Духовные отношения – формы общественного сознания. Духовные и материальные отношения

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Совалёва Елена Владимировна. Понятие и структура духовных отношений: ил РГБ ОД 61:85-9/569

Введение

ГЛАВА I. Понятие духовных отношений 12

I. Духовное производство как сфера производства духовных отношений 12

2. Специфика духовных отношений и их место в системе общественных отношений 52

ГЛАВА 2. Структура духовных отношений 83

I. Виды духовных отношений и их взаимодействие 86

2. Духовные отношения и духовная культура социализма 124

Заключение 142

Список литературы 149

Духовное производство как сфера производства духовных отношений

Для научного понимания социальной жизни и взаимодействия его отдельных сторон большое значение имеет углубление наших знаний о человеческом обществе, выявление различных видов общественных отношений, их классификация, выяснение социальной роли. Эта проблема важна и для углубления понимания сущности человека, который есть "совокупность общественных отношений".

В настоящее время многие исследователи затрагивают вопросы теории общественных отношений. Это работы П.Гиндева, Г.Е.Глезер-мана, А.В.Дроздова, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, О.В.Лармина, А.П. Машкова, М.Н.Перфильева, Ю.К.Плетникова, П.В.Преснякова, В.П.Ро-жина, В.П.Тугаринова, А.К.Уледова и др., в которых рассматривается целый комплекс проблем теории общественных отношений.

Вместе с тем необходимо подробнее рассмотреть отдельные стороны жизни общества. Одной из актуальных, но мало разработанных проблем является проблема духовных отношений общества.

Анализируя эту проблему, мы исходим из уровня разработанности данной проблемы в советской социологической литературе.

Прежде всего необходимо уточнить содержание ряда понятий. В историческом материализме существует ряд категорий, которые являются близкими по значению, но не тождественными и отражают всю сложность и специфичность явлений и процессов, происходящих в духовной сфере общественной жизни. Это такие понятия как духовная жизнь общества, духовное производство, духовная культура, общественное сознание. Каждая из этих категорий рассматривается обычно вместе с парной ей категорией: материальная жизнь общества - духовная жизнь общества, материальное производство - ІЗ духовное производство, материальная культура - духовная культура, общественное бытие - общественное сознание.

Если проанализировать эти парные категории с точки зрения основного вопроса философии, то на первый план выступает их сходство, так как все они отражают с различных сторон два уровня социальной действительности: первичный (материальный) и вторичный (идеальный).

Поскольку в течение длительного времени в советской социально-философской литературе исследование духовной стороны общественной жизни велось только в плане отражения в ней материальных процессов, то и все понятия, выражающие различные стороны духовной жизни общества, часто употреблялись как тождественные.

Однако, как только мы выходим за пределы основного вопроса философии и начинаем рассматривать процесс функционирования и развития различных духовных образований общества, их активное обратное воздействие на материальные процессы, их включенность в практическую деятельность людей, рассматриваем субъекты духовных образований, социальные институты, занимающиеся духовным производством и распределением его продуктов, то различия в содержании понятий "духовная жизнь общества", "духовное производство", "духовная культура", "общественное сознание" выступают на первый план и требуют теоретического осмысления.

Рассмотренное под этим углом зрения общественное сознание предстает результатом человеческой деятельности, которая направлена на выработку духовных ценностей, т.е. представлений, идей, теорий, убеждений, знаний, оценок, целей и т.д. Вместе с тем, общественное сознание является не только результатом, но и неоъ-емлемым условием целесообразной деятельности как отдельных людей, так и социальных групп, классов, общества в целом. Следова - 14 тельно, общественное сознание, исследуемое в этом аспекте, фиксирует предметную сторону человеческой духовной деятельности, которая материализуется и закрепляется в различных структурных образованиях.

Анализируя сам процесс человеческой духовной деятельности и рассматривая его с точки зрения продуктивности, мы должны говорить о понятии "духовное производство", то есть о процессе творческой духовной деятельности, в ходе которого создаются духовные ценности. Заметим, что духовное производство не сводится только к процессу духовной деятельности, оно соединяет в себе деятельность и предметность.

В советской философской литературе вопрос о соотношении ряда категорий исторического материализма еще не разработан в должной мере. Б частности это относится и к категориям "духовное производство", "духовная культура", "общественное сознание".

Понятие духовной жизни общества долгое время употреблялось по преимуществу как синоним понятия "общественное сознание" и не имело самостоятельного определения. Так, авторы учебного пособия "Исторический материализм" утверждают, что общественное сознание есть "духовная жизнь общества, его чувства и переживания, представления и понятия, идеи и верования, воззрения и убеждения, теории и учения"1. Сейчас в работах философов по историческому материализму обсуждается вопрос о содержании понятий, описывающих духовную жизнь общества, но эта работа еще не завершена. В частности, "в литературе по историческому материализму, - отмечает А.Д.Шершунов, - понятия материальной и духовной жизни общества еще не утвердились в качестве таких же фундаментальных, как понятия общественного бытия и общественного сознания".

Потребности развития исторического материализма вызывают необходимость разработки системы его категорий, что находит отражение и в исследованиях. Раскрывая систему категорий, исследователи обращаются и к категории духовной жизни, определяя ее место в ряду других категорий. Так, В.П.Тугаринов все категории исторического материализма делит на философские и социальные, а категорию "духовная жизнь" относит к социологическим категориям, соотнося ее с экономической, социальной и политической жизнью.

Специфика духовных отношений и их место в системе общественных отношений

Введение понятия духовных отношений и его использование в анализе диалектики общественных отношений позволяет более глубоко раскрыть сущность духовной деятельности. Рассмотрение духовных отношений в качестве составной и неотъемлемой части общественных отношений предостерегает от поверхностного истолкования последних, раскрывает внутреннюю взаимосвязь материального и духовного производства.

Духовное производство, как и материальное, не есть результат деятельности обособленных друг от друга одиночек, а всегда осуществляется людьми, находящимися между собой в определенных общественных взаимоотношениях.

Хотя отношения в духовном производстве складываются под непосредственным воздействием отношений материального производства, они образуют собой относительно самостоятельную систему социального взаимодействия людей. В качестве такой системы они представляют собой социальную форму существования духовного производства на каждом конкретном этапе его исторического развития.

Марксизм в свое время открыл основной закон развития человеческой истории, который состоит в том, что "производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образу - 53 ют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор"1.

Как следует из этой сжатой формулировки, марксизм исходит из признания первичности материально-производственной деятельности людей.

