Материки и океаны на поверхности земли. Географическая карта

Поверхность Земли имеет крайне неравномерный рельеф. Глубокие впадины наполнены водой, остальная часть планеты представлена сушей. Все это вкупе - океаны и материки. Они различаются между собой по размерам, климату, очертаниям, географическому положению.

Взаимодействие океанов и материков

Несмотря на то что мировая вода и суша обладают рядом отличительных свойств, между собой они неразлучно связаны. Карта материков и океанов является тому свидетельством (см. ниже). Вода непрерывно влияет на процессы, протекающие на суше. В свою очередь, континенты формируют особенности мирового океана. Кроме того, взаимодействие происходит и в животном мире, и в растительном.

География материков и океанов демонстрирует четкие границы между водными и наземными территориями. Континенты размещаются на поверхности планеты неравномерно. Большая их часть располагается в Именно поэтому Южное в науке называется гидрологическим. Материки и также делятся на две группы относительно экватора. Те, что стоят выше линии, принадлежат к северной половине, остальные - к южной.

Каждый континент граничит с мировой акваторией. Так какие океаны омывают материки? Атлантический и Индийским граничат с четырьмя континентами, Северный Ледовитый - с тремя, Тихий - со всеми, кроме Африки. Всего же на планете 6 материков и 4 океана. Границы между ними неравномерные, рельефные.

Тихий океан

Имеет самую большую акваторию среди прочих бассейнов. Карта материков и океанов показывает, что он омывает все континенты, кроме африканского. В него входят десятки крупных морей, общая площадь которых составляет порядка 180 миллионов кв. км. Через соединяется с Северным Ледовитым океаном. С остальными двумя имеет общий бассейн.

Максимальной глубиной акватории является Марианский желоб - более 11 км. Общий объем бассейна равен 724 миллионов куб. км. Моря занимают всего 8% от площади Тихого океана. Изучение акватории началось еще в 15 веке китайскими географами.

Атлантический океан

Занимает второе место по величине в мировом бассейне. Как принято, каждое происходит от древнего термина или божества. Атлантический именуется так в честь известного греческого титана Atlas. Акватория простирается от Антарктиды до субарктических широт. Граничит со всеми остальными океанами, даже с Тихим (через мыс Горн). Одним из самых больших проливов является Гудзон. Им Атлантический бассейн соединяется с Северным Ледовитым.

Моря составляют порядка 16% от общей акватории океана. Площадь бассейна - чуть более 91,5 млн кв. км. Большинство атлантических морей являются внутриконтинентальными, и лишь малая часть из них - прибрежными (до 1%).

Северный Ледовитый океан

Имеет наименьшую по площади акваторию на планете. Полностью располагается в Северном полушарии. Занимаемая территория - 14,75 млн кв. км. При этом объем бассейна составляет порядка 18,1 млн куб. км воды. Максимально глубинной точкой принято считать впадину Гренландского моря - 5527 м.

Рельеф дна акватории представлен окраинами материков и большим шельфом. Ледовитый океан условно делится на Арктический, Канадский и Европейский бассейны. Отличительной особенностью акватории является толстый ледяной покров, который может сохраняться все 12 месяцев в году, постоянно дрейфуя. Из-за сурового холодного климата океан не столь богат фауной и флорой, как остальные. Тем не менее через него проходят важные торговые судоходные пути.

Индийский океан

Занимает пятую часть всей мировой водной поверхности. Примечательно, что каждое название океанов имеет либо географическую, либо теологическую подоплеку. Единственным отличием является Индийский бассейн. Его наименование имеет скорее историческую подоплеку. Океан назвали в честь первой азиатский страны, которая стала известна Старому Свету, - в честь Индии.

Акватория занимает площадь в 76,17 млн кв. км. Ее объем составляет около 282,6 млн кубических км. Омывает 4 материка и граничит с Атлантическим и Тихим океанами. Имеет самый широкий бассейн в мировых водных просторах - более 10 тысяч километров.

Евразийский материк

Является самым большим континентом на планете. Евразия находится преимущественно в Северном полушарии. По территории континент занимает почти половину мировой суши. Его площадь составляет порядка 53,6 миллионов кв. км. Острова занимают лишь 5% Евразии - менее 3-х миллионов кв. км.

Все океаны и материки связаны между собой. Что касается Евразийского континента, то его омывают все 4 океана. Линия границы сильно изрезана, глубоководна. Материк имеет в своем составе 2 части света: Азию и Европу. Граница межу ними проходит по Уральским горам, рекам Маныч, Урал, Кума, Черному, Каспийскому, Мраморному, Средиземному морям и ряду проливов.

