Понятие личности ее структура и развитие. Понятие личность: структура и индивидуальность

Структура личности

В психологию слово " " пришло из общеупотребительной лексики. При этом, как часто бывает, в науке оно обрело несколько иной смысл. В широком обиходе слово "личность" используют для характеристики "социального лица" человека. Отсюда и происхождение слова "личность" (лик, личина). Когда говорят слова "Лейтенант, необходимо срочно разъяснить личность разыскиваемого преступника", то по большей мере интересуются поверхностными характеристиками человека: Ф.И.О., внешний вид, национальность, возраст, образование, профессия, социальные контакты, биография. Сюда можно отнести и те психологические характеристики, которые налицо: спокойный или раздражительный, молчаливый или разговорчивый и т.д. В общем-то сугубо личное человека или не интересует говорящего, или остается под вопросом. Редко можно услышать, например, такое: "Наш директор был замечательной личностью: на досуге много размышлял о смысле жизни, в тайне от всех мечтал построить домик в деревне..."

В психологии, по крайней мере отечественной, под личностью часто, если не чаще всего, подразумевают некое "смысловое ядро" или "ценностный стержень" человека. То есть как раз глубоко личные особенности человека, что-то самое важное в его душе, ее "мотор". Соответственно внешнее в человеке отходит на второй план, оно - либо следствие личностных особенностей, либо вообще случайный фактор, не связанный никак с личностью.

Из этого очевидного противоречия между исходным смыслом слова и сложившимся в науке (личность это внешнее или внутреннее) возникало и возникает много взаимонепонимания, неразберихи. На сегодняшний день многие ученые вообще избегают пользоваться термином "личность" для обозначения каких бы то ни было психических явлений. Если в их работах и встречается слово "личность", то лишь как синоним "человека". Те же ученые, которые продолжают изучать личность, под ней подразумевают именно "ядерные" свойства человека, основной источник его поведения.

Разными учеными разработаны очень разные структуры личности. В одних упор делается скорее на внешние, наглядные характеристики поведения человека, связанные с его социальной активность. В других упор на стержневые особенности, поиск основного источника поведения человека.

В широком обиходе понятие "личность" включает в себя все множество разнообразных характеристик человека (например, возраст или национальность). В психологии в структуру личности входят обычно лишь психические свойства:

Способности (готовность к проявлению успехов в той или иной сфере),

Темперамент (динамические характеристики поведения),

Характер (отношение к разным сторонам бытия, например к дружбе или труду),

Волевые качества (собранность, внутренняя свобода),

Эмоциональная сфера (склонность к тем или иным эмоциям, общая эмоциональность),

Мотивация (преобладание тех или иных потребностей, мотивов),

Направленность (интересы и склонности в определенных областях),

Ценности и социальные установки (некоторые базовые принципы) и другие.

С одной стороны, большинство ученых рассматривают личность аналитически, то есть рассматривают ее структуру. С другой стороны, все или почти все авторы отмечают, что личность это не просто некая связка из отдельных черт, а устойчивая система, где каждая особенность тесно связана с другими.

А. Г. Ковалев рассматривал личность как синтез:

Темперамента (структуры природных свойств),

Направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

Способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

К. К. Платонов предложил "динамическую структуру личности":

Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества),

Личный опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений и навыков, привычек),

Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память),

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

В. А. Ганзен в структуру личности включил:

Темперамент (динамические особенности поведения человека),

Направленность (интересы и склонности),

Характер (отношение к тем или иным сторонам бытия),

Способности (готовность к выполнению той или иной деятельности).

С. Л. Рубинштейн увидел в структуре личности три связанных между собой плана:

Подструктура направленности личности (установки, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.),

Задатки и способности (интеллект, частные способности, уровень развития психических процессов (ощущения и восприятия, памяти, мышления и воображения, чувств и воли)),

Темперамент и характер.

Легко заметить, что в классической отечественной психологии в структуру личности включались исключительно психические явления , то есть то, что заметно в поведении другого человека не только компетентному специалисту (например психологу или психиатру), но и простому обывателю. Последнему для понимания наибольшую сложность представляет, очевидно, темперамент. Однако это слово употреблялось еще древнегреческими мыслителями, и сейчас очень многие знают, кто такие холерики, флегматики, меланхолики и сангвиники.

Иной подход у ряда западных авторов, которые совершенно не стесняются включать в структуру личности элементы, которые другим специалистам кажутся фантастическими. При этом не только в структуру личности включаются спорные элементы, но и эти элементы выстраиваются между собой в фантастические связи.

Наиболее известная такая структура - структура личности по З. Фрейду:

Ид (оно - инстинкты, биологические особенности, подчиняется принципу удовольствия),

Эго (я - сознание, опора на реальность, занимается в том числе улаживанием конфликтов, исходящих из ид),

Суперэго (сверх-я - мораль, ценности, опора на ценности общества, занимается "убеждением" эго в приоритете идеалистических ценностей).

Другая подобная структура личности была разработана К. Г. Юнгом:

Эго (сфера сознания - мысли, чувства, воспоминания, ощущения и т.п.),

Личное бессознательное (когда-то осознававшиеся конфликты, но теперь они подавлены и забыты),

Коллективное бессознательное (хранилище латентных следов памяти человечества - в нем отражены мысли и чувства, общие для всех людей).

В свою очередь коллективное бессознательное состоит из архетипов - врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом.

Известна также структура личности по Г. Айзенку:

Интроверсия-экстраверсия (обращенность личности на внутренний или внешний мир),

Нейротизм-стабильность.

Сочетание этих двух измерений порождает четыре разных психологических типа.

Известный исследователь акцентуаций личности К. Леонгард в своих работах выделял акцентуации характера (демонстративный тип, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный). Таким образом, в его структуру личности входит два явления.

Личность - это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.

Принадлежность личности к обществу, включение в систему определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность - социальное существо, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее - своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее .

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути - это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Рассматривают по-разному.

Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.

Однако противопоставлять в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.

Человек - природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное - то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное - это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Психолог К.К. выделяет четыре подструктуры,
Первая - : моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.

Другая - это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.

Третья - это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности , которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.

Четвертая подструктура - биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Очень сложна и многогранна.

Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, и т.п. - составные компоненты духовной жизни личности.

Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее "Я", руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно – технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт Экономики и финансов АПК

Кафедра: Профессиональной педагогической подготовки

Наименование дисциплины: Психология и педагогика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Понятие личности. Структура личности »

Красноярск 2011

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Личность. Определение, характеристика…………..........................……………5

2. Структура личности………………………………………………………..……..8

Заключение………………………………………………………………………….16

Список литературы…………………………………………………………………17

Введение

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

1 Личность. Определение, характеристика

В психологии существует множество определений личности. Как говорит К.К. Платонов, единого общепризнанного понимания личности еще нет. Г.Олпорт еще в 1937 году описал и классифицировал более 50-ти известных тогда различных определений личности. В понимании личности у отечественных психологов наблюдается различие во взглядах. Так, у представителей Московской и Санкт-Петербургской школ существуют разногласия по вопросу о степени проявления в личности социальных и биологических факторов. Рассмотрим подходы к пониманию личности таких известных отечественных психологов как А.Н. Леонтьева, К.К.Платонова, Б.Г.Ананьева.

А.Н.Леонтьев различал понятия «индивид» и «личность». Он считал, что личность не следует рассматривать как продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Личность, по его убеждению, не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность, по определению А.Н.Леонтьева, представляет собой: «…относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека». По мнению Леонтьева, базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, но отношений, которые реализуются в совокупности его многообразных деятельностей. Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются исходными единицами психологического анализа личности. Различные виды деятельностей вступают между собой в иерархические отношения. Их особенностью является их «отвязанность» от состояний организма. Эти иерархии деятельностей, отмечает А.Н.Леонтьев, порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности.

Другой отечественный психолог К.К.Платонов по поводу личности писал: «…личность - это человек как носитель сознания». К.К.Платонов создал концепцию динамической функциональной структуры личности. В его понимании личность представляет собой некую биосоциальную иерархическую структуру. В отличие от А.Н.Леонтьева К.К.Платонов включает в структуру личности не только социальный, но и биологический фактор. Так в личности он выделяет следующие подструктуры: направленность; опыт (знания, навыки, умения и привычки); индивидуальные особенности отдельных психических процессов (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли) и, наконец, свойства темперамента. При этом в 1-ю подструктуру, наиболее существенную для личности в целом, Платонов относит исключительно социально обусловленные содержательные черты личности (направленность в ее различных формах, отношения, моральные качества личности).

Представление о проблеме личности, сформировавшееся в рамках санкт-петербургской психологической школы, наиболее ярко представлено в работах Б.Г.Ананьева. По мнению Ананьева, личность это: «общественный индивид, объект и субъект исторического процесса». Исходным моментом структурно-динамических свойств личности, по словам Б.Г.Ананьева, является ее статус в обществе, равно как статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы:

а) общественных функций-ролей

б) целей и ценностных ориентаций.

Основная форма развития личностных свойств человека, по Ананьеву, - это жизненный путь человека в обществе, его социальная биография. Формирование личности путем интериоризации - присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения - есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей, утверждает Б.Г.Ананьев, детерминированы именно этим общественным становлением личности. Ананьев подчеркивает, что ему достаточно близка позиция К.К.Платонова, выделившего в структуре личности четыре подструктуры. Кроме этого, Б.Г.Ананьев полагает, что все четыре основные стороны личности тесно связаны друг с другом. Однако доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, моральными и эстетическими чувствами.

Таким образом, представителями Санкт-Петербургской школы признается роль биологических детерминант в психическом развитии личности при доминирующей роли социальных факторов.

Особый интерес к смысловой сфере личности прослеживается в работах Д.А.Леонтьева. По его убеждению, смысловая сфера личности является ее главной конституирующей подструктурой. Личность как психологическое образование: «… конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре своих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам».

Чтобы лучше понять, степень проявления социальных факторов в личности необходимо рассмотреть структуру личности.

2 Структура личности

С середины 60-х годов в отечественной психологии предпринимаются попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К.К.Платонова, создавшего психологическую концепцию динамической функциональной структуры личности. В структуре личности К.К.Платонов выделяет четыре подструктуры. По его мнению, это число подструктур необходимо и достаточно, так как в них могут быть включены все известные свойства личности. Вычленение именно этих основных подструктур личности определяется у Платонова рядом следующих критериев.

Первым таким критерием является отношение биологического и социального, врожденного (но не обязательно наследственного) и приобретенного, процессуального и содержательного. Различие этих трех понятий по-разному проявляется в различных подструктурах. При этом в 1-ю подструктуру, наиболее существенную для личности в целом, входят почти исключительно социально обусловленные содержательные черты личности (направленность в ее различных формах, отношения, моральные качества личности). Во 2-й подструктуре - опыта, в которую входят знания, навыки, умения и привычки, наряду с личным оптом, включающим в себя и социальный, уже отмечается заметное влияние врожденных, биологических процессуальных свойств. Это влияние еще более усиливается в 3-й подструктуре, в которую входят черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей психических процессов. И наконец, в 4-й биопсихической подструктуре личности врожденность процессуального резко преобладает над приобретенностью. Эта последовательность, отмечает Платонов, помогает глубже понять соотношение социального и биологического не только в личности в целом, но и в подструктурах различных уровней, вплоть до отдельных свойств личности.

Вторым критерием выделения этих четырех подструктур личности является внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, и уже достаточно общепринятое и научно доказанное выделение в каждой из этих подструктур, принятой за целое, своих подструктур более низкого уровня.

Третьим критерием выделенных четырех основных подструктур является то, что каждая из них имеет свой, особый, основной для нее вид формирования. В выделяемых подструктурах 1-я формируется путем воспитания, 2-я - обучения, 3-я - упражнения, 4-я - тренировки. Взаимодействие этих специфических для каждой подструктуры видов формирования определяет индивидуальную особенность развития каждой личности.

Четвертым по рассматриваемому порядку, а по существу наиболее значимым критерием выделения именно этих подструктур является объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур. Различные структурные связи координаций существуют и между подструктурами, и внутри каждой из них. Но каузальные связи субординации более отчетливо выражены во взаимодействии различных подструктур, чем внутри каждой одной подструктуры. При этом, отмечает К.К.Платонов, каузальная зависимость черт личности 1-й подструктуры от черт 2-й, и вместе - от черт 3-й, и их всех вместе- от черт 4-й выражена отчетливо объективно.


Для раскрытия сущности категории «личность», прежде всего, необходимо провести строгое разграничение между понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». В обыденном сознании нередко они отождествляются, что для научного подхода недопустимо. Философская, социологическая и психологическая литература четко разводит эти понятия, показывая, что у них разное со- держание.
Так, понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. В этом смысле человек рассматривается как субъект общественно-исторической деятельности, являющийся высшей ступенью развития живых организмов на Земле и сочетающий в себе единство социальных и природных качеств, то есть представляющий собой сложную биосоциальную систему. С одной стороны, человек - часть природы, а с другой - активно действующий субъект истории. Понятие «человек» указывает лишь на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми.
Человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных предста
вителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид обозначается как единичный представитель какого-то целого (биологического рода или социальной общности, группы). Это отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого, нечто, соотносимое с родом Homo sapiens.
Многозначный термин «индивидуальность», напротив, означает то особенное, специфическое, что отличает человека от всех других, включая природные, социальные, соматические, психические, унаследованные и благоприобретенные, выработанные в процессе онтогенеза свойства.
Личность - это, с одной стороны, устойчивая система социальнозначимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, с другой стороны, индивидуальный носитель этих черт, свободный и ответственный субъект сознательной деятельности1.
Понятие личности помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, то есть в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми.
Вместе с тем личность - это вполне конкретный человек, реализующий присущую ему и только ему совокупность устойчивых социальных качеств через участие в социальных взаимодействиях, институтах, культуре и в целом - в социальной жизни.
Другими словами, личность - это человек с его системой интеллектуальных, социально-культурных, морально-волевых качеств, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Речь идет о таких качествах, как взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. п.
В своем первоначальном значении слово «личность» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре. Термин «личность» представляет собой перевод латинского слова «persona» - «маска актера».
В философии, психологии и социологии существует широкий спектр теорий личности и множество подходов к обоснованию существенных ее признаков, ее структуры и функционирования. Это
свидетельствует об исключительной сложности этой проблематики для гуманитарных наук.
Для античной философии личность вне общины или полиса так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма. Но уже в греческой философии возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности», какой он сам ее осознает. Отсюда возникают проблемы вины и ответственности личности. Если в античной философии личность выступала как преимущественно отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, индивидуальная субстанция нематериального характера, синоним нематериальной души. В философии нового времени начиная с Декарта распространяется дуалистическое понимание личности, противопоставляются два начала - телесное и духовное, на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе. Понятие личности при этом практически сливается с понятием «Я». По Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.
Марксизм понимает личность как «совокупность общественных отношений», в которой социальное превалирует над индивидуальным. Основа формирования личности в марксистской концепции - общественная производственная деятельность.
В общей психологии, как пишет И. С. Кон, под личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Одной из авторитетных психологических теорий личности является психоаналитический подход З. Фрейда. Он считал, что личность включает в себя три элемента: ид, эго и суперэго1. Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связан с инстинктивными биологическими побуждениями. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными).
Эго - элемент, осуществляющий контроль личности за собой на основе принципа реальности. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. В отличие от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом. Суперэго - последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Будучи морально-этической силой личности, согласно Фрейду, суперэго является продуктом социализации.
Современные психологические теории личности по-разному интерпретируют основные интегрирующие начала, задающие ядро личности. Существуют психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Оллпорт, К. Роджерс), психосоциальные (А. Адлер, К. Хорни, неофрейдисты), психостатистические (Р. Кеттелл, Г. Айзенк) теории личности.
Социологические теории личности рассматривают ее как специфическое образование, непосредственно выводимое из тех или иных социальных факторов. В развитом виде эти теории сформировались к середине ХХ века. К наиболее авторитетным из них Д. В. Ольшанский относит символический интеракционизм, ролевую теорию, развивавшуюся в рамках структурного функционализма, некоторые ветви необихевиоризма1.
В рамках символического интеракционизма (теории «зеркального Я» (Дж. Г. Мид, Дж. Кули)) личность рассматривается как производное от полностью социально обусловленного «Я» человека. Стержень личности, самосознание понимается здесь исключительно как результат социального взаимодействия (интеракции), в ходе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей. Таким образом, личность трактуется как объективное качество, обретаемое в ходе социальной жизни.
Согласно ролевой теории (Р. Линтон, Т. Парсонс) личность есть функция некоторой совокупности социальных ролей, которые исполняются индивидом в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность тем самым полагается продуктом взаимодействия в тех группах, в которые включен

индивид. Социализируясь, он усваивает экспектации ролевого поведения, выучивает способы их исполнения и, таким образом, становится личностью.
Необихевиоризм трактует личность как простую совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов.
Российская психологическая школа, восходящая к трудам
А. Н. Леонтьева, рассматривает «Я-концепцию» личности, прямо связанную с личностным смыслом как единицей сознания, в качестве системы представлений о себе, формируемой индивидом в процессах деятельности и общения. Она проявляется в самооценке, самоуважении, уровне притязаний, в межличностных отношениях и степени активности в сфере общественных связей и отношений.
Неотъемлемыми характерными чертами личности являются: самосознание, ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, определенная автономность по отношению к обществу.
При первом приближении личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, дающих основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых, соответственно биологией, психологией и социологией.
Структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием социальных взаимодействий, которые он осуществляет.
Рассмотрим основные элементы структуры личности, представленные в научной литературе. Понимание внутреннего строения личности, состава и иерархии образующих ее элементов позволит нам более строго подойти к пониманию коммуникативной личности и выявлению компонентов ее структуры.
В самом общем виде в структуре личности можно выделить две подсистемы - внутреннюю (мир сознания, включая самосознание) и внешнюю (мир поведения). При этом ядром личности как системы является переход, преобразование факта, ситуации, момента сознания в факт, ситуацию, момент поведения.
Структура, характеризующая мир сознания в психологическом плане, включает в себя три механизма - мотивационный, диспози-

циональный, мнемонический (механизм памяти). Мотивационный механизм функционирует как обобщение взаимодействия подсознательных мотивов, потребностей, интересов, ценностных ориентаций, продуктом которого выступает операциональная или стратегическая цель личности. Этот механизм порождает конкретные внутренние мотивы поведения личности. Диспозициональный механизм обеспечивает саморегуляцию социального поведения личности. Он опирается на взаимодействие мотивов, стимулов, установок, производящее в итоге систему диспозиций личности. Мнемонический механизм включает в себя глубинное освоение личностью опыта других людей, их знаний, информации различного рода.
С социально-психологической и собственно социологической точки зрения к описанию структуры личности можно подойти на основании универсальной модели детерминации человеческого поведения, описывающейся комплексом:
Личность =(«могу» + «хочу» + «знаю» + «умею») + «действую»
В результате в структуре личности можно выделить следующие элементы: Элемент «возможности и способности» («могу»), включающий в себя: Психофизиологические характеристики личности; Врожденные психологические характеристики личности, темперамент, направленность, способности личности, в том числе способности к творческой деятельности. Элемент «цели и мотивы личности» («хочу»), включающий в себя: Потребности и интересы личности. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но они от этого не перестают существовать и определять ее поведение. Интерес выступает уже как осознанная потребность; Ценности, убеждения, нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность.

На базе взаимодействия потребностей, осознанных и неосознанных, интересов и ценностей формируется система стратегических и тактических целей личности и мотивов ее поведения. Элемент «знания» («знаю») - освоенная личностью информация в абстрактно-логической и эмоционально-образной форме, хранящаяся в ее памяти. Элемент «умения» («умею») - возможности личности, как связанные с практическим применением знаний, так и накопленные эмпирическим путем и приобретенные в ходе упражнений и повседневного опыта предметной деятельности и социальных взаимодействий. Элемент «поведение» («действую») - способ реализации социальных качеств в деятельности личности, проявляющийся в образе жизни и таких видах, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая деятельность.
Личность характеризуется определенной автономностью, известной степенью независимости от общества, способностью влиять на общество. Таким образом, она выступает как активный субъект общественных отношений.

Проблема личности является центральной в современной психологии и акмеологии. Личность – основная загадка человеческого мира, его тайна, с другой стороны – это понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий и в житейском плане. Поэтому необходимо рассмотреть категориальный ряд, в котором состоит понятие «личность»: «человек» – «индивид» – «субъект» – «индивидуальность».

Как явление человек имеет два вектора развития, а как понятие – два плана интерпретации: природный и социальный. Природный вектор развития человека: вид в биологической классификации эволюции жизни на земле; природное существо, относящееся к классу млекопитающих; вид – приматы; классификационная категоризация – Homo sapiens.

Человек находится в единстве с природой и в то же время выступает лидером в этом взаимодействии. Не случайно в философии утверждается, что в человеке материя приходит к осознанию самой себя. В акмеологии разработан принцип цивилизованной природности человека, опирающийся на глубочайшую программную идею единства материи, развития и человека. С ним тесно связан принцип коэволюции – сопряженности закономерностей природы и закономерностей деятельности человека.

Акме – (гр. akme – высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила, совершенство) – первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению словам «высшее», «совершенное». В разговорной профессиональной речи употребляется как самостоятельное слово.

Акме человека – феномен достижения человеком вершин своего развития или совершенства деятельности – человеком как видом, индивидом , субъектом деятельности , личностью , индивидуальностью . В данном словосочетании полагается возможность определяемого явления как бесконечного приближения к «акме»; феноменология «акме» полагает реальностью не то, что существует независимо от сознания человека, но то, на что сознание человека направлено.

Акмеология – наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы осуществления потенциала человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности (в том числе, совокупного, группового), индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах. Движение человека к «акме» может начинаться с самого раннего возраста. Достичь вершин зрелости и совершенства отдельные люди могут уже в подростковом возрасте, однако наибольшую актуальность в современной школе имеет акмеология юношества (учащихся) и взрослых (педагогов, руководителей). Понятие «акмеологии» введено Н. А. Рыбниковым в 1928 г., использовано Б. Г. Ананьевым для классификации наук о развитии человека. Как самостоятельная наука акмеология оформилась и признана официально Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК РФ) в начале 90-х гг. XX в.


Акмеологический подход к личности вырабатывается в рамках психологической науки с опорой на психологическое определение ее сущности. Однако акмеология рассматривает личность в более широком контексте комплексного подхода к человеку (Б. Г. Ананьев) и философской антропологии (в психологии реализован С. Л. Рубинштейном). Последнее есть философское (в нашем случае философско-психологическое) учение о специфике бытия человека в мире.

Акмеология, с одной стороны, демонстрирует преемственность психологии и теории развития; с другой – дифференцирует свой предмет изучения от психологии личности.

Первым основанием при рассмотрении соотношения акмеологического и психологического понимания личности является принцип развития. И в зарубежной, и в отечественной психологии развитие личности рассматривается преимущественно как развитие личности ребенка. Акмеологический подход рассматривает развитие на протяжении всей жизни человека, связывает развитие и саму сущность личности с масштабом времени и пространства всего жизненного пути.

Психология рассматривает имманентные свойства личности («внутренние», естественно складывающиеся потребности, возможности, мотивы). Акмеология же руководствуется критериями оптимальности и оптимизации. Она рассматривает не просто наличествующие свойства, а свойства, необходимо востребуемые ситуацией жизни (деятельности). В психологии идут от наличного. Акмеологию интересует соотношение идеального (оптимального) и реального пути достижения личностью оптимума (идеала).

Акмеология осуществляет инверсию (объемно-наглядное «переворачивание») психологического знания. В психологии главный вопрос: что есть психика, личность . В акмеологии главный вопрос: как используется психика ; как использует (или не использует – и почему?) личность свои психологические и другие ресурсы в деятельности, в социальной жизни. Отсюда видно, что акмеологию интересует не структурно-динамический и даже не системно-динамический, а функциональный аспект личностной организации (личность как функциональная система). Тем самым центральным понятием для акмеологии становится понятие субъекта (личности как субъекта деятельности и субъекта жизненного пути).

Акмеология стремится выявить оптимальные композиции субъектных свойств личности по трем критериям:

· эффективности деятельности (жизненного пути);

· максимальной самореализации личности (ее профессиональной и экзистенциальной удовлетворенности);

· достижению личностью наивысшего уровня развития (реализации способностей).

В итоге это проблема акме как вершины (системы «вершин» личностных и профессиональных достижений). Акме – это пик – период профессиональной и жизненной продуктивности личности, переживаемый как самореализация своего жизненного замысла (миссии), своего «Я»впространстве «человек – мир».

Акмеологическая зрелость личности проявляется в сознательном руководстве собственным поведением, т. е. в способности быть адекватным и активным социальным субъектом (самодостаточной, творческой, конкурентоспособной личностью).

Способность эта проявляется:

· в роли личности как интегратора своих психических функций и ресурсов (самостороительство своей субъектности);

· решении личностью внутренних и внешних противоречий в процессе выработки и реализации картины (образа) мира, мировоззрения, концепции (стратегий) жизни, жизненных ценностей, личного кредо, жизненной позиции. Главное здесь – переход в поведении от опоры на среду, к опоре на себя (к саморегулированию); к жизненному выбору через самоопределение на основе свободы и ответственности.

В итоге мы имеем акмическую личность. Акмическая личность – личность, ведущей потребностью и доминирующей жизненной задачей которой выступает стремление «быть личностью». Акмическая личность фиксирует особое человекомерное начало в свойствах и предметах окружающего мира.

Регуляторами жизнедеятельности человека выступают механизмы самоорганизации, самопознания, самосознания, саморазвития, самодвижения, саморегуляции и т.д. На пути к акме разворачиваются такие виды активности, как самополагание, самопотенцирование (самоопосредование), самоопределение, самоактуализация и самовопрошание, самооценка, самореализация (самоутверждение) и т.д. Это в совокупности уже является проявлением культуры, ценностно-смыслового кода поведения и деятельности.

Природа человека противоречива, антиномична (заключает в себе противоположно направленные свойства и возможности). Человек потенциально заключает в себе логос (порядок, разумность) и хаос (вплоть до отчуждения от жизни); свет (добро, любовь) и тьму (зло); творчество, созидание и разрушение; величие и ничтожество. Человечность в нем есть высшая форма воплощенной культуры, результат восхождения человечества и каждого отдельного человека.

Следует отметить еще один важный для акмеологии аспект: методологически значение понятия «человек» заключается в том, что человек как явление выступает исходным, родовым для понимания мира. Мир, в котором мы живем, является для нас, в конечном счете, человеческим миром, в основании этого мира заложена человекоразмерность.

«Человек – человек» – самая трудная сфера отношений в жизни людей. В развитии обозначенного отношения существует целый ряд психологических барьеров: расовый – этнический – национальный – конфессиональный (религиозный) – социокультурный. Нравственная высота прохождения указанных психологических барьеров (разрешения стоящих за ними противоречий) – серьезная образовательная и воспитательная работа человечества, целевая задача каждого общества.

Человек – это, с одной стороны, биологическое существо, высокоорганизованное животное (принадлежащее к классу млекопитающих), отличающееся прямохождением, и обладающее высокоразвитым мозгом. С другой стороны, человек – существо общественное, являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Исходя из этого, можно дать следующее определение человека.

Человек – это разумное существо, обладающее речью, способностью к познанию и активному преобразованию мира в ходе общественно-исторической деятельности.

Индивид (индивидуум) (лат. individuum – неделимое, особь). Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя homo sapiens. В данном понятии выражаются, по крайней мере, два основных признака: 1) неделимость, или целостность субъекта; 2) наличие у него особенных – индивидуальных свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек, как и всякий представитель животного мира, рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Есть и другие определения индивида.

1) Человек как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (фенотип; генотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатков, влечений и пр.).

2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

О6a значения термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида : 1) целостность психофизиологической организации; этот признак указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида; 2) устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая, однако, существование элементов пластичности, гибкости, вариативности; 3) активность, обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

Индивид как биосоциальный феномен имеет два вектора развития: биологический и социальный индивид – единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек).

Индивидные свойства – субстрат конкретного человека. Биологические и психологические особенности индивида выступают как ресурсы человека, потенциал его развития как личности, субъекта. Индивидные характеристики чрезвычайно важны для акмеологии. В индивидных ресурсах «закодировано» физическое, а часто и психическое здоровье человека. Но индивид всегда еще и социальная единица социума, т.е. общественный индивид. В этом смысле каждый индивид социален – проходит социализацию, имеет в обществе определенный статус (даже быть ребенком – общественный статус). Каждый индивид включен в ту или иную сферу общественной жизнедеятельности, а, следовательно, в совокупность норм, требований, правил, обращенных к любому человеку, живущему в обществе.

Каждый человек в определенной мере – общественный индивид, исполнитель общественных традиций, норм, законов. Фиксируя закономерный статус человека как общественного индивида, подразумевают его промежуточное положение. Главное в человеке – авторская, творческая личность . Для акмеологии важнейшей проблемой является творчество (социальное, духовное) или креативность. В основе креативности лежат уровень развития рационального интеллекта (IQ) и задатки, способности. Однако интеллект и задатки как природные свойства переходят в креативность лишь тогда, когда одухотворены направленностью и мотивацией достижения личности.

Личность – социальное качество человека (индивида), индивидуальный уровень общественной жизнедеятельности (индивидуальное как конкретное выражение социального).

В человекознании личность традиционно рассматривается как устойчивая система социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена социума – субъекта познания, общения и деятельности.

В психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Возникает вопрос: что считать ядром личности, ее интегрирующим началом. По К. А. Абульхановой, личность – это устойчивый психический склад человека; по К. К. Платонову, личность – это человек как носитель сознания.

В психологии существует множество определений личности. Необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии. В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств, на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия «личность».

«Личность в узком смысле слова – это духовный индивид, человек, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, достоинством, чувством долга и ответственности» (С. Д. Смирнов, 2001, С. 78).

В. Н. Маркин определяет личность как способность индивида жить через свое «Я», т.е. через свой жизненный выбор и ответственность за него. Чем более развита личность, тем более ярко, рельефно сформировано и выражено ее ядро – «Я».

В общем плане личностьвыступаеткак феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Высшие личностные особенности человека : сознание (социальное мышление); активность (практически действенное, функциональное качество личности); способность к жизненному выбору и ответственности за него (механизм «САМО» – «я сам»); чувство времени (восприятие и организация времени как «пространства и времени» своей жизни); стремление к смыслу (смыслу жизни); ценностно-нравственный поведенческий код (в итоге – склад) личности.

Человек как личность – существо познающее, разумное (оценивающее и интерпретирующее), свободное и выбирающее. Личность всегда находится в экзистенциальной субъектной ситуации: существования и осуществления.

Субъект – личность как деятель. В современной психологической науке существуют две точки зрения на содержание явления и понятия «субъект» («субъектность»).

Первая точка зрения – сущностная: субъект – это форма социальной и жизненной зрелости личности (высшая форма ее развития). Человек рождается вне субъектности и становится субъектом. Главная форма развития личности – это способность быть субъектом. Деградируя, личность теряет свойство быть субъектом (К. А. Абульханова). Функциональная точка зрения на содержание субъектности: субъект – атрибутивная характеристика человека. Человек сразу рождается субъектом, это врожденная форма его присутствия в мире – жизнеспособность и социоспособность.

Человек рождается как субъект-агент. Роль направляющего начала играют взрослые люди, прежде всего, родители. По мере развития индивида как личности («Я сам») происходит становление авторского субъекта, субъекта-деятеля. Личность развивается через свою активность-субъектность: способность к жизненному выбору, социальному действию, ответственности за него.

Поле субъектности ,если его скоррелировать с жизненным путем, – это в основе последовательная совокупность деятельностей личности. Статус субъекта у личности в этих деятельностях может быть далеко не однозначен. Наряду со статусом «авторского субъекта» существуют и другие статусы: «субъект-агент», «навязанная субъектность», «иллюзорная субъектность», «разрушающая субъектность». Человек может жить вообще «не своей» жизнью. Отсюда в управлении (в руководстве персоналом) проблема несовместимости личности с функцией – по сути бессубъектность. Актуальная управленческая задача – субъективация персонала.

Следует подчеркнуть и то, что между личностью в качестве субъекта и ее субъектностью существуют достаточно сложные, порой противоречивые (диалектические) отношения.

Базовые экзистенциальные виды субъектности (активности), выходящие из субъектного ядра социально и духовно зрелой личности – это формы не только ее существования, но и осуществления. Быть субъектом – значит быть инициатором собственной активности (А. В. Брушлинский). Личность выражает, проверяет, реализует себя через эту субъектность. Возникает интегрированный, когерентный деятель – авторский личность-субъект. Высший уровень экзистенции: личность рассматривает свои роли и характеристики как часть единого Я ипереживает качественную целостность своего существования.

Но есть виды субъектности (период моратория у подростков и юношей, новые виды деятельности у взрослого человека и т. п.), в которых личность присутствует номинально, «опытно». Она еще не открыла саму себя в этих жизненных проявлениях, и ее идентичность (в рамках данной субъектности) носит «контурный», лишь предполагающий характер. Что-то из этого взаимодействия личности с миром может войти в «Я-опыт», в базовую идентичность. Но в целом это «промежуточное жизнедействие», одна из многочисленных попыток определить (выбрать) себя в мире.

Именно этим идентичность в рамках субъектности отличается от базовой идентичности (самости) личности. В этом взаимодействии (общении с самой собой, своей жизнью) личность выступает как особый субъект по отношению к собственной субъектности (в ее отраженной форме).

Психологическая «работа личности» включает в себя:

Самоанализ, рефлексию, соотнесение смыслов, ценностей деятельностей (реальности, стоящей за ними) со смыслом и ценностями личностного «Я»;

Психосинтез, «сшивание» (связывание) различных граней «Я-опыта» (активности личности) в единое полотно личной жизни (биографию, жизненный путь);

Психологическую защиту личности от негативных, разрушительных содержаний, если они транслируются той или иной деятельностью (как правило, чужеродная, навязанная извне субъектность);

Духовную работу: духовное самоопределение, выработку ценностно-смыслового кода, нравственного плана личных отношений к миру и людям, постижение своего «Я»каккосмопланетарного субъекта, расшифровку «Я-образов», выработку «Я-концепции» и т. д.

В. Н. Маркин разделяет понятия личности как субъекта деятельности и понятие личности как высшего единства человека, его самоидентичности.

Личностькак субъект деятельности устанавливает связи и отношения в мире, а личностькак «Я» (самоидентичность) связывает эти взаимодействия в личностную иерархию. Личность и имманентна деятельности, и трансцендентна ей.

В то же время следует отметить, что работа с «Я-опытом» – это не сортировка, не классификация впечатлений и воспоминаний. Это процесс самоопределения личности, внутренняя работа по выбору самой себя. Результатом обозначенной работы личности выступает не простое увеличение знания о себе, а изменение, развитие, процесс новообразований личности.

Работа личности – внутренняя духовная работа, в результате которой происходит подлинное акмеологическое ее становление.

Своеобразная совокупность качеств телесной и психической организации конкретного человека отражается в понятии«индивидуальность». Личность и индивидуальность – это общие, но имеющие качественную определенность явления и понятия.

Индивидуальность это уровень развития и своеобразия личности – «качество качества». Личность есть вершинный уровень развития человека, индивидуальность – это его глубинное измерение.

Индивидуальность – особенности характера и психического склада, отличающие одну личность от других, отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств. Иными словами, понятие «индивидуальность» отражает не только психологические особенности индивида, но и морфо-физиологические (рост, телосложение, черты лица и т.д.). Индивидуальность означает нечто большее, чем только положение индивида на шкале вариативности тех или иных признаков и их сочетаний. Индивидуальность выражает уникальность личности

Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально-значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

В качестве ведущего компонента выделяют направленность личности – сложное личностное образование, определяющее поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Структура– совокупность устойчивых связей между элементами объекта, опирающаяся на понимание объекта как системы.

А. Г. Асмолов выделяет 4 стратегии в понимании структуры личности.

1) конституционально-антропометрическая (Кречмер, Шелдон, XIX в.) – особенности личности связывали с конституцией, строением тела.

2) факторная (Г. Айзенк, Р. Кеттелл) структура личности представляет собой уникальное сочетание факторов или черт, уникальность – в степени их выраженности, сочетании.

3) блочная – по преимуществу характерна для отечественных психологов.

C. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности: 1.индивидуально-психологические особенности (темперамент, характер); 2. знания, умения, навыки (ЗУН); 3. направленность личности.

С точки зрения К. К. Платонова структура личности включает в себя следующие подструктуры: 1. биологическую (тип ВНД, темперамент, возрастные и половые свойства); 2. психологическую (сила психических процессов, память, эмоции, восприятие, мышление); 3. подструктура социального опыта (ЗУН) определяет уровень развития личности; 4. подструктура направленности (моральные качества, интересы, идеалы, мировоззрение).

4) мотивационно-динамическая стратегия – чем шире взаимосвязь человека с миром, тем развитее личность. (Истоки – психология З. Фрейда, теория потребностей А. Маслоу в рамках гуманистической психологии) . Особенность понимания личности А. Н. Леонтьевымкак психологического образования особого типа, порождаемого жизнью в обществе. Личностью может быть только достигший определенного возраста человек. В процессе жизнедеятельности человек вступает в общественные отношения с другими людьми, и эти отношения становятся личностно-образующими. Формирование и жизнь человека как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, а ее формирование происходит в онтогенезе. Леонтьев не относил к личности генотипически обусловленные особенности: физиологическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные ЗУН, в том числе профессиональные.

Общий подход к пониманию личности, обозначенный А. Н. Леонтьевым, нашел свое отражение в работах А. В. Петровского и В. А. Петровского: личность есть системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Личность как субъект общественных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство.

1. Интериндивидная репрезентация – «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер других личностей.

2. Интраиндивидная репрезентация – совокупность интраиндивидных качеств: психические свойства, мотивы, направленность личности, структура характера, темперамент, способности.

3. Межиндивидная репрезентация – включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое – как личностное.

Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью – полагать себя в сфере жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности.

Теория отношений – одна из авторитетных в отечественной психологии, ее создатель – В. Н. Мясищев. Система отношений рассматривается как психологическое ядро личности, а личность есть субъект устойчивой системы отношений (к себе, к людям, к миру вообще).

Общество должно заботиться о воспроизводстве своих членов, способных поддерживать его устойчивость и развитие. Каждый член общества выступает как самоактивный субъект, его деятельность определяется, прежде всего, собственными потребностями и мотивами. Поэтому главный путь действительного воспроизводства членов общества – воспитание мотивов. Человек становится личностью в той мере, в которой система его мотивов оказывается соответствующей требованиям общества. Личностно значимое может быть и общественно неприемлемым: так, преступление столь же личностный акт, как и подвиг.

Критерии сформировавшейся (зрелой) личности таковы: 1) наличие в мотивах иерархии в одном определенном смысле – как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, т.е. способности к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, благодаря которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов и даже «стихийную нравственность» – субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом, однако действовать вполне нравственно); 2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов – сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности).

В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные подструктуры, каждая из которых – сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности человека: 1) система регуляции; 2) система стимуляции; 3) система стабилизации; 4) система индикации.

В ходе общественного развития системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач.

Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью – преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и т.п. Это происходит по мере того, как происшедшие события персонифицируются человеком, входят в его социальную память, в его идентичность.

Итак, в отечественной психологии личность характеризуется: 1) активностью – стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за пределами требований ситуации и ролевых предписаний; 2) направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов: интересов, убеждений, идеалов, вкусов, в которых проявляют себя потребности человека; 3) глубинными смысловыми структурами (смысловыми динамическими системами, по Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной деятельности групп и коллективов; 4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношениями, установками, диспозициями и др.

Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон ее активности.

Субъективно для индивида личность выступает как его «Я», как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, которая обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение, осуществлять самовоспитание. Апелляция к самооценке и самоуважению – важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.

Можно, таким образом, сделать обобщающие выводы.

Человек родовое существо , представитель человечества, социоприродный феномен. С природной стороны, человек – ниша в развитии природы; с социальной стороны (со стороны сознания, мыслей, чувств) – микрокосм, бесконечный по своему многообразию и равномощный макрокосму мира.

Индивид – конкретный человек , биосоциальный феномен . С биологической стороны индивид – это организм , с социальной – единица социума , носитель общественных отношений – нормативной детерминации (необходимости).

Личность – психосоциодуховный (смысловой) феномен . Не случайно в русской классической философии происхождение слова «личность» связывали с ликом, а не личиной, персоной, маской. Развитие личности фиксируется в зрелости «Я» («Я-концепции», «Я-конструктов»).

Субъект – личность как деятель.

Индивидуальность – биологическая, социальная и духовная (в итоге – интегральная) уникальность личности .

Правомерно утверждение А. Г. Асмолова о том, что индивидом рождаются, личностью становятся; индивидуальность природную, индивидуальность социальную, индивидуальность духовную, индивидуальность интегральную отстаивают.