Майкл Холл, Боб Боденхамер нлп-мастер: полный сертификационный курс. НЛП
Майкл Холл, Боб Боденхамер – Полный курс НЛП. Руководство для достижения уровней Практика НЛП и Мастера НЛПНаилучш ий источник информации по НЛП в России
Полная программа прохождения курса международной сертификации уровней Практика НЛП и Мастера НЛП
Необходимое и достаточное руководство для самостоятельного получения системного фундаментального образования в НЛП
Санкт-Петербург
ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК
2006
УДК 159.9.019+159.98
ББК 88.53
Права на перевод получены издательством «Прайм-Еврознак» соглашением с Crown House Publishing Ltd. (Великобритания ) при участии Агентства Александра Коржепевского (Россия).
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Bob Bodenhamer Michael Hall
The Complete Manual For Neuro-Lingvistic Programming Practitioner Certification
Volume I
Michael Hall Bob Bodenhamer
Masterin g Systemic NLP
Volume II
Холл , M.
X 36 Полный курс НЛП / Майкл Холл, Боб Боденхамер. - СПб.: Прайм-ЕВРО- ЗНАК, 2006.-635, с.
ISBN
5-93878-240-6
Грамотно структурированное и профессионально организованное, отличающееся богатством упражнений и методов, насыщенное полезной информацией, способствующей надежному усвоению материала, - данное руководство предоставляет читателю превосходную возможность получить все лучшее из НЛП как для удовлетворения первого любопытства, так и для повышения своей профессиональной квалификации до уровней Практика и Мастера НЛП.
Эта книга учит совершенству в использовании всех возможностей человеческой психики. Практические занятия, упражнения и демонстрации, которыми изобилует книга, позволят вам обогатить свой тренерский, управленческий или методический репертуар на основе новейших достижений прикладного НЛП.
Перевод с английского:
С. Комаров (том
I
),
Н. Миронов (том II)
Редактор:
Н.Мигаловская
Научный редактор:
С. Комаров
Общероссийский классификатор продукции СЖ-005-93, том 2-953000 - книги, брошюры.
Подписано в печать г готовых диаиозитивов заказчика 31.05.0(). Формат ТОхМХ"/ш Бумага офсетная Печать офсетная. Уел. печ. л. 56,0 Тираж 3000:жз. Закал № 182:1
«Прайм-ЕВРО.ЧИАК». 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д 11.
Издание осуществлено при техническом участии ООО «И.ушельство ACT *
Издано при участии ООО «Харвест». Лицензия № 02330/0056935 от 30.04.04 Республика Беларусь, 220013, Минск, ул. Кульман, д 1, корп. 3, :>т. 4, к 42
Республиканское унитарное предприятие «Издательство «Белорусский Дом печати». Республика Беларусь, 220013, Минск, пр Независимости, 79
©
Crown
House
Publishing
Limited
, 2005
ISBN
1899836322
(англ.)
-
Том
I
ISBN
1899836888
(англ.)
-
Том
II
ISBN
5-93878-240-6
ISBN
985-13-8271-
X
(Харвест)
© Bob G . Bodenhamer & L . Michael Hall , 2005 © Перевод на русский язык: С. Комаров, 2002 © Перевод на русский язык: Н. Миронов, 2003
© Серия, оформление, «Прайм-Еврознак», 2006 © «Прайм-Еврозна,р, 2006
КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
TOM I
НЛП-ПРАКТИК: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС
(Б. Боденхамер, М. Холл)
Введение 15
ЧАСТЬ I. МОДЕЛЬ И МЕТОДЫ НЛП....20
Глава 4. Базовые пресуппозиции КПП и использование ресурсных состояний. Размышления о теории 64
Глава 6. Фрейминг и ресурсные состояния 97
ЧАСТЬ II. МОДЕЛЬ ЯЗЫКА В НЛП.... 114
Глава 9. Гипноз. Часть I.
Глава 10. Гипноз. Часть II.
Глава 11. Гипноз. Часть III.
ЧАСТЬ III. МОДЕЛЬ
НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ НЛП 188
Глава 13. Якорение: управление нервными процессами.
Разговор на беззвучном языке 189
ЧАСТЬ IV. ПРОДВИНУТОЕ НЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ 232
Глава 15. Стратегии 233
НЛП-МАСТЕР: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС (М. Холл, Б. Боденхамер)
Введение 288
ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В МАСТЕРСТВО. ПРИНЯТИЕ УСТАНОВКИ И ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ НЛП.... 293
Глава 1. Системное мышление в КПП.
НЛП как системная модель нашей нейро-лингвистики 294
Глава 2. Кинотеатр сознания.
Глава 4. Управление состояниями, вызываемыми нашими
фильмами 345
Четвертая метасфера 394
Глава 8. Метамодальности.
Использование фрейма кинематографических характеристик 405
Глава 9. Овладение программами восприятия. Метасфера
Метапрограмм 415
Глава 10. Списки программ для профессионалов. Детализация сферы Метапрограмм 428
Глава 12. Метамагия и расширенная Метамодель. Новые лингвистические паттерны Метамодели 458
ЧАСТЬ III. СИСТЕМНОЕ НЛП 467
Глава 13. Системное НЛП.
Системное мышление о кинематографии нашего сознания 468
ЧАСТЬ IV. МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМНОГО НЛП.. 513
Глава 17. Моделирование с использованием метауровней.
Модели стратегий в НЛП 527
Глава 19. Линии разума.
Разговорный рефрейминг 560
Глава 23. Практическое НЛП.