Южная Америка

Океаны и материки в этой части планеты располагаются преимущественно в Западном полушарии. Континент омывается Атлантическим и Тихим бассейнами. Граничит с Северной Америкой через Карибское море и Панамский перешеек.

В состав материка входят десятки средних и малых островов. Большую часть внутриконтинентального водного бассейна представляют такие реки, как Ориноко, Амазонка и Парана. Вкупе они составляют акваторию в 7 миллионов кв. км. Общая площадь Южной Америки - порядка 17,8 млн кв. км. Озер на континенте немного, большая их часть находится близ гор Анд, например озеро Титикака.

Стоит отметить, что на территории материка находится самый высокий в мире водопад - Анхель.

Северная Америка

Располагается в Омывается всеми океанами, кроме Индийского. В прибрежную акваторию входят моря (Берингово, Лабрадор, Карибское, Бофорта, Гренландское, Баффина) и Святой Лаврентий, Гудзон, Мексиканский). Северная Америка имеет общие границы с Южной по Панамскому каналу.

Самыми значимыми островными системами считаются Канадский и Александрийский архипелаги, Гренландия и Ванкувер. Континент занимает по площади более 24 миллионов кв. км, без учета островов - порядка 20 млн кв. км.

Африканский материк

По территориальной площади стоит на втором месте после Евразии, с которой граничит на северо-востоке. Омывается только Индийским и Атлантическим океанами. Самым большим прибрежным морем является Средиземное. Примечательно, что Африка представляет собой одновременно и континент, и часть света.

В этой области планеты океаны и материки пересекают сразу несколько климатических зон и экватор. В свою очередь, Африка тянется от северного до южного субтропического пояса. Именно поэтому здесь крайне низок уровень выпадающих осадков. Отсюда возникают проблемы с пресной водой и орошением.

Материк Антарктида

Это самый холодный и безжизненный континент. Располагается на Южном полюсе Земли. Антарктида, как и Африка, является материком и частью света. К территориальным владениям принадлежат все прилегающие острова.

Антарктида считается самым высоким континентом в мире. Средняя его высота колеблется в районе 2040 метров. Большую часть суши занимают ледники. Населения на материке нет, только несколько десятков станций с учеными. Внутри континента существует около 150 подледных озер.

Австралийский материк

Континент находится в Южном полушарии. Вся территория, которую он занимает, относится к государству Австралия. Омывается такими морями Тихого и Индийского океана, как Коралловое, Тиморское, Арафурское и другие. Самыми крупными прилегающими островами являются Тасмания и Новая Гвинея.

Континент входит в состав части света, именуемой как Австралия и Океания. Его площадь составляет порядка 7,7 миллионов кв. км.

Через Австралию проходят 4 часовых пояса. На северо-востоке материка побережье представлено самым большим в мире коралловым рифом.

Цель: изучить карту полушарий.
Задачи:

  • Образовательные: Познакомить с понятиями “материк”, “океан”. Научить показывать на карте все материки и океаны.
  • Развивающие: Развивать познавательный интерес, речь, память, мышление. Активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждать у них интерес к своей Земле, к её прошлому.
  • Формировать умение: воспринимать проблему; выдвигать гипотезу; добывать информацию в соответствующей литературе, делать выводы и обобщения.
  • Расширять кругозор, работать над развитием речи.
  • Воспитательные: Воспитывать любовь к родной земле, чувство локтя своего товарища..

Тип урока: Урок овладения знаниями, умениями, навыками.

Форма проведения урока: Индивидуально-групповая.

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.

Оборудование: Компьютер, карта полушарий, рисунок зайца и Дельфина, разноуровневые карточки, глобус, пластилиновые модели Земли, слайды, схемы-условные обозначения на карте. карточки для моделирования Земли, карта древнего материка Пангея, мультимедийная презентация, контурные карты, карточки с очертаниями материков, «Бортовые журналы».

Литература:
Учебник-тетрадь для 2-го класса “Наша планета Земля”. Часть 1 (Авт. Коллектив: А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, Н.В. Иванова, А.С. Раутиан).
Учебник-атлас часть 4.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем блиц опрос.

Актуализация опорных знаний

Блиц опрос.

  1. Что мы называем космосом?
  2. Назови небесные тела.
  3. Что называется планетой?
  4. Назови 3 планету солнечной системы.
  5. Как можно изобразить Землю?
  6. Что такое глобус?
  7. Куда направлена ось Земли?

