Организация медицинской помощи детям подросткового возраста в современных условиях. Медицинская помощь детям Организация лечебно профилактической помощи детям таблица

Эффективное формирование и поддержание здоровья детей возможно только при взаимодействии медико-социальных мероприя- тий и последовательной государственной политики в области охраны материнства и детства. В Российской Федерации (РФ) принято более 100 нормативно-правовых актов, направленных на защиту детей. Материнство, детство и семья в соответствии с Конституцией РФ находятся под защитой государства, что означает создание социальноэкономических и правовых предпосылок для нормального развития и воспитания детей. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (1998) предусматривает установление показателей качества жизни детей, включающих минимальный объём социальных услуг, гарантированное и общедоступное бесплатное образование, социальное обслуживание, социальную защиту детей, организацию оздоровления и отдыха, обеспечение питанием в соответствии с минимальными нормами, бесплатное медицинское обслуживание. В РФ ратифицированы Конвенции ООН «О правах ребёнка» и «О ликвидации всех форм дискриминации женщин», проводят государственную социальную политику по защите детей и женщин путём реализации федеральных целевых программ «Дети России», «Планирование семьи» и «Безопасное материнство». Эти программы направлены на сокращение количества нежелательных беременностей и абортов (особенно среди девушек-подростков), снижение уровня гинекологических заболеваний, сокращение материнской и младенческой смертности, восстановление репродуктивной функции женщин, страдающих бесплодием, предотвращение бесплодия у юношей, внедрение в стране мониторинга материнской и младенческой смертности, врождённых пороков развития, а также разработку и внедрение федеральных стандартов оказания медицинской помощи. Достижение эффекта от принятых программ возможно при условии оздоровления окружающей среды, развития социальной инфраструктуры и создания условий для здорового образа жизни. Медико-демографический мониторинг показывает, что осуществляемые государством меры не сдерживают отрицательного влияния социально-экономических факторов на качество жизни детей, система льгот и пособий, в том числе для детей-инвалидов, не компенсируют темпов роста стоимости жизни. В последнее время отмечают ухудшение здоровья детей и подростков, снижение показателей их физического развития и полового созревания, рост общей заболеваемости и высокий уровень социально значимых болезней. Последние связаны с неблагоприятными социально-бытовыми факторами и экологическими воздействиями, неполноценным питанием, несвоевременной медико-психологической и педагогической коррекцией. В связи с этим перспективным можно считать внедрение малозатратных и развитие стационарозамещающих технологий, ликвидацию имеющихся диспропорций и выполнение целевых программ. Создана развитая сеть перинатальных центров, в родильных домах открыты палаты интенсивной терапии для новорождённых, оснащён- ные современным оборудованием, включая аппараты искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ), для проведения эффективной первичной реанимации новорождённых, внедряются современные технологии по выхаживанию новорождённых с малой массой тела, разрабатываются вопросы диагностики и лечения внутриутробных инфекций (ВУИ), совершенствуется пренатальная диагностика врождённых аномалий развития и многих наследственных заболеваний. Ранняя диагностика,


предоперационная подготовка и экстренная хирургическая помощь детям с врождёнными пороками сердца (ВПС) значительно улучшают исходы в этой группе новорождённых. Новорождённых обследуют на фенилкетонурию, врождённый гипотиреоз, муковисцидоз, галактоземию, адреногенитальный синдром. Работают медико-генетические отделения и кабинеты, консультативно-диагностические подразделения, что позволяет совершенствовать медицинскую помощь беременным и детям, предотвращать инвалидизацию детей.

Стратегическая основа рождения и воспитания здорового ребён- ка - профилактика. В этой области важное место во всех возрастных группах занимает первичное звено медицинской помощи - врач-педиатр поликлиники. Профилактические осмотры - первый и обязательный этап диспансеризации детского населения. Их цель - раннее выявление заболеваний и проведение комплекса профилактических, лечебно-оздоровительных и медико-социальных мероприятий. Объём и содержание профилактических осмотров должны соответствовать возрастному физическому и нервно-психическому развитию ребёнка. Профилактический осмотр проводят поэтапно.

Важное место в работе педиатра занимает постоянный контроль за состоянием здоровья детей 1-го года жизни: регулярные осмотры с оценкой физического и психического развития, рекомендациями по питанию, с коррекцией выявленных нарушений, профилактическими прививками. Педиатр осматривает новорождённого на дому в течение первых двух дней после выписки ребёнка из роддома, затем через день после первого посещения, на 14-е и 21-е сутки жизни и в возрасте 1 мес (в детской поликлинике). В период новорождённости по показаниям обеспечивают консультации специалистов на дому и проводят вакцинацию против туберкулёза, если её не сделали в роддоме.

В 1 мес в условиях поликлиники по итогам заключений врача-неонатолога роддома, участкового педиатра и специалистов (невролога, офтальмолога и хирурга-ортопеда) определяют группу здоровья ребён- ка. Матерей обучают проведению комплексного массажа и методам профилактики рахита. Проводят разъяснительную работу по обеспечению грудного вскармливания и рационального докорма детей. При отсутствии у матери молока контролируют схему искусственного вскармливания.

В последующие месяцы первого полугодия жизни (также в условиях детской поликлиники) детей осматривает участковый педиатр ежемесячно (далее в 8, 10 и 20 мес). Он корригирует питание ребёнка, проведение профилактических прививок, даёт рекомендации по закаливанию, контролирует нервно-психическое развитие. Если ребёнок заболел, его обязательно консультируют специалисты. При необхо-

димости обеспечивают активное наблюдение участкового педиатра и врачей круглосуточной медицинской помощи на дому.

В 3 мес проводят скрининговое лабораторное обследование, ребён- ка осматривают специалисты (невролог, офтальмолог, хирург-ортопед), оформляют заключение по показаниям и противопоказаниям к проведению профилактических прививок.

