Социальная роль маргиналов. Маргиналы и социальная структура современного российского общества

Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры

2. Проблема маргинальности

Социальную трансформацию общества сегодня характеризуют не только появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде всего класса крупных и средних собственников, слоя "новых бедных", маргиналов, безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности.

Акцент в разные годы делался на различных аспектах структурного неравенства, на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества, на интеграции и дезинтеграции социального пространства; на проблемах формирования среднего класса; властных отношениях; автономии труда в социально-производственных структурах. Чтобы составить достаточно полное представление о процессах, происходящих в социально-структурной сфере российского общества, надо рассмотреть тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей, динамика которых детерминирована качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки хозяйства и занятости населения. Известно, что определенная часть занятого населения в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась вне сферы занятости, приобрела статус безработных. На сегодня это 8% активного населения России. Появление этого слоя существенно влияет вообще на качество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости, эта часть населения сформировала черты групповой определенности со своими ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями. Таким образом, произошла реализация целого комплекса новых социально-групповых процессов, становление феномена группового сознания и групповой консолидации и интеграции.

Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. Проблема углубления социального неравенства в мировой литературе получила название "бразилификации". Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, "поколения икс") наблюдается и в российском обществе. Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей Социальная стратификация российского общества. Ред. д.филос.н., проф. Голенкова З.Т. "Летний сад" Москва 2003. С. 9 .

Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент: продолжая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно расшатанные экономическими процессами. В тираж выходят теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои - те, кто поражен поселившемся в нашем обществе раком. Отверженность выступает как продукт распада общества, пораженного кризисом. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления, так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума, не сами делают это выбор - они незаметно вытесняются в это состояние, так и не приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности.

Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и как падают маргиналы.

Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных - человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.

Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.

Ученые обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что «маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество и материально и духовно.

Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос. институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.). Именно в этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений - просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной общественной жизни именно маргинализированных групп.

География межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве

Статус Крыма - это особый вопрос сейчас, который грозит еще более обособиться в будущем. Нынешняя трактовка места Крыма в политической системе Украины как автономной республики является уже сейчас компромиссом. Как известно...

Изучение образа представителей маргинальных субкультур в общественном сознании (методом семантического дифференциала)

Современные российские маргиналы - это не традиционные типажи - выходцы из иной культурной среды, эмигранты и пр. Сегодняшние маргинальные группы в России сконструированы социальными переменами последних десятилетий. Как правило...

Маргинамл, маргинамльный человемк, маргинальный элемент (от лат. margo -- край) -- человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д...

Маргиналы в современном российском обществе

Сегодня происходит последовательное углубление на разных этапах этих процессов и тенденций. Оценки ученых -- их современников вряд ли можно считать только лишь мрачными метафорами. Как отметил Н.И. Лапин...

маргинальность адаптация личность...

Маргинальность в современной России

Возникнув в 30-е годы в США как теоретический инструмент для исследования особенностей протекания культурного конфликта двух или более вступающих во взаимодействие этнических групп...

Маргинальность в современной России

В контексте современной социальной реальности можно говорить о всеобщей маргинализации. Чем выше дифференциация общества, чем больше плохо отграниченных друг от друга "групп" создают свои условия жизни, свои особые "социальные логики"...

Концепция маргинальности сыграла важную роль в социологической мысли, однако до сих пор в определении содержания понятия маргинальности имеется немало трудностей. Во-первых...

Маргинальный слой в российском обществе

Подход к решению проблемы маргинальности в обществе должен основываться на том, что маргинальность рассматривается прежде всего как объект контроля и управления на общегосударственном уровне...

Понятие маргинальной личности

Понятие маргинальности (от франц. marginal - побочный, на полях) используется в различных областях научного знания - экономике, психологии, философии, медицине. Социологи под «маргинальностью» понимают промежуточность положения индивида или группы...

Социальная работа в предотвращении бедности

Социология конфликта

Понятию «конфликт» очень сложно дать определение, сам конфликт - это сложное явление, которое проявляется в различных сферах деятельности людей, с помощью разных механизмов и в разных формах. Конфликт чаще всего непостоянен...

