Политическая мысль России (XIX - XX вв.). Рабочее движение в россии

Общественно-политическая мысль конца 19 начала 20 века

Введение 2

1. Революционная демократия 3

2. Анархистско-бунтарское направление народничества. 4

3. Прочие направления 6

4. Идеи Федорова 8

5. Начало 20 века. 10

Заключение 12

Список использованных источников 13

Введение

Политическая мысль России была своеобразной по сравнению с европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком. Российский этнос формировался под постоянным воздействием этих противоборствующих цивилизаций. Во-вторых, в сравнении с передовыми странами Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического развития. Здесь в производственных отношениях капиталистический способ производства сочетался с феодально-крепостническими методами ведения хозяйства, в политическом плане сохранялась абсолютно-монархическая форма управления. Примеряя на себя европейские идеалы свободы, равенства, братства, российская интеллигенция отчетливо осознавала необходимость освобождения народа от пут крепостничества и тирании. Вокруг идеи свободы на протяжении всего XIX и начала XX веков формировались духовно-нравственные основы жизни российской интеллигенции.

1. Революционная демократия

Своего наивысшего расцвета общественно-политическая мысль революционных демократов России достигла в творчестве Н,Г. Чернышевского (1828-1889). В своих художественно-публицистических произведениях «Что делать?», «Пролог», «Письма без адреса» и др. Чернышевский отстаивал идеи ликвидации последствий крепостного права, радикального обновления российского общества. Вслед за Герценом и петрашевцами он считал возможным при переходе к социализму использовать сохранившуюся крестьянскую общину. Россия, по мнению Чернышевского, находится на пороге народной революции, которая приведет к власти трудящихся. Новая власть будет способна решить не только демократические, но и социалистические задачи: ликвидировать буржуазную частную собственность, организовать планируемое в масштабах всей страны крупное промышленное производство, уничтожить разделение труда, свойственное феодализму и капитализму, и на этой основе добиться развития личности и ее способностей. Переоценивая социально-экономические возможности сельской общины, Чернышевский считал ее способной устоять против капитализма, а после свержения самодержавно-крепостнического строя воспринять достижения техники, науки, культуры, сократив тем самым путь России к социализму.

Надежды Чернышевского на общину основывались на его уверенности в победе народно-крестьянской революции и безвозмездной передаче земли крестьянам. В этом заключалась переоценка Чернышевским социально-политических возможностей крестьянства России как революционной силы. Будущее общество Чернышевский представлял себе как планомерно организованное крупное производство, состоящее из промышленных и сельскохозяйственных товариществ, взаимно обеспечивающих друг друга продуктами своего труда, способных удовлетворить индивидуальные и общественные потребности.

В центре общественно-политической борьбы пореформенной России стал вопрос о форме государственного устройства. Основной формой революционного движения, стремившегося к разрешению его революционными средствами, было народничество. С народничеством - идеологией крестьянского радикализма - связана целая страница политической истории, многие политические и экономические идеи народнических лидеров оказались живучими и были взяты на вооружение большевиками. Так, народники отстаивали тезис об уничтожении частной собственности на землю, передачу ее во владение обществу. Формой такой передачи народники считали раздел земли поровну между крестьянами, ведение «трудового хозяйства» без эксплуатации. Центральной идеей народнического социализма стала идея уравнительности (равенства), а политической основой ее реализации - идея социальной революции (народнические идеологи различались в тактических подходах к формам реализации идеи революции - каким путем поднять народ на революцию, в отношении к государству и др.). Народники исходили из общей идеи о возможности российскому обществу миновать капитализм и осуществить переход к социализму посредством крестьянской общины. Еще в 1851 г. Герцен так охарактеризовал содержание и основной смысл будущей народнической идеи: «Человек будущего в России - мужик, точно так же как во Франции - работник»

Общепринято выделять в зависимости от форм реализации социалистической идеи в России три основных направления в народничестве 1860-1870 годов. Первое - пропагандистское, главные идеи которого заложены в «Исторических письмах» (1868).

2. Анархистско-бунтарское направление народничества.

Анархистско-бунтарское направление народничества в течение длительного времени возглавлял М.А. Бакунин. Идеи бакунизма имели в России богатую социальную почву, особенно среди молодежи, находя отклик среди значительной части общества. Рассуждения Бакунина заключались в следующем: государство, существовавшее в России, несправедливо и требует уничтожения. В ходе его уничтожения социалистически-коллективистские инстинкты русского народа получат развитие и воплощение в народной революции, Бакунин и его последователи исходили из готовности народа к революции (таким его делали нищета, рабство, опыт крестьянских войн, выработанный народом идеал общественного устройства). С целью поднятия народа на революцию Бакунин предлагал создавать инициативные группы из революционной молодежи, призывал учащуюся молодежь бросать гимназии и университеты и идти в народ для революционной работы и подготовки «всесокрушительного бунта».

Привлекательной стороной учения Бакунина была критика государства. Любая власть, по его мнению, создавая централизацию - бюрократию и репрессивные органы, - становится над обществом. Поэтому Бакунин отрицает любое государство, даже демократическое, народное, которое по сути остается антиобщественным. На место государства Бакунин предлагает общинное самоуправление, задачей которого было передать землю народу.

В народничестве имелось еще одно направление, которое принято характеризовать как заговорщическое. Его лидер Я.Я. Ткачев вошел в историю политического движения русским бланкистом, целью которого стала подготовка заговора и захвата власти. Ткачев обращался к русским революционерам «не опоздать» с мятежом, так как развитие капитализма, по его мнению, могло воспрепятствовать реализации идеи и укрепить силы реакции. Захват власти в стране Ткачев считал сравнительно простым делом: самодержавие, по его представлению, не имеет корней в обществе, его можно свалить хорошо организованным действием. Основой преобразований Ткачев также считал крестьянскую общину, трансформированную в коммуну на основе общественной собственности и коллективного труда. После захвата власти Ткачев предлагал экспроприацию и передачу в пользование всего общества орудий производства, замену конкуренции принципом «братской любви и солидарности», введение всеобщего общественного воспитания, уничтожение семьи, основанной на подчинении женщины, развитие общинного самоуправления при ослаблении центральной власти

Современная политология помимо своего практического отображения в развивающейся политической жизни общества имеет и свои идейные истоки, которые представляют собой не что иное, как концепцию политической и социально-экономической организации жизнедеятельности общества. В связи с этим особый интерес для экономистов могут представлять флорентийская школа политологии, концепции демократии, лейборизма, советология, марксология, экстремистские политические доктрины, их разработка и обоснование.

3. Прочие направления

Кроме революционной мысли в России конца XIX в. развивались либеральные и консервативные политические направления. Среди них - неославянофильство, получившее с 60-х годов название почвенничества, общественно-политические воззрения В. С. Соловьева, оказавшие сильное воздействие на последующих мыслителей начала XX века, гуманистическое учение Л.Н. Толстого, идеология православной мысли (Юркевич, Новицкий и др.).