Участковый педиатр с учётом перенесённых заболеваний и данных осмотра тех же специалистов делает новое заключение о состоянии здоровья ребёнка в 1 год.

На 2-м году жизни детей профилактические осмотры проводят дважды (в 1,5 и 2 года), в последующем - ежегодно.

В возрасте 3 лет перед поступлением в детское дошкольное учреждение детей осматривают педиатр и врачи-специалисты; проводят лабораторное обследование, при этом оценивают нервно-психическое и физическое развитие, определяют группы здоровья и распределяют их по медицинским группам для занятий физической культурой. Затем, в 5 и 6 лет, проводят то же обследование, что и в 3 года, и определяют функциональную готовность детей к обучению в школе. В 8 лет при полном диспансерном осмотре оценивают адаптацию к обучению в школе, в 8-14 лет также контролируют состояние здоровья по мере прохождения школьной программы. В программу профилактических осмотров 6- и 12-летних детей включают электрокардиографию (ЭКГ).

Комплексный осмотр врачами-специалистами (офтальмологом, хирургом-ортопедом, отоларингологом, стоматологом, неврологом и другими специалистами при наличии показаний) обязателен для детей в 1, 3 года, 5, 6, 8, 10, 12 и 14 лет. Ежегодно детей осматривают стоматолог и педиатр, врачи других специальностей - по показаниям. Наблюдение за подростками осуществляют в полном объёме в условиях поликлиники до 17 лет, включая помощь психолога.

Особое внимание уделяют профилактике гинекологических и экстрагенитальных заболеваний у девочек-подростков, по показаниям их осматривает детский гинеколог.

Улучшение консультативно-диагностической работы с детьми заключается в увеличении доступности для них квалифицированной специализированной медицинской помощи, уменьшении экономи- ческих затрат, организации дневных стационаров для быстрого уточнения диагноза и сокращения сроков пребывания в стационаре.

Диспансерное наблюдение особенно тщательно проводят за детьми, имеющими факторы риска возникновения заболеваний (вторая группа здоровья) и хронические заболевания (третья группа здоровья), с включением комплекса профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий и медико-педагогической коррекции. Реабилитацию

осуществляют в центрах и отделениях восстановительного лечения, а также в специализированных санаториях.

Детям с хроническими заболеваниями, относимым к группам риска, и с необычными реакциями и поствакцинальными осложнениями вакцинопрофилактику проводят с использованием оптимальных режимов после консультации со специалистами и с учётом результатов клинических, функциональных и лабораторных исследований.

Известно, что правильное питание имеет важнейшее значение для развития детского организма. К современным негативным тенденциям относят уменьшение количества детей, находящихся на грудном вскармливании, увеличение распространённости заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Пропаганда естественного вскармливания и применение различных видов стимуляции лактации - важное звено в системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости. В этой работе используют основные положения совместной Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания».

Молочно-раздаточные пункты по рецептам врачей обеспечивают детей бесплатными молочными продуктами. В связи с высокой распространённостью заболеваний органов пищеварения необходим тщательный медико-санитарный надзор за питанием школьников. Развитие индустрии детского питания позволяет обеспечивать детское население, особенно первых 3 лет жизни и детей с хроническими заболеваниями, специальными продуктами питания, включая лечебные.

При заболевании ребёнка наблюдение и обследование в полном объ- ёме обеспечивают на догоспитальном этапе, при необходимости ребён- ка направляют в стационар, в том числе в специализированные отделения. С целью оказания квалифицированной помощи детям в течение суток функционируют служба круглосуточной медицинской помощи на дому, станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Комплексное решение проблем организации помощи детям-инвалидам включает социально-педагогические, психологические и медицинские аспекты и способствует социальной ориентации детей и их интеграции в общество.

Амбулаторно-поликлиническую помощь детскому населению оказывает детская поликлиника, которая может быть самостоятельной или входить как структурное подразделение в объединенную детскую больницу. В районе прикрепления детская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно (14 лет 11 мес 29 дней). Оказание медицинской помощи предусмотрено в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах. 75-85% детей начинают и заканчивают лечение в условиях детской поликлиники.

Работа детской поликлиники строится в соответствии с общими принципами лечебно-профилактической помощи (участковый принцип обслуживания и диспансерный метод работы). На педиатрическом участке - не более 700-800 детей от рождения до 14 лет включительно. Несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи в детской поликлинике (хирург, ортопедтравматолог, отоларинголог, психоневролог, офтальмолог, аллерголог и др.), ведущей фигурой остается участковый педиатр. Более 60% всех посещений приходится на долю участкового педиатра.

Все больные дети должны получать медицинскую помощь только на дому, поэтому непосредственно в детскую поликлинику обращаются лишь здоровые дети или имеющие хронические заболевания вне обострения. Более 90% всех посещений ребенка на дому приходится на долю участкового педиатра.

В задачи участкового педиатра, кроме оказания лечебной помощи, входит профилактическая работа со здоровыми детьми и имеющими хроническую патологию и нуждающимися в диспансерном наблюдении. Участковый педиатр должен знать особенности развития и формирования здоровья ребенка, условия воспитания здорового ребенка, вопросы профилактики возникновения и неблагоприятного течения заболеваний, особенно в раннем возрасте, роль и значение условий и образа жизни семьи. По существу, хороший участковый педиатр - это детский семейный врач.

Участковый педиатр обязан поддерживать постоянную связь с акушерско-гинекологическими учреждениями и обеспечивать преемственность в наблюдении за детьми, особенно при наличии факторов риска. Профилактическая работа в детской поликлинике со здоровыми детьми включает в себя профилактические осмотры участковым педиатром, когда родителям дают рекомендации по питанию, уходу за детьми, их физическому воспитанию, закаливанию, осмотры врачами-специалистами, проведение лабораторно-диагностического обследования и профилактических прививок.

