Сущность и критерии социальной дифференциации. Социальная дифференциация и способы ее регулирования

Общество не является некой однородной, диффузной массой. Издавна, практически со времени его возникновения, в нем отчетливо просматриваются дифференцирующие признаки. Внутри любого социального целого, как правило, выделяются отдельные элементы (индивиды) и их разномасштабные объединения (группы).

О. Конт сформулировал принцип, согласно которому разделение и кооперация труда выступают в качестве противоположных начал, создающих как полюса напряжения, так и динамическое равновесие внутри социальной системы. Кооперация труда возникла из-за необходимости в объединении усилий многих людей для решения крупных общественных задач - построить крепость, корабль, собор, выступить против многочисленного и опасного противника и т. д.

Благодаря же разделению труда образуются общественные группы, различающиеся между собой профессиональными и социальными признаками. Консолидированные внутри себя, они обособлены от других групп и относятся к ним со скрытой или явной враждебностью.

Иными словами, обединениям людей неизменно сопутствовали расчленения, дифференциации в соответствии с самыми разными принципами.

Понятие стратификации (от лат. stratum - слой, пласт) означает расслоение общества на уровни, слои, или "страты", когда большие группы людей - занимают определенные места в соответствии с принципами социальной иерархии. Стратификация -одна из разновидностей социальной дифференциации.

Под "стратой" следует понимать реальное множество людей с общими статусными признаками экономического, политического, демографического, культурного и т. д. характера.

П. Сорокин писал в своей работе "Социальная стратификация и мобильность" о том, что любая организованная социальная группа практически всегда проходит через процедуру внутреннего расслаивания. Таких устойчивых групп, где бы все пребывали в одной плоскости и были во всех отношениях равны между собой, практически не бывает. Полного равенства нет ни в растительном, ни в животном мире и, напротив, везде обнаруживается доминирование одних над другими. Поэтому воображаемое общество с полным равенством всех со всеми - это миф, которому не дано реализоваться.

Внутри каждой социальной системы присутствуют две противоположных тенденции. Одна из них имеет вид стремления к культивированию и закреплению различных форм неравенства. Другая выглядит как стремление к равенству. Обе они уравновешивают друг друга. Социальная система, несущая их в себе, пребывает в состоянии устойчиво-динамического равновесия.

Неравенство выступает как совокупность условий, заставляющих людей занимать различные места и ступени в иерархических структурах общества. Оно может быть нескольких видов.

  • 1. Естественное неравенство обусловлено физиологическими, психофизическими особенностями людей, их отличиями друг от друга по возрасту, полу, силе, красоте и т. д. Оно всегда существовало между людьми и никогда не исчезнет.
  • 2. Социальное неравенство имеет различные формы и проявляется во множестве сфер общественной жизни. Обозначим наиболее очевидные из его проявлений:
    • а) при разделении труда на физический и умственный;
    • б) в укладах жизни - городском и сельском;
    • в) в различных профессиях, должностях, социальных ролях;
    • г) в уровнях благосостояния, размерах собственности и богатства;
    • д) в принадлежности к различным социально-политическим кругам, партиям, клубам (от демократических до элитных);
    • е) по характеру социальных привилегий и др.

Социальное неравенство не является чем-то изначально присущим человеческому роду. Оно возникло вместе с развитием цивилизации.

3. Культурное неравенство предполагает различия в уровнях образованности, воспитанности, культуры, духовности, в степени одаренности способностями и талантами. Люди различаются между собой характером потребностей, типами мировоззрения, идеологическими убеждениями, религиозными верованиями. Эти различия они нередко сами превращают в исходное основание для тех или иных форм социального противоборства.

Э. Дюркгейм писал о том, что если люди от природы не равны по степени одаренности теми или иными талантами, то социальные воздействия в виде обучения, воспитания, образования еще более усугубляют это неравенство. Само общество посредством различных знаков внимания, выплат и привилегий по-разному оценивает труд того, кто бездарен, и того, кто талантлив.

М. Вебер указывал на три основных разновидности неравенства. Первое - имущественное неравенство. Второе - статусное неравенство, при котором люди в разной степени пользуются уважением и почетом, различаются между собой образом жизни, стилем одежды, вкусом, речью, манерами. И третье - неравенство, обусловленное мерой власти, которой обладает данный человек. Эта мера зависит от принадлежности к влиятельным политическим кругам, партиям и от целого ряда других социально-политических факторов.

Неравенство, взятое само по себе, восходит к такому объективному свойству всего сущего как иерархия.

Сам феномен иерархичности как соподчиненности различных уровней системы был известен уже в античности. Так, Платон в диалоге "Государство" формулирует идею иерархии социальных групп (философы-правители, стражи, труженики-ремесленники и земледельцы).

Собственно понятие иерархии начинает употребляться применительно к светской проблематике в середине XIX в. О. Конт и П. Спенсер характеризуют с его помощью феодальный социум. М. Вебер применяет его при описании вертикальной структурированности бюрократических организаций. Э. Дюркгейм говорит о социальной иерархии в связи с проблемой разделения труда и общественных функций между индивидами и группами. Понятие иерархии становится одним из ключевых в концепциях элиты В. Парето, К. Маннгейма.

В XX в. с развитием обшей теории систем понятие иерархии начинает использоваться при описаниях различных системных объектов для характеристик упорядоченных, субординированных взаимодействий между элементами, располагающимися на разных уровнях. В социальной теории к его помощи прибегают при анализе функциональных взаимоотношений преимущественно вертикального свойства, где предполагаются координация, со-подчиненность, разделение обязанностей и прав между социальными субъектами.

В социально-правовых концепциях понятие иерархии служит для исследования сложных системных объектов, в том числе при анализе проблем, связанных с иерархией прав, степеней власти и социального контроля, иерархией мотивов законопослушного и противоправного поведения и др.

Неравенство, будучи частной разновидностью иерархии, обеспечивает структурированность общества, а следовательно, и прочность той социальной конструкции, которая составляет его остов. Именно поэтому общество и государство во все времена стремились воспроизводить, организовывать, поддерживать и защищать неравенство. Особенно велика в выполнении этих функций была роль государства и его институтов, церкви, идеологии, армии.

При этом крайне важно было найти оптимальную меру допустимого и приемлемого массовым сознанием неравенства.

Идеал абсолютного равенства, при всей его привлекательности и заманчивости, недосягаем для человечества. И причина этого проста: люди неодинаковы от природы и поэтому в соответствии со своими различными особенностями вынуждены занимать разные места на множестве лестниц социальных иерархий. Умонастроения, требующие абсолютного равенства и носящие название эгалитаризма, возникли в результате активных усилий социальных низов. Там, где массовое сознание требует абсолютного равенства, оно приходит лишь к грубой уравниловке, к вульгарным формам охлократии, при которой степень цивилизованности социальных отношений не повышается, а понижается. И это происходит оттого, что абсолютное равенство противоречит сущности жизни.

Но если абсолютного равенства нет и быть не может, то относительное равенство существует. Оно отличается от абсолютного тем, что предполагает некоторые элементы неравенства в отношениях между субъектами. Если, к примеру, в семье между мужем и женой отношения строятся на основе принципа равенства прав и обязанностей, это не означает, что отправляясь, скажем, в поездку, муж и жена несут к машине равные по тяжести чемоданы.

Одним из наиболее распространенных способов социальной дифференциации является разделение людей на классы, то есть набольшие группы, имеющие неравный доступ к средствам производства, богатству и власти.

Значительный вклад в теорию классов внес К. Маркс. Он обратил внимание на резкую поляризацию двух больших социальных групп - владельцев средств производства (эксплуататоров) и производителей (эксплуатируемых). Между ними складываются антагонистические отношения социальной вражды, которые делают социальную систему неустойчивой и неизбежно ведут к грандиозным социальным потрясениям. Классовая вражда должна, согласно Марксу, неизбежно увенчаться полным уничтожением эксплуататорских классов.

Кроме двух антагонистов, социальных "верхов" и социальных "низов", существует еще и средний класс мелких и средних предпринимателей. Немецкий социолог Г. Зиммель отмечал, что устойчивость иерархических структур социальной системы в значительной степени зависит от удельного веса среднего класса. Находясь в социальном пространстве между "верхами" и "низами", он способен избегать обеих крайностей в своих притязаниях и в состоянии гасить агрессивную энергию противостояния антагонистов.

Социальная дифференциация - это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу есть проявление политической дифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям.

Социальная стратификация – это система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных социальных слоев (страт). Это процесс и результат дифференциации общества на различные социальные слои, отличающие по своему общественному статусу.

Понятие стратификации дает возможность измерять характеристики людей, слоев, общностей с целью их сравнения, сопоставления их положения в различных странах и внутри одной страны и определения степени социальных различий между ними. Для социальной стратификации основными показателями являются социальный статус, престиж, оценка и самооценка социального положения.

Теории:

Представители

Основная идея

Платон, Ж. Руссо, Ф. Ницше, В. Парето, Н. Бердяев

Люди не равны по своей природе – разделение общества на высших и низших естественно. Именно потому, что люди сильнее, умнее, выносливее, красивее других людей, они становятся выше последних и в социальном отношении, т.е. богатыми, почитаемыми. Для того чтобы общество функционировало наилучшим образом, двигалось в нужном направлении и избегало потрясений, чтобы оно имело соответствующие законы, у власти должны находиться более мудрые, деятельные граждане, т.е. лучшие, аристократия.

Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. Мелье

Люди изначально, по природе своей равны, а неравенство есть злоумышленное действие отдельных людей.

К. Маркс и его последователи

Социальное неравенство – явление, возникающее в определенных исторических условиях. Условия, которые позволяют индивиду иметь некоторый избыточный продукт, осваивать и концентрировать основную его массу в руках немногих лиц. С появлением земледелия и скотоводства, общество, ранее бывшее социально однородным, расслаивается на класс бедных и класс богатых.

Различия в собственности порождают экономические классы, различия, имеющие отношения к власти, порождают политические партии, различия в почестях дают статусные группировки или страты.

Т.Парсонс, Р.Мертон, Б. Мур

Причину стратификации - в разделении функций в обществе на более и менее важные для его устойчивого существования. Наиболее одаренные должны занимать главные функции. Общество само устанавливает основания социальной стратификации и регулирует неравенство.

Типы:

Традиционно выделяется четыре главных исторических типа стратификационных систем - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые. Закрытым является такое обществе, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.

Соответственно, открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей,

граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Каста – это социальная группа (страту), членством в ко­торой че­ловек обязан исключительно своим рождением.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанно­стями.

Класс – это большая социальная группа людей, не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

Таблица с основными и не основными типами

Тип системы

Основа дифференциации

Способ детерминации различий

Физико-генетическая

Естественные признаки: пол, возраст, физические данные

Физическое принуждение, обычай

Рабовладельческая

Права собственности и гражданства

Военное принуждение

Кастовая система

Происхождение

Религиозный ритуал

Сословная

Обязанности перед государством

Этакратическая

Ранги во властной иерархии

Военно-политическое господство

Классовая

Размеры собственности (на средства производства)

Рыночный обмен

Социально-профессиональная

Род занятий и квалификация

Образовательные сертификаты

Культурно-нормативная

Стиль жизни

Моральное регулирование и подражание

Культурно-символическая

Обладание сакральным (священным) знанием

Манипулирование (религиозное, технократическое, идеологическое)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Заочный факультет

КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ»

Контрольная работа по «________________»

За _________курс

Студент: Ф.И.О. Адрес_____________

_________________________________

Группа___________ Шифр___________

(номер зачетной книжки)

Ростов-на-Дону

Тема 9. Социальная структура общества.

Введение

1. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Исторические типы социального неравенства.

2. К. Маркс и М. Вебер об основаниях социального неравенства.

3. Социальная структура современной России.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление – будь то семья, класс, революция, государство или технология избирательной кампании – предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии.

Между тем, любое общество предстает не как нечто монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально-экономических, политических, духовных.

Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в социологии. Не случайно в целом ряде изданных на западе научных трудов и учебных пособий социология определяется как наука о социальной структуре общества, социальных группах и их влиянии на поведение людей. Есть, разумеется, и другие толкования предмета социологии. Но во всех случаях проблеме социальной структуры общества отводится видное место. Это же можно сказать о месте данной проблемы в отечественной социологической литературе.

  1. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Исторические типы социального неравенства.

Изначально в основании неравенства лежит естественная дифференциация - различия между людьми, обусловленные их физиологическими, психическими и интеллектуальными особенностями. Они могут иметь как врожденный (пол, раса, умственные способности, физическая сила, состояние здоровья и пр.), так и приобретенный характер (вследствие обучения, тренировки, болезни и т.д.). Здесь уместно вспомнить положение Библии о том, что Бог сотворил людей неравными; в христианской традиции естественные особенности людей понимаются как результат промысла Бога о конкретном человеке.

Естественные различия являются одной из основ развития неравных отношений людей - социального неравенства. Эти различия составляли важнейшую базу неравенства в первобытности, и имеют большое значение и сегодня. Различия заключаются в смещении акцентов с одних факторов на другие. Несмотря на примеры таких явлений, как расизм, нацизм, апартеид ХХ века, в большинстве современных демократических стран влияние на социальное неравенство таких естественных различий, как раса и цвет кожи, национальность, состояние здоровья минимизируется. Дальнейшее ослабление данных факторов является заботой многих политических сил (например, создание условий для труда и полноценного быта инвалидов, борьба против расовых предрассудков и др.). В то же время, больший вес приобретают такие естественные факторы, как одаренность в разных областях, психические, интеллектуальные и духовные качества.

Иной уровень дифференциации индивидов - социальный. Социальными называются различия, порожденные социальными факторами, главные из которых следующие:

    Разделение общественного труда, порождающее различные виды занятий и профессий индивидов;

Занятие человека определяется исключительно содержанием его деятельности (работа по дому, хобби, садоводство на даче и пр., а также профессиональные занятия). Профессия предполагает специальное обучение с получением определенной специальности (врач, слесарь, водитель и пр.). Как профессиональная, так и непрофессиональная деятельность может приносить доходы. Существуют многочисленные классификации занятий и профессий людей. Приведем некоторые дихотомические деления: занятия умственные и физические, квалифицированные и неквалифицированные, творческие и однообразные, исполнительские и управленческие, социальные и антисоциальные (в том числе и преступные).

    Различный уклад и образ жизни;

Уклад жизни связан с внешними по отношению к индивиду условиями - как физическими, так и культурными. Физические условия: природно-климатические, экологические, ландшафт, плотность населения, урбанизированность (насыщенность городскими условиями жизни). Культурные условия определяются той социокультурной средой, в которой живет человек (язык, нормы, традиции, религия, идеология и пр.). Принято выделять традиционный уклад, основанный на религиозных нормах и допромышленных отношениях и современный уклад, являющийся светским, индустриальным, урбанизированным. Это социально-детерминированная характеристика, поскольку она во многом определяется тем социальным окружением (нормы и традиции), в котором живет индивид. Образ жизни является личностной характеристикой человека - он зависит от возраста индивида, его образования, рода занятий, уровня духовной культуры, запросов и других подобных факторов. Становление образа жизни определяется как укладом жизни в данной местности, так и процессом социализации личности. Укажем некоторые дихотомические деления типов образа жизни: здоровый и нездоровый, дневной и ночной, нравственный и безнравственный, трудовой и нетрудовой.

    Выполняемые социальные роли (генеральные, профессиональные, семейные, общественные), т.е. ролевой набор личности.

Социальные различия часто служат продолжением естественных. Например, ребенок с музыкальным слухом становится композитором, а ребенок с задержкой в умственном развитии вынужден работать простым грузчиком. Однако бывают и счастливые исключения - к примеру, обойденный природными данными человек, тем не менее, реализует свои скудные возможности. Впрочем, и в этом случае можно увидеть наличие некоторой изначально присущей человеку воли. В то же время, при рассмотрении социальной траектории личности, нельзя исключить ни случай (или провидение), ни свободный выбор и концентрацию усилий воли самим человеком.

Таким образом, общество представляет собой многомерную картину показателей, характеризующих его членов. Социальная дифференциация есть предпосылка самого функционирования общества, поскольку без выполнения различных функций социум существовать не может. Другое дело - социальное неравенство. По точному определению Н. Смелзера, социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам.

Исторические типы социального неравенства.

В зависимости от степени и вида неравенства выделяют четыре основных исторических типа стратификации.

Первый тип - рабство - экономическая, социальная и правовая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Исторически выделяют две формы рабства - патриархальную (примитивную) и классическую (античную). При примитивной форме рабства раб, будучи членом той же этнической группы, являлся фактически младшим членом патриархальной семьи. Он жил в одном доме с хозяевами, мог участвовать в социальной жизни, заключать брак со свободными, наследовать имущество хозяина. Его жизнь защищалась правовыми нормами. О.Паттерсон выделил три универсальные черты рабства. Во-первых, рабовладелец имеет фактически неограниченные права на насилие или угрозу насилия над рабом. Во-вторых, раб испытывает «отчуждение по рождению», будучи генеалогически изолируемым и лишенных вех прав по рождению. В-третьих, к рабу нет чувства уважения.

Примитивная разновидность рабства существовала в прошлом во всех обществах. Классическое рабство развилось в Древней Греции и Риме, в 40-60-х годах XIX в. на юге США, в средневековом Китае и советском ГУЛАГе.

Второй исторический тип стратификации - кастовый. Классический пример кастового общества - Индия. Кроме нее касты отчасти наблюдаются лишь в некоторых африканских обществах.

Каста - это страта, членством в которой человек обязан только своим рождением. Кастовое положение закреплено индуизмом - национальной религией. Согласно её основным положениям, люди живут бесчисленное множество жизней: умирают и рождаются вновь каждый в касте, соответствующей их поведению в предшествующей жизни. Если человек вел себя плохо, нарушая кастовые обычаи, он рождался в низкой касте, и наоборот. Каста замкнута - выйти из нее нельзя, эндогамна - разрешены только внутрикастовые браки. Касты занимают места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», приписанной их членам и роду деятельности.

Классический образец сословного деления общества - средневековая Европа, Россия - со второй половины XVIII в.

Права и обязанности каждого сословия не только определялись законом, но и освящались религией. Членство в сословии наследовалось. Каждое сословие делилось на множество слоев, рангов, уровней, профессий. Дворянство поставляло офицеров, политиков, духовенство руководило духовной жизнью населения, легитимировало строй. Третье сословие включало крестьян, торговцев, ремесленников, ученых, врачей, юристов и т. п. Оно платило налоги и пополняло государственный бюрократический аппарат. В отличие от каст межсословные браки допускались. Иногда высокий статус можно было купить (в Англии, начиная с короля Ричарда Львиное Сердце) или получить в качестве награды, дарения от монарха (пример - судьба Александра Меньшикова, фаворита Петра I). В современной Великобритании очень часто известные политики, знаменитые актеры, спортсмены и т. п. получают как награду дворянский аристократический титул (пример - баронесса М. Тэтчер).

Рабство, кастовый и сословный строй формируют закрытое общество, где социальные перемещения из страты в страту запрещены либо значительно ограничены.

Открытое общество начинает формироваться с появлением классового (четвертого) типа стратификации.

Классы понимают в широком смысле слова и узком. В широком значении (марксистский подход) под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Современные концепции социальной стратификации.

Определенные различия в общественном положении людей имели место и на ранних этапах развития человеческого сообщества, но в основе этого лежала не социальная, аестественная (природная) дифференциация –естественные физико-генетические и демографические различия между людьми. Общественное положение человека определялось полом, возрастом, наличием определенных физических и личностных качеств.

Однако решающими моментами, определяющими собственно структуру социума, являются факторы, связанные не с естественными физико-генетическими и демографическими различиями между людьми, а с явлениями социальной дифференциации.

Социальная дифференциация – продукт более высокого уровня развития цивилизации. Это сложный феномен порожден уже не естественными (природными), а социальными факторами жизни и, прежде всего, объективной потребностью общества в разделении труда.

Дифференциация видов деятельности проявляется в форме социальных различий между группами людей по характеру их трудовой деятельности и функций, а следовательно, по стилю жизни, интересам и потребностям.

Социальную дифференциацию часто обозначают понятием «горизонтальная дифференциация». Параметры, которыми описывается горизонтальная дифференциация, называются «номинальные параметры», в отличие от «ранговых параметров», используемых для характеристики людей в иерархическом плане. Иерархия (от греческого hierarchia – буквально священная власть) – форма построения сложных социальных систем на основе подчинения и субординации, когда социальные группы находятся как бы «выше» или «ниже» на социальной лестнице.

Номинальные различия устанавливаются в обществе в процессе естественно-природных различий между людьми и как элемент общественного разделения труда. На основании этих различий между людьми в обществе нельзя определить, кто из них занимает более «высокое», а кто более «низкое» место в социальной структуре (пример: нельзя поставить мужчину выше женщины только потому, что он мужчина, так же как и людей разных национальностей).

Горизонтальная дифференциация не может дать целостную картину социального структурирования общества. В полном объеме социальную структуру общества можно описать лишь в двух плоскостях – горизонтальной и вертикальной.

Вертикальное структурирование возникает вследствие неодинакового распределения между людьми результатов общественного разделения труда. Там, где структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, определяемый на основе ранговых параметров, говорят о социальной стратификации.

Исходя из изложенных замечаний можно сказать, что социальная стратификация означает такую форму дифференциации общества, которая принимает форму социальной иерархии – вертикальной дифференциации населения на неравные по своему общественному положению группы и слои. Это иерархически организованная структура социального неравенства.



Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые описывают положение индивида в обществе в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Номинальные параметры: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык.

Ранговые параметры: образование, доход, богатство, престиж, власть, происхождение, возраст, административная должность, интеллект.

С помощью номинальных параметров исследуются рядоположенные позиции индивидов, на основе ранговых описывается иерархическая или статусная структура.

На современном этапе исследований в области социальной стратификации возник ряд новых парадигм. Целые десятилетия после Второй мировой войны главной концептуальной моделью западной социологии служили классовая теория К. Маркса и ее модификации. Это было обусловлено существованием ряда обществ, построивших свою организацию на основе марксистских идей. Провал социалистического эксперимента в мировом масштабе обусловил утрату популярности неомарксизма в социологии и массовый поворот исследователей к другим идеям, например к теориям М. Фуко и Н. Лумана .

У Н. Лумана само понятие социального неравенства рассматривается как результат устаревшей дискурсивной модели социологического мышления. По его мнению, социальные различия в современном западном обществе не уменьшаются, а возрастают, и нет оснований рассчитывать на то, что когда-либо неравенство будет ликвидировано. Негативный смысл понятия неравенства проистекает из оценочно-дискурсивной природы концепции социальной стратификации. Согласно Н. Луману, следует сменить парадигму и рассматривать общество не как стратифицированное, а как дифференцированное, т. е. использовать понятие функциональной дифференциации вместо понятия стратификации. Дифференциация – ценностно-нейтральное понятие, означающее только, что в обществе присутствуют внутренние членения, границы, которые оно само продуцирует и поддерживает.

Кроме того, классовая концепция стратификации стала подвергаться все большей критике из-за выхода на первый план других аспектов неравенства – тендерных, расовых, этнических. Марксистская теория рассматривала все эти аспекты как производные от классового неравенства, утверждая, что с его ликвидацией они исчезнут сами собой. Однако, к примеру, феминисты показали, что социальное неравенство полов существовало задолго до возникновения классов и сохранялось в советском обществе. Социологи, исследующие эти аспекты неравенства, утверждают, что их нельзя свести к классам: они существуют как автономные формы социальных отношений.

Признание того факта, что разные виды социального неравенства невозможно объяснить с помощью единой монистической теории, ведет к осознанию сложности реального феномена неравенства и утверждению новой парадигмы в социологии – парадигмы постмодерна.

Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил четыре параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на шесть групп: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, про-межуточно-промежуточную.

Другой же американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

Французский социолог А. Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять группы по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Социология постмодерна в отличие от прежних концепций утверждает, что социальная реальность сложна и плюралистична. Она рассматривает общество как множество отдельных социальных групп, имеющих собственные жизненные стили, свою культуру и модели поведения, а новые общественные движения – как реальное отражение происходящих в этих группах изменений. Кроме того, она предполагает, что любая единая теория социального неравенства скорее представляет собой разновидность современного мифа, нечто вроде «великого повествования», нежели реальное описание сложной и многоплановой социальной реальности, которая не подлежит причинно-следственному объяснению. Поэтому в ее контексте социальный анализ принимает более скромную форму, воздерживаясь от слишком широких обобщений и направляясь на конкретные фрагменты социальной реальности. Концептуальные конструкции, построенные на применении наиболее общих категорий, таких, как «классы» или «пол», уступают место понятиям типа «различие», «дивергенция» и «фрагментация». Например, представители постструктурализма Д. Харуэй иД. Райли полагают, что использование категории «женщины» свидетельствует об упрощенном бинарном понимании тендерной стратификации и вуалирует ее реальную сложность. Отметим, что понятие фрагментации не является новым. Признание того факта, что классы имеют внутренние деления, восходит к эпохе К. Маркса и М. Вебера. Однако в настоящее время интерес к изучению природы фрагментации усилился, так как выяснилось, что она принимает разнообразные формы. Выделяют четыре типа фрагментации:

1) внутреннюю фрагментацию – внутриклассовые деления;

2) внешнюю фрагментацию, вырастающую из взаимодействия различных динамик различения, например, когда тендерная практика мужчин и женщин различается в зависимости от их возраста, этнической принадлежности и класса;

3) фрагментацию, вырастающую из процессов социальных изменений, например, вызываемую феминизацией современных трудовых отношений, когда возникает поляризация между молодыми женщинами, имеющими образование и перспективы карьеры, и пожилыми с менее высокой квалификацией, которые такой перспективы не имеют и занимаются по-прежнему низкооплачиваемым простым трудом;

4) фрагментацию, которая влечет за собой рост индивидуализма, вырывающего человека из привычной групповой и семейной среды, побуждающего его к большей мобильности и резкому изменению жизненного стиля по сравнению с его родителями.

Фрагментация предполагает взаимодействие между различными измерениями неравенства. Многие индивиды существуют как бы на пересечении социальных динамик – классовой, тендерной, этнической, возрастной, региональной и др. При этом говорят о многопозиционности таких индивидов, что открывает простор для множества способов социальной идентификации. Именно поэтому, утверждает Ф. Бредли , невозможно разработать такую абстрактную всеобщую теорию неравенства.

Еще одна интересная концепция, связанная с феноменом фрагментации, построена на понятии «гибридность». Под гибридностью здесь понимается промежуточное состояние между различными социальными локусами. Чтобы понять, что это такое, обратимся к примеру, который приводит Д. Харуэй . Социальный гибрид – это своего рода киборг, лишенный гендерных различий в силу того, что представляет собой полумеханизм-полуорганизм. Понятие социальной гибридности может быть весьма плодотворным при исследовании классов. Оно как бы бросает вызов традиции классового анализа, состоящей в том, чтобы прочно закреплять индивидов в социальных структурах. В действительности в современном обществе лишь единицы ощущают свою абсолютную идентификацию с каким-то конкретным классом. Изменения в экономике, рост безработицы и расширение системы массового образования привели к высокой степени социальной мобильности. Люди сплошь и рядом меняют свою классовую локализацию и заканчивают жизнь, принадлежа не тому классу, к которому относились от рождения. Все подобные ситуации могут рассматриваться как проявления социальной гибридности.

