Жизненные ценности человека. Ценности личности и их виды

федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Санкт-Петербургский государственный университет

кино и телевидения"

Реферат

п о дисциплине " Социальная п сихология"

Тема: " Ценности и ценностные ориентации как детерминанты поведения " . Оглавление: Введение 3 1. Ценности в жизни человека и общества 4 1.1. Понятие ценности и ее характеристика. Ценности и оценки 4 2. Классификация ценностей 7 2.1. Ценностные ориентации и их социальная обусловленность 8 3. Ценностные ориентации личности 10 4. Выводы..................... 12 Заключение 13 Список литературы 14 Приложение.........................................................................................15 Введение Во многих веществах атомы объединяются в группы, называемые молекулами. Объединяются они по подобию и сходству физических и химических свойств. Такая же система прослеживается и в социуме. Люди, на вид все одинаковые, различаются своими свойствами. А что становится ориентиром для их свойств? В процессе социализации личность впитывает, словно губка в себя, различные ориентиры, ценности. Детский сад, школа, университет - все эти организации помогают человеку стать личностью. Личностью со своими принципами, правилами, социальными установками. Именно это предопределяет их будущую модель поведения, увлечения, друзей и, в сущности, жизнь. "Развитые ценностные ориентации - признак зрелой личности, показатель меры ее социальности... Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности...". Я считаю, что идея "ценностей и ценностных ориентаций" важна не только как теоретическая составляющая дисциплины "Социальная психология", но и как практическая основа межчеловеческого общения. Так как обладая знанием о ценностных ориентациях личности, возможно вычислить поведение индивида в той или иной ситуации. Этим следует руководствоваться в выборе партнера в дружеских отношениях, на работе, в браке. Как известно "слаженность" и "срабатываемость" понятия разные. Это наглядный пример влияния ценностных ориентиров в нашей жизни. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 732 1. Ценности в жизни человека и общества 1.1 . Понятие ценности и ее общая характеристика. Ценности и оценки Легко можно представить понятие "ценность" с позиции обыденного сознания. Для каждого человека это, наверняка, то, что особо ценно в его жизни. Но полное содержание данного понятия, а особенно его природа, не так уж и проста. Я постараюсь рассмотреть данный аспект шире. Дать определение с различных точек зрения: философии, психологии, практики. В чем же философский смысл понятия "ценность"?
    -- Ценность социальна по своей сути и имеет объектно-субъектный характер.
Человек - существо социальное, соответственно и существование ценностей связано с социумом. Более того, ценности вне социума существовать не могут. Вещи, события без их сопряжением с социумом существовать не могут, так как не будет существовать критерия оценки. Это относится не только к вещам, созданным человеком. Многие не зависящие от индивида объекты, такие как природные, были задолго до появления человека на земле. Но о ценности и значимости природы для общества мы имеем право говорить, лишь в отношении человека и природы. Так как переосмысливание ценности природных факторов в человеческом понятие и есть создание ценности в данном аспекте. 2. Ценность возникает в ходе практической деятельности человека. Человек - существо разумное. Следовательно, любое его действие направленно на получение результата, и не просто результата, а желаемого для индивида. На протяжении всего действия перед человеком стоит цель. Цель и представляет собой ценность. Достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него. Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей 3. Понятие "ценность" необходимо отличать от понятия "значимость". Часто понятие "значимость" употребляют, как синоним слову "ценность". Мера желания человеческой ценности, можно охарактеризовать как "значимость". У каждого разные потребности, следовательно что-то мы будем хотеть более, что-то менее. Но есть и такие случаи, когда значимость представляет себя в негативном случае, так сказать вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями. Делаем вывод что ценность -- это положительная значимость. Соответственно значимость может быть и положительной и отрицательной. Понятие значимости шире, нежели понятие ценности. 4. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом. Дадим им определение. Функциональное значение ценности -- это все значимые для социума свойства, функции предмета или идей, которые определяют их ценностью для какой-либо группы. Так, например, для любого действия или идеи предопределено определенное значение для определенной личности. Личностный смысл ценности -- это ее отношение к потребностям человека. Можно сказать, что с данный смысл зависит от 2-х факторов - от самого объекта, выполняющего функции ценности, и от самого человека. Постигая смысл вещи, человек определяет свою нужду в ней не только из природных потребностей, но и из потребностей, взращенными на воспитании обществом. Индивид смотрит на событие или вещь сквозь призму общества, традиционное отношение людей. Человек как ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и является для него смыслом. Интересный момент, ведь смысл ценностей для каждого человека может быть разным. Ведь у каждого свои ценностные ориентиры. Например, у каждого человека хоть раз было домашнее животное. Для одних питомец - часть семьи, отдушина, лучший друг. Для других это сторож их имущества, защитник. Для третьих это способ заработка, при их размножении. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями. 5. Ценности по природе своей объективны. Здесь могут возникнуть разногласия, так как ранее я говорила о том, что ценность возникает из отношения к ней индивида. Соответственно можно сделать вывод, что ценность субъективна. Она зависит от человека, эмоций, его чувств, желаний. И влечение к этой ценности может пропасть в любую минуту, так как просто может перестать удовлетворять человека, его нуждам. Делаем вывод, без человека ценность не существует. И, тем не менее, субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне, зависимое от сознания человека - неоправданны. Если рассмотреть этот вопрос со стороны предметно-практической деятельности субъекта, то мы убедимся, что ценность объективна. Формирование у людей ценностных отношений к окружающему миру происходит в процессе такой деятельности. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи или предметы окружающего мира, непосредственно обретают для общества или человека определенное объективное значение - ценность. 