Центральный институт политической системы. Государство как центральный институт политической системы (слайд)

1. Понятие государства и его природа.

1.1. Факторы, обусловливающие возникновение государства.

1.2. Признаки государства.

1.3. Функции государства.

2. Формы правления и территориального устройства государства.

2.1. Формы правления. Монархии. Республики.

2.2. Государственно-территориальное устройство. Унитарное государство. Федеративное государство. Конфедерация.

1. Центральным институтом политической системы является государство, так как в его деятельности концентрируется основное содержание политики. Термин «государство» употребляется в двух значениях. В широком смысле государство – страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти. Никколо Макиавелли ввел в литературный оборот специальный термин «stato» для обозначения государства, независимо от его конкретных форм как особой политической организации общества. В узком, собственном значении термин «государство» представляет собой организацию, обладающую верховной властью на определенной территории.

1.1. Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и концентрации у них управленческих функций и социальных привилегий под воздействием целого ряда следующих факторов:

1) развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль;

2) возникновение частной собственности, классов и эксплуатации (марксистский подход);

3) завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович);

4) демографические факторы (рост численности, плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет на кровосмешение);

5) психологические факторы (государство рассматривается как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций);

6) антропологические факторы (государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека);

7) географические факторы (естественные границы, ландшафт, водные пути);

8) экологические факторы (климатические условия, плодородие почв);

9) внешние факторы (угроза нападения, войны, опыт других стран).

Многочисленные исследования государства показали, что оно возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых вряд ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.

1.2. Основные признаки государства:

· отделение публичной власти от общества и выделение слоя профессионалов-управленцев;

· суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. Высшей властью, решения которой обязательны для всех, обладает только государство;

· территория, которая очерчена границами государства. Законы и полномочия государства распространяются на всех людей, живущих на данной территории;

· монополия на легальное применение силы и физического принуждения. Диапазон государственного принуждения – от ограничения свободы до физического уничтожения человека (с 1999 г. в Украине смертная казнь запрещена);

· исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения;

· право на взимание налогов и сборов с населения.

Вышеперечисленные признаки государства отличают его от других организаций и многочисленных объединений.

1.3. Функции государства. Наиболее общей классификацией функций государства является их деление на внутренние и внешние.

Внутренние:

· консолидация общества на основе общих интересов граждан;

· принятие, совершенствование, выполнение обязательных для всех законов;

· необходимое регулирование экономики и хозяйственной деятельности общества;

· защита и укрепление существующей политической системы;

· обеспечение общего порядка, безопасности общества, поддержание дисциплины граждан;

· регулирование социальных отношений, обеспечение социальной защищенности граждан;

· духовно-идеологическая, воспитательная деятельность, формирование политического сознания граждан.

· защита государственных интересов на международной арене, обеспечение обороны страны;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества, с другими странами и международными организациями;

· участие в решении глобальных проблем человечества, в интеграционных процессах и миротворческих акциях.

2. Устройство государства характеризуют его формы. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц, граждан.

В формах государства традиционно выделяют формы правления и формы территориального устройства.

2.1. Формы правления.

По способу организации власти и ее источнику государства делятся на монархии и республики.

Монархия. Источник власти – одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей и представительных органов власти. Существует несколько разновидностей монархической формы правления:

1) абсолютная монархия – всевластие главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман);

2) конституционная монархия – полномочия монарха ограничены конституцией и парламентом. 2 разновидности:

· дуалистическая монархия, в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (Иордания, Марокко);

· парламентская монархия, при которой монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительной властью.

Подавляющее большинство современных демократических монархий – это парламентские монархии. Правительство в них формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Например, Великобритания, Швеция, Дания, Испания и др. Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик – второй основной формы правления.

Республика. Источник власти – народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существует 3 основные разновидности республик: парламентская, президентская и смешанная.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе и ответственность правительства перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует правительство, издает законы, вотирует (утверждает) государственный бюджет, осуществляет контроль над правительством. В случае необходимости парламент может выразить правительству вотум недоверия. Хотя руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии страны. Президент фактически занимает более скромное место в этой иерархии.

Главным отличительным признаком президентской республики является то, что президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства, руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил (США). Президент избирается народом. Он сам назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. В президентской республике правительство отличается стабильностью, существует жесткое разделение властей, парламент не может вынести правительству вотум недоверия, а президент не вправе распустить парламент. Возможен импичмент президенту, но эта процедура значительно затруднена.

Смешанная республика стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом (Франция, Австрия, Украина). Президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, вправе распустить парламент, но с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность (Франция).

2.2. Под формой государственного устройства понимается территориально-политическая организация государства, включающая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных органов власти.

Территориальная организация государства характеризует отношения целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают две основных формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную.

Унитарная форма территориального устройства представляет собой единую политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе и судебные органы, составляют одну систему и действуют на основе единых правовых норм (Франция, Венгрия, Италия, Украина). В зависимости от политического режима унитарное государства могут быть централизованными, децентрализованными и относительно децентрализованными.

Федеративное государство – союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных образований, равноправных субъектов федерации, имеющих собственные конституции (союзные республики, штаты, кантоны, земли и др.). Оно строится на основе распределения функций между его субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена при согласии всех субъектов федерации. Для федерации характерно наличие двойного гражданства и, как правило, двухпалатного парламента, одна из палат которых представляет интересы субъектов федерации, а другая – общенациональные интересы.

Особым видом объединения государств является конфедерация. Конфедерация – это союз самостоятельных государств, созданный для осуществления конкретных целей (например, для совместной обороны, решения экономических, транспортных, энергетических и др. проблем). Члены – участники могут по своей воле выходить из конфедерации, расторгая конфедеративный договор. Это редко встречающаяся форма организации политической общности (например, Евросоюз, СНГ).

Вопросы и задания к теме:

1. В чем сущностные отличия государства от других политических институтов: политических партий, движений и т. д.?

2. Раскройте содержание понятия “суверенитет”.

3. Какие функции призвано выполнять государство?

4. Что понимается под устройством государства?

5. Чем федерация отличается от унитарного государства?

6. Чем был СССР – федерацией или унитарным государством? Аргументируйте свой ответ.

Введение

Вопросы:

1. Происхождение, сущность и основные признаки государства как «особой организации силы»

2. Институциональные формы правления и формы государственного устройства

3. Особенности структурно-функциональной организации государственной власти в Российской Федерации

4. Выборы как институт воспроизводства и обновления государственной власти

В результате успешного изучения темы Вы узнаете:

· основные концепции происхождения и сущности государства как универсальной организации, призванной производить необходимый обществу минимум урегулированности и порядка

· структуру и функции государства как разветвленной системы учреждений и институтов, олицетворяющих собой три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную

· сущность и содержательный смысл парламентаризма как базового института демократии, в котором самым непосредственным образом проявляется принцип народного суверенитета

· основные типы государства, классифицированные по таким основаниям, как форма правления, форма государственного устройства

· сущность и основания правового государства как института, обеспечивающего в общественной жизнедеятельности верховенство права и закона

· сущность и основания социального государства как института, гарантирующего своим гражданам определенный уровень социальной защищенности и безопасности

· место и роль в системе органов государственной власти института президентства и парламентаризма: общие черты и особенности президентской и парламентской республик

· роль и значение в организации и функционировании государственной власти института свободных демократических выборов: основные типы избирательных систем

· особенности структурно-функциональной организации государственной власти в нынешней России и реализации принципа «разделения властей»

и приобретете следующие компетенции:

· сформулировать принципиальные различия в подходах к анализу происхождения и сущности государства, характерные для марксизма и либеральной западной традиции

· раскрыть содержание принципа разделения властей как системы сдержек и противовесов в организации государственной власти, обеспечивающей свободу и демократию

· дать исчерпывающую характеристику механизмов формирования каждой из ветвей государственной власти, а также их функционально-целевое предназначение

· различать (на примере конкретных стран) особенности государственного строительства в условиях унитарных государств, федераций и конфедераций



· доказать прямую зависимость возникновения и развития гражданского общества от существующей в данном государстве формы и способа правления

· соотносить такие понятия, как «парламентская республика» и «президентская республика», «абсолютная монархия» и «парламентская монархия»

· провести сравнительный анализ и сформулировать различия между системой организации государственной власти в США и в Российской Федерации

· раскрыть содержание избирательной кампании как сложного законодательно регулируемого процесса, распадающегося на целый ряд последовательно сменяющих друг друга этапов

· видеть «плюсы» и «минусы» мажоритарной и пропорциональной избирательных систем и особенности их использования при организации выборов в нашей стране

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:

Государство – организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения

Законодательная власть – одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия

Исполнительная власть – представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами

Конфедерация – форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации

Мажоритарная избирательная система – один из двух основных типов избирательной системы, при которой избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов



Монархия – форма правления, при которой главой государства является монарх. Его власть (за редким исключением) является пожизненной и передается по наследству.

Пропорциональная избирательная система – один из двух основных типов избирательной системы, при которой распределение мандатов осуществляется в соответствии с полученной долей голосов избирателей

Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представительными общенациональными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами

Судебная власть – представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров)

Унитарное государство – одна из двух форм территориальной организации государства. Государство является унитарным (слитым, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования

Федерация – форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью

Для изучения темы:

Прочитайте:

О.З.Муштук. Политология. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006. Раздел 4. Государство как центральный институт политической системы. Главы: 4.1. Происхождение, сущность и основные признаки государства как «особой организации силы» (с. 259 – 275); 4.2. Институциональные формы правления и формы государственного устройства (с. 276 – 291); 4.3. Особенности структурно-функциональной организации государственной власти в Российской Федерации (с. 292 – 317); 4.4. Выборы как институт воспроизводства и обновления государственной власти (с. 318 – 345).

Обратите внимание на:

На важность этой темы в приобретении необходимых навыков рационально-критически анализировать политические явления и процессы, связанные с организацией и функционированием государственной власти в различных странах и политических системах, механизмами формирования в них политико-властных институтов и структур, распределением между ними сфер (и объемов) компетенции и ответственности и т.д.

Причем речь идет о навыках и способностях выявлять в этом анализе (с помощью методов сравнительной политологии) не только то, что является общим, роднит, но и то, что отличает, что порождает национальную специфику и связано не только с различиями в историческом опыте и традициях, но и с субъективной стороной политики, в том числе мировоззренческими установками и ценностными ориентациями власть предержащих, степенью их приверженности к демократическим формам и методам правления, отношением к возможности (и необходимости) контроля со стороны общественности и пр.

«Любое правительство может позволить себе ровно столько, сколько ему позволяет народ» – этот нормативный идеал демократии потому и является идеалом, что, как и всякий другой идеал, не знает завершения. Но в той или иной мере приблизиться к нему – задача (как показывает опыт западных стран) вполне осуществимая. Но для этого необходимы как прочные знания того, по каким каналам и с помощью каких средств возможно удержание власти и властителей в рамках возложенных на них социумов обязательств, так и практические навыки разумного (рационального) пользования этими механизмами.

Если мы в России желаем действительно демократической и социально ответственной власти, то мы должны приучить наших «правителей» (больших и малых) воспринимать себя не в качестве ниспосланных Богом «пастырей паствы», т.е. народа, а только и исключительно в роли его «вышколенных слуг», профессионалов, которые нанимаются (и содержатся) народом для ведения общих дел, уполномочиваются им управлять страной по правовому (т.е. справедливому) закону во имя не частного и не корпоративного, а всеобщего блага.

И которые отстраняются (изгоняются) народом, в случае если не соблюдают (или непрофессионально выполняют) принятые на себя по социальному контракту обязательства. Если вместо того, чтобы заботиться о продвижении общих государственных интересов, действуют только и исключительно в угоду своим личным эгоцентрическим амбициям и планам.

А для этого есть только один путь – научиться реально (эффективно) пользоваться (помимо прочего) таким доступным для всех инструментом контроля и ротации власть предержащих, как свободные (альтернативные) выборы. Только через это умение выбирать достойных себя «вождей» и «управителей», а выбрав – справляться с ними, мы сможем действительно прийти к реальной демократии, демократии рационально осознанного и ответственного участия, в которой власть будет отправляться (и постоянно обновляться) свободно выражающим себя большинством.

Ознакомьтесь со следующими дополнительными материалами:

1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. – М.: Изд-во «Юридическая литература», 1997

2. О.З.Муштук, Е.А.Киселев. Современные избирательные системы и выборные технологии – М.: Изд-во МЭСИ, 1999 – с. 4 – 77 (Введение, главы 1 – 5)

3. Муштук О.З. Ломать – не строить. Очередные задачи власти. – М.: Обозреватель-Observer. 2002. №2 – с. 69 – 76

Обратите внимание на:

Содержащийся в этих публикациях анализ структурно-функциональной организации власти РФ в рамках ее перехода к рынку и осуществления политической модернизации «по образу и подобию» того, что существует в развитых западных демократиях, в том числе факторов, которые «тянут» страну назад, и что обусловливает постоянное воспроизводство в политической практике того, от чего мы пытается уйти.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Структура и функции политической системы и механизмы ее взаимодействия с окружающей средой

2. Способности-возможности политических систем как факторы-детерминанты эффективности

3. Основные критерии классификации политических систем и их типологическая множественность

4. Понятие политического режима как функциональной стороны политической системы

5. Исходные черты и «родовые признаки тоталитаризма как режима «всепоглощающего властвования»

7. Демократия как ценность и политическая форма общественного прогресса

8. Базовые принципы и атрибуты плюралистической (представительной) демократии

9. Права и свободы человека и международные стандарты в этой области

10. Основные направления и результативность политической модернизации (демократизации) России

Теоретический материал по теме:

Теоретический материал вопроса 1:

При изучении первого вопроса Происхождение, сущность и основные признаки государства как «особой организации силы» – следует, прежде всего, ознакомиться с различными теориями происхождения этого института. Уяснить содержание таких из этих теорий, как:

· теократическая теория (в рамках которой возникновение государства трактуется как результат договора человека с Богом)

· патриархальная теория (в рамках которой государство венчает собой процесс межродовой и межплеменной интеграции и предстает как высшая (предельно развитая) форма патриархальной власти)

· теория общественного договора (в рамках которой государство выступает результирующим продуктом добровольного соглашения между людьми)

· теория насилия (в рамках которой появление государства связывается с завоеваниями и порабощением одних племен другими племенами)

· классовая теория (в рамках которой государство возникает там и тогда, где и когда произошло разделение общества на антагонистические (социально непримиримые) классы).

При этом необходимо иметь в виду, что все эти теории нельзя оценивать однозначно. Каждая из них содержит рациональное зерно и по-своему (с учетом накопленных к тому времени знаний) раскрывает ту или иную сторону (или проявление) генезиса и развития государства – процессов, которые в целом носили объективный характер, будучи институциональным выражением общественной потребности в упорядочении совместной жизни и централизации.

В юридически-правовом плане в качестве основных признаков государства выделяют: принудительность (повиновение механизму государственного устройства по принудительным законам); суверенность (верховенство государственной власти внутри страны и независимость в отношении с другими государствами); всеобщность (государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть в масштабах всего социума).

На социальном срезе – население (сообщество людей, проживающих в границах данного государства и являющихся его гражданами или подданными), а также такие институты, как правящая политическая элита (осуществляет функцию стратегического руководства обществом) и управленческий аппарат (особый слой государственных чиновников и служащих, занимающийся непосредственным государственным управлением).

В географическом смысле – четко очерченная государственными границами территория как физическая (материальная) основа государства, для которой характерны: неразделенность, неприкосновенность, исключительность и неотчуждаемость. Государство, лишившееся территории, перестает быть государством.

На организационно-институциональном уровне – разветвленная сеть институтов и учреждений, олицетворяющих три ветви государственной власти – законодательную, исполнительную и судебную, которые в демократических системах построены на принципе разделения, т.е. являются автономными и независимыми друг от друга, имея (каждая) конституционно устанавливаемый объем полномочий и прерогатив.

Что касается основных функций государства как верховного менеджера-управляющего общественными делами , то среди них необходимо различать функции внутренние (связанные с управлением отдельными сферами общественной жизни и обеспечением социальной стабильности в обществе, защитой конституционного строя) и функции внешние (направленные на обеспечение национальной безопасности и защиту интересов страны на международной арене).

Заключить изучение первого вопроса следует осмыслением того, что стоит за понятиями «правовое государство» и «социальное государство» .

Теоретический материал вопроса 2:

При изучении второго вопроса Институциональные формы правления и формы государственного устройства – следует, прежде всего, уяснить, что означают эти понятия. Понятие «форма правления» указывает на способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений между отдельными ее составляющими институтами и учреждениями, степень участия народа в формировании властных органов и контроле их деятельности. Понятие «форма государственного устройства» – на национально-территориальную организацию государства и характер взаимоотношений между центральными и региональными (местными) административно-управленческими структурами.

С точки зрения форм правления следует различать государства в виде монархии (наследственная власть) и в виде республики (выборная власть). Монархии бывают двух видов: абсолютные и конституционные . В абсолютных монархиях никем и ничем не ограниченная власть сосредоточена в руках одного человека (короля, царя, султана и т.д.). Какие-либо представительные органы, а также политические партии и организации, отсутствуют.

В конституционных монархиях власть монарха уже не является всеобъемлющей и ограничена в сфере законодательства представительным органом, т.е. парламентом (дуалистическая, или двойственная, монархия) , или же является «чисто» символической (формальной) властью, когда монарх как бы «царствует», но не правит, реальная власть концентрируется не в руках монарха, а в руках всенародно избираемого парламента и формируемого им на партийной основе правительства во главе с премьер-министром – лидером победившей на выборах партии (или блока партий) (парламентская монархия) .

Среди республик также следует различать республики с президентской формой правления и республики с парламентской формой правления . Но при этом необходимо иметь в виду, что в «чистом виде» эти два типа республик встречаются редко и большинство их из ныне существующих относятся к разряду смешанных (президентско-парламентских или парламентско-президентских республик).

В этой связи целесообразно сравнить порядок формирования и статусные полномочия законодательной и исполнительной власти в разных по типу республиках. Что в этом плане характерно для США как президентской республики классического типа, Франции – как полупрезидентской республики, ФРГ – как парламентской республики. А также для разных по типу монархий: Саудовской Аравии – как абсолютной монархии, Иордании – как дуалистической монархии, Великобритании – как парламентской монархии.

Следует различать также типологическую неоднородность государств с точки зрения форм государственного устройства . По этому критерию они подразделяются на государства унитарные ,федеративные иконфедеративные . Первые преобладают, последние единичны и, как правило, недолговечны. При этом важно учесть, что та или иная форма государственного устройства обусловлена бесчисленным множеством факторов (социальных, политических, экономических, исторических, культурных, географических и т.д.). Чем разнообразнее условия жизни отдельных стран и народов, тем больше вероятность не унитарной, а федеральной или конфедеративной форм государства, тем больше между ними специфических особенностей даже в пределах одного типа. И для того, чтобы уяснить различия между унитарными государствами и федерациями с точки зрения централизации и децентрализации властных полномочий и прерогатив, надо провести их сравнительный анализ на примере тех же США или ФРГ (федеративные республики) и Великобритании или Франции (унитарные государства).

Теоретический материал вопроса 3:

При изучении третьего вопроса Особенности структурно-функциональной организации государственной власти в Российской Федерации – следует, прежде всего, обратиться к Конституции Российской Федерации, всенародно принятой в 1993 г., как основному Закону страны, в соответствии с которым Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. И на этой основе необходимо рассмотреть:

· Юридически-правовой статус Президента Российской Федерации как главы государства и гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и вытекающие из этого статуса первого должностного лица в государстве функции по представительству страны на международной арене и определению основных направлений внешней политики, его полномочия и прерогативы, связанные с организацией и функционированием исполнительной власти, взаимоотношениями с другими ветвями власти (законодательной и судебной)

· Место и роль в системе организации и функционирования государственной власти Федерального Собрания Российской Федерации – института, олицетворяющего собой парламентаризм как систему руководства, основанную на принципе разделения властей, выступающего в качестве представительного органа, призванного выражать и осуществлять волю и суверенитет многонационального народа России, играющего роль законодательного учреждения, наделенного исключительным правом принимать законы

· Различия в порядке формирования и статусных полномочиях между двумя палатами Федерального Собрания – верхней в лице Совета Федерации, призванной выражать интересы всех субъектов Российской Федерации, и нижней в лице Государственной Думы, представляющей интересы населения страны в целом. Особого внимания заслуживает вопрос о возможностях и каналах влияния обеих палат на исполнительную власть на стадии формирования, а также о формах контроля текущей деятельности

· Порядок формирования и статусные полномочия Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти, а также возможности его отставки со стороны Государственной Думы, учитывая, что Правительство РФ рождается не из парламента (участие последнего в процессе формирования правительства сводится только к утверждению кандидатуры премьер-министра). Ключевой фигурой в этом процессе является Президент РФ

· Юридически правовой статус и различия сфер компетенции трех составляющих судебную систему РФ на федеральном уровне инстанций – Конституционного суда, Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда.

Особо следует остановиться на вопросах, связанных с федеративным устройством российского государства , и уяснить, что входящие в состав РФ республики не обладают статусом суверенных и независимых. Суверенитет Российской Федерации неделим и распространяется на всю ее территорию, что проявляется (помимо прочего) и в том, что на всей территории РФ имеют верховенство не республиканские конституции и республиканское законодательство, а именно Конституция Российской Федерации и федеральные законы. И первые (т.е. республиканские конституции и законы) не должны противоречить вторым (т.е. федеральным законам и федеральной Конституции).

Теоретический материал вопроса 4:

При изучении четвертого вопроса Выборы как институт воспроизводства и обновления государственной власти – следует иметь в виду, что, хотя без выборов нет демократии, далеко не всякие выборы являются проявлением таковой, а только такие, которые строятся на:

· свободе избирательного права , т.е. всеобщем и равном избирательном праве по принципу: «один человек – один голос»

· свободе выдвижения кандидатур и связанных с ней альтернативности и честной соревновательности выборов

· свободе и равенстве всех зарегистрированных участников предвыборной гонки в правах на информацию и ведение предвыборной агитации

· свободе самоопределения каждого потенциального избирателя по поводу личного участия в выборах (на уровне как активного, так и пассивного избирательного права)

· обязательности и периодичности , когда выборы проводятся не от случая к случаю, а регулярно – в сроки, оговоренные законом.

Выборы – это довольно сложный законодательно регулируемый процесс, включающий в себя целый ряд последовательно сменяющих друг друга этапов . В этой связи необходимо различать и четко представлять себе содержание:

· начального этапа , связанного с объявлением даты проведения выборов и формированием их институциональной инфраструктуры

· выдвижения и регистрации кандидатов в представительные органы и на выборные государственные посты

· организации и проведения предвыборной кампании (агитации) кандидатами и избирательными объединениями

Особое внимание следует обратить на финансовую сторону выборов и существующие в этой области правовые регламентации и «табу» в том, что касается формирования избирательных фондов и их источников, ограничения круга юридических и физических лиц, наделенных правом добровольных пожертвований в эти фонды, правил и принципов использования поступивших денежных средств и т.д.

Такого же внимания требует и вопрос об избирательных системах . Здесь необходимо выяснить суть двух из наиболее широко распространенных систем, а именно: мажоритарной системы (или системы большинства) и пропорциональной системы (или системы пропорционального представительства), а также «плюсы» и «минусы» каждой из них в том, что касается возможностей реального представительства действующих в стране политических сил и отражения воли большинства, создания дееспособных правительств, развития тех или иных типов партийно-политических систем и пр.

Заключить изучение темы следует рассмотрением практики организации и проведения выборов в Российской Федерации , обратившись к соответствующим законодательным актам. И, прежде всего, к Федеральным законам: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г. и «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.

Для подготовки к семинару:

Продумайте ответ на следующие предлагаемые к обсуждению вопросы:

Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» (В.С.Соловьев – русский философ) . «Государственное устройство, оно первей и важней экономики, потому что это условие, чтобы вообще можно было жить» (А.И.Солженицын – русский писатель) . «Даже плохое государство лучше анархии» (Кирилл – митрополит Смоленский и Калининградский ). С учетом этих высказываний, продумайте ответ на вопросы:

1. Какие факторы объективно обусловливают необходимость государства как политического института?

2. Что стоит за определением государства как «особой организации силы»?

3. Какие функции выполняет государство как верховный «менеджер-управляющий» общественными делами?

4. Отрицает ли демократия необходимость сильного государства и в чем должна проявляться эта сила?

Напишите небольшое эссе (объемом в 2 – 3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:

Вопросы для краткого эссе:

1. Каковы основные постулаты марксизма в вопросе о происхождении и сущности государства?

2. Что характеризует парламент и парламентаризм как базовые институты представительной демократии?

3. Какие факторы обусловливают необходимость федеративного устройства государства

5. Каково функциональное предназначение административного аппарата государства и как соотносятся понятия «бюрократия» и «бюрократизм»?

6. Как формируется правительство РФ и кто в этом процессе играет ключевую роль?

7. Из каких структурных элементов и технологий складывается предвыборная кампания кандидата и избирательного объединения?

8. За счет каких источников денежных средств формируются избирательные фонды кандидатов и какие в этом плане существуют законодательные запреты и «табу»

Выполните тестовые задания для самопроверки

· Контрольный тест раздела 4. Государство как центральный институт политической системы из книги: О.З.Муштук. Политология. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006. – с.331 – 339

Для подготовки к консультации:

· Выпишите вопросы, ответы на которые вызвали у Вас затруднение и требуют дополнительной консультации преподавателя

· Ознакомьтесь в классе виртуальных консультаций со списком наиболее часто задаваемых вопросов. Возможно, Вы найдете там ответы на возникшие у Вас вопросы

Понятие и признаки политического института. Политический институт как идеальная модель системы политических отношений и как организационные структуры, воспроизводящиеся в коллективной политической практике в соответствии со стереотипами и матрицами модельной структуры. Особенности государства как политической организации. Государство как центральный институт политической системы. Концепции происхождения, природы и социального назначения государства. Основные признаки и типы государства. Стадии развития современного конституционного государства. Внутренние и внешние функции государства.

Формы государственного устройства и правления. Формы государственного устройства: конфедерация, унитарное государство, федерация. Формы правления: республика и монархия. Президентская республика (на примере США): политический статус, права и обязанности президента, основные полномочия парламента. Полупрезидентская республика (на примере Франции). Парламентская республика: положение президента в системе высших органов власти, порядок образования, партийный состав и полномочия правительства, особенности взаимоотношений между парламентом и правительством (на примере Германии). Абсолютная и конституционная монархия.

Правовое и социальное государство: ценности и принципы. Истоки концепции правового государства. Социальная среда, механизм функционирования и развития правового государства. Сущность и основные черты социального государства. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Органы государственной власти Российской Федерации. Особенности формирования государственной власти в России. Система законодательной власти. Государственная Дума и Совет Федерации: порядок избрания, партийный состав, основные полномочия. Институт президентской власти в России: традиции, опыт, новации. Правовое положение, полномочия и роль президента в осуществлении государственной власти. Президент и Федеральное собрание. Особенности взаимоотношений между правительством и парламентом. Судебная система в России. Федерализм в России: проблемы и тенденции.

Тема 11. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения

Политическая партия: определение, типы роль в механизме политической власти. Понятие политической партии. Основные отличия политической партии от других политических институтов. Признаки и типы политических партий. Генезис и процесс формирования современных политических партий. Основные тенденции в эволюции партий. Функции партии в механизме политической власти. Методы и формы влияния партий на политическую жизнь.

Сущность и разновидности партийных систем. Понятие «тип партийной системы». Однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Альтернативные и неальтернативные партийные системы. Партийные объединения, движения и блоки. Оппозиция и ее роль в политической жизни. Партийные системы стран Западной Европы, США и Китая.

Общественно-политические движения. Признаки общественно-политических движений. Типология общественно-политических движений. Взаимоотношения общественно-политических движений и партий.

Становление многопартийной системы в России. Социальная база и типология российских политических партий. Общая характеристика партийной системы в России. Тенденции развития многопартийной системы в современной России.

Huntington S. P. Will More Countries Become Democratic?// Political Science Quart. 1984. Vol. 99. №2 . P. 213.

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.

Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин « stati » и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

Общие признаки государства

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

Причины возникновения государства

Государство появляется в результате разложения родо-плёменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

Развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа - государства;

Возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией;

Завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;

Демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;

Психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.

Системы является государство. Причем это рассказывается в безапелляционном тоне, и многие не задумываются, почему же всё именно так. Так давайте же рассмотрим, почему рассматривается государство как основной институт политической системы.

Общая информация

Государство является историческим явлением. им не обладало. Тогда же не было и никакой Такое положение дел сформировалось из-за того, что в этом не было нужды. Все возникающие противоречия решались, как правило, авторитетом, общественным мнением и грубой силой. Но, по мере развития общества, нужно было создавать определённый механизм, который смог бы адекватно и однозначно решать споры и вести общие дела. Осуществление этого функционала без наличия соответствующих органов управления было невозможно. Вот на этом этапе и было установлено, что основной институт политической системы - это государство. Конечно, сейчас это выглядит понятно, а тогда данное понимание только формировалось. Как же происходил этот процесс?

Развитие понимания ситуации

Сейчас уверено говорят, что основным институтом является государство. Но как к этому выводу пришло человечество? Первоначально происходили процессы структуры. Они значительным образом ускорились, когда появилось Возникали новые, ранее не существовавшие социальные группы (позже названные слоями и классами). Каждая из них имела свои специфические потребности и интересы. Выделилась частная собственность. Появилась надобность в том, чтобы был создан эффективный механизм взаимоотношений между разными общественными группами, а также сформировались принципы защиты и сохранения частной и коллективной собственности у своих владельцев. Эти обстоятельства (а также ряд других) и привели к тому, что возникла такая регулирующая и охранительная структура общества.

Вот почему государство является основным институтом политической системы, объединяющим общество. Существует целый ряд аспектов и нюансов, с оговоркой на которые необходимо делать подобные заявления. В чем же они заключаются?

Разбираемся в нюансах

Почему же статус основного института в политической системе закрепился за государством, а не за церковью, политической партией или общественными организациями? Ведь религии существовали ещё во времена первобытного строя. Это можно пояснить рядом причин.

Самая первая - это то, что общество делегирует определённому государству основные властные полномочия и функцию. Так, у него есть главные рычаги (политические, экономические, военные) влияния на общество. Государство является обладателем всей полноты власти на какой-то определённой территории. Также ему принадлежит исключительное право на издание законов и иных нормативных актов, что обязательны для выполнения всем населением. Кроме этого, только государство имеет право на применение силы. Видите, как много у него возможностей? Поэтому и считается, что основным институтом политической системы является именно государство. То есть это не субъективное мнение отдельного человека, а умозаключение многих людей, которое базируется на реальных фактах. Ведь, например, церковники могут подговорить отдельных людей что-то сделать, но действовать с подобным успехом в рамках всего государства - это свыше их возможностей. Нет, конечно, можно вспомнить и о городе-государстве Ватикане, но оно существует исключительно потому, что его разрешила Италия.

Функции

Чем же занимается государство? Какую роль оно исполняет в современном обществе? Для этого существует разделение на виды государственных функций:

  1. Внутренние. Сюда относят экономическую, социальную, культурно-образовательную и правовую функции. Следует отметить, что в различной литературе кроме перечисленных можно встретить ещё ряд других. Как пример можно привести защиту конституционного строя, экологическую функцию и так далее.
  2. Внешние. Сюда относят защиту общества от внешних врагов и построение цивилизованных отношений с иными государствами.

Функции выполняются посредством системы органов. Она ещё называется Для большей специализации и эффективности деятельности работает система разделения власти. Наиболее популярной является выделение законодательной, исполнительной, а также судебной ветвей. Хотя некоторые люди говорят об ещё одной составляющей - средствах массовой информации. Юридически это неверно. Про их властные функции можно говорить только в переносном смысле. Они непосредственно не входят во властную структуру. Они не могут принимать решения, законы и постановления, которые будут обязательны для всех граждан. Но СМИ могут иметь сильное психологическое и моральное воздействие на общество и сознание людей.

Процесс эволюции

Мы знаем, что основным институтом политической системы является государство. Но оно же не появилось в современном виде сразу, а развивалось постепенно. Но интерес для нас представляет не только и не столько прошлое, сколько будущее. Можно встретить измышления о том, что со временем государство «отомрёт» за ненадобностью. Несмотря на то что про такие прогнозы выносятся из столетия в столетие, пока до этого момента человечество ещё не дошло. Попытки организовать что-то подобное (марксизм и СССР) не увенчались успехом. Наоборот, сейчас можно говорить только о том, что осуществляется всё большая дифференциация (расслоение) общества, растёт количество задач, к которым привлекается государство и так далее. Также возникают различные проблемы, которые требуют решения. Поэтому и сейчас основным институтом политической системы является государство.

Заключение

Следует отметить, что нет единогласного мнения о роли государства в процессе развития общества. Также сложно достичь и единой точки зрения о том, когда же конкретно впервые оно стало основным политическим институтом. В качестве аргументации различные исследователи приводят самую разнообразную информацию, начиная от простых и небольших государств древности, заканчивая уже сформировавшимся в Средневековье положением - разделением на страны.