Виды опросов: достоинства и недостатки различных способов опросов. Опрос в социологии

Опрос как вид исследования разбивается на две большие разновидности - анкетирование и интервью. Анкетирование - вопросно-ответная форма организации текста. Интервью - проводимая по заранее разработанному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, в ходе которой интервьюер фиксирует его ответы.

В свою очередь, каждый из этих видов опроса разделяется на множество подвидов: 1) по числу опрашиваемых (групповой и индивидуальный); 2) по месту проведения (дома, на работе и в целевых аудиториях - посетители клуба, пациенты в поликлинике и т.п.).

Анкеты можно разделить по способу распространения среди опрашиваемых: раздаточная (курьерская) анкета; почтовая (рассылаемая по почте); прессовая (публикуемая в газете или журнале).

Кроме того, виды опросов можно классифицировать по другим критериям, а именно: а) количественные (с применением статистики) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа); б) письменные (анкеты, тесты) и устные (интервью); в) очные и заочные; г) стандартизированные, полустандартизированные и нестандартизированные; д) клинические и фокусированные; е) направленные и ненаправленные; ж) пробные (пилотажные, зондажные, экспресс-опросы) и основные (как главный способ сбора первичной информации); з) массовый опрос (для респондентов-неспециалистов) и экспертный опрос (для специалистов в той или иной области).

Каждый вид опроса зависит от многих обстоятельств: содержания анкеты или интервью (т.е. перечня вопросов, в которых реализован предмет исследования); качества работы анкетера или интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение анкет; ситуации опроса, его условий, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента; психологического состояния респондента на момент опроса и других.

При всех различиях виды опроса объединяет одно обстоятельство - вопросник, т.е. соответствующая исследовательскому замыслу и логически выстроенная система вопросов - адресованных респонденту речевых сообщений в вопросительной, утвердительной или отрицательной форме, а также предлагаемых к ним вариантов ответа. Вопросник - более широкий термин, чем анкета. Он применим по отношению как к анкетированию, так и интервью. В свою очередь, анкета - это документ опроса («Анкета для рабочего») и метод опроса (т.е. анкетирование). В западных методиках анкетой называется вопросник (questionnaire), который чаще всего заполняется с помощью интервьюеров, но иногда рассылается по почте либо раздается респондентам для самостоятельного заполнения.

Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы и учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются включенные в выборку респонденты. Обычно один анкетер работает с группой из 15-20 чел. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты могут проконсультироваться по технике заполнения, выяснить трудные и неясные места, а анкетер, собирая вопросники, может проконтролировать качество заполнения.

Групповое анкетирование требует соблюдения некоторых специальных условий, обеспечивающих психологический комфорт ситуации опроса и повышающих качество ответов. Помещение, где проводится опрос, должно быть психологически нейтральным (комната отдыха), свободным от мешающих факторов (телефонные звонки, посторонние разговоры, музыка, телепередачи, присутствие посторонних людей и т.п.). Опрашиваемые обеспечиваются условиями для заполнения анкет: сидеть достаточно удаленно друг от друга, чтобы не было ощущения, что рядом сидящие «заглядывают через плечо»; иметь возможность сосредоточиться и обдумать свои ответы индивидуально, не советуясь, не комментируя ситуацию, вопросы и возможные варианты ответов. Совершенно недопустимо вмешательство руководителей различного уровня, тем более знакомство с ответами опрашиваемых в процессе заполнения анкет. Конфиденциальность ответов должна обеспечиваться неукоснительно. В случае необходимости сбор заполненных анкет производится в опечатанную урну, при этом анкеты предварительно не нумеруются.

В отечественной социологии самым популярным является индивидуальный анкетный опрос. Им пользуются приблизительно в 75-80% случаев. При использовании индивидуального анкетирования, с помощью раздаточной (курьерской) анкеты, анкетер либо вручает анкету респондету, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. В первом случае респондент получает больше времени на заполнение анкеты, обдумывание ответов, но при этом осложняются проблемы возврата и появляется возможность обсудить тему опроса с посторонними людьми, даже подменить респондента. Раздаточное индивидуальное анкетирование применяется как по месту жительства, так и по месту работы.

Социальные психологи больше склонны к тестам и социометрическим методам. Но и анкетная процедура отнюдь не редкость в психологии, изучающей поведение людей, мотивацию деятельности и ценностные ориентации. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учебы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается. Эта форма опроса имеет те же преимущества, что и групповое анкетирование.

За рубежом ситуация иная. До сих пор большинство исследований в США, Германии, Франции проводится посредством личных интервью. По разным и достаточно веским причинам (люди не любят или не могут читать и(или) писать, избегают длинных ответов, допускают много ошибок, делают много пропусков, дают ответы не по существу и т.д. и т.п.) социологи стремятся избегать анкетирования, т.е. самозаполнения. Респондент, а затем и интервьюер оказываются самыми слабыми звеньями в длинной цепи научного процесса.

Как бы то ни было, но в социологии опрос вообще, включая обе его разновидности (устный и письменный), является абсолютным рекордсменом популярности. Вовсе не случайно социологию отождествляют с применением опроса. Правда, психологу, оперирующему тестами, опросная процедура социолога может показаться чрезмерно примитивной или ненадежной. Однако давно установлено, что жестких границ между дисциплинами не существует, одни и те же методы применяются в разных науках. Специалист подбирает нужный метод для решения своей проблемы, но не подгоняет проблему под имеющийся метод.

Четыре вида опроса - индивидуальный и групповой, устный и письменный - взаимодополняют друг друга, образуя логический квадрат, в клетках которого, как комбинация двух признаков, образуется множество разновидностей опроса (рис. 1.3).

К примеру, групповой анкетный опрос попадает в клеточку ГП, а индивидуальный анкетный опрос - в клеточку ИП; телефонный опрос - в клеточку ИУ, а фокус-группа - в клеточку ГУ.

Логический квадрат - очень удобная и наглядная форма построения классификации или типологии чего-либо, в данном случае методов опроса. Она применима лишь к таким ситуациям, где каждая клеточка (квадрант) таблицы заполняется. К примеру, с четырьмя другими видами опроса - очным и заочным, индивидуальным и групповым - построить логический квадрат не удастся. Причина в том, что одна клеточка остается пустой. Действительно, трудно себе представить групповой заочный опрос. Хотя, возможно, он когда-то и кем-то проводился, но остался в истории науки экзотическим примером, нежели устоявшейся практикой.

Внимание!

Компания «VVS» оказывает исключительно аналитические услуги и не консультирует по теоретическим вопросам основ маркетинга (расчету емкости, методов ценообразования и др.)

Данная статья носит ислючительно информационный характер!

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться .

Вконтакте

Одноклассники

Как проводить анализ маркетингового опроса

Как долго следует проводить маркетинговый опрос? С этим исследователям нужно определиться заранее. Важно, чтобы опрос не затянулся, иначе с сопоставимостью ответов могут возникнуть сложности, а секретность будет нарушена. Стоит учитывать, что маркетинговые опросы потребителей разного типа занимают разное количество времени. Если вы отдаете предпочтение личному маркетинговому опросу или проводите исследование по телефону, то соответственно тратите меньше времени. Маркетинговый опрос по электронной почте, исследование методом эксперимента или наблюдения длятся дольше. В любом случае требуется установка конкретных временных рамок.

Из каких источников исследователь получает сведения? Прежде всего нужно выбрать дату и время сбора данных. Маркетинговое исследование можно вести как на территории компании, так и за пределами предприятия. Тот, кто проводит маркетинговый опрос, должен понять, что в приоритете для него - срочный сбор информации и комфортные условия или желание получить необходимые объективные данные, пусть даже в труднодоступном месте.

После тщательной детализации всех параметров маркетингового опроса исследователи приступают к сбору информации. Тот, кто занимается этой работой, должен четко следовать указаниям и выполнять все предписания руководства. Ответы и наблюдения следует фиксировать.

При анализе полученной информации считают количество бланков, а затем изучают их для дальнейших рекомендаций. Проводится кодирование бланков - присвоение номеров и классификация категорий ответов. Что касается рекомендаций, это предложения и советы по поводу дальнейшей манеры ведения бизнеса предприятия. Основой для рекомендаций может стать информация, полученная в ходе маркетингового опроса. Все сведения в письменном виде предоставляют руководителю компании.

Основываясь на данных маркетингового опроса, ответственные лица организации решают, что делать дальше. Результаты маркетинговых исследований важны для любой компании, поскольку благодаря им решается, что делать сейчас и в дальнейшем.

Из-за чего маркетинговый опрос может дать недостоверные результаты

Субъективность

Опрашиваемые часто выдают субъективную информацию, ориентируясь на мнение и реакцию общества. Массовость опросов при этом не может избавить от проблемы, так как общий характер может быть присущ и предрассудкам, и стереотипам, и заблуждениям.

Неинформированность

В ряде случаев респонденты не могут дать полноценного ответа или высказать мнение относительно того или иного вопроса, поскольку не имеют должного образования и не владеют информацией в полном объеме.

Ошибочные ответы

Респонденты часто допускают ошибки при ответах на те или иные вопросы, делая это ненамеренно. В результате исследователь рискует получить необъективные и недостоверные сведения.

Итак, мы поняли, что маркетинговый опрос - крайне важная, но отнюдь не простая процедура. Вы можете воспользоваться советами, приведенными в этой статье, и взять на вооружение подходящие методы маркетингового исследования (опрос, наблюдение), чтобы получить достоверную информацию. Но помните, что для проведения качественного маркетингового исследования нужно обладать соответствующей квалификацией, опытом и знаниями. Лучший вариант - довериться специалистам, которые смогут провести маркетинговый опрос на высоком профессиональном уровне.

Наша информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос. Основные клиентские категории: экспортеры, импортеры, производители, участники товарных рынков и бизнес услуг B2B.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Основными конкурентными преимуществами нашей компании являются:

    Точность предоставления данных . Предварительная выборка внешнеторговых поставок, анализ которых производится в отчете, четко совпадает с темой запроса заказчика. Ничего лишнего и ничего упущенного. В результате на выходе мы получаем точные расчёты рыночных показателей и долей рынка участников.

    Подготовка отчетов «под ключ» и удобство работы с ними. Информация быстро воспринимается, так как таблицы и графики простые и понятные. Агрегированные данные по участникам рынка сведены в рейтинги участников, вычислены доли рынка. В результате сокращается время изучения информации и есть возможность сразу переходить к принятию решений, которые «на поверхности».

    Разнообразные анкетирования являются наиболее распространенными методами получения начальной информации по какому-то определенному направлению. Основные виды опроса характеризуются оперативностью получения результатов, экономичностью, простотой. Данные параметры сделали подобные исследования востребованными среди политических деятелей, предпринимателей, школьных учителей. Для получения достоверных виды вопросов в опросе подбираются с учетом возраста респондентов и уровня их образования.

    Формы проведения

    В зависимости от функций, возлагаемых на опрос, его можно проводить в двух вариантах:

    • интервью;
    • анкетирование.

    Особенности социологического опроса

    Социологический опрос представляет собой вариант первичной социологической информации. Основные его виды основаны на опосредованной либо непосредственной связи между респондентом и исследователем. Целью подобной взаимосвязи будет получение от респондента конкретных данных в форме ответов на поставленные вопросы.

    Сущность методики состоит в общении прямым либо косвенным способом через анкетера с группой людей (респондентами). Практически все виды социологического опроса предполагают вопросно-ответный диалог. Специфика подобного общения заключается в том, что оно не только должно четко соответствовать алгоритму, но и учитывать, что в качестве участников будут выступать простые люди, отвечающие на вопросы с применением своего житейского опыта. Виды социологического опроса подбирают в зависимости от целей исследования, требований к надежности и достоверности изучаемой информации, организационно-экономических возможностей.

    Значение социологических исследований

    Такой опрос играет особую роль в разнообразных социологических исследованиях. Основным его предназначением является получение социологической информации о состоянии коллективного, личного, общественного мнения, а также о фактах, оценках, событиях, непосредственно связанных с деятельностью респондентов. Ученые убеждены в том, что почти 90 процентов важной эмпирической информации поступает именно в результате социологических исследований. Различные виды опросов признаны ведущим исследований сознания людей. Особенно важны они для анализа социальных процессов, а также тех явлений, которые малодоступны при простом наблюдении.

    Классификация контактов с респондентами

    В настоящее время принято подразделять виды опросов на несколько основных групп:

    • личные беседы (face-to-face опросы);
    • квартирные (проводятся по месту непосредственного жительства респондентов);
    • уличные (проводят на улицах, в торговых центрах);
    • вариант с центральной локацией (hall-test).

    Дистанционные опросы

    Они предполагают получение информации удаленным путем. Существует определённая классификация данных опросов:

    • интернет-опросы;
    • телефонные беседы;
    • самозаполняемые анкетные формы.

    Проанализируем особенности дистанционных форм: телефонной беседы и интернет-опроса.

    Телефонный опрос

    Подобные виды опросов незаменимы в тех ситуациях, когда осуществляются установочные исследования. Также подобные варианты используются для территорий, существенно удаленных друг от друга. Как проводится телефонное исследование? Для начала потребуется создание максимально возможной базы телефонных номеров кандидатов в респонденты. Далее случайным образом из созданной телефонной базы выбирают несколько номеров, которые станут непосредственными участниками данного исследования.