Работа в группах

Дети работают по разноуровневым карточкам. Два ученика - у компьютера.

С На контурной карте обозначить .

Рисунок 1 .

  1. Линию, которая делит Землю на Северное и Южное полушарие красным цветом..
  2. Голубым цветом отметь линии идущие от полюса к полюсу.
  3. Желтыми – линии параллельные экватору.
  4. Белым - обозначь полюса.

В На пластилиновых макетах Земли нитками обозначить

  1. Красным цветом экватор.
  2. Голубыми нитками отметь меридианы.
  3. Желтыми – параллели.
  4. Белой бумагой обозначь полюса.
  5. Правильно прикрепи на подставку.

А На экране смоделировать модель Земли.(2 ученика работают на компьютере )

  1. Красным цветом экватор.
  2. Голубым цветом отметь меридианы.
  3. Желтым цветом – параллели.
  4. Серым цветом закрась полюса.
  5. Обозначь розовым цветом тропики.
  6. Обозначь черным цветом полярный круг.

Проверка проводится в виде блиц опроса.

  1. Что такое экватор?
  2. Назови тепловые пояса.
  3. Почему различаются эти пояса на Земле?
  4. Как называется холодный южный пояс?
  5. Как называется северный холодный пояс?
  6. Назови линию на глобусе, которая ограничивает холодный пояс.
  7. Назови линию, которая ограничивает жаркий пояс.
  8. Что такое меридианы?
  9. Что такое параллели?
  10. Для чего нужны параллели и меридианы?

Повторение домашнего задания.

Учитель: Поверхность Земли не ровная: на ней есть высокие горы и глубокие впадины. Но на глобусе и карте не видны все эти неровности.Что же нам поможет прочитать изображение на глобусе и карте?

Индивидуальный опрос.

Учитель : Расскажите, что обозначают синим цветом? А коричневым? Для чего нужен зеленый и желтый цвет?

Игра «Назови условные обозначения на карте».

Рисунок 2.

Проверка практической домашней работы.

Учитель: Дома вы вылепили из пластилина участок сказочной страны с горами и равнинами, рекой и озером. Вам нужно было составить его карту.

Учитель : Напомните мне, а что такое КАРТА? Давайте посмотрим, какие карты составили вы.

Один ученик показывает составленную карту, а другой ученик, не видя муляжа, рассказывает что изображено. Потом сверяют рассказ с муляжом.

Изучение новой темы. Постановка проблемы.

Актуализация опорных знаний.

(На доске рисунок щенка и дельфина, карта полушарий).

Рисунок 3.

Учитель: Сегодня на урок к нам пришли щенок и дельфинёнок. Они хотят совершить кругосветное путешествие. Кто такие путешественники?
Дети: Путешественники – это люди, которые путешествуют.
Учитель: Но щенок плохо плавает, а дельфинёнок не может передвигаться по суше. Что им понадобится для решения этой проблемы?
Дети: Карта, с помощью которой они будут путешествовать.

Учитель: Правильно, для кругосветного путешествия им понадобиться карта. А какая карта?

Дети: Карта полушарий.
Учитель: Что такое полушарие?
Дети: Это половина шара.
Учитель: А какие линии на карте делят Землю на два полушария?
Дети: Это экватор, который делит на северное и южное полушарие, а также нулевая меридиана – на восточное и западное полушарие.
Учитель: Карта каких полушарий нам сегодня поможет?
Дети: Карта полушарий Западного и Восточного.
Учитель: Правильно.
Учитель: Мы отправимся в путь вместе с нашими друзьями. Какой транспорт выберем для путешествия? Посмотрите на карту?

(Дети совещаются.)

Дети: Нам кажется, что это будет корабль, т.к. почти все пространство занимает вода.

Постановка проблемы.

Учитель: В любом плаванье принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что произошло в дороге или о том, что встретилось на пути. У вас ваши бортовые журналы.
Учитель: Будем двигаться на запад, начиная с Западного полушария.
Учитель: И так, счастливого плавания!

Бортовой журнал.

Учитель: Докладывает 1-е направление (Северное).
Дети : Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.
Учитель фиксирует на доске.
Учитель : Докладывает 2-е направление (Южное):
Дети : Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку
Учитель: На какие две группы можно разделить перечисленные объекты и почему?
Дети: Суша и вода.

