Функциональное разделение управленческого труда. Разделение управленческого труда

управление менеджмент адаптивность разделение

Организационный процесс заключается в создании структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать для достижения поставленных целей. Он имеет два основных аспекта:

1) деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям;

2) взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач.

Организационная структура управления - это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления . Структура управления определяется составляющими ее звеньями и иерархическими ступенями управления. Она должна обеспечивать единство устойчивых связей между составляющими и надежное функционирование системы в целом.

По содержанию выделяемые элементы представляют собой отношения между определённого вида субъектами, к которым относятся люди, группы людей, производственные структуры и структуры государства, наделенные полномочиями представлять интересы в обществе. Отношения субъектов деятельности следует признать в качестве реальной и объективно существующей компоненты менеджмента, отражающей состояние субъекта и объекта управления в равной степени. По своей природе они составляют предмет деятельности менеджера, а в совокупности - его предметную область.

Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям (взаимоотношениям, коммуникациям), которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи (связи кооперации и координации равноправных звеньев управления) носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Они должны способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений компании при решении появляющихся между ними проблем.

Вертикальные связи (субординационные, иерархические) возникают между руководством и подчинением, они необходимы при иерархичности управления, т.е. наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

Одна из проблем менеджмента - это повышение результативности труда управляющих. При формировании организационной структуры особую значимость приобретает вопрос о том, как разделить деятельность сотрудников организации по горизонтали, т.е. определить, какие проблемы должна решать каждая структурная единица. Другой задачей построения организации является деление работ по вертикали.

Решается эта проблема прежде всего на основе разделения труда менеджеров, то есть специализации управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничении полномочий, прав и ответственности как при вертикальных, так и при горизонтальных связях.

Структурное разделение управленческого труда исходит из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сфера деятельности, отраслевая, территориальная специфика. В силу разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. Можно выделить общие черты, касающиеся вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Разделение на горизонтальном уровне основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Соответственно, в аппарате управления появляются специалисты, занимающиеся своими конкретными вопросами. На каждом уровне управления предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Более глубокое разделение предполагается по основным подсистемам предприятия (персонал, НИОКР, маркетинг, производство, финансы).

Если учитывать виды и сложность выполняемых работ, то можно выделить руководителей (принятие решений, организация их реализации), специалистов (проектирование и разработка вариантов решений), служащих (информационное обеспечение процесса).

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления - низового, среднего и высшего.

К низовому уровню управления относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

Средний уровень (50-60% численности управленческого персонала) включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Высший уровень (3-7%) - администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.

Средство, при помощи которого руководство устанавливает отношения между вертикальными уровнями полномочий, является делегирование.

Делегирование - это передача решений задач управления и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение на основе использования полученных полномочий . Под полномочиями понимают ограниченное право работника использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников как выполнение определенных, делегированных ему управленческих задач, а под ответственностью - обязательство выполнять эти задачи. Полномочия могут рассматриваться как право перераспределять должностные обязанности среди подчиненных и удостоверяться в их профессионализме. Делегирование осуществляется на том основании, что дело профессиональнее знает тот работник, который им непосредственно занимается.

При делегировании осуществляется передача только полномочий, а не ответственности. Руководитель, который должен решить какую-либо задачу, не обязан выполнять ее лично, но именно он является ответственным за удовлетворительное завершение работы.

Делегирование полномочий позволяет подчиненным максимально продуктивно использовать имеющиеся у них знания, способности и опыт.

Чтобы делегирование было действенным и эффективным, необходимо соответствие между полномочиями и ответственностью, т.е. руководство должно передать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые он принял на себя ответственность. Это определяет суть принципа соответствия. Следовательно, работник может принимать ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу делегированных ему полномочий.

Эффективность процесса делегирования полномочий в управлении определяется разумным сочетанием целей организации, интересов делегатора и получателя. Для того чтобы достичь главных целей организации, ее руководство должно обоснованно осуществлять процесс делегирования функций, задач и полномочий управленческому персоналу, поскольку управленческие функции всегда взаимосвязаны и неэффективное делегирование со стороны руководства создает новые проблемы для выполнения любой последующей функции.

Делегирование будет эффективным только в том случае, если будут учитываться все его составляющие факторы, как со стороны делегатора полномочий, так и со стороны лица, получающего эти полномочия. Факторы эффективного делегирования сгруппированы в табл. 3.1.

В табл. 3.1 представлен достаточно обширный перечень факторов успешного делегирования, следуя которому можно достичь эффективной работы как структурных управленческих звеньев, так и организации в целом . Но, несмотря на это, метод делегирования наталкивается, как утверждают психологи, на большой подводный камень - организационно-психологический барьер, т. е. на личностные особенности людей (как делегатора, так и получателя полномочий). Однако положительная практика показывает: даже средний сотрудник, получив большую самостоятельность, работает с большей отдачей.

Таблица 3.1

Составляющие факторы эффективного делегирования

Со стороны делегатора полномочий

Со стороны получателя полномочий

* делегирование ясно сформированных функций, задач и проектов;

* установление четкой поддержки и обратной связи;

* осуществление делегирования доверенным и компетентным лицам;

* осуществление делегирования обязанностей с ориентацией на рост карьеры получателя;

* определение четких конечных результатов деятельности получателя;

* формирование чувства взаимного сотрудничества;

* осуществление контроля за трудовыми процессами и сферой ответственности;

* предоставление получателю полномочий возможности повышать свою квалификацию

* самостоятельное профессиональное выполнение делегируемой деятельности;

* своевременное и обстоятельное информирование делегатора о нестандартных ситуациях (событиях);

* постоянное повышение квалификационного уровня;

* формирование эффективного стиля управления;

* обеспечение гармоничного распределения обязанностей и ответственности между исполнителями;

* исключение возможности злоупотребления полученными полномочиями;

* исключение обратного делегирования (кроме экстремальных ситуаций)

Другим аспектом эффективного функционального разделения труда можно назвать степень централизации и децентрализации управления.