Глава 24. Мастерство НЛП 630
РАЗВЕРНУТОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
TOM II
НЛП-ПРАКТИК: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС (Б. Боденхамер, М. Холл)
Введение 15
История магии в нейролингвистике 15
Изучение мастерства 16
Эмпирическая природа НЛП 16
Эксперимент № 1 16
Анализ опыта 17
Формальное определение НЛП 18
ЧАСТЬ I. МОДЕЛЬ И МЕТОДЫ НЛП 20
Глава 1. Сущность модели: репрезентативные системы 21
Тест для определения
предпочитаемой репрезентативной системы 25
Оценка теста предпочитаемой репрезентативной системы....26 Тренировка репрезентативной системы
(домашняя работа) 26
Предикаты и слова, описывающие процесс 27
Предикаты 28
Визуальные предикаты 29
Аудиальные предикаты 29
Кинестетические предикаты 30
Обонятельные/вкусовые предикаты 31
Неопределенные предикаты 31
Предикатные фразы 31
Визуальные 31
Аудиальные 32
Кинестетические 32
Дигитальные 33
Упражнение на присоединение к предикатам 33
Ключи глазного доступа 33
Ведущая система 36
Возможные отклонения (Young, 1999) 36
Упражнение: составление карты паттернов глазного
доступа 37
Вопросы для выявления паттернов глазного доступа 37
Групповое упражнение по паттернам глазного доступа 38
I. Первое упражнение по паттернам глазного доступа 38
II. Второе упражнение по паттернам глазного доступа 38
Характеристики основных репрезентативных систем... 39
Визуальная система 39
Аудиальная система 39
Кинестетическая система 40
Аудиально-дигитальная система 40
Субмодальности - качества модальностей 40
Эксперимент № 1 44
Дигитальные и аналоговые субмодальности 47
Эксперимент № 2. Обнаружение замешательства
и понимания 47
Заключение 49
Вопросы для размышления 49
Глава 2. Основы. Налаживание контакта с людьми: установление и поддержание раппорта 50
Сенсорная острота 51
Ежедневная тренировка 51
Указания по работе в группе 53
Роль наблюдателя/металичности 53
Калибровка: упражнения на сенсорную остроту 53
Как устанавливать раппорт: присоединение
и отзеркаливание 54
Пример раппорта 54
Упражнение на отзеркаливание 55
Отзеркаливание тела 55
Отзеркаливание поведения 56
Различие между присоединением и отзеркаливанием 56 Присоединение к рассерженному человеку
и его отзеркаливание 56
Признаки установления раппорта 57
Домашнее задание 57
Вопросы для размышления 58
Глава 3. Позиции восприятия 59
Четвертая позиция восприятия 60
Пятая позиция восприятия 60
Упражнение: позиции восприятия 61
Паттерн выравнивания позиций восприятия 61
Паттери 62
Вопросы для размышления 63
Глава 4. Базовые пресуппозиции НЛП и использование ресурсных состояний. Размышления о теории 64
Удержание контекста в сознании 65
Теоретические пресуппозиции НЛП 65
Исходные убеждения НЛП 66
Операционная система пресуппозиций 68
Пресуппозиции, касающиеся ментальной обработки.... 68
1. «‘Карта* - не ‘территория"», или «меню - не пища» 68
2. Реакции людей соответствуют их внутренним картам 69
3. Значение зависит от контекста 69
4. Сознание и тело неизбежно влияют друг на друга 70
5. Индивидуальные кавыки являются результатом совершенствования и установления последовательности использования репрезентативных систем 72
Стратегии 72
6. Мы уважаем модели мира других людей 74
Пресуппозиции, касающиеся поведения/реакций
человека 75
7. Личность и поведение - это различные явления 75
8. Каждый вид поведения практичен
и полезен в определенном контексте 75
9. Мы оцениваем поведение и изменения
в терминах контекста и экологии 76
Коммуникативные пресуппозиции 76
10. Мы не можем не общаться 76
11. Способ коммуникации влияет на наше восприятие 76
12. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает 76
13. Человек, задающий фрейм коммуникации,
контролирует ее 77
14. «Не бывает поражений, есть только обратная связь» 77
15. Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние в системе 78
16. Сопротивление указывает на отсутствие раппорта 78
Пресуппозиции, касающиеся обучения,
выбора и изменения 78
17. Люди обладают внутренними ресурсами, необходимыми для достижения цели 78
18. Люди способны научиться чему-либо с одной полытки....79
19. Любая коммуникация должна увеличивать количество доступных альтернатив 79
20. Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший из имеющихся у них в данный момент вариантов 79
21. Мы можем управлять своим мозгом и контролировать результаты 80
Заключение 80
Упражнения 80
Вопросы для размышления 81
Глава 5. НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации.
Моделирование техники мастеров коммуникации 82
Три качества мастеров коммуникации 84
Модель хорошо сформулированного результата: принципы достижимости результата 84
1. Позитивная формулировка результата 85
2. Описание результата сенсорным языком 86
3. Инициирование и контролирование результата человеком, который хочет его достичь 87
4. Соответствие результата контексту 87
5. Учет вторичной выгоды 88
6. Учет необходимых ресурсов 88
7. Экологичность результата для целой системы 88
Декартовы координаты 89
Упражнения на создание хорошо сформулированного
результата 90
Упражнение 1 90
Упражнение 2 90
Обзор модели коммуникации НЛП 91
Аспекты коммуникации 91
Сложности при коммуникации 91
Параметры коммуникации 95
Вопросы для размышления 96
Глава 6. Фрейминг и ресурсные состояния.... 97
Часть I - использование различных фреймов 98
Фреймы, встречающиеся при рассмотрении модели
хорошо сформулированного результата 98
Фрейм возвращения 98
Упражнение на возвращение 98
Фрейм «как если бы» 99
Типы фреймов «как если бы» 99
Упражнение на фрейм «как если бы» 100
Фрейм «согласия» 100
Паттерн фрейма согласия 100
Часть II - диссоциативный фрейм реагирования
на критику 101
Часть III - диссоциативный фрейм лечения
фобий и травм 103
Быстрое лечение фобии (упрощенный вариант) 105
Другие инструменты редактирования 106
Вопросы для размышления 103
Глава 7. Искусство управления состояниями 108
1. Понимание состояния 109
2. Осведомленность о состоянии 110
3. Изменение состояния 110
4. Использование состояния 111
Паттерн 111
Упражнение 112
Навык вызова состояний 112
Как вызывать субъективные состояния и работать с ними 112
Заключение 113
Вопросы для размышления 113
ЧАСТЬ II. МОДЕЛЬ ЯЗЫКА В НЛП? 114
Глава 8. Метамодель языка: структура и значение. Суть «магии» 115
Глубинная структура/поверхностная структура 117
Искажения 118
1. Номинализация’. 118
2. Чтение мыслей 120
3. Причинно-следственные отношения 120
4. Комплексный эквивалент 123
5. Пресуппозиции 124
Обобщения 125
6. Кванторы общности 125
7. Модальные операторы 125
8. Утраченный перформатив 127
Опущения 127
9. Простые опущения 127
10. Неполные сравнения 127
11. Отсутствие референтного индекса 128
12. Неспецифические глаголы 128
Заключение 128
Расширение метамодели 129
1. Идентичность/идентификация 129
2. Статические слова (сигнальные слова, однозначные термины) 132
3. Чрезмерно и недостаточно определенные термины 132
4. Ложные вербальные разделения 133
5. Термины и фразы «или-или» 134
6. Псевдослова 135
7. Многопорядковость 136
8. Персонализация 137
9. Метафоры 138
Лингвистика сегодня 138
Вопросы для размышления 140
Глава 9. Гипноз. Часть I.
Ошибки в понимании природы так называемого «гипноза». Использование языка для создания
нейролингвистических «реальностей» 141
Определение гипноза 142
Сознание и подсознание 145
Измененные состояния и транс 147
Хорошо, дайте нам паттерны! 147
Введение себя в транс для встречи
с внутренней тьмой 148
Ощущение транса 148
«Гипноз* как поэзия 150
Определение сознательных/неосознанных аспектов психики 150
1. Когда сознательное становится неосознанным 150
2. «Неосознанный разум» автономной нервной системы 151
3. Подсознание 152
4. Забытая информация 153
5. Вытесненная информация 153
6. Метауровни осведомленности 154
Паттерн НЛП для работы с подсознанием 154
Расширенный шестишаговый 154
Так как же работает «гипноз»? 156
Вопросы для размышления 158
Глава 10. Гипноз. Часть II.
Милтон модель. Специфические языковые паттерны искусной неопределенности 159
Милтон-модель 160
1. Краткие общие вопросы 162
2. Подстройка к текущему опыту 162
3. Двойные связи 162
4. Разговорные допущения 163
5. Расширенные цитаты 163
6. Выборочные нарушения ограничений 164
7. Фонетическая неопределенность 165
8. Синтаксическая неопределенность 165
9. Неопределенность границ 165
10. Пунктуационная неопределенность 165
11. Утилизация 166
12. Встроенные команды 166
13. Аналоговое маркирование 166
14. Произношение слов по буквам 166
15. Связывающий язык 167
A. Конъюнкция 167
Б. Дизъюнкция 167
B. Адвербиальная клауза,
или подразумеваемый каузатив 167
Заключение 167
Резюме Милтон-модели языка 168
Языковые паттерны Милтон-модели с использованием
нарушений метамодели 168
Милтон-модель. Продолжение 168
Связывающий язык 168
Этапы коммуникации 168
Вопросы для размышления 168
Глава 11. Гипноз. Часть III.
