Профессия генетик плюсы и минусы. Кафедра медицинской генетики с курсом пренатальной диагностики

Генетик - учёный, изучающий законы и механизмы наследственности и изменчивости.

От греч. γενητως - происходящий от кого-то Профессия подходит тем, кого интересует биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Генетик - учёный, изучающий законы и механизмы наследственности и изменчивости.

Особенности профессии

Идеи и методы генетики играют важную роль в медицине, сельском хозяйстве, микробиологической промышленности, а также в генетической инженерии.
Наука генетики подразделяется на генетику растений, животных, микроорганизмов, человека и др.
Генетики могут в своих исследованиях пользоваться методиками смежных дисциплин. В зависимости от этого различают молекулярную генетику, экологическую генетику и др.
Наиболее близкая к насущным проблемам людей - медицинская генетика. Она изучает зависимость заболеваний от генетической предрасположенности и условий окружающей среды. Это необходимо для профилактики и лечения наследственных болезней.
Генетические исследования проводятся не только в интересах науки.
Она бывают необходимы в криминалистике - для установления личности преступника, оставившего следы на месте преступления (пот, кровь и пр.).
При беременности - для выявления возможных патологий плода.
Для установления родства (например, отцовства).

Рабочее место

Рабочее место генетика - в лабораториях, научно-исследовательских институтах, клиниках, предприятиях по производству лекарственных средств.

Важные качества

Будущему генетику необходим хороший интеллект, аналитический пытливый ум и склонность к естественным наукам.
Бессмысленно идти в науку в расчёте на большие доходы и скорую славу.

Где учат

Биологический факультет
специальность «Генетика»
квалификации: врач-генетик, генетик, генный инженер.

Генетик — это научный специалист, изучающий механизмы наследственности и изменчивости в организмах людей, животных и растений.

Заработная плата

25.000 руб., верхняя планка отсутствует (rabota.yandex.ru).

Место работы

Профессия генетика востребована в научных центрах и лабораториях, клиниках и институтах, предприятиях, специализирующихся на создании лекарственных препаратов.

Обязанности

Поле деятельности генетика колоссально! Идеи, над которыми работаю ученые, важны во многих областях: сельское хозяйство, медицина, микробиология и пр.

Медицинская генетика изучает различные заболевания, генетические предрасположенности, условия окружающей среды, влияющие на развитие. В криминалистике генетика помогает найти преступника по частичкам пота, крови, кожи. При беременности генетики еще на стадии зарождения плода могут определить различные отклонения.

Генетики проводят различные исследования, ставят эксперименты, пишут научные трактаты.

Важные качества

Для большинства генетиков свойственен высокий уровень интеллекта и пытливый ум, стремление дойти до конца и, конечно же, склонность к естественным наукам.

Отзывы о профессии

«Я считаю генетику одной из самых интересных наук, которая раскрывает многие тайны — они всегда интересовали людей. Например, что делает каждого из нас непохожим на других? Чем объяснить, что дети похожи на родителей не только внешне, но и характером? Или почему не бывает трехцветных котов? Профессия генетика очень интересна и увлекательна! Достижения генетики могут применяться в криминалистике, медицине, сельском хозяйстве, пищевой промышленности и других отраслях».

Надежда Казачкова,
молекулярный генетик, доктор наук.

Стереотипы, юмор

— В биологическом университете скрестили муху и слона.
— И чего?
— А вы видели, как оно в окно бьётся?

— Что получится если скрестить медведя и далматинца?
— Панда.

— Возможен ли трансфер генов между акулой и картошкой?
— Тебя интересует способная постоять за себя картошка, или богатая крахмалом акула?

Обучение

Чтобы стать генетиком, необходимо получить соответствующее высшее образование по специальностям: «Врач-генетик», «Генетик», «Генный инженер». Однако наука не стоит на месте, современные генетики посещают различные курсы и семинары.

Высшее образование можно получить в Северо-Западном государственном медицинском университете им. И. И. Мечникова.

Медицинские вузы в Москве: МГУ им. Ломоносова, Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова, Российский национальный исследовательский медицинский университет РНИМУ имени Н. И. Пирогова.

Естественные науки, медицина

Вид деятельности

Исследовать, получать новые знания, экспериментировать

Анализировать и упорядочивать информацию, делать расчеты

Краткое описание

Генетика - молодая, но бурноразвивающаяся область, так как открытия в области генетики могут существенно продлить срок и качество жизни человека. Благодаря генетике можно будет без труда получать продукты с заданными свойствами, выявлять и лечить различные генетические заболевания, такие как синдром Дауна или синдром Патау, еще в утробе матери.