Наибольшее внимание сегодня привлекает общественно-политическое содержание идей B.C. Соловьева (1853-1900). Не вдаваясь в глубины философских взглядов мыслителя, остановимся, на его политических воззрениях, высказанных в трудах «Чтения о богочеловечестве», «История и будущность теократии», «Теократическая философия».

На протяжении многих лет Соловьев вступал в конфликты с самодержавием, Православной Церковью, осуждал стремление господствующих классов к обогащению, видя в этом причины многих социальных зол. Соловьев критиковал пороки буржуазных стран Западной Европы, где существует «эксплуатация труда капиталом, производящая пролетариат со всеми его бедствиями...».

Однако политический либерализм Соловьева ограничивался его социальными теориями, основное место среди которых принадлежит идее «богочеловечества». Люди, считал ученый, враждебны друг другу по своей природе. В основе этой вражды лежит борьба за существование, за поддержание уровня материальной жизни, и она не исчезнет, пока человечество не выйдет из естественного состояния и связанных с ним внешних вещественных интересов. Соловьев утверждал, что нравственность не зависит от материального человеческого начала, от экономических отношений, как не зависит от рационального начала, выражающегося в юридических и государственных отношениях. В основе нормального общества, писал Соловьев, лежит духовный союз, наиболее полно воплощенный в Церкви. Все остальные виды общественных отношений служат материальной средой для осуществления божественного начала, представляемого Церковью.

Соловьев не идеализировал господствующую в России Православную Церковь. Он считал необходимым осуществить ее реформирование, которое понимал как создание «Вселенской Церкви» на основе объединения православия и католицизма. Прообразом «Вселенской Церкви» Соловьеву служил Ватикан. Объединение восточной и западной Церквей должно привести к созданию всемирной монархии на основе российского самодержавия. Таков был, по Соловьеву, путь образования «богочеловеческого союза», или «свободной теократии, способной обеспечить подлинный христианский мир, истинную свободу и всеобщую справедливость».

Социально-философские и политические взгляды Соловьева породили значительное число последователей и подражателей. Под влиянием Соловьева находились С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский и другие мыслители. Влияние Соловьева испытывали «веховцы», многие другие социально-политические течения начала XX века в России и на Западе.

Политические идеи в России в конце XIX в., продолжая ранее сложившиеся традиции, развивались многопланово, в разных теоретических направлениях, создав теоретическую почву для эволюции общественно-политических взглядов начала XX в.

Политическая мысль начала XX в. в значительной мере испытала влияние идей примирения и гармонизации враждующих сил, единения русской интеллигенции и народа на благо России. Многие видные представители русской интеллигенции справедливо предостерегали об опасности нигилистического отношения к христианским духовно-нравственным идеалам. Правда, долгое время эта идея трактовалась достаточно примитивно - в духе рабского примирения с самодержавным строем, отказа от революционной борьбы. На.самом деле идея смирения означала усмирение своих чувств во имя обретения подлинной внутренней свободы духа, собственного «Я» и свободы для других, работы над собой и для своего народа. Еще Достоевский пророчески указывал на трагическую опасность для русского народа разведения идей революционного социализма с духовно-нравственными, христианскими нравственно-этическими идеалами. Эти проблемы получили глубокое отражение в философском и общественно-политическом творчестве видных мыслителей Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Розанова, С.Франка, П.Флоренского и др.

4. Идеи Федорова

Идеи ненасилия, всеобщего братства (родства) на основе слияния интеллигенции с народом были развиты в трудах видного русского философа и общественного деятеля Н.Ф. Федорова (1828-1903). Условием преобразования общественных отношений мыслитель считал единство знания и действия, теории и практики. Социальное устройство Федоров определял как «общее дело», как некое идеальное человеческое объединение, большую семью, тесно связанную узами общих предков и единой судьбой. Федоров детально разработал и регламентировал внутреннюю жизнь общины - от рождения и крещения на «общее дело», воспитания, производимого всей общиной, до брака и погребения. Столь детальное описание внутриобщинной жизни необходимо было для поддержания настроя всего человеческого существа на решение задач «общего дела».

Идея свободы как основного тезиса либерального движения является основополагающей в творчестве Н.А. Бердяева (1874-1948). Согласно Бердяеву, смысл жизни человека - творить новое в мире, а творчество есть порыв к свободе, разрушение социальной необходимости. Бердяев видел в марксизме гуманистическое начало, ставившее целью освобождение человечества. Но в итоге реализации идеи коммунизма социальный коллектив, в котором человек должен был получить свободу от насилия и эксплуатации, стал поработителем человеческой личности.

Бердяев призывал «убить зверя политики», перейти к неполитическим формам человеческих отношений. «Неправедно политику признавать центром жизни, ничем не одухотворять плоть человеческую, ей подчинять все богатства бытия, - писал ученый. - Неправеден путь борьбы политических партий, оторванных от центра жизни, от смысла ее... Довести политику как таковую до крайнего минимума, до окончания политики, до растворения ее в культуре и в религии - вот что должно быть нашим регулятором, вот хотенье наше, вот истинное освобождение. Политическое освобождение от политики. Нельзя убить зверя политики новой государственностью. Нужно государственности, насилию власти, отвлеченной политике противопоставить иное начало, внегосударственное, иную, ненасильственную общественность, не новое политическое насилие, а свободу иных путей» Бердяев не видел в революционном движении возможности для перехода к высшей духовности, а лишь отражение существующего зла.

Бердяев в качестве основополагающей социально-политической идеи своего творчества избирает оценку марксистского социализма как особой религии (лжерелигии). Марксистский социализм, по его мнению, содержит в себе все основные элементы религиозной веры и религиозного энтузиазма: в ней существуют свои святые («народ», «пролетариат»), свое учение о грехопадении (возникновение частной собственности), культ жертвенности («во имя счастья будущих поколений»), мысль-мечта об установлении «земного рая» (коммунизма). Однако Бердяев отмечает духовную бедность социализма как религии. Все богатство человеческой жизни он сводит к материальному довольству, где нет места счастью и свободе творческого духа.

Многие социально-политические пророчества Бердяева стали воплощением советской действительности, частью бытия русского народа, историю и традиции которого философ изучал пристально и глубоко. Бердяев с возмущением писал о существовавшей в СССР в 30-е годы политической системе, царившей в стране обстановке крайней бесчеловечности. Главную слабость коммунизма Бердяев видел в невозможности преодолеть ненависть, а охваченный ненавистью человек не может быть обращен к будущему. Русская интеллигенция начала XX в. (Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Струве и др.) достаточно убедительно раскрыла теоретические просчеты Маркса, особенно относительно теории классовой борьбы.

5. Начало 20 века.