Учитель: Ребята! А какого цвета больше?
Дети: Голубого.
Учитель: Если быстро вращать глобус, то покажется, что он голубой. А все потому, что этой краски на нем больше всего, больше, чем белой, зеленой, коричневой. Что общего в увиденных вами участках воды?
Дети: Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 77, проверти свои предположения.
Учитель:
Дети: Океаны. Вывешиваю название.
Учитель: Раньше они были предметом нашего обсуждения?
Дети: Нет.

Работа с атласом.
Учитель: Прочитайте название океанов по атласу. Сколько их?
Дети: Четыре.
Учитель: Какого океана не хватает у нас на доске? Подпишите названия океанов на своих картах, (дети подписывают).

Проверка групповой работы.
Учитель показывает на карте океаны, учащиеся хором называют его.
Приложение 5.

Учитель: Опишите увиденные вами участки суши. Что в них общего?
Дети: Это огромные участки суши, которые окружены со всех сторон водой.
Учитель: Какое общее название они имеют?
(Дети в замешательстве).
Учитель: Как думаете, чему будет посвящен урок?
Дети: Мы познакомимся с названием участков суши и воды, научимся находить их на карте.

Знакомство с материками.
Учитель: Как думаете, ребята, как можно было бы назвать такие участки суши?
(Дети предлагают свои названия)
Учитель: Сверим ваши предложения с материалом учебника с.77
Дети читают. Огромные участки суши, окруженные водой, называются материками. Всего материков шесть.
Учитель: Заменяю слово суша на материк.
Учитель: Все ли материки нам повстречались?
Дети: Нет, мы не встретили Антарктиду (выставляю на доску).

Показ мультимедийной презентации.
Наложение учителем очертаний материков на карту (каждый материк имеет свой цвет и условное обозначение)
Африка – самый жаркий материк; (желтый с солнышком).
Второй по величине территории материк – Африка, который находится в Восточном полушарии. (Учитель показывает материк – Африка). Его название произошло от воинствующего народа из племен авриг или африк.
Австралия – самый сухой материк (коричневый с кенгуру). Самый маленький материк – Австралия. Материк кенгуру и собаки бинго. Он находится в Южном полушарии.
Антарктида – самый холодный материк (белый со снежинкой). Самый мощный ледник, наш Эльбрус можно спрятать под этим ледником. Пятый материк – Антарктида – это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Произошло от греческого названия созвездия Большой Медведицы «Арктос».
Южная Америка – самый влажный материк; (зеленый с тучкой и дождиком).
Северная Америка - самый освоенный материк; (серый с высотным зданием).
Посмотрите на Западное полушарие, в котором находятся 2 материка – Северная и Южная Америка. Здесь обитало золотое племя индейцев, которые называли себя «амеррика».
Евразия – самый большой материк (разноцветный с мальчиком и девочкой).
Приложение 6

Учитель: Самый большой материк называется Евразия. Скажите, в каком полушарии он находится?
Дети: В восточном.
Учитель: К северу или к югу от экватора?
Дети: К северу.
Учитель: Правильно. И на этом большом материке находится наша Родина – Российская Федерация. (Учитель показывает границы РФ).
(Выполнение надписи материков учащимися на контурной карте).

Проверка и закрепление знаний.
Учитель: Я показываю материк на доске.
Дети хором называют его. Один ученик показывает этот же материк на карте.

Рубрика «Это интересно».
Учитель: Попробуем заглянуть в безлюдный мир 200 миллионов лет назад. Что было с Землей? Когда-то все вместо нынешних шести материков, на нашей планете был только один единственный. Ученые называют его "Пангея", что в переводе с греческого означает "вся земля". Единственный материк омывался единственным океаном. Затем, благодаря движению земной коры, Пангея дала несколько трещин и части единого целого - будущие Америки, Африка, Евразия, Австралия - стали расползаться в разные стороны. Между материками появились моря и океаны - Мировой океан.

Рисунок 4.

Работа в группах.

Учитель: Внимание, путешественники! Какие океаны омывают Австралию? (1 группа)
Африку? (2 группа)
Евразию? (3 группа)
Северную Америку? (4 группа)
- Кто готов? Назвать и показать.

Работа группами с карточками. Игра «Пилот и штурман»

Определите маршруты будущих экспедиций.

Рисунок 5.

Дети, работая в парах, надписывают океаны и материки, встречающиеся на маршруте их будущих экспедиций. После выполнения работы они обмениваются работами с парой в своей группе и оценивают работы.

Определи путь по географическим координатам на карте полушарий.

Одна пара учащихся работает за столом, а другая - у доски, отмечая точки флажками.