Генетик – ученый, который изучает закономерности наследственности и изменчивости в живых организмах, а также методы управления этими процессами. Исследования, проводимые генетиками, находят широкое применение в практике – в криминалистике, медицине, сельском хозяйстве, микробиологической промышленности, а также генной инженерии.
Например, благодаря работам генетиков можно предсказать и снизить возможные риски серьезных наследственных заболеваний , вывести устойчивые к морозу овощи и фрукты, повысить урожай и срок хранения сельскохозяйственной продукции, создать новые виды лекарств , найти преступника по оставленным им следам (например, пота, крови, слюны), а в будущем, возможно, выращивать органы для трансплантации.

Генетический консультант – это врач, который оценивает индивидуальный или семейный риск различных наследственных заболеваний. Информирует беременную женщину и других врачей, сопровождающих беременность, о возможности возникновения генетических патологий у плода. Консультирует женщин и дает советы, как снизить возможные риски при планировании беременности. Также проводит генетические экспертизы на установление отцовства.

Где учиться

Направления обучения:
Биологические науки (06.00.00)

Вузы:

06.03.01 – Биология

    • Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП)
    • Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (МГУТУ)
    • Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
    • Российский государственный аграрный заочный университет (РГАЗУ)
    • Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева (РГАУ – МСХА)
06.05.01 –Биоинженерия и биоинформатика
    • Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (МГМУ)
    • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)

Где работать

    • Научно-исследовательские институты
    • Фармацевтические компании
    • Медицинские учреждения
    • Правоохранительные органы
    • Предприятия с/х промышленности
    • Предприятия пищевой промышленности
Компании мечты:*
      *Информация основана на рейтингах сайтов по поиску работы

Заведующий кафедрой

Доктор медицинских наук, доцент

Демикова Наталья Сергеевна


Заведующий учебной частью

Кандидат медицинских наук

Баранова Елена Евгеньевна

119049, Москва, пер. 4-й Добрынинский, 1/9

ФИО
Ученая степень
Ученое звание
Должность
ГИНТЕР Евгений Константинович
доктор биологических наук
профессор, академик РАН
профессор
Преподаваемые дисциплины: медицинская генетика.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке (при наличии): каждые пять лет.
Общий стаж работы: с учетом учебы в аспирантуре – с 1965 г., без аспирантуры – с 1968 г.
Стаж работы по специальности - с 1968 г.
ДЕМИКОВА Наталья Сергеевна
доктор медицинских наук
доцент
заведующий кафедрой

Наименование направления подготовки и (или) специальности: синдромология, врожденная патология, медико-генетическое консультирование.
диплом и сертификат генетика.
Общий стаж работы: с 1977 г.
Стаж работы по специальности: с 1977 г.
ЮРОВ Иван Юрьевич
доктор биологических наук

профессор
Занимаемая должность: заведующий лабораторией молекулярной генетики мозга ФГБУ «НЦПЗ» РАН.
Преподаваемые дисциплины: цитогенетика, молекулярная цитогенетика и хромосомные болезни.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: медицинская цитогенетика, молекулярная цитогенетика.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке:
144 часа "Современные технологии обучения и в непрерывном медицинском образовании" на кафедре технологии п/д обучения и философии ГБО УДПО РМАПО (2012), 144 часа "Лабораторная генетика" на кафедре медицинской генетики с курсом пренатальной диагностики ГБО УДПО РМАПО (2013), 72 часа "Актуальные проблемы цитогенетической диагностики хромосомных болезней" на кафедре медицинской генетики с курсом пренатальной диагностики ГБО УДПО РМАПО (2011).
Общий стаж работы: с 2000 г.
Стаж работы по специальности: с 2000 г.
ПРЫТКОВ Александр Николаевич
кандидат медицинских наук
старший научный сотрудник
доцент

Наименование направления подготовки и (или) специальности: Генетика.