Видным представителем русской либеральной мысли начала XX века был известный историк и общественный деятель П.Н. Милюков (1859-1943) - один из лидеров кадетской партии и родоначальник российского белого движения (им была написана Декларация Добровольческой армии). Для Милюкова характерно стремление объективно оценить происшедшие события российской истории. Октябрь 1917 г. породил, по его мнению, четыре «роковые политические ошибки». Это - попытка решить аграрный вопрос в интересах поместного класса; возвращение старого состава и старых злоупотреблений военно-чиновной бюрократии; узко националистические тенденции в решении национальных вопросов; преобладание военных и частных интересов.

Перебравшись за границу в 1920 г., Милюков уточнил свои оценки политических процессов в России: он стремился преодолеть остатки идеологии белого движения, вел пропаганду против новых попыток интервенции в Советскую Россию. «Отойдя на известное расстояние от событий, - отмечал Милюков, - мы только теперь начинаем разбираться... что в этом поведении масс, инертных, невежественных, забитых, сказалась коллективная народная мудрость. Пусть Россия разорена, отброшена из двадцатого столетия в семнадцатое, пусть разрушена промышленность, торговля, городская жизнь, высшая и средняя культура. Когда мы будем проводить актив и пассив громадного переворота, через который мы проходим, мы, вероятно, увидим то же, что показало изучение Великой французской революции. Разрушились целью классы, оборвалась традиция культурного слоя, но народ перешел в новую жизнь, обогащенный запасом нового опыта...»

Подобная эволюция социально-политических взглядов - явление, характерное для многих представителей русского зарубежья, захвативших события послевоенной и военной Европы.

Разнообразными политическими течениями была представлена социально-политическая мысль на левом фланге российской демократии: здесь возникали неонароднические партии и течения (эсеры), продолжались и эволюционизировали традиции российского анархизма в различных идейно-политических проявлениях, пробивала свой политический путь социалистическая идея в формах большевизма и меньшевизма.

Заключение

Октябрьский переворот 1917 г. и последовавшие за ним трагические события русской истории привели к тому, что русская политическая мысль начинает развиваться в двух основных сферах: в российской действительности - большевизация духовности после захвата политической власти, и в условиях зарубежья, где была возможность сохранения в обстановке освобождения истоков русской науки, ее духовно-нравственных основ. Общественные деятели русского зарубежья ставили в своих трудах темы большого социального и духовного звучания - о роли православия в развитии русской духовной культуры, национального самосознания русского народа, о национальной специфике русского на разных этапах эволюции русского народа и др., т.е. обращались к таким проблемам русской интеллектуальной истории, изучение которых в Советской России после октября 1917 г. сделалось невозможным. Общественно-политическая мысль представителей русского зарубежья после октябрьского периода начинает вливаться в единый поток духовного становления русского народа, его адаптации в новых условиях тоталитарного режима.

Реферат >> Социология

Свое место в развитии русской социологической мысли конца 19 начала 20 века занимал так называемый легальный марксизм... сложный спектр существующих в то время общественно -политических течений. Весьма содержательные и принципиальные объяснения...

  • Развитие культуры в России в конце 19 начале 20 века

    Реферат >> Культура и искусство

    С проявлением в начале 20 века работ по истории общественной мысли и русской интеллигенции. ... “главным начинателем и создателем общественно -политической жизни театра был Горький"1. ... развития русской скульптуры конца 19 -начала 20 века были во многом определены...

  • Социологическая мысль в России в нач 19 20 веков

    Реферат >> Социология

    В русской социологии в конце 19 -нач 20 века была субъективная школа. ... существенное влияние на развитие общественной мысли в России. 2. Многофакторная... виде последовательной с мены определенных общественных и политических состояний. Он отрицательно относился...

  • Особенности экономической мысли России 19 века

    Реферат >> Экономическая теория

    ... …………………………..8 2.1. Экономические учения конца 18 - начала 19 века ………………....8 2.2. Экономическая мысль середины 19 - начала 20 века …………….13 2.3. Этапы развития... ведущих направлений русской общественно -политической мысли в 70-е годы XIX века , оказавшего очень...

  • Идеология самодержавия. Формирование либерализма. Славянофилы и западники

    После поражения восстания декабристов в стране началась полоса реакций. Пришедший к власти в декабре 1825 г. Николай I за годы своего тридцатилетнего правления (1825-1855) постоянно стремился укрепить самодержавную власть, подавить всякое вольнодумство. Николаевский режим опирался на определенную социальную базу -- помещиков и бюрократию всех чинов и рангов. Яркое представление о мировоззрении привилегированных сословий дают заметки одного из крупнейших деятелей николаевской эпохи -- управляющего III отделением Леонтия Васильевича Дубельта.

    В своих заметках Л.В. Дубельт писал, что "первая обязанность честного человека: любить выше всего свое Отечество и быть самым верным подданным своего государя". У Дубельта понятия Отечества и самодержавия сливались совершенно: без царя, по его мнению, не могло быть и России. Залогом процветания России наряду с самодержавием Дубельт считал крепостничество. "Не дай Бог, -- пишет он, -- отменить крепостное право: "мужичок" сначала, может, и обрадуется, но потом, потеряв голову от магического слова "свобода", захочет попытать счастья в другом месте, пойдет шататься по городам, где потеряет свою святую нравственность, -- и погибнет..." Вместе с тем он признавал необходимость просвещения. Истинное просвещение, по его мнению, должно быть основано на религии.

    Одну из важнейших задач верховной власти Дубельт видел в безжалостной борьбе с любыми проявлениями "ложного" западного просвещения, предлагал отгородиться идейно, установить непроходимый карантин для "чужих учений", стремящихся проникнуть в русское общество и развратить его.

    В начале 30-х гг. XIX в. появилось на свет идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия -- теория "официальной народности". Автором этой теории был министр народного просвещения граф С.А. Уваров. В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу основ русской жиз-ни: "Самодержавие, православие, народность". В основе ее точка зрения, что самодержавие -- исторически сложившийся устой русской жизни; православие -- нравственная основа жизни русского народа; народность -- единение русского царя и народа, ограждающее Россию от социальных катаклизмов. Русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Любое выступление против самодержавия, любая критика церкви трактовались Уваровым как действия, направленные против коренных народных интересов.

    Уваров доказывал, что просвещение может быть не только источником зла, революционных потрясений, как это случилось в Западной Европе, но может превратиться в элемент охранительный. Поэтому всем "служителям просвещения в России предлагалось исходить исключительно из соображений официальной народности". Таким образом, царизм стремился сохранить и укрепить существующий строй.

    В николаевской России становилось практически невозможно бороться за социально-экономические и политические преобразования. Попытки русской молодежи продолжить дело декабристов успеха не имели. Студенческие кружки конца 1820 -- начала 1830 гг. были малочисленны, слабы и подвергались разгрому.

    В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.А. Аксаков и многие другие. Наиболее выдаю-щимися представителями западников были П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, И.С. Тургенев, П.А Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.

    И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию.

    Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники -- Герцен, Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право -- лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь России. Ведь и "образованное меньшинство" страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в "крепости" у власти, у самодержавно-бюрократического строя.

    Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией "официальной народности").

    Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Например, А.С. Хомяков, писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать "самым христианским из всех человеческих обществ". Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.

    Славянофилы считали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в "договоре" с гражданской системой: мы -- общинники, у нас своя жизнь, вы -- власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов типа Великой французской революции. "Искажения" в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который, "прорубил окно в Европу" и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути.

    Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа "официальной народности": православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы весьма своеобразно: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам "внутренней правды". При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему "Записку о внутреннем состоянии России", в которой упрекал правительство в по-давлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации. Крайние меры, указывал он, могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.

    Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников -- начало вхождения России во всемирную историю.

    В то же время они понимали, что реформы Петра сопряжены со многими издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали "образованное меньшинство".

    При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.

    Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия -- страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет путем всемирно-исторического развития.

    В XIX в. окончательно формируются 3 направления общественно-политической мысли: консервативное, либеральное, радикальное.

    Консервативноенаправление представляли мыслители, выступавшие за сохранение существовавшего порядка: абсолютную монархию, крепостное право, дворянские привилегии. Известный историк Н.М. Карамзин считал, что любое ограничение императорской власти в России будет иметь своим последствием общественную нестабильность.

    Идея единения царя и народа получила обоснование в теории официальной народности министра просвещения С.С. Уварова . Она выражалась формулой «православие, самодержавие, народность».

    Развитие консервативно-монархической политической мысли в России конца ХIХ-начала ХХ в. связывают с именами К.П. Победоносцева и К.Н. Леонтьева . Русский монархический консерватизм как политическая идеология формируются под влиянием традиционного видения «народоправства на Руси» и православной культуры. Самодержавие воспринималось как освященная Богом традиция, как форма правления, которая отвечает национальному складу русского человека. Парламентаризм и выборные системы критиковались, так как они не могут быть эффективными в условиях «падения нравственности»

    Либеральное направление включало тех, кто исходил из верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества. Сторонники этого направления выступали за реформы.

    В начале XIX в. М.М. Сперанский разработал проект конституционных преобразований. Он включал проведение реформ в стране, постепенную отмену крепостного права, конституционное ограничение императорской власти, принцип разделения властей, свободу печати, публичное ведение судебных дел. Но император Александр I не пошел на реализацию этого проекта.

    На рубеже 30-40-х гг. XIX в. оформляются два течения общественно-политической мысли России - западничество и славянофильство. Импульсом к формированию двух направлений общественной мысли послужили идеи П.Я. Чаадаева . В своих «Философических письмах» он выразил протест против самодержавия и крепостничества, но одновременно проявил пессимизм в оценке настоящего и будущего России. По Чаадаеву, русский народ оказался вне общей логики истории, главной причиной чего стала изоляция от католической Европы. Позднее он сделал более оптимистичный вывод: используя опыт других народов и учась на чужих ошибках, Россия сможет решить многие социальные проблемы и ответить на вопросы, которые занимают человечество.

    Западники были последователями идей Просвещения. Они критиковали российскую действительность и отстаивали необходимость ее развития по западноевропейскому пути. Среди известных западников либеральной направленности были К.Д. Кавелин и Т.Н. Грановский .

    Славянофилы связывали обновление России с отказом от копирования идеалов Запада. История Запада, с их точки зрения, - это история насилия, вражды, отказа от свободы и духовности. Особый путь России определяется православием, общиной и соборностью. Под соборностью понималась особая форма единения народа, когда все сословия объединяются на основе любви к Богу и друг к другу. К числу известных славянофилов относятся А.С. Хомяков, братья Аксаковы и Киреевские .

    Идеям славянофильства нельзя дать однозначной оценки. Славянофилы стояли на позициях консерватизма, выступая за сохранение самодержавия и крестьянской общины. В то же время славянофилы высказали передовые для своего времени идеи: отмена крепостничества, историческое право крестьян на землю, свобода печати и слова, свобода совести. Славянофилы были сторонниками монархии, но их представления о самодержавном строе отличались от официальной идеологической доктрины. Это был своеобразный романтический консерватизм. Они идеализировали монархические устои допетровской Руси, видя в них воплощение соборного начала, и считали, что монарх получает власть от народа.

    Основателем охранительного либерализма был Б.Н. Чичерин . Он отстаивал идею конституционной монархии, при которой существует оппозиция, называл свою политико-правовую концепцию консервативным (охранительным) либерализмом, так как «там, где народ не имеет длительных традиций свободы, ее надо вводить осторожно и постепенно», поэтапно «сверху».

    Несколько дальше в своих размышлениях пошел П.И. Новгородцев , развивавший идею социального государства. Его основная мысль: право на достойное человеческое существование должно быть гарантировано государством. По мнению Новгородцева, свобода возможна лишь при наличии материальных условий и фактического ее осуществления.

    На рубеже XIX-XX вв. широкую известность получили религиозно-нравственные концепции государства и политики. Модернизировав идеи христианства применительно к новым общественным задачам, авторитетные мыслители этого времени - В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев - обосновали свое видение общественного идеала. Их позиции объединяло непринятие политического радикализма и всех форм насилия, обоснование главенства нравственного начала над политической сферой, рассмотрение социальных институтов, в том числе и государства как воплощения личностно-человеческого и общечеловеческого смысла.

    Радикальное направление представлено теми, кто с помощью радикальных методов (революции, бунта и т.п.) пытался преобразовать общественную жизнь. Целью был, как правило, социализм.

    Первыми революционерами были декабристы, поднявшие восстание в 1825 г. Декабристы состояли из двух течений. Умеренное течение исходило из целесообразности ограничения самодержавия конституцией и законодательной властью. Идеологом этого направления был Н.М. Муравьев , составивший проект «Конституции» . Радикальное направление требовало упразднения монархии и установления республики. Основные программные положения этого течения были изложены П.И. Пестелем в «Русской правде» .

    Самой влиятельной революционной доктриной второй половины XIX в. было народничество . У его истоков стояли А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский , основоположники русского социализма. Под социализмом они понимали воплощение принципов социального равенства и справедливости, политической демократии. Герцен и Чернышевский считали, что Россия в своем развитии может миновать капитализм, а потенциал для социалистических преобразований заложен в крестьянской общине. Другими словами, особый путь России - это крестьянский, общинный социализм. Особую роль в этом процессе они отводили интеллигенции.

    Народники 1860-70-х гг. попытались непосредственно соединить социалистические идеи с практикой. Народничество этого периода было представлено тремя направлениями: бунтарским, пропагандистским и заговорщическим.

    Бунтарский вариант народничества связан с именем М.А. Бакунина . Он вошел в историю как крупнейший теоретик анархизма. Государство, по его мнению, должно быть немедленно разрушено. Сам же Бакунин противопоставил государству новую форму организации в виде федерации самоуправляющихся трудовых союзов и общин. Последователем Бакунина был П.А. Кропоткин .

