Почему основным институтом политической системы является государство? Три особенности государства как центрального института политической системы.….

Лекция № 1,2

Государство как центральный институт политической системы

«Происхождение, сущность и основные признаки

государства как «особой организации силы»

Среди всего многообразия структурирующих политическую систему институтов и учреждений решающую роль играет государство как «особая организация силы», которая в наиболее концентрированной и обобществ­ленной форме воплощает в себе политико-властные начала в жизнедеятель­ности любого социума. То организационно-управленческое ядро в лице ие­рархии полномочных органов власти, как в центре, так и на местах, что обеспечивает совместную жизнь людей как дифференцированного множества (в границах определенной территории). И опосредует движение основно­го противоречия этой жизни, а именно: противоречия между общественным характером человеческой деятельности и индивидуальной формой ее осуще­ствления. Между потребностями людей в свободе и невозможностью реали­зации этой свободы в условиях анархии . Если бы не возник этот олицетво­ряемый государством инструмент обеспечения целостности и урегулированности человеческого общежития, то люди (и классы) просто-напросто унич­тожили бы друг друга в ожесточенной борьбе, в обусловливаемой «грехов­ностью» человека как биологического существа «войне всех против всех».

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ) по этому поводу говорится, что «необходимость государства вытекает не непосредственно из воли Божией о первозданном Адаме, но из последст­вий грехопадения и из согласия действий по ограничению греха в мире с Его волей». Усматривая нравственный смысл существования государства в ог­раничении зла и поддержке добра, «церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте».

Теории происхождения государства.

Существует множество различных теорий и концепций о происхождении и сущности государства, его функциональном предназначении. Среди них наиболее распространенными являются:

Теократическая теория как порождение эпохи безраздельного господства католической церкви. В ее основе - идея о том, что возникновение Государства явилось результатом договора человека с Богом. И санк­ционированного им перехода от прямого богоправления к мирскому правлению, устроению мирских дел с опорой на земного правителя,

верного заповедям Божиим и творению добрых дел. Раскрывая учение Христово о правильном отношении к государственной власти, апостол Па­вел писал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» Посему про­тивящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое...»

Ту же мысль выражал и апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божий».

В целом апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к церкви. Хорошо известно, что в апостольский век Цер­ковь Христова была гонима и местной иудейской властью, и государствен­ной римской. Это, однако, не мешало мученикам и другим христианам тех времен молиться за гонителей и признавать их власть.

Поучения, построенные на постулате «вся власть от Бога», постоянно присутствуют в рассуждениях богословов и проповедников Иоанна Златоус­та (345-407), Аврелия Августина Блаженного (354-430), Фомы Аквинского () и др., имея в качестве конечной цели обоснование необходимо­сти подчинить государство церкви, светских правителей свящего служителям. Так, Ф. Аквинский считал, что все виды власти, в том числе монархиче­ская, которой отдавалось предпочтение, от Бога. Но при этом ставил цер­ковную власть выше светской, настаивая на том, что все правители должны подчиняться папе римскому, так как он получил власть «от Христа». Однако в средние века между властью церковной и властью политической в целом сохранялось равновесие: каждая в своей сфере главенствовала, но первую почитали все же больше.

Теократическая теория происхождения государства построена на ре­альных исторических фактах: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало власти авторитет , а решениям государства - обязательность. Современный католицизм и православие также предполагают божественный генезис идеи государства и принципов власти, но при этом, как записано в уже упоми­навшихся Основах социальной концепции РПЦ, «христиане должны укло­няться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания», В равной мере, по учению Церкви, это относится и к самой власти - она «также не вправе абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупотреблениям властью и даже к обожествлению властителей ». В ходе английской буржуазной революции широкое распространение получили две противоположные теории; с одной стороны, идея патриар­ хального возникновения и существа государства и выводившегося отсю­да тезиса о божественной природе монархической власти (Клавдий Самазий и Роберт Фильмер). С другой - теория договорного происхождения госу­ дарственной власти.

Так, что касается Р. Фильмера, то свои взгляды на государство он из­ложил в сочинении «Патриархия, или Естественная власть короля». В нем он трактовал становление государства как процесс механического соединения родов в племена, племен в более крупные образования вплоть до государст­ва, которое предстает как развитая форма патриархальной власти, осуществ­ляемой от имени всех и к общей пользе. При этом монархическая власть представляется как власть, унаследованная королем непосредственно от прародителя (патриарха, отца) рода человеческого - Адама и не подчинена земным законам. Государь не назначается, не избирается и не смещается подданными, его власть над народом уподобляется естественной власти отца над сыном и носит патерналистский, опекунский характер. Строится на на­чалах добродетели.

Теория договорного происхождения государства (теория общест­венного договора или социального контракта) связана с именами Г. Гроция, Д. Локка, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо и др. Они счи­тали, что государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения между людьми, находящимися до договора в первобытно-природном, абсолютно свободном состоянии. Их поведение обусловлива­лось инстинктами, неконтролируемыми желаниями и потребностями. Что бы обезопасить себя, люди утверждают государство, добровольно передавая ему часть данных природой, прав, получив взамен мирт порядок, возмож­ность действовать в рамках установленных юридических законов. Как отме­чал французский мыслитель Д. Дидро, люди «осознали, что каждому челове­ку нужно поступаться частью своей естественной независимости и поко­риться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы... общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил».

Приверженцы теории договорного происхождения государства ин­терпретировали ее по-разному. Так, если у Д. Локка народ вручает власть суверену, становясь его подданным, и обязуется выполнять его волю, то у Ж.-Ж. Руссо каждый подчиняется всем и, значит, никому в отдельности. Че­ловек приобретает гражданскую свободу и право собственности на личное имущество. Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение своей судьбы.

Во второй половине ЖХ века, благодаря известным открытиям в об­ласти биологии и зоологии, стала популярной органическая теория фор­ мирования государства, которую развивали О. Конт и Г. Спенсер. Так, про­водя аналогию между социальным организмом и организмом живым, Г. Спенсер утверждал, что человеческое общество подобно биологическому телу имеет свою эпидерму (защитный кожный покров)- армию, сосудистую систему - средства коммуникации, систему питания - товарообмен, нервную систему - организаторов производства (капиталистов), опорно-двигательный аппарат - правительство. Правда, Г. Спесер не полностью отождествлял социальный и биологический организмы. Основное различие между ними он усматривал в том, что люди не утрачивают своей индивидуальности, влива­ясь в целостную систему, т. е. в общество, в то время как клетки и органы животного такой индивидуальностью не обладают. По Г. Спенсеру, законы эволюции одинаково действуют как в растительном и животном мире, так и в социальной среде.

Социологическая концепция государства и права (теория насилия) польско-австрийского философа-позитивиста Я. Гумпловича объясняет при­чину их возникновения в порабощении одних племен другими, в результате чего появляются властвующие и подвластные, правящие и управляемые, победители и побежденные. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое пре­восходство силы, насилие, завоевание - вот, по словам, Л. Гумпловича, «ро­дители и повивальная бабка государства». Ф. Ницше также считал, что госу­дарство является средством зарождения и продолжения этого насильствен­ного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привиле­гированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

Марксистская теория генезиса государства выводит этот институт по преимуществу из частной собственности , которая всегда и повсюду по­рождала классы и эксплуатацию одних классов другими, что, в свою оче­редь, вело к возникновению государство. Государство возникло там и то­гда, где и когда произошло разделение общества на антагонистические классы - таков основной постулат марксизма в вопросе о возникнове­ние государства. Государство есть продукт непримиримости классовых интересов. Есть орудие господства одного класса над другим, орудие подав­ления одного класса другим. «Государство, - писал Ф. Энгельс, - есть госу­дарство самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господ­ствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления угнетенного класса». В таком же ключе трактует государство и, для которого «государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».

Однако только в Древней Греции из классовых антагонизмов внутри родового строя шло становление государств-полисов. Тогда как в Древнем Риме государство возникает в результате борьбы между бесправным при­шлым населением (плебсом) и старой родовой аристократией (патрициями), а у германских племен - «как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий».

