Некоторые тенденции развития политических идеологий. Политическая идеология

Направленность и способы политической деятельности задаются теми представлениями о разумном устройстве общества и приоритетных ценностях, которые определяют смысл и значение человеческих поступков, т. е. идеологией.

Политическая идеология (от гр. idea - понятие и logos - учение, слово) - это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

Если рассматривать процесс формирования идеологии в исторической перспективе, то можно выделить ряд этапов.

Основные этапы формирования идеологии:

1. XVII-XVIII вв. Общественная мысль активно выступает против феодально-религиозной идеологии, отстаивает идеи общественного прогресса, возможности устройства человеческого общества на разумных и гуманных началах.

2. XIX-XX в. Появляются разнообразные либеральные и коммунистические идеи.

3. XX в. Западная социология начинает широко использовать понятие «идеология» для обозначения сознания, выражающего и обосновывающего интересы классов или социальных групп.

Феномен идеологии проявляется на трех уровнях.

Уровни политической идеологии:

1. Теоретико-концептуальный - формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина).

2. Программно-политический - разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа).

3. Актуализированный - степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая практика).

Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является инструментом манипулирования общественным сознанием. Положительная направленность такой схематизации состоит в том, что при помощи идеологии политические цели группы символизируются, политические действия приобретают конкретную направленность, в результате чего снижается стихийность восприятия политики и хаотичность политического воздействия в группе.

Идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Она выполняет ряд функций.

Функции политической идеологии:

1. Образовательно-воспитательная - овладение массовым политическим сознанием. Внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений. Конструирование групповых ценностей.

2. Пропагандистская - создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства.

3. Интегрирующая - сплочение общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.

4. Мобилизационная - стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач.

Политические идеологии в современных обществах разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических нормах.

Основные идеологии современного мира - консерватизм, либерализм, радикализм - отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры.

Типы политических идеологий:

1) Консерватизм (от лат. conservaге - сохранять, заботиться о сохранении). Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. Укрепление устоев государства. Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. Обществу присуще неравенство. Общество изменяется эволюционно.

2) Либерализм (от лат. liberalis - свободный). Главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. Абсолютная ценность человеческой личности. Ограничение объема и сфер деятельности государства. Политическое равенство всех людей. Общество изменяется при помощи реформ.

3) Радикализм (от лат. radicalis - коренной). Решительное изменение существующих социальных и политических институтов. Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей. Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма. Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.

Леворадикальные течения (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т.д.) предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости.

Праворадикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп

Политическая и идеологическая история Европы, по сути, представляет собой историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации.

Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.

Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующей на содержание властных отношений. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.

Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.

Из определения политической идеологии следует, что в любом случае она является разновидностью корпоративного сознания, отражающей сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающейся склонностью к духовному экспансионизму.

Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).

Различают следующие уровни политической идеологии:

- теоретико-концептуальный , на котором формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного

класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;

- программно-политический , на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов;

- актуализированный , который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм). Те же системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас). Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения. ведет к деидеологизации политики.

Среди основных идеологических течений в современном мире следует выделить следующие:

- либерализм , сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В XX в. тенденции универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан, переориентировали политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству) Р. Даль, Ч. Линдбдюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма;

- консерватизм , отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник как отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией на экономический кризис 1973–1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизм предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок и стабильность. Теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;

- социализм , перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм.

Видную роль в современном мире играют также национальные идеологии, правый неоконсерватизм экстремистского толка, фашизм, анархизм, идеология «зеленых» и другие.

Современная идейно-политическая жизнь несводима к функционированию и взаимодействию основных идеологий. В ней существуют и более «мелкие» явления: какие-то новые тенденции, различные течения внутри или на стыке идеологий, какие-то новомодные теоретические веяния, не похожие ни на одну из классических идеологий, а также и более крупные «блоки», отвечающие времени целые направления мысли, объединяющие (или оказывающие влияние на) сразу несколько идеологий. Пример – сегодняшнее сближение либерализма и консерватизма.

Концепция политической идеологии предполагает рациональное поведение человека как субъекта политики. Поскольку условность этого допущения очевидна, в науке существует направление, исходящее из иррациональности индивидуального и общественного поведения. Последняя обнаруживается в сходных формах. На уровне индивида – это бездумные, инстинктивные поступки. На уровне общества – это некий «роковой», «фатальный» ход событий, совершающийся помимо воли государственных деятелей.

Опираясь на общесоциологическую концепцию иррационализма, политологи создали течение в рамках политической теории, которое пытается объяснить внутриполитическое и внешнеполитическое развитие страны чередой «ошибок» государственных деятелей.

В последние годы предпринимаются усилия по сведению различных иррационалистических концепций в более или менее целостную «теорию образа». Суть ее в следующем: надо отбросить как «наивное» мнение о том, что люди в своих действиях, а государства в своей политике реагируют на объективный внешний мир. На самом деле мы реагируем не на реальный внешний мир, а на его «образ» («имидж»), который создается в нашем «воображении». Следовательно, «образ» может быть ложным, не адекватным объекту.

Концепция иррационализма считает также, что, поскольку все идеологии претендуют на совершенное знание путей общественного развития, какого не может быть в принципе, все они грешат утопизмом. Поэтому любая идеология противоречит здравому смыслу.

Нельзя отрицать, что отдельные наблюдения и постановки проблемы «иррационалистов» верны и заслуживают дальнейшего развития и углубления. Популярность иррационалистической концепции можно объяснить растерянностью науки, свойственной периодам общественных потрясений.

Поскольку идеология является экспансивной, навязанной формой общественного сознания, способом ее реализации является пропаганда. В современных исторически уникальных условиях единого мирового информационного пространства пропаганда становится не только орудием политики, но и ее творцом. Самую радикальную точку зрения в науке на эту

проблему можно выразить с помощью формулы: «В политике фактов нет, в ней существуют лишь представляемые факты». Так, согласно мнению Р. Дебре, крах СССР наступил вследствие того, что тот утратил способность формировать политическое воображение людей. Вопрос о том, в какой степени объективность материальных фактов ставит границы креативным (т.е. творящим собственную реальность) возможностям политической пропаганды, остается в науке открытым.

Впервые термин "идеология" ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде "Элементы идеологии".

Идеология - система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политике, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология).

В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя. Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

Политическая идеология - это определяемая политическими интересами совокупность взглядов той или иной социальной группы на политическое устройство общества. Она выполняет ряд функций.

Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил.

Идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного "мы".

Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.

Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе.

Политическая идеология выполняет нормативную функцию. В ней фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.

Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражение американского политолога Р. Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые бинокли.

Политическая идеология задает систему смыслов, ориентации человеческой деятельности. Она предлагает более совершенные идеалы, выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности, мобилизует общество на реализацию собственных положений. С ее помощью внедряется в общественное сознание собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего. Наконец, политическая идеология, выражая и защищая интересы определенных социальных групп, противостоит частным интересам, разъединяющим ли объединяет их в партии, группы, течения, стремится интегрировать общество.

Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая поглощает почти полностью духовную жизнь общества, функционируют контридеологии. Запрещенные, гонимые контридеологии все-таки бросают вызов данному состоянию.

Основными политическими идеологиями являются консерватизм, либерализм и социализм.

Либерализм. Базовыми принципами являются свобода личности, неограниченность гражданских и политических прав человека, его личная ответственность за собственное благополучие, свобода предпринимательства, неприкосновенность частной собственности, ликвидация регламентации экономической жизни. Условием реализации этих принципов выступает ограничение государственного вмешательства в общественную и частную жизнь. Идеалом общественно-политического устройства выступает правовое государство. Духовная жизнь общества должна основываться на принципах свободы взглядов и убеждений, освобождения индивидов от подчинения церкви т.д.

Неолиберализм несколько иначе понимает экономическую и социальную роль государства, включая в число его функций защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции от угрозы монополизма, разработку общей стратегии экономического развития, социальную защиту малообеспеченных групп и слоев населения.

Консерватизм. Отстаивает сложившиеся формы общественной жизни, Традиционные духовные ценности, отрицает не только революционные изменения, но с известным недоверием относится и к реформистским попыткам переустройства общества. Общество - это не машина, а прежде всего духовная реальность с хрупкой структурой, поэтому попытки ее изменить не должны предприниматься без крайней необходимости. Консерваторы не верят в неограниченные возможности человеческого разума и не испытывают оптимизма относительно прогресса. Для консерваторов интересы государства, общества, социальной группы неизмеримо выше, первичнее интересов отдельной личности. Однако и власть не должна вмешиваться в отношения, которые регулируются моралью. Абсолютными ценностями для консерваторов выступают семья, религия, социальная стабильность. Верность им способна разрешить все противостояния.

Социализм. Все социалистические концепции исходят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность, основанная на общности интересов. В будущем коллективистском обществе только и возможно преодолеть эгоизм, взаимоотчуждение людей, устранить причины, порождающие разрушительные социальные конфликты. Смысловым стержнем социалистической идеи служит идея равенства и социальной справедливости. Гарант и условием ее реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность. Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком, создание условий для гармоничного развития личности (в физическом, умственном и нравственном отношении). Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами (армией, полицией и т.д.).

Особенностью социал-демократической идеологии является реформизм, обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Социал-демократы одинаковое значение придают как принципу личной свободы, так и принципам солидарности и справедливости. Термином "социальная демократий" обозначается качественная сторона образа жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды, бытовые условия. Борьба за социальную демократию - это, прежде всего борьба за более высокое качество жизни. В современном обществознании довольно широко распространены идеи о "конце идеологий", базирующиеся на консенсусе представителей различных идейных течений по основным политическим проблемам (признание принципов смешанной экономики, демократического политического устройства, идеологического плюрализма, уважение к правам и свободам личности, взаимная ответственно гражданина и государства и т.п.). Однако существование идеологий подпитывается не только объективным различием интересов социальных групп, но и субъективной потребностью людей в целостной и непротиворечивой системе установок и ценностей, облегчающей им ориентацию в социально-политической действительности.

АБСЕНТЕИЗМ - форма аполитичности, политического безразличия граждан, выражающаяся в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах в представительные органы власти.

АБСОЛЮТИЗМ - форма государства, при которой законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит одному лицу - монарху. Исторически эта форма государства была характерна для эпохи феодализма. Абсолютные монархии сохранились сегодня в странах Персидского залива (Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия и др.).

АВТОНОМИЯ - право самостоятельного управления какой-либо, частью государства, закрепленное в Конституции.

АВТОРИТАРИЗМ - политический режим, характеризующийся неограниченной властью одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности, обществу. Этот режим является переходным по своему характеру, занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами, содержит в себе их черты. При авторитаризме допускается многообразие экономических, политических и культурных интересов; режим не стремится распространить тотальный контро"ль над обществом. Сила используется в том случае, если население проявляет неповиновение режиму. Примерами таких режимов являются военные и гражданские диктатуры, монархии, популистские режимы.

АНАРХИЗМ - леворадикальное политическое учение, отрицающее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности личности. Критика государства анархистами осуществляется с позиции того, что всякое принуждение плохо, поскольку оно ограничивает свободу личности. Удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей, по их мнению, должно происходить добровольно на основе согласия всех членов общества. Видными теоретиками анархизма были П. Ж. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин и др. В рамках анархизма существовали различные течения (анархосиндикалисты, анархо-коммунисты и др.). В современных условиях влияние анархизма весьма ограниченно.

БЛОК ПОЛИТИЧЕСКИЙ - форма политического объединения государств, партий, движений, преследующих общие цели. Блок является объединением неравноправных политических сил. Он состоит из трех групп: 1) доминирующей, которая определяет стратегию блока; 2) союзной, вошедшей в блок для достижения превосходства над другими силами; 3) «реле», которая занята пропагандой идей блока.

БЮРОКРАТИЯ - слой профессиональных управленцев, деятельность которых основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур.

ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - способность одного субъекта навязывать свою волю группам, массам, организациям, индивидам, используя при этом институты государства и его ресурсы. Политическая власть осуществляется через деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Способность одного субъекта решающим образом влиять на другого может быть основана на различных ресурсах (средствах): страхе, интересе, убеждении, традиции, законе, обычае и т. д. Политическую власть следует отличать от других разновидностей социальной власти: семейной, нравственной, правовой. Реализация политической власти опирается на государственные институты и предполагает удовлетворение интересов бблыпих групп людей.

ГОСУДАРСТВО - особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и управляющая с помощью специальных органов. Государство является наиболее важным институтом политической "системы. Различают государство правовое , ограниченное в своих действиях правом (конституцией) и призванное обеспечивать реализацию прав и свобод личности; и государство социальное , стремящееся к созданию для каждого гражданина условий и возможностей его всестороннего развития. По способам формирования властных институтов различают такие формы государства, как монархия и республика; по характеру распределения. власти на территории - унитарное, федеративное и конфедеративное государство.

ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ - организованные группы, оказывающие воздействие на власть, но не стремящиеся к обладанию ею.

ДЕМОКРАТИЯ - форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти - народ; свободные выборы, как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и др.

ДИКТАТУРА - неограниченная власть одного лица, группы, класса, опирающаяся на вооруженное насилие. Обычно диктатура противопоставляется демократии, основанной на гарантиях прав человека, добровольности форм социальной жизни.

ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - система представлений об устройстве и развитии общества, выражающих интересы социальных групп. Их реализация требует обращения к политической власти.

ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - совокупность ролей и функций, а также структур, призванных обеспечивать реализацию интересов социальных групп, индивидов.

КОММУНИЗМ - разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на оанове принципов коллективизма, социального равенства, социальной справедливости и удовлетворения всех потребностей индивида.

КОНСЕРВАТИЗМ - идеология, предполагающая развитие общества на основе ценностей семьи, морального долга, религии, собственности, сохранения традиций и т. д.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - политике - правовой принцип, определяющий взаимоотношения государства и гражданского общества на основе разделения властей и ограничения их конституцией, а также на основе гарантий прав и свобод личности.

КОНФЛИКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - состояние политических отношений между субъектами, характеризующееся их стремлением перераспределить ресурсы, ценности и статусы в свою пользу.

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - совокупность знаний, представлений, установок, опыта, стандартов политической деятельности, позволяющая субъекту эффективно выполнять политические роли.

ЛЕГИТИМНОСТЬ - признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений.

ЛИБЕРАЛИЗМ - разновидность политической идеологии, отстаивающей приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства и общества.

ЛИДЕР ПОЛИТИЧЕСКИЙ - личность, способная постоянно и решающим образом влиять на общество, группы, благодаря наличию у нее политической власти.

ЛОББИ - разновидность групп давления, создаваемых при исполнительных и законодательных органах власти для защиты интересов социальных общностей, слоев.

МЕНТАЛЬНОСТЬ - совокупность устойчивых представлений группы о политической деятельности, характеризующих особый способ группового мышления.

МОНАРХИЯ - форма государства, в котором вся власть сконцентрирована в руках единоличного правителя (короля, императора, князя, монарха и т. д.).

НАЦИОНАЛИЗМ - разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса и его права на самоопределение в форму политических требований к власти.

ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ - сфера реализации повседневных интересов индивида; совокупность межличностных отношений, которые развиваются без вмешательства государства и вне его рамок.

ОЛИГАРХИЯ - власть небольшой группы богатых людей.

ОХЛОКРАТИЯ - власть толпы, непосредственное воздействие масс, реализующих свои интересы помимо институтов государства.

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - форма представительства интересов членов гражданского общества, объединенных единой идеологией и стремящихся к захвату политической власти.

ПЛЮРАЛИЗМ - принцип организации общества, основанный "на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции.

ПОЛИАРХИЯ - форма власти в современных развитых странах, предполагающая распределение ее между центрами влиягаш (профсоюзами, бизнесом, фермерами и т. д.) с целью эффективного контроля за элитой. Автор термина - современный американский политолог Р. Даль.

ПОЛИТИКА - сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

ПОПУЛИЗМ - разновидность политической культуры лидера, элиты, институтов, апеллирующих к настроениям масс. Для популизма характерны демагогия, обещания, простые решения.

ПРОПАГАНДА - распространение идей с целью их внедрения в сознание широких слоев населения для формирования у них определенного отношения к политическим институтам, лидерам, элитам и т. д.

ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ - совокупность различных взаимодействий по реализации своих интересов субъектами политической жизни, в которых они выполняют определенные политические функции и роли.

РЕЖИМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - совокупность средств и методов реализации политической власти. Отражает характер связи власти и индивида.

РЕСПУБЛИКА - форма государства, институты которого создаются на основе всеобщих выборов.

СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - совокупность государственных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействий между ними, посредством которых происходит реализация общезначимых интересов с использованием политической власти.

ТОТАЛИТАРИЗМ - тип политического режима, предполагающий всеобщий контроль и регламентацию со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности человека.

РАСИЗМ - разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию какой-либо этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор, агрессию, войны.

ХАРИЗМА - понятие, обозначающее наличие у лидера исключительных способностей.

ЭЛИТА - группа лиц, принимающая важнейшие политические решения, отличающаяся особыми социальными, политическими, психологическими качествами, престижем и привилегированным положением.

Что такое политическая идеология?

Политическая идеология – 1) система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии); 2) выраженная преимущественно в теоретической, более или менее упорядоченной форме система идей и взглядов, защищающих коллективные ценности и интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновывающих пути и средства их реализации с 5) помощью политической власти или воздействия на неё; 3) теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.

Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, класса, общества.

Так, для одних людей большая ценность – монархическое государство, для других ценностью является лишь республиканский строй. Поскольку положение тех или иных социальных групп в обществе существенно различается, то представления о наилучшем общественном устройстве, в которых выражены интересы различных групп, не могут быть одинаковыми. Так, интересы «третьего сословия», буржуазии во Франции в XVIII в. нашли отражение в сочинениях Вольтера, Дидро, Монтескьё, а интересы наёмных рабочих XIX в. – в трудах Маркса.

Чем наука отличается от идеологии?

1) В отличие от науки, стремящейся постичь истину, идеология предназначена для выражения и защиты интересов субъектов политики, хотя она может включать в себя и научные знания.

2) Идеологии свойственно упрощение, частичное отражение действительности. При этом одна сторона действительности выдаётся за полную её картину.

3) Пристрастное, заинтересованное отношение к политическим явлениям, их оценки с позиций тех или иных социальных групп являются существенной характеристикой идеологии.

В каких формах существует политическая идеология?

1) Социально-политические теории, дающих обоснование определённых ценностей и идеалов, которые лежат в основе предлагаемого политического курса.

2) Политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, политических организаций.

3) Сознание граждан, определяющее их политическое поведение. Воплощение в практических делах и поступках людей.

4) Выступление партийных и государственных деятелей.

Политическое сознание – 1) одна из форм общественного сознания; 2) мысли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нём; 3) это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к ней.

Структура (строение, состав) политического сознания: 1) обыденное (обыденно-практический уровень) сознание + 2) теоретическое (идеолого-теоретический уровень) сознание.

Значительное место в обыденном сознании занимает политическая психология (политические чувства, переживания, настроения, мнения, ценностные ориентации, оценочные суждения, в которых проявляется эмоциональное восприятие политической жизни, роли в ней данного индивида, определённой группы людей).

Теоретическое сознание = политологическая наука + идеология.

Субъекты политической идеологии: общество, класс, группа,личность.

Функции политической идеологии

1. Образовательно-воспитательная - овладение массовым политическим сознанием. Внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений.

2. Пропагандистская - создание позитивного образа проводимой политической линии, её соответствие интересам социальных групп, нации, государства.

3. Интегрирующая сплочение общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.

4. Мобилизационная - стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач.

5. Мировоззренческая

Основные течения политической идеологии

Либерализм

Либерализм (от лат. liberas – свободный). Основные идеи:

1) свобода личности, гарантированность прав человека, демократизм, индивидуализм;

2) равенство всех людей перед законом;

3) личная ответственность человека за собственное благополучие;

4) ограничение вмешательства государства в общественную и личную жизнь;

5) рыночная экономика, свобода предпринимательства, неприкосновенность частной собственности;

6) общество изменяется при помощи реформ;

7) признание абсолютной ценности человеческой личности, приоритета частного над общественным.

Неолиберализм – направление политической экономии и философии, возникшее в 1930-е годы и достигшее своего расцвета в конце 1980-х – 1990-е годах XX века.

В отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики. В число функций государства включается защита свободного предпринимательства, рынка и конкуренции от угрозы монополизма, разработка общей стратегии экономического развития, социальная защита малообеспеченных слоёв населения.

В чём заключаются особенности российского либерализма?

Отличия российского либерализма от западного:

1) к началу либеральных преобразований в странах Восточной Европы отсутствовали необходимые элементы гражданского общества;

2) средний класс, даже если он существовал, был недостаточно силён, чтобы стать социальной базой этих преобразований;

3) эти преобразования было необходимо провести в кратчайший (по сравнению с западными странами) исторический промежуток времени;

4) основным носителем преобразовательной программы выступала не буржуазия, как на Западе, а скорее само государство, инструментом её реализации в значительной мере становилась бюрократия, а методы проведения неизбежно приобретали принудительный характер.

Консерватизм

Консерватизм (от лат. conservatio – охранять, сохранять). Основные идеи:

1) главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность;

2) укрепление устоев государства;

3) обществу присуще неравенство;

4) За социальную стабильность, эволюционноеизменение общества, против радикальных реформ и экстремизма;

Социализм

Социализм (от лат. socialis - общественный) - разновидность политической идеологии, отрицающей строй жизни, основанный на частной собственности, и утверждающей идеал общественного устройства на основе общественной собственности, отсутствия эксплуатации и справедливого распределения продуктов и благ в зависимости от затраченного труда.

Социализм как идеология формился позднее консерватизма и либерализма, примерно в середине XIX в. Основоположники: Сен-Симон, Фурье, Оуэн.

Теоретическое обоснование социализм получил в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

Основные идеи:

1) необходимость социальной революции для коренного переустройства общества;

2) особая историческая миссия пролетариата как могильщика буржуазии;

3) социальная справедливость, основанная на общественной собственности на средства производства;

4) социальный коллективизм;

5) материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям;

6) гуманистический характер конечных целей.

Социализм в XX в. разделился на реформистский и революционный.

Радикализм

Радикализм (от латинского "коренной"). Основные идеи:

1) решительное изменение существующих социальных и политических институтов;

2) стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей;

Радикализм может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма. Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существанию, традициям и укладу тех или иных слоёв и групп.

Леворадикальные течения (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности как маоизм, троцкизм и т.д.) предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости.

Праворадикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национаизма и религиозной нетерпимости, расизм) основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (рсовой, национальной, религиозной, социальной) над всеми остальными и стремятся любыми способами закрепить привилегированное положение таких групп.

Анархизм (от греческого "безвластие"). Основные идеи:

1) необходимость уничтожения государства;

2) замена любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан;

3) отрицание частной собственности;

4) свобода, индивидуализм, радикализм;

5) свободное самоуправление, отсутствие принуждения и подчинения должны стать основой подлинного порядка в обществе.

Национализм. Основные идеи:

1) идея превосходства своей нации над другими;

2) особое предназначение данной нации («сдерживание орд», «богоизбранность»);

3) наличие внешней силы, которая угрожает нации;

4) идея «золотого века» нации;

5) рассмотрение нынешнего состояния как критического, поворотного момента в жизни нации («смертный час», вымирание, отставание).

Фашизм. Основные идеи:

1) расовое неравенство и превосходство одной расы над другой;

2) отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти;

3) политическое господство фашистской партии, обеспечивающей полный контроль над личностью и обществом;

4) принцип фюрерства (вождизма), означающий единство государства, воплощенное в вожде и требующей полного подчинения масс своему руководителю;

5) восхваление войны, поощрение милитаризма.

Домашнее задание

Тест.

1.Верны ли следующие суждения об идеологии консерватизма?

А. Идеологии консерватизма соответствует следующее высказывание: «Равенство – это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить в социальную сферу»

Б. Идеологии консерватизма соответствует следующее высказывание: «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает её необходимой»

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2.Верны ли следующие суждения об идеологии консерватизма?

А. Идеологии консерватизма соответствует следующее высказывание: «Равенство – это один из необходимых элементов общества»

Б. Идеологии консерватизма соответствует следующее высказывание: «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о социалистической идеологии? А. Идеологии социализма соответствует следующее высказывание: «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю здания, которое ремонтируется»

Б. Идеологии социализма соответствует высказывание: «Равенство – это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода – это и средство, в некотором смысле и цель в себе»

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения об идеологии консерватизма?

А. Идеологии консерватизма соответствует высказывание: «Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность»

Б. Идеологии консерватизма соответствует высказывание: «Равенство – это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода – это и средство, в некотором смысле и цель в себе»

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5.Разновидность политической идеологии, отрицающей строй жизни, основанной на частной собственности, и утверждающей идеал общественного устройства на основе общественной собственности, отсутствия эксплуатации и справедливого распределения продуктов и благ в зависимости от затраченного труда, называется

1) национализм

2) либерализм

3) социализм

4)анархизм

6. Политическая идеология, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида, называется

1) либерализмом

2) коммунизмом

3)консерватизмом

4) анархизмом

7. Разновидность политической идеологии, выдвигающей в качестве основных требований обеспечение свободы личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства, называется

1) либерализмом

2) коммунизмом

Идеологическая ситуация в России

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Спектр политических предпочтений в современном российском обществе характеризуется многообразием по­литических устремлений. Прежнее идеологическое единст­во, основанное на ценностях коммунистической идеологии как государственной идеологии, сменилось пестрой мозаи­кой течений партий, движений, которые пропагандируют различные, часто противоположные идеалы.

Крушение коммунистической идеологии как офици­альной государственной идеологии и основанного на ней политического режима резко качнуло спектр политичес­ких настроений определенной части населения вправо - к ценностям либерализма. Однако неудачный начальный этап реформ, в ходе которого происходило усвоение либеральных ценностей, породил и возвратные движения, снизил интерес к идеологии либерализма. Дело в том, что декларация ценностей свободы индивидуализма осущест­влялась на фоне стремительного роста нищеты широких масс, падения уровня их жизни, нарастания имуществен­ного неравенства. Поэтому население в целом оказалось не в состоянии усвоить либеральные ценности, привы­кнуть к новым стандартам жизни, дискомфорту; ока­завшись в условиях «криминального рынка», вновь востребовало ценности социальной защищенности, спра­ведливости, равенства. Идеологический маятник вновь качнулся влево. Заметно возрастает влияние коммунис­тической идеологии и национально-патриотических и даже националистических движений, которые использу­ют «русскую идею» (о своеобразии и избранности русской нации)

(?) В чем особенности идеологического развития переходные обществ?

В целом спектр идеологических устремлений в России очень раздроблен, подвижен. Он не отличается устойчи­востью, поскольку о существовании носителей той или иной идеологии в обществе с достаточно значительным засилием маргинальных групп можно говорить условно. Маргиналы представляют собой людей, которые в силу различных обстоятельств потеряли связи со своей прежней социальной средой, а в новую среду еще не вошли. К таковым относятся, например, сельские жители, приехав­шие в город и не нашедшие работы; военные, уволенные в запас, но не имеющие возможности устроиться по специальности, близкой к военной.

Маргинальные слои активно поддерживают те полити­ческие силы, которые обещают решить их материальные проблемы.

Современный спектр политических предпочтений рос­сийского общества можно условно представить схемой.

Из этой схемы видно, что на политической сцене обозначены все оттенки классического политического спектра: есть «правые», «левые», центристские идеологии и их носители. Одна из особенностей российского по­литического спектра состоит в том, что он дополняется еще одной характеристикой - степенью радикализма различных политических сил в решении конкретных социально-экономических проблем, т.е. ориентацией на революционные методы преобразования. Еще одной осо­бенностью российского политического спектра является наличие в обществе устойчивой базы левых сил, прежде всего Коммунистической партии. Число их сторонников может расти по мере ухудшения экономической ситуации в стране.



(?)Что определяет политические взгляды людей в переход­ном обществе: их социально-экономическое положение или верность идее?

Вопросы и задания

1. Каково назначение процесса политической социализации в жизни общества?

2. Назовите факторы и агентов политической социализации. Как они изменяются с возрастом, полом личности.

3. Каковы, на ваш взгляд, факторы политической социализации учащейся молодежи?

4. В чем особенности процесса политической социализации в современном российском обществе?

5. Чем отличается процесс политической социализации индиви­да в демократическом и тоталитарном государстве?

6. Что такое политическая культура? Назовите ее элементы.

7. Каково значение политической культуры для развития обще­ства?

8. От каких факторов зависит уровень политической культуры в конкретном обществе?

9. Каковы критерии зрелости политической культуры личнос­ти, общества, класса, группы?

10. Какие типы политической культуры вы знаете?

11. Что означает термин «идеология»?

12. Каково соотношение религии и идеологии?

13. Какие факторы обусловливают появление идеологий?

14. Благодаря каким свойствам идеологии оказываются в состо­янии влиять на развитие общества?

15. Можно ли представить развитие общества без идеологий?

16. Раскройте содержание функций, которые идеология выпол­няет в обществе.

17. Какие политические идеологии оказались востребованными в современной России и почему?

Заключение

Вы смогли убедиться, уважаемый читатель, на­сколько мир политики интересен и многообразен. Когда-то М. Дюверже для обозначения особенностей этой сферы общественной жизни использовал образ древнеримского бога Януса, который изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. Таким сравнением М. Дюверже подчеркивал противоречивое сочетание в политике двух ее свойств - способности обеспечивать стабильность в обществе и стремления к постоянным изменениям как реакции на развивающиеся потребности социальных групп, инди­видов.

Подобная аналогия символична. Известно, что в древнеримской мифологии Янус - покровитель начи­наний и свершений. Политика также представляет собой сферу деятельности, которая инициирует преоб­разования в обществе, обосновывает их необходимость и обеспечивает реализацию через включение в эти процессы созидательной энергии человека.

Современная Россия находится еще только в нача­ла долгого пути демократических преобразований и создания зрелого гражданского общества. Лучше осоз­нать свое место в этом процессе как сознательного участника и творца вам и поможет политическая наука.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абсолютизм (лат. absolutus - неограниченный, безуслов­ный) - форма государства, при которой законодательная, исполнительная и судебная власти принадлежат одному ли­цу - монарху. Исторически эта форма государства была характерна для эпохи феодализма. Абсолютные монархии сохранились сегодня в странах Персидского.залива (Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия и др.).

Авторитаризм - политический режим, характеризующийся не­ограниченной властью одного человека или группы лиц, опи­рающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности, обществу. Этот режим является пере­ходным по своему характеру. Авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократи­ческим режимами, содержит в себе черты обоих режимов. При авторитаризме признается многообразие экономических, политических и культурных интересов и режим не стремится осуществлять тотальный контроль за обществом. Если населе­ние проявляет неповиновение режиму, то тот использует силу. Примерами таких режимов являются военные и граж­данские диктатуры, монархии, популистские режимы и т.д.

Анархизм - леворадикальное политическое учение, отрицаю­щее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности личности. Критика государства анархиста­ми осуществляется с позиции того, что всякое принуждение плохо, поскольку оно ограничивает свободу личности. Удовле­творение индивидуальных и коллективных потребностей, по их мнению, должно осуществляться добровольно на основе согласия всех членов общества. Видными теоретиками анар­хизма были П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др. В современных условиях влияние анархизма очень ограниченно.

Блок политический - форма политического объединения госу­дарств, партий, движений, преследующих общие цели. Блок является объединением неравноправных политических сил. Он состоит их трех групп: 1) доминирующей, которая опре­деляет стратегию блока; 2) союзной, вошедшей в блок для достижения превосходства над другими силами; 3) «реле», которая занята пропагандой идей блока.

Бюрократия - слой профессиональных управленцев, деятель­ность которых основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур.

Власть политическая - способность одного субъекта навязы­вать свою волю группам, массам, организациям, индивидам, используя при этом институты государства и его ресурсы. Политическая власть осуществляется в деятельности законо­дательных, исполнительных и судебных органов государст­ва. Способность одного субъекта решающим образом влиять на другого может быть основана на различных ресурсах (т.е. средствах): страхе, интересе, убеждении, традиции, законе, обычае и т.д. Политическую власть следует отличать от других разновидностей социальной власти: семейной, нрав­ственной, правовой. Реализация политической власти опира­ется на государственные институты, и предполагает удовле­творение интересов больших групп людей.

Государство - особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Различают государство правовое, т.е. ограниченное в своих действиях правом (конституцией) и призванное обес­печивать реализацию прав и свобод личности; государство социальное, т.е. стремящееся к созданию для каждого граж­данина условий и возможностей его всестороннего развития. По способам формирования властных институтов различают такие формы государства, как монархия и республика; по характеру распределения власти на территории выделяют унитарное, федеративное и конфедеративное государства.

Группы давления - организационные группы, оказывающие воздействие на власть, но не стремящиеся к обладанию ею.

Демократия (греч. demokratia - народовластие), форма го­сударства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти - народ; свободные выборы как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и т.д.

Идеология политическая - система представлений об устройст­ве и развитии общества, выражающих интересы социальных групп. Их реализация требует обращения к политической власти.

Институт политический - совокупность ролей и функций, а также структур, призванных обеспечивать реализацию инте­ресов социальных групп, индивидов.

Коммунизм - разновидность политической идеологии, предпо­лагающей устройство общества на основе принципов коллек­тивизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех по­требностей индивида.

Консерватизм (лат. conservar - охранять) - идеология, пред­полагающая развитие общества на основе ценностей семьи, морального долга, религии, собственности, сохранения тра­диций и т.д.

Конституционализм - политико-правовой принцип, определя­ющий взаимоотношения государства и гражданского обще­ства на основе разделения властей, ограничения их консти­туцией, гарантий прав и свобод личности.

Конфликт политический - состояние политических отношений между субъектами, характеризующееся их стремлением пе­рераспределить ресурсы, ценности и статус в свою пользу.

Культура политическая - совокупность знаний, представле­ний, установок, опыта, стандартов политической деятель­ности, позволяющая субъекту эффективно выполнять поли­тические роли.

Легитимность - признание законности существующих инсти­тутов власти и правомерности принимаемых ими решений со стороны общества.

Либерализм - разновидность политической идеологии, отстаи­вающей приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства и общества.

Лидер политический - личность, способная постоянно и реша­ющим образом влиять на общество, группы благодаря нали­чию у нее политической власти.

Лобби - разновидность групп давления, создаваемых при ис­полнительных и законодательных органах власти для защи­ты интересов социальных общностей, слоев.

Ментальность - совокупность устойчивых представлений группы о политической действительности, характеризующих особый способ группового мышления.

Монархия - форма государства, в котором вся власть. центрирована в руках единоличного правителя (короля, императора, князя, монарха и т.д.).

Национализм - разновидность политической идеологии, Воз­водящая требования суверенитета конкретного этноса, права на самоопределение в форму политических требований к власти.

Общество гражданское - сфера реализации повседневных интересов индивида; совокупность межличностных отношений которые развиваются без вмешательства государства и вне его рамок.

Олигархия - власть небольшой группы богатых людей.

Охлократия - власть толпы, непосредственное воздействие масс реализующих свои интересы помимо институтов государству

Партия политическая - форма представительства интересов членов гражданского общества, объединенных единой идеологией и стремящихся к захвату политической власти.

Плюрализм (лат. pluralis - множественный) - принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции.

Полиархия - форма власти в современных развитых страну предполагающая распределение ее между центрами влияния (профсоюзами, бизнесом, фермерами и т.д.) с целью эффективного контроля за элитой. Автором термина является современный американский политолог Р. Даль.

Политика - сфера деятельности групп, партий, индивидов) государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Популизм - разновидность политической культуры лидера> элиты, институтов, апеллирующих к настроениям масс. Для него характерны демагогия, обещания, простые решения.

Режим политический - совокупность средств и методов реализации политической власти. Отражает характер связи власти и индивида.

Республика - форма государства, институты которого создаются на основе всеобщих выборов.

Система политическая совокупность политических институ­тов, норм и взаимоотношений между ними, посредством которой реализуется политическая власть.

Тоталитаризм - тип политического режима, предполагающего всеобщий контроль и регламентацию со стороны государства всех сфер деятельности человека.

Расизм - разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы опирающейся для ее достижения на террор, агрессию, войны.

Харизма (греч. charisma божественный дар) - понятие обозначающее наличие у лидера исключительных способностей.

Электорат - круг лиц, обладающих правом голоса на выборах

Элита - группа лиц, принимающая важнейшие политические решения, отличающаяся особыми социальными, политическими, психологическими качествами, престижем и привилегированным положением.