Международное право в период вооруженных конфликтов. §7

Транскрипт

1 Краевая диагностическая работа 9 класс Обществознание Вариант 1 Часть І Ответом к заданиям является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. 1. К какой сфере относятся в первую очередь влияние на личность литературы, искусства? 1) социальных отношений 2) политики 3) экономики 4) духовной жизни 2. Из истории известно, что великий ученый Архимед продолжал научные исследования даже во время осады римлянами его родного города, а великий советский композитор Д. Шостакович начал работу над одним из самых выдающихся своих произведений - Седьмой симфонией (Ленинградской) в осажденном фашистами городе. Какую из своих потребностей реализовывали эти великие люди, находясь в чрезвычайно опасной ситуации, на краю гибели? 1) потребность в творчестве 2) потребность в безопасности 3) потребность в свободе 4) потребность в лидерстве 3. Верны ли следующие суждения о человеке? А. В отличие от животных человек обладает чувствами и эмоциями. Б. Любой человек стремится к самосовершенствованию. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 4. Верны ли следующие суждения о главных вопросах экономики? А. Главные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Б. Главными вопросами экономики являются проблемы накопления средств и получения максимальной прибыли. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 5. Какая ситуация может конкретизировать понятие «демократический политический режим»?

2 1) Инспектор ГИБДД остановил водителя, нарушившего правила дорожного движения. 2) Учитель пригласил родителей на собрание учащихся. 3) Священник выступил с проповедью перед прихожанами церкви. 4) Цензура в средствах массовой информации запрещена. 6. Шестнадцатилетний гражданин без разрешения родителей устроился на овощную базу грузчиком. Согласно трудовому договору продолжительность его рабочей недели составляла 14 часов. При проверке предприятия комиссия признала трудовой договор недействительным и потребовала его расторжения. Какова причина данного решения комиссии? 1) отсутствие согласия родителей 2) вред психическому здоровью 3) длительность рабочей недели 4) вред физическому здоровью Ответом к заданию 7 является последовательность цифр. 7. В государстве Z сохраняется натуральное хозяйство, а в государстве Y начался переход к капитализму. Сравните два типа хозяйства: натуральное и товарное. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, общие для обоих типов хозяйства, а во вторую колонку порядковые номера, различающие эти типы хозяйства. 1) главная цель деятельности получение прибыли 2) производство сельскохозяйственной продукции осуществляется на продажу 3) производство продукции зависит от погодных условий 4) в сельской местности работа осуществляется на открытом пространстве Общее для обоих видов хозяйства Различия в обоих видах хозяйства Часть ІI Запишите развёрнутый ответ на задание. Ответы записывайте чётко и разборчиво. 8. Укажите четыре признака государства. 9. Государство обязано своим рождением войнам и захватам. Используя обществоведческие знания, привлекая знания из курса истории, кратко охарактеризуйте любые две иные точки зрения на причины возникновения государства. 10. Есть авторы, которые утверждают, что попытки избирать монарха не приведут к появлению на троне более достойного человека в сравнении с наследственной передачей власти, а сама идея выборной монархии утопична. Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента в поддержку этого тезиса.

3 Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть I За правильный ответ на каждое задание части 1, ставится 1 балл. Ответ задания Часть II Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом 8. Укажите четыре признака государства. В ответе могут содержаться следующие элементы: 1) указаны четыре признака государства: наличие власти, от де ленной от населения, сбор налогов, наличие армии и полицейских сил, единство территории, создание законов. Могут быть приведены другие признаки Указаны четыре признака 3 Указаны три признака 2 Указаны два признака 1 Указан один признак. ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 9. Государство обязано своим рождением войнам и захватам. Используя обществоведческие знания, привлекая знания из курса истории, кратко охарактеризуйте любые две иные точки зрения на причины возникновения государства. В ответе может быть охарактеризована, как приведенная точка зрения, так и иные точки зрения на причины возникновения государства: 1) государство возникло в результате социально-экономических процессов (увеличение прибавочного продукта привело к социальному неравенству и появлению частной собственности, для сохранения которой требовался специальный аппарат и законодательство); 2) власть правителя это продолжение власти отца в патриархальной семье. Могут быть названы и охарактеризованы другие точки зрения Охарактеризованы две точки зрения 2

4 Охарактеризована одна точка зрения 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл Есть авторы, которые утверждают, что попытки избирать монарха не приведут к появлению на троне более достойного человека в сравнении с наследственной передачей власти, а сама идея выборной монархии утопична. Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента в поддержку этого тезиса. В ответе могут быть приведены следующие аргументы: 1) устойчивость монархическому государству придает именно наследственный характер передачи власти; 2) выборы на пожизненный срок неизбежно будут связаны с острейшей борьбой за власть различных группировок, что может отрицательно повлиять на ситуацию в стране; 3) влиятельные группы могут стремиться избрать не лучшего, а наиболее удобного. Могут быть приведены другие аргументы Приведены два аргумента 2 Приведен один аргумент 1 Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. 0 Максимальный балл 2 Краевая диагностическая работа 9 класс Обществознание Вариант 2 Часть І Ответом к заданиям является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. 1. Общество от природы отличается тем, что 5) является динамической саморазвивающейся системой 6) его существование связано с деятельностью живых организмов 7) существует взаимозависимость элементов системы 8) его развитие связано с понятием социальный прогресс 2. Гражданин является владельцем небольшой фирмы и отцом многочисленного семейства. В каких двух сферах общественной жизни участвует гражданин Z? 5) духовной и социальной 6) политической и духовной 7) социальной и экономической 8) экономической и политической 3. Верны ли следующие суждения о человеке?

5 А. Развитие общества связано с деятельностью людей: совершенствуя себя, человек совершенствует общество. Б. Человек прошел процесс сложной культурной и социальной эволюции, которая невозможна вне общества. 5) верно только А 6) верно только Б 7) верны оба суждения 8) оба суждения неверны 4. Верны ли следующие суждения о бюджете? А. Основным источником пополнения бюджета являются налоговые поступления. В. Бюджет Российской Федерации утверждается Федеральным Собранием РФ. 5) верно только А 6) верно только Б 7) верны оба суждения 8) оба суждения неверны 5. Какая из приведенных ситуаций могла произойти только в государстве? 5) на совете вождей было принято решение об объединении племен 6) по требованию правителя чиновники подготовили новый закон о налогах 7) представители двух народов провели совместный ритуальный обряд 8) в связи с лесными пожарами две воюющие стороны заключили перемирие 6. Задержанному по подозрению в краже шестнадцатилетнему гражданину в полиции отказали в праве позвонить родителям. Для восстановления справедливости родители подростка должны обратиться 5) в министерство внутренних дел 6) в мировой суд 7) к адвокату 8) в прокуратуру Ответом к заданию 7 является последовательность цифр. 7. Государство Z является унитарной монархией. Оно соседствует с государством Y, имеющим федеративное устройство. Сравните формы государственного устройства, упомянутые в условии задания: унитарную и федеративную. 1) отражает организацию государственной власти 2) определяет распределение полномочий между центральной властью и субъектами 3) предполагает выделение административных округов, не имеющих суверенитета 4) предполагает наличие трех ветвей власти в каждом административном субъекте Черты сходства Черты различия Часть ІI

6 Запишите развёрнутый ответ на задание. Ответы записывайте чётко и разборчиво. 8. Укажите любые три черты акционерного общества. 9. Укажите три возможные причины изменения цен на акции компаний. 10. Чем можно объяснить более высокую доходность и более низкую надежность акций в сравнении с облигациями. Дайте объяснения возможных причин появления каждой из этих особенностей акций (укажите по одной причине).

