Легитимность политической власти. Легитимность политической власти и ее типы

Основания политической власти, ее легитимность

Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у политической власти, господствующей в той или иной стране. Исторический опыт показывает, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. Известно, что политическая власть может сформироваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или кровавой революции, которая станет трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы человеческих жизней, до основания разрушит хозяйство страны. Трагедии, связанные со становлением власти, народ не забывает. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и подвластными держится, как правило, на страхе последних.

Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными государствами. Такое изначальное правомочное становление власти способствует утверждению консенсуса в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом ее права на руководящую роль. Следует, однако, отметить, что само по себе изначально законное становление власти не есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров много, в том числе и в истории России последних лет.

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти - это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика обозначается понятием «легитимность» (от лат. legitimus - законный). Сразу подчеркнем, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, то есть легитимностью политической власти. Соответственно следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание ее законности) и «легальность власти» (правовое, формальное ее закрепление).

В науку понятие «легитимность власти» впервые было введено немецким ученым Максом Вебером. Он же показал, что легитимации (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Вебер выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти.

Во-первых, власть может получать легитимность в соответствии с традици­ей. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству.

Во-вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Харизма (от греч. charisma) означает божественный дар. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя.

В-третьих, легитимность власти, имеющая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

Такая дифференциация говорит об очень многом. Перефразируя известную поговорку, можно констатировать: «Скажи мне, какой тип легитимности власти в данной стране, и я скажу тебе об уровне ее экономического и политического развития, о господствующем в ней политическом режиме, о целях, которые ставит политическая власть, и даже о «продолжительности ее жизни»». По крайней мере, можно с достаточно высокой степенью точности сказать, будет эта власть долговременнойиликратковременной.

В частности, очевидно, что первые два из названных типов легитимности политической власти - традиционный и харизматический - характерны для государств со слабо развитой политической системой. Они и в экономическом отношении, как правило, развиты слабо. Если в таких странах высокий экономический уровень, то это не результат закономерных процессов, а следствие особых обстоятельств (например, богатство энергоресурсами в таких странах, как Арабские Эмираты, Кувейт и др.). По форме правления - это монархии либо политические режимы, возглавляемые харизматическими лидерами. Разумеется, в современном мире существуют государства, сохранивших монархию (например, Великобритания), легитимность политической власти в которых никак нельзя отнести к двум названным. Эти государства, как правило, имеют парламентскую форму организации власти. В них реальным основанием власти является ее рационально-правовая основа. Для них, как и для всех демократических стран, характерен третий из названных типов легитимности политической власти. Как правило, все государства, имеющие как основу (источник) власти третий тип легимности, характеризуются высокоразвитой по­литической системой.

Традиционный и рационально-правовой типы легитимности власти более долговременны по сравнению с харизматическим. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а то и столетия. Например, легитимность королевской власти Великобритании столь прочна, что и в настоящее время (не­смотря на все скандалы, которые происходили последние годы в монаршей семье) лишь 25% англичан, как это следует из про­водимых опросов, решительно выступают за ликвидацию в стране института монархии. Поддерживают монархию 35%. Остальные не настаивают на упразднении монархии, потому что, по их мнению, она все же лучше, чем тот неизвестный пока строй, который придет ей на смену.

Легитимность власти, основанная на рационально-правовом критерии, также (а возможно, в еще большей степени) дает основание для прогноза ее долговременности. Этому способствует то, что данная форма характерна для политической власти в государствах с современными демократическими политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и экономической систем, отличающихся политической и экономической стабильностью. В качестве примера можно сказать о президентской власти в США.



А вот харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Дело не только в том, что со смертью харизматического политического лидера все меняется. Есть и другие причины. Данный тип легитимности власти выполняет особую функцию. Ее становление связано, как правило, с периодами глубоких общественных перемен - революций, войн, крупномасштабных соци­альных реформ, когда становится насущно важным ради достижения поставленных целей «поднять», мобилизовать, повести за собой весь народ. Для этого нужно устранить устоявшиеся в обществе порядки, преодолеть общественную инерцию. Для выполнения целей, поставленных харизматическим политическим лидером, необходимы народные массы, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие своему лидеру. Относительная (в масштабах истории) кратковременность, основанная на харизме власти, определяется и теми средствами, которыми она пользуется. Это стремление лидера к единоличной власти, всемерное поддержание культа его личности, пресечение всех демократических форм в развитии общества, постоянный поиск «врагов народа», физические расправы и т.д. Очевидно, что рано или поздно все эти проявления харизматической легитимности осознаются народом как проявление далеко не лучшей (из известных цивилизаций) формы политической власти.

Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придается большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимули­ровать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель. Недавние события в России дают пример легитимации политической власти: после октября 1993 г. создание новой системы власти сопровождалось принятием новой Конституции, проведением референдума, выборами в Федеральное собрание. С помощью этих средств новая власть осуществляла процесс своей легитимации, то есть обретения поддержки и доверия народа.

В легитимации политической власти большую роль играет личность государственного деятеля как гаранта легитимности. В Конституции Российской Федерации отмечается, что президент Российской Федерации является ее гарантом.

Существенное значение для укрепления доверия к власти со стороны народа имеют такие средства, как различного рода ритуалы, символика, использование традиций. Как пример приверженности традициям и ритуалам можно привести английскую политическую систему. Конечно, любая политическая власть заботится о сохранении своей легитимности. Можно даже констатировать наличие в каждой стране системы обеспечения легитимности власти. Структурными составляющими этой системы являются органы легитимации политической власти, прямо или косвенно способствующие сохранению доверия народа к существующей политической системе. К ним относятся

орга­ны государственной власти и управления (законодательная, ис­полнительная и судебная власть);

органы, воздействующие на политическое сознание (средства массовой информации);

силовые структуры (органы насилия).

К способам легитимации относятся

убеждение (воздействие на политическое сознание);

приобщение (участие во властвовании, предоставление привилегий);

традиционализм (апелляция к стереотипам мышления и поведения);

не исключена также и возможность применения силы.

С другой стороны, следует отметить, что существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической власти. Например, большой ущерб легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений.

Нельзя не отметить, что изначальная легитимность политической власти (к какому бы из трех названных типов она не относилась), не есть гарантия того, что доверие народа никогда не будет утрачено. История знает много примеров, когда политическая власть, оставаясь законной (легальной), перестает быть легитимной, то есть пользующейся доверием боль­шинства членов общества. Причин много. В их числе кризисное положение страны, которое политические лидеры не в состоянии изменить, невыполненные программы и обещания и многое другое.

Любая власть нуждается в легитимности.

Легитимность - политическое ϲʙᴏйство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, кᴏᴛᴏᴩая опирается на народный консенсус.

Понятие «легитимность» означает признание сообществом неоспоримого основания у должностных лип (правителей) на осуществление властных функций. Стоит заметить, что она противопоставляется незаконному захвату власти, ее узурпации. Легитимность подразумевает доверие к органам власти и поддержку правителей, т. е. лояльность, со стороны большинства членов сообщества, ведь в любом обществе всегда есть люди, кᴏᴛᴏᴩые находятся в оппозиции к правителям.

Основным в понятии «легитимность» будет характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа) В случае если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять, и согласен подчиняется ей, то такая власть — легитимная. В случае если же ϶ᴛᴏ не так, и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.

Уϲʙᴏение вопроса о легитимности государственной власти требует знания содержания и источников не только трех классических типов легитимности — традиционной, харизматической и рационально-правовой (демократической) — но и таких ее типов, как идеологическая, технократическая и др. Требуется также ответить на вопрос о том, как соᴏᴛʜᴏϲᴙтся между собой легитимность власти и ее эффективность (результативность)

Отметим, что технократическая легитимность

Наряду с традиционными типами легитимности власти (традиционной, харизматической и рационально-правовой) существует и такой тип, как технократическая легитимность.

По той простой причине, что политика имеет дело с интересами и судьбами миллионов людей и цена ошибок в ϶ᴛᴏй сфере нередко принимает форму трагедий целых народов, вопрос об эффективности политики и политиков стоит особо остро. Именно с данным вопросом связана технократическая легитимность, ядро кᴏᴛᴏᴩой составляет требование к власти быть компетентной, быть профессиональной. Следует иметь в виду, что для тех, кто осуществляет власть или надеется добиться ее, политика принимает характер ремесла, специализированного рода занятий, что с необходимостью предполагает наличие особых знаний и опыта. В случае если же ϶ᴛᴏ не так, то политика превращается в политиканство, теряет эффективность. Очень образно суть технократической легитимности выражают русские народные пословицы: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», «Не знаешь броду, не суйся в воду».

В качестве формулы, отражающей соотношение (взаимозависимость) между легитимностью и эффективностью власти, выступает правило: степень легитимности власти чаще всего прямо пропорциональна ее эффективности, т.е. чем больше эффективности, тем больше легитимности. И наоборот. В случае если ϶ᴛᴏй эффективности, что называется «кот наплакал», то изначально легитимная власть, кᴏᴛᴏᴩая не справляется с возложенными на нее задачами, со временем теряет доверие граждан и превращается в их глазах в нелегитимную.

В случае если через эту призму оценить власть в постсоциалистической России, то ей явно не достает профессионализма. Известно, что побежденным и основательно разрушенным во второй мировой войне Германии и Японии, для того, ɥᴛᴏбы совершить «экономическое чудо» и возродиться как «птица феникс из пепла», понадобилось каких-нибудь 15-20 лет. Мы же за такой же отрезок времени (если датировать старт рыночных реформ августом 1991 г.) пока что даже не восстановили в полном объеме то, что (по недомыслию или по злому умыслу) основательно разрушили.

