Социальная сфера как экономическая категория и ее структура.

Туишева Марьям Равильевна , аспирант, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева, Россия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Андреев Ю.П. и др. Социальные институты: содержание, функции, структура. Изд-во Уральского университета, 1989.
2. Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера // Социологические исследования. ‒ № 4. ‒ 2003. ‒ С. 40.
3. Гуляева Н.П. Лекции. Социальная сфера как объект управления и социальное развитие. ‒ Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/n/natalxja_p_g/.
4. Добрынин С.А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. – СПб.,1999. – С. 295.
5. Иванченко В.В. и др. Общая экономика: учебное пособие. Барнаул, 2001. ‒ Режим доступа: http://www.econ.asu.ru/old/k7/economics/index.html.
6. Осадчая Г.И. Социальная сфера: теория и методология социологического анализа. М.,1996. С. 75.
7. Острая Т.Б. Институциональные преобразования в социальной сфере как условие экономического развития России, дис. к.э.н. С. 11.
8. Социальная политика. ‒ Режим доступа: http://orags.narod.ru/manuals/html/sopol/sopol31.htm.
9. Янин А.Н. Социальная сфера в экономике Тюменской области. ‒ Режим доступа: http://www.zakon72.info/noframe/nic?d&nd=466201249&prevDoc=466201243.
10. http://orags.narod.ru/manuals/html/sopol/sopol31.htm

Понятие «социальная сфера»

Определение 1

В современной научной литературе существует большое количество определений понятию «социальная сфера». Также стоит отметить, что, помимо многоаспектности этого понятия, оно используется в различных контекстах. В широком смысле «социальное» - это все то, что напрямую связано с обществом, с человеком и его жизнью во всех проявлениях: экономической, политической, социальной и духовной.

  • Как совокупность больших социальных групп (классов, народов, этносов и национальностей). В данном случае понятие социальной сферы полностью совпадает с понятием социальной структуры современного общества;
  • Социальная сфера выступает в качестве обеспечения воспроизводства общества. Таким образом она является совокупностью экономических отраслей, которые в той или иной степени задействованы в процессе удовлетворения социальных потребностей различных участников общественных отношений: граждан, работников различных предприятий, которые получают заработную плату в зависимости от своих обязанностей и способностей. Чаще всего в этом смысле социальная сфера – это сфера услуг, или иначе ее можно назвать третичным сектором экономики. Иногда этот сектор в некоторых исследованиях имеет еще одно название – социальная инфраструктура (социально-культурная сфера общества).

Структура социальной сферы

Замечание 1

Ключевыми в структуре социальной сферы выступают следующие три элемента: здравоохранение, образование, а также культура и искусство как отдельный аспект социальной сферы жизни человека. В зависимости от элемента и определяются ключевые цели социальной сферы.

Целью здравоохранения является организация и обеспечение доступного и, по возможности, бесплатного медицинского обслуживания населения, а также сохранение и повышение уровня здоровья населения государства. Функции здравоохранения также достаточно разнообразны:

  • Во-первых, это забота о поддержании здоровья населения.
  • Во-вторых, проведение профилактики и лечения наиболее распространенных, а также редких и малоизученных болезней.
  • В-третьих, оказание медицинской помощи любому члену общества.
  • В-четвертых, обеспечение людей всеми необходимыми лекарственными средствами, в том числе средствами первой необходимости.
  • В-пятых, восстановление потерянного здоровья (реабилитация, организация работы в стационарах).

Второй элемент в структуре социальной сферы – образование. Его основные цели – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках. Причем, удовлетворение необходимо производить в интересах успешного развития способностей потенциала личности, а также будущего общественно-экономического, политического и культурного прогресса. Основные функции образования следующие: удовлетворение потребностей человека в получении новых знаний; осуществление подготовки и переподготовки к будущей профессии, а также к труду – как физическому, так и умственному; способствование приобретению специальности и овладению профессией с учетом творческих и иных способностей человека, особенно с учетом его интеллектуального уровня развития; воспитание человека как ответственной и трудоспособной личности, способной к творческой и инновационной деятельности.