Общий стаж работы: с 1972 г.
Стаж работы по специальности: с 1973 г.
ЗАХАРОВА Екатерина Юрьевна
доктор медицинских наук

профессор
Преподаваемы дисциплины: Медицинская генетика.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: Генетика. Наследственные болезни обмена веществ, биохимическая генетики.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: Каждые 5 лет подтверждение сертификата по специальности Лабораторная генетика.
Общий стаж работы: с 2003 г.
Стаж работы по специальности: с 1993 г.
БАРАНОВА Елена Евгеньевна
кандидат медицинских наук

доцент
Преподаваемые дисциплины: Генетика.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: Медико-генетическое консультирование семей, имеющих больных наследственной патологией. Пренатальная диагностика. Молекулярно-генетические методы.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: каждые 5 лет подтверждение сертификата по специальности Генетика.
Стаж работы по специальности: с 2012 г.
ЗУБКОВА Марина Владимировна
кандидат медицинских наук

ассистент

Преподаваемые дисциплины: Генетика.

Наименование направления подготовки и (или) специальности: Клиническая генетика, медико-генетическое консультирование.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: каждые 5 лет подтверждение сертификата по специальности Генетика.
Общий стаж работы: с 1998 г.
Стаж работы по специальности: с 1998 г.

ЖУЛЁВА Леокадия Юрьевна
кандидат биологических наук

ассистент

Преподаваемые дисциплины: Лабораторная генетика.
Наименование подготовки и (или) специальности: Лабораторная генетика, цитогенетика.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке:
Каждые 5 лет подтверждение свидетельства по специальности Лабораторная генетика.
Общий стаж работы: с 1968 г.
Стаж работы по специальности: с 1968 г.

Гнетецкая Валентина Анатольевна
кандидат медицинских наук

доцент

Преподаваемые дисциплины (по циклам ДПО, по программам ординатуры и аспирантуры в соответствии со специальностью):

Генетика

Генетика


Ермакова Марина Александровна
кандидат биологических наук

доцент

Преподаваемые дисциплины (по циклам ДПО, по программам ординатуры и аспирантуры в соответствии со специальностью)

Лабораторная генетика

Наименование направления подготовки и (или) специальности (по сертификату) :

Лабораторная генетика

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке (при наличии) за последние 5 лет:

Общий стаж работы 17.02.1997 г.

Стаж работы по специальности и педагогический

По специальности 22.03.1999 г.

Педагогический 20.10.2005 г.

Кафедра медицинской генетики (прежнее название – «Кафедра био­­логии с основами генетики») была образована при медико-био­ло­ги­че­ском факультете ЦОЛИУВ в апреле 1963 г. в соответствии с постановлением Совета Министров № 67 «О мерах по дальнейшему развитию биологической науки и укреплению ее связи с практикой» (Приказ Министра здравоохранения СССР №174 от 20.04.63).

Первоначальная задача кафедры состояла в переподготовке преподавателей высших медицинских учебных заведений страны: кафедр общей биологии, а также тех клинических дисциплин, в рамках которых читались курсы лекций по разным разделам медицинской генетики. С 1972 г. на кафедре начато проведение учебных циклов для врачей клиницистов и врачей лаборантов медико-генетических консультаций, а впоследствии и для врачей самых разных клинических специальностей: неонатологов, педиатров, акушеров-гинекологов, невропатологов, психиатров.

Поскольку медицинская генетика явилась совершенно новым предметом для курсантов кафедры, одной из важнейших задач стала разработка общей программы обучения, в которой предусматривались и теоретические основы современной генетики, и разделы собственно клинической генетики. Учебная программа регулярно перерабатывалась в соответствии с новейшими достижениями цитогенетики, биохимической, молекулярной и клинической генетики.

С начала 80-х годов основным контингентом слушателей кафедры стали врачи практической сети здравоохранения. Была разработана учебная программа по медицинской генетике для врачей медико-генетических консультаций, врачей больниц и поликлиник, для преподавателей клинических кафедр.

С 1982 года кафедра носит свое современное название – «Кафедра медицинской генетики», а с 1989 года входит в состав педиатрического факультета РМАПО.

В 1988 г. Приказом МЗ СССР № 374 в номенклатуру врачебных специальностей и должностей были введены специальности «врач-генетик» и «врач лаборант-генетик». С этого времени приоритетное значение в работе кафедры приобрела подготовка специалистов для медико-генетических консультаций страны.

Согласно Приказам МЗ СССР № 1120 от 31.10.79 г «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению профилактики, диагностики и лечения наследственных болезней» и МЗ РФ № 316 от 30.12.93 г. «О дальнейшем развитии медико-генетической службы» определена ведущая роль кафедры в системе подготовки кадров для медико-генетической службы России.