Не случайно 26 октября 2006 г. — на следующий день после общения Президента РФ В. Путина в прямом эфире с народом, в ходе кᴏᴛᴏᴩого ему пришлось «отдуваться» за все «грехи» власть исполнительную имущих — тогдашний председатель федерального правительства М. Фрадков поставил членам ϲʙᴏего кабинета неутешительный диагноз: «коллективная безответственность», связанная с «организационной немощью и недостаточным знанием предмета» . То есть того, чем руководишь и чем управляешь.

Типы легитимности

Различают три «идеальных типа» легитимности:

  • традиционную , опирающуюся на совокупность обычаев, сила действия кᴏᴛᴏᴩых признана с незапамятных времен, и на укоренившуюся в человеке привычку придерживаться таких обычаев;
  • харизматическую , кᴏᴛᴏᴩая всецело характеризуется личной преданностью людей, подвластных делу какого-либо человека и их доверием только к его особе как лидеру-вождю;
  • рациональную , проистекающую из ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия власти рациональному принципу, с помощью кᴏᴛᴏᴩого установлен правовой порядок действующего политического строя.

По отношению к ϶ᴛᴏму последнему типу в качестве синонима употребляется понятие «демократическая легитимность».

Помимо данных трех «идеальных типа», выделяют и другие типы легитимности, а именно:

  • технократическую , кᴏᴛᴏᴩая может быть выражена русской пословицей: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», т.е. власть должна быть профессиональна;
  • онтологическую (онтология — учение о бытии), в кᴏᴛᴏᴩой заключено ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия.

Структурная легитимность

В наибольшей степени важным фактором признания обоснованности правлении выступает формирование органов власти на базе законности. Это структурная легитимность (первый вид) Стоит заметить, что она называется так потому, что определяет структуру политической системы. Именно такая легитимность может выступать в двух формах. В первую очередь, ϶ᴛᴏ традиционная легитимность , кᴏᴛᴏᴩая подразумевает общественное признание правителей, получивших власть в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с традициями и обычаями данного сообщества: старейшин, вождя (наиболее авторитетного лидера), монарха и др. Во-вторых, ϶ᴛᴏ чаше встречающаяся в демократичных сообществах легальная легитимность , т. е. общественное признание передачи власти в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с установленными законами о выборах органов власти.

При этом приобретение правителями полномочий на законной основе еше не гарантирует им сохранение доверия и поддержки, т. е. легитимности. Злоупотребление властью , нарушение законов и представлений граждан о справедливости, неэффективность органов власти в управлении обществом способны вызвать политический кризис, подрыв доверия, т. е. утрату легитимности. В устоявшихся демократиях кризисы легитимности разрешаются цивилизованно. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго предусмотрены процедуры отстранения от власти потерявшего авторитет правителя. К примеру, нарастание внепарламентских форм политической активности (митинги, шествии протеста и т. п.) может привести к добровольной отставке политических лидеров, досрочным выборам, проведению референдума и т. д.

Харизматическая легитимность

Харизматическая легитимность базируется на вере в особый талант лидера, кᴏᴛᴏᴩый претендует на доступ к политической власти, вею харизму — Божественный дар, благодать. Доверие граждан в ϶ᴛᴏм случае имеет эмоциональный характер и базируется на личной симпатии к лидеру. При ϶ᴛᴏм с обеих сторон принижается значение правовых норм. Харизматический способ легитимации правителей часто используется в периоды революций, когда новые органы власти не могут опереться на закон или традицию.

Названные типы легитимности будут идеальными моделями. В политической практике они взаимопереплетаются и дополняют друг друга. Сегодня побудут новые типы легитимности. Усиление национализма привело к появлению так называемой этнической легитимности — формированию властных структур по национальному признаку. Эту разновидность можно отнести к роду легальной легитимности, когда на выборах явно или неявно используется ценз национальной принадлежности.

Степень легитимности , т. е. доверия к правителям, установить количественно достаточно трудно. При этом существуют определенные показатели, кᴏᴛᴏᴩые могут быть использованы для ϶ᴛᴏй цели. Среди них можно выделить: уровень принуждения, необходимый для выполнения управленческих функций со стороны правителей; характер попыток замены представителей органов власти, проявления гражданского неповиновения (бунты, забастовки и т. п.); результаты выборов; результаты опросов; и др.

Легитимность политической власти

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Само слово «легитимность» происходит от лат. legitimus - законный. Но не всякая законная власть может быть легитимной. Уже в Средние века возникают теоретические обоснования того, что монарх, становящийся тираном и не выполняющий ϲʙᴏего предназначения, лишает ϲʙᴏю власть легитимности. В ϶ᴛᴏм случае народ имеет право свергнуть такую власть (об ϶ᴛᴏм, в частности, говорил Ф. Аквинский)

Легитимность — ϶ᴛᴏ уверенность народа в том, что власть будет выполнять ϲʙᴏи обязательства; признание авторитета власти и добровольное подчинение ей; представление о правильном и целесообразном использовании властных полномочий, в т.ч. и насилия. Легитимная властьтрадиционно способна обеспечивать стабильность и развитие общества, не прибегая к насилию.