7 Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть I За правильный ответ на каждое задание части 1, ставится 1 балл. Ответ задания Часть II Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом 8. Укажите любые три черты акционерного общества. В ответе могут содержаться следующие черты акционерного общества: является юридическим лицом; члены акционерного общества несут ограниченную ответственность; акционеры участвуют в ежегодных собраниях; выплата дивидендов по акциям. Могут быть приведены другие черты Указаны три черты 3 Указаны две черты 2 Указана одна черта 1 Ответ неправильный 0 9. Укажите три причины изменения цен на акции компаний. Максимальный балл 3 Приведены возможные причины изменения цен на акции: психологические факторы, настроением участников рынка, политическая ситуация, изменение экономических условий Могут быть указаны другие причины Указаны три причины 2 Указаны две причины 1 Указана одна причина ИЛИ ответ неправильный 0

8 Максимальный балл Чем можно объяснить более высокую доходность и более низкую надежность акций в сравнении с облигациями. Дайте объяснения возможных причин появления каждой из этих особенностей акций (укажите по одной причине). Правильный ответ может содержать следующие элементы: 1) дано объяснение причины высокой доходности акций. Например, акционерные предприятия создаются специально для извлечения прибыли и используют для этого все возможности, в том числе и связанные с риском; 2) дано объяснение причины более низкой надежности, например, доходы по облигациям гарантирует государство, а доходы по акциям зависят от многих факторов, в частности от состояния самого предприятия, которое может разориться. Могут быть приведены другие объяснения Даны два объяснения 2 Дано одно объяснение 1 Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. 0 Максимальный балл 2 Краевая диагностическая работа 9 класс Обществознание Вариант 3 Часть І Ответом к заданиям является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. 1. К какой сфере общественной жизни относятся исторические знания о политических памфлетах? 9) духовной 10) религиозной 11) социальной 12) экономической 2. Основу экономики страны А составляет промышленное производство. На фабриках и заводах используются механические механизмы, есть разделение труда, все рабочие получают начальное образование. Это общество является 9) патриархальным 10) индустриальным 11) информационным 12) постиндустриальным 3. Верны ли следующие суждения о потребностях человека?

9 А. Потребность в образовании относится к духовным потребностям. Б. Во все времена потребности людей неизменны. 9) верно только А 10) верно только Б 11) верны оба суждения 12) оба суждения неверны 4. Верны ли следующие суждения о роли государства в экономике? А. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. В. Государство выступает как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями. 9) верно только А 10) верно только Б 11) верны оба суждения 12) оба суждения неверны 5. В конституции государства Z было записано, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, а высшим непосредственным выражением власти народа являются выборы. Что еще должно быть записано в конституции государства Z, чтобы сделать вывод о том, что политическим режимом этого государства является демократический? 9) государство А является федерацией 10) захват власти преследуется по федеральному закону 11) никакая идеология не может быть обязательной 12) гарантируется единство экономического пространства 6. Споткнувшись, гражданин разбил стекло входной двери кабинета директора фирмы. Какой вид ответственности на него могут наложить? 9) духовная 10) моральная 11) материальная 12) уголовная Ответом к заданию 7 является последовательность цифр. 7. Владелец фермерского хозяйства выращивает овощи для продажи на рынке, небольшую часть обменивает у соседей на продукты животноводства. Сравните торговлю и бартер. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, общие для обоих видов деятельности, а во вторую колонку - порядковые номера, различающие эти виды деятельности. 1) продукты обмена обладают потребительской стоимостью 2) обмен осуществляется на деньги 3) можно получить некое благо, не производя его

10 4) продукты обмена имеют цену Общее для обоих видов деятельности Различия в видах деятельности Часть ІI Запишите развёрнутый ответ на задание. Ответы записывайте чётко и разборчиво. 8. Какие формы морали вы знаете? Опираясь на обществоведческие знания, приведите примеры двух моральных норм. 9. При обсуждении на уроке вопроса о роли морали в обществе ученица высказала мысль о том, что некоторым моральным принципам, например уважению к старшим, хорошо было бы придать силу закона и установить соответствующие санкции за нарушение, тогда люди будут всегда следовать этим нормам из опасения наказания. Другие ученики не согласились с этой идей, отметив специфику моральных норм. Используя обществоведческие знания и предложенную ситуацию, укажите два отличия морали от права. 10. Есть авторы, которые утверждают, что мораль явление конкретно-историческое. Сторонники другой точки зрения убеждены, что моральные нормы очень устойчивы и практически со временем не меняются. Какие аргументы могли бы привести сторонники каждой позиции? Привлекая обществоведческие и исторические знания, приведите по одному аргументу в пользу каждой из точек зрения.

11 Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть I За правильный ответ на каждое задание части 1, ставится 1 балл. Ответ задания Часть II Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом 8. Какие формы морали вы знаете? Опираясь на обществоведческие знания, приведите примеры двух моральных норм. В ответе должны содержаться следующие элементы: 1) дан ответ на вопрос: нормы поведения и запреты, моральные ценности, механизмы самоконтроля, религиозные ценности; 2) приведены примеры двух моральных норм, к примеру: нормы: «не лги», «почитай старших»; моральные ценности: честность, милосердие; механизмы самоконтроля: долг, совесть. Могут быть приведены другие примеры Дан ответ на вопрос, приведены два примера 3 Дан ответ на вопрос, приведен один пример ИЛИ приведены только два примера 2 Дан ответ на вопрос ИЛИ приведен только один пример 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 9. При обсуждении на уроке вопроса о роли морали в обществе ученица А высказала мысль о том, что некоторым моральным принципам, например уважению к старшим, хорошо было бы придать силу закона и установить соответствующие санкции за нарушение, тогда люди будут всегда следовать этим нормам из опасения наказания. Другие ученики не согласились с этой идей, отметив специфику моральных норм. Используя обществоведческие знания и предложенную ситуацию, укажите два отличия морали от права. В ответе могут быть указаны следующие различия: 1) нормы морали поддерживаются внутренними установками личности и силой общественного мнения, а не силой государственного принуждения; 2) нормы морали не закрепляются в специальных актах, они существуют в сознании людей. Могут быть указаны другие различия

12 Указаны два различия 2 Указано одно различие 1 Ответ неправильный о Максимальный балл Есть авторы, которые утверждают, что мораль явление конкретно-историческое. Сторонники другой точки зрения убеждены, что моральные нормы очень устойчивы и практически со временем не меняются. Какие аргументы могли бы привести сторонники каждой позиции? Привлекая обществоведческие и исторические знания, приведите по одному аргументу в пользу каждой из точек зрения. Могут быть приведены следующие аргументы: в поддержку идеи исторической изменчивости морали: в Средневековье мораль носила сословный характер: то, что в глазах общественного мнения было допустимо для представителей привилегированных сословий, осуждалось применительно к представителям низших групп; с переходом к индустриальному обществу утвердились единые для всех слоев моральные нормы и запреты; 2) в поддержку тезиса об устойчивости морали: утвердившись в сознании людей более двух тысячелетий назад, основные моральные нормы и принципы не претерпели изменений, хотя общество прошло несколько стадий в своем развитии. Могут быть приведены другие аргументы Приведены два аргумента 2 Приведён один аргумент 1 Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. 0 Максимальный балл 2 Краевая диагностическая работа 9 класс Обществознание Вариант 4 Часть І Ответом к заданиям является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. 1. Отличительным признаком патриархального общества является 13) господство рыночной системы хозяйствования 14) высокий уровень развития производства 15) господство коллективистских ценностей 16) возникновение кризисов перепроизводства 2. В какой из приведенных ситуаций действия человека принципиально отличаются от поведения животных? 1) Замерзнув на улице, Оля ускорила шаг, чтобы согреться. 2) Выбирая, что ему делать вечером, Владимир решил, что будет лучше, если он пойдет не в кино, а навестит бабушку. 3) При сильных раскатах грома Петя от испуга спрятался под стол. 4) Ирина укрылась под деревом от дождя.