Диссертация

Стремилова, Ольга Владимировна

Ученая cтепень:

Кандидат социологических наук

Место защиты диссертации:

Хабаровск

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Социальная структура, социальные институты и процессы

Количество cтраниц:

Глава 1. Маргинальность как социальное явление: теоретико-методологические аспекты.

1.1. Понятие маргинальность: история возникновения.

1.2. Маргинальность в американской и европейской традиции.

1.3. Взгляд на проблему маргинальное™ в отечественной социологической литературе.

1.4. Маргинальная структура российского общества.

Глава 2. Мигранты как маргинальный слой в социальной структуре Хабаровского края.

2.1. Мигранты как фактор формирования маргинального социума на Дальнем Востоке.

2.2. Маргинальное пространство Хабаровского края.

2.3. Отношение к мигрантам со стороны местного сообщества как один из факторов сохранения состояния маргинальное™.

2.4. Маргинальная ситуация и конструктивные формы выхода из состояния маргинальное™.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Маргинальные слои в социальной структуре российского общества"

Актуальность темы исследования.

Перемены, сопровождающие изменение устоявшихся традиций и ценностей привели к резкому изменению социальных ролей и статусов огромного количества людей. Усилилась необходимость точной самоидентификации собственного бытия человека по многим позициям в рамках социума. Лишившись привычных ролей и функций, социальные группы и отдельные индивиды попали в состояние неопределенности, промежуточности. В социологической литературе это трактуется понятием маргинальности.

В центре нашего внимания - исследование поведения мигрантов как маргинального слоя.

Самой злободневной и актуальной проблемой, возникшей в связи с маргинализацией, явилась проблема адаптации в новой среде для мигрантов. Маргинальный статус мигрантов обуславливается тем, что переезд в Россию позволяет снять культурную маргинал ьность (осуществляется смена социального окружения, люди становятся «типичными » по своим этническим характеристикам и образу жизни), однако, теряя важнейшие ресурсы, они переходят в ситуацию структурной маргинальности. Значительная нисходящая мобильность, неопределенный правовой статус, недостаток ресурсов для жизнеобеспечения, невозможность применить профессиональные знания и опыт также создают маргинальность промежуточности, переходности, трансформации базового социального статуса.

Помимо объективных факторов, характеризующих современную общественную ситуацию, актуальность темы обусловлена потребностью в разработке новых теоретических моделей, которые позволили бы изучать и объяснять практические проблемы современного этапа общественного развития Хабаровского края. Это в значительной степени сориентировало наше исследование относительно его содержания и направленности. Интенсивные процессы маргинализации, характерные для Хабаровского края, наряду с общероссийскими факторами обусловлены еще и рядом региональных факторов: исторически сложившимися активным переселением, колонизацией и пенитенциарными процессами на Дальнем Востоке. В связи с этим население Хабаровского края формировалось в прошлом и пополняется в настоящее время за счет маргинальных социальных элементов - беженцев, мигрантов, сезонных рабочих, вынужденных переселенцев и т.п.

Процессы миграции в Хабаровском крае, с одной стороны, обостряют проблемы занятости, с другой стороны, актуализируют проблему безработицы. Притом, что наиболее образованные активные и твердостоящие кадры покидают Дальний Восток, переезжая на запад страны, их места заполняют малообразованные мигранты. Связано это с тем, что ситуация на рынке труда складывается так, что существующая структура экономики не нуждается в трудовых ресурсах с высокой квалификацией, вакантными остаются рабочие места с тяжелыми условиями труда и относительно невысоким заработком.

Сегодняшнюю социальную ситуацию вполне можно назвать маргинальной, поскольку в ее основе пограничное, промежуточное положение, в котором оказалось общество и все его элементы в результате разрушения одной системы и попыток формирования другой. В силу отдаленности Хабаровского края от центра маргинализация более специфична, что делает ее изучение наиболее интересным и актуальным, и обуславливает выбор данной исследовательской темы.