2. Классификация ценностей 2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность У людей такой диапазон интересов. Все, что происходит на земле и за ее пределами, интересно человеку. Он пытается все познать, поглотить. Но это мы говорим о человечестве в общем. Это как открытка на праздник, если ее капнуть глубже, то можно слегка разочароваться. Разбирая отдельного человека можно обнаружить, что круг его интересов очень узок. Что его не интересует, казалось бы самое основное, касающееся всей жизни в целом. Что сфера его жизненных ценностей ограниченна лишь на его эго. Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации. Единого критерия оценки ценностей не существует. Поэтому сфокусируемся на важных для жизни аспектов и выделим следующие основания: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества. Классификация ценностей " Витальные : жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др. Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др. Политические: свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др. Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др. Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др. Эстетические: красота, идеал, стиль, гармония. По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными. Общечеловеческие ценности -- характеризуются тем, что признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека. Национальные ценности -- занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л.Н.Толстого: "Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ считает себя лучше других народов" (Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. С. 157). В отличие от общечеловеческих, национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас -- белорусской нации -- Софийский собор в Полоцке, крест Ефросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др., для французов -- Лувр, Эйфелева башня и др. Значит, национальные духовные ценности -- это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа. Сословно-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. В послереволюционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролет-культа (1917--1932 гг). Его главная идея -- ненависть к "эксплуатирующим" классам, возвеличивание физического труда в противовес духовному, отрицание предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности предшествующего культурного наследия. Локально-групповые ценности -- объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту. Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные "братства", секты, касты или объединения типа "рокеров", "панков", "люберов" и др. Здесь можно говорить преимущественно о специфических молодежных, возрастных ценностях. Семейные ценности. Семья, по выражению В.Гюго, является "кристаллом" общества, его основой. Это -- общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые). Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества." https://belportal.info/stroenie-morfologiya-kultury/ Ценности в жизни человека занимают разные позиции. Одна оказывается гланее, другая жизненно необходимой, а третья и вовсе носит желательный характер. 1. "Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается. 2. Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться. 3. Высшие ценности -- это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер." Стоит заметить, что нет гарантий, что классификация ценностей останется такой, какой мы представили ее сейчас. Ценности могут менять свою значимость, могут появляться новые ценности (так как жизнь меняется слишком быстро). http://revolution.allbest.ru/psychology/00202365_0.html 3. Ценностные ориентации личности "Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации - это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности." По развитию ценностных ориентаций можно судить о воспитанности, культуре, зрелости личности. Если человек обладает теми или иными качествами характера, можно сделать выводы об устойчивости и непротиворечивости ценностных ориентаций, развившихся у него. Ценность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели - все это составляющие успешного усвоения ценностных ориентиров. Наоборот, отклонение в норме поведения вызваны противоречивостью в ценностных ориентациях. Правильное усвоение индивидом ценностной структуры способствует процессу социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида. Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения индивида. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5927/Itemid,0 Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994. Идея заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность. Каждый уровень этой системы состоит из трех компонентов: потребность, ситуацию, диспозиционное образование. Замечено, что данная система ценностных ориентаций формируется не всегда. Лишь когда развитие человека достигает своего пика. Она контролирует поведение и деятельность личности. Опять таки при условиях: значимость ситуации. Данный факт был замечен и исследован не только Ядовым. Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества. Можно сделать вывод, что изучение ценностных ориентаций очень важно для общества, поэтому многие исследователи занимаются этим вопросом. Предположу, что изучение данного материала и применение его на практике очень полезно в подростковом периоде, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Якобсон И.С. Психология человека. М.,2005 4. Выводы Поведение человека зависит от его ценностных ориентиров. От того, что заложено в его воспитание, что в его понимание Добро и Зло, что является нормой, а что отклонением. Именно поэтому люди интересны друг другу. Ведь по сути все одинаковы, лишь ценности, тоесть воспитание разное. И в зависимости от того как скоро меняются наши ценностные ориентиры, меняются и увлечения, друзья и все то, что когда-то казалось нормальным. Главная ошибка - восприятие других ценностей враждебно. Проявление эгоизма. Другие ценности нужно уважать, так как найдутся люди, которые поддержат эти ориентировки. Если человек хочет изменить окружение, свою жизнь нужно начинать с изменения своих ценностей. Можно сделать вывод, что ценностные ориентации являются ориентиром нашего поведения. Если рассматривать человечество в целом, то многих глобальных проблем, возможно было бы избежать, если бы в свое время, а тоесть в подростковом возрасте, людям внушали бы ценностные ориентации морального плана, такие как: любовь, жизнь, добро и зло. Отклонения в социуме в целом связано напрямую с отклонением в усвоении ценностных ориентациях