Полученные результаты работ сверяют в своих группах.

Итог урока.

Учитель: Что нового узнали на уроке?
-Где пригодятся знания? Смогут ли теперь наши друзья, зная карту полушарий, совершить кругосветное путешествие?

Учитель читает стихотворение Я. Акима “Планета дом”.

Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету.

Домашнее задание:

Решить кроссворд на странице 78, найти интересные сведения о материках и океанах.

Физическая карта мира позволяет увидеть рельеф земной поверхности и расположение основных материков. Физическая карта даёт общее представление о расположении морей, океанов, сложном рельефе и перепадах высот в различных частях планеты. На физической карте мира можно хорошо рассмотреть горы, равнины и системы хребтов и надгорий. Физические карты мира широко используются в школах при изучении географии, так как является базовой для понимания главных природных особенностей различных частей света.

Физическая карта мира на русском языке - рельеф

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА отображает поверхность Земли. Пространство земной поверхности вмещает все природные ресурсы и богатства человечества. Конфигурация земной поверхности предопределяет весь ход человеческой истории. Измените границы материков протяните иначе направление главных горных цепей поменяйте направление рек, уберите тот или иной про­лив или залив, и вся история человечества станет иной.

«Что такое поверхность Земли? Понятие поверхность имеет тот же смысл, что и понятие географическая обо­лочка и предложенное геохимиками понятие биосфера... Земная поверхность объемна - трехмерна, а принимая географическую оболочку однозначной биосфере, подчер­киваем первостепенное значение живого вещества для ге­ографии. Географическая оболочка кончается там, где кончается живое вещество».

Физическая карта полушарий Земли на русском языке

Физическая карта мира на анлийском языке от National Geographic

Физическая карта мира на русском языке

Хорошая физическая карта мира на английском языке

Физическая карта мира на украинском языке

Физическая карта Земли на английском языке

Подробная физическая карта Земли с основными течениями

Физическая карта мира с границами государств - Physical world map with state borders

Карта геологических областей земли - Geological map of the world"s regions

Физическая карта мира со льдами и облаками - A physical map of the world with the ice and clouds

Физическая карта земли - Physical map of the Earth

Физическая карта мира - A physical map of the world

Великое значение строения материков для судеб человечества бесспорно. Пропасть между восточным и западным полушарием исчезла только 500 лет назад со времен путешествий испанцев и португальцев в Америку. До этого связи между народами обоих полушарий существовали в основном лишь в северной части Тихого океана.

Глубокое внедрение северных материков в Арктику долго делало недоступными пути вокруг их северных берегов. Близкое схождение трех главных океанов в области трех средиземных морей создавало возможности их соединения между собой естественным (Малаккский пролив) или искусственным путем (Суэцкий канал, Панамский канал). Цепи гор и расположение предопределили движение народов. Обширные равнины вели к объединению людей под одной государственной волей, сильно расчлененные пространства способствовали хранению государственной раздробленности.

Расчленение Америки реками, озерами и горами привело к образованию индейских народов, которые вследствие своей изолированности не могли противостоять европейцам. Моря, материки, горные цепи и реки образуют естественные границы между странами и народами (Ф. Фатцель, 1909 г.).

Материки, страны, океаны и моря - этими терминами очень часто оперирует географическая наука. В этой статье речь пойдет о некоторых из них. Океаны и материки занимают поверхность нашей планеты. Давайте узнаем, как они формировались и что представляют собой сейчас.

Как возникли океаны, материки, моря?

Наша планета возникла 4,5 миллиарда лет назад. С тех пор она постоянно изменялась. Только появившись, она была раскалена и выглядела как огромное сферическое тело из бурлящих расплавленных веществ. Постепенно верхний слой начал остывать, сформировав земную кору.

Тогда на планете не существовали современные океаны и материки. Кометы и метеориты, сталкивающиеся с Землей, занесли на неё лед 4 миллиарда лет назад. Испарившись, он выпал на твердь в виде осадков и образовал гидросферу. Вместо нескольких материков был только один. Предполагается, что первый суперконтинент - Ваальбара - возник 3,6 миллиарда лет назад.

После него образовывались другие суперконтиненты: Колумбия, Родиния, Паннотия. Каждый из них распадался, а его место занимало новое образование. Последним был материк Пангея. Он объединял практически всю современную сушу планеты, омывался океаном Панталасс и морем Тетис.

Движение литосферных плит раскололо и его. Континент Пангея распался на Лавразию и Гондвану. Тетис превратился в океан в районе современных Средиземного, Каспийского и Черного морей. Позже из Лавразии сформировались Северная Америка и Евразия, а из Гондваны все остальные существующие сейчас континенты.

