Понятия научного факта, эмпирических обобщений, частно-теоретических схем и фундаментальных теорий.  факт это что такое факт: определение — философия.нэс

Факт – эмпирическая основа научного знания; особого рода предложение протокольного характера, фиксирующее эмпирическое знание.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано, но что нужно познать; знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблемы в науке обусловлены выдвижением гипотез, преодолевающих ограниченность существующих теорий.

Гипотеза – форма знания, содержащая предположение на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, нуждается в доказательстве.

Закон – форма знания, отображающая общие, повторяющиеся, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами. Законы – это ключевые элементы научной теории. Для классической науки XVII-XIX вв. характерны динамические законы , отображающие объективную закономерность в форме однозначных (жестких) связей, не допускающих случайностей (жесткий детерминизм ). Длянеклассической науки ХХ-ХХI вв. характерны статистические законы , которые отображают объективную закономерность в форме вероятных связей, не дают однозначных предсказаний "поведения" единичных объектов, однако оказываются единственно возможными при описании массовых явлений случайного характера (вероятностный детерминизм ).

Теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности определенной области действительности. Элементами научной теории являются исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.п.); идеализированные объекты; язык теории; логика теории; законы и утверждения, выведенные из основоположений; философские установки, ценностные, социокультурные основания.

Концепции развития науки . Наука развивается в ходе истории человечества. Вопрос в том, "почему" и "как" она развивается.

Согласно концепции интернализма развитие науки определяется внутринаучные факторы (накопление знаний, любознательность ученых, гении и т.п.).

Согласно концепции экстернализма развитие науки определяется внешними, социально-экономическими факторами.

Согласно концепции кумулятивизма (лат. cumulatio – накопление) развитие науки идет путем постепенного, непрерывного накопления новых знаний.

Согласно концепции некумулятивизма развитие науки идет скачкообразно, катастрофически, т.к. имеют место научные революции.

Научные революции как особый вид фундаментальных новаций связаны с перестройкой основополагающих научных концепций. К существу научной революции относятся: создание новых методов исследования, новых теоретических концепций и новых исследовательских программ.


Современные теории научных революций разработали И. Лакатос и Т.Кун. И. Лакатос разработал концепцию научных революций как смены научно-исследовательских программ. Т. Кун разработал концепцию научных революций как смены парадигм – научных теорий, выступающих в качестве образца научного исследования на определенном этапе развития науки.

П. Фейерабенд выдвинул анархический принцип пролиферации идей – "размножения теорий", условием развития науки является стремление к максимальному разнообразию взаимоисключающих гипотез и теорий.

Тема 18. Человек и природа

Природа – 1) весь мир в многообразии его форм (в одном ряду с понятиями "материя", "универсум", "вселенная"); 2) все, что возникло естественным путем; совокупность естественных условий существования человеческого общества; 3) объект естествознания ("наук о природе").

В общем виде природа состоит из неживой и живой. Неживая природа представлена в виде вещества и поля, которые обладают энергией (элементарные частицы, атомы, химические элементы, макротела, небесные тела, звезды, галактика и Вселенная). Живая природа – совокупность организмов, которые делятся на пять царств (вирусы, бактерии, грибы, растения и животные), организованных в экосистемы, которые в совокупности составляют биосферу.

Биосфера – область существования и функционирования ныне живущих организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, поверхность суши и верхние слои литосферы. Биосфера включает в себя совокупность всех существующих на Земле живых организмов и среду их обитания; в состав биосферы входят живое, биокосное и косное вещества. Учение о биосфере развито академиком В.И. Вернадским.

ФАКТ - 1. Действительное, невымышленное явление, происшествие, событие. 2. Твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для некоего заключения, вывода, для проверки некоего предположения, гипотезы. 3. Действительность, реальность; нечто, существующее реально.

Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 881.

Факт (НФЭ, 2010)

ФАКТ (от лат. factum - сделанное, совершившееся) - 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов...

Факт (Конт-Спонвиль)

ФАКТ (FAIT). Какое-либо событие, если оно установлено или зафиксировано, чего не может быть без опыта. Когда говорят о «научном факте», являющемся объектом эксперимента или по меньшей мере строгого наблюдения, почти всегда подразумевают предварительно сформулированную теорию или определенную технологию. Как говорит Башлар, научный факт это «самый фактический из фактов». В философии понятие факта (quid facti) традиционно противостоит понятию права (quid juris), так же как то, что есть, противостоит тому, что должно быть.

Факт (Фролов)

ФАКТ (лат. factum - сделанное, совершившееся) - различают понятие объективного и научного факта. Под объективным фактом принято понимать некоторое событие, явление, фрагмент реальности, которые составляют объект человеческой деятельности или познания. Научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании, то есть его описание посредством некоторого - искусственного или же естественного - языка. Научные факты служат основой теоретических построений, которые были бы без них невозможны.

