Объекты социальной сферы: перечень, классификация, характеристика, назначение. Социальная сфера как объект социальной политики

Помещения, сооружения, здания, где временно или постоянно находятся люди в значительном количестве, - это объекты социальной сферы. Их можно подразделить на классы и виды по способу использования. Объекты социальной сферы в наши неспокойные времена должны обеспечивать безопасность находящихся там людей, в том числе и от террористической угрозы. Здесь необходимо учитывать особенности контингента - возрастные, физического состояния и тому подобные, а также и его количество. Категорируются (классифицируются) такие объекты социальной сферы именно потому, что каждый класс и вид, то есть каждая категория, требует создания соответствующего уровня защиты, а это определяется спецификой и объёмом охранных, организационных, режимных и прочих мер для полной защиты их от угроз, в том числе и террористических.

Категории

Критериями классифицирования служат следующие параметры, выделенные практическим путём с точки зрения целесообразности:

1. Функциональные признаки.

2. Прогнозируемые последствия при совершении на объекте террористического акта.

3. Степень защищённости, которую имеют объекты социальной сферы.

4. Значимость и концентрация культовых, культурных, исторических, художественных, материальных ценностей, размещённых на данном объекте, и прогнозируемые последствия от преступных посягательств на эти ценности.

5. Количество персонала и граждан (посетителей), находящихся на объекте единовременно.

Однако главенствует при классификации функциональный признак: поликлиника это или детский театр, дом престарелых или стадион. Первая категория - это объекты временного, в том числе и круглосуточного, или постоянного проживания людей. Классификация объектов социальной сферы начинается с имеющих спальные помещения вне зависимости от возраста пребывающих там людей: школы-интернаты и детские учреждения, больницы, дома для престарелых и инвалидов (не квартирного типа), дошкольные детские учреждения. Далее идут пансионаты, мотели, кемпинги, дома отдыха и санатории, общежития, гостиницы. Здесь тоже очень важна охрана объектов социальной сферы. Сюда же относятся и жилые дома - многоквартирные. Вторым пунктом данной классификации являются учреждения культурно-просветительные и зрелищные, основные помещения которых характеризует массовое пребывание посетителей в те или иные периоды времени. Это может быть кинотеатр, концертный зал, клуб, цирк, детский театр и обычный, стадион и другие где есть расчётное число посадочных зрительских мест. К этому классу относятся как закрытого типа помещения, так и открытые трибуны. Например, конно-спортивный комплекс, где проводятся бега, а потому обустроены места для зрителей. Все музеи, танцевальные залы, выставки и тому подобные учреждения относятся тоже к этому классу.

Обслуживание населения

Учреждения, где посетителей больше, чем работников, их обслуживающих, относятся к третьему типу. Это объекты социальной сферы, перечень которых не так длинен. Это амбулатории и поликлиники, физкультурные оздоровительные учреждения. Сюда же относятся их помещения бытового плана, спортивно-тренировочные учреждения (без трибун). К четвёртому разделу данной классификации относят проектные и научные организации, учебные заведения, управленческие учреждения. Помещения эти используются лишь определённое время в течение суток, и находится там контингент постоянный, который привык к этим условиям. Обычно это люди определённого физического состояния и возраста. Например, школы и внешкольные, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения, вузы, учреждения для повышения квалификации. Сюда же относят организации проектно-конструкторские, редакционно-издательские, информационные, научно-исследовательские, офисы, конторы, банки, управленческие учреждения.

Иначе классифицируются по видам охраны те же самые объекты социальной сферы. Определение их по классам происходит следующим образом. Есть объекты, которые подлежат государственной охране, для других - обязательна охрана ОВО (подразделения вневедомственной охраны), третьи охраняются ЧОО (частные четвёртых охраняют все - от МВД РФ до ЧОО, ОВО и тому подобных организаций, а пятые охраны не имеют никакой. Такое распределение производится с прогнозом возможных последствий, если будет совершён террористический акт, и основные критерии - это количество пострадавших, размеры материального ущерба, а также зона ЧС. Всё, что относится к объектам социальной сферы, классифицировано по этим двум признакам: функциональному и по видам охраны.

Социальная работа

Жизнедеятельность всех групп и слоёв населения зависит прежде всего от условий, которые предопределяет уровень развития общества, состояние социальной заботы, социальная политика и её содержание, а также и возможность реализации её. Характеристика объектов социальной сферы напрямую зависит от всего вышеперечисленного, поскольку социальные службы необходимы всем людям без исключения, вне зависимости от возраста, здоровья, рода занятий и так далее.

Население естественно структурировано, и основания у каждой структуры самые различные. Одним необходим театр, а другим конно-спортивный комплекс. Третьи же вообще оказались в настолько сложной жизненной ситуации, что без определённого объекта социальной сферы не могут разрешить возникшие проблемы. Такому контингенту необходима социальная помощь, поддержка, защита. Причинами могут послужить девиантное поведение, неблагополучие в семье, здоровье, сиротство, бездомность и тому подобное. Эти люди сами становятся объектом - но социальной работы определённых учреждений: судов, больниц, административных учреждений и других организаций.