Материки и Мировой океан

С момента возникновения Земли география материков и океанов изменялась. Этот процесс не останавливается, ведь медленное движение платформ продолжается до сих пор. Чтобы понять, как расположены континенты сегодня, достаточно заглянуть в географический атлас.

Материки и океаны занимают неодинаковую площадь на планете. На долю суши приходится 29,2 % поверхности планеты. Её площадь составляет 149 миллионов квадратных километров. Большая часть её территории относится к материкам - большим участкам суши, которые омываются водами Мирового океана. Всего выделяют 6 материков:

  • Евразия.
  • Северная Америка.
  • Южная Америка.
  • Африка.
  • Австралия.
  • Антарктида.

Понятия "континент" и "материк" часто используются как синонимы. В более широком смысле термин "континент" обозначает не только сушу, но и подводную часть земной коры, которая прилегает к материкам. Понятие охватывает также близлежащие острова.

Мировой океан охватывает намного больше пространства - 70,8 %. Он представляет собой непрерывную оболочку, которая «окутывает» острова и континенты. Материки условно разделяют его воды на отдельные океаны. Они могут несколько отличаться соленостью, температурой и обитателями. Частью Мирового океана являются также заливы, проливы, бухты и моря.

Северные материки

Океаны и материки не всегда находятся строго в пределах одного из полушарий. На северные и южные их разделяют исходя из сведений о древних континентах. Так, континенты, образовавшиеся из Гондваны, определяют как южные, а северными считаются те, что образовались от раскола Лавразии.

Частью Лавразии когда-то была Евразия. Сейчас это самый большой континент в мире, который омывается всеми океанами. Его населяет больше 70 % всех жителей планеты. С запада на восток континент растянулся от португальского мыса Рока до мыса Дежнева в России. Его северная часть начинается в арктических регионах в районе российского мыса Челюскин, а крайняя точка на юге - мыс Пиай в Малайзии.

Континент Северная Америка полностью расположен в Северном и Западном полушариях Земли. От материка Евразия её отделяет Берингов пролив, граница с Южной Америкой проходит по Панамскому перешейку. Единственный океан, который не омывает этот континент, - Индийский. В северной части материк пересекает полярный круг, на юге он проходит через тропик.

Южные материки

Африка является вторым по территории континентом. Она находится как в Северном, так и в Южном полушариях и пересекается линией экватора. С Евразией она разделена Средиземным и Красным морем, а также Гибралтарским проливом. Здесь находится самая большая пустыня (Сахара) и одна из самых длинных в мире рек (Нил). Континент считается самым жарким из всех.

Южная Америка на карте находится ниже Северной, визуально как бы продолжая её. Континент расположен в Южном и Западном полушариях, небольшая его часть находится в Северном. Кроме Тихого и Атлантического океана, он омывается Карибским морем.

Австралия находится в Южном и Восточном полушарии Земли. Она достаточно отдалена от других материков и не связана с ними сушей. На её территории расположено только одно государство, которое занимает весь континент. Это самый сухой материк. Несмотря на это, он обладает уникальной растительностью и животным миром, большинство представителей которого - эндемики.

Антарктида - самый южный и одновременно самый холодный континент. Он также имеет наибольшую высоту среди других материков. Здесь нет постоянного населения. Практически вся территория материка покрыта льдом.

Океаны

Мировой океан, как правило, разделяют на Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый и Индийский. Иногда выделяют и Южный, но это до сих пор остается спорным вопросом. К каждому из океанов относятся свои проливы, заливы и моря.

Наиболее глубокий и крупный по площади - Тихий океан. Он омывает берега всех шести материков. Он занимает вторую часть Мирового океана. Вторым после него является Атлантический океан. Он соединяет полярные точки планеты. По его центру проходит Срединно-Атлантический хребет, вершины которого выступают в виде вулканических островов.

Индийский океан расположен в пределах Евразии, Антарктиды, Африки и Австралии. До эпохи географических открытий его считали большим морем. Путешествия по нему начались гораздо раньше, чем по другим океанам.

Северный Ледовитый океан имеет наименьшую площадь - 15 миллионов кв. км. Он расположен возле Северного полюса. В зимний период на его поверхности образуются льды, а температура воздуха над ним варьируется от -20 до -40 градусов.

Как взаимодействуют океаны и материки?