одного индивида. Просто он в какой-то период своей жизни нашел себе сотоварища, человека с такими же отклонениями. Отклонения в усвоении ценностного ориентирования ведут за собой отклонения в поведение человека. Поведение человека - эта его определенная ожидаемая социальная роль. Соответственно социум является основной площадкой, на которой разворачивается поведение индивида. Я предлагаю отложить в сторону все дела и заняться усвоением нормативных ценностных установок - тогда и мир сохраним, и жизнь лучше сделаем. Заключение В жизни человека так много всего происходит, так много всего меняется ежедневно. Но ценности по праву занимают главное место. Ведь по принципу усвоения ценностных норм и протекает наша жизнь, совместная или в частности. Человек, совершая какое-либо действие, всегда преследует цель. Это по сути и является ценностью. Критерии этой теории являются: благо, достоинство, значение, оценка, польза, победа, смысл жизни, счастье, уважение и т. д. Все многообразие ценностей можно классифицировать по трем основаниям: по сферам общественной жизни, по субъектам, по роли в жизни общества. Классификации ценностных ориентации как токовой не существует, ее можно назвать лишь условно, руководствуясь основными критериями жизни человека. По субъектам различают ценности: индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Ценностные ориентации являются ориентиром нашего поведения. Правильное усвоение норм ведет к активной и правильной жизненной позиции, задержка в усвоении норм ведет к отклонению от нормы поведения человека. Если мы хотим что-либо изменить в социуме, следует прививать каждому члену общества правильные ценностные ориентировки. Список литературы
    -- Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 732; -- Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М. Наука, 1994; -- Якобсон И.С. Психология человека. М., Изд-во Мысль, 2005; -- http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5927/Itemid,0 -- https://belportal.info/stroenie-morfologiya-kultury/ -- http://revolution.allbest.ru/psychology/00202365_0.html
Приложение Данная тема показалась мне актуальной и интересной. После проведенной Вами лекцией я под впечатлением написала статью в школьную газету ко Дню Учителя. Им и является предложенный ниже текст. Урок: система ценностей Мы уже давно привыкли к тому, что все мы разные. Внешне. Проблема нацизма и расизма понемногу сбавляет обороты. Но вот к тому, что каждый из нас различен по воспитанию и восприятию мира, мы осознать еще не можем. Деление общества на классы, такие как: интеллигенция и рабочий класс, еще не так пугает. А вот деление на "быдло", буржуи, элиту и бедноту будет, пожалуй, страшнее любого расизма. Ежедневно люди из разных слоев общества сталкиваются друг с другом в различных ситуациях, начиная с одной очереди за хлебом, заканчивая ЗАГСом. Непонимание, с которым люди сталкиваются в общении, происходит в связи разного заложенного воспитания. Например, для одного украсть чужую вещь - дело само собой разумеющееся, ведь так делали всегда в его семье. Для другого, говорить на повышенных тонах для достижения желаемого - норма. Для третьего, помогать пожилым людям - дело чести, ведь его воспитывала бабушка. В каждом из нас уже существует определенная система ценностей. И именно ими мы руководствуемся по жизни. Но кто помимо семьи закладывает в нас эти ценности? Изначально ребенок - это белый лист бумаги, из которого можно сделать все, что угодно. Но если родителей не выбирают, то для воспитателей и учителей можно устраивать кастинги. Критерием отбора станут: образование, стаж работы, политические взгляды, семейное положение, социальный статус, личные интересы и увлечения. Ведь родители после 2-3 лет выхаживания своего чада, половину своих обязанностей возлагают на социальных педагогов. И именно им предстоит завершить базовую основу ценностей ребенка. Учитель не только источник знаний и опыта. Настоящий учитель - это эталон успешного человека для ребенка, особенно в начальных классах, когда нет разделения по ведению предметов. Тогда один человек учит одновременно математике и русскому, уважению и толерантности. Я даже не помню, о чем нам рассказывали тогда больше, о правописании или о правильном отношении к людям. Часто случалось, что на уроке кто-то из ребят успевал поссориться, и учитель, прерывая урок, начинал разбираться в ситуации. И обычно с этого занятия мы больше уносили с собой не багаж знаний, а багаж личного опыта, мудрости (если так можно выразиться). Было и специальное время, отведенное для получения каких-то жизненных советов. Тогда весь класс садился напротив учителя, и мы слушали различные истории. А потом дружно обсуждали поведения героев, осуждая или поощряя их. Это теперь я понимаю, что именно в те моменты формировалась наша система ценностей. И чаще всего "знакомиться с жизнью" приходилось не во внеклассное время, а во время самих уроков, когда кто-то опаздывал, а кто-то приходил в одних колготках, забывая надеть юбку или сменку. Мы смотрели друг на друга и смеялись, а часто и высмеивали, но именно благодаря учителю научились быть снисходительными, понимая, что такая ситуация может произойти с каждым. Нас часто критиковали за то, с кем мы дружим, а мы во имя протеста дружить не переставали. Тогда казалось, что это было ущемление прав общения. Но, наверное, учителям видно даже лучше, чем родителям, насколько пагубно влияет дурное общество на ребенка. Ведь это тоже формирование определенной ценности - выбирать правильных друзей. Ведь следующим значимым звеном в жизни каждого человека после родителей, педагогов идут друзья. И в зависимости от того, в чью дружбу вы "попадете" будут зависеть ваши будущие ценности, интересы, увлечения. Недавно в систему образования поступило предложение о том, как можно сделать образованнее качественнее. Можно заменить педагогов на специалистов своего профиля. Например, физику будет преподавать физик-атомщик, русский язык- журналист, литературу - писатель, биологию - биолог, черчение - архитектор. Но тогда действительно, всех учителей можно заменить на специалистов своего профиля. Только с каких это пор, общество начало забывать истинную обязанность Учителя? Воспитать развитого и гуманного человека. Ведь в умение быть учителем входит не только донесение информации, должна быть уверенность в том, что эту информацию усвоили. Учитель должен иметь потрясающую харизму, не позволяющую потерять внимание и заинтересованность учеников. Учитель - это не профессия, учитель - это образ жизни. И пока в наших школах не перевелись учителя, живущие своей профессии, мы можем быть спокойны за своих детей и за наше общество.