Реалии

По можно определить другую важнейшую группу, требующую работы определённых объектов социальной сферы. Прежде всего это обстановка, среда, и так далее. Форма расселения тоже имеет исключительно важное значение, поскольку концентрация людей крайне неравномерна: в мегаполисе, например, даже государственный цирк имеется, а в селе и кинотеатр не выжил.

Бывают и промежуточные формы расселения, где тоже насыщенность объектами бытового и культурного назначения оставляет желать лучшего. Многим людям и сельская библиотека недоступна, поскольку в целом по стране они закрываются ничуть не реже, чем больницы, школы и детские сады. Транспорт и благоустройство, находящиеся в ведомстве местных административных объектов социальной сферы, практически повсеместно находятся в стагнации. Зато развиваются средства связи, почти всюду есть Интернет, а потому и сельская библиотека оказывается недостаточно востребованной.

Инфраструктура

Объекты социальной сферы составляют социальную инфраструктуру в совокупности предприятий и отраслей, которые обеспечивают нормальное существование и жизнедеятельность населения. Сюда можно отнести жильё и его строительство, сферу объекты культурного назначения, организации и предприятия системы здравоохранения, учреждения образования и дошкольного воспитания. Никак не обойтись без организаций и предприятий, связанных с досугом и отдыхом. Сюда же относятся: общественное питание, розничная торговля, сфера услуг, пассажирский транспорт, спортивные оздоровительные учреждения, связи по обслуживанию населения, юридические и нотариальные конторы, банки и сберегательные кассы... Перечень объектов социальной сферы значительно более длинен.

Процесс развития инфраструктуры значительно ускорился во всех без исключения странах с высоким уровнем экономических показателей начиная со второй половины двадцатого века. потребовала не только резкого повышения интеллекта и качества рабочей силы, но и укрепления здоровья. Изменились все трудовые мотивации, что послужило стимулом для развития самых разных областей социальной сферы. Создание качественно новой в технологическом отношении материальной базы в отраслях инфраструктуры обеспечило высокоэффективное её функционирование. Все отрасли материального производства претерпели научно-техническую революцию, что значительно сократило численность занятых там людей, и как следствие появилась возможность существенно перераспределить рабочую силу из производства в сферу услуг, поэтому разнообразие объектов инфраструктуры стало значительнее, и число их выросло во много раз. Повысились качество и уровень жизни населения в основной его массе.

Инфраструктура экономики

Классификация экономических объектов социальной сферы состоит из двух областей - производственной и непроизводственной, то есть социальной, которая, в свою очередь, делится на отрасли и подотрасли, связанные с производственным процессом. Так обеспечиваются условия общественной и трудовой деятельности людей, их существование обогащается услугами быта, культуры, межличностным и социальным общением. Таким образом вся социальная инфраструктура может быть поделена на социально-экономическую, обеспечивающую всестороннее развитие человеческой личности - это культура, здравоохранение, образование, и на бытовую, которая создаёт нужные условия для жизнедеятельности людей - это жилой фонд, коммунальное хозяйство, розничная торговля и так далее.

Статистические исследования, которые проводятся собственными силами внутри страны, а также международными организациями, в оценках на первое место ставят уровень социальной инфраструктуры. Например, такие показатели, как число коек в больницах, численность врачей, учителей в начальных и средних школах. Такие объекты характеризуют не только уровень социальной инфраструктуры, но и полностью существующую реальность. С помощью подобных исследований можно обозначить устойчивую совокупность всех вещественных элементов, которые обеспечивают условия рациональной и эффективной деятельности человека во всех сторонах личной и общественной жизни. Этот подход к классификации объектов социальной сферы является несколько общим, но по сравнению с другими имеет серьёзное значение в практическом применении.

Точечность и линейность

Социальная инфраструктура разделяется на "точечную" и "линейную", где последнюю нужно понимать как сети автомобильных и железных дорог, электропередачи и связи, и тому подобное. Определением точечности инфраструктуры являются сами объекты, как, например, театры, библиотеки, школы, поликлиники и всё остальное. Применять этот тип классификации можно практически на всех уровнях организации социальной сферы. Производственная организация имеет некоторые элементы линейной инфраструктуры, но в целом она точечная, а если брать во внимание уровень экономического региона, то разделение будет почти равным, причём - взаимодействующим.

Таким способом классификации ясно определяется форма организации инфраструктуры, без детализации её содержательной стороны. Изучая проблемы экономики региона, обычно употребляют понятия общерайонной инфраструктуры, элементов межрайонного значения объектов инфраструктуры и тому подобные. Если во главе угла не стоит специфическая определённость, которая всегда присуща социальной инфраструктуре, такое деление не только право на существование имеет, но и достаточно удобно для мониторинга крупных территорий.

