Зрительный анализатор гигиена зрения. Зрительный анализатор и его гигиена

У большинства людей понятие «зрение» ассоциируется с глазами. На самом деле глаза – это только часть сложного органа, именуемого в медицине зрительный анализатор. Глаза являются лишь проводником информации извне к нервным окончаниям. А сама способность видеть, различать цвета, размеры, формы, расстояние и движение обеспечивается именно зрительным анализатором – системой сложной структуры, которая включает несколько отделов, взаимосвязанных между собой.

Знание анатомии зрительного анализатора человека позволяет правильно диагностировать различные заболевания, определять их причину, выбирать правильную тактику лечения, проводить сложные хирургические операции. У каждого из отделов зрительного анализатора есть свои функции, но между собой они тесно взаимосвязаны. Если хоть какая-то из функций органа зрения нарушается, это неизменно сказывается на качестве восприятия действительности. Восстановить его можно, только зная, где скрыта проблема. Вот почему так важно знание и понимание физиологии глаза человека.

Строение и отделы

Строение зрительного анализатора сложное, но именно благодаря этому мы можем воспринимать окружающий мир настолько ярко и полно. Состоит он из таких частей:

  • Периферический отдел – здесь расположены рецепторы сетчатки глаза.
  • Проводниковая часть – это зрительный нерв.
  • Центральный отдел – центр зрительного анализатора локализован в затылочной части головы человека.

Работу зрительного анализатора по своей сути можно сравнить с системой телевидения: антенной, проводами и телевизором

Основные функции зрительного анализатора – это восприятие, проведение и обработка зрительной информации. Анализатор глаза не работает в первую очередь без глазного яблока – это и есть его периферическая часть, на которую приходятся основные зрительные функции.

Схема строения непосредственного глазного яблока включает 10 элементов:

  • склера – это наружная оболочка глазного яблока, сравнительно плотная и непрозрачная, в ней есть сосуды и нервные окончания, она соединяется в передней части с роговицей, а в задней – с сетчаткой;
  • сосудистая оболочка – обеспечивает провод питательных веществ вместе с кровью к сетчатке глаза;
  • сетчатка – этот элемент, состоящий из клеток фото-рецепторов, обеспечивает чувствительность глазного яблока к свету. Фоторецепторы бывают двух видов – палочки и колбочки. Палочки отвечают за периферическое зрение, они отличаются высокой светочувствительностью. Благодаря клеткам-палочкам, человек способен видеть в сумерках. Функциональная особенность колбочек совершенно другая. Они позволяют глазу воспринимать различные цвета и мелкие детали. Колбочки отвечают за центральное зрение. Оба вида клеток вырабатывают родопсин – вещество, которое преобразует световую энергию в электрическую. Именно ее способен воспринимать и расшифровывать корковый отдел головного мозга;
  • роговица – это прозрачная часть в переднем отделе глазного яблока, здесь происходит преломление света. Особенность роговицы состоит в том, что в ней совсем нет кровеносных сосудов;
  • радужная оболочка – оптически это самая яркая часть глазного яблока, здесь сосредоточен пигмент, отвечающий за цвет глаз человека. Чем его больше и чем ближе он к поверхности радужки, тем темнее будет цвет глаз. Структурно радужная оболочка представляет собой мышечные волокна, которые отвечают за сокращение зрачка, который, в свою очередь, регулирует количество света, передающегося к сетчатке;
  • ресничная мышца – иногда ее называют ресничным пояском, главная характеристика этого элемента – регулировка хрусталика, благодаря чему взгляд человека может быстро сфокусироваться на одном предмете;
  • хрусталик – это прозрачная линза глаза, главная его задача – фокусировка на одном предмете. Хрусталик эластичен, это свойство усиливается окружающими его мышцами, благодаря чему человек может отчетливо видеть и вблизи, и вдали;
  • стекловидное тело – это прозрачная гелеобразная субстанция, заполняющая глазное яблоко. Именно оно формирует его округлую, устойчивую форму, а также пропускает свет от хрусталика к сетчатке;
  • зрительный нерв – это основная часть проводящего пути информации от глазного яблока в области коры головного мозга, обрабатывающие ее;
  • желтое пятно – это участок максимальной остроты зрения, он расположен напротив зрачка над местом входа зрительного нерва. Свое название пятно получило за большое содержание пигмента желтого цвета. Примечательно, что некоторые хищные птицы, отличающиеся острым зрением, имеют целых три желтых пятна на глазном яблоке.

Периферия собирает максимум зрительной информации, которая затем через проводниковый отдел зрительного анализатора передается к клеткам коры головного мозга для дальнейшей обработки.


Вот так схематично выглядит строение глазного яблока в разрезе

Вспомогательные элементы глазного яблока

Глаз человека подвижен, что позволяет улавливать большое количество информации со всех направлений и быстро реагировать на раздражители. Подвижность обеспечивается мышцами, охватывающими глазное яблоко. Всего их три пары:

  • Пара, обеспечивающая движение глаза вверх и вниз.
  • Пара, отвечающая за движение влево и вправо.
  • Пара, благодаря которой глазное яблоко может вращаться относительно оптической оси.

Этого достаточно, чтобы человек мог смотреть в самых разных направлениях, не поворачивая головы, и быстро реагировать на зрительные раздражители. Движение мышц обеспечивается глазодвигательными нервами.

Также к вспомогательным элементам зрительного аппарата относятся:

  • веки и ресницы;
  • конъюнктива;
  • слезный аппарат.

Веки и ресницы выполняют защитную функцию, образуя физическую преграду для проникновения инородных тел и веществ, воздействия слишком яркого света. Веки представляют собой эластичные пластины из соединительной ткани, покрытые снаружи кожей, а изнутри – конъюнктивой. Конъюнктива – это слизистая оболочка, выстилающая сам глаз и веко изнутри. Ее функция тоже защитная, но обеспечивается она за счет выработки специального секрета, увлажняющего глазное яблоко и образующая невидимую естественную пленку.


Зрительная система человека устроена сложно, но вполне логично, каждый элемент несет определенную функцию и тесно связан с другими

Слезный аппарат – это слезные железы, от которых по протокам слезная жидкость выводится в конъюнктивальный мешок. Железы парные, расположены они в уголках глаз. Также во внутреннем уголке глаза находится слезное озерцо, куда стекает слеза после того, как омыла наружную часть глазного яблока. Оттуда слезная жидкость переходит в слезно-носовой проток и стекает в нижние отделы носовых проходов.