Обычно под централизацией принято понимать концентрацию (сосредоточение) властных функций принятия управленческих решений на верхнем иерархическом уровне руководства организацией . Централизация позволяет более эффективно осуществлять координацию и контроль деятельности структурных подразделений по реализации стратегической политики организации в целом. Кроме того, централизация управления позволяет эффективно использовать технико-технологические, материальные и кадровые ресурсы, необходимые для решения целей организации.

Помимо отмеченных преимуществ, централизация управления имеет и свои недостатки. Так, к недостаткам относятся:

Подавление творческой инициативы персонала в решении производственных задач организации;

Снижение оперативности управления;

Снижение возможностей адаптации персонала к новым условиям работы.

Целевое назначение же децентрализации управления заключается в том, что руководитель снижает степень своей рабочей нагрузки путем передачи ее части своим работникам и таким образом развивает творческую инициативу на нижнем уровне управления. Одним словом, децентрализация способствует обеспечению оперативности и гибкости принятия управленческих решений и моральной удовлетворенности подчиненных. Кроме того, децентрализация обеспечивает высокую адаптивность организации к новым условиям, уменьшает объем управленческих задач и упрощает их решение.

К недостаткам децентрализации следует отнести:

Ослабление контроля и единства в действиях;

Проявление свойств эмерджентности;

Тенденцию к обособлению структурных звеньев.

Следуя принципу оптимизации, руководитель должен дать ответы на весьма важные вопросы по соотношению функций, прав и ответственности между руководством и коллективом (централизацией и децентрализацией), поддержанию постоянного баланса между ними (золотой середины). Принцип оптимизации находит свое выражение в любой системе управления независимо от избранных критериев оптимальности и ограничений.

Результативность разделения труда в современном менеджменте также зависит от оптимального распределения ролей в функциональной группе. Часто рабочие команды формируются на основе профессиональных и личностных качеств сотрудников без учета их взаимодополняемости. Однако одним из главных условий успешной работы команды является сбалансированность ее состава. Это означает, что отбор в команду следует проводить с учетом разнообразия опыта, знаний и умений потенциальных сотрудников, что предполагает разнообразие подходов к решению задач в зависимости от сложившихся ситуаций. Хорошая команда начинается с хорошего отбора.

Современные исследования дают возможность понять, почему некоторые команды функционируют успешно, а другие терпят неудачу. Это связано с распределением ролей в команде.

Задача руководства состоит в оптимальном размещении ролей среди работников, что повышает отдачу работников.

В основе функциональной структуры управления лежит принцип полного распорядительства: выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений.

В определенной степени способствуют ликвидации недостатков линейной и функциональной организационных структур так называемые линейно-штабная и линейно-функциональная структуры управления, предусматривающие функциональное разделение управленческого труда в подразделениях разных уровней при сочетании линейного и функционального принципов управления. В этом случае функциональные подразделения могут проводить свои решения через линейных руководителей (в условиях линейно-штабной структуры) либо в пределах делегированных специальных полномочий доводить до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне (в условиях линейно-функциональной структуры управления).

Дальнейшее разделение труда внутри каждой профессиональной группы, связано с неодинаковой сложностью выполняемых работ и, следовательно, с разными требованиями, предъявляемыми к уровню квалификации работника. Выражением квалификационного разделения труда служит распределение работ и работников по разрядам, служащих -- по должностям.

Малое частное предприятие ООО «ЮМА» является обществом с ограниченной ответственностью. Внутренняя среда организации - это часть общего окружения, которая находится в рамках организации. Она оказывает непосредственное воздействие на функционирование организации и состоит из нескольких элементов, каждый из которых включает в себя набор ключевых процессов и элементов организации, определяющих ее потенциал и возможности. Организационная структура управления ООО «ЮМА» представлена на рис 3.1.

Рис. 3. 1.

Во главе ООО «ЮМА» находится совет учредителей, состоящий из учредителей предприятия. Он является координационным и управляющим центром и осуществляет руководство над предприятием.

Директор является главным менеджером организации. Он несет персональную ответственность за положение дел на предприятии, отвечает за подбор и расстановку кадров на предприятии и отчитывается перед учредителями.

Заместитель директора ведет учет и управление над производственными затратами, контролирует изменения в фактической себестоимости продукции. Он осуществляет внедрение новых и совершенствует действующие технологические процессы, контролирует качество продукции и соблюдение технологии. Следит за выполнением всех работ по обеспечению бесперебойной эксплуатации, обслуживания и ремонта механического и энергетического оборудования цеха, осуществляет техническое руководство, разрабатывает оперативно-календарные планы производства продукции. Заместитель директора курирует сбыт произведенной продукции и отвечает за поставки сырья.

Вместе с директором они руководят и отвечают за состояние работ, психологический климат в коллективе и за результаты всех видов его производственно-хозяйственной деятельности. Они распределяют работу, контролируют соблюдение технологической и трудовой дисциплины и обеспечивают достижение высоких конечных показателей.

На предприятии ООО «ЮМА» функции отдела маркетинга исполняет заместитель директора. Он непосредственно назначает окончательную цену на произведенный продукт, находит каналы его сбыта, принимает участие в разработках стратегии по привлечению потребителей и обеспечению конкурентных преимуществ товара.

Столяры, разнорабочие, водитель непосредственно участвуют в производственном процессе.

