Реабилитация детей с нарушением зрения. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями зрения Реабилитация пациента с ограниченными возможностями по зрению
Несмотря на достигнутые успехи в борьбе с заболеваниями и повреждениями глаз, инвалидность при этой форме патологии значительна, и поэтому реабилитация инвалидов вследствие глазной патологии остается актуальной проблемой. Самым трагическим финалом тяжелых заболеваний органа зрения является слепота. Причиной слепоты в прошлом были такие заболевания, как оспа, трахома, бленнорея, в настоящее время врожденные и наследственные заболевания глаз, заболевания зрительно-нервного аппарата.
Основными инвалидизирующими заболеваниями являются глаукома, миопия, заболевания хрусталика, атрофия зрительного нерва и сосудистые нарушения. Глаукома характеризуется тем, что не только часто приводит к инвалидности, но и является основной причиной полной слепоты (инвалидность 1-й группы). Миопия (близорукость) характеризуется тем, что приводит к инвалидности преимущественно в молодом возрасте. Самой частой причиной инвалидности при миопии является отслойка сетчатки. Причиной реабилитации при сосудистых заболеваниях чаще всего является тромбоз и эмболия центральной артерии, вены сетчатки и их ветвей.
Система социально-трудовой реабилитации и адаптации слепых разработана Всероссийским обществом слепых (ВОС). В этой организации занимаются всеми сторонами жизни слепого человека и в разные периоды его жизни. Воспитание слепого ребенка, его школьное образование, получение профессии и трудоустройство - это направление деятельности общества, если слепота была врожденной или приобретенной в детстве. Общество способствует проведению лечения больных, финансируя программу реабилитации. Реабилитация больных с патологией органа зрения находится также в сфере деятельности медико-социальных экспертных комиссий. Обязанностью этих комиссий является не только определение трудоспособности больных, но и разработка для них программ реабилитации, контроль за реализацией этих программ.
Инвалиды 1 или 2 группы вследствие заболевания и травмы органа зрения получают права и льготы, установленные специально для слепых - возможность раньше получить пенсию по старости (мужчины - по достижении 50 лет и стажа работы не менее 15 лет, женщины - по достижении 40 лет и стажа работы не менее 10 лет). Слепые освобождаются от уплаты подоходного налога по месту работы, им установлен 6-часовой рабочий день, они имеют право бесплатного проезда внутригородским транспортом.
Основной метод социальной реабилитации больных - рациональное трудовое устройство, при котором условия труда не только соответствуют возможностям организма больного, но и способствуют благоприятному протеканию восстановительных процессов в поврежденном органе и в организме в целом. Противопоказаниями для слепых являются виды труда, разрушающие такой важный путь компенсации дефекта, как тактильную чувствительность. К таким видам относятся работы, приводящие к огрублению кожы пальцев и снижению осязания. Противопоказанными условиями труда для слепых и слабовидящих являются и те, которые связаны с токсическими воздействиями на орган зрения, центральную нервную систему. На МСЭК лежит и обязанность проведения профориентации больного с патологией органа зрения, с тем чтобы он получил специальность, труд по которой был бы адекватен его возможностям, с учетом характера главной патологии, и соответствовал его способностям и склонностям. Такой труд, обеспечивающий социально-трудовую реабилитацию слепых и слабовидящих инвалидов по зрению, организован в учебно-производственных предприятиях ВОС (УПП ВОС). В России действуют более 200 УПП ВОС. Рациональное трудоустройство инвалидов по зрению в УПП ВОС обеспечивается специальным перечнем показаний и противопоказаний для выполнения ими различных видов производственной деятельности, в зависимости от характера инвалидизирующего заболевания, его течения, степени утраты зрения, особенностей конкретного производства. Перечень разработан ЦИЭТИНом.
После диагностического этапа приступают к реализации медицинских, образовательных, психологических, социальных, социальных, трудовых и технических мероприятий.
Предоставление реабилитационных услуг осуществляют федеральные, областные и муниципальные организации социальной сферы (системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, спорта, государственной службы занятости), а также негосударственные организации.
По данным Всероссийского общества слепых и Федерального бюро медико-социальной экспертизы в медицинской реабилитации нуждаются 94% инвалидов по зрению, в профессиональной – 83%, социально-средовой и социально-бытовой – 65%, в социо-культурной – 93%, в физкультурно-оздоровительной – 100%.
· медикаментозное лечение - назначается комплексное лечение, направленное на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функции. Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорасширяющие и другие препараты.
· Оксигенотерапия – лечение кислородом
· Физиотерапия
· Активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение
· Лазеротерапия - для консервативного лечения;
· ЛАЗЕРНАЯ ХИРУРГИЯ
· лечение на специальных аппаратах, тренажерах, выполнение упражнений для развития зрения - ВИДЕОКОМПЬЮТЕРНАЯ КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ – уникальная технология лечения амблиопии у детей и взрослых;
· Очковая коррекция - необходим ранний и правильный подбор очков, динамическое наблюдение за состоянием зрения и систематическое лечение.
· лечебная физкультура.
· Дети регулярно осматриваются врачом-офтальмологом
1. Образовательная реабилитация:
Дошкольное образование детей с нарушением зрения:
· Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей (наполняемость групп 10 человек);
· Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей (наполняемость групп 10 человек);
· Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией (наполняемость групп 10-12 человек);
· Специальные дошкольные учреждения комбинированного вида
· При ДОУ открываются консультативные группы для детей, не посещающих сад. Эти группы могут также открываться и при общественных организациях, при частных ДОУ. Цель создания данных групп – помощь родителям в воспитании детей с нарушением слуха, обучение их методам и приемам, наблюдение за динамикой развития такого ребенка и т.д.
В ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования на ПМПК.
Цель данных учреждений - обеспечение лечения, возможного восстановления и развития нарушенных зрительных функций у детей, а также создание коррекционно-компенсаторных условий с целью предупреждения вторичных отклонений и устранение недостатков познавательной деятельности и нежелательных личностных качеств ребенка.
Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы. Разработана специальная программа для обучения и воспитания данной категории детей – Л.И. Плаксиной.
Общие положения организации коррекционно-педагогического процесса:
· В работе всегда учитываются общие и индивидуальные специфические особенности нарушения зрения у детей;
· Модифицируют учебные планы и программы, увеличивают срок обучения и перераспределяют материал, изменяют темп его прохождения;
· Дифференцированный подход в условиях уменьшенной наполняемости групп;
· Осуществляется работа по социально-бытовой адаптации и самореализации личности ребенка с нарушением зрения;
· Создаются офтальмогигиенические условия в учебных классах. Особые требования к освещенности, к организации режима с максимальным использованием дневного света.
В процессе обучения развиваются все элементы зрительного восприятия :
· способность видеть вблизи и вдаль,
· наблюдать за движущимися предметами,
· способность различать форму предметов, краски, рассматривать картинки,
· ориентироваться в пространстве.
· Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и осязания.
Для слабовидящих разрабатывают различные приспособления: очки, оптические средства (лупы, проекторы, линзы), телескопические очки, учебники с крупным шрифтом, тетради со специальной разлиновкой.
- ответственность за лечебный процесс несет министерство здравоохранения.
Школьное образование детей с нарушением зрения
· Специальные коррекционные школы III вида для незрячих детей с остаточным зрением (0, 08 – 0, 04 и ниже). Наполняемость классов – до 8 человек. Общий срок обучения – 12 лет.
· Специальные коррекционные школы IV вида для слабовидящих детей с остротой зрения (0, 05 – 0, 04 на лучше видящем глазу). А также принимаются дети с косоглазием и амблиопией для продолжения лечения. Наполняемость классов – до 12 человек. Общий срок обучения – 12 лет.
Школьное обучение . – часто совмещают 3 и 4 вид.
Виды задач школьного обучения детей с нарушением зрения:
· учебно-воспитательные задачи;
· коррекционно-развивающие;
· санитарно-гигиенические;
· лечебно-восстановительные;
· социально-адаптационные;
· профориентационные.
Цель – обеспечить детям с нарушением зрения знания, умения и навыки в объеме программы общего образования,
· обеспечить профилактику, лечение и развитие остаточного зрения,
· компенсировать в определенной мере недостаточный зрительный опыт и психологические особенности, обусловленные заболеваниями.
3 ступени образования:
I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 6 лет);
III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
В школе-интернате обучение осуществляется по учебникам массовой школы:
· печатаются более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия слабовидящего ребенка
· учебники с рельефно-точечным шрифтом (по системе Брайля) для незрячего.
С целью компенсации зрительного дефекта используют тифлотехнические и аудиовизуальные средства обучения: специальные приборы для письма, преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные.
Выпускники школы-интернаты получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании государственного образца и могут на общих основаниях поступать в высшие, средние специальные и технические учебные заведения по доступным им специальностям или работать в отраслях народного хозяйства по их физическим возможностям.
2. Социально-бытовая реабилитация инвалидов по зрению имеет существенную специфику.
Им необходимо научиться обслуживать себя без зрительного контроля или при минимальном контроле. Она включает базовую элементарную реабилитацию и ориентировку в замкнутом и открытом пространстве.
Базовая элементарная реабилитация связана с умением следить за своим внешним видом, принимать пищу, общаться согласно правилам этикета, быть независимым в проживании (уметь найти упавшую вещь, воспользоваться сантехникой, приготовить еду и прочее) и умением ориентироваться в пределах помещения. а также умение пользоваться бытовыми электроприборами: плитой, чайником, миксером, стиральной машиной и т.д.
Ориентировка в замкнутом и открытом пространстве предполагает безопасное перемещение инвалида по зрению от места проживания до объекта (магазин, почта, поликлиника..) и ориентирование внутри данного объекта. Без навыков самостоятельной ориентировки в пространстве мобильность инвалида всегда будет зависеть от зрячего сопровождающего. У больных формируют навыки использования сохранных анализаторов и оптических средств пространственном ориентировании, обучение комплексному восприятию сигналов разной модальности, формирование навыков ориентирования по типу карта-путь и карта-обозрение. А также обязательное обучение приемам передвижения с помощью ориентировочной трости.
Еще одним важным компонентом социально-бытовой реабилитации является компьютерная грамотность, которая в настоящее время становится для невидящих и средством общения и средством удовлетворения информационных и других потребностей.
Социокультурная реабилитация обеспечивает доступ к культурному наследию человечества и возможность личного творчества, а также открывает доступ к различным видам отдыха и развлечений. Это становится возможным благодаря обучению чтению и письму по рельефно-точечной системе Брайля.
Социальные услуги включают семейную реабилитацию, предполагая помощь незрячим в создании семьи, поддержании в ней благоприятного климата, работу со зрячими родственниками.
Тема: Структурная и функциональная организация слуховой сенсорной системы.
1. Роль слухового анализатора в жизнедеятельности человека – эссе.
2. Анатомическое строение слухового анализатора – актуализация знаний, самостоятельная подготовка студентов.
3. Психофизические показатели слуха.
Проблемы формирования личности незрячего неотделимы от вопросов практики социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов по зрению. В теории и практике социальной реабилитации сформулирован принцип: реабилитация слепого - это, прежде всего, реабилитация его как личности.
Однако, как отмечает Д.Э.Урлакис, исследований, в которых непосредственно изучались бы вопросы социализации и формирования личности слепых и слабовидящих, чрезвычайно мало. В основном усилия различных авторов направлены на анализ различных аспектов реабилитации взрослых инвалидов по зрению и исследований их личностных особенностей в связи с проблемой реабилитации.
Социально-психологическая реабилитация рассматривается как восстановление психических функций, процессов целостного адекватного поведения и личности врожденноослепшего и взрослоослепшего, нарушенных в результате потери зрения, осуществляемое психологическими средствами и методами1. Речь идет о том, что реабилитация направлена на адаптацию незрячего к своему окружению, и эта адаптация связана в первую очередь с особенностями личности незрячего. Выделяются три следующих аспекта. В первом случае речь идет о достижении мобильности, самостоятельности, уверенности, т.е. выделяется операционально-деятельностная сторона реабилитации, связанная с формированием или восстановлением утраченных умений и навыков, необходимых незрячему для самостоятельной жизни. Второй аспект связан с взаимодействием незрячего со своим социальным окружением, с активностью этого окружения по вовлечению его в коллективную и трудовую жизнь, т.е. в первую очередь со взаимоотношением зрячих и незрячего, с общением и др. Третий аспект адаптации связан с оценкой собственного положения в обществе, с отношением к своему дефекту, с переживанием своего «Я». В целом же реабилитация в личностном плане выступает как проблема становления внутренней саморегуляции личности.
О чрезвычайной важности выделенных аспектов адаптации личности для решения вопросов формирования личности детей и подростков с глубокими нарушениями зрения говорит тот факт, что по данным Т.С.Шалагиной, психолога школы восстановления трудоспособности (г. Волоколамск), 50% учащихся ШВТС - это выпускники школ для слепых детей. Они плохо обучены ориентировке в пространстве, стесняются использовать трость. Причиной неподготовленности к самостоятельной жизни этих людей является система обучения детей в интернате для слепых детей, создающая условия замкнутости, оторванности детей от реальных жизненных проблем. Нарушено и их психо-сексуальное развитие, что связано с нивелирующими тенденциями воспитания мальчиков и девочек и ведет к маскулинизации черт характера у девочек и феминизации черт характера у мальчиков.
Как показало исследование контингента учащихся IHBTC, имеющих врожденную слепоту, с помощью адаптированного личностного опросника MMPI, можно выделить две группы лиц с различной степенью психологической адаптации. Лица, относящиеся к первой группе, обладают хорошей психологической адаптацией. Они обладают приподнятым настроением, повышенной словоохотливостью, разговорчивостью. Обычно
им свойственна переоценка своих сил и возможностей, что часто отражается в завышенной самооценке. Это тот тип личности, в структуре которого выделяется фактор эмоциональной подвижности. Это выражается в том, что такие люди адекватно и гибко реагируют на изменения в социальной сфере и на отношение к ним окружающих. Они общительны, готовы помогать другим. В то же время в структуре их личности присутствует такой компонент, как ригидность. Это выражается в определенной стойкости аффекта.
В поведении этих лиц можно отметить черты обидчивости, повышенной психологической ранимости.
Вторая группа характеризуется как неадаптированная или малоадаптированная. Эти лица живут в состоянии внутреннего дискомфорта и конфликта, не поддающегося разрешению собственными силами. На первый план у них выступают факторы тревожности и неуправляемости поведением. Эти люди часто застенчивы, скованны, «закомплексованы», у них отмечаются чувство страха, порождаемое внешними обстоятельствами, неуверенность в себе, своих силах и возможностях.
Психологические проблемы лиц этих групп связаны, по-видимому, с таким психологическим качеством, как тип каузальной атрибуции. В исследовании Г.Пуочяускене изучались типы каузальной атрибуции и степень реадаптации незрячих в их реальной деятельности: ориентация в пространстве, мобильность, самообслуживание, общение. Было обнаружено, что средний и низкий уровни адаптации связаны с внешним типом каузальной атрибуции, а высший уровень адаптации - с внешним вариативным и внутренним (вариативным и стабильным) типами каузальной атрибуции.