Это естественный и постоянный процесс, никак не ощущаемый человеком. Но когда слезной жидкости вырабатывается слишком много, слезно-носовой проток не в состоянии ее принять и переместить всю одновременно. Жидкость переливается через край слезного озерца – образуются слезы. Если же, наоборот, по каким-то причинам слезной жидкости вырабатывается слишком мало или же она не может продвигаться через слезные протоки по причине их закупорки, возникает сухость глаза. Человек ощущает сильный дискомфорт, боль и резь в глазах.

Как происходит восприятие и передача зрительной информации

Чтобы понять, как же работает зрительный анализатор, стоит представить себе телевизор и антенну. Антенна – это глазное яблоко. Оно реагирует на раздражитель, воспринимает его, преобразует в электрическую волну и передает к головному мозгу. Осуществляется это посредством проводникового отдела зрительного анализатора, состоящего из нервных волокон. Их можно сравнить с телевизионным кабелем. Корковый отдел – это телевизор, он обрабатывает волну и расшифровывает ее. В результате получается привычная для нашего восприятия зрительная картинка.


Зрение человека – это намного сложнее и больше, чем просто глаза. Это сложный многоступенчатый процесс, осуществляемый, благодаря слаженной работе группы различных органов и элементов

Подробнее стоит рассмотреть проводниковый отдел. Он состоит из перекрещенных нервных окончаний, то есть информация от правого глаза идет к левому полушарию, а от левого – к правому. Почему именно так? Все просто и логично. Дело в том, что для оптимальной расшифровки сигнала от глазного яблока к корковому отделу его путь должен быть максимально коротким. Участок в правом полушарии мозга, ответственный за расшифровку сигнала, расположен ближе к левому глазу, чем к правому. И наоборот. Вот почему сигналы передаются по перекрещенным путям.

Перекрещенные нервы далее образуют так называемый зрительный тракт. Здесь информация от разных частей глаза передается для расшифровки к разным частям головного мозга, чтобы сформировалась четкая зрительная картинка. Мозг уже может определить яркость, степень освещенности, цветовую гамму.

Что происходит дальше? Уже почти окончательно обработанный зрительный сигнал поступает в корковый отдел, осталось только извлечь из него информацию. В этом и заключаются основные функции зрительного анализатора. Здесь осуществляются:

  • восприятие сложных зрительных объектов, например, печатного текста в книге;
  • оценка размеров, формы, удаленности предметов;
  • формирование восприятия перспективы;
  • различие между плоскими и объемными предметами;
  • объединение всей полученной информации в целостную картинку.

Итак, благодаря слаженной работе всех отделов и элементов зрительного анализатора, человек способен не только видеть, но и понимать увиденное. Те 90% информации, которую мы получаем из окружающего мира через глаза, поступает к нам именно таким многоступенчатым путем.

Как изменяется зрительный анализатор с возрастом

Возрастные особенности зрительного анализатора неодинаковы: у новорожденного он еще не сформирован до конца, младенцы не могут фокусировать взгляд, быстро реагировать на раздражители, в полной мере обрабатывать полученную информацию, чтобы воспринимать цвет, размер, форму, удаленность предметов.


Новорожденные дети воспринимают мир в перевернутом виде и в черно-белом цвете, так как формирование зрительного анализатора у них еще полностью не завершено

К 1 году зрение ребенка становится почти таким же острым, как у взрослого человека, что можно проверить по специальным таблицам. Но полное завершение формирования зрительного анализатора наступает только к 10–11 годам. До 60 лет в среднем, при условии соблюдения гигиены органов зрения и профилактики патологий, зрительный аппарат работает исправно. Затем начинается ослабление функций, что обусловлено естественным износом мышечных волокон, сосудов и нервных окончаний.

Получать трехмерное изображение мы можем, благодаря тому, что у нас есть два глаза. Выше уже говорилось о том, что правый глаз передает волну к левому полушарию, а левый наоборот, к правому. Далее обе волны соединяются, направляются к нужным отделам для расшифровки. При этом каждый глаз видит свою «картинку», и только при правильном сопоставлении они дают четкое и яркое изображение. Если же на каком-то из этапов происходит сбой, происходит нарушение бинокулярного зрения. Человек видит сразу две картинки, причем они различные.


Сбой на любом этапе передачи и обработки информации в зрительном анализаторе приводит к различным нарушениям зрения

Зрительный анализатор не напрасно сравнивают с телевизором. Изображение предметов, после того как они пройдут преломление на сетчатке, поступает к головному мозгу в перевернутом виде. И только в соответствующих отделах преобразуется в более удобную для восприятия человека форму, то есть возвращается «с головы на ноги».

Есть версия, что новорожденные дети видят именно так – в перевернутом виде. К сожалению, рассказать об этом сами они не могут, а проверить теорию с помощью специальной аппаратуры пока что невозможно. Скорее всего они воспринимают зрительные раздражители так же, как и взрослые люди, но поскольку зрительный анализатор сформирован еще не до конца, полученная информация не обрабатывается и адаптируется полностью для восприятия. Малыш просто не справится с такими объемными нагрузками.

Таким образом, строение глаза сложное, но продуманное и почти совершенное. Сначала свет попадает на периферическую часть глазного яблока, проходит через зрачок к сетчатке, преломляется в хрусталике, затем преобразуется в электрическую волну и проходит по перекрещенным нервным волокнам к коре головного мозга. Здесь происходит расшифровка и оценка полученной информации, а затем ее декодирование в понятную для нашего восприятия зрительную картинку. Это, действительно, схоже с антенной, кабелем и телевизором. Но намного филигранней, логичней и удивительней, ведь это создала сама природа, и под этим сложным процессом на самом деле подразумевается то, что мы называем зрением.

Это комплекс норм, условий и требований, который следует осуществлять для создания оптимальных условий деятельности зрительного анализатора.

1. Соблюдение норм естественной и искусственной освещенности.

2. Правильный подбор мебели, с учетом роста ребенка (расстояние от глаз до стола 30-35 см).