На основе данных произведен анализ результативности функционального разделения труда в системе менеджмента. На предприятии ООО «ЮМА» большое внимание уделяется подбору и расстановке кадров, т. к. для организации важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач, достижения целей организации.

Небольшое количество производственных рабочих обуславливает необходимость наличия у них универсальных умений. В то же время в небольшом коллективе лучше развито чувство товарищества, взаимовыручки. Необходимое внимание обращается на повышение квалификации работников предприятия независимо от занимаемой должности, что положительно сказывается на результатах работы.

Охрана труда на предприятии поддерживается на должном уровне: своевременно производятся инструктажи по технике безопасности с персоналом организации, приспособления и оборудование содержатся в работоспособном состоянии, персоналом организации предпринимаются меры, направленные на постоянное повышение культуры производства - все это обеспечивает высокую степень безопасности труда и минимизирует травматизм на производстве.

На рассматриваемом предприятии достаточно хорошо реализуется оперативное, краткосрочное планирование, но не существует ярко выраженного, документально закрепленного долгосрочного, стратегического, что неприемлемо в условиях постоянно меняющейся рыночной среды. Данный фактор, несомненно, оказывает отрицательное воздействие на формирование экономических результатов деятельности предприятия.

Что касается функции организации, то организационная структура достаточно точно соответствует ее целям и задачам

Также хочется отметить недостатки фирмы в плане отсутствия отдела маркетинга, функции которого возложены на заместителя руководителя, который и без того обладает достаточно широким кругом должностных обязанностей.

В силу того, что основной объем реализуемого товара (до 90%) приобретается одним оптовым покупателем, больших проблем, связанных с поиском каналов сбыта оставшейся части оконных блоков, не возникает. Однако, данное распределение всего объема произведенной продукции таит в себе угрозу больших финансовых потерь в случае отказа основного клиента от покупки товара. В этом смысле, видится более перспективным налаживание устойчивых связей с большим количеством оптовиков для страхования своей предпринимательской деятельности от неблагополучных колебаний конъюнктуры на спрос этого товара.

Положение дел в рекламе продукции также неудовлетворительно. Несмотря на то, что продукция уже пользуется определенным устойчивым спросом, данный показатель можно увеличить, если грамотно провести рекламную компанию продукта, и увеличит тем самым информированность и заинтересованность в нем покупателей.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать определенные выводы о выявленных "сильных" и "слабых" сторонах организации.

"Сильными" сторонами организации являются:

1) прекрасная компетентность руководителей и исполнителей;

2) хорошая репутация у покупателей;

3) прогрессивная технология работ;

4) низкая себестоимость;

5) широкая сеть распространения товара;

6) наличие инновационных способностей и возможностей их реализации.

К "слабым" сторонам организации можно отнести:

1) отсутствие ясных стратегических направлений;

2) узкая номенклатура выпускаемой продукции.

Угрозами для предприятия могут выступить следующие факторы:

1) возможность появления новых конкурентов;

2) рост продаж замещающих продуктов;

3) возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;

4) изменение потребностей и вкусов покупателей;

5) неблагоприятная политика правительства.

Выводы по проведенному анализу результативности функционального разделения труда в системе менеджмента ООО «ЮМА» представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Анализ результативности функционального разделения труда в системе менеджмента ООО «ЮМА»

Характеристика

1. Идея подхода

Создание новых объектов и структур в соответствии с требованиями рынка

2. Форма организационной структуры фирмы

Матричная

3. Уровень новизны (преемственности) организационной и производственной структур фирмы

4. Состояние основных материальных активов

5. Принцип формирования штатного расписания

По параметрам выхода (целевой подсистемы) фирмы, задачам и функциям

6. Удельный вес высококвалифицированных менеджеров и специалистов

7. Эффективность и устойчивость функционирования фирмы

8. Конкурентоспособность фирмы

9. Глубина и качество маркетинговых исследований

Незначительные

10. Степень удовлетворения рыночной потребности в данной продукции

11. Технический подход к совершенствованию продукции

На основе прогрессивной технологии работ и создания новой продукции

12. База сравнения при планировании обновления продукции

Опережающая база сравнения, ориентированная на обеспечение конкурентоспособности продукции к моменту выхода с продукцией на рынок

13. Степень новизны (патентоспособности) продукции

Создание новой качественной продукции

14. Трудоемкость разработки и освоения новой продукции

15. Степень новизны технологии

16. Преемственность организации производства и труда

Совершенствование существующей организации

17. Уровень освоенности рынка

Освоен полностью

18. Конкурентоспособность продукции

(за счет качества и низкой себестоимости)

Для получения лучшего результата деятельности предприятия следует провести меры по совершенствованию системы управления, расширение производства, а, следовательно, и количества сотрудников позволит увеличить ассортимент выпускаемой продукции и укрепить каналы реализации, путем нахождения большего числа оптовых покупателей, также необходимо повышение конкурентоспособности фирмы.

Как известно, большой ущерб производству наносит текучесть кадров. Деятельность управленческого персонала должна быть направлена на создание оптимальных условий работы, организацию труда, удовлетворение личных потребностей и создание нормального социально-психологического климата в коллективе.

Процесс управления производством воздействует на всю многостороннюю деятельность предприятия. Реализация принципов совершенствования системы менеджмента в комплексе мер организационного развития позволит ООО «ЮМА» стать устойчивой системой, не только активно противостоящей угрозам и негативным воздействиям агрессивной конкурентной внешней среды, но и сохранить свои активные позиции в кризисных условиях.