Истории, метафоры, аналогии 169
Трансдеривационный поиск 171
Замена референтных индексов 171
Изоморфизм 172
Трансформация значения при помощи метафоры 173
Соединение настоящего состояния с желаемым 174
Подстройка 174
Ведение 174
Использование рефрейминга в метафорах 175
Неспецифические глаголы, номинализации, встроенные команды и аналоговое маркирование....176
Неспецифические глаголы 176
Номинализации 176
Встроенные команды 177
Резюме. Польза метафор 177
Метафора бойлерной фабрики 177
Анализ метафоры 178
Конструирование метафор 178
Начало всего НЛП 179
Основные этапы создания метафоры 179
Упражнения на метафоры 179
I. Построение ассоциаций 179
II. Сходство 180
III. Психотерапевтическая метафора 180
Вопросы для размышления 181
Упражнение 186
Примеры ответов 186
Вопросы для размышления 187
ЧАСТЬ III. МОДЕЛЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ НЛП 188
Глава 13. Якорение: управление нервными процессами. Разговор на беззвучном языке 189
Концепция «стимул-реакция» 190
Что мы подразумеваем nd| понятием «якорь»? 191
Осторожно: негативные якоря! 191
Якорение прощения 192
Сознательное якорение в психотерапии 192
Развитие искусства эффективного якорения 193
Четыре принципа якорения 193
1. Уникальность: используйте уникальное
положение для установки якоря 194
2. Интенсивность: устанавливайте якорь
в момент наивысшей интенсивности состояния 194
3. Чистота: якорь должен быть как можно
более обособленным 195
4. Точность: точно выбирайте время
для установки якоря 196
Пять шагов к якорению 196
1. Установите раппорт 196
2. Объясните процесс 196
3. Вызовите и заякорите желаемое
переживание (позитивное или негативное) 197
4. Прарвите состояние так, чтобы человек
из него вышел 197
5. Проверьте якорь, применив его 197
Упражнения 198
I. Якорение состояний 1 198
II. Якорение состояний 2 199
III. Якорение и трансдеривационный поиск 199
IV. Трансдеривационный поиск: ограничение
чувств. Хорошо помогает при тревоге 199
V. Ваш собственный якорь состояния «аптайм» 200
VI. Ваш собственный якорь состояния «интайм» 201
VII. Упражнение «Круг совершенства» 202
VIII. Коллапс якорей: интеграция частей 203
Упражнение на коллапс якорей 204
IX. Изменение личностной истории 205
Паттерн 205
X. Изменение личностной истории
с точки зрения модели метасостояния 206
XI. Коллапс визуальных якорей: преодоление сомнения 206
XII. Сцепление якорей 207
XIII. Визуальные и аудиальные якоря:
сценическое якорение 210
XIV. Коллапс якорей: продвинутый визуальный паттерн 211
Паттерн 211
Заключение 211
Вопросы для размышления 212
Глава 14. Фокусирование на субмодальностях 213
Различные виды субмодальностей 216
Психотерапевтические вмешательства с использованием
субмодальностей 218
Упражнения 218
I. Упражнение на исследование субмодальностей 218
II. «Лечение» головной боли и других
дискомфортных ощущений 219
III. Перекрестное отображение
субмодальностей 219
Субмодальности «линии времени* 220
Как ваш мозг различает время 221
IV. Субмодальности «линии времени» 222
V. Паттерн «Шоколад леди Годивы» 222
VI. Паттерн «Взмах» 223
Убеждения 225
VII. Паттерн изменения убеждения 226
Сбор и подготовка информгши 227
Процесс изменения убеждеЖя 228
VIII. Паттерн горя/потери 229
Часть I 229
Часть II 230
Вопросы для размышления 231
ЧАСТЬ IV. ПРОДВИНУТОЕ ЧЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ 232
Глава 15. Стратегии 233
Часть I. Определение элементов
субъективного опыта 234
НЛП - модель моделей 234
Философия/эпистемология НЛП 235
Компоненты субъективного опыта 235
Основные визуальные субмодальности: 236
Основные аудиальные субмодальности: 236
Основные кинестетические субмодальности: 237
«Картографирование»: создание «карт*
для описания территории 237
Опущение 237
Обобщение 238
Искажение 238
Моделирование, создающее «карты» стратегий 238
Заключение 239
Часть II. Модель стратегий НЛП 239
Исследование осознания 239
«Когда-то была модель “стимул - реакция”...» 239
«А затем принцип “стимул - реакция"
превратился в ТОТЕ» 240
Затем НЛП улучшило модель ТОТЕ
и создало «стратегии» 242
Использование «анализа стратегий»
отслеживания ментальных процессов 243
Создание «модели стратегий» 244
Извлечение стратегий 245
Распаковка стратегий 246
Разработка стратегий 247
Разработка новых и улучшенных стратегий 248
Использование стратегий 248
Встраивание стратегий 249
Часть III. Еще о стратегиях 251
Извлечение стратегии 251
Пример: извлечение стратегии принятия решений 252
Извлечение стратегии при помощи возвращения 252
Потенциальные проблемы в стратегиях принятия
решений 253
Советы по извлечению стратегий 253
Упражнения 254
I. Стратегия обучения правописанию 254
II. Стратегия принятия решений 255
III. Стратегия мотивации 256
IV. Стратегия обучения 257
Вопросы для размышления 258
Глава 16. Введение в работу на линии времени 259
Англо-европейское и арабское время 262
Определение своей личной линии времени 262
Сложности при извлечении линии времени 263
Рефрейминг частей 264
«Сквозь время» и «во времени» 264
Периоды развития 268
Период отпечатков 268
Период моделирования 268
Период социализации 269
По ту сторону предъявленной проблемы 269
Управление памятью:
переживание своей линии времени 270
Рефрейминг воспоминаний
при помощи быстрого лечения фобий 271
Замена воспоминаний при помощи паттерна «Взмах» 271
Этапы работы на линии времени 272
1. Установление раппорта 272
2. Сбор информации 272
3. Переход от следствия к причине 272
4. Научите меня, как делать это 272
5. Прерывание стратегии 273
6. Обнаружение исходной причины 273
Освобождение от отрицательных эмоций
с помощью работы на линии времени 274
Переживание своей линии времени:
освобождение от отрицательных эмоций 274
Когда эмоции не хотят уходить 277
Если во время проверки выясняется,
что эмоция не исчезла 278
Основные принципы «психотерапии на линии
времени» (Young, 1999) 278
Альтернативная методика работы
на линии времени (Young, 1999) 279
Вопросы для размышления 279
Словарь терминов 280
Литература 285
ТОМ III
НЛП-МАСТЕР: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС (М. Холл, Б. Боденхамер)
Введение 288
Что означает стать мастером 288
Осознанное и неосознанное обучение 289
Расширение практического опыта 290
Достижение мастерства 290
Комментарии к данному руководству и стилю изложения 291
ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В МАСТЕРСТВО. ПРИНЯТИЕ УСТАНОВКИ И ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ НЛП 293
Глава 1. Системное мышление в НЛП.
НЛП как системная модель нашей нейролингвистики 294
СистемНое мышление 295
Системное мышление о системах НЛП 297
Системная Модель-Ill 298
Овладение системным НЛП 299
Резюме 300
Глава 2. Кинотеатр сознания.