Последняя ключевая часть социальной сферы – это культура и искусства, целью которых является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социальной и культурной деятельности населения. В качестве функций культуры и искусства как ключевого аспекта социальной сферы авторы выделяют следующие: сохранение культурных исторических и национальных памятников; приобщение человека к творениям культуры с многовековой историей; пополнение копилки культурных достижений в области литературы, художественного творчества и искусства, музыки, кинематографа и живописи; духовное воспитание и обогащение человека с учетом его ценностного потенциала и мировоззрения.

Значение социальной сферы

Роль и значение социальной сферы для общества определяется не только ее структурой, но и теми функциями, которые она выполняет. Наиболее важная функция социальной сферы – это функция социального воспроизводства. Она влияет на все слои и группы населения, заключается в сохранении их целостности как основных субъектов исторического процесса. Также функция социального воспроизводства напрямую влияет на всестороннее жизнеобеспечение каждого члена общества в отдельности, и наиболее обширных социальных групп в целом.

Социальное воспроизводство социальной среды характеризуется еще одним рядом немаловажных, но второстепенных функций:

  1. Социорегулятивная;
  2. Социоадаптивная;
  3. Социопродуктивная;
  4. Социокультурная;
  5. Социодинамическая;
  6. Социозащитная.

Замечание 2

Многие авторы и исследователи отдельно выделяют их, поскольку представляют социальную сферу как единую социальную систему. Способ ее организации должен обеспечивать целостность, а главное, гармоничность в проявлении главной функции – функции социального воспроизводства.

Социальная сфера направлена также на следующее: она регламентирует показатели социальной деятельности социально-экономически активного населения, а также регулирует их отношения, которые направлены на повышение эффективности в использовании всеобщего потенциала социальной сферы. Сюда также входит дальнейшее развитие системы норм и ценностей, которые выступают в качестве реальной основы макропроцессов в социуме, направленных на смену моделей поведения человека или целых социальных групп.

Благодаря социальной сфере появляется возможность достигнуть согласованности действий людей в обществе, а также стимуляция деятельности индивидов и социальных групп, повышение их мотивированности, которая направлена на эффективную реализацию потенциала каждого члена общества. Отсюда и решение проблем, которые возникают в связи с новыми потребностями, запросами и тенденциями населения.

Как уже отмечалось, общество – это системное образование. Как чрезвычайно сложное целое, как система, общество включает в себя подсистемы – «сферы общественной жизни» – понятие, введенное впервые К.Марксом.

Понятие «сфера общественной жизни» есть не более чем абстракция, позволяющая вычленять и изучать отдельные области социальной реальности. Основанием для выделения сфер общественной жизни служит качественная специфика ряда общественных отношений, их целостность.

Выделяют следующие сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая сфера характеризуются следующими параметрами:

Это необходимая для нормального функционирования общества область деятельности людей, посредством которой удовлетворяются их определенные потребности;

Каждая сфера характеризуется определенными общественными отношениями, возникающими между людьми в процессе определенного вида деятельности (экономической, социальной, политической или духовной);

Как относительно самостоятельные подсистемы общества сферы характеризуются определенными закономерностями, по которым они функционируют и развиваются;

В каждой сфере формируется и функционирует совокупность определенных учреждений, которые создаются людьми для управления данной социальной сферой.

Экономическая сфера жизни общества - определяющая, названная К.Марксом базисом общества (то есть его фундаментом, основой). Она включает в себя отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Её назначение – удовлетворение экономических потребностей людей.

Экономическая сфера – генетическая основа всех других сфер общественной жизни, ее развитие – причина, условие и движущая сила исторического процесса. Значение экономической сферы огромно:

Она создает материальную базу существования общества;

Непосредственно влияет на социальную структуру общества (например, появление частной собственности привело к возникновению экономического неравенства, что, в свою очередь, стало причиной возникновения классов);

Опосредованно (через социально-классовую сферу) влияет на политические процессы в обществе (например, появление частной собственности и классового неравенства стало причиной возникновения государства);

Опосредованно влияет на духовную сферу (особенно на правовые, политические и нравственные идеи), непосредственно – на ее инфраструктуру – школы, библиотеки, театры и т.п.

