Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности учащихся. Проверьте свои знания

Тасеменова Г.С .,

учитель СОШ № 21 г. Уральска.

Куанышбекова Э.С .

преподаватель кафедры

«Вокал и инструментальное искусство»

ЗКГУ имени М.Утемисова

Творческое развитие личности ребенка.

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим. Б.Асафьев

Пояснительная записка

Эта статья предназначена классным руководителям, воспитателям, учителям-предметникам, кураторам, родителям - всем, кто общается с детьми. Статья включает в себя правила, советы, методики, необходимые для исследования детских душ, для взаимодействия взрослых и детей. Мы поставили своей задачей не только изложить мысли, но и рассказать о тех средствах и технических приемах, которые применяются на занятиях, внеклассных мероприятиях с учениками, надеясь и веря, что написанные строки послужат на пользу кому-либо.

Понятие о развитии личности.
Каждый ребёнок имеет свои, только ему присущие черты, проявляется это с раннего возраста, и долг родителей, педагогов распознать это в самом начале их проявления, чтобы не «прозевать» эти задатки, особенно если ребёнок- творческая натура. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа. Только не вздумайте посмеяться над этими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они вам не показались. Это было бы самой большой вашей педагогической ошибкой, какую только можно совершить. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.
Советы Дэвида Льюиса «Творческое развитие ребёнка». 1 Отвечайте на вопросы ребёнка терпеливо и честно. 2 Покажите ребёнку, что его любят и принимают таким, какой он есть. 3 Побуждайте ребёнка придумывать истории и фантазировать. 4 Приучайте его к чтению с малых лет. 5 Помогайте ребёнку стать личностью.

Формирование личности человека происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил.

Урок - источник для творческой деятельности учителя и учащихся.
“Есть искусство, и есть творчество”,- говорил В.Немирович-Данченко. Это противопоставление неслучайно. Каждый школьный урок, на котором звучит музыкальное произведение- особенная, неповторимая встреча с искусством. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке,- одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время. Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. Необходима не только большая предварительная работа над музыкальным произведением (знание эпохи, истории создания), но и естественное органическое “проживание” педагогом художественного образа этого произведения. Для учителя чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях. При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный и музыкальный материал.
Музыка и жизнь должны пронизывать все занятия во всех звеньях с первого до последнего класса. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем,- все должно помогать постепенному решению этой “сверхзадачи”. Через эстетическое воспитание формируется художественно- эстетическая культура учащихся, а через развитие эстетического вкуса идёт пробуждение творческих способностей, что в свою очередь помогает интеллектуальному, психологическому развитию детей. Эмоциональная культура-это правильно настроенная скрипка. Только, когда скрипка правильно настроена, на ней можно играть. Только, когда человек постиг эмоциональную культуру, его можно воспитывать. «Музыка излучает такую же энергию, как солнце. Как солнце преобразует природу и рождает весну на земле, так музыка преобразует человека, рождает весну в его душе»- Дм. Кабалевский . Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует.
“Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них»,- В.Г.Белинский. Может ли музыка лечить? Этот вопрос задают сегодня всё чаще. В Древней Греции покровителем всех видов искусств считался Аполлон, а его сын Эскулап- покровителем лекарей. И ещё, в те времена музыку рекомендовали лекари своим пациентам. Даже знаменитый Гиппократ прописывал больным лечение музыкой. Пифагор сажал в центре музыканта, играющего на лире, а вокруг него садились больные и пели. В наши дни создали специальную область в медицине и назвали её музыкотерапией. Музыкальное произведение живет во времени. Каждое мгновение музыки, прозвучав, акустически безвозвратно исчезает, но в слуховой и эмоциональной памяти человека оно продолжает жить. Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого первого урока. Однажды я наблюдала, как, словно завороженные, дети сидели, слушая при свечах “Реквием” В.А.Моцарта. Думаю, что это не забудется, останется на долгие годы в их душе как нечто невыразимо прекрасное. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и “музыкальные картинки” они слушают с удовольствием, причем чаще всего я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении. Бывает в классе такая тишина, которая больше всяких слов “скажет” о том, что общение состоялось. Дети не просто молчат, они остаются “жить” в прозвучавшей музыке. Так, например, произошло с фрагментом из “Утра” Грига. Ребята по-разному называли его: “Весна”, “Восход солнца”, “Цветы распускаются”, “Утро в лесу”. Я часто практикую письменные работы, своего рода сочинения на музыкальные темы (особенно в старших классах). Самостоятельные размышления учащихся должны быть тщательно подготовлены их мыслями, творческому восприятию должно быть задано определенное направление, чтобы не стеснять воображение детей, не ограничивать их ассоциативное мышление. Это только некоторые формы общения детей с музыкой, которые направлены на развитие творческого воображения, на развитие восприятия музыкального образа, а через него - на восприятие разных сторон жизни. Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Учитель должен создать атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем.
Наблюдения за многими учащимися подтверждают, что неспособных к запоминанию музыки - ничтожный процент. Если вспомнить, что каждый ребенок, даже дошкольного возраста, как правило, поет, а иногда и играет по слуху ряд песенок, танцев, а порой и отрывков из так называемой серьезной музыки, то должно быть ясно, что музыкальная память, присуща людям как норма. Слушая произведение, мы можем опознать его как ранее уже слышанное. В силу большого числа ассоциаций, музыка лучше запоминается. При этом рождается чудесная возможность одновременного представления кусков музыки и даже всего произведения в целом. Поэтические образы, картины, ассоциации, взятые как из жизни, так и из других произведений искусства, хорошо активизируются при постановке задач типа: «В этой музыке как будто...». Соединение слышимых звуков с внемузыкальными образами и представлениями, имеющими сходную поэтическую основу, пробуждает эмоциональную память, про которую говорят, что она бывает сильнее памяти рассудка. Несомненно, произведение, при котором содержание музыки увязывается с широким спектром ассоциаций, будет более прочно усвоено. Любому из нас знакомо чувство тональности и ритма, монотонность повседневной жизни и сapriccio праздников, мягкие тона природы и контрастные тембры города, многоголосый хор человеческих эмоций, чувство стихии, хаоса и представление о гармонии – ко всему перечисленному музыка и её формы оказываются наиболее точной и сильной метафорой. Внутренне очевидной и потому самой сложной является параллель между музыкой и стихом. Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музыкальная тематика: «Квартет» И. А. Крылова, «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, «Певцы» И. С. Тургенева, «Музыкант» Т. Г. Шевченко, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого, проникнуты музыкой страницы произведений Н.В.Гоголя, А.А.Блока, С.А. Есенина. Художественное слово более всего становится музыкальным и лирическим произведением, передающим движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. Примером участия музыкального произведения в оформлении литературного сюжета может послужить «Гранатовый браслет » А. И. Куприна. Эпиграфкповестизвучит: «L. van Beethoven. 2 Son. Largo Appasionato». Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение… В уме её слагались слова. Они так совпадали в её мысли с музыкой, что были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твоё». Конечно, на уроке обязательно звучит эта сильная, завораживающая музыка, которая вместе с текстом оставляет след в душах ребят. На внеклассных мероприятиях, на следующих уроках литературы по просьбе ребят часто звучит эта музыка. Умение каждый раз по-новому смотреть на старое, выделять в нем то, что еще не было выделено, находить то, что еще не было найдено, - такая работа сродни глазу и слуху влюбленного человека, который все это находит в интересующем его объекте без особого труда. Сюда относится характеристика эмоционального переживания музыки. Перед тем как приступить к анализу литературного произведения, предлагается учащимся при чтении текста обращать внимание на музыкальные картины, образы. Постепенно можно выработать у них понимание роли «музыки» в развитии сюжета, конфликта, в характеристике героя. Ученики должны правильно понять слова писателя Стендаля: «Музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко...». Вот так на уроках, внеклассных мероприятиях расширяется кругозор учащихся, воспитывается эстетический вкус. Полезно напомнить слова известной актрисы В. Ф. Комиссаржевской, прекрасно исполнявшей роль Ларисы в «Бесприданнице» А. Н. Островского; она признавалась, что романс, который поет героиня, был для нее «чуть ли не ключом всей роли». Великого советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева по праву называют классиком ХХ века. В прокофьевских сочинениях оживает перед нами история (в патриотической опере «Война и мир», в музыке к фильму «Иван Грозный»), шекспировская трагедия (балет «Ромео и Джульетта») и сказка (балет «Золушка»). На уроках ребята с удивлением узнают, что в 1917 году в Петрограде Прокофьев познакомился с Маяковским. Выступление поэта произвело сильное впечатление на композитора. В свою очередь Маяковский был восхищен музыкой Прокофьева, особенно его стремительными маршами. А в 1929 году Маяковский встретился с композитором Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в связи с постановкой комедии «Клоп». Маяковский сказал, что любит музыку пожарных оркестров и что следует написать к «Клопу» такую музыку, которую играет оркестр пожарных. Позже выяснилось, что Маяковский любит не только музыку пожарных, но также с большим удовольствием слушает Шопена, Листа, Скрябина. На уроке литературы в 10 классе я рассказываю ребятам, что в 1930-1932 годах Шостакович создает оперу «Катерина Измайлова» по повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». В том, с какой силой композитор обличает «мрачную эпоху», уродующую человека, с какой глубиной показывает в музыку трагедию совести Катерины Измайловой, раскрывается страстный гуманизм Шостаковича.

В песнях и операх, симфониях и концертах воплощено богатство чувств и мыслей, богатство и разнообразие нашей жизни. Музыкальный материал на уроках изучения литературы следует использовать систематически, на протяжении всего учебного года. Обращение к произведениям искусства расширяет границы уроков русского языка, литературы дает возможность научить школьников «переводить» язык живописи и музыки, выражать эстетическое восприятие мира на вербальном уровне.

Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей.

Так, использование музыки на уроках русского языка (особенно на уроках развития речи) позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческое начало, эмоциональную чуткость, фантазию, воображение. Известный русский писатель и критик В.Г.Белинский хорошо сказал о значении музыки в жизни ребенка: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них, она наполнит гармонией мира их юные души, разовьет в них ощущение таинства жизни». Прививать ребенку любовь к музыке нужно ненавязчиво, пусть она просто присутствует в жизни ребенка, сопровождает его.

Творческие домашние задания также способствуют появлению интереса к урокам. Дети очень любят выразить свои впечатления от урока в рисунках, стихах, рассказах. Вспомните слова Б.Окуджавы:
Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
Именно так происходит процесс творчества. Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика - вот стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе.
“Горят, как жар, слова
Иль станут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты”
Л.Горюнова
Через весь курс словесности в 5 классе проходит тема «Фольклор». В 5 классах на уроке изучения былин я предлагаю ученикам сравнить русский героический эпос и казахские былины, былинных героев (батыр Алпамыс- богатырь Алёша Попович). Пишем пятистишье, сочинение- миниатюру на тему: «Если бы герой попал в современный мир, то…». Персонаж переносится в современную обстановку. Задание, помимо фантазии, развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт. В конце урока задаю ученикам вопрос: «Какой враг опаснее, страшнее: Соловей или вражеские полчища?» Мне нравится этот вопрос тем, что на уроке возникает дискуссия. Одни утверждают, что опаснее внутренний враг, другие считают, что внешний. Ребята доказывают, приводят аргументы и контраргументы.

Домашнее задание ученики получают тоже творческое:

1 Устное рисование героя-богатыря или сказителя былины.

2 Изготовление воинского снаряжения и инсценирование отрывка из былины.

Пятиклассники очень любят раздел «Фольклор».
Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся 5-ых классов могут служить считалки, загадки, игры, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. “Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания” (С.Миропольский).

Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки. Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы.
Развитию творческой личности ребёнка способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Уроки литературы, музыки, искусства, внеклассные мероприятия - импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать Учитель. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет!

Уроки литературы должны быть уроками нравственности. «Писатели и поэты открывают для нас, читателей, особый мир. Когда я читаю, то полностью погружаюсь в мир образов. Мне нравятся романтические произведения, но после их прочтения тяжело возвращаться в реальный мир. Почему жизнь не такая, как в книгах? Современные юноши не романтики, они не совершают безумных поступков ради любимых девушек…. Жаль». Лилия Б.

«Некоторые фразы из произведений так запоминаются, что становятся девизом, смыслом жизни: «Береги честь смолоду…», «Один за всех, и все за одного». Настя С.

«Уроки литературы дают возможность обогатить речь, получить огромный багаж знаний, на этих уроках я учусь быть чуткой, милосердной. Задача литературы в том, чтобы учить читателя не совершать глупых поступков, как герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», не принимать необдуманных поступков, не отчаиваться, верить в любовь, как верила Наташа Ростова, Маша Миронова. Дорогу ко всему прекрасному в мире литературы открывают произведения, которые мы называем классическими». Аида Д.

Человека можно узнать по тем книгам, которые он читает. С каждой прочитанной книгой человек становится умнее, ему есть, что рассказать другим. А какой должна быть книга, чтобы ее интересно было читать? Какие книги читают сегодня наши дети? «Мир слишком велик. Своими глазами вы увидите ничтожно малую долю, поэтому ищите факты в книгах»,- повторяю я ребятам вслед за В. Обручевым.

«Мне кажется, что самые интересные книги – о приключениях. Их любят читать все- и взрослые, и дети. Мой любимый литературный герой- Робинзон Крузо. Даниэль Дефо показал в своем произведении морально и физически сильного человека. Только такой человек может перенести все тяготы жизни, не опустить руки, поверить в свои силы». Даша О.

«Меня глубоко затронула повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Я очень сочувствую маленькому человечку Акакию Башмачкину, который скромно жил, довольствовался тем, что было. Сколько вокруг нас бесправных, униженных людей, для которых жизнь порой - тяжкий крест, лежащий на спине. А сколько вокруг нас других– высокомерных, унижающих. Если бы я оказалась рядом с Башмачкиным, я бы пожалела его, объяснила, что ничего не надо бояться, все перемены ведут к лучшему, нужно быть увереннее, радоваться каждому дню». Рамина А.

Очень важно, чтобы ученик попробовал свои силы в сочинительстве,- это увлекает детей. Познание вызывает удивление. Пусть это первые детские литературные опыты, но они искренние.

Я люблю фантастические рассказы,

Герои в них всегда магически опасны.

Страшные рассказы - это для меня,

Ведь главным героем представляю я себя.

Такие сюжеты не обходятся без переживаний,

Без скандалов, интриг и, конечно, страданий.

Они заставляют героев идти на безумства.

Вот такие книги порой я читаю,

Они интересны, полезны, это я знаю.

Ельнур Б.

На это я ответить вам смогу,

Лишь рассказав историю свою.

Однажды наступило время, пришел мой час,

И я пошел в свой первый класс.

Ждало меня там много приключений,

Открытий, новых увлечений

Там с книгою столкнулся в первый раз,

Совсем один, с глазу на глаз.

На помощь мне учитель мой пришел,

Он дал мне меч, он дал мне щит,

И вот уж первый том прочитанный лежит,

И так, вкусив победы сладость,

Я испытал большую радость.

С тех пор прошло немало лет,

А книг прочитанных остался след. Арыстан И.

Я, Земфира, твоя любимая жена,

Умоляю, Алеко, отпусти меня!

Любовь дала мне покой с тобой,

Потом забрала сладкий сон с собой.

Я другого мужчину люблю, прости,

Умоляю, мой муж, не казни, отпусти! Лилия Б.

Плач Ярославны. (Стратегия РАФТ)

Трижды светлое солнце, послушай меня,

Каждым лучиком ты согреваешь прекрасно,

Но зачем же простёрло напрасно

Лучи на войском Игоря- царя.

Жаждой воинам луки стянуло,

Горем им колчаны затянуло,

Прыснуло море в полуночи,

Идут тучами враги- смерчи.

Обернусь я птицей белою,

Полечу вперед стрелою смелою,

Игорю- князю сама путь укажу

Из земли Половецкой в землю русскую,

К отчему златому крыльцу. Талгат Н.

Эти робкие поэтические опыты позволяют судить о том, что учащиеся овладевают языковой материей стиха, они свободно употребляют изобразительные средства, используют обращения, восклицательные предложения, что придает стихотворениям эмоциональность, выразительность. Подобные задания прививают художественный вкус, воспитывают потребность в самостоятельной работе, раскрывают индивидуальные способности ребенка. Результатом работы является отсутствие боязни у детей при написании сочинений, интерес к творческим занятиям, пробуждение интереса к чтению, что особенно важно сейчас, когда многие учащиеся перестают читать художественную литературу. Знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком.

Я признательна моим ученикам за отзывчивость, понимание, взаимопомощь. Они делятся со мной своими открытиями, увлеченные поэзией, пытаются сочинять песни на собственные стихи, получается неплохо. (Ребята даже создали группу, исполняют песни собственного сочинения на школьных концертах).

В этой жизни ничего нельзя знать наперед,

В результате часто делаешь неправильный ход.

Эта жизнь – исчерченная страница,

Трудно в этой жизни к чему-то стремиться.

Люди разные, в каждом своя индивидуальность,

В каждом живет особая незаурядность

И это делает мир интересным,

Красивым, жестоким и очень тесным.

Многие мечтают всё иметь,

Многие хотят высоко взлететь.

Наша жизнь- это белый лист,

Мы пишем на нём, а он всё чист.

Как оставить людям след,

След от нашей жизни и наших побед?

Мы добьёмся для себя радостных дней,

Каждый заслужил счастья в жизни своей.

Я как любой учитель литературы пытаюсь развить в своих учениках дух творчества, умение смело высказывать свои мысли, думать, оценивать, анализировать. От учителя литературы зависит, насколько внимательными читателями и слушателями они станут. Очень важно приучить ребят систематически работать с текстом, обращать внимание на детали. В этом помогает составление вопросов разного уровня, такие вопросы ребята любят задавать друг другу во время перекрестного опроса. Хочешь услышать умный ответ

1 Что вас удивило в повести «…» ?

2 Какой эпизод понравился больше всего?

3 Какие строки вызывают чувство гнева, боли?

4 О чем мог думать герой в момент смерти?

5 Какое впечатление произвели на вас герои?

«Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Это чувство врожденное, данное с инстинктами, с душой»,- прочитала я однажды. К этому чувству надо призывать, чтобы растревожить совесть, сердце. Учитель должен быть внимательным к поведению, настроению ребят, должен быть отзывчивым, мудрым, компетентным, готовым протянуть руку помощи. «Хорошо учить можно тому, что сам хорошо знаешь»! Увлеченное отношение учителя литературы к своему предмету, организованность в работе, своевременное оказание помощи ребенку, объективность в оценивании – все это чрезвычайно сильно влияет на процесс изучения литературы. Уроки литературы нельзя сводить лишь к формированию ЗУН, они призваны комплексно влиять на личность. Современные уроки литературы могут быть весьма разнообразными по структуре, главное, чтобы уроки не были однотипными. Детей любого возраста очень легко заинтересовать, я считаю, что уроки литературы должны стать для ребят уроками открытий, помогать им раскрываться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
“Творить - жить дважды”. А.Камю.
Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. Мудрость творчества заключается в том, что надо довериться бессознательной области души ребенка, и тогда он (ребёнок) внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Д.Кабалевский “Воспитание ума и сердца” Москва, “Просвещение”, 1981.
Под ред. А.Петровского “Психология. Словарь”, Москва, “Политиздат”,
1990.
Д.Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке” Москва, “Просвещение”,1989.
“Искусство в школе №2 1994”, Москва, “Искусство в школе”.
“Искусство в школе №4 1995”, Москва, “Искусство в школе”.
“Искусство в школе №6 1995”, Москва, “Искусство в школе”.
Л.Дуганова “От творчества методиста к творчеству учителя”, Москва, НИИ проблем качества подготовки специалистов, 1993.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Есть люди, которые очень часто говорят, что они творческие, но при одном только взгляде на них, их слова ставятся под сомнение. А есть люди, которые действительно не видят себя в творчестве и никак не хотят быть к нему отнесенные. Кто же такие творческие личности, и как можно развить в себе творческие способности?

Мыслить творчески получается не у всех, и это знает каждый. В настоящее время стали модные такие слова как креатив, творческий подход, саморазвитие, эпатаж. И все это относиться к творческим личностям. Придумать новую идею, а также «украсить» и воплотить в жизнь старые замыслы, могут не все, и тем более не каждый. Такой креативный подход может быть только у творческого, и иногда странного человека. Сейчас каждый хочет в себе развить творческий потенциал, но иметь талант и тягу к творчеству – это не одно и тоже. Это у человека в крови, это и есть талант, который при огромных усилиях и маленьких задатках, возможно развить.

Творчески развиваем личность

  • Проводить много времени с «такими же». Как только вы начнете крутиться возле творческих людей, вы и сами почувствуете некий подъем, и к вам даже прилетит муза. Ученые доказали, если вы будете находиться в кругу творческих личностей как можно дольше, рано или поздно ваш творческий потенциал, если он хоть чуточку есть – раскроется.
  • Гибкость, которая подразумевает не прогибание под обстоятельства, а полное изменение своих привычек, которые должны быть без запретов, никаких табу, условностей. Творчество в любом его проявлении этого не терпит.
  • Особенное видение. Творческие люди всегда видят немного больше обычного человека, это и видеть главное, и рассмотреть недостающие детали, для собрания общего. Сам по себе творческий процесс очень уникален, эти люди мыслят креативно, и разнообразно, не так как все.
  • Какую бы цель не поставил перед собой творческий человек, он всегда к ней идет, и даже если на его пути встречаются промахи, ошибки и неудачи, он никогда не опускает руки, а всегда, с гордо поднятой головой, идет, даже если необходимо начать все сначала. Такое упорство к достижению намеченных планов также влияет на мыслительные процессы, которые заставляют продумывать все до мелочей.
  • Долой стереотипам. Творческие люди даже выглядят по другому, а это все из-за лишения стереотипов, как таковых. Никаких запретов, только желание и творческий подход ко всему.
  • Постоянное самосовершенствование. Творческая личность очень , и всегда найдет лазейку того, чего не знает, а значит это еще один путь к познанию и совершенствованию. Такой подход очень хорош для всех людей, это развивает много мыслительных процессов человека, уверенность, психологический настрой, эмоциональный фон, успешность, удовлетворенность жизнью – все это можно обрести через узнавание чего-то нового.

Активность. Забудьте про лень, для творческих людей активная жизненная позиция – самый лучший двигатель творчества. Они могут не спать ночами, а заниматься любимым делом, познавать что-то новое, увлекаться чтением, просмотром арт – фильмов, и т.д. горящие глаза и активность – вместе идут рука об руку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Родителям творческого ребенка порой приходится непросто, потому что их чадо нуждается в особых условиях для своего развития. Кроме того, одаренные дети обладают уникальными особенностями, которые необходимо постоянно, и что еще важнее, правильно развивать. В этой статье мы расскажем подробно о методах развития творческой личности , расскажем, как выявить в своем ребенке качества творческой личности , чтобы он смог в полной мере реализовать заложенные в нем способности и таланты.

Уже написано огромное количество разных трудов, посвященных творчеству и проявлению творческой личности. В каждом из них ученые представляют свои умозаключения относительно того, как креативность и неординарность выражается человеком.

В данной статье мы приведем характеристику творческой личности , которую в свое время разработал профессор Чикагского университета — Михай Чиксентмихайи. Он всю свою жизнь посвятил психологии, и в конечном итоге опубликовал труд «Десять парадоксальных черт творческих людей», которые четко характеризуют особенности творческой личности. К ним относятся:

  1. Креативные люди обладают очень большой интеллектуальной силой и энергией, а вот телом они слабы, так как физически они обычно не развиваются.
  2. Творческие люди очень умны, но при этом наивны. Они склонны доверять всему, что слышат, так как поиски рационального зерна в какой-то точке зрения для них скучны и неинтересны.
  3. Человек, наделенный творческими способностями, в какой-то степени ленив, если чем-то не вдохновлен. Он предпочтет труду отдых, пока не воодушевится новым проектом или идеей. Но как только муза его посетит, он станет работать, как самоотверженный.

  1. Творческие люди любят фантазировать, но при этом они остаются реалистами по жизни.
  2. В обществе креативные люди всегда активны, дружелюбны, улыбчивы и веселы, а вот в домашней тихой обстановке они становятся замкнутыми, закрепощенными и молчаливыми.
  3. По своей сути творческие личности – это скромные натуры, которые никогда не ждут ни от кого похвалы. Однако они никогда не позволят, чтобы кто-либо унизил их чувство собственного достоинства.
  4. Творческие мужчины часто очень сентиментальны, а вот женщины, наоборот, брутальные и мужественные.
  5. Креативные натуры – бунтари. Они не будут сдерживать эмоций, если что-то вышло за рамки их представления о нормах жизни. Но при этом они не любят что-то менять, потому что придерживаются консервативных взглядов.

  1. Любой творческий человек – страстен. Он горит, когда воплощает свою задумку, однако при этом он может здраво рассуждать и объективно оценивать свою работу.
  2. Творческие люди всегда счастливы, потому что их образ жизни всегда приносит им море удовольствия. Однако при этом они открыты для негатива, но он не омрачает им жизнь, потому что творческие личности умеют находить в нем положительные для себя стороны.

Все вышеперечисленные особенности больше характеры для взрослых людей. В ребенке творческий потенциал проявляется несколько иначе:

  • он не может усидеть на одном месте более одной секунды, так как его все время тянет на приключения, ему хочется исследовать неизведанное, открывать двери в комнаты, куда вход воспрещен;
  • он редко проявляет послушание, так как на все имеет личную точку зрения, которую готов отстаивать даже в раннем возрасте;
  • творческий малыш не с особым рвением ходит в школу, потому что привычные уроки ему неинтересны и скучны, ведь сосредоточиться на чем-то для творческой личности ребенка – целая проблема;

  • малыш наделен особой энергетикой – он не может успокоиться в течение дня, ему хочется прыгать, бегать, он не может уснуть, когда уже все члены семьи улеглись спать;
  • ребенок очень чувствителен – он может всплакнуть, если какой-то сюжет из сказки или другой книжки его растрогает, то же самое произойдет во время просмотра фильма или мультика;
  • творческий ребенок предпочтет игры в доме или любом другом закрытом помещении занятиям на природе, так как он проявляет интерес в окружающему миру, животным и растениям;
  • творческие детки не любят, когда их контролируют родители, потому что они хотят всегда и во всем быть самостоятельными.

Формирование творческой личности

Развитие творческого потенциала личности ребенка – процесс трудоемкий. К нему нужно относиться с особой ответственностью. Во всяком случае, нужно четко понимать, что может повлиять на развитие творческой личности ребенка.

Ученые считают, что к основным факторам, которые могут подействовать на потенциал малыша, относятся:

  • фантазия
  • свобода движения и воображения
  • отсутствие ограничений
  • таланты малыша

Задача родителей – создать такие условия развития творческой личности, чтобы все эти факторы присутствовали в жизни ребенка. Однако сначала нужно разобраться, какие именно творческие способности заложены в вашем ребенке. Присмотритесь к нему внимательно в первые годы жизни. Вы сразу заметите, чем больше всего малышу нравится заниматься. Отталкиваясь от увиденного, вы сможете воспитать творческую личность правильно:

  • ребенок должен как можно больше общаться со своими сверстниками, рассказывая им, где он был, слушать и анализировать, что говорят ему;
  • чтобы воспитать творческую личность дошкольника , следует как можно больше читать ему, чтобы он проникался сюжетом сказки или любого другого литературного произведения, делился с вами своими эмоциями, переживаниями;
  • для развития творческой личности школьника , нужно создавать такие условия в доме, чтобы ребенок сам проявлял интерес к чтению;

Творческие люди всегда выделяются из толпы, поэтому часто сталкиваются с множеством проблем. Как правило, эти проблемы не отображаются на психоэмоциональном состоянии человека, однако могут в некоторых случаях вводить его в депрессию или так называемый «творческий кризис». Что это могут быть за проблемы:

  1. Недопонимание творческой личности со стороны общества , в котором человеку постоянно приходится находиться. Особенно это касается музыкантов, актеров, художников, которые видят окружающий мир по-своему. Дело в том, что цель творческой личности – создавать, постоянно развиваться, исследовать непознанное. Иногда им просто чужды материальные блага, они странно выглядят, чем вызывают бурю у других людей.

  1. Креативный человек часто одинок, потому что ему так комфортно. Он находится в своем мире, в котором ему хорошо, находясь наедине с собой. Психологи утверждают, что в тишине творческие способности личности лучше раскрываются, человеку проще себя реализовать.
  2. Творческая личность стремится к саморазвитию иногда вопреки всему. Поэтому часто семейная жизнь у креативных людей складывается неудачно. Но этого можно избежать, если человеку еще в ранние годы привить семейные ценности и понимание того, что дороже близких и любимых людей в мире ничего и никого нет.

Есть утверждение, что творческими люди рождаются, а не становятся. Однако мы живем в XXI веке, и верить этому предрассудку бессмысленно. Каждый родитель может развить в своем ребенке любой навык, если уделит этому должное внимание. Как показывает современная медицинская практика, даже детки, рожденные с физиологическими аномалиями и прочими отклонениями, могут становиться успешными и состоятельными людьми.

Нет ничего невозможного! Только не пытайтесь реализовать собственную мечту в жизни ребенка, потому что у него, наверняка, есть своя. Лучше помогите ему на пути к достижению поставленной цели, и он будет счастлив!

Видео: «Как развивать творческие способности ребенка?»

Обычно творчество ассоциируется с художниками, писателями, актёрами. Однако для того, чтобы увеличить продуктивность и прибыльность бизнеса, его владелец просто обязан быть творческой личностью. Прежде всего вы должны осознавать, что собираетесь внести в своё дело творческий подход. Однако в процессе развития вы можете столкнуться с тем, что у вас закончатся идеи.

Существует 46 простых способов, :

  1. Подбивайте свои счета без помощи калькулятора.
  2. Добейтесь одинакового владения обеими руками. Заставляйте себя делать письменные заметки, набирать номер телефона, резать мясо недоминирующей рукой.
  3. Прочтите первых десять страниц бульварного романа. Завершите эту историю сами.
  4. Раскладывая на обеденный стол салфетки, сворачивайте их в причудливые формы.
  5. Сидя в транспорте, замечайте номерные знаки соседних автомобилей, без бумажки суммируйте Цифры, результат возводите в квадрат, а потом делите на семь.
  6. Смотрите телевизор с выключенным звуком и пытайтесь понять, что происходит на экране. Сочините свою историю.
  7. Направляясь в магазин за покупками, не делайте список требуемого.
  8. В следующий раз, когда сядете играть в бридж или покер, следите за сданными картами, не перекладывая свои по мастям.
  9. Вырежьте из журналов несколько фотографий: рисунки отдельно, подписи к ним отдельно. Перемешайте всё и распределите подписи к карикатурам наугад. Получилось что-нибудь интересное? Не наталкивает на мысли о новой подписи или новой карикатуре?
  10. Делайте перечни подпроблем, на которые можно разделить сложные проблемы.
  11. Каждый день открывайте наугад словарь и прочитывайте страницу целиком, с примерами.
  12. В следующий раз, когда доведется попасть в незнакомый город, не берите с собой карту. Читайте дорожные знаки и указатели. Попробуйте определить, у какого местного жителя можно спросить дорогу.
  13. Придумайте новое блюдо из остатков, которые можно собрать в холодильнике, и припасов, застрявших в укромных уголках кухонных шкафчиков.
  14. Прочитайте что-нибудь из выученного наизусть, но с конца.
  15. Всюду носите с собой карандаш (или ручку) и бумагу. Сидя в метро, в приемной своего врача и т.д., зарисовывайте всё, что видите. Не обязательно работать на персональную выставку в Эрмитаже. Зарисуйте, например, кофейник, поставленный на корешок депозитного чека. Нарисуйте стул на полях журнала. Попробуйте изобразить все его четыре ножки в пространственной перспективе.
  16. В следующий раз, когда сломается какой-то предмет кухонного или садового инвентаря, не торопитесь покупать новый. Почините его или сымпровизируйте какую-нибудь замену.
  17. Удовлетворяйте свое любопытство. Если вы чем-то заинтересуетесь, посмотрите в справочниках, позвоните кому-нибудь, спросите.
  18. Придумайте хотя бы десять способов использования треснутых чашек.
  19. Начните изучать иностранный язык.
  20. Будьте смелы в любом деле. Добавьте, например, макароны в консервированную фасоль.
  21. В каждом четвертом походе в гастроном кладите в свою тележку только те продукты, которых до сих пор не покупали.
  22. Делайте анаграммы из слов, увиденных на дорожных знаках.
  23. Вспомните и перечислите письменно все предметы одежды, которые висят в вашем шкафу в спальне.
  24. Рассмотрите какое-нибудь рекламное объявление в журнале или газете. Подумайте, что бы вы улучшили в его графическом оформлении? Придумайте новый рекламный лозунг для этой продукции. Предложите лучшее се коммерческое название.
  25. По меньшей мере раз в день усиливайте приток крови к мозгу, стоя на руках, свесив голову с края кровати или долго завязывая шнурки в наклоне, не сгибая коленей.
  26. Практикуйтесь в измерениях объема и веса на глаз, когда готовите пищу.
  27. Если ваше домашнее животное незатейливо зовут Тузик, Мурка или Жучка, постарайтесь придумать новое имя, более подходящее ему по характеру. Попробуйте экспериментировать с прилагательными или глаголами. Если осмелитесь, то переименуйте и своих детей.
  28. Перечислите как можно больше слов, оканчивающихся буквами «ция».
  29. Сделайте краткий конспект рассказа из какого-нибудь литературно-художественного журнала.
  30. Приучите себя просматривать содержание и указатели каждой научной, научно-популярной или учебной книги. Примечайте также имя автора.
  31. Наметьте цели и составьте план действий на следующие пять лет в отношении чего-то серьезного: служебной карьеры, воспитания ребенка, выращивания сада или сортировки старья в подвале.
  32. Даже если вам поначалу не понравится, заставьте себя разгадывать кроссворды, анаграммы и прочие головоломки в какой-нибудь газете. Проверяйте свои ответы, они печатаются в этом же или следующем номере газеты.
  33. Разбейте какую-то повседневную процедуру (например, процесс одевания или путь на работу) на составные элементы.
  34. Научитесь играть в игры, требующие разработки стратегии, например, бридж, шахматы, покер на деньги.
  35. Подпевайте включенному радио в машине. Старайтесь петь в унисон. Если не знаете, что это такое, подумайте об уроках музыкальной грамоты.
  36. Когда вы с друзьями отправляетесь в бар выпить, то в перерывах между тостами попытайтесь играть в фамилии. Например: «Если Элла Фицджеральд выйдет замуж за Филиппа Киркорова, то ее фамилия будет…» (а те, кто не умеет играть в эту игру, будут, конечно, завидовать.)
  37. Возвратитесь нынче с работы домой по новому маршруту. Замерьте время. Сравните со временем, которое затрачивали на старом пути.
  38. Каждую вторую ночь ложитесь спать, повернувшись ногами к изголовью кровати.
  39. Сколько различных способов применения вы найдете для зубной щетки? (Например, вылавливать носки из раковины умывальника, щекотать друзей, причесывать кошку. А две зубных щетки можно использовать в качестве китайских палочек для еды.) Оставайтесь без сладкого на ночь, если сможете сказать только: «Для чистки зубов».
  40. Если сможете выдержать, освойте какую-нибудь видеоигру.
  41. Если не можете послушать радиопьесы по радио, то установите яркость экрана своего телевизора на минимум и попытайтесь только по звуку понять, что происходит.
  42. Попробуйте написать текст, в котором каждое новое слово начинается с последующей буквы алфавита (например: «Арбузы Бывают Всякие…»).
  43. Откройте словарь и выберите наугад какое-то слово. Попробуйте придумать с ним каламбур. Или анаграмму. Или ключевую фразу (изюминку) для юмористического рассказа.
  44. Возьмите за правило раз в неделю по десять минут ходить между шкафами со справочной литературой в книжном магазине или библиотеке. Смотрите на эти книги.
  45. Нарисуйте план своего дома. Оцените на глаз размеры всех укромных уголков и закоулков.
  46. Если сможете отыскать какой-нибудь старый учебник латинского языка, пропустите грамматический материал по спряжению глаголов и т. п. и заучите лексику к урокам - ваш русский тоже значительно улучшится. Люди имеют склонность судить о вас по тому, как вы говорите. Если они будут думать, что вы умны, то они и отвечать вам будут, как умному. А вы неизбежно постараетесь подтянуться.

В бонусе читайте пять простых способов развить творческие способности, если вы предприниматель:

1. Разработайте список своих действий

Посидите в каком-нибудь тихом месте, зафиксируйте и оцените свои деловые операции. Не нужно сосредотачиваться на тех моментах, которые не работают. Без лишних размышлений запишите то, что бы вам хотелось сделать в своём бизнесе. Например, это может быть совещание по телефону, телеконференция или интерактивный семинар. Получат ли от этого выгоду ваши потенциальные клиенты? Увеличится ли ваш доход? Если вы сможете ответить «да» на эти вопросы, значит следует проводить как можно больше подобных деловых операций и постоянно искать творческие пути повышения продуктивности бизнеса .

2. Сделайте попытку совершить что-нибудь неожиданное

Если вы практикуете общение со своими клиентами исключительно по почте, можете внести в это некоторые изменения. Просто возьмите трубку, скажите: «Привет!» и пообщайтесь с кем-нибудь из клиентов. Такое общение может породить новые взаимовыгодные идеи.

3. Обучайтесь и самосовершенствуйтесь

Приучите себя ежедневно, хотя бы по 15 минут, читать то, что может помочь вам в вашей предпринимательской деятельности. Постарайтесь узнать что-то новое, а затем применить эту информацию для развития своего бизнеса.

4. Скажите критике «нет»

Наверняка, часто бывает так, что перед тем, как записать новую идею, вы сначала оцениваете её и отбрасываете. Не стоит идти на поводу у самокритики! Записывайте все ваши творческие фантазии и идеи, а затем думайте над принятием мер, необходимых для их реализации. После того, как вы определитесь с тем, что вам нужно сделать, следует определиться и с тем, как это реализовать на практике.

5. Контролируйте своё сознание, дух и тело

Возьмите за правило употреблять только здоровую пищу, спать по ночам, делать утреннюю зарядку и медитировать. Конечно, это основы, но многие бизнесмены склонны игнорировать данный аспект. Это ведёт к тому, что они получают разочарование и потерю мотивации к открытию своего дела.

Первая, стадия развития характеризуется устойчиво проявляющимся интересом, ясно выраженной мотивационной направленностью личности на определенный вид творческой деятельности. Эта стадия может быть условно названа как стадияизбирательной мотивационно-творческой направленности личности на определенный вид деятельности. На этой стадии развития личность как бы интуитивно чувствует в какой сфере творческой деятельности она может проявить себя наилучшим образом. Например, мальчик дошкольного возраста или младший школьник без какого-либо внешнего стимула почти все сколько-нибудь свободное от других видов деятельности время занимается лепкой или рисует.

Вторая стадия развития характеризуется повышенной интеллектуальной чувствительностью личности к усмотрению противоречий и проблем в определенной сфере творческой деятельности. Она может быть названа стадиейинтеллектуально-творческой активности личности к определенному виду деятельности. Эта стадия наиболее характерна для учащихся среднего школьного и старшего школьного возраста, которые занимаются в предметных кружках, проявляя при этом повышенную интеллектуально-творческую активность.

Третья стадия развития характеризуетсяповышенной профессионально-творческой активностью личности в определенном виде деятельности. Для этой стадии характерно интенсивное творческое овладение профессиональными приемами, методами, средствами соответствующего вида деятельности. Это особенно отчетливо прослеживается для художника, музыканта, спортсмена как стадия активного творческого овладения практикой профессиональной деятельности.

Четвертая стадия развития может быть охарактеризована как стадияпервых значительных творческих достижений личности. Если взять изобретателя, то это первые крупные самостоятельные изобретения, для писателя-первая книга, получившая признание и успех.

Пятая стадия развития характеризуется высокой, устойчивой творческой продуктивностью личности. Для этой стадии характерно формированиеиндивидуального творческого стиля деятельности и мастерства. Например, шахтер А. Стаханов, ткачиха В. Голубева, донецкий педагог В. Шаталов - несомненно мастера своего дела, имеющие индивидуально-творческий стиль профессиональной деятельности.

Шестая стадия развития творческой личности может быть охарактеризована какстадия расцвета таланта. Когда говорят «талант», «талантливая личность», то имеют в виду, что данная личность не просто имеет устойчивые творческие достижения, что характерно и для пятой стадии развития творческой личности, а личность далеко превосходит достижения современников в определенной сфере творческой деятельности. Например, М. А. Шолохов, В. В. Маяковский, Д. Д. Шостакович, Ю. А. Гагарин и др.


Седьмая стадия развития творческой личности характеризуется какгениальность. Гениальность характерна для наивысшего уровня развития творческих способностей личности, которая своим вкладом в решение тех или иных: проблем опережает своих современников на целые столетия. К гениальным личностям с полным основанием можно отнести К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, А. Эйнштейна, Н. И. Лобачевско­го, К. Э. Циолковского и др. Гениальность характеризует собой вершину развития творческих способностей личности. Как писал П. К. Энгельмейер: «В гении природа говорит свое последнее слово. Эволюция природы начинается с химических элементов и оканчивается в душе гения».

Выделив стадии развития творческой личности, хотелось бы обратить внимание на то, что эти стадии развития творческой личности проходят неравномерно. Выдающиеся научные открытия были сделаны различными учеными в разное время: Эйнштейном- в 25 лет, Ньютоном - в 27 лет, Лобачевским - в 33 года, Щрединрером;-я- 9: 38; лет. ;,-й@»р.астр^й;д датедвал 25-40 считаемся наиболее продуктивным,- Но известно! что и в.восьмидесятилетнем возрасте Л. Н. Толстой, И.П. Павлов, Гете, Микеланджело продолжалисвой творческий труд не менее плодотворно, чем в 30 и 40 лет.

Мы знаем примеры, когда уже в детские или юношеские годы творческая личность заявляла о своих успехах. Двенадцатилетний мальчик Луи Брайль изобрел азбуку для слепых, но его идея не получила должного применения при его жизни. Талант художника Нади Рушевой проявился и расцвел еще в пионерском возрасте, однако только после ее смерти был по-настоящему замечен и оценен. Моцарт в 4 года, сочинил несколько концертов. Паскаль еще не знал геометрии в ее полном о6ьеме, но уже в- 8-10 лет переоткрыл начальные теоремы Эвклида. Ландау в 14 лет стал студентом сразу двух факультетов: физико-технического и химического, а в 18 лет был принят в аспирантуру.

Вместе с тем, в истории известно немало примеров того, как педагоги не замечали потенциальные творческие возможности своих учеников. Так, Альберта Эйнштейна школьные учителя считали не способным к математике, Эдисон слыл в школе бездарным учеником. А. П. Чехов не получал в школе за сочинения больше тройки. Ф. И. Шаляпин не был принят в хор, тогда как - М. Горький был без труда принят.

Все это наводит нас на мысль, что педагог-практик должен видеть и знать не только отдельные свойства личности, но и личность своего ученика в целом. И, что наиболее важно, потенциальные возможности развития творческих способностей" личности не должны ускользать от внимания педагога-практика.

Результаты множества исследований биографий ученых, композиторов, писателей, художников свидетельствует о том, что пик творческой активности человека приходится на период от 30 до 42-45 лет.

Интересна в этом отношении книга русского писателя М. Зощенко «Возвращенная молодость», где поднимаются проблемы жизни творческого человека. Автор делит всех творцов на две категории: первая – прожили недолгую, эмоционально насыщенную жизнь и умерли в расцвете лет (до 45 лет); вторая – «долгожители».

М. Зощенко приводит большой список представителей первой категории, ушедших из жизни в цветущем возрасте:

Моцарт (36), Шуберт (31), Шопен (39), Мендельсон (37), Бизе (37), Рафаэль (37), Ван Гог (37), Пушкин (37), Гоголь (42), Белинский (37), Байрон (37), Рембо (37), Лермонтов (26), Маяковский (42), Есенин (30), Джек Лондон (40), Блок (40), Мопассан (430, Чехов (43), Мусоргский (42) и т.д.

Однако, по мнению М. Зощенко, те творческие личности, у которых творческая активность сочетается с высоким уровнем интеллекта, рефлексии и саморегуляции, живут долго и продуктивно, но жизнь свою они организовывают сами. Рецепт творческой долголетней жизни в ее точности, порядке и организации.

Приводим вслед за М. Зощенко, список творческих долгожителей с указанными в скобках числа прожитых лет:

Кант (81), Толстой (82), Галилей (79), Гоббс (92), Пифагор (76), Сенека (70), Гете (82), Ньютон (84), Фарадей (77), Дарвин (73), Спенсер (85), Платон (81), Сен-Симон (80) и т.д.

Как видно, в списке преобладают философы, ученые-теоретики и создатели экспериментальных научных школ, а также писатели-интеллектуалы с философским складом ума. Значит, высокий интеллект, способность к саморегуляции продлевают жизнь. В то время, как доминирование креативности над интеллектом может повлечь творческий спад и сокращение времени жизни. Отсюда следует, что характер взаимодействия сознательного и бессознательного определяет типологию творческих личностей и особенности их жизненного пути.


2.2.Уровни педагогического мастерства

Педагогическое творчество - всегда поиск и нахождение нового. Возможны следующие уровни творчества:

· педагогическое творчество в широком понимании, «открытие для себя» , т.е. обнаружение учителем вариативных нестандартных способов решения педагогических задач (эти способы решения уже известны и описаны, но учитель, субъективно для себя их открывает). Здесь учитель осуществляет переход от алгоритмических стереотипных приемов к субъективно новым. Примеры этого уровня творчества: выбор оптимального решения из веера возможных, использование старого приема в новых изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке, объяснение причин неудач школьника в себе самом и др.

· педагогическое творчество в более узком понимании, «открытие для других», новаторство . Это создание новых оригинальных, либо отдельных находок либо целостных подходов меняющих привычный взгляд на явление, перестраивающих общественный опыт.

Нужно различать новаторские технологии - новые способы решения педагогических задач, а также новаторские замыслы - новые ценности и менталитеты. Новаторство - это особый тип нестандартного мышления, включающего прежде всего новый замысел, способы обнаружения задач проблемной реальности с последующим оригинальным их решением и возвращением его в педагогическую практику. В этом плане новаторство означает обогащение педагогом общественно-выработанного опыта, его личный вклад в него. Новаторство - это одновременно всегда индивидуальность и авторская концепция, это вклад в науку и в опыт. Этот уровень творчества не закрыт для каждого учителя, хотя путь к нему труден и требует обычно всей жизни человека.

С педагогическим творчеством тесно связано педагогическое мышление. Новое педагогическое мышление - это гуманистическая направленность на развитие другого человека, готовность к инновациям, владение средствами преобразования педагогической действительности.

Психотехника - владение педагогом своими психическими состояниями, например, умение вызвать работоспособность, снять напряженность, приемы изучения себя и др. Главное в труде педагога - выявлять и развивать способности учащихся, предвидеть развитие, проектировать личность.

Профессионализм - самый высокий уровень педагогической компетентности. Это овладение смыслами профессии профессиональными позициями, ее гуманистической направленностью, плюс владение высокими образцами труда (мастерство), плюс поиск нового (новаторство).

Поэтому педагогическая, компетентность - это владение профессиональными позициями, а затем подкрепление этих позиций средствами, «техникой». Возрастание профессионализма - это этапы от овладения профессией и адаптацией к ней через овладение ее высокими образцами (мастерство) к поиску нового (творчество, новаторство).

На основании изложенных отдельных характеристик и проявлений профессионализма можно выделить уровни профессионализма педагога.

Новый уровень предпрофессионализма – «стажер». Вхождение в профессиональное поведение, первое практическое овладение профессиональной педагогической деятельностью, профессиональным педагогическим общением. Этот уровень требует от педагога открытости, сенситивности к помощи коллег, связан с появлением отдельных профессиональных самооценок в сравнении себя с коллегами, сопровождается закладыванием основ профессионального мировоззрения.

Первый уровень: педагог по призванию, убежденный педагог.

Этот уровень не может миновать ни один профессионал, ибо он означает понимание и принятие сути педагогической профессии, осознание глубоко благородного предназначения этого труда, направленного на стимулирование психического развития другого человека, обогащение его духовного мира. Данный уровень сопровождается наличием устойчивой профессиональной педагогической направленности (стремлением стать, быть и оставаться педагогом). Желательно, чтобы этот уровень овладения мотивами, смыслами педагогической профессии опережал уровень владения техникой приемами в труде педагога.

Второй уровень: «от эрудита до мастера».

Уровень эрудита означает осведомленность, широкое ознакомление с данными педагогики, психологии, с достижениями передового опыта, теоретического освоения достигнутого ранее опыта в профессии. Он требует от педагога теоретического педагогического мышления, интереса к изучению другого человека, чувствительности ко всему новому интересному в науке и практике, осмысления и сопоставления узнанного, первых выборов и предпочтения для себя.

Уровень мастера означает переход к практическому воплощению в своем опыте того, что усвоено в ходе теоретического изучения, осмысления.

Второй уровень профессионализма требует от специалиста педагогического целеполагания, наблюдательности, интуиции и импровизации, владения педагогической техникой, выстраивания отдельных приемов в систему, в педагогические технологии. Главным является подбор педагогом из усвоенного им арсенала методов, форм, средств, тех из них, которые адекватны задачам психического развития обучающихся.

Третий уровень: «мастер – диагност».

Дальнейший профессиональный рост означает умение педагога диагностировать изменения, динамику психического развития учащихся в ходе применения новых средств, технологий. Отсюда необходим шаг к построению индивидуальных обучающих, развивающих, воспитывающих программ для отдельных учащихся (групп учащихся). Уровень мастера- диагноста требует от педагога владения педагогическим диагностическим мышлением, вниманием к индивидуальным вариантам психического развития, педагогического чутья, предвидения (к каким сдвигам в психическом развитии приведут предлагаемые педагогом индивидуальные программы), педагогического оптимизма.

Четвертый уровень: «гуманист».

Педагогическое мастерство тесно связано с обеспечением благоприятного психологического климата, что возможно при наличии культуры педагогического общения. Здесь необходимо использование широкого спектра коммуникативных задач, гибкое владение стилями, средствами, ролями в общении. От педагога этот уровень профессионализма требует гуманистической ориентации на развитие личности учащихся, педагогической симпатии, такта, профессиональной чувствительности.

Пятый уровень: «субъект педагогического труда, самодиагност».

Движение к профессионализму неизбежно сопровождается обращенностью сознания педагога на самого себя, а самооценивание, самопроектирование, прогнозирование и определение «сценария» своей дальнейшей профессиональной жизни, усиление авторства своей профессиональной биографии. Этот уровень профессионализма требует зрелого профессионального самоопределения, самоосознания, педагогической рефлексии.

Шестой уровень: «творец», «новатор».

На этом уровне вначале осуществляется первый пласт творчества педагога, а именно педагогическое творчество как овладение нестандартными способами решения педагогических задач в постоянно меняющихся педагогических ситуациях. Это требует от педагога гибкого педагогического мышления, педагогической интуиции, импровизации, умения действовать в условиях неопределенности.

От педагога этот уровень профессионализма требует творческих педагогических способностей, чувствительности к новым запросам общества, нового педагогического мышления, готовности отойти от штампов и стереотипов, новаторской позиции в пересмотре менталитета и ценностных ориентации в профессии, мотивационной готовности к инновациям, к преобразованию опыта профессии, умения оценить новизну идеи и подхода, реализовать их, нахождения отдельных оригинальных приемов или целостных авторских систем обучения и воспитания.

Седьмой уровень – «исследователь».

Мастерство и творчество педагоганевозможны без умения оценить полученные результаты - это первые шаги к исследованию. Исследовательский подход педагога - это стремление педагога не только вводить в свой труд нечто новое, но и изучать результаты, в том числе отдаленные, этих нововведений. Ещё дальше продвигается педагог как исследователь, если он поднимается до осознания важности варьировать применяемыми задачами, средствами, технологией и изучать различия в получаемых результатах. Данный уровень профессионализма требует от педагога овладения исследовательской культурой, целостного видения своего труда, перспективного педагогического целеполагания.

Восьмой уровень: «осознанная индивидуальность».

Каждый педагог как субъект, личность реально неповторим, уникален. Но чем выше уровень его профессионализма, тем более осознанно и целенаправленно работает он над осознанием своей индивидуальной манеры, над усилением положительных черт своего индивидуального стиля и сглаживанием негативных. Педагог как индивидуальность получает новые возможности в воздействии на духовный мир учащихся. Этот уровень сложившегося индивидуального профессионального мировоззрения, кредо, системы индивидуальных оценок, нестандартных взглядов на мир и делает педагога для учащихся интересным партнером в общении и сотрудничестве.

Девятый уровень: «участник и субъект педагогического сотрудничества».

Мастерство, творчество, индивидуальность педагога наилучшим образом воплощаются в сотрудничестве с коллегами, что возможно при понимании общих задач, соотнесении способов профессиональной деятельности, создании общности единомышленников. Это требует от педагога владения гибкими ролевыми позициями, терпимости, готовности к усилиям ради взаимной совместимости, направленности участников педагогического сотрудничества на главные задачи - качественные позитивные сдвиги в психическом развитии обучающихся.

Десятый уровень: «профессионал», «эксперт».

Здесь педагог объединяет в себе позитивные достижения всех предыдущих уровней профессионализма – понимание предназначения профессии, мастерство, творчество, исследовательский подход, саморазвитие, сотрудничество с коллегами, готовность к инновациям. Уровень предполагает как умение влиять на психическое развитие и личность обучающихся, применяя вариативные и новые технологии, исследуя результаты этих техник, обновлять систему образования, так и умения проектировать и корректировать свое личное профессиональное самодвижение. Этот уровень профессионализма опирается на названные выше профессионально важные психологические качества - педагогическое мышление, интуицию, рефлексию, творчество.

Названные уровни профессионализма педагога могут быть рассмотрены и как этапы профессионализма.

В психолого-педагогической литературе можно найти другие подходы к выделению уровней профессионализма педагога. Так, Н.В. Кузьмина для оценки уровня продуктивности профессионализма деятельности преподавателя ввела шкалу, согласно которой по результативности каждый педагог может быть отнесен к одному из следующих уровней деятельности:

I - (минимальный) - репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

II - (низкий) - адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

III - (средний) - локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам и умениям по отдельным разделам курса (т.е. он способен формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащегосяв учебно-познавательную деятельность); среднепродуктивный.

IV - (высокий) - системно-модулирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный.

V - (высший) - системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный. Иначе этот уровень еще называют - системно-моделирующий творчество.

Еще один пример градации профессионализма педагога по уровням: учитель-информатор (низшая категория); учитель-технолог (вторая, качественно более высокая чем предыдущая); учитель-артист (первая категория); учитель-вдохновитель (высшая категория).

Учитель-информатор относится к ученику как к объекту. Его цель - знания и их передача, его мало интересуют интересы и потребности учащихся. У такого педагога способы подачи материала ограничены; преобладают лекции, опрос, вопросно-ответная система работы. На уроке царит сам учитель. Это форма безличностной педагогики.

Учитель-технолог отличается от предыдущего преимущественно способом подачи учебного материала. Он пользуется заимствованными технологиями, которые дают определенный результат, но сам результат не связан с духовным развитием ребенка, а лишь с формальным знанием. Педагогика сотрудничества осмысливается таким учителем как совокупность приемов, используемых для передачи знаний, умений, как способ манипуляции мыслительным процессом ребенка. Главный метод у таких учителей - рациональность, ориентация на «правильный» ответ, отключенность от рефлексивной, эмоциональной сферы, оперирование понятиями и терминами.

Учитель-артист отличается способностью чувствовать аудиторию, вовлечь зрителей в общее действо, сопереживание, сотворчество. Межличностное общение, построенное на доверии, открытости, сотрудничестве, выступает как идеология и методология его духовной педагогики. Впечатление, радость и творчество царят на уроках таких учителей. Основным методическим приемом становится импровизация - некая настройка души учителя на духовные вибрации каждого ученика.

Учитель-артист осторожно накладывает штрихи на картину мира, складывающуюся в сознании ребенка, не нарушая ее самобытности. Сотворчество, со-участие, со-переживание - стержневые характеристики его деятельности.

Учитель-вдохновитель - высший уровень педагогического мастерства. Главная его цель - духовное становление личности. Такая педагогическая позиция предполагает отношение к ребенку как к самоценности, как к маленькой Вселенной. Вдохновитель дает своему воспитаннику вдох, жизнь, любовь, доброту, разбег, крылья для будущего полета. Бескорыстие как устойчивое состояние души, как способ жизнедеятельности без оглядки на вознаграждение. Установка вдохновителя - на открытие, тайну, на доверие. Личность учителя открыта детям. Разница между учителем-артистом и учителем вдохновителем - в оттенках, в глубине ориентированности на ребенка. Это преображение самого себя, своего духа и отдача душевной энергии. И артиста, и художника можно готовить в стенах вуза, по сути дела он тиражируется. А вдохновитель - это внутренняя работа над совершенствованием самого себя. Если учитель-артист - это начальный этап творческого подхода, то учитель-вдохновитель - высший уровень человечности, бесконечное восхождение духа.

Уровни профессионализма складываются неравномерно у разных педагогов и у одного специалиста на протяжении его профессиональной жизни.

Существуют различные пути перехода педагога от одного уровня профессионализма к другому, пути восхождения к высотам профессионализма. Анализом их занимается область акмеологических педагогических технологий.