13 3. Верны ли следующие суждения о человеке? А. Благодаря только трудовой деятельности человек изменяет окружающий его мир. Б. Отличительным признаком человека является наличие у него мышления. 13) верно только А 14) верно только Б 15) верны оба суждения 16) оба суждения неверны 4. Верны ли следующие суждения о рациональном поведении потребителя? А. Потребитель заинтересован в том, чтобы цена товара соответствовала его качеству. В. Потребитель заинтересован в экономии своих средств и поэтому стремится купить любой товар как можно дешевле. 13) верно только А 14) верно только Б 15) верны оба суждения 16) оба суждения неверны 5. В каком из приведенных примеров речь идет о тоталитарном политическом режиме? 1) Гражданин обратился в Конституционный суд с запросом о конституционности принятого министерством приказа. 2) Гражданка опубликовала в одной из центральных газет статью, в которой выступила с резкой критикой правительства. 3) Граждане одного из городских районов вынесли вотум недоверия главе муниципального образования и потребовали его ухода в отставку. 4) Редактору газеты было запрещено публиковать повесть писателя, попавшего в немилость к главе правящей партии. 6. Учащиеся 9 класса поехали на экскурсию. На их маршруте оказался заброшеный памятник. Рядом валялась табличка, из которой старшеклассники узнали, что памятник строения относятся к XIX веку. Вернувшись из похода, учителя и школьники решили провести исследование, касающееся истории подвига, в честь которого был построен памятник, и организовать сбор средств на его восстановление. Их инициатива была поддержана местными органами власти. Какую конституционную обязанность гражданина Российской Федерации выполнили участники похода? 13) бережно относиться к природным богатствам 14) сохранять природу и окружающую среду 15) соблюдать законы страны 16) беречь и охранять памятники истории и культуры Ответом к заданию 7 является последовательность цифр.

14 7. Школьники отправились в путешествие. Остановившись у ручья, они поставили палатки, над костром повесили котелки. Поужинав ребята достали гитару, и хором запели популярную песню. В этот момент многие почувствовали взаимовлияние общества и природы. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, общие для природы и общества, а во вторую колонку порядковые номера, различающие природу и общество. 1) является условием существования людей 2) развитие может быть не связано с деятельностью людей 3) развитие осуществляется в результате деятельности людей 4) представляет собой целостную систему Общее для природы и общества Различия природы и общества Часть ІI Запишите развёрнутый ответ на задание. Ответы записывайте чётко и разборчиво. 8. Используя обществоведческие знания, укажите главную причину, которая привела к ослаблению производственной роли семьи в условиях индустриального общества. В чем конкретно выражается ослабление этой роли? Укажите два проявления. 9. Ученик приводя на уроке пример семьи расширенного типа, назвал семью, состоящую из взрослых и детей. Учитель посчитал этот ответ неполным. Что еще следует знать для отнесения семьи к данному типу? (укажите два критерия). 10. Ученые отмечают, что «Сокращение общественно значимых функций семьи приводит к уменьшению ее роли в обществе». Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.

15 Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть I За правильный ответ на каждое задание части 1, ставится 1 балл. Ответ задания Часть II Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом 8. Используя обществоведческие знания, укажите главную причину, которая привела к ослаблению производственной роли семьи. В чем конкретно выражается ослабление этой роли? Укажите два проявления. В ответе называется главная причина: переход к индустриальному производству, к промышленным технологиям. Проявлениями могут служить: работа супругов и взрослых детей на различных предприятиях, возможность удовлетворять бытовые потребности вне дома через сферу общественных бытовых услуг (мастерские, прачечные и т.п.). Могут быть указаны другие проявления Правильно сформулирована главная причина, корректно указаны два проявления Правильно сформулирована главная причина, указано одно проявление 2 Правильно сформулирована главная причина. 1 ИЛИ показаны одно-два проявления Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 9. Ученик М., приводя на уроке пример семьи расширенного типа, назвал семью, состоящую из взрослых и детей. Учитель посчитал этот ответ неполным. Что еще следует знать для отнесения семьи к данному типу? (укажите два критерия) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) указано, что для отнесения семьи к расширенной следует знать ее состав и характер родственных связей: входят ли в нее, помимо супругов и детей, другие родственники; 2) расширенная включает несколько поколений: бабушек, дедушек и др. Правильно указана недостающая информация 2 3

16 Правильно указан один критерий 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл Ученые отмечают, что «Сокращение общественно значимых функций семьи приводит к уменьшению ее роли в обществе». Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной в тексте мыслью; приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что в современном обществе возрастает число молодых людей, готовых и способных вести самостоятельную внесемейную жизнь, меньшее значение, чем раньше, имеет семья и в жизни пожилых людей: социальное обеспечение человека в старости все в большей степени берет на себя государство; при несогласии может быть указано, что утрачивая одни функции, семья усиливает или обретает другие (эмоциональная поддержка, досуговая функция и т.п.) семейные ценности для всех возрастных категорий остаются одними из главных. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента 2 Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент. ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены один-два аргумента Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены. ИЛИ ответ неправильный 0 Максимальный балл 2 1


Демонстрационная версия Краевой диагностической работы по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 класс, Ноябрь 2016г. Часть І Ответом к заданиям является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. 1. Какие

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Сфера политики и социального управления» Инструкция

Итоговый тест по обществознанию. 9 класс 1 вариант Часть 1. 1. Наличие в России Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ является признаком: А. верховенства закона Б. разделения властей

ДЕМОВЕРСИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 8 б КЛАССА (информационно-социальный модуль) При выполнении заданий 1-2 выберите номер правильного ответа. 1. Формирование общественных отношений стало

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 4 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Политика» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Социальные отношения» Инструкция по выполнению работы

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения диагностических тематических работ по подготовке к ГИА-9 по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (основная школа) (на 45 минут) 1. Назначение КИМ оценить уровень

2 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные

УТВЕРЖДАЮ 2016 г. Программа общеобразовательного вступительного испытания по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для поступающих по направлениям подготовки высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ 1.Понятие «экономика» первоначально означало: 1.управление сельским поместьем 2.искусство ведения домашнего хозяйства 3.натуральный обмен 4.денежное

Обществознание 9 класс Контрольная работа по теме: Политическая сфера общества Вариант 1 1. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике это 1) политический

Билет по предмету Обществознание. 10 класс. Вариант 12406 Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа содержит 25 заданий с кратким ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестации по обществознанию для обучающихся 9 класса. Демонстрационный вариант КИМ состоит из трех частей, включающих 25 заданий. На его выполнение

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Право» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Департамент образования Ярославской области Всероссийская олимпиада школьников 2015/2016 учебного года Обществознание, 9 класс, муниципальный этап Время проведения 2 часа. I тур 1. Выберите все правильные

2 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) Проект Спецификация контрольных измерительных материалов

2 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году основного государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 1. Назначение КИМ для ОГЭ оценить уровень общеобразовательной подготовки

ПРОГРАММА вступительного испытания по обществознанию для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ГИА-9 по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Право» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Политика» Инструкция по выполнению работы На выполнение

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ за курс 8 класса Цель: определение уровня подготовки обучающихся 8 классов по обществознанию. Время выполнения работы 45 минут Система оценивания отдельных заданий

Познание Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная. Научное познание. Познание и творчество. Знание и вера.

Проверочная работа по обществознанию за учебный год 9 класс Содержит разнообразные задания: тесты с выбором одного правильного ответа, задание на соответствие, задание на восстановление деформированного

Входная диагностическая работа по обществознанию в 9 классе Вариант 1 Часть 1 А1. Отношения собственности являются частью 1. Экономической сферы 2. Социальной сферы 3. Духовной сферы 4. Политической сферы

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (9 минут) 1 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (9 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ГИА-9 по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет» Требования к вступительному испытанию по

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 2 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 2 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Экономика» Инструкция по выполнению работы На выполнение

8 КЛАСС- ОТВЕТЫ Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 учебный год 8 КЛАСС ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. А1.В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Сфера политики и социального управления» Инструкция

Часть 1 Входная диагностическая работа по обществознанию 7 класс Вариант 1 А1. Возраст человека относится к 1) социальным характеристикам 2) общим характеристикам 3) биологическим характеристикам 4) потребностям

Итоговый тест. Обществознание. 9 класс При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. А1 Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует

Планируемые результаты Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 8-9 класса В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен знать/понимать социальные свойства

Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений (профиль обществознание) Задания на отборочный (дистанционный) тур 21 ноября-11 декабря 2011 года 9 класс Работа состоит

Часть А. 1. Человек от животного отличается тем, 1) Имеет природные инстинкты 2) Обладает наиболее совершенным слухом Итоговая промежуточная аттестация по обществознанию. 8 класс. 1 вариант 2. В отличие

Вариант переводной контрольной работы по обществознанию обучающихся в 8-х классах в 2015-2016 учебном году Инструкция по выполнению работы На выполнение контрольной работы по обществознанию дается 1 час

Входная диагностическая работа по обществознанию 7 класс 1 вариант Часть А A1. Человек отличается от животных тем, что он 1) использует природные материалы 2) нуждается в пище 3) осуществляет деятельность

Спецификация диагностической работы по обществознанию 1. Назначение диагностической работы Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента

Пояснительная записка Планируемые результаты освоения учебного предмета: Метапредметные результаты: познавательные анализировать реальные социальные ситуации; выбирать способы деятельности и модели поведения

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) 7-9 класс I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В результате изучения обществознания

1 Выбор по зи ций из списка Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. В стране

Рабочая программа по Обществознанию 8-9 классы (базовый уровень) Составлена учителем истории М.А. Андриановой Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения обществознания (включая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ

Обществознание. класс. Демонстрационный вариант 2 (90 минут) Обществознание. класс. Демонстрационный вариант 2 (90 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 2 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по

ТЕСТ 1 1.В узком смысле слова под обществом следует понимать: 1) территорию, имеющую определённые границы 2) социальную организацию страны 3) объединение любителей старинных книг 4) политическую организацию

Тематическая диагностическая работа по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Политика» 12 декабря 2014 года 9 класс Вариант ОБ90501 (на 45 минут) Район Город (населённый пункт) Школа Класс Фамилия

Министерство иностранных дел Российской Федерации Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением иностранного языка при постоянном представительстве России при ООН в Нью-Йорке, США Рассмотрено:

Обществознание. 9 класс. Вариант ОБ9405 2 Инструкция по выполнению работы Район. Город (населённый пункт). Школа Класс Фамилия. Имя. Отчество Диагностическая работа 2 по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (на один урок) 22

I.Планируемые результаты освоения курса В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен знать основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АНГАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» РЖД А К) ной работе. Истомина 2016 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАКЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА» с. Макеево Утверждено приказом директора _от 13.04.2015 г. 34/5 Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной

2 Принята на заседании приемной комиссии ВолгГТУ протокол 1 от 16.11.2015 Программа вступительного испытания по обществознанию в Волгоградский государственный технический университет Программа сформирована

Обществознание 9 класс Инструкция по выполнению заданий На выполнение заданий по обществознанию дается 90 минут. Бланк заданий состоит из 30 заданий различных по форме, содержанию и сложности, требующих

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска средняя общеобразовательная школа 31 Утверждено Директор С.А. Багурина Рабочая программа по обществознанию 11 класс уровень - базовый

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОГРАММА вступительного испытания по обществознанию при приёме на обучение

2. Основы конституционного строя В данном параграфе рассмотрим понятие конституционного строя, основные принципы данной формы организации государства. Разберем также понятия конституционного статуса человека

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ НАУЧИТСЯ Модуль 1. Человек. Человек в системе общественных отношений приводить примеры проявления социальной сущности человека; различать понятия «материальная культура» и «духовная культура»,

Режим военной оккупации

Военная оккупация - это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого государства и установление военной администрации на захваченной территории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.

В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупирующее государство обязано принять все меры к обеспечению порядка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя принуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь гражданских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Оккупирующая держава обязана снабжать гражданское население необходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.

В отношении гражданских лиц запрещается:

Совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;

Применять меры принуждения, физического или морального порядка, в частности, с целью получения сведений;

Применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;

Применять коллективные наказания;

Захватывать заложников;

Депортировать гражданское население с оккупированной территории.

Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обеспечивается право ее покинуть в возможно короткое время.

В процессе развития вооруженного конфликта одна из воюющих сторон может оккупировать полностью или частично территорию другой воюющей стороны.

При этом на оккупированной территории приостанавливается эффективное функционирование органов власти оккупированного государства, а административное управление переходит к военному командованию государства, оккупировавшего определенную территорию.

Однако оккупирующее государство не получает суверенных прав над оккупированными территориями и не может их аннексировать либо уступать другому государству.

Юридическое положение таких территорий определяется при окончательном мирном урегулировании.

Режим военной оккупации регламентируется правилами и обычаями войны, в частности

Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.

Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительными протоколами I и II к ним 1977 г.

Военная оккупация начинается с момента установления фактического контроля над определенной территорией и длится до утраты этою контроля над ней.

На данной территории создается оккупационная администрация, которая должна осуществлять свои функции в соответствии с нормами международного права. Оккупационная администрация обязана допускать деятельность местных судей и чиновников, но не может принудить их к этому. Оккупационные власти могут использовать для своих нужд государственные здания и сооружения, но без приобретения права собственности на них.

В отношении населения оккупированной территории должны соблюдаться основные права человека, а также права, зафиксированные в нормах права вооруженных конфликтов.

Воспрещается по каким-либо мотивам угон, а также депортирование населения оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или третьей державы.

Однако для обеспечения безопасности населения или по особо веским военным соображениям может быть произведена полная или частичная эвакуация населения определенного оккупированного района.

Оккупационные власти не могут принуждать население оккупированных территорий служить в своих вооруженных силах или вспомогательных подразделениях, а также принуждать к даче сведений об армии и оборонных средствах другого воюющего государства.

Лица старше 18 лет могут быть направлены на принудительные работы, если это необходимо для нужд оккупационной армии либо связано с деятельностью коммунальных предприятий, обеспечением населения питанием, жильем, одеждой, транспортом, медицинской помощью.

Жизнь, честь и достоинство, семейные права и религиозные убеждения должны уважаться оккупационной администрацией в отношении населения занятых территорий.

Не допускаются захват, истребление или повреждение собственности общин, церковных, благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, независимо от формы собственности. Оккупационные власти обязаны обеспечить защиту и уважение культурных ценностей (памятников архитектуры, искусства, истории, научных коллекций, архивных материалов и т.д.), находящихся под их контролем.

Реквизиция частной собственности для нужд оккупационной администрации допускается с учетом местных возможностей и при условии оплаты изъятого или выдачи соответствующей расписки. Разрушение частной собственности запрещается, кроме случаев абсолютной военной необходимости.

Военная оккупация бывает двух видов.

Во-первых, оккупация воюющей державой территории неприятеля в ходе военных действий.

Во-вторых, может быть послевоенная оккупация неприятельской территории как способ гарантирования выполнения побежденным обязательств, вытекающих из его ответственности за агрессию. Например, послевоенная оккупация Германии войсками государств антигитлеровской коалиции.

Нормы права вооруженных конфликтов распространяются на оба вида оккупации.

Средства и методы ведения военных действий

К средствам ведения военных действий относятся оружие и военная техника, используемые вооруженными силами для физического уничтожения противника и ликвидации материальной возможности оказания им сопротивления.

Методы ведения военных действий - это система специальных приемов использования указанных средств с целью достижения успеха в вооруженном конфликте.

В международно-правовой доктрине этот раздел права вооруженных конфликтов именуется «правом Гааги», поскольку основные принципы и нормы о средствах и методах ведения военных действий закреплены в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг.