    Преимущества подобного варианта опроса:

    • быстрота выполнения;
    • незначительная стоимость исследований;
    • использование в опросе довольно большой по площади территории;
    • возможность привлечения к исследованиям разных групп респондентов;
    • отсутствие проблем с контролем качества работы интервьюеров.

    Среди основных недостатков телефонных исследований отметим существенные ограничения длительности интервью. Кроме того, подобный вариант не всегда возможен, так как во многих населенных пунктах России существуют проблемы с телефонными линиями. Если анализировать современные виды опросов, то самым оперативным будет именно телефонный вариант. Он дает возможность выявить мнение разных групп населения по всем вопросам. Существует подразделение таких вариантов опроса по типу применяемых респондентов: интервью с юридическими лицами, опрос физических лиц.

    В телефонном интервью выделяют определенные этапы:

    • разработку анкет;
    • создание выборки.

    В зависимости от цели исследования выборка может быть целевой, когда подбирают абонентов по определенным критериям: возрасту, занимаемой должности. Подобные виды опроса граждан осуществляют обученные заранее интервьюеры. Они слушают ответы абонента, заносят их в специальную электронную либо печатную анкету. Далее осуществляется обработка анкет, создание таблиц, построение графиков и диаграмм. Специалисты проводят аналитическую обработку полученных данных, предоставляют заказчику отчет. В нем все ответы респондентов распределены по определенным группам, таблицы сопровождаются основными выводами. Результативными будут телефонные опросы в тех населенных пунктах, в которых телефонизировано больше 75 процентов населения. Иначе сложно будет вести речь о достоверности той информации, что будет получена в результате анкетирования.

    Для чего проводят телефонные опросы

    Такие виды анкетного опроса предназначаются для выявления отношения населения к определенным маркам, товарам, компаниям. Телефонный опрос дает возможность получать оперативно информацию о том, как реагирует рынок и потребители на действия конкурентных компаний. Такое исследование гарантирует без существенных финансовых затрат выполнять анализ рынка до начала, а также после завершения рекламных акций, выявлять эффективность проведенных мероприятий.

    По итогам телефонного анкетирования нельзя собрать глубинный материал, так как есть ограничения по степени сложности вопросов, времени разговора. Такое исследование не подходит для изучения доходов компании, анализа работы руководящего состава.

    Интернет-опрос

    Проанализируем разные виды интернет-опросов, которые позволяют собирать социологическую информацию по конкретным фактам, событиям online.

    Учитывая многомиллионную армию пользователей интернета, такой вариант исследования достаточно эффективный и дает неплохие результаты. В качестве основных преимуществ подобного опроса отметим его оперативность. Есть у этого тестирования и свои недостатки, о которых также следует упомянуть. На результаты влияет посещаемость тех площадок, на базе которых проводится анкетирование. Разработчикам сложно контролировать действия респондента, поэтому результаты являются весьма сомнительными.

    К концу прошлого века Всемирная паутина стала применяться многими социологами для осуществления серьезных исследований, касающихся актуальных вопросов. Информацию можно получать из всех стран мира и даже с разных континентов. Благодаря интернет-технологиям ускоряется сбор начальной информации для проведения исследования различных социальных процессов. ИТ позволяют проводить экспертные опросы, персональные интервью, виртуальные фокус-группы. В нашей стране социологические опросы, проводимые через интернет, пока считаются редким явлением. В европейских странах такие анкетирования проводят гораздо чаще, заменяя ими устный опрос. Виды устного опроса, применяемые в обычном интервью, не позволяют за короткий отрезок времени получить нужные результаты. Сетевые исследования имеют определенные преимущества в сравнении с традиционными формами.

    Преимущества интернет-опросов

    Подобные исследования дают возможность экономить материальные и человеческие ресурсы, а также время, получая данные высокого качества. Решающим фактором становится именно экономия ресурсов при осуществлении интернет-анкетирования. Традиционные формы не привлекают респондентов, так как приходится отрываться от текущей деятельности. Если анкета представлена на нескольких страницах, далеко не у всех людей хватает терпения на то, чтобы дочитать ее до конца. Минус бумажного опросника и в том, что он не позволяет респонденту оценивать промежуточные итоги тестирования.

    Интернет-тесты предоставляют индивидуальную обратную связь после завершения анкетирования, стимулируя респондента к систематическому участию в подобных опросах. У опрашиваемых пользователей Сети формируется положительное отношение к таким исследованиям, возникает желание привлекать к ним друзей, коллег. Ученые выделяют и экологическую валидность интернет-опросов. При интервьюировании человек находится в привычных для него, комфортных условиях. Пройти опрос можно в любое удобное время, поэтому желания поскорее отделаться от анкеты у респондентов не возникает. Методика такого исследования предполагает визуальный прямой контакт между респондентом и социологом. В результате создается такая коммуникативная ситуация, при которой нет психологического дискомфорта. Отсутствие принуждения, стеснения, неловкости, нервозности, характерных для классического опроса, гарантирует откровенные и полные ответы на вопросы, предлагаемые в анкетах.

    Проблемы, связанные с употреблением алкоголя, наркотических средств, самоубийством, сложно выявлять обычными опросами, так как многие рассматривают это как попытку вторжения в частую жизнь. Традиционные методы не гарантируют анонимности респондентов, поэтому с проблемой открытости справляется интернет. В отличие от бумажного интервьюирования электронные опросы имеют развёрнутые и детальные ответы. Данная методика открывает новые горизонты для Есть и определённые технические и методологические проблемы в использовании интернет-анкетирования.

    В первую очередь нужно отметить ограниченность числа людей, имеющих свободный доступ к интернету. Кроме того, виды анкет опроса имеют определеные рамки по тематике и не подходят для осуществления глобальных исследований. Среди технических проблем отметим ограниченность предлагаемых вариантов ответов. Когда респондент вписывает свой вариант, возникают сложности с обработкой результатов анкетирования. Есть проблемы и с программным обеспечением, возможно существенное искажение полученных результатов. Часть респондентов отвечает на одну и ту же анкету несколько раз, особенно если анкетирование предполагает материальное вознаграждение. В результате объективность результатов снижается, нельзя говорить об их достоверности.

    Сравнение телефонного анкетирования и интернет-опроса

    Сравнивая эти виды, способы опроса, социологи отдают предпочтение интернет-технологиям. Телефонные интервью часто сопровождаются отказом со стороны потенциальных респондентов. Примерно 10-15 процентов соглашается принимать участие в исследованиях, остальные люди просто кладут трубку. Интерес к опросам отсутствует, так как у опрашиваемых людей нет материальной заинтересованности. Интернет-анкетирование сталкивается с техническими проблемами, оно недоступно для удаленных от коммуникаций деревень.

