Строение уха. Особенности слуха человека

Анализаторы

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют:

1) нервным волокном,
2) центральной нервной системой,
3) нервом,
4) анализатором.

А2. Рецепторы слухового анализатора расположены:

1) во внутреннем ухе,
2) в среднем ухе,
3) на барабанной перепонке,
4) в ушной раковине.

А3. В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха?

1) затылочную,
2) теменную,
3) височную,
4) лобную.

А4. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению:

1) клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку,
2) рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо,
3) слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг,
4) клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг.

А5. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин:

1) C,
2) D,
3) B,
4) A.

А6. В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона у человека?

1) затылочной,
2) височной,
3) лобной,
4) теменной.

А7. Проводниковая часть зрительного анализатора – это:

1) сетчатка,
2) зрачок,
3) зрительный нерв,
4) зрительная зона коры головного мозга.

А8. Изменения в полукружных каналах приводят к:

1) нарушению равновесия,
2) воспалению среднего уха,
3) ослаблению слуха,
4) нарушению речи.

А9. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц:

1) изменяющих кривизну хрусталика,
2) верхних и нижних век,
3) регулирующих размер зрачка,
4) изменяющих объём глазного яблока.

А10. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека:

1) слуховой трубой,
2) ушной раковиной,
3) перепонкой овального окна,
4) слуховыми косточками.

А11. Отдел слухового анализатора, проводящий нервные импульсы в головной мозг человека, образован:

1) слуховыми нервами,
2) рецепторами улитки,
3) барабанной перепонкой,
4) слуховыми косточками.

А12. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

1) двигательным нейронам,
2) вставочным нейронам,
3) чувствительным нейронам,
4) коротким отросткам двигательных нейронов.

А13. Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

1) рецепторах,
2) нервах проводниковой части анализатора,
3) корковом конце анализатора,
4) телах нейронов проводниковой части анализатора.

А14. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

1) нервных волокнах,
2) телах нейронов ЦНС,
3) рецепторах,
4) телах вставочных нейронов.

А15. Анализатор состоит из:

1) рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,
2) проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,
3) участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,
4) воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

А16. Зрение человека в большой степени зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:

1) чёрный пигмент поглощает световые лучи,
2) происходит преломление световых лучей,
3) энергия световых лучей превращается в нервное возбуждение,
4) расположен пигмент, определяющий цвет глаз.

А17. Цвет глаз человека определяется пигментацией:

1) сетчатки,
2) хрусталика,
3) радужной оболочки,
4) стекловидного тела.

А18. Периферическая часть зрительного анализатора:

1) зрительный нерв,
2) зрительные рецепторы,
3) зрачок и хрусталик,
4) зрительная зона коры.

А19. Повреждение коры затылочных долей мозга вызывает нарушение деятельности органов:

1) слуха,
2) зрения,
3) речи,
4) обоняния.

А20. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

1) внутреннее ухо,
2) среднее ухо и слуховые косточки,
3) вестибулярный аппарат,
4) наружный слуховой проход.

А21. Радужная оболочка:


2) определяет цвет глаз,

А22. Хрусталик:

1) является основной светопреломляющей структурой глаза,
2) определяет цвет глаз,
3) регулирует поток света, поступающего в глаз,
4) обеспечивает питание глаза.

А23. Во внутреннем ухе располагаются:

1) барабанная перепонка,
2) органы равновесия,
3) слуховые косточки,
4) все перечисленные органы.

А24. В состав внутреннего уха входит:

1) костный лабиринт,
2) улитка,
3) полукружные канальца,
4) все перечисленные структуры.

А25. Причиной врождённой дальнозоркости является:

1) увеличение кривизны хрусталика,
2) уплощённая форма глазного яблока,
3) уменьшение кривизны хрусталика,
4) удлинённая форма глазного яблока.

Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. Рецепторы – это нервные окончания, которые:

А) воспринимают информацию из внешней среды,
Б) воспринимают информацию из внутренней среды,
В) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам,
Г) располагаются в исполнительном органе,
Д) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы,
Е) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды.

В2. Дальнозорким людям необходимо использовать очки:

А) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой,
Б) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки,
В) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов,
Г) так как они плохо различают расположенные вдали предметы,
Д) имеющие двояковогнутые линзы, рассеивающие свет,
Е) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.

В3. К светопреломляющим структурам глаза относятся:

А) роговица,
Б) зрачок,
В) хрусталик,
Г) стекловидное тело,
Д) сетчатка,
Е) жёлтое пятно.

Задания на установление соответствия.

В4. Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет.

В5. Установите соответствие анализатора с некоторыми его структурами.

В6. Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами.

Задания на установление правильной последовательности.

В6. Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха.

А) наружное ухо,
Б) перепонка овального окна,
В) слуховые косточки,
Г) барабанная перепонка,
Д) жидкость в улитке,
Е) рецепторы органа слуха.

В7. Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

А) зрительный нерв,
Б) стекловидное тело,
В) сетчатка,
Г) хрусталик,
Д) роговица,
Е) зрительная зона коры мозга.

Задания со свободным ответом.

С1. Почему при взлёте или посадке самолёта пассажирам рекомендуется сосать леденцы?

Ответы к заданиям части А.

ответ
ответ

Ответы к заданиям части В с выбором нескольких правильных ответов.

Ответы к заданиям части В на определение последовательности

ответ

C1. Элементы ответа:

  1. при взлёте или посадке самолёта быстро меняется атмосферное давление, что вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;
  2. глотательные движения приводят к раскрытию слуховой (евстахиевой) трубы, через которую выравнивается давление в полости среднего уха с давлением в окружающей среде.

Вариант 1

А1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют:

  1. нервным волокном, 3) нервом,

2) центральной нервной системой, 4) анализатором.

А2. Рецепторы слухового анализатора расположены:

  1. во внутреннем ухе, 3) на барабанной перепонке,
  2. в среднем ухе, 4) в ушной раковине.

А3. В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха?

  1. затылочную, 3) височную,
  2. теменную, 4) лобную.

А4. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению:

  1. клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку,
  2. рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо,
  3. слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг,
  4. клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг.

А5. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин:

  1. C, 3) B,
  2. D, 4) А

А6. В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона у человека?

  1. затылочной, 3) лобной,
  2. височной, 4) теменной.

А7. Проводниковая часть зрительного анализатора – это:

  1. сетчатка, 3) зрительный нерв,
  2. зрачок, 4) зрительная зона коры головного мозга.

А8. Изменения в полукружных каналах приводят к:

  1. нарушению равновесия, 3) ослаблению слуха,
  2. воспалению среднего уха, 4) нарушению речи.

А9. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц:

  1. изменяющих кривизну хрусталика, 3) регулирующих размер зрачка,
  2. верхних и нижних век, 4) изменяющих объём глазного яблока.

А10. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека:

  1. слуховой трубой,
  2. ушной раковиной,
  3. перепонкой овального окна,
  4. слуховыми косточками.

А11. Отдел слухового анализатора, проводящий нервные импульсы в головной мозг человека, образован:

  1. слуховыми нервами, 3) барабанной перепонкой,
  2. рецепторами улитки, 4) слуховыми косточками.

А12. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

  1. двигательным нейронам, 3) чувствительным нейронам,
  2. вставочным нейронам, 4) коротким отросткам двигательных нейронов.

Задание с выбором нескольких верных ответов .

В1. К светопреломляющим структурам глаза относятся:

А) роговица,

Б) зрачок,

В) хрусталик,

Г) стекловидное тело,

Д) сетчатка,

Е) жёлтое пятно.

В2. Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет.

ФУНКЦИИ ОБОЛОЧЕК ОБОЛОЧКИ ГЛАЗА

1. защита от механических и химических повреждений, А) белочная,

2. снабжение глазного яблока кровью, Б) сосудистая,

3. поглощение световых лучей, В) сетчатка.

4. участие в восприятии света,

5. преобразование раздражения в нервные импульсы.

В3. Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

А) зрительный нерв,

Б) стекловидное тело,

В) сетчатка,

Г) хрусталик,

Д) роговица,

Е) зрительная зона коры мозга.

Задания со свободным ответом .

С1. Объясните, почему справедлива поговорка: “В темноте все кошки серы”?

С2. Почему человек легко отличает вкус лимона от вкуса конфеты?

Вариант 2

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

  1. рецепторах, 3) корковом конце анализатора,
  2. нервах проводниковой части анализатора, 4)телах нейронов проводниковой части анализатора.

А2. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

  1. нервных волокнах, 3) рецепторах,
  2. телах нейронов ЦНС, 4) телах вставочных нейронов.

А3. Анализатор состоит из:

  1. рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,
  2. проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,
  3. участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,
  4. воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

А4. Зрение человека в большой степени зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:

  1. чёрный пигмент поглощает световые лучи,
  2. происходит преломление световых лучей,
  3. энергия световых лучей превращается в нервное возбуждение,
  4. расположен пигмент, определяющий цвет глаз.

А5. Цвет глаз человека определяется пигментацией:

  1. сетчатки, 3) радужной оболочки,
  2. хрусталика, 4) стекловидного тела.

А6. Периферическая часть зрительного анализатора:

  1. зрительный нерв, 3) зрачок и хрусталик,
  2. зрительные рецепторы, 4) зрительная зона коры.

А7. Повреждение коры затылочных долей мозга вызывает нарушение деятельности органов:

  1. слуха, 3) речи,
  2. зрения, 4) обоняния.

А8. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

  1. внутреннее ухо, 3) вестибулярный аппарат,
  2. среднее ухо и слуховые косточки, 4) наружный слуховой проход.

А9. Радужная оболочка:

  1. определяет цвет глаз,
  2. обеспечивает питание глаза.

А10. Хрусталик:

  1. является основной светопреломляющей структурой глаза,
  2. определяет цвет глаз,
  3. регулирует поток света, поступающего в глаз,
  4. обеспечивает питание глаза.

А11. Во внутреннем ухе располагаются:

  1. барабанная перепонка, 3) слуховые косточки,
  2. органы равновесия, 4) все перечисленные органы.

А12. В состав внутреннего уха входит:

  1. костный лабиринт, 3) полукружные канальца,
  2. улитка, 4) все перечисленные структуры.

Задания с выбором нескольких верных ответов .

В1. Рецепторы – это нервные окончания, которые:

А) воспринимают информацию из внешней среды,

Б) воспринимают информацию из внутренней среды,

В) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам,

Г) располагаются в исполнительном органе,

Д) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы,

Е) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды.

Задания на установление соответствия .

В2. Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами.

СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРА ОТДЕЛЫ АНАЛИЗАТОРА

1. зрительная зона коры больших полушарий А) проводниковый,

Головного мозга, Б) периферический,

2. фоторецепторы, В) центральный.

3. обонятельный нерв,

4. слуховая зона коры больших полушарий

Головного мозга,

5. лицевой нерв,

6. обонятельные рецепторы.

Задания на установление правильной последовательности.

В3. Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха.

А) наружное ухо,

Б) перепонка овального окна,

В) слуховые косточки,

Г) барабанная перепонка,

Д) жидкость в улитке,

Е) рецепторы органа слуха.

Задания со свободным ответом .

С1. Почему при взлёте или посадке самолёта пассажирам рекомендуется сосать леденцы?

С2. Почему человек, чтобы лучше различить запах, делает несколько сильных коротких вдохов?

Тестирование по теме «АНАЛИЗАТОРЫ»

8 класс

Ответы к заданиям части А.

1 вар.

ответ

2 вар.

ответ

Ответы к заданиям части В с выбором нескольких правильных ответов.

1вар:

В2 АБВВВ

В3 ДГБВАЕ

2 вар:

В1 АБД

В2 ВБАВАБ

В3 АГВБДЕ

1вар:

С1. В темноте рецепторы, воспринимающие цветовые ощущения – колбочки, не работают, поэтому все предметы кажутся серыми. С2. За разные вкусовые ощущения отвечают разные зоны языка: за кислый вкус – боковые зоны языка, за сладкий вкус – кончик языка.

2 вар:

C1. Элементы ответа:

  1. при взлёте или посадке самолёта быстро меняется атмосферное давление, что вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;
  2. глотательные движения приводят к раскрытию слуховой (евстахиевой) трубы, через которую выравнивается давление в полости среднего уха с давлением в окружающей среде.

С2. При быстрых коротких вдохах воздух вихревыми движениями достигает орган обоняния. При этом запах ощущается очень сильно.

Существеннейшей частью среднего уха является цепь косточек - молоточек, наковальня и стремечко, которые передают колебания барабанной перепонки внутреннему уху (рис. 199 ). Одна из этих косточек - молоточек - вплетена своей рукояткой в барабанную перепонку, другая сторона молоточка сочленена с наковальней.

Колебания барабанной перепонки передаются более длинному плечу рычага, образованного рукояткой молоточка и отростком наковальни, поэтому стремечко получает их уменьшенными в амплитуде, но зато увеличенными в силе. Поверхность стремечка, прилегающая к мембране овального окна, равна 3,2 мм2. Поверхность барабанной перепонки равна 10 мм2. Отношение поверхности барабанной перепонки и стремечка равно 1: 22, что усиливает давление звуковых волн на мембрану овального окна примерно в 22 раза.

Это обстоятельство имеет важное значение, так как относительно слабые звуковые волны, падающие на барабанную перепонку, оказываются способными преодолеть сопротивление мембраны овального окна и привести в движение слой жидкости (пери- и эндолимфы) в улитке.

При посредстве слуховых косточек распространяющиеся в воздушной среде звуковые колебания передаются овальному окну и трансформируются в колебания жидкости - эндолимфы.

В стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего, кроме овального, существует еще свободное круглое окошко. Колебания эндолимфы улитки, возникающие у овального окошка и прошедшие по ходам улитки, доходят, не затухая, до круглого окошка. Если бы этого окошка не было, то колебания были бы невозможны вследствие несжимаемости жидкости

В среднем ухе расположены две мышцы: m. tensor tympani и m.stapedius. Первая из них, сокращаясь, усиливает натяжение барабанной перепонки и тем самым ограничивает амплитуду ее колебаний при сильных звуках, а вторая фиксирует стремя и тем самым ограничивает его движения.

Степень сокращения этих мышц меняется при изменении амплитуды звуковых колебаний и тем самым автоматически регулирует количестве звуковой энергии, поступающей через слуховые косточки во внутреннее ухо, предохраняя его от чрезмерных колебаний и от разрушения. Сокращение обеих мышц среднего уха возникает рефлекторно уже через 10 миллисекунд после действия на ухо сильных звуков. Дуга этого рефлекса замыкается на уровне стволовых отделов мозга.

При мгновенных сильных раздражениях (ударах, взрывах и т. д.) этот защитный механизм не успевает сработать. Поэтому котельщики, которые в соответствии с прежней технологией должны были производить удары молотом по стенке полого железного котла, находясь внутри него, через некоторое время глохли из-за разрушения звукопроводящих и звуковоспринимающих аппаратов среднего и внутреннего

Благодаря евстахиевой трубе, соединяющей барабанную полость с носоглоткой, давление в барабанной полости равно атмосферному, что создает наиболее благоприятные условия для колебаний барабанной перепонки.

Рис. 199. Схема строения уха. 1 - наружный слуховой проход; 2 - барабанная перепонка; 3 - полость среднего уха (барабанная полость); 4 - молоточек; 5 - наковальни; 6 - стремечко; 7 - полукружные каналы; 8 - преддверие; 9 - вестибулярная лестница; 10 - барабанная лестница; 11 - овальное окно; 12 - евстахиева труба.

Для нормального функционирования системы звукопроведения необходимо, чтобы по обе стороны барабанной перепонки было одинаковое давление. При несоответствии давления в полостях среднего уха и в наружном слуховом проходе натяжение барабанной перепонки меняется, акустическое (звуковое) сопротивление возрастает и слух понижается. Выравнивание давления обеспечивается вентиляционной функцией слуховой трубы. При глотании или зевании слуховая труба открывается и становится проходимой для воздуха. Учитывая, что слизистая оболочка среднего уха постепенно поглощает воздух, нарушение вентиляционной функции слуховой трубы ведет к повышению наружного давления над давлением в среднем ухе, что вызывает втяжение барабанной перепонки внутрь. Это приводит к нарушению звукопроведения и вызывает патологические изменения в среднем ухе.

Помимо вентиляционной, слуховая труба выполняет также защитную и дренажную функции. Защитная функция слуховой трубы обеспечивается слизистой оболочкой, которая в хрящевом отделе особенно богата слизистыми железами. Секрет этих желез содержит лизоцим, лактоферин, иммуноглобулины - все эти факторы препятствуют проникновению возбудителей в барабанную полость. Дренажную функцию слуховая труба выполняет благодаря наличию мерцательного эпителия, движения ресничек которого направлены в сторону глоточного устья трубы.

Барабанная перепонка и слуховые косточки. По законам физики, передача звуковых волн из воздуха в жидкие среды внутреннего уха сопровождается потерей до 99,9% звуковой энергии. Это связано с различным акустическим сопротивлением указанных сред. Структуры среднего уха - барабанная перепонка и рычажная система слуховых косточек - являются тем механизмом, который компенсирует потерю акустической (звуковой) энергии при переходе из воздушной среды в жидкую. Благодаря тому, что площадь основания стремени (3,2 мм 2) в окне преддверия значительно меньше рабочей

Рис. 5.23. Влияние соотношения площадей барабанной перепонки и основания стремени на увеличение силы звука

площади барабанной перепонки (55 мм 2), увеличивается сила звуковых колебаний за счет уменьшения амплитуды волн (рис. 5.23). Увеличение силы звука происходит также в результате рычажного способа сочленения слуховых косточек. В целом давление на поверхности окна преддверия оказывается примерно в 19 раз больше, чем на барабанной перепонке. Благодаря барабанной перепонке и слуховым косточкам воздушные колебания большой амплитуды и малой силы трансформируются в колебания перилимфы с относительно малой амплитудой, но большим давлением.

Слуховые мышцы. В барабанной полости расположены две самые миниатюрные мышцы человеческого тела: напрягающая барабанную перепонку и стременная. Первая из них иннервируется тройничным нервом, вторая - лицевым, и это определяет различие в раздражителях, вызывающих сокращение той и другой мышцы, и их неодинаковую роль. Обеспечивая оптимальное натяжение отдельных элементов звукопроводящего аппарата, эти мышцы регулируют передачу звуков разной частоты и интенсивности, и тем самым выполняют аккомодационную функцию. Защитная функция внутриушных мышц обеспечивается тем, что при воздействии звуков большой мощности мышцы рефлекторно резко сокращаются. Это в конечном счете приводит к уменьшению звукового давления, передаваемого перилимфе.

Слуховой паспорт.

Слуховой паспорт - таблица, куда заносятся данные речевых икамертональных исследований нарушений слухового анализатора пациента и здорового человека.

При формировании таблицы проводится пошаговое обследование слуха пациента:

  1. Выясняется наличие субъективного шума у пациента в процессе его физикального осмотра.
  2. Степень нарушения слуховой функции исследуется шепотом и разговорной речью.
  3. Если имеется подозрение на одностороннюю полную глухоту, применяются пробы с трещотками Барани.
  4. Определяется воздушная и костная проводимость обоих слуховых анализаторов с помощью набора камертонов.
  5. В заключении при составлении слухового паспорта проводятся опыты Вебера, Ринне и Швабаха.

Полученные данные сравниваются со слуховым паспортом здорового человека. На основе выявленных отклонений ставится предварительный диагноз и разрабатывается рациональный план лечения или коррекции имеющейся патологии. Более подробно расскажет о слуховом паспорте видео с лор-врачом, исследующим глухого пациента.


Функция слухового анализатора человека связана с членораздельной речью. Звуки, которые воспринимаются ухом характеризуются:

Среди звуковых сигналов, воспринимаемых человеческим ухом, большую роль играют шумы, тоны, их доли и сочетания (см. Звук). Способность воспринимать высоту, громкость, тембр, взаимосвязь музыкальных звуков обозначают термином «музыкальный слух». Некоторые люди способны определять высоту звука лишь сравнив его с другим звуком, высота которого заранее известна (относительный музыкальный слух), другие могут узнавать высоту звука без предварительного сопоставления его с другими звуками (абсолютный музыкальный слух), воспринимать многоголосую музыку (гармонический слух), а также представлять музыку в воображении, без ее исполнения и восприятия (так называемый внутренний слух).

Считалось, что ухо человека воспринимает звуковые сигналы частотой от 16-20 Гц до 15-20 кГц. Впоследствии было установлено, что человеку в условиях костного проведения свойственно восприятие звуков, имеющих более высокую (до 200 кГц) частоту, т.е. ультразвука. При этом с нарастанием частоты ультразвука чувствительность к нему понижается. Факт слухового восприятия человеком ультразвуков укладывается в существующие ныне представления об эволюции слуха, ибо эта особенность присуща всем без исключения видам млекопитающих. Измерение чувствительности к ультразвукам имеет большое значение для оценки состояния слуха человека, расширяя и углубляя возможности аудиометрии.

В человеческом ухе выделяют наружное, среднее и внутреннее ухо.

1. Наружное ухо состоит их ушной раковины, наружного слухового прохода и барабанной перепонки.

Функции : защитная (выделение серы), улавливание и проведение звука, формирование колебания барабанной перепонки.

2. Среднее ухо состоит из слуховых косточек (молоточек, наковальня и стремечко) и евстахиевой трубы.

Функции : слуховые косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз. Евстахиева труба, соединенная с носоглоткой, обеспечивает выравнивание давления на барабанную перепонку. Наиболее значительное преобразование звуков происходит в среднем ухе. Здесь вследствие разницы площади барабанной перепонки и основания стремени, а также благодаря рычажному механизму слуховых косточек и работе мышц барабанной полости значительно нарастает интенсивность проводимого звука при уменьшении его амплитуды. Система среднего уха обеспечивает переход колебаний барабанной перепонки на жидкие среды внутреннего уха - перилимфу и эндолимфу. При этом нивелируется в той или иной степени (в зависимости от частоты звука) акустическое сопротивление воздуха, в котором распространяется звуковая волна, и жидкостей внутреннего уха. Преобразованные волны воспринимаются рецепторными клетками, расположенными на базиллярной пластинке (мембране) улитки, которая колеблется на различных участках, довольно строго соответствующих частоте возбуждающей ее звуковой волны. Возникающее возбуждение в определенных группах рецепторных клеток распространяется по волокнам слухового нерва в ядра ствола мозга, подкорковые центры, расположенные в среднем мозге, достигая слуховой зоны коры, локализующейся в височных долях, где и формируется слуховое ощущение. При этом в результате перекреста проводящих путей звуковой сигнал и из правого, и из левого уха попадает одновременно в оба полушария головного мозга. Слуховой путь имеет пять синапсов, в каждом из которых нервный импульс кодируется по-разному. Механизм кодирования остается до настоящего времени окончательно не раскрытым, что существенно ограничивает возможности практической аудиологии.

3. Внутреннее ухо состоит из непосредственно органа слуха и органа равновесия. Орган слуха, в свою очередь, состоит из овального окна, улитки, заполненной жидкостью и кортиева органа.

Функции : слуховые рецепторы, находящиеся в кортиевом органе, преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые передаются в слуховую зону коры больших полушарий. Орган равновесия состоит из 3 полукружных каналов и оттолитового аппарата.

Функции : воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий. В результате ответные импульсы помогают поддерживать равновесие тела.

Рис.1. Схематическое изображение основных структур уха человека, образующих органы слуха (1-9) и органы равновесия (10-13).

: 1 - наружный слуховой проход; 2 -барабанная перепонка; 3 – 5 – слуховые косточки: молоточек (3), наковальня (4), стремечко (5); 6 – евстахиева труба соединяет среднее ухо с носоглоткой. При изменении давления окружающего воздуха давление по обе стороны барабанной перепонки выравнивается через слуховую трубу; 7 – овальное окно; 8 – улитка (в действительности закручена в спираль). Это непосредственно орган слуха, связанный со слуховым нервом. Название улитки определяется ее спирально извитой формой. Это костный канал, образующий два с половиной витка спирали и заполненный жидкостью. Анатомия улитки уха очень сложна, некоторые eё функции до сих пор неисследованы.; 9 – круглое окно.

Орган равновесия : 10 – круглый мешочек; 11 - овальный мешочек; 12 – ампула; 13 – полукружный канал.

В слуховом канале вырабатывается ушная сера - воскообразный секрет сальных и серных желез. Ушная сера служит для защиты кожи слухового канала от бактериальной инфекции и для предотвращения попадания различных насекомых за счет специфического запаха.

Схема физиологии деятельности : звуковая волна, попадая в наружный слуховой проход, колеблет барабанную перепонку → та передает это колебание в среднее ухо на систему слуховых косточек, которые действуя как рычаг усиливают звуковые колебания и начинают колебать мембрану овального окна → мембрана овального окна колеблет жидкость, находящуюся между костным и перепончатым лабиринтом внутреннего уха, → эта жидкость передает свои колебания базальной мембране → базальная мембрана смещается и передает колебания механорецепторным клеткам, волоски которых также начинают колебаться → колеблясь, волоски механорецепторных клеток касаются покровной мембраны, при этом колебании в них возникает электрический импульс (нервный), который передается через систему переключательных ядер, находящихся в среднем и промежуточном мозге, в корковый отдел головного мозга (височную долю больших полушарий), где соотносятся частота и сила звуковых сигналов, осуществляется распознавание сложных звуков. Смысл услышанного интерпретируется в ассоциативных корковых зонах.

Бинауральный слух – это слышание двумя ушами. Он позволяет определить направление звука.

Оптимальным условием для колебаний барабанной перепонки является одинаковое давление воздуха с обеих ее сторон. Это обеспечивается благодаря тому, что барабанная полость сообщается с внешней средой через носоглотку и слуховую трубу, которая открывается в нижний передний угол полости. При глотании и зевании воздух проникает в трубу, а оттуда в барабанную полость, что позволяет поддерживать в ней давление, равное атмосферному.

Возрастные особенности слуха

Восприятие звуков отмечается у плода в последние месяцы внутриутробного развития. Новорожденные дети и дети грудного возраста осуществляют элементарный анализ звуков. Они способны реагировать на изменение высоты, силы, тембра и длительности звука. Наименьшая величина порогов слышимости (наибольшая острота слуха) свойственна подросткам и юношам (14-19 лет). У детей, в отличие от взрослых, острота слуха на слова понижена больше чем на тон. В развитии слуха у детей большое значение имеет общение со взрослыми; слушание музыки, обучение игре на музыкальных инструментах, пение. Во время прогулок следует приучать детей слушать шум леса, пение птиц, шорох листьев, плеск моря.

Развитие слуха у ребенка начинается с первых недель после рождения, но происходит довольно медленно. Даже у детей от 4 до 10 лет слуховая чувствительность на 6-10 дБ ниже, чем у взрослых. Лишь к 12-14 годам острота С. достигает максимального уровня и, по некоторым данным, даже превосходит остроту слуха у взрослых. С возрастом С. снижается; этот процесс получил название пресбиакузиса, или старческой тугоухости, - одного из проявлений старения организма. Начальные признаки пресбиакузиса могут быть обнаружены уже после 40 лет, а по некоторым данным, и после 30 лет. При этом возраст, в котором снижается слух, и степень снижения слуха в значительной мере зависят от постоянного проживания в городской или сельской местности, перенесенных заболеваний, работы в шумной обстановке, особенностей наследственности и др. Снижение С. обнаруживается главным образом на высоких частотах. Как правило, слуховое восприятие речи у пожилых людей нарушается в большей степени, чем чистых тонов. Особенно заметны эти нарушения в шумной обстановке. Наибольшее значение в механизме пресбиакузиса имеют нарушения центрального генеза, вместе с тем в далеко зашедших случаях старческой тугоухости наблюдаются уменьшение числа и грубые изменения в рецепторных клетках улитки, атрофия и некроз ядер, характерные для всех центров слухового пути, изменения в звукопроводящих структурах среднего уха (повышение вязкости синовиальной жидкости и ограничение подвижности суставов между слуховыми косточками). В немалой степени развитию пресбиакузиса способствуют атеросклеротические изменения сосудов, прямо или косвенно участвующих в кровоснабжении внутреннего уха. Возрастные нарушения С. усугубляются постоянным действием на организм бытового и транспортного шума, а также усиливающей акустической аппаратуры.

Гигиена слуха

Гигиена слуха – это система мер, направленных на охрану слуха; создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.

Наиболее опасным воздействием на орган слуха обладает шум. Чрезмерный шум ведет к снижению слуха, длительно действующий шум может вызвать нарушение работы сердечно-сосудистой системы, снижает работоспособность. У взрослых уровни шума в 90 дБ, воздействуя в течение часа, понижают возбудимость клеток коры больших полушарий, ухудшают координацию движения, снижают остроту зрения. При 120 дБ через 4-5 лет происходят изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: нарушается ритм сердечной деятельности, изменяется артериальное давление, появляются головные боли, бессонница, расстройства эндокринной системы. А через 5-6 лет – формируется профессиональная тугоухость. Так, если человек находился в течение 6 часов на оживленной улице (90дБ), то у него снижается острота слуха на 3-4%. У детей шум 50 дБ вызывает значимое снижение работоспособности. В 60 дБ – повышается порог чувствительности, снижается внимание.