3. Соблюдение норм и требований к просмотру телевизионных передач.

4. Правильная дозировка зрительных нагрузок (шрифт для каждого возраста, нельзя читать лежа, в движущемся транспорте- соблюдать расстояния, соблюдать нормы непрерывности письма: для учащихся 6-7 лет 5-7 мин, 7-10 лет 10 мин, 11-12 лет 15 мин, 13-15 лет 20 мин, 16-18 лет 25-30 мин. Непрерывное чтение: 6-7 лет 5-10 мин, 8-10 лет 15-20 мин, 11-15 лет 25-30 мин, 16-18 лет 35-45 мин, в промежутках следует давать отдых глазам примерно на 10 минут).

Слуховой анализатор

Слуховой анализатор- это второй по значению анализатор в обеспечении адаптитвных реакций и познавательной деятельности человека, его особая роль у человека связана с членораздельной речью.

Слуховое восприятие- основа членораздельной речи. Ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает и речевую способность, хотя весь артикулярный аппарат у него остается ненарушенным.

Слуховой анализатор воспринимает слуховые волны, отличающие по высоте, частоте и внутреннего уха. Звуковые волны поступают в наружное ухо, состоящие из ушной раковины и слухового прохода переходит в среднее ухо, состоящее из барабанной перепонки и 3-х слуховых косточек-молоточек, наковальня, стремечко, затем поступают во внутреннее ухо, включающее лабиринт, который состоит из трех частей: в центре- преддверие, спереди от него находится улитка, состоящая из 2,5 витков, сзади – полукружные каналы. В центре улитки расположены рецепторы слухового анализатора – звуковоспринимающий аппарат- спиральный, или кортиев орган, представляющий собой слуховые волосики, ударяясь о которые звуковая волна преобразуется в электрический импульс, передающийся в слуховой нерв, который поступает в слуховой центр.

Слуховой анализатор включает вестибулярный аппарат, обеспечивающий удержание тела в пространстве.

Возрастные особенности слухового анализатора

Чем меньше ребенок:

1. Тем меньше пороги слышимости, наименьшая величина порогов слышимости, т.е. наибольшая острота слуха свойственная подросткам и юношам (14-19 лет)

2.Тем ниже острота слуха.

3.Тем быстрее развивается утомление слухового анализатора.



Гигиена слухового анализатора

Гигиена слухового анализатора- это комплекс норм, условий и требований, направленных на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.

1. Для слуха детей вредны чрезмерно сильные звуки. Это может привести к стойкому снижению слуха и даже полной глухоте.

2.Профилактика “ школьного шума”.

3.Речь учителя должна быть живой, богатой разнообразными интонациями, слова должны произноситься четко.

4.Правильная дозировка слуховых нагрузок.

5.Гигиеной слуха диктуются размеры учебного помещения.

Лекция 6. Железы внутренней секреции и опорно-двигательный аппарат

План

1.Понятие об эндокринных железах.

2.Значение деятельности желез внутренней секреции.

3.Особенности желез внутренней секреции.

4.Железы внутренней секреции

5. Значение опорно-двигательного аппарата.

6. Функции костно-мышечной системы.

7. Скелет – структурная основа тела.

8. Рост и развитие костей.

9. Части скелета и их развитие

10.Мышечная система.

11.Возрастные особенности костно-мышечной системы.

12.Гигиена костно-мышечной системы.



Ключевые слова

Железы внутренней секреции, эндокринная система, гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, поджелудочная железа, надпочечники, тимус, гормоны, движение, скелет, мышцы, костно-мышечная система, лордоз, кифоз, сколиоз, плоскостопие.

Литература

  1. Хрипкова А. Г. , Антропова м. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школоная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
  2. Иргашев А. С. Возрастная физиология. Ташкент, 1989.
  3. Фарбер Д. А., Корниенко, Сонькин В. Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 64 с.
  4. Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 2-е изд, испр. – М.: Дрофа, 2000. 216 с.
  5. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ пед. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 456
  6. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях./ Под ред. В. А. Поляква. – М.: Мелицина, 1990 – 120 с.

Вопросы к практическому занятию

1. Назовите особенности желез внутренней секреции.

2. Чем отличается железы внутренней секреции от желез внешней секреции?

3. Что такое гормон?

4. Роль щитовидной железы.

5. Основные функции опорно-двигательного аппарата.

6. Значение мышечной системы.

7.Какие нарушения опорно-двигательного аппарата у детей Вы знаете?

8. Гигиенические требования к школьной мебели.

9. Возрастные особенности костно-мышечной системы.

Железы внутренней секреции.

Эндокринная система

Железы внутренней секреции. В регуляции функций организма важная роль принадлежит эндокринной системе. Органы этой системы – железы внутренней секреции -выделяют особые вещества, оказывающие существенное и специализированное влияние на обмен веществ, структуру и функцию органов и тканей.

Железы внутренней секреции осуществляют вместе с нервной системой нервно-гуморальную регуляцию деятельности органов и систем, направленную на под­держание гомеостаза (постоянства) внутренней среды организма.

Железы внутренней секреции осуществляют гуморальную регуляцию рефлекторно, путем выделения в кровь при их возбуждении гормонов – высокоактивных биологических веществ, влияющих на рост и развитие, обмен веществ в организме и на сохранение постоянства внутренней среды. К железам внутренней секреции относятся:

Гипофиз,

Поджелудочная железа,

Щитовидная железа,

Надпочечники,

Паращитовидные или околощитовидные железы,

Вилочковая (зобная) железа, тимус, половые железы (мужские и женские).

Железы внутренней секреции отличаются от других желез, имеющих выводные протоки (желез внешней сек­реции), тем, что выделяют продуцируемые ими вещества прямо в кровь. Поэтому их называют эндокринными железами (греческого-endon – внутри, krinein – выделять).

Как уже говорилось выше, железы внутренней секреции или эндокринные железы выделяют свои гормоны непосредственно в кровь, в отличие от них железы внешней секреции выделяют свой секрет либо наружу либо в полость (потовые, сальные, слезные, желудочные, кишечные, слюнные). Существуют смешанные железы, которые часть секрета выделяют наружу, а часть в виде гормонов в кровь. К ним относятся: поджелудочная железа, частично кишечная и половые железы. Поджелудочная и половые железы – смешанные, так как часть их клеток выполняет внешнесекреторную функцию, другая часть – внутрисекреторную. Половые железы вырабатывают не только половые гормоны, но и половые клетки (яйцеклетки и сперматозоиды).Часть клеток поджелудочной железы вырабатывает гормон инсулин и глюкагон, другие её клетки вырабатывают пищеварительный и поджелудочный сок.

Эндокринные железы человека невелики по размерам, имеют очень небольшую массу (от долей грамма до нескольких граммов), богато снабжены кровеносными сосудами, кровь приносит к ним необходимый строительный материал и уносит химически активные секреты. К эндокринным железам подходит разветвленная сеть нервных волокон, их деятельность постоянно контролирует нервная система.

Железы внутренней секреции функционально тесно связаны между собой, и поражение одной железы вызывает -нарушение функции других желез.

Гормоны. Специфические активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, называются ормонами (от греч. Herman – возбуждать). Гормоны обладают высокой биологической активностью и сравнительно быстро разрушаются тканями, поэтому для обеспечения длительного действия необходимо их постоянное выделение в кровь. Только в этом случае возможно поддержание постоянной концентрации гормонов в крови.

Гормоны обладают относительной видовой специфичностью, что имеет важное значение, так как позволяет недостаток того или иного гормона в организме человека компенсировать введением гормональных препаратов, получаемых из соответствующих желез животных.

Гормоны действуют на обмен веществ, регулируют клеточную активность, способствуют проникновению продуктов обмена веществ через клеточные мембраны. Гормоны влияют на дыхание, кровообращение, пищеварение, выделение; с гормонами связана функция размножения.

Рост и развитие организма, смена различных возрастных периодов связаны с деятельностью желез внутренней секреции.

В зависимости от количества выделяемых гормонов различают нормальную, пониженную (гипофункция), повышенную (гиперфункция) функции той или иной железы.

Например, при малом выделении гормона роста гипофиза, развивается гипофизарный карлик, при большом гипофизарные гиганты.

Особенностью желез внутренней секреции является:

Высокая специфичность гормонов, то есть щитовидная железа выделяет только тироксин;

Множественность функций (эмоции и другие функции); -высокая взаимозависимость и взаимосвязанность. Железы внутренней секреции относятся к разряду тех органов, которые будучи весьма малыми по размеру, творят поистине великие дела, так как выделяясь в кровь и разносясь по всему организму, оказывают влияние практически на функции всех органов и систем.

Королем всех гормонов является гипофиз , восседающий на турецком седле. Гипофиз – небольшое образование овальной формы, это железа весом до 0,5 г. у взрослого человека и значительно меньшая у детей. При её микроскопическом изучении у взрослого различают три доли: переднюю, заднюю и промежуточную.

Внутрисекретное влияние гипофиза отличается разно­сторонностью, что связано с наличием множества гормонов, выделяемых железой в кровь и спинномозговую жидкость.

Гипофиз – влияет на функции почти всех желез внутренней секреции, а также на темпы роста и развития ребенка. Эта железа выделяет следующие гормоны:

1) Соматотропин, или гормон роста, обусловливает рост костей в длину, ускоряет процессы обмена веществ, что приводит к усилению роста, увеличению массы тела. Недостаток этого гормона проявляется в малорослости (рост ниже 130 см),задержке полового развития; пропорции тела при этом сохраняются.

2)Адренокортикотропный гормон (АКТГ) предупреждает гиперфункцию коры надпочечников, приводящей к на­ рушению обмена веществ, увеличению количества сахара в крови.

3) Лактогенный гормон (выделение молока при рождение ребенка).

4) Лютиинтропный гормон (регулирует образование желтого тела в матке).

5) Окситоцин стимулирует гладкую мускулатуру матки при родах, а также оказывает стимулирующее влияние на выделение молока из молочных желез. Несколько гормонов передней доли гипофиза оказывают влияние на функции половых желез. Это гонадотропные гормоны. Одни из них стимулируют рост и созревание фолликулов в яичниках (фоликулотропин), активизируют сперматогенез. Под влиянием лютеинтропина у женщин происходит овуляция и образование желтого тела; у мужчин он стимулирует выработку тес тостерона.

Эпифиз, или шишковидная железа. Эту железу называют еще верхним мозговым придатком. У детей железа относительно больших размеров, чем у взрослых. Эпифиз участвует в обмене веществ и сохраняет понятие “детскость”, функционирует в основном до 3-х лет, после 3-х лет заплывает жиром.

Щитовидная железа. Располагается она по гортани и трахее. В ней различают правую и левую доли и перешеек между ними. Железа богата кровеносными сосудами. Содержит много симпатических и парасимпатических нервных волокон. Щитовидная железа имеет для нас региональную особенность.

Гормон щитовидной железы тироксин содержит до 65 % йода. Тироксин – мощный стимулятор обмена веществ в организме; он ускоряет обмен белков, жиров и углеводов, активирует окислительные процессы в митохондриях, что ведет к усилению энергетического обмена. Особенно важна роль гормона в развитии плода, в процессах роста и дифференцировки тканей.

Гормоны щитовидной железы оказывают стимулирующее воздействие на центральную нервную систему. Недостаточное поступление гормона в кровь или его отсутствие в первые годы жизни ребенка приводит к резко выраженной задержке психического развития.

Недостаточность функции щитовидной железы в детском возрасте приводит к кретинизму. При этом задерживается рост и нарушаются пропорции тела, задерживается половое развитие, отстает психическое развитие.

Щитовидная железа выделяет также гормон трийодтиронин, который регулирует содержание йод а, при большой секреции которого развивается Базедова болезнь, при гипофункции – микседема (отек всего тела). При гиперфункции щитовидной железы, компенсируется недостаток содержания и усвоения йода, что заставляет железу активно продуцировать гормон, что приводит к увеличению массы, размера железы, за счет либо тела, либо двух придатков, это эндемический зоб. Клиническими признаками Базедовой болезни являются: учащение сердцебиения (тахикардия); увеличение размеров щитовидной железы; пучеглазие; увеличение или интенсификация обмена веществ, приводящая к повышению возбудимости нервной системы.

Паращитовидная железа Паращитовидные или околощитовидные железы располагаются по задней поверхности щитовидной железы поэтому и носят такое название. Это небольшие железки, в количестве 4 штук, общим весом до 0,4 г.

Паращитовидная железа выделяет парагормон (паратириоидный), регулирующий обмен кальция, повышая его количество в крови и снижающий возбудимость нервной системы. При гипофункции резко увеличивается возбудимость нервной системы.

Поджелудочная железа. Позади желудка, рядом с двенадцатиперстной кишкой, лежит поджелудочная железа. Эта железа смешанной функции. Поджелудочная железа выделяет в кровь инсулин, который способствует утилизации (усвоению) глюкозы в крови. При гипофункции развивается сахарный диабет.

Инсулин действует, главным образом, на углеводный обмен, оказывая на него влияние, противоположное адреналину. Если адреналин способствует быстрейшему расходованию в печени запасов углеводов, то инсулин сохраняет, пополняет эти запасы.

При заболеваниях поджелудочной железы, приводящих к снижению выработки инсулина, большая часть, поступающих в организм углеводов, не задерживается в нем, а выводится с мочой в виде глюкозы. Это приводит к сахарному мочеизнурению (сахарный диабет). Наиболее характерные признаки диабета – постоянный голод, неудержимая жажда, обильное выделение мочи и нарастающее исхудание.

Благодаря взаимодействию адреналинового и инсулинового влияния поддерживается определенный уровень сахара в крови, необходимый для нормального состояния организма.

Надпочечники. Надпочечники – парный орган; располагаются они в виде небольших телец над почками. Масса каждого из них 8-10 г. Каждый надпочечник состоит из двух слоев, имеющих разное происхождение, разное строение. Различают: наружно – корковый и внутреннего – мозговой слои. Корковый слой выделяет кортикостероиды, или кортикоиды, влияющие на обмен воды и солей. Деятельность этой железы особое значение приобретает в условиях жаркого климата, для которой характерна резкая интенсификация водно-солевого обмена. Выделяют три основные группы гормонов коркового слоя надпочечников:

1)глюкокортикоиды – гормоны, действующие на обмен веществ, особенно на обмен углеводов. Сюда относится гидрокортизон, кортизон и кортикостерон. Отмечена способность глюкокортикоидов подавлять образование иммунных тел, что дало основание применять их при пересадке органов (сердце, почки). Глюкокортикоиды обладают противовоспалитель­ным действием, снижают повышенную чувствительность к некоторым веществам.

2) минералокортикоиды, они регулируют преимущественно минеральный и водный обмен. Гормон этой группы - альдостерон.

3) андрогены и эстрогены – аналоги мужских и женских половых гормонов. Эти гормоны менее активны, чем гормоны половых желез, вырабатываются в незначительно количестве.

Главным гормоном мозгового вещества является адреналин, он составляет примерно 80% гормонов, синтезируемых в этом отделе надпочечников. Адреналин известен как один из самых быстродействующих гормонов. Он ускоряет кругооборот крови, усиливает и учащает сердечные сокращения; улучшает легочное дыхание, расширяет бронхи; увеличивает распад гликогена в печени, выход сахара в кровь; усиливает сокращение мышц, снижает их утомление и т.д. Все эти влияния адреналина ведут к одному общему результату – мобилизации всех сил организма для выполнения тяжелой работы. Повышенная секреция адреналина - один из важнейших механизмов перестройки в функционировани организма в экстремальных ситуациях, при эмоциональном стрессе, внезапных физических нагрузках, при охлаждении. Адреналин как правило формирует эмоции человека. При гиперфункции адреналин вызывает повышение уровня кровяного давления, приводя к пертонической болезни.

Внутренний мозговой слой также выделяет норадреналин, который наоборот снижает уровень кровяного давления до приводя к гипотонии (резкое снижение уровня кровяного давления).

Вилочковая железа (тимус) – участвует в обеспечении развития ребенка и поддержании иммунной системы, задерживает ребенка на уровне второго детства.

1. Что же такое анализаторы? Из каких звеньев он состоит? 2. Кто впервые ввел этот термин? Чем отличается понятие анализатор от понятия орган чувств? 3. Какой анализатор наиболее значим для человека и почему? Каково его строение? 4. Какое место в этой цепи занимают глаза? Объясните слова Уильяма Блейка: «Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум…» Ответьте на вопросы:




Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок. Полувосторг, полу испуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. Н.Заболоцкий. Ф. Рокотов «Портрет Струйской»


Сегодня на уроке нам предстоит: Рассмотреть строение глаза как оптической системы и выявить связь строения с функцией глаз. Определить причины и виды нарушений зрения. Узнать правила гигиены зрения, т.к. это необходимо для сохранения здоровья наших глаз.




Если слезная жидкость не будет выделяться, то: Клетки сетчатки погибнут? Погибнут клетки роговицы глаза? Хрусталик изменит кривизну? Зрачок сузится? На каждом веке 80 ресниц. Сколько всего ресниц у человека? ежедневно: человек моргает раз наши слезные железы производят 3 наперстка слез Знаете ли вы…






Закройте левый глаз, поместите рисунок на расстояние 20 см от правого глаза и посмотрите на зелёный кружок, изображённый слева. Медленно приближайте рисунок к глазу, непременно наступит момент, когда красный кружок исчезнет. Чем объяснить это явление? «Обнаружение слепого пятна».







Обнаружить сужение и расширение зрачка. Посмотрите в глаза своему соседу по парте и отметьте величину зрачка. Закройте глаза и заслоните их ладонью. Сосчитайте до 60 и откройте глаза. Наблюдайте за изменением величины зрачков. Чем объяснить это явление?


Вопросы к классу: Какой орган глаза называют живой линзой? На какой оболочке фокусируются лучи? Что происходит в рецепторах сетчатки? Как передаются нервные импульсы? Куда передаются нервные импульсы? Верно ли утверждение, что глаз смотрит, а мозг видит? Как видят младенцы? О каких нарушениях зрения говорилось в видеофрагменте?


При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных далеко от глаз, возникает не на сетчатке, а как бы впереди нее. Приобретенная близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которое может возникнуть при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Близорукие люди видят удаленные предметы расплывчатыми. Очки с двояковогнутыми линзами помогают тому, чтобы отчетливые изображения предметов возникали точно на сетчатке. Нарушения зрения. Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения это близорукость и дальнозоркость. Наличие этих нарушений устанавливает врач при измерении остроты зрения с помощью специальных таблиц. Близорукость бывает врожденной и приобретенной.


Приобретенная дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика и наиболее характерна для людей пожилого возраста. Дальнозоркие люди видят близкие предметы расплывчатыми, не могут читать текст. Очки с двояковыпуклыми линзами помогают возникновению изображения близкого объекта точно на сетчатке. Нарушения зрения. Дальнозоркость также бывает врожденной и приобретенной. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных близко к глазам, возникает как бы позади сетчатки.









Повторение: Тест 1. Кто ввел понятие об анализаторах? 1.И.П.Павлов. 2.И.М.Сеченов. 3.Н.И.Пирогов. 4.И.И.Мечников. **Тест 2. Какие части различают в анализаторах? 1. Орган чувств. 2. Рецепторы (периферическое звено). 3. Нервные пути (проводниковое звено), по которым возбуждение проводится к центральному звену. 4. Центры в коре головного мозга, обрабатывающие информацию. 5. Нервные пути (проводниковое звено), по которым возбуждение проводится от центрального звена. Тест 3. Где располагаются высшие отделы зрительного анализатора? 1. В височных долях. 2. В лобных долях. 3. В теменных долях. 4. В затылочных долях.


Повторение: Тест 4. Сколько пар мышц отвечают за движение глаза? 1. Одна пара. 2. Две пары. 3. Три пары. 4. Четыре пары. Тест 5. Как называется передняя прозрачная часть внешней оболочки глаза? 1.Склера. 2.Радужка. 3.Роговица. 4.Конъюнктива. Тест 6. Как называется средняя оболочка глаза и ее передняя часть, в центре которой есть зрачок? 1.Сосудистая. 2.Склера. 3.Роговица. 4.Сетчатка.


**Тест 7. Какие изменения в структурах глаза возникают при приобретенной близорукости? 1. Глазное яблоко укорачивается. 2. Глазное яблоко удлиняется. 3. Хрусталик становится более плоским. 4. Хрусталик становится более выпуклым. Тест 8. Какое глазное яблоко при врожденной дальнозоркости? 1.Укороченное. 2.Удлиненное. Тест 9. Какие изменения в структурах глаза возникают при приобретенной дальнозоркости? 1. Глазное яблоко укорачивается. 2. Глазное яблоко удлиняется. 3. Хрусталик становится более плоским. 4. Хрусталик становится более выпуклым. Повторение:


Тест 10. Где расположен слой черных пигментных клеток? 1. На внешней поверхности сетчатки. 2. На внутренней поверхности сосудистой оболочки. 3. На внутренней поверхности белочной оболочки, склеры. 4. На внутренней поверхности радужки. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 14?

Процесс обучения проходит через углубление в изучаемый материал,
затем через углубление в самого себя.

И.Ф. Гербарт

Цели:

Воспитательная цель: социализация учащихся в учебной ситуации, развитие чувства толерантности друг к другу и самоуважения.

Развивающая цель: Формирование элементов естественнонаучного мировоззрения учащихся знаньевыми средствами основ анатомии и физиологии, развитие коммуникативных умений через формирование навыков работы в мини-группах и умения анализировать свою деятельность

Комплексная обучающая (дидактическая) цель (КДЦ): – овладение содержанием темы «Анализаторы». Формирование у учащихся понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов.

Частные дидактические цели (ЧДЦ):

  1. Развитие навыков узнавания структур глаза.
  2. Формирование готовности использовать знания и умения, полученные на уроке.
  3. Расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора.

Учащиеся должны знать: терминологию по теме «Зрительный анализатор», основные структуры глаза и их работу.

Учащиеся должны уметь:

  1. Находить на предложенном дидактическом материале структуры зрительного анализатора,
  2. Описывать анатомию и физиологию анализаторов.
  3. Обосновывать необходимость валеологического подхода к себе и окружающим людям.
  4. Иметь навыки здоровьесберегающего поведения.

Формулируемая область понимания Структурно-функциональный анализ глаза и зрительного анализатора на пропедевческом уровне.

Педагогическая стратегия: «Для того чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (Анатоль Франц)

Педагогическая тактика: Индивидуализация фронтального обучения средствами дифференциации знаний на стадии объяснения нового материала.

Ведущие формы урока: эвристическая беседа, работа с цифровым микроскопом, анализ материалов презентации темы, рефлексия в рамках командной деятельности.

Педагогическая технологи: личностно-ориентированное обучение.

Оборудование урока: Мультимедийный проектор, цифровой микроскоп QX3+ CM, препараты высушенных бычьих глаз.

Формы контроля: Самоконтроль, взаимоконтроль и экспертный контроль.

Краткое содержание урока

Часть 1. Постановка проблемы: Значение зрительного анализатора (слайды № 1-2)

Для решения задач данного урока необходимо формирование у детей понимания руководящей роли зрительного анализатора. Поэтому учениикам предлагается работа с бегущей полилингвальной строкой. Учащиеся создают собственный список слов и выражений о зрении и глазах. Функциональный вклад данной части урока можно охарактеризовать как эмоционально-интеллектуальное погружение детей в тему.

Часть 2. Объяснение и закрепление нового материала: Строение глаза. (слайды № 3, 4, 5, 6)

Пропедевческое изучение строения глаза осуществляется в 6-7 классах. Поэтому главной сложностью в изложении темы в 8 классе является «всезнайство» детей, которое можно избежать обращением к анализу «бытового знания» с повторением и углублением изученного ранее. Сочетая эвристическую беседу с командной работой в интеллектуальных парах, учитель подводит учащихся к демонстрационной лабораторной работе.

Часть 3. Демонстрационная лабораторная работа: Строение глаз млекопитающего. (слайд № 3)

Наиболее динамичной и поэтому запоминающейся формой сравнительного анализа структур является микроскопирование. Учебными ситуациями при этом является:

а) предъявление ученикам-демонстраторам узкоспециализированного задания в виде отдельных препаратов.
б) последовательное обсуждение в командах «картинок» цифрового микроскопирования.