Комплексные медицинские осмотры дают возможность выявлять заболевания на ранних стадиях, своевременно проводить лечение и соответственно предотвращать развитие хронического процесса.

Особое внимание должно быть уделено часто (4 заболевания в год и более) и длительно (более 40 дней в году) болеющим детям, поскольку у этих детей чаще развиваются различные хронические заболевания.

Дети 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья, имеющие хроническое заболевание различной стадии компенсации, находятся под диспансерным наблюдением педиатра и специалистов.

Профилактическая работа как со здоровыми, так и с больными детьми включает в себя санитарно-просветительную работу, гигиеническое воспитание, эффективность которых в значительной мере определяется наглядностью и убедительностью. Санитарно-просветительные беседы проводятся и во время приема в поликлинике, и при посещении на дому, и на специальных занятиях. Большую роль в санитарно-просветительной работе играют кабинеты здорового ребенка, где родителей обучают основным правилам воспитания здорового ребенка, пропагандируют основы здорового образа жизни.

По результатам комплексных медицинских осмотров определяется группа здоровья у каждого ребенка.

Работа врача по системе «единого педиатра» была введена в нашей стране в 1952-1953 гг. Ребенок от рождения до 14 лет включительно наблюдается участковым педиатром в детской поликлинике. До 1953 г. дети первых 3 лет жизни наблюдались микропедиатром, работающим в детской консультации, а дети старше 3 лет - макропедиатром в детской поликлинике. Внедрение системы «единого педиатра» позволило ввести динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей (до 14 лет включительно), но увеличило число контактов детей раннего возраста с более старшими детьми, что, естественно, способствовало росту заболеваемости. В связи с этим в работе детской поликлиники появился ряд принципиальных особенностей.

Во-первых, детскую поликлинику должны посещать только здоровые дети или страдающие хроническим заболеванием и не представляющие опасности в смысле распространения инфекции. Заболевшим детям медицинская помощь должна оказываться на дому до выздоровления.

Во-вторых, при посещении детской поликлиники все дети должны проходить через фильтр, где, как правило, дежурит наиболее опытная медсестра. На основании опроса о состоянии здоровья ребенка и причин посещения поликлиники, осмотра его кожи и зева, а при необходимости и термометрии она решает вопрос о возможности посещения поликлиники ребенком. В случае необходимости ребенка направляют в бокс, где его осматривает дежурный врач.

В-третьих, детей первых лет жизни, наиболее подверженных различным заболеваниям, целесообразно принимать в определенные дни недели.

В детской поликлинике есть школьно-дошкольное отделение, штаты которого устанавливаются из расчета 1 педиатр на 180-200 детей ясельного возраста, на 600 детей дошкольного возраста, на 2000 детей школьного возраста, на 200 детей в санаторных яслях, яслях-садах и садах, на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах; 1 медсестра на 100 детей, воспитывающихся в детских

садах, на 700 детей, обучающихся в школах, на 50 детей, воспитывающихся в санаторных детских садах, на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах.

Рабочие места этих сотрудников находятся в соответствующих учреждениях, где организуют медицинское наблюдение за детьми, а в самой детской поликлинике располагается кабинет заведующего школьно-дошкольным учреждением.

Важным принципом работы детской поликлиники является оказание лечебной помощи детям с острыми заболеваниями на дому. Во время посещения больного ребенка на дому педиатр ставит предварительный диагноз заболевания, определяет тяжесть состояния ребенка, решает вопрос о возможности лечения на дому или в условиях стационара.

При организации стационара на дому поликлиника обеспечивает больного бесплатными медикаментами, при необходимости организует пост медсестры или посещения медсестрой несколько раз в день; врач посещает ребенка по показаниям, но не реже 1 раза в день до выздоровления.

Большой объем медицинской помощи на дому осуществляет врач скорой медицинской помощи. Ему, как правило, приходится сталкиваться с довольно тяжелой патологией, поскольку вызовы поступают по поводу внезапного заболевания (гипертермия, боли в животе, рвота, травмы, отравление и т.д.). В ряде случаев заболевшие дети нуждаются в госпитализации.

В последнее время развивается специальность «семейный врач» - врач общей практики, который наблюдает за здоровьем всех членов семьи, детей и взрослых.

Детские больницы различают по профилю (многопрофильная и специализированная), по системе организации (объединенная и необъединенная), по объему деятельности (различная коечная мощность). Детская больница включает в себя профильные отделения (педиатрическое, хирургическое, инфекционное), а те, в свою очередь, отделения по возрасту до 3 лет и по полу среди детей старше 3 лет. Кроме того, в больнице имеется лабораторно-диагностическая служба, патологоанатомическое отделение.

Приемное отделение в детских больницах состоит из приемно-смотровых боксов, число которых должно быть не менее 3% обще- го числа коек больницы. Кроме того, при приеме детей необходимо иметь сведения из санэпидотдела (санэпидцентра) о наличии

или отсутствии контактов с больными инфекционными заболеваниями и от педиатра о перенесенных детских инфекциях. Это позволяет правильно решить вопрос о госпитализации ребенка. В целях ограничения распространения внутрибольничной инфекции целесообразно предусматривать палаты на 1-2 койки для детей до 1 года, а для более старших детей не более чем на 4 койки.

Не меньшее внимание в детских больницах должно уделяться питанию, прежде всего особое внимание уделяют питанию детей первых лет жизни. Режим дня должен соответствовать возрасту ребенка.

Воспитательная и педагогическая работа с больными детьми является неотъемлемой частью лечебно-профилактической деятельности стационара и направлена на создание лечебно-охранительного режима. Матерей следует привлекать к уходу за детьми и шире практиковать госпитализацию детей в первую очередь первых 2-3 лет жизни вместе с матерями.