    Опросы в школах

    Самые распространённые виды опроса на уроке: фронтальный, индивидуальный. Проанализируем отличительные особенности каждого варианта проверки теоретических знаний и практических навыков учащихся, применяемых педагогами образовательных учреждений. подходит для быстрой проверки домашнего задания. Например, педагог может задавать ребятам вопросы, включая в работу весь класс. Такие виды опроса на уроке позволяют учителю за небольшой временной промежуток оценить знания учащихся, полученные ими практические навыки.

    Для уроков химии и физики подходят тематические диктанты. Учителем предлагаются вопросы, ответами на которые будут формулы либо единицы измерения физических (химических) величин. Проверку диктанта также можно провести фронтально, вызывая к доске «по цепочке» каждого ученика класса. Такой опрос займет считаные минуты, при этом позволит оценить практически всех учеников в классе. Преподаватели гуманитарных дисциплин (истории, обществознания, русского языка, литературы) отдают предпочтение индивидуальным опросам. Безусловно, анкетирование используют в своей работе не только учителя, но и сами ученики. Занимаясь внеурочной деятельностью, работая над собственным исследованием, проектом, ребята применяют разные виды опроса, виды интервью. Сначала педагог объясняет ребенку специфику проведения анкетирования, и только после этого юный социолог приступает к собственным исследованиям.

    Среди нюансов, на которые важно обратить внимание при подготовке к социологическим опросам, можно выделить их полную анонимность. Например, ребенок путем анкетирования выясняет, какие шампуни предпочитают приобретать его одноклассники, педагоги, родители. Далее юный ученый проводит собственное исследование в химической лаборатории, вооружившись научными методами, он выясняет эффективность этого продукта. На следующем этапе работы он сравнивает итоги анкетирования с результатами эксперимента, сопоставляет их.

    В современной школе опросы стали привычным явлением, без них не обходится ни одно мероприятие. Например, чтобы оценить степень комфортности в классе, психолог предлагает ребятам ответить на вопросы анкеты. Затем выполняется обработка полученных результатов, анализируется психологическое состояние коллектива. При прохождении педагогом квалификационных испытаний также предусмотрено анкетирование родителей, учеников, коллег по работе. Полученные результаты оформляются в виде графика либо диаграммы, прикладываются к о соответствии педагога заявленной категории. Среди последних инноваций, используемых в процессе обучения, можно отметить итоговые испытания для выпускников основной и средней школы, предлагаемые в виде тестов.

    Заключение

    В настоящее время во всех сферах деятельности человека используются различные виды методов опроса: телефонные интервью, интернет-опросы, фронтальные беседы. В зависимости от предназначения подбираются оптимальная форма, вид, длительность анкетирования. Синтезом интервьюирования и анкетирования является телефонный опрос. Его в основном применяют во время рекламных и избирательных кампаний. Опросы используются наукой для решения практических задач. Статисты уже давно пользуются подобными методами для сбора информации о трудовых ресурсах, структуре, семейных расходах.

    Журналисты подобную методику применяют для определения рейтинга передач, публикаций. Тележурналисты не выбирают респондентов по определенным признакам, поэтому результаты исследований существенно искажены. Учителя применяют опрос воспитанников как вариант контроля усвоенных знаний, проверки домашних заданий. Врачи осуществляют опрос первичный пациентов, выясняя информацию об имеющихся заболеваниях. Задаваемые вопросы должны учитывать психологические особенности респондентов, ситуацию, сложившуюся перед беседой. Продумывая опрос, социолог выбирает один из вариантов: анкетирование либо интервью. Учитывая, что интервью может быть индивидуальным и групповым, заранее выбирается его форма.

    Распространённым вариантом анкетирования является раздача респондентам анкет. Проводить подобный опрос можно по месту жительства, работы респондентов. Так, оценка качества и эффективности работы органов коммунальной сферы предполагает опросы жильцов. Анкета подразумевает определённый набор вопросов, в каждом из которых отражены определенные задачи исследования. Анкета имеет вводную часть, в ней содержится обращение к респонденту, поясняются цель и задачи опроса, краткая характеристика предполагаемых результатов, их польза. Также в анкете должна быть указана степень анонимности проводимого опроса.

    Для того чтобы анкета была полноценной, она должна иметь подробную инструкцию по заполнению, название, место и год издания.

    Полноценная социально-статистическая диагностика дает возможность получать информацию о разных социальных и экономических преобразованиях, деятельности муниципальных и государственных органов управления, воздействии на молодежь телевидения и радио.

    Оценить ту или иную программу в широком смысле - значит сравнить интересующие показатели до и после проведения программы, на основании чего можно сделать выводы относительно её эффективности. Однако для проведения подобного сравнения необходим большой массив достоверных сопоставимых данных как минимум за два периода, без оценки которых результаты реализации программы останутся не выявленными. Самым очевидным способом сбора необходимых данных являются опросы.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 3

      Что такое оценка персонала по методу «360 градусов»?

      Как регламентировать процессы работы с поставщиками и упростить себе жизнь? - Сергей Дубовик

      Использование программы Kahoot

      Субтитры

    Опрос (англ. poll ) - метод сбора информации со слов респондента.

    Одной из главных проблем оценки программы является получение качественных и достоверных данных, сбор которых может оказаться весьма затратным как во временном, так и в денежном эквиваленте. Поэтому, чтобы усилия не оказались потраченными зря, при проведении опроса особенно важно следовать основным принципам.

    Основные принципы проведения опроса

    • Опрос следует проводить по репрезентативной выборке : выборка опрашиваемых должна включать в себя представителей всех основных групп, подвергшихся воздействию в рамках программы, с тем чтобы получить достоверные отвечающие реальности данные
    • Необходимо тщательно продумать размер выборки: в силу существенной ограниченности ресурсов должен быть выбран оптимальный масштаб опроса, не выходящий за рамки бюджета, однако позволяющий получить достаточный объём информации
    • Анкета опроса должна быть практически полезна: результатом опроса должно являться получение важной для оценки программы информации, вследствие чего вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы респонденты могли дать на них содержательные ответы, а исследователь - получить ценную для него информацию
    • Полученные ответы должны быть достоверными и непредвзятыми: в ходе опроса у респондентов не должно возникать желание исказить сведения. Благодаря правильному составлению вопросов проблемы предвзятости ответов можно избежать, получив, тем самым, достоверные данные
    • До проведения опроса необходимо изучить уже имеющиеся данные: интересующая исследователя информация могла быть собрана до него негосударственными организациями или государственными органами. Это существенно расширит объем располагаемых знаний относительно изучаемого вопроса, а также поможет значительно сократить собственные издержки сбора информации

    Однако получение действительно качественной и необходимой исследованию информации требует не только следования основным принципам. Кого необходимо опросить для получения сопоставимых и говорящих об эффективности проводимой программы данных? Когда это нужно делать? Ответы на эти вопросы устанавливаются в рамках дизайна исследования .