Впоследствии Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 г. развили эти принципы и нормы.

Анализ обычных и конвенционных норм позволяет заключить, что средства и методы ведения военных действий могут быть запрещенными, частично запрещенными и незапрещенными.

Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., опираясь на положения Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г. и Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., устанавливает, что в случае любого вооруженного конфликта право сторон выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным;

Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания: запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде (ст. 35).

Одним из наиболее опасных видов оружия массового уничтожения является химическое оружие.

Впервые оно было применено во время первой мировой войны, когда германские войска в 1915 г. произвели газовую атаку против французской армии на реке Ипр, что дало название использовавшемуся газу - иприт.

В настоящее время согласно международному праву запрещено использование в вооруженных конфликтах как химического, так и бактериологического оружия.

Договорно-правовое запрещение применения химического оружия впервые было зафиксировано в Женевском протоколе о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.

В 1993 г. была принята Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, поставившая химическое оружие под полный запрет. Конвенция вступила в силу в 1997 г.

Самым опасным видом оружия массового уничтожения является бактериологическое оружие, которое применялось Японией против Китая в годы второй мировой войны.

Эти деяния Японии были квалифицированы как военные преступления Токийским и Хабаровским военными трибуналами.

В 1972 г. была заключена Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

Современное международное право не содержит специальных норм, которые бы запрещали применение ядерного оружия, однако Консультативное заключение Международного Суда ООН 1996 г. подтвердило это.

Вместе с тем в Заключении было подчеркнуто, что применение ядерного оружия должно быть совместимо с требованиями международного гуманитарного права.

Опыт ядерных бомбардировок ВВС США японских городов Хиросимы и Нагасаки в 1945 г. доказывает, что применение данного вида оружия несовместимо с отраслевыми принципами права вооруженных конфликтов, запрещающих использование антигуманных средств и методов ведения войны с неизбирательным эффектом.

Актуальной проблемой современного международного права является запрещение разработки и применения новых видов оружия массового уничтожения: инфразвукового, лазерного, радиологического и пр. К сожалению, эффективных запрещающих норм в этой сфере международным сообществом пока не выработано.

Что же касается обычного оружия, то применение некоторых его видов находится под запретом международного права.

Так, Петербургская декларация 1868 г. запретила использование любых снарядов весом менее 400 г, которые либо взрываются, либо начинены воспламеняющимся составом.

В 1981 г. была принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, и три протокола к ней (Протокол о запрещении применения любого оружия, ранящего необнаруживаемыми осколками;

Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств;

Протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия).

Однако Конвенция 1981 г. не смогла решить всех вопросов, связанных с использованием мин. Поэтому международное сообщество вело активную работу по полному запрещению производства, накопления и применения противопехотных мин, от которых, по данным ООН, ежегодно в мире погибают или становятся калеками более 25 тыс. человек.

В декабре 1997 г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении использования, накопления, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении.

Согласно положениям Конвенции складские запасы противопехотных мин должны быть уничтожены в течение четырех лет с момента вступления ее в силу.Украина, как известно, унаследовала от СССР огромные запасы таких мин. Кроме того, Украина была их крупным производителем. Однако с 1995 г. производство противопехотных мин в Украине было прекращено; и она приступила к уничтожению их запасов.

Право вооруженных конфликтов запрещает и определенные методы их ведения. Еще с древних времен запрещено вести войну вероломными методами. В п. 1 ст. 37 Дополнительного протокола I 1977 г. провозглашается: «Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству».

Вероломством считаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить поверить его, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту по нормам международного права с целью обмана такого доверия.

Примерами вероломства могут являться следующие действия:

Симулирование намерения вести переговоры под флагом перемирия или симулирование капитуляции;

Симулирование выхода из строя вследствие ранений или болезни;

Симулирование обладания статусом гражданского лица или некомбатанта;

Симулирование обладания статусом, предоставляющим защиту, путем использования знаков, эмблем или форменной одежды ООН, нейтральных государств или других государств, не принимающих участия в конфликте.

Военные хитрости не считаются вероломством: использование маскировки, ловушек, ложных операций, дезинформации.

Данный Протокол также подтвердил обычную норму о запрещении непредставления пощады противнику: «Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе» (ст. 40).

Право вооруженных конфликтов запрещает вести военные действия такими методами, которые бы угрожали гражданским объектам.

Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. установила запрет на бомбардировки и атаки каким бы то ни было способом незащищенных городов, селений, жилищ и строений (ст. 25).

В Дополнительном протоколе I 1977 г. также подтверждается запрет на нападения или репрессалии в отношении гражданских объектов (ст. 52).

Протокол запрещает совершение каких-либо враждебных актов, направленных против исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов. Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метола ведения войны. Недопустимо подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения (запасы продовольствия, сооружения идя снабжения питьевой водой и ее запасы, посевы, ирригационные сооружения и т.д.).

Дополнительным протоколом I запрещено использование методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью и выживанию населении.

В 1977 г. была заключена Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, которая усилила режим защиты природной среды от вредного воздействия на нее в период вооруженных конфликтов.

Согласно Дополнительному протоколу I установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, атомные электростанции), не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие установки и сооружения являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения (п. 1 ст. 56).

Необходимо отметить, что для установок и сооружений, содержащих опасные силы, введен международный специальный знак: группа из трех кругов ярко-оранжевого цвета одинакового размера, расположенных на одной оси, причем расстояние между каждым кругом должно составлять один радиус.

Знак должен быть настолько большим, насколько этого требуют обстоятельства (ст. 16 Приложения I Дополнительного протокола I).

С целью облегчения идентификации культурных ценностей также введен отличительный знак для их обозначения: щит, заостренный снизу, разделенный на четыре части синею и белого цвета.

Щит состоит из квадрата синего цвета, один из углов которого вписан в заостренную часть щита, и синего треугольника над квадратом; квадрат и треугольник разграничиваются с обеих сторон треугольниками белого цвета (ст. 16 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.).

Отличительный знак применяется троекратно для идентификации недвижимых культурных ценностей, находящихся под специальной защитой; транспортов с культурными ценностями; импровизированных укрытий. Однократное применение отличительного знака возможно для идентификации культурных ценностей, не находящихся под специальной защитой; лиц, на которых возложены функции по контролю в соответствии с Исполнительным Регламентом; персонала, предназначенного для охраны культурных ценностей.

Правовая защита гражданского населения в ходе вооруженного конфликта

Впервые попытка дать определения была предпринята в 1949 году авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под защитой этой конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Исключение составляют: а) граждане какого-либо государства. не связанного положениями указанной конвенции: б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся: в) граждане какого-либо совоюющего государства, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся: г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций, а именно: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение из состава вооруженных сил, а также военнопленные.

Таким образом, сфера действия IV Женевской конвенции 1949 года фактически ограничивается лишь теми гражданскими лицами, которые в какой-либо момент и каким-либо образом оказались в случае конфликта или оккупации во власти вражеского государства. Это ограничение было снято только в 1977 году в результате принятия Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям 1949 года.

Согласно Дополнительному протоколу 1 гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. При этом устанавливается, что гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским же лицом является любое лицо. не принадлежащее ни к одной из категорий лиц. указанных в ст. 4 А/. 1/, 2/, 3/ и 6/ III Женевской конвенции 1949 года и в ст. 43 Дополнительного протокола 1. Кроме того, в случае сомнения относительно того. является ли какое-либо лицо гражданским, оно считается таковым.

В соответствии с и. 3 ст. 50 Дополнительного протокола 1 присутствие среди гражданского населения отдельных лиц. не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Из смысла названной статьи вытекает, что гражданское население лишается своего статуса и нрава на защиту в том случае, если среди него находятся целые военные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях" (п. 3 ст.5 1).