Таким образом, преднамеренное "вертикальное" разделение труда в организации даёт в результате иерархию управленческих уровней, характеристикой которой является подчиненность (формальная и неформальная) лиц на каждом уровне. Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь на уровень неуправленческого персонала. Усложнение системы менеджмента вызывает дифференциацию труда в системе управления по "вертикали" и по "горизонтали"; Основными элементами, влияющими на эффективность функционального разделения труда, являются профессионализм работников, оптимальное сочетание децентрализованного и децентрализованного управления, развитие делегирования и распределение функциональных ролей.

Управление – особый вид деятельности, выделившийся в ходе разделения и кооперации общественного труда. Обособление в самостоятельный вид деятельности явилось прямым следствием развития общественного производства.

Особенности управленческого труда

1. Управленческий труд является разновидностью умственного труда. Процесс труда состоит из таких элементарных операций, как слушание, чтение, наблюдение, мышление, говорение, контактирование и др. Таким образом, управленческий труд осуществляется человеком в виде нервно-психологических усилий, сочетает в себе творческие, логические, технические операции.

2. Управленческий труд является косвенно производственным.

3. Основная цель управления – создание необходимых условий (организационных, технических, социальных и т. п.) для реализации задач организации, а также координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов.

4. Особенности содержания «простых» моментов трудового процесса: предмета труда, средств труда, результата труда (продукта труда). Так, предметом и продуктом управленческого труда является информация. Предметом труда является «сырая» информация об объектах управления, а как результат информация выступает в виде управленческого решения, т. е. в виде такой информации, исходя из которой, объект управления может предпринимать конкретные действия. Таким образом, процесс коммуникации является одним из важнейших процессов функционирования организации. Что касается средств труда, то к ним можно отнести все, способствующее осуществлению операций с информацией от способностей до органов человеческого тела и технических средств.

5. Многообразие решаемых вопросов: организационных, экономических, технических, социально-психологических, правовых и т. д.

В. Р. Веснин выделяет следующие формы управленческого труда : эвристический, администраторный, операторный.

Эвристический труд представляет собой совокупность действий по анализу проблем, стоящих перед организацией, разработке не основе этого различных вариантов их решения, в том числе стратегического характера. Такой труд характерен для руководителей различного уровня, а также специалистов.

Администраторный труд присущ руководителям и предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных. Такой труд реализуется в форме регламентирования, инструктирования, контроля труда подчиненных, их стимулирования и мотивации, организации обмена информацией.

Операторный труд включает выполнение мелких технических операций в составе функций управления, обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. В рамках данного вида труда можно выделить следующие виды деятельности:

● документационная (оформление, размножение, сортировка, хранение документов;

● первично-счетная и учетная;

● коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая.

Данный вид деятельности характерен для специалистов и служащих. Часть этого труда не относится к умственному, эту часть принято называть нефизическим трудом.

Подводя итог отметим, что управленческий труд в той или иной форме присущ не только руководителям, но и рядовым работникам аппарата управления.

Разделение управленческого труда – объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников, что способствует повышению качества управляющих воздействий.

Виды разделения управленческого труда

1. Функциональное разделение труда (горизонтальное) , предполагающее выделение функций, объективно необходимых для эффективного управления организацией, и закрепление их за отдельными работниками и подразделениями аппарата управления. В итоге выделяют руководителей, специалистов, служащих по функциональной роли в процессе управления. Все категории работников вносят свой вклад в разработку и реализацию управляющего воздействия (см. п. 1. 3.).

2. Иерархическое (вертикальное) разделение труда предусматривает распределение комплексов работ по реализации управленческих функций по уровням иерархии управления, закрепление их за отдельными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних. Вертикальное разделение труда образует уровни управления.

3. Технологическое разделение труда – это дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению, анализу и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников.

4. Профессиональное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда и закрепление за отдельными работниками в соответствии с их профессиональной подготовкой.

5. Квалификационное разделение труда – распределение работ в соответствии со степенью профессиональной подготовки. Например, уровень квалификации специалистов характеризуется категорией, разрядом или классом.

6. Должностное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда в соответствии с компетенцией работников (совокупностью прав, обязанностей, ответственности).

Типы руководителей

1. По признаку разделения труда выделяют линейных и функциональных менеджеров (руководителей, управляющих).

Линейные менеджеры – лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее подразделений. Например, линейными менеджерами являются: директор, начальник отдела внутреннего туризма, руководитель группы, сектора и т. п.

Функциональные менеджеры – лица, ответственные за определенную функциональную сферу деятельности в системе управления, возглавляющие функциональные подразделения. К примеру, директор по маркетингу, директор по персоналу и т. п.

2. По месту в системе управления организации выделяют:

● руководителей низового звена (руководители секторов, групп, мастера и т. п.);

● руководителей среднего уровня (начальники отделов, управляющие по продукту, проекту, региону и т. п.);

● руководителей высшего звена управления (директор, его заместители).

Каждый из уровней управления отличает характер выполняемой работы. Так, работа руководителей низового уровня управления связана с решением преимущественно оперативных (координация, контроль, регулирование деятельности) и тактических проблем, характеризуется разнообразием выполняемых действий, частой сменой деятельности, постоянным общением с непосредственными руководителями и подчиненными.

Планирование как функция управления

Планирование в туризмеразработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйствующего субъекта в туризме на ближайшую и отдаленную перспективу.

Еще классики менеджмента (А. Файоль, Г. Эмерсон) обратили внимание на то, что отсутствие планов в организации сопровождается ошибочными решениями, плохим состоянием дел и даже крахом организации.

Как показывает опыт, планирование создает следующие важные преимущества:

Позволяет предвидеть перспективу развития организации;

Проясняет возникающие проблемы;

Позволяет повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние организации;

Улучшает координацию действий в организации;

Способствует более рациональному распределению ресурсов;

Позволяет снизить риск банкротства;

Улучшает качество контроля;

Является средством стимулирования как руководителей, так и конкретных исполнителей.

Объектами плановых решений, таким образом, являются: цели и задачи, пути и средства их достижения, ресурсы, необходимые поставленных задач, организация выполнения плана и контроль.

К основным задачам планирования в СКС и Т относят:

выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу; достижение таких темпов развития, которые бы удовлетворяли потребности населения в социально- культурных и туристских услугах;

обеспечение устойчивости функционирования u. развития фирмы;

формирование с применением научных подходов оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля услуг;

комплексное обеспечение выполнения планов;

формирование организационно-технических и социально- экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов.

координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ;

стимулирование выполнения планов.

Для эффективного достижения задач необходимым условием является соблюдение принципов планирования. А. Файоль выделил следующие принципы планирования: единство, непрерывность, гибкость, точность. И. Ансофф дополнил список принципом участия. Рассмотрим вкратце содержание перечисленных принципов:

непрерывность, что, по сути, означает преемственность стратегического, тактического и оперативного планов;

единство планов , что на практике означает,: деятельность ни одного элемента организации нельзя планировать эффективно, если такое планирование не связано с плановой деятельность других единиц;

гибкость, т. е. способность планов систематически изменяться и корректироваться с учетом изменившихся условий внешней и внутренней среды;

точность, что говорит о том, что каждый план составляется с такой степенью точности, какая только совместима с уровнем неопределенности. Так, степень проработки плана должна увеличиваться с сокращением планового периода;

участия. Данный принцип связан с принципом единства и означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности, независимо от занимаемой должности и выполняемых функций.

Данный перечень принципов целесообразно дополнить следующими: научности ; социальной ориентации плана; ранжирования объектов планирования по их важности; экономической обоснованности плана; обеспечение обратной связи системы планирования.

Система и разновидности планов фирмы.

1. По уровню субъектов планирования, степени детализации плановых решений, периоду планирования выделяют: стратегические, тактические и оперативные планы фирмы.

Стратегические планы – разновидность планов фирмы, определяющих поведение фирмы на рынке в долгосрочной перспективе (пять и более лет) на основе оценки тенденций внешней и внутренней среды. Как правило, разработка таких планов – прерогатива топ- менеджмента. Стратегический план включает в себя разработку видения, миссии, генеральной цели фирмы и портфеля стратегий (общей, деловых, функциональных). Примером таких планов является план диверсификации, план развития продукта и т. п.

Тактические планы разрабатываются в рамках стратегических решений, детализируют их в расчете на среднесрочную перспективу. На практике переход от стратегического планирования к тактическому осуществляется в форме бизнес– плана развития фирмы. Бизнес-план представляет собой комплексный план, включающий набор планов по различным функциональным сферам: производственной, организационной, маркетинговой, финансовой и др.

Оперативные планы – краткосрочные планы фирмы, подразделений, проектов, программ, действий, в которых детализируются решения тактического характера. Оперативный план реализации конкретных проектов, действий (например, план разработки и реализации нового турпродукта) в силу своей детализации разрабатывается в форме календарного плана. Календарный план представляет собой расписание, в котором работы, выполняемые различными исполнителями, увязываются между собой по времени и с возможностями ресурсного обеспечения.

2. По назначению планы фирмы можно подразделить на: производственные, маркетинговые, инвестиционные, инновационные, материально- технического снабжения и сбыта, финансовые, социального развития, по труду и заработной плате и др.

Методы планирования.

1. Метод экстраполяции, представляющий собой перенос тенденций развития явления на будущее.

2. Балансовый метод, основанный на взаимоувязке ресурсов и потребности, предполагающий полное покрытие потребности ресурсами. При использовании этого метода оставляются следующие виды балансов:

Материально- вещественные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.);

Трудовые;

Финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс и др.);

3. Нормативный метод , сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, запасы сырья, материалов и топлива и др.).

Этот метод может успешно применяться только, если используется прогрессивная нормативная база. Нормативный метод может носить характер вспомогательного, например, при составлении балансов.

Метод имеет самостоятельное значение при исчислении многих плановых показателей.

4. Метод планирования по технико-экономическим факторам . При этом методе планирования учитываются следующие факторы, их изменение и влияние на плановые показатели:

Технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.);

Совершенствование организации производства и труда;

Изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

Инфляция;

Особые факторы, связанные со спецификой предприятия и производства.

Этот метод применяется при разработке производственного плана, плана по труду и кадрам, планов по издержкам производства и реализации продукции и др.

Как правило, при планировании на предприятии используется не один метод из вышеперечисленных, а комплекс методов.

Учитывая, что в планировании реализуется принцип вариантности, особое место занимают методы оптимизации плановых решений (линейное, динамическое программирование и др.)

В следующем пункте будет рассмотрен метод сетевого планирования и управления, используемый при разработке календарных планов.


Похожая информация.


Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

разделение труда менеджеров, т.е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.

Разделение основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Соответственно, в аппарате управления появляются специалисты, занимающиеся своими конкретными вопросами.

Структурное разделение управленческого труда исходит из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сфера деятельности, отраслевая, территориальная специфика. В силу разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. Можно выделить общие черты, касающиеся вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления - низового, среднего и высшего.

К низовому уровню управления относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

Средний уровень (50-60% численности управленческого персонала) включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Высший уровень (3- 7%) - администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.

На каждом уровне управления предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Более глубокое разделение предполагается по основным подсистемам предприятия (персонал, НИОКР, маркетинг, производство, финансы).

