 5 и 6 проставьте прочерки.

Как провести специальную оценку условий труда

Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда ().

Порядок для данной процедуры прописан в . проведения специальной оценки условий труда утверждена .

Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным . В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, в течение пяти лет со дня ее завершения.

Исключение - случаи, когда специальную оценку условий труда обязательно . Добавим, что в отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить поэтапную специальную оценку нужно .

Поэтапная специальная оценка условий труда

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в , с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет .