Понятие мировоззрения его структура и характерные черты. Шпаргалка: Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Введение

Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития. Концептуальное исследование этих вопросов имеет важное методологическое значение для изучения процессов, происходящих в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории человечества. В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности и возможностях человека ориентироваться в условиях, когда происходит изменение глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе.

Различные стороны мира, играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в его сознании и выражаются в различных формах общественного сознания. Каждая такая форма представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и фактор, определяющий ориентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Осваивая окружающий мир, идя путем проб и ошибок, находок и потерь человек накапливал необходимые знания, обобщал их и систематизировал. Эти знания передавались из поколения в поколение, обогащались новыми приобретениями, открытиями, совершенствовались, помогали человеку выжить и осознать себя как личность.

По мере становления и развития человека и общества росла потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы, может ли стать повелителем тех сил, в борьбе с которыми приходится утверждать свое существование, можно ли достичь счастья, в чем смысл человеческого существования и мн. др. При анализе такого рода вопросов от общих рассуждений разум неизбежно переходит к конкретным измерениям человеческого бытия: как строить свое отношение к природе, обществу, друг к другу, какими знаниями и ценностями руководствоваться? Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение, формирующееся в культуре.

Понятие мировоззрения и его структура

Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VI в. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие времена.

Каждый человек, осваивая и познавая мир, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Человек задумывается о тайнах мироздания, о судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о добре и зле, справедливости и т.д. Эти и другие «вечные» вопросы, каждый раз заново решаемые новыми поколениями, составляют круг вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти «вечные» вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, составляют его мировоззрение.

Мировоззрение имеет сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента.

Познавательный компонент

Он базируется на обобщенных знаниях - повседневных, профессиональных, научных и т.д. Это знания и представления о природе в целом, об универсуме, космосе. Здесь мы находим ответы на вопросы: как возник мир, что собой представляет жизнь, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной, в каком отношении она находится к неживому. Кроме знаний о природе, в познавательный компонент мировоззрения включаются антропологические, социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления людей. Это обобщенные знания о самом человеке и об обществе, о его устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе человека в выборе поступков и направлений деятельности.

Познавательную сторону мировоззрения составляют не только взгляды и представления о природе, космосе, обществе, человеческой истории, но и вопросы, связанные с выяснением познавательного отношения человека к внешнему миру: как соотносится мысль о предмете с самим предметом, возможно ли адекватное отражение предмета, что такое истина, заблуждение, ложь, и т.п.

Ценностно-нормативный компонент

Он включает в себя ценности, идеалы, нормы и т.д. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность - это способность какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, о цели и смысле жизни и т.д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Идеал является образцом (эталоном) для деятельности человека в конкретной обстановке и желаемой нормой его поведения в будущем.

Оценка, есть способ определения ценности конкретным человеком, социальной группой, обществом. Оценка устанавливает меру соответствия свойств и черт объекта или явления потребностям и интересам того или иного человека, социальной группы, класса, страты и т.д. Поэтому интерпретация одного и того же явления может быть различной у разных людей, социальных групп и т.д.

Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В нормах в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной, императивный момент, требование поступать определенным образом, в этом заключается ее регулятивная функция.

Эмоционально-волевой компонент

Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.

Убеждение - это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь, убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждение - это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность человека в правоте идей, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют нашу деятельность. В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет и волевой компонент. Воля - способность человека ставить цели и мобилизировать себя на их достижения.

Практический компонент

Мировоззрение - это не только совокупность знаний, убеждений, ценностей, идеалов и т.д., но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующее определение мировоззрения.

Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

Жизненно-практический уровень или обыденное мировоззрение - это стихийно складывающийся тип мировоззрения у каждого человека в процессе его жизнедеятельности, включающий в себя не систематизированное обобщенное представление о мире и месте человека в этом мире. На этом уровне мировоззрение базируется на здравом смысле и на многообразном повседневном опыте.

Обыденное мировоззрение включает в себя навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколения, и познанный опыт каждого конкретного человека. В нем нередки внутренние противоречия, предрассудки. Обыденно-житейское мировоззрение в целом не способно критически разобраться во внутренней сущности сложных, разнообразных и противоречивых отношений «человек - окружающий мир».

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения - теоретическом. Значение этого уровня заключается в том, что именно на нем происходит критическое осмысление принципиальных основ мировоззренческих убеждений, целей, идеалов, картины мира, которые опираются на житейскую мудрость традиций, на здравый смысл. К этому уровню относится философия.

Философия - это мировоззренческая форма сознания, однако, не всякое мировоззрение можно назвать философским. Понятие мировоззрения шире, чем понятие философия. Философия не совпадает с мировоззрением, потому что, во-первых, зарождение мировоззренческого сознания предшествует становлению философии; во-вторых, функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, обыденное знание; в-третьих, мировоззрение предшествовало философии не только в историческом процессе развития человечества, но и с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы и по-своему отвечает на них.

Типы мировоззрения

Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии. Таким образом, к основным историческим типам мировоззрения можно отнести мифологию, религию, философию.

Мифологическое мировоззрение

Мифологическое мировоззрение - исторически первая, нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания.

Мифология (от греч. повествование, сказание) - это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений.

Предпосылками мифологического мировоззрения явились неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, которое не отделилось от эмоциональной сферы. Мифология была первой попыткой сознательного отношения человека к себе и окружающему миру, попыткой человека с помощью сказочных персонажей создать единую картину мира и показать свое место в этом мире. Основными вопросами, которые решала мифология, были вопросы о происхождении Вселенной, Земли и человека, о причинах возникновения природных явлений, о жизни и смерти человека, и т.д.

К отличительным чертам мифологического мировоззрения можно отнести:

Синкретизм (нерасчлененное единство реального и воображаемого, знания и веры, естественного и сверхъестественного);

Антропоморфизм (наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами);

Гилозоизм (отсутствие границы между живым и неживым), конкретность, эмоциональность, нерефлексивность и т.д.).

Мифологическое мышление по своей природе является художественным, поэтому оно оперирует образами, но не понятиями (как формой абстрактного мышления).

Ушла ли мифологическая форма мировоззрения в прошлое? Можно сказать, что в целом мифология как мировоззренческая форма исторически изжила себя, однако она может фрагментарно сохраняться в современной культуре. Различные формы общественного сознания (например, искусство) продолжают использовать элементы мифологии. В XX веке наблюдалось сознательное обращение некоторых направлений искусства и литературы к мифам, в которых происходило переосмысление классических мифологических образов, а также сознательное мифотворчество.

При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения «социального» или «политического» мифа. В ряде случаев власти стремятся создавать мифы, посредством которых становится возможным манипулирование массовым сознанием (например, мифы о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимости вождей, о врагах и т.д.).

Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Мифологические сюжеты вдохновляли великих художников и поэтов на создание их творений, которые вошли в золотой фонд искусства.

Религиозное мировоззрение

На смену мифологии пришла религия. Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Религия (от лат - благочестие, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

Религия близка к мифологии, однако отличается от нее. Близость религии и мифологии состоит в том, что религия, как и мифология, апеллирует к фантазиям и чувствам. Отличается религия от мифологии тем, что не смешивает земное и сакральное, а раздваивает мир на земной (реальный, естественный, постигаемый органами чувств) и потусторонний (сверхъестественный, сверхчувственный). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. В качестве одной из главных отличительных черт религии можно назвать наличие культовой системы, т.е. системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным миром.

мировоззрение развитие исторический общество

ПРЕДИСЛОВИЕ

В условиях нарастания социальных противоречий и кризисных явлений в жизни современного общества особую роль играет философское знание, определяющее характер мировоззренческих и ценностных ориентаций людей. Несмотря на известную инерционность мышления, связанную с негативным отношением к философии как науке, не дающей практических результатов, следует отметить, что такого рода представления не соответствуют современным реалиям.

На данное обстоятельство указывал еще Аристотель, отмечавший, что из всех искусств наиболее прекрасным является философия при всей ее практической бесполезности, ибо она изучает вечное, сохраняющееся, непреходящее. Сегодня можно с уверенностью сказать, что таким вечным является сохранение жизни людей в условиях кризисных явлений в экологической, экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни современного общества.

Философия всегда была ориентирована на формирование новых ценностей по отношению к миру в целом. Особую значимость это обстоятельство приобретает в переломные, критические эпохи, что присуще и современному этапу развития цивилизации. В такие эпохи всегда происходит напряженный поиск путей дальнейшего развития человечества, а задача самой философии состоит не только в прояснении мировоззренческих структур, определяющих образ мира и жизни людей, но и в выявлении смысложизненных установок новых ценностей.

Такая задача, связанная с определением стратегии выживания человечества, и напрямую зависит от философских разработок, усвоения студентами новых мировоззренческих ориентаций в условиях глобализации.

Именно философия, аккумулировавшая многовековый опыт человеческой культуры должна помочь людям осмыслить новые вызовы времени и наметить стратегические направления достижения стабильного будущего. Отражая самосознание современной эпохи, философия занимает центральное место среди дисциплин гуманитарного профиля, способствуя формированию новых взглядов на место и роль человека в природе.

Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.

РАЗДЕЛ I . ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

1.1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы

В повседневной жизни каждый человек так или иначе сталкивается с явлениями добра и зла, жизни и смерти, справедливости и несправедливости, задумывается над вопросами о смысле своего присутствия в мире, об устройстве мироздания, о проблемах преходящего бытия на Земле и возможности вечного существования, осуществляет свой жизненный выбор, определяет ориентиры своего отношения к другим людям, обществу и миру в целом. Все эти и другие вопросы решаются каждым новым поколением людей в конкретно-исторических условиях. Результатом такого решения является установление жизненно значимых факторов (норм нравственности, интересов, знаний, материальных и духовных ценностей и т. д.), выступающих основой поведения и деятельности человека, его отношения к людям, миру, себе самому. Человек понимает себя, людей, мир, свое место, в жизни исходя из своего выбора. Система же взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения.

Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты.

Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др. Знания являются основным компонентом мировоззрения. Благодаря наличию в мировоззрении знаний оно может выступать в качестве своеобразной знаковой модели мира, включающей представления об устройстве общества, об отношении человека к нему, а также программы собственного поведения.

Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. Главным элементом убеждений являются принципы или определенные правила отношения человека к миру, другим людям, различным явлениям и событиям, к самому себе. Убеждения выступают в качестве индивидуального средства регуляции отношений в обществе и поведения человека, но также служат специфическим компасом в достижении им жизненных целей.

Поскольку убеждения опираются на ценности (убеждения еще можно объяснить как осознанную необходимость следования тем или иным ценностным ориентирам), то в совокупности они образуют нормативно-регулирующий механизм жизни человека в обществе. Ценности составляют содержание принципов мышления и действия.

Ценность – это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека.

Ценности определяют правила и образ жизни человека в обществе. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, политических, религиозных, моральных и других убеждений и принципов.

В ходе исторического развития ценности постоянно обновляются. В жизни современного общества особую значимость приобретают экологические ценности, выражающие деятельность по сохранению природы и обеспечению нормальных природных условий человеческого существования.

Во все времена основополагающую роль в выборе жизненной позиции играли материальные и духовные ориентиры и ценности. Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей проявления других ценностей, являются идеалы.

Идеал – мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности, к которому надлежит стремиться.

Ценности и идеалы всегда скорректированы с социально-экономическими, духовными и, в целом, конкретно-историческими особенностями культуры. Идеалы связаны с разрешением противоречия между существующими экономическими, политическими, социальными и другими условиями развития человека и его постоянным стремлением к совершенствованию этих условий и самого себя.

Важной чертой мировоззрения является сравнительная характеристика явлений мира, истолкование его происхождения и изменчивости. Все это говорит о наличии в мировоззрении элементов миропонимания, в основе которого лежит способность логического, рационального мышления.

Отношение человека к миру, событиям, людям, самому себе, понимание своего места и роли в связях реальности, осмысление происходящих изменений всегда эмоционально окрашены и определенным образом переживаются. Поэтому мировоззрение всегда формируется, развивается и проявляется в жизни каждого человека в связи с его мироощущением и мировосприятием.

Мировоззрение складывается в процессе деятельности человека, его адаптации к социальным и природным условиям существования и выполняет активную роль в практическом изменении человеком окружающей действительности и самого себя.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты: 1) познавательный, опирающийся на общие знания о мире, природе, обществе, человеке; 2) ценностный, включающий ценности, идеалы, убеждения; 3) эмоционально-чувственный, основывающийся на мироощущение, мировосприятии, т. е. определенном переживании своего рационального и деятельностного отношения к миру, событиям в нем; 4) практический, задающий содержание и направленность человеческого поведения и деятельности по отношению к природе, обществу, самому человеку с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Мировоззрение выполняет следующие функции: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности; 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений; 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали; 5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.

Мировоззрение , таким образом, это не только обобщенная система знаний о мире, обществе, самом человеке, его роли и месте в них, но также совокупность убеждений, ценностей, идеалов, регулятивных норм поведения и деятельности человека в его отношениях с миром и обществом.

В современной учебной литературе по философии принято выделять пять основных типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, повседневно-обыденное и научное.

Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое. Мифология (от греч. mifos – предание, log о s – учение) – это совокупность преданий, сказаний, формирующихся стихийно в процессе (опыте) повседневной жизни людей, в представлении которых мир и земная природа контролируется сверхъестественными силами, с которыми необходимо сообразовывать свое поведение.

Характерными чертами мифологического мировоззрения выступают: представления об органическом единстве и взаимопревращаемости человека и явлений природы; наделение предметов природы человеческими качествами (антропоморфизм); взгляды о подобии, отсутствии границ между живым и неживым (гилозоизм); нерасторжимость чувственно-образного и рационального отражения реальности, веры и знания (синкретичность мифа).

Структура мировоззрения

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Структура мировоззрения
Рубрика (тематическая категория) Философия

Мировоззрение существует в виде систе­мы знаний, ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений , и выражается через образ действий человека, в конкретных жизненных программах и проектах деятельности.

- Знания. Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека: повсœедневные, профессиональные, научные и философские. В культуре знание всœегда существует в знаковой форме.

Знание явное (артикулированное, выраженное в языке, в понятиях и суждениях) и знание неявное (неартикулированное, содержащееся в схемах восприятия, практическом мастерстве, искусствах, телœесных навыках и т.д.). ʼʼЗнание чтоʼʼ и ʼʼзнание какʼʼ.

Человеком, у которого отсутствуют знания, легко манипулировать.

- Ценности и оценки. Идеи, принципы, материальные объекты (природные, культурные и т.п.), явления и процессы действительности, обладающие положительной значимостью для человека и общества. Это система духовных и материальных благ, которые человек и общество признает в качестве силы, определяющей помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Особую роль в мировоззрении имеют духовные ценности, ᴛ.ᴇ. те идеи и понятия, с помощью которых люди определяют добро и зло, истину и заблуждение, прекрасное и безобразное и т.д.

Система ценностей образует смысловую основу человеческой жизни.

- Нормы и идеалы. Представления и ориентиры, которые задают программу поведения человека, перспективу его жизни. Здесь закладываются ʼʼобразыʼʼ прошлого и ʼʼпроектыʼʼ будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения. Через соотнесение знаний и ценностей с нормами и идеалами человек оценивает происходящее.

- Убеждения. Степень приверженности человека определœенным взглядам и идеям, а также способность и готовность к жертвам ради этих идей.

- Вера. Особое сверхсознательное чувство человека. Диапазон человеческой веры широк – от практической, жизненной познавательной несомненности (или очевидности), ᴛ.ᴇ. вполне рациональной веры до религиозных верований и легковерного принятия нелœепых вымыслов.

Все компоненты мировоззрения взаимосвязаны и образуют единое целое.

В мировоззрении сочетаются различные сферы психической активности человека: интеллект и эмоции, чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением , познавательно-наглядную – мировосприятием , познавательно-интеллектуальную сторону характеризуют как миропонимание .

Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но находит выражение и в миропонимании, в т.ч. и в философском мировоззрении.

Структура мировоззрения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура мировоззрения" 2017, 2018.

  • - СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. МИНСК 2007 Конспект лекций ФИЛОСОФИЯ Т. Ф. Милова Мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а... .


  • - МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

    Мировоззрение – это система взглядов на мир, определяющих место и роль человека в этом мире. Специфика мировоззрения связана не просто с тем, что это – взгляд на мир (взгляд на мир дает и наука). Мировоззрение – не просто знания о мире и человеке, но и оценка человеком... .


  • - Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения

    Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "философия". Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому... .


  • - Структура мировоззрения.

    Типы мировоззрения – те типы, которые сложились в исторической динамике человеческой культуры. 1) Мифологическое мировоззрение (синкретично, утрояет мир (высший мир, средний и подземный), образное восприятие мира). Отсутствует логика, миф лишен объективности, он... .