Нинель Баянова

Проблема ценностей и ценностных ориентации является предметом изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности, философии, социологии, психологии, педагогики. «Понятие ценности скорее, чем любое другое, должно занять центральное место... способное объединить интересы разных наук, касающихся человеческого поведения». Сходного мнения придерживались и социологи и антропологи. Ученые рассматривали ценности как критерии, которые используются людьми для выбора и обоснования своих действий, а также для оценки других людей, себя и событий. Таким образом, ценности представляют собой в большей степени критерии оценки, чем качества, присущие самим объектам.

Целесообразно различать ценности двух типов:

1 ценности общества и социальных групп (социальные ценности);

ценности личности (индивидуальные ценности).

В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентаций. Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные. При изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов употребимы как понятие ценностная ориентация, так и понятие ценность. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации - это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как ее ценностных ориентациях.

В последние годы значительно активизировались исследования индивидуальных различий ценностей. Исследования на межнациональном уровне обнаружили различия ценностей в разных культурах мира, выявили их истоки. Исследования выявили огромное количество вариаций в ценностных приоритетах индивидов в каждом обществе, а также различия между социальными группами в рамках одной нации. Они позволили сделать выводы, что индивиды, принадлежащие одной и той же или различным социальным группам, довольно значительно отличаются в ценностных приоритетах. Эти различия отражают их генетическую наследственность, личный опыт, социальный статус и влияние культуры.

С одной стороны, ценностные приоритеты, превалирующие в обществе - это ключевой элемент в культуре. Ценностные приоритеты индивидов представляют центральные цели, которые связаны со всеми аспектами их поведения. С другой стороны, ценности испытывают прямое влияние повседневного опыта в изменяющемся экологическом и социально-политическом контексте.

Поэтому ценности являются хорошим индикатором для отслеживания процессов социального и индивидуального изменения, возникающего в результате исторических, социальных и личных событий. Кроме того, они могут быть положены в основу изучения различий между социальными культурами и субкультурами, которые появляются по мере того, как социальные общности развиваются в определенных направлениях в результате их уникального опыта.

Ценности и ценностные ориентации обычно рассматриваются как индивидуальные формы репрезентации общественных (культурных, групповых и т. д.) ценностей. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой основные формы функционирования ценностей на уровне личности.

В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, В. А. Ядов). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, «ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации». Б. Г. Ананьев, Л. Э. Пробст и др. разработана статусно-иерархичная структура ценностей в виде ядерно-центрической модели:

Ценности внешнего статуса, образующие стабильное ядро;

ценности среднего статуса (структурный резерв);

ценности ниже среднего статуса (периферия);

ценности низшего статуса.

Ценности ядра и низшего статуса малоподвижны. А ценности, занимающие промежуточное положение, находятся в постоянном движении.

Обобщая определения ценностей многих зарубежных теоретиков, Шварц и Биляки выделяют следующие основные их характеристики:

Ценности - это убеждения (мнения). Но это необъективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашиваются им.

Ценности - желаемые человеком цели (например, равенство). И образ поведения, который способствует достижению этих целей, (например, честность, склонность к помощи).

Ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями (то есть трансцендентны). Послушание, например, относится к работе или школе, спорту или бизнесу, семье, друзьям или посторонним людям.

Ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.

Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов.

Исследования ценностей могут проводиться на двух уровнях анализа:

На уровне личности (индивидуальных различий);

на уровне культуры (различий в социальной культуре).

Анализ ценностей на уровне личности (индивидуальных различий). В данном случае единицей анализа выступает личность. Для отдельных людей (индивидов) ценности представляют собой мотивационные цели, которые служат руководящими принципами в их жизни. «Отношения между различными ценностями отражают психологическую динамику конфликта и совместимости, которую индивиды испытывают, когда следуют ценностям в повседневной жизни. Люди, например, не могут стремиться завоевать авторитет для себя и в то же самое время пытаться быть скромными, но они могут одновременно стремиться к авторитету и материальному благосостоянию». Корреляции между оценками ценностей, которые дают люди, отражают лежащие в их основе оси измерения. Эти оси измерения группируют индивидуальные ценности.

Анализ ценностей на уровне социальной культуры (различий в социальных нормах, обычаях и традициях социальных групп). В данном случае единицами анализа становятся социальные группы. Этот уровень исследования имеет место тогда, когда ценности характеризуют социальную культуру общества или группы людей, а также при рассмотрении того, что является общим для всех людей, составляющих данную культуру, когда анализируются абстрактные идеи о том, что хорошо, правильно и желательно в обществе или другой ограниченной социальной группе. В этом контексте понятие культура сходно с понятиями нации, национальности, этнической или религиозной группы, субкультуры и понимается как определенная социальная группа, характеризующаяся социальными нормами, обычаями, традициями. Наиболее точным эквивалентом широко используемого в англоязычной литературе термина культура являются, пожалуй, понятия социальная культура, или социальная группа. Это отличие важно иметь в виду, чтобы не путать данное понятие с индивидуальной культурой поведения человека - смыслом, в котором традиционно употребляется данное слово в русском языке. Социальные институты, в рамках которых живут люди, выражают определенные ценностные приоритеты в отношении целей и способов действия. Например, в обществах, где индивидуальная амбиция и успех высоко ценятся, экономическая и правовая системы, вероятно, будут соревновательными (например, сформируются капиталистические рынок и состязательная процедура судопроизводства). По контрасту, культурный акцент на групповое благополучие, скорее всего, будет выражаться в кооперативных системах (например, социализм и посредничество).