верификация

фальсификация

детерминизм

утилитаризм

Основными методами исследования, выработанными в позитивизме, являются верификация и фальсификация.

Верификация – методологический принцип – проверка истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности. Гипотезы, которые не поддаются чувственной проверке, считаются лишенными научного смысла. Данный принцип используется в неопозитивизме.

Фальсификация – методологический принцип, предполагающий проверку ложности теорий в результате эксперимента или теоретического анализа. Этот принцип в научный оборот ввел К. Поппер. Данная процедура формально симметрична верификации.

5.4. Методы и формы научного познания

1. Основным принципом диалектического метода является …

историзм

абсолютизм

скептицизм

Основным принципом диалектического метода является историзм. Данный принцип предполагает рассмотрение предметов и явлений в их изменчивости и развитии.

П. Фейерабенд Т. Кун К. Поппер О. Конт

Автором концепции «методологического анархизма» является П. Фейерабенд – американский философ и методолог науки, один из наиболее видных представителей постпозитивизма. По мнению П. Фейерабенда, наука иррациональна и ничем не отличается от мифа и религии и представляет собой одну из форм идеологии. Отсюда Фейерабенд выдвигает идею

«методологического анархизма» – «anything goes» («все допустимо», «все сгодится»), изложенную в произведении «Против метода. Очерк анархисткой теории в познании» (1975 г).

3. Метод объединения познанных в результате анализа элементов в единое целое называется …

синтезом

описанием

анализом

дедукцией

Метод объединения познанных в результате анализа элементов в единое целое называется синтезом. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих в определенных аспектах противоположных теорий (напр., синтез корпускулярных и волновых представлений в современной физике); в форме построения дедуктивных теорий и др.

4. Методологический принцип, предполагающий проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности, называется …

верификацией

конкретностью

фальсификацией

универсализмом

Методологический принцип, предполагающий проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности, называется верификацией. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Данный принцип используется в неопозитивизме.

5. Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется …

наблюдением

консенсусом

практикой

онтологией

Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется наблюдением. Наблюдение – познавательная деятельность, связанная с преднамеренным, целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира. Наблюдение осуществляется во всех сферах человеческой деятельности – в повседневной деятельности, в науке и т.п.

6. Метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту, называется …

моделированием

индетерминизмом

методологией

наблюдением

Метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту, называется моделированием. Первый объект называется оригиналом, а второй – моделью. В дальнейшем знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднено и связано с большими расходами и риском.

7. Мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части называется…

анализом

консенсусом

практикой

синтезом

Мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части называется анализом. Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков.

8. Метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных фактов к обобщениям все более высокого порядка, называется …

индукцией

диалектикой

методологией

дедукцией

Метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных фактов к обобщениям все более высокого порядка, называется индукцией. Идея индукции обсуждалась уже Сократом и Аристотелем. Систематическое изучение индуктивных процедур начал Ф. Бэкон, который рассматривал индукцию как единственно научный способ познания.

9. Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес, называется …

10. Деятельность мышления, направленная на создание теоретического мира и описывающих его моделей, называется …

конструированием

наблюдением

диалектикой

сравнением

Деятельность мышления, направленная на создание теоретического мира и описывающих его моделей, называется конструированием. Конструктивная

деятельность мышления имеет относительно самостоятельный характер по отношению к чувственному миру, подчиняясь в своем функционировании собственной логике существования.

11. Методологическим принципом, предполагающим установление ложности гипотез и теорий за счет обнаружения их несоответствия с эмпирическими данными, является …

фальсификация

верификация

историзм

Методологическим принципом, предполагающим установление ложности гипотез и теорий за счет обнаружения их несоответствия с эмпирическими данными, является фальсификация. К научным относятся лишь те положения и теории, которые в принципе могут быть опровергнуты благодаря новым фактам. Этот принцип в научный оборот ввел К. Поппер.

12. Особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание, называется …

метафизикой

наблюдением

Особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание, называется фактом. Факт отражает конечные единицы изучаемого предмета, знание о которых должно обладать достоверностью. Факты составляют базис, фундамент науки. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий.

13. Существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение, называется …

индукцией

наблюдением

метафизикой

Существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая

их упорядоченное изменение, называется законом. Понятие закона близко к понятию сущности. Существуют разные типы законов: качественные и количественные, законы функционирования, развития, законы строения, законы динамические и вероятностно-статистические, законы частные, общие и всеобщие и др.

14. Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес, называется …

научной проблемой конструктом гипотезой нарративом

Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес, называется научной проблемой. Под проблемой понимают вопрос или комплекс вопросов, решение которых носит теоретическое и практическое значение. Выделяют два класса проблем:

1) возникающие в результате исследования; 2) возникающие из анализа и обоснования окружающего мира. Развитие человеческого познания может быть представлено как переход от постановки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем.

15. Научное допущение или предположение, истинность которых не доказана с абсолютной достоверностью, но является возможной или весьма вероятной, называется …

гипотезой

понятием

16. Мыслителем ХVII века, разработавшим индуктивный метод познания и сравнившим метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, является …

Ф. Бэкон Р. Декарт К. Маркс

К. Поппер

17. Целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем, называется …

экспериментом

идеализацией

наблюдением

аналогией

18. Логический путь от общего к частному называется …

дедукцией

моделированием

индукцией

доказательством

Логический путь от общего к частному называется дедукцией. Дедукции свойствен достоверный характер логического вывода: если истинны исходные посылки, то с необходимостью будет истинно заключение. Дедуктивный метод рассматривали Аристотель, Боэций, Р. Декарт. Науки, предложения которых преимущественно получаются как следствия некоторых общих принципов, постулатов, аксиом, принято называть дедуктивными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.).

ДЕ 6. Философия человека

6.1.Происхождение и сущность человека

1. Трудовая концепция происхождения человека была предложена …

Ф. Энгельсом В. Лениным Аристотелем Ф. Бэконом

Трудовая концепция происхождения человека была предложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (написана в

2. Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет …

практическую деятельность одушевленность мышление эмоциональность

Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет практическую деятельность. Человек – существо социальное, поэтому сама способность к духовному развитию исторически формируется и совершенствуется в социальных условиях, с развитием общественной практики

– целенаправленной, творчески-преобразовательной активности. Формы практики многообразны: материально-производственная, познавательнонаучная, общественно-политическая. Именно в процессе практики формируется и развивается собственно человеческая сущность, содержанием которой является освоение и преобразование природных и социальных объектов, а также самого себя, самоутверждение себя в мире, обретение свободы.

3. Современная философия и наука считает человека …

биосоциальным существом животным субстанцией техникой

Современная философия и наука считает человека биосоциальным существом. Человек, как живой организм, включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне сознания, психики и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями.

4. Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется …

креационизмом

постмодернизмом

теоцентризмом

Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется креационизмом. Этот подход возникает в рамках религии, но до XIX века креационизм является важнейшей частью не только религиозных и философских, но и естественно-научных доктрин.

5. Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является ______________ принцип.

антропный

диалектический

кибернетический

социальный

Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является антропный принцип. Термин «антропный принцип» предложил английский математик Б. Картер в 1973 г. Антропный принцип претендует ответить на вопрос: почему Вселенная такова, какой мы ее наблюдаем?

6. Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит …

Протагору

Аристотелю

Тертуллиану

Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит Протагору, это главный принцип его софистических воззрений.

7. Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит …

Аристотелю

Зенону Ч. Дарвину

К. Марксу

Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит Аристотелю. По его мнению, «тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства – либо недоразвитое в нравственном плане существо, либо сверхчеловек».

8. Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был …

Ф. Ницше В. Соловьев З. Фрейд Н. Бердяев

Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был Ф. Ницше. Данную идею он отразил в работе «Так говорил Заратустра» (1883–1885).

9. По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать …

благородным мужем государственным чиновником религиозным деятелем добровольным рабом

По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать благородным мужем. Главное качество благородного мужа – человеколюбие (постоянная установка на любовь к людям).

10. В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) …

интуиция

В философии Просвещения главным признаком человека считался разум. Именно разум позволял человеку возвышаться над природой и миром, демонстрировал силу человека, мощь его мысли.

ФАКТ в философии науки - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания Ф противопоставляется теории или гипотезе. В научном познании совокупность Ф. образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание Ф., их интерпретация и объяснение. В понимании природы Ф. в философии науки 20 в. выделились две основные тенденции: фактуализм (неопозитивизм) и теоретизм (Т. Кун, П. Фейерабенд). Если фактуализм подчеркивает независимость и автономность Ф. по отношению к различным теориям, видит в их совокупности надежный и устойчивый базис науки, а главную функцию науки усматривает в описании и накоплении Ф., то теоретизм, напротив, утверждает, что Ф. полностью зависят от теории («теоретически нагружены») и при смене теорий происходиьт изменение всего фактуального базиса науки. Эмпирическое познание базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом, предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельностью. Эмпирическое обобщение - замеченная в природе закономерность, причины которой нам еще непонятны. Эмпирическое знание имеет сложную структуру, в которой можно выделить четыре уровня:

а) единичные эмпирические высказывания («протокольные предложения»), которые фиксируют результаты единичных наблюдений. Как показала история науки, говорить о «чистых», незаинтересованных, немотивированных какой-либо теорией наблюдениях и, соответственно, протоколах наблюдений в науке не приходится: это очевидное положение;

б) факты, которые представляют собой индуктивные обобщения протоколов;

в) эмпирические законы различных видов (например, «все тела при нагревании расширяются», «все металлы электропроводны»);

г) феноменологические теории, которые имеют дело лишь с явлениями, но не сущностью изучаемых предметов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СХЕМА - некоторое множество утверждений теории об основных свойствах и отношениях ее исходных объектов. Например, теоретической схемой классической кинематики Ньютона являются три ее основных закона. Понятно теоретической схемы было введено в методологию науки И.С.Степиным для оппозиции позитивистскому пониманию структуры научной теории, понимаемой только как логически упорядоченное множество ее высказываний без указаний на конкретный тип теоретического объекта, к которому они относятся. Объяснение и предсказание эмпирических фактов осуществляется не непосредственно на основе картины мира, а через применение создаваемых теоретических схем и связанных с ними выражений теоретических законов, которые служат опосредующим звеном между картиной мира и опытом. В развитой науке теоретические схемы создаются вначале как гипотетические модели, а затем обосновываются опытом. Их построение осуществляется за счет использования абстрактных объектов, ранее сформированных в сфере теоретического знания и применяемых в качестве строительного материала при создании новой модели. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРИЯЛюбая теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функ­ций. В современной методологии науки выделяют следую­щие основные элементы теории: 1) исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.; 2) идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предме­тов; 3) логика теории, нацеленная на прояснение структу­ры и изменения знания; 4) совокупность законов и утверж­дений, выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами. Ключевой эле­мент теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объек­та во всей его целостности и конкретности.



Абстрактный объект теории

Абстрактный объект - объект, созданный какой-либо абстракцией или при посредстве какой-либо абстракции; когнитивно представленный объект познания, репрезентирующий те или иные сущностные аспекты, свойства, отношения вещей и явлений окружающего мира. Различие между абстрактным и конкретным объектом проще всего понять интуитивно на конкретном примере: Тенис – абстрактное, игра в теннис – конкретное. Метод восхождения от абстрактного к конкретному - это теоретический метод научного познания, основанный на последовательном переходе от абстрактного знания к конкретному в процессе реконструкции развития объекта исследования. Данный метод разработан в рамках диалектической философии и впервые был сформулирован Г. В. Ф. Гегелем, который, однако, дал ему идеалистическое толкование, представив его не как способ решения научно-теоретических задач, а как форму схематизации своей спекулятивной философской системы, приводящей к абсолютному знанию. Под абстрактным и конкретным знаниями понимаются суждения или совокупности суждений о каком-либо предмете, различающиеся следующим: первое получается при условии отвлечения от каких-либо связей, имеющих значение при изучении предмета, а второе - при условии их привлечения. Отвлечение при этом представляет собой особую форму абстракции, выражающую гипотетическое или экспериментальное исключение этих связей (изоляцию изучаемого предмета), а привлечение выражает факт включения в них изучаемого предмета, то есть создание, выбор или допущение реальной ситуации, в которой эти связи имеют место. Оценка знаний как абстрактного и конкретного относительна: знание оценивается как абстрактное или конкретное только по отношению к другому знанию. Анализ есть переход от конкретного к абстрактному, синтез - восхождение от абстрактного к конкретному. Абстракция научная (лат. - удаление, отвлечение) - отвлечение от несущественных, второстепенных признаков и мысленное выделение и обобщение наиболее существенных особенностей, свойственных той или иной группе явлений. Результаты такого обобщения, производимого путём научной абстракции, находят своё выражение в научных понятиях, категориях. «Такие слова, как «материя» и «движение», суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей». Научная абстракция даёт нам более полное и глубокое представление о действительности, чем непосредственные ощущения. Посредством научных абстракций познание переходит от восприятий единичного к обобщению массы явлений, создавая понятия, категории, законы, в которых отражаются внутренние, существенные связи явлений действительности. Только путём теоретического обобщения человеческая мысль, может обнаружить сущность явлений, законы их существования и развития. Следует различать материалистическое понимание абстракции от идеалистического. Научная, материалистически понимаемая абстракция прямо противоположна идеалистической, отрывающей мысль человека от реальной объективной действительности.



Строение научных теорий

Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Итак, строение теории можно представить в такой схеме:1) эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки;2) исходный теоретический базис включает основные допущения, аксиомы и постулаты, фундаментальные законы и принципы; 3) логический аппарат содержит правила определения производных понятий и логические правила вывода следствий или теорем из аксиом, а также из фундаментальных законов производных, или неосновных законов;4) потенциально допустимые следствия и утверждения теории.