    Дизайн исследования

    Дизайн исследования (англ. research design ) - форма проведения исследования, в рамках которого в том числе специфицируется метод сбора сопоставимых данных для оценки эффективности программы. Делая акцент на использовании сравнительных данных для интерпретации эффекта программы, именно дизайн исследования определяет, являются ли выявленные изменения следствием реализации оцениваемой программы, или же представляют собой плоды действия внешних переменных.

    Среди различных типов дизайна исследования можно выделить две основные категории: экспериментальный (англ. true-experimental design ) и квази-экспериментальный дизайн (англ. quasi-experimental design ).

    Экспериментальный дизайн

    Экспериментальный дизайн (англ. experimental design ) представляет собой способ проведения исследования, при котором объекты исследования (студенты, учителя, пенсионеры - то есть целевая аудитория программы) случайно распределяются в две группы: группу, подвергаемую воздействию в рамках программы, и контрольную группу, то есть базу для сравнения. Одним из наиболее часто используемых экспериментальных дизайнов является дизайн рандомизированной выборки.

    Дизайн рандомизированной выборки (англ. randomized control trials - RTC ) - это форма проведения экспериментального исследования, в котором эффекты одного или более вмешательств оцениваются на основе случайного рандомизированного распределения объектов в экспериментальные и контрольные группы. Рандомизированное распределение объектов по группам означает, что каждый из них имеет одинаковые шансы оказаться в программе. Экспериментальная группа подвергается воздействию программы, в то время как контрольная группа ему не подвергается и используется как база для сравнения. После реализации программы путём опросов всех групп исследователи пытаются понять, насколько существенны изменения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

    Только случайное распределение дает уверенность в том, что группы действительно сопоставимы, а наблюдаемые различия в результатах не являются следствием посторонних факторов или существующих ранее различий. Например, какой вывод можно сделать на основе того, что подвергавшаяся воздействию группа студентов показала лучшие результаты, чем контрольная группа, если с первой группой студентов до программы занимались более квалифицированные и креативные преподаватели, нежели со второй? Чем объяснить наблюдаемое различие между группами: эффектом программы или же изначально существующими между ними различиями? Случайное же распределение студентов по группам показало бы лишь эффект от программы.

    Ограничения применения экспериментальных дизайнов

    Однако использование экспериментального дизайна имеет свои ограничения. Экспериментальный дизайн как правило непригоден для анализа сложных программ, где, как в большинстве политических программ, полученные результаты являются следствием одновременного взаимодействия сразу нескольких факторов, которое экспериментальный дизайн в большинстве случаев уловить не может.

    Проблемы возникают потому, что исследователь оказывается не в состоянии элиминировать воздействие всех возможных внешних факторов, а подчас это оказывается и не нужным. Ведь в реальности случайное распределение студентов выглядит не правдоподобным, а целью реализации любой программы является воздействие на то распределение объектов, которое имеет место в реальности на разных территориях. А значит и эффективность программы зачастую нужно оценивать вкупе с внешними факторами. В результате этого, в рамках рандомизированной выборки сложно оценить причинно-следственную связь между результатами и факторами, а значит эффективность программы и методы её улучшения вряд ли могут быть определены.

    Квази-экспериментальный дизайн (англ. quasi-experimental design ) - способ проведения исследования, при котором акцент с вероятностного распределения и причинно-следственных связей экспериментальных дизайнов перемещается на анализ взаимодействия между переменными . Квази-экспериментальные дизайны обычно используются в оценке программ, когда случайное распределение не возможно или не практично. Однако, несмотря на частоту использования, квази-экспериментальным дизайнам свойственны некоторые проблемы интерпретации. Часто используемые типы квази-экспериментальных дизайнов включают многтчисленные дизайны неэквивалентных групп (nonequivalent group design ) и дизайн временного ряда (time-series design ).

    Дизайн неэквивалентных групп

    Дизайн неэквивалентных групп с оценкой после вмешательства (англ. Nonequivalent group, posttest only ) включает в себя измерение результатов путём опросов в двух экспериментальных группах, но только после реализации программы. Например одна группа студентов могла получить инструкцию по чтению на иностранном языке с использованием упражнений и правил всего курса в целом, другая же - лишь инструкцию по фонетике. А по прошествии двух недель проверочный тест показывал бы, какая из двух программ была более эффективной. Однако главным недостатком является проблема интерпретации полученных результатов, так как становится непонятно, являются ли лучшие результаты в чтении одной группы следствием реализации программы, или же группы изначально отличались разными способностями к иностранным языкам.

    Дизайн неэквивалентных групп с оценкой до и после вмешательства (англ. Nonequivalent group, pretest-posttest ) частично элиминирует главный недостаток предыдущего дизайна с оценкой только после вмешательства. В рамках данного дизайна исследователь в самом начале эксперимента эмпирически оценивает различия двух групп - то есть имеет место оценка до проведения программы. Таким образом, если исслдеователь при оценке изменений после проведения программы обнаружит, что одна из групп показала лучшие результаты, он может исключить влияние изначальных различий в пользу этой группы (если таковых установлено не было) или же наоборот сделать выводы относительно влияния этого фактора вкупе с воздействием программы.

    Дизайн «один к одному»

    Особенностью дизайна «один к одному» (англ. One to one matched comparison group design ) является то, что как экспериментальная, так и контрольная группа выбираются уже после реализации изучаемой программы. Экспериментальная группа набирается из тех, кто подвергся влиянию программы, в базу для сравнения включаются те, кто сам решил в этой программе не участвовать, но подходил по всем характеристикам и получал «приглашение». Таким образом, этот дизайн выигрывает по сравнению с остальными тем, что сравнение происходит между двумя в иедале совершенно идентичными группами людей: как будто до и после проведения программы. Однако на практике оказывается очень сложным найти подобную контрольную группу, так как всегда имеют место те или иные внешние факторы.

    Дизайн временного ряда

    Дизайн временного ряда (англ. Time series design ) включает в себя неоднократную оценку текущих изменений в двух группах - контрольной и экспериментальной - как до проведения программы, так и в процессе её реализации. Серия наблюдений за двумя группами обеспечивает получение всеобъемлющей информации о постепенных изменениях под влиянием программы, а значит дизайн оказывается наиболее чувствительным к определению общего тренда происходящих изменений. Однако несмотря на все преимущества дизайну временного ряда хоть и в меньшей степени свойственны все недостатки и ограничения квази-экспериментальных дизайнов.