    Идеологом пропагандистского течения народничества был П.Н. Лавров . Он считал, что революцию следует готовить легальными средствами, и призвал революционную молодежь идти в народ для пропаганды революционных идей.

    Идеологом заговорщического течения был П.Н. Ткачев . Он утверждал, что пропаганде должен предшествовать социальный переворот. Началом социальной революции должны стать захват революционным меньшинством (партией) государственной власти и создание революционного государства. Только после этого, по Ткачеву, следует развернуть пропаганду для вовлечения народа в революционный процесс.

    Начиная с 90-х гг. XIX в., в России получает распространение марксизм. Распространение марксизма в России и марксистской концепции политики связывают с именем Г.В. Плеханова . Марксизм распространялся в двух вариантах: ортодоксальный марксизм, ориентированный на революционную борьбу (В.И. Ленин ), и реформистский, или так называемый «легальный» марксизм (П.Б. Струве ). После 1917 г. революционный марксизм стал официальной идеологией СССР. После прихода к власти большевиков развитие политической науки в России было надолго прервано и восстановилось только в конце 1980-х гг. Официальное признание политологии в СССР как самостоятельной науки и образовательной дисциплины произошло в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в., после официальной отмены руководящей роли КПСС (шестой статьи Конституции СССР)

    Таким образом, хотя политическая мысль России начала развиваться позже западноевропейской, для нее не было характерно механическое копирование идей последней. Российские мыслители создали немало собственных оригинальных концепций, в которых нашли отражение сложившаяся социальная, политическая и духовная практика России и потребности исторического развития страны. Как и на Западе, политическая мысль России была направлена на поиск наиболее совершенной формы власти и общественной жизни.

    Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

    Теория официальной народности вызвала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов

    На рубеже 30-40-х годов 19 в. сложилось два идейных течения - славянофильство и западничество. Желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав.Для этого они считали необходимым установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы.Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников. Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России. Они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Славянофилы и западники заложили в 30-50-е годы 19 в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

    22. Крестьянская реформа 1861г: причины отмены крепостного права, содержание и последствия реформы.

    Аграрно-крестьянский вопрос к середине 19 в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя ее экономическое и социально-политическое развитие. К середине 19 в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы, созрели окончательно. Прежде всего, она изжила себя экономически. Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. 19 февраля 1861 г. - Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.



    Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, мог выступать как юридическое лицо, мог свободно вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Однако крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. Размеры наделов, выдаваемых крестьянам, зависели от плодородности почвы. Россия была условно поделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Наделяли крестьян не бесплатно. 20% от стоимости земли крестьянин должен был выплатить сразу. 80% земли оплачивало государство, но соответственно, не из своего кармана, а крестьянам давалась ссуда на 49 лет под 6% годовых это обдираловка. Выплачивать эту ссуду крестьяне будут до 1906 г. Но уже к этому времени крестьяне переплатили аж в 4 раза. Те крестьяне, которые не могли оплатить 20% стоимости земли, им давали участок в 4 разаменьше от установленной нормы. Реформа 1861 г. принесла свободу многим миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений. Вместе с тем, реформа имела половинчатый характер. Проведение реформы позволило сохранить помещичье землевладение, обрекло российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине 19- начале 20 в.

    В первой половине XIX века оформились направления общественной мысли, которые сохранят свое влияние на протяжении всего XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).

    Консервативно-монархическое направление нашло выражение в знаменитой формуле министра народного просвещения С. С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Россия, согласно этой теории, - это самобытная страна, основами бытия которой являются самодержавие, единственная форма правления, которую поддерживает русский народ; православие, исконное воплощение его духовности и надежная опора единовластия монарха; народность, неразрывно связующая самодержца и общество. В монархии сосредоточены интересы страны и народа, вот почему необходимы его всемерное укрепление, сохранение существующего порядка, не оглядка на Европу, а борьба с «крамолой».

    Формой существования либеральных и революционных идей в 30-40-е гг. стали немногочисленные кружки. Именно в них определилась идеология основных течений русского либерализма тех лет - западничества и славянофильства. И западники, и славянофилы отрицали революционные способы переустройства страны, возлагая главные надежды на силу общественного мнения и готовность власти к преобразованиям. Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) утверждали, что Россия развивается в том же направлении и по тем же законам, что и европейские страны. Она лишь отстает от них, и задача состоит в том, чтобы преодолеть это отставание: отменить крепостное право, ввести конституционные формы правления (Россия должна стать либо конституционной монархией, либо республикой), провести судебную и военную реформы. Идеал для западников - Петр I, решительно двинувший страну на европейский путь, попытавшийся преодолеть ее вековое отставание.

    Славянофилы (Хомяков, Самарин, Аксаковы, Киреевские), напротив, к личности и деятельности Петра I относились весьма критически. Он нарушил исконную самобытность России. В отличие от Европы, допетровская Русь, по их мнению, не знала социальной розни и классовой борьбы. Община обеспечивала гармонию и согласие в обществе, нормой жизни которого было превосходство интересов целого (коллектива, государства) над частными интересами отдельной личности. Духовной основой социальной гармонии являлось православие. Что касается государства, то оно служило интересам общества, не нарушая его независимости в решении важных для него вопросов. Славянофилы считали необходимым отменить крепостничество, восстановить утраченную связь народа и самодержавной власти, возродить Земские соборы, поддержать крестьянскую общину, освободить ее от опеки помещиков и чиновников.

    Революционное направление общественной мысли в 30-е гг. развивалось под влиянием идей декабристов (кружки братьев Крицких, Сунгурова и др.). Н 40-е гг. характер революционной мысли изменился. Все большую популярность приобретали социалистические учения. В Россию проникали учения европейских социалистов-утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье. Особенно значительной популярностью пользовались идеи Фурье (кружок М. В. Петрашевского, разгромленный правительством в 1849г.; среди его членов были Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.). Глубокое влияние этих учений испытал и А. И. Герцен, увлекавшийся также теориями западников. Соединяя представления о том, что Россия должна идти по европейскому пути, с критическим отношением к капиталистическим порядкам, Герцен пришел к выводу, что именно России предстоит проложить путь к справедливому общественному строю - к социализму. В начале 50-х гг., находясь в эмиграции, он разработал теорию «русского», или «общинного», социализма. Россия обладает преимуществом перед европейскими странами - крестьянской общиной, которая легко и органично воспримет идеи социализма.

    Билет 15 Реформы Александра II в контексте аграрных преобразований в Европе, Азии, США.