Социальная сфера общественной жизни - это область, где исторические общности (нации, народы) и социальные группы людей (классы и пр.) взаимодействуют по поводу своего общественного положения, места и роли в жизни общества. Социальная сфера охватывает интересы классов, наций, социальных групп; отношения личности и общества; условия труда и быта, воспитания и образования, здоровья и досуга. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства людей по их положению в обществе. Основой различного социального положения людей является их отношение к собственности на средства производства и вид трудовой деятельности.


Основными элементами социальной структуры общества являются классы, страты (социальные слои), сословия, городские и сельские жители, представители умственного и физического труда, социально-демографические группы (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры), этнические общности.

Политическая сфера жизни общества – область функционирования политики, политических отношений, деятельности политических институтов (прежде всего – государства) организаций (политических партий, союзов и т.п.). Это система общественных отношений по поводу завоевания, удержания, укрепления и использования государственной власти в интересах определенных классов и социальных групп.

Специфика социальной сферы в следующем:

Она складывается как результат сознательной деятельности людей, классов, партий, стремящихся овладеть властью и управлением в обществе;

Для достижения политических целей классы и социальные группы создают политические учреждения и организации, выступающие как материальная сила воздействия на государство, власть, экономические и политические структуры в обществе.

Элементами политической системы общества являются: государство (главный элемент), политические партии, общественные и религиозные организации, профсоюзы и т.п.

Сфера духовной жизни общества - это сфера производства идей, взглядов, общественного мнения, обычаев и традиций; сфера функционирования социальных институтов, создающих и распространяющих духовные ценности: наука, культура, искусство, образование и воспитание. Это система общественных отношений по поводу производства и потребления духовных ценностей.

Основными элементами духовной жизни общества являются :

Деятельность по производству идей (теорий, взглядов и пр.);

Духовные ценности (нравственные и религиозные идеалы, научные теории, художественные ценности, философские концепции и т.п.);

Духовные потребности людей, которые обусловливают производство, распространение и потребление духовных ценностей;

Духовные отношения между людьми, обмен духовными ценностями.

Основой духовной жизни общества является общественное сознание – совокупность идей, теорий, идеалов, концепций, программ, взглядов, норм, мнений, традиций, слухов и т.п., циркулирующих в данном обществе.

Общественное сознание связано с индивидуальным (с сознанием отдельной личности), поскольку, во-первых, без него просто не существует, а во-вторых, все новые идеи и духовные ценности имеют своим источником сознания индивидов. Поэтому высокий уровень духовного развития индивидов – важная предпосылка для развития общественного сознания.Тем не менее, общественное сознание нельзя рассматривать как сумму индивидуальных сознаний хотя бы потому, что отдельный индивид не усваивает в процессе социализации и жизнедеятельности всего содержания общественного сознания. С другой стороны, далеко не все, что возникает в сознании отдельного человека, становится достоянием общества. Общественное сознание включает в себя знания, идеи, представления, общие для многих людей, поэтому оно рассматривается в обезличенном виде как продукт определенных общественных условий, закрепленный в языке и произведениях культуры. Носителем общественного сознания выступает не только индивид, но и социальная группа, общество в целом. Кроме того, индивидуальное сознание рождается и умирает вместе с человеком, а содержание общественного сознания передается от одного поколения к другому.

В структуре общественного сознания выделяют уровни отражения (обыденный и теоретический) и формы отражения действительности (право, политика, мораль, искусство, религия, философия и пр.)

Уровни отражения действительности различаются по характеру их формирования и по глубине проникновения в сущность явлений.

Обыденный уровень общественного сознания (или «общественная психология») формируется как результат повседневной жизни людей, охватывает поверхностные связи и отношения, порождая, порой, различные заблуждения и предрассудки, общественное мнение, слухи и настроения. Он представляет собой неглубокое, поверхностное отражение социальных явлений, поэтому многие идеи, возникающие в массовом сознании, являются ошибочными.