Внутренняя каузальная атрибуция характеризуется как отношение субъекта к успехам и неудачам своей деятельности; локализация препятствий для успешного осуществления деятельности происходит внутри самой личности, а не вовне, в независимых от нее обстоятельствах. Г.Пуочяускене показывает, что именно развитие внутренней каузальной атрибуции является тем решающим условием, которое обеспечивает благоприятное течение процесса реадаптации. Добавим, что указанное понимание внутренней каузальной атрибуции соответствует определенным структурам «образа Я» (в частности, переживанию своего дефекта) и связано с таким личностным образованием, как уровень притязания.
Конечную цель психологической реабилитации сформулировал Т.Руппонен2. Ссылаясь на высказывание американского педагога, он сказал, что конечной целью реабилитации является достижение такого психического состояния, когда человек воспринимает свой зрительный дефект как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную характеристику, отличающую его от других, но не более того. Но достижение такого состояния возможно не только при определенной психологической работе с индивидом, а и при формировании адекватного отношения к нему со стороны социального окружения, что также требует определенной психологической поддержки широкого круга людей.
Вопросы отношений незрячего со своим социальным окружением в рамках проблемы социально-психологической реабилитации являются довольно острыми и не получившими еще своего разрешения. В.П.Гудонис вообще рассматривает отношение зрячих к слепому как основную проблему социальной реабилитации именно в аспекте формирования отношения зрячих к слепым. В массе зрячих (около 80% по данным автора) бытует мнение, что незрячий - это обездоленный судьбой, беспомощный человек. По мнению В.П.Гудониса, такое восприятие незрячих связано с их изолированностью в обществе. Взрослые слепые объединены сетью УПП общества слепых, дети находятся в системе специализированных учебно-воспитательных учреждений. Вследствие этого и в силу ряда других причин (в частности, отсутствие информации о жизни слепых) у зрячих нет адекватного представления о возможностях слепых и элементарных знаний и навыков оказания конкретной помощи слепому человеку.
Особенностям межличностного восприятия слепых и зрячих было посвящено исследование В.Петренко и В. Вайшвилайте методами систематического дифференциала Осгуда. Было установлено, что существует связь между стереотипным восприятием слепого зрячими и теми оценками, которые слепые ожидают от зрячих. В то же время слепые не идентифицируют себя со «стереотипным образом слепого», имеющимся у зрячих. Сравнение представлений слепых и зрячих о мотивах поведения других людей также показало расхождение. Было обнаружено, что для незрячих категория альтруизма является более важной, чем для зрячих.
Исследованию социальных установок слепых по отношению к зрячим и к себе было проведено А.Суславичюс3. Было показано, что имеет
место различие установок зрячих и слепых. Так, у зрячих можно выделить три группы социальных установок: 1) социальная установка игнорирования слепых, избегания контактов с ними. Многие зрячие исходят при этом из суждения, что слепым неприятен контакт со зрячими; 2) псевдоположительная установка, которая сводится к тому, что зрячие снисходительны в своем отношении к слепым, исходя из которой зрячие снижают требования к слепым, что может вести к ограничению активности слепых со стороны зрячих. Это часто отмечается в родительских установках. Другим проявлением псевдоположительной установки является нетактичное отношение зрячих, когда в присутствии слепого его начинают жалеть, расспрашивают его о дефекте и пр.; 3) адекватная социальная установка, которая включает в себя правильную оценку реальных возможностей слепого, создание для него благоприятных условий развития его способностей и достижения своих жизненных целей.
Установки слепых по отношению к зрячим также могут быть разделены на три типа: 1) социальная установка зависимости, т.е. с точки зрения слепого зрячие обязаны помогать слепому и многое делать за него; 2) установка избегания зрячих, предпочтение отдается общению с себе подобными; 3) адекватная социальная установка, когда общение с другими людьми строится не на основе наличия или отсутствия у них зрительного дефекта.
Установка лиц с нарушением зрения по отношению к себе имеет свои особенности. В первую очередь это связано с оценкой своей внешности. При этом самооценка незрячими именно этого фактора зависит от критерия, который они используют: либо за точку отсчета берется свое собственное представление о себе, построенное исходя из оценки своего положения, либо происходит ориентация на внешние оценки, идущие от зрячих.
Оценка своей внешности является составной частью интегративной оценки самого себя. В этой связи очень важной является ссылка А.Суславичюс на исследование Д.Джервиса (1960) самооценки слепых, показавшего, что слепые склонны относить себя к крайне положительным или крайне отрицательным значениям на шкале самооценки. Либо слепые считают себя неспособными к выполнению своих жизненных задач, либо их самооценка завышена, что проявляется в игнорировании факта слепоты и ее последствий.
Как отмечает Т.Руппонен, изменение в самооценке связано с адаптацией к своему состоянию, а также с тем, что в процессе своего развития дети с врожденной слепотой переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие, как многие их сверстники. Особенно остро этот кризис переживается в подростковом возрасте. Об этом же свидетельствуют и данные Т.Маевского, который показал, что в подростковом возрасте имеет место обострение нарушений социальных отношений в связи с тем, что дети начинают осознавать свой зрительный дефект.
Указанные факторы несовпадения социальных установок зрячих и слепых, их самооценки ставят особую проблему - выяснение положения незрячего в системе социальных межличностных отношений. Как показало исследование Р.Бандзявичене, нарушение общения, вызванное слепотой, является наиболее стрессогенным фактором, вызывающим к тому же наибольшее отрицательное переживание. Особенно затруднено общение слепых со зрячими вследствие недостаточной психологической компетенции слепых и отсутствием у них необходимых навыков общения.
Приведенные выше факты особенностей личностного развития незрячих в аспекте их социально-психологической реабилитации ставят проблему предельно ранней реабилитации и проведения необходимой работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, в тот период, когда происходит активное формирование их личности. В этой связи, скорее речь должна идти не о реабилитации как таковой, т.е. восстановлении статуса инвалида по зрению, а о предупреждении возможных негативных изменений, о последовательной подготовке детей к самостоятельной жизни, т.е. речь должна идти об абилитационной работе.
Успешность социальной реабилитации (или абилитации, если вести речь о раннем процессе реабилитации) во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих глубокие нарушения зрения, к моменту их выхода в самостоятельную жизнь.
Как показывают вышеприведенные исследования, речь все же скорее должна идти не о качествах личности, а о целостной системе отношений личности. В нее включаются: 1) представления о себе самом, отношение к своему дефекту, отношение к другим людям; 2) отношение к жизненным целям, отношение к прошлому и будущему, отношение к жизненным ценностям; 3) отношение к непосредственному социальному окружению, отношения с другим полом. Указанные сферы отношений находят свое выражение в формировании базовых структур личности: образа себя, направленности личности и ее временной перспективы, отношений с другими.
Формирование этих основных личностных структур невозможно без самого главного и основного условия формирования личности ребенка -наличия возможностей для приобретения широкого социального опыта. В первую очередь получение такого опыта возможно лишь в широком коммуникационном пространстве ребенка со взрослым. Взаимодействуя со взрослым, а потом и со сверстниками, ребенок получает разнообразный опыт, который приводит к формированию дифференцированной системы отношений личности.
Особое значение в формировании личности имеет система отношений к ребенку в раннем и дошкольном детстве.
Влияние различных типов отношений в семье на развитие личностных качеств слепого и слабовидящего ребенка изучалось Г.А.Буткиной и С.М.Хорош.
Из всего многообразия возможных типов взаимоотношений в семье, создавших как благоприятные, так и неблагоприятные условия для оптимального развития ребенка, мы выделяем для рассмотрения три типа неблагополучно складывающихся внутрисемейных отношений, воспитывающих у ребенка нежелательные личностные качества.
Существенную психолого-педагогическую проблему представляет воспитание слепого ребенка в атмосфере чрезмерной заботы. Взрослые члены семьи его ни к чему не приучают, предохраняют от малейшего усилия, предупреждая любое его желание. Довольно часто излишняя опека сопровождается и чрезмерным проявлением любви к слепому ребенку, захваливанием, переоценкой способностей ребенка.
При таком характере взаимоотношений не авторитет взрослых, разумно учитывающих волю и желания слепого ребенка, руководит им, а наоборот, ребенок начинает вести взаимоотношения, диктуя свою волю. Слепой ребенок превращается в избалованное, эгоистичное существо, совершенно не готовое к будущей самостоятельной жизни. У него формируется чисто потребительская психология, тормозится образование необходимых качеств личности, таких как трудолюбие, самостоятельность, чувство личной ответственности и инициативы, возникают препятствия для формирования важнейших личностных образований: воли и эмоциональной сопротивляемости к различным жизненным препятствиям.
Второй вариант внутрисемейного общения, приводящий к формированию негативных качеств личности слепого, определяется чрезмерно подавляющим, деспотическим поведением родителей в отношениях со своим ребенком. На первое место родители ставят строгость, твердость и жесткость. При этом они, как правило, игнорируют трудности детей, вызванные нарушениями зрения. Практика наказаний, угроз держит детей в постоянном напряжении, подавляет и травмирует их. Покоряясь воле взрослого, у ребенка развивается чувство скрытой или открытой неприязни и, если он чувствует свою безнаказанность, переходит к открытому неповиновению. Другие замыкаются, предаются мечтаниям и фантазиям. Авторитарные родители страдают эмоциональной «глухотой», что делает их неспособными к сопереживанию детского горя или радости и существенно затрудняет их понимание той субъективной жизненной ситуации, в которой находится слепой ребенок, а также понимание его потребностей и интересов.
Ребенок либо растет несамостоятельным, подавленным, часто задерганным и малоинициативным, либо вступает на путь непрерывного хронического конфликта, у него развивается открытая или скрытая агрессивность.
Третий тип неблагополучного внутрисемейного общения характеризуется общим эмоциональным отчуждением членов семьи и родителей к ребенку с нарушениями зрения, что приводит к отсутствию взаимопонимания между ними, к разрыву их духовной близости. Слепой ребенок в такой семье живет узкими интересами, замкнувшись в своем внутреннем мире, в который он не допускает родителей. У него не формируется потребность в общении как с членами семьи, так и с другими окружающими людьми.
Обстановка эмоционального отчуждения ранит слепого ребенка не меньше, а даже больше, чем явная открытая неприязнь к своему ребенку из-за его слепоты, своей ложно понимаемой вины перед ним и т.д. Такой тип общения со взрослыми создает и обостряет у ребенка чувство неполноценности и ненужности, создает у него раннюю глубокую тревожность и такой ребенок в конце концов не сможет развить в себе адекватное чувство собственного достоинства. Его самооценка неадекватно
занижена.
Условия жизни слепых детей, которые в период обучения долгое время проживают в школе-интернате, соответствуют жестко ограниченной и структурированной коммуникационной среде. Они характеризуются чрезвычайно стабильной по составу, устойчивой по распределению социальных ролей средой сверстников, ограниченным числом взрослых, с которыми может взаимодействовать слепой ребенок. Общение взрослых и детей в этих условиях скорее строится по формальным принципам, а не по индивидуально варьирующимся эмоциональным.
Таким образом, психолого-педагогические условия, в которых оказывается ребенок, имеющий глубокие нарушения зрения, влияют на процесс формирования его личности.
Исследования глубинных структур личности подростков и старших школьников с нарушением зрения (Р.А.Курбанов, А.М.Виленская) проводились по проективным методикам: метод неоконченных предложений, метод самооценки Дембо-Рубинштейн и метод определения уровня притязаний. Результаты анализа материалов показывают много общего и различного между подростками и старшеклассниками. Анализ уровня притязаний подростков показывает тенденцию занижения уровня притязаний по сравнению с нормально видящими. Это же характерно и для незрячих старшеклассников. При этом среди группы подростков с нарушением зрения имеется большой диапазон колебаний в уровнях притязаний, отмечается также тенденция снижения числа адекватных выборов при переходе от идеального к реальному уровню притязаний. К тому же их уровень притязаний менее устойчив. Стратегия исследования уровня притязаний у старших школьников позволяла проследить, как испытуемый строит свое поведение при движении от одной промежуточной цели к другой и как на него влияет успех или неуспех.
Незрячие старшие школьники лучше всего выполняли задание на запоминание и испытывали серьезные трудности при решении задач, требующих общих знаний. Это свидетельствует о неумении незрячих школьников пользоваться информацией, содержащейся в книгах, журналах, радиопередачах, неумении найти в своей памяти необходимый материал для решения задач.
Уровень притязаний незрячих учащихся оказался несколько ниже, чем у нормально видящих школьников. Кроме того, если наибольшее число выборов зрячих лежит в зоне максимально сложных задач, то у незрячих - в зоне наименьшей сложности при достаточно высокой самооценке. Это говорит об их неуверенности в себе, о неблагоприятном личностном развитии. Сочетание невысокой самооценки и уровня притязаний свидетельствует также о том, что незрячих в большинстве случаев удовлетворяет средний уровень развития.
Внутренняя картина личности незрячих старшеклассников выявляется при сложившемся анализе системы ценностей, представлений о себе и своем дефекте о месте среди зрячих. Большинство неадекватно относится к своему дефекту, игнорируя или вытесняя его.
Для незрячих подростков личностно значимыми являются сферы отношения к сверстникам, своим соученикам, отношение к близким взрослым, отношение к своему дефекту.
Особое место занимают сферы, отношение к которым еще не сформировалось или же оно противоречиво, амбивалентно, так что суммарная оценка этой сферы составляет ноль. Для незрячих подростков такими сферами были сферы отношения к семье, отношения к прошлому, к друзьям.
Особое внимание было уделено результатам, полученным по шкале «здоровье», поскольку при обсуждении с испытуемыми этой шкалы затрагивались вопросы, связанные с отношением к своему дефекту, с отношением к зрячим и своему месту в среде зрячих.
Результаты анализа этой методики показывают, что дети этих возрастов еще недостаточно адекватно оценивают себя и свое место в среде зрячих. Имеется тенденция к завышению самооценки по этой шкале, когда подросток помещает себя значительно выше середины, а в беседе признается, что нарушение зрения не связано со здоровьем, либо резко занижает самооценку, помещая себя на шкале ниже середины и мотивируя это тем, что нарушение зрения является серьезнейшей помехой для улучшения здоровья.
Следует отметить, что для незрячих подростков характерна та же тенденция занижения самооценки в связи с наличием у них зрительного дефекта и при оценивании себя по другим шкалам, особенно по шкале «счастье».
Наибольшую ценность для незрячих старшеклассников представляют такие качества, как целеустремленность, умение добиваться поставленной цели. Однако, называя их, они не раскрывают и не формулируют пути и способы их достижения. Привлекательными чертами характера в людях и в себе они считают терпимость, умение сдерживать себя в конфликтных ситуациях.
Результаты исследования показали также, что у незрячих старшеклассников значительное место занимают сознание вины, страхи и опасения. У большинства они связаны с «социальными страхами» общения с другими людьми.
В сфере личности незрячих старшеклассников проявляется двойственное отношение к половой жизни. Оно связано со страхами и опасениями, с сознанием вины и поэтому является источником сильных внутренних конфликтов.
При анализе отношения к своему дефекту учащиеся сравнивают себя со зрячими, хотят доказать, что они лучше их. В этом также проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.
Таким образом, исследования показали, что уровень притязаний и самооценки незрячих школьников несколько ниже и менее устойчив по сравнению со зрячими, не сформировано адекватное отношение к своему дефекту, общение протекает в форме монолога, что затрудняет их контакты с другими людьми; основными смысловыми сферами личности являются сознание вины, отношение к половой жизни. Это с большой обоснованностью позволяет ставить вопрос о необходимости проведения серьезной психокоррекционной работы.
Абилитация и реабилитация слепых и слабовидящих детей в первую очередь требует умений, навыков, способностей детей к работе в среде зрячих. Уже это с необходимостью потребовало усилить внимание к обучению слепых и слабовидящих, к умениям не только ориентироваться в ограниченном знакомом пространстве, но и свободно и самостоятельно осваивать новые и незнакомые пространства, используя специальные знания, которым их необходимо научить в школе. Особого внимания заслуживает проблема ориентации среди людей и в быту.
Значительно больше внимания должно уделяться формированию целого ряда свойств личности: упорства в преодолении трудностей, настойчивости в достижении цели. Чрезмерная опека как дома, так и в интернате способствовала формированию черт иждивенчества.
Воспитанием и обучением лиц с нарушением зрения занимается тифлопедагогика. В зависимости от степени нарушения зрения дети делятся на:
1) слепых (незрячих), у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение. По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, силуэты предметов;
2) слабовидящих – могущих иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето-светоощущений, периферического и бинокулярного зрения).
Слепота и слабовидение – категории психофизических нарушений, проявляющиеся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушением зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении, своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. Врожденная слепота обусловлена повреждением и заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.
Приобретенная слепота – следствие заболевания органов зрения (сетчатки, роговицы) и заболеваний центральной нервной системы (менингита, опухоли мозга), осложнений после общих заболеваний организма (кори, гриппа, скарлатины), травматических повреждений мозга или глаза.
Время наступления нарушения зрения существенно для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности психофизического развития. Отсутствие визуальной тренировки у слепорожденных сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Основным фактором ориентировки для таких детей становится звуковой раздражитель.
У детей с нарушением зрения возникают трудности в игре, учении, овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. У слепых в одних случаях могут развиться отрицательные черты характера: неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других случаях – повышенная возбудимость, раздражительность, переходящие в агрессию.
Развитие внимания, логического мышления, памяти, речи у слепорожденных протекает нормально, хотя проявляется некоторое своеобразие мыслительной деятельности с преобразованием развития абстрактного мышления.
У ослепших детей: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если этого не делать, происходит постепенное стирание зрительных образов.
Социально-реабилитационная и коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения прежде всего состоит в организации компенсаторной перестройки анализаторов слухового, кожного, вибрационного и других. Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохраненности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лица с глубокими зрительными нарушениями.
Реабилитационная работа при полном отсутствии зрения должна быть направлена на использование специальных приемов и способов наблюдений явлений и предметов с порой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности. Большое значение в восприятии и познании окружающей среды у слепых и слабовидящих имеет осязание, которое помогает определять форму, размеры предмета.
Наряду с осязанием большое значение имеет слух. С помощью звуков дети с нарушениями зрения могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Высокий уровень развития слуха у слепых и слабовидящих обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля. Поэтому в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями зрения проводятся упражнения на дифференциацию – различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.
Реабилитационная работа с детьми с нарушениями зрения в школе при обучении и воспитании предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности. Сохранность речи и мышления, достаточный уровень компенсаторного развития у большинства слепых и слабовидящих детей позволяют овладеть высоким уровнем образования, разбить мышление, восприятие, память и т.д. Для развития у слепых и слабовидящих детей познавательно-образного мышления используют игру, учение, труд, которые можно рассматривать как познавательно-оценочную, преобразующую деятельность, в которой отображается взаимодействие с окружающей действительностью.
На формирование личностных качеств у детей с нарушением зрения значительное влияние оказывает социально-психологический микроклимат в семье, школе, ближайшем окружении, который характеризуется сочувственным отношением, созданием щадящего режима. Поэтому весь комплекс воспитательных мероприятий при коррекционной и реабилитационной работе должен быть направлен на раскрытие широких возможностей слепых и слабовидящих детей, формирование у них активной жизненной позиции, предполагающей возможно полное участие в жизни, полноценный труд, независимую жизнь.
Итак, социально-реабилитационная работа с детьми с нарушениями зрения направлена на гармоничное социальное развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психологическое и физическое развитие ребенка.
С каждым днем в список запрещенных лекарств попадают все новые и новые препараты. Это не может не вызывать возмущения в связи с вопросом «А что делать, если спортсмен принимал «допинговое» лекарство и раньше, не для улучшения своих результатов, а для поддержания своего здоровья?» Одним из таких лекарств стал «Мельдоний», включенный в список допинга 1 января 2016 года. Сам по себе милдронат является жизненно-необходимым сердечным лекарством, который принимают миллионы людей, и спортсмены тоже. Такой спортсменкой стала известная теннисистка Мария Шарапова, уличенная в приеме допинга. Теннисистка принимала допинг в качестве лекарства, так как с детства имела проблемы с сердцем.