Как стать редактором, режиссером и постановщиком качественной кинематографической продукции 301
Часть 1
Составляющие субъективности 302
Информационные процессы в нашей
нейро-лингвистической системе 305
От фильмов к смыслу 306
Базовая коммуникативная модель НЛП 307
Фреймы наших фильмов 307
Кинематография НЛП/НС 309
Режиссура фильмов сознания 309
Упражнения в кинематографии 310
Часть 2
Свет, звук, мотор! «Коммуникация* как фактор,
вызывающий к жизни наши фильмы 312
«Успех* как картирование полезных фильмов 315
Кинематография как нейро-семантическая система....316
Так почему же люди смотрят такие фильмы? 317
Благие намерения, стоящие за жуткими фильмами 318
Метасферы наших фильмов 320
Резюме 320
Глава 3. Путь к мастерству 322
Часть 1
Установка, творящая чудеса 323
Установка волшебника 324
Пресуппозиционные установки 325
Построение гештальт-метафрейма 331
Встраивание в сознание пресуппозиций
как обогащающих нас метасостояний 342
Тестирование и оценка духа мастерства 342
Резюме 343
ЧАСТЬ II. ОВЛАДЕНИЕ МЕТАСФЕРАМИ НЛП 344
Глава 4. Управление состояниями, вызываемыми нашими фильмами 345
Нейро-лингвистические состояния 346
Пути к состояниям 347
Отработка навыков менеджмента состояний 348
Базовый курс менеджмента состояний 348
Кинематография и эмоции 353
Использование магии ментальных фильмов 354
Вперед, в мир нейросемантики! 354
Магия трансформации фильмов 355
Резюме 355
Глава 5. Управление метасостояниями 356
Часть1
Введение в метасферы 357
Метасостояния и кинотеатр нашего сознания 360
Повышение качества менеджмента состояний
Характеристики метасостояний 362
Первичные состояния и метасостояния 362
Эффективное различение первичных состояний
и метасостояний 364
Обучение, ускоренное метасостояниями 364
Часть 2
Переживание метасостояний 364
Якорение метасостояний 366
Психо-логика метасостояний 367
Кинематографический клей 368
Трансформация фильмов «о неудачах» 369
Рефлексивность метасостояний 370
Картирование смыслов наших фильмов 371
Уровни смыслов наших фильмов 372
Базовый паттерн вхождения в метасостояние 373
Развитие навыков с помощью метасостояний 374
Искусство выявления метауровней 375
Резюме 376
Глава 6. Мастерство метасостояний 378
Признание роли метасвязей 379
От метасостояний к гештальт-состояниям 380
Модулирование и интегрирование метасостояний 381
Многопорядковостъ:
язык уровней наших метасостояний 382
Воссоздание культурных реалий в метасостояниях 383
Технология проектирования метасостояний 384
Работа с негативными эмоциями
с помощью метасостояний 385
Уничтожение и/или приручение дракона 386
Повышение самооценки и самоуважения
с помощью метасостояний 388
Паттерн «от-сознания-к-мускулам» 389
Работа с «намерениями» в метасостояниях 390
Резюме 393
Глава 7. «Суб-модальности» как редакторские метауровни.
Четвертая метасфера 394
Термин «суб-модальности» 396
Структура и уровень «суб-модальностей* 396
Когда «суб» на самом деле «мета» 398
Назад к истокам наших репрезентативных систем 399
Кинематографические характеристики
наших ментальных фильмов 400
Тестирование старого НЛП-паттерна изменения
убеждений 400
Использование фрейма подтверждения
для новых убеждений 401
Структурный фрейминг с использованием
информационных различий 402
Символическая природа «суб-модальностей* 403
Резюме 404
Глава 8. Метамодальности.
Использование фрейма
кинематографических характеристик 405
Секреты «суб-модальностей» 406
Как фреймы управляют кинематографическими
характеристиками наших фильмов 408
Когда паттерн «суб-модальностей» не работает 411
Резюме 412
Глава 9. Овладение программами восприятия.
Метасфера Метапрограмм 415
Общий обзор метапрограмм 416
Сортировка выборов, составляющих континуум 417
Контекстуальные фреймы сознания 417
Изменение метапрограмм 418
Профилирование с помощью метапрограмм 418
Метауровневый анализ метапрограмм 420
Учимся распознавать паттерны восприятия 421
Достижение мастерства
в использовании метапрограмм 422
Высокое искусство изменения метапрограмм 423
Изменение метапрограмм во «времени»
и с помощью «времени» 425
Воздействие метапрограмм на «суб-модальности» 425
Резюме 425
Шаблон метапрограмм 426
Глава 10. Списки программ для профессионалов. Детализация сферы Мета программ 428
Перечень метапрограмм 429
семантических метапрограмм 429
Метапрограммы ментальных процессов
переработки информации 431
Метапрограммы эмоциональной сортировки 434
Волевые метапрограммы 436
Концептуальные метапрограммы и метапрограммы
высших уровней 439
Метапрограммы внешнего реагирования 440
Концептуальные метапрограммы 443
Личностные метапрограммы: различные измерения
ощущения себя 444
Резюме 447
Глава 11. Метарепрезентативная система. Лингвистическая сфера Метамодели 448
Возвращение к структуре магии 449
Овладение первой метасферой 451
Суть Метамодели 451
Вопросы, задаваемые с целью редактирования 452
Форматирование и структурирование Метамодели 453
«Логические уровни» Метамодели 453
Резюме 455
Глава 12. Метамагия и расширенная Метамодель.
Новые лингвистические паттерны Метамодели 458
Ценность Метамодели 459
Расширение Метамодели 460
Что описывают новые паттерны 460
Овладение мастерством Метамодели 462
Овладение пресуппозициями Метамодели 464
Резюме 465
ЧАСТЬ III. СИСТЕМНОЕ НЛП 467 Глава 13. Системное НЛП.
Системное мышление
о кинематографии нашего сознания 468
Системное мышление и оценка в метасостояниях 469
Вхождение в метасостояния как системное
мышление 470
Принципы системного мышления 471
Предпосылки матрицы сознания 476
Работа с фреймами в метасостояниях с целью создания
самоорганизующейся системы 477
Эффекты метасостояний 478
Резюме 482
Глава 14. Теория метасостояний как единая теория поля 484
Метасостояния как метафреймы 485
Системное мышление,
формирующее единое поле НЛП 487
Системное мышление в единой теории поля 490
Резюме 494
Глава 15. Единые теории поля НЛП.
Дилтс, Бэндлер, Холл, Боденхамер 495
Первая системная модель НЛП:
Сеть Нейро-Логических уровней 496
«Технология проектирования человека» (DHE)
Бэндлера как вторая попытка создать единую
теорию поля 500
Модель Метасфер:
третья попытка создания системного НЛП 503
Перенос структуры
в процессе индивидуального развития 505
Модель интерфейсного взаимодействия метасфер 507
От первичных состояний
к многослойным метасостояниям 508
Ключевые свойства метасфер 509
Резюме 511
ЧАСТЬ IV. МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМНОГО НЛП 513
Глава 16. Обогащенная модель стратегий НЛП 514
Стратегия опыта 515
Вначале была модель ТОТЕ 515
Модель Стратегий 515
Разработка модели Стратегий 516
Обогащенная модель ТОТЕ. 517
Овладение мастерством НЛП, понимание ТОТЕ 519
Пример распаковки стратегии 520
Паттерн выявления стратегии 521
Использование анализа стратегий
для переноса сознания 523
Овладение мастерством модели стратегий 523
Использование модели SCORE для моделирования 524
Стратегии моделирования 524
Резюме 526
Глава 17. Моделирование с использованием метауровней. Модели стратегий в НЛП 527
Поднимаясь над ограничениями модели Стратегий 529
Использование метауровней в стратегиях 529
Моделирование высших уровней сознания и смысла...529
Системное мышление в моделировании 530
Системное размышление о «логическихуровнях» 531
Ремоделирование «Нейро-Логических уровней» 533
Метауровень фонового знания 537
Распаковка стратегии высокопрофессионального пилота 538
Организация данных для построения модели 539
Резюме 542
ЧАСТЬ V. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО 543
Глава 18. Мастерство транса 544
Так что же такое гипноз? 545
Действуем ли мы «неосознанно»? 546
Какова природа гипнотических состояний? 546
Как эмоционально переживается транс или гипноз? ....547
Каков язык гипноза? 547
Каковы невербальные гипнотические процессы? 548
Что такое метафорическое направление транса? 549
Формирование трансовых состояний
путем входа в метасостояния 550
Новые гипнотические языковые паттерны 550
Часть 2
Трансовое состояние «времени» 553
Трансовые состояния ускоренного
и замедленного времени 555
Принятие новых решений «во времени»
с помощью метасостояний 557
Опыт спирального вращения ресурсов 558
Моментальное развитие терпения 558
Резюме 559
Глава 19. Линии разума.