Учитывает виды и сложность выполняемых работ. Выделяют руководителей (принятие решений, организация их реализации), специалистов (проектирование и разработка вариантов решений), служащих (информационное обеспечение процесса).

15. Принципы управления.

Существует несколько подходов к классификации принципов управления

Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге "Двенадцать принципов производительности". Однако один из основоположников научной организации труда, создатель "теории администрирования" А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов управления, во всяком случае на то время, пока практика подтверждает его эффективность.

Глубоко познав на практике закономерности функционирования фирмы, Файоль сформулировал 14 принципов административного управления , сохранивших свое значение до настоящего времени.

Неотделимость власти от ответственности.

Разделение труда (однако, у этого процесса есть предел, за которым его эффективность падает).

Единство распоряжения, или единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

Дисциплина, обязательная для всех и предполагающая взаимное уважение руководства и подчиненных. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

Единство руководства по принципу «один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель»

Подчинение индивидуальных интересов общим.

Справедливое для всех вознаграждение.

Разумная специализация, ослабляющаяся с увеличением масштабов предприятия.

Иерархия, предполагающая минимизацию управленческих ступеней и полезность горизонтальных связей.

Порядок, в основе которого принцип «каждому свое место и каждый на своем месте».

Справедливость, обеспечиваемая преданностью персонала и объективностью администрации.

Устойчивость персонала, ибо текучка - следствие плохого управления.

Инициатива, требующая от руководителя всемерного поощрения и подавления собственного тщеславия.

Корпоративный дух, то есть общность интересов работников и коллективизм в труде.

Другие принципы управления

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении.

Принцип единоначалия и коллегиальности в управлении .

Принцип научной обоснованности предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации.

Суть принципа плановости в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнить возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.

Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства.

Принцип иерархичности и обратной связи в создании многоступенчатой структуры управления. Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи.

Принцип мотивации .

Принцип демократизации управления – участие в управлении организацией всех сотрудников.

Системный подход к управлению - состоит в следующем - предусматривает принятие решений на основе учета важнейших обстоятельств и возможных приемов воздействия в их взаимодействии;

Ситуационный принцип управления -Требует принятия конкретных решений только в связи с конкретной ситуацией;

Механизация и автоматизация управленческого процесса - представляет собой внедрение механических устройств в управленческий труд: компьютеров, современных средств связи, множительных аппаратов и другой оргтехники;

Интернационализация - означает усиление роли интернационального фактора в управлении организацией по причине растущего межгосударственного разделения и кооперации труда,

Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

1.Общая характеристика конституционного строя РФ. Особенности формы российского государства.

Существуют множество различных государств в мире: Западная Европа, Европа и т.д. Для того чтобы свести к единой системе был выработан Конституционный строй каждой страны. КС -это некая характеристика государства, политической и социальной системы, которая определяет уровень развития демократических и социальных процессов данного государства. Раньше не было понятие КС, было понятие Государственный строй. К 1993г уже ведет речь об основах КС. Конституция-это основной источник права страны. Категория основы КС позволяет объединить человека, общество и государство, не покушаясь на их самостоятельные роли. Установленный конституционным правом конституционный строй реализуется через правоотношения. В основе нынешнего конституционного правового строя России положена презумпция признания человека, его высших свобод и прав, т е приоритет прав человека.

Первая глава Конституции дает ответ на вопрос каково государство РФ, что это страна, четко регулируются права и обязанности сторон. Основа всегда лежит в Конституции.

Особенности формы российского государства : 1.РФ демократическое государство (власть народа, осуществляемая через выборы, референдум); 2.РФ правовое государство : регулирование общественных отношений осуществляет нормами права, законами; независимость суда, судей, независимость судопроизводства; нормы права должны соответствовать естественному праву; 3.РФ федеративное государство с республиканской формой правления. Форма правления - президентская республика, Форма государственного устройства- федерация, конституционно-договорная республика (есть также конфедерация-союз государств (ЕС), унитарное- не имеет внутри другие государства); 4.РФ суверенное государство (свобода при принятии решений внутри страны). Суверенная власть: независимость, верховенство (государственная власть обладает верховенством внутри страны); 5.РФ светское государство (нет государственной религии); 6.РФ социальное государство (то государство, деятельность которого направлена на улучшение благополучия общества); 7.Экономические и политические составляющие государства . Экономические (принципы рыночной экономики (конкуренты, свободное перемещение товаров по РФ), Отношение к собственности (равноправие форм собственности) Политические (идеологическое многообразие (то, что не нарушает закон))

2.Конституционные основы правового статуса личности

Права и свободы человека и гражданина есть везде. В Конституции РФ прописаны общие, важные основы правового статуса человека и гражданина. Права человека вынесены до государства -это говорит о приоритете человека (право на жизнь; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; свободное использование своих способностей и имущества; жилище; охрану здоровья и медицинскую помощь; образование и т.д.). Отличие понятия право и свобода. В состав правового статуса личности входит свобода -меры возможного поведения, которое не влечет обязанности. Праву соответствует чья-либо обязанность. Обязанности: выполнять законы, платить налоги, защита отечества, охрана окружающей среды, охрана исторически культурного наследия.

3.Понятие выборов, их социально-политическое значение. Избирательный процесс, его стадии.