    Реформы Александра 2. Причины реформ: Основной причиной, заставившей самодержавие пойти на реформы, была необходимость перехода России от традиционного, аграрного типа общества к индустриальному, ликвидация проявившегося отставания от передовых стран Западной Европы. Развивавшейся в ходе промышленного переворота российской промышленности требовались свободные рабочие руки, получить которые без модернизации аграрного сектора было нельзя. Причиной было и то, что существовали кризисные явления в крепостническом хозяйстве, которое страдало от малоземелья, низкой агрокультуры, частых неурожаев и необеспеченности крестьян хлебом. Причиной реформ была опасность социального взрыва. Всю первую половину века происходили крестьянские выступления. Поражение в Крымской войне показало власти, что медлить с преобразованиями больше нельзя, так как это означало бы отказ России от роли великой европейской державы. Могущество империи, все власти самодержавия постоянно поддерживалось военными успехами. Необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися общественными и экономическими условиями. Рост общественного движения , социальных и национальных конфликтов. Учитывались настроения и пожелания либеральных кругов о введении новых судов и местного самоуправления, тем более, что после освобождения крестьян государство своими силами не могло поднять местное хозяйство. Крестьянская реформа в России - реформа, проведенная в 1861 году, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из реформ императора Александра II; возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 года. Основные положения реформы: Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей единицей самоуправления было сельское общество, высшей - волость.Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам придомовый участок и полевой надел; За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались;Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей, приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.Университетский устав 1863 года - правовой акт Российской империи, определявший устройство и порядки в университете. В исторической науке принято считать Университетский устав 1863 года самым либеральным в сфере образования в дореволюционной России. Военная реформа 1 января1874 года . Разработанная военным министром Милютиным. Утверждена манифестом о всеобщей воинской повинности и Уставом о воинской повинности. Произошел переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности. Целью было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности ее развертывания во время войны.Содержаниереформы: сокращение численности армии на 40 %;создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;усовершенствование системы военного управления, введение военных округов; отмена телесных наказаний в армии; перевооружение армии и флота, реконструкция казенных военных заводов;введение всеобщей воинской повинности в 1874 и сокращение сроков службы. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.Реформа городского самоуправления 1870 года Цель: привлечь к управлению городами крупную финансовую и торговую буржуазию.В городах России были введены думы - бессословные органы городского самоуправления. Они избирались раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. Городская управа также выбиралась на 4 года, её функциями были:заведование делами городского хозяйства и общественного правленияСбор нужных сведений для думыСоставление городских сметВзимание и расход городских сборов, отчёт перед думой о своей деятельностиГородской глава избирался губернатором (в крупных городах - министром внутренних дел) из числа гласных.У провинциальных городов возникла новая проблема - по закону часть доходов направлялась на содержание правительственных учреждений, полиции и других госструктур. Из-за этого они испытывали некоторые трудности в решении городских проблем.Судебная реформа 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных. Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства. В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства : осуществление правосудия только судом; независимость судов и судей; отделение судебной власти от обвинительной несменяемость судей; бессословность суда; гласность судопроизводства; состязательность устность судопроизводства.Земская реформа1864 года . Цель: приспособить самодержавный строй России к потребностям капиталистического развития, привлечь на сторону царя либералов в борьбе с революционным движением. Подписанное царём «Положение о земских и уездных учреждениях» отразило различные интересы дворянских группировок. Создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы. В основу избирательной системы были положены выборное, цензовое и сословное начала. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. От выборов отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков. Земские учреждения ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц, «попечением» о развитии местной торговли и промышленности и т. п. Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства и культуры. В 1865 г. проведена реформа печати , значительно смягчилась цензура в издательстве книг и периодической печати. Обществу была дана возможность обсуждения политических и социальных вопросов на страницах печатных изданий, в частности, журналов «Современник» и «Русское слово». Значение реформ 60-70-х годов. Отмена крепостного права стала рубежом в истории России. Крепостничество как система общественных отношений перестала существовать, хотя многие его черты и пережитки сохранились до 1917 года. Реформаторы хотели, чтобы Россия развивалась по пути создания конституционной монархии. Тем не менее, абсолютная монархия еще сохраняла свою жизнеспособность, высшие государственные учреждения сохраняли феодальный характер, хотя на местах создавались выборные органы с самостоятельной сферой деятельности. Авторитет России и государственной власти, уничтожившей крепостное право, поднялся высоко в Европе. Россия быстро пошла по пути социально-экономического и общественного прогресса.

    Билет 16 Россия во второй половине Х1Х в.: общественно-политическая мысль и общественное движение.

    В общественном движении России 2-ой половины 19 в. шла борьба между различными политическими течениями, что и определяло характер общественного развития. В 60-70 гг. радикальная интеллигенция объединилась под идейными знаменами народничества. Народники критиковали капитализм, отрицали государство как политический институт, преувеличивали роль личности в историческом процессе. В народничестве было три направления. Бунтарское, во главе с Бакулиным призывало к бунту, который должны совершить крестьяне, что приведет, по их мнению, к установлению социализма. Пропагандистское направление, во главе с Лавровым считало, что народ надо готовить к социализму путем долгой пропаганды. Заговорщическое направление, во главе сТкачѐвым считало, что власть должна захватить революционная партия и внедрить социализм в русскую жизнь. В 1874 г. народники начали «хождение в народ», пытаясь поднять крестьян на бунт. Правительство разгромило это движение. В 1876 г. возникло революционная народническая организация «Земля и воля». В 1879 г. произошел еѐ раскол на «Народную волю» и «Черный передел». Эти организации отличались методами борьбы. 1 марта 1881 г. народники убили Александра II, что привело к разгрому «Народной воли». К середине 80-х гг. она перестала существовать. В 80-е гг. либеральные народники пытались найти выход из тупика, предложили вести крестьянство к социализму путем долгой и мирной работы. Лозунгом стали их «малые дела» – устройство школ, больниц, экономическая и юридическая помощь общинам и артелям. К либеральным народникам относились: Воронцов, Михайловский. Реформы 60-70 гг. 19 в. привели к возникновению дворянского либерализма. Идеологом дворянского либерализма был Катков. Либералы выступали за свободу частного предпринимательства, за парламентскую монархию. В конце 70-х – в начале 80-х гг. 19 в. в Росси зарождается рабочее движение. В 1883 г. создается группа «освобождение труда» (Плеханов, Аксельрот), которые распространяли марксизм среди рабочих. В России возникает марксистские кружки: в Петербурге, Казани. В 1898 г. в Минске социал-демократические кружки объединились в РСДРП. Общественное движение во второй половине 19 в. выступало за свободу граждан, парламент, правительственные реформы Александра II и критиковали старые порядки.

    Билет 17 Особенности развития России в пореформенный период. Александр III.