В постулирование частной собственности как первопричины возник­новения государства не вписывается и учение К. Маркса об азиатском спосо­бе производства, при котором существовало государство, но частная собст­венность на средства производства отсутствовала. Необходимость создания и поддержания ирригационных сооружений для блага земледелия и сохра­нения среды обитания - это то обстоятельство, которое в решающей степени обусловливало доклассовое возникновение государства в рамках этого спо­соба производства. В этом процессе доклассового возникновения государства сущест­венную роль играла также необходимость принудительного запрещения ин­цеста (кровосмешения) и межплеменного обмена женщинами во имя сохра­нения и воспроизводства рода.

Приведенные теории нельзя оценивать однозначно - каждая исходит из суммы имевшихся в тот момент знаний и по-своему раскрывает ту или иную сторону (или проявление) исторического процесса происхождения и развития государства - процесса, который в целом носил объективный ха­рактер, будучи институциональным выражением общественной потребности людей в упорядочении совместной жизни и централизации

Сущность и основные признаки государства.

Что собой представляет государство как сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом и для общества? Как подчеркива­ет польский социолог А. Боднар, понятие «государство» воспринимается по-разному. Во-первых, как организация крупной социальной группы. В этом случае оно равнозначно понятию «страна», «нация», «общество», «оте­чество» (американское государство, американская нация, американский на­род и т. д.). Во вторых, как аналог исполнительной власти и в первую оче­редь правительства. Чаще всего такое восприятие государства характерно для уровня повседневной. жизни. И, наконец, в-третьих, как разветвленная система государственных органов и правовых норм , призванных обеспе­чить рационально-правовым образом организованную среду обитания со­циума.

Это последнее наиболее адекватно сущности государства как полити­ческого института (универсальной организации), которому присущ ряд при­знаков, выделяющих его среди других социально-политических институтов и организаций. Среди этих признаков решающее значение имеет «монопо­ лия на принуждение и насилие».

Государство, как утверждал М. Вебер, невозможно определить в социологических терминах его целей или из содержания его деятельности, поскольку нет такой задачи, которая была бы исключительно достоянием государства. Поэтому четко очерченный признак государства, отличающего его от всех других общественных институтов и организаций, следует искать в средствах, которые оно использует. Таким средством, по его мнению, и является насилие. «Государство, - писал М. Вебер, - есть человеческое сооб­щество, которое внутри определенной области... претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия. Ибо для нашей эпохи харак­терно, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей сто­роны допускает это насилие: единственным источником «права» на насилие считается государство». Исходя из этого постулата, М, Вебер рассматривает государство «как отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, что бы оно существовало, люди находящиеся под господ­ством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто те­перь господствует». В таком же ключе трактует государство видный представитель запад­ной либеральной традиции - австрийский экономист Людвиг фон Мизес: «Государство существенным образом есть аппарат исполнения принужде­ния, его самая важная черта - принуждать угрозами силой или убеждением к порядку, отличного от того, что нам нравилось бы делать».

Как «структуру господства, которая постоянно возобновляется в ре­зультате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря правительству, и которая в конечном счете упорядочивает общественные действия в той или иной области» определяет государство философский словарь, изданный в ФРГ.

Было бы, конечно, неверным сводить сущность государства всецело к отношениям господства и подчинения. Однако с точки зрения власти и вла­стных структур, как справедливо замечает отечественный политолог, именно эти отношения отличают политическое от всех других сфер общественной жизни. Ибо «государство (особенно современное госу­дарство, в котором как в едином организме сочетается множество разнооб­разных конфликтующих, зачастую несовместимых интересов, устремлений, установок и т. д.) не в состоянии обеспечить выполнение своей главной зада­чи - реализацию общей воли своих подданных - одними уговорами или же полагаясь на их сознательность и добрую волю».

В этом свете государство предстает как политическая организа­ ция, обладающая конечной властью над всеми людьми, проживающи­ ми в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохра­нении, прежде всего, порядка. При этом современное демократическое государство в своей деятельности напрямую связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне его и не над ним. В результате чего используемое этим государством насилие, которое применяется только и исключительно в качестве крайнего средства обеспечения общественной безопасности и по­рядка, носит легитимный характер - в том смысле, что оно предусмотрено и регламентируется законом.

Современное государство имеет ряд характерных черт и признаков, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются ими в качестве критериев признания отдельных государств субъектами меж­дународных отношений, обладающими определенными правами и обязанно­стями.

ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ - Государство поддерживает порядок, не­обходимый для нормальной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения. Формы и способы этого принуждения, равно как и их объем и характер, зависят прежде всего от социальной сути существую­щего политического режима, а также от содержания и направленности норм государственного права. Например, в процессе проведения выборов, рефе­рендумов, плебисцитов характерно проявление принуждения в идеологиче­ской форме. Взаимоотношения между правительством и местными органами управления (муниципалитетами, мэриями и т. д.) основывается на принужде­нии административном и финансовом. Для этой цели государство обладает специальными отрядами вооруженных людей (армия, полиция и т. д.) и раз­личными карательными учреждениями (суд, прокуратура, тюрьма и т. д.).Взаимоотношение" href="/text/category/vzaimootnoshenie/" rel="bookmark">взаимоотношения с другими правительствами во внешнеполитических делах. Являясь неотчу­ждаемой прерогативой государственной власти, суверенитет государства не может быть передан, разделен или ограничен. При этом государство должно строго соблюдать и проводить свое законодательство в соответствии со взя­тыми на себя международными обязательствами по отношению к другим государствам и ООН.

ВСЕОБЩНОСТЬ - Государство выступает от имени всего общества и осуществляет верховную власть на подвластной ему территории, т. е. тер­ритории, на которую распространяется его суверенитет. Это означает, что все находящиеся на этой территории граждане, равно как и лица без граж­данства, лица с двойным (множественным) гражданством, а также ино­странцы, с неизбежностью подпадают под юрисдикцию государства - вне зависимости о того, желают они этого или нет. При этом все они уплачивают на содержание государства не добровольные (как, скажем, в политических партиях), а обязательные взносы (налоги), освободиться от которых они мо­гут лишь покинув его пределы. Но даже отказавшись от гражданства и эмигрировав из страны, люди далеко не всегда освобождаются от прежнего государства - если, к примеру, у них там остается недвижимая собствен­ность, то эта зависимость от прежнего государства сохраняется.

В такой же зависимости от государства находятся и все юридические лица
, в том числе общественные объединения и политические партии, не­ взирая на то, разделяют они его цели или борются против него (т. е. их дея­тельность регулируется законами, принятыми государственными органами). И выйти из-под опеки власти они могут лишь прекратив свое существова­ние. Поэтому далеко не случайно в глазах «простого человека» государство приобретает «сверхъестественый» облик, которым он подсознательно наде­ляет власть предержащих (правительство, президента, премьер-министра, монарха, диктатора и т. д.).

ТЕРРИТОРИЯ - В качестве физической, материальной1 основы госу­дарства и его основополагающего признака, территорию характеризуют та­кие понятия, как:

«неразделенность» (даже в условиях существования частной собст­венности на землю принадлежность земли частным собственникам не означает деления между ними территории);

«неприкосновенность» (что означает незыблимость границ и непод­чинение власти другого государства);

«исключительность» (на территории государства господствует власть только этого государства);

«неотчуждаемость» (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

И хотя в современных условиях в рамках развития интеграционных процессов (как основной формы глобализации), а также образования межго­сударственных объединений и блоков, господство многих государств1на" своей территории становится все более ограниченным, тем не менее госу­дарственно-территориальное деление не отмирает. Территория по-прежнему остается одним из основных структурирующим элементом государственно­сти. Не случайно в современном мире не прекращаются острые, в том числе вооруженные конфликты из-за спорных территорий или же за сохранение территориального единства.