Теоретический уровень общественного сознания (или «общественная идеология») дает более глубокое постижение общественных процессов, проникает в сущность изучаемых явлений; он существует в систематизированной форме (в виде научных теорий, концепций и т.п.) В отличие от обыденного уровня, который складывается, в основном, стихийно, теоретический уровень формируется сознательно. Это область деятельности профессиональных теоретиков, специалистов в различных областях - экономистов, правоведов, политиков, философов, теологов и т.п. Поэтому теоретическое сознание не только более глубоко, но и более правильно отображает социальную реальность.

Формы общественного сознания различаются между собой по предмету отражения и по функциям, которые они выполняют в обществе.

Политическое сознание представляет собой отражение политических отношений между классами, нациями, государствами. В нем непосредственно проявляются экономические отношения и интересы различных классов и социальных групп. Специфика политического сознания в том, что оно непосредственно затрагивает сферу государства и власти, отношения классов и партий к государству и правительству, взаимоотношения между социальными группами и политическими организациями. Оно самым активным образом воздействует на экономику, на все остальные формы общественного сознания – на право, религию, мораль, искусство, философию.

Правовое сознание – представляет собой совокупность взглядов, идей, теорий, выражающих отношение людей к существующему праву – система устанавливаемых государством юридических норм и отношений. На теоретическом уровне правовое сознание выступает в виде системы правовых взглядов, правовых учений, кодексов. На обыденном уровне – это представления людей о законном и незаконном, справедливом и несправедливом, должном и необязательном в отношениях между людьми, социальными группами, нациями, государством. Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную функцию . Оно связано со всеми формами сознания, но особенно – с политикой. Не случайно К.Маркс определил право как «возведенную в закон волю господствующего класса».

Нравственное сознание (мораль) отражает отношения людей друг к другу и к обществу в виде совокупности правил поведения, норм нравственности, принципов и идеалов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Обыденное нравственное сознание включает в себя представления о чести и достоинстве, о совести и чувстве долга, о нравственном и безнравственном и т.п. Обыденное нравственное сознание возникло еще в первобытнообщинном строе и выполняло там функцию основного регулятора взаимоотношений между людьми и коллективами. Нравственные теории возникают лишь в классовом обществе и представляют собой стройную концепцию нравственных принципов, норм, категорий, идеалов.

Нравственность выполняет в обществе целый ряд важнейших функций:

Регулятивную (регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, причем, в отличие от права, мораль опирается на силу общественного мнения, на механизм совести, на привычку);

Оценочно-императивную (с одной стороны – оценивает действия человека, с другой – повелевает вести себя определенным образом);

Воспитательную (активно участвует в процессе социализации личности, превращения «человека в человека»).

Эстетическое сознание – художественное, образно-эмоциональное отражение действительности через понятия прекрасного и безобразного, комического и трагического. Результатом и высшей формой проявления эстетического сознания является искусство. В процессе художественного творчества эстетические представления художников «овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства. Искусство относится к числу древнейших форм жизнедеятельности людей, однако в доклассовом обществе оно было в единой синкретической связке с религией, нравственностью, познавательной деятельностью (первобытный танец – это и религиозный обряд, воплощающий нравственные нормы поведения, и метод передачи знаний новому поколению).

Искусство в современном обществе выполняет следующие функции:

Эстетическую (удовлетворяет эстетические потребности людей, формирует у них эстетические вкусы);

Гедонистическую (доставляет людям удовольствие, наслаждение);

Познавательную (в художественно-образной форме несет информацию о мире, являясь достаточно доступным средством просвещения и образования людей);

Воспитательную (воздействует на формирование нравственного сознания, воплощая нравственные категории добра и зла в художественные образы, формирует эстетические идеалы).