К.Маркс, рассматривая вопрос о формировании общественных отношений, неоднократно подчеркивал, что не только экономические, но и правовые и политические отношения не могут быть выводимы и объясняемы из одних только юридических оснований, что еще менее возможно их объяснять и выводить из так называемого общего развития человеческого духа2. Это положение позволяет, по нашему мнению, сделать следующие выводы. Во-первых, для понимания природы общественных отношений, в какой бы сфере они не возникали, какой бы относительной самостоятельностью и спецификой они не обладали, необходимо учитывать их обусловленность материальными производственными отношениями. Роль производственного порядка в развитии социальных, политических и чисто духовных процессов жизни позволяет сделать вывод о том, что материальное производство выступает как определяющий генезис общественных отношений. Общественное разделение труда приводит к тоглу, что отдельные процессы труда становятся самостоятельными по отношению друг к другу, имеют в ходе своего развития содержание, необходимое и усваиваемое данным историческим периодом, определенные условия, которые связаны с конкретной областью, но вид изменения дальнейшего развития общественных отношений определяется производственными отношениями.

Во-вторых, общественные связи между людьми в социальных, политических, духовных областях жизни обладают относительной самостоятельностью в своем развитии не только по отношению к материальному производству, но и к развитию сознания. Эту относительную самостоятельность следует учитывать при анализе духовной жизни общества.

Духовное производство, как и материальное производство, представляет собой сферу деятельности человека, "человек сам является основой своего материального, как и всякого иного осуществляемого им производства". Но он может стать этой основой, может действовать лишь вступая в систему общественных отношений. Раскрывая роль социальных отношений, К.Маркс подчеркивал, что люди не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. "Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство. Само общество К.Маркс рассматри-v вал как человека"в его общественных отношениях. Производство в любой сфере - это не только создание определенного продукта деятельности, но и общественных отношений. Духовное производство важно рассматривать и по его результату - таким результатом выступает формирование идей и представлений, и по его общественной форме. Такой общественной формой являются, по нашему мнению, духовные отношения людей. Эти отношения - необходимый процесс, возникающий в ходе общественной жизни, разделения материального и духовного труда. Для духовного производства как исторического явления, как социальной формы духовной дея-N/ тельности характерны исторические определенные средства духовного производства, наличие людей, занятых в этом производстве, а также общественные отношения между ними.

Виды духовных отношений и их взаимодействие

Виды духовных отношений и их взаимодействие духовные отношения - это общественные отношения людей, социальных групп, классов и т.д., являющиеся результатом духовного производства, в процессе которого вырабатывается и функционирует общественное сознание. Как известно, общественное сознание есть отражение общественного бытия. Этим гносеологическим моментом общественного сознания обычно и ограничиваются, когда рассматривают его форму и специфику отражения в них общественного бытия. Однако общественное сознание как совокупность общественной психологии и идеологии следует рассматривать и со стороны социальной, то есть со стороны его производства людьми.

Исторический материализм учит, что общественное сознание возникает и существует не само по себе, а вырабатывается, произ - 87 водится людьми, находящимися между собой в определенных общественных отношениях. "Люди, - отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс, - являются производителями своих представлений, идей и т.д., но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и соответствующих этому развитию общением, вплоть до его отдаленнейших форм" .

В.И.Ленин не употреблял понятия "духовные отношения", когда рассматривал "духовный процесс жизни" , то есть процесс выработки общественного сознания в виде общественной идеологии и психологии, хотя в своих работах дал подробный анализ этих форм духовной жизни общества.

В.И.Ленин рассматривает общественное сознание любого класса общества как единство его психологии и идеологии, которые имеют одну и ту же основу в материальных производственных отношениях. При этом он показывает, что духовное отражение противоположности классовых интересов наиболее глубоко проявляется в идеологических отношениях, так как через идеологию как теоретическую, систематизированную форму общественного сознания наиболее полно выражается развитие классовых интересов в обществе.

Кроме того, В.И.Ленин употреблял понятие "идеологические отношения" и в более широком смысле, для обозначения всех вторичных, надстроечных отношений, которые, "прежде чем сложиться, проходят через сознание людей", то есть "возникают из тех или иных идей человечества в данное время" . Если рассмотреть духовную деятельность с точки зрения ее социальной функции, то в ней заметим следующее: духовная деятельность, направленная на производство, развитие и использование в социальной жизни общественного сознания, осуществляется в фор ме духовного общения и в форме духовных отношений. Духовная дея тельность, связанная с выработкой общественной психологии высту пает в виде социально-психологических отношений или духовного /) общения. Специализированная духовная деятельность, направлен ная на выработку и применение идеологии в различных ее формах, выступает в виде духовных отношений (или "идеологических отно шений" по терминологии В.И.Ленина). -; В духовных отношениях в зависимости от направленности духовной деятельности на производство той или иной формы общественного сознания, можно выделить ряд форм: отношения по поводу политических идей и взглядов, правовые, нравственные, эстетические, философские, научные и религиозные отношения.

Духовное общение возникает и существует в повседневной не-посредственной жизни людей. Они объективно существуют как реальные связи между людьми и объективной действительностью.

Духовное общение - это целостная система сознательных свя-зей как внутри, так и между такими социальными общностями, как классы, нации, производственные, культурные, бытовые коллективы, а также их связей с объективной, прежде всего общественной, действительностью посредством социально-психологических явлений, таких, как эмоции и переживания, чувства и настроения, потребности и интересы, привычки и традиции, обычаи и вкусы и т.д.

Духовные отношения - форма осуществления производства, раз- ] вития и практического применения идеологии в ее различных формах / (политической, правовой, философской, нравственной и т.д.). По сравнению с духовным общением они в систематизированном теоретическом виде, наиболее полно и глубоко выражают интересы социальных групп, классов, наций, общества. Духовные отношения порождаются соответствующей деятельностью людей, направляющих свои усилия на разработку и применение в жизни тех или иных идеи и проводящих их в ШЇЗНЬ учреждений и организаций.

В антагонистических формациях духовные отношения во всех их структурных элементах являются ареной ожесточенной классовой борьбы. Класс, господствующий в экономических, социальных и политических отношениях, господствует и в духовных отношениях. Однако, господствующая роль того или иного класса в духовных отношениях сохраняется лишь до тех пор, пока материальные производственные отношения не созреют и не вступят в конфликт с развитием производительных сил. На основе этого конфликта, как экономической основы социальной революции, передовые классы формируют новые идеи, взгляды, которые служат духовным оружием сплочения широких народных масс, заинтересованных в революционном изменении общественных отношений. В соответствии с новыми идеями и взглядами еще в недрах старого строя создаются новые учреждения, организации, союзы, закладываются основы для новых духовных отношений, которые затем закрепляются на основе победы социалистической революции, приводящей к коренному перевороту в духовной жизни общества.

Духовные отношения и духовная культура социализма

При системном анализе духовных отношений неизбежно встает вопрос о связи их с духовной культурой. Однако превде чем говорить о духовных отношениях и их взаимосвязи с духовной культурой, остановимся вкратце на понимании культуры.

3 советской литературе дан довольно обстоятельный! обзор различных точек зрения о культуре как социальном явлении, критически рассмотрены концепции буржуазной "философии культуры" и "социологии культуры" , поэтому мы не будем на этом останавливаться, а коснемся лишь вопроса специфики культуры, так как от этого зависит и понимание, и определение ее места в обществе.