Выполняя свои роли в социальных институтах, люди используют ценности, принятые в культуре, для того чтобы решить, какое поведение является приемлемым и затем обосновать свой выбор другим. Приоритеты ценностей также влияют на то, как инвестируются социальные ресурсы. Например, относительная значимость, которая приписывается в обществе таким ценностям, как благосостояние, справедливость и красота, отчасти детерминирует то, будут ли деньги, земля и человеческий ресурс вкладываться в индустриализацию, социальное благосостояние или в сохранение окружающей среды. Приоритеты ценностей культуры в качестве стандартов, кроме того, оказывают влияние на то, каким образом будет оцениваться работа - в терминах производительности, социальной ответственности, инновационности или поддержки существующей властной структуры.

Отношения между различными ценностями на уровне культуры отражают социальную динамику совместимости и конфликта, которая обнаруживается, когда социальные институты преследуют свои цели. Эти отношения не обязательно те же самые, что и на индивидуальном уровне. Например, несмотря на то, что одновременный акцент на авторитете и скромности несовместимы на индивидуальном уровне (как отмечалось выше), они совместимы на уровне культуры. Социальная система будет работать мягче (ровнее), если люди принимают авторитет как желательную основу для организации человеческих отношений и скромность как соответствующую реакцию в отношении тех, кто имеет больший авторитет.

«Поскольку отношения между ценностными приоритетами на двух уровнях могут различаться, то лежащие в их основе оси измерения, которые организуют ценности, также могут не совпадать. Оси измерения на уровне культуры должны проистекать из корреляций среди ценностных приоритетов, характеризующих разные социальные группы. То есть за единицу анализа принимается группа (например, нация), и корреляции высчитываются между многими социальными группами».

Таким образом, важно различать исследования ценностей на уровне личности и на уровне культуры. При этом необходимо обращать внимание на два существенных аспекта.

Во-первых, оси измерения, которые лежат в основе ценностных приоритетов, могут не быть одними и теми же при анализе на этих двух уровнях.

Во-вторых, выбор соответствующего уровня анализа зависит от характера поставленного вопроса.

1. Если вопрос касается того, как индивидуальные различия в ценностных приоритетах связаны с вариациями других индивидуальных качеств, то должны использоваться измерения ценностей на уровне личности, даже когда в исследовании принимают участие индивиды из разных культурных групп.

2. Если вопрос касается того, как культурные различия в превалирующих ценностях связаны с определенными вариациями атрибутов культуры, то необходимо осуществлять измерения на уровне культуры, даже если эти переменные представляют собой частоту индивидуальных форм поведения.

Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей и ценностных ориентации является концепция М.Рокича. Рокич стимулировал оживленный интерес к ценностям среди психологов тем, что предложил четкое определение понятия и разработал легкий в использовании инструмент. На концепцию Рокича в последние десятилетия в той или иной мере опираются многие исследователи данной проблемы.

В теории М. Рокича под ценностями понимается вид убеждений, имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности представляют собой руководящие принципы жизни. Они определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться.

Концепция человеческих ценностей Рокича включает в себя следующие постулаты:

Общее число ценностей невелико;

все люди обладают одними и теми же ценностями, но одни и те же ценности имеют для разных людей разный «вес»;

ценности организованы в системы;

Истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, общественных институтах и самой личности человека;

Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах.

Под ценностными ориентациями понимаются «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях».

Рокич выделяет два типа ценностей: терминальные и инструментальные.

Терминальные ценности - это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться.

Инструментальные ценности - это убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.

На развитие и формирование ценностных ориентации личности влияет целый ряд внешних и внутренних факторов.

«К внешним факторам можно отнести элементы микросреды (группы членства, референтные группы и их ценности) и макросреды (традиционная система общечеловеческих ценностей, социальных ролей, средства масс-медиа, социальные институты и т. д.).

К внутренним факторам можно отнести возраст, пол, особенности темперамента, задатки, способности, ведущие внутрисубъектные потребности, уровень развития самосознания».

Ценность — это значимость, важность, полезность и польза чего-либо. Внешне она выступает как одно из свойств предметов или явлений. Но их полезность и значимость присущи им не в силу их внутренней структуры, то есть не даны от природы, они - не что иное, как субъективные оценки конкретных свойств, вовлеченных в область общественного в них заинтересованы и испытывают потребность в них. В Конституции Российской Федерации написано, что высшей ценностью является сам человек, его свобода и права.

Употребление понятия ценности в различных науках

В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивид социума, которые представляют для него ценность. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. Как видите, и в данном случае прослеживается связь с мотивацией. К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие виды и духовные. Последние также называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость предметов. При этом различают два его типа: потребительная и Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в зависимости от степени полезности товара или его способности удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем соотношением, которое получается при эквивалентном обмене. То есть чем больше человек сознает свою зависимость от данного объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае, поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут получить независимо от наличия денег, например, с собственного огорода.

Различные определения ценностей

Самым простым определением данного понятия является высказывание, что ценности - это все те предметы и явления, которые способны удовлетворить человеческие потребности. Они могут быть и материальными, то есть осязаемыми, а могут быть абстрактными, как любовь, счастье и т. д. Кстати, совокупность ценностей, которые присущи тому или иному человеку или группе, называются Без нее любая культура была бы бессмысленной. А вот другое определение ценности: она является объективной значимостью многообразия компонентов (свойств и признаков того или иного предмета или явления) действительности, которые определяются интересами и потребностями людей. Главное, чтобы они были необхоимы человеку. Однако ценность и значимость не всегда являются эквивалентами. Ведь первая бывает не только позитивной, но и негативной, а вот ценность - она всегда позитивна. Не может то, что удовлетворяет быть негативным, хотя и здесь все относительно…

Представители австрийской школы считают, что основные ценности — это конкретное количество товаров или благ, которые необходимы для удовлетворения Чем больше человеком осознается его зависимость от наличия данного объекта, тем выше его ценность. Одним словом, здесь важны взаимоотношения между количеством и надобностью. Согласно этой теории, блага, которые существуют в неограниченном количестве, например, вода, воздух и т. д., не имеют особой значимости, поскольку являются неэкономическими. А вот блага, количество которых не удовлетворяет потребности, то есть их имеется меньше, чем нужно, представляют настоящую ценность. Данный взгляд имеет как многих сторонников, так и противников, которые в корне не согласны с данным мнением.