Разговорный рефрейминг 560
Вы когда-нибудь слышали,
чтобы линии меняли сознание? 561
Линии, фреймирующие разум 564
Магический куб 566
Линии разума: линии, фреймирующие смыслы 566
Линии разума: линии, рефреймирующие
смыслы,удерживаемые в сознании 567
Как работают линии разума? 568
Как заставить линии работать в сознании
для трансформации 572
Использование линий разума
для укрепления эффективных убеждений 573
Резюме 574
Глава 20. Использование линий разума в повседневной жизни 575
Двадцать шесть способов рефрейминга «неудачи» 576
Линии способны изменять сознание 579
Эффективные состояния для работы
с линиями разума 580
Поддерживающие убеждения
для эффективных «магических» состояний 581
Краткий обзор линий разума 583
Подсказки для запоминания линий разума 585
Резюме 587
Глава 21. Пресуппозиционное использование языка. Часть 1 588
Использование пресуппозиционных терминов для задания фреймов, направляющих сознание
и создающих гипнотические эффекты 589
Модель НЛП о репрезентации реальности 589
Модальные операторы и метасостояния 597
Пресуппозиции 599
Резюме 600
Глава 22. Пресуппозиционное использование языка. Часть II 601
Резюме 614
Глава 23. Практическое НЛП.
Приложения НЛП в сферах психотерапии, бизнеса, межличностных отношений, здравоохранения и личностного роста 616
Нейро-лингвистические технологии 617
Разнообразие техник 619
НЛП и психотерапия 619
Паттерн реимпринтинга 620
Паттерн изменения личностной истории 622
Паттерн уничтожения решений 623
Паттерн работы с негативными эмоциями
в метасостояниях 624
НЛП и бизнес 625
Фрейм «как если бы» 625
Трансформация «ошибок» в «обучение» 626
Паттерн принятия решений 627
НЛП и образование 628
Резюме 629
Глава 24. Мастерство НЛП 630
Задавание фреймов мастерства 631
Путь к мастерству 632
Резюме 633
Литература 634
НЛП-ПРАКТИК: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС
Том I
Благодарности
Книга, которую вы держите в руках, является результатом моего шестилетнего опыта преподавания курса нейролингвистического программирования в Гастонском Колледже, в Далласе, штат Северная Каролина. Несомненно, когда автор пишет книгу, он использует различные источники и информацию, полученную от многих людей. Хотелось бы отдать должное всем, кто внес вклад в эту книгу, но, наверное, я смогу назвать лишь тех, чье влияние было особенно значительным.
Мою покойную мать, Мэй Боденхамер, которая постоянно поощряла мое обучение.
Моего отца, Глена Боденхамера, который вдохновлял меня на тяжелый труд.
Создателей НЛП: Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера.
Моих коллег-инструкторов: Джина Руни, Теда Джеймса и Уайатта Вудсмола.
Моих студентов в Гастонском Колледже, чье влияние, особенно в первые годы, вдохновляло меня продолжать работу над созданием всестороннего учебника по НЛП, которым и стала эта книга.
Доктора Джона Мерритта, заместителя декана Колледжа Гастона по учебной работе, за то, что он оказал мне честь, дав возможность преподавать на своем факультете, и за его постоянную поддержку.
Его талантливого секретаря, Сэнди Гамильтон, которая неутомимо работает, помогая всем, кто преподает на факультете.
Л. Майкла Холла, доктора философии, за неоценимый вклад в эту книгу и за честь работать с ним над многими проектами.
Питера Янга, который неустанно трудился, помогая мне совершенствовать рукопись.
Мартина Робертса, доктора философии, и сотрудников издательства «Краун Хауз Паблишинг», которые так много сделали для развития НЛП, публикуя работы различных авторов.
Мою племянницу, Мэнди Коллетт, которая принесла жизнь и молодость в наш дом.
Наконец, что наиболее важно, я хотел бы поблагодарить свою жену Линду, чья постоянная поддержка и вдохновение в течение 34 лет нашего брака позволяли мне стремиться к своей мечте.
Боб Г. Боденхамер август 199 9
Как пользоваться этим учебником
Чтобы вы извлекли максимальную выгоду из изучения нейролингвистического программирования и этой книги, мы советуем сделать следующее.
Заведите тетрадь и посвятите ее вашим мыслям, догадкам, тренировкам и упражнениям. Моторная активность в процессе письма закрепит изученный вами материал через кинестетику и поможет усвоить знания на подсознательном уровне. В будущем вы, возможно, найдете полезным вернуться к вашим заметкам, догадкам, идеям и практическим упражнениям.
Не жульничайте, когда перейдете к упражнениям, «мысленным» экспериментам и лабораторным работам. Остановитесь. Сделайте упражнение. Привлеките к вашему обучению своих знакомых. В некоторых упражнениях должны участвовать до пяти человек, хотя большинство упражнений можно выполнить вдвоем.
Составьте свой собственный предметный указатель для учебника. Это укрепит ваши знания о НЛП и его компонентах, а также позволит вам лучше ориентироваться в материале книги.
Мы заключили в рамки ключевые высказывания и определения. При желании вы можете приобрести диапозитивы для использования на лекциях. Это позволит тренеру НЛП привести занятия в соответствие с данным руководством.
ВВЕДЕНИЕ История «магии» в нейролингвистике
НЛП - эго позиция и методология, порождающие целый ряд методов.
Ричард Бэндлер
Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой сравнительно новую дисциплину , возникшую лишь в середине 1970-х гг. В основе НЛП лежит большой объем заслуживающих доверия знаний. НЛП берет начало в нескольких областях знания, объединенных двумя его создателями, - Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.
Это случилось в то время, когда доктор Гриндер занимал должность профессора лингвистики в Калифорнийском Университете в Санта-Крус. Бэндлер был студентом этого университета и изучал математику и компьютерные науки. Доктор Гриндер к тому времени уже опубликовал несколько книг по той области лингвистики, которая известна как трансформационная грамматика.
Ричард Бэндлер показал незаурядные способности в выявлении и четком описании моделей самых различных процессов. Этот талант наиболее ярко проявил себя и описании человеческой коммуникации. Ричард с большим удовольствием изучал, анализировал, моделировал коммуникативные процессы в психотерапии. Тогда он начал активно изучать техники гештальт- терапии. Ему удалось выявить, описать и самостоятельно опробовать модели этого психотерапевтического подхода.
Результаты такой работы впечатляли окружающих, а успех в решении сложных задач направил талант Ричарда в изучение, а затем моделирование приемов работы других выдающихся специалистов. При поддержке Джона Гриндера Бэндлер получил возможность смоделировать техники Вирджинии Сатир - самого известного в мире семейного психотерапевта. Ричард быстро идентифицировал используемые Вирджинией «семь паттернов». Когда они с Джоном начали применять их, то обнаружили, что могут моделировать ее методы психотерапии и получать такие же результаты.