Традиционно под культурой понимали все то, что сделано человеком, в отличие от того, что дано природой. В таком широком понимании "культура" выступает синонимом "общественного", совпадает с обществом и потому такое определение в современных условиях неудовлетворительно.

Поиски более удовлетворительного определения культуры привели к выделению аксиологического аспекта и определению ее как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе общественно-исторической практики. При аксиологическом подходе культура стала рассматриваться как часть общества, как специфическое социальное явление, не совпадающее с обществом.

Однако и этот подход, связанный с определением культуры как совокупности ценностей, подвергся критическому анализу. Так, счи- j тают, что не все материальные ценности входдГв культуру (не входят целиком в культуру производительные силы общества, запасы сырья, предметы потребления). Д.ИЛесноков считает, что нужно различать материальную основу культуры и саму культуру, складывающуюся на этой основе. Материальной основой культуры является способ производства как определяющая сила общества, а к материальной культуре в этом случае будут относиться ценности, выра-жающие технический уровень производства, навыка и умения людей пользоваться техникой, научная организация труда и т.д. В духовную культуру он включил все достижения науки, произведения культуры и искусства, общественные идеи и теории, образовательный уровень народа и т.д.) .

Понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей подверглось критике за недооценку культуры как процесса. В монографии "Коммунизм и культура" отмечается, что. духовную культуру социализма нельзя свести только к совокупности ду - 126 ховных ценностей, ибо теряется из виду то обстоятельство, что духовная культура, это не только совокупность результатов духовного производства, но и процесс созидания и освоения всего духовного богатства общества. Здесь же содержится и другая плодотворная идея о функциональном аспекте анализа, о том, что культура есть творческая деятельность людей. В целом даннші подход позволил выйти за рамки аксиологического подхода к анализу культуры.

Исследование же культуры только в функциональном аспекте, как и в других, отдельно взятых, так же не позволяет всесторонне раскрыть ее специфику.

Культура связана со всеми сферами и областями общественной жизни, с деятельностью людей и их отношениями, характеризует и содержание и формы социальных явлений. Имея ввиду эту связь, Л.Н.Коган справедливо утверждает, что культуру следует анализировать во многих аспектах: социологическом, гносеологическом, нормативно-аксиологическом, семиотическом и др. Только при многоаспектном анализе можно дать ее определение и всесторонне раскрыть специфику культуры. Определение понятия культуры должно содержать не просто объединение различных аспектов анализа общественной жизни, а выражать самую суть ее как социального явления. Сделать это, безусловно, трудно. Подметить специфику культуры значительно легче, подходя к анализу общественной жизни в каком-либо одном аспекте, хотя и оказывается, что в этом случае затрагивается лишь одна ее сторона.

Как замечает А.К.Уледов, многоаспектный подход к анализу содержания культуры побуждает критически отнестись к употребле - 127 нию понятия в узком и широком значении слова, дает возможность осознать неполноту разделения культуры на материальную и духовную, и тем самым позволяет более широко посмотреть на это социальное явление. Выясняется, например, что деление культуры строго на материальную и духовную не охватывает общественных отношений людей, т.е. из содержания культуры выпала самая существенная сторона жизни людей. При анализе культуры важно рассматривать общественные отношения, в том числе и духовные отношения, их развитие, взаимную связь.

Действительно, уровень развития общественных отношений является одним из основных показателей культуры. Можно напомнить слова В.И.Ленина о том, что положение женщины в обществе характеризует уровень культуры: "И с этой точки зрения только диктатура пролетариата, только социалистическое государство могло осущест-вить и осуществило высший культурный уровень" .

Что такое духовные взаимоотношения? Духовные взаимоотношения – это блаженство. Духовные взаимоотношения – это неразрушимая, вечная сущность. Это неразрушимая, непрерывная и вечная субстанция. Но возникает вопрос, как эти взаимоотношения могут быть вечными, поскольку, если они появляются в ходе развития духовных эмоций, то они не существуют до начала развития этих эмоций, и если мы остановимся на половине пути, то они уйдут. Как же они могут называться непрерывными? Ответ таков, что духовные взаимоотношения не имеют ни начала, ни конца. Все компоненты духовных взаимоотношений, такие, как постоянные эмоции, причины взаимоотношений, внешние активные проявления эмоций, волны экстатических эмоций – все они вечны. Их связь тоже вечна. Все духовные объекты обладают вечными взаимоотношениями с Господом. Духовные взаимоотношения столь же вечны, как и сам Господь, душа и духовный мир. Поэтому священные писания говорят, что высший объект, Господь, является воплощением духовных взаимоотношений, а душа, обретя отношения с Господом, достигает блаженства. Духовные отношения, которые обретает душа, достигшая чистой любви Богу, вечно сопутствуют этой любви. Но их получают только некоторые души. Отношения возникают, когда душа открывает для себя свою вечную связь с Господом.

Обыкновенные люди также говорят о взаимоотношениях. Какие это взаимоотношения? Это материальные взаимоотношения. Тонкое тело, в которое душа облачается в материальном мире, является совокупностью функций ложного эго, разума, сердца и ума. Посредством ложного эго человек считает себя – в материальном контексте – мужчиной или женщиной. Посредством разума он анализирует преимущества и недостатки. Посредством сердца он испытывает счастье и страдание. Посредством ума он получает определенные знания о материальных объектах и привязывается к ним. Являются ли эти функции новыми для души, обретаемыми, когда она становится обусловленной? Или же семя всех этих функций уже заложено в самой душе? Ответ на это – нет, они не являются чем-то новым, ибо душа в своем уникальном духовном образе считает себя конкретным(-ой) слугой Господа. Это самоощущение является частью чистого духовного образа или эго души. Разум также является частью духовного образа, выполняя соответствующие духовные функции. Составляющей духовного образа является и сердце с его способностью испытывать духовное блаженство. Ум, который дает информацию о других объектах, других душах и Верховном Господе в духовном мире и сосредотачивает на них свое внимание, также существует в своей духовной форме. Когда душа становится обусловленной, под влиянием материи эти духовные функции преобразуются в тонкие и грубые аналоги и проявляются как нечистые, материальные функции. Таким образом, все виды взаимоотношений, существующие в духовном мире, присутствуют в искаженной форме и в материальном мире. Они и являются предметом обсуждения мирских писателей, психологов и философов. Взаимоотношения – суть одно, но в вечном мире они принимают форму вечного блаженства, а в материальном – проявляются как материальное счастье и страдание. Все обозначения, взаимоотношения, действия, методы и результаты, которые мы наблюдаем в материальных взаимоотношениях, и которые являются предметом обсуждения мирских людей, имеют свои чистые аналоги в духовных отношениях. Различие состоит не в типах взаимоотношений, а в самой природе материальных и духовных отношений. Духовные взаимоотношения вечны, материальные – временны. Духовные отношения непревзойденны, материальные – банальны. Объектом духовных взаимоотношений является Кришна, а их вместилищем – душа. Объектом же материальных взаимоотношений является красота или уродство материального тела, а их вместилищем – оскверненное материалистическое сердце. Самой природой духовных взаимоотношений является блаженство, а материальных – счастье и страдание.