Перечень

То, что объекты социальной инфраструктуры состоят из комплекса разнообразных учреждений образования, культуры и здравоохранения, предприятий общественного питания и торговли, пассажирского транспорта, водообеспечения и канализации, финансовых, почтовых и телеграфных учреждений, сооружений спортивных и оздоровительных (сюда входят не только дворцы спорта, стадионы и плавательные бассейны, но и дома отдыха, и парки с развлекательными и спортивными программами), - словом, невероятное количество абсолютно не похожих друг на друга образований, различающихся по своим функциям, целям и задачам, - говорит о невозможности составления цельной картины.

Поэлементная характеристика инфраструктуры похожа на обычный перечислительный ряд, где каждый институт, учреждение, организация практически никак не связаны друг с другом, а другие виды деятельности населения учитываются достаточно слабо. Удобнее и гораздо более правомерно классифицировать объекты социальной культуры относительно уровней организации рассматриваемого общества. Поскольку как таковой универсальный способ классификации отсутствует, деление происходит согласно поставленных перед аналитиками задач.

Анализ

Чаще всего начинают они с анализа инфраструктуры общества в целом. Практикой управления используются довольно широко и общие, и расчётные показатели, которые характеризуют уровень состояния, обеспеченности и тенденций к развитию каждого из элементов инфраструктуры. Сама разработка показателей предоставляет возможность изучить взаимосвязи и взаимовлияния содержательных процессов развития общества и существующей материальной базы.

На уровне большого экономического района социальную инфраструктуру исследуют в рамках её достаточно замкнутой системы экономики, при этом можно сравнивать показатели развития разных экономических единиц, что даёт основу для получения богатой информации относительно достижения, опережения или отставания того или иного объекта от других и для выработки решения по принятию действенных мер. Уже на этом уровне необходимо вводить определённые поправки к коэффициенту развития, учитывая природно-климатические, национальные и другие особенности данного региона.

Административное деление

Социальную инфраструктуру классифицируют и применительно к административному делению - республики, края, области, районы, города, поскольку это тоже необходимый элемент конкретизации всеобщих проблем. На любом из этих уровней могут отсутствовать какие-то из фрагментов социальной инфраструктуры. Если социальная организация не на высоте, набор объектов социальной сферы будет, естественно, ограничен. Главный критерий здесь количественный, чётко определяющий, насколько удовлетворены потребности населения в его повседневности. Есть необходимый набор элементов инфраструктуры, то есть определённый перечень объектов социальной сферы, который не заменить ничем. Ни одна, даже самая хорошая дополнительная столовая не заменит отсутствующую поликлинику, и даже если в районе есть клуб в каждом населённом пункте, а кое-где и шикарные дворцы культуры, это никак не оправдает закрытые детские сады.

Потребности другого порядка - высшее образование, определённые виды спорта, художественное творчество и тому подобное должны тоже удовлетворяться в полной мере. Такие элементы инфраструктуры должны быть распределены на территории соответственно количеству проживающего населения. Государственные театры, например, не открывают в городах, где менее двухсот пятидесяти тысяч жителей, однако обделёнными люди себя чувствовать не должны - их обязательно обслуживают: либо организуют поездки, либо ближайший театр гастролирует, а также обязательно создаются творческие самодеятельные объединения.

<*> Solov"yov V.N. Social sphere as an object of legal impact.

Соловьев Владимир Николаевич, заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ.

В статье в качестве объекта правового воздействия рассматривается социальная сфера. Анализируя и сравнивая такие категории, как социальная сфера, социальное государство, социальные услуги и социальная политика, в качестве объектов правового регулирования, автор приходит к выводу, что регулирование основ социальной государственности и отношений, возникающих в социальной сфере, осуществляется с помощью текущего законодательства различных отраслей российского права.

Ключевые слова: социальная сфера, социальное государство, социальные услуги, социальная политика.

The article considers social sphere as an object of legal impact. On the basis of analysis and comparison of such categories as social sphere, social state and social policy as objects of legal regulation the author makes a conclusion that regulation of fundamentals of social statehood and relations arising in social sphere is being effectuated with the help of current legislation of various branches of the Russian law.

Key words: social sphere, social state, social services, social policy.

Понятие "социальная сфера" само по себе не имеет правового содержания. Данная категория досконально исследуется учеными-философами, социологами и политологами, однако представления о ней весьма противоречивы. В то же время трудно недооценить ее роль в жизнедеятельности государства и его отдельных регионов, поскольку на протяжении всей своей жизни, начиная с рождения и до смерти, человек прибегает к социальным услугам.

В последнее время интерес к данному явлению со стороны представителей различных общественных наук существенно повысился, связано это в том числе и с экономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране, с тем, что главным приоритетом в системе ценностей провозглашен человек, а следовательно, создание условий для обеспечения достойной жизнедеятельности человека является приоритетным.

С юридической наукой данную категорию в первую очередь связывает то, что она является предметом исследования гуманитарных, общественных наук, а значит, имеет близкое отношение и к юриспруденции.

Во-вторых, правовому регулированию в современной правовой системе подвластны все общественные отношения, в том числе и отношения в социальной сфере. При этом праву отдается первостепенная роль, поскольку именно правовые механизмы имеют существенное влияние на социальную политику современной России.

В то же время представления о категории "социальная сфера" также различны. Так, ряд авторов определяют социальную сферу как сферу услуг <1>. Экономисты, активно используя в научном анализе категорию "социальная сфера", сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности. В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений <2>.

<1> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 1996. С. 318.
<2> См.: Гуляева Н.П. Социальная сфера как объект управления и социальное развитие // URL: http:// www.internet-school.ru/ Enc.ashx?item= 10710.

Более широким является такое определение: "Социальная сфера - это непроизводственная сфера, включающая удовлетворение материальных потребностей людей, освоение духовых и культурных благ, сферу услуг, формирующую условия существования человека". Так, Е.В. Песоцкая пишет, что социальная сфера представляет собой комплекс отраслей хозяйства, выполняющих функции обслуживания, удовлетворения материальных и духовых потребностей населения, создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности <3>.

<3> Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг: Учебное пособие. СПб., 2000. 160 с.

Похожая точка зрения высказана Ю.Ю. Отваухиной, которая указывает, что социальной сферой следует считать взаимосвязанную совокупность функциональных комплексов народного хозяйства, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение высокого качества жизни населения и воплощается в той или иной потребительной стоимости, способной удовлетворять потребности людей (каждого человека в отдельности) <4>.

<4> Отварухина Ю.Ю. Исследование и разработка концепции и методов управления социальной сферой: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2000. 18 с.

Философы подходят к данному понятию с иных позиций, полагая, что в этом случае речь идет об отношениях между людьми, общественными образованиями по поводу формирования и удовлетворения насущных потребностей человека, обеспечивающих воспроизводство его как живого, высокоразвитого существа, производительной силы общества, субъекта общественных отношений разного вида. Так, в соответствии с представлениями В.Н. Шевченко, социальная сфера - это сфера производства и воспроизводства человека, поскольку именно в ней человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и духовного производства - научному и ценностному знаниям, поскольку произведенное в них должно потребляться и осваиваться людьми других категорий и профессий. "Социальная сфера - это здравоохранение и образование, от детского сада до высшей школы, это общение с культурой, от посещения театра до научных клубов, это продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения" <5>.

<5> См.: Шевченко В.Н. Социальная сфера // Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М., 2005.

Однако, по нашему мнению, социальная сфера не может ограничиваться только указанными отраслями. Современная экономическая ситуация такова, что далеко не каждый гражданин России в состоянии обеспечить даже свое биологическое существование, а следовательно, существенной отраслью социальной сферы становится обеспечение жизнедеятельности таких граждан, т.е. система предоставления мер социальной защиты.

Механизм воспроизводства человека с момента его обособления от природы обеспечивает собственность, как систему отношений, которые складываются между людьми по поводу средств производства и произведенных ими материальных благ, определяют способы распределения общественного богатства между людьми и особенности индивидуального потребления.

Таким образом, социальная сфера непосредственно связана с собственностью, причем, если речь идет о воспроизведении и распределении материальных благ в соотношении со средствами производства, следует говорить о классовом аспекте социальной сферы, который для современной России становится все более актуальным.

Современные ученые связывают социальное государство с достижением определенного уровня развития социальной сферы. Так, П.К. Гончаров констатирует, что "социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности" <6>.

<6> Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Политология". 2000. N 2. С. 51.

М.В. Баглай также полагает, что "социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности" <7>.

<7> Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. С. 118 - 119.

По мнению С.А. Глотова, социальное государство - "понятие, характеризующее современное государство, которое в отношениях с гражданским обществом решает социально-экономические, культурные и экологические задачи. Принцип социальной государственности - перераспределение национального дохода в интересах общества в целом, в частности, в пользу социально слабых. В юридической сфере это выражается в формальном признании государством и гарантировании его реальной политикой так называемых социальных, экономических и культурных прав человека и гражданина или прав человека второго поколения (сюда включаются права на минимум заработной платы, на охрану труда и защиту от безработицы, на отдых, поддержку семьи, социальное обеспечение по возрасту и инвалидности, на бесплатное или социальное жилье, на бесплатное или за доступную плату образование и здравоохранение и т.п.). Это государство решает также общесоциальные задачи, в том числе организует социальные программы, направленные на повышение квалификации рабочей силы, рост образовательного уровня, сохранение физического и духовного здоровья нации и т.д." <8>.

<8> Глотов С.А. Социальная политика и социальная безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации. М., 2007. С. 13 - 14; Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001. С. 1021; Старшова У.А. Социальное государство: конституционно-правовой анализ // Вестник СГАП. 2004. N 1. С. 83 - 87.

Достижение указанных задач возможно только посредством проведения "качественной" социальной политики, в рамках которой социальные услуги будут предоставляться целенаправленно и только тем, кто действительно в них нуждается; структура социальных услуг становится более справедливой; их оказание является эффективным; социальные услуги "персонализированы".

Итак, мнение современных ученых-юристов однозначно: цель социального государства - обеспечение достойной <9> жизни и свободного развития человека. При этом Конституция РФ не констатирует, что условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, созданы. Она закрепляет, что на это направлена политика государства, или социальная политика; предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и, если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества <10>.

<9> По В. Далю, достойность - это приличие, приличность, соразмерность, сообразность, ценность, добротность, степень годности; чего стоит человек или дело, по достоинству своему. Достойный - значит стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести, имя нарицательное, ассоциируемое с отличным качеством, превосходством. См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994. Т. 1. С. 479 - 480. У С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой достоинство - положительное качество, высокое качество (моральное, социальное, этическое). Достойный - заслуживающий чего-нибудь, справедливый, уважаемый, почтенный и т.д. (см.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 177).
<10> Лазарев Л.В., Морщакова Т.Г., Страшун Б.А. и др. Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России (постатейный). М., 2005.

Поэтому Конституция РФ связывает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением гарантированного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Наиболее распространенной моделью социального государства является та, в основе которой лежит ответственность всего общества (государства) за судьбу своих членов, а главным принципом выступает условие, при котором богатый платит за бедного, а молодой за старого. Государство перераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания. Вспомогательную роль играют действующие в странах негосударственные (частные) институты социальной помощи (различные фонды, программы и т.д.). Данный подход используется в Швеции и других странах рыночного социализма <11>.

<11> Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008.

Современная Россия избрала третий путь формирования социального государства, однако результаты движения по нему не утешительны ни в настоящем, ни в обозримом будущем. Так, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, одобренной Правительством РФ в октябре 2008 г. <12>, стратегической целью в перспективе до 2020 г. является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., с привлекательным образом жизни и надежно обеспечивающей реализацию конституционных прав граждан <13>. В соответствии с Концепцией необходимый уровень комфортности и социального благополучия может быть обеспечен при достижении следующих целевых ориентиров: снижение уровня абсолютной бедности с 13,4% в 2007 г. до 6 - 7% в 2020 г. и относительной бедности, или малообеспеченной части населения <14>, с 22% в 2007 г. до 15% в 2020 г., увеличение среднего класса к 2020 г. до более половины населения; дифференциация населения по уровню доходов (соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных) снизится с 16,8 раза в 2007 г. до 12 раз в 2020 г.; адресность выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения (объем средств, поступающих реально нуждающимся семьям), достигнет к 2012 г. в среднем по стране 70 - 80% (в 2007 г., по экспертным оценкам, - 40 - 50%), а охват бедного населения государственными социальными программами к 2020 г. достигнет 100% (в 2007 г., по экспертным оценкам, - 60%) и т.д. <15>.

<12> Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // URL: http://www.government.gov.ru.
<13> URL: http://www.economy.gov.ru
<14> К абсолютно бедным относятся лица с доходами ниже прожиточного минимума, а к относительно бедным - лица с доходами ниже 50% от медианного (среднедушевого) дохода.
<15> Тезисы к выступлению Министра экономического развития РФ Э. Набиуллиной на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 октября 2008 г. // URL: http://www.economy.gov.ru.

При этом совершенно справедливо возникают вопросы: а можно ли считать государство обеспечивающим достойный уровень жизни, если почти четверть ее населения, т.е. 22% (7% абсолютно бедных и 15% малообеспеченных), будут находиться около порога бедности <16>; если сохранится современный подход к формированию потребительской корзины?

В связи с этим вопрос об эффективности проводимой сегодня социальной политики становится одним из наиболее важных.

По смыслу Конституции России, социальная политика, основанная на принципе социального государства, - это непроизвольная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания к социально незащищенным слоям. Это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых прав на основе правовой справедливости (так называемой распределяющей, или пропорциональной, справедливости), предполагающей правовую всеобщность и формальное равенство <17>.

<17> Зорькин В.Д. Права человека в контексте глобальной юриспруденции // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 2.

Таким образом, Конституция РФ и современное право в целом должно в идеале обеспечить необходимое соотношение между частной собственностью и ее изъятием в пользу незащищенных социальных слоев, исключенных из общественного воспроизводства материальных благ (в дальнейшем будем их именовать "экономически пассивными социальными группами").

Правовое регулирование осуществления социальных функций государства осуществляется в первую очередь Конституцией РФ. Однако специфика такого регулирования заключается в том, что многие конституционные нормы не являются нормами прямого действия, поэтому определяются как нормы-принципы и нормы-обязательства.

В Конституции РФ закреплен ряд положений, характеризующих роль государства в той или иной области социальной деятельности: "государство гарантирует" (ст. ст. 37, 39, 43, 45, 46); "государство принимает меры" (ст. 41); "государство поощряет" (ст. ст. 39, 40, 41); "государство предоставляет" (ст. 40); "государство защищает" (ст. 38); "государство признает" (ст. 37); "государство создает условия" (ст. 40). Таким образом, сама по себе деятельность государства в социальной сфере имеет скорее опосредованный, нежели непосредственный, характер.

Исходя из изложенного, мы приходим к выводу, что регулирование основ социальной государственности и отношений, возникающих в социальной сфере, в принципе осуществляется с помощью текущего законодательства различных отраслей российского права.

При этом французский юрист Ж.К. Бенотто утверждает, что в "широком смысле слова любая отрасль права может быть квалифицирована как социальная в той мере, в какой она отражает совокупность норм, исходящих от общности людей и регулирующих жизнь человека как члена общества" <18>.

<18> Организация и действие социальной помощи во Франции. Российско-французская серия. Информационные учебные материалы. N 17. М., 1983. С. 5.

Подводя итог изложенному ранее, мы приходим к выводу, что правовое воздействие в социальной сфере должно основываться на следующих тенденциях:

  • предоставление возможности максимально эффективно использовать материальные блага в целях их воспроизводства социальным группам, обладающим средствами производства (назовем их условно "экономически активные социальные группы"). Данная тенденция может быть обеспечена за счет создания эффективного механизма защиты и охраны частной собственности. Полагаем, что в настоящее время указанный механизм существует и обеспечивается нормами права собственности как комплексного института, включающего гражданско-правовое, конституционно-правовое, административно-правовое и уголовно-правовое регулирование;
  • создание системы перераспределения материальных благ между экономически активными и пассивными социальными группами, в рамках которой часть материальных благ, приобретенных первыми, безвозмездно распределяется в пользу вторых. В настоящее время данная система обеспечивается нормами налогового, бюджетного законодательства и законодательства в сфере социального обеспечения (изъятие данных благ фактически производится в виде уплаты налогов и сборов в различные бюджеты, в формировании социальных фондов, с последующим распределением гражданам, лишенным возможности обеспечить свою жизнедеятельность);
  • использование публичной собственности для создания материальных благ в целях их последующего распределения, в том числе и на работу государственного аппарата, занятого в данной сфере. Указанная тенденция должна осуществляться за счет гражданско-правового и административно-правового механизмов регулирования, а именно имущественные вопросы приобретения и осуществления права публичной собственности должны в необходимой степени регулироваться гражданско-правовыми нормами, тогда как механизм оказания соответствующих публичных услуг - нормами административного права.

В обществоведческой отечественной литературе последних лет принято различать- четыре сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную и духовную. Такая стратификация общественной жизни правомерна и не вызывает возражений. Тем не менее, очевидна и ее относительная ценность для науки и практики, поскольку в реальной жизни людей все сферы общества взаимосвязаны, переплетены, взаимно проникают друг в друга настолько, что установить грань между ними не всегда удается. Экономическая деятельность и экономическое сознание ограниченно переплетены между собой и не может быть экономикивне связи с экономическим сознанием. Социальная сфера, в свою очередь, имеет условные границы, но на практике представить ее вне экономической реальности крайне трудно, так как экономические проблемы человека это его жизненные проблемы, т.е. проблемы социальные.
Стратификационный анализ общества не может быть сведен к проблеме дифференциации сфер жизни людей. Он предполагает и изучение характера зависимости между ними. Известно, что экономическая сфера самая важная и фундаментальная. Но экономическая деятельность это на самоцель, а средство для решения каждым человеком и обществом в целом своих жизненных интересов, для расширения свободы выбора. По мнению Б.А. Вороновича «... в этом плане социальная сфера является смыслообразующей субстанцией всего того, что делает общество. При таком подходе к проблеме социальная сфера уже не является простой производной от экономики. Она обретает статус фундамента общественной структуры, решающей детерминанты жизни людей...». ,
Идея решающей роли социальной сферы в жизни и развитии общества не должна содержать в себе недооценку экономики. В реальной жизни людей экономика также необходима, как и социальная сфера. «Концепцию социального детерминизма, как и концепцию экономизма, можно считать лишь идеальным типом определенного философско-социологического подхода, никогда не реализуемого в чистом виде, ибо в действительности экономика определяет социальную жизнь в такой же мере, в какой жизненные интересы человека определяют уровень экономического развития общества»."
Функционирование общества в рамках рыночных отношений предопределяет необходимость содержательного определения понятия социальная сфера. Это понятие широко употребляется как в научной литературе, представляющей различные отрасли знания (философия, социология, статистика, экономика), так и на практике всех уровней управления. Понятие трактуется либо слишком узко (в таких случаях обычно речь идет об отдельных отраслях социальной сферы - здравоохранении, образовании, науке, культуре и спорте), либо слишком широко, когда, например, в статистические сборники, специально посвященные развитию социальной сферы, без всякого объяснения включаются все показатели социально- экономического развития.

Е.А. Елисеев считает, что такой широкий диапазон и неясность в трактовке содержания социальной сферы существует потому, что до настоящего времени не предложены критерии, с помЛдью которых можно было бы зафиксировать не только содержание понятия «социальная сфера», но и определить его границы.
По некоторым оценкам аналитиков и ученых социальная сфера - это вся система жизнеобеспечения человека, начиная от родильных домов и заканчивая культурой погребения". Сутью общественных отношений в социальной сфере является процесс воспроизводства человека со всей совокупностью его способностей и потребностей. Иными словами, социальные отношения - это те же экономические отношения, но рассматриваемые по затратам и результатам с точки зрения производства и развития личности человека. Е.А. Елисеев выделяет три стадии данного процесса.
Стадия производства- это отношения по поводу рождения, охраны здоровья, воспитания, образования, социальной защиты, физического и духовного развития человека. Данная стадия образует часть социальной сферы, которая обеспечивает эти отношения - здравоохранение, все формы образования и воспитания, науку, культуру, социальную защиту, физическую культуру и спорт. Отношение общества к указанным сферам как к непроизводственным далеко небезобидно: оно подспудно стимулирует пренебрежение и так называемый остаточный принцип финансирования.
Стадия распреоеления - это отношения по поводу регулирования использования человеческого потенциала для производства как материальных благ, так и для производства и потребления «человеческого капитала». На этой стадии возникает отрасль социальной сферы, которая представлена службами, способствующими рациональному использованию накопленных людьми знаний, навыков, умения и способностей.
Стадия потребления - это область экономических и социальных отношений, где осуществляется многообразная трудовая деятельность людей. Важнейший результат потребления - вещное богатство страны в виде созданных материальных благ и услуг, что в свою очередь является единственным источником удовлетворения разнообразных потребностей общества. Кроме того, стадия потребления способностей людей не исчерпывается решением задачи достижения благосостояния, а представляет собой огромный потенциал для дальнейшего развития творческих способностей людей, заложенных на стадии производства.
Уместно заметить, что деление процесса воспроизводства человеческой личности на отдельные стадии в известной степени условно - они тесно взаимосвязаны, являются частью друг друга: стадия потребления способностей личности есть одновременно процесс подготовки необходимых материальных условий для решения ряда задач стадии производства. Более того, стадия потребления есть одновременно процесс производства и развития новых способностей человека, а именно тех, которые служат удовлетворению более высоких потребностей.

Социальная сфера - это сложный комплекс различных отраслей, который выполняет ряд задач по обеспечению жизни и деятельности человека.
Эти задачи группируются по признаку содержания (качества) удовлетворяемых индивидуальных потребностей.
¦ К первой-группе относятся задачи по обеспечению жизнедеятельности человека на уровне его простейших биологических и социальных потребностей. Международные организации связывают обязательное удовлетворение такого рода потребностей с соблюдением прав человека. Речь идет о таких аспектах, как жилищный фонд (его наличие и содержание), производство и потребление необходимых товаров и услуг, медицинское обеспечение и санитарное состояние, дошкольное воспитание и образование, социальное обеспечение, охрана общественного порядка, работа транспорта, организация торговли.
Ко второй группе относятся задачи по обеспечению условий жизнедеятельности того уровня, который соответствует социальному стандарту «нормальной жизни» и воспринимается большинством как состояние комфорта, как состояние «блага». Данный уровень способствует созданию предпосылок для развития творческой деятельности личности и общества, для политической и социальной стабильности. Речь идет о деятельности тех же отраслей социальной сферы, но на более качественном уровне их содержания. Создание возможности человеку самому выбрать жилище, место, уровень и качество необходимой ему медицинской помоши; доступность и реализация возможности для большинства членов общества приобретать товары и услуги, удовлетворяющие не низшие потребности, а в достаточной степени и утилитарные на социально сбалансированном (не отсекающем большинство населения) рынке - таковы основные критерии реализации данной группы задач. Сюда можно отнести и уровень потребления духовных услуг - развитие телевидения, сети культурных учреждений, обеспечивающее высокий уровень потребностей личности, развитие информационной инфраструктуры, помогающей населению определить свой выбор в потреблении материальных и духовных благ и услуг.
Третью группу составляют задачи отраслей социальной сферы, позволяющие перевести их деятельность на уровень воспроизводства человека как творческой личности. Человек, как субъект отношений, при реализации данной группы задач выступает уже не как потребитель, а как созидатель. Решение этого класса задач и есть та установка, которая выступает в качестве высшей цели социально ориентированной рыночной экономики, является стратегической целью реализации социальной политики.
Рассмотрение социальной сферы жизни общества в качестве объекта социальной политики дает основание считать, что социальная политика - это целенаправленная деятельность структур государственной и общественной власти по управлению социальной сферой. Деятельность отраслей социальной сферы, направлена на удовлетворение всех фундаментальных, жизненных, базовых потребностей человека, к которым в равной степепи относятся как биологические (материальные), так и духовные (социальные) потребности. В таком смысле социальную политику можно рассматривать как политику государственного воздействия на
всю сферу удовлетворения жизненных интересов людеП, целенаправленную деятельность органов государственной власти по регулированию социальных отношений в обществе, теорию, практику и искусство выдвижения человека с его жизненными интересами в центр внимания этой деятельности.
Главный императив социальной политики - забота об уровне и качестве жизни каждого человека. Практическая реализация данного императива должна основываться на некоторых положениях, которые можно определить как основополагающие. Без таковых социальная политика превращается в некую схоластическую деятельность, не приводящую к ожидаемым результатам.

Социальная сфера – одна из основных подсистем общества, сложный, интегрирующий объект требующий правильного понимания и представления. Соц. сфера связана с человеком, его жизнедеятельностью, удовлетворением его разнообразных и разнонаправленных потребностей и интересов: материальных, духовных, интеллектуальных. Кроме жизненных интересов и потребностей, человек реализует и свое жизненное предназначение, что обуслав­ливает наличие, окружающих его предметов, вещей, являющихся также составляющими соц. сферы.

Для характеристики соц. сферы используются различные термины: общественное благо, качество жизни, уровень жизни и др. Общественное благо наряду с материальной составляющей включает и нематериальные компоненты: личное счастье, благополучие, удовлетворение работой и др. Качество жизни характеризует, с одной стороны субъекта общ. жизни и потребностей человека (продолжительность жизни, образования, культурного и интеллектуаль­ного потенциала), а с другой – комфортность, удобство жизненных условий, состояния и среды обитания людей. Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Совокупность процессов и организаций соц. сферы представляет собой социальный комплекс, в составе которого можно укрупнено выделить объекты государственного регулирования:

Население, трудовые ресурсы, занятость, миграция, рынок труда;

Политика доходов, уровень и качество жизни населения;

Социальная защита населения, борьба с бедностью, пенсионное обеспечение, социальное страхование; - развитие отраслей соц. сферы (здравоохранение, образование, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм).

Весь спектр задач и направлений развития социального комплекса находят отражение в социальной политике государства.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

· компенсаторная, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;

· элективная, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;

· кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.8. Национальные проекты как объект государственного управления.

Приоритетные национальные проекты - ближайшие цели, которые не отменяют определенные ранее стратегические задачи по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового рынка жилья, а являются первым периодом в реализации общей государственной стратегии России.

На формирование общего подхода к ПНП оказали влияние следующие факторы:

Появление значительных относительно свободных ресурсов, сконцентрированных в разных формах государством (Стабфонд, золотовалютные резервы, остатки по счетам и т.д.);

Сокращение государственной внешней задолженности;

Превращение экономического роста в стране в устойчивую тенденцию.

Приоритетный национальный проект «Образование» включает в себя следующие направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах и развитие системы профессиональной подготовки в армии».

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» включает четыре направления: «Повышение доступности жилья», «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования»; «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»; «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством».

Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».Основным механизмом реализации является утверждение объемов квот и таможенных пошлин на мясо согласно имеющимся межправительственным договоренностям, отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов. По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» основным целевым показателем является увеличение объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (ЛПХ и КФХ) на 6%.

Национальные проекты по своему стратегическому, глубинному содержанию - это концентрация финансовых, административных и общественных ресурсов страны на наиболее приоритетных направлениях развития потенциала человека. Это дальнейший шаг, логическое продолжение курса на модернизацию страны. Роль приоритетных национальных проектов в реализации государственной стратегии развития России состоит в том, что они являются основой формирования нового гражданского общества и будущей модели экономики знаний и новых технологий.

Приоритетные национальные проекты предназначены для формирования обновленного механизма деятельности государственных органов власти и должны быть реализованы всем обществом, так как «по вертикали» они "относятся ко всем уровням власти - федеральной, региональной, местной, а «по горизонтали» - ко всем институтам гражданского общества и бизнесу.

Туишева Марьям Равильевна , аспирант, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева, Россия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Андреев Ю.П. и др. Социальные институты: содержание, функции, структура. Изд-во Уральского университета, 1989.
2. Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера // Социологические исследования. ‒ № 4. ‒ 2003. ‒ С. 40.
3. Гуляева Н.П. Лекции. Социальная сфера как объект управления и социальное развитие. ‒ Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/n/natalxja_p_g/.
4. Добрынин С.А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. – СПб.,1999. – С. 295.
5. Иванченко В.В. и др. Общая экономика: учебное пособие. Барнаул, 2001. ‒ Режим доступа: http://www.econ.asu.ru/old/k7/economics/index.html.
6. Осадчая Г.И. Социальная сфера: теория и методология социологического анализа. М.,1996. С. 75.
7. Острая Т.Б. Институциональные преобразования в социальной сфере как условие экономического развития России, дис. к.э.н. С. 11.
8. Социальная политика. ‒ Режим доступа: http://orags.narod.ru/manuals/html/sopol/sopol31.htm.
9. Янин А.Н. Социальная сфера в экономике Тюменской области. ‒ Режим доступа: http://www.zakon72.info/noframe/nic?d&nd=466201249&prevDoc=466201243.
10. http://orags.narod.ru/manuals/html/sopol/sopol31.htm