Поскольку одной из основных правовых норм. предназначенных для защиты гражданского населения, является норма, запрещающая нападения на гражданское население, авторы Дополнительного протокола 1 выработали определение понятия..нападения", содержащееся в п. 1 ст. 49 названного документа. Согласно этому определению..нападения" означают „акты насилия в отношении противника, независимо от того, совершаются ли они при наступлении или при обороне". Пункт 2 ст. 49 устанавливает, что данные положения применяются ко всем нападениям, независимо от того. на какой территории они совершаются, включая национальную территорию стороны, участвующей в конфликте, но находящуюся под контролем противной стороны.

Необходимо особо отметить, что сфера действия положений Дополнительного протокола 1. регламентирующих общую защиту гражданского населения от последствий военных действий, включает в себя любые военные действия на суше. в воздухе или на море, которые могут причинить ущерб гражданскому населению, отдельным гражданским лицам или гражданским объектам, находящимся на суше. Она также охватывает все нападения с моря или с воздуха на объекты, находящиеся на суше, не затрагивая каким-либо образом нормы международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов на море или в воздухе.

Конкретно говоря, правовой защитой от последствий военных действий, соответствующей статусу гражданского населения. согласно Дополнительному протоколу 1 пользуются такие категории лиц, как..раненые и больные", ..потерпевшие кораблекрушение", „лица, вышедшие из строя", при условии, если они воздерживаются от враждебных действий. Аналогичной защитой пользуются также..медицинский персонал", ..духовный персонал", персонал, участвующий в операциях по оказанию помощи: персонал организаций гражданской обороны; женщины и дети: наконец, журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженною конфликта.

IV Женевская конвенция 1949 года существенно расширила круг обязанностей властей оккупирующей державы в отношении гражданского населения в целях предотвращения массовых и грубых нарушений нрав человека в условиях вооруженного конфликта. Следует отметить, что IV Гаагская конвенция 1907 года вообще уделяет больше внимания защите имущества гражданских лиц, а не их самих: из 14 статей, составляющих III раздел этой конвенции, посвященный режиму военной оккупации. 8 статей относятся к защите общественной и частной собственности, в то время как из 32 статей ч. III ..Оккупированные территории" раздела III в IV Женевской конвенции 1949 года только 2 статьи касаются собственности.

Защита основных нрав гражданскою населения и отдельных гражданских лиц от произвола властей оккупирующей державы обеспечивается в IV Женевской конвенции 1949 года путем нормативного закрепления соответствующих обязательств государств как субъектов международного права.

Так. в целях создания и поддержания нормальных условий жизни гражданского населения ст. 55 IV Женевской конвенции 1949 года налагает на оккупирующую державу обязательство при помощи всех имеющихся в се распоряжении средств осуществлять снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами, в частности, в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны. Оккупирующая держава может реквизировать съестные припасы иди другие предметы, а также санитарные материалы. находящиеся на оккупированной территории, только для оккупационных войск и для администрации и только с учетом нужд гражданского населения. Державы-покровительницы имеют право во всякое время беспрепятственно проверить состояние продовольственного снабжения на оккупированной территории.

Статья 69 Дополнительного протокола 1 дополняет положения ст. 55, налагая на оккупирующую державу обязанность, в максимально возможной степени используя имеющиеся у нее средства и без какого-либо неблагоприятного различия. также снабжать население одеждой, постельными принадлежностями. средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания гражданского населения оккупированной территории, а также предметами, необходимыми для отправления религиозных обрядов. Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, кроме оккупированной территории, говорится в ст. 70 Дополнительного протокола 1. недостаточно обеспечивается запасами, упомянутыми в ст. 69. то проводятся операции но оказанию помощи. При распределении поставок помощи приоритет отдается таким лицам из числа гражданского населения. как дети, беременные женщины, роженицы, кормящие матери.

IV Женевская конвенция 1949 года определяет статус покровительствуемых лиц и устанавливает правила обращения с ними. В ч. 1 разд. III содержатся положения, общие для территорий сторон, находящихся в конфликте, и для оккупированных территорий. Ст. 27. в частности, устанавливает, что покровительствуемые лица имеют право при любых обстоятельствах на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений и обрядов, привычек и обычаев. Так, в отношении гражданских лиц, в частности, запрещается:

Совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления (ст. 27) :

Насиловать, принуждать к проституции женщин или в какой-либо другой форме покушаться на их честь и нравственность (ст. 27) :

Применять меры принуждения физического или морального порядка, в частности с целью получения сведений (ст. 31):

Принятие каких-либо мер. могущих причинить покровительствуемым лицам физические страдания или привести к их смерти: это запрещение относится не только к убийствам, пыткам, телесным наказаниям, увечьям и медицинским или научным опытам, которые не вызываются необходимостью врачебного лечения, но равным образом ко всякому другому грубому насилию со стороны представителей гражданских или военных властей (ст. 32) :

Наказание лица за правонарушение, которого оно не совершало (ст. 33) :

коллективные наказания (ст. 33):

репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества (ст. 33) :

Взятие заложников (ст. 34) .

Вместе с тем стороны, находящиеся в конфликте, могут принимать в отношении этих лиц такие меры контроля или меры обеспечения безопасности, которые могут оказаться необходимыми вследствие вооруженного конфликта.

В соответствии со ст. 38

31. Понятие военной оккупации

На основании гл. 3 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны под военной оккупацией подразумеваются действия, которые носят временный характер, применяются только в ходе военных действий. Также на оккупированную территорию будет распространяться суверенитет того государства, которому она принадлежит, т. е. военная оккупация не влечет возникновения права на суверенитет оккупирующего государства; оккупация порождает прекращение деятельности правительства государства, суверенитет которого распространяется на занятую территорию, а административная власть осуществляется высшими командными инстанциями воинских формирований на основании норм международного права.

Покровительствуемые лица, находящиеся на оккупированной территории, не могут быть лишены прав и преимуществ настоящей Конвенции на основании ее оккупации ни в силу соглашения, заключенного между властями оккупированной территории и оккупирующей державы, ни в силу аннексии оккупирующей державой всей или части оккупированной территории.

Вышеуказанные лица, не являющиеся гражданами державы, территория которой оккупирована, имеют право покинуть эту территорию. Решение по этому вопросу должно приниматься в соответствии с процедурой, которую установит оккупирующая держава.

Воспрещаются угон и депортирование покровительствуемых лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы либо на территорию любого другого государства.

Оккупирующая держава может произвести полную или частичную эвакуацию населения отдельного оккупированного района, если этого требует безопасность населения или особо веские соображения военного характера. Покровительствуемые лица в данной ситуации могут быть перемещены только в глубь оккупированной территории, если это возможно.

Эвакуированное население будет помещено обратно в свои дома немедленно после того, как боевые операции в этом районе будут закончены.

Оккупирующая держава при перемещении или эвакуации должна обеспечить покровительствуемым лицам надлежащие помещения; перемещения производятся в удовлетворительных условиях с точки зрения безопасности, гигиены, здоровья и питания.

Члены одной семьи не могут быть разлучены. Как только перемещение или эвакуация подойдут к своему логическому завершению, об этом сообщается державе-покровительнице.

Оккупирующая держава не может задерживать покровительствуемых лиц в районе, особенно если он подвергается опасностям войны, если требуется безопасность населения или имеются соображения военного характера. Оккупирующая держава не имеет права депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию.

Оккупирующая держава может при содействии национальных и местных властей оказывать разного рода помощь учреждениям, которым поручено попечение и воспитание детей, для того, чтобы их работа протекала успешно.

Оккупирующая держава не сможет принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных или вспомогательных силах. Любое давление или пропаганда в пользу добровольного поступления в армию строго воспрещается. Направление на принудительную работу может осуществляться только тех покровительствуемых лиц, которым больше 18 лет, и на работу, необходимую либо для нужд оккупационной армии, либо на работу, связанную с коммунальными предприятиями, питанием, жилищем, одеждой, транспортом и здоровьем населения занятой местности.