Переменчивость ценностей

Эта философская категория имеет общественную природу, поскольку формируется в процессе практики. В связи с этим ценности имеют свойство изменяться с течением времени. То, что было значимым для этого общества, может не быть таковым для будущего поколения. И это мы видим на собственном опыте. Если оглянуться в прошлое, то можно заметить, что ценности поколений наших родителей и нашего во многом отличаются друг от друга.

Основные виды ценностей

Как уже было отмечено выше, основными видами ценностей являются материальные (способствующие жизни) и духовные. Последние дарят человеку моральное удовлетворение. Основные виды материальных ценностей - это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т. д.) и блага более высокого порядка (средства производства). Однако и те и другие способствуют жизнедеятельности общества, а также повышению качества жизни его членов. A духовные ценности нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.

Роль ценностей в жизни общества

Данная категория, помимо того, что представляет некую значимость для общества, также играет определенную роль. Например, освоение человеком различных ценностей способствует приобретению социального опыта, в результате чего он приобщается к культуре, а это, в свою очередь, влияет на формирование его личности. Другой важнейшей ролью ценностей в обществе является то, что человек стремится к созданию новых благ, при этом сохраняя старые, уже существующие. Кроме того, ценность мыслей, поступков, различных вещей выражается в том, насколько они важны для процесса общественного развития, то есть прогресса общества. А на личностном уровне - развития и самосовершенствования человека.

Классификация

Существует несколько классификаций. Например, по Согласно ей различают материальные и духовные ценности. А вот по их значимости последние бывают ложные и истинные. Классификация также проводится по сферам деятельности, в зависимости от их носителя, и по времени действия. Согласно первой различают экономические, религиозные и эстетические, второй - общечеловеческие, групповые и ценности личности, а третьей - вечные, долговременные, кратковременные и сиюминутные. В принципе, есть еще и другие классификации, но они слишком узки.

Материальные и духовные ценности

Относительно первых мы уже успели рассказать выше, с ними все понятно. Это все материальные блага, которые нас окружают, которые делают нашу жизнь возможной. Что же касается духовных, то они являются составляющими внутреннего мира людей. И исходными категориями здесь являются добро и зло. Первые способствуют счастью, а вторые - все то, что ведет к разрушению и является причиной недовольства и несчастий. Духовные - это и есть истинные ценности. Однако чтобы быть таковыми, они должны совпадать со значимостью.

Религиозные и эстетические ценности

Религия основывается на безусловной вере в Бога, и она не требует никаких доказательств. Ценности в этой сфере - это ориентиры в жизни верующих, которые обусловлены нормами и мотивами их поступков и поведения в целом. А эстетические ценности - это все то, что доставляет человеку удовольствие. Они имеют непосредственное отношение к понятию "красота". Они связаны с творчеством, с искусством. Прекрасное является основной категорией эстетической ценности. Творческие люди посвящают свою жизнь созданию прекрасного, причем не только для самих себя, но и для других, желая этим доставить окружающим истинную радость, восторг, восхищение.

Личностные ценности

Каждый человек имеет собственные личностные ориентации. И они у разных людей могут в корне отличаться. То, что имеет значимость в глазах одного, для другого может быть отнюдь не ценным. Например, классическая музыка, которая приводит в состояние экстаза любителей данного жанра, кому-то может показаться скучной и неинтересной. На ценности личности имеют большое влияние такие факторы, как воспитание, образование, круг общения, окружающая среда и т. д. Конечно, наиболее сильное воздействие на личность оказывает семья. Это та среда, в которой человек начинает свое первичное развитие. Первое представление о ценностях он получает именно в своей семье (групповые ценности), однако с возрастом он может принять некоторые из них и отвергнуть другие.

К личностным относятся следующие виды ценностей:

  • те, которые являются компонентами смысла жизни человека;
  • наиболее общие смысловые образования, которые основываются на рефлексах;
  • убеждения, которые имеют отношение к желательному поведению или к завершению чего-то;
  • предметы и явления, к которым индивид питает слабость или просто неравнодушен;
  • то, что имеет важность для каждого человека человека, и то, что он считает своей собственностью.

Вот такими бывают виды ценностей личности.

Новый подход к определению ценностей

Ценности - это мнения (убеждения). Так считают некоторые ученые. Согласно им, это необъективные и холодные идеи. А вот когда они начинают активироваться, то смешиваются с чувствами, при этом получая определенный окрас. Другие же считают, что главные ценности - цели, к которым стремятся люди - равенство, свобода, благосостояние. А также это образ поведения, способствующий достижению данных целей: милосердие, сопереживание, честность и др. Согласно этой же теории, истинные ценности должны выступать как некие стандарты, руководящие оценкой или выбором людей, поступков и событий.

Изначально ценности как критерии, мерила красоты или безобразия, добра и зла, истины и не истины, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого закрепляются в общественном сознании и культуре.
Ценности, выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека.