Как компьютерный программист, Ричард знал, что для того, чтобы запрограммировать самое простое «сознание» (компьютер с состояниями «включено - выключено»), нужно разбить поведение на компоненты и предоставить системе ясные и однозначные сигналы. К этой простой метафоре Джон добавил свои обширные знания по трансформационной грамматике. Из трансформационной грамматики они позаимствовали понятия глубинной и поверхностной структур, которые трансформируют значение/знания в человеческом мозге. Так они начали строить свою модель «программирования» людей.
Позже известный во всем мире антрополог Грегори Бейтсон познакомил Бэнд- лера и Гриндера с Милтоном Эриксоном, доктором медицины. Эриксон разработал модель коммуникации, которая известна как «эриксонианский гипноз». В 1958 г. Американская медицинская ассоциация признала, что гипноз является полезным лечебным средством во время хирургических операций. Когда Бэндлер и Гриндер смоделировали работу Эриксона, они обнаружили, что могут получить тот же эффект. Многие сегодняшние методики НЛП основаны на приемах, которые использовал Эриксон.
На основе этого опыта и исследования объединяющих факторов и принципов Бэндлер и Гриндер разработали свою первую модель коммуникации, отражающую теоретическое понимание того, каким образом мы «запрограммированы» посредством языков (сенсорных и лингвистических) так, что у нас возникают регулярные и систематичные действия, реакции, психосоматические эффекты и т. д. Эта модель также определяла способы использования компонентов субъективного опыта для психологических (ментально-эмоциональных) изменений поведения человека.
С того времени НЛП прошло значительный путь развития. Модель расширилась за счет включения в нее данных других дисциплин: кибернетики (коммуникации в сложных системах, как механических, так и живых), философии, когнитивной психологии, исследований «бессознательного» и неврологии. Сегодня во всем мире существуют институты НЛП, и многие авторы применяют НЛП в областях, связанных с медициной и здоровьем, психотерапией и психологическим благополучием, бизнесом, образованием, спортом, правом, христианской религией и т. д.
Изучение мастерства
НЛП главным образом фокусируется на изучении мастерства. В книге «Нейролингвистическое программирование» (Dilts et al ., 1983) авторы назвали НЛП «изучением структуры субъективного опыта». Субъективный опыт, на котором сосредоточено внимание большинства теоретиков, популяризаторов и преподавателей НЛП, включает самые совершенные аспекты человеческого опыта - высокий уровень творчества, мастерства, одаренности и т. д. Роберт Дилтс, один из создателей НЛП, особенно глубоко изучал эту тему, написав ряд книг и большое количество журнальных статей под общим названием «Стратегии гениев».
НЛП предлагает модель, помогающую научиться выявлять и воспроизводить паттерны мастерства.
Преподаватели, которые хотят совершенствоваться, моделируют работу лучших специалистов. НЛП предлагает модель, помогающую научиться выявлять и воспроизводить паттерны мастерства. НЛП фокусируется на распознавании мастерства, а также на том, как его разбить на компоненты и «встроить» в других людей.
В такой пошаговой манере модель НЛП учит нас достижению мастерства. Вы желаете улучшить свои коммуникативные способности? НЛП дает вам модель коммуникативного мастерства. НЛП разбивает эти навыки на доступные для обучения элементы. Ваш ребенок испытывает трудности с правописанием? НЛП установило структуру совершенных навыков письма и разработало процесс тренинга, позволяющего в совершенстве овладеть правописанием. Хотите проводить успешные переговоры? НЛП предлагает высокоэффективную модель действий на переговорах по сложным вопросам.
НЛП предлагает не только реальное теоретическое основание этого, по и методику осуществления личностных изменений.
Эмпирическая природа НЛП
«эмпирическая природа НЛП». Что это значит? Это выражение указывает на то, что в НЛП большое значение имеют моделирование. эксперимент и проверка в противовес построению теорий и гипотез. Когда люди спрашивают нас во время тренингов: «А НЛП работает?» - мы убеждаем их провести проверку и, таким образом, узнать, «работает» ли конкретный паттерн в их случае. Будьте готовы к такой немедленной практической проверке модели.
Сказанное подразумевает, что наилучший способ понять НЛП -
проверить
его на собственном опыте. Давайте сделаем это в самом начале. Следующее упражнение («
мысленный» эксперимент)
познакомит вас с НЛП. Во время чтения инструкций будьте внимательны. Это позволит вам лучше настроиться на то уникальное образование, которое представляют собой «разум и тело» и нервная система. Мы будем работать с естественными процессами нашего сознания. Делая это, вы откроете многие
механизмы,
посредством которых сможете научиться устанавливать контроль над этими процессами. В следующих абзацах многоточие... означает «остановитесь, обратите внимание, почувствуйте, подумайте» и т. д.
НЛП предоставляет методы и технологию того,
как
Эти процессы и механизмы могут управлять нами в той степени, в которой мы не осознаем их. По мерс того как вы ближе познакомитесь с этими подсознательными процессами, вы научитесь управлять ими. Делая это, вы найдете данные процессы достойными изучения. НЛП предоставляет методы и технологию того, как управлять собственными мыслями.
Эксперимент № 1
Вспомните какое-нибудь приятное переживание из прошлого. В вашем сознании всплывут различные картины. Какими бы они пи были, пусть они пока останутся с вами. Если вам кажется, что вы не обнаружили такого воспоминания, просто представьте что-нибудь приятное. У некоторых людей это получается лучше с закрытыми глазами. Как только вы сможете представить приятное
переживание, позвольте ему оставаться в вашем сознании.
Теперь, когда у вас имеется эта приятная мысль, обратите внимание на ее визуальные аспекты. Что именно вы видите, когда вспоминаете это переживание? Обратите внимание на воображаемую картину. Если вы недостаточно отчетливо видите ее, представьте себе, как «ощущается» приятное воспоминание. Или просто послушайте какие-нибудь приятные звуки - слова или музыку - наслаждайтесь внутренними приятными переживаниями.
Теперь, когда у вас есть картина воспоминания, сделайте ее больше. Удвойте ее размеры... а затем еще раз удвойте полученную картину... обратите внимание на то, что произошло. Что случилось, когда вы сделали картину больше? Увеличилась ли интенсивность ощущений?
Теперь уменьшите картину. Делайте ее все меньше и меньше. Сделайте ее такой маленькой, чтобы ее было трудно рассмотреть... остановитесь на некоторое время... понизилась ли интенсивность ощущений? Поэкспериментируйте с увеличением и уменьшением картины. Снижается ли интенсивность ваших ощущений, когда вы уменьшаете картину? Повышается ли интенсивность ощущений, когда вы увеличиваете картину? Если это так, то переживание картин (звуков, чувств) в вашем сознании действует на вас так же, как и на большинство людей. Однако у вас это может происходить по-другому. Это так? Неважно. Все мы кодируем опыт в нашем сознании уникальным и индивидуальным способом. Теперь придайте вашей картине приятного опыта тот формат, в котором она вам кажется наиболее комфортной и приятной.
Удерживая эту картину, приблизьте ее. Просто представьте, что картина становится к вам все ближе и ближе, и следите за этим процессом. Что при этом происходит с вашими ощущениями? ... Увеличьте расстояние до картины. Что происходит, когда вы отдаляете ее? Увеличивается ли интенсивность ваших ощущений при приближении картины? Снижается ли интенсивность при отдалении картины? Для функционирования сознания/нервной системы большинства людей это верно. Когда вы отдаляете картину, интенсивность ощущений, вероятно, снижается. Обратите внимание, что когда вы изменяете ментальную репрезентацию переживания в своем сознании, ваши ощущения изменяются. Это, между прочим, указывает нам на способ, каким мы можем «отдалить» себя от некоторых переживаний, не так ли?