В процессе реформирования здравоохранения происходит сокращение числа коек не только для взрослых, но и в детских больницах, особенно в инфекционных. В то же время происходит некоторое увеличение числа специализированных коек.

Особое место в воспитании здорового ребенка принадлежит системе общественного воспитания и медицинской помощи в дошкольных учреждениях и школах.

Все учреждения общественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста подразделяются в зависимости от возраста, состояния здоровья детей и социального положения семьи.

Типовым учреждением по воспитанию детей дошкольного возраста является детское дошкольное учреждение ясли-сад.

Существуют учреждения открытого типа (детские ясли, сады и школы), в которых дети проводят часть дня, и закрытого типа (дом ребенка, детский дом и школа-интернат), где дети относительно долго (или постоянно) находятся без родителей. Учреждения закрытого типа предназначены для воспитания и обучения детей-сирот, детей одиноких матерей, подкинутых детей, а также детей, родители которых лишены родительских прав.

Врач-педиатр, осуществляющий медицинскую помощь детям в подобных учреждениях, должен:

Осматривать всех вновь поступающих детей и рекомендовать комплекс медико-педагогических мероприятий, направленных на скорейшую адаптацию;

Проводить лабораторно-диагностическое обследование детей;

Осуществлять постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием;

Обеспечить проведение профилактических прививок;

Организовать комплексные осмотры врачами-специалистами;

Принимать активное участие в распределении детей на группы и классы в соответствии с анатомо-физиологическими и нервнопсихическими особенностями;

Проводить комплекс профилактических мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний.

Среди мероприятий по снижению заболеваемости детей необходимо уделять большое внимание профилактике тяжело протекающей адаптации к дошкольному учреждению.

Не меньшая роль в снижении заболеваемости детей принадлежит индивидуальной работе с часто болеющими детьми, а также с детьми, имеющими хронические заболевания.

Медицинская помощь женщинам и детям, проживающим в сельской местности, как и всему населению, оказывается поэтапно.

На 1-м этапе (сельский врачебный участок) обеспечивается в основном профилактическая, противоэпидемическая и в небольшом объеме лечебная помощь детям. В стационар сельской участковой больницы госпитализируются в основном дети с легкими формами заболевания, в тяжелых случаях помощь оказывают в центральной районной больнице, поскольку маломощные сельские участковые больницы недостаточно обеспечены врачами-педиатрами и помощь детям нередко оказывает терапевт.

Фельдшерско-акушерские пункты обеспечивают амбулаторно-поликлиническую помощь в основном беременным и детям первых лет жизни. В этих учреждениях работает фельдшер или патронажная медсестра.

Основным этапом оказания медицинской помощи детям всего района служит центральная районная больница (2-й этап). Работой больницы руководит районный педиатр, а в крупных районах вводится должность заместителя главного врача по детству и родовспоможению.

Еще достаточно высока доля детей, нуждающихся в лечении в соматических, общехирургических, инфекционных отделениях, но направленных на лечение в областные детские и общие больницы.

В соответствии с рекомендациями специалистов в центральных районных больницах целесообразно сосредоточить около 70% всего коечного фонда для детей, около 10% - в участковой больнице, а оставшиеся 20% коек предусмотреть для госпитализации детей в областном центре.

На педиатров и акушеров областного центра, кроме обеспечения высококвалифицированной специализированной медицинской помощи, возлагаются функции кураторов сельских районов в проведении организационно-методической и лечебно-консультативной работы.

Одной из важных, но еще далеко не решенных проблем остается организация медицинской помощи подросткам. В последнее время оказание амбулаторно-поликлинической помощи возлагается на детские поликлиники, следовательно, на врачей-педиатров. До этого при поликлиниках для взрослых функционировали подростковые кабинеты (они сохранились при ряде поликлиник).

Как отмечено в национальном проекте «Здоровье», на первых этапах основное внимание и организационные меры направлены на коренное улучшение наиболее массовой - первичной медицинской помощи. Однако не забыта и стационарная медицинская помощь. Акцент здесь поставлен на повышение ее качества за счет улучшения организации, усиления специализированных ее видов, особенно интенсивного внедрения высоких медицинских (т.е. сложных, дорогостоящих) технологий, создание современных ди- агностических и лечебных центров на всей территории нашей страны. Предполагается построить не менее 15 таких центров уже в ближайшие годы, модернизировать устаревшую материально-техническую, ресурсную базы стационаров. Предполагается также последовательное существенное повышение заработной платы работникам больничных учреждений с тем, чтобы через небольшое число лет их материальное положение не отставало от участковых терапевтов, педиатров, работников «скорой медицинской помощи».

В национальном проекте «Здоровье» большое внимание уделено охране материнства и младенчества - педиатрической и акушерско-гинекологической помощи. Будет достигнуто массовое обследование новорожденных для улучшения диагностики и особенно

выявлению наследственных заболеваний, что скажется на сокращении инвалидизации детей. Начата работа по обеспечению стационарных учреждений родовспоможения современным диагностическим и лечебным оборудованием; запланировано строительство 20 перинатальных центров. Уже в 2006 г. готовится по современным программам почти 5 тыс. участковых терапевтов и педиатров, 1500 врачей общей практики (семейной врач); в 2007 г. это число увеличится более чем на 1 тыс. специалистов. Значительно увеличиваются средства федерального бюджета по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и родов (10,5 млрд - руб. в 2006 г. и 14,5 млрд руб. в 2007 г.). Вводятся родовые сертификаты. За каждый такой сертификат в случае благоприятных родов женская консультация получает 2 тыс. руб., а родильный дом - 5 тыс. руб. Это не только скажется на качестве медицинской помощи и ко всему повышении рождаемости, но и на заработной плате медицинских работников этих учреждений. В 2007 г. размер сертификатов увеличится, и будет выделяться 2 тыс. руб. детской поликлинике за диспансерное наблюдение каждого ребенка.