Покровительствуемых лиц нельзя заставлять выполнять какую-либо работу, которая вынуждала бы их принимать участие в военных операциях.

32. Гражданская оборона на оккупированных территориях

Согласно Дополнительному протоколу I от 8 июня 1977 г. к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, гражданская оборона – это выполнение определенных гуманитарных задач (по оповещению, эвакуации, предоставлению убежища и их устройству, проведению мероприятий по светомаскировке, проведению спасательных работ, медицинского обслуживания, борьбе с пожарами, обнаружению и обозначения опасных районов и т. д.), которые направлены на:

1) защиту гражданского населения от опасностей;

2) оказание помощи гражданскому населению в устранении последствий военных действий или бедствий;

3) создание условий, необходимых для выживания гражданского населения.

В соответствии с положениями настоящего Протокола гражданские организации гражданской обороны и их персонал обладают правом на уважение и защиту, а также на осуществление порученных им задач по гражданской обороне. Исключением являются случаи настоятельной военной необходимости.

Под организациями гражданской обороны следует понимать все учреждения и иные единицы, либо уполномоченные на то компетентными властями конфликтующей стороны выполнять любую из вышеупомянутых задач, предназначенных и используемых исключительно для их выполнения.

Персонал организаций гражданской обороны – это назначенные конфликтующей стороной лица для выполнения задач, связанных с оповещением, эвакуацией, предоставлением убежищ и их устройством, проведением мероприятий по светомаскировке, проведением спасательных работ и медицинского обслуживания и т. д., включая персонал, который назначается компетентными властями конфликтующей стороны исключительно для управления этими организациями.

Под общую защиту гражданских объектов подпадают все здания и материальная часть, которые используются в целях гражданской обороны, и убежища, предназначенные и предоставляемые для гражданского населения. Под материальной частью организаций гражданской обороны подразумевается любое оборудование, материалы и транспортные средства, применяемые этими организациями для выполнения всех гуманитарных задач гражданской обороны. Объекты, предназначенные для целей гражданской обороны, не должны быть уничтожены либо использованы не по назначению.

На территориях государств-оккупантов гражданские организации гражданской обороны получают от властей помощь, которая необходима им для осуществления задач. Персонал гражданских организаций не должен подвергаться принуждению к осуществлению деятельности, затрудняющей выполнение ими гуманитарных задач. Держава-оккупант не вправе вносить никаких изменений в структуру этих организаций или его персонала, тем более если эти изменения могут поставить под угрозу эффективность выполнения их задач.

Держава-оккупант не может заставлять, принуждать или побуждать гражданские организации гражданской обороны к выполнению поставленных перед ними гуманитарных задач так, чтобы это отрицательно сказалось на интересах гражданского населения.

Государство-оккупант не имеет право на изменение прямого назначения зданий или материальной части, которые принадлежат этим организациям либо используются ими, но в то же время оккупирующая держава может реквизировать либо изменять назначение этих ресурсов при наличии следующих условий :

1) здания или материальная часть необходимы для иных нужд гражданского населения;

2) реквизиция или перемена назначения осуществляется до тех пор, пока существует эта необходимость.

Держава-оккупант не имеет права ни изменять прямого назначения, ни реквизировать убежища, которые предназначены для использования гражданским населением.

33. Управление оккупированной территорией

В соответствии с гл. 3 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны любое уничтожение оккупирующей державой движимого или недвижимого имущества, представляющего собой индивидуальную или коллективную собственность частных лиц или государства, общин, общественных или кооперативных организаций, которое не является необходимым для военных операций, воспрещается.

Оккупирующая держава не имеет права изменять статус должностных лиц или судей на оккупированных ею территориях, применять к ним санкции, другие меры принуждения или проводить дискриминацию по отношению к ним, потому что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображениям совести, но не затрагивается право оккупирующей державы снимать должностных лиц с занимаемых ими постов.

В обязанности оккупирующей державы входит за счет всех имеющихся у нее средств обеспечение и поддержка при содействии национальных и местных властей деятельности санитарных и больничных учреждений и служб, здравоохранения и общественной гигиены на оккупированной территории. Она должна принимать и применять профилактические и превентивные меры, необходимые для борьбы с распространением заразных заболеваний и эпидемий.

Оккупирующая держава может позволить служителям культа оказывать духовную помощь своим единоверцам; принимать посылки, содержащие книги и предметы.

При условии соблюдения временных мер, вводимых оккупирующей державой в порядке исключения по соображениям безопасности чрезвычайного характера, признанные национальные общества Красного Креста (Красный Полумесяц, Красный Лев и Солнце) смогут продолжать заниматься деятельностью, отвечающей принципам Красного Креста. Другим обществам по оказанию помощи будет разрешено продолжать свою гуманитарную деятельность на тех же условиях; оккупирующая держава не может требовать изменений в персонале или структуре этих обществ, если это нанесет ущерб вышеозначенной деятельности.

Данные принципы применяются к деятельности и персоналу специальных организаций невоенного характера для обеспечения условий жизни гражданского населения путем поддержания основных общественно полезных служб, распределения помощи и организации спасения.

Уголовное законодательство на оккупированной территории остается в силе. В исключительных случаях оно может быть отменено или приостановлено оккупирующей державой, если будет представлять угрозу безопасности оккупирующей державы или препятствовать применению настоящей Конвенции. При необходимости обеспечения эффективного отправления правосудия судебные органы оккупированной территории продолжают исполнять свои функции при всех правонарушениях, предусмотренных этим законодательством.

Оккупирующая держава может подчинить население действию постановлений, необходимых для выполнения ее обязательств, поддержания нормального управления территорией и обеспечения безопасности оккупирующей державы, личного состава и имущества оккупационных войск или администрации, а также используемых ею объектов и коммуникационных линий.

Издаваемые оккупирующей державой постановления, предусматривающие уголовную ответственность, вступают в силу только после публикации и доведения до сведения населения на его языке. Действие этих обязательных постановлений не должно иметь обратной силы.

При нарушении постановлений, предусматривающих уголовную ответственность, оккупирующая держава может предать обвиняемых военным судам с условием их нахождения на оккупированной территории. Суды второй инстанции будут заседать преимущественно в оккупированной стране.

34. Правовое положение населения оккупированной территории

Правовое положение населения оккупированной территории регулируется положениями Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны.

Лица, находящиеся под контролем держав-покровительниц, осуществляющие охрану конфликтующих сторон и не являющиеся гражданами державы, чья территория оккупирована, вправе покинуть эту территорию.

Запрещено угонять и депортировать покровительствуемых лиц с территории, находящейся в оккупации, на территорию оккупирующей державы. Но несмотря на это, оккупирующая держава может осуществить эвакуацию какого-либо определенного оккупированного района, если это необходимо для безопасности населения.

Производя эвакуацию или какие-либо перемещения, оккупирующая держава обязана обеспечить лицам, находившимся под покровительством, надлежащие помещения. Строительство этих помещений должно происходить в условиях, соответствующих правилам безопасности, гигиены, здоровья и питания.

Недопустима разлука членов одной и той же семьи.

Держава-оккупант не вправе:

1) задерживать лиц, находящихся под покровительством в районе, если этого не требует безопасность населения;

2) депортировать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию;

3) затруднять применение преференциальных мер в отношении питания, медицинского ухода, защиты от действия войны, принятых до оккупации по отношению к нижеперечисленным лицам:

а) детям, не достигшим 15 лет;

б) беременным женщинам;

в) матерям, имеющим детей в возрасте до 7 лет;

4) принуждать покровительствуемых лиц нести службу в ее вооруженных или вспомогательных силах;

5) заставлять выполнять работу, вынуждающую принимать участие в военных операциях;

6) изменять статус должностных лиц или судей, находившихся на оккупированных территориях, либо применять к ним санкции.