Выборы- единственно возможный способ формирования власти в демократическом государстве (наиболее эффективный, справедливый способ). Конечно в стране все уровни, все формы власти путем выборов не определишь, но наиболее важные формируются через выборы. Основные виды: мажоритарная и пропорциональная. Мажоритарная система - избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса поданные за остальных кандидатов пропадают. Эта система возможна при выборах одного должностного лица. Когда же она применяется для выборов номинального органа власти, н-р палаты парламента обычно создаются одномандатные избирательные округа, т.е в каждом из них должен быть избран 1 депутат. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями по величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность-это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов. Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо более половины голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше кандидатов, тем меньше вероятность что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого можно:1)альтернативное голосование, 2) перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. По мажоритарной системе абсолютного большинства проходят выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственного Совета РТ, по мажоритарной системе относительно большинства избирается половина депутатов ГосДумы. «+» степень прозрачности выборов, «-» нет предсказуемости, к власти может придти кто угодно (неуправляемость.). Пропорциональная система- при которой распределение мандатов в избирательном округе производится между партиями. Каждая партия, участвующая в выборах получает количество мандатов, пропорционально числу голосов избирателей полученных на выборах. Избиратели при применении на выборах пропорциональной системы голосуют за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, иными политическими объединениями, их блоками. Пропорциональная система может применяться только в много мандатных избирательных округах. Для пропорционального распределения мандатов используются различные методы: Метод избирательной квоты основывается на установлении квоты- минимального голосов числа избирателей, которые необходимо набрать партии для получения одного мандата. Так же могут применяться и другие методы: Метод делителей, Метод Генри Друна. «+» более или менее прогнозируемый результат, «-» при голосовании избиратель голосует за бренд, устанавливается барьер. Смешанная - часть по спискам, часть по мажоритарным округам (выборы в Госдуму, в Госсовет)

Социально-политическое значение: Выборы хороши тогда, когда обеспечивается справедливый механизм. Стадии 1) назначение выборов 2) Образование избирательно-территориальных единиц 3) выдвижение и регистрация кандидатов 4) ведение предвыборной борьбы 5) Само голосование включая подведение итогов 6) проведение новых(повторных) или дополнительных выборов в случае, если не состоялись. Принципы избирательного права 1) всеобщее публичное право 2) равное (право каждого одинаковое) 3) тайное голосование 4)прямое избирательное право 5) добровольность участия гражданина 6)периодичность избрания.

4.Система органов государственной власти РФ. Общая характеристика. Уровни и ветви государственной власти.

В своей совокупности государственные органы РФ образуют единую систему. Согласно КРФ (ст11),в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т е не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения (гл1КРФ). Согласно Конституции федеральную государственную власть в РФ осуществляют: Президент РФ(гл4КРФ и ст 80),Федеральное Собрание(гл5КРФ) (Совет Федерации и Гос Дума),Правительство РФ(гл6КРФ),суды РФ. Государственная власть в РФ осуществляется Президентом РФ, а также на основании разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной власти - это ФСРФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ, думы, областные собрания и другие законодательные органы краев, областей и автономных округов, городов федерального значения. Основная особенность этих округов в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими и ОМСУ. ОЗВ делятся на федеральные и региональные. Федеральным законодательным и представительным органом РФ является ФС- это общегосударственный,общероссийский ОГВ, действующий в масштабах всей РФ. Все другие являются региональными.

Органы исполнительной власти -это многоуровневые системы, выполняющие исполнительно-распорядительные функции. Они непосредственно исполняют акты представительных органов, указы Президента, организуют исполнение этих актов. ОИВ делятся на федеральные (Правительство, федеральные министерства, службы, агентства и субъектов РФ (Президенты и главы субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и др). По характеру полномочий ОИВ: органы общей компетенции - ведуют всеми или многими отраслями исполнительской деятельности (Правительства), и органы специальной компетенции (министерства и др).

Органы судебной власти - Конституционный суд РФ, Верховный суд, Высший арбитражный суд, др федеральные суды, а также суды субъектов. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства (ст125). Помимо ОГВ в систему государственных органов входит Администрация Президента, ФСБ и др

5.Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ

В одной системе: единое правовое, экономическое пространство взаимодействует друг с другом. Их полномочия определяются в соответствии с предметами ведения: предметы ведения федерации (по ним создаются федеральные органы, н-р, Министерство обороны); предметы совместного ведения (разделение по сферам, н-р, Министерство соц. развития РФ и Министерство соц. защиты РТ); предметы ведения субъектов РФ, на уровне субъекта могут существовать органы управления субъекта как: Министерство образования и науки РТ, министерство труда, также могут быть территориальные органы, Федеральное казначейство и казначейство РТ.

Учитывая опыт применения Договора Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" от 15 февраля 1994 г., заключенного на основе референдума Республики Татарстан, проведенного 21 марта 1992 г., и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан. Президентом РТ подготовлен Проект Договора, одобрен Госсоветом РТ (от 28 октября 2005 г. N 1609-III- ГС), принят Государственной Думой, но не одобрен Советом Федерации.

Договор. РТ обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; заключают соглашения, предусматривающие совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими (в результате длительного использования нефтяных месторождений с учетом горногеологических условий добычи углеводородов), культурными и иными особенностями РТ; осуществляет международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, участвует в деятельности специально созданных органов международных организаций; по согласованию с Правительством РФ оказывает государственную поддержку и содействие соотечественникам в сохранении самобытности, развитии национальной культуры и языка. Государственными языками в РТ являются русский и татарский языки. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Татарстан, имеют право получать основной документ, удостоверяющий личность (общегражданский паспорт гражданина Российской Федерации), с вкладышем на государственном языке РТ (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан. Органы государственной власти Республики Татарстан имеют соответствующее представительство при Президенте Российской Федерации в г.Москве. Срок действия настоящего Договора - 10 лет со дня его вступления в силу.

6. Компетенция палат ФС РФ, порядок принятия федеральных законов

Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ.