Как мы увидим ниже, в теориях разного типа и находящихся на различных ступенях развития, не все эти элементы представлены в такой отчетливой форме. Логические правила дедукции не только в естественнонаучных, но даже в содержательных математических теориях, предполагаются общеизвестными и потому обычно заранее не формулируются. В эмпирических теориях, которые еще только складываются, основные законы обычно не формулируются, поскольку остаются неизвестными. Вместо них выступают многочисленные промежуточные законы меньшей степени общности, и вследствие этого общая логическая структура теории остается однозначно неопределенной. Она скорее напоминает мозаику из множества отдельных подтеорий, связывающее отношение между которыми может быть установлено только в ходе дальнейшего исследования. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что информативное содержание теории меняется в зависимости от обнаружения новых фактов и открытия ранее неизвестных законов. Все это, конечно, не укладывается в прежнюю структуру теории, ибо существенно меняет ее эмпирический базис, а в период революционных изменений в науке также и теоретический базис.

Эволюция детерминизма

Детерминизм - (от лат. determi.no - определяю) - учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов со стороны Бога (теологический детерминизм), или учение о предопределении явлений природы (космологический детерминизм) или человеческой воли (антропологически-этический детерминизм). Центральной идеей детерминизма является положение о такой связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает другое явление. Идея состоит в причинной связности всего, что существует на свете. Но это не отменяет свободу воли. Механический (классический) детерминизм (Лаплас): из нынешнего состояния можно однозначно вывести все, что было в прошлом, и предвидеть все, что будет. Причинность оказывается как бы внутри этих законов. Теологический детерминизм выступил как учение о предопределенности развития мира со стороны Бога. Космологический детерминизм утверждает однозначность развития природы. Антропологический детерминизм исключает свободу человека, утверждая фатальную предопределенность. Главный недостаток механистического детерминизма состоит, прежде всего, в том, что он представляет мир, Вселенную, жестко связанную причинно-следственными отношениями, где нет места случайности. Все связанно между собой и может быть рассчитано по законам механики. В таком мире не было бы ничего неопределенного и случайного. В связи с этим сама случайность по существу исключается из природы и общества. 2) Вероятностный (неклассический) детерминизм. В этом виде детерминизма любое событие имеет множество причин и множество следствий, оказываясь включенным в сеть причинно-следственных отношений. Следствие вытекает из причины уже только с некоторой вероятностью, а не с необходимостью. Вероятность – это степень необходимости, способная принимать непрерывный спектр значений от нуля (невозможность) до единицы (необходимость). Понятие абсолютной точности бессмысленно (парадокс береговой линии – береговая линия суши не имеет четко определенной длины).

Каждое событие в модели вероятностного детерминизма оказывается узлом бесконечной сети отношений частичных причин и следствий. Исчезает абсолютное различие между ними. То, что в данный момент является причиной, в следующий момент может стать следствием.

Примеры: учение Дарвина – большая роль отводилась случайности, которая отвергалась лапласовским детерминизмом. Квантовая механика давала вероятностное описание микромира.

3) Синергетический (постнеклассический) детерминизм - любые порядки (нормы), которые существуют, возникают из хаоса. Хаос порождает порядок. Синергетическое развитие сопряжено с аттракторами и бифуркациями. Аттрактор - последующее состояние предсказывает предыдущее - необходимость. Любой аттрактор входит в зону бифуркации. Понятие цели уже не представляется противоречащим причинности, а рассматривается как ее особый вид, целевая причинность. Признается объективная природа случайности, свобода рассматривается в качестве формы самодетерминации. Изменяется и подход к изучению причинно-следственной связи - основной формы детерминации. Взаимосвязь причины и следствия рассматривается не как однонаправленный процесс, а как двусторонний, с обратной связью.