Держава-оккупант обязана:

1) при помощи национальных и местных властей оказывать содействие учреждениям, осуществляющим попечение и воспитание детей, для успешного хода их работы;

2) обеспечить гражданскому населению гуманитарную помощь в виде продовольствия и санитарных материалов и иных предметов;

3) принимать посылки с книгами и предметами, которые необходимы для удовлетворения религиозных требований;

4) разрешать открытый провоз посылок и гарантировать их охрану.

Держава, которая предоставляет свободный провоз посылок на оккупированную территорию стороной-оккупантом, имеет право просматривать их и регулировать их провоз.

Гуманитарная помощь не освобождает державу-оккупанта от ответственности.

Держава-оккупант не вправе придавать грузам помощи иное назначение. Исключением являются случаи срочной необходимости в интересах населения оккупированной территории.

Распределение грузов помощи осуществляется при содействии и под контролем покровительствующей державы.

Гуманитарная помощь освобождается на оккупированной территории от сборов, налогов или таможенных пошлин. Исключением являются случаи, когда сборы, налоги и таможенные пошлины необходимы в интересах экономики оккупированной территории. Держава-оккупант обязана обеспечить осуществление быстрого распределения гуманитарных грузов.

Договаривающиеся стороны обязаны разрешать бесплатный провоз и транспортировку грузов помощи, которые следуют на оккупированные территории.

Покровительствующая держава вправе осуществлять проверку:

1) состояния продовольственного снабжения;

2) состояния снабжения санитарными материалами на оккупированной территории.

35. Понятие нейтралитета

Нейтралитет является одним из древнейших институтов права войны. Однако в современном международном праве он обрел ряд новых черт. Как институт международного гуманитарного права он рассматривается прежде всего в качестве инструмента, призванного защитить население государства от бедствий, связанных с вооруженным конфликтом.

Во время войны обязанность нейтрального государства состоит в воздержании от оказания активной помощи любой воюющей стороне и в соблюдении единых стандартов в отношениях с ними. Нейтральное государство не обязано прекращать торговлю с воюющими странами, в т. ч. и военными материалами.

При введении санкций ограничения торговли они должны в равной мере относиться ко всем сторонам военного конфликта.

Нейтральным государствам на своей территории запрещается иметь вербовочные пункты воюющих сторон, но запрещать своим гражданам добровольно вступать в их вооруженные силы они не могут. При необходимой самообороне военные действия нейтрального государства не рассматриваются как враждебный акт.

В случае войны на море встают две основные проблемы в связи с нейтралитетом:

1) права воюющих государств в отношении морской торговли нейтрального государства;

2) права нейтрального государства в отношении судов воюющих сторон, находящихся в пределах его юрисдикции.

При вооруженных конфликтах на море может применяться морская блокада. Морской блокада – изоляция портов или береговой линии противника. Блокада должна быть эффективной, способной реально воспрепятствовать проходу судов. Нейтральные суда при приближении к зоне блокады могут быть досмотрены, а в случае нарушения блокады захвачены.

На морскую акваторию также распространяется режим, общий для всей территории государства. Если речь идет о территориальном море нейтрального государства, то оно не может быть театром военных действий. В случае захода преследуемого военного корабля противника в воды нейтрального государства преследование приостанавливается.

Специальных конвенций о ведении военных действий в воздушном пространстве нет. Сторонами военного конфликта обязательно должна уважаться неприкосновенность воздушного пространства нейтрального государства. В случае входа самолета воюющего государства в воздушное пространство нейтрального государства последнее обязано принять имеющиеся в его распоряжении меры для удаления его или принуждения его к посадке с последующим интернированием находящихся на его борту лиц. Интернирование применяется и в случае вынужденной посадки. Также подобранный нейтральным кораблем в открытом море экипаж потерпевшего аварию самолета подлежит интернированию.

Нейтральное государство не может осуществлять поставки авиационной техники воюющим государствам, однако оно не обязано запрещать данные поставки частным фирмам.

Контроль воюющих государств в отношении гражданской авиации нейтральных государств аналогичен тому, который осуществляется в отношении нейтральных морских судов.

Гражданскому самолету может быть предложено приземлиться для проверки. Самолет может быть конфискован, если он занят деятельностью, не совместимой с нейтралитетом.

Находящиеся на территории воюющего государства граждане нейтрального государства в соответствии с международным гуманитарным правом не могут претендовать на особые привилегии по сравнению с местным населением. Следует учесть возможность их дипломатической защиты со стороны нейтрального государства.

На основе своего внутреннего законодательства некоторые государства являются постоянно нейтральными и признаны в качестве таковых другими странами: Швейцария, Австрия и Мальта. О своем нейтралитете объявили Молдавия и Туркменистан.

36. Нейтралитет в сухопутной войне

Под нейтралитетом следует понимать правовое положение государств, при котором они не принимают участия в военных действиях либо военных конфликтах и не предоставляют какой-либо непосредственной помощи конфликтующим сторонам.

На основании положений Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны от 18 октября 1907 г. территория нейтральных держав неприкосновенна, кроме этого, конфликтующим сторонам запрещается :

1) проводить через территорию нейтральной державы свои вооруженные силы либо обозы с военными или съестными припасами;

2) располагать на территории нейтральной державы станции беспроволочного телеграфа и любые приспособления, которые предназначены для сообщения с воюющими как на море, так и на суше;

3) эксплуатировать указанные выше сооружения, установленные ими перед началом военных действий на территории нейтральной державы с целью военного применения;

4) формировать на территории нейтральной державы в пользу конфликтующих сторон военные отряды и открывать учреждения для осуществления вербовки.

Нейтральная держава не обязана чинить препятствия осуществлению вывоза либо транзиту за счет того или другого оружия или военных припасов, которые могут быть пригодны армии или флоту.

Держава, не принимающая участия в военных действиях, обязана:

1) применять меры запрещающего или ограничивающего характера к пользованию в интересах конфликтующих сторон как телеграфными, телефонными кабелями, аппаратами беспроволочного телеграфа, которые являются либо ее собственностью, либо собственностью компании или частных лиц;

2) применять меры карательного характера к тем действиям конфликтующих сторон, которые противоречат нейтралитету, но только тогда, когда эти действия совершены на ее собственной территории.

Держава, не участвующая в военных действиях, должна следить за выполнением этих обязанностей компаниями, частными лицами, собственниками телеграфных или телефонных кабелей или аппаратов беспроволочного телеграфа.

Нейтральной державе не может быть запрещено отражение вооруженными силами покушений на ее нейтралитет, кроме этого, если оно приняло на свою территорию войска, которые принадлежат воюющим армиям, то оно обязано расположить их подальше от театра войны. Нейтральное государство вправе:

2) подвергать их заключению в крепостях либо в приспособленных для этой цели местах;

3) принимать решения по вопросам сохранения за офицерами свободы, а именно под честное слово не покидать нейтральную территорию без дозволения;

4) разрешать проведение операций, связанных с перевозкой по своей территории раненых и больных, которые принадлежат воюющим армиям, но с обязательным условием, чтобы перевозящие их поезда не перевозили бы ни войск, ни военных припасов.

Доставленные раненые и больные, принадлежащие воюющим армиям, согласно вышеуказанным условиям на нейтральную территорию одним из воюющих, должны содержаться этой державой так, чтобы они заново не могли принять участие в военных действиях. Такие же правила применяются и к раненым и больным, которые принадлежат другим армиям, или вверенным ее попечению.

Нейтральная держава должна принять на себя все расходы по содержанию водворенных. Указанные расходы подлежат возмещению при заключении мира.

Держава, не принимающая участия в военном конфликте, которая приняла бежавших военнопленных, должна оставлять их на свободе, а если она разрешает остаться им на своей территории, то тогда это государство обязано определить местопребывание этих лиц.

Такое же правило применяется и к военнопленным, приведенным войсками, ищущим убежища на территории нейтральной державы.