И все же ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретного человека приобретают субъективный смысл только после соприкосновения с ними.
Именно когда речь идет об осознанности, отрефлексированности наиболее общих смысловых образований, которые становятся значимыми и важными для человека, уместно говорить о личностных ценностях. Итак,

Личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни.

Личностные ценности д олжны быть обеспечены смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни . Ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей.

Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей.

Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности характерны для творческих людей.
Есть ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение – например, мир, свобода, благополучие близких, уважение и любовь.

Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку.
Отсутствие общих ценностей (объективное или субъективное) или противоречие ценностей разделяет людей по лагерям, превращает их в оппонентов, соперников и противников. Изучение ценностей занимает важное место в ПО, поскольку ценности являются такими индивидуальными особенностями, которые влияют на установки, отношения, восприятие, потребности и стремления людей.

Родители, друзья, учителя, социальные группы могут влиять на формирование индивидуальных ценностей человека. Иерархическая система ценностей личности формируется в процессе обучения и приобретения жизненного опыта под воздействием сложившихся культурных условий. Так как процесс обучения и накопления опыта у каждого свой, то различия в составе и иерархии системы ценностей неизбежны.

Психолог М. Рокич определил ценности как глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях. Им же разработана наиболее распространенная сейчас методика изучения ценностных ориентаций, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
Он разделяет ценности на две большие группы: терминальные ценности (ценности-цели) – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные ценности (ценности-средства), которые отражают убежденность в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. К базовым ценностям относят те, которые значимы для человека сами по себе.

В качестве примера можно назвать успех, мир и гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души.
К инструментальным ценностям относят все то, что имеет значение как средство или способ достижения целей, например, смелость и великодушие, способности и кругозор, помощь и независимость.

Особый интерес представляет система жизненных ценностей А. Адлера, приведенная в табл.

Система ценностей человека (по Альфреду Адлеру)


Другая классификация ценностей разработана в 1930-х гг. психологом Гордоном Оллпортом и его коллегами. Они разделили ценности на шесть типов:

  • теоретический интерес в обнаружении правды путем аргументирования и систематических размышлений;
  • экономический интерес в полезности и практичности, включая накопление богатства;
  • эстетический интерес в красоте, форме и гармонии;
  • социальный интерес к людям и любви в качестве отношений между людьми;
  • политический интерес в обладании властью и влиянии на людей;
  • религиозный интерес в единении и понимании космоса.
В 1990 г. исследователи выделили еще несколько специфических ценностей, непосредственно касающихся работающих людей:
  • выполнение (упорство) – завершать начатое и усердно работать для преодоления жизненных трудностей;
  • помощь и забота – заботиться и помогать другим людям;
  • честность – говорить правду и делать то, что считаешь правильным;
  • справедливость – быть беспристрастным судьей.
Выделяют ценности благосостояния , под которыми понимают те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности людей.

Известный социолог профессор С. С. Фролов относит к ним следующие ценности: благополучие (включает в себя здоровье и безопасность),

  • богатство (обладание различными материальными благами и услугами),
  • мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности),
  • образованность (знания, информационный потенциал и культурные связи),
  • уважение (включает в себя статус, престиж, славу и репутацию).
К группе моральных ценностей относят доброту, справедливость, добродетель и другие нравственные качества.

Такая ценность, как власть считается одной из наиболее универсальных и значимых , поскольку позволяет приобрести любые другие ценности.

Влияние личностных ценностей на поведение человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкой и очевидной системой ценностей. Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных ценностей. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовность идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.

Критериями ясности личностных ценностей являются:

  • регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо
  • понимание смысла жизни
  • способность подвергнуть сомнению устоявшиеся собственные ценности
  • открытость сознания для нового опыта
  • стремление понять взгляды и позиции других людей
  • открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии
  • последовательность поведения, соответствие слов и дела
  • серьезное отношение к вопросам ценностей
  • проявление твердости и стойкости по принципиальным вопросам
  • ответственность и активность
Руководитель, которому неясны собственные ценности, не имеет твердой базы для действий, он склонен к принятию спонтанных и непродуманных решений. Ценности не являются чем-то, что можно увидеть, и поэтому они часто ускользают от понимания. Их можно распознать, только изучая реакции, лежащие в основе поведения своего и других людей. Изучение понимания ценностей важно для менеджеров, поскольку ценности могут влиять на поведение человека на рабочем месте.

Это происходит либо путем прямого воздействия на ощущения, чувства и действия рабочего, либо путем ценностной конгруэнтности – совпадения представлений о ценностях, когда человек испытывает и выражает одинаковые эмоции, сталкиваясь с другими людьми, имеющими похожую систему ценностей.

Например, исследования, проведенные в реальных производственных условиях, показали, что если возникла конгруэнтность ценностей (исполнительности, помощи, честности и справедливости) между начальником и подчиненными, то подчиненные получают большее удовлетворение от работы с этим начальником. Однако когда ценности не совпадают, то возникают конфликты из-за того, какие цели должны быть поставлены и каким образом их можно достичь.

Несовпадение систем ценностей иногда вызвано тем, что люди растут и формируются как личности в разные периоды времени и в разных социально-экономических условиях. Культурные корни также могут быть источником несовпадения систем ценностей.

Приоритеты ценностей – это то, что отличает одну национальную культуру от другой.

При существовании культурных различий можно ожидать возникновения проблем, если люди с различными этническими корнями работают вместе. Современные менеджеры должны вовремя понять, какие интересы и желания преобладают у работников, поскольку более высокая производительность труда именно там, где молодые работники заняты работой, максимально удовлетворяющей их интересы, и при этом менеджеры имеют схожие с ними стремления.