    Особенности России при Александре 3. Реформы 60-70-х гг. вызвали ускорение капитализации российской экономики. За сорок пореформенных лет страна достигла значительных результатов: завершился промышленный переворот, объем промышленного производства за эти годы увеличился в 7 раз, высокими темпами осуществлялось железнодорожное строительство, росла товарность сельского хозяйства. К 1900 г. Россия по абсолютным объёмам промышленного производства вышла на пятое место в мире. Но несмотря на идущие существенные сдвиги, социальная струк-тура российского общества оставалась архаичной по сравнению с обществами других индустриальных стран. Сохранялись черты сословности, имел место огромный социальный и культурный разрыв между «верхами» и «низами» общества. На рубеже XIX-XX вв. Россия оставалась абсолютной монархией. Контрреформы 80-90-х гг., проведённые в царствование Алек-сандра III (1881-1894), оказались серьёзной преградой на пути модернизации государственного строя. В результате самодержавие, феодальная государственность, феодальная политическая культура получили мощное законодательное подкрепление.

    Противоречия экономического и социально-политического разви-тия России остро ставили проблему выбора путей общественного развития. Развернулась борьба между консерваторами-охранителями сословно-монархической системы и сторонниками модернизации страны. К середине XIX в. в России оформилось два течения общественной мысли: либеральное и революционно-демократическое. Либеральное течение ориентировалось на запад-ный путь развития, на общеевропейские гражданские ценности. Его идеологи К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин защищали идеи ценности человеческой жизни, правового порядка, приоритетности закона над политической властью, стремились к гражданскому согласию, против любых попыток насильственных изменений. Теоретической основой набиравшего силу революционно-демократического движения была идея русского общинного социализма (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский), возможность некапиталистического развития России от крестьянской общины к социализму. В 60-е гг. народники начинают революционную деятельность, создают первые кружки, тайные общества. Их традиции продолжают революционеры 70-х гг., которых можно разделить на три течения: пропагандистское (П. Лавров), заговорщическое (П. Ткачёв) и бунтарское (М. Бакунин). Массовая революционная пропаганда в среде крестьян в середине 70-х гг. («хождение в народ») потерпела крах, и часть народников перешли к созданию тайных революционных организаций, которые пропагандировали и осуществляли индивидуальный террор в надежде вызвать революционный взрыв. Убийство Александра II (1 марта 1881 г.) обернулось казнью организаторов покушения, разгромом революционных организаций и глубоким кризисом революционного народничества. Марксистское течение получило оформление с момента создания Плехановым группы «Освобождение труда» (1883 г.), приступившей к пропаганде и распространению марксизма, к разработке программных положений российской социал-демократии. В результате сплочения разрозненных кружков и групп в 1898-1903 гг. была создана РСДРП, расколовшаяся вскоре на две – крайне левых радикалов и умеренных марксистов (меньшевиков). В начале ХХ в. возникла партия социалистов-революционеров, также как и социал-демократы выступающая за насильственное разрушение старого политического и социального порядка, за построение социалистического общества. Однако эти партии различались видением хода революционной борьбы, построения социалистического идеала, да и сам социализм понимали по-разному.

    Билет 18 Россия на рубеже XIX-XX вв. Причины, характер, особенности первой русской буржуазно-демократической революции. Реформы П.А. Столыпина. Третьеиюньская монархия.

    Россия на рубеже 19-20 в. Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 гг., затем период длительной депрессии 1904-1908. В 1909-1913 гг. экономика страны сделала новый резкий скачок, объем промышленного производства возрос в 1.5 раза. На эти же годы пришелся ряд необычайно урожайных лет, что придало экономическому развитию страны прочную базу. Процесс монополизации российской экономики получил новый импульс. Одновременно шло укрепление банков и образование банковских групп. Несмотря на высокие темпы экономического развития, России все же не удалось догнать ведущие страны Запада. В начале XX в. она была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с ярко выраженной многоукладностью экономики. Ведущие позиции в экономике страны к началу XX в. занимала буржуазия. Однако она вплоть до середины 90-х годов фактически не играла самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны. Будучи зависимой от самодержавия, она долгое время оставалась аполитичной и консервативной силой. Дворянство, оставаясь правящим классом-сословием, сохранило и значительную экономическую силу. Несмотря на утрату почти 40% всех своих земель, оно к 1905 г. сосредоточило свыше 60% всего частного землевладения и было важнейшей социальной опорой режима, хотя в социальном плане дворянство теряло свою однородность, сближаясь с классами и слоями буржуазного общества. Сформировался класс наемных рабочих. Политический строй России - абсолютная монархия. Вплоть до 1905 г. высшими государственными органами в стране были Государственный совет, постановления которого имели для царя рекомендательный характер, и Сенат высшая судебная инстанция и толкователь законов. Российская империя представляла собой многонациональное государство, в котором 57% населения составляли нерусские народы, подвергавшиеся в той или иной форме национальному угнетению. Однако раскол российского общества шел, главным образом, не по национальному, а по социальному признаку. Уровень жизни русского народа был не выше, а чаще даже ниже, чем других народов. Буржуазно-демократическая революция. Основными предпосылками для мощного революционного движения были: противоречия между развитием капитализма и пережитками крепостничества. К началу XXв. в России резко обострились противоречия между крестьянством и помещиками, рабочими и капиталистами, самодержавием и национальными окраинами огромной империи. На политической арене страны сложились три основные лагеря: сторонники самодержавия, ядром которых были помещики и крупная буржуазия; либерально-буржуазный лагерь, включавший в основном среднюю буржуазию и интеллигенцию; революционно-демократический лагерь, в который входили пролетарии, крестьяне и др., которые являлись основой революционного брожения в стране. Задачи революции: свержение самодержавия, установление демократических свобод; ликвидация помещичьего землевладения; уничтожение сословного строя и провозглашение демократической республики. Особенности революции: Рабочие и крестьяне - главные силы революции, революция была пролетарской. Революция 1905-1907 гг. отличалась от буржуазных революций по роли в ней буржуазии. Важнейшей задачей революции было решение аграрного вопроса. Реформы Столыпина. Аграрная реформа. Цель: создание широкой прослойки богатых крестьян, упор делался на единоличного собственника, а не на общину.они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли либо государственные, либо выкупленные у помещиков. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другая важшая часть реформы это было переселение крестьян. Основным этапом в решении рабочего вопроса стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании от несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Третьеиюньская монархия. Власть царя теперь ограничивалась Государственной думой. Тем не менее малые полномочия Думы не являлись серьёзным препятствием для правительства. Царь продолжил курс на подавление революционных выступлений. Правительство попыталось расширить опору государственного строя за счёт крупных предпринимателей и зажиточного крестьянства. Такая политика лавирования между различными политическими силами получила название бонапартизма. Новая политика проявилась в III Государственной думе. Это единственная дума, которая проработала полный срок Абсолютного преобладания не имела ни одна партия, поэтому нельзя было в одиночку обеспечить при голосовании утверждение законопроекта. Возможно было два большинства - правооктябристское и октябристско-кадетское. Все политические силы понимали необходимость реформ.

    Билет 19 Первая мировая война: причины, основные театры военных действий. Российское общество и государство в период первой мировой войны.