    Литература

    1. Campbell DT, Stanley JC: Experimental and Quasi-experimental Designs for Research. Chicago: Rand-McNally, 1963
    2. Cook TD, Campbell DT: Quasi-experimentation. Chicago: Rand-McNally, 1979
    3. David M. Streinberg, William G. Hunter Experimental design: review and comment. University of Wisconsin, Madison 1984
    4. John Bynner Experimental research strategy and evaluation research designs. British Educatiobal Research Journal, 1980
    5. Вводное руководство по проведению анализа регулирующего воздействия (АРВ)
  1. Раздел III социальная психология отношений и общения
  2. Глава 5 сущность, структура и функции социальных отношений и общения
  3. § 1. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением
  4. § 2. Понятие и виды общения
  5. 3. Функции и трудности общения
  6. § 4. Характеристика профессионального общения
  7. Глава 6
  8. § 1. Сущность и виды деформации социальных отношений
  9. § 2. Деформации общения: криминогенный аспект
  10. § 1. Социально-психологический анализ общества
  11. § 3. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни
  12. Глава 8 малые неформальные группы, их структура и динамика
  13. § 1. Понятие и виды малых неформальных групп
  14. § 2. Возникновение и развитие малой неформальной группы
  15. Глава 9 социальная психология семьи
  16. § 1. Социально-психологическая классификация и функции семьи
  17. § 2, Социально-психологические проблемы семьи
  18. Глава 10 культура и климат социальных организаций
  19. § 1. Понятие и составляющие организационной культуры
  20. § 2. Характеристика социально-психологического климата различных социальных организаций
  21. Глава 11 социальная психология производственных общностей
  22. § 1. Социально-психологические особенности производственных общностей при переходе к рыночным отношениям
  23. § 2. Психология менеджмента
  24. Глава 12 социально-психологическая характеристика преступных общностей
  25. § 1. Социально-психологическое понимание организованной преступности
  26. § 2. Общеуголовная преступность: социально-психологический анализ в основе общеуголовной (уличной, бытовой) преступности довольно часто лежит насилие.
  27. Глава 13 психология больших социальных групп и движений
  28. § 1. Признаки больших социальных групп и движений
  29. § 2. Характеристика массовых социально-психологических явлений
  30. Глава 14 психология толпы
  31. § 1. Социально-психологическая сущность толпы
  32. § 2. Характеристика различных видов толпы
  33. Глава 16 социальная психология безопасности
  34. § 1. Социально-психологическое измерение безопасности
  35. § 2. Безопасная власть
  36. § 3. Общественная безопасность
  37. Раздел V
  38. Глава 17
  39. § 1. Понятие, уровни, причины и механизмывозникновения социальной напряженности
  40. § 2. Формы проявления социальной напряженности
  41. Глава 18 социально-психологическая характеристика конфликтов
  42. § 1. Основы конфликтологии: понятие о конфликтах, их структура, функции, стадии протекания и виды
  43. § 2. Конфликты в различных общностях
  44. Глава 19
  45. § 1. Техника снятия социальной напряженности
  46. § 2. Урегулирование конфликтов
  47. Глава 20 теория социально-психологического воздействия
  48. § 1. Сущность социально-психологического воздействия
  49. § 2. Характеристика социально-психологического
  50. Глава 21 социальная психология моды и пропаганды
  51. § 1. Понятие и функции моды
  52. § 2. Психология пропаганды
  53. Часть II
  54. Раздел VI введение в прикладную социальную психологию
  55. Глава 22 предмет, структура и задачи прикладной социальной психологии
  56. § 1. Структура и предмет прикладной социальной психологии
  57. § 3. Функции и задачи прикладной социальной психологии
  58. Раздел VII теоретические и методические проблемы социально-психологической диагностики и воздействия
  59. Глава 23
  60. § 1. Программное обеспечение социально- психологической диагностики
  61. § 2. Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики
  62. Глава 24
  63. § 1. Наблюдение и эксперимент как методы социально- психологической диагностики. Аппаратурные метод диагностирования социально-психологических явлений
  64. § 2. Использование опросов в социально-психологической диагностике
  65. § 3. Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики
  66. § 4. Тестирование социально-психологических явлений
  67. § 5. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики
  68. Глава 25
  69. § 1. Социально-психологическая диагностика
  70. Часть 3:
  71. § 2. Диагностика массовыхсоциально-психологических явлений
  72. Глава 26
  73. § 1. Понятие, виды и организациясоциально-психологического тренинга
  74. § 2. Понятие и основные техники социально-психологического консультирования
  75. Раздел VIII
  76. Глава 27
  77. § 1. Социально-психологическая диагностика проблем семьи
  78. § 2. Социально-психологическая диагностика
  79. § 3. Социально-психологическая диагностика личности
  80. § 4. Немедицинская групповая психотерапия: сущность,
  81. Раздел IX
  82. Глава 28
  83. § 1. Функции и эффективность социальных организаций
  84. § 2. Социально-психологическая диагностика
  85. § 3. Формирование имиджа социальных организаций
  86. § 4. Социально-психологический тренинг делового общения
  87. § 5. Организационное консультирование,
  88. § 6. Базовый алгоритм организационного
  89. Раздел X
  90. Глава 29
  91. § 1. Прикладная социальная психология и политика
  92. § 2. Прикладная социальная психология в сфере экономики
  93. Часть 4:
  94. § 3. Прикладная социальная психология в образовании
  95. § 4. Прикладная социальная психология в здравоохранении
  96. § 5. Экстремальная прикладная социальная психология
  97. § 2. Использование опросов в социально-психологической диагностике

    Методы опроса являются наиболее распространенными в работе практических социальных психологов.

    Под опросом в целом понимается метод целенаправленного получения вербальной (устной или письменной) информации о социально-психологических явлениях путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения практического психолога (или анкетера, интервьюера) с опрашиваемыми (респондентами). В результате выявляются оценки, мнения, установки, стереотипы восприятия и т.д.

    Опросы бывают двух основных типов: интервьюирование и анкетирование. Интервьюирование предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентом (опрашиваемым) с помощью вопросника интервью. Причем этот вопросник на всем протяжении беседы находится в руках интервьюера. Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы респондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них, или же с помощью диктофона на магнитной пленке (когда речь идет о глубоких интервью по изучению проблем личности с целью последующего изучения не только вербальной, но и невербальной реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы).

    Интервью различаются по нескольким основаниям. По степени формализации (стандартизации) интервью делятся на формализованные и неформализованные (свободные, нестандартизованные, глубокие, качественные). В формализованном (стандартизованном) интервью как формулировки вопросов, так и их последовательность жестко определены авторами методики и отклонение от принятого стандарта не допускается. Методика неформализованного (нестандартизованного) интервью отличается лишь общей заданностью основной темы, проблемы. Очередность, количество вопросов, их формулировки гибко варьируются интервьюером в зависимости от специфических условий каждого интервью. Возможны и промежуточные варианты - полуформализованные интервью.

    По количеству опрашиваемых и целям диагностирования интервью могут быть разделены на индивидуальные, групповые и массовые.