Взаимодействие воды и суши на планете происходит при участии атмосферы и солнечной активности. Океан - огромный накопитель тепла. Он нагревается гораздо медленнее, чем суша, но и сохраняет тепло дольше. Накопившейся энергией он обменивается с атмосферой, а она распределяет её по поверхности Земли.

Воздушные массы, сформировавшиеся над океаном, отражаются на климате материков. Морские ветры влажнее континентальных. Благодаря им на побережьях образуются мягкие условия, с обилием осадков. Вглубь суши климат более жесткий и сухой.

Важное место во влиянии океана на сушу отводится течениям. Теплые течения приносят осадки, насыщают материки влагой, повышают температуру. Холодные - способствуют низким температурам, задерживают осадки. Они способны превратить отдельные участки Земли в пустыни (Атакама, Намиб).

Океаны, материки, моря взаимодействуют друг с другом и механическим путем. Волны могут разрушать берега, образовывая абразивные формы рельефа. Прибрежные участки затапливает морская вода, формируя после себя лагуны, лиманы и фьорды.

Мало просто знать, что такое глобус. Нужно научиться правильно читать его, чтобы узнать много нового и интересного. На этом уроке мы узнаем, что означают цвета на глобусе. Выучим названия океанов и материков, поговорим об их особенностях и отличиях. Познакомимся с удивительными чудесами природы, растительного и животного миров.

Почему синего и голубого цвета на глобусе больше всего? Большая часть земной поверхности покрыта водой. На фотографии, сделанной из космоса, все водные пространства кажутся синими. Этим цветом на глобусе обозначены океаны и моря, реки и озера.

Рис. 2. Земля из космоса ()

Но если присмотреться, можно заметить, что в разных местах океан обозначен разными оттенками. Это сделано, чтобы показать глубину: чем глубже океан, тем темнее синий цвет, а чем глубина меньше, тем краска на глобусе светлее. - это огромные пространства горько-соленой воды, которые окружают материки и острова.

Тихий океан -самый большой на Земле.

Рис. 4. Физическая карта Тихого океана ()

Такое имя дал ему мореплаватель Фернан Магеллан, потому что во время его путешествия на парусных кораблях этот океан был спокойным. Хотя на самом деле Тихий океан вовсе не тихий, особенно в западной своей части, где он поднимает и гонит огромные волны - цунами , приносящие много бед жителям японских островов.

Марианская впадина - самое глубокое место в мире. Она находится в Тихом океане, ее глубина одиннадцать километров тридцать четыре метра.

Рис. 6. Марианская впадина ()

Раньше европейцы даже не подозревали о существовании Тихого океана. Им был известен только один океан - Атлантический , который казался беспредельным, поэтому его назвали в честь самого сильного героя греческих мифов Атланта.

Рис. 7. Физическая карта Атлантического океана ()

На самом деле Атлантический океан второй по величине после Тихого, наибольшая глубина океана 5 километров. В Атлантическом океане бывают огромные волны высотой с трехэтажный дом.

Индийский океан особенно неспокоен в южной своей части. Он теплее других, даже в северной части воды Индийского океана прогреваются до + 35 градусов.

Рис. 8. Физическая карта Индийского океана ()

Арктика - самая северная область, зимой и летом покрытая толстым слоем льда и снега. У Северного полюса находится четвертый океан, почти вся его поверхность покрыта толстыми крепкими льдами, а вокруг многометровые сугробы снега. Вот почему этот океан назвали Северный Ледовитый .

Рис. 9. Физическая карта Северного Ледовитого океана

Относительно недавно ученные океанографы стали выделять пятый, Южный океан .

Рис. 10. Физическая карта Антарктиды ()

Ранее этот океан рассматривали как южные части Индийского, Атлантического и Тихого океанов. Все океаны вместе: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый и Южный - сливаются вместе в единый мировой океан , который омывает весь земной шар.

На глобусе зеленым, желтым, коричневым и белым цветами изображены большие участки суши, которые называют материками. На Земле шесть материков : Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

Евразия - самый большой материк, в его пределах лежат две части света: Европа и Азия.

Рис. 11. Физическая карта Евразии ()

Это единственный континент на Земле, омываемый четырьмя океанами: Северным Ледовитым на севере, Индийским на юге, Атлантическим на западе и Тихим на востоке. На этом материке находится наша родина Россия .

Рис. 12. Россия на карте Евразии ()

Поверхность материка очень разнообразна. Горы и равнины - это основные формы земной поверхности. Коричневый цвет указывает месторасположение гор, а зеленый и желтый - равнин. Наиболее крупные из них Западно-Сибирская (плоская равнина), Восточно-Европейская (холмистая равнина).