Родовые сертификаты выделяются и самим женщинам - с 30 недели беременности. Стоимость родового сертификата в женской консультации увеличится до 3 тыс. руб., в родильных домах - до 7 тыс. руб. Вводятся также специальные пособия - 1,5 тыс. руб. за первого ребенка и 3 тыс. руб. - за второго или 40% заработной платы. Введен материальный сертификат при рождении - на ипотеку, образование ребенка или в накопительную часть пенсии. Воспользоваться сертификатом возможно по достижению ребенком 3 лет.

Принципы организации лечебно – профилактической помощи детям в поликлинике: основные направления работы участкового врача. Диспансеризация здорового ребёнка, её цели и задачи.

После рождения ребёнка родильным домом передаётся соответствующее извещение в детскую поликлинику по месту жительства и в течении 1 – 2 дней после выписки ребёнка посещают участковый врач и мед. Сестра – патронаж н/рожденного, осмотр, изучением документации родильного дома, оценку состояния лактации у матери, инструктаж по технике вскармливания и уходу. В первый месяц – 3 раза (по необходимости ежедневно). Далее один раз в месяц в поликлинике: оценка состояния здоровья, физических и психических нарушений, проведения мероприятий препятствующих возникновению наиболее частых заболеваний детей первого года – рахита, анемии, расстройства питания, + контроль за проведением прививок, + осмотр хирург – ортопед, офтальмолог, невропатолог. Здоровых детей второго года жизни педиатр наблюдает не ранее один раз в квартал, а на третьем году – не ранее один раз за полугодие. В дальнейшем – ежегодно проводится диспансеризация в поликлиниках. Дети, посещая детских участковых находятся под наблюдением участкового педиатра и врача соответствующего детского участка. Активные профосмотры в период подготовки ребёнка к школе (с трёх лет) для выявления заболеваний, нарушений и заблаговременное их лечение. Консультации стоматолога, невропатолога, окулиста, отоларинголог, хирург – ортопед и другие специалисты по показаниям. Детей состоявших на учёте по каким – либо заболеваниям углублено исследуется ежедневно. При возникновении острых или хронических заболеваний при необходимости посещать ежедневно.

Организация вакцинопрофилактики в условиях детской поликлиники. Календарь профилактических прививок. Правило подготовки детей к вакцинации. Приказ МЗ РФ № (375) № 229 от 27.06.2001.

В первые 12 часов – НВV,

3 – 7 день – tbc,

1 месяц – НВV – вторая прививка,

3 месяц – коклюш, дифтерия, столбняк, полиемилит,

4 – 5 месяц - коклюш, дифтерия, столбняк, полиемилит – вторая прививка,

6 месяц - коклюш, дифтерия, столбняк, полиемилит – третья прививка, НВV – третья,

12 месяц – корь, краснуха, паротит.

18 месяц – ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиемилита.

20 месяц – ревакцинация полиемилита – 2,

6 лет – ревакцинация против кори, краснухи, паротита.

7 лет – ревакцинация tbc, дифтерии – 2, столбняка – 2.

13 лет – девочек – краснуха, ранее не привитые против НВV.

14 лет – 3 ревакцинация против дифтерии, столбняка, tbc, полиемилита.

Взрослые против дифтерии, столбняка вакцинируются каждые 10 лет.


Подготовка заключается в лечении обострений острых и хронических заболеваний.

Приказ № 375. основные положения об организации и проведении профилактических прививок.

14 профилактические прививки проводятся в медицинских учреждениях государственных, муниципальных, частных системах здравоохранения.

15 Отвечающим является руководитель медицинского учреждения (им установлен порядок проведения прививок).

16 Используются вакцины зарегистрированные в РФ.

17 Транспортировка осуществляется с соблюдением требований *холодовой цели*

18 Приглашает мед. Сестра в определённый для прививки день.

19 Перед проведением – медицинский осмотр, для исключения острых заболеваний.

20 В строгом соответствии с показаниями и противопоказаниями к проведению прививок согласно инструкции.

21 Проведение в прививочных кабинетах с соблюдением санитарно – гигиенических требований.

22 В помещении должен быть холодильник, шкаф для инструментов и мед. веществ, биксы со стерильным материалом, медицинская кушетка, стол для подготовки препаратов, стол для хранения документов.

24 Каждому отдельным шприцем и отдельной иглой

25 БЦЖ вакцину и туберкулин – в отдельных помещениях.

26 Проводить обученными медицинскими работниками.

27 Проводят семинары для врачей и средних медицинских работников по теории и технике проведения с обязательной сертификацией.

28 Запись о проведенной прививке – в рабочем журнале прививочного кабинета, истории болезни ребёнка.

Основные принципы организации стационарной помощи детям.

Основная задача стационара – создание необходимых условий для улучшения лечения, повышение качеств медицинской помощи детям. Своевременная диагностика, лечебно – охранительный режим, санитарно – гигиенический режим.

Приёмный покой – организован по системе изолированных и смотровых боксов. Санпропускник может быть общим, состоит из раздевальной, ванно – душевой. Для детей с не выявленным диагнозом – изоляционное отделение (боксы, полубоксы, одиночные палаты). Для оказания экстренной помощи ПИТ. Работает метод направл. Историй болезни детей с неинфекционными заболеваниями из поликлиники в стационар.

Заполняются истории болезни, ставится диагноз, назначается лечение, уход, питание. Затем проходит санитарную обработку. Все отделения больницы каждое утро отправляют в стол справок данные о ребёнке. Проводится специализация отделений для максимальной квалифицированной медицинской помощи.