Изменение ценностей является сложной задачей для менеджеров, особенно когда трудовые, производственные ценности вступают в противоречие с остальными (например, проблема несоответствия интересов работы и семьи). К способам, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей, можно отнести следующие: морализирование, личный пример, невмешательство, помощь в прояснении конкретных ценностей, например, при необходимости соответствующего изменения. Итак, система ценностей – это индивидуальное свойство личности, зависящее от культурных корней. Но существуют также и интересы организации, которые являются частью организационной культуры.

Если социальные нормы являются чисто формальным регулятором поведения людей, которые они получают извне: из традиций, нравственных предписаний, юридических кодексов, религиозных установок и т. п., то личностные ценности – это внутренний эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности. Ценность как эмотивное отношение в силу своей психической природы легко усваивается личностью. Этика так отмечает этот факт: «преломленная через призму индивидуальных интересов человека…ценность, объективно выражающая общесоциальные потребности, превращается в предмет его собственных стремлений» . Можно сказать, что мотивация целенаправленной деятельности человека исходит не из абстрактных внеположенных ценностей: лишь приняв форму личностной ценности, индивидуальной значимости, общественный идеал находит путь к предметному воплощению.

«Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте», – писал

М.М. Бахтин . И с этим нельзя не согласиться. То, что значимо для общества, может быть для отдельного человека пустым звуком. «Но я единственный должен стать в определённое волевое отношение к историческому человечеству, я должен утвердить его как действительно ценное для меня, этим самым станет для меня и всё для него ценное» .

Личностные ценности составляют внутренний мир человека, являясь выразителем стабильного, абсолютного, неизменного в отличие от потребностей, которые постоянно меняются в зависимости от текущего состояния жизненных отношений субъекта. Личностные ценности отражают, однако, не столько динамические аспекты самого индивидуального опыта, сколько инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта, усваемого индивидом. Личностные ценности также существуют в форме идеалов, т. е. моделей должного. При этом, в отличие от общественных ценностей, которые осознаются субъектом как внешние идеалы и могут не оказывать влияния на его деятельность, личностные ценности – это нормы, задающие ориентиры индивидуальной деятельности данного конкретного человека.

«Сам человек может вообще не осознавать, осуществляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то, какое. Действительная же сила ценностного отношения от этого не потеряется» полагает А. Донцов .

Можно сказать, что личностные ценности являются той направляющей силой, которая и выполняет свои ориентационные функции в управлении поведением человека. Ценностное отношение выражает позицию субъекта в системе общественных отношений и в культуре, характер его потребностей, интересов, идеалов. Выявляет то, к чему он стремится, что отвергает, к чему пристрастен или равнодушен. Многообразие самих форм ценностного переживания действительности объясняется тем, что качественно различные объекты ценностного отношения вызывают и качественно различные эмоции. Из простого отношения, положительного и отрицательного, вырастает целая гамма переживаний по поводу всех компонентов деятельности. Ценностный момент, момент переживания и сопереживания присутствует в любом акте человеческого бытия.

Осваивая и преобразуя мир природы, человек особым способом понимает этот мир и интерпретирует его. Рассматривая вещь, явление или процесс как ценность, субъект стремится к выявлению их значимости. При этом речь идет не о констатации тех или иных качественных или количественных характеристик как таковых: предмет полагается сознанием под углом зрения, который отличен от познавательного.

«Практически духовное, ценностно-мировоззренческое освоение мира, формирующееся личностью, предшествует социально-познавательному, научному. Последнее проистекает в “силовом поле” ценностного мироотношения», – пишет М. Бахтин .

Если познание есть отражение отношений между объектами, результатом которого является новое знание об объекте, то это отношение можно определить как значение одного объекта для другого. Специфика ценностного отношения состоит в том, что мы сталкиваемся с другого рода значением, значением объекта для субъекта. «…Субъект осознаёт не только сами по себе вещи, их свойства, но и их значимость для себя, для общества». Можно поэтому сказать, что существует определённого рода разграничение между ценностным отношением и познавательным. Мир ценностей обладает определённой автономией и самодостаточностью, представляя, казалось бы, известные вещи под новым углом зрения.

Тот факт, что сознание не сводится к абстрактно-логическим, рассудочным формам, а включает в себя переживание и волевую направленность, был специально исследован психологами. Так, С. Л. Рубинштейн писал, что «…сознание человека включает не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека в силу отношений к его потребностям, интересам

Понятно, что ценностные ориентации каждой отдельной личности сугубо индивидуальны. Различные объекты, попадая в поле аксиологического притяжения субъекта, вызывают качественно различные эмоционально-чувственные реакции. В этом смысле ценностное отношение можно рассматривать как социально-психологический феномен, как элемент общественного сознания с эмоционально-чувственной окраской. О том, как объект действительно относится к субъекту, последний узнает только одним путем – эмоциональной реакцией на свою практическую связь с объектом. Поэтому эмоция является непосредственной оценкой субъектом объекта, который так или иначе затрагивает его интересы, не оставляет равнодушным.

Именно эмоциональная природа ценностного отношения делает деятельность человека подлинно субъективной, пристрастной. Переживание, страстное отношение не только к своему собственному состоянию, но и к окружающей действительности, к социальной среде и к самому себе как личности – вот специфические характеристики человека как субъекта деятельности и тем самым творца своего собственного бытия и преобразователя всякого бытия, с которым он соприкасается. Именно человек вносит личное, чувственное начало в окружающую его действительность и тем самым очеловечивает и одухотворяет ее.