Ранее неизвестных Ф. Ф. играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие Ф. - одно из наиболее существенных требований, предъявляемых к научной теории. Расхождение теории с Ф. рассматривается как важнейший недостаток теоретической системы знания. Вместе с тем, если противоречит одному или даже нескольким отдельным Ф., нет оснований считать ее опровергнутой, т.к. подобное может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники. Только в том случае, когда все попытки устранить между теорией и Ф. оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее.
В понимании природы Ф. в философии науки 20 в. выделились две основные тенденции: фактуализм (неопозитивизм) и теоретизм (Т. Кун, П. Фейерабенд). Если фактуализм подчеркивает и автономность Ф. по отношению к различным теориям, видит в их совокупности надежный и устойчивый базис науки, а главную функцию науки усматривает в описании и накоплении Ф., то теоретизм, напротив, утверждает, что Ф. полностью зависят от теории («теоретически нагружены») и при смене теорий происходит всего фактуального базиса науки.
В последние десятилетия 20 в. были осознаны крайности обеих т.зр. В считается неверным как противопоставление Ф. теории, так и полное их растворение в ней. Нет никаких «голых», самих по себе существующих Ф., которые нужно только «открыть». Ф. создается в процессе познавательной деятельности и именно теоретические представления задают концептуальную основу формирования Ф.: выделяют изучаемый реальности, задают , служащий для описания Ф., детерминируют средства и методы экспериментального исследования. С др. стороны, полученные в результате эксперимента или наблюдения Ф. зависят от свойств изучаемой реальности и от используемой экспериментальной техники, поэтому они относительно независимы от данной теории. Именно поэтому Ф. могут подтвердить теорию или вступить с ней в противоречие.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

(от лат. faactum - сделанное, совершившееся) , 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в логике и методологии науки - особого рода предложения, фиксирующие эмпирич. знание; как форма эмпирич. знания Ф. противопоставляется теории или гипотезе.

Формулируя важнейшее требование науч. познания, Ф. Энгельс писал: «... в любой научной области - как в области природы, так и в области истории - надо исходить из данных нам фактов...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 370) . В науч. познании совокупность Ф. образует эмпирич. основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей науч. теории является описание Ф., их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных Ф. Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам - одно из существ. требований, предъявляемых к науч. теории. Расхождение теории с Ф. рассматривается как важнейший недостаток теоретич. системы знания. Вместе с тем если теория противоречит одному или нескольким отд. Ф., нет оснований считать её опровергнутой, т. к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и Ф. оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от неё. Отмечая роль Ф. в оценке теоретич. рассуждений, В. И. Ленин писал: «Факты, если взять их в их целом, в их связи, не только „упрямая", но и безусловно доказательная » (ПСС, т. 30, с. 350) .

В понимании природы Ф. в совр. философии науки выделяются две осн. тенденции: фактуализм и теоре-тизм. Если первый подчёркивает независимость и автономность Ф. по отношению к различным теориям, то второй, напротив, утверждает, что Ф. полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.

С точки зрения диалсктич. материализма неверно как абс. противопоставление Ф. теории, так и полное растворение Ф. в теории. Ф. является результатом активного взаимодействия субъекта и объекта. Зависимость Ф. от теории выражается в том, что теория формирует концептуальную основу Ф.: выделяет изучаемый аспект действительности, задаёт язык, на котором описываются Ф., детерминирует средства и методы экспериментального исследования. С др.стороны, полученные в результате эксперимента Ф. определяются свойствами материальной действительности и в силу этого либо подтверждают теорию, либо вступают с ней в противоречие. Т. о. , научный Ф., обладая теоретич. нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе он детерминируется материальной действительностью.

Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Мерзок Л. С., Проблемы науч. Ф., Л., 1972 ; Зотов А. Ф., Структура научного мышления, М., 1973 , гл. 4; Штофф?. ?., Проблемы методологии науч. познания, М., 1978 , гл. 7; Вайнштейн О. Л., Очерки развития бурж. философии и методологии истории в XIX-XX вв. , Л., 1979 , гл. 10.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ФАКТ (от лат. faktum – совершившееся, сделанное) – 1) событие; фактический – действительный; фактичность (в противоположность логичности, логическому, идеальному бытию). Фактор- воздействующий, влияющий; одно из влияющих, определяющих обстоятельств; ; 2) сделанное, совершившееся; противоположность – cogitatum или dictum – помысленное или сказанное: находящаяся перед нами , то, что признается реально существующим. Первоначально – «положение вещей» или « дел», порождаемое деятельностью. Понятие «факт» предполагает , предмет , который в его данности, во всяком случае, всегда согласуется с переживаниями субъекта. Поэтому в процессе исследования при установлении фактов стараются исключать по возможности , с его несовершенством, и заменить его аппаратом, инструментом. Наиболее распространено это в философии позитивизма, но и здесь варьирует от нерасчлененных восприятий до абстрактного мысленного следствия из какого-нибудь естественного закона. По М. Шелеру, «чистые факты» можно было бы узнавать по тому, как при изменении чувственных восприятий, благодаря которым они, по сути дела, доходят до нас, они сохраняются как нечто позитивное, тождественное; однако еще не установлено, имеются такие факты или нет; см. ВИДИМОСТЬ (достоверная ). Особенно ненадежно понятие факта в области психологии, истории философии и социологии.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(от лат. factum – сделанное, совершившееся) – 1) В обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат. 2) В логике и методологии науки Ф. можно определить как обозначение особого рода предложений, фиксирующих эмпирич. знание (иногда Ф. определяют как знание, к-рого доказана). Это второе термина "Ф. " связано с тем, что при рассмотрении науки как системы знаний об определ. системах объектов в ней можно выделить совокупности предложений, различные по их гносеологич. функциям и логич. характеристикам. Одним из важнейших является групп предложений, образующих теорию и факты науки. Специфика Ф. науки заключается в том, что они, выражая знание о системе объектов, образующих предметную область данной теории, а) составляют базу для т.н. эмпирич. обобщений, ведущих к выдвижению гипотез и формулировке эмпирич. законов; б) используются для установления эмпирич. значения теории, т.е. для ее верификации или фальсификации. В случаях, когда законы и гипотезы содержат утверждения относительно бесконечных предметных областей и допускают лишь статистич. проверку, подобная процедура наз. эмпирич. подтверждением.