НАСЕЛЕНИЕ - Как составной элемент государства население пред­ставляет собой человеческое сообщество, проживающее на территории дан­ного государства и подчиняющееся его власти. При этом население может быть как мононациональным (и тогда государство трактуется как юридиче­ская персонификация его образующей нации), так и полинациональным, состоящим из различных племен, народностей и даже наций (и тогда госу­дарство выступает уже в другом обличьи - как юридическая персонификация не нации, а народа как общности, которая строится не по признаку этниче­ской принадлежности, а по критерию хозяйственной и гражданской общно­сти). Именно таковыми являются Россия, США, Швейцария и некоторые другие страны, сформировавшиеся как полиэтнические государства.

Такая «деэтнизированная» («денационализированная ») трактовка на­рода как социальной основы государства точнее отражает политические ре­альности современного мира, учитывая заметный рост полиэтничности мно­гих государств, ранее сформировавшихся как мононациональные (Германии, Франции и т. д.), связанный с массовой миграцией в эти государства со сто­роны слаборазвитых стран. В этих условиях любые преимущества «титуль­ной нации», не говоря уже о попытках их юридического закрепления в стра­нах, где эти нации составляют меньшинство населения, могут служить (и чаще всего действительно служат) первопричиной роста межнической на­пряженности, что представляет собой серьезную угрозу социальной ста­бильности и целостности государства - вплоть до того, что не исключает возможность его «балканизации» (т. е. распада по югославскому «сцена­рию»).

С понятием населения как неизменным атрибутом любого государст­ва тесно связано понятие гражданства. Под гражданством понимают пра­вовую принадлежность лица к данному государству со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями не только на территории своего государ­ства, но и за его пределами. В монархических государствах употребляется другой термин - «подданство». Во Всеобщей декларации прав человека от 01.01.01 г. сказано: «Никто не может быть произвольно лишен сво­его гражданства или права изменить свое гражданство».

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ - наличие специальных органов управления , играющих роль промежуточных звеньев между правителями и управляемыми. Появление мощного бюрократического аппарата М. Вебер трактует как становление современного государства, которое «техничекси полностью зависит от своей бюрократической основы. Чем больше оно раз­растается, тем больше увеличивается эта зависимость». Превращение госу­дарства в особый, самостоятельный институт привело к созданию «класса чиновников», оплачиваемого из казны, т. е. за счет налогоплательщиков. В результате чиновники отождествляются со своими функциями, что в поли­тическом плане снимает вопрос об их социальном происхождении. В демократических государствах бюрократия хотя и не подменяет политических деятелей, но оказывает иногда существенное влияние на при­нятие решений в национальном масштабе. Тем более, что в отличие от выс­ших органов государственной власти, которые находятся в прямой зависи­мости от результатов избирательной борьбы и расстановки сил в парламент те, положение этой категории характеризуется большой устойчивостью и стабильностью. Являясь инструментом осуществления непосредственных властных функций, армия государственных чиновников и служащих про­должает делать свое дело независимо от того, что происходит на вершине властной пирамиды (т. е, продолжает функционировать не взирая на прави­тельственные кризисы, роспуск парламента, досрочные выборы и т. д.). И если политическая элита - это переменная составляющая государст­венной власти, то бюрократия - та ее часть, которая олицетворяет со­ бой незыблемость и «вечность» этого института.

Три ветви государственной власти.

В структурно-институциональном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих собой три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В отличие от тоталитарной системы в лице СССР, при которой государственная власть была структурирована по принципу «работающей корпорации», т. е. Советы народных депутатов были одновременно и законодательными и исполни­тельными органами власти, при демократии такое сращивание не допусти­мо. Здесь основной принцип организации и функционирования государст­венной власти - это принцип «разделения властей», в соответствии с ко­торым каждая ветвь власти - суть автономна и независима от другой, т. е. у каждой четко очерченный конституцией и другими нормативными актами объем полномочий и прерогатив, выход за рамки которых противоправен. И правовой принцип демократии - «разрешено все, что не запрещено» - рас­пространяется только на уровень рядовых граждан, тогда как по отношению к государственным органам и чиновничеству действует другой принцип: «разрешено только то, что разрешено, все остальное запрещено». Несоблю­дение этого принципа и отсутствие пределов чиновничьего усмотрения при принятии решений ведут к административно-бюрократическому произволу, всемогуществу и вседозволенности власти.

В знаменитом труде «О духе законов» Ш.-Л. Монтескье в 1748 г. пи­сал: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако многолетний опыт показывает нам, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удер­живать в своих руках власть до последней возможности... Для того, чтобы предотвратить подобное злоупотребление властью, необходимо, как это вы­текает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная и исполнительная власти объединяются В одном и том же органе... не может быть свободы... С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть, не отделена от законодательной и исполни­тельной. И наступит конец всему если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

Законодательная власть на макросистемном уровне представле­ на парламентом - высшим правотворческим органом страны. Сущност­ными чертами этой власти являются:

Представительный характер в том смысле, что парламентская власть рождается в ходе всеобщих демократических выборов как результат свободного волеизъявления народа. Парламент - орган, олицетво­ряющий народный суверенитет. И в этом качестве выразителя народ­ ной воли и в интересах выполнения связанных с этим обстоятельст­вом функций обладает легитимирующей (узаконивающей) властью;

В системе разделения властей парламентская власть ограничена и обособлена от других подсистем власти. В то же время она постоянно взаимодействует с ними и обладает определенным верховенством по отношению к власти исполнительной - наделена определенными («учредительными» и надзорно-контролирующими) полномочиями, связанными с процессами формирования и функционирования этой власти;

Парламентаризм как специфическая структура власти органически связан с партийной системой и формируется на многопартийной ос­нове. Парламентская деятельность является продолжением партийной деятельности - борьбы между политическими партиями за власть и влияние, - организационной формой которой выступает деятельность сформированных на партийной основе парламентских фракций;

Власть парламента является конституционной, нормативно гаранти­рованной властью - характер и широта полномочий парламента оп­ределяется числом и характером функций, которыми он наделяется в соответствии с основным законом страны (т. е. конституцией).

Функции парламента

ü Функция власти

ü Функция законодательства

ü Функция легитимности

ü Функция представительства политических интересов

ü Функция обеспечения политической гласности

ü Функция политического контроля и привлечения к ответственности политиков

Функция власти - как орган, олицетворяющий собой народный су­веренитет, парламент принимает политические решения, связанные с выра­боткой основных направлениий развития общества, определения структуры и содержания его политической системы, равно как и отдельных ее составляющих подсистем, на основе выбора альтернатив экономического и соци­ально-политического развития. Эти альтернативы формируются пропаган­дирующимися среди избирателей программами парламентских партий. Из­биратели, в соответствии с личностными представлениями о совпадении тех или иных программ с их интересами, отдают им свои голоса на парламент­ских выборах. Оказанная таким образом электоральная поддержка партиям, измеряемая долей их участия в парламенте, отражает волю избирателей и легитимирует стратегию и программу партий, которые победили на выбо­рах.

После победы на выборах и обретения парламентского большинства политическая программа партий реализуется в парламентских решениях, которые принимаются с соблюдением соответствующих (законодательно предусмотренных) процедур. Последние призваны сочетать правовую, про­фессиональную рациональность и разумность принимаемых решений с тре­бованиями парламентской демократии.

Законотворческая, или правотворечская функция - основной це­лью парламентской деятельности является создание правовых норм; регули­рующих поведение граждан и организаций, их взаимодействие друг с дру­гом. Нормотворчество в руках парламента - это тот инструмент, посредст­вом которого он осуществляет функцию управления обществом. И является в этой области высшей инстанцией, обладающей «монополией легитимного принуждения (насилия)».

(В то же время законодательные права парламента не безграничны. Современная политическая практика выработала устойчивые формы их ог­раничения, к которым в первую очередь относится прямое наделение прави­тельства правом издавать нормативные акты, обладающие силой закона. В некоторых государствах это право закреплено конституционно (например, в Германии, Италии, Франции), в других - существует на основе традиции, вопреки конституции (США, Японии).

В ряде стран существует также фактическое или конституционное ог­раничение круга вопросов, по которым может законодательствовать парла­мент. В этом случае многие вопросы определяются и решаются исполни­тельной властью (например, в Великобритании, Фин­ляндии).