Общества, согласно которым, главным критерием для определения социальной дифференциации было отношение к средствам производства. В частности, на такой точке зрения стоял марксизм. Однако его теоретики выделяли не только классы, но и прослойки внутри каждого класса (например, мелкая, средняя и крупная буржуазия), тем самым подчеркивая, что неравенство и отчуждение характерны для любых групп людей. Тем не менее, они считали, что их следует преодолеть, и такой класс, как пролетариат, играет в истории именно эту миссию.

В противовес классовой теории сложилась концепция, в основе которой тоже лежала социальная дифференциация. Автором этой теории стратификации был Питирим Сорокин. Он разработал целую систему признаков и критериев общественного расслоения, формирующих структуру социального организма. Сорокин различал одномерную и многомерную стратификацию, то есть, разделение общества на такие группы, как «страты» по одному признаку и по целой их совокупности. Он разделял эти страты по таким характерным чертам, как занятость, доходы, бытовые условия, образование, психологические черты, религиозные верования, стиль поведения, и многие другие. Многие современные социологи считают страты базовым и «конечным» элементом социальной структуры.

Ученых также интересовало, насколько судьба индивида и социальная дифференциация общества детерминированы разделением на страты. Они рассчитали возможность перехода из одной группы в другую (горизонтальная мобильность), а также внутри классов (вертикальная), на протяжении одного, двух или более поколений, выделив среди них закономерную и случайную мобильность. В изучении проблемы стратификации большую роль сыграла теория Макса Вебера. Он полагал, что различие между группами людей обусловлено не только доступом к общественному богатству, власти и праву, но также и социальными показателями - статусом и престижем. Согласно Веберу, каждой группе присущ определенный стиль жизни - привычки, стереотипы, ценности.

Изучением норм, определяющих поведение людей в общественной системе, а также того, как социальная дифференциация влияет на их статус, занимались такие философы и социологи, как Линдон и Мид. Такие составляющие как стереотип и престиж, заставляют человека соответствующим образом, разделяемым их группой, оценивать какого-либо человека или явление (например, какого бренда одежду покупать, отправлять ли детей учиться в Йелький университет, обязательно ли иметь роллс-ройс или мерседес). Если же человек хочет освободиться от навязанной ему роли, как правило, считается, что он утратил престиж, и к нему могут быть применены

Социальная дифференциация в таких случаях оборачивается реакцией группы, а то и целого общества, на поведение индивида, который «уклоняется» от выполнения ожиданий, соответствия общепринятым нормам и ценностям. Подобные санкции могут быть предусмотрены законодательством, а иногда они базируются на обычаях, морали или религии. Особенно это характерно для когда идут в ход даже физические действия - избиение, смертная казнь, самосуд или линчевание, лишение свободы. В других случаях применяются такие экономические санкции, как штрафы или Но в большинстве современных стран в основном ограничиваются выказыванием знаков неуважения.

Взаимодействие между социальными ролями, статусом, санкциями, престижем и другими подобными механизмами изучает особая дисциплина, интеракционизм. Каждая такая группа, утверждают ученые, создает свой собственный «мир», где расписан «сценарий жизни», те или иные поступки, определенная одежда. Существует даже социальная дифференциация языка, порожденная отличиями между крупными коллективами людей в профессиональной или корпоративной области. Но такие миры нестабильны. Те или иные общественные события, особенно крупного масштаба, заставляют людей переосмысливать свои роли и совершать иногда совершенно неожиданные действия. Так происходит изменение привычного мира, в котором роли распределяются вновь.