  • -

    Для определения философии недостаточно обращения к науке. Поэтому такое определение дается, как правило, через понятие миро­воззрения. Под мировоззрением понимается совокупность общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение может складываться стихийно,... .


  • - Структура мировоззрения

    Особенности, специфика мировоззрения находит отражение в его структуре. Целостность мировоззрения – результат наличия в его основе некоего стержня. Это может быть идея или образ, объединяющий порой противоречивые взгляды и картины в единое целое. Избежать противоречий... [читать подробнее] .


  • - Сущность и структура мировоззрения.

    Лекция 1. Философия, ее предмет и место в культуре 1. Сущность и структура мировоззрения. 2. Исторические типы мировоззрения. 3. Философия как мировоззрение, ее место в культуре. *** Философия в переводе с греческого – любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia – мудрость).... .


  • 1.Понятие мировоззрение, его структура и основные функции _ Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, oпределяющих общее понимание мира, жизненные позиции человека, его суждения и поступки.

    В структуре мировоззрения выделяют мироощущение. (эмоционально-психологическая сторона мировоззрения) и миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона).

    В структуре мировоззрения различают также два его уровня: обыденный и теоретический. Мировоззрение обыденного уровня складывается из повседневной жизни; стихийно, без глубокой рефлексии и обоснования. Оно основывается на повседневном опыте, отталкивается от мнений окружающих людей и слабо связано с совокупным историческим опытом всего человечества. Мировоззрение теоретического уровня вырабатывается в специальных размышлениях, предполагающих критическое отношение к предрассудкам, обоснованность суждений, их системную связности у непротиворечивость, опору на обширный исторический опыт человечества

    Мировоззрение теоретического уровня разрабатывается в философии, теологии, науке.

    Функции мировоззрения

    Ориентирующая (мировоззрение ориентирует мысли, чувства и действия человека на определенные ценности и устройство мира);

    Объяснительная (мировоззрение служит основой для объяснения и понимания природных и социальных явлений, человеческих поступков);

    Легитимирующая (мировоззрение служит основой для признания правомерности определенного образа мыслей и действий);

    Консолидирующая (общность мировоззрения служит основой для солидарности людей).

    Исторические типы мировоззрения: мифологии, религия, философия

    Мировоззрении разных типов возникают не одновременно.

    Мифологическое мировоззрение - древнейшее, изначальное. Греческое слово мифа буквально значит «предание» Это - повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках. Мифы рассказывали о происхождении мира и человека, о том, как герои спасали род человеческий, о том как и почему появились определенные социальные установления, обычаи и обряды. Мифы таким образом задавали первобытным людям модели истолкования событий и образцы поведения. Тем самым мифы обеспечивали определенный социальный порядок для членов одного рода или племени.

    Религия и философия отличаются от мифологии, прежде всего, претензией на универсальность, значимость для всех людей, а не только членов одного рода.

    Религия подобна мифологии в том, что она опирается на предание как основополагающую истину. Правда, у мифологии предание устное, а у религии - письменное, «священное писание», канонизированные тексты, которые нельзя подвергать пересмотру и сомнению; они считаются «истиной в последней инстанции».

    Философия принципиально отличается от мифологии и религии тем, что она опирается не на предание, а на рассуждения, на умозаключения. Философия не повествует о событиях, а исследует связи вещей и при помощи рассуждений, ищет первоначальные причины.

    Философия в отличие от мифа и религиозного вероучения требует подвергать сомнению и критике любые мысли и высказывания, чтобы проверить, насколько они обоснованы. Важнейшими формами мысли в философии являются понятия и теории

    2. Предмет философии, его историческая динамика. Функции философии.

    Философия наука о наиболее общих законах развития природы общества, мышления, познания и особая форма общественного сознания, система философских дисциплин. Предмет философии исторически изменялся с развитием общества, науки и самого философского знания. Можно определить предметную область философии. Основные философские проблемы: проблема окружающего мира, Космоса, бытия, поиск первоосновы всего сущего; проблема человека, смысла существования человека в мире; проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, идеального и материального; решение межличностных и социальных отношений, рассмотрение человека « в мире людей». В исторической динамике менялись акценты в решении этих философских проблем. философия был дан Пифогором, означает любовь, почитание мудрости. Философия; ее предметом выступает объяснение наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. Основными проблемами философского знания выступает проблема субстанции. В эпицентре философской проблематики лежат вопросы изучения природы, познания и сознания, т.е. субстанции. Функции философии: выступая предельно обобщенной формой знания, в теоретической форме познающая сущность вещей и процессов философия реализует на этом пути ряд задач, т.е. функций, соотношения ее проблематики. Важнейшие из них:

    - мировоззренческая – состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;

    - методологическая – связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации;

    - гносеологическая заключается в создании обобщенной картины познания мира, формулировке принципов познавательного отношения субъекта к объекту, разработке универсальных методов научного познания и логического мышления;

    - аксиологическая – ориентирована на критический анализ коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственных и эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения в мире;

    - праксеологическая – проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определении их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и коллективных действий;

    - критическая – состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления;

    - прогностическая – связана с выработкой средствами философии представлений, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

    З.Основные проблемы и структура философии. Проблема основного вопроса философии.

    Основные философские проблемы: проблема окружающего мира, Космоса, бытия, поиск первоосновы всею сущего; проблема человека, смысла существования человека в мире; проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, идеального и материального; решение межличностных и социальных отношений, рассмотрение человека « в мире людей». В исторической динамике менялись акценты в решении этих философских проблем.

    В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:


    • онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

    • гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

    • аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

    • праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

    • антропология – философское учение о человеке;

    • социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории. Эти разделы несводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.
    Ядро-теория диалектики-наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; эпистемология(теория научного познания)-наука о том, как человек познает окружающий мир и самого себя; социальная филооофия-наука о закономерностях и движущих силах общества: философия истории и социологическая теория: этика, эстетика, политология. Они являются относ-льно самостоя-ыми.Разделы:онтология(учениеобытии);гнесеологии(познание);аксиология(ценности); Антропология(о человеке) Основной вопрос философии: отношение идеально к материальному, сознания к материи. В мире нет ничего, кроме материального и идеального, и решение этого вопроса о первичности одного из них неоходимо для последующего правильного освещения других проблем философии.

    4. Мировоззрение индийцев формировалось под воздействием взаимной ассимиляции коренного населения страны (дравидов) и завоевателей (ариев), жесткой кастовой системы и ведической духовной традиции Арии появились на полуострове Индостан во вт. пол И тьс.до нашей эры Кастовое расслоение: 4 варны- брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы ремесленники, торговцы) и шудры (выполн низменный труд). Веды («знание»)-литературно-мировоззренческий памятник (III тьс.до нашей эры). «Упанишады»-часть вед. древ предфилософии. Это суждения учителя, изложенные в виде диалога об окружающем мире, о населяющих его многих богах, о Боге-творце Брахмане, вселенском и личностном сознании-Атмане, о судьбоносном долге человека-карме, цели людских устремлений-мокше Чисто мифологческие представления развиты древнеинд-ми фолософ-ми школами -даршанами (веданта, миманса, йога и др.). Йога, напр., указывает путь преодоления человеческих страданий, освобождения от самосознания и слияния собственного Я с состоянием мокши, с бессмертным Абсолютом. Манера философствования древнеиндийских мыслителей имела герменевтический (разъясняющий) характер, поскольку в даршанах выявлялся смысл содержащихся в «Ведах» представлений о Брахмане, атмане и др. Религиозно-философ Учения того времени получили в основ. Этическую направленность Известность приобрел буддизм(6-5 век до нэ., Гаутама-Будда), ставший мировой религией Основная идея буд-освобождение от страданий (психологическая реальность) путем нирваны состояния «угашенности», невозмутимости, исключающего желания, жажду жизни Оппозицию буд. состав школа Чарвака-единственной реальностью явл. Материя. Все, что есть в мире, состоит из 4-х элементов (вода, земля, огонь, воздух). Цель человеч-ой жизни наслаждение. На сознание китайцев воздействовали древние книги-«Пятикнижие»(книга перемен, кн истории), известность получ Конфуцианство (Конфуций, 6-5 век д нэ.)-этико-политическое учение, основнье принципы взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе); человеколюбие (культ предков); сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства). На их основе Конф разработал правила упраления госуд-ом подобие колесницы император правит, чиновники-вожжи, закон и мораль-узда, уголовное наказание-бич, народ-лашади Конф выступал против чрезмерного насилия. Распростр-е получ учение Лао-цзы о священном дао (даосюм)-все вещи рождаются и умирают благодаря собственному пути(дао). Человек должен следовать естеств-ым законам, отказаться от мудорствавания. Лас-цзы отвергт. этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию, незнанию. Высшая добродетель- недеяние и молчание. В конфуцианстве как и в буддизме, всякая униакальность чел-ка рассматриваломь как зло. Главным было обнаружить безличный абсолют.