Имеет место и практика применения «законов-рамок», законов-принципов, когда парламент принимает закон в общем виде, а правительство его развивает, наполняет конкретным содержанием.

Функция обеспечения политической гласности - требует от пар­тий, правительства и депутатов открытой политической полемики. Парла­мент является своего рода ареной (трибуной), где различные парламентские фракции, независимые депутаты, правительство не только заявляют о своих позициях, но и аргументируют, отстаивают их.

Ограничение парламентской гласности (проведение закрытых заседа­ний и парламентских слушаний) строго оговорено определенными условия­ми и юридически закреплено.

Функция политического контроля и ответственности - в рамках современной системы разделения властей парламент обладает значительны­ми правами, которые в определенных случаях являются:

Исключительными (привлечение к ответу президента посредством процедуры импичмена);

Особыми (выражение вотума недоверия или отказ в доверии правительству);

Специальными (лишение депутатов права на парламентский иммуни­тет (т. е. неприкосновенность), отстранение от обязанностей).

Вторая составляющая государственную власть ветвь - исполнитель­ная власть - представлена правительством и административно-управленческими органами. В структуру исполнительных государствен­ных органов входят министерства и ведомства, контрольно-надзорные ин­станции, вооруженные силы, правоохранительные учреждения, служба го­сударственной безопасности и т. д. Эта часть государственной власти при демократии осуществляет основные политические решения, принятые зако­нодательной властью. При этом правительство обладает конституционным правом принятия собственных политических решений и подзаконных актов, связанных с реализацией своих управленческих функций.

Третья ветвь государственной власти - судебная власть - представ­лена системой судебных органов и институтом независимых и подчи­няющихся только закону судей. Суд олицетворяет собой высшую закон­ность в государстве и играет главную роль в разрешении конфликтов и вся­кого рода коллизий , возникающих в различных сферах общественной жиз­недеятельности. Демократические принципы, в соответствии с которыми строит свою деятельность суд, включают в качестве базовых: независи­мость, коллегиальность, гласность, презумцию невиновности, состязатель­ность, равенство сторон, право обжаловать принятые решения и др.

Функции государства.

Государство отличается от всех других субъектов политической сис­темы рядом жизненно важных для общества функций, придающих ему ха­рактер универсального института - гаранта сохранения целостности и урегулированности среды обитания социума. Вне зависимости от типа в функ­ции государства входят:

ü защита государственного (конституционного) строя и его основопо­лагающих ценностей и принципов, достижение на этой основе обще­ственного консенсуса, консолидации вокруг общих целей и перспек­тив развития

ü обеспечение социальной стабильности в общества и предотвращение(устранение) взрывоопасных конфликтов, чреватых ростом социаль­ной напряженности, спародическими вспышками насилия и междо­усобицами

ü ведение общей для страны внутренней политики, дифференцирован­ной по таким направлениям, как социальная, экономическая, финан­совая, военная, культурная и т. д.

ü обеспечение национальной безопасности и защита интересов страны на международной арене, развитие взаимовыгодного международного сотрудничества, двусторонних и многосторонних связей с другими государствами, участие в решении глобальных проблем и т. д. (внеш­неполитические функции).

На внутристрановом уровне эти функции конкретизируются как функции:

Экономическая - выражается в организации, координации, регули­ровании экономических процессов с помощью налогов и кредитной полити­ки, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности.

Социальная - проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума: удовлетворении потребностей людей в жилье, работе, под­держания здоровья, образовании. Обеспечение социальной безопасности незащищенных групп населения (адресная помощь престарелым, инвалидам, безработным и т. д.). Страхование жизни, здоровья, собственности.

Организаторская - заключается в упорядочении всей властной дея­тельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и эффективном использовании управленческого аппарата , осуществлении контроля за исполнением законов, согласования и координации деятельности различных субъектов политической системы и др.

Правовая - включает обеспечение законности и правопорядка, уста­новление правовых норм, регулирующих общественные отношения и пове­дение граждан, а также организацию и функционирование самого государ­ства и его отдельных институтов.

Политическая - состоит в обеспечении политической устойчивости и стабильности, осуществлении властных полномочий с использованием рационально-правовых технологий и методик, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества, внесение необходимых корректив в соответствии с динамикой социальных запросов и ожиданий граждан, а также изменениями в международном плане

Образовательная - реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации и гуманизации всей системы образования, его не­прерывности, предоставления людям равных возможностей доступа к выс­шему и послевузовскому образованию и т. д.

Культурно-воспитательная - направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формировании высокой духов­ности, гражданственности. Поддержание и развитие таких «отраслей» куль­туры, как литература, искусство, театр, кино, музыка, средства массовой информации , фундаментальная и прикладная наука и пр.

Экологическая - связана с установлением государством правового режима природопользования , обязательствами перед гражданами по обеспе­чению нормальной среды обитания.

Осуществляя эти функции, государство чаще всего играет роль вер­ ховного социального арбитра, которая органически вытекает из асиммет­ричной структуры общества и общей заинтересованности граждан и различ­ных групп в том, что бы иметь такого арбитра - стоящего над общественны­ми разногласиями и обладающего правом распределять (или наблюдать с правом вмешательства) общественные ценности (материальные блага, обра­зование, здравоохранение и т. д.) с целью обеспечения всеобщего блага и социальной справедливости, «защиты слабого от произвола сильного».

Для того, чтобы смягчить непропорциональность распределения со­циальных благ и ресурсов, государство законодательным путем предусмат­ривает определенные ограничения для одних и гарантии для других, как об­щего, так и частного характера (например, пособия по безработице или за­прещение чиновникам в своей функциональной деятельности подчиняться партийным директивам), но абсолютных гарантий корректности (беспри­страстности) государственного арбитража нет и при ограниченных ресурсах общества (а они всегда ограничены, дефицитарны), при разной силе заинте­ресованных групп (а они всегда неодинаковы) быть не может.

«Неограниченный характер свободы частного предпринимательства, пишет в этой связи Р. Даль, - порождает экономическое неравенство, что, в свою очередь, создает угрозу для политической демократии, смысл которой прежде всего в равных возможностях людей и представляющих их интересы групп, объединений оказывать влияние на политические решения. Государ­ство не является объективным «арбитром» - «заинтересованные группы» не располагают равными или уравновешивающими друг друга в конечном ис­ходе политическими ресурсами. Государственные структуры не являются нейтральным «арбитром» по отношению ко всем «интересам»: организации бизнеса обладают непропорциональной долей ресурсов, имеют гораздо большие возможности для воздействия на законодательные органы . Это, естественно, входит в противоречие с природой демократии».

И тем не менее социальный арбитраж государства в большем или меньшем масштабе все же осуществляется, чему служит и деятельность осо­бых органов, призванных следить за соблюдением правовых норм (консти­туционный суд, специальные арбитражные, общие суды и другие органы).

В случаях особой остроты борьбы противоборствующих сил соци­альный арбитраж государства может приобретать специфические формы: введение чрезвычайного положения, роспуск рестабилизирующих общест­венный порядок организаций и объединений, запрещение печатных изданий, митингов, демонстраций и т. д. Если эти действия совершаются на основе закона и при строгом соблюдении последнего, они не выходят за рамки осуществления той «ипостаси» государства, которую называют социальным арбитражем.

В наиболее концентрированном виде социальный арбитраж государ­ства выражают такие понятие как:

- правовое государство, суть которого выражается в безусловном господстве закона как основного регулятора жизни социума. При этом не только социальные группы и отдельная личность, но и само государство, всего органы уважают право и находятся в одинаковом положении по отноше­нию к нему

- социальное государство, суть которого выражается в проведении правительством сильной социальной политики с целью обеспечения всем своим гражданам достойного уровня социальной защищенности и безопасности, а также создания относительно равных для всех условий жизненного
старта.