Рис. 13. Западно-Сибирская равнина ()

Рис. 14. Физическая карта Восточно-Европейской равнины ()

Неровными линиями голубого цвета, проведенными по поверхности материков, на глобусе обозначены реки. По Восточно-Европейской равнине текут реки Волга, Дон, Днепр , по Западно- Сибирской равнине течет река Обь . Над поверхностью равнин возвышаются горы. Чем выше горы, тем темнее их цвет на глобусе. Гималаи являются самыми высокими горами мира.

Рис. 15. Горы Гималаи ()

Джамалунгма (Эверест) - самая высокая гора в мире (8 км 708 м).

Рис. 16. Гора Джамалунгма ()

В Евразии расположен Байкал - самое глубокое озеро,

Рис. 17. Озеро Байкал ()

Самое крупное озеро,

Рис. 18. Каспийское море ()

самый большой полуостров - Аравийский ,

Рис. 19. Побережье Аравийского полуострова ()

самая низкая точка суши в мире - впадина Мертвого моря .

Рис. 20. Мертвое море ()

Рис. 21. Полюс холода Оймякон ()

Африка - это второй по величине материк, который расположен по обе стороны от экватора, омывается Атлантическим океаном с запада и Индийским с востока и юга.

Рис. 22. Физическая карта Африки ()

Африка известна разнообразием природы: непроходимые тропические леса с орхидеями,

Рис. 23. Тропический лес ()

травянистые равнины с баобабами (громадными деревьями до сорока метров в окружности),

огромные пространства пустынь.

Рис. 25. Пустыня в Африке ()

Африка - самый жаркий материк планеты. Здесь находится пустыня Сахара .

Рис. 26. Пустыня Сахара ()

Это самая большая пустыня в мире и самое жаркое место на Земле (максимальная зафиксированная температура +58 градусов). На этом материке протекает Нил - вторая по протяженности река в мире.

Рис. 27. Река Нил ()

Вулкан Килиманджаро - самая высокая точка Африки.

Рис. 28. Вулкан Килиманджаро ()

Виктория, Танганьика, Чад - крупнейшие озера на этом материке.

Рис. 29. Озеро Виктория ()

Рис. 30. Озеро Танганьика ()

Рис. 31. Озеро Чад ()

В западном полушарии находятся Северная Америка и Южная Америка , они омываются с запада Тихим океаном, с востока - Атлантическим, а Северная Америка ещё и Северным Ледовитым океаном с севера.

Рис. 32. Физическая карта Северной Америки

Рис. 33. Физическая карта Южной Америки

В состав Северной Америки также входит самый крупный остров на Земле, он называется Гренландия .

Рис. 34. Побережье Гренландии ()

Эти материки богаты и реками и озерами. В Северной Америке протекает одна из величайших рек мира Миссисипи ,

Рис. 35. Река Миссисипи ()

а в Южной Америке расположена река , крупнейшая в мире по полноводности и длине.

Рис. 36. Амазонка ()

На побережье Северной Америки расположен залив Фанди , который, кроме своей невероятной красоты, знаменит самыми большими приливами в мире, более семнадцати метров.

Рис. 37. Залив Фанди ()

Только представьте себе, миллионы тонн воды за двенадцать часов подходят к берегу, а затем отходят от него. В Южной Америке находится самый высокий в мире водопад - Анхель , его общая высота 979 метров.

Рис. 38. Водопад Анхель ()

Кажется, будто он окутан туманом - это завеса из мельчайших частичек воды, которая распыляется, падая с такой огромной высоты. На этом же материке расположен самый мощный водопад в мире Игуасу .

Рис. 39. Водопад Игуасу ()

Хотя на самом деле это целый комплекс из 270 отдельных водопадов, который имеет ширину около 2,7 км. В Южной Америке находится самое сухое место в мире - пустыня Атакама .

Рис. 40. Пустыня Атакама ()

В некоторых местах этой пустыни дождь выпадает один раз в несколько десятков лет.

Австралия - пятый материк, который меньше всех остальных. Тихий океан омывает северное и восточное побережья, Индийский океан - западное и южное.

Рис. 41. Физическая карта Австралии

Большую часть материка занимают пустыни и полупустыни, рек очень мало, из-за чего Австралия считается самым засушливым континентом на Земле. Здесь распространены крики (англ. creek - речушка) - реки, которые существуют только в период дождей и полностью пересыхают на большую часть года.