    5 Древнегреческая философия. Высокий уровень развития древнегреческого об-ва и его культуры объяс-тся многими факторами удобное географ-ое положение. переход к железу усилило производство; отношения родовой аристократии и городского торг ово- ремесленного населения, классовая борьба побуждали к постоянному соверш-твованию форм полит-го устройства рабовладельческого об-ва, к сложному изменяющемуся сопряженно аристократии, тирании и демократии /духовная жизнь греков питалась представлениями мифологии и образами предфил-ии (гомер, Гесиод). История фил-ии охватывает свьше 1000 лет (6- 5вв д НЭ.-6 в нэ). Выделяют периоды космологический (6-5 вв. д.н.э), антропологический (5 в. д. н.э), систематический (5-4 вв д н э), этический (3 в д н э - 3 в н э), религиозный (3- 6 в н а). Особенности космоцентризм-в центре проблема устройства внешнего мира; древнегреческая фил-ия в отличие от мифологии решает вопрос не кто что-то создал а из чего все произешло-основа (вода Фалеса, огонь Гераклита, атомы демокрита); чел-ек рассматривается как микрокосмос, отражение большого космоса; жизнь в соответсвии с космосом (природой) расс-мся как подлинная, праведная и доброжелательная; основой добробетели явл. разум человека (Сократ, Платон); древние греки изобрели фол ос о фс-кое доказательство (Гарменид доказал почему есть бытие и нет движения); нашли обоснование фил-ие категории, которые используются во всей филос-ии (душа, знание, познание, бытие и др.). В Др. Греции выделяют Милетскую школу (первые материалисты), интересовал вопрос: откуда все происходит и во что превращается? Занимались прктичеекой деятельностью. Фалес-все существующее возникло из влажного первоисточника Сама Земля держится на поверхности вода окруженная океаном, по форме она плоский диск Вселенная полна богов все одушевлена Материя бесконечна.Анаксимандр-родина жизни-илистое дно моря, люди развились из рыб. Миры возникают и разрушаются Первооснову видит в «апейроне»-в чем-то неопределенном беспредельном Анаксимен-происхождение вещей из воздуха, земля-плоский диск, поддерживаемый массой воздуха Гераклит-учение о мире-представление о преходящем изменчивом характере всего сущего Первовещество природы-огонь. Душа материальна, она сухой огонь. Все из огня. Мир-процесс. Вещи изменяются и превращаются в свою противоположность (холодное в теплое). «Все течет, все изменяется». Сократ-выступал против афинской рабовладельческой демократии Его фил-ия-учение о том как следует жить. С его точки зрения, должна существовать единая, общая, высшая цель жизни Основными добродетелями он считал умеренность, храбрость, мужество и справедливость. Демокрит- атомистический материалист, Душа состоит из огненных атомов, отвергал бессмертие душ и Эпикур-его школа «Сад Эпикура», главная задача фил-и-создание этики (учения о поведении, приводящем к счастью), критерий счастья видел в чувстве удовольствия

    6 Платон (427-347 тт. да) родился на о. Лима Сын родовитого афинское гражданина Объективный идеалист Впервые идеализм противопоставил материализму. Противник афинской демократии Ученик Сократа, в Афинах основал Академию. Мир идеи настоящий Мир вещей ложный и зависимый (мир теней)- Мир идей постоянен, вечен и совершенен Его теория познания основывается на полонении: все знание о мире дает душа. Она бессмертна Она содержит в себе в скрытом виде все знание. Задача познания-все вспомнить. Ему принадлежат слова «из споров рождается истина». Структура мира по ПЛ: 1-божественный ум, демиург, созидающий по образу идей материальные объекту 2- мировая душа как первопричина движения и разнообразия сотворенных вещей, 3- мировое чувственное тело, живой шарообразный космос. Заслуга Платона-учение о диалектике понятий, диалектике мысли Правителей следует выбирать только из философов «Идеальное roc-во будет тогда, когда или фол-а будет править, или правители будут философ-ть». Приверженец аристократизма, в «идеальном гос-ве» выделял 3 сословия (правители-философы стражи и землевладельцы), каждое выполняет свои фун-ии в соответ-вии со свойственными им качествами душ и (мудрость мужество, благоразумие). Основ-ье труды Платона: «Апология Сократа», «Гос-во», «Диалоги».

    Аристотель (384-322 гг. днэ.) родился во Фракии Ученик Платона Создал фил-кую школу-Ликей Его фил-ие труды «О душе», «Физика», «Категории», «Метафизика» и др. учение Ар.объективный идеализм. Оно сложилось в результате критики учения Платона Изречение «Платон мне друг, но истина дороже». По Аритст. Каждая единичная вещь есть единство материи и формы Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. Предельная форма-Бог, пребывающий вне мира Ученый разработал систему категорий: сущность, количество, качество, отношение, место время, положение, обладание, действие, страдание. В теории познания Арист. Исходит из представления о существовании независимой от субъекта объективной действит-ти Аритст. считал что существует 6 видов движения: возникновение, уничтожение, рост, уменьшение, качественное изменение и смена в пространстве Арист. Пытался построить единую систему наук.

    7. Средневековая философия . Борьба материализма м идеализма, кот-я началась в рабовладельческом об-ве, продолжалась и в условиях феодал-ма, но в специфических условиях Эконом-я и полит-я раздробленность, преобладание натурального хоз-ва, нераз-ть общетсвенного произ-ва и эконом-их связей, засилие церкви и духовен-ва накладывали отпечаток на филос- ию. Исходным пунктом филос- их размы-ний стали догматы Священного писания. Познание природы рассматрив-сь как нечто греховное, запретное. Предпочтение отдавалось не науке, а религии 2 основных направ-я фил-ии феодол-ма (11-14 вв.) номинализм и реализм Представители номиналшма: фр. Ф ил-а Росцелин, шотландский дунс Скотт, англ- Уильям Окам. Номиналисты и реалисты спорили о том явл-ся ли общие понятия вторичными, т. е продуктами деятел-ти мьшления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно Первой точки зрения придерживались номиналисть (от лат.-имя), вгорой-реалисты (вещественный) Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления в средневековой фил- ии Учение номиналистов об объек-ом сущестнии предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к подрьву религиоз-го мифа и сотворении природы Богом к ослаблению авторитета церкви и Свящ. Писания. Реалисты показьвали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы явл-ся первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписьвали общим понятиям самостоятельное сущест-ие, не зависимое от отдельных вещей и человека Предметы же природы по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий Умеренная форма номина-концептуализм (Ф-а Абиляр)-общее существует, но не телесно, в вещах, а в виде понятия (conceptus). Вещь имеет первенство над понятием Общие понятия, универсалии образуется после вещей, в процессе познания при обнаружении у них некоторых сходных свойств «Пониманию, чтобы верить». Представитель реализма Апсельм Кентерберийский-универсалии существуют реально, они имеют духовную природу, как идеальнье сущности образуют особый мир истинного бытия Фома Аквинский (13а) боролся против номиналистов Доказывал необходимость сотрудничества фил-ии с теологией в познании мира, обосновании первичности Бога и вторичности природы Причиной возн-ия всего сущ его он считал Бога, кот- и вечен и явл- ся абсолю тно соверш енным дух-ым сущ еством заключающим в себе всю полноту бытия в виде идей как образцов, по которым он из ничего сотворил природу. Аквин-й пытался теоретически обосновать служебную роль фил-ии по отношению к теологии Последняя, по его мненио, исходит от Бога и нисходит к его творениям Ф ил-я ле восходит к Богу от его творений те, как и теология, своим особым путем ведет к знанию Бога ц следовательно дополняет теологию. Знания Бога, даваемые фил-ей косвенны и относительна знания же Бога, даваемь теологией, абсолютны.

    .8. Эпоха Возр-ия-15-пп 17 вв. В это время об-во претерпев серьезные из мнения во всех своих сферах Разлагается феодально эконом-не отношения, уступая место прогрессирующему капитадис-му способу произ-ва Об-во тягоигся сословным неравенством и засильем церкви Ученье и фил-ы выи ли из-под влияния церкви Возникла новая культура, получившая название гуманизма, кот-ый означал светскую, а не богословско-схолостическую образованность Деятели культуры обращается к достижениям античного иск-ва (скульп-ы арх-рц поэзии). Для материал-го мировоз-ия огр-ое значение имело появление натурфил- ий-учения о природе, свободного от подчнеиия теологии, а также естественнонаучные труды Кузанскога, математика Коперника, Бруно, Галилея и др. Источниками фил-ии Возрож-я были фил-ия Платона и Аристотеля. Средневековый теоцентризм уступает место антропоцентризму Творение мира Богом из «ничто» отвергается тезисом о совечности сущест-нш природы и божества В прежние времена бытие Бога объявл-сь как абсолютно совершенное, а материя рассматрив-сь как источник зла, то теперь обожествляется сама природа, природа благосклонно к чел-ку, от нее не может исходить зла. Гуманисты Возр-ия оценивали фил-ио как средство возвьшения чел-ка Джордано Бруно-натурфил-а Возр-я, противник религиозной схоластики Он учил что мир един, в его основе материя, а то, что считалось Богом суть сама природа Материя порождает все многообразие деист-ти Вселенная не сотворена и не может исчезнуть Во Вселенной (природе) совпадают противоположности максимум (Бог, мировая душа) и минимум (единичная вещь, чел-к), природа творящая и пр-да творимая В вопросах познаия призывал оиираться на разум и свободное исследование.

    9. Специфика фил-ии Нового вр . Во многом была обусловлена начинающим разбегом капиталистической цивил-ции Переход от мануфактурного к машинному произ-ву дал толчок развитию естествознанию (механики физики). Актуальной стала проблема метода познания фил-ии Ценральное место она занимала в фил-ии Бэкона и,Декарта, т.о сформировалось 2 направления в фил-ии Нов. вр-импиризм и рационализм Дтя Бэкона м-д познания фил-ии-эксперимент, с помощью индукции; для Декарта-дедукция (мысло-следовательно существую). 2 фил-ия Нов. Вр. направлена на преобразование окружающего мира.3. Фил-я носила механистический характер (наибольшее развитие получила механика), человек-машина. 4 Развитие капигализма наложило отпечаток и на социальную фил-ю. Канталшм требовал юридически свибодного чел-ка-появляются теории естественноо права, разделения властей т-я общественного договора народного суверенитета (Руссо)

    10 В 16-17 ва благодаря открытиям Коперника, Галилея, Кеплера возникло экспе-тальное естест-нание. Наибольшего раз-тия достигла механика. Наука из пок-ной служанки бог-ловия прев-ается в непосредс-нную про-ительную силу. Воз-ает необх-мость фил-г о осмысления новых научных фактов, разработки общей ме-логии познания. В процессе решения этих проблем образовались 2 основных направ-ия: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм В отличие от рационализма главным источником знания считает мысли и понятия, присущие уму от рождения (врожденнье идеи) или в виде задатков, предрасположений ума Основоположником рационализма явл. Депкарт карт, его труды «Космология»(учение и строе мира) и «Космогония» (о планете). Д считал что Я это субстанция, вся сущность и природа кот-й состоит в мышлении(Я мыслю, следовательно, существую). Чтобы отыскать истину, мылшление должно руковод-ся правилами; 1. считать истинным только то, что представляется уму вполне ясным и не вызывающим сомнения. 2 каждую слолжную проблему необходимо расчленять на частные задачи Через последовательное решения частных задач можно решить всю проблему. 3. начинать движение к истине от простого к сложному. 4. во всех областях знания составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из открытого не упущена Следование этим правилам может привести к заблуждению, сколько ученых столько мнений Поэтому исследователь должен подвергнуть сомнению все знания прошлого. Сомнение, по Дрк, это не путь к отрицанию познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Ф ил-а отдавал предпочтение дедуктивному мет-у. Декарт считал что разум содержит врожденныв идеи (напр, идея Бога). Разум имеет природньЕ способности к созданио идей Бенедикт Спиноза-нидерландский фил-ф. Его труды «Бгословско-политический трактат», «Этика». Цель фил-ии он видел в господстве над внешней природой и совершен-ии челов-ой природы Разрабатьвал учение о свободе. Существует лишь одна субстанция-природа, кото-я есть причина самой себя и не нуждается для своего сущ-ия ни в чем другом От субстанции следует отличать мир отдельных конечных вещей или совокупность модусов (то, что существует не само по себе, а в другом). Субстанция едина. Модусы и субстанция соотносятся как точки на прямой линии и сама прямая. Природа сущест-ет сама по себе, вне зависимости от ума и вне ума Чел-к-часть природы, «вещь» природы Готфрид Вильгельм Лейбниц-представитель идеализма. Характер-я черта его науч-й деят-ти-стремление соединить теорию с практикой Развивал учение об субстанции Любая вещь-субстанция. Каждая вещь или субстанция, или сила есть единица бытия, или «монада». Монада нн материальная, а духовная единица бытия, духовный атом. Отсюда и фил-ий идсализм

    11 Эмпиризм (сенсуализм)-одно из двух направлений Нов вр. Главный метод познания-эксперимент, индукция Френсис Бэкон в книге «Новый Органон» высказал собственные взгляду название это не случайное, в нем сознательно противопоставлено новое понимание науки тому, на которое опирался «Органон» (свод логических работ) Аристотеля Бэкон не был атеистом Он признавал сущеет-ие Бога и разумной душ и, однако полагал что это компетенция теологии Бэкон настаивал на двойственности истины. Та из них, к кот-й имеет отношение фил-ия, вынвляется не верой и откровением, а дается ученому в опытном исследовании, в эксперименте. Главную цель фил­ин Бэкон видел в познании природы и подчинении ее власти чел-ка С разрушением «идолов» (ложных образов) в науке открькается путь к достижепио ее определяющей цели, кот-я состоит в «обогощении чел-кой природы действительными открытиями, т.е. новыми средствами». Материализм Б непоследователен Уступки идеализму заключались в формальном признании им особой «науки»-науки о Боге (теологии), в признании двоякой формы истины-не только научной, но и религиозной, в отказе от прямой критики положений веры Т Гоббс- его труды «Филос-ие элементы учения о гражданине». «левиафан». Главным научным интересом Г была проблема общества и гос-ва Г был систематизатором бэконовского материализма Мир, по его мнению, мир есть совокупность тел Ничего бестелесного не существует. Нельзя отделить мьшление от материи, кот-я мыслит. Материя- субъект всех изменений Все предметы (тела) и изменения в них происходят благодаря механическому движению материальных элементов; все движения от тела к телу могут передаваться посредством толчка. То Г выводит 1.отрицание сущест-ия душ как особых субстанций, Тезис, покото-у тела-единственные субстанции, 3. утверждение, что вера в Бога есть только продукт чел-го воображения Познание, по Г, осуществляется посредством идей Источник идей-чувственное восприятие мира Джон Локк -познание вещей и явлений природы осущ-ся посредством чувственных восприятий, в опыте чел-ка Опыг-единст-ыи источник знания Опыт внешний (мир) и внутренний (деятельность нашей души). Простые идеи(холода, тепла) приобрет-ся поср-ом какого-л Чув-ва (осязания, зрения и т. д) по принципу tabula rasa-«чистая доска». ДБеркли-средоточие его фил-ии заключалось в принципе-существовать, значит быть воспринимаемым Локк разделял все качества (свойства вещей) на первичные-объективнье, вторичнье-субъективнье. Для Беркли все качества субъективны Любая вещь-коминация ощущений чел-ка Вне его восприятий нет никаких предметов Д_ Юм__придерживался воззрений субъективного идеализма Источник познания- чувственный опыт. Он отвергал не только материо как субстанцию природы но и Бога как творца и гаранта непрерьвности бытия вещей Отрицал объективный характер причинности Отрицание объективной причинности, независимого от чел-ка отношения причины и следствия, лишает лодей уверенности в желаемых результатах их практических действий Его труд «Трактат о чел-ой природе».

    12 18 в. Сти-ровал распр-анение идей Просвещения Особенно в пре-люционной Франции ощущалась пот-ность в осв-ждении обще-енного сознания от господства религиозно-схоластической идеологии, церковного догматизма и невежества Острой критикой церкви и феодальных отношений выступили Вольтер Жан-Жак Руссо и др.-осуществляли подготовку Фр Бурж-ой революции к 18 в. Требовались новые мировоззренческие ориентации Из естественных: наук в 18 в. Наиболее развитой была классическая механика-оказала влияние на фил-ю того времени таких фр. Мьслителей как Ламетри, Дени, Дидро, Гельвеций, Гольбах и др.-они развивали материалистическое учение, положения кот-го составили целостную теорию:1. Материя, или природа, есть причина всего и существует благодаря самой себе, 2 Мы понимаем под собирательным названием «природа» совокупность вещей, действующих в силу собственной энергии; 3 Движние есть способ существования материи; 4 Вселенная повсюду являет нам лишь материю и движение; 5. Природа-необходимая цепь причин и следствий (Гольбах), в природе все закономерно, в ней нет случайностей, а значит и свободы чел-а;6 Чел- к- произведение материальной природы, природа-мастерская, а чел-к в ней работник;. 7.Материя познаваема путем наблюдения, размышления и опыта. У некоторых фр-их фил-ов имелись элементы диалектики- у Дидро положение о существовании в неорганической природе потенциального свойства ощущения Механический образ мысли существенно ограничивал, фил-не достижения фр-х ученых Они понимали движние крайне узко лишь как передвижение тел Чгл-к трактовался как «маш ина». Фил-ы в общем не приняли идею развития природы В теории познания придерживались позиции созерцания, не учитыавли активной роли общественно-исторической практики в постижении действительности В трактовке соц-пол-х процессов фр-ие материалисты явл-сь идеалистами, усматривая причины общественных изменений в изменениях мнений людей («мнения правят миром»). Представителями материализма 18в. В России явд Ломоносов, Радищев-были материалистами в истолковании природы и идеалистами в понимании общественных явлений.

    13 Иммануил Кант (1724~1804)-родоначальиик немецкой классической фил-ии идеализма, фил-а ученый Фил-кое развитие идей Канта делится на 2 пероида В 1-й период (до нач70-х гг.) он пытался решать фил-ие проблемы исходя из убеждения, что фил-ия может быть разработана и обоснована как умозрительная наука, т.е без обращения к опытным данным Во 2-й период(с нач 70-хгг.) Кант пытается строго отделить явления от вещей как они существуют сами по себе, от «вещей в себе». Последние, по мнению К, не могут быть даныв опыте. 1-й период называют докритическим, 2-й-критическим В работах докритического пер-а поставлен вопрос о развитии в природе В работе «Всеобщая естественная история и теория неба» К высказал гипотезу, согл кот-й Солнечная система возникла из огромного облака разрешенных в пространстве частиц материи и развилась до своего нынешнего устройства, повинуясь законам открытым Ню тоном В этом труде был устранен вопрос о первом толчке. Земля и вся Солнечная предстали как не что ставшее. Выдвижение на первый план идеи развития в неорганической и органической природе было крупнейшей заслугой Канта Впоследствии это привело к проникновение идеи развития в специальные отделы естествознания. В филос-их работах докритического периода Кант вначале находился под влиянием рационалистической фил-ии Лейбница затем стал на сторону Юма и отошел от рационал-го взгляда Пересмотр прежнего учения стал переходным моментом к работам критического периода Кант признал, что источником знания являются независимые от опыта и предшествующие опыту (априорные) формы чувственности и рассудка Под критикой этого времени Кант понимал исследование границ до которых простирается способность разума, а такие исследование других способностей и форм познания. В данный период учение К о познании окончательно становится учением агностицизма Он пытается строго отделить явления, доступные чел-му познанию в опыте, от «вещей в себе», те от сущности и вещей кот-я будто бы не может быть дана в опыте. Основная черта критической фил-и К-совмещегие в ней материализма с идеалистическим учением о непознаваемости «вещи в себе». Когда К допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то «вещь в себе». то тут он материалист. Когда не объявляет эту вещь в себе непознаваемой, потусторонней - идеалист. За эту двойственность Канта критиковали и материалисты и идеалисты Дгя К новая фил-я не должна останавливаться на критике теоретического («чистого») разума, не менее важной задачей для нее должна стать критика практического разума (мораль нравст-тц повед-я). Для К поведение должно основьваться на 3 макеммах 1-поступай согласно правилам, кот-е могут стать всеобщим законом; 2-в своих поступках исходи из того, что чел-к явл высшей ценностно;его нельзя использовать толькло как средство;3-все поступки должны быть ориентированы на общ ее благо

    14 Георг Вильгельм Фридрих Гегель (]770-1831)-вьщаощийея представитель нем-го классичес-го идеализма Его основные труды Феноменология духа», «Лекции по истории фил-и», «Лекции по фил-и истории». Ф ил-ей Г завершается нем- ий классич- й идеализм. Заслуга Г. состоит в том что он впервые представил весь природный, истор-ий и духовный мир в виде процесса, т:е в беспрерывном движнии, изменении преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и раз-ия. Фил-ое учение Г - объективный идеализм Мышление по его мнению-это не только субъективная, чел-кая деятельность, но и независимая от чел- ка объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего Мьшление отчуждает свое бытие в виде материи природы, кот-я есть, «инобытие» этого объективно существующегомышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей Г стремится доказать, что мьшление находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляощееся во всем многообразии явлений действительности Он стремится поэтому последовательно провести принцип тождества бытия и мьшления. абсолю тная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса, не только предпосылка, но и результат его существования, т.е. высшая ступень его развития Эту высшую ступень развития «абсолютной идеи» составляет «абсолютный дух»-человечество, чел-кая история «Все действительное разумно, все разумное действительное»,-заключает Г. Понятие «Абсолютная идея», с одной сторону наполняется совершенно реальным, природным и истр-им содержанием а с другой- оказывается рафинированным представлением о Боге, правда, освобожденным от обычно приписываемых ему религией челов-их черт. Основной формой мьшления у Г. явл понятие - оно вьступает как божественное самосознание, а также познание человечеством Бога и самого себя. О фил-ой системы Г следует строго отграничивать его диалектический метод Основнье черты гегел-ой диалектики признание взаимосвязи движения, развития явлений; противоречия как источника движения, развития; превращения количественных изменений в качественнье: признание зависимости метода от самого исследуемого предмета; рассмотрение истины как процесса; признание преемственности в развитии. Однако, его диалектика была разработана на идеалистической основе Так, он игнорировал революциконную роль отрицания, природа у него не развивается во времени а лишь разнообразиться в пространстве и т. д несомненной заслугой Гегеля явл реформа логики, теории познания, учения о мире, о категориях фил-ии идеи кот-х сконценрированыв 3 книгах под обид им названием «Наука логики».

    15 Лодвиг Аидреас Фейербах (1804-1872)- немецкий фил-ф материалист и атеист. Он стремился к обновление фил-ии, к возвращению ее содержанию чел-ка Главным делом его жизни была непримиримая борьба против религии В противовес гегелевской фил-ии религии он рассматривал фил-ю и религию как миропонимание, науки, взаимно исключающ. друг друга Реальная причина религии считал Ф., не в обмане, использующем невежество, а в природе чел-а и условиях его жизни Он вскрыл психологичеекие факторы вози-кн религиозных иллюзий; центр тяжести перенес с рациональной сферы на эмоциальную. если нужда-отец религии, то воображение-ее мать. Бессилие ищет выхода в порождаемой фантазией надежде и утешении Так возникают образы богов как источник осуществления чел-их упований В основе фил-ии Ф. лежит принцип: «бытие субъект, мышление-предикат». В теории познания Ф. продолжал линию материалистического сенсуализма, требовал «видящего мьшления» и «мыслящего видения». В центре фил-ии его-человек, человек как «единственный, универсальный и высший предмет фил-ии». Его материализм носит антропологический характер. Однако природа чел-а трактуется биологически, а не социально Этим и определяются границы фейербарховского атеизма. Религия как форма общественного сознания не выводится из общественного бытия, а наоборот, возводится в ранг определяющей силы тормозящей это развитие. Критикуя религию, Ф. не пытается ее упразднить, а обосновывает необходимость заменить старую религию новой, кот-ю он наз ьвает «религией любви» и которая должна вместо любви к Богу проповедать любовь к человеку. Борясь против гегелевского идеализма, Ф. отверг и его диалектику. После этого возникла возможность материалистического переосмысления диалектики

    16. Иррационализм (от лат.-неразумный)-направление в фил-ии обусловленное современными факторами (мировые войны. чудовищные злодеяния фашизма, технизация бытия и др.), отвергавшее веру в силу челов-го разума и возможность социального прогресса В 19 в. Это направление было представлено школой «философия жизни»- Кьергерор, Шопенгуэр, Ницше. Одним из идейных: истоков фил-и жизни была фил-я Шоп, кот-ю назьватот фил-ей волюнтаризма. В своей фил-ии Ш. закрепил дуализм Канта отождествив «вещь в себе» с мировой волей, а явление-с представлением о нем. Ш понимал волю как «абсолютное хотение», неконтролируемое разумом и не имеющее причин, ни оснований. Воля приравнивалась к « не исповедимым силам», связанным с космической первоосновой мира Разум, с его точки зрения, подчинен воле (рациональное следует за иррациональным). Т.о. культу разума был противопоставлен волюнтаризм Ш. исходит из понятия жизни как непрерывной борьбы между состраданием (любовь) и преобладающими над ним силами эгоизма и злобы. Самым больщим несчачтьем чел-а явл-ся то, что он вынужден жить в обществе, в кот-м эгоизм становится злобой, а естественные влечения приобретает извращенную форму. Общественный прогресс не в состоянии решить это противоречие. T .о. Шотрицает какую-л Моральную ценность об-ва, отдавая предпочтение индивидуальной этике, элеметарной нравственности, основанной на чувствах, а не на фил-их абстракциях типа категорического императива Канта Воспринимая мир как сострадание, чел-к должен изжить, а следовательно, умертвить волю к жизни Если нет желаний, нет и воли, нет представлений, нет мира, нет сострадания. Жизнь чел-а превращается в ничто Ницше понимал под фил-ей личное творчество отдельного мыслителя, выражающее его субъективность. Основа жизни-воля к власти или тяга всего живого к самоутверждение. Он презрительно отзывается о простом чел-ке и возвеличивает прирожденных «аристократов духа». Простые люди никчемны слабы половинчаты; мягкотелые не способны созидать и властвовать Они-рабы от природы и могут лишь подчиняться: «Человеку массы» противостоит сверхчеловек-существо высшего биотипа, не принадлежащее ни к одной расе и взращенное элитой об-ва Находясь вне всяких моральных норм вне добра и зла, сверхчеловек с особой жестокостью преодолевает тотальную ложь земного мира В соответствии с нигилистическим отношением к жизни Н призывал к «переоценке ценностей», к замене морали рабов в христианско- гуманистическом с мысле моралью господ. Первая исповедует смирение, сострадание, терпение, ненасилие и т. п вторая несет искусство повелевать, широту воли правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости и малодушию и т. д Новоевропейскому рационализму Ницше противопоставил чувства и инстинкты, обеспечивающие волю к власти Он полагал что разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, ибо имеет дело с застывшими формами противоречащими динамике жизни Главная цель познания-овладение миром, а не установление истинв кот-я тождественна заблуждению. Реакцией на упадок европейской культуры была идея Н о «вечном возвращении»-прогресса не существует. Учение датского ученого Кьеркегора называют учением о стадиях жизни, основывается на том что действительность не может быть отождествлена с мышлением поскольку она немыслима Единственная действительность-это существование, не имеющее ничего общего с мьшлением «Быть-значит существовать», что для К соначает чувствовать, переживать, страдать, стремиться к чему-то Существование (субъективность) явл-ся основой бытия, подчиняются законам субъективной диалектики Последняя расе им как средство с помещью кот-го чел- к проходит 3 качественно различные стадии жизни эстетическую (иеной отказа от обретения «истины» своего сущ-ния достигается эмоциональное наслаждение-влечения и страсти неудовлетворенность жизнью и отчаяние); этическая-стадия добродетели, мотивацией поведения здесь явл-ся не влечение, а выбор, обусловленный осознанным долгом Чел-к убеждается в том что противоположностью греха явл-ся не добродетель, а вера; религиозная -чел-к осознает значимость своей личности, принимает страдание как принцип индивидуального бытия и тем самым приобщается к Богу, подлинному существованию, в кот-м вера, страдание, отречение от мира есть блага Та, если разум приводит к отчаянию, то вера спасает от него, уташая чел-а и давая ему надежду, -суть основополагающего тезиса религиозного экзистенциализма Кьеркегора. Найти 3?!

    "
    17. Философия марксизма, её истоки, сущность и основные этапы развития

    Родона-ьником фил-фии диале-ческого матер-изма (понятие ввел Плеханов и закрепил Ленин) по праву считаю; К. Маркса и Ф Энгельса, и именно поэтом. диал Мат-м нередко называ. марксистской философией Марксизм возник в 40егг. 19а Истоки(предпосылки возникновения): 1. промышленная революция в Европе (18- 19ва(экономим-е); 2 появление на историч. арене пролетариата с самост. полит, требованиями (соц-полит.); 3. идеи немецкой классической фил-и (Гегель и Фейербах), английской политэкономии и соц утопизма (теоретич-е); 4открьгия в области естественньк наук: эволюц-я теория Дарвина напр.(естественно-научн)Характерные черты диалектический метод расематиривается, в неразрьвной связи с материалистическим принципом историч. процесс истолковьвается с материалистич. позиций как естественный, закономерный процесс (5общ ественно-экономических формаций); центр фил-х исследований переносится из области отвлеченных рассуждений на область материально-практической деятельности людей; связываются диалектико-материалистист. Взгляды с интересами пролетариата, совпадающими с потребностями обществ-го развития Наиболее важным вкладом Маркса в философию и соц. науку считают созданную им теорию прибавочной стоимости и открытие материалистич. понимания истории Общ-во развивается естеств-м путем от одной формации к другой. Характ-ми особенностями каждой из них явл. способ производства. Вклад Энгельса - диалектика природы сущность материи, формы движения и атрибуты. Возникая как совокупность филос-х, экономич-х и соц-полит.концепций мзрксизм вскоре превращается в полит.идеологию револ-го движения пролетариата К концу 19а среди наиболее известнык марксистов отмеч.отход от ортодоксального учения (Бернштейн, Адлер, Каутский). Марксизм нашел свое продолжение в работах Ленина. Ленин пересмотрел некоторые положения Энгельса, внес новые идеи в филос- го марксизма В СССР марксизм приобрел статус официдеол-и (марксизм-ленинизм). На Западе в это время приобретает широкое разв-е неомарксизм Характерно критическое отнош-екак к капиг-йс ист., так и к сов- му варианту соц-ма Направл-я: гуманистич-е (Франкфуртская школа - Адорно, Хабермэс, фрейдомарксизм-Райх, Фромм) и сциентическое (Альткхсер, Коэн). Гуманисты концентрир.свое вним-е на человеке. В марксизме мало человечного, сог. им Сциентисты пытались придать своим исследованиям форму естеста-науч.теорий В марксизме мало научного.

    18.Социально философские и гуманистические идеи в белорусской философской мысли.

    На территории Беларуси распространялись произведения, общ ие для русской, украинской и белорусской культ. Франциск Скорина Осн-е положения: 1 откровение несёт в себе Библия; 2. предназначение человека - служение общественном благу (добром); 3. природа развив-сн но закону прир. целесооб-ти, а общество но законам морали, совести Задача чел-ка жить в соотв-ис этими законами; 4. делил законы на писаные и неписаные; 5. идея патриотизма Благополучие общ-вз зависит от действ-х соц- полит, институтов Полит идеал - светская, гуманная и сильная монзрх-я власть Антитриннтаризм влияние Реформации(С Будныц ВТяпинский,). Выступали против догмата «троицы», так как его нельзя обосновать при помощи разума. Вера и разум соотн-ся след м образом можно верить в то, что понятно или вера выше разума, веруй чтобы понимать, Антигринитзрии придержив. Первого. Сущ-т только Бог, Иисус - пророк. Отрицали бессмертие, рай, ад В соц-полит. взглядах они придерж умеренных позиций равенство всех перед законом Влияние Контрреф-и(17-п. п 18вв) - преобладание схоластической фил-и (Тылковский, Смиглецкий - Виленская езуитская академия). Борьба христ-ва с атеизмом Казимир Лыщинсикй Трактат «О несуществовании Бога». Противник феод-й иерархии. Был казнен. Симеон Полоцкий. Христ-е воззрения его сочет с античными и новоеероп.1 мир создан Богом 2 мир основан на 2 началах- матер- м(вода, земля, воздух, огонь) и духовном 3. Бытие присуще всем вещам и существам 4. человеку присуща еще и разумность; 5. ум новорожденного подобен чистой доске, познание начине ощущен(сенсуализм); 6. природу следует изучать, бытие Бога недоступно чувствен. Восприятию. Бога нельзя познать, значит нужно просто верить Просветит-я фил-я (вт. пол 18в.). Казимир Нарбут. 1 деист; 2стремился к освобождению фил-и от схол-и и богословия; 3. истинные знания не противоречат религии; 4. придерж теории общ-го договора. Взгляды на историю Адам Наруш евич - история есть деяния не только господ но и народа. ИоахимЛелевель- история есть поступательный, законом- й процесс Вторая пол 19в - Кастусь Калиновский - идеи крестьянской революции, общ инного социализма, нацосвобожд, народнических групп Пропзг-яи установление демократии респ. Уроженцем Витебской губернии и учащийся Вит.гимназии был один из крупн-х русских философов Николай Онуфриевич Лосский . Михаил Михайлович Бахтин работал в Витебске (20в)- препод-л всеобщую лит-рув пед институте и фил-ю музьки вконсерватории.

    Мировоззрение – важная часть жизни человека. Как разумное существо он должен иметь свои мысли, взгляды, идеи, совершать поступки и уметь анализировать их. В чём суть этого понятия? Какова его структура и типология?

    Человек – существо разумное, живущее осознанно. Ему присуща мыслительная деятельность и чувственное восприятие. Он способен ставить цели и находить средства для их реализации. А значит, он обладает определённым мировоззрением. Данное понятие многогранное, состоит из нескольких важных определений.

    Мировоззрение — это:

    • система взглядов человека на реальный, объективный мир;
    • отношение разумного существа к окружающей действительности и к собственному «Я»;
    • жизненная позиция , убеждения, идеалы, манера поведения, морально-этические ценности и понятие нравственности, духовный мир личности, принципы познания и применения опыта, связанные с восприятием среды и общества.

    Определение и выработка мировоззрения предполагает изучение и восприятие только тех взглядов и представлений, которые имеют предельное обобщение.

    Субъектами данного понятия являются личность, индивид, и социальная группа, общество. Показателем зрелости обоих субъектов становится сформированность устойчивого, непоколебимого взгляда на вещи, который напрямую зависит от материальных условий и общественного бытия, с которыми связан человек.

    Уровни

    Человеческая индивидуальность не может быть одинаковой. А значит и мировоззрение различно. Оно связано с несколькими уровнями самосознания.

    Структура его состоит ряда важных компонентов, имеющих свои характеристики.

    1. Первый уровень — обыденное мировоззрение. На нём находится большинство людей, поскольку это есть система взглядов, которые основаны на здравом смысле, жизненном опыте и человеческих инстинктах.
    2. Второй уровень – профессиональное. Им обладают люди, занятые в определённой сфере научной и практической деятельности. Оно возникает в результате получения знаний и опыта в конкретной области науки, политики, творчества. Мысли и идеи человека, возникающие на данном уровне, носят просветительский характер и способны воздействовать, передаваться другим людям. Таким мировоззрением обладали многие философы, писатели, общественные деятели.
    3. Третий уровень – наивысшая точка развития – теоретическое (философия). На этом уровне создаётся, изучается, анализируется и критикуется структура и типология взглядов человека на мир и самого себя. Специфика данного уровня такова, что до него доходили особо выдающиеся личности, теоретики философской науки.

    Структура

    В структуре видения мира выделяются более конкретные уровни:

    • элементный : компоненты мировоззрения объединяются и реализуются в обыденном сознании;
    • концептуальный : основа – мировоззренческие проблемы – концепции;
    • методологический : понятия и принципы, которые составляют центр, ядро мировоззрения.
    Компоненты мировоззрения Характерные черты Виды и формы
    Знания Объединённый круг сведений об окружающем мире, необходимый индивиду для успешной ориентации в нём. Это первейшая составляющая любого мировоззрения. Чем шире круг знаний, тем серьёзнее жизненная позиция человека.
    • научные,
    • профессиональные,
    • практические.
    Чувства (эмоции) Субъективная реакция человека на внешние раздражители. Она проявляется в различных психологических состояниях.
    • положительные, позитивные (радость, удовольствие, счастье и др.)
    • отрицательные, негативные (печаль, горе, страх, неуверенность и др.)
    • нравственные (долг, ответственность и.др.)
    Ценности Личное отношение человека к тому, что происходит вокруг него. Они воспринимаются через призму собственных целей, потребностей, интересов и понимания смысла жизни.
    • значимые – степень интенсивности отношения к чему-либо (что-то трогает больше, иное меньше);
    • полезные – практическая необходимость (кров, одежда, средства к добыче благ, в том числе знания, умения и навыки)
    • вредные – негативное отношение к чему-либо (загрязнение окружающей среды, убийство, насилие и др.)
    Поступки Практическое, поведенческое проявление собственных взглядов и идей.
    • положительные, приносящие пользу и порождающие хорошее отношение окружающих (помощь, благотворительность, спасение и др.);
    • отрицательные, вредные, несущие страдания и негативизм (военные действия, насилие и др.)
    Убеждения Личные или общественные взгляды, которые принимаются другими людьми безооговорочно или в результате сомнений. Это единство знаний и воли. Это двигатель масс и основа жизни для особенно убеждённых людей.
    • твёрдые, не поддающиеся сомнениям, истина;
    • волевые, способные воодушевить, поднять на борьбу.
    Характер Набор личных качеств, способствующих формированию и развитию мировоззрения
    • воля – способность к самостоятельным осознанным действиям (постановка цели, её достижение, планирование, выбор средств и т.д.)
    • вера – степень практического осознания самого себя (уверенность/ неуверенность), расположения к другим людям (доверие, доверчивость);
    • сомнения – самокритичность в зависимости от каких-либо знаний или ценностей. Сомневающийся человек всегда самостоятелен в своем мировоззрении. Фанатичное принятие чужих взглядов переходит в догматизм, полное их отрицание – в нигилизм, переход от одной крайности к другой вырастает в скептицизм.

    Данные структурные компоненты имеют свои особенности. По ним можно судить, насколько сложным и противоречивым оказывается убеждения человека, пытающегося соединить знания, чувства, ценности, поступки, собственные черты характера, идущие извне.

    Типы

    В зависимости от уровня развития системы взглядов человека и особенностей его индивидуального восприятия окружающего мира выделяют следующие типы мировоззрения:

    1. Обыденное (житейское) возникает в условиях привычной повседневной жизни. Обычно оно передаётся от остаршего поколения к младшему, от взрослых к детям. Данный тип характеризуется чёткостью позиции и представлениями о самом себе и окружающем: людях и среде. С раннего возраста индивид осознаёт, какое бывает солнце, небо, вода, утро, добро и зло, и т.п.
    2. Мифологическое подразумевает наличие неопределённости, отсутствие разделения между субъективным и объективным. Человек познаёт мир через известное ему в силу бытия. В данном типе мировоззрение обеспечивало взаимодействие поколений через мифические связи прошлого и будущего. Миф становился реальностью, с ним сверяли собственные взгляды и поступки.
    3. Религиозное – одно из самых сильных и действенных типов, связанное с верой в сверхъестесственные силы, которые управляют волей, познаниями, нравственными и физическими действиями людей.
    4. Научное состоит из конкретных, рациональных, фактических мыслей, идей, лишённых субъективизна. Данный тип наиболее реалистичен, аргументирован и точен.
    5. Философское включает в себя теоретические понятия и категории, которые опираются на научные знания и обоснования природных, общественных и личных явлений в соответствии с логикой и объективной реальностью. Философия, или «любовь к мудрости» содержит высший смысл научного постижения мира и бескорыстное служение истине.
    6. Гуманистическое стоит на фундаментальных принципах гуманизма – человечности, которые гласят, что:

    • человек – наивысшая мировая ценность;
    • каждый человек – самодостаточная личность;
    • каждый человек имеет неограниченные возможности для собственного развития, роста и проявления творческих способностей;
    • каждый человек способен изменить себя, свой характер;
    • каждая личность способна к саморазвитию и положительному воздействию на окружающих.

    В любом типе мировоззрения главным является человек, его отношение к самому себе и окружающему миру.

    Несмотря на некоторые различия, функции каждого типа направлены на то, чтобы человек менялся и становился лучше, чтобы его мысли и идеи не вредили ни ему, ни тем, кто находится с ним рядом.

    Какую роль играет видение мира в жизни человека

    Человек за свою жизнь проходит разные этапы. Становление личности проходит в постоянных поисках и сомнениях, противоречиях и обретениях истины. Если человек действительно заинтересован в собственном развитии и хочет достичь высшей точки познания, он должен выработать свою личную жизненную позицию, основанную на собственном мировоззрении.

    Личные взгляды могут объединять различные точки зрения и идеи. Их трансформация позволяет человеку становиться личностью, индивидуальностью.

    Видео: Мировоззрение