В 1990-2014-х годах кафедра находилась на клинической базе Тушинской детской больницы г. Москвы.

С 2015 года кафедра находится на клинической базе Морозовской детской городской клинической больницы г. Москвы.

С 2005 года кафедра проводит лекции и семинары по лабораторной генетике на базе Медико-генетического Центра (ФГБНУ МГНЦ).

В настоящее кафедра проводит подготовку по дополнительным профессиональным программам, где врачи и биологи осваивают основы фундаментальной генетики, цитогенетические, биохимические молекулярно-генетические механизмы наследственных болезней, получают фундаментальные знания по вопросам клинической генетики и генетики человека.


Ведущий принцип, положенный в основу учебного процесса, состоит в изложении теоретических основ и современных достижений генетики всем слушателям (независимо от специальности) и в дифференцированном по сложности обучении специальным знаниям и умениям в зависимости от конкретной специализации курсантов в области медицинской генетики.

Изучение раздела клинической генетики проходит с использованием всех возможностей базового учреждения. Кроме того, на кафедре освоены и внедрены в учебный процесс уникальные видео-диагностические компьютерные системы POSSUM (Австралия) и OMDB (Великобритания). Эти системы позволяют курсантам получить наглядное представление об основных принципах дизморфологии (фенотипах и терминологическом описании врожденных пороков развития), а также более чем 2000 наследственных синдромов МВПР. Следует отметить, что при проведении сертификационных и аттестационных экзаменов на врачебные категории эти системы используются для проверки знаний курсантов в области фенотипической (портретной) диагностики наследственной и врожденной патологии.

В разделе цитогенетики курсанты получают знания по цитологическим основам наследственности, а также обучаются современным методам исследования хромосом, которые в дальнейшем используются ими в практической работе в медико-генетических консультациях.

Содержанием раздела "Биохимическая генетика” является обучение генетическим основам метаболизма у человека, а также освоение основных методов селективного и массового скрининга на наследственные дефекты обмена веществ.

За последние несколько лет в учебной программе кафедры все большее место занимает раздел по молекулярной генетике. Курсанты получают самые современные знания, касающиеся последних достижений в области медицинской генетики и геномики, осваивают работу с компьютерными базами секвенированных генов и мутаций при наследственных заболеваниях человека, а также практически осваивают основные методы ДНК-диагностики на базе кафедры медицинской генетики в Медико-генетическом научном центре РАН.

Кафедра работает в контакте со многими научными и практическими учреждениями здравоохранения г. Москвы, что дает возможность привлекать специалистов из этих учреждений для проведения практических и теоретических занятий, показа новых диагностических методов и клинического разбора больных. Учебные занятия по лабораторной генетике также проводятся с привлечением ведущих специалистов в этой области медицинской генетики из профильных научно-иссле­до­ва­тель­ских учреждений.

Улучшение и совершенствование медико-генетического консультирования семей, имеющих детей с наследственной патологией, является приоритетной задачей кафедры медицинской генетики. В последнее время в результате значительного увеличения объема медико-генетических знаний и возможностей диагностики наследственных болезней, медико-генетическое консультирование пациентов с наследственной патологией выходит на качественно новый уровень.

В процессе МГК решаются новые вопросы медицинских аспектов наследственной патологии при ее наличии в семье, или повышении риска ее появления, течения заболевания, диагностических возможностей, в том числе возможности дородовой диагностики, поясняются риски возникновения заболевания у потомства и т.д. Кроме перечисленных вопросов, генетику-консультанту также необходимо создать правильную психологическую атмосферу при консультировании, которая будет способствовать положительному эмоциональному настрою консультирующихся, более полному усвоению ими медико-генетической информации, правильной оценке ситуации, адекватному принятию решения о дальнейшем репродуктивном поведении, общему удовлетворению от консультации. Для решения этих вопросов на кафедре разрабатываются и внедряются методы оценки эффективности МГК, основанные на опросе, анкетировании и анализе полученных данных.

В результате внедрения таких методов в практику получена комплексная оценка медико-генетического консультирования на современном этапе в условиях поликлинического приема больных, выявлены медико-социальные факторы, влияющие на результативность медико-генетического консультирования. В рамках этой научной темы на кафедре разработаны комплексные анкеты и опросники для внедрения в поликлинических отделениях МГК, позволяющие дать субъективную оценку медицинским характеристикам наследственного заболевания и социальным факторам, влияющим на восприятие медико-генетической информации в процессе консультации.