Отдельные патологии детей раннего возраста – госпитализация детей с облит. Бронхо лёгочной патологией вместе с матерью в боксированные палаты. Но можно и боксы на 2 – 4 койки. Правильное размещение коек. Тщательная организация пищевого режима, контролировать суточное потребление воды, проветривание и дезинфекция помещений. Разобщение палат и место нахождения сестры – стеклянное. Врачам – ординаторские. Буфетные с плитой и холодильником. Отдельная комната для кормящих матерей.

Для детей старшего возраста – размещение по возрастному полу и заболеванию. В отдельные палаты – дети с ЖКТ, заболеваниями неясной этиологии. Если мама сопровождала её уход нужно сделать менее заметным. Приём должен быть такой чтобы ребёнок легче и быстрее привык к новой среде. Уделить ему больше внимания.

Режим дня: 7-00 – измерение температуры, уборка, проветривание. 7-30 – первый завтрак,

10-30 – второй, с 9 – 13 врачебный обход, медицинские манипуляции. 13 – 14 обед, 14-30 до 16 – сон, 16-00 – полдник, 16-30 – занятие с педагогами. 17-30 – измерение температуры. 18-00 – ужин. 19-00 – вечерний туалет. 19-30 – сон.

1 раз в пять дней гигиеническая ванна, смена белья.

Медикаменты хранят в шкафу на разных полках, этикетки с чёткими надписями. Специальный шкаф для хранения ядовитых и сильнодействующих веществ. Использованные препараты регистрируются в журнале.

Организация медицинской помощи детям определяется вступившим в действие ] января 2012 г. Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Законом определены основные принципы охраны здоровья: государственные гарантии и ответственность органов власти, местного самоуправления, должностных лиц при обеспечении прав в сфере охраны здоровья, социальная защищенность граждан при утрате здоровья, доступность и КМП, недопустимость отказа в ней, приоритет интересов пациента при ее оказании и профилактики, соблюдение врачебной тайны.

Эти принципы в полной мере относятся и к охране здоровья детей. В законе в качестве главного принципа впервые определена приоритетность охраны здоровья детей - одно из важнейших и необходимых направлений деятельности государства, создающее условия для оптимального физического и психического развития детей. Дети, независимо от их семейного и социального благополучия.

должны иметь надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья и права па оказание медицинской помощи.

Органы власти различного уровня в соответствии с полномочиями разрабатывают и реализуют программы по профилактике, раннему выявлению и лечению заболеваний, снижению младенческой и детской смертности, формированию у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни и принимают меры по обеспечению детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с полномочиями создают детские медицинские организации с обеспечением благоприятных условий пребывания, в том числе детей-инвалидов, и пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру для организованного отдыха, оздоровления детей и восстановления их здоровья.

Важнейший компонент системы охраны здоровья - обеспечение доступности и КМП. Основные механизмы его реализации:

Организация медицинской помощи детям с максимальной приближенностью к месту жительства или обучения;

Наличие необходимого числа медицинских работников с достаточно высоким уровнем квалификации;

Соблюдение порядка оказания и стандарта медицинской помощи;

Предоставление гарантированного объема медицинской помощи согласно ПГГ;

Транспортная доступность медицинских учреждений для всех групп населения. в том числе инвалидов;

Беспрепятственное использование медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента при показаниях в ближайшую медицинскую организацию.

Порядок оказания медицинской помощи определен статьей 37 Федерального Закона ОТ 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ-

Медицинскую помощь оказывают в соответствии с порядком, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями с 2013 г. Порядок оказания медицинской помощи утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минздрав России). Порядок оказания медицинской помощи разработан по отдельным ее видам, профилям. заболеваниям или состояниям п включает:

Этапы оказания медицинской помощи;

Правила деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения. врача);

Стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

Штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

Иные положения, исходя из особенностей оказания медицинской помощи. Педиатрическую помощь осуществляют в соответствии с приказом Минздрава

России *Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» (от 16 апреля 2012 г. № 366н). Порядок устанавливает правила оказания педиатрической помощи медицинскими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Виды медицинской педиатрической помощи:

Скорая, в том числе скорая специализированная;

Специализированная, в том числе высокотехнологичная.

Условия оказания медицинской педиатрической помощи:

Вне медицинского учреждения (по месту вызова бригады скорой медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

Амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника;

В дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения):

Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

В рамках скорой, в том числе скорой специализированной, педиатрическая помощь при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» (от 1 ноября 2004 г. № 179) с изменениями, внесенными приказами Минздравсоцразвития России от 2 августа 2010 г. № 586н и от 15 марта 2011 г. № 202н. При оказании скорой медицинской помощи при необходимости осуществляют медицинскую эвакуацию, включая саннтарно-авиационную и санитарную. Скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь оказывают в экстренной и неотложной форме вне медицинской организации, в амбулаторных и стационарных условиях.

Бригада СМП доставляет детей с детскими болезнями, осложнившимися угрожающим жизни состоянием, в медицинскую организацию, имеющую отделение или блок (палату) реанимации и интенсивной терапии для круглосуточного наблюдения и лечения детей. При наличии медицинских показаний после устранения угрожающего жизни состояния ребенка переводят в педиатрическое отделение (койки), а при его отсутствии - в терапевтическое отделение для дальнейшего лечения.

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь детям оказывается врачами-педиатрами и врачами-специалистами в стационаре (в том числе дневном) и включает профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, медицинскую реабилитацию.

Плановую педиатрическую медицинскую помощь оказывают при профилактике, заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни ребенка. не требующих экстренной и неотложной помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния ребенка, угрозу его жизни и здоровью.

Детей по медицинским показаниям направляют на восстановительное лечение в соответствии с Порядком организации медицинской помощи по восстановительной медицине, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 9 марта 2007 г. № 156.

Медицинские организации (их структурные подразделения), оказывающие педиатрическую помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями к Порядку оказания педиатрической помощи.