Центральным институтом политической власти является государство. Государственная власть реализуется посредством установления законов, управления, суда. Ещё в "Политике" Аристотель различал законодательную, исполнительную и судебную деятельность учреждений. Сегодня демократическая политическая система основывается на механизме разделения властей, механизме баланса интересов и политических противовесов.Соединение властей не допустимо. Так, соединение законодательной и исполнительной власти подрывает верховенство закона. Если же судьи будут не только судить, но и законодательствовать, то сама жизнь людей окажется жертвой произвола. Соединение трёх властей означает деспотизм.

В нашей стране до недавнего времени трудно было выделить компоненты законодательной, исполнительной и судебной власти. Все они были стянуты в один узел, где наибольшая концентрация приходилась на исполнительную компоненту. Законодательная ветвь власти не имела. Суть законов извращалась подзаконными актами. Суды находились в зависимости от телефонного права, не пользовались авторитетом. Кроме того, все нити государственной власти были стянуты к аппарату партии, а роль законов выполняли совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Сегодняшняя политическая реформа призвана обеспечить разделение властей и создание системы "сдержек и противовесов", гарантирующих от злоупотребления властью. Но сегодня в стране нет твёрдой законности, устойчивого правопорядка. Во многом сохраняется политико-правовая ситуация по Гиляровскому: "В России две напасти: Внизу - власть тьмы, а наверху - тьма власти!" .

Другая важнейшая проблема - проблема делегирования власти. Поскольку все властвовать не могут, этим правом обладает только часть людей, социального слоя общества, группы, постольку стоит вопрос о делегировании власти.

Вначале рассмотрим процесс делегирования власти "наверх", когда один субъект власти передаёт часть управления другому субъекту, обладающему большей возможностью к действию, чем он сам. Этот вопрос сегодня актуален в нашей стране в связи с решением проблемы полномочий местных администраций субъектов Российской Федерации. Возникает проблема: есть риск, что делегированная власть может быть обращена против нижнего звена структуры? Опасность такая есть. Возникновение культов, диктатур, тоталитарных режимов тому пример. В своё время М.Бакунин, П.Кропоткин, Р.Михельс, М.Вебер основательно разработали эту проблему. Историческим примером подобного является структура власти, сложившаяся в нашей стране после 1917 года, когда партия большевиков из политической организации фактически переродилась в орган государственной власти, не терпящий оппозиции. У руля управления десятилетиями стояли одни и те же люди, которые проводили политику, отражавшую интересы тех кому делегирована власть, а не тех, кто её делегировал.

Как происходит процесс делегирования власти "вниз"? Субъект власти верхнего эшелона делегирует какую-то из своих возможностей к действию "вниз", оставаясь по-прежнему обладателем большей властью. Это выгодно для центральной власти, но есть и риск, так как субъект власти нижнего уровня зачастую стремится выйти из под опёки центра и диктовать свои правила поведения. Обладатель центральной власти в этой ситуации становится зависимым от решений и суждений нижних эшелонов власти и утрачивает постепенно возможность управлять. Какой же выход из положения? Делегирование объёма полномочий "вниз" должно иметь всегда определённую границу, за пределами которой может наступить опасность не только потери власти субъектом, но и расстройство всех государственных дел, потеря самостоятельности и единства страны. Государственная власть не есть нечто застывшее, неизменное. С развитием общества она приобретает более развитые формы.

Каким же образом осуществляется власть? В реализации политической власти обычно выделяют два аспекта:

процесс принятия политических решений и б) процесс проведения в жизнь принятых политических решений. Эти два аспекта процесса реализации политической власти взаимосвязаны, так как при реализации принятых решений встаёт необходимость в корректировке, в уточнении политического курса, принятии дополнительных решений. При этом надо иметь ввиду, что претворение в жизнь принятых решений связано с выполнением ряда условий:

политическое руководство должно последовательно добиваться выполнения принятых решений. Если закон, указ, постановление приняты, то их необходимо воплотить в жизнь, чтобы не возникло сомнений в твёрдости политической власти;

способность политического руководства к мобилизации необходимых материальных, человеческих ресурсов для реализации принятых решений;

обеспечить поддержку тех групп общества, которые могут содействовать выполнению принятых решений;

способность политического руководства нейтрализовать действия политических сил, которые выступают против принятых решений .

Одним из важнейших средств воздействия на процесс принятия и реализации политических решений являются группы давления - это организованные группы, ставящие своей задачей достижение какой-либо цели, для реализации которой они должны осуществить давление на политические институты (различные экономические объединения, ассоциации, группы представляющие интересы ВПК, группы национальные, религиозные, мафиозные и т.д.). Значительная часть из них активно сотрудничает и контактирует с политическими партиями, различными ведомствами иностранных государств. Цель групп давления - всеми доступными средствами побудить суьбъектов политики к выгодному для них действию, навязывание к исполнению нужного политического им решения. При этом они используют всевозможные средства вплоть до криминогенных. Особое место в политическом процессе занимает такая группа давления как лобби - мощный механизм воздействия на органы государственной власти, неформальный институт политической системы. Основной целью лобби является давление на законодательный процесс посредством давления на депутатов, вынуждая их принимать нужные для себя законопроекты, политические решения.

Важное значение в технологии политической власти имеет дискреция - наделение конкретного исполнителя правомочиями толковать, интерпретировать законы и применять их в этом толковании, выдавая за живое творчество масс.

Основными критериями принадлежности человека к той или иной социальной группе являются его место в системе отношений владения-распоряжения и, соответственно, уровень доходов и качество жизни в целом. Критерии эти относительны, поскольку, к примеру, "новый средний класс" в России может быть соотносим лишь с некими "верхним" и "низшим" для данного общества и в данных условиях социальными слоями.

В советском обществе, как обществе административном, ключевым критерием стратификации был уровень выполняемых представителями различных социальных групп административно-распорядительных функций. В современной России к этому критерию добавился также показатель "размер собственности". На смену системе доходов, основанной на распределении, пришла система "абсолютного дохода", предполагающая получение в обмен на денежные ресурсы любых товаров и продуктов по реальной рыночной стоимости, а не из государственных закромов - по "блату", по должности или по сниженным привилегированным ценам. Уровень дохода и уровень жизни людей становятся, таким образом, ключевыми критериями их социального самочувствия и принадлежности к той или иной социальной группе.

Во всей совокупности старых и новых социальных групп можно выделить две основные "макрогруппы", связанные с распоряжением или владением двумя основными типами ресурсов - административно-политическими и собственно материальными, экономическими.

Динамика развития этих двух групп в России на протяжении последних 10 лет такова, что административно-политические группы постепенно слабеют, поскольку распорядительные функции становятся все менее значимыми, "старый политический класс" (администраторы) 2 частью размывается и сходит на нет, частью преобразуется и перетекает в "новый политический класс", а административные методы управления экономикой и обществом в целом постепенно уступают место рыночным, прежде всего - финансово-фискальным методам управления.

Соответственно, роль экономических групп и, особенно, групп новой экономики в настоящее время, наоборот, возрастает. Более того: развитие новых экономических структур опережает становление новых политических корпораций. Тезис основан на известной закономерности: люди сначала осознают свои материальные, экономические интересы, и только по мере развития общества дорастают до перевода этих интересов на политический язык.

Основным фактором развития политического процесса в современной России (в период с 1991-го по примерно 2010-2015 гг.) является складывающийся в стране РЫНОК: приватизация, развитие кредитного и фондового рынков, борьба за влияние и установление тех или иных правил на рынках ценных бумаг, недвижимости, земли и природных ресурсов. Учитывая это, а также сформулированную нами выше закономерность "опережающего развития новых экономических структур в сравнении с развитием новых политических корпораций", мы можем утверждать, что на обозначенном выше временнбм отрезке доминантными в совокупности "групп интересов", а

значит, и в политической системе в целом и будут группы, обладающие наибольшими материальными ресурсами. Разумеется, это пока еще не чисто экономические, а скорее, административно-экономические группы. Так, составной частью "групп интересов" топливно-энергетического комплекса страны являются соответствующие ведомства федерального правительства и департаменты местных администраций;

новые финансовые группы интегрированы в Минфин и Центробанк РФ, в комитеты и департаменты по управлению государственным имуществом и финансами всех уровней; а ведущие московские "группы интересов" не могли бы развивать финансовый, строительный и иные сектора столичной экономики, не составляй они единого целого с правительством Москвы.