Давайте поэкспериментируем с цветом картины. Когда вы сосредоточены на определенных образах, вы видите их в цвете или черно-белыми? Если они цветные, сделайте их черно-белыми, и наоборот, если они закодированы у вас как черно-белые... Когда вы изменяете цвет, изменяются ли ваши ощущения?
Рассмотрим фокус ваших образов: они сфокусированы или нет? Видите ли вы себя на картине или вы видите сцену как бы собственными глазами? Ваша картина трехмерная или плоская? Есть ли вокруг нее рамка или вы видите ее как панораму? Поэкспериментируйте с тем, как представлено это переживание в вашем сознании. Измените расположение картины. Если она закодирована у вас справа, передвиньте ее влево.
Анализ опыта
НЛП работает преимущественно с психическими процессами, а не с их содержанием .
Случалось ли вам когда-нибудь изменять свои ощущения посредством изменения внутренней репрезентации опыта, то есть действий, которые вы только что выполнили в процессе только что проведенного эксперимента? Сила НЛП заключается в подобных психических процессах. НЛП работает преимущественно с психическими процессами, а не с их содержанием. Вы изменили свои переживания посредством изменения свойств и структуры ваших образов, а не их содержания. Таким образом, вы произвели изменения на уровне психических процессов, оставив содержание прежним.
Ответьте на следующие вопросы. Что случится с человеком, если он сделает все свои неприятные картины большими, яркими и максимально близкими? Что случится, если он сделает все свои приятные переживания маленькими, тусклыми и далекими?... Человек станет экспертом по депрессии, печали и опустошенности, не так ли?
С другой стороны, рассмотрим, что произойдет, если человек закодирует свои приятные переживания как большие, яркие и максимально близкие... разве это не приведет к более позитивному взгляду на жизнь? И что, если он сделает свои неприятные пе- реживания маленькими,тусклыми и далекими?
Негативные события будут оказывать меньшее влияние на его жизнь.
НЛП позволило нам заново оценить глубину и смысл старой истины: «Каковы мысли в душе его, таков и он...» 1 Следовательно, многое из того, что мы делаем в рамках НЛП, является результатом тех естественных процессов, с помощью которых мы, люди, обрабатываем информацию в нашем сознании. НЛП показывает нам, как изменить процесс посредством изменения ментального кодирования. То, что вы только что испытали, в НЛП называется субмодальным кодированием и сдвигом.
Ваше сознание выполняет шесть основных репрезентативных функций (не считая поддержания внутренних физиологических функций, таких как дыхание) для того, чтобы «наделить мир смыслом»: оно создает репрезентации картин, звуков, слов, порождает тактильные, вкусовые и обонятельные ощущения. Посредством пяти чувств вы получаете, или вводите в сознание, информацию, а также сохраняете ее. Затем ваше сознание извлекает из памяти эту информацию в той же кодировке, или формате, в котором вы ее сохранили. Если вы сохранили визуальную информацию, вы извлечете ее как картину. Если вы слушали и сохранили звук, вы извлечете информацию как звук.
Посредством изменения кодирования (субмодальностей) переживаний вы можете изменять свои ощущения и свое внутреннее состояние.
Мы называем это кодирование, или сохранение информации, внутренней репрезентацией (рис. 1.1). Экспериментируя с приятным переживанием, вы извлекали из памяти визуальную часть внутренней репрезентации приятного опыта. Вполне возможно, что ваше приятное переживание было озвучено. Изменяя кодирование переживаний, вы можете изменять свои ощущения и свое внутреннее состояние. Когда изменяется внутреннее состояние, изменяется и поведение.
Мозг использует этот метод кодирования, чтобы управлять сообщениями нервной системе, которая затем определяет наши нервные процессы. Такое « программное обеспечение» мозга позволяет нам быстро реагировать и принимать решения. Если бы мы делали это сознательно, мы были бы перегружены информацией. Поняв приемы кодирования, практик НЛП может вызвать изменения простым изменением кодирования. Депрессия, травма, горе, вина, тревога, фобии, убеждения, ценности, все эмоции и состояния человека функционируют в соответствии со своим собственным индивидуально структурированным кодированием.
Как тренер НЛП я (Б. Б.) регулярно использую методы НЛП для вызова структурных изменений у моих клиентов.
Формальное определение НЛП
Испытав НЛП на себе, дадим формальное определение нейролингвистическому программированию.
«Нейро-» относится к мозгу/сознанию, связанным с телом/нервной системой, и тому, как они обрабатывают информацию и кодируют ее в память. Говоря «нейро-», мы подчеркиваем, что информация вводится, обрабатывается и упорядочивается с помощью нервных механизмов и процессов.
«Лингвистическое» указывает на то, что нервные процессы кодируются, упорядочиваются и получают значение посредством языка, коммуникативных систем и различных символических систем (грамматики, математики, музыки, изображений). В НЛП мы говорим о двух основных языковых системах. Во-первых, «сознание» обрабатывает информацию в терминах изображений, звуков, тактильных и вкусовых ощущений и запахов (сенсорная информация) посредством «репрезентативных систем». Во-вторых, «сознание» обрабатывает информацию посредством вторичной языковой системы символов, слов, метафор и т. д.
Сутью НЛП является установление контроля над своим собственным сознанием.
«Программирование » относится к нашей способности организовывать эти части (изображения, звуки, тактильные и вкусовые ощущения, запахи и символы или слова) в нашем «сознании-теле», что затем позволяет нам достигать желаемых результатов. Эти части образуют программы, которые выполняет наш мозг. Сутью НЛП является
установление контроля над собственным сознанием.
НЛП получило известность благодаря используемым в нем методам осуществления эффективных длительных изменений. Например, в НЛП есть техника, называемая «быстрое лечение фобии», разработанная Ричардом Бэндлером. При помощи этой техники мы можем излечивать фобии за 10-15 минут. Мы используем ее для лечения фобий, связанных с водой, пчелами, лифтами, высотой, публичными выступлениями, закрытыми пространствами, самолетами и т. д. Самое привлекательное в этой технике то, что мы избавляем людей от страданий за несколько минут, а эффект длится (в некоторых случаях) годы! «Быстрое лечение фобий» представляет собой всего лишь один из многих методов осуществления изменений.
Мы используем «линию времени» для удаления травмирующих картин из сознаний людей. В дополнение к этому, мы даже научились использовать такие паттерны НЛП, как «рефрейминг», «взмах», «коллапс якорей» и т. д. в процессе разговора, то есть нам не обязательно использовать эти паттерны только в форме «психотерапии». Мы можем разговаривать в таком стиле, который будет помогать человеку думать по-новому и ощущать себя более цельным и уверенным в себе, с «обновленным сознанием». Такова сила языка!
Однако НЛП - это гораздо больше, чем просто набор методов. Ричард Бэндлер сказал:
«НЛП - это позиция и методология, порождающие целый ряд техник
». В НЛП существует установка на
пробуждение сильного любопытства.
Она подразумевает желание знать то, что происходит «за сценой». Имея такую установку, мы хотим знать, что заставляет человеческое сознание работать.
НЛП - это позиция и методология, порождающие целый ряд техник.
Ричард Бэндлер
Если что-то не работает, мы пробуем другое и делаем так, пока не найдем то, что работает. Бэндлер и Гриндер отличались такими установками любопытства и экспериментирования, создавая НЛП.
Методология НЛП включает моделирование. Когда Бэндлер и Гриндер моделировали мастерство Перлза, Сатир и Эриксона, они создавали исходный формат НЛП. Таким образом, моделирование описывает методологию, которая породила целый ряд техник.