Часть 4. Объяснение и закрепление нового материала: Главные преломляющие среды глаза и глазное дно. (слайды № 7, 8, 9, 10, 11, 12)

В данной части продолжаетсяосновная интрига урока: столкновение различных бытовых наблюдений и превращение их в научное знание. В этой же части урока вводятся новые сложные понятия, формирующие у детей понимание особенности цвето- и свето- восприятия человека. Поэтому 3 слайда из 6 посвящено обсуждению информации.

Часть 5. Объяснение и закрепление нового материала: Восприятие изображения. (слайды № 13-15)

Сложностьданной части определяется ее интегративностью. Обсуждение неожиданных последствий ассиметрии мозга для восприятия картины Мира методом следов позволяет детям наглядно оценить степень усвоения материала, причем неполнота, степень репродуктивности и креативности ответов может выражаться как в укорочении дорожки следов, так и в изменении цвета шага.

Демонстрационная лабораторная работа длится 10 минут. Учащиеся-демонстраторы и учащиеся-наблюдатели обсуждают препараты. А - внешний вид глаза, Во - внутреннее строение глаза, С – сетчатка

Часть 2 (продолжение). Объяснение и закрепление нового материала: Строение глаза. (Слайды № 5, 6)

Слайд № 13 Создание зрительного образа происходит в затылочной доле коры головного мозга. Очень важно как передается в мозг изображение, ведь мозг ассиметричен. Вспомните курицу. У нее не соединятся информация от двух половинок мозга, поэтому курица видит автономно каждым глазом. У человека правая часть сетчатки каждого глаза передает изображение в левое аналитическое полушарие, а левая часть сетчатки передает изображение в правое образное полушарие.

Слайд № 14 Особенности глаза женщины

В женском глазу больше палочек. Поэтому:

  1. Лучше развито периферийное зрение.
  2. Лучше видят в темноте.
  3. Воспринимают информации больше, чем мужчины в каждый момент времени
  4. Моментально фиксируют любое движение.
  5. Палочки работают на правое, конкретно- образное полушарие.

Слайд № 15 Особенности глаза мужчины

В мужском глазу больше колбочек.

На колбочки, приходится фокус глазного хрусталика. Поэтому:

  1. Лучше воспринимают цвета.
  2. Четче видят картинку.
  3. Концентрируют внимание на одном аспекте изображения, сводя все поле зрения к тоннелю.
  4. Колбочки работают на левое, абстрактное полушарие.

Часть 6. Рефлексия (слайды № 16, 17).Эти слайды не вошли в презентацию, представленную на Фестиваль

А) Ученики знакомит учащихся с фрагментом учебно-исследовательского проекта «Функциональная зависимость состояния глаза от режима дня школьника».

Гигиена глаз заключается главным образом в соблюдении режима дня, ночного отдыха (ночной сон не менее 8 часов), работы за компьютером (ученики 8-х классов могут работать за компьютером около 3 часов в день). Необходимо систематически делать упражнения для глаз.

  1. Пиши носом.
  2. Смотри сквозь.
  3. Двигай бровями.

Б) Учащиеся записывают главную, по их мнению, мысль урока в дневнике режима дня, обобщая тем самым собственный график сна и диаграммы суточной занятости.

Домашнее задание : по учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. М.Дрофа.

  1. Репродуктивное задание
стр. 73-75.
  • Креативное задание
  • стр.73-77, 79.
  • Общее задание
  • : Научи друзей и близких людей делать упражнения для глаз.

    Орган зрения - один из главных органов чувств, он играет значительную роль в процессе восприятия окружающей среды. В многообразной деятельности человека, в исполнении многих самых тонких работ органу зрения принадлежит первостепенное значение. Достигнув совершенства у человека, орган зрения улавливает световой поток, направляет его на специальные светочувствительные клетки, воспринимает черно-белое и цветное изображение, видит предмет в объеме и на различном расстоянии.Орган зрения расположен в глазнице и состоит из глаза и вспомогательного аппарата Рис. 144. Строение глаза (схема)1 - склера; 2 - сосудистая оболочка; 3 - сетчатка; 4 - центральная ямка; 5 - слепое пятно; 6 - зрительный нерв; 7- конъюнктива; 8- цилиар-ная связка; 9-роговица; 10-зрачок; 11, 18- оптическая ось; 12 - передняя камера; 13 - хрусталик; 14 - радужка; 15 - задняя камера; 16 - ресничная мышца; 17- стекловидное тело

    Глаз (oculus) состоит из глазного яблока и зрительного нерва с его оболочками. Глазное яблоко имеет округлую форму, передний и задний полюсы. Первый соответствует наиболее выступающей части наружной фиброзной оболочки (роговицы), а второй - наиболее выступающей части, которая находится латеральное выхода зрительного нерва из глазного яблока. Линия, соединяющая эти точки, называется наружной осью глазного яблока, а линия, соединяющая точку на внутренней поверхности роговицы с точкой на сетчатке, получила название внутренней оси глазного яблока. Изменения соотношений этих линий вызывают нарушения фокусировки изображения предметов на сетчатке, появление близорукости (миопия) или дальнозоркости (гиперметропия).Глазное яблоко состоит из фиброзной и сосудистой оболочек, сетчатки и ядра глаза (водянистая влага передней и задней камер, хрусталик, стекловидное тело).Фиброзная оболочка - наружная плотная оболочка, которая выполняет защитную и светопроводящую функции. Передняя ее часть называется роговицей, задняя - склерой. Роговица - это прозрачная часть оболочки, которая не имеет сосудов, а по форме напоминает часовое стекло. Диаметр роговицы - 12 мм, толщина - около 1 мм.