Итак, говоря о группах, обладающих или распоряжающихся материальными ресурсами, мы можем выделить две основные подгруппы:
а) "новые экономические группы" - прежде всего финансовые, финансово-торговые и финансово-промышленные группы;

б) "старые экономические группы" - в первую очередь, отраслевые группировки, группы руководителей постсоветских монополий (включая "естественные") и крупнейших не только государственных, но также приватизируемых или уже приватизированных промышленных концернов и компаний .

ГОСУДАРСТВО – ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Отличие государства от других политических институтов
- Наивысшая концентрация власти
- суверенитет в определенных территориальных границах
- возможность осуществлять принуждение
- монополия на правотворчество
- монополия на сбор налогов
- главный управляющий центр политической системы
Функции государства
внешние
Оборона страны
Сотрудничество с другими
странами
внутренние
1.Защита конституционного строя
2.Выработка и проведение общей
для страны политики в
экономической, социальной, духовной
и иных областях жизни общества

Показывает особенности устроения и
функционирования государства.

Характеризует состав высших органов государственной
власти, порядок их образования, организацию и порядок
взаимодействия между собой и населением.
1.верховная власть
принадлежит
одному лицу,
1. источник власти - народ
2. верховная власть
осуществляется
представительными
органами, избранными на
определенный
срок народом.

Признаки:
1.Во главе Монарх.
2.Власть передается по наследству.
3.Не несет ответственности за свои действия.
4.Отсутствует разделение властей.
5.Единолично представляет свое государство.
6.Пользуется Титулом.
7.Получает значительное содержание из казны.

Монарх пользуется всей
полнотой власти, не зависит от других органов
власти.
Монарх правит посредством, или
при обязательном содействии органов, или властей существующих
независимо от монарха.

-Единство законодательной
Глава государства-глава праи исполнительной властей
вительства, назначаемого с
(назначается и контролиру- согласия парламента, может его
ется парламентом.
распускать.
-С потерей парламентского
Президент-символ нации.
большинства правительство
уходит в отставку.
Недостатки:
Недостатки:
-неустойчивость правительства, -конфликты между ветвями
власти.
-угроза тирании большинства

Полное политическое единство.
Составные части государства не
имеют собственного законодательства, обладают равными
правами
Союз ряда государств.Они сохраняют высшие органы власти,
свое законодательство, налоговую систему и т.д.
Государственно-правовые объединения суверенных государств.
Имеют свои Конституции, бюджет самостоятельно выступают
на международной арене.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Совокупность способов, форм и методов
осуществления политической власти

10.

Выполните задание
Выпишите из текста черты тоталитарного политического режима
Тоталитарный режим означает полный контроль государства над
всей жизнью общества и над жизнью каждого человека. Для него
характерна официальная государственная идеология,
обязательная для всех граждан и не допускающая существования
других идеологий. Единственная массовая политическая партия
обладает монополией на власть. Лидер партии наделяется
сверхъестественными чертами, создается культ личности вождя.
Силовые структуры осуществляют тотальный полицейский
контроль за всем обществом. Правящая партия контролирует
средства массовой информации, осуществляет жесткую цензуру.
Экономика, как правило централизована. Вот как описывает
отличительные особенности тоталитарного режима И.А.Ильин
«Обычное правосознание исходит из предпосылки: все
незапрещенное –позволено. Тоталитарный режим внушает совсем
иное: все непредписанное- запрещено. Обычное государство
говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен.
Тоталитарное государство заявляет: есть только государственный
интерес и ты им связан.»

11.

ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
1.Официальная государственная идеология, обязательная для
всех граждан и не допускающая существования других
идеологий.
2.Единственная массовая политическая партия обладает
монополией на власть.
3. Культ личности вождя
4. Тотальный полицейский контроль за всем обществом.
5.Правящая партия контролирует средства массовой
информации, осуществляет жесткую цензуру.
6.Экономика централизована.

12.

Выполните задание
Выпишите из текста черты авторитарного политического режима
Авторитарный политический режим характерен для
политической системы, власть в которой имеет признаки
диктатуры одного человека или группы лиц (олигархической группы, военной хунты и т.д.). Эта власть неподконтрольна гражданам. Она может править с помощью
законов, которые принимает по своему усмотрению.
Главное – опора на силу. Однако, как правило,
авторитарный режим не прибегает к террору. Важнейшая
черта авторитарного режима – монополизация политики
при отсутствии тотального контроля над обществом. Это
означает, что политическая оппозиция не допускается,
однако, экономика, культура, религия могут развиваться без
вмешательства государства. Таким образом, сохраняется
определенная свобода деятельности в различных сферах,
но политика является исключительной функцией власти.

13.

АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
1.Диктатуры одного человека или группы лиц
(олигархической группы, военной хунты и т.д.).
2.Власть неподконтрольна гражданам.
3.Опирается на силу, но не прибегает к террору.
4.Монополизация политики при отсутствии
тотального контроля над обществом.
5. Сохраняется определенная свобода деятельности в
различных сферах

14.

Выполните задание
Выпишите из текста черты демократического политического режима
Демократический политический режим опирается на систему принципов
и ценностей, среди которых первое место занимает принцип
народовластия. Народовластие реализуется прежде всего через принцип
большинства. Это означает, что существуют механизмы выявления воли
большинства, главным среди них –выборы и референдумы. Однако
политический режим не является демократическим, если наряду с
принципом большинства не реализуется другой принцип: право
меньшинства на оппозицию. Это означает, что та часть общества,
которая не поддерживает власть, может создавать свои организации,
иметь свою прессу, критиковать политику властей, предлагать
альтернативный вариант политического курса. Народ имеет право и
возможность влиять на выработку политических решений через участие
в избирательных компаниях, обращения в государственные органы,
участие в митингах, демонстрациях, пикетах. Еще одна неотъемлимая
черта демократии –парламентаризм. Это означает государственную
власть, в которой существенная роль принадлежит народному
представительству (парламенту). Для демократии характерен
политический плюрализм, который предполагает многообразие и
свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей,
взглядов, программ, политических организаций, СМИ.

15.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
1.Народовластие, которое реализуется через принцип
большинства.
2.Право меньшинства на оппозицию.
3.Парламентаризм.
4. Политический плюрализм
5.Гласность
6.Преобладание в сознании большинства граждан демократических
ценностей
7.Наличие правового государства

16.

Понятия:
А) консервативные партии
Б) левые партии
В) оппозиционные партии
г) правые партии
Д) реакционные партии
е) революционные партии
Ж) реформистские партии
з) центристские партии
В зависимости от степени участия в осуществлении политической
власти партии делятся на правящие и …(1). По характеру целей и
отношению к существующему общественно-политическому строю
партии делятся на несколько видов. Те партии, которые выступают за
коренное и насильственное преобразование существующего
общественного строя называются……(2). За постепенные изменения
существующих порядков выступают ….(3). Партии, выступающие за
сохранение основ прежней системы или за такие преобразования,
которые приспосабливают систему к изменяющимся реалиям без
особых потрясений, называются …(4). Партии, выступающие за
восстановление старых, отживших общественных структур
называются…(5). Коммунистические, социалистические, социалдемократические и другие партии, которые выступают за интересы
трудящихся, социализацию производства, создание основ
социалистического общества называются …(6). Партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы
буржуазного порядка, сильную государственную власть называются…
(7). Партии, пытающиеся примирить крайние интересы в политике, это …..(8) партии.

1. Понятие государства и его природа.

1.1. Факторы, обусловливающие возникновение государства.

1.2. Признаки государства.

1.3. Функции государства.

2. Формы правления и территориального устройства государства.

2.1. Формы правления. Монархии. Республики.

2.2. Государственно-территориальное устройство. Унитарное государство. Федеративное государство. Конфедерация.