Один из важнейших вопросов современной педиатрии в нашей стране – это охрана здоровья детей , которая основывается на общих принципах организации лечебно-профилактической помощи: доступности, бесплатности, участковости медицинской помощи, применении диспансерного наблюдения , последовательности амбулаторной и стационарной помощи, этапности медицинского обеспечения.

В основу участкового принципа положено деление территории населенных пунктов на участке таким образом, чтобы на одном участке проживало не более 800 детей в возрасте до 15 лет, из них до 100 детей 1-го года жизни. Медицинская помощь детям предоставляется участковым педиатром и медицинской сестрой.

Этапность и последовательность медицинского обеспечения – это оказание медицинской помощи детям в определенном порядке. Сначала ребенка обследует участковый врач с привлечением (при необходимости консультаций) специалистов узкого профиля. Для дальнейшего обследования и лечения ребенка направляют в районную или городскую больницу, далее – в областную больницу. При необходимости медицинская помощь может быть оказана в центрах охраны материнства и детства и научно-исследовательских институтах. Последним этапом помощи детям является реабилитационно- оздоровительные учреждения (санатории и курорты).

В нашей стране для оказания медицинской помощи создана мощная сеть детских лечебно-профилактических учреждений. Во всех областных центрах и больших городах дети получают общую и профильную помощь в многопрофильных детских больницах. В состав этих лечебных учреждений входят кардиологическое , пульмонологическое, гастроэнтерологическое,нефрологическое и другие отделения, а также отделение интенсивной терапии и реанимации, отделение патологии новорожденных, отделение выхаживания недоношенных детей и тому подобное.

2.Принципы организации лечебно-профилактической помощи детям.

Ведущим учреждением в оказании лечебно-профилактической помощи детям является детская поликлиника. Работает поликлиника с участковым принципом. Работа врача и медицинской сестры на участке включает непрерывное динамическое наблюдение за детьми, начиная с рождения, оказания медицинской помощи детям с острыми и хроническими заболеваниями, диспансеризацию детей из групп риска, детей, перенесших острые заболевания, и детей с хронической патологией.

Врачи-педиатры проводят профилактические и противоэпидемические мероприятия, направленные на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития детей , на снижение заболеваемости и смертности, подготовке и проведении прививок. Кроме того, важным аспектом деятельности врача-педиатра и медицинской сестры является санитарно-просветительная работа и правовая защита детей.

Эффективные профилактические мероприятия на участке начинаются еще до рождения ребенка . Участковая медицинская сестра осуществляет дородовый патронаж беременной в течение 10 дней после получения уведомления о беременной из женской консультации. Она проводит беседу о значении режима дня и питания женщины для развития плода и процесса родов. Вторично медицинская сестра посещает будущую мать на 32-й неделе беременности с целью определения подготовленности семьи к появлению ребенка, наличия необходимого для ухода за новорожденным, рассказывает об особенностях его поведения, вскармливания и развития. Врач-педиатр посещает беременную конце беременности только в случае необходимости.

Большое значение в снижении заболеваемости и детской смертности имеет организация обслуживания ребенка после выписки из родильного отделения . Первый патронаж новорожденного ребенка врач-педиатр и медицинская сестра проводят в течение первых 3 дней после получения уведомления. Цель первого посещения – определить состояние здоровья ребенка, оценить его физическое и нервно-психическое развитие. Особое внимание следует обратить на поведение ребенка (возбуждение или вялость), активность сосания, состояние кожи (бледность, желтуха, цианоз, сыпь, уплотнения) и пупочного кольца. После тщательного обследования ребенка дают оценку ее состояния, уточняют группу здоровья, намечают оздоровительные мероприятия, составляют план дальнейшего наблюдения за ребенком. Также во время первого посещения необходимо ознакомить мать с правилами вскармливания, купания и ухода за новорожденным, ухода за грудью, техникой сцеживания грудного молока . В течение 1-го месяца педиатр должен трижды осмотреть новорожденного, ребенка из группы риска – не менее чем 4 раза. При повторных посещений новорожденного ребенка участковый педиатр и медицинская сестра убеждаются в правильном ее развития. Особое внимание следует уделить таким детям: недоношенным, близнецам, детям, находящимся на искусственном вскармливании, детям, перенесших асфиксию, родовую травму; больным рахитом, гипотрофией, анемией, диатез, детям, которые часто болеют острыми респираторными заболеваниями. Эти дети относятся к группе повышенного риска, под * ложатся клиническому обследованию вместе со специалистами (невропатологом, окулистом, хирургом, отоларингологом и др.). По индивидуальному графику.

В поликлинике на ребенка оформляется “Карта индивидуального развития ребенка”, которую ведут до наступления 15-летнего возраста. В ней отмечают даты посещений, возраст ребенка, динамику физического и психического развития, особенности вскармливания, нарушения ухода, данные о заболевании.

Дальнейшее наблюдение здоровых детей 1-го года жизни участковый врач-педиатр и медицинская сестра осуществляют ежемесячно в поликлинике. Врач оценивает физическое и нервно-психическое развитие ребенка , состояние различных функциональных систем детского организма. Назначает мероприятия по профилактике наиболее распространенных заболеваний (рахит, анемия и др.). Здоровых детей от 1 до 2 лет педиатр осматривает 1 раз в квартал, от 2 до 3 лет – 1 раз в 6 мес.