При описании духовных взаимоотношений нет необходимости прибегать к метафорам. Прямого использования значения слов вполне достаточно. Если бы это было не так, то «Шримад Бхагаватам» не был бы способен описать высшие взаимоотношения, проявляющиеся в форме чудесных развлечений Кришны. Для обусловленной души все отличительные особенности, необходимые составляющие и способы выражения конкретных видов взаимоотношений проявляются в нечистом, отраженном виде. Эти взаимоотношения: между возлюбленными, родителями и детьми, слугой и господином, друзьями – и рассматриваются мирскими людьми. Если самоочевидный объект не раскроет себя сам, то кто сможет это сделать? Хотя это олицетворение высшего блаженства искажено, его существенные черты и признаки проявляются для всех даже в материальном мире, поэтому для описания духовных взаимоотношений нетрудно использовать прямое значение слов. Те, кто слушают о духовных взаимоотношениях и желают развить свои собственные взаимоотношения с Господом, должны только помнить, что им не следует позволять банальной природе мирских взаимоотношений вторгаться в их духовную практику. Некоторые псевдопреданные, под видом развития духовных взаимоотношений, скатываются до уровня мирских отношений и, как следствие этого, сходят с верного пути. Духовные взаимоотношения могут складываться только в духовном теле души и никогда – в материальном теле обусловленной души.

Те, кто пытаются стимулировать развитие романтических духовных отношений с Господом посредством общения с женщинами, просто прокладывают себе прямую дорогу в ад. Они делают вещи, не имеющие ничего общего с духовным, и, в конечном счете, падают со своего положения. Преданные, старающиеся развить свои взаимоотношения с Господом, должны всячески остерегаться таких людей. Им не следует слушать рекомендации обманщиков, стремящихся к плотским наслаждениям. Те, кто достигли уровня чистой любви к Богу и полностью отрешились от мирских наслаждений, обладают компетенцией, необходимой для вступления в личные отношения с Господом. Те, кто не обрели чистых чувств к Господу и не справились с материальными желаниями, будут совершать лишь тщетные искусственные попытки развить взаимоотношения с Господом путем «практики» этих взаимоотношений. Вкус, который естественным образом развивается у человека, находящегося на уровне чистой любви к Богу, именуется духовными взаимоотношениями. Обсуждение природы духовных взаимотношений представляет собой лишь описание того, как всевозможные составляющие объединяются между собой в различных видах взаимоотношений – это не аспект духовной практики. Поэтому, если кто-нибудь обещает обучить вас «практике» духовных взаимоотношений с Господом, такой человек либо обманщик, либо глупец.

Духовные взаимоотношения включают в себя пять составляющих:

1) постоянные или преобладающие эмоции – корень взаимоотношений;

2) причины взаимоотношений;

3) внешние, активные проявления духовных эмоций – следствия существования взаимоотношений;

4) спонтанные проявления эмоций – особые проявления взаимоотношений;

5) эмоциональные всплески – «помощники» во взаимоотношениях.

Последние четыре компонента придают постоянным эмоциям особую духовную прелесть, давая им статус духовных взаимоотношений. Мы раскроем эти концепции более подробно и тщательно, но практикующий преданный сможет оценить их по достоинству только в той степени, в которой он непосредственно переживает эти взаимоотношения.

Духовные взаимоотношения – это не вопрос понимания, а вопрос переживания. Двумя начальными уровнями знания являются вопрошание и восприятие. Пока человек не пройдет эти стадии, он не сможет достичь окончательной – переживания. То, что обычно называют знанием, является или вопрошанием, или восприятием, но не переживанием. Никакого проявления духовных взаимоотношений без непосредственного переживания их быть не может.

Сначала мы исследуем постоянные, или преобладающие эмоции. То эмоциональное состояние, которое держит все другие состояния под контролем, называется постоянными эмоциями. Когда человек достигает уровня духовных эмоций, в нем возникают духовные чувства с оттенком чувства исключительного «обладания» Господом. Когда они становятся достаточно глубокими, они называются постоянными эмоциями, которые закладывают основу для формирования духовных взаимоотношений. Эти постоянные эмоции ограничиваются лишь одним доминирующим эмоциональным настроением. Даже когда они превосходят эти рамки и входят в сферу чистой любви, они все равно будут называться просто чувствами, так как чистая любовь отличается от просто духовных чувств тем, что ее ни при каких обстоятельствах нельзя ограничить никакими рамками. Природа чистой любви состоит в том, чтобы монополизировать все аспекты духовных взаимоотношений. А духовные чувства, развившись до определенного уровня, становятся просто постоянной эмоциональной составляющей.

Человек, который развил духовные чувства, – будь то стремящийся к чистой любви или уже достигший ее, компетентен для переживания духовных взаимоотношений. Преданный, находящийся на уровне стремления к чистой любви – это человек, уже развивший духовные чувства, но которому все еще предстоит преодолеть некое препятствие. Продвигаясь духовно через уровни твердой веры, вкуса и привязанности к Господу, преданный постепенно избавляется от всех дурных привычек. Грубые материальные привязанности также уходят, но до тех пор, пока остается тонкое материальное тело, живое существо связано с материей. Но и она очень быстро уйдет по милости Кришны. Эта связь с материей и называется неким препятствием. До тех пор, пока это препятствие остается, душа не может достичь фактического совершенства, своего подлинного образа. Однако когда человек, обладающий духовными чувствами к Господу, поднимается до уровня чистой любви, он становится достойным достигнуть духовных взаимоотношений с Кришной (даже обладая материальным телом) – это называется обретением изначального духовного образа.

Для того чтобы создать уникальный вкус взаимоотношений с Кришной, духовные чувства смешиваются с остальными четырьмя ингедиентами и разбиваются в соответствии с пятью категориями причин взаимоотношений. Это категории нейтральных взаимоотношений, отношений слуги и господина, дружеских, родительских и романтических взаимоотношений. Изначально эти категории относятся к причинам существования взаимоотношений. Субъект и объект, связанные духовными чувствами, являются двумя составляющими фундамента взаимоотношений. Эти категории соединяют субъект и объект. Духовные чувства разбиваются на эти категории для того, чтобы породить конкретные взаимоотношения с Господом. Благодаря непостижимой энергии Господа, пары субъект/объект разбиваются на пять видов и создают многообразие форм духовных взаимоотношений. Подразделяясь на пять категорий, духовные чувства становятся нейтральными, чувствами, связывающими слугу и господина, дружескими, родительскими или романтическими чувствами.