    Склера состоит из плотной волокнистой соединительной ткани, толщиной около 1 мм. На границе с роговицей в толще склеры находится узкий канал - венозный синус склеры. К склере прикрепляются глазодвигательные мышцы.Сосудистая оболочка содержит большое количество кровеносных сосудов и пигмента. Она состоит из трех частей: собственной сосудистой оболочки, ресничного тела и радужки. Собственно сосудистая оболочка образует большую часть сосудистой оболочки и выстилает заднюю часть склеры, срастается рыхло с наружной оболочкой; между ними находится околососудистое пространство в виде узкой щели.Ресничное тело напоминает среднеутолщенный отдел сосудистой оболочки, который лежит между собственной сосудистой оболочкой и радужкой. Основу ресничного тела составляет рыхлая соединительная ткань, богатая сосудами и гладкими мышечными клетками. Передний отдел имеет около 70 радиально расположенных ресничных отростков, которые составляют ресничный венец. К последнему прикрепляются радиально расположенные волокна ресничного пояса, которые затем идут к передней и задней поверхности капсулы хрусталика. Задний отдел ресничного тела - ресничный кружок - напоминает утолщенные циркулярные полоски, которые переходят в сосудистую оболочку. Ресничная мышца состоит из сложнопереплетенных пучков гладких мышечных клеток. При их сокращении происходят изменение кривизны хрусталика и приспособление к четкому видению предмета (аккомодация).Радужка - самая передняя часть сосудистой оболочки, имеет форму диска с отверстием (зрачком) в центре. Она состоит из соединительной ткани с сосудами, пигментных клеток, которые определяют цвет глаз, и мышечных волокон, расположенных радиально и циркулярно. Внутренняя (чувствительная) оболочка глазного яблока - сетчатка - плотно прилегает к сосудистой. Сетчатка имеет большую заднюю зрительную часть и меньшую переднюю «слепую» часть, которая объединяет ресничную и радужковую части сетчатки. Зрительная часть состоит из внутренней пигментной и внутренней нервной частей. Последняя имеет до 10 слоев нервных клеток. Во внутреннюю часть сетчатки входят клетки с отростками в форме колбочек и палочек, которые являются светочувствительными элементами глазного яблока. Колбочки воспринимают световые лучи при ярком (дневном) свете и являются одновременно рецепторами цвета, а палочки функционируют при сумеречном освещении и играют роль рецепторов сумеречного света. Остальные нервные клетки выполняют связующую роль; аксоны этих клеток, соединившись в пучок, образуют нерв, который выходит из сетчатки.

    В ядро глаза входят передняя и задняя камеры, заполненные водянистой влагой, хрусталик и стекловидное тело. Передняя камера глаза - это пространство между роговицей спереди и передней поверхностью радужки сзади. Хрусталик - это двояковыпуклая линза, которая расположена сзади камер глаза и обладает светопреломляющей способностью. В нем различают переднюю и заднюю поверхности и экватор. Вещество хрусталика бесцветное, прозрачное, плотное, не имеет сосудов и нервов. Внутренняя его часть - ядро - намного плотнее периферической части. Снаружи хрусталик покрыт тонкой прозрачной эластичной капсулой, к которой прикрепляется ресничный поясок (циннова связка). При сокращении ресничной мышцы изменяются размеры хрусталика и его преломляющая способность.Стекловидное тело - это желеобразная прозрачная масса, которая не имеет сосудов и нервов и покрыта мембраной. Расположено оно в стекловидной камере глазного яблока, сзади хрусталика и плотно прилегает к сетчатке. Сбоку хрусталика в стекловидном теле находится углубление, называемое стекловидной ямкой. Преломляющая способность стекловидного тела близка к таковой водянистой влаги, которая заполняет камеры глаза. Кроме того, стекловидное тело выполняет опорную и защитную функции.

    Вспомогательные органы глаза . К вспомогательным органам глаза относятся мышцы глазного яблока (рис. 145), фасции глазницы, веки, брови, слезный аппарат, жировое тело, конъюнктива, влагалище глазного яблока.Мышцы глазного яблока:

    А - вид с латеральной стороны: 1 - верхняя прямая мышца; 2 - мышца, поднимающая верхнее веко; 3 - нижняя косая мышца; 4 - нижняя прямая мышца; 5 - латеральная прямая мышца; Б - вид сверху: 1 - блок; 2 - влагалище сухожилия верхней косой мышцы; 3 - верхняя косая мышца; 4- медиальная прямая мышца; 5 - нижняя прямая мышца; 6 - верхняя прямая мышца; 7 - латеральная прямая мышца; 8 - мышца, поднимающая верхнее веко

    Двигательный аппарат глаза представлен шестью мышцами.

    Глазница, в которой находится глазное яблоко, состоит из надкостницы глазницы, которая в области зрительного канала и верхней глазничной щели срастается с твердой оболочкой головного мозга. Глазное яблоко покрыто оболочкой (или теноновой капсулой), которая рыхло соединяется со склерой и образует эписклеральное пространство. Между влагалищем и надкостницей глазницы находится жировое тело глазницы, которое выполняет роль эластичной подушки для глазного яблока.

    Веки (верхнее и нижнее) представляют собой образования, которые лежат впереди глазного яблока и прикрывают его сверху и снизу, а при смыкании - полностью его закрывают. Веки имеют переднюю и заднюю поверхность и свободные края. Последние, соединившись спайками, образуют медиальный и латеральные углы глаза. В медиальном углу находятся слезное озеро и слезное мясцо. На свободном крае верхнего и нижнего век около медиального угла видно небольшое возвышение - слезный сосочек с отверстием на верхушке, которая является началом слезного канальца.Пространство между краями век называется глазной щелью . Вдоль переднего края век расположены ресницы. Основу века составляет хрящ, который сверху покрыт кожей, а с внутренней стороны - конъюнктивой века, которая затем переходит в конъюнктиву глазного яблока. Углубление, которое образуется при переходе конъюнктивы век на глазное яблоко, называется конъюнктивальным мешком. Веки, кроме защитной функции, уменьшают или перекрывают доступ светового потока.На границе лба и верхнего века находится бровь, представляющая собой валик, покрытый волосами и выполняющий защитную функцию.

    Слезный аппарат состоит из слезной железы с выводными протоками и слезоотводящих путей. Слезная железа находится в одноименной ямке в латеральном углу, у верхней стенки глазницы и покрыта тонкой соединительно-тканной капсулой. Выводные протоки (их около 15) слезной железы открываются в конъюнктивальный мешок. Слеза омывает глазное яблоко и постоянно увлажняет роговицу. Движению слезы способствуют мигательные движения век. Затем слеза по капиллярной щели около края век оттекает в слезное озеро. В этом месте берут начало слезные канальцы, которые открываются в слезный мешок. Последний находится в одноименной ямке в нижнемедиальном углу глазницы. Книзу он переходит в довольно широкий носослезный канал, по которому слезная жидкость попадает в полость носа