Степень научной разработанности проблемы

Понятие «маргинальность » был введен в социологический оборот в 20-е годы XX века одним из видных представителей Чикагской школы Р.Э. Парком. Р. Парк употреблял этот термин для обозначения проблем социокультурной адаптации мигрантов, оказавшихся в новом, непривычном для себя социальном и этнокультурном пространстве. Применяя термин «маргинальность » в своих работах1 наряду с такими понятиями как «девиантность », «аномия », считал, что он (термин) отражает такое положение индивида в социуме, при котором личность, будучи включена в производственную деятельность, оказывается полностью исключена из культурной сферы.

Последующие исследователи проблемы маргинальности и маргиналов (Э. Стоунквист, Т. Шибутани)" продолжили развитие линии Р. Парка в подходе к анализу данного феномена, акцентируя при этом свое внимание на межрасовых и этнических аспектах проблемы. Следует отметить, что они изучали маргинальность в рамках социологии и социальной психологии, где данный феномен исследовался в качестве результата различных миграционных процессов, происходящих в обществе. Этому подходу присуща известная доля психологизма, связанная с проблемой приспособления (социализации) маргиналов в обществе и к его институтам, с восстановлением утраченных социальных и культурных связей и ролей в нем. В социологическом плане такая интерпретация маргинальности близка к позиции Э. Дюркгейма 3 в его понимании состояния аномии , как последствия разрыва социальных связей между людьми, человеком и обществом. Он изучал неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных установок индивида в контексте общественной системы норм и ценностей. Подход к проблеме маргинальности, как к явлению вторичному, сопровождающему различные, в большинстве случаев - локальные, социальные процессы, остается превалирующим в изучении данного феномена.

В общественных науках сложилось несколько тенденций в восприятии и понимании проблемы маргинальности. Это, во-первых, американская школа, продолжающая изучать маргинальность, акцентируя внимание на культурном конфликте при переходе из одной социальной общности к другой как источнике формирования маргинального типа личности. К примеру, традиции

1 Park R.E. Human Migration and the Marginal Man // American Journal of Sociology. - Chicago, 1928. - Vol. 33, №6. P. 881-803; Park R.E. Race and culture. - Glencoe: Free press, 1950.-403 p.

2 Stonequist E.V. The Marginal Man. A Study in personality and culture conflict. - New York: Russel & Russel, 1961. 228 p.; Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Доиу: Феникс, 1998. 544 с.

J Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - M.: Наука, 1991. 574 е.; Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / пер. с фр. Ильинского. - М.: Мысль, 1994. 339 с.

Парка и Стоунквиста продолжили А. Антоновски , М.Голдберг, Д. Головенски, Н. Дики-Кларк, А. Керкхофф, И. Краусс, Т.Уиттерманс, Р. Мертон 1 и другие исследователи, сосредотачивающие внимание, прежде всего на психосоциальном влиянии на личность двусмысленности статуса и роли, которые возникают при столкновении (конфликте) культур.

В европейской литературе использование термина «маргинальность » относится к 60-70 годам XX века и получает несколько иное значение. Французские исследователи (А. Фарж, А. Турен, Ж. Леви-Стрэнже) понимают маргинальность как результат конфликта с общепринятыми нормами, как особую форму социального протеста. Немецкие и английские социологи (Я. Штумски, А. Прост, К. Рабан) рассматривают данное явление как следствие социально-экономического деклассирования. В данном случае к маргиналам относят аморфный конгломерат групп, находящихся на самой низкой ступени социальной иерархии, потерявших возможность активно участвовать в социальной жизни, контролировать общественные отношения и тем самым влиять на собственные условия жизни.

Таким образом, маргинальность в европейской социологии описывается главным образом как структурная (социальная). Как правило, главным объектом исследования маргинальное™ становятся так называемые социально-изолированые группы в структуре общества.

В отечественной науке проблема маргинальности вплоть до середины 80-х годов XX века рассматривалась как социальная патология. Термин имел негативную окраску, и уже само определение маргинальности нацеливало общество на борьбу с ней. Основное внимание в научных работах уделялось люмпенам, пауперам и их месту в социальной структуре Советского Союза. К

1 Antonovsky Л. Toward a refinement of }