В соответствии с пятью категориями причин взаимоотношений духовные чувства бывают пяти видов. Во взаимоотношениях основной составляющей являются их причины, и пять соответствующих видов духовных чувств называются основными чувствами. Эмоциональные всплески – это второстепенные составляющие взаимоотношений, которые помогают основным. Они включают в себя семь дополнительных категорий. Когда эти семь категорий эмоциональных всплесков взаимодействуют с категориями духовных чувств и видоизменяют их, из этих второстепенных категорий рождаются семь дополнительных видов духовных чувств: смех, удивление, доблесть, сострадание, гнев, страх и отвращение.

Фактически, существует лишь пять основных категорий духовных чувств. Семь дополнительных духовных чувств выступают лишь в роли их «помощников». Одновременно с основными взаимоотношениями всегда присутствует второстепенные. Хотя второстепенные взаимоотношения не могут существовать независимо, их анализ показывает, что они имеют те же характерные черты, что и самостоятельные. Поэтому все эти второстепенные взаимоотношения вызывают уникальные переживания благодаря сочетанию постоянных эмоций, причин взаимоотношений, внешних проявлений эмоций, спонтанных проявлений эмоций и эмоциональных всплесков. Хотя мирские ученые относят их к основным взаимоотношениям, в духовном мире эти отношения занимают второстепенное положение. В материальном же мире совершенно естественно, что они выходят на первый план. В духовном мире эти семь видов второстепенных взаимоотношений безупречны и достойны восхищения, поскольку они углубляют блаженство чудесных развлечений Кришны. Эти семь видов взаимоотношений включаются в спектр духовных отношений с Кришной как проявления эмоциональных всплесков. Появляясь в надлежащее время, подобно волнам в океане духовных взаимоотношений, они придают им особую прелесть и содержание. Те, кто не могут понять нематериальную природу духовных отношений, могут возразить, что если некоторые из второстепенных взаимоотношений, а именно: смех, удивление, сострадание и доблесть – приемлемы, то как в духовных взаимоотношениях могут присутствовать гнев, страх или отвращение? Подобного рода эмоции свидетельствуют о материальной природе отношений.

Однако на это можно ответить, что в духовных взаимоотношениях все приносит блаженство. Ничто в них не содержит печали. Откуда же в действительности могут появиться эти порицаемые всеми материальные состояния сожаления, гнева, страха и отвращения? Они являются не самостоятельными аспектами этого материального мира, а отражениями соответствующих элементов духовного мира. Объекты, эмоции и события в духовном мире чисты и благотворны, но их отражения в материальном мире целиком неблагоприятны. Качества, которые прямым образом вызывают блаженство в сердцах преданных в духовном мире, отражаются в материальном мире как благочестие и считаются благотворными. Те же качества, которые в духовном мире вызывают блаженство косвенным образом, отражаются в материальном мире как неблагоприятные и называются грехом. Таким образом, в духовном мире страх и сожаление немедленно порождают неописуемую радость, связанную с Кришной и усиливают блаженство духовных взаимоотношений. Вместе с тем, в материальном мире те же самые элементы рождают страдания обусловленных душ. В духовном мире Кришна является единственным объектом всех качеств и эмоций. В материальном же мире целью всех отраженных эмоций является эгоистическое чувственное удовлетворение. Такая направленность приводит лишь к временным и катастрофическим последствиям. То, что в духовном мире своим «духом противоречия» приносит счастье, в этом мире приводит непосредственно к печали. Тем, в ком осознание своей духовной сущности все еще дремлет, постичь эти вопросы будет нелегко. На этом мы закончим тему второстепенных взаимоотношений и приступим к рассмотрению основных духовных отношений.

Когда, после бесчисленных миллиардов лет наслаждений и страданий в материальном мире, душа обретает чистые духовные чувства к Господу и оставляет склонность к греху, она ощущает облегчение, вырвавшись из этого страшного, опасного места. Подобное умиротворение называется нейтральными чувствами. Когда к этим чувствам добавляется ощущение исключительного «обладания» Господом, она становится чувствами слуги – господина. Принимая Господа своим господином, преданный считает себя Его вечным слугой. Существует два вида этих чувств: пронизанные благоговением и пронизанные уважением. В первом случае преданный ощущает себя объектом милости Господа, а во втором – ощущает себя любимым отпрыском Господа. Слуги Кришны испытывают первый вид чувств, а Его сыновья – второй. Во взаимоотношениях слуги – господина постоянные эмоции находятся на уровне любви. Другими словами, духовные чувства, питаемые ощущением «обладания», поднимаются до уровня любви. Поэтому взаимоотношения слуги – господина главным образом проявляются как чувства и любовь. В них также присутствуют следы нежности и влечения.

Постоянные эмоции дружеских взаимоотношений с Господом находятся на уровне привязанности. Они также проявляются как чувства и любовь. Взаимоотношения, которые в отношениях слуги – господина смешаны с ощущениями благоговения или уважения к Господу, здесь вызревают в ощущение близости или непоколебимую веру. Это состояние проявляется в виде чувств, любви и привязанности. Нежность и страсть проявляются в незначительной степени. В родительских взаимоотношениях ощущение близости вызревает в ощущение жалости, и наиболее ярко оно проявляется в форме чувств любви, привязанности и нежности. Оно проявляется также как влечение. В романтических отношениях преобладает ощущение сильного желания, отодвигая на задний план ощущения благоговения, уважения, близости и заботы. Постоянные эмоции проявляются здесь как любовь, привязанность, нежность, страсть, экстатические переживания и совершенство эмоций.

Духовные чувства проявляются с желаниями, которые преданный лелеял в своем сердце на стадии практики. Мы не будем обсуждать здесь дальнейшие темы духовных чувств, так как это не является целью данной работы. Мы даем здесь лишь информацию общего характера, необходимую для того, чтобы получить представления о духовных взаимоотношениях с Господом.

Причины взаимоотношений включают в себя два аспекта: носители и стимулы. Носителями взаимоотношений являются их субъект и объект. Тот, кто является источником чувств, называется субъектом. Тот, на кого чувства направлены, называется объектом. Душа является субъектом, а Кришна – объектом. Таким образом, чувства, которые мы обсуждаем, можно назвать чувствами к Кришне. Когда чувства достигают уровня взаимоотношений, их называют взаимоотношениями с Кришной. Стимулами для развития этих отношений являются: качества Господа, Его возраст, Его привлекательность, Его красота, Его трансцендентный образ, Его деяния, Его одежды и Его гирлянды из цветов, Его украшения, Его улыбка, Его аромат, Его флейта, Его раковина, отпечатки Его стоп, Его любимое растение – туласи – и Его преданные.

Внешние действия, по которым можно судить о присутствии духовных взаимоотношений, называются активными проявлениями эмоций. Существует тринадцать общих проявлений: танец, катание по земле, пение, потягивание, громкие крики, зевота, тяжелое дыхание, пренебрежение окружающими, слюноотделение, бешеный хохот, покачивание головы и икота. Эти признаки не должны проявляться все одновременно. Один или несколько этих признаков будут проявляться в соответствии с тем, что происходит в рамках конкретных взаимоотношений.