    Первая мировая война. Причины: экономический империализм, территориальные и экономические притязания, торговые барьеры, милитаризм и автократия, баланс сил, союзные обязательства европейских держав. Основные театры военных действий. 1. Французский театр военных действий. отличалась чрезвычайной динамичностью. Крупные армии обеих сторон активно и быстро маневрировали, чему способствовала насыщенная дорожная сеть района боевых действий. Расположение войск не всегда образовывало сплошной фронт, войска не возводили долговременных оборонительных линий. 2. Русский театр военных действий. Столкновения с германской армией закончились в пользу немцев, и на германской части фронта Россия потеряла часть территории Царства Польского. Поражение России в Восточной Пруссии было морально болезненным и сопровождалось большими потерями. Но и Германия ни в одном пункте не смогла достичь запланированных ею результатов, все ее успехи с военной точки зрения были скромны. Между тем, России удалось нанести крупное поражение Австро-Венгрии и захватить значительные территории. 3. Балканский театр военных действий. На сербском фронте дела шли для австрийцев неудачно. Несмотря на большое численное превосходство, им удалось занять находившийся на границе Белград..Российское общество в Первую мировую войну . Начало войны вызвало взрыв патриотических настроений в обществе. Нараставший вал рабочих забастовок тут же сошел на нет. Организованно прошла мобилизация. Широкое участие буржуазии и общественности заметно ускорило медленный поначалу перевод экономики на военные рельсы. Однако с 1915 г. вновь стало быстро расти революционное движение. Отчасти это объяснялось ухудшением экономической ситуации и военными лишениями. Война принесла огромные человеческие жертвы. Погибло в итоге до 2,3 млн человек, 2,4 млн человек находились в плену. В тылу стала расти инфляция, начались перебои с железнодорожным транс-портом, продовольственным снабжением городов, население испытывало многочисленные бытовые трудности. Наблюдалась невиданная маргинализация общества. До 16 млн человек прошли за годы войны через армию, 5–7 млн были выселены из прифронтовой полосы, эвакуированы на восток. В каждом круп-ном городе возникали конфликты местного населения с беженцами. Тем не менее, вопрекивсе еще бытующим стереотипам, острого экономического кризиса в дореволюционной России не было. Объем промышленного производства рос. Детонатором перелома в массовых настроениях послужили тяжелые поражения на фронте в 1915 г. Они вскрыли неподготовленность страны к длительной войне, шокировали общественность огромными потерями, развеяли иллюзии в скором и победоносном окончании войны, а главное, подорвали веру в силу царя и дееспособность государства. Невиданная дискредитация власти стала главным революционизирующим фактором. Дело заключалось не только в ее нераспорядительности, неумении своевременно обеспечить снабжение армии и навести элементарный порядок в тылу, пресечь невиданные по тем временам воровство и злоупотребления. Российское общество, еще не избавившись от традиционной авторитарно-патриархальной культуры, жаждало сильной руки. Во время войны, когда еще более усилилась централизация и была выстроена мобилизационная экономика, потребность в жестком управлении возросла многократно. Даже в демократической Франции с началом войны был принят закон о военном положении, по которому поддержание внутреннего порядка возлагалось на военные власти, свобода печати, собраний, демонстраций ликвидировалась, вводилась цензура, забастовки и демонстрации фактически запрещались, партии переставали действовать. В России власть демонстрировала отсутствие четкого курса и твердой воли. Государственное регулирование общественной жизни осуществлялось слабо и малоэффективно. Наблюдалась несогласованность действий военных и гражданских властей. С августа 1915 г. Николай II занял пост главнокомандующего. Но отсутствие царя в столице только ослабило центральную власть, привело к еще большей нестабильности правительства. Власть не уважали и не боялись. В обществе распространились настроения озлобленности, апатии и уныния. С 1915 г. оппозиционные настроения, неверие в дееспособность власти нарастали.

    Билет 20 Общенациональный кризис в России. Характер и особенности Февральской буржуазно-демократической революции.

    Общенациональный кризис. Причины : Не завершение процесса трансформации Российской империи в конституционную монархию: отсутствие у общества возможности влиять на власть, ограниченность возможностей Государственной Думы и не подконтрольность правительства Политика не могла выражать интересы не то что большинства, но и сколько-нибудь значительной части населения, что и вызывало стихийное недовольство, а ограничения на публичное выражение протеста привели к радикализации даже парламентской оппозиции. Война поразила систему хозяйственных связей, прежде всего - между городом и деревней. В стране обострилось положение с продовольствием, a решение о введении «продразвёрстки» лишь его усугубило. Цены стремительно росли, опережая рост доходов населения. Широко распространились слухи об измене, проникшей на вершину власти; главной предательницей общественное мнение считало императрицу Александру Фёдоровну. Не менее популярными были и слухи об интимной связи императрицы и Распутина. Трудности со снабжением города хлебом, слухи о скором введении карточек на хлеб привели к исчезновению хлеба. На почве возникшего дефицита хлеба, вспыхнули локальные беспорядки неполитического характера. 23 февраля - 3 марта 1917 г. в России произошла Февральская революция , в результате которой был свергнут царь, упразднена монархия, начались демократические преобразования, переросшие в революционный процесс и гражданскую войну. Движущие силы Февральской революции 1917 г. имели двойственную природу: с одной стороны, она носила массовый, стихийный и народный характер. С декабря 1916 г. началась реализация заговора. В. доме Юсупова был убит Распутин, что сразу лишило царя внутренней опоры. Велась работа среди офицеров Петроградского гарнизона по подготовке военного переворота. В начале февраля 1917 г. в Петрограде был создан дефицит хлеба. Петроградский гарнизон в решающий момент не поддержал царя. События стали развиваться стихийно: прекращение поставок хлеба в Петроград вызвали острое недовольство и стихийные демонстрации; в Международный женский день, в Петрограде началась крупная забастовка, забастовка превратилась во всеобщую; разгром полицейских участков, охранки, нападения на представителей власти, раскол в армии; начинается братание армии и жителей Петрограда; идет разгром окружного суда, тюрем, полицейских участков; в этот же день создаются Временный комитет Государственной; власть в Петрограде полностью переходит в руки Временного комитета Государственной Думы и Петроградского совета; Николай II подписывает отречение от престола за себя и за своего сына Алексея в пользу брата - Михаила Романова. В России начинается двоевластие; Михаил Романов, некоронованный царь Михаил II, отрекается от престола - до созыва Учредительного собрания; Временное правительство издает свой первый документ - Декларацию Временного правительства к гражданам России. В результате победы Февральской буржуазно-демократической революции в феврале - марте 1917 г. в России: была свергнута монархия; фактически было прекращено 304-летнее правление династии Романовых; были провозглашены и непродолжительное время стали реальностью основополагающие права и свободы человека; началось двоевластие - деятельность Временного правительства и советов; начались революционные преобразования, завершившиеся приходом к власти большевиков.

    Билет 21 Политические процессы весны-осени 1917 г. Октябрьский переворот 1917 г. II съезд Советов и его решения.