М. Вебер выделял три основных типа политического господства и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие им формы легитимности:

  • традиционное господство - легитимность, основанная на традициях патриархального общества, например, монархия — традиционная легитимность;
  • харизматическое господство - легитимность, основанная на реальных или мнимых выдающихся качествах правителя, вождя, пророка — харизматическая легитимность;
  • господство, основанное на рационально созданных правилах — рационально-правовая легитимность законопослушных граждан в демократическом обществе.

Кроме перечисленных существуют и другие виды легитимности, например: онтологическая, идеологическая, структурная и др.

Онтологическая легитимность в наибольшей степени ϲʙᴏйственна древнему и традиционному обществам, когда существующие нормы бытия воспринимаются людьми как естественным (внечеловеческим) образом установленный порядок, а его нарушение — как катастрофа, анархия, хаос. Это признание человеком (обществом) существующего порядка как нормы бытия, кᴏᴛᴏᴩое распространяется не только на общество, но и на все космическое пространство. Именно такая легитимность тесно связана с жизнью и смертью канонизированного политического вождя нации. Его жизнь олицетворяет собой власть и порядок, а смерть — анархию и хаос. История знает немало примеров, когда после смерти ϲʙᴏего вождя народ испытывал страх перед будущим. В качестве примера можно привести смерть В.И.Ленина, И. В. Сталина, Ким Ир Сена (Северная Корея) и др.

В основе идеологической легитимности лежат определенные идеологические «конструкции» — привлекательные идеи, обещания «светлого будущего» или «нового мирового порядка», религиозные догмы и т. д. Так, коммунистическая идеология и обещания скорого построения коммунизма во многом обеспечивали легитимность советскому режиму власти; идеи национал-социа- лизма способствовали легитимизации фашистского режима в Германии. Некᴏᴛᴏᴩые страны Ближнего и Среднего Востока возвели ислам в ранг государственной идеологии.

Структурная легитимность базируется на утвердившихся в обществе правилах и нормах установления и смены власти, например, конституции (конституционная легитимность) В случае если большинство граждан недовольны существующей в обществе политической властью, то они «терпят» ее до новых выборов.

Легитимность власти тесно связана с ее эффективностью. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате ϲʙᴏей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной. И напротив, власть, не имеющая законных оснований, в результате эффективной политики может обрести доверие народа и стать легитимной. Процесс признания легитимности власти называется се легитимизацией, а потеря ею легитимности - делегитимизацией.

Любая политическая власть, даже самая реакционная, стремится выглядеть в глазах ϲʙᴏего народа и в глазах мирового сообщества как эффективная и легитимная. По϶ᴛᴏму процесс легитимизации власти будет предметом особой заботы правящей элиты. Важно заметить, что один из самых распространенных приемов — замалчивание негативных результатов ϲʙᴏей политики и всяческое «выпячивание» реальных и мнимых успехов. Довольно часто помехой в такой подмене негативных факторов на позитивные становятся независимые средства массовой информации. Нелегитимная и неэффективная власть боится вступать в диалог с обществом и со ϲʙᴏими оппонентами, ɥᴛᴏбы окончательно не проявить ϲʙᴏю несостоятельность. По϶ᴛᴏму она всеми способами стремится ограничить деятельность независимых средств массовой информации или поставить их мод ϲʙᴏй контроль.

Многообразие возможностей различных политических субъектов поддерживать систему правления предполагает столь же разнообразные типы легитимности. В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:
- традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект ее справедливости и законности, что придает власти высокую стабильность и устойчивость;
- рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах. Люди здесь подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам, законам, процедурам, а, следовательно, и сформированным на их основе политическим структурам и институтам. При этом содержание правил и институтов может динамично меняться в зависимости от изменения взаимных интересов и условий жизни;
- харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более универсальный и динамичный характер. Так, английский исследователь Д. Хелд наряду с уже известными нам типами легитимности предлагает говорить о таких ее видах, как: «согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с ее стороны вплоть до угрозы их безопасности; легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления; прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ; нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью; и наконец, высшая нормативная поддержка, означающая полное совпадение такого рода принципов.

Некоторые ученые выделяют также идеологический тип легитимности, провоцирующий поддержку властей со стороны общественного мнения в результате активных агитационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими кругами. Выделяют и патриотический тип легитимности, при котором высшим критерием поддержки властей признается гордость человека за свою страну, за проводимую ею внутреннюю и внешнюю политику.

Любая политическая власть в процессе своего возникновения, развития и функционирования может по-разному оцениваться людьми. При этом диапазон этих оценок достаточно широк: от безусловного признания данной власти до категорического ее игнорирования. Положительная оценка, принятие населением власти, признание им ее права управлять и согласие подчиняться этой власти означает ее легитимность .

Сам термин «легитимность» (от лат. legitimus - законный) возник в начале XIX века и выражал стремление сторонников монархии восстановить во Франции после революции власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора. Тогда же легитимность приобрела и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международной арене. В настоящее время легитимность - это обязательный признак цивилизованной власти, признание гражданским обществом и мировым сообществом её правомерности.

Очень важно отметить то обстоятельство, что легитимность политической власти не означает ее юридически оформленной законности. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность» . «Легитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политический характер, второе - юридический и этически нейтральный. Любая власть, издающая законы, даже самые непопулярные, и обеспечивающая их выполнение, является легальной. В то же время она может быть нелегитимной, т.е. не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В обществе может существовать не только нелегитимная, но и нелегальная власть, например, власть теневиков, мафиозных структур , бандитских формирований и др.

Легитимная политическая власть основана на признании гражданами права носителей власти предписывать нормы поведения членам общества, на согласии ими принять правление и власть данного класса, партии, движения, социального слоя и т.п. Не случайно говорят: легитимен всякий политический режим, с которым согласен народ. Однако это не значит, что абсолютно все граждане страны принимают данную власть. Находится определенная часть общества (несогласное меньшинство), которая не признает и не принимает даже законно избранную власть. Поэтому легитимность означает, что большинство членов общества признает имеющуюся власть и выполняет ее законы и решения, подчиняется этой власти.

Легитимность - социокультурная характеристика политической власти. Она является результатом эволюции человеческого общества и связана с развитием культуры. Классификация легитимности производится по типам культур. Большой вклад в типологизацию легитимности власти внес М. Вебер . Он, в частности, выделил три типа легитимности власти, отражающих уровень развития культуры в обществе и особенности мотивов признания народом данной власти и подчинения ей: традиционный, харизматический и рационально-правовой .


Исторически первым типом легитимности политической власти является традиционная легитимность, основанная на праве наследования престола. Она соответствовала нормам традиционного общества и обреталась благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость в священность издревле существовавших порядков. В традиционной легитимности М. Вебер выдел две ее разновидности: патриархальную, основанную на отношениях, свойственных патриархальной семье (беспрекословное повиновение старшим, личный, неофициальный характер взаимоотношений) и сословную, базирующуюся на относительной автономности и безусловном подчинении кодексу чести (присяга, данное слово, обычай и т.п.).

Традиционная легитимность власти наиболее характерна для монархий и отличается прочностью. Поэтому символическое сохранение наследственного монарха во многих современных демократических странах Европы (Англия, Бельгия, Дания, Испания, Швеция) значительно укрепляет авторитет государственной власти, придает ей устойчивость и стабильность.

Второй тип легитимности политической власти - харизматическая легитимность. Обычно она присуща обществам, которые переживают стадии модернизации, но не освоили демократические методы и формы управления. Харизматическая легитимность основывается на вере граждан в исключительные качества, особый дар, т.е. харизму лидера (руководителя), который выделяется из своего окружения. В своей развитой форме харизма - это, по существу, сверхчеловек, наделенный особыми качествами. М. Вебер, например, видел образы харизмы в Будде , Христе , Магомете , а также в Перикле , Цезаре , Наполеоне . В XX веке во многих странах сформировалась целая плеяда лидеров, обладающих качествами харизмы: В.И. Ленин , И.В. Сталин , Ф.Д. Рузвельт , У. Черчиль , А. Гитлер , Шарль де Голь , Мао Цзэдун , И.Б. Тито и др.

Харизматический тип легитимности власти часто возникает в периоды революционных перемен, когда пришедшая к власти политическая группировка для признания населением страны не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае она сознательно культивирует величие личности своего лидера, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением.

История свидетельствует, что харизматическая власть, как правило, недолговечна. Она существует пока у нее есть успехи. При первых же неудачах, просчетах люди перестают ее поддерживать.

Третий тип легитимности политической власти - рационально-правовая (легальная) легитимность. Основой ее является рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям всех центральных органов власти, избранных демократическим путем и действующих в рамках закона. Рационально-правовая легитимность является результатом длительной социоэкономической и социокультурной эволюции человеческого общества. В таком обществе граждане подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Этот тип легитимности власти характерен для демократических государств.

Рассмотренные типы легитимности политической власти в реальной жизни современных обществ далеко не всегда встречаются в чистом виде. Они, как правило, сочетаются, выступают в смешанной форме, дополняют друг друга.

Легитимность политической власти не ограничивается только этими тремя классическими типами. Существуют и другие способы легитимации, а, следовательно, и типы легитимности. Например, идеологическая легитимность власти - оправдание ее средствами идеологического воздействия на массы, внушение людям идеи «справедливости» существующих властных отношений в обществе и государстве. При этом большое значение уделяется пропаганде ценностей, на которых зиждется проводимая властью политика. Государственная пропаганда служит функциональной социализации, т.е. признанию массами государственной политики и власти, которая проводит эту политику.

В результате обретения тем или иным народом национальной государственности может возникнуть этническая легитимность, т.е. формирование властных структур государства, его политической и бюрократической элиты по национальному признаку. Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности (даже если они составляют меньшинство населения страды), манипуляции идеей национального суверенитета, несопротивлении лиц некоренной национальности, становлении этнократии. Именно такие процессы происходят сейчас в ряде государств, образовавшихся в начале 90-х годов XX века на постсоветском пространстве (страны Балтии и некоторые другие). Исторический опыт показывает, что этническая легитимность не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового общественного развития является установление рационально-правовой легитимности политической власти.

Легитимность, не является раз и навсегда данной характеристикой политической власти. Если власть перестает быть эффективной, не обеспечивает стабильность общества, она утрачивает доверие и поддержку своего народа. Её легитимность переживает кризис, который может привести к падению власти. Так было в России в марте 1917 года и в СССР в августе 1991 года.

Властвующая элита для поддержания высокого уровня легитимности своей власти разрабатывает и осуществляет политику легитимации власти , используя для этого различные средства: технократические, социотехнические, идеологические, психологические и др. Технократические средства, например, сводятся к научному и техническому обеспечению политического и экономического курса власти (в законах, инфраструктуре, налоговой системе, финансах и т.д.).

Социотехнические средства используются для поиска наиболее безболезненного решения важнейших социальных проблем, например, уменьшения безработицы, экологической защиты населения и др. Идеологические средства направлены на пропаганду ценностей, на которых основывается политика властных структур, формирование общественного мнения в пользу власти. Психологические средства связаны с борьбой за умы людей, воздействуют на их миропонимание, жизненные, социальные и духовные ориентиры. При помощи методов убеждения, внушения и других, в сознание людей внедряются идеи о том, что политическая власть соответствует их интересам.

В процессе легитимации политической власти большую роль играет учет интенсивности (степени проявления) легитимности власти. Дело в том, что легитимность довольно трудно измерить какими-либо показателями. Однако существуют определенные показатели, которые могут быть использованы в зависимости от степени их надежности. Среди них - уровень принуждения, необходимый для проведения властной воли в обществе и государстве, количественный и качественный анализ попыток свержения правительства или его лидеров, сила проявления гражданского неповиновения властям, интенсивность забастовок трудящихся, митингов протеста и т.д.

Степень проявления легитимности политической власти можно также определить по результатам выборов в органы власти, массовым демонстрациям, проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции правительству, другим властным структурам. Отсутствие принуждения при осуществлении государственной политики и политических программ также указывает на степень легитимности власти. При этом следует учитывать, что легитимность не тождественна популярности. В целом же легитимность находится в прямой зависимости от эффективности власти. Эффективность власти - это ее результативность, степень выполнения тех функций и ожиданий, которые возлагают на нее народные массы, их большинство, а также наиболее влиятельные политические и экономические силы общества и государства - их элита.

В современных условиях легитимность на основе эффективности - решающий фактор доверия к власти и ее поддержки гражданами. Любая разновидность легитимности (традиционная, харизматическая, рационально-правовая и др.) связана с надеждами населения на эффективность власти. Многие авторитарные режимы власти, носившие на первых порах функционирования нелегитимный характер (например, в Чили, Бразилии, Южной Корее и других странах), на основе успешной экономической деятельности, эффективного наведения общественного порядка и повышения благосостояния населения постепенно приобрели легитимность, получили поддержку народа.

В настоящее время в мировом сообществе большое количество государств переживает кризис легитимности политической власти. На протяжении многих десятилетий наиболее остро он проявляется в форме политической и экономической нестабильности, частых государственных переворотов, особенно в молодых развивающихся государствах. В последние годы проблема легитимности власти крайне актуальна и для многих посткоммунистических стран, в том числе и для государств, образовавшихся после распада СССР.

В этой связи следует отметить, что для поддержания легитимности политической власти используются самые разнообразные меры и средства: изменение законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями времени; создание такой системы власти, легитимность которой основана на традициях населения; легальные меры предосторожности; использование личных харизматических качеств руководителей государства и правительства; отделение политических институтов от вооруженных сил; успешное осуществление государственной политики, экономических и социальных программ; поддержание на должном уровне законности и правопорядка и др.

Как показывает практика, в конечном счете, процесс поддержания легитимности политической власти, прочность и эффективность этой власти зависит от интеллектуального потенциала и энергии ее субъектов, от их способности воспользоваться благоприятными факторами и умения нейтрализовать неблагоприятные. Постоянное воспроизводство легитимности власти делает ее прочной и надежной.

Власть как социальный феномен - одно из фундаментальных начал развития и функционирования человеческого общества. Она представляет собой особые волевые отношения между людьми в процессе их совместной деятельности, когда одни люди (субъекты) с помощью различных средств (ресурсов) побуждают к действию других (объекты) для достижения определенных целей.

Власть существует всегда и везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье; производственных и других коллективах (в том числе воинских); организациях и учреждениях; в государстве. В последнем случае мы имеем дело с верховной, политической властью, которая представляет собой специфическую форму общественных отношений между большими группами людей, реальную способность определенного класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в сфере политики. Ядром этой власти, ее основным содержанием является государственная власть.

Политическая власть в процессе своего функционирования может по-разному восприниматься и оцениваться людьми. Положительная оценка, принятие населением власти, признание им ее права властвовать, управлять и согласие подчиняться ей выражаются понятием «легитимность». Легитимная политическая власть эффективно мобилизует большие массы людей на достижение общественно значимых целей, поскольку пользуется доверием этих масс.

Литература

Власть в жизни и наука о власти. Словарь-справочник/Под общей ред. В.Ф. Халипова. - М.: Витязь, 2004.

Громыко А.А. Политическая власть. - М.: Общ-во «Знание» РФ, 2000.

Конфисахор А.Г. Психология власти. СПб. 2004.

Ледяев В.Г. Власть: Концептуальный анализ. - М.: РОССПЭН, 2001.

Луман Н. Власть/Пер. с нем./ - М.: Праксис, 2001.

Полищук В.Д., Фёдорова А.М. Легитимизация политической власти в России: Полемические заметки. - Саратов, 1999.

Халипов В.Ф. Наука о власти. Кратология: Учебное пособие. - М., 2002.

Господство обеспечивается не только принудительной и вооруженной силой политической власти. Еще Наполеон отметил, что королевский трон достаточно легко завоевать штыками, но усидеть на штыках невозможно. Т.е. для стабильного, безопасного и комфортного существования политической власти как господства необходимо умение использовать такие ресурсы, которые способны сформировать в массе населения устойчивые мотивы добровольного подчинения и законопослушания.

Признание большинством общества или его социально значимой частью необходимости, обоснованности и законности данной политической власти, выраженное в общественном согласии подчиняться ей и установленному ею порядку добровольно, в политологии обозначается понятиями «легитимное господство» или «легитимная политическая власть». Существенно здесь то, что ситуация легитимного господства предполагает взаимное ожидание того, кто командует, что его приказу будут повиноваться, а тех, кто повинуется, что приказ будет иметь тот характер, какой ими, повинующимися, ожидается и, следовательно, признается.

Понятие «легитимность» не следует отожествлять или путать с понятием «легальность» означающим юридическую законность, соответствие ей.

Понятие «легитимность» ввел М. Вебер, и он же по критерию мотивов подчинения выделил три основных «чистых» типа легитимности политической власти (господства):

- традиционная (патриархальная) легитимность. Здесь политическая власть основывается на религиозной вере в священность издревле существующих порядков, в божественное происхождение власти и по традиционной привычке подчиняться. Для данного типа легитимности характерны отношения: монарх – подданные; господин – слуги; т.е. отношения, присущие докапиталистическим (доиндустриальным) обществам аграрного типа, феодальным монархиям. М. Вебер подчеркивал, что патриархальный тип господства по своей структуре во многом сходен со структурой семьи, и именно это обстоятельство делает его особенно прочным и устойчивым;

- харизматическая легитимность политической власти. Здесь политическая власть основывается на эмоционально - воодушевляющей вере в необыкновенные способности и качества личности правителя, дарованные ему природой, судьбой или Богом. К харизматическим качествам М. Вебер относит сверхъестественные способности, пророческий дар, выдающуюся силу ума, духа и слова. Харизматической властью обладают: пророки, основатели мировых религий – Будда, Иисус Христос, Магомет; великие полководцы – Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон; политические вожди – Ленин, Троцкий, Сталин, Гитлер и др. Для данного типа легитимности характерны отношения: пророк апостолы – последователи; герой – полководец – солдаты; вождь-демагог – масса, толпа, т.е. отношения, которым присущи большое напряжение, требующее подвигов, свершений, повседневного героизма, энтузиазма.

Харизматическая власть чрезвычайно эффективна особенно в функции организации или мобилизации масс, но относительно кратковременна, исчерпываясь периодом жизни носителя харизмы. Она также обладает огромным революционно-преобразующим потенциалом и, как правило, отвечает потребностям эпохи великих перемен.

- рационально-легальный тип легитимности политической власти. Здесь отношения господства и подчинения основываются на рациональном интересе и понимании необходимости политической власти, действующей на основе и в рамках правовых законов. Особенность данной легитимности в том, что политическая власть формируется посредством демократических процедур и подчинение адресовано не личности, а законам. Им подчиняются и управляемые, и управляющие. Аппарат управления состоит из специально образованных и компетентных чиновников (бюрократов), которые действуют в максимально строгом соответствии с юридическими законами и, невзирая на лица, подчиняются только служебному долгу. Рациональная легитимность характерна для демократических стран и возникает она как ответ на вызов аксиомы европейских буржуазных революций – «никто не вправе управлять народом без его согласия».

Типы легитимности власти, описанные М. Вебером, в идеальном, «чистом» виде в политической реальности не существуют. В каждом конкретном случае, в той или иной стране реальность легитимности политической власти выражается в смешанном виде ее «чистых» типов. Поэтому определение характера легитимности политической власти каждой конкретной страны осуществляется по признакам явного преобладания одного из них. Считается, например, что парламентская демократия не имеет достаточно сильной легитимности в глазах масс, и поэтому М. Вебер указывал на необходимость укрепления её элементами традиционной (наследственная монархия) или харизматической (политический лидер, избираемый непосредственно всем народом) легитимности.

Признание, поддержка политической власти массами и их добровольное согласие подчиняться ей, т.е. легитимность – величина переменная. Ею та или иная политическая власть может обладать сотни лет, а утратить ее в течение нескольких месяцев. Утрата легитимности ведет, по меньшей мере, к кризису политической власти или же к ее краху, смуте, революции, смене правящей элиты и политического режима. Показателями степени легитимности политической власти являются:

Уровень интенсивности мер принуждения и устрашения, применяемых властью в обществе для осуществления своей политики;

Наличие или отсутствие реальных попыток свержения правительства или лидера;

Интенсивность проявлений гражданского неповиновения;

Результаты выборов, референдумов;

Массовость демонстраций в поддержку власти или ее оппозиции.

Как фактор, решающим образом обеспечивающий комфортную устойчивость власти, легитимность всегда и везде является предметом особых забот правящих сил. Эта перманентная (непрерывная) озабоченность стимулируется тем, что в любом обществе всегда имеются социальные группы и политические силы, которые оспаривают легитимность существующей политической власти. Без всякого преувеличения следует отметить стремление обрести и затем постоянно воспроизводить свою легитимность. Это проблема №1 любой политической власти. Решаемость данной проблемы зависит от способности власть имущих «… создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующее устройство государственной власти, ее институты и методы управления являются наилучшими из реально возможных» (С. Липсет).

Существенное значение здесь имеет идеологическая деятельность правящего класса, т.е. его умение подчинить общественное мнение своим идеям, создать привлекательно-позитивный образ целей политической власти, и на этой основе побудить массы к добровольному подчинению и одобрению ее действий. Но сколь бы ни была велика интенсивность идеологической деятельности государства, кризис или даже полная утрата легитимности неизбежны, если действия политической власти неэффективны, опасны в других сферах жизни общества и не отвечают или противоположны ожиданиям – надеждам масс, их национально-традиционным (в том числе и религиозным) ценностям.

Различают два типа кризисов легитимности власти: 1) персонифицированный; 2) институциональный. Кризис персональной легитимности связан с утратой общественного доверия к личности политического лидера, главы государства или составу парламента, и преодолевается, как правило, посредством очередных или внеочередных выборов в органы представительной власти.

Институциональный кризис легитимности возникает и развивается на основе массового недоверия, перерастающего в нетерпимость к устройству государства, к способности его институтов осуществлять успешную экономическую и социальную политику. Данный тип кризиса легитимности, если не окажется преодоленным посредством реформ, качественно повышающим эффективность действий политической власти, перерастает в политическую революцию, что в свою очередь приводит к смене правящего режима и переустройству государственной системы.

Существует не только ценностное, но и инструментальное отношение к власти, когда управляемые оценивают ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективность власти.

Эффективность власти - это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и в обществе, реализации ожиданий граждан и, прежде всего, влиятельных слоев, элит. Как показывает историческая практика, власть часто оказывается экономически и социально неэффективной. Для измерения эффективности государственной власти используются вполне конкретные показатели:

демографические (соотношение между смертностью и рождаемостью в стране, средняя продолжительность жизни мужчин и женщин, показатели здоровья населения, состояние экологии и др.);

    уровень материального благосостояния (ВВП на душу населения, реальная заработная плата, минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, паритет покупательной способности и др.);

    уровень физической безопасности граждан (количественные показатели и структура преступности, процент раскрываемости преступлений и др.);

    занятость населения (уровень безработицы, создание рабочих мест и др.);

    уровень налогов (количество, величина налогов и т. д.);

    величина управленческого аппарата (количество чиновников на душу населения, расходы на содержание управленческого аппарата и др.);

    степень конфликтности в обществе.

В случае серьезной утраты властью своего ресурса и резким снижением большей части показателей эффективности мы наблюдаем явление, которое обозначается как кризис власти или неспособность власти осуществлять свои управленческие функции.

Несмотря на мотивационные различия, легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счете, любые типы легитимности власти во многом определяются надеждами населения на ее социально-экономическую эффективность. Многие авторитарные режимы, первоначально страдавшие от дефицита легитимности, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения. Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, достаточно сложно. Более того, в переходных обществах легитимность является куда более важным фактором стабильности власти, нежели ее эффективность. Политическим лидерам многое прощается, если проводимая ими политика соответствует культуре и менталитету населения.