Религиозное сознание – особый тип отражения действительности сквозь призму веры в сверхъестественное. Религиозное сознание как бы удваивает мир, полагая, что кроме нашей реальности («естественной», подчиняющейся законам природы) существует сверхъестественная реальность (явления, существа, силы), где природные закономерности не действуют, но которая влияет на нашу жизнь. Вера в сверхъестественное существует в различных формах:

Фетишизм (от португальского «фетико» - сделанный) – вера в сверхъестественные свойство реальных предметов (природных или специально изготовленных);

Тотемизм («то-тем» на языке одного из североамериканских индейских племен означает «его род») – вера в сверхъестественные кровнородственные связи между людьми и животными (иногда – растениями) – «предками» рода;

Магия (в переводе с древнегреческого – колдовство) – вера в сверхъестественные связи и силы, существующие природе, используя которые можно добиться успеха там, где реально человек бессилен; поэтому магия охватывала все сферы жизнедеятельности (любовная магия, вредоносная магия, промысловая магия, военная магия и пр.);

Анимизм – вера в бесплотных духов, в бессмертную душу; возникает на поздних этапах родоплеменного строя как результат распада мифологического мышления, которое еще не проводило различия между живым и неживым, материальным и нематериальным; представления о духах природы стали основой для формирования идеи бога;

теизм (греч. theos – бог) вера в бога, которая первоначально существовала как политеизм (многобожие); идея единого бога - монотеизм (единобожие) впервые сформировалась в иудаизме, а позже была воспринята христианством и исламом.

Религия как социальное явление помимо религиозного сознания включает в себя культ (обрядовые действия, направленные на связь со сверхъестественным – молитвы, жертвоприношения, посты и пр.) и ту или иную форму организации верующих (церковь или секта).

Религия в жизни человека и общества выполняет следующие функции:

Психотерапевтическую – помогает преодолеть чувство страха и ужаса перед внешним миром, облегчает чувства горя и отчаяния, позволяет снять ощущение беспомощности и неуверенности в будущем;

Мировоззренческую; как и философия, она формирует у личности мировоззрение – представление о мире как едином целом, о месте и назначении в нем человека;

Воспитательную - воздействует на человека через систему нравственных норм, существующих в каждой религии, и через формирование особого отношения к сверхъестественному (например, любовь к Богу, страх погубить бессмертную душу);

Регулятивную - влияет на поведение верующих через систему многочисленных запретов и предписаний, охватывающих почти всю повседневную жизнь человека (особенно – в иудаизме и исламе, где насчитывается 365 запретов и 248 предписаний);

Интегративно-сегрегативную – сплачивая единоверцев (интегративная функция), религия в то же время противопоставляет их носителям иной веры (сегрегативная функция), что является, и по сей день, одним из источников серьезных социальных конфликтов.

Религия, следовательно, явление противоречивое и однозначно оценить ее роль в жизни человека и общества нельзя. Поскольку современное общество полирелигиозно, основой цивилизованного решения проблемы отношения к религии является принцип свободы совести , дающий право человеку исповедовать любую религию или быть неверующим, запрещающий оскорбления религиозных чувств верующих и открытую религиозную или антирелигиозную пропаганду.

Таким образом, духовная жизнь общества представляет собой весьма сложное явление. Формируя сознание людей, регулируя их поведение, политические, нравственные, философские, религиозные и пр. идеи оказывают воздействие на все остальные сферы жизни общества и на природу, становясь реальной силой, изменяющей мир.

Приобретение территориальной общности устойчивого характера непосредственно связано с социальной жизнью людей в определённом пространстве. Например, это означает связанность форм собственности с селом, посёлком и городом, организацией власти и деятельностью разнообразных инфраструктур.

Демографическая

В демографический фактор социальной сферы входят рождаемость, смертность, соотношение полов, изучение половозрастного состава, учёт степени увеличения населения, а также деятельность институтов управления в этой сфере.

Этническая

Этнические формы, начиная с рода, как первая орга-низационная форма Социума, охватывают племя, народ-ность, нацию, а в современных условиях формируемую общность народа.

В составе социальной сферы этнические формы сами образуют относительно большую сферу. Из них род являлся первой социальной общностью и имел длительную историю всего периода первобытного строя . В результате эволюции родов появляется племенная общность, а в дальнейшем и союз племён. Те, в свою очередь, создают предпосылку появления следующих общностей — народностей и наций. В современных условиях, когда наблюдается ускоренный процесс сближения в межнациональных и межгосударственных отношениях, стал формироваться народ как особая общность.