    Индивидуальные диагностические интервью, как правило, являются свободными, нестандартизованными. Их основная цель изучение личностных особенностей именно данной личности. Среди интервью этого типа различают клинические, глубинные, фокусированные. Клинические интервью нацелены на выявление акцентуаций личности, поиск стрессогенных факторов, причин негативных психических состояний и т.п. Глубинные интервью - на выяснение событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах его памяти. Фокусированное интервью концентрирует внимание опрашиваемого на каком-то одном жизненном событии, проблеме, значимой для него. Причем фокусировка может быть задана как диагностом, так и самим опрашиваемым (в последнем случае мы имеем самофокусировку).

    Достигается это путем свободного интервью, в ходе которого психолог-диагност с помощью косвенных наводящих вопросов как бы «нащупывает» болевые точки в сознании опрашиваемого. Особенно характерно это для психоаналитического интервью. Специалист, начиная интервью, не знает, какие эпизоды, факты биографии клиента оказались подвергнутыми вытеснению в подсознание и служат причиной его невротического состояния. Однако известно, что попытки вскрыть такие бессознательные комплексы и вывести их на уровень сознания встречают сопротивление клиента. Эти зоны «нащупываются» по длительным паузам, умолчанию,вазомоторным реакциям и т.д. .

    Групповые диагностические интервью проводятся одновременно со всей группой, в полусвободной форме, предусматривают проведение групповой дискуссии по затрагиваемому кругу вопросов. Индивидуальные мнения членов группы при высказывании их в составе группы могут быть значительно искажены в силу конформизма, групповой солидарности, под обаянием лидера группы (или опасения санкций с его стороны за «неправильный» ответ). Сочетание индивидуального и группового интервью при диагностировании проблем межличностных отношений может дать очень интересную и полезную информацию диагносту.

    Массовые интервью предназначены для диагностирования массовых социально-психологических явлений: общественного мнения, настроения, социальной напряженности и т. п. Их еще называют демоскопическими интервью. Э.Ноэль - автор книги «Массовые опросы» определяет данный вид интервью как «устный стандартизованный опрос людей, отобранных по статистическим принципам». Массовое, демоскопическое, интервью - это «заранее запрограммированный до деталей опрос «по схеме», хотя для самих опрашиваемых он может восприниматься как достаточно «живая, частная и достаточно непринужденная в силу анонимности беседа» .

    Массовое интервью в максимальной степени формализуется. Стандартизация касается не только очередности и формулировки вопросов, но и возможного веера готовых ответов. Доля открытых вопросов, на которые готовый веер возможных ответов отсутствует, очень мала.

    К разновидности стандартизованного интервью можно отнести опрос по телефону. Телефонный опрос отличается от обычного индивидуального интервью тем, что отсутствует непосредственное в полном объеме общение интервьюера и опрашиваемого. В связи с этим на телефонное интервью накладываются определенные ограничения. В частности, время, затрачиваемое на него, должно быть ограничено 5-10 мин. Как и в экспресс-опросе, вопросы и возможный веер ответов на них должны быть краткими, ограниченными по количеству. В связи с опасностью получения нерепрезентативной информации (во многих городах телефоны имеет в основном более состоятельная часть населения) телефонные опросы целесообразно проводить в крупных городах, где процент телефонизации значительно выше. Но здесь, если воспользоваться стихийной выборкой (случайной механической), можно получить и несоответствие ее генеральной совокупности. Поэтому с помощью специального обхода или обзванивания абонентов целесообразно предварительно сформировать представительную группу респондентской сети, добровольно желающую участвовать в подобных телефонных интервью. Причем их состав должен периодически обновляться. Существует еще ряд методических требований, которые необходимо учитывать при проведении телефонных интервью. Заинтересованный читатель может ознакомиться с ними в специальной литературе .

    Формализованное интервью по своим признакам очень близко к другому типу опросов - анкетированию. Под анкетированием принято понимать письменный опрос респондентов с помощью вопросника анкеты. Общение диагностируемого с диагностом здесь носит опосредованный (через анкету) характер. Как правило, оно используется при изучении групповых мнений и мнений больших социальных групп.

    По способу проведения анкетирование подразделяется на прессовое, почтовое и раздаточное. В случае прессового анкетирования вопросник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на вопросы и прислать ответы в редакцию. Этот способ самый дешевый, но дает очень ненадежную информацию с точки зрения ее репрезентативности. Ведь присылают ответы в основном наиболее социально активные читатели. Поэтому экстраполировать результаты такого опроса на большую генеральную совокупность людей неправомерно. К тому же и процент возврата в этом способе минимален (3-5% и менее).

    Раздаточный способ в анкетировании наиболее предпочтителен, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%. Можно обеспечить достаточную репрезентативность выборки. Кроме того, при этом способе анкетер может разъяснить опрашиваемым цель и задачи опроса, смысл некоторых вопросов и т.д.

    К разновидности анкетного опроса, осуществляемого раздаточным способом, можно отнести так называемый экспресс-опрос, когда опрашиваемым раздаются не вопросники анкет, изготовленные типографическим или ротапринтным способом, а чистые листочки бумаги. Вопросник анкеты находится в единственном числе у организатора опроса, который последовательно зачитывает каждый вопрос и веер готовых возможных ответов на него, а опрашиваемые в своих листочках ставят только номера эти вопросов и номера выбранных ответов на них. Проведение оп-роса таким способом позволяет дешево и быстро получить ин формацию о мнениях людей по интересующему диагноста вопросу.

    Как анкета, так и вопросник содержат различные типы вопросов, комбинирование которых позволяет получить в итоге более надежную информацию.

    Вопросы могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае респонденту задается только вопрос, а ответ он дает своими словами в меру своего понимания существа вопроса. Во втором случае респонденту предлагается веер возможных ответов, из которых он должен выбрать один (если вопрос носит дихотомический характер) или несколько ответов, совпадающих с его суждением.

    Открытые вопросы чаще всего используются в свободном, неформализованном интервью, а закрытые - в формализованном интервью и анкетах. Поэтому преимущества и недостатки того и другого типа вопросов тесно связаны с уже рассмотренными нами выше типами интервью. Полузакрытые вопросы в определенной степени позволяют снять эти противоречия.

    В закрытых вопросах анкет или интервью чаще всего используются различные шкалы, которые могут быть номинальными (если показатели не характеризуются признаком интенсивности), порядковыми (если показатели отличаются признаком «больше» или «меньше») или метрическими (когда показатели можно сравнивать как объективные цифровые, численные значения). Поскольку большинство показателей в социальной психологии имеют качественный характер, то в опросах используются в основном номинальные и порядковые шкалы.