1. Центральным институтом политической системы является государство, так как в его деятельности концентрируется основное содержание политики. Термин «государство» употребляется в двух значениях. В широком смысле государство – страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти. Никколо Макиавелли ввел в литературный оборот специальный термин «stato» для обозначения государства, независимо от его конкретных форм как особой политической организации общества. В узком, собственном значении термин «государство» представляет собой организацию, обладающую верховной властью на определенной территории.

1.1. Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и концентрации у них управленческих функций и социальных привилегий под воздействием целого ряда следующих факторов:

1) развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль;

2) возникновение частной собственности, классов и эксплуатации (марксистский подход);

3) завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович);

4) демографические факторы (рост численности, плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет на кровосмешение);

5) психологические факторы (государство рассматривается как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций);

6) антропологические факторы (государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека);

7) географические факторы (естественные границы, ландшафт, водные пути);

8) экологические факторы (климатические условия, плодородие почв);

9) внешние факторы (угроза нападения, войны, опыт других стран).

Многочисленные исследования государства показали, что оно возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых вряд ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.

1.2. Основные признаки государства:

· отделение публичной власти от общества и выделение слоя профессионалов-управленцев;

· суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. Высшей властью, решения которой обязательны для всех, обладает только государство;

· территория, которая очерчена границами государства. Законы и полномочия государства распространяются на всех людей, живущих на данной территории;

· монополия на легальное применение силы и физического принуждения. Диапазон государственного принуждения – от ограничения свободы до физического уничтожения человека (с 1999 г. в Украине смертная казнь запрещена);

· исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения;

· право на взимание налогов и сборов с населения.

Вышеперечисленные признаки государства отличают его от других организаций и многочисленных объединений.

1.3. Функции государства. Наиболее общей классификацией функций государства является их деление на внутренние и внешние.

Внутренние:

· консолидация общества на основе общих интересов граждан;

· принятие, совершенствование, выполнение обязательных для всех законов;

· необходимое регулирование экономики и хозяйственной деятельности общества;

· защита и укрепление существующей политической системы;

· обеспечение общего порядка, безопасности общества, поддержание дисциплины граждан;

· регулирование социальных отношений, обеспечение социальной защищенности граждан;

· духовно-идеологическая, воспитательная деятельность, формирование политического сознания граждан.

· защита государственных интересов на международной арене, обеспечение обороны страны;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества, с другими странами и международными организациями;

· участие в решении глобальных проблем человечества, в интеграционных процессах и миротворческих акциях.

2. Устройство государства характеризуют его формы. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц, граждан.

В формах государства традиционно выделяют формы правления и формы территориального устройства.

2.1. Формы правления.

По способу организации власти и ее источнику государства делятся на монархии и республики.

Монархия. Источник власти – одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей и представительных органов власти. Существует несколько разновидностей монархической формы правления:

1) абсолютная монархия – всевластие главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман);

2) конституционная монархия – полномочия монарха ограничены конституцией и парламентом. 2 разновидности:

· дуалистическая монархия, в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (Иордания, Марокко);

· парламентская монархия, при которой монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительной властью.

Подавляющее большинство современных демократических монархий – это парламентские монархии. Правительство в них формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Например, Великобритания, Швеция, Дания, Испания и др. Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик – второй основной формы правления.

Республика. Источник власти – народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существует 3 основные разновидности республик: парламентская, президентская и смешанная.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе и ответственность правительства перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует правительство, издает законы, вотирует (утверждает) государственный бюджет, осуществляет контроль над правительством. В случае необходимости парламент может выразить правительству вотум недоверия. Хотя руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии страны. Президент фактически занимает более скромное место в этой иерархии.

Главным отличительным признаком президентской республики является то, что президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства, руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил (США). Президент избирается народом. Он сам назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. В президентской республике правительство отличается стабильностью, существует жесткое разделение властей, парламент не может вынести правительству вотум недоверия, а президент не вправе распустить парламент. Возможен импичмент президенту, но эта процедура значительно затруднена.

Смешанная республика стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом (Франция, Австрия, Украина). Президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, вправе распустить парламент, но с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность (Франция).

2.2. Под формой государственного устройства понимается территориально-политическая организация государства, включающая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных органов власти.

Территориальная организация государства характеризует отношения целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают две основных формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную.

Унитарная форма территориального устройства представляет собой единую политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе и судебные органы, составляют одну систему и действуют на основе единых правовых норм (Франция, Венгрия, Италия, Украина). В зависимости от политического режима унитарное государства могут быть централизованными, децентрализованными и относительно децентрализованными.

Федеративное государство – союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных образований, равноправных субъектов федерации, имеющих собственные конституции (союзные республики, штаты, кантоны, земли и др.). Оно строится на основе распределения функций между его субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена при согласии всех субъектов федерации. Для федерации характерно наличие двойного гражданства и, как правило, двухпалатного парламента, одна из палат которых представляет интересы субъектов федерации, а другая – общенациональные интересы.

Особым видом объединения государств является конфедерация. Конфедерация – это союз самостоятельных государств, созданный для осуществления конкретных целей (например, для совместной обороны, решения экономических, транспортных, энергетических и др. проблем). Члены – участники могут по своей воле выходить из конфедерации, расторгая конфедеративный договор. Это редко встречающаяся форма организации политической общности (например, Евросоюз, СНГ).

Вопросы и задания к теме:

1. В чем сущностные отличия государства от других политических институтов: политических партий, движений и т. д.?

2. Раскройте содержание понятия “суверенитет”.

3. Какие функции призвано выполнять государство?

4. Что понимается под устройством государства?

5. Чем федерация отличается от унитарного государства?

6. Чем был СССР – федерацией или унитарным государством? Аргументируйте свой ответ.

На протяжении всей истории существования человеческого общества политические знания и культура каждого конкретного индивидуума и массовая политическая грамотность и образованность отдельных человеческих групп и сообществ являются существенными факторами предохраняющими общество вцелом от деспотии и тирании, негативных и экономически неэффективных форм существования и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей - забота всего современного общества. Как отмечает руководитель Академии политического образования ФРГ Т. Майер, "там, гдеполитеское образование отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое общественное влияние. ненужным же оно не будет никогда." (1).
Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического овладевания ими соответствующих знания и опыта, в частности, посредством изучения политологии, систематизирущей весь предыдущий опыт человеческого общества в области политической и общественной деятельности.
Одна из важнейших практических категорий, определяемой и анализируемой методами и инструментарием политологии является государство, являющееся центральным институтом политической системы общества. В его деятельности полно и показательно концентрируется основное содержание политики В
В широком смысле "государство" понимается как территориально устойчивая общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти. Оно практически всегда тождественно понятию "страна" и политически организованному народу. И в этом смысле говорят, например, росссийское, американское, немецкое государство. Следует отметить, что существование развитого государственного устройства известно ешё за 3...5 тысяч лет до н.э. (государство инков, ацтеков, Мессопотамия, Египет, Урарту, Греция и т.д.). Примерно до середины 17 в. Государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства ыыиспользовался большой спектр конкретных терминов: "полития", "княжество", королевство, "империя", "республика", "деспотия) и др. Однм из первых, кто отошёл от этой традиции стал Макиавелли, который ввёл обозначение любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика. При этом ввёл специальный термин "stati". В дальнейшем, на основании конкретных исследовании факитческого материала, чёткое разграничение государства и общества было обосновано в конкретных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо.Ими понятия разделяюься не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале организовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путём создали специальный орган, ставший органом и орудием публичной власти и важнейшим институтом политической системы общества.
В современной политологии государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающих высшей властью на определённой территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т. д.
Государства различных исторических эпох и народов мала схожи между собой. Однако внимательный анализ позволяет выделить ряд общих и существенных признаков.
1. Отличие от родо-племенной организации, основанной на самоуправлении. Отделение публичной власти от общества, несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.
2. Построение не кровнородственному или религиозному признаку, а на основетерриториальной и этнической общности людей. Наличие законов и полномочий, распространяющихся на население предприятий.
3. Суверенитет, т. е. верховная власть на определённой територии, что отличает её от проиводственной, партийной, семейной власти.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения, возможность лишать граждан высших ценностей: жизни и свободы. Этот признак (а так же приведенный ниже) и делает государство собственно орудием публичной власти. При этом, непосредственно для выполнения функции принуждения имется как правило публичные органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения для обеспечения служащих и служб государственной политики: оборонной, экономической и социальной и т.д.
6. Обязательность членства в государстве, что отличает эту форму организации от других (например. партий, где членство добровольное).
7. Претензии на полномасштабное предствление общество как целое и защиту общих интересов и общего блага.
Отмеченные выше признаки отличают государство от любых других организаций и объединений, но не раскрывают полностью его связи с обществом, а атк же факторов, лежащих в основе его становления и развития.
Вместе с тем в указанных выше общх признаках в том или ином виде показаны функциональные задачи, реализуемые государством. Характер и совокупность функций госудаства изменялась в ходе исторического развития института государственности. с точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности выделяют два глобальных этапа: традиционный и государственный.
Традиционный этап связан с имституционально неограниченной властью над подданными, отсутствие равноправия, непризнанием личности как источника госудаственной власти. Типичным воплощением такого государства являлась монархия. Исходя из типичной формы государственного уклада этого периода в качестве основных функций следует выделеить функции: защита государственного строя и суверена лично; взимание налогов, защита внешних границ и т.д.
Более интересным с точки зрения задач и функций государства представляется более поздний конституционный этап. Этот этап связан с подчинённостью государственности обществу и гражданам, с ююридической очерченностью полномочий и сфер государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и в конечном счёте связан с появлением конституции.Термин "конституция" в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, введенное Аристотелем, обозначается как "реальная конституция". Она предтавляет собой устойчивую модель государственной деятельности, определямой теми или иными ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно имеет форму свода законов, но может иметь характер, например, религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций.
Во втором значении конституция является сводом законов, представляющим собой юридически зафиксированные в специальных документах стабильные правила, определяющие основания, цели, устройство, принципы организации и функционирования государства. Т.е конституция регламентирует деятельность государства. Завершённость процесса формирования конституционного государства характеризует понятие "правовое государство".
В правовом государстве основой является ограждение человека от террора государства, насилия над совестью, от мелочной опеки со стосроны органов власти, гарантия индивидуальной свободы, и основополагающих прав личности. Это государство ограничено в своих действиях правом, защищающим, свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющее власть воле суверенного народа. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты.
Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества и способствовало появлениюсоциального государства, основной задачей которого является обеспечение каждому гражданину достойных условий существования. социальной защищённости, соучастия в управлении производством. Деятельность такого государства направленно на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Деятельность современного государства многогранна. Это перерапределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв населения, обеспечение занятости и охраны труда на производстве, социальное страхование, поддержка материнства и семьи, забата о безработных, престарелых, инвалидов, молодёжи, развитие образования, медецины, культуры и т.д. Современное состояние общества выдвигает перед демократическими (социальными) государствами задачу обеспечения экологической безопасности, предотвращения ядерной угрозы.
Качество и полнота выполнения государством своих функций в достаточной степени определяется устройством и формой правления государства.
Формы правления делятся по способу организации власти, её формальному источнику на монархии и республики.
В монархии источником власти является одно лицо, получающее свой пост по наследству, независимо от избирателей. Разновидностью монархии являююся: абсолютная монархия (Катар, Оман) - полная власть монарха, конституционная монархия - монархия, ограниченная конституцией. В своя очередь конституционная монархия делится на дуалистскую. при которой монарх обладает преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (Иордания. Кувейт) и парламентской, при которой монарх обладает фактически представительской властью. Подавляющее большинство современных демократических монархий - парламентские монархии.
Разновидностей республик в современном мире существуют три:
- президентская;
- парламентская;
- смешанная (полупрезиденткая).
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе. При этом парламентом осуществляется по отношению к прави тельству ряд функций:
- формирует и поддерживает его;
- издаёт законы принимаемые правительством к исполнению;
- принимает бюджет и устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;
- осуществляет контроль над правительством и вслучае чего может высказать ему вотум едоверия (отправить в отставку или провести досрочные выборы парламента);
Правительство обладает исполнительной властью и частично закондательной инициативой. Так же обладает правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента, которое президент обычно удовлетворяет.
Президент фактически обладает только представительскими функциями.
При парламентской форме государственного устройства глава правительства (премьер-министр, канцлер), официально не являсь главой госудаства, фактически является первым лицом. Такая форма государственной власти существует в целом ряде европейских стран (Италия, Германия, Чехия и т.д.).
При президентской республике президент одновременно выступает главой государства и главой правительства. Он руководит внешней и внутенней политикой государства и является главнокомандущим вооружённых сил. Президент чаще всего избирается прямыми всенародными выборми.
При президентской республике парвительство отличается стабильностью, имеет две жёстко разделённые ветви - исполнитель-ную и законодательную.
Отношения между президентом и парламентом основывается на системе сдержек, противовесов и взаимозависимостей. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент не может распустить парламент. И только в случае очень серьёзных антиконституционны действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент- он досрочно отстраняется от власти. Но процедура импичмента очень громоздка и затуднена. Примером прездентской формы правления является госудаственное устройств в США и Россия, а так же распространена в странах с продолжительными авторитарными традициями (Латинская Америка, Афика, Азия.
При смешанной республике, существущей в большинстве стран Европы, сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем правительства парламентом. При этом не имеет устойчивых традиционных черт и, как правило, тяготеет к преимуществу одной из ветвей власти. Классический образец полупрезидентской формы является Франция. В ней президент и парламент избиратся независимо. парламент не ожет сместить президента, а президент может распустить парламент только при назначении срока досрочных президентских выборов.
Разнообразие республиканских и монархических форм государства не исчерпывают всех возможных механизмов правления. Одним из них является институт референдумов, имеющие свои истоки в гречиких ареопагах и новгородских вече. Он предусатривает решение наиболее актуальных и ключавых проблем посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательно для исполнения вскми государственными органами.
По территориальному устройству различают две основные формы: унитарну и федеративную.
Унитарное государство представляет собой единую, политически однородну организацию, остоящую из административно-территориальных единиц (области, земли и т.д.), не обладающих собственной государственностью. Все госдарственные органы составлят единю систему и действуют на основе единых нормативных актов.
Унитарные государства могут быть централизрванными (Великобритания, Дания, Швеция), в которых средние и ниже органы управления не обладают достаточной автономией и направлены на реализацию решения центральных органов, и децентрализаванными (Франция, Испания, Италия), предоставляющие отдельным регионам права широкой автономии.
Федеративная форма стройства прдставляет собойстойчивый союз государств, самостоятельных в предела распределённых между ними и центом компетенций. Федерация обепечивает свободное объединение и равноправное сосуществованиеобщностей, обладающихзначительными этническими, историко-кльтурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями. Члены федерации - соучастники общегосдарственного суверинитета и обладают правом одностороннего выхода из федерации.
Ещё одной формой стойчивого соза самостоятельных госдарств является конфедирация, которая создаётся для достижения конкретной цели. Её члены сохраняют собственный госдарственный суверинитет делегируют в компитенцию союза лишь некоторые полномочиядля решения ограниченного круга вопросов. чаще всего в области обороны, внешней политики. транспарта и связи. Конфедерации ограниченное время существовали в Германии, Швейцарии, США и в дальнейшем либо преобразовывались в федерацию, либо распадались.
В последние годы на территории бывшего СССР сделана попытка создания Содружества Независимых Государств (СНГ), союза суверенных государств. координирующих свои действия в различных областях.
Знание каждым членом современного общества приведенных выше сведений из политологии гарантирует ему получение навыков ориентации в современной бурной жизни. Особенно необходимы такие политические знания современному подрастающему поколению, отличающемуся повышенным радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам.

Литература:

1. Meyer T. Wie entbehrlich ist politisce Bildung?//Friedrich-Eben-Info, 1994. № 1;
2.Аристотель.Политика.М.,1865. С.8;
3. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И.. Введение в политологию. "Аспект-Пресс". М.,2002