Классовая

Классовое расслоение общества (типично организационно проявилось в Европе) занимает важное место в социальной сфере.

Классы— это характеристика больших групп людей по ряду основных показателей. Существование классов, прежде всего, связано с формами собственности и разделением труда. В современных развитых странах классовое различие все более теряет прежние свои показатели. Место классов занимают социальные группы, у которых иное отношение к существующим социальным государствам , высокий уровень образованности, общий образ жизни и т.д.

Профессионально-образовательная

Различение людей по степени образованности (например, начальная, средняя или высшая школа) и характеру социально--профессиональных признаков (конкретная профессия, люди умственного или физического труда), также относится к социальной сфере, ибо здесь выражается качественное сос-тояние определённой части населения.

Экономическая

Экономическая структура общества основывается на степени доходов людей (в рамках прожиточного минимума, средний или высокий доходы). Она также является составной частью социальной сферы.

Семейно-брачная

Говоря о составе социальной сферы в жизни общества, нельзя не упомянуть о браке и семье . Потому что брак, являясь юридическим договором, регулирует отношения между мужем и женой, детьми и родственниками. А семья, как малая группа и как , основывается на браке, родственности, общности бытовой жизни, нравственности и ответственности, взаимопомощи. Материал с сайта

Если рассматривать социальные группы по социально значимым критериям человеческой общности, то можно различать социальный статус — положение, место человека в обществе. Это видно в следующем примере: одного и того же человека можно рассмотреть по профессии — учитель, наёмный работник , получающий зарплату — экономический признак, мужчина 50 лет — демографический показатель, член политической партии — социальная позиция и т.д.

Исходя из социального статуса можно, например, выделить трудовые коллективы — люди, ра-ботающие в определённых отраслях производства, такие, как фермеры , брокеры , разного рода съёмщики и др.

Социальная сфера в своем функционировании предстает как система, сложноструктурированная на различные, социально неравные классы и слои; группы людей, связанных между собой отношениями собственности, трудовыми и иными социальными взаимодействиями в формах сотрудничества, взаимопомощи, соперничества, конфликта; распределительными отношениями, реализующимися в различных формах и уровнях дохода, богатства, бедности; семейно-бытовыми и рекреационными отношениями, способами организации рабочего и свободного времени, проведения досуга.

Наряду с этим социальная сфера представляет собой совокупность необходимых условий воспроизводства повседневной жизни, развития и самосуществования человека как личности. По своему предметному содержанию она включает в себя условия труда, быта, свободного времени, а также возможности освоения человеком достижений культуры, образования, охраны здоровья, социального обеспечения, социальной защиты индивидов и групп, которые нуждаются в этом (пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, многодетные семьи, безработные и др.). В состав социальной сферы входят также условия и возможности выбора профессии и места жительства, социальных перемещений, участия в государственном управлении и местном самоуправлении, развития социальной инфраструктуры - транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, товарооборота и потребительского рынка. Все эти условия и возможности становятся более или менее доступными человеку в зависимости от того, какое место занимает он в социальной структуре общества, принадлежит он к страте предпринимателей, рабочих, интеллигентов и т.д. Поэтому в состав социальной сферы включается в полном объеме социальная структура с многогранностью всех ее компонентов. В своем развитии и функционировании социальная сфера охватывает интересы и потребности, цели и ориентации разных социальных групп, классов, наций, религиозных общин и др. Следовательно, в ее состав включается область отношений и взаимодействий между индивидами, социальными группами, общностями, занимающими различное социально-экономическое положение (статус) в обществе. Социально-экономическое положение каждого индивида и группы детерминируется: различным отношением к собственности (предприниматели, фермеры, рабочие и др.), к организации труда (руководители и подчиненные), к источникам доходов (прибыль, заработная плата, гонорар, пенсия и т.п.), к различным уровням доходов (богатые, бедные, нищие и др.).