Существует восемь спонтанных проявлений духовных эмоций: оцепенение, испарина, гусиная кожа, дрожь в голосе, трепет тела, изменение цвета кожи, слезы и опустошенность. Некоторые причисляют эти признаки к внешним проявлениям эмоций. Однако различие между ними заключается в том, что каждый из тринадцати активных признаков связан с каким-то одним органом тела, в то время как спонтанные признаки овладевают всем существом преданного, после чего проявляются телесно. В зависимости от обстоятельств, они могут проявляться в большей или меньшей степени и иметь другие виды эмоциональной окраски.

Хотя подобные признаки можно наблюдать у многих людей, их нельзя называть проявлениями духовных эмоций. Они могут проявляться у тех, кто поклоняются Господу ради обретения освобождения, и являются проявлениями отражения духовных чувств. Люди, внутренне сентиментальные, но внешне холодные, часто без всякой причины переживают радость и печаль, которые являются тенью духовных эмоций. Люди, внутренне холодные, но эмоциональные внешне, могут симулировать слезы, оцепенение, гусиную кожу и т.д., которые не являются настоящими эмоциями вообще. И, наконец, люди, враждебно относящиеся к Господу, иногда также проявляют признаки, напоминающие спонтанные проявления духовных эмоций. Все эти феномены абсолютно поверхностны, и мы описали их лишь для того, чтобы можно было отличить их от проявлений подлинных духовных эмоций.

Существует тридцать одно проявление эмоциональных выплесков. Являясь один за другим, они помогают постоянным эмоциям в создании духовных взаимоотношений. Проявляясь через голос, жизненную энергию и органы тела преданного, они питают как вспомогательные, так и основные духовные чувства. Эти признаки следующие: досада, сожаление, смирение, чувство вины, усталость, опьянение, гордость, самомнение, тревога, сильное волнение, безумие, забытьё, болезнь, смятение, потеря жизни, леность, неподвижность, смущение, утаивание чувств, воспоминания, склонность к рассуждениям, волнение, задумчивость, невозмутимость, счастье, страстное желание, ярость, высокомерие, зависть, дерзость, головокружение, сонливость и пробуждение.

Духовные взаимоотношения переживают и душа, и Господь. Когда их переживает душа, их объектом является Господь. Когда их переживает Господь, их объектом становится душа. Более того, сами эти духовные взаимоотношения также являются объектами переживания. Суть духовных взаимоотношений в том, чтобы переживать их, а наделенные сознанием существа – это их субъекты. Духовные взаимоотношения вечны, непрерывны, непостижимы и олицетворяют высшее блаженство. Прогресс – это восхождение от уровня чистых духовных чувств до совершенства эмоций. Регресс – это нисхождение от чистых духовных чувств к иллюзиям этого материального мира. Эту тему под силу понять только людям, наделенным ясным разумом. Ее невозможно постичь при помощи материальной логики. Что уж говорить о духовных взаимоотношениях – даже материальные взаимоотношения не поддаются законам логики.

Итак, уникальная комбинация причин взаимоотношений, активных проявлений эмоций, спонтанных проявлений эмоций и эмоциональных всплесков с постоянными эмоциями приводит к возникновению духовных взаимоотношений. Природу этих взаимоотношений смогут понять лишь люди, обладающие необходимой компетенцией. Люди, чье внимание поглощено материальными отношениями, не смогут проникнуть в природу этих возвышенных духовных взаимоотношений.

Когда мы говорим о духовных отношениях между людьми, зная такие примеры, как Шри Ауробиндо и Мать, Сатпрем и Суджата, то при этом почему-то не думаем, что духовные отношения могут быть только между духовными людьми. И духовные отношения не могут быть односторонними, потому что с недуховным человеком невозможно общаться, оставаясь на духовном уровне, потому что такое общение будет им неправильно понято или не понято никак. И, конечно же, ответная реакция недуховного человека будет соответствовать ему самому. И, наконец, что такое духовность - это что, религиозность, а духовные отношения - это общение на библейские темы? Но сама по себе религиозность может не иметь никакого отношения к духовности. И может ли, например, Патриарх Гундяев Кирилл, сколотивший себе миллиарды на безвизовой торговле сигаретами и спиртными напитками, называться духовным лицом? Или, может быть, духовность - это информированность - чем больше информации содержит в своей памяти человек, тем он более духовный? Тогда, говоря о духовных отношениях, мы будем иметь в виду общение на различные «умные темы»? На самом деле, духовность - это состояние человека, стремящегося к восхождению своего сознания, и не только мечтающего об этом или читающим духовную литературу, но работающим над собой в этом направлении. Духовность не может быть каким-то модным увлечением, так как на путь, ведущий к совершенству сознания, человек становится по зову своего сердца. И однажды человек осознает, что этот путь является смыслом его жизни. Человек, идущий духовным путём, стремится к полной свободе от привязанностей к материальному плану этого мира, и не только от материальных его ценностей, но и витальных привязанностей.

Человек - многогранное существо, и не все его части одновременно принимают путь совершенствования, и соглашаются отказаться от материальных и витальных ценностей проявленного мира. И даже тогда, когда человек, кажется, окончательно утвердился на духовном пути, низшая его природа иногда пытается, и не безуспешно, взять реванш и тогда это переживается как падение. Но в то же время, это свидетельствует, что ещё многое в человеческом существе должно быть осознанно и трансформировано. На этом этапе внутренней работы духовных искателей, между ними иногда возникают периоды высокого созвучия, которое совсем не обязательно сопровождается вербальным общением. В этот период между ними возникает радость духовной общности, объединяющей их, и это единство бывает настолько глубоким, что любые слова могут быть неуместными. Человек, хотя бы однажды переживший радость духовного общения, знает, что основой его является высокое духовное состояние, однажды возникшее в нём в результате упорной внутренней работы. Ни один из духовных искателей не знает, когда может возникнуть это духовное состояние и не существует способов, при помощи которых это состояние можно удержать. Оно приходит, когда человек внутренне готов к нему, и уходит, если человек даже на время потерял направление духовного пути. Можно как угодно много говорить о духовности, в реальности не зная, что это такое. Можно предполагать, или даже быть уверенным в том, что где-то можно более успешно идти духовным путём, и искать эти места по всему свету. Но в реальности, каждый человек должен делать свою внутреннюю духовную работу там, где он живёт. По крайней мере, для большинства людей это так. В тех случаях, когда для духовной работы человеку действительно необходимо поменять место жительства, то это произойдёт для него естественно без особых усилий. И совершенно бессмысленно стремиться к духовным отношениям с другим человеком, не будучи сам духовным. Нужно во всём полагаться на Божественную волю, и не только в том, где должно быть место жительства, наиболее полно способствующее внутреннему совершенствованию, но и кто будет спутником жизни. Это совсем не означает, что человек должен пассивно сидеть и ждать когда ему принесут билет в другой город, в котором его ждёт квартира с хозяйкой в придачу. Возможно, всё было бы приблизительно так, если бы человек мог осознавать волю Божественного и следовать ей. Примером этому может быть жизнь Шри Ауробиндо и Матери, но человек ещё во многом руководствуется требованиями своего эго и, поэтому путь его полон проб и ошибок. Но всё это принесёт ему только духовный опыт, если он будет искренним на внутреннем пути.