В Совет Федерации входят по 2 представителя из 89 субъектов РФ (из представительного и законодательного органа)

Госдума состоит из 450 депутатов, избирается сроком на 4 года. (225 по одномандатным избирательным округам, 225 по партийным спискам) Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Основная работа сессии, которая состоит из заседаний палаты, комитетов, комиссий, парламентских слушаний. Основное назначение-принятие законов (три чтения, бюджет-четыре).

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации (Миронов) и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы (Грызлов) и его заместителей.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

К ведению Совета Федерации относятся: 1)утверждение изменения границ между субъектами РФ; 2) утверждение указа Президента РФ о введении военного, чрезвычайного положения; 3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; 4) назначение выборов Президента РФ и отрешение Президента РФ от должности; 5) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; 6) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся: 1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; 2) решение вопроса о доверии Правительству РФ; 3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; 4) объявление амнистии; 5) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям: предусмотренным статьей 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению. Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

7.Структура и принципы деятельности Правительства РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Правительство РФ: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Федеральные министерства - стратегический орган, разрабатывает стратегию в определенной сфере. Федеральные службы - органы, исполняющие контрольно-надзорные и специальные функции Федеральные агентства - Органы, оказывающие государственные услуги и распоряжаются государственным имуществом.

Руководство деятельностью осуществляет Президент РФ : МВД РФ, МРФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, МИД РФ, МО РФ, МЮ РФ, их службы). В ведении Правительства РФ находится: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, МОиН РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, МСХ РФ, Министерство транспорта и связи РФ, МФ РФ, МЭРиТ РФ, их служба и агентства

В систему органов исполнительной власти субъекта РФ входят их правительства, администрации, министерства, комитеты, департаменты и другие ведомства. Эту систему возглавляет высшее должностное лицо субъекта РФ - Президент (Глава) республики, Глава администрации (Мэр, Губернатор) края, области, города федерального значения, автономной республики, автономного округа. Высшее должностное лицо может возглавлять Правительство сам (например, в Бурятии) или через кого-то (в РТ - Премьер-министр).

8.Общая характеристика Судебной системы РФ.

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Конституционный суд (19 судей, делятся на 2 палаты-10и9 человек). КС РФ - КС субъектов РФ. Конституционный суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВС-Суды субъектов - районный суд-мировой суд).К ВС относится Военный трибунал, скоро будет создан Ювенальный суд(для детей до 18 лет).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший АС РФ-АС федеральных округов-АС субъектов РФ

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом. Мировые судьи назначаются в субъекте.

Органы особой компетенции : Прокуратура, Счетная палата, ЦИК, уполномоченный по правам человека.

Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Президент РФ является главой государства. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке Президент РФ: принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России в течение 10 лет, не менее 51% голосов избирателей). Вступает в должность через 30 дней после официального объявления итогов выборов. Иногурация - произнесения клятвы, вручение личной символики (штандарт Президента -государственный флаг с гербом), удостоверение личности, знак Президента (орденская лента Андрея Первозванного, вербировка с именем Президента и датой вступления в должность, которое состоит из золота и эмали) Администрация Президента РФ- орган, оказывающий помощь Президенту РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Президент РФ: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; в) принимает решение об отставке Правительства РФ; г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов; ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; з) утверждает военную доктрину РФ; и) формирует Администрацию Президента РФ; к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ: а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; г) вносит законопроекты в Государственную Думу; д) подписывает и обнародует федеральные законы; е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; б) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; в) осуществляет помилование.

Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент РТ является главой государства, высшим должностным лицом РТ (не моложе 30 лет, кандидатура предлагается Президентом РФ, назначается Государственным Советом РТ)

10.Конституционные основы организации и деятельности государственной власти РТ.

Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Президент РТ является главой государства, высшим должностным лицом РТ: обеспечивает права и свободы граждан, суверенитет, общественную безопасность и территориальную целостность, законность и правопорядок; возглавляет систему исполнительных органов власти и обеспечивает их взаимодействие с Госсоветом РТ; формирует КМ РТ, представляет Госсовету РТ кандидатуру Премьер-министра, его заместителей; руководит деятельностью КМ РТ, принимает решение об их отставке; определяет внутреннюю политику и направления внешней политики; обращается Госсовету РТ с ежегодным посланием; назначает половину состава ЦИК РТ; подписывает законы либо отклоняет их и т.д.

Государственный Совет РТ- парламент РТ является постоянно действующим высшим представительным, законодательным органом государственной власти РТ (избирается на 5 лет, состоит из 100 депутатов (50 по одномандатным избирательным округам, 50 по партийным спискам), из них 20 работают на постоянной основе, основная форма работы-сессии). Полномочия: принятие Конституции и законов; определение внешней и внутренней политики РТ, решение вопросов административно-территориального деления, избрание судей Конституционного суда, председателя, заместителей и секретаря Госсовета; согласование кандидатуры Президента РТ; утверждение кандидатуры Премьер-министра и т.д.

Кабинет Министров РТ- Правительство РТ является исполнительным и распорядительным органом государственной власти РТ, состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов и других исполнительных органов государственной власти РТ. Полномочия: разработка бюджета; Программ социально-экономического развития; меры по обеспечению обороны, безопасности, меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод граждан; осуществление внешнеэкономической деятельности.

Судебная власть в РТ осуществляется Конституционным судом РТ (6 судей), федеральными судами общей юрисдикции (верховный суд РТ, районные и городские суды, военные суды), Арбитражным судом РТ и мировыми судьями (судьи общей юрисдикции РТ, входящие в единую судебную систему РФ). Прокурор РТ назначается на должность Генеральным Прокурором РФ по согласованию с Президентом РТ и Государственным Советом РТ.