В дальнейшем проводится плановая регулярная диспансеризация в поликлиниках. На основании данных обследования, показателей антропометрии и лабораторных исследований врач определяет для каждого ребенка группу здоровья, поскольку от этого зависит объем необходимых лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий. Распределение детей по группам здоровья производится следующим образом. К первой группе относятся дети, не имеющие отклонений в функциональном состоянии основных органов и систем. Острые заболевания у них возникают редко и имеют легкое течение. Физическое развитие детей соответствует возрасту. Ко второй группе относятся дети с функциональными изменениями со стороны одного органа или системы, а также дети 1-го года жизни с отягощенным акушерским анамнезом (гестоз, осложненное течение родов, многоплодная беременность и др.), недоношенностью без выраженных признаков незрелости, неблагоприятным течением раннего неонатального периода. Эти дети часто болеют острыми заболеваниями, процесс выздоровления имеет затяжной характер. В основном они имеют нормальное физическое развитие, но возможны незначительные отклонения в виде дефицита или избытка массы тела. Вероятное отставание нервно-психического развития. К третьей группе относятся дети с хроническими заболеваниями или врожденными аномалиями развития органов и систем в стадии компенсации. Имеющиеся функциональные и патологические изменения основных органов и систем, но без клинических проявлений. Дети редко болеют интеркуррентные заболевания, но ход их усложняется легким обострением основного хронического заболевания. Физическое и нервно-психическое развитие этих детей соответствует возрасту, могут иметь место дефицит или избыток массы тела, низкий рост. Дети четвертой группы имеют хронические заболевания или пороки развития в стадии субкомпенсации, функциональные нарушения одного или нескольких патологически измененных органов или систем. При интеркуррентных заболеваний происходит обострение основного хронического заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия или с затяжным периодом выздоровления. Дети могут отставать в нервно-психическом и физическом развитии. Пятая группа объединяет детей с хроническими заболеваниями или врожденными пороками развития в стадии декомпенсации, что приводит инвалидность ребенка. Имеющиеся врожденные функциональные нарушения патологически измененных органов или систем. Наблюдаются частые обострения основного хронического заболевания.

Участковый педиатр устанавливает сроки проведения профилактических прививок и иммунобиологических проб согласно последним инструкциям. Важно правильно отобрать детей для проведения профилактических прививок. Перед проведением прививок педиатр должен тщательно собрать анамнез и осмотреть ребенка и при необходимости провести подготовку ребенка к прививке. Диспансеризация детей старшего возраста – это динамическое наблюдение и организация лечебно-оздоровительных мероприятий среди детей с выявленной патологией. Все данные о выявленной патологии врач заносит в “Контрольной карты диспансерного наблюдения”, намечает в ней объем и характер необходимых мероприятий, направленных на предупреждение рецидивов заболеваний, фиксирует количество осмотров в течение года.

На педиатрическом участке большое внимание уделяется санитарно-просветительской работе , которая включает индивидуальные и групповые беседы о воспитании здорового, гармонично развитого ребенка, систематическое санитарно-гигиеническое воспитание родителей и других членов семьи, пропаганду здорового образа жизни.

В медицинском обслуживании детского населения важное место занимают стационары, где больным детям оказывается высококвалифицированная медицинская помощь. Детская больница может иметь отделения общего и специализированного профиля, учитывая специфику местных условий, особенности заболеваемости, возрастной состав детей. При организации детских стационаров учитывается, что подавляющее большинство острой патологии у детей имеет инфекционную природу. Учитывая это, доказана необходимость создания условий максимального отделения детей, чего достигают путем организации боксовой или напивбоксовои системы отделений и применение принципа одномоментного заселения палат.

В любом отделении ребенок находится под присмотром врача-ординатора, работа которого заключается в сборе анамнеза, проведении клинического обследования и инструментального исследования, установлении диагноза, лечении ребенка, определении плана реабилитационных мероприятий. При необходимости к обследованию ребенка привлекаются специалисты узкого профиля, работники научных учреждений.

Каждому ребенку назначается индивидуальный режим с учетом тяжести патологии, возраста ребенка, изменения его поведения, количества кормлений. Все это фиксируется в “Истории стационарного больного”, которая оформляется при поступлении ребенка в стационар. Направление детей на стационарное лечение может быть плановым (по направлению участковых педиатров) или экстренным (при самообращению или направления службой неотложной или скорой медицинской помощи).

Соблюдение необходимого для ребенка режима, выполнение назначений возможно только в случае четкой скоординированной работы медицинского персонала отделения. Все необходимые данные о течении болезни, изменения в состоянии ребенка, выполнение назначений врача сообщает медицинская сестра, ее работа должна быть хорошо продуманной, четко отрегулированной и согласованной с действиями других сотрудников, чтобы обеспечить максимально непрерывное наблюдение за больными детьми.

Основные функциональные обязанности палатной медицинской сестры состоят в выполнении назначений врача, проведении туалета больных детей, измерении температуры тела, кормлении детей, наблюдении за их досугом и сном, организации прогулок, помощи врачам при обходе. Во время обхода сестра получает от врача четкие указания об изменении назначений и режима для каждого больного ребенка.

Особое внимание медсестра уделяет строгому соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в отделении, осуществляет контроль за работой младшего медицинского персонала. Она размещает больных в палатах по виду заболеваний, возрасту и полу, следит за цикличностью заполнения палат и соблюдением распорядка дня. Особого внимания требуют тяжелобольные дети. Очередная медицинская сестра следит за дыханием, пульсом, состоянием полости рта, глаз, кожи таких детей, удобно вкладывает, переворачивает, берет их на руки, фиксирует любые изменения в их состоянии, меняет пеленки и белье. В случае ухудшения состояния тяжелобольного ребенка она должна немедленно вызвать врача и до его прихода оказать неотложную медицинскую помощь.

Медицинская сестра следит за правильностью организации питания больных детей, которое должно соответствовать возрасту, характеру заболевания, индивидуальным вкусам ребенка. Даже незначительные нарушения в кормлении могут вызвать ухудшение состояния здоровья.

С детьми постарше проводят воспитательную, а в некоторых стационарах, где пребывание детей длительное, – и учебную работу, которая входит в лечебно-охранительного режима и существенно влияет на эмоциональный тонус ребенка, ускоряя процесс выздоровления.