  1. Бочков Н.П. Клиническая генетика. Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гэотар-Мед, 2001. – 448 с.: ил.
  2. Волгарева Г.М., Ермакова М.А. Учебное пособие. Цитологические основы наследственности человека. – М. – 2007.
  3. Генетический паспорт – основа индивидуальной и предиктивной медицины / Под ред. Баранова В.С. – СПб.: Издательство Н-Л. – 2009.
  4. Баранов В.С., Баранова Е.В., Иващенко Т.В., Асеев М.В. Геном человека и ген предрасположенности. – СПб.: Интермедика. - 2000.
  5. Баранов В.С., Кузнецова Т.В. Цитогенетика эмбрионального развития человека: Научно-практические аспекты. – СПб.: Изд. Н-Л. – 2007. – 640 с.: 141 ил.
  6. Геномика – медицине / Под ред. Киселева Л.Л. – М.: Академкнига. – 2005.
  7. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. Учебник. – М.: Медицина. - 2003. – 448 с.
  8. Гинтер Е.К., Золотухина Т.В. и др. Цитогенетические методы диагностики хромосомных болезней. Методическое пособие для врачей. – М. – 2009.
  9. Иллариошкин С.Н. ДНК-диагностика и медико-генетическое консультирование. – М.: МИА. – 2004.
  10. Кеннет Л. Джонс. Наследственные синдромы по Дэвиду Смиту. Атлас-справочник, перевод А.Г. Азова и др. – М., 2011.
  11. Козлова С.И., Демикова Н.С. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. – М.: Т-во научных изданий КМК; Авторская академия. – 3-е изд. -2007. - 448 с.
  12. Козлова С.И., Ижевская В.Л. Медико-генетическое консультирование. Учебное пособие. - М. – 2005.
  13. Медицинская генетика / Пер. с англ. А.Ш. Латыпова; под ред. Н.П. Бочкова: - М.: ГЕОТАР-МЕДИА. – 2010. – 624 с.: ил.
  14. Немцова М.В., Захарова Е.Ю., Стрельников В.В. ДНК-диагностика наследственных заболеваний. Методические рекомендации для врачей. – М. – 2010.
  15. Рубцов Н.Б. Методы работы с хромосомами млекопитающих (учебное пособие). Новосибирск: Редакционно-издательский центр НГУ. – 2006. – 152 с.
  16. Наследственные болезни: руководство / Под ред. Н.П. Бочкова, Е.К. Гинтера, В.П. Пузырева. (Серия "Национальные руководства") –М.-ГЭОТАР-МЕДИА - 2013. - 936 с.

Сотрудники кафедры медицинской генетики ведут большую консультативно-диагностическую работу во всех отделениях базовой больницы, которая включает клинический осмотр больных с подозрением на наследственную патологию, цитогенетические, специальные биохимические и в некоторых случаях молекулярно-генетические исследования. Кроме того, в тех семьях, где стоит вопрос о прогнозе потомства активно проводится медико-генетическое консультирование родителей больного ребенка и направление в специализированные учреждения для проведения дородовой диагностики во время беременности.

С 2015 года кафедра находится на клинической базе Морозовской детской городской клинической больницы г.Москвы.

С 2005 года кафедра проводит лекции и семинары по лабораторной генетике на базе Медико-генетического Центра РАН (ФГБНУ МГНЦ)


Мы уже много говорили о профессиях будущего, и вот теперь поговорим об одной из них — профессии генетика. Современная генетика — это борьба с неизлечимыми болезнями, улучшение пород животных и сортов полезных растений. Конечно, закон о запрете продажи ГМО-продукции смахивает на борьбу с «лженаукой» генетикой в середине прошлого века, но прогресс не остановить, за этой наукой — будущее.

Что это за профессия?

Генетика — это наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Со времен Менделя, открывшего закономерности наследования и изменчивости признаков, и до появления молекулярной биологии наука опиралась только на видимые, наблюдаемые признаки (длина растения, цвет шерсти животного и пр.). С открытием ДНК стала бурно развиваться молекулярная генетика. И вот мы видим под микроскопом как в клетку делают «укол» какого-то биологического материала или как две цепочки РНК свиваются и образуют ДНК, а та, в свою очередь, завиваясь причудливым образом, превращается в хромосому, или как хромосомы в каком-то мучительном и напряженном движении разрываются пополам при делении клетки. Микромир. Везде жизнь.