Другое такое лекарство - Эритропоэтин. Данный препарат был изобретен в 1983, и является практически полной копией природного почечного гормона. Долгое время препарат не входил в список запрещенный лекарств, как и мельдоний. Данный препарат повышает выносливость организма, за счет чего был широко применим в спорте до момента включения препарата в список допинга.
Многие спортсмены для повышения выносливости также принимали анаболики. Тестостерон и прочие анаболические препараты внесены в список допинга достаточно давно. В народе эти препараты называют «строительными гормонами.
Споры о применении допинга в спорте никогда не прекратятся. Однако и без применения различных фармакологических «стимуляторов» спортсмены способны на соперничество и победу. Список использованной литературы:
1. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник для вузов «Физ. Культура» - 2013.-480 с.
2. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для вузов - 2012. - 512 с.
3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для пед. спец. Вузов - 2012. - 480 с.
© Диярова С В., Иванова Е.В., 2016
Э. Р. Кильсенбаев
Студент 4 курса факультета философии и социологии Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Аннотация
В данной статье рассматриваются некоторые технологии социальной реабилитации инвалидов, а именно: протезирование глаза, тифлотехнические средства, спорт.
Инвалид, нарушение зрения, протезирование, тифлотехнические средства, спорт.
Одним из средств реабилитации инвалидов с нарушениями зрения является протезирование глаза. Протезирование глаза уменьшает психологическую травму, способствует быстрейшей реабилитации инвалидов с данной патологией. Число нуждающихся в глазопротезной помощи в РФ составляет более 320 тыс. чел. Можно увидеть, что протезирование глаза, в какой-то мере, может уменьшить последствия инвалидности.
Необходимо отметить, что качество глазных протезов в нашей стране не вполне соответствует международным стандартам.
Отставанию в деле глазного протезирования способствует тот факт, что в отличие от большинства стран в РФ проблемой глазного протезирования занимаются лечебно-профилактические, а не специализированные центры протезирования. Все это обусловливает недостаточность обеспечения нуждающихся в протезировании: так, удовлетворение заявок на простые стандартные протезы не превышает
30-35%, а на индивидуальное протезирование - только 2,5%. Хотя с точки зрения косметического эффекта нуждаются в нем практически все 100% пациентов .
Реализация мер по реабилитации предусматривает использование инвалидами специальных технических средств. Тифлотехнические средства предоставляются инвалидам по зрению 1-2 групп, а так же детям-инвалидам дошкольного, школьного и подросткового возрастов со стойкими выраженными и значительно выраженными нарушениями функции зрения, обуславливающими ограничения основных категорий жизнедеятельности для полной или частичной компенсации способности к передвижению, самообслуживанию, ориентации.
Применение тифлотехнических средств, наряду с другими реабилитационными мерами, формирует предпосылки для достижения слепыми и слабовидящими лицами равных (со зрячими) возможностей для получения общего и профессионального образования, разностороннего развития, повышения культурного уровня, активного участия инвалидов по зрению в современном производстве и общественной жизни . Как видим, как в процессе реабилитации инвалидов других категорий, так и в процессе реабилитации слабовидящих инвалидов, также могут применяться различные технические средства.
Для незрячих спорт представляет собой прекрасное реабилитационное средство и служит основой для развития и совершенствования таких важнейших показателей жизнедеятельности человека как способность к передвижению ориентировке, развитию компенсаторных и сенсорных систем, преодолению страха. В настоящее время крупные международные соревнования среди слепых и слабовидящих проводят по следующим видам спорта: легкая атлетика, плавание, борьба вольная и дзюдо, лыжный спорт, мини-футбол. Занятия спортом, физическими упражнениями, а также танцетерапия улучшают координацию движений, помогают быстрому обучению ориентации и владению телом. Было отмечено, что физический потенциал выше у тех, кто совмещает физическую культуру с занятиями танцами. Особенность этого синтеза -гармоническое развитие тела и слуха. Те незрячие, которые занимаются физической культурой и танцами, заметно выделяются среди других. Они более общительны, раскованы, их движения более свободны, пластичны и выразительны. Это касается как слабовидящих, так и тотально слепых . Как можно увидеть, занятия спортом, физической культурой и танцами, также могут принести массу положительных результатов в процессе реабилитации, развивая как способности к ориентации и передвижениям, так и волю, целеустремленность и т.д.
Список использованной литературы:
1. Диденко Л.Н., Малюков П.И., Азанова Л.Е., Лаврентьева И.Л. Особенности реабилитации инвалидов с нарушением зрительных функций // Медико-социальные проблемы инвалидности. 2012. № 4. - С. 73-76.
2. Разумовский М.И., Кожушко Л.А., Разумовская А.М., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е. Медико-социальные проблемы офтальмопротезирования // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2014. №
3. Шурыгина Ю.Ю. Об особенностях организации социально-медицинской реабилитации // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 6. - С. 104-115.
© Кильсенбаев Э. Р., 2016
Кильсенбаев Э.Р.
Студент 4 курса факультет философии и социологии, Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ
ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВАЛИДНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация
В статье предпринимается попытка дать характеристику инвалидности как социальной проблемы.