В книге «Черепахи всегда внизу: предпосылки одаренности» Джон Гриндер (DeLozier & John Grinder , 1987) сделал достойный внимания комментарий, касающийся НЛП:
«Нейролингвистическое программирование- это эпистемология, оно не может самостоятельно принимать решения и указывать “правильный путь”. Оно дает возможность исследовать и предлагает набор средств для поиска верного направления. Выбор и исследование путей остается вашей обязанностью, независимо от того, ищете ли вы комфорт или изменения или, будем надеяться, комфорт в изменениях... (пауза)... Самым лучшим из комплиментов, которые я когда-либо получал от Бейтсона, было утверждение, что НЛП является набором средств “обучения-Ш”. Теперь, если это верно, на меня, Джудит, Энн, Ричарда, Роберта... создателей этой технологии, ложится обязанность описать контекст применения НЛП. Как вы сказали, без изложения некоторых этических аспектов мы не можем сказать, что проделали социально значимую работу... В разобщенном урбанистическом обществе, которое не может соотнести “эманации снаружи и эманации изнутри”, на людей ложится ответственность за развитие своей собственной культуры и формирование этического фрейма, внутри которого они будут применять данные инструменты».
Можно ли как-то повлиять на поведение человека, на его взгляды, убеждения, но так, чтобы он этого не заметил? Можно ли так повлиять на самого себя? Еще полвека назад большинство людей на эти вопросы с уверенностью ответили бы отрицательно. Однако сейчас интенсивно развивается область психологии, называемая нейролингвистическим программированием, и многие уже знают, что это возможно. Незнающему человеку это может показаться магией, но всё объяснимо с научной точки зрения. Если прочитать книгу Боба Г. Боденхамера «НЛП. Полный курс освоения базовых приемов», то все станет понятно. Она написана доступным языком, несмотря на то, что содержит массу терминов и понятий.
В этой книге систематизированно и последовательно поясняется, что представляет собой НЛП. Читатели смогут понять, как правильно применять полученные знания в психологии, в любой другой профессиональной среде, а также в повседневном общении. Материал подается в нужном объеме, можно даже законспектировать самое главное для лучшего запоминания.
Большим достоинством книги является то, что в ней содержится много упражнений и методов, которые помогут разобраться в том, как работает НЛП на практике. Автор призывает читателя быть честным с самим собой, чтобы увидеть, насколько оно эффективно на самом деле. Предложенные упражнения можно выполнять в группах, это будет еще более интересно, и тогда будут заметны различия в реакциях разных людей. Книга будет интересна как профессионалам, так и просто тем, кому любопытно и хочется узнать что-то новое.
На нашем сайте вы можете скачать книгу "НЛП. Полный курс освоения базовых приемов" Боб Г. Боденхамер бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Отличие уровней (курсов) «Практик НЛП и «Мастер НЛП»
В отличие от курса «НЛП-Практик», где стандарты определены уже достаточно давно, а действие техник и применимость моделей подтверждены десятилетиями их использования, многие темы мастерского курса до сих пор находятся в процессе исследования и разработки. Да и задачи этих курсов значительно различаются. Если курс «НЛП-Практик» представляет собой обучение «Алфавиту НЛП» и больше нацелен на развитие конкретных навыков коммуникации, сбора информации, работы с целью, само менеджмента и т. д., а также на передачу обучающимся уже готовых «продуктов» использования НЛП в виде техник, то курс «НЛП-мастер» предназначен именно для обретения состояния мастерства во всём, к чему бы ни прикосался МАСТЕР.
Все техники НЛП – это результат работы конкретного человека (или группы людей) над проектом моделирования какой-либо успешной личности и адаптированный им для массового использования в форме последовательности шагов.
Цель курса «НЛП-Практик» – научить людей на практике использовать накопленный в НЛП инструментарий для увеличения собственной эффективности в различных областях жизни. Настоящий НЛП-мастер, НЛП-профессионал – это Исследователь субъективной реальности человека, социальных процессов, сложных экологических систем, который использует подходы, модели, инструменты и язык НЛП для создания новых эффективных технологий поведения и мышления.
НЛП-практик хорошо знает шаги техник и функции основных моделей НЛП, знает, когда и как их использовать, но в его компетенцию не входит глубокое понимание механизмов каждой техники, заложенных в них когнитивных стратегиях.
Создание техноголий НЛП — обладать духом НЛП
НЛП-практик может выбрать из имеющегося списка наиболее подходящую для данного конкретного случая технику, но от него не требуется изменять ее и модернизировать, адаптируя тем самым под каждого клиента. Мастер же, наоборот, собрав по специальным параметрам многоуровневую информацию о самых разных аспектах личности, может создать индивидуальную технику, точно отвечающую задачам данного человека.
В этом ему помогают модели системного анализа личности, ее глубинных предпочтений, целей, потребностей, ценностей и убеждений, а также сенсорных стратегий мышления и поведения. Один из главных навыков НЛП-мастера заключается в умении извлекать, записывать, анализировать, усовершенствовать и использовать различные мыслительные и поведенческие стратегии людей. Для этого в НЛП разработаны специальные процедуры работы со стратегиями и специальный язык символов для их записи. В каждом шаге техники мастер НЛП может прочитать часть стратегии, заложенной в нее. Поэтому для него абсолютно понятна разница, например, ЧЕЛОВЕКА УСПЕШНОГО И МЕНЕЕ УСПЕШНОГО!
На мастерском курсе отводится специальное время, посвященное анализу и записи сенсорных стратегий (ВАК) большинства техник НЛП. Также возможна и обратная процедура: собрав информацию о стратегии возникновения Симптома, выбрав наиболее эффективный путь по достижению результата с помощью «Объединенного поля изменений в НЛП» и выстроив оптимальную для данного клиента сенсорную стратегию Желаемого результата, мастер создает новую технику НЛП. Одна из причин отсутствия значительных разработок и накопления новых техник НЛП заключается в том, что для мастера в них нет необходимости: НЛП вышло на мета уровень понимания и управления собственными технологиями.
В мастерском курсе работе с микро-, макро- и мета стратегиями отводится одно из центральных мест, так как это ключевой раздел, требующий особой тщательности, практики и опыта. Ни один серьезный проект моделирования невозможен без умения четко выявлять мыслительные и поведенческие стратегии моделируемого человека.
Моделирование – суть НЛП
Моделирование – это и есть главное достижение НЛП, это его сердце. Из уникального построения процесса моделирования оно, собственно, и родилось. И как уже упоминалось выше, все техники НЛП, в той или иной мере, являются продуктами моделирования. Владение основными приемами моделирования, понимание принципов системного НЛП и базовых пресуппозиций открывают перед человеком широчайшие просторы для личностного развития.
Это означает, что любой человек может достаточно быстро и эффективно (по сравнению с другими методиками) обучиться любому поведенческому или мыслительному навыку. Более длительный и сложный процесс – обобщение полученных стратегий и создание обобщенной методики, позволяющей обучить моделируемому навыку других людей без объяснения всей структуры модели. Наиболее простым и ярким примером является техника «Стратегия творчества Уолта Диснея»: тысячи людей повсеместно успешно превращают свои мечты в реальность, просто следуя описанию шагов техники.
Некоторые мастера после окончания обучения принимаются за более объемные проекты моделирования, работа над которыми может потребовать нескольких месяцев или даже лет. Например, на моделирование Милтона Эриксона у Гриндера, Бэндлера и компании ушло три года.
Если вы готовы по настоящему менять мир и себя, то путь НЛП для вас!