Генетика изучает разные вещи. Так, в зависимости от объекта исследования классифицируют генетику растений, животных, микроорганизмов, человека и другие. Различают также разные предметы генетической науки. Википедия насчитывает их около тридцати, начиная от археогенетики, заканчивая экологической. Сегодня мы являемся свидетелями осторожного развития процессов клонирования животных. Но наиболее интересной, яркой и активно развивающейся дисциплиной можно сегодня считать генную инженерию.

Все помнят экологическую «беду», связанную с Борщевиком Сосновского — крупным зонтичным растением, растущим вдоль дорог и на опушках. Растение было введено в культуру как высокоурожайное кормовое растение. Но оказалось, что оно легко дичает и быстро распространяется. А токсичность его сока заставила отказаться от его использования в качестве корма. Мало того, сок способен вызывать грубые нарушения структуры хромосом животных. Таким образом, мы получили токсичное, агрессивное растение, которое невозможно уничтожить традиционными способами, но только с помощью генной инженерии.

То же произошло с определенным видом медуз в Японском море. С ними пытались бороться, умерщвляя их в море. Однако защитные механизмы этих животных таковы, что перед тем как погибнуть, особь «высевала» огромное число наследников. И тут не обойтись без проникновения в генные механизмы управления потомством.

Как стать генетиком?

Генетиков готовят на биологических факультетах университетах, в медицинских вузах, сельскохозяйственных и ветеринарных учебных заведениях.

Как правило, биологические факультеты зачитывают результаты ЕГЭ по предметам Биология, Химия, Физика, География, Математика, Русский язык — в зависимости от специализации вуза, факультета или кафедры.

Ряд вузов готовят по пятилетним программам специалитета, распространена также подготовка в болонском формате: бакалавриат и магистратура.

Какими качествами надо обладать, чтобы успешно работать генетиком?

Стандарт профессии предполагает, что генетик:

  • владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
  • умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, в том числе и компьютерными, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
  • умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
  • понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
  • способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
  • имеет опыт постановки эксперимента, анализа результатов исследований и оформления публикаций.

Из этого списка следует, что генетик должен обладать комплексом качеств исследователя. Значит, умение собирать и способность обобщать информацию, находить логические связи и делать выводы — основные профессионально-важные качества генетика.

Где генетик работает и как строится его карьера?

Генетик ведет деятельность по изучению явлений наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого, опираясь на знание генетических закономерностей в селекции, биотехнологии, медицине, охране природы и здоровья человека.

Он занимается исследованием генетического материала на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях в целях использования закономерностей наследственности и изменчивости в селекции, биотехнологии, медицине и других отраслях, где это может пригодится:

  • научно-исследовательские институты, научные центры и университеты;
  • сельскохозяйственные институты и организации;
  • фармацевтические компании;
  • экологические организации;
  • медицинские и ветеринарные учреждения;
  • медико-биологические лаборатории;
  • образовательные организации;
  • органы МВД, прокуратуры;
  • организации, специализирующиеся на генетическом анализе для медицинских целей или для установления родства, мест происхождения и пр.

Как и в других подобных наукоёмких профессиях, карьера генетика может строиться в трех направлениях: научном, административном, профессиональном.

Научная карьера тесно связана с ростом по ступеням научных степеней и званий. Она находит отражение в престижности научного учреждения, в числе учеников, последователей, изданных трудов.

Профессиональная карьера сходна с научной, но реализуется в ненаучном учреждении, а в практике работы медицинской организации, лаборатории и пр. Там рост специалиста отражается в высоте иерархической ступеньки (специалист, старший специалист, ведущий специалист, главный специалист) и размера зарплаты. Главное, зачастую — неформальное, признание специалиста — это признание его как эксперта: самого подготовленного и опытного специалиста-практика.

Административная карьера связана с отходом специалиста от профессиональных занятий по специальности и превращением его в руководителя. Здесь мерилом успеха является высота должности, «объем руководства» — каким числом подразделений и подчиненных руководит этот начальник, а также близость к властным структурам.

Как и раньше генетика находится под прицелом недоверчивой общественности и воли государственной власти. Как и раньше она завораживает мистикой и невероятностью сделанных ею открытий. Она, если брать профессии с инженерной составляющей, ближе всех связана с инженерией жизни. Управляя невидимыми элементами в космосе человеческого организма, она способна производить изменения в человеческой цивилизации. Вход в профессию будущего открыт уже сегодня.