Психология отношений между мужчиной и женщиной - вопрос, волнующий во все времена. Поскольку мы живем в социуме и одна из основных задач, стоящих перед отдельными индивидами, - создание семьи и продолжение рода, важно понимать, какие стадии проходят отношения между мужчиной и женщиной, какие изменения претерпевают и как сохранить стабильный брак на долгие годы. В то же время стремительно меняющаяся окружающая действительность вносит свои коррективы в развитие отношений представителей разных полов.

Коренные различия

Помимо очевидных физических различий, у мужчин и женщин наблюдается существенный разрыв в мыслительной сфере. Представители обоих полов по-разному мыслят и воспринимают окружающий мир. Для мужчин важно самостоятельно справляться с трудностями, не обращаясь за помощью и не проявляя по этому поводу своих переживаний. Женщине необходимо обсудить проблему с близкими, открыто выражая свои эмоции, быть выслушанной и понятой.

Мужчины более прагматичны, рациональны, логичны, нежели женщины. Это результат эволюции человечества и борьбы за выживание. Мальчикам с детства запрещают проявлять эмоции, слабости, требуют быть сильными, стойкими, уверенными в себе. Девушка, наоборот, должна быть скромной, нежной, чувствительной и в какой-то степени зависимой от представителя сильного пола.

Секрет успешных взаимоотношений между мужчиной и женщиной - взаимодополнение друг друга. Мужчина ориентирован на результат, достижение цели, вот почему бизнес - традиционно мужская сфера деятельности. Женщина склонна концентрироваться на процессе: воспитании детей, рукоделии, уходе за цветами и животными и т.п. При таком распределении супружеских ролей конфликты сводятся к минимуму. Если же психологические проблемы переносятся на партнера, пара обречена на расставание.

Гармония в отношениях между мужчиной и женщиной заключается в поддержании хрупкого баланса между логикой и эмоциональностью. Он стремится дистанцироваться от эмоциональных отношений, сохранять независимость, а она готова раствориться в партнере.

К сожалению, гармоничные отношения между мужчиной и женщиной сегодня встречаются достаточно редко. Причиной тому является смена гендерных ролей: слабый пол все чаще становится добытчиком, а мужья сидят дома с детьми. Как бы ни отличались мужчина и женщина, психология взаимоотношений такова, что кризисы либо укрепляют связи и выводят их на новый уровень, либо способствуют расставанию пары.

Зачастую парень и девушка вступают в отношения только с целью удовлетворения своих потребностей. Но такой путь ошибочен, поскольку каждый из партнеров зациклен на себе, не видит другого и не готов преодолевать возникающие трудности. Подобные мотивы отнюдь не способствуют налаживанию прочных связей. Рано или поздно такой союз распадается в силу неудовлетворенности обоих партнеров.

Виды отношений между полами

Задавшись целью построить крепкий семейный союз, следует знать, какие бывают отношения между представителями разного пола. Это не обязательно супружеские или интимные связи. Многообразие человеческих взаимоотношений приводит к различным формам взаимодействия - от приятельских до профессиональных или духовных. Во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной есть целый ряд оттенков и нюансов.

Виды отношений между мужчиной и женщиной могут быть следующими:

  • приятельские отношения - люди недавно познакомились или изредка встречаются в общей компании;
  • дружба - много и часто общаются, обращаются друг к другу за помощью и поддержкой;
  • любовные - наличие сильных чувств и желание постоянно быть рядом;
  • отношения супругов - партнеры живут вместе и ведут общее хозяйство;
  • духовные - любовь и взаимное уважение, личностное развитие в паре.

Отличие дружеских отношений по сравнению с приятельством в более глубоком уровне взаимодействия, степени доверия и открытости. Наиболее крепким оказывается союз в семейных связях, когда партнеры становятся родными друг для друга, а отношения в дальнейшем будут развиваться.

Отношения девушек и парней могут начинаться по разным причинам: влюбленность, осознанность, логический выбор и др. В любом случае союз должен приносить радость и удовольствие, ощущение счастья и движения вперед. Если пара нацелена на развитие и созидание - значит у нее светлое будущее. Мужчина согрет женским вниманием и теплом в том случае, если обеспечивает партнерше защиту, заботится о ней. Совместное преодоление трудностей, кризисов и решение проблем обеспечит прочную связь.

Работа над отношениями подразумевает, что каждый готов вкладывать в них время и силы, открыто обсуждать возникающие проблемы и искать решение, удовлетворяющее обоих. Уважение, любовь, желание слышать и слушать друг друга - залог успеха будущей или уже сложившейся семьи.

Развитие любовных отношений

Психологи выделяют этапы, или уровни, отношений между мужчиной и женщиной, каждый из которых характеризуется своими особенностями. Успешно пройдя все стадии, союз двух любящих сердец становится крепким и нерушимым.

  1. Влюбленность. Начинаются отношения со знакомства парня и девушки. Между ними возникает некое притяжение, вспыхивает искра, разгорается страсть. Длительность этой конфетно-букетной стадии сравнительно небольшая (1-1,5 года), но именно она является наиболее привлекательной для людей. Эмоциональный подъем, гормональный всплеск со временем проходят, и начинается следующий этап.
  2. Стабильность, пресыщение. К партнерам возвращается чувство реальности, спокойствие. Начавшись бурно, союз крепнет и обретает постоянство. Человек осознает, что помимо партнера есть еще ряд интересных людей и вещей. Дистанция несколько увеличивается, и появляется личное пространство.
  3. Отвержение. На данной стадии происходит осмысление всех достоинств и недостатков партнера, действие гормонов заканчивается, спадают розовые очки, а реальность порой выглядит весьма шокирующе. Все чаще возникают разногласия и ссоры. Нужно иметь немало мудрости и терпения, чтобы справиться с разочарованием и работать дальше над отношениями, а не бежать от партнера и искать нового.
  4. Терпимость. Партнер принимается со всеми своими достоинствами и недостатками как целостная личность. Ценность данного этапа в трезвом восприятии действительности, отсутствии иллюзий и зрелой позиции личности. Взаимное уважение и принятие способствуют развитию хороших отношений.
  5. Служение. На данной стадии партнеры не только принимают друг друга, но и стремятся развивать личность другого. Любовь становится безусловной, ничего не требующей взамен. Характерно желание делиться с партнером всем - заботой, переживаниями, мыслями.
  6. Взаимоуважение, глубокая истинная любовь. Растет доверие, индивидуальность партнера становится ценностью. Пройдя вместе ряд кризисов, пара обретает родство душ. В этом и заключается высший смысл отношений между людьми.

Главное в отношениях между мужчиной и женщиной - взаимное уважение и партнерство, учет интересов и потребностей каждого, а не одной стороны. Если равновесие нарушается, один жертвует собой ради другого, подчиняется, а второй доминирует, - это сигнал, что стоит пересмотреть установившиеся роли в семье.

Секреты идеального союза

Идеальные отношения между мужчиной и женщиной возникают и развиваются при наличии у партнеров общей цели - личностного роста. У каждого есть свои интересы и увлечения, над которыми они работают (карьера, хобби, друзья и др.), и не зацикливаются полностью друг на друге. В то же время желание развития партнера, создание условий для этого. Одновременное развитие двух личностей объединяет их и способствует развитию пары в целом.

Психология взаимоотношений мужчины и женщины переходит на новый уровень, две личности, дополняющие друг друга, совместными усилиями достигают таких высот, которые практически недостижимы в одиночку. Высший уровень развития пары - осознанные отношения. Они характеризуются следующими особенностями:

  1. Приоритет развития каждого партнера перед личной выгодой от отношений, соблюдение равноправия. Важна личность и мужчины, и женщины, их индивидуальные потребности и желания. Партнер не обязан соответствовать ожиданиям, нужно его узнавать, понимать и принимать таким, какой он есть. Говоря о взаимоотношениях такого рода, если паре удается построить их, то каждый ощущает себя свободным и счастливым.
  2. Партнеры не переносят старые проблемы из прошлых отношений в новый союз. Они решают их заранее, поскольку незалеченные душевные раны неизбежно напоминают о себе. В психологии отношений между мужчиной и женщиной слабости могут быть следующие: при появлении негативных чувств, провоцирующих ссоры, партнеры считают, что им следует расстаться. Однако отрицательные эмоции чаще всего вызваны нашими убеждениями, неоправданными ожиданиями, т.е. корень проблемы следует искать в самом себе.
  3. Искренность, доверие и принятие - ключевые составляющие осознанных отношений. Без масок, ложной скромности и иной фальши партнеры предстают друг перед другом.
  4. Любовь как путешествие и исследование друг друга. Взаимное уважение приводит к ее укреплению и развитию, и это лучшая награда для каждого.

Осознанные взаимоотношения между мужчиной и женщиной психология считает наиболее гармоничными. Именно они способствуют крепкому союзу мужа и жены на долгие годы.

Поиск смысла сегодня является одним из самых главных вопросов человечества. Пытаясь найти смысл, сокрытый за буднями повседневной жизни, мы постоянно спрашиваем себя: «Почему мы здесь? В чем смысл жизни и человеческих отношений?». Многие достигают невероятного уровня материального благосостояния и добиваются всех своих целей, и все-таки им кажется, что чего-то недостает. И заполнить эту пустоту может только духовность.

– это стремление вместе двигаться к таким ценностям, как любовь, сопереживание, доверие, радость. Осознание того, что ваши отношения имеют большой смысл, чем тот, который лежит на поверхности, и что нахождение этого смысла важно для того, чтобы быть вместе, выведет ваши отношения на новый уровень.

И хотя духовность может проявляться в традиционной религии, она не обязательно должна быть связана с ней. Какую бы религию вы бы не исповедовали, поставив духовность в центр ваших отношений, вы только улучшите их качества. В этой статье рассказывается о том, как разрешить кризис смысла и веры, с которым нам часто приходится иметь дело, и создать основу для разумных, духовных, спокойных и умиротворенных отношений.

Готовность к переменам

Готовность к переменам лежит в основе духовности. Духовность обычно вызывает в сознании мысль о поражении. Она часть ассоциируется с несвободой, необходимостью идти на уступки и выступать в роли мученика. Это прямо противоположно тому, что на самом деле представляет собой готовность к переменам – искреннее желание смягчить свою точку зрения, быть гибким, открытым и способным на новое видение. От вас также требуется отказаться от вредных старых привычек – создать почву для реализации того, к чему вы действительно стремитесь.

Отличительные признаки упрямства включают следующие мысленные установки:

Я не могу это больше выносить.

Ты нарочно хотел сделать мне больно.

Мне лучше знать, так почему бы тебе просто не сделать по-моему.

Ты меня не понимаешь.

Признаки упрямства на эмоциональном уровне:

Проявление симптомов стресса, таких как раздражительность, тревога, хроническая усталость, вспыльчивость, физическое напряжение и истощение.

Гнев, страхи, сомнения и фрустрация.

Признаки упрямства, проявляющие в поведении:

Выбежать из комнаты, хлопнув дверьми.

Закрыться от всех в своей «раковине» под предлогом занятости работой или хобби.

Бесконечное сидение под телевизором.

Нежелание распределить день так, чтобы в вашем расписании оставалось время друг для друга.

Осознание того, что вы упрямствуете, ускорит начало процесса перемен. Воспринимая эти признаки в качестве очевидного сигнала, что пора меняться, вы превратите потенциальные преграды в возможность духовного развития. Вместо того, чтоб раз за разом повторять старые модели поведения, воспользуйтесь следующими формулами для движения вперед:

Я мысленно смягчаю свою позицию и становлюсь более терпимым и терпеливым.
Я воспринимаю тебя как своего учителя, друга и возлюбленного, который может сказать такие вещи, которым я изначально сопротивлялся, но которые делаются для нашего высшего блага.
Я открыт новым знаниям и идеям, которые принесут пользу нам обоим.
Чем больше мы готовы меняться и отдаваться любви, тем глубже наше взаимопонимание.

На эмоциональном уровне спросите себя:

Что мои чувства говорят мне?

Чему я могу от них научится?

Чем они могут послужит мне?

Если эмоции преобладают, скажите себе:

Я чувствую……………., но понимаю, что я не есть мое чувство.

И это пройдет.

Дышите глубоко и размеренно, расслабляясь на каждом вдохе.

Сделайте следующие перемены в своем поведении:

Не делайте в порыве гнева ничего, что может нанести вред и о чем вы будете впоследствии сожалеть.

Будьте открытыми все 24 часа в сутки тому хорошему, что несут с собой отношения.

Выключайте телевизор, когда почувствуете, что он начинает затягивать вас. Вместо этого лучше приготовьте что-нибудь вместе, выберетесь на природу, послушайте музыку, сходите в театр.

Планируйте день так, чтобы у вас оставалось время друг на друга, чтобы вы регулярно проводили несколько тихих часов вместе.

Применяя все эти нехитрые правила, вы самым естественным образом обнаружите, что начинаете понемногу уступать, доверять и быть более искренним друг с другом. Это переведет ваши отношения на новый уровень – уровень любви. По мере высвобождения ваша страсть разгорится с новой силой. Теперь вы можете слушать друг друга и смеяться над событиями дня. Помните, что движение начинается с вашего желания перемен, а ваша настойчивость движет их вперед.