    По функциям вопросы различаются на фильтрующие, контрольные, буферные, контактные и содержательные. Фильтр-вопросы позволяют отсеивать из общей массы отвечающих тех, кто компетентен отвечать на ряд последующих вопросов, от тех, кто не может на них ответить компетентно. Контрольными называются вопросы, повторяемые через определенный интервал, но в другой формулировке. Они позволяют убедиться в надежности ответов. Буферные вопросы призваны усилить имитацию непринужденной и логичной беседы с опрашиваемым. Содержание ответов на них не обрабатывается. Контактные вопросы позволяют завязать контакт с опрашиваемым, а буферные -* соединить два разнородных блока вопросов в анкете или вопроснике интервью.

    По способу интерпретации ответов вопросы подразделяются на прямые и косвенные. Содержание прямых вопросов трактуется напрямую, дословно, в то время как косвенных - опосредованно, косвенным образом.

    В определенной степени к разновидности косвенных вопросов можно отнести безличные и проективные вопросы. В проективном вопросе интерпретация осуществляется также косвенным образом. Например, опросы, в которых опрашиваемых просят продолжить начатые фразы, отреагировать на изображенную ситуацию в лице одного из ее участников и т. п., можно отнести к проективным.

    Все перечисленные типы вопросов в различном сочетании помогают повышать надежность собираемой с помощью опроса информации.

    Определенные требования предъявляются к формулировке и последовательности вопросов. В частности, вопросы должны формулироваться на понятном для опрашиваемых языке с учетом их уровня образования и культуры. То есть смысл вопроса должен быть понятен респондентам. Формулировки вопросов должны носить нейтральный характер и не содержать оценочных суждений. Иначе есть опасность склонить опрашиваемых к точке зрения автора анкеты или вопросника интервью из-за желания угодить автору или представить себя в более выгодном свете. Вопросы, содержание которых раскрывает нежелательные в общественном плане факты поведения опрашиваемых, разрушает их идеализированные представления о себе, также желательно формулировать в виде косвенных, проективных. Иногда формулировки вопросов носят довольно общий, громоздкий характер. Часто это связано с тем, что авторы не переводят целевые, программные вопросы в батареи индикаторных вопросов, которые и должны задаваться опрашиваемым в анкете или интервью.

    Что касается очередности вопросов, то здесь тоже существуют некоторые правила. Первое правило - вопросы должны вызывать интерес респондентов, стимулировать их желание отвечать. Поэтому не следует задавать в начале слишком сложные для понимания вопросы. Они должны следовать за простыми. Здесь действует так называемое правило «воронки». Более простые и интересные вопросы как бы «затягивают» опрашиваемого в «воронку» вопросов и ответов и выйти из нее по мере углубления становится все сложнее. Тем самым уменьшается процент отказов. Исходя из этих же соображений, нецелесообразно в начале задавать вопросы, затрагивающие интимные темы. Лучше приберечь их к концу интервью, когда между интервьюером и респондентом завяжется более доверительная беседа, будет установлен необходимый контакт.

    Расположенные друг за другом вопросы образуют определенную структуру вопросника анкеты или интервью. В этой структуре можно выделить три крупных блока. Первый - вводная часть, которой раскрывается обращение к опрашиваемому, указывается цель опроса, подчеркивается его анонимность, способ заполнения анкеты (ответов на вопросы). В вопроснике интервью вводная часть может отсутствовать или быть очень небольшой, Так как

    интервьюер излагает содержимое этой части устно (текст вступления может быть помещен в инструкцию интервьюеру). Основная часть - самая большая по объему, содержит вопросы, раскрывающие проблему клиента или заказчика. Третья часть вопросника - «объективка», или «паспортычка», - содержит ряд фактологических вопросов о принадлежности опрашиваемого к той или иной социально-демографической или профессиональной группе, что позволяет на этапе последующей обработки и обобщения первичной информации выявлять причинно-следственныесвязи между ответами опрашиваемых на оценочные вопросы основной части и интересующими диагноста объективными параметрами (с полом, возрастом, образованием, семейным положе-нием, родом занятий и т. д.).

    Общее время, затрачиваемое на проведение опроса, варьируется в довольно больших пределах. Демоскопические опросы в среднем длятся 20-30 мин, в то время как индивидуальные интервью (клинические, глубинные и т. п.) могут длиться часами и по нескольку сеансов. Главное здесь, чтобы опрашиваемый не утомлялся до такой степени, чтобы уже не понимать вопросов, тяготиться ими, отвечать формально. Во многом это зависит и от интереса опрашиваемых к обсуждаемой проблеме.

    Опрос экспертов отличается от других видов опросов прежде всего уровнем компетентности опрашиваемых в интересующей практического психолога проблеме, а также процедурными моментами, связанными с отбором экспертов и анализом получаемой от них информации. Сбор информации может осуществляться как в форме интервьюирования, так и анкетирования, даже телефонного интервью.

    Экспертный опрос имеет особую значимость как один из способов проверки валидности используемых методик. Незаменимую услугу экспертные опросы могут оказать в прогнозировании массовых социально-психологических явлений.

    Большое внимание уделяется вопросу отбора экспертов. В методической литературе делаются попытки стандартизировать эту процедуру. В частности, предлагается осуществлять отбор по таким объективным критериям, как уровень образования, наличие ученой степени, количество опубликованных работ по диагностируемой проблеме, количество ссылок на эти работы других исследователей, стаж работы, связанный с диагностируемой проблемой, и т. д. После этого эксперты могут быть дополнительно протестированы на креативность, интеллект, общую компетентность по рассматриваемому кругу вопросов. Сами методики экспертного опроса могут отличаться от методик обычных опросов более сложным и профессиональным языком, предусматривать более сложные комбинированные вопросы. В случае длительного и сложного по умственным затратам экспертного опроса работа экспертов может быть оплачена из средств заказчика.

    Некоторые методики экспертного опроса предусматривают стандартизацию и в обработке, анализе получаемой информации (например, метод «Дельфи»). В частности, наиболее крайние значения, даваемые экспертами, не включаются в математическую обработку и т. д.

    К специфической форме группового интервью с экспертами можно отнести метод «мозгового штурма» - весьма эффективный, хотя и сложный по процедуре проведения, способ нахождения новых альтернативных вариантов решения в проблемных ситуациях .

    Социометрию - количественное измерение взаимоотношений одни авторы относят к числу самостоятельных методов, другие отождествляют с тестом.

    Социометрический опрос проводится с помощью как анкетирования, так и интервьюирования. Наряду с приемами сбора информации он содержит и стандартизованную процедуру обработки информации (составление социоматрицы по каждому социометрическому критерию, социограммы, подсчет на основе данных социоматрицы всевозможных индексов, характеризующих личность, межличностные отношения в группе и группу в целом), а также интерпретацию полученной информации.

    Одной из разновидностей опроса является методика гол-групповой оценки личности, о помощью которой определяется социально-психологическая позиция личности в группе.