Хотя для каждого фиксированного момента времени любая науч. теория содержит число предложений, формулирующих ее законы и гипотезы, следствий из этих предложений, получаемых на основе дедуктивного вывода, может быть в принципе бесконечным. Согласно неопозитивистской логике науки, окончат. средством установления эмпирич. значения теории должны быть эмпирич. высказывания, фиксирующие результаты единичного наблюдения и получившие "протокольных предложений", "данных", "констатаций" и т.д. В этой связи возникают следующие затруднения: 1) для проверки бесконечного (или неограниченно большого) числа следствий необходимо (неограниченно большое) число наблюдений; 2) остается неясным, может единичное , несущее в себе случайную информацию, подтверждать или опровергать соответствующее ему из теории; 3) бесконечное или достаточно большое предложений, описывающих результаты единичных актов наблюдения, не может быть включено в систему предложений, образующих науч. знание, ибо последнее для любого выбранного момента времени конечно.

Стремление преодолеть эти затруднения привело к тщательному анализу эмпирич. знания, методов его построения и форм языковой фиксации. Было показано, что непосредств. данные фиксируют и учитывают влияние неск. факторов, в т.ч. наблюдения (у), случайные состояния приборов или средств наблюдения (z), специфику объекта (х) и состояние наблюдателя (и). Т.о., даже самый простой одноместный наблюдения (), обычно рассматриваемый как знания о свойствах х, оказывается на деле сложным отношением, к-рое может быть выражено в форме: "с т. зр. и, пользующегося в условиях у аппаратом наблюдения z, x обладает таким-то свойством", т.е. Р (х, у, и, z). Выделение из этой сложной логич. структуры эмпирич. знания Р"(х), элиминирующего информацию об остальных факторах наблюдения (у, и, z), представляет сложную процедуру. Она предполагает, во-первых, логич. операций, связанных с выявлением условий истинности Р"(х); во-вторых, числа вариантов для различных состояний факторов наблюдения {(y1, у2, ...), (и1, и2, ...), (z1, z2, ...)}, позволяющее путем последоват. сопоставления и статистич. обработки выделить информацию об объекте x в максимально "чистом" виде; в-третьих, создание или подбор адекватного статистич. аппарата. При этом между предикатами, формулирующими результаты непосредств. наблюдения, и предикатами, возникающими вследствие применения определенных логич. и статистич. приемов, могут существовать более или менее заметные различия. Так, последовательность данных d, фиксирующих непосредств. результаты наблюдения за положением небесного тела в нек-ром интервале с дискретными значениями времени t0, t1, ..., tk, может иметь вид: "в ti небесное x имело координаты X, У, Ζ" (где 0≤ι≤k). Предложение, выступающее в виде статистич. резюме последовательности d1, d2, ..., dk, дающее знание о пространств. характеристике x в интервале Δ t = tk–t0, может иметь вид: "траектория x в интервале Δt есть А", где А – аналитич. или графич. описание траектории. Предложение последнего вида представляет эмпирич. Ф. науки (f).

Выделение в системе эмпирич. знания разных компонентов – непосредственных "данных" и "Ф. " – обнаруживает довольно сложную структуру этого знания. В частности, при невозможности повторного или многократного наблюдения (как в эпизоде с Тунгусским метеоритом) единичное d может выступать в роли Ф. (т.н. квазифакт). Однако информац. и достоверность содержащегося в нем эмпирич. знания позволяет строить гипотезы с весьма небольшой вероятностной оценкой или дает невысокую степень подтверждения для соответствующих теорий. Т.о., наиболее существ. различия данных и Ф. касаются их логич. формы, способов получения (прямое наблюдение или логико-статистич. обработка) и гносеологич. функции. Последняя наиболее тесно связана с проблемой эмпирич. значения теории. Если S1, S2, ..., Sn – предложения теории Т, а е1, е2, ..., ek – конечные следствия, полученные из Т путем дедукции, то эмпирич. проверка Т достигается не попарным сопоставлением конечных следствий е и непосредственных данных d, а путем сравнения каждого из е с особыми эмпирич. предложениями f1, f2, ..., fk, возникающими в результате указ. переработки непосредственных данных.

Чтобы Ф. могли выполнять роль предложений, участвующих в проверке эмпирич. значения S1, S2, ..., Sn, они должны отвечать двум требованиям: 1) каждое fι, сопоставляемое с нек-рым еι, полученным из Т, должно быть выражено в тех же предикатах наблюдения или диспозиционных предикатах, в каких выражено еι; 2) истинности fι должна быть идентична значению истинности еι. Т.к. большинство естеств.-науч. теорий (в т.ч. теорий матем. естествознания) работает на основе двузначной логики, то второе требование не может быть выполнено полностью, поскольку для любого еi значения истинности дискретны и фиксированы, а соответствующие значения для fι – статистич. резюме непосредственных данных – принимают значений в интервале 0, 1. Поэтому вводится особый параметр – дефект истинности z (0≤ z ≤1), и принимается , что значение истинности fi идентично значению еι, если истинностное значение Ф.(1–z) отличается от 1 не более, чем на ε (т.н. оценка дефекта истинности). Величина ε не зависит от требований теории Т. При наличии адекватного статистич. аппарата выполнение последнего условия не только позволяет удовлетворить требованию (2), но и определяет размеры совокупности dl, d2, ..., необходимой для получения достаточно правдоподобного Ф. и называемой полем Ф. Для теорий, следствия из к-рых содержат утверждения относительно бесконечных совокупностей феноменов, ситуаций или процессов, поля Ф. представляют собой нек-рые конечные, но статистически вполне представит. совокупности, выбираемые по особым правилам и замещающие бесконечные системы. Принципиально задание всех возможных полей означало бы получить все интересующее нас знание о тех или иных объектах на чисто эмпирич. уровне. Неосуществимость этого требования показывает не только теории, но и несводимость ее к эмпирич. знанию ни на уровне Ф., ни на уровне непосредств. данных. Обнаружение этого обстоятельства существ. образом демонстрирует несостоятельность неопозитивистской логики науки.

Лит.: Ракитов А. И., Статистич. интерпретация Ф. и роль статистич. методов в построении эмпирич. знания, в кн.: Проблемы логики науч. познания, М., 1964; Косолапов В. В., Гносеологiчна наукового факту, К., 1964; Goodman N., The structure of appearance, Indianapolis, 1951; Hacking Ian, Logic of statistical inference, L., 1965; Leinfellner W., Struktur und Aufbau wissenschaftlicher Theorien, W.–Würzburg, 1965; Salmon W. С., The foundations of scientific inference, Pittsburg, 1967.

А. Ракитов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ФАКТ (от лат. factum - сделанное, совершившееся) - 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе.

В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов. Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам - одно из существенных требований, предъявляемых к научной теории. Расхождение теории с фактами рассматривается как важнейший недостаток теоретической системы знания. Вместе с тем, если теория противоречит одному или нескольким отдельным фактам, нет оснований считать ее опровергнутой, т. к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее. В понимании природы факта в современной философии науки выделяются две основные тенденции: фактуализм и теоретизм (являющиеся одной из форм проявления старой дилеммы - ). Если первая подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям, то вторая, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.

В настоящее все шире распространяется в том, что неверно как абсолютное противопоставление фактов теории, так и полное их растворение в теории. Факт является результатом активного взаимодействия субъекта познания с объектом и обладает сложной структурой, одни которой детерминируются теорией и, следовательно, зависят от нее, а другие - особенностями познаваемого объекта. Зависимость фактов от теории выражается в том, что теория формирует концептуальную основу фактов: выделяет изучаемый аспект реальности, задает язык, на котором описываются факты, детерминирует средства и методы экспериментального исследования. В то же время полученные в результате эксперимента или наблюдения данные определяются свойствами изучаемых объектов. Они наполняют содержанием задаваемую теорией концептуальную схему. Т. о., научный факт, обладая теоретической нагруженностью, в то же время сохраняет автономность по отношению к теории, ибо его не зависит от теории. Именно благодаря этой относительной независимости факты способны противоречить теории и стимулировать научного познания. См. также ст. Эмпирическое и теоретическое.

Лит.: МерзонЛ. С. Проблемы научного факта. Л., 1972; Зотов А. Ф. Структура научного мышления. М., 1973; ШтоффВ.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978; Ваинштейч О. Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в 19-20 вв. Л., 1979